Штрафы за нарушение валютного законодательства в 2022 году

Автор: | 18.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за нарушение валютного законодательства в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, Г.А.Гаджиева, Л.М.Жарковой, C.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, В.Г.Ярославцева,

руководствуясь статьей 125 (пункт «а» части 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 471, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности части 1 статьи 15.25 и пункта 2 части 1 статьи 25.11 КоАП Российской Федерации, пункта 6 части 1 статьи 1, частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», а также части 2 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Н.В.Кузнецова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.В.Мельникова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

установил:

1. Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации осуществление незаконных валютных операций, т.е. валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с его нарушением, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами России, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами России, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции, а на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Пункт 2 части 1 статьи 25.11 данного Кодекса наделяет прокурора правом участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» для его целей резидентами признаются в кругу иных лиц граждане Российской Федерации. Части 4 и 5 его статьи 12 устанавливают, кроме прочего, что резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытые в банках, расположенных за пределами России, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами России, а на счета физического лица — резидента, открытые в банках, расположенных за пределами России, могут быть зачислены денежные средства, полученные от нерезидентов и выплачиваемые в порядке возврата ранее уплаченных физическим лицом — резидентом денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за возвращаемый им нерезиденту ранее купленный им у такого нерезидента товар, оплаченную такому нерезиденту услугу.

В силу же части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» изложенные в его редакции положения абзаца первого части 8 статьи 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» применяются в отношении граждан Российской Федерации, срок пребывания которых в 2017 году за пределами России в совокупности составил более 183 дней, а также в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации, открытых гражданами Российской Федерации в банках, расположенных за пределами России, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Изменения в валютном законодательстве в 2021 — 2022 годах

п.6 ст. 15.25 штраф на должностные лица 4 000- 50 000 рублей; юр/лица 40 000-50 000 рублей. *

1

1.1

1. Сведения о валютных операциях (СВО) при зачислении средств в иностранной валюте, в валюте РФ

СВО — корректировка

Не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денежных средств

Не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения

Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п.2.1, п.2.22, п.2.23

Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п. 2.20, 2.24

В момент представления СВО (корректирующие СВО) при отклонении от сроков

2

2.1.

Справка о подтверждающих документах (СПД)*

СПД – корректировка

Не позднее 15 рабочих дней после месяца, следующего за отчётным.

Не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения

Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п.8.2, 8.8

Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п.8.7.

В момент представления СПД (корректирующей СПД) при отклонении от сроков

3

Постановка на учет контракта (кредитного договора)

Не позднее сроков предоставления: — сведений о валютных операциях;

— справки о подтверждающих документах (страны, указанные в Таможенном кодексе Таможенного союза);

— не позднее даты подачи ДТ (декларации на товары)

Инструкция № 181-И

от 16.08.2017 г., п.5.7.1 – 5.7.8.

Постановка на учет контракта (кредитного договора) после истечения сроков представления сведений о валютных операций, СПД

3.1.

Изменение сведений о контракте (кредитном договоре) (заявление об изменении сведений контракта(кредитного договора))

— в случае внесения в контракт изменений и (или) дополнений– не позднее 15 рабочих дней после даты оформления таких документов.

Инструкция № 181-И

от 16.08.2017 г., п. 7.4.

В момент представления заявления об изменении сведений о контракте (кредитном договоре)

3.2

Изменение сведений о резиденте (заявление об изменении сведений контракта (кредитного договора))

— в случае внесения изменений в ЕГРЮЛ

(ЕГРИП) – не позднее 30 рабочих дней после даты внесения изменений.

Инструкция № 181-И

от 16.08.2017 г., п. 7.8

3.3

Пролонгация контракта (заявление об изменении сведений контракта (кредитного договора))

— в случае автоматической пролонгации,

предусмотренной контрактом

— либо действия контракта до исполнения обязательств – не позднее 15 рабочих дней после даты завершения

исполнения обязательств

Инструкция № 181-И

от 16.08.2017 г., п. 7.9

* п. 6.3-1. ≥90 дней: на должностных лиц 4 000 – 5 000 рублей, на юр.лиц 40 000 – 50 000 рублей
п.6.4. – повторное нарушение, предусмотренных ч. 6 – на должностных лиц – 12 000 – 15 000 рублей; на
юр. лиц – 120 000 – 150 000 рублей.

Репатриация резидентами ин.валюты и валюты РФ

Характер нарушения

Действие резидента

Ссылка на нормативный документ ЦБ РФ

Момент фиксирования нарушения

Ответственность, предусмотренная КоАП РФ

  1. Что значит валютный контроль: кто и что контролирует
  2. Какие переводы подлежат валютному контролю
  3. Документы для валютного контроля
  • Сделки до 200 тыс. р. включительно
  • Договоры от 200 тыс. р. до 3 млн. р. по импорту (кредитам) или 6 млн. р. по экспорту
  • Контракты от 3 млн. р. по импорту и от 6 млн. р. по экспорту
  • Закрывающие документы по контракту ВЭД: что подавать и когда
  • Что и когда может потребоваться еще
  • Штрафы за нарушение норм и сроков валютного контроля
    • Штраф 1. За неполное получение выручки по контракту
    • Штраф 2. За нарушение сроков предоставления документов

    Валютный контроль — это когда государство проверяет валютные транзакции на предмет соблюдения закона о валютном регулировании. Закон распространяется и на бизнес, и на физических лиц.

    В этом законе есть ряд мер, направленных на укрепление государства и рубля, и гигантские штрафы за несоблюдение мер.

    Органами валютного контроля, то есть теми, кто устанавливает «правила игры», выступают Правительство и Центробанк РФ. А агентами валютного контроля, то есть теми, кто проверяет соблюдение этих правил — банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

    • все денежные переводы между нерезидентами и резидентами РФ;
    • расчеты между нерезидентами РФ в российских рублях;
    • все перечисления между резидентами РФ в иностранной валюте.

    Документы для валютного контроля

    Закон определяет какие сведения нужны банку для валютного контроля. Если вы занимаетесь экспортом, импортом или прочим ВЭД, наверняка сталкиваетесь с контролем. Если только планируете, читайте нашу статью дальше.

    За внешнеэкономическими договорами строго следит обслуживающий банк. Контроль оформления валютных документов по ВЭД — это его прямая функция.

    Все подписанные договоренности с нерезидентами по сумме подразделяются на три группы В каждой из них индивидуальный перечень.

    Штрафы за валютные нарушения снизили!

    Банк требует для подтверждения реальности сделки следующее:

    • контракт,
    • инвойс,
    • акт,
    • транспортные накладные (например: коносамент, авианакладная, ж/д накладная и пр.),
    • и другие, которые сопровождают сделку и перевозку.

    Сроки валютного контроля в этой группе:

    • после зачисления на счет валюты или российских рублей от нерезидентов — 15 рабочих дней;
    • при перечислении валюты или рублей за рубеж — одновременно с платежкой.

    С 1 марта 2018 паспорт сделки отменили, но теперь для выполнения функции валютного контроля, банк ставит договор ВЭД на учет с присвоением ему уникального номера контракта (УНК).

    По февраль 2018 года включительно, для любой валютной сделки нужно было заполнить паспорт сделки. В паспорте сделки прописывалась вся ключевая информация по контракту ВЭД.

    Присвоение УНК — это обязательный этап валютного контроля, если:

    • по импорту и договорам кредита (займа) сумма соглашения составляет 3 млн. р. и больше (в эквиваленте по курсу на дату подписания либо заключения последних допсоглашений);
    • по экспорту сумма соглашения составляет 6 млн. р. и больше (в эквиваленте по курсу на дату заключения либо последних допсоглашений).

    Сроки предоставления сведений в банк в этой группе при предоплате:

    • При экспорте или другом зачислении денег (RUR или валюта) на счет — не позже, чем через 15 рабочих дней с даты зачисления средств.
      Если счет открыт в банке-нерезиденте РФ – не позже 30 рабочих дней после месяца, в котором произошло зачисление.
    • При импорте или другом списании денег (RUR или валюта) со счета — не позже даты когда вы направили платежку в банк.
      Если расчетный счет в банке-нерезиденте, то не позже 30 рабочих дней после месяца, в котором произошло списание.

    При постоплате сроки регистрации контракта и получения УНК такие:

    • Ввоз или вывоз товара с обязательным составлением таможенной декларации – не позже даты подачи декларации.
    • Ввоз или вывоз товара без таможенного декларирования (например, поставки в ЕАЭС) — 15 рабочих дней после месяца, в котором был ввезен/вывезен товар.
    • Услуги/работы/передача прав — 15 рабочих дней после месяца, в котором оформлены акты.

    К сведению:

    Для экспортеров сделали небольшое послабление — скан контракта можно подавать в течение 15 рабочих дней после постановки его на учет. А до этого его будут учитывать на основании «основных сведений из контракта». У каждого банка есть форма: заполняете, отправляете, ставят на учет и присваивают УНК — и начинайте работать.

    Банк ставит контракт на учет в течение 1 рабочего дня, и плюс один рабочий день дается кредитной организации, чтобы уведомить компанию о присвоенном УНК. Итого, у банка 2 дня для уведомления о присвоенном номере.

    По экспортным операциям сроки сокращены до 1 рабочего дня за всю процедуру.

    Важно:

    Если подписывается дополнительное соглашение, которым вносятся хоть какие-то изменения в поставленный на учет контракт, не забудьте отнести это соглашение в банк.

    Срок — 15 раб. дней после даты подписания допника. Банки следят за сроками внимательно, зная «любовь» предпринимателей рисовать допники «задним числом», и, если просрочка, сразу влепят штраф.

    Если контракт без суммы, то поставить его на учет следует не позднее срока представления документов по мере выполнения условий сделки, когда сумма превысит 3 млн. р. (6 млн. р. — для экспортных операций).

    Когда контракт уже стоит на учете, а УНК присвоен, обязанность коммуницировать с банком не заканчивается. Дополнительно нужно предоставить акты, счета, инвойсы, накладные, УПД и другое:

    • при зачислении валюты – одновременно с представлением информации о коде валютной операции или подтверждающих документов;
    • при поступлении на счет российских рублей – не позже 15 рабочих дней с даты зачисления по выписке;
    • при списании инвалюты или российских рублей – одновременно с платежкой.

    Каждый банк самостоятельно разрабатывает свою форму и свой порядок предоставления необходимой информации.

    Справка о подтверждающих документах (СПД) предоставляется только по контрактам, требующим постановки на учет (и присвоения УНК).

    Сроки подачи СПД при валютном контроле:

    • при оформлении таможенной декларации (ГТД) — предоставление СПД обязательно в течение 15 рабочих дней после месяца, в котором составлена ГТД;
    • для сделок без таможенной декларации — 15 рабочих дней после месяца, в котором оформлены отгрузочные накладные;
    • для иных сделок и ситуаций — 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих актов.

    Вместе со справкой предоставляются и сами подтверждающие документы (кроме таможенной декларации — ее банк получит из таможни электронно).

    К ним относятся:

    • При ввозе/вывозе товара в ТС — товаросопроводительные бумаги.
    • При оказании услуг/выполнении работ/передаче результатов интеллектуальной деятельности — акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и/или другие документы по контракту.
      Т.е. например, карточка по 26 счету с проводкой, отражающей полученную услугу, тоже может считается подтверждением.

    Справка по сделкам экспорта-импорта товара, подлежащим таможенному декларированию (с оформлением ГТД), предоставляется в случае:

    1. Экспорта с отсрочкой платежа (ГТД оформлена до поступления выручки).
    2. Импорта с предоплатой.

    При авансировании экспортных сделок и оплате после поставки по импортным сделкам СПД не предоставляется, данные поступают в банк непосредственно из ФТС.

    Ответственность за нарушение валютного законодательства

    Резиденты РФ вправе осуществлять со счетами, открытыми за пределами России, следующие операции:

    • получать проценты на остаток средств на этих счетах;
    • переводить денежные средства в виде взноса, который требует банк при открытии счета (вклада);
    • переводить на такие счета наличные денежные средства и те, что получены в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на эти счета (вклады);
    • получать суммы налогов, возвращенные органами того государства, в котором находится резидент (например НДС, полученный по правилам такс-фри).

    Российские резиденты вправе зачислять на свои счета денежные средства, полученные от нерезидентов:

    • зарплату и иные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей за пределами РФ, а также суммы, выплачиваемые для возмещения расходов в связи с командировками;
    • суммы, выплачиваемые в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений международного коммерческого арбитража;
    • пенсию, стипендию, алименты и иные социальные выплаты;
    • страховые выплаты, осуществляемые страховщиками-нерезидентами;
    • возвращенные денежные средства – например, ошибочно перечисленные или те, что были уплачены нерезиденту за товар, который резидент решил вернуть.

    Перечень разрешенных валютных операций для юридических лиц в целом совпадает с описанным выше. При этом необходимо помнить несколько простых правил:

    • между резидентами разрешены только те валютные операции, что приведены в ст. 9 Закона № 173-ФЗ;
    • валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением предусмотренных ст. 11 Закона № 173-ФЗ.
    • Валютные операции должны осуществляться через счета в уполномоченных банках и банках за пределами территории РФ в предусмотренных Законом № 173-ФЗ случаях (ст. 14 этого закона).

    Открытие счета в банке за пределами РФ порождает обязанность уведомить об этом российский налоговый орган. Кроме того, физические и юридические лица должны отчитываться о движении денежных средств на своих зарубежных счетах. Формально непредоставление отчета в установленные законом сроки влечет привлечение к ответственности в виде штрафа.

    Физлица сообщают о движении денежных средств один раз в год, в срок до 1 июня года, следующего за отчетным. То есть если вы открыли счет в Швейцарии в 2019 г., то отчитываться начнете с 2020 г. Уведомление об открытии счете нужно подать в налоговый орган в течение месяца.

    Юридические лица должны предоставлять отчетность о движении денежных средств ежеквартально, в течение 30 дней с момента завершения квартала.

    Суммы штрафов за неисполнение этих обязанностей невелики – до 3 тыс. руб. для физлиц и до 50 тыс. руб. для юрлиц. Однако контролирующие органы могут применить к резиденту положения п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ о незаконных валютных операциях. Тогда будет наложен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, в рассматриваемом случае – суммы счета. И хотя такая судебная практика пока не сформирована, возможность ее появления существует.

    Закон накладывает обязательства по репатриации иностранной валюты на участников внешнеторговой деятельности и лиц, дающих займы нерезидентам. Это означает, что резидент должен обеспечить:

    • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные им товары, информацию или результаты интеллектуальной деятельности, выполненные работы и оказанные услуги;
    • возврат в Россию средств, уплаченных нерезидентам за неполученные товары, непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, невыполненные работы и неоказанные услуги;
    • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся по договорам займа.
    • Получается, что именно заимодавец (продавец), который по условиям заключенного с нерезидентом договора должен получить от заемщика (покупателя) денежные средства, отвечает перед государством за своевременное исполнение такого обязательства. За невыполнение обязанности по репатриации валюты может быть наложен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).

    Что должны учитывать налоговики, по-новому штрафуя за нерепатриацию валюты

    15 мая 2018 г. вступили в силу поправки к Закону № 173-ФЗ. С этой даты компании, осуществляющие внешнеторговые сделки, обязаны сообщать банкам точные сроки поступления валютной выручки. То есть в экспортно-импортных контрактах необходимо указывать конкретные сроки исполнения сторонами своих обязательств. В банк предоставляются именно эти сведения, а не данные о продолжительных временных периодах, отведенных на поступление денег.

    Также компания обязана сообщать банку о сроках возврата авансовых платежей, переведенных нерезиденту, а в договорах займа с заемщиками-нерезидентами – указывать сроки исполнения обязательств.

    При этом банкам разрешено отказывать в проведении операций практически за любое нарушение валютного законодательства. Но они обязаны письменно известить об этом нарушителя не позднее следующего рабочего дня после принятия решения. Так, в проведении операции могут отказать за нарушение резидентами положений Закона № 173-ФЗ о своих обязанностях, о сделках, об использовании счетов в зарубежных банках или из-за несоответствия поданных документов требованиям закона.

    В этом году действуют те же изменения по валютному контролю для юридических лиц, что и с 1 марта 2022 года.

    Мы составили таблицу, в которой по каждому пункту наглядно продемонстрировали: что было до реформы, и что стало теперь. Объект изменений Что было раньше Как стало Влияние суммы контракта на валютный контроль

    1. Если сумма контракта была меньше 1000$, фирма резидент РФ отправляла в банк только справку о валютных операциях;
    2. Время регистрации – 3 дня.
    • Время регистрации контракта – 1 день.

    Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

    (должностные лица) (п. 1 ст. 15.25 КоАП) Нарушение срока уведомления об открытии или закрытии заграничных счетов (либо смене реквизитов по ним), или несоблюдение формы оповещения

    1. Если в роли правонарушителя выступает физическое лицо, взыскание будет равно 1000 – 1500 руб.;

    Непредставление контролирующему органу (ИФНС) информации об открытии или закрытии заграничных валютных счетов (или изменении их реквизитов)

      если виновным в правонарушении признано отдельное должностное лицо, взыскание составит 40 000 – 50 000 руб.

    (п. 2.1 ст. 15.25 КоАП)

  • Физические лица должны заплатить в бюджет штраф в сумме 4000 – 5000руб.;
  • рублейС 2022 года паспорт сделки оформлять больше не нужно. Чтобы провести расчет по внешнеторговому контракту, компания должна предоставить в банк бумаги, подтверждающие факт сделки.

    Срок подачи документов — 15 дней. Постановка контракта на учет — 24 часа.После фиксации договора, кредитное учреждение сообщает фирме номер контракта на следующий день.

    Порядок оформления прописан в положении 6 Инструкции Банка РФ от 16 августа 2017 № 181-И.Теперь юрлица стали резидентами: уведомить банк о сроках выполнения заказа теперь их прямая обязанность.

    Власти смягчили штрафные санкции за нарушения валютного законодательства

    Для этого сообщите информацию закрепленному менеджеру: тип контракта, реквизиты контрагента, сроки исполнения договорных обязательств, сумма сделки, вид валюты. Банковская организация зарегистрирует международный контракт за 1 рабочий день, присвоит ему уникальный номер, откроет ведомость валютного контроля.При продлении срока контракта, внесении изменений в не снятый с учета договор, информируйте банковское учреждение, предоставляйте дополнительную документацию.

    После завершения сделки и движения денег по счету компания предоставляет справку о подтверждающих документах, копии самих документов.

    Контроль со стороны таможенных органов выполняется на основании Федерального закона № 289-ФЗ, который также регламентирует списания со счетов в валюте компаний при таможенном оформлении. Валютный контроль в РФ в 2022 году Отчитываться за валютные поступления на счета организации теперь проще и быстрее.

    Основные изменения коснулись сроков, денежных лимитов и обязанностей уполномоченных банков.

    Упразднены такие формы учета, как паспорт сделки и справка о валютных операциях. Предоставление документации об импортно-экспортных операциях не требуется, если сумма по международному договору не превышает 200 тыс.

    и экспортных — от 6 млн руб. Срок принятия контракта на учет, присвоение ему уникального номера — не позднее 1 рабочего дня с момента предоставления сведений, необходимых

    переданные нерезиденту Примечание: Часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ не применяется к договорам займа, заключенным до 14.04.2018, кроме договоров, существенные условия которых изменены после указанной даты.

    · на должностных лиц – от 20.000 до 30.000 руб. Часть 4.1 Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои счета в банках РФ, и (или) на счета в зарубежных банках, по внешнеторговым контрактам (по которым оформляется ПС) рублевой части (доли) выручки – размер которой определяется Правительством РФ.

    Наложение штрафа · на ИП и юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб.

    Вид нарушения

    Нормативный акт

    Пункт

    Как накажут за незаконные валютные операции?

    2.1. Несоблюдение (нарушение) установленных:
    — порядка представления информации о валютных операциях
    — порядка представления подтверждающих документов и информации
    при осуществлении валютных операций; исправок о подтверждающих
    документах;
    — правил постановки на учет, снятия с учета контрактов (кредитных договоров)
    № 181-И от 16.08.2017г. Глава 2 Глава 8 Глава 5 п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ
    штраф
    от 40 000
    до 50 000 рублей
    штраф
    от 4 000 до 5 000 рублей
    7.1 Осуществление запрещенной валютной операции между резидентами 173-ФЗ от 10.12.2003 г ст.9 от 3/4 до полной суммы незаконной валютной операции п.1 ст. 15.25 КоАП РФ
    7.2 Купля/продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки ст.11
    7.3 Нарушение порядка ведения счетов и расчетов в банках за пределами территории РФ ст.12
    7.4 Нарушение порядка ведения расчетов при осуществлении валютных операций через счета в уполномоченных банках ч.2 ст.14
    7.5 Осуществление валютных операций по переводу денежных средств на банковские счета нерезидентов с предоставлением банку, как агенту валютного контроля, документов, содержащих заведомо недостоверные сведения 173-ФЗ от 10.12.2003 г. ст.23 Штраф от 200 000 до 500 000 рублей или принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы до 3-х лет п. 1 ст. 193.1 УК РФ

    Если сумма таких валютных операций превышает эквивалент 9 000 000 рублей: лишение свободы на срок до 5 лет и штраф до1 000 000 рублей п. 2 ст. 193.1 УК РФ

    Если сумма таких валютных операций превышает эквивалент 45 000 000 рублей: лишение свободы на срок от 5 до 10 лет и штраф до 1 000 000 рублей п. 3 ст. 193.1 УК РФ

    Настоящий момент Что будет
    Резиденты должны уведомлять уполномоченные банковские учреждения о максимально возможных сроках получения выручки, подтвержденных договором, от нерезидентов на собственные счета в указанных банках, а также о поставках продукции от нерезидентов в счет ранее переведенной предоплаты. Данное правило регулируется ч. 1.1. ст. 19 ФЗ «О валютном регулировании при внешнеторговой деятельности» В статье будет прописано, что сроки, когда будут исполнены обязательства обеих сторон, обязаны регламентироваться договором.
    Ст. 23, а именно 5-я ее часть гласит, что уполномоченным банком может быть отказано в проведении валютной операции, если предприниматель не предоставил необходимые документы или они содержат ложную информацию. Данное правило дополнено. Если осуществление валютной операции нарушает правила, указанные в ст. 9, ст. 12, ст. 14 (одновременно или по отдельности) вышеуказанного закона, то банк может и отказать в проведении процедуры.

    Кроме того, в операции будет отказано, если предприниматель-гражданин РФ отправил по просьбе банка не удовлетворяющие требования закона «О валютных операциях» документы. Предприниматели будут получать решение в письменной форме об отказе в осуществлении вышеназванной операции на протяжении следующего рабочего дня.

    • Регистрация бизнеса
    • Заявка на открытие специального счета участникам закупок
    • Заявка на расчетный счет онлайн
    • Заявка на открытие отдельного счета для Гособоронзаказа
    • Заявка на подключение торгового эквайринга
    • Заявка на подключение интернет-эквайринга
    • Контрольно-кассовая техника
    • Заявка на кредит бизнесу
    • Заявка на услугу Юрист 24
    • Подбор депозита
    • Заявка на участие в зарплатном проекте
    • Заявка на факторинг
    • Бесплатная онлайн-бухгалтерия

    Ответственность за нарушение валютного законодательства РФ

    Правонарушения в области валютного контроля можно разделить на несколько направлений:

    1. Несоблюдение сроков предоставления отчетности (справок).
    2. Предоставление ложных данных, неверное заполнение документов.
    3. Несоблюдение сроков зачисления валюты на счет. Предприниматель будет вынужден заплатить штраф даже в том случае, если его иностранный партнер не оплатит в срок выставленные ему счета.
    4. Невыполнение обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами.

    Ответственность за нарушения порядка валютных операций бывает:

    • Гражданско-правовая (аннулирование сделки).
    • Административная (штрафные санкции).
    • Уголовная (вплоть до лишения свободы).

    Кто штрафует за нарушение валютного контроля? Ведущими государственными органами, проводящими наблюдение за операциями между российскими и иностранными банками, являются Центробанк, ФТС и ФНС. Санкции, как правило, накладывает именно налоговая, ФТС может оштрафовать за нарушения во время таможенных операций.

    Физлица вправе покупать и продавать иностранную валюту исключительно в головных офисах, подразделениях, филиалах и операционных офисах банковских организаций. Ранее существовали специальные пункты обмена валюты, но они были упразднены несколько лет назад. Физлица обязаны заполнять заявления при проведении обменных операций, в котором указывают свои паспортные данные.

    Важно! При проведении операции по обмену валюты на более чем 40 тыс. рублей, то банк кроме паспортных данных вправе запросить также дополнительную информацию. Данные требования предусмотрены законом о противодействии терроризму, согласно которого Росфинмониторингом отслеживаются сделки на сумму более 600 тыс. рублей.

    У банка есть право сообщить о совершаемой сделке независимо от ее суммы, в том случае если она кажется ему подозрительной. И в проведении этой сделки банк вправе отказать.

    Исключается ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

    Формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов является справка о подтверждающих документах (инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

    Условие освобождение от ответственности — если период просрочки не превысил 90 дней.

    В случае превышения этого срока, на организацию налагается штраф по ч. 6.3-1 КоАП РФ в размере от 40 до 50 тыс. рублей.

    До введения изменений российские компании-экспортеры и индивидуальные предприниматели попадали под штрафные санкции за любые, даже незначительные, нарушения сроков поступления валютной выручки на счет в уполномоченном банке.
    Большинство из них происходило по вине контрагента-нерезидента. В итоге российские компании и индивидуальные предприниматели вынуждены были нести дополнительную финансовую нагрузку, вести переговоры с иностранными контрагентами, оформлять допсоглашения к контрактам на «мелкие просрочки» и представлять их в уполномоченные банки для учета.

    Теперь российская организация, которая не обеспечила на свой счет в уполномоченном банке своевременное получение иностранной валюты или рублей по заключенному с иностранной компанией внешнеторговому договору, не привлекается к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

    Валютный контроль для небольшой компании: нормы, сроки и штрафы

    Как сформулирована оговорка

    Спорная норма звучит так: резиденты России вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных (российских) банках иностранную валюту «при оплате или возмещении заказчиками (нерезидентами) и (или) иными третьими лицами (нерезидентами) местных расходов резидентов по заключенным ими договорам (контрактам) с нерезидентами при осуществлении деятельности таких резидентов, возникающих в связи с сооружением, реконструкцией или модернизацией резидентами объектов за пределами территории Российской Федерации, — на период строительства, реконструкции или модернизации, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках».

    Разрешительная оговорка была уточнена в июле 2021 года поправками в закон (например, добавилось слово «возмещение»), до того она формулировалась так: «при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках».

    Новости в России в 2021 году почти не затрагивали валютное регулирование. Ни для кого не секрет, кто сегодня осуществляет валютный контроль. В 2021 году за операциями резидентов и нерезидентов следят ФНС, ФТС и агенты валютного контроля (банки).

    Все новое в валютном регулировании начинает действовать с 2018 года. Валютное законодательство в РФ в 2021 году строго относилось к юридическим лицам, а в частности, к их руководителям, которые не просто ведут внешнеэкономический бизнес, но и в основное время пребывают за границей. Уже с января изменяется статус валютного резидента. Для граждан РФ, которые преимущественно проживают за границей (более 183 дней в году), устанавливается льготный режим с расширенными правами на распоряжение валютными счетами.

    Что касается изменений суммы штрафов в 2021 году, то уже одобренный Федеральный Закон N 325-ФЗ вступает в силу с 18 мая 2018 года. Он вводит несколько незначительных поправок в упомянутые выше законы.

    К примеру, штраф для юр. лиц за незаконные валютные операций и платежи, минующие агентов валютного контроля, будет высчитываться не от суммы платежа, а составит 20 000 — 30 000 рублей. Юридическим лицам, которые повторно не вернут в срок денежные средства, уплаченные нерезидентам за непредоставленные товары или услуги, будет грозить дисквалификация от полугода до трех лет.

    В настоящее время среди исследователей отсутствует единство во мнении относительно природы нарушений валютного законодательства и вида ответственности за такие нарушения. Одни авторы считают, что нарушения валютного законодательства РФ являются, по сути, финансовыми правонарушениями и соответственно влекут применение финансово-правовой ответственности. Согласно мнению других исследователей, за нарушения валютного законодательства виновные лица привлекаются к административной или уголовной ответственности.

    Для обоснования ответственности за нарушения валютного законодательства как вида финансово-правовой ответственности следует указать, что принуждение в механизме валютно-правового регулирования рассматривается как система необходимых мер валютного регулирования и валютного контроля, установленных государством в императивном порядке, реализуемых компетентными органами государственной власти в целях упрочения режима законности и правопорядка в сфере осуществления валютных операций. Кроме того, правовое регулирование отношений, возникающих по поводу валютных ценностей, осуществляется в публичных интересах, т.е. в интересах всего общества. Как указывает О. Н. Горбунова, «поскольку денежной системой управляет государство, оно должно следить и за обращением иностранной валюты на территории страны, регулировать соответствующие процессы и решительно влиять на них. Цель: создать условия для того, чтобы рубль стал подлинно конвертируемой валютой». Следовательно, финансово-правовое регулирование валютных отношений охватывает отношения, среди прочих, по привлечению к финансово-правовой ответственности.

    Валютная политика, являясь звеном финансовой политики государства, представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных мер, осуществляемых государственными органами в сфере валютных отношений с целью защиты государственных интересов на валютном рынке и интеграции экономики Российской Федерации в систему международного экономического пространства в соответствии со стратегическими целями общеэкономической политики. Следовательно, при нарушении валютного законодательства ущерб причиняется непосредственно государству, что позволяет говорить о финансово-правовой природе валютных правонарушений. При этом следует отметить, что механизм финансово-правового регулирования валютных отношений включает нормотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов власти РФ по установлению правового статуса субъектов валютных правоотношений, контроль за соблюдением законов и подзаконных актов, регулирующих финансовую деятельность государства, а также привлечение к ответственности за нарушение валютного законодательства.

    Валютная ответственность является видом финансово-правовой ответственности и представляет собой ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства. Основанием валютной ответственности является валютное правонарушение.

    Ответственность за нарушение валютного законодательства отражает специфику любых правовых явлений и предполагает определенный порядок реализации ответственности. Ответственность за нарушение валютного законодательства сопряжена с властным государственным принуждением, так как санкции за нарушения норм валютного законодательства применяются органами валютного контроля, которые являются частью государственного аппарата и входят в структуру государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства. Еще одной характеристикой ответственности за нарушения валютного законодательства является тот факт, что она влечет негативные последствия для правонарушителя: ущемляет его право распоряжаться средствами на валютном счете, возлагает на него дополнительные обязанности.

    За нарушения валютного законодательства резиденты и нерезиденты могут привлекаться к административной или уголовной ответственности.

    Валютное правонарушение — это противоправное виновное деяние, совершенное резидентом или нерезидентом умышленно или по неосторожности, за которое валютным законодательством предусмотрена юридическая ответственность.

    Субъектами валютного правонарушения выступают резиденты и нерезиденты [1] , нарушившие положения актов валютного законодательства.

    Такими субъектами выступают соответствующие физические и юридические лица, обладающие валютной право- и деликтоспособностью. Например, физические лица могут обладать одним из двух видов дееспособности:

    • общей валютной дееспособностью,представляющей собой способность лица своими действиями приобретать права и обязан ногти в связи с совершением нелицензируемых валютных операций;
    • расширенной общей валютной дееспособностью— аналогичной способностью в отношении валютных операций, для совершения которых законодательство требует получения специального разрешения (.ищем.¡un) полномочного государственного органа.

    Субъект валютного правонарушения — участник валютной операции.

    Участниками валютных операций могут быть также Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования, определенные в действующем законодательстве резидентами (ст. 1 Закона о валютном регулировании). Следовательно, указанные резиденты, являясь самостоятельными субъектами права, через действующие от их имени органы государственной власти и местного самоуправления могут выступать непосредственными субъектами валютных правоотношений и в соответствующих случаях — субъектами валютных пра��онарушений. Хотя правовой статус Российской Федерации, являющейся суверенным субъектом международного права, равно как и иностранных государств и международных организаций, в валютной сфере не может рассматриваться с точки зрения института резидентства, поскольку формируется главным образом комплексом норм международного публичного финансового права [2] .

    Федеральная налоговая служба сообщает о вступлении в силу с 31.07.2020 Федерального закона от 20.07.2020 № 218-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон № 218-ФЗ), которым вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в части ответственности за нарушения валютного законодательства.

    1. Ответственность за нарушения, связанные с открытием и ведением счетов в иных организациях финансового рынка.

    Расширены составы административных правонарушений, предусмотренные диспозициями частей 1, 2, 2.1, 6, 6.1 — 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ, в части ответственности за нарушения, связанные с представлением резидентами уведомлений по счетам (вкладам) в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и отчетов по указанным счетам (вкладам).

    2. Ответственность за нарушение требования о репатриации денежных средств.

    Изменилась административная ответственность за нарушение установленного валютным законодательством Российской Федерации требования о репатриации денежных средств.

    2.1. Ответственность по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ распространена на граждан.

    2.2. Снижены и дифференцированы в зависимости от валюты (рубли или иностранная валюта) внешнеторгового договора (контракта) размеры административных штрафов, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ.

    Санкция указанных частей статьи 15.25 КоАП РФ в части ответственности должностных лиц остается неизменной.

    2.3. Статья 15.25 КоАП РФ дополнена частями 4.2 и 5.3, устанавливающими ответственность за нарушение требования о репатриации денежных средств для резидентов, включенных в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утверждаемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее — профессиональные участники ВЭД).

    Проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке утверждения перечня профессиональных участников внешнеэкономической деятельности» проходит процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России.

    2.4. Введена новая часть 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ согласно которой невыполнение резидентами, в том числе профессиональными участниками ВЭД, в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговым договорам способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, образует самостоятельный состав административного правонарушения.

    Согласно положениям части 4 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования валютного законодательства Российской Федерации, иных актов органов валютного регулирования и валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования о репатриации денежных средств отменены в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2019 № 265-ФЗ 1 (в ред. от 02.12.2019) (далее — Закон № 265-ФЗ).

    В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 2 Закона № 265-ФЗ установленное пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ требование о репатриации с 01.01.2020 не применяется в отношении всей суммы заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), предусматривающих выполненные для нерезидентов работ, оказанные им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных права на них, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации.

    К иным способам, разрешенным законодательством Российской Федерации, которыми может быть прекращено исполнение указанных договоров (контрактов), в том числе можно отнести следующие способы:

    • получение от нерезидентов денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) на свои счета в зарубежных банках;
    • зачет встречного требования;
    • уступку требования иному лицу;
    • новацию (соглашение сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством) и др.

    2.5. Также внесены изменения в диспозиции частей 5.1 и 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ в части дополнения их ссылками на части 4.2 и 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ соответственно.

    3. Неприменение административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации.

    В примечаниях к статье 15.25 КоАП РФ установлены случаи неприменения административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации.

    3.1. Резиденты не привлекаются к административной ответственности за установленные частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ нарушения, связанные с осуществлением валютных операций по внешнеторговым договорам (контрактам), расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, если зачисленные в установленный срок на зарубежные счета денежные средства, причитающиеся резиденту по внешнеторговому договору (контракту), в течение 45 дней с даты их зачисления перечислены резидентом на свой счет в уполномоченном банке (примечание 7 к статье 15.25 КоАП РФ).

    Ответственность за нарушения при репатриации валюты

    С одной стороны валютное законодательство действительно упрощается, НО с 2020 года под резкое ограничение операций подпадают счета в странах, НЕ обменивающихся с РФ в автоматическом режиме финансовой информацией (см. выше).

    Напоминаю, что до 01.01.2020 большое количество валютных операций было разрешено при условии, что счет открыт в странах ОЭСР/ФАТФ:

    Страны, которые НЕ входят в ОЭСР/ФАТФ:

    • Кипр (есть автоматический обмен)
    • Мальта (есть автоматический обмен)
    • Лихтенштейн (есть автоматический обмен)
    • Монако (есть автоматический обмен)
    • Андорра (есть автоматический обмен)
    • Болгария (есть автоматический обмен)
    • Черногория (НЕТ автоматического обмена)
    • Хорватия (есть автоматический обмен)
    • Сербия (НЕТ автоматического обмена)
    • ОАЭ (есть автоматический обмен)
    • Таиланд (НЕТ автоматического обмена)
    • Грузия (НЕТ автоматического обмена)
    • Армения (входит в ЕАЭС)
    • Беларусь (входит в ЕАЭС)
    • Украина (НЕТ автоматического обмена)

    Таким образом, до 01 января 2020 по счетам, открытым в указанных странах, НЕЛЬЗЯ было совершать большое количество операций. А с 01.01.2020 совершение всех валютных операций становится законным в странах, с которыми Россия обменивается финансовой информацией.


    В связи с актуальностью вопроса поясню некоторые особенности. С 01 января 2020 исключается требование о законности зачисления средств от продажи зарубежной недвижимости только при условии, что счет находится в стране нахождения самой недвижимости. С 01.01.2020 законно зачисление средств от продажи зарубежной недвижимости на любые зарубежные счета, если они открыты в стране, с которой у Росии есть автоматический обмен финансовой информацией. Если же недвижимость находится в стране, с которой нет автоматического обмена (см.выше) — достаточно зачислить средства от продажи такого объекта на счет, открытый в стране, с которой обмен есть.

    Как я писал выше, новая норма распространяется также на сделки, совершенные с 01.01.2018, т.е. привлечение к ответственности за совершение незаконных валютных операций по зачислению на зарубежные счета средств от сделок по продаже недвижимости, находившейся в странах, не входящих в ОЭСР/ФАТФ (см. выше), но с которыми у РФ есть автоматический обмен, с 01.01.2020 — НЕВОЗМОЖНО, т.к. с 01.01.2020 такие операции становятся законными валютными операциями.

    Сделки по продаже недвижимости, находившейся в Черногории, Сербии, Грузии, Украине, Тайланде и пр., с зачислением денежных средств от продажи на банковские счета, открытые в этих же странах, продолжают считаться незаконными валютными.

    Сделки про продаже недвижимости, находившейся в Великобритании и Литве, с зачислением денежных средств от продажи на банковские счета, открытые в этих же странах, совершенные до 05.01.2020, считаются законными валютными операциями, а с 05.01.2020 — считаются НЕзаконными валютными операциями.

    Сделки про продаже недвижимости, находящейся в США, Канаде, Турции, Черногории, Сербии, Македонии, Албании, Грузии, Украине, Тайланде и др. с зачислением денежных средств от продажи на банковские счета, открытые в этих же странах — продолжают считаться незаконными валютными операциями.

    Сделки про продаже недвижимости, находившейся в Израиле, с зачислением денежных средств от продажи на банковский счет в Израиле, совершенные до 05.01.2020, считаются НЕзаконными валютными операциями, ОДНАКО, привлечение к ответственности за совершение таких сделок — НЕВОЗМОЖНО, т.к. с 05.01.2020 Израиль включен в список стран, обменивающихся с РФ в автоматическом режиме, а новый закон — имеет обратную силу и распространяется на сделки, совершенные с 01.01.2018.

    Понятие налоговой и валютной резидентности не тождественные. В случае с валютными операциями статус резидента получают:

    • физлица-граждане РФ;
    • физлица-иностранцы, имеющие вид на жительство и лица без гражданства;
    • юрлица, созданные в соответствии с российским корпоративным законодательством;
    • заграничные представительства российских компаний;
    • дипломатические учреждения, представительства в международных организациях;
    • РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

    Как видно, чтобы стать валютным резидентом не нужно находиться в стране более 183 дней. Статус валютного резидентства присваивается исходя из места регистрации компании и места длительного проживания физлиц, привязанности лица к стране.

    В свою к нерезидентам в соответствии с валютным законодательством относят:

    • всех остальных физлиц, которые не соответствуют критериям резидента;
    • юрлиц, зарегистрированным в за границей;
    • консульства и дипломатические представительства иностранных государств;
    • филиалы и постоянные представительства иностранных организаций;
    • иностранные организации, зарегистрированные в соответствии с ФЗ «О международных компаниях».

    Однако, физлицам проживающим за границей более 183 дней в течение календарного года не нужно выполнять ряд обязательств, предусмотренных валютным контролем.

    Давайте рассмотрим, что изменилось с 01.01.2021 года для валютных резидентов РФ:

    1. Разрешено проводить любые операции, связанные в иностранной валюте необходимые для выполнения обязательств перед бюджетом. Ранее разрешалось только делать расчеты и переводы в иностранной валюте.
    2. Расширен перечень случаев, когда резиденту разрешается не зачислять на свой банковский счет иностранную и национальную валюту – добавлен пункт о праве проведения зачета встречных требований по обязательствам, которые возникают по внешнеторговым контрактам и предусматривают оказание нерезидентам следующих услуг: разработка и выпуск программного обеспечения, обработка данных, размещение информации, услуги по предоставлению высшего образования, производство компьютеров и периферии, коммуникационного оборудования, лицензирование компьютерного обеспечения. Нововведение позволяет снизить расходы для компаний оказывающие экспортные услуги в сфере информационных технологий и образовательных услуг.
    3. Добавлено новое обязательство – помимо отчета о движении средств, необходимо предоставлять информацию о движении иных финансовых активов по счетам в банках, платежных системах и других финансовых учреждениях.
    4. Снижение требование по репатриации валюты при обслуживании экспортных сырьевых контрактов (поставка нефти и нефтепродуктов, природного газа, лома, драгоценных камней и т.д.). С 2021 года разрешается оставлять на иностранных счетах не более 30% суммы контракта. Однако это касается только контрактов в рублях, требование о полной репатриации средств полученных в иностранной валюте продолжает действовать.
    5. Расширен перечень оснований позволяющий зачислять денежные средства на иностранные счета филиалов и представительств резидентов: возврат средств за оказанные услуги и непоставленные товары; перевод обеспечительного платежа; выручку от продажи имущества филиала или представительства; страховых выплат от нерезидентов.
    6. Паспорт сделки больше не нужен, он заменен на регистрацию валютных контрактов. Обязательства по регистрации контрактов зависят от суммы: для импортных – от 3 млн. рублей/эквивалент; для экспортных – от 6 млн. рублей/эквивалент.

    С 2021 года валютные резиденты РФ обязаны отчитываться о движении финактивов по всем своим иностранным счетам, в том числе открытым в:

    • платежных системах;
    • страховщиков, предоставляющих услуги добровольного страхования жизни;
    • профессионального участника рынка ценных бумаг, брокера;
    • управляющих по договору доверительного управления активами;
    • негосударственных пенсионных фондах;
    • акционерных инвестиционных фондах;
    • других подобных организациях, осуществляющих управление активами в интересах клиента.

    Исходя из вышеуказанного перечня в новом отчете следует указывать информацию о:

    • брокерских счетах;
    • счетах учета ценных бумаг;
    • счетах производных финансовых инструментов (опционы, деривативы, фьючерсы и т.д.);
    • правах требований по договорам страхования;
    • долях в капитале юрлиц и структур без образования юрлиц;
    • счетах в негосударственных пенсионных фондах и инвестиционных фондах.

    Первый отчет законодательство обязывает подать до 1 июня 2022 года за операции, которые проводились в 2021 году.

    Валютное законодательство: что изменилось с 2021 года

    Валютный контроль в банке с учетом изменений на 2021 год осуществляется следующим образом:

    1. Компания подает уполномоченному банку всю необходимую информацию о контракте: реквизиты, валюта расчетов, полная сумма контракта, срок действий, условия выполнения, реквизиты иностранного контрагента.
    2. Банковский менеджер в течение 1 дня регистрирует контракт. Последнему присваивается уникальный номер и открывается отдельная ведомость валютного контроля.
    3. После выполнения условий сделки российская компания обязана отчитаться уполномоченному банку и подать подтверждающие документы. Также понадобится заполнить справку о подтверждающих документах. Справка не заполняется если сумма договора менее 200 000 рублей. Срок подачи справки – не позднее 15 дней с момента зачисления валюты.

    Отчитываться о движении средств и других финансовых активов по иностранным счетам не нужно, если соблюдаются следующие требования:

    • счет открыт в финансовом учреждении расположенном в государстве участнике ЕАЭС или государства, которое обменивается с РФ финансовыми данными в автоматическом режиме;
    • общая сумма зачислений или списаний по счету либо остаток не превышает 600 тыс. рублей.

    Нет, если операции по зачислению и списанию средств на счете не превышали указанной суммы. Однако существует высокая вероятность, что налоговая попросить предоставить подтверждающие документы: выписку со счета. Поэтому рекомендуется все же подготовить и подать отчеты, пускай даже обороты позволяют этого не делать.

    Списание денег со счета в банке – дата подачи распоряжения на списание; зачисление денег на счет резидента – 15 дней с даты зачисления; расчеты через счет резидента в иностранном банке – 30 рабочих дней после месяца, в котором средства списаны или зачислены на счет; ввоз/вывоз недекларируемых товаров, выполнение работ, оказание услуг – 15 рабочих дней после окончания месяца в котором оформлены подтверждающие документы.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *