Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество физических лиц в Казахстане 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
(0) |
Налоговый кодекс-2022. Важные изменения
1. Единый срок платежа. Для всей страны установят единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему:
- налог — не позднее 1 марта следующего года;
- авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.
1. Льготы. Организации смогут получить льготу, даже если не подали соответствующее заявление в ИФНС. Как и в случае с налогом на имущество, инспекторы должны будут дать льготу на основании имеющихся у них сведений. В том числе и «задним числом». Эта поправка будет применяться к налогу и авансовым платежам за 2021 год.
2. Налог с весельных лодок и маломощных моторок. Устранили неясность по налогу с весельных лодок и моторных лодок с двигателем мощностью не свыше пяти лошадиных сил, которые были зарегистрированы в ГИМС по старым правилам. Отныне в НК РФ прямо говорится: зарегистрированные весельные и моторные лодки объектом обложения не признаются. Причем поправка действует с налогового периода 2020 года, так что уплаченный налог по таким объектам можно будет вернуть или зачесть.
3. Налог с водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей собственности. Если собственность долевая, налог предписывается платить пропорционально долям. А если совместная (к примеру, супружеская), то сумма налога делится между собственниками в равных долях. Эти поправки начнут применяться с января 2022 года.
1. Льготы. Как и по другим налогам, льготы могут применять на основании данных ИФНС без заявления от организации. Эти изменения уже вступили в силу и дают возможность получить льготы «задним числом», а значит, применимы и к текущим налоговым платежам.
2. Земельные участки, приобретенные организациями для жилищного строительства. Напомним, что по таким участкам налог уплачивается с повышающим коэффициентом — 2 или 4 в зависимости от срока строительства. Из формулировки в НК РФ не было понятно, с какого момента вести отсчет «срока строительства», из-за этого постоянно возникали судебные разбирательства. Теперь в НК РФ прямо указали: при применении повышающих коэффициентов все сроки считаются с даты государственной регистрации прав на земельные участки. Новый порядок расчета применяется, начиная с налога за 2022 год.
А.Е. Крайнев, налоговый юрист
Земельный налог обязаны выплачивать и физические, и юридические лица. Главное условие — пользование землей на правах законного владельца, или пользователя. От уплаты освобождаются религиозные организации. Облагается любой земельный участок.
Исключения — это земля общего пользования, дороги, так как они принадлежат государству, замороженные объекты и участки, приобретенные под государственные инвестиционные проекты. Закон имеет в виду земли, организованные под сельскохозяйственные угодья, промышленность и населенные местности.
Кладовка будет облагаться налогом на имущество физлиц с 2022 г.
Акцизные сборы так же представляют собой косвенные налоги. Акцизами в Казахстане покрываются все виды спирта и спиртосодержащая продукция, сигареты и другие табачные изделия, машинное топливо (кроме авиационного), автомобили, нефть, конденсат газа. Выплачивать их должны все юридические лица, связанные с производством и экспортом данных групп товаров. К ним присоединяются владельцы игорного бизнеса и организаторы лотерей.
Корпоративный налог выплачиваю несколько категорий:
- Компании-резиденты, принимающие общие правила.
- Назначаются для нерезидента Казахстана, имеющего представительство в республике или источник легального дохода.
Корпоративный налог выплачивается из налогооблагаемой части дохода и облагаемого источника выплат. Для нерезидента страны он изымается с чистого дохода.
-
Как проверить электронную подпись и продлить срок действия на весь 2022 год
958 0
В числе прочего подписанный закон уточняет момент, с которого налог на имущество физлиц рассчитывается с применением полагающихся физлицу льгот. В соответствии с будущей редакцией п. 6 ст. 407 НК РФ льготы при расчете налога учитываются начиная с налогового периода, в котором у плательщика возникло право на указанные льготы, а не с момента направления в ИФНС соответствующего заявления. Это положение вступит в законную силу уже с 1 января 2021 года (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Одновременно поправки разрешают учитывать изменение кадастровой стоимости недвижимости при расчете налога как в текущем, так и предыдущих налоговых периодах (будущая редакция ст. 403 НК РФ). Применять таким образом изменившуюся кадастровую стоимость недвижимости разрешается в случаях:
- уменьшения кадастровой стоимости из-за исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости;
- внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
В части транспортного налога поправки уточняют порядок определения момента, с которого плательщики-физлица вправе рассчитывать на получение существующих налоговых льгот. В указанных целях ст. 361.1 НК РФ дополняется нормой о том, что налоговая льгота предоставляется физлицу начиная с момента возникновения права на такую льготу, а не с налогового периода, в котором плательщик направит в ИФНС соответствующее заявление.
С 1 июля 2021 года поправки исключают возможность перерасчета транспортного налога в сторону его увеличения. В связи с этим в ст. 52 НК РФ вносится уточнение, согласно которому перерасчет транспортного налога физлица можно будет проводить только в случаях, если такой перерасчет не влечет увеличение ранее уплаченной суммы этого налога независимо от оснований перерасчета (пп. «а» п. 10 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Еще одна важная поправка касается порядка прекращения обязанности по уплате транспортного налога в отношении уничтоженных или погибших транспортных средств. Напомним, до настоящего момента налог прекращал начисляться только с момента снятия таких транспортных средств с учета в ГИБДД (ст. 362 НК РФ). По новым правилам, вступающим в силу с 1 января 2021 года, транспортный налог на уничтоженный транспорт перестанет начисляться уже с 1-го числа месяца, в котором произошла гибель или
Новые налоги появятся в Казахстане в 2022 году
Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2019 года № 276-VІ ЗРК.
Статья 1. Утвердить республиканский бюджет на 2020 – 2022 годы согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящему Закону соответственно, в том числе на 2020 год в следующих объемах:
1) доходы – 11 906 910 617 тысяч тенге, в том числе по:
налоговым поступлениям – 5 560 089 549 тысяч тенге;
неналоговым поступлениям – 976 507 201 тысячи тенге;
поступлениям от продажи основного капитала – 2 512 099 тысяч тенге;
поступлениям трансфертов – 5 367 801 768 тысяч тенге;
2) затраты – 13 940 996 141 тысячи тенге;
3) чистое бюджетное кредитование – 228 577 512 тысяч тенге, в том числе:
бюджетные кредиты – 338 266 437 тысяч тенге;
погашение бюджетных кредитов – 109 688 925 тысяч тенге;
4) сальдо по операциям с финансовыми активами – 196 122 297 тысяч тенге, в том числе:
приобретение финансовых активов – 196 122 297 тысяч тенге;
5) дефицит бюджета – -2 458 785 333 тысяч тенге, или 3,5 процента к валовому внутреннему продукту страны;
6) ненефтяной дефицит бюджета – -7 776 582 201 тысячи тенге, или 11,1 процента к валовому внутреннему продукту страны;
7) финансирование дефицита бюджета – 2 458 785 333 тысяч тенге.
Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 03.11.2020 № 372-VI (вводится в действие с 01.01.2020).
Статья 2. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2020 год поступления арендных плат за пользование Российской Федерацией комплексом «Байконур» в сумме 47 288 575 тысяч тенге и военными полигонами в сумме 8 302 057 тысяч тенге.
Сноска. Статья 2 в редакции Закона РК от 03.11.2020 № 372-VI (вводится в действие с 01.01.2020).
Статья 3. Утвердить объемы поступлений на 2020 год, направляемых в Национальный фонд Республики Казахстан, согласно приложению 4 к настоящему Закону.
Статья 4. Установить, что в доход соответствующего бюджета зачисляются:
1) по коду «Налог на добычу полезных ископаемых» классификации поступлений бюджета Единой бюджетной классификации – задолженность недропользователей по роялти, а также роялти по контрактам на недропользование, в которых сохраняются гарантии стабильности налогового режима;
2) по коду «Социальный налог» классификации поступлений бюджета Единой бюджетной классификации – задолженность по взносам, ранее перечислявшимся в Пенсионный фонд, Государственный центр по выплате пенсий, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости, а также отчисления пользователей автомобильных дорог, ранее поступавшие в Дорожный фонд.
При этом налогоплательщики, осуществляющие деятельность по контрактам на недропользование, в которых сохраняются гарантии стабильности налогового режима, уменьшают вышеуказанные отчисления или социальный налог на суммы отчислений в Государственный фонд социального страхования, Фонд обязательного социального медицинского страхования, исчисленные в соответствии с законами Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» и «Об обязательном социальном медицинском страховании».
Статья 5. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2020 год объемы бюджетных изъятий из областных бюджетов, бюджетов города республиканского значения, столицы в республиканский бюджет в сумме 420 081 203 тысяч тенге, в том числе:
Атырауской – 207 308 563 тысячи тенге;
Мангистауской – 8 213 586 тысяч тенге;
города Алматы – 171 705 010 тысяч тенге;
города Нур-Султана – 32 854 044 тысячи тенге.
Статья 5-1. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2020 год поступления трансфертов из областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы в связи с введением режима чрезвычайного положения в сумме 160 000 000 тысяч тенге.
Сноска. Приложение 1 в редакции Закона РК от 03.11.2020 № 372-VI (вводится в действие с 01.01.2020).
Категория
Наименование
Сумма, тыс. тенге
Класс
Подкласс
I. Доходы
11 906 910 617
1
Налоговые поступления
5 560 089 549
01
Подоходный налог
1 400 371 672
1
Корпоративный подоходный налог
1 400 371 672
05
Внутренние налоги на товары, работы и услуги
3 259 787 089
1
Hалог на добавленную стоимость
2 788 885 187
2
Акцизы
102 711 472
3
Поступления за использование природных и других ресурсов
353 500 302
4
Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности
4 020 975
5
Налог на игорный бизнес
10 669 153
06
Hалоги на международную торговлю и внешние операции
869 640 027
1
Таможенные платежи
850 465 209
2
Прочие налоги на международную торговлю и операции
19 174 818
07
Прочие налоги
608 973
1
Прочие налоги
608 973
08
Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами
29 681 788
1
Государственная пошлина
29 681 788
2
Неналоговые поступления
976 507 201
01
Доходы от государственной собственности
210 137 474
1
Поступления части чистого дохода государственных предприятий
1 222 594
3
Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности
138 512 203
4
Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности
2 888 940
5
Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности
57 103 759
6
Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах
1 655 455
7
Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета
1 991 337
9
Прочие доходы от государственной собственности
6 763 186
02
Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета
2 548 608
1
Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета
2 548 608
03
Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета
135 668
1
Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета
135 668
04
Категория
Сумма,
тыс. тенгеКласс
Подкласс
Наименование
I. Доходы
11 861 935 351
1
Налоговые поступления
8 576 501 161
01
Подоходный налог
2 179 107 100
1
Корпоративный подоходный налог
2 179 107 100
05
Внутренние налоги на товары, работы и услуги
4 842 697 571
1
Hалог на добавленную стоимость
4 239 018 643
2
Акцизы
138 259 062
3
Поступления за использование природных и других ресурсов
438 593 850
4
Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности
6 637 742
5
Налог на игорный бизнес
20 188 274
06
Hалоги на международную торговлю и внешние операции
1 511 754 172
1
Таможенные платежи
1 487 042 640
2
Прочие налоги на международную торговлю и операции
24 711 532
08
Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами
42 942 318
1
Государственная пошлина
42 942 318
2
Неналоговые поступления
132 572 486
01
Доходы от государственной собственности
96 636 793
1
Поступления части чистого дохода государственных предприятий
7 002 740
3
Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности
24 212 198
4
Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности
2 048 712
5
Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности
52 571 837
6
Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах
700 000
7
Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета
3 218 252
9
Прочие доходы от государственной собственности
6 883 054
02
Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета
2 546 681
1
Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета
2 546 681
03
Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета
80 850
Категория
Сумма,
тыс. тенгеКласс
Подкласс
Наименование
I. Доходы
12 628 679 917
1
Налоговые поступления
9 397 277 988
01
Подоходный налог
2 363 130 900
1
Корпоративный подоходный налог
2 363 130 900
05
Внутренние налоги на товары, работы и услуги
5 436 269 409
1
Hалог на добавленную стоимость
4 815 910 860
2
Акцизы
140 568 557
3
Поступления за использование природных и других ресурсов
451 890 935
4
Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности
6 903 252
5
Налог на игорный бизнес
20 995 805
06
Hалоги на международную торговлю и внешние операции
1 553 217 668
1
Таможенные платежи
1 528 110 751
2
Прочие налоги на международную торговлю и операции
25 106 917
08
Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами
44 660 011
1
Государственная пошлина
44 660 011
2
Неналоговые поступления
136 710 747
01
Доходы от государственной собственности
99 908 756
1
Поступления части чистого дохода государственных предприятий
5 803 569
3
Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности
29 747 813
4
Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности
1 730 567
5
Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности
52 601 826
6
Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах
700 000
7
Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета
2 361 669
9
Прочие доходы от государственной собственности
6 963 312
02
Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета
2 546 681
1
Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета
2 546 681
03
Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета
84 084
Имущественные налоги — 2022: отмена деклараций и другие послабления
Сноска. Приложение 5 в редакции Закона РК от 03.11.2020 № 372-VI (вводится в действие с 01.01.2020).
Функциональная группа
Наименование
Администратор
Программа
Подпрограмма
04
Образование
225
Министерство образования и науки Республики Казахстан
001
Формирование и реализация государственной политики в области образования и науки
105
Обеспечение студентов, магистрантов и докторантов вновь вводимыми местами в общежитиях
019
Оздоровление, реабилитация и организация отдыха детей
099
Обеспечение доступности качественного школьного образования
100
Обучение и воспитание детей в республиканских организациях образования
101
Реализация государственного образовательного заказа в Назарбаев Интеллектуальных школах
110
Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на апробирование подушевого финансирования организаций среднего образования
127
Размещение государственного образовательного заказа в частных организациях среднего образования
05
Здравоохранение
226
Министерство здравоохранения Республики Казахстан
067
Обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи
100
Трансферты Фонду социального медицинского страхования на оплату гарантированного объема бесплатной медицинской помощи
106
Оказание медицинской помощи больным социально значимыми заболеваниями, за исключением направлений, финансируемых через Фонд социального медицинского страхования
107
Оказание медицинской помощи в форме санитарной авиации
070
Охрана общественного здоровья
100
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
101
Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов
102
Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на пропаганду здорового образа жизни
104
Пропаганда здорового образа жизни
105
Реализация мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД
106
Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на реализацию мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД
06
Социальная помощь и социальное обеспечение
213
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
027
Социальное обеспечение отдельных категорий граждан и их сопровождение по выплатам
100
Выплаты солидарных пенсий
101
Государственные базовые пенсионные выплаты
103
Выплата обязательств по государственной гарантии сохранности обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов в едином накопительном пенсионном фонде
104
Государственное базовое социальное пособие по инвалидности
105
Наименование
Образование
Общеобразовательное обучение
Общеобразовательное обучение по специальным образовательным учебным программам
Общеобразовательное обучение одаренных детей в специализированных организациях образования
Здравоохранение
Услуги по охране материнства и детства
Пропаганда здорового образа жизни
Централизованный закуп и хранение вакцин и других медицинских иммунобиологических препаратов для проведения иммунопрофилактики населения
Организация в экстренных случаях доставки тяжелобольных людей до ближайшей организации здравоохранения, оказывающей врачебную помощь
Дополнительное обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи по решению местных представительных органов
Реализация мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД в Республике Казахстан
2023 ► Для просмотра подробной информации о дате нажмите на соответствующий выделенный день в календаре
Сроки исполнения налогового обязательства истекают в конце последнего дня налогового периода. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то срок истекает в конце следующего рабочего дня.- 2009
- 2010
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- сегодня
- неделя
- месяц
- 02.12.2021, 17:51Семь репатриационных рейсов из Египта в Казахстан планирует выполнить Air Astana 117640Семь репатриационных рейсов из Египта в Казахстан планирует выполнить Air Astana
- 02.12.2021, 14:00Тарифы на тепло снижены потребителям АО «КазТрансОйл» 110458Тарифы на тепло снижены потребителям АО «КазТрансОйл»
- 02.12.2021, 18:19В Казахстане синоптики в ближайшие сутки прогнозируют метель, туман и гололед 104977В Казахстане синоптики в ближайшие сутки прогнозируют метель, туман и гололед
- 02.12.2021, 20:36ЕАБР и ФРП обеспечат регионы Казахстана автомобилями скорой помощи на 10 млрд тенге 104221ЕАБР и ФРП обеспечат регионы Казахстана автомобилями скорой помощи на 10 млрд тенге
- 02.12.2021, 11:00В Москве проходит Второй Евразийский конгресс 89803В Москве проходит Второй Евразийский конгресс
До 1 октября 2021 года.
№2. Налог на имущество в этом году больше, чем в прошлом, в чём причина?
Размер налога на имущество физических лиц зависит от стоимости объекта. К стоимости объекта применяется соответствующая ставка налога. Сведения по стоимости объекта поступают от государственной корпорации «Правительство для граждан».
Освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц предусмотрено для отдельно проживающих пенсионеров по находящимся на праве собственности:
- земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нём;
- придомовым земельным участкам;
в пределах 1000-кратного размера месячного расчетного показателя (2 651 000 тенге за 2020 год) от общей стоимости всех объектов недвижимости.
Освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц предусмотрено для многодетных матерей, удостоенных звания «Мать-героиня» или награжденных подвесками «Алтын алқа» по находящимся на праве собственности:
- земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем;
- придомовым земельным участкам;
в пределах 1000-кратного размера месячного расчетного показателя (2 651 000 тенге за 2020 год) от общей стоимости всех объектов недвижимости.
Освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц предусмотрено для инвалидов по находящимся на праве собственности:
- земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нём;
- придомовым земельным участкам;
- земельным участкам, предоставленным для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки;
- земельным участкам, занятым под гаражи;
в пределах 1500-кратного размера месячного расчетного показателя (3 976 500 тенге за 2020 год) от общей стоимости всех объектов недвижимости.
Налоговый кодекс 2020г. Глава №65
Ответ на вопрос, как рассчитать налог на имущество зависит от статуса плательщика. Для юридических лиц/ИП и граждан предусмотрен свой порядок расчета такого платежа в бюджет.
Итак, для имущественного налога, взимаемого с организаций и предпринимателей, установлена единая формула расчета:
Налог на имущество = Налоговая база * Ставка
Особенности определения налоговой базы для юридических лиц и ИП описаны в ст. 520 Кодекса РК. Здесь действуют следующие правила:
- Для всех плательщиков (кроме отдельных случаев) базой для исчисления такого вида платежа является среднегодовая балансовая стоимость имущества. Она определяется по данным бухучета.
- Если у налогоплательщика отсутствуют сведения о среднегодовой балансовой стоимости объектов, то в качестве базы принимается стоимость такого имущества, определенная в порядке, установленным Правительством Казахстана.
- Если ИП в соответствии с законом освобожден от ведения бухгалтерского учета, то за основу берется среднегодовой размер долгосрочной задолженности дебиторов.
Также в Кодексе Казахстана предусмотрены определенные особенности при определении ставки по налогу на имущество юридических лиц. В общих случаях ее размер составляет 1,5% (рассчитываются от налоговой базы). Ставка может быть снижена до:
- 0,5% – для ИП и организаций, применяющих налоговый режим на основе упрощенной декларации,
- 0,1% – для юридических лиц, указанных в ст. 289 и ст. 290, организаций из сферы библиотечного обслуживания. Также пониженная ставка действует для таких объектов, как: водохранилища, гидроузлы, гидромелиоративные сооружения и т.д. Полный перечень приведен в п. 3 ст. 521 Кодекса.
Налог на имущество в РК, взимаемый с граждан, также рассчитывается, как произведение налоговой базы и ставки.
В соответствии с п.1 ст. 529 Кодекса РК для жилищных и дачных построек налоговой базой выступает стоимость этих объектов. При этом рассчитывается она по следующей формуле:
Налоговая база или стоимость имущества (С) = базовая цена 1 кв.м (Сб) * коэф. физического износа (К физ) * коэф. функционального износа (К функц) * коэф. зонирования (К зон) * коэф. изменения месячного расчетного показателя (К изм. МРП)
Если речь идет о постройках холодного типа, подвалах, цокольных этажах и т.д., то налоговой базой будет считаться стоимость таких объектов по состоянию на 1 января соответствующего года. Формула расчета приведена в п. 3 ст. 529 Кодекса РК и имеет следующий вид:
Налоговая база или стоимость имущества (С)= базовая цена 1 кв.м (Сб) * общая площадь объекта (S) * коэф. физического износа (К физ)* коэф. изменения месячного расчетного показателя (К изм. МРП) * коэф. зонирования (К зон)
О том, как рассчитать перечисленные показатели, включая налог на имущество в РК, подробно написано в ст. 529 Кодекса.
При исчислении налога на имущество для граждан используется целая система ставок. Они различаются в зависимости от стоимости имущества, попавшего под налогообложение. Чем выше этот показатель, тем, соответственно, больше размер ставки. Полный их перечень приведен в ст. 531.
Базовые ставки для земельных участков устанавливаются из расчета на 1 кв.м. площади и варьируются в зависимости от населенного пункта. Например, для Караганды установлена базовая ставка в размере 0,58, а для Алматинской области всего лишь 0,39.
Для налога на имущество, взимаемого с граждан и организаций (ИП), установлены свои сроки уплаты.
В соответствии с положениями ст. 522 Кодекса РК юридические лица и ИП должны платить налог на имущество по месту нахождения объектов, которые попадают под налогообложение. Расчет суммы они производят самостоятельно. При этом обязаны соблюдать следующие сроки перечисления такого платежа в бюджет:
- до 25 февраля, 25 мая, 25 августа и 25 ноября соответствующего налогового периода – общие сроки уплаты налога на имущество для организаций и ИП,
- предприниматели, применяющие упрощенные режимы налогообложения для субъектов малого бизнеса – до 10 апреля года, следующего после отчетного периода.
В соответствии со ст. 532 Кодекса РК в отношении имущества, принадлежащего физическим лицам, налог исчисляется налоговыми органами до 1 июля года, следующего за отчетным периодом. При этом для граждан установлен следующий общий срок уплаты имущественного налога – до 1 октября года, следующего после отчетного.
Если плательщик продал объект, который был в его собственности, то он должен уплатить налог за фактический период владения до наступления дня государственной регистрации сделки по купле-продаже.
В соответствии с установленным порядком, физические лица освобождаются от представления налоговой отчетности по платежам в бюджет за имущество. Исключением являются граждане, которые используют те или иные объекты для ведения предпринимательской деятельности.
Порядок представления и состав отчетности, которую должны подавать юридические лица, ИП и отдельные категории граждан, описан в ст. 525 Кодекса РК. Здесь действуют следующие правила:
- До наступления 15 февраля текущего периода организации и ИП обязаны представить в налоговые органы расчет текущих платежей (утвержден Приказом Министра финансов Казахстана № 1214) по налогу на имущество, возникшему на начало года.
- Не позднее 10 дней до наступления срока уплаты налога налогоплательщик должен представить: расчет текущих платежей (если налоговые обязательства возникли в течение налогового периода) и дополнительный расчет текущих платежей (если в течение налогового периода были изменены обязательства перед бюджетом по этому виду платежа).
В случаях, когда обязательства по данному виду налога возникли после уплаты текущих платежей, налогоплательщики освобождаются от представления расчета текущих платежей.
- До 31 марта года, следующего за отчетным периодом, также должна быть представлена в налоговый орган декларация. Ее форма утверждена Приказом Министра финансов Казахстана № 166 (Приложение № 50). Обязанность по представлению такого документа возникает у следующих категорий плательщиков налога на имущество:
- юридических лиц,
- ИП, использующих соответствующие объекты при ведении бизнеса,
- физических лиц по имуществу, которое используется ими при ведении предпринимательской деятельности.
Налогоплательщикам доступны разные способы перечисления такого вида обязательного платежа в бюджет.
Итак, как оплатить налог на имущество:
- в ближайшем отделении банка второго уровня,
- внесение необходимой суммы в кассе налоговой инспекции,
- использование интернет-банкинга (при наличии доступа к такому сервису),
- проведение платежа через портал Электронного правительства.
Сегодня для большинства налогоплательщиков наиболее удобным является именно последний способ. В этом случае провести платеж можно, не выходя из дома/офиса, тем самым сэкономив большое количество времени.
Чтобы оплатить налог на имущество онлайн в Казахстане через сайт Электронного правительства нужно выполнить следующие шаги:
- Перейти по ссылке http://egov.kz и авторизоваться в своей учетной записи.
- Далее следует найти раздел «Таможня и налоги» и, перейдя в него, кликнуть на ссылку «Оплата налогов и других обязательных платежей в бюджет».
- На экране появится страница со справочной информацией об услуге. Здесь же есть кнопка «Оплатить онлайн». По ней нужно кликнуть.
- Откроется онлайн-форма, куда нужно внести следующую информацию: ИИН, название налогового органа, сумма платежа, КНП, КБК. После заполнения всех пустых граф нужно нажать на кнопку «Оплатить».
- Последний шаг – выбор способа оплаты и проведение платежной операции. Чек об уплате налога появится в личном кабинете плательщика.
Согласно законопроекту, текущая ставка налога на добавленную стоимость сохраняется на уровне 15%. Для обеспечения непрерывности цепочки НДС и предотвращения уклонения от его исчисления и уплаты вне зависимости от размера выручки расширяется категория плательщиков НДС:
- фермерские хозяйства с площадью орошаемой земли более 25 га;
- налоговые консультанты и аудиторские организации;
- некоммерческие организации, в том числе бюджетные.
В Налоговом кодексе планируется отменить льготы по НДС на услуги в сфере физической культуры и спорта (кроме финансируемых из бюджета), а также на доходы от оказания услуг по проведению занятий физкультуры в спортивных сооружениях, культурно-массовых мероприятий и банковские услуги с фиксированными суммами.
Ставка налога на прибыль сохраняется на уровне 15%, а ставка налога на прибыль в виде дивидендов — на уровне 5%.
Согласно поправкам, предлагается повысить годовую предельную норму амортизации следующим образом:
- здания — с 3% до 5%;
- сооружения (нефтяные и газовые скважины, мосты, плотины
и т. д. ) — с 5% до 10%; - передаточные устройства (магистральные трубопроводы, устройства линии электропередачи и др.), силовые машины и оборудование (теплотехническое, турбинное оборудование и др.) — с 8% до 15%;
- Рабочие машины и оборудование по видам деятельности (кроме мобильного транспорта) — с 15% до 20%;
- Компьютерные, периферийные устройства, оборудование по обработке данных — с 20% до 40%.
Предлагается увеличить размер инвестиционного вычета с 10% до 20% на сумму средств, выделяемых на новое технологическое оборудование, и с 5% до 10% на расширение производства в форме нового строительства.
Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль для ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и ОАО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» более чем на 15% от выручки от реализации товаров (работ, услуг) будет снижена с 75% до 70%.
Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль по оставшейся части налогооблагаемой базы ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» будет уменьшена с 75% до 70%.
Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. При этом отменяется требование о том, чтобы совокупная сумма переносимого убытка не превышала 60% налоговой базы текущего налогового периода.
Исходя из задач, поставленных указом президента от 6 октября 2021 года (УП-6319), в налог за пользование недрами вносятся следующие изменения.
В частности, вводится налог на рентный доход для недропользователей, осуществляющих добычу (извлечение) нефти, природного газа, газового конденсата, драгоценных, цветных, редких и радиоактивных металлов на новых месторождениях, с учетом капитальных расходов недропользователей. Он уплачивается через три года после инвестирования за вычетом дохода от продажи металлов или углеводородов и затрат, непосредственно связанных с их добычей (извлечением).
Кроме того, планируется освободить от налога на имущество новых нефтяных и газовых скважин в первые два года, начиная с месяца ввода их в эксплуатацию, в последующие три года — применение ставки налога на имущество юридических лиц, сниженной на 50% от установленной налоговой ставки.
Проектом предлагается снижение ставок налога за пользование недрами по нефти и природному газу до 10% (сейчас — 20% и 30% соответственно), золоту и меди — до 7% (10%), вольфраму — до 2,7% (10,4%), урану — до 8% (10%). При этом для предприятий с государственной долей, осуществляющих добычу углеводородов, драгоценных, цветных, редких и радиоактивных металлов (НГМК, АГМК и «Узбекнефтегаз») действующие ставки могут сохранить.
Также с 1 января 2022 года ставка налога за 1 тонну известняка для производства цемента планируется снизить в два раза — с 45 тысяч до 22,5 тысяч сумов за тонну.
Ставки налога на водопользование (без учёта ставок на орошение земель сельскохозяйственного назначения) будут проиндексированы на уровне инфляции (10%) для предприятий всех отраслей экономики (за исключением промышленных предприятий, электростанций и ЖКХ) и для индивидуальных предпринимателей — в 30%.
Проектом сохраняется ставка налога за пользование водными ресурсами в части объёма воды, используемого для полива сельскохозяйственных земель, размере 40 сумов за 1 кубометр, в том числе порядок применения коэффициента 1,05 для покрытия стоимости объема воды, поставляемой поставщиками воды, к ставке налога.
для орошения сельскохозяйственных земель составляет 40 сумов, включая применение коэффициента 1,05 для покрытия затрат на доставку поставщиками воды.
РЕШЕНИЕ 15.11.2021г. № 135 О налоге на имущество физических лиц на 2022 год
Базовые ставки налога на земли несельскохозяйственного назначения для юридических лиц индексируются в среднем в 1,07 раза (7%).
Продолжится поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой, путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,25 до 0,3.
Ставки земельного налога для физических лиц индексируются в среднем в 1,07 раза (7%).
В законопроекте сохраняется налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей объект обложения – находящиеся на территории РК:
-
Здания, сооружения, части зданий, учитываемые в составе ОС;
-
Здания и части зданий, предоставленные физическим лицам по договорам долгосрочной аренды жилища с правом выкупа.
-
Здания, сооружения, являющиеся объектами концессии, права на которые переданы по договору концессии и т.д.
Не являются объектами обложения:
- Здания, сооружения, находящиеся на консервации по решению Правительства РК;
- Государственные автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них;
- Объекты незавершенного строительства и т.д.
Для физических лиц объект обложения – находящиеся на территории РК жилища, здания, дачные постройки, гаражи и иные строения, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства со дня эксплуатации.
В конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» основные средства, являющиеся объектами налога на имущество, отображаются в регистре сведений Объекты имущественного налога.
Категория налогоплательщика Налоговая ставка 1. Юридические лица 1,5% к налоговой базе
2.Юридические лица, применяющие СНР на основе упрощенной декларации 3. Индивидуальные предприниматели
0,5% к налоговой базе
4. Юридические лица: - Некоммерческие организации;
- Осуществляющие деятельность в социальной сфере;
- Осуществляющие библиотечное обслуживание;
- Осуществляющие деятельность по объектам. питьевого водоснабжения и т.д.
0,1% к налоговой базе
5. Юридические лица, являющиеся автономной организацией образования 0 %
Для физических лиц налог на имущество исчисляется в зависимости от стоимости объекта по следующим ставкам:
Номер Стоимость объектов налогообложения Ставка налога 1.
до 2 000 000 тенге включительно 0,05 процента от стоимости объектов налогообложения 2.
свыше 2 000 000 тенге до 4 000 000 тенге включительно 1 000 тенге + 0,08 процента с суммы, превышающей 2 000 000 тенге 3.
свыше 4 000 000 тенге до 6 000 000 тенге включительно 2 600 тенге + 0,1 процента с суммы, превышающей 4 000 000 тенге 4.
свыше 6 000 000 тенге до 8 000 000 тенге включительно 4 600 тенге + 0,15 процента с суммы, превышающей 6 000 000 тенге 5. свыше 8 000 000 тенге до 10 000 000 тенге включительно
7 600 тенге + 0,2 процента с суммы, превышающей 8 000 000 тенге 6.
свыше 10 000 000 тенге до 12 000 000 тенге включительно 11 600 тенге + 0,25 процента с суммы, превышающей 10 000 000 тенге 7.
свыше 12 000 000 тенге до 14 000 000 тенге включительно 16 600 тенге + 0,3 процента с суммы, превышающей 12 000 000 тенге 8.
свыше 14 000 000 тенге до 16 000 000 тенге включительно 22 600 тенге + 0,35 процента с суммы, превышающей 14 000 000 тенге 9.
свыше 16 000 000 тенге до 18 000 000 тенге включительно 29 600 тенге + 0,4 процента с суммы, превышающей 16 000 000 тенге 10.
свыше 18 000 000 тенге до 20 000 000 тенге включительно 37 600 тенге + 0,45 процента с суммы, превышающей 18 000 000 тенге 11.
свыше 20 000 000 тенге до 75 000 000 тенге включительно 46 600 тенге + 0,5 процента с суммы, превышающей 20 000 000 тенге 12.
свыше 75 000 000 тенге до 100 000 000 тенге включительно 321 600 тенге + 0,6 процента с суммы, превышающей 75 000 000 тенге 13.
свыше 100 000 000 тенге до 150 000 000 тенге включительно 471 600 тенге + 0,65 процента с суммы, превышающей 100 000 000 тенге 14.
свыше 150 000 000 тенге до 350 000 000 тенге включительно 796 600 тенге + 0,7 процента с суммы, превышающей 150 000 000 тенге 15.
свыше 350 000 000 тенге до 450 000 000 тенге включительно 2 196 600 тенге + 0,75 процента с суммы, превышающей 350 000 000 тенге 16.
свыше 450 000 000 тенге 2 946 600 тенге + 2 процента с суммы, превышающей 450 000 000 тенге Юридические лица и индивидуальные предприниматели исчисляют налог на имущество самостоятельно путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе.
Налоговые органы осуществляют исчисление налога на имущество физических лиц до 1 июля года, следующего за налоговым периодом, путем применение соответствующей ставки налога к налоговой базе.
Если объект налогообложения находился на праве собственности менее года, то расчет налога производится за период фактического владения.
Изменения по транспортному и земельному налогу в 2022-2023 годах
Юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением ИП на СНР), представляют в налоговые органы расчет текущих платежей до 15 февраля отчетного налогового периода – форма 701.01.
Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (форма 700.00), представляется до 31 марта года, следующего за отчетным.
Индивидуальные предприниматели, применяющие СНР для субъектов малого бизнеса, представляют в налоговые органы декларацию по форме 700.00 в установленные сроки.
В конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» реализована форма 701.01 «Расчет текущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество». Также реализована декларация 700.00 «Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество».
Данные формы расположены в разделе Отчеты — Регламентированные отчеты — Налоговая отчетность.
Законодательство дает вполне логичные налоговые льготы. Не платить за имуществом могут следующие категории граждан:
- индивидуальные предприниматели, но не все, а только те, которые занимаются крестьянскими или фермерскими хозяйствами – здесь принимается во внимание также тот факт, что льготу можно использовать как при производстве сельскохозяйственной продукции, а также при её переработке и хранении;
- любые госучреждения, которые имеют отношение к образовательному процессу;
- религиозные организации;
- предприятия, которые имеют отношение к сфере исполнения уголовных наказаний.
Важным нюансом является тот факт, что производители продукции, используемые в сельском хозяйстве, которые применяют СНР, могут уменьшить налог на 70 %. Если условно за налог приходится заплатить 20 тыс. тенге, уменьшение налога на 70 %, позволяет платить всего лишь 6000 тенге. И это важно знать, размышляя над тем, как узнать сумму налога на имущество для физического лица.
Кстати говоря, налог можно не рассчитывать даже за ту землю, которая находится на консервации, за автомобильные дороги общего пользования и сооружения на них – имеются ввиду всевозможные мосты, разнообразные тоннели и лесополосы вдоль дорог. Также не платить можно за объекты незавершенного строительства.
Ставка в целом не меняется довольно давно, и в 2021-м году она останется прежней. Юридические лица платят по ставке 1,5 процента. Однако если используется УПН – ставка будет равна 0,5%, и расчет налога на имущество физических лиц в РК необходимо проводить с учетом текущих данных.
Правда, для некоторых юридических лиц действуют заниженные ставки – 0,1%. По такой ставке могут платить некоммерческие организации, лица, которые ведут деятельность в социальной сфере, те предприятия, которые занимаются в области библиотечного сервиса, либо обслуживают водохранилища – здесь важно понимать, что они должны финансироваться государственным бюджетом.
Важно! Нулевая ставка предназначена для тех юридических лиц, которые зафиксированы в 291-й статье Налогового кодекса.
Формула того, как производит расчёты, довольно проста, потому что налоговую базу нужно умножить на налоговую ставку.
Полный перечень всех объектов, которые попадают под категорию определения имущества, указаны в налоговом кодексе. И налоговой базой является средняя цена объекта – балансовая. Она определяется бухгалтерским учётом. В случае отсутствия данной стоимости налоговая база устанавливается правительством республики Казахстан, то есть налог на недвижимость в Казахстане рассчитывается государством .
Балансовая цена рассчитывается определяется также по формуле – 1/13-я от той суммы, которая получается при приплюсование всех стоимостей за первое число каждого месяца в периоде оплаты налогов.
Имущественные налоги физлиц: что изменилось в НК РФ и сколько теперь платить
Отдельно стоит обсудить налог при продаже квартиры в Казахстане 2021. Он имеет свои особенности, хотя нужно сказать, что никаких изменений на этот счёт не планируется. Если человек покупает недвижимость – квартиру через год после её приобретения, и продает, то разница облагается налогом – здесь объектом налогообложения является доход, соответственно, расчёты производятся только в том случае, если цена покупки и продажи выше, чем та, которая была заплачена при оформлении квартиры в собственность. Доход сделки необходимо обязательно задекларировать.
Если имущество находится в собственности больше года, то налог не нужно рассчитывать, как и платить. Таким образом, избежать оплаты налога можно только в том случае, если собственность, купленная либо полученная в дар, находится в пользовании больше года.
Официально можно сказать, что 2021-м году власти планируют объединить некоторые налоги. Министерство нацэкономики планирует объединить два налога в один – налог на имущество и земельный – для физических лиц, то есть и в первом, и во втором случае они будут объединены в один официальный платёж. Данное нововведение позволит сократить уровень издержек на квитанции, банковские комиссии и так далее, то есть налог на квартиру в Казахстане на 2021 год.
Считается, что данная манипуляция позволит использовать более простые расчёты в платежках. И это уменьшить вероятность ошибок.
Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ отменена необходимость некоторых компаний сдавать в ИФНС отчетность по налогу на имущество. К таким субъектам относятся организации, имеющих в собственности недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.
С 2022 года компании не будут включать в декларацию информацию о недвижимости, налоговая база по которой устанавливается как ее кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК).
Если у субъекта в прошедшем налоговом периоде были только эти объекты недвижимого имущества, то декларацию вообще сдавать не нужно будет. Это правило будет применяться к отчетности за 2022 год, а за 2021 год декларацию по недвижимости, облагаемой налогом на основании кадастровой стоимости, сдать придется.
Что касается недвижимости, налогооблагаемая база по которой определяется на основании среднегодовой стоимости, то обязанность компаний предоставлять налоговые декларации сохраняется. Отчетность также нужно будет сдавать не позже 30 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК).
При этом такая декларация, как и в 2021 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ).
С 2022 года компании в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, будут сами считать и платить налог на имущество без подачи деклараций. ИФНС будут направлять им сообщения об исчисленных суммах налога. Порядок направления этих сообщений и ответа на них такой же, как по транспортному и земельному налогам (абз. 3 п. 6 ст. 386 НК).
Сообщения передаются налоговиками в компании после окончания налогового периода и срока уплаты налога на имущество. Передача документа производится следующим образом:
- в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
- по Почте России заказным письмом;
- лично руководителю или представителю компании под подпись о получении.
В сообщении обозначается объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, ставка налога и величина рассчитанного налога. Информацию для исчисления ИФНС самостоятельно получает из ЕГРН и госорганов, регистрирующих права на недвижимость.
При получении этого сообщения из ИФНС компания при несогласии с расчетом налога может подать налоговикам возражения и документы, подтверждающие правильность расчета налога. Это можно сделать в течение 10-ти дней с момента получения данного сообщения.
Заявить о налоговых льготах можно будет в любую ИФНС по выбору самой компании. Но данный момент касается только тех объектов недвижимого имущества, налогооблагаемая база по которым устанавливается как кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК).
В заявлении на льготы нужно указать объекты налогообложения и информацию о самих льготах с отсылкой на соответствующие нормы законодательства и сведения о документах, подтверждающих право на льготы.
Срок направления заявлений на льготы не ограничивается. Их можно подавать в любое удобное для компании время. В то же время непредставление заявления не лишает ее права на льготу. Если у ИФНС будет информация о том, что организация вправе получить льготу, то налог на имущество будет рассчитываться с учетом ее применения.
В настоящий момент налог на имущество и авансы по нему уплачиваются в порядке и сроки, установленные законодательством субъектов РФ. Таким образом, сроки перечисления налога могут значительно различаться в зависимости от региона.
С 2022 года в России будут введены единые сроки уплаты налога на имущество компаний и авансов по нему.
По обновленной редакции п. 1 ст. 383 НК налог на имущество нужно будет платить не позже 1 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом. Авансы по нему нужно будет платить не позже последнего числа месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом.
Одновременно с этим региональные органы власти утратят право определять эти сроки через законодательство субъектов РФ. Однако они все же смогут влиять на сроки уплаты авансов по налогу на имущество. Так, они также смогут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков право не рассчитывать и не платить авансы по налогу на имущество в течение налогового периода (п. 6 ст. 382 НК).
Похожие записи: