КБК на возврат излишне уплаченного налога 2022 НДФЛ

Автор: | 20.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КБК на возврат излишне уплаченного налога 2022 НДФЛ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 2021 года доход физлиц, превысивший 5 млн руб., облагается НДФЛ по повышенной ставке — 15%. В связи с этим был введен новый КБК для перечисления налога со сверхлимитных доходов — 182 1 01 02080 01 1000 110. Этот КБК при уплате НДФЛ с доходов, привысивших 5 млн руб., используют и налоговые агенты, и ИП, и обычные физлица (не ИП).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

В общем случае, если НДФЛ в бюджет перечисляет организация или ИП в качестве налогового агента, то КБК в платежном поручении будет таким: 182 1 01 02010 01 1000 110.

КБК НДФЛ для ИП за себя

Если налог со своих доходов уплачивает ИП на ОСН, то в поле 104 платежки он должен указать 182 1 01 02020 01 1000 110.

При перечислении пеней/штрафа плательщик указывает следующие КБК:

Плательщик НДФЛ КБК при уплате пеней КБК при уплате штрафа
Налоговый агент 182 1 01 02010 01 2100 110 182 1 01 02010 01 3000 110
ИП 182 1 01 02020 01 2100 110 182 1 01 02020 01 3000 110
Физлицо (не ИП) 182 1 01 02030 01 2100 110 182 1 01 02030 01 3000 110

Налоговый агент, ИП, обычное физлицо (при уплате пеней и штрафов по

НДФЛ с доходов свыше 5 млн руб.)

182 1 01 02080 01 2100 110 182 1 01 02080 01 3000 110

Заявление о возврате переплаты по налогу (страховым взносам, пеням, штрафу) подают по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 17.08.2021 № ЕД-7-8/757@.

Если компания состоит на учете в нескольких инспекциях (например, по месту нахождения обособленных подразделений или недвижимости), заявление подается в ту инспекцию, в которой возникла переплата.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога заполняют следующим образом.

1. В поле «ИНН» указывают присвоенный компании ИНН.

2. В поле «КПП» указывают код, той налоговой, в которую подается заявление.

3. В поле «Номер заявления» указывают порядковый номер заявления, нумерация ведется в пределах года.

4. В поле «Статус плательщика» нужно проставляют цифру:

  • 1 – налогоплательщик;
  • 2 – плательщик сбора;
  • 3 – плательщик страховых взносов;
  • 4 – налоговый агент

5. В поле «На основании статьи» указывают статью НК РФ, по которой осуществляется возврат:

  • 78 — возврат излишне уплаченного налога (пеней, штрафа);
  • 176 — возврат НДС;
  • 203 — возврат акциза.

Далее выбирают и вписывают цифру, которая соответствует причине переплаты:

  • 1 — излишне уплаченная,
  • 2 — излишне взысканная,
  • 3 — подлежащая возмещению: НДС, акциз.

Далее указывается, что именно переплатили:

  • 1 — налог;
  • 2 — сбор;
  • 3 — страховые взносы;
  • 4 — пени;
  • 5 — штраф.

6. В поле «В размере» нужно указать цифрами сумму возврата в рублях и копейках.

7. В поле «Код по ОКТМО» указывается код по месту постановки компании на учет.

8. В поле «Код бюджетной классификации» указывают КБП платежа. Здесь будьте особенно внимательны.

9. На второй странице размещены «Сведения о счете».

Здесь нужно внести все банковские реквизиты, по которым ИФНС вернуть переплату.

10. В поле «Вид счета (код)» проставляется одно из предложенных ниже в форме значений:

  • 01 — расчетный счет;
  • 07 — счет по вкладам (депозитам);
  • 09 — корреспондентский счет;
  • 13 — корреспондентский субсчет.

11. Далее проставляется БИК счета в поле «Банковский идентификационный код». Затем номер счета и перед ним идентификатор номера счета из предложенных в примечаниях к форме:

  • 1 – налогоплательщик,
  • 2 – плательщика сбора,
  • 3 – плательщика страховых взносов,
  • 4 – налогового агента).

12. В поле «Получать» нужно вписать данные о компании, предварительно проставив идентификатор:

  • 1 – организация (ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков);
  • 2 – физическое лицо;
  • 3 – орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов.

13. Поля «КБК получателя» и «Номер лицевого счета получателя» заполняют бюджетники.

14. Сведения о физическом лице, не являющемся ИП, компании не заполняют.

Новый КБК по НДФЛ на 2022 год

Если налог со своих до­хо­дов упла­чи­ва­ет ИП на ОСН, то в поле 104 пла­теж­ки он дол­жен ука­зать 182 1 01 02020 01 1000 110.

КБК НДФЛ физического лица

Иногда челвовеку (не ИП) при­хо­дит­ся са­мо­сто­я­тель­но упла­чи­вать НДФЛ (п. 1-4 ст. 228 НК РФ). На­при­мер, при про­да­же недви­жи­мо­сти, срок вла­де­ния ко­то­рой не дает осво­бож­де­ния от НДФЛ (п. 17.1 ст. 217, ст. 217.1 НК РФ). Тогда в пла­теж­ном до­ку­мен­те дол­жен ука­зать КБК 182 1 01 02030 01 1000 110.

По об­ще­му пра­ви­лу при упла­те НДФЛ с ди­ви­ден­дов ука­зы­ва­ет­ся сле­ду­ю­щий КБК.

Кто перечисляет НДФЛ с дивидендов КБК
Налоговый агент 182 1 01 02010 01 1000 110
Физлицо – получатель дивидендов 182 1 01 02030 01 1000 110

Заметим, что физлицу не придется задумываться над тем, какой КБК указать. Ведь, по идее, НДФЛ с выплачиваемых дивидендов должен удержать налоговый агент, и даже если он этого не сделает, самостоятельно декларировать доход в виде дивидендов физлицу не придется. А НДФЛ он уплатит на основании полученного из ИФНС уведомления (п. 6 ст. 228 НК РФ), в котором и будет указан необходимый КБК.

При пе­ре­чис­ле­нии в2022 году пеней/штра­фа пла­тель­щик ука­зы­ва­ет сле­ду­ю­щие КБК:

Пла­тель­щик НДФЛ КБК при упла­те пеней КБК при упла­те штра­фа
На­ло­го­вый агент 182 1 01 02010 01 2100 110 182 1 01 02010 01 3000 110
ИП 182 1 01 02020 01 2100 110 182 1 01 02020 01 3000 110
Физ­ли­цо (не ИП) 182 1 01 02030 01 2100 110 182 1 01 02030 01 3000 110
На­ло­го­вый агент, ИП, обыч­ное физ­ли­цо (при упла­те пеней и штра­фов по

НДФЛ с до­хо­дов свыше 5 млн руб.)

182 1 01 02080 01 2100 110 182 1 01 02080 01 3000 110

При неправильно введенных КБК деньги будут перечислены в другое муниципальное образование или в невыясненные поступления средств.

Так как КБК входит в группу реквизитов, которая позволяет квалифицировать принадлежность платежа, то при допущении ошибки ее можно исправить. Для этого необходимо подать заявление об уточнении вида принадлежности платежа — в ИФНС по налогам и в ФСС по страховым взносам.

На основании составленного заявления, инспекция или фонд примет решение о рассмотрении и уточнения внесенного платежа на фактический день оплаты налога или страховых взносов. Уточнить платеж можно также в случае, если он был перечислен в бюджет другого уровня или во внебюджетный фонд. Помимо этого, уточнить КБК можно в случае, если был ошибочно указан код налога (письмо ФНС от 10.10.2016 № СА-4-7/19125).

Обратите внимание, что платежи по пенсионным взносам нет возможности уточнить без подтверждения ПФР. Сначала ИНФС направит запрос на уточнение в ПФР, который в течение 5 рабочих дней утвердит запрос и сообщит в ИФНС, который в свою очередь примет окончательное решение об уточнении платежа. В ситуации с ФСС все проще, на уточнении взносов нет ограничений.

Суды разграничивают понятия «излишне уплаченные» или «ошибочно перечисленные» налоги. К примеру, если в платежном поручении указали неверный КБК, плательщиком которого организация не является, то это не будет относиться к «излишне уплаченным», так как уплата произошла в случае технической ошибки при заполнении платежного поручения. При таких условиях организация имеет право затребовать зачет перечисленной суммы в счет платежа, который должен быть осуществлен изначально. Суды подтверждают правомерность таких требований со стороны плательщика.

Пользуясь своим правом по ст. 78 НК РФ, физические лица или компании переплаченные в бюджет налоги (на доходы, прибыль, имущество, НДС и др.) могут зачесть в счет налогов, подлежащих уплате в будущем (или недоимки по другим платежам), или вернуть их из бюджета.

Заявление о возврате переплаты по налогам и сборам на 2022 год

Обратиться за возвратом/зачетом переплаченного излишне сбора, налога, взноса или штрафа можно лично, по электронной или обычной почте или из своего личного кабинета. Важно сделать это не позднее 3-х лет после уплаты этой суммы.

Чаще на практике, получив обращение с просьбой засчитать или возвратить сумму переплаты по какому-нибудь платежу, ИФНС перед вынесением своего решения делает сверку расчетов.

Само решение «зачесть или вернуть» выносится налоговым органом в течение не более 10-тидневного срока с получения обращения или совместно подписанного акта по итогам сверки налогов, о котором письменно сообщается заявителю. При этом со стороны налоговой инспекции компании может поступить запрос о представлении подтверждающих документов о возникших лишних суммах уплаты налогов.

Принятое ФНС решение служит основанием, чтобы перечислить излишне уплаченную сумму налога: по НК РФ это их обязанность в течение 1-го месяца от получения указанного заявления о возврате.

  • Для возврата переплаты по налогам и иным платежам необходимо подать в ИФНС письменное заявление по утвержденной форме.
  • На принятие решения о возврате (отказе в возврате) ИФНС отводится 10 дней, на возврат переплаты — 30 дней с момента получения заявления.
  • Вернуть переплату можно только при отсутствии задолженности по налогам того же вида.
  • Срок возврата переплаты — 3 года с даты ее образования.

Найти переплату по налогам может как сам налогоплательщик, так и налоговые инспекторы. Вы можете заказать акт сверки в налоговой инспекции или проверить свои перечисления в личном кабинете на сайте ФНС. В течение пяти рабочих дней после подачи документов налоговики должны оформить акт сверки и направить налогоплательщику.

Если переплату первыми обнаружили налоговики, они обязаны известить организацию — в течение 10 рабочих дней они должны выслать письменное сообщение и указать дату выявления переплаты (п. 3 ст. 78 НК РФ). Датой обнаружения переплаты считается день, когда инспектор обнаружил излишки по конкретному налогу. Независимо от того, сообщила налоговая инспекция о факте излишней уплаты налогоплательщику или нет, переплатой можно распорядиться в течение трёх лет с момента возникновения.

Налоги в бюджет за налогоплательщика может перечислить любое другое лицо — организация, предприниматель или гражданин без статуса ИП (абз. 4 п. 1 ст. 45 НК). Но вернуть лишнее или зачесть уплату вправе только сам налогоплательщик. Третьи лица не могут этого сделать (абз. 5 п. 1 ст. 45 НК).

Если организация или ИП выявили переплату по налогам, то излишки можно зачесть в счёт задолженности, оставить на лицевом счёте в ФНС для будущих платежей или вернуть деньги на расчётный счёт. Рассмотрим каждый пункт отдельно.

Зачёт в счет недоимки

При наличии задолженности по другим налогам, сборам, штрафам, пеням, инспекторы в первую очередь погасят за счет переплаты недоимку перед бюджетом. Инспекция самостоятельно решает, долг по какому налогу можно закрыть и сообщает организации. Но они могут распорядиться только переплатой, которой не больше трёх лет.

Организация может самостоятельно подать заявление о зачёте с указанием конкретного налога. Желательно перед этим провести сверку расчетов с бюджетом. Если сумма, указанная в заявлении не будет совпадать с данными налоговой инспекции, налоговики вернут заявление.

Налоговая инспекция принимает решение о зачёте или отказе от зачёта излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:

  • с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачёте в счёт конкретного налога;
  • со дня получения заявления организации о зачёте в счёт конкретного налога, если организация подала такое заявление;
  • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом, если инспекция и организация провели сверку;
  • с момента вступления в силу решения суда, если организация добилась зачёта через суд;
  • со дня, следующего за днём завершения камеральной налоговой проверки, которая прошла без доначислений;
  • если камеральная проверка выявила нарушения — со дня, следующего за днём вступления в силу решения.

Если недоимки нет, нужно направить в инспекцию заявление на зачёт денег по утвержденной форме КНД 1150057. Заявления о зачёте налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений.

Срок подачи заявления — в течение трёх лет с момента уплаты излишней суммы налога или взноса. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие переплату — платёжное поручение или уточнённую декларацию. Налоговая инспекция должна принять решение о зачёте в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации.

Засчитывать переплату в счёт будущих платежей по налогам, сборам, пеням и штрафам других налогоплательщиков нельзя. Такой зачёт НК не предусмотрен (письмо Минфина от 06.03.2017 № 03-02-08/12572).

Как составить и подать заявление для зачета переплаты по налогам

Для возврата денег на расчётный счёт, организация подаёт заявление по форме КНД 1150058 в течение трёх лет с момента переплаты. Чтобы принять решение, у инспекторов есть 10 рабочих дней с момента, как получат заявление или подпишут акт сверки. Через 5 рабочих дней налоговики обязаны сообщить организации или ИП о принятом решении (п. 9 ст. 78 НК). Через месяц — вернуть переплату на банковский счет. Если налогоплательщик ошибся и указал неверные реквизиты, возврат проведут после уточнения.

Возврат сумм излишне уплаченного налога — это право, а не обязанность налогоплательщика. Организация или ИП могут отказаться от своего права, что не противоречит п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России № 03-07-11/63803 от 11 декабря 2014 г.).

Зачесть или вернуть переплату организация может в течение трёх лет с даты уплаты излишней суммы налога. Дата уплаты считается по-разному. Например, у НДС, который уплачивается без авансовых платежей, трёхлетний срок будет отсчитываться с даты перечисления налога. А для налога на прибыль, в котором предусмотрены авансовые платежи, срок будет исчисляться с момента подачи декларации.

Если организация пропустила срок подачи заявления, можно обратиться в суд. При рассмотрении дела в суде срок исковой давности — 3 года будет рассчитываться по нормам гражданского, а не налогового законодательства. И отсчёт срока идёт не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала или должна была узнать об этом (п. 1 ст. 200 ГК). Но вам придется доказать, что вы узнали о переплате позже, чем она возникла. А это не так-то просто.

  • Налог на роскошь: как считать транспортный налог по дорогостоящим автомобилям

    2,3 тыс. 0

    Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ОАО по вопросу осуществления зачета налоговым агентом суммы излишне удержанного и уплаченного в бюджет налога на доходы физических лиц с налоговых баз налогоплательщика, превышающих 5 млн. рублей, и сообщает следующее.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц (далее — налог, НДФЛ), исчисленную в соответствии со статьей 225 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.

    Исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 или 3.1 статьи 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога (пункт 3 статьи 226 Кодекса).

    В случае утраты налогоплательщиком (сотрудником) статуса налогового резидента, организация — налоговый агент производит с начала налогового периода перерасчет сумм НДФЛ с доходов данного лица по ставке 30 процентов с зачетом ранее удержанных по ставкам 13 процентов и 15 процентов суммы НДФЛ.

    Если в течение налогового периода сотрудник приобрел статус налогового резидента и его статус больше не может измениться, доход, полученный сотрудником с начала налогового периода, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов либо 15 процентов (в зависимости от суммы дохода).

    Начиная с месяца, в котором число дней пребывания сотрудника в Российской Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные налоговым агентом с его доходов до получения им статуса налогового резидента по ставке 30 процентов, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом по суммам доходов сотрудника, включая доходы, с которых налог удерживался по ставке 30 процентов.

    Если суммы НДФЛ, удержанные с доходов сотрудника по ставке 30 процентов, по итогам налогового периода были зачтены не полностью и после проведения указанного зачета осталась сумма НДФЛ, подлежащая возврату, возврат налогоплательщику указанной суммы осуществляется налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 231 Кодекса.

    Уточнение платежей в рассматриваемых случаях производится в соответствии с пунктом 7 статьи 45 Кодекса в течение 3 лет с момента перечисления денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 45 Кодекса предусмотрено уточнение следующих реквизитов в платежном документе:

    — основание платежа;

    — тип платежа;

    — принадлежность платежа;

    — налоговый период;

    — статус плательщика;

    — счет Федерального казначейства.

    Вместе с тем, положениями статьи 45 Кодекса установлен ряд ограничений в проведении мероприятий по уточнению вида и принадлежности платежа, а именно:

    — с даты перечисления платежа в бюджетную систему Российской Федерации прошло более трех лет;

    — уточнение платежа повлечет за собой возникновение у налогоплательщика недоимки;

    Иных ограничений в части проведения налоговыми органами уточнения платежей, в том числе страховых взносов, положениями указанной статьи не предусмотрено.

    Дополнительно сообщается, что налоговый агент при исчислении НДФЛ по соответствующей ставке вправе произвести зачет сумм излишне удержанного и уплаченного НДФЛ в бюджет с налоговых баз налогоплательщика, превышающих 5 млн. рублей, в счет уплаты НДФЛ по иным работникам организации.

    Действительный государственный
    советник Российской Федерации
    2 класса
    Д.С. Сатин

    ФНС разъяснила, как налоговому агенту зачесть суммы излишне удержанного и уплаченного НДФЛ с налоговых баз налогоплательщика, превышающих 5 млн руб.

    Отмечается также, что налоговый агент при исчислении НДФЛ вправе произвести зачет сумм излишне удержанного и уплаченного НДФЛ с налоговых баз налогоплательщика, превышающих 5 млн руб., в счет уплаты НДФЛ по иным работникам организации.

    Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате излишне уплаченного НДФЛ может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. Отметим, что порядок действий организации – налогового агента зависит от причины образования переплаты:

    • НДФЛ был излишне удержан с доходов физического лица и перечислен в бюджет;
    • переплата по НДФЛ возникла по другим причинам, например, из-за ошибки в платежном поручении или перечисления налога ранее даты уплаты НДФЛ в бюджет (там самым он не признается налогом).

    Рассмотрим подробно порядок возврата НДФЛ в каждом из вышеуказанных случаев.

    Ситуация, когда организация – налоговый агент излишне удержала НДФЛ с доходов физического лица и перечислила его в бюджет, может возникнуть, например, при предоставлении сотруднику имущественного или социального вычета не с начала года. В этом случае согласно п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. При этом организация обязана сообщить нало-гоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

    Обратите внимание:

    Возврат суммы налога налогоплательщику в отсутствие налогового агента (например, в случае ликвидации организации) либо в связи с перерасчетом по итогам налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), а не организацией – налоговым агентом (п. 1 и 1.1 ст. 231 НК РФ).

    Возврат сотруднику-налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится организацией – налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент удерживает налог, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. Такой возврат может производиться только путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении (ст. 231 НК РФ, письма ФНС РФ от 18.07.2016 № БС-4-11/12881@, Минфина РФ от 16.05.2011 № 03 04 06/6-112 (п. 2)).

    Приведем примеры возврата излишне удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ.

    Итак, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением срока, установленного ст. 231 НК РФ (в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика), налоговый агент на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, обязан начислить проценты, которые также подлежат уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

    К сведению:

    Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

    Согласно п. 1 и 2 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по начисленным пеням. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

    Пунктом 5 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного НДФЛ в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.

    В силу п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные данной статьей, распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

    Сотрудники налогового ведомства, как уже было сказано, считают, что перечисление в бюджет суммы, превышающей величину фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога. Данная сумма рассматривается ими как денежные средства, ошибочно перечисленные в бюджет. В связи с этим контролеры могут вернуть налог налоговому агенту в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, при условии что у такого налогового агента не должно быть задолженности по иным федеральным налогам. В этом случае налоговый агент вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ. Отметим, что факт ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и факт излишнего удержания и перечисления налога, подтверждается на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и платежных документов согласно абз. 8 п. 1 ст. 231 НК РФ.

    Что касается зачета излишне уплаченной суммы НДФЛ в счет будущих платежей по данному налогу, сотрудники контролирующего органа отметили, что согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога.

    Соответственно, как указали сотрудники налоговой инспекции, ошибочно перечисленную по реквизитам уплаты НДФЛ сумму можно зачесть в счет погашения задолженности по налогам соответствующего вида, а также в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида. Под иными налогами понимаются федеральные налоги, за исключением НДФЛ.

    Такие разъяснения представлены в Письме ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@.

    У организации-налогоплательщика произошла ситуация, когда при перечислении НДФЛ в платежном поручении в графе КБК ошибочно был указан код, предназначенный для уплаты страховых взносов.

    В этой ситуации налоговая инспекция выступила с позицией, что подлежащая уплате сумма налога не поступила на соответствующий счет в бюджете. А значит, у ФНС имеются все основания для привлечения организации к ответственности. Был выписан штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

    Инспекторы налоговой службы даже не приняли во внимание тот факт, что организация уже на следующий день после совершения ошибочного платежа обратилась в ведомство с заявлением на уточнение.

    Дело рассматривалось в трех судах. Все они были единогласны в том, что решение налоговой инспекции о взыскании штрафа является необоснованным. Применить к организации штрафные санкции можно в случаях, если в платежном поручении неверно указан расчетный счет Федерального казначейства и наименование банка, поскольку некорректность этих данных приведет в отказе в совершении платежа, а значит налог будет считаться не перечисленным.

    Если же допущенные организацией в платежном поручении ошибки не повлекли за собой не зачисление суммы налога на расчетный счет казначейства в бюджетной системе РФ, то плательщик имеет право уточнить неправильно указанные сведения в платежном поручении.

    Из этого следует, что код бюджетной классификации не является решающим фактором при зачислении денежных средств в пользу бюджета РФ. Налогоплательщик имеет право на уточнение ранее совершенного платежа, если сумма успешно дошла до счета казначейства, при этом совершенно неважно, на какой уровень бюджета произошло фактическое зачисление средств. Судьи связывают это с тем, что бюджет РФ является совокупным и состоит из множества уровней прочих бюджетов.

    В случае ошибки в КБК сумма уплаченного налога все-таки поступила в бюджет, неважно какого уровня, обязанность по уплате считается выполненной. А налогоплательщик имеет возможность подать заявление на уточнение данных в платежном поручении.

    Налогоплательщики и налоговые агенты по НДС применяют одинаковые кодировки. Различия обусловлены лишь видом облагаемой операции – ввоз товара в РФ или его реализация на территории России.

    КБК

    Расшифровка

    182 1 03 01000 01 1000 110

    НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

    182 1 03 01000 01 2100 110

    пени

    182 1 03 01000 01 3000 110

    штрафы

    182 1 04 01000 01 1000 110

    НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

    182 1 04 01000 01 2100 110

    пени

    182 1 04 01000 01 3000 110

    штрафы

    КБК по налогу на доходы физических лиц

    Изменения не коснулись КБК налогов и взносов в 2022 г. по спецрежимам.

    Единый налог при УСН по-прежнему перечисляется с учетом объекта налогообложения: для УСН «доходы» и «доходы минус расходы» действуют разные КБК. ИП на ПСН при уплате стоимости патента учитывают уровень бюджета. А самозанятые, независимо от региона, перечисляют налог на профдоход по единому коду бюджетной классификации.

    С 2021 года отменен спецрежим ЕНВД — действующие по нему кодировки применяются к платежам по единому налогу за периоды до 01.01.2021 г.

    КБК

    Расшифровка

    УСН (упрощенная система налогообложения)

    КБК УСН «доходы»

    182 1 05 01011 01 1000 110

    Единый налог при УСН «доходы»

    182 1 05 01011 01 2100 110

    пени

    182 1 05 01011 01 3000 110

    штрафы

    КБК УСН «доходы минус расходы»

    182 1 05 01021 01 1000 110

    Единый налог при УСН «доходы за минусом расходов» (в т. ч. минимальный налог)

    182 1 05 01021 01 2100 110

    пени

    182 1 05 01021 01 3000 110

    штрафы

    182 1 05 01050 01 1000 110

    Минимальный налог при УСН (только за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2016 года)

    182 1 05 01050 01 2100 110

    пени

    182 1 05 01050 01 3000 110

    штрафы

    ЕСХН (единый сельхозналог)

    182 1 05 03010 01 1000 110

    Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

    182 1 05 03010 01 2100 110

    пени

    182 1 05 03010 01 3000 110

    штрафы

    ПСН (патентная система налогообложения) для ИП

    182 1 05 04010 02 1000 110

    Патентный налог, зачисляемый в бюджеты городских округов

    182 1 05 04010 02 2100 110

    пени

    182 1 05 04010 02 3000 110

    штрафы

    182 1 05 04020 02 1000 110

    Патентный налог, зачисляемый в бюджеты муниципальных районов

    182 1 05 04020 02 2100 110

    пени

    182 1 05 04020 02 3000 110

    штрафы

    182 1 05 04030 02 1000 110

    Патентный налог, зачисляемый в бюджеты городов федерального значения

    182 1 05 04030 02 2100 110

    пени

    182 1 05 04030 02 3000 110

    штрафы

    182 1 05 04040 02 1000 110

    Патентный налог, зачисляемый в бюджет городского округа с внутригородским делением

    182 1 05 04040 02 2100 110

    пени

    182 1 05 04040 02 3000 110

    штрафы

    182 1 05 04050 02 1000 110

    Патентный налог, зачисляемый в бюджет внутригородских районов

    182 1 05 04050 02 2100 110

    пени

    182 1 05 04050 02 3000 110

    штрафы

    182 1 05 04060 02 1000 110

    Патентный налог, зачисляемый в бюджет муниципальных округов

    182 1 05 04060 02 2100 110

    пени

    182 1 05 04060 02 3000 110

    штрафы

    НПД (налог на профессиональный доход) для самозанятых физлиц и ИП

    182 1 05 06000 01 1000 110

    Налог на профессиональный доход (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

    182 1 05 06000 01 2100 110

    пени

    182 1 05 06000 01 4000 110

    прочие поступления

    ЕНВД (спецрежим применялся до 01.01.2021)

    182 1 05 02010 02 1000 110

    Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

    182 1 05 02010 02 2100 110

    пени

    182 1 05 02010 02 3000 110

    штрафы

    Для уплаты налога на имущество КБК определяется принадлежностью недвижимости к ЕСГ (Единой системе газоснабжения). По земельному налогу кодировки выбираются в зависимости от территориального образования, где расположен земельный участок. Транспортный налог уплачивается на единый КБК.

    КБК

    Расшифровка

    Налог на имущество организаций

    182 1 06 02010 02 1000 110

    Налог по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения

    182 1 06 02010 02 2100 110

    пени

    182 1 06 02010 02 3000 110

    штрафы

    182 1 06 02020 02 1000 110

    Налог по имуществу, входящему в Единую систему газоснабжения

    182 1 06 02020 02 2100 110

    пени

    182 1 06 02020 02 3000 110

    штрафы

    Земельный налог юрлиц

    182 1 06 06031 03 1000 110

    Земельный налог с организаций, если участок расположен в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения

    182 1 06 06031 03 2100 110

    пени

    182 1 06 06031 03 3000 110

    штрафы

    182 1 06 06032 04 1000 110

    Земельный налог с организаций, если участок расположен в границах городских округов

    182 1 06 06032 04 2100 110

    пени

    182 1 06 06032 04 3000 110

    штрафы

    182 1 06 06032 11 1000 110

    Земельный налог с организаций, если участок находится в границах городских округов с внутригородским делением

    182 1 06 06032 11 2100 110

    пени

    182 1 06 06032 11 3000 110

    штрафы

    182 1 06 06032 12 1000 110

    Земельный налог с организаций, участок которых расположен в границах внутригородских районов

    182 1 06 06032 12 2100 110

    пени

    182 1 06 06032 12 3000 110

    штрафы

    182 1 06 06033 05 1000 110

    Земельный налог с организаций, участок которых расположен в границах межселенных территорий

    182 1 06 06033 05 2100 110

    пени

    182 1 06 06033 05 3000 110

    штрафы

    182 1 06 06033 10 1000 110

    Земельный налог с организаций, участок которых расположен в границах сельских поселений

    182 1 06 06033 10 2100 110

    пени

    182 1 06 06033 10 3000 110

    штрафы

    182 1 06 06033 13 1000 110

    Земельный налог с организаций, участок которых расположен в границах городских поселений

    182 1 06 06033 13 2100 110

    пени

    182 1 06 06033 13 3000 110

    штрафы

    182 1 06 06032 14 1000 110

    Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах муниципальных округов

    182 1 06 06032 14 2100 110

    пени

    182 1 06 06032 14 3000 110

    штрафы

    Транспортный налог юрлиц

    182 1 06 04011 02 1000 110

    Транспортный налог с налогоплательщиков-организаций

    182 1 06 04011 02 2100 110

    пени

    182 1 06 04011 02 3000 110

    штрафы

    КБК — коды бюджетной классификации

    КБК организаций, необходимые, чтобы платеж попал туда, куда предназначался, меняются чуть ли не ежегодно. А ответственность за их правильное указание лежит на плательщике!

    Попробуем разобраться: что же собой представляют эти таинственные коды, зачем они нужны, как формируются и почему регулярно изменяются. Также подскажем, что делать, если вы обнаружили ошибку в указанном коде, и чем вы в таком случае рискуете, а самое главное, как предотвратить этот риск и не оказаться с начисленными штрафами и пенями при уплаченных вовремя налогах и сборах.

    В июле 1998 Бюджетный кодекс РФ в Федеральном законе № 145 впервые ввел термин «КБК», используемый как средство группировки бюджета.

    КБК бывают 4 видов:

    • касающиеся государственных поступлений;
    • имеющие отношение к расходам;
    • обозначающие источники, из которых финансируется бюджетный дефицит;
    • отображающие операции госуправления.

    Для чего служат КБК:

    • упорядочивают финансовую отчетность;
    • обеспечивают единую форму бюджетной финансовой информации;
    • помогают регулировать финансовые потоки на уровне государства;
    • с их помощью составляется и выполняется муниципальный и федеральный бюджет;
    • позволяют сравнить динамику доходов и расходов в нужный период;
    • информируют о текущей ситуации в государственной казне.

    ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ! КБК – это внутреннее кодирование, необходимое, в первую очередь, государственному казначейству, где по ним происходит распределение поступивших средств. Предпринимателям нужны эти коды постольку, поскольку они заинтересованы в соблюдении требований по оформлению госплатежей, особенно налогов и взносов во внебюджетные фонды. Поэтому не забывайте указывать в поле 104 платежного получения правильный и актуальный код КБК.

    Новые правила возврата излишне уплаченного налога

    Это крик души подавляющего большинства предпринимателей: насколько было бы проще, будь эти коды едиными и установленными раз и навсегда. Но Министерство финансов практически каждый год вносит в КБК те или иные изменения. У предпринимателей и бухгалтеров далеко не всегда есть возможность вовремя отслеживать новшества и исправлять указанные КБК, особенно ярко это проявляется в отчетные периоды. Ответственность за неверно указанный код лежит целиком на плечах бизнесменов, часто выливается в непредвиденные траты и хлопоты по исправлению ошибки и доказательствам своей правоты.

    Существуют различные версии, которые выдвигают предприниматели и никак не комментирует Минфин и Минюст.

    1. Чем больше поступлений прошли по неверным КБК, тем больше средств на некоторое время окажутся «подвешенными» как невыясненные. До исправления ошибок их можно использовать на неблаговидные цели, а в масштабах страны это огромные суммы.
    2. Дополнительное наполнение бюджета путем начисления штрафов и пеней за «просроченные» платежи, которые прошли по уже недействующему КБК. Доказательство своевременности оплаты достаточно хлопотное.
    3. Несогласованность действий Минфина, присваивающего коды, и Минюста, утверждающего их.
    4. Поскольку КБК напрямую «привязаны» к государственному сектору, любые изменения внутри соответствующих структур, поступление новых директив и т.п. ведут за собой и смену кодирования.

    К СВЕДЕНИЮ! Есть мнения, что, поскольку это кодирование – внутреннее дело казначейства, то и производиться оно должно им, а не налогоплательщиками. Код КБК могут присвоить сотрудники банка на основании указанных данных о получателе и назначении платежа, либо сотрудники казначейства при его получении. Тем не менее, на сегодня дополнительный труд по кодированию возложен на плечи плательщиков, уклониться от него они не могут, а значит, остается только соблюдать действующие требования и быть в курсе последних новаций.

    Если код назначения платежа указан неверно, платеж будет перечислен в бюджет, но там не сможет быть правильно распределен, а значит, государство по факту его не получит. Результат может быть таким же, как если бы деньги и вовсе не перечислялись: налоговая насчитает недоимку по определенной статье. При этом, если КБК просто перепутан, может образоваться переплата по другой статье.

    — КБК 20805000100000180 — Перечисления из бюджетов поселений (в бюджеты поселений) для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы

    Заявление о зачете налога с одного КБК на другой

    Составление заявления о зачете налога с одного КБК на другой – неизбежная часть процедуры по исправлению ошибки в работе бухгалтера при перечислении налоговой или иной выплаты в государственный бюджет.

    Под аббревиатурой КБК скрывается словосочетание «код бюджетной классификации». Вкратце раскрывая это понятие можно объяснить его так:

    КБК – это многозначная, четырехступенчатая последовательность чисел, которая указывает всю информацию о произведенном платеже, путь, который он проходит, в том числе дает сведения о том, кто и куда оплатил средства, а также на какие цели они будут потрачены.

    [3]

    Например, если речь идет о налогах по УСН, то выплачивая их в бюджет, налогоплательщик указывает определенный КБК, опосредованно «покрывая» таким образом затраты, которые государство производит на работников бюджетной сферы: медицины, образования и т.п. (точно также и с другими сборами – все они имеет строго целевое назначение).

    Если говорить более широко, то КБК позволяют отследить собираемость налогов по тому или иному направлению, делать необходимые мониторинги и с их учетом формировать и планировать будущие бюджетные траты по тем или иным статьям расходов.

    Налоговое законодательство в 2022 году не претерпело существенных изменений в том, что касается деклараций и вычетов. Льгота полагается налогоплательщикам, облагаемым ставкой в 13% (ст.

    Понятия вычета означает, что размер дохода, с которого должен быть оплачен налог, будет уменьшен на определённую сумму. Размер её напрямую зависит от стоимости уплаченного ранее налога и не может превышать её.

    Декларацию налоговики будут проверять в течение 3 месяцев, пока идет камеральная проверка по ней (ст. 88 НК РФ). Если в декларации есть ошибки и неточности, то приходит уведомление с просьбой прислать вариант с корректировками. После всех исправлений деньги придут на счет.

    Важно! Вычет можно получить за прошедший год. Например, за 2022 год вычет оформляют с 2022 года.

    Подать заявление (вместе с декларацией и другими документами) можно лично, придя в ФНС, либо по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения на адрес налоговой по месте проживания налогоплательщика. В случае отправки почтой можно проследить с помощью почтового идентификатора, когда письмо будет доставлено.

    Личная подача имеет преимущества, поскольку сотрудник налоговой службы в присутствии гражданина проверит все документы, выдаст расписку об их получении и направит их дальше для проведения камеральной проверки.

    Он присваивается каждому гражданину и налогоплательщику РФ, не меняется за всю жизнь ни разу.

    Вы легко и просто можете получить данный документ.

    Причем не важно, о физическом или юридическом лице идет речь!Вам потребовалось узнать лицевой счет налогоплательщика? Где узнать данную информацию? На данный момент существует несколько вариантов решения проблемы.

    Там вам сообщат ИНН. И при необходимости все данные, связанные с вашим счетом налогоплательщика.

    Обратите внимание — ИНН является только идентификатором.

    Стало проще вернуть и зачесть налоги и взносы. Налоговики усовершенствовали бланки заявлений.

    Новые формы заявлений действуют с 9 января (приказ ФНС от 30.11.2020 № ММВ-7- 8/670). Заполняйте их, даже если переплата образовалась в прошлые годы. Два изменения касаются обоих заявлений. Первое — новый штрихкод. Второе — новые коды.

    В заявлении на возврат еще два небольших изменения на втором листе. Вид счета теперь указывайте не словами, а кодом. Расчетный счет — код 01. В строке «Получатель» поставьте 1, если счет принадлежит компании, и 2 — если ИП. Код 3 вам не пригодится. Он обозначает внебюджетные фонды, региональные и муниципальные представительства казначейства.

    Заявление о зачете увеличилось. Зато провести зачет стало проще, а ошибок должно стать меньше.

    На втором листе теперь можно разделить переплату по разным платежам и инспекциям. Например, часть переплаты по налогу на прибыль зачесть в налог на прибыль, а часть — в НДС.

    Или часть переплаты оставить в инспекции головного офиса компании, а часть отправить для зачета в инспекцию обособленного подразделения. Но если у вас есть переплата по разным налогам в разные бюджеты, например федеральный и региональный, то сдавайте два разных заявления.

    Я получаю имущественный налоговый вычет в связи с покупкой квартиры. Соответственно мне причитается налог на доходы к возврату. Какой ОКТМО нужно написать в декларации 3-НДФЛ и заявлении на возврат? Где его взять и что это такое?

    ОКТМО — это общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (увидеть полный текст документа вы можете по ссылке). Каждой территории в Российской Федерации присвоен свой код. Например, у муниципального округа Строгино города Москвы код 45 370 000, а у города Данков Липецкой области код 42 609 101 и т. д.

    Налог на доходы с вас удерживает и перечисляет в бюджет «налоговый агент». Это компания в которой вы работаете. Налог перечисляется по месту ее нахождения. Соответственно у вашей компании есть свой ОКТМО. Его она указывает в Справке о доходах, которую фирма ежегодно подает в налоговую инспекцию. В ней есть сумма ваших доходов, сумма удержанного с вас налога и ОКТМО по месту его уплаты. В налоговом законодательстве действует правило — налог возвращается по тому же ОКТМО по которому он был уплачен. Поэтому компания указывает код в Справке, а вы в документах на возврат налога (декларации 3-НДФЛ и заявлении на возврат).

    Как мы сказали выше код ОКТМО по которому был удержан налог нужно указать:

    • в декларации о доходах (форма 3-НДФЛ);
    • заявлении на возврат налога.

    В декларации код вписывают в раздел 1 «Сведения о суммах налога, подлежащих уплате (доплате) в бюджет/возврату из бюджета». Если вы получали доходы у разных работодателей у которых различаются ОКТМО вы должны указать все коды. На один лист раздела 1 вы можете вписать 3 кода. Если их больше заполните еще один лист с этим разделом.

    В заявлении на возврат код указывают на 2-ом листе. Причем на нем есть место только для одного кода. Поэтому если у вас их несколько, то заполните и несколько заявлений. Подробней о том, как заполнить заявление на возврат налога смотрите по ссылке >>>.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *