Соглашение по охране труда в коллективном договоре образец в 2022 году

Автор: | 04.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соглашение по охране труда в коллективном договоре образец в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В течение довольно длительного времени в России действовало постановление Минтруда РФ от 27.02.1995 № 11, в соответствии с которым работодателю рекомендовалось заключить с организацией, представляющей интересы работника (чаще всего с профсоюзом), соглашение по охране труда. В этом соглашении приводился перечень мероприятий, направленных на повышение безопасности труда, указывались сроки, стоимость их выполнения, а также Ф.И.О. и должности сотрудников, ответственных за реализацию соответствующих мероприятий.

Постановление № 11 было отменено приказом Минтруда РФ от 25.03.2013 № 15, в связи с чем такая юридическая категория, как соглашение по охране труда, была исключена из российского правового поля. Однако практическая необходимость в заключении подобных соглашений у работодателей осталась.

Так, в соответствии с поправками к ст. 219 ТК РФ, утвержденными законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ, каждый работник, трудящийся во вредных и опасных условиях, имеет право на гарантии и компенсации, установленные Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашением, контрактом или же локальным нормативным актом. Кроме того, в ст. . 219 ТК РФ установлено, что сотрудник имеет право на рабочее место, соответствующие требованиям охраны труда.

Специфика предоставления некоторых гарантий и компенсаций работникам регулируется положениями ст. 92, ст. 117 и ст. 147 ТК РФ. В каждой из них сказано о том, что работодатель обязан предоставлять работникам установленные гарантии и компенсации в порядке, закрепленном в коллективном договоре, а в ряде случаев и в отраслевых соглашениях.

Поскольку отраслевые соглашения являются правовыми актами, заключение которых чаще всего требует участия органов власти и рассматривается в значительной степени как политический инструмент, существенно большую распространенность в практике кадрового менеджмента имеют коллективные договоры.

По своей правовой природе они близки к соглашениям по охране труда, составляемым в период действия постановления Минтруда № 11, поскольку в них фиксируются обязательства фирмы по проведению мероприятий, посредством которых сотрудникам предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ.

Таким образом, субъектами соглашения по охране труда (в виде коллективного договора) могут быть работодатель с одной стороны и работники либо представляющая их интересы организация с другой.

Как составить соглашение по охране труда — образец

Соглашение по охране труда — ранее действовавший и использовавшийся в российском кадровом менеджменте тип правового акта. С 2013 года его применение перестало быть обязательным. Однако фактическим его «правопреемником» можно считать коллективный договор, который фирмы должны заключать с работниками и профсоюзами, закрепляя свои обязательства по гарантиям и компенсациям для сотрудников.

Ознакомиться со спецификой иных разновидностей документов, используемых в кадровом менеджменте, вы можете в статьях:

  • «Что относится к обязательной кадровой документации»;
  • «Порядок ведения кадрового учета на предприятии».

Цель изменений в разделе Х ТК РФ — персонализация системы управления охраной труда с учетом проведенной оценки профессиональных рисков и специфики производственной деятельности. Это постепенный отказ от формального, списочного подхода в пользу адресной политики.

Поправки в раздел Х Трудового кодекса влекут за собой существенные изменения в системе управлении охраной труда у каждого ИП или юридического лица. Законодатели ставят перед работодателями задачу максимально полно учитывать в положении о СУОТ и политике по охране труда индивидуальные особенности конкретных рабочих мест.

И сейчас у нас есть время изучить новые требования законодательства, разработать необходимые документы и процессы.

Разберем основные поправки:

  • выявление профессиональных рисков,
  • принципы обеспечения безопасности труда,
  • расследование микротравм,
  • единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ,
  • обучение по охране труда,
  • запрет на работу в опасных условиях труда,
  • самообследование,
  • дистанционное видеонаблюдение,
  • электронный документооборот.

Сегодня этому направлению уделяется минимум времени. В основном работодатели реагируют на уже случившееся ЧП. Теперь концепция безопасного производства сдвигается в сторону превентивных мер.

Проанализировав основные и сопутствующие причины производственного травматизма и профзаболеваний, характерные для экономического вида деятельности вашего предприятия, вы сможете понять, какие меры помогут улучшить ситуацию.

Росстат провел анализ видов несчастных случаев (НС) с тяжелым исходом за I полугодие 2020 года в России. Оказалось, что наибольшее число погибших при НС наблюдается при выполнении работ на высоте, но еще больше людей гибнет из-за воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин. Это говорит о том, что оценка рисков не проводилась или была проведена формально, работодатели не сделали выводы о ликвидации опасных процессов, не провели мероприятия по снижению рисков.

Вид несчастного случая с тяжелыми последствиями групповых тяжелых со смертельным исходом
1 Падение с высоты 8 316 63
2 Падение на ровной поверхности одного уровня 0 172 8
3 Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. 9 146 57
4 Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и пр. 6 316 77
5 Попадание инородного предмета в тело человека 0 29 3
6 Воздействие электрического тока 0 15 13
7 Воздействие дыма, огня и пламени 10 23 11
8 Воздействие вредных веществ 2 11 5
9 Повреждения в результате противоправных действий других лиц 2 55 6

Работодатель обязан постоянно улучшать условия труда, для чего нужно ликвидировать опасные технологические процессы или снижать уровень опасности на рабочих местах. При этом нужно правильно расставлять приоритеты при реализации этих мероприятий. Это и есть принцип предупреждения и профилактики.

Новая редакция ТК РФ запретит работу в опасных условиях труда 4-го класса. Если СОУТ выявит такое, работодатель обязан немедленно известить работника, приостановить работу, объявить простой по вине работодателя. За сотрудниками на это время сохраняется место (должность) и средний заработок.

Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторно проведенной СОУТ, которая подтвердит снижение уровня опасности.

  • Напоминаем, класс условий труда может установить исключительно эксперт СОУТ.

Большой прогресс в сфере охраны труда — предложение выдавать средства индивидуальной защиты адресно, с учетом оцененных рисков. Единые типовые нормы бесплатной выдачи станут основой, но конкретный подбор необходимой спецодежды и обуви останется за работодателем.

Поправки в ТК РФ предлагают обеспечивать сотрудников СИЗ с учетом идентифицированных на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, выявленных опасностей, а не в зависимости от профессии.

Поправки в раздел Х ТК РФ вводят механизм самообследования работодателя на соблюдение требований охраны труда. По сути, он уже реализован на портале Онлайнинспекция. Однако функций у самообследования будет больше.

Работодатель сможет проверить себя по уже знакомым чек-листам Роструда и затем задекларировать результаты в ведомстве. Срок действия декларации — от 1 до 3 лет. Если же работодатель не был искренним вовремя самообследования и проверяющие Роструда выявили нарушения по охране труда, декларацию отменят.

Проект поправок предусматривает создание комитетов по охране труда, куда смогут войти как руководители, так и сотрудники. Комитеты будут организовывать мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, проверять условия труда, информировать работников об их правах, обязанностях и значимых изменениях. Результатом работы комиссии станет эффективная система управления охраной труда. Поэтому работодатель должен решить для себя, как создать действительно работающий орган, а не формальную структуру.

Работодатель вправе в целях контроля за безопасностью работ вести дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию производственного процесса. Такое положение есть во всех правилах по охране труда. Главное — не забудьте известить сотрудников о том, что ведете наблюдение (ст. 216.2 ТК РФ).

По новым правилам представители органов власти, которые ведут федеральный надзор в области охраны труда, вправе получить дистанционный доступ к наблюдению и базам сопутствующих электронных документов. Уже сейчас такой онлайн-мониторинг организован на опасных производственных объектах. Скоро каждая стройплощадка или смотровой колодец будут переведены в онлайн-режим, что должно, с точки зрения законодателей, сократить травматизм.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Проект порядка обучения и проверки знаний по охране труда 882.2 КБ

Изменения в разделе X Трудового кодекса: охрана труда после 1 марта 2022 года

Для проведения проверки реализации соглашения создается комиссия из руководителя и лиц, ответственных за выполнение требований охраны труда. Аудит осуществляется два раза в год. По итогам оформляется акт проверки с указанием выявленных нарушений и плана мероприятий по их устранению.

В конце срока действия соглашения ответственные лица представляют отчет о проведенных мероприятиях.

Соглашение может быть затребовано трудовой инспекцией в ходе проверки. Поэтому работодателю необходимо заранее позаботиться о составлении документа и тем самым застраховать своих работников от несчастных случаев и проф. заболеваний, а себя – от штрафа за нарушение требований законодательства в сфере охраны труда.

« Ноябрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  • Объявления
  • Новости
  • АРХИВ
    • 2020 год
    • 2021

1.1. Настоящее Отраслевое соглашение (далее — Соглашение) заключено на федеральном уровне в соответствии с законодательством Российской Федерации с целью определения в договорном порядке согласованных позиций сторон по созданию необходимых трудовых и социально-экономических условий для работников и обеспечению стабильной и эффективной деятельности государственных образовательных организаций, научных и иных организаций, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации (далее соответственно — организации, образовательные организации, образовательные организации высшего образования).

Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в сфере образования и науки, устанавливающим общие условия оплаты труда работников образования и науки, их гарантии, компенсации и льготы.

Положения Соглашения:

обязательны для организаций, на которые оно распространяется;

применяются при заключении коллективных договоров в организациях, трудовых договоров с работниками организаций и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров;

рекомендуются к использованию при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений.

1.2. Сторонами Соглашения (далее — стороны) являются:

работники организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство просвещения Российской Федерации, в лице их полномочного представителя — Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее — Профсоюз), действующего на основании Устава Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее — Устав Профсоюза);

работодатели — организации, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство просвещения Российской Федерации, в лице их полномочного представителя — Министерства просвещения Российской Федерации.

1.3. Соглашение распространяется на всех работников и работодателей организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство просвещения Российской Федерации.

Работодатели и соответствующие выборные органы первичных профсоюзных организаций могут заключать иные соглашения в соответствии с частью 10 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации, содержащие разделы о распространении отдельных социальных льгот и гарантий только на членов Профсоюза, а также на работников, не являющихся членами Профсоюза, но уполномочивших выборный орган первичной профсоюзной организации на представление их интересов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.4. Стороны договорились о том, что:

1.4.1. В целях реализации договорного регулирования социально-трудовых отношений в образовательных организациях заключаются коллективные договоры в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Коллективные договоры организаций не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленных трудовым законодательством, иными актами, содержащими нормы трудового права, и Соглашением.

В коллективном договоре организации с учетом особенностей ее деятельности, финансовых возможностей могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и Соглашением, а также могут устанавливаться дополнительные меры социальной поддержки, льготы и гарантии работникам.

Законодательные и иные нормативные правовые акты, улучшающие правовое регулирование социально-экономического положения работников по сравнению с регулированием, предусмотренным Соглашением, применяются с даты вступления их в силу.

Министерство просвещения Российской Федерации и Профсоюз в установленном сторонами порядке (приложение N 1 к Соглашению) осуществляют ведомственную регистрацию коллективных договоров образовательных организаций высшего образования, их анализ с участием уполномоченной Профсоюзом организации в целях контроля за состоянием и эффективностью договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования, а также обобщения опыта коллективно-договорного регулирования в сфере образования.

1.4.2. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить в него изменения на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих изменения Соглашения, заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное уведомление о начале ведения переговоров в соответствии с трудовым законодательством и Соглашением.

Принятые сторонами изменения к Соглашению оформляются дополнительным соглашением, которое является неотъемлемой частью Соглашения.

1.5. Стороны не вправе в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

В случае реорганизации сторон Соглашения права и обязательства сторон по выполнению Соглашения переходят к их правопреемникам и сохраняются до окончания срока его действия.

1.6. Соглашение вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует по 31 декабря 2023 года.

Коллективные переговоры по разработке и заключению нового Соглашения должны быть начаты не позднее 1 октября 2023 года.

1.7. После уведомительной регистрации Соглашения в установленном порядке Министерство просвещения Российской Федер��ции доводит текст Соглашения и изменения к нему до организаций, в отношении которых оно осуществляет функции и полномочия учредителя, Профсоюз — до региональных (межрегиональных) и первичных профсоюзных организаций в организациях, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации.

2.1. Руководствуясь основными принципами социального партнерства, осознавая ответственность за функционирование и развитие организаций, необходимость улучшения положения их работников, Министерство просвещения Российской Федерации и Профсоюз договорились:

2.1.1. Способствовать повышению качества образования в Российской Федерации, результативности деятельности образовательных организаций, конкурентоспособности работников на рынке труда при реализации национального проекта «Образование», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, иных документов стратегического планирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований, а также мероприятий программ и проектов в сфере образования.

2.1.2. Участвовать в постоянно действующих органах социального партнерства.

2.1.3. Принимать участие в организации, подготовке и проведении конкурсов профессионального мастерства.

2.2. Министерство просвещения Российской Федерации:

2.2.1. Осуществляет полное и своевременное финансовое обеспечение деятельности организаций.

2.2.2. Информирует Профсоюз о действующих и (или) готовящихся к принятию федеральных и иных программах в сфере образования, затрагивающих социально-трудовые права работников, организует совместно с Профсоюзом консультации о возможных прогнозируемых социально-экономических последствиях реализации указанных программ.

2.2.3. Обеспечивает участие представителей Профсоюза в составе аттестационной комиссии Министерства просвещения Российской Федерации для аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации.

2.2.4. Предоставляет Профсоюзу по его запросам информацию о численности и составе работников образовательных организаций сферы образования, системах оплаты труда, размерах средней заработной платы по категориям персонала, а также по иным показателям, связанным с оплатой труда работников, об объеме задолженности по выплате заработной платы, показателях по условиям и охране труда, планировании и проведении мероприятий по массовому сокращению численности (штатов) работников, о принятых государственными органами решениях по финансовому обеспечению отдельных направлений в сфере деятельности и другую необходимую информацию по социально-трудовым вопросам.

2.2.5. Обеспечивает возможность представителям Профсоюза, в том числе членам Координационного совета председателей профсоюзных организаций работников вузов Профсоюза (далее — КСП Профсоюза), членам Координационного совета председателей первичных профсоюзных организаций учреждений среднего профессионального образования при Центральном Совете Профсоюза (далее — КС СПО Профсоюза) принимать участие в работе коллегий, межведомственных комиссий, в составе рабочих групп по разработке программ в сфере профессионального образования, в совещаниях и других мероприятиях.

2.2.6. Направляет в Профсоюз для согласования проекты нормативных правовых актов, разъяснений и рекомендаций, в том числе методических рекомендаций, примерных положений, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников и обучающихся, прежде всего в области оплаты труда, социально-трудовых гарантий и стипендиального обеспечения, награждения ведомственными наградами, а также обеспечивает непосредственное участие представителей Профсоюза в их разработке.

2.2.7. Считает неправомерным уклонение работодателей образовательных организаций от участия в коллективных переговорах с соответствующим легитимным выборным органом первичной профсоюзной организации, от предоставления информации, необходимой для их ведения и заключения коллективного договора на согласованных сторонами условиях, а также осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения.

2.2.8. Обеспечивает реализацию статьи 353.1 Трудового кодекса Российской Федерации по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации.

2.3. Профсоюз:

2.3.1. Обеспечивает представительство и защиту социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образовательных организаций, в том числе при разработке и согласовании проектов нормативных правовых актов, разъяснений и рекомендаций, в том числе методических рекомендаций, примерных положений, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников, социальные гарантии и стипендиальное обеспечение обучающихся.

2.3.2. Оказывает помощь членам Профсоюза, первичным профсоюзным организациям, а также работникам, не являющимся членами Профсоюза, но уполномочившим выборный орган первичной профсоюзной организации на представление их интересов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в вопросах применения трудового законодательства; принятия работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; заключения коллективных договоров, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, в том числе в суде.

2.3.3. Использует возможности переговорного процесса с целью учета интересов сторон и предотвращения социальной напряженности в коллективах образовательных организаций.

Коллективный договор на 2021-2023 годы с последующим продлением на три года

8.1. Министерство просвещения Российской Федерации:

8.1.1. Содействует проведению государственной политики в области занятости, дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки, трудоустройства выпускников, оказания эффективной помощи педагогическим и научным работникам из числа молодежи в профессиональной и социальной адаптации и координирует работу организаций по эффективному использованию кадровых ресурсов.

8.1.2. Анализирует кадровый состав и потребность в кадрах образовательных организаций высшего педагогического образования, в том числе с целью актуализации контрольных цифр приема (КЦП), среднего профессионального, в том числе педагогического образования, общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования детей, потребность в получении педагогическими работниками дополнительного профессионального образования.

8.1.3. Координирует деятельность образовательных организаций, направленную на обеспечение современного развития кадрового потенциала сферы образования, рынка педагогического труда, на востребованность и конкурентоспособность педагогической профессии, на формирование позитивного образа преподавателя, учителя в общественном сознании.

8.1.4. Определяет формы поощрения и общественного признания достижений работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения (заслуги) и многолетний добросовестный труд (службу) в сфере образования и педагогической науки, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, молодежной политики, иных сферах ведения Министерства просвещения Российской Федерации, а также в сфере представления к награждению, в том числе ведомственными наградами Министерство просвещения Российской Федерации.

Министерство просвещения Российской Федерации исходит из того, что согласно приказу Минпросвещения России от 9 января 2019 г. N 1 «О ведомственных наградах Министерства просвещения Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 22 мая 2019 г., регистрационный N 54691), к награждению ведомственными наградами могут быть представлены работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность (независимо от их организационно-правовой формы), государственные гражданские и муниципальные служащие, руководители и работники аппарата Общероссийского Профсоюза образования и его региональных (межрегиональных) и территориальных организаций, а также иные категории лиц, имеющие заслуги в установленной сфере деятельности и отвечающие требованиям, установленным для представления к каждой из наград.

Отсутствие у кандидатов наград, установленных в субъекте Российской Федерации, не является основанием для отказа при представлении к награждению ведомственными наградами.

При определении количества лиц, ежегодно представляемых к награждению по конкретным организациям (органам), учитывается мотивированное мнение соответствующих первичных, территориальных и региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования.

8.1.5. Принимает меры по повышению социального и профессионального статуса педагогических работников, в том числе относящихся к профессорско-преподавательскому составу, научным работникам, качества кадрового потенциала образовательных организаций, по созданию необходимых безопасных и комфортных условий труда для работников сферы образования.

8.1.6. Информирует Профсоюз не менее чем за три месяца о решениях, влекущих возможные массовые увольнения работников организаций, их числе, категориях и сроках проведения мероприятий по высвобождению работников.

8.2. Стороны считают, что при изменении типа, организационно-правовой формы, ликвидации организаций, сокращении численности или штата работников организаций и в других случаях Профсоюз представляет и защищает права и интересы членов Профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, а в области коллективных прав и интересов — всех работников, независимо от их членства в Профсоюзе.

8.3. Стороны совместно:

8.3.1. Принимают меры по созданию автоматизированной базы данных о работающих в системе образования лиц, имеющих почетные звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» и «Народный учитель Российской Федерации»; по проведению широкого общественно-профессионального обсуждения с целью актуализации критериев выявления кандидатов на награждение почетным званием «Народный учитель» и популяризации этого звания в педагогическом сообществе, а также среди руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

8.3.2. Разрабатывают предложения по внесению изменений в статут почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099, с целью расширения категорий педагогических работников, которым может быть присвоено это звание;

8.3.3. Разрабатывают предложения по совершенствованию ведомственной наградной системы в части расширения перечня ведомственных наград, в том числе за счет ранее применявшихся; а также путем введения в этот перечень наград для молодых учителей и ветеранов просвещения.

8.3.4. Ежегодно рассматривают вопросы занятости, подготовки, получения дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки работников (в том числе высвобождаемых), трудоустройства выпускников образовательных организаций.

9.1. Министерство просвещения Российской Федерации:

9.1.1. В пределах своей компетенции содействует сохранению инфраструктуры подведомственных образовательных организаций.

9.1.2. При формировании предложений к проекту федерального бюджета на очередной финансовый период учитывает объем средств, необходимых для проведения вакцинации и ежегодных обязательных профилактических медицинских осмотров, противоэпидемических мероприятий для работников и обучающихся подведомственных профессиональных образовательных организаций за счет средств бюджета, и принимает меры по сохранению студенческих поликлиник, санаториев-профилакториев и оздоровительных лагерей.

9.2. Работники организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в других местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство просвещения Российской Федерации, пользуются льготами и компенсациями, установленными законодательством Российской Федерации.

9.3. Стороны договорились принимать меры для включения в федеральные целевые программы по вопросам обустройства и оказания помощи лицам, переселяющимся из районов Крайнего Севера в другие регионы Российской Федерации, специального раздела, предусматривающего гарантии высвобождающимся из организаций работникам, желающим выехать в другие регионы, и нуждающимся в этом по состоянию здоровья педагогическим работникам, многие годы отработавшим в образовательных организациях.

9.4. Стороны исходят из того, что представители работодателей:

9.4.1. Обеспечивают направление педагогических работников для получения дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки не реже одного раза в три года с отрывом от основной работы при условии полного возмещения им командировочных расходов, как это установлено трудовым законодательством.

9.4.2. Осуществляют меры по организации отдыха, санаторно-курортного лечения работников на имеющейся базе образовательной организации высшего педагогического образования (с учетом межвузовской кооперации) за счет использования средств, полученных от приносящей доход деятельности.

9.4.3. Перечисляют на счет первичной профсоюзной организации образовательной организации высшего педагогического образования денежные средства для ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и иной работы. Конкретные размеры отчислений устанавливаются коллективным договором или отдельным соглашением.

9.5. Гражданам, уволенным с военной службы, принятым на работу в образовательную организацию, обеспечиваются дополнительные права и преимущества, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

9.6. Стороны рекомендуют предусматривать в коллективных договорах, соглашениях профессиональных образовательных организаций:

а) направление части дополнительных средств, полученных от приносящей доход деятельности, на организацию добровольного медицинского страхования, санаторно-курортное лечение и отдых работников;

б) установление конкретных размеров средств, полученных от приносящей доход деятельности, выделяемых на развитие социальной сферы, в том числе на строительство жилья;

в) выделение дополнительных средств, полученных от приносящей доход деятельности, для реализации программ негосударственного пенсионного обеспечения;

г) обязательства работодателей и их полномочных представителей по выделению не менее 2% средств, полученных от приносящей доход деятельности, на оздоровление работников, обучающихся профессиональных образовательных организаций.

9.7. Стороны считают необходимым рекомендовать для включения в региональные соглашения положения об установлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации размера компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, в размере не ниже определенного на федеральном уровне.

9.8. Стороны выражают намерения продолжить работу по выработке предложений, касающихся:

а) системы мер, направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения педагогических и научных работников подведомственных профессиональных образовательных организаций, в том числе путем их участия в государственных программах в области пенсионного обеспечения, корпоративных пенсионных программах;

б) внесения необходимых изменений и дополнений в порядок и условия назначения досрочно страховых пенсий в связи с педагогической деятельностью;

в) поддержки работников из числа молодежи;

г) системы мер по социальной поддержке работников;

д) обеспечения служебным жильем работников из числа молодежи;

е) предоставления работникам права пользования за счет бюджетных средств санаторно-курортным лечением, санаториями-профилакториями и спортивно-оздоровительными лагерями;

ж) реализации права работников из числа молодежи на получение субсидий на приобретение жилых помещений.

9.9. Стороны считают необходимым:

9.9.1. Совершенствовать нормативно-правовое регулирование порядка и условий привлечения педагогических работников к организации и проведению государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

10.1. Права и гарантии деятельности Профсоюза, региональных (межрегиональных) и первичных профсоюзных организаций, соответствующих выборных профсоюзных органов определяются Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», иными законами Российской Федерации, Уставом Профсоюза и реализуются с учетом Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, настоящего Соглашения, иных соглашений, устава образовательной организации, коллективного договора.

10.2. Стороны обращают внимание на то, что работодатели и их полномочные представители обязаны:

10.2.1. Соблюдать права и гарантии профсоюзных организаций, способствовать их деятельности, не допуская ограничения установленных законом прав и гарантий профсоюзной деятельности и не препятствуя созданию и функционированию первичных профсоюзных организаций.

10.2.2. Предоставлять выборному органу первичной профсоюзной организации независимо от численности работников бесплатно необходимые помещения (как минимум одно помещение), отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, обеспеченные отоплением и освещением, оборудованием, необходимым для работы самого выборного профсоюзного органа и проведения собраний работников, а также оргтехнику, средства связи, в том числе компьютерное оборудование, электронную почту и интернет (при наличии данных видов связи у работодателя), и необходимые нормативные документы; в случаях, предусмотренных коллективным договором, обеспечивать охрану и уборку выделяемых помещений, безвозмездно предоставлять имеющиеся транспортные средства и создавать другие улучшающие условия для обеспечения деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации.

10.2.3. Не препятствовать представителям выборных профсоюзных органов в посещении организации и подразделений, где работают члены Профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав.

10.2.4. Предоставлять профсоюзным органам по их запросам информацию, сведения и разъяснения по вопросам условий и охраны труда, заработной платы, другим социально-экономическим вопросам, жилищно-бытового обслуживания, работы предприятий общественного питания, условий проживания работников и обучающихся в общежитии.

10.2.5. Обеспечивать при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами Профсоюза, ежемесячно, бесплатно и своевременно на расчетный счет соответствующей организации Профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в размере, установленном Уставом Профсоюза и в порядке, определенном Уставом Профсоюза, коллективным договором, соглашением, не допуская задержки их перечисления.

Перечислять по письменным заявлениям работников, не являющихся членами Профсоюза, ежемесячно, бесплатно и своевременно на расчетный счет организации Профсоюза денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, соглашениями.

Обеспечивать перечисление указанных средств в полном объеме и одновременно с выплатой заработной платы.

10.2.6. Содействовать профсоюзным органам в использовании отраслевых и местных информационных систем для широкого информирования работников о деятельности Профсоюза по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников.

10.3. Стороны признают гарантии работников, избранных (делегированных) в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в том числе связанные с тем, что:

10.3.1. Работники, входящие в состав профсоюзных органов, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию (за исключением увольнения в качестве дисциплинарного взыскания) без предварительного согласия выборного профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций — без предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа в организации, а руководители (их заместители) и члены профсоюзных органов в организации, профорганизаторы — без предварительного согласия соответствующего вышестоящего профсоюзного органа.

Перемещение или временный перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.

10.3.2. Увольнение по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виновным поведением работников, входящих в состав выборных профсоюзных органов, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения только с предварительного согласия выборного профсоюзного органа, членами которого они являются, а руководителей (их заместителей) профсоюзных организаций — с согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа.

10.3.3. Члены выборных органов профсоюзных организаций, уполномоченные по охране труда профсоюзного комитета, внештатные инспекторы труда Профсоюза, представители профсоюзной организации в создаваемых в организации совместных с работодателем комитетах (комиссиях) освобождаются от основной работы с сохранением места работы (должности) и среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива работников и на время краткосрочной профсоюзной учебы на условиях, предусмотренных законодательством ��оссийской Федерации, соглашением, коллективным договором.

11.1. Контроль за выполнением настоящего Соглашения на всех уровнях осуществляется сторонами Соглашения и их представителями, а также соответствующими органами по труду.

Текущий контроль за выполнением Соглашения осуществляет Отраслевая комиссия в порядке, установленном сторонами Соглашения.

11.2. Стороны ежегодно разрабатывают и утверждают план мероприятий по выполнению Соглашения с указанием конкретных сроков и ответственных лиц.

11.3. Информация о выполнении настоящего Соглашения ежегодно рассматривается на совместном заседании коллегии Минпросвещения России и Исполнительного Комитета Профсоюза и доводится до сведения организаций, органов, осуществляющих управление в сфере образования, субъектов Российской Федерации, территориальных и первичных организаций Профсоюза.

11.4. Представители сторон несут ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению Соглашения, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением Соглашения, нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных Соглашением, другие противоправные действия (бездействие) в соответствии с федеральным законом.

Министр просвещения
Российской Федерации
С.С. Кравцов
Председатель Профессионального
союза работников народного
образования и науки
Российской Федерации
Г.И. Меркулова

Охрана труда: ключевые изменения с 1 марта 2022 года

Поскольку соглашение является важной частью коллективного договора, то утверждают их одновременно. Договор заключается между работодателем и работниками, интересы которых представляют профсоюзные организации.

ВАЖНО!

Социальные партнеры проводят коллективные переговоры о планируемых мероприятиях. Они длятся не более 3 месяцев.

Чтобы документ обладал юридической силой, необходимо утвердить его в законном порядке:

  1. Сначала разрабатывают проект соглашения по ОТ.
  2. Издают приказ о создании комиссии для разработки текста коллективного договора.
  3. Стороны проводят переговоры о выполнении необходимых мероприятий по ОТ.
  4. Затем вносят поправки в проект и оформляют.
  5. Представители работодателя и работников подписывают его. Иногда разрешается подписать с каждым сотрудником по отдельности, иногда — при поступлении на работу.
  6. Затем издается приказ об утверждении соглашения по охране труда на уровне руководства предприятия.

Утверждают документ в тот же день, когда социальные партнеры подписали коллективный договор. Когда договоренности достигнуты, утверждают контракт по ОТ. Работодатели вместе с профессиональными организациями вправе самостоятельно установить период действия. Но по закону, соглашение по охране труда принимается на срок не более 3 лет. После истечения этого периода его продлевают еще на три года.

В 1995 году сформированы «Рекомендации по планированию мероприятий, связанных с охраной труда». Однако, в 2013 году данный акт утратил силу по причине того, что в действие вступил приказ, разработанный Министерством труда. Несмотря на это, структура рассматриваемого соглашения является стандартной. Целью выступает охрана деятельности компании, точнее ее сотрудников, во время исполнения функций. В соглашении нужно описать:

Рассматриваемый акт формируется одновременно с подписанием коллективного соглашения. Составление документа относится, чаще всего к предприятиям, на которых установились вредные и опасные условия труда.

Причиной выступает то, что основная цель акта – предупреждение образования несчастных случаев и заболеваний профессионального типа. Фирма берет на себя обязательства относительно формирования условий, оказывающих минимальное воздействие на организм сотрудников.

Между указанными актами можно выделить несколько отличий. Они заключаются в том, что:

  1. В типовом соглашении содержится больший перечень вопросов, связанных с охраной труда. Перечень данных мероприятий отражен в Приказе Министерства труда, разработанном в 2012 году под №181.
  2. Также различия состоят в сумме и периоде, ответственных лицах. Соглашение помогает компании более точно планировать бюджет.
  3. Когда руководство организации подписывает рассматриваемый акт, то гражданин может требовать их исполнения. Если требования не исполнены, то жалоба в трудовую инспекцию будет обоснованной.

Коллективный договор 2021-2024 гг.

Данный акт обладает письменной формой, в нем отражаются мероприятия, которые направлены на охрану труда. Процесс формирования соглашения начинается с того, что участники таких отношений проводят переговоры. Указанное мероприятие имеет коллективное значение. Это говорит о том, что на нем присутствуют представители администрации компании и члены коллектива.

  • Должностная инструкция охранника группы быстрого реагирования
  • Должностная инструкция сторожа
  • Обязанности оператора пульта централизованной охраны
  • Протокол собрания трудового коллектива по выбору уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда
  • Заявление о приёме на работу
  • Акт контрольного замера нормы расхода топлива для автомобиля
  • Приказ об утверждении инструкций по охране труда
  • Заявление о приеме на работу
  • Направление от работодателя на обязательный предварительный медосмотр
  • Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме
  • Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режимам
  • Инструкция сотрудников службы консьержей на объектах
  • Коллективный договор АМО ЗИЛ на 2006 год
  • Коллективный договор ЗАО «Первый контейнерный терминал» на 2006 — 2009 годы
  • Коллективный договор ЗАО «Форд Мотор Компани» на 2011-2013 годы
  • Коллективный договор ОАО РЖД на 2011-2013 годы
  • Макет коллективного договора
  • Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме на объекте
  • Ученический договор (профессиональная подготовка по профессии)
  • Должностная инструкция ведущего специалиста по документообороту

Так как охрана труда – это базовый элемент работы любого предприятия, подлежащий проверкам со стороны контролирующих органов, договор об охране труда может быть заключен только в письменном виде.

Порядок оформления соглашения законодательно не определен, поскольку действовавшее до 2013 года Постановление Министерства труда РФ «О рекомендациях по составлению договоров об охране труда» было отменено приказом №115 от 25.03.2013 года, изданным тем же ведомством.

Отмена действовавшего ранее постановления вовсе не означает, что им нельзя руководствоваться при составлении договора об охране труда, поскольку структура соглашения в нем обговорена очень тщательно и в ней нет ничего, противоречащего современному законодательству.

Если же этого постановления под рукой нет, то вполне можно взять за основу представленный на сайте типовой шаблон соглашений рассматриваемого вида.

Основа любого договора – это переговорный процесс. Соответственно, в процессе подготовки соглашения об охране труда переговоры ведутся между работодателем и представительным органом работников.

С целью разработки проекта соглашения создается специальная комиссия. Переговорно-подготовительный процесс может длиться до 3 месяцев. Если в течение этого срока стороны не достигнут согласия, то договор все равно будет заключен, но на условиях, по которым достигнуто согласие. В части спорных вопросов должен быть составлен протокол разногласий.

В дальнейшем может существовать несколько вариантов действий, перечисленных в главе 61 ТК РФ, а именно:

  • стороны продолжат переговорный процесс до достижения консенсуса и составляют дополнительное соглашение к договору;
  • стороны обращаются в трудовой арбитраж;
  • стороны организуют примирительную комиссию;
  • стороны привлекают посредника;
  • объявляется забастовка работников.

Согласованный и подписанный сторонами договор об охране труда имеет ограниченный тремя годами срок действия. В дальнейшем договор может быть неоднократно продлен, но каждый раз на срок не более 3 лет.

Договор как отдельный акт и договор как дополнительное соглашение будут иметь равную юридическую силу. То есть вопрос о правомочности договора, оформленного тем или иным способом, даже не может подниматься.

Это значит, что в выборе способов руководствоваться следует только принципами удобства заключения и возможности достижения согласия одновременно по обоим договорам.

Соглашение по охране труда на 2021г.

Договор об охране труда – это прежде всего комплекс мероприятий, направленных на достижение наиболее безопасных условий труда работников.

Поэтому в текст соглашения должны включаться те меры по охране труда, которые стороны в договоре определили как наиболее эффективные. Так, в соглашение входят следующие группы мероприятий по охране труда:

  1. организационная группа, то есть комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности рабочего места. В частности, могут быть предусмотрены: проверки рабочих мест, льготы работникам, занятым на определенным участках работ, инструктирование работников по мерам обеспечения безопасности рабочих мест и т.д.;
  2. техническая группа, то есть комплекс мер по усовершенствованию условий труда с помощью технологий, дающих возможность уменьшить воздействие на человека вредных и опасных условий труда. Например, в техническую группу могут входить меры по установке пожарной и иной сигнализации, замена устаревшего оборудования, нанесение специальной маркировки на оборудование и т.д.;
  3. индивидуально-защитная группа, то есть комплекс мер, направленных на обеспечение персональной защиты работника. К этим мерам относятся выдача спецодежды, выдача средств спецзащиты (респираторы, каски и т.д.);
  4. лечебно-профилактическая группа, то есть комплекс мер, направленный на обеспечение медицинской защиты здоровья работников. В качестве этих мер в договоре могут быть указаны организация медкабинета на предприятии, организация спецпитания работников и т.д.;
  5. санитарно-бытовая группа, то есть комплекс мер, призванный обеспечить работникам нормальные санитарно-бытовые условия. К этим мерам могут быть отнесены обустройство комнат отдыха, душевых кабин, массажных кабинетов и т.д.;
  6. группа пожарной безопасности, то есть комплекс мер, направленных на недопущение возгораний на предприятии. Могут быть предусмотрены меры по установлению пожарной сигнализации, установка пожарных стендов, проведение противопожарных инструктажей и т.д.

Мы уже говорили, что дополнительное соглашение – это неотъемлемая часть основного договора, хотя и оформляется оно обычно как отдельный документ.

При этом текст основного договора должен содержать в себе сведения о дате заключения дополнительного соглашения. С этой целью в верхнем левом углу титульного листа коллективного договора нужно будет сделать запись о приложении и его порядковом номере. Дополнительное соглашение также может быть интегрировано в текст основного договора в качестве отдельного раздела.

Так, в тексте коллективного трудового договора можно внести раздел «Охрана труда», в который последовательно ввести следующие подразделы:

  • мероприятия по охране труда (о них мы говорили выше);
  • методические указания по проведению мероприятий в сфере охраны труда;
  • реестр льгот и компенсаций в зависимости от должности работника;
  • перечень условий труда для женщин, несовершеннолетних, инвалидов, предпенсионеров и т.д.

Точных сроков по составлению соглашения по охране труда нет. Но исходя из того что, оно является неотъемлемой частью коллективного договора следует вывод: Соглашение составляется до подписания коллективного договора.

Другими словами, если Вы только что заключили коллективный договор Вам необходимо тут же, вместе с подписанием и заключением коллективного договора, подписать соглашение по охране труда.

Разработку соглашения и соответствующего раздела коллективного договора организует на предприятии, в учреждении, организации комитет (комиссия) по охране труда.

В состав комитета на паритетной основе входят представители работодателя и профсоюза. Представители работодателя и избранные представителя профсоюза утверждаются приказом работодателя.

Комитет собирает информацию и создает банк данных о состоянии охраны труда и безопасности жизнедеятельности на предприятии, в учреждении, организации.

Если в организации нет комиссии по охране труда, то Соглашение по охране труда разрабатывает специалист по охране труда. Если организация менее 50 человек и в штатном расписании отсутствует должность специалиста по охране труда, функцию обеспечения охраны труда берет на себя руководитель, либо другой уполномоченный приказом работник.

  1. Конституция РФ. В ней закреплено право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям обеспечения безопасности и санитарно-гигиеническим стандартам.
  2. Трудовой кодекс РФ. Определены основные приоритеты государственной политики охраны трудовой деятельности, разъяснены права и обязанности работодателей и работников по соблюдению требований охраны труда.
  3. Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случает на производстве и профессиональных заболеваний». Утвердил обязательный характер страхования от несчастных случаев в процессе осуществления трудовой деятельности, а также при заболеваниях, вызванных вредными условиями труда.
  4. Федеральный закон от 30.03 1999 № 52 –ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Обязывает работодателя организовывать регулярное прохождение работниками медицинских осмотров, а также обеспечивать удовлетворительное состояние рабочих мест с точки зрения санитарных норм.
  5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков». (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.2012 N 23513).Рекомендует работодателям иметь перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

Отраслевые соглашения федерального уровня социального партнерства

Соглашение по охране труда заключается ежегодно сроком на один календарный год. По итогам каждого полугодия проводится аудит и составляется акт проверки выполнения соглашения по охране труда.

Это обусловлено необходимостью постоянного улучшения безопасности и условий труда работников в оперативном режиме.

Проверка осуществляется комиссией по охране труда предприятия, учреждения, организации. Если комиссии по охране труда в организации нет, то комиссией созданной в составе: руководитель организации, лиц ответственных за охрану труда и представителей работников.

Рекомендуются для включения в соглашение по охране труда мероприятия, которые можно разделить на 5 самостоятельных разделов:

  • организационные мероприятия,
  • технические мероприятия,
  • лечебно-профилактические и санитарно- бытовые,
  • мероприятия по обеспечению средствами индивидуальной защиты
  • мероприятия по пожарной безопасности.

Соглашение по охране труда представляет собой письменный документ, в котором фиксируются мероприятия по охране труда на предприятии. Ранее на территории РФ действовали положения постановления Минтруда РФ «Об утверждении Рекомендаций…» от 27.02.1995 № 11, в которых среди прочих норм имелись утверждавшие форму соглашения по охране труда. Оно заключалось между работодателем и представителем работников (как правило, это были профсоюзные и иные приравненные к ним организации). Однако приказ Минтруда РФ «О признании…» от 25.03.2013 № 115 сделал вышеуказанное постановление утратившим силу. Иными словами, законодательно вопрос о порядке заключения соглашения и тем более о правильности его оформления теперь не решен.

Процедура начинается с того, что стороны социального партнерства вступают в коллективные переговоры. Их началом является приказ о создании комиссии для разработки текста коллективного договора. Обсуждения не могут длиться более 3 месяцев. Если стороны не пришли к консенсусу, то договор заключается на тех условиях, в которых участники переговоров сошлись в течение указанного срока. Одновременно с этим они подписывают протокол разногласий.

Законодательство не обязывает предпринимателей или организации, в том числе ООО, составлять, оформлять и регистрировать коллективный договор.

Обратите внимание! Этот договор заключается только в добровольном порядке, если в ООО есть потребность дополнительно урегулировать трудовые отношения таким способом. Другими словами, коллективный договор – это необязательный для общества документ (ст. 9, 24, 27 ТК РФ).

Соответственно, нет никакой ответственности за то, что в обществе с ограниченной ответственностью отсутствует коллективный договор.

Подробнее о том, нужен ли коллективный договор, а также о недостатках и положительных моментах наличия коллективного договора читайте в нашей статье Коллективный договор — обязателен или нет?

Максимальный срок, на который можно оформить коллективный договор, – 3 года. Здесь важно правильно определить дату, в которую этот документ вступает в силу. Он начинает действовать или с момента его подписания, или с даты, которая прописана в самом договоре.

Когда срок договора подойдет к концу, у работодателя и его работников есть 2 варианта:

  • продлить срок договора еще на 3 года или меньше;
  • заключить новый договор.

Если организация меняет наименование, коллективный договор продолжает действовать. То же самое относится к ситуации, когда организация расторгает трудовой договор со своим руководителем или проводит реорганизацию путем преобразования. А если юрлицо реорганизуется в других формах (слияние, присоединение, разделение, выделение), то договор применяется в течение всего срока реорганизации, а потом утрачивает силу.

Другие правила применяются, когда меняется форма собственности организации. В этой ситуации коллективный договор действует еще 3 месяца с даты, в которую перешло право собственности, а затем утрачивает силу (ст. 43 ТК РФ).

Важно! Если организация ликвидируется, коллективный договор действует все время, пока проводится ликвидация.

Как мы говорили выше, сторонами коллективного договора признаются работодатель (ООО) и его работники. Проект договора готовят их представители. Они же в процессе коллективных переговоров заключают сам договор (ст. 36, 42 ТК РФ).

Интересы ООО могут представлять как его руководитель (гендиректор, президент и т. д.), так и другое лицо, которое располагает таким полномочием (ч. 1 ст. 33 ТК РФ).

От имени работников в качестве представителя могут выступать профсоюз, если он сформирован в ООО, или представители, которых избрали работники. Важно, чтобы в профсоюз входило более половины работников ООО. В ООО без профсоюза работники проводят общее собрание, на котором тайным голосованием избирают представителя или даже представительный орган. В него должны входить только работники ООО. Представителями работников нельзя избирать лиц, которые представляют интересы ООО (ч. 2 ст. 29, ч. 3 ст. 36, ч. 3, 4 ст. 37 ТК РФ).

Приведем примерный перечень вопросов (положений), предлагаемых ТК РФ, которые стороны могут урегулировать в коллективном договоре.

Предполагается, что этот список вопросов стороны договора могут сокращать, изменять и дополнять по собственному усмотрению. Так, в нем можно установить другие льготы и преимущества для работников, если финансовое положение работодателя позволяет сделать это. Помимо этого, работодатель может в коллективном договоре закрепить свои обязанности улучшать жилищные условия работников, предоставлять детям работников места в детских дошкольных учреждениях, оказывать помощь в организации похорон работника или членов его семьи, выплачивать материальную помощь при рождении ребенка (ст. 41 ТК РФ).

Как составить соглашение по охране труда

Вопросы, связанные с оплатой труда

Речь идет о системе оплаты труда и его размере. В договор можно включить размеры тарифных ставок и окладов, а также доплат, которые носят компенсационный характер. Кроме того, можно привести системы доплат и надбавок стимулирующего характера и прописать системы премирования (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

Вопросы, касающиеся выплаты пособий и компенсаций

К примеру, договор может указывать на дополнительные случаи, в которых работодатель выплачивает выходное пособие, или устанавливать больший размер такого пособия (ст. 178 ТК РФ).

Положения, связанные с регулированием оплаты труда при росте цен, инфляции и выполнении определенных показателей

Здесь речь идет об индексации зарплаты работников, которую необходимо производить при наступлении определенных обстоятельств. Например, если повысится уровень инфляции или производительность труда. В документе следует четко определить условия, при которых работодатель индексирует оплату труда. Помимо этого, нужно указать, какие конкретно выплаты (оклад, доплаты) и за какой период подлежат индексации.

Вопросы, относящиеся к занятости и переобучению работников, а также условия их высвобождения.

В этом разделе договора нужно прописать условия, которые непосредственно относятся к занятости работников. В частности, работодатель может ограничить работу в праздники и по выходным, а также сверхурочную работу. Можно предусмотреть положения о случаях и порядке, в которых работодатель проводит переобучение своих работников (к примеру, если на производстве появились новые технологии).

Кроме того, допустимо прописать «льготные» или более выгодные условия, которые работодатель предоставляет при увольнении. К примеру, при увольнении по сокращению штата из работников, которые имеют одинаковую производительность труда и квалификацию, приоритетно оставляют отдельные категории: семейных, инвалидов ВОВ и прочих (ч. 2 ст. 179 ТК РФ). Однако в коллективном договоре это положение можно изменить, включив в него другие категории работников помимо тех, о которых идет речь в кодексе.

Вопросы, связанные с рабочим временем и временем отдыха

Договор может определять категории работников, по желанию которых им устанавливают сокращенное рабочее время: к примеру, женщины с детьми до 10 лет. Также допустимо прописать в документе дополнительный выходной день, который могут использовать отдельные работники (к примеру те, которые частично утратили трудоспособность на производстве).

В этом разделе документа нужно осветить среди прочих вопросы предоставления и продолжительности отпусков, прежде всего дополнительных.

Любой внутренний акт, изданный на предприятии, после его вступления в законную силу, должен быть незамедлительно принят в работу уполномоченным сотрудником, который на период действия соглашения обязан контролировать соблюдение его требований. В перечень его действий включаются следующие важные критерии для обеспечения необходимых проверок:

  • Делегирование полномочий на других сотрудников компании для соблюдения всех требований соглашения.
  • Периодическая проверка всех технических систем силами инженерного состава предприятия — пожарных сигнализаций, сигнальных табло, качества электропроводки и другого оборудования, требующего спецоценки.
  • Каждый непосредственный руководитель подразделения должен проводить инструктаж перед началом рабочего дня своего коллектива, либо на отдельный вид трудовой деятельности составляется соответствующий наряд-допуск с последующим предоставлением его копии ответственному за охрану труда лицу.
  • При необходимости, из сотрудников разных департаментов создаётся рабочая комиссия, проверяющая условия труда и соблюдение техники безопасности в определённый период, чаще всего, раз в 1 квартал.

Внимание! Каждый уполномоченный за свой участок сотрудник отчитывается перед лицом, контролирующим исполнение приказа руководства, о результатах своей работы, на основании чего в конце года формируется общий отчёт.

2 фев Действие территориального Соглашения продлено на три года
29 дек В Брянской области установлена минимальная заработная плата
22 дек Макет коллективного договора 2021
18 июня Макет коллективного договора 2020г.
7 фев Подписано новое отраслевое Соглашение на 2020-2022г.
4 сент Макет коллективного договора 2019
21 сент Соглашение область 2017-2019г.

Переход на электронные трудовые книжки начался в 2020 году. И работодатели уже ведут учет сведений о трудовой деятельности (СТД) работников в электронном виде и сдают отчет по форме СТД-Р в ПФ РФ.

До 31.12.2020 работодатели должны были получить от каждого работника письменное заявление с одним из вариантов: работодатель продолжает вести на работника бумажную трудовую книжку либо формирует и предоставляет работнику сведения о трудовой деятельности в электронном виде.

В 2021 году кадровикам следует учесть, что если работник в 2020 году не подал работодателю такое заявление по уважительной причине:

  • временная нетрудоспособность;

  • отпуск;

  • отстранение от работы;

  • отсутствие работы по трудовому договору, он может сделать это в любое время, подав такое заявление ра­ботодателю по основному месту работы, в том числе при трудо­устройстве.

С 01.01.2021 кадровики должны:

  1. Продолжать вести трудовые книжки на работников, подавших соответствующее заявление, и на работников, которые не подали никакого заявления.

  2. Не оформлять бумажные трудовые книжки лицам, которые трудоустраиваются впервые. Данные об их трудовой деятельности формируются в электронном виде.

  3. Выдавать работникам, на которых не ведутся трудовые книжки, сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р, если они пишут заявление об этом или увольняются.

С 2021 года при заполнении форм СЗВ-ТД, СТД-Р работодателям, которые обязаны применять профстандарты, нужно указывать код выполняемой функции. Код состоит из семи знаков из профстандарта:

  • первые пять – код наименования вида профессиональной деятельности;

  • предпоследний – буква кода обобщенной трудовой функции;

  • последний – цифра уровня квалификации, к которому относится обобщенная трудовая функция.

Предыдущий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 162, с 01.01.2021 прекратил свое действие.

В старом перечне было 456 позиций, а в новом Перечне только 100.

Снимаются ограничения для женщин, например, на следующие профессии и работы:

  • водитель дрезины, автобуса с количеством мест свыше 14, автомобиля грузоподъемностью свыше 2,5 т, грузовых автомобилей, аэросаней;

  • член палубной команды (боцман, шкипер, помощник шкипера и матросы всех наименований) судов всех видов флота, а также плавучих зачистных станций, доков, плавучих перегружателей зерна, цемента, угля и других пылящих грузов;

  • машинист электропоезда;

  • газосварщик и электросварщик ручной сварки, работающие в закрытых емкостях (цистернах, котлах и т. п.), а также на высотных сооружениях связи (башнях, мачтах) свыше 10 м и верхолазных работах.

Действие Перечня не распространяется на женский труд в фармацевтической промышленности, медицинских организациях, научно-исследовательских лабораториях, организациях по оказанию бытовых услуг населению.

Новым Порядком установлено, что обязательные предварительные и периодические медосмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, проводятся в отношении лиц, поступающих на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работников, выполняющих такую работу и (или) подвергающихся воздействию вредных и опасных производственных факторов, за счет средств работодателей.

Также определен порядок проведения химико-токсикологических исследований. Медицинская организация после получения от работодателя поименного списка работников составляет календарный план периодических осмотров с указанием дат и мест их проведения. План согласовывается с работодателем, утверждается руководителем (уполномоченным должностным лицом) медицинской организации и доводится до сведения медицинских работников, участвующих в проведении периодических осмотров.

Предварительные осмотры лиц, поступающих на работу, проводятся сверх календарного плана осмотров по мере направления работодателем лиц, поступающих на работу, в медицинскую организацию на осмотр. Работодатель вправе направить работника на внеочередной медицинский осмотр и после окончания периода его временной нетрудоспособности.

Приведен перечень осмотров врачами-специалистами, лабораторных и инструментальных исследований для отдельных профессий (должностей).

Согласно этому Положению сотрудников необходимо инструктировать по ЧС:

  • в течение первого месяца работы у работодателя;

  • впоследствии – ежегодно.

При этом работники должны не только знать порядок действий при ЧС, но и подтверждать свои знания на тренировках и учениях.

В новых правилах, в частности, содержатся требования:

  • к применению и реализации пиротехнических изделий бытового назначения;

  • к применению специальных сценических эффектов, пиротехнических изделий и огневых эффектов при проведении концертных и спортивных мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях и сооружениях;

  • к использованию открытого огня и разведению костров на землях сельхозназначения, землях запаса и землях населенных пунктов.

Кроме этого, предусматривается ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты и вводится запрет на курение на территории и в помещении объектов здравоохранения, образования, транспорта, за исключением мест, специально отведенных для курения в соответствии с законодательством. Руководители организаций должны обеспечить размещение на объектах защиты знаков пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено». При этом места, специально отведенные для курения, обозначаются знаком «Место курения».

Также уточнены требования к средствам противопожарной защиты, использованию подвальных и цокольных этажей, объектам с массовым пребыванием людей, организациям торговли, медицинским организациям, АЗС, строительным работам, огневым работам.

  • Работники или работодатель могут выступить инициаторами внесения изменений в текст коллективного договора.

    Статья 44 Трудового кодекса РФ не содержит порядка, который должен быть соблюден; при этом имеется отсылка к тексту договора, и если там нет никаких норм о процедуре изменения текста документа, актуализация договора производится в том же порядке, что и его заключение.

    В соответствии со статьей 50 Трудового кодекса РФ, изменения в течение 7 дней с момента их утверждения должны быть переданы в Трудовую инспекцию.

    Актуализация условий коллективного договора оформляется в виде дополнительного соглашения и может содержать следующую информацию:

    • данные сторон;
    • ссылка на коллективный договор;
    • текст вносимых изменений;
    • информация о вступлении дополнительного соглашения в силу;
    • обязательство передать документ на регистрацию в инспекцию по труду;
    • подписи сторон.
    • Изменения трудового законодательства 2020 года, с которыми мы переходим в 2021 год
    • Дистанционный труд в локальных документах организации: пошаговый план для работодателя
    • Роструд о порядке изменения трудовых отношений при оргизменениях и реорганизации
    • Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме на объекте
    • Ученический договор (профессиональная подготовка по профессии)
    • Должностная инструкция ведущего специалиста по документообороту
    • Должностная инструкция товароведа ломбарда
    • Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы. Форма N Т-73
    • График отпусков. Форма N Т-7
    • Журнал регистрации платежных ведомостей. Форма N Т-53а
    • Командировочное удостоверение. Форма N Т-10
    • Личная карточка работника. Форма N Т-2
    • Личная карточка государственного (муниципального) служащего. Форма N Т-2ГС(МС)
    • Платежная ведомость. Форма N Т-53
    • Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку. Форма N Т-9
    • Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку. Форма N Т-9а
    • Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу. Форма N Т-5
    • Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу. Форма N Т-5а
    • Приказ (распоряжение) о поощрении работника. Форма N Т-11
    • Приказ (распоряжение) о поощрении работников. Форма N Т-11а
    • Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам. Форма N Т-6а
    • Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику. Форма N Т-6
    • Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении). Форма N Т-8а


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *