Функция врачебной должности норматив в 2022 году

Автор: | 30.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Функция врачебной должности норматив в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Право осуществлять медицинскую деятельность в нашей стране имеют лица, обладающие специальным образованием и свидетельством об аккредитации.

ВАЖНО! До 2016 года вместо свидетельства об аккредитации требовалось наличие сертификата специалиста. Поскольку аккредитация носила постепенный характер, выдача таких сертификатов продолжалась до 1 января 2021 года, и они будут действовать до окончания срока, на который выдавались (абз. 1, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 100 закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Поскольку в руках медиков самое дорогое, что есть у человека, — его здоровье, государство старается тщательно контролировать квалифицированность медицинских кадров. Так, обязательным для них является постоянное повышение квалификации. Оно должно проводиться не реже чем раз в пять лет на протяжении всей трудовой деятельности специалиста. Это всегда обучение в образовательных или научных организациях с последующим экзаменом и выдачей специального документа — свидетельства.

В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация на категорию сугубо добровольна. Она затрагивает не столько профессиональную, сколько материальную сторону работы медика (наличие категории в том числе дает возможность получать более высокое вознаграждение). Хотя при аттестации тоже оценивается уровень знаний и навыков специалиста и имеет место итоговый экзамен.

О материальном стимулировании в медорганизациях читайте в статье «Стимулирующие выплаты медработникам в 2021 году».

Аттестацию медицинских работников проводит экспертная группа специальной аттестационной комиссии. Сам экзамен включает в себя три этапа:

  1. Экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности специалиста. Такой отчет подается соискателем в пакете документов, требуемых для прохождения аттестации, и предварительно оценивается комиссией с вынесением заключения.
  2. Тестирование. Успешным считается выполнение 70% от общего объема тестовых заданий.
  3. Собеседование по теории и практике.

Итоговым результатом экзамена/аттестации будет решение комиссии о присвоении категории или отказе в этом. В случае несогласия решение можно обжаловать в органе госвласти или организации, которыми была создана комиссия. На это отводится ровно год.

Присвоение категории оформляется распорядительным актом указанного органа (организации). О присвоении категории специалиста уведомляет ответственный секретарь.

Аттестация медицинских работников на категорию — это экзамен, в ходе которого оцениваются теоретические знания и практические навыки медика, необходимые в его работе. В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация является добровольной. Ее наличие дает специалисту определенные преимущества, в том числе материального характера.

О продолжительности трудовой недели для специалистов медпрофиля узнайте из статьи «Какова продолжительность рабочей недели».

Любая медорганизация обязана обеспечивать не только проведение аттестаций медработников, но и выполнять прочие предписания, отраженные в законодательстве об охране труда. Лучший способ ознакомиться с такими предписаниями — получить доступ к проверочным листам ГИТ по охране труда.

В целях реализации пункта 2 комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. № 614-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 16, ст. 2017), приказываю:

Утвердить методику расчета потребности во врачебных кадрах согласно приложению.

Министр В.И. Скворцова

Методика поможет рассчитать потребность во врачебных кадрах для текущего планирования, выявления их недостатка или избытка, оценки эффективности использования имеющихся работников в организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Учитываются особенности заболеваемости с учетом пола и возраста населения в регионе, территориальные особенности субъектов Федерации (расположение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, плотность населения, удельный вес сельского населения). Во внимание также принимаются услуги, предоставляемые в рамках территориальной программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи. Еще один показатель — наличие населенных пунктов, отдаленных (более 400 км) от организаций, где можно получить специализированную медпомощь.

Выделены следующие группы врачей. Лечебная — включает лиц, предоставляющих услуги в рамках скорой медпомощи, в амбулаторных, стационарных условиях и на дневном стационаре. Сюда входит «подгруппа усиления» — заведующие отделениями — врачи специалисты, врачи приемного отделения и др. Параклиническая — включает «диагностическую подгруппу» (анестезиологи-реаниматологи, врачи функциональной, клинической лабораторной и ультразвуковой диагностики, рентгенологи, эндоскописты, радиологи, бактериологи и др.) и «подгруппу управления» (руководители медорганизаций и их заместители, статистики, методисты).

Приведены алгоритмы расчета потребности во врачах по каждым видам медпомощи.

В соответствии с пунктом 3 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4583), и пунктом 19 плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 130; N 45, ст. 5863; 2014, N 19, ст. 2468), приказываю:

Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемые типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога.

Министр
В.И. СКВОРЦОВА

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 2 июня 2015 г. N 290н

1. Типовые отраслевые нормы времени (далее — нормы времени) на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога (далее — врач-специалист), применяются при оказании первичной врачебной и первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе при посещении врачом-специалистом одного пациента на дому .

Пункт 2 части 3 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 30, ст. 4038; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6951; 2014, N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927, 6928; 2015, N 1, ст. 72, 85; N 10, ст. 1425; N 14, ст. 2018).

2. Нормы времени являются основой для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда врачей медицинских организаций, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях.

3. Нормы времени на одно посещение пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, необходимые для выполнения в амбулаторных условиях трудовых действий по оказанию медицинской помощи (в том числе затраты времени на оформление медицинской документации):

а) врача-педиатра участкового — 15 минут;

б) врача-терапевта участкового — 15 минут;

в) врача общей практики (семейного врача) — 18 минут;

г) врача-невролога — 22 минуты;

д) врача-оториноларинголога — 16 минут;

е) врача-офтальмолога — 14 минут;

ж) врача-акушера-гинеколога — 22 минуты.

4. Нормы времени на повторное посещение врача-специалиста одним пациентом в связи с заболеванием устанавливаются в размере 70 — 80 % от норм времени, связанных с первичным посещением врача-специалиста одним пациентом в связи с заболеванием.

5. Затраты времени врача-специалиста на оформление медицинской документации с учетом рациональной организации труда, оснащения рабочих мест компьютерной и организационной техникой, должны составлять не более 35% от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием в соответствии с пунктами 3 и 6 настоящих норм времени.

6. Нормы времени на посещение одним пациентом врача-специалиста с профилактической целью устанавливаются в размере 60 — 70 % от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, установленных в медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее — медицинская организация), в соответствии с пунктами 3 и 6 настоящих норм времени.

7. В медицинских организациях, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, нормы времени, указанные в пунктах 3 и 6, устанавливаются с учетом плотности проживания и половозрастного состава населения, а также с учетом уровня и структуры заболеваемости населения путем суммирования корректирующих коэффициентов норм времени.

При этом применяются следующие корректирующие коэффициенты:

а) плотность проживания прикрепленного населения выше 8 человек на кв. км: -0,05;

б) плотность проживания прикрепленного населения ниже 8 человек на кв. км (за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей): +0,05;

в) уровень заболеваемости населения выше на 20 % среднего значения по субъекту Российской Федерации: +0,05;

г) уровень заболеваемости населения ниже на 20 % среднего значения по субъекту Российской Федерации: -0,05;

Минздрав установил новые нормы времени приема больных в поликлинике

Зарегистрирован 28.10.2020 г. № 60618

Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 29.10.2020 г.

Вступает в силу 9 ноября 2020 г.

Участниками пилотного проекта являются осуществляющие медицинскую деятельность на основании соответствующей лицензии и расположенные на территориях субъектов РФ, указанных выше, следующие учреждения:

1) федеральные государственные учреждения здравоохранения по специальному перечню (за исключением учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, а также учреждений, на которые не распространяется Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»);

2) государственные учреждения здравоохранения субъектов РФ;

3) муниципальные учреждения здравоохранения.

О новых требованиях к системам оплаты труда медработников

Пилотный проект будет реализован поэтапно.

Этап 1 (срок реализации – июнь – август 2021 года). На этом этапе (подготовительном) будут анализироваться действующие системы оплаты труда работников.

Этап 2 (срок реализации – до 30 сентября 2021 года). Будут подготовлены предложения по параметрам систем оплаты труда работников на основе результатов подготовительного этапа, а также проведена расчетная апробация систем оплаты труда работников.

Этап 3 (ноябрь 2021 – март 2022 года). На этом этапе новые системы оплаты труда будут внедряться в жизнь.

Системы оплаты труда работников будут устанавливаться:

  • для федеральных государственных учреждений здравоохранения – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия их учредителя;

  • для государственных учреждений здравоохранения субъектов РФ и муниципальных учреждений здравоохранения – органом государственной власти субъекта РФ для государственных учреждений здравоохранения субъектов РФ и муниципальных учреждений здравоохранения.

В систему оплаты труда будут включены:

  • должностные оклады по группам должностей работников;

  • выплаты компенсационного характера в соответствии с единым перечнем выплат компенсационного характера, размерами и условиями их осуществления, а также иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательством субъекта РФ;

  • выплаты стимулирующего характера в соответствии с единым перечнем выплат стимулирующего характера, размерами и условиями их осуществления, а также иные выплаты стимулирующего характера, предусмотренные законодательством субъекта РФ.

Размеры должностных окладов будут определяться по группам должностей работников по следующей формуле:

Размер
должностного оклада

=

Расчетная величина,
утвержденная Правительством РФ

х

Коэффициент
сложности труда

х

Региональный
коэффициент

Региональные коэффициенты будут пересматриваться не реже одного раза в 5 лет.

Расчетные нормы функции врачебной должности при разных вариантах графиков работы

Составитель документов

Документы для реализации проекта

Минздрав

Перечень федеральных государственных учреждений здравоохранения, участвующих в пилотном проекте

Минтруд

Методология формирования систем оплаты труда работников на основе анализа действующих систем оплаты труда.

Методические рекомендации по применению групп должностей работников при установлении размеров должностных окладов

Правительство РФ

Акты об утверждении размера расчетной величины, групп должностей работников учреждений для установления должностных окладов, региональных коэффициентов и методики их расчета, коэффициентов сложности труда, единого перечня выплат компенсационного характера, единого перечня выплат стимулирующего характера, размеров и условий осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера для целей реализации пилотного проекта

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 25.10.2021 N 363-ФЗ

      «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год»

    • Федеральный закон от 25.10.2021 N 362-ФЗ

      «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год»

    • Федеральный закон от 25.10.2021 N 364-ФЗ

      «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год»

    • Указ Президента РФ от 26.03.2008 N 404 (ред. от 12.11.2021)

      «О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»

    • Указ Президента РФ от 12.11.2021 N 650

      «О внесении изменений в состав Совета по общественному телевидению, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 октября 2018 г. N 617»

    • Указ Президента РФ от 11.11.2021 N 641

      «О внесении изменения в Порядок подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 558»

    Функция врачебной должности норматив 2021

    • Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2021 N 3168-р

      «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 04.03.2021 N 540-р»

    • Распоряжение Правительства РФ от 10.11.2021 N 3151-р

      «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 19.03.2013 N 384-р»

    • Распоряжение Правительства РФ от 10.11.2021 N 3150-р

      «О проведении 8-го заседания Межправительственной Российско-Китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству в режиме видеоконференции»

    Функция врачебной должности (ФВД) – это число посещений одного врача, работающего на одну ставку, за год. Различают ФВД фактическую и плановую:

    1) ФВД фактическая получается из суммы посещений за год по дневнику врача (ф.039/у). Например, 5678 посещений в год у терапевта;

    2) ФВД плановая должна быть рассчитана с учетом норматива нагрузки специалиста на 1 ч на приеме и на дому по формуле:

    ФВД = (а хб ч в) + (а1 хб1 хв1),

    где (а ч б ч в) – работа на приеме; (а1 ч б1 ч в1) – работа на дому; а – нагрузка терапевта на 1 ч на приеме (5 человек в час);

    б – число часов на приеме (3 ч); в – число рабочих дней ЛПУ в году (285); а1 – нагрузка на 1 ч на дому (2 человека); б1 – число часов работы на дому (3 ч); в1 – число рабочих дней ЛПУ в году.

    Степень выполнения ФВД – это процентное отношение фактической ФВД к плановой:

    ФВД фактическая ч100 / ФВД плановая.

    На величину фактической ФВД и степень выполнения влияют:

    1) достоверность оформления учетной формы 039/у;

    2) стаж работы и квалификация врача;

    3) условия приема (оснащение, укомплектованность врачебными кадрами и средним медицинским персоналом);

    4) потребность населения в амбулаторно-поликлини-ческой помощи;

    5) режим и график работы специалиста;

    6) число проработанных специалистом дней в году (может быть меньше из-за болезни врача, командировок и пр.). Анализируется этот показатель по каждому специалисту с учетом факторов, влияющих на его величину (нормативы функции основных врачебных должностей). Функция врачебной должности зависит не столько от нагрузки врача на приеме или на дому, сколько от числа проработанных дней в течение года, занятости и укомплектованности врачебных должностей.

    Структура посещений по специальностям: число посещений терапевта ч100 / / число посещений врачей всех специальностей (в N = 30–40 %).

    Удельный вес сельских жителей в общем числе посещений поликлиники (%):

    число посещений врачей поликлиники сельскими жителями ч100 / общее число посещений поликлиники.

    Этот показатель рассчитывается как в целом по поликлинике, так и по отдельным специалистам.

    Структура посещений по видам обращений:

    1) структура посещений по поводу заболеваний:

    число посещений специалиста по поводу заболеваний ч100 / общее число посещений данного специалиста;

    2) структура посещений по поводу профосмотра:

    число посещений по поводу профилактических осмотров ч100 / общее число посещений данного специалиста.

    Этот показатель дает возможность видеть основное направление в работе врачей определенных специальностей. Сопоставляется соотношение профилактических посещений по поводу заболеваний у отдельных врачей с их нагрузкой и занятостью по времени в течение месяца.

    Активность посещений на дому (%): число посещений врача на дому, сделанных активно ч100 / общее число посещений врача на дому.

    Под функцией врачебной должности рассматривается число посещений в год на одного врача. В целях нормирования труда в связи с разными значениями затрат рабочего времени при проведении поликлинического приема, посещении на дому, профилактических осмотрах в специально выделенные дни или часы, консультативном приеме, плановая функция врачебной должности выражается в эквивалентных единицах. За одну эквивалентную единицу принимается лечебно-диагностическое посещение в поликлинике. При определении нормы нагрузки в год (функции врачебной должности) определяются нормы затрат времени, которые отводятся специалистам медицинских учреждений на основную и прочую деятельности.

    Предлагается определять коэффициенты использования рабочего времени следующим образом:

    • При расчете сменной нагрузки, значение показателя коэффициента использования рабочего времени необходимо определять исходя из того, что время на прочую и вспомогательную деятельность установлено не в составе одного показателя, а каждый из них имеет свое значение. Время на прочую деятельность определяется исходя из значения показателя фонда рабочего времени в год значение, которого примерно рассчитано 1780,2 час.
    • Для сбора информации проводились наблюдения в учреждениях здравоохранения Воронежской области:
      – ГУЗ “Воронежская областная клиническая больница N 1” (ВОКБ N 1);
      – МУЗГО Воронеж ГКБСМП N 1 (ГКБСМП N 1);
      – “Масловская врачебная амбулатория” (МВА);
      – МУЗ Городского округа г. Воронежа “Городская поликлиника N 7” (ГП N 7);
      – МУЗ “Новоусманская центральная больница” (НЦБ).
    • Республики Чувашия:
      – МУЗ “Первая Чебоксарская городская больница им. П.Н. Осипова” (ЧГБ);
      – ГУЗ “Республиканский кардиологический диспансер” (РКД);
      – МУЗ “Чебоксарская ЦРБ”;
      – Хыркасинское ООВП МУЗ “Чебоксарская ЦРБ” (ЧЦРБ);
      – МУЗ “Городская больница N 4.
    • По обобщенным результатам наблюдений было установлено:
      – на повышение квалификации целесообразно отвести 2,8 дней в год. Значение данного показателя применяется, когда на повышение квалификации специалист направляется через каждые пять лет и продолжительность данных курсов берется равной 14 дням, следовательно, 14 / 5 = 2,8;
      – на составление отчетов – 2 рабочих дня;
      – на проведение совещаний, семинаров, лекций – 1 день.

    На основе значений данных показателей было установлено, что удельный вес времени, которое отводится на прочую деятельность, составляет 2,6% от годового бюджета рабочего времени. Время на вспомогательную деятельность рассчитывается, исходя из значения показателя удельного веса оперативного времени (0,923), и составляет 0,051 (1 – 0,923 – 0,026).

    Таким образом, объем времени на прочую деятельность определяется как 106 812 x 2,6 / 100 = 2777,1 мин. = 5,8 рабочих дней.

    Следовательно, необходимо дифференцировать:

    1 – основную деятельность (медицинские услуги, которые оказываются пациенту в учреждениях здравоохранения, а также при необходимости посещения на дому и с целью профилактики), общий годовой бюджет времени которой приблизительно равен 1780,2 ч или 217,2 рабочих дня;
    2 – прочую деятельность в размере 5,8 рабочих дней в год.
    Исходя из всех вышеуказанных расчетов, окончательная нагрузка в год (функция врачебной должности) рассчитывается по формуле 3:

    Фгод = NnБ,

    где Nn – число посещений на один час приема,
    Б – бюджет рабочего времени на основную деятельность в год.

    Для более тщательного раскрытия сущности данного алгоритма приведем несколько примеров.

    Функция врачебной должности (ФВД) – это число посещений одного врача, работающего на одну ставку, за год. Различают ФВД фактическую и плановую:

    1) ФВД фактическая получается из суммы посещений за год по дневнику врача (ф.039/у).

    2) ФВД плановая должна быть рассчитана с учетом норматива нагрузки специалиста на 1 ч на приеме и на дому по формуле:

    ФВД = (а х б х в) + (а1 х б1 х в1),

    где (а х б х в) – работа на приеме; (а1 х б1 х в1) – работа на дому; а – нагрузка терапевта на 1 ч на приеме; б – число часов на приеме; в – число рабочих дней в году; а1 – нагрузка на 1 ч на дому (2 человека); б1 – число часов работы на дому; в1 – число рабочих дней в году.

    В соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. Таким образом, при 5-дневной рабочей неделе продолжительность рабочего дня составляет 7,8ч. В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.



    Приложение
    к приказу
    Министерства здравоохранения
    Пензенской области
    от 14 января 2015 г. N 2

    (в ред. Приказов Минздрава Пензенской области от 25.06.2018 N 173, от 31.05.2019 N 107, от 30.03.2020 N 96)

    N п/п

    Наименование специальности

    Среднее число посещений в год на 1,0 занятую врачебную должность

    1

    Кардиология

    4 470

    2

    Ревматология

    3 888

    3

    Педиатрия (общая)

    3 200

    4

    Терапия

    4 670

    5

    Пульмонология

    Но что же делать для того, чтобы решить данную проблему? Просто тупо увеличить пресловутые нормативы до таковых в бывшем «4-м Управлении Минздрава СССР», для топовых пациентов из ЦК и Совмина? 30 минут на пациента, 300 человек на участке (вместо обычных полутора тысяч)?

    Можно пойти и таким путем. Только тогда надо быть готовым, что даже при электронной форме регистрации получить заветный талончик можно будет где-то так на послезавтра в лучшем случае.

    В то время, как, скажем, аппендицит, начавшийся в небольших болей в животе, может закончиться:

    • разрывом отростка
    • и тяжелейшим перитонитом

    уже часов через 12 от начала. Да и самое простое ОРВИ без лечения за три дня может перейти в:

    • бронхит
    • воспаление легких и т. д.

    Но, конечно, те, кто сможет дождаться своей очереди, будет принят «по-королевски», будучи осмотрен долго и внимательно.

    В целях реализации пункта 2 комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. № 614-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 16, ст. 2017), приказываю:

    Утвердить методику расчета потребности во врачебных кадрах согласно приложению.

    Министр В.И. Скворцова

    1. Методика расчета потребности во врачебных кадрах (далее — Методика) разработана для расчета потребности во врачебных кадрах для текущего планирования, выявления недостатка или избытка врачебных кадров и оценки эффективности использования имеющихся врачебных кадров в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

    2. При определении потребности во врачебных кадрах учитываются:

    особенности заболеваемости с учетом пола и возраста населения в субъекте Российской Федерации;

    территориальные особенности субъектов Российской Федерации (расположение субъекта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, плотность населения, удельный вес сельского населения);

    объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — TПГГ);

    наличие в субъекте Российской Федерации населенных пунктов, отдаленных (более 400 км) от медицинских организаций, где оказывается специализированная медицинская помощь.

    3. В Методике используется условное разделение на следующие группы врачей, учитывающие их роли в организации лечебно-диагностического процесса и функциональные обязанности:

    «лечебная группа», включающая врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, врачей, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, врачей, оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара, врачей скорой медицинской помощи. В группу включается «подгруппа усиления» — заведующие отделениями — врачи специалисты, врачи приемного отделения и др.;

    «параклиническая группа», включающая «диагностическую подгруппу» (врачи-анестезиологи-реаниматологи, врачи функциональной диагностики, врачи-рентгенологи, врачи клинической лабораторной диагностики, врачи ультразвуковой диагностики, врачи-эндоскописты, врачи-радиологи, врачи-бактериологи и др.) и «подгруппу управления» (руководители медицинских организаций и их заместители, врачи-статистики, врачи-методисты).

    4. Расчет необходимого числа врачебных кадров проводится по методу компонентов согласно алгоритму расчета потребности во врачебных кадрах:


    Методика поможет рассчитать потребность во врачебных кадрах для текущего планирования, выявления их недостатка или избытка, оценки эффективности использования имеющихся работников в организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

    Учитываются особенности заболеваемости с учетом пола и возраста населения в регионе, территориальные особенности субъектов Федерации (расположение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, плотность населения, удельный вес сельского населения). Во внимание также принимаются услуги, предоставляемые в рамках территориальной программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи. Еще один показатель — наличие населенных пунктов, отдаленных (более 400 км) от организаций, где можно получить специализированную медпомощь.

    Выделены следующие группы врачей. Лечебная — включает лиц, предоставляющих услуги в рамках скорой медпомощи, в амбулаторных, стационарных условиях и на дневном стационаре. Сюда входит «подгруппа усиления» — заведующие отделениями — врачи специалисты, врачи приемного отделения и др. Параклиническая — включает «диагностическую подгруппу» (анестезиологи-реаниматологи, врачи функциональной, клинической лабораторной и ультразвуковой диагностики, рентгенологи, эндоскописты, радиологи, бактериологи и др.) и «подгруппу управления» (руководители медорганизаций и их заместители, статистики, методисты).

    Приведены алгоритмы расчета потребности во врачах по каждым видам медпомощи.


    ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

    ПРИКАЗ

    от 25 июня 2018 года N 314


    Об утверждении норм нагрузки врачей-специалистов и порядка определения плановой функции врачебной должности



    Приложение N 2
    к приказу
    департамента
    здравоохранения
    Костромской области
    от 25.06.2018 N 314


    Функция врачебной должности — плановое число посещений на одну врачебную должность в год.


    Плановая функция врачебной должности (далее — ФВД) рассчитывается по формуле:


    ФВД = Б x 60 / Тср.пос., где:



    ФВД — плановая функция врачебной должности, посещений;


    Б — годовая норма рабочего времени по производственному календарю на соответствующий год в зависимости от продолжительности рабочей недели, час.


    Годовая норма времени определяется Порядком, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.08.2009 N 588н «Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю» и исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями исходя из продолжительности ежедневной работы;


    60 — коэффициент, переводящий часы в минуты;


    Тср.пос. — средневзвешенная норма времени на одно посещение пациентом врача-специалиста, необходимая для выполнения в амбулаторных условиях трудовых действий по оказанию медицинской помощи (мин.), определяется по формуле:


    Тср.пос. = tперв. x K1 + tповт. x K2 + tпроф. x K3, где:



    tперв., tповт., tпроф. — нормы времени на первичное, повторное посещения по заболеванию и профилактическое посещение, мин. (приложение N 1 к настоящему приказу);


    K1, K2, K3 — удельный вес первичных, повторных посещений по заболеванию и профилактических посещений в общем количестве посещений, определяется на основании годовой формы N 39/у-02 «Ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических условиях», утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2002 N 413 «Об утверждении учетной и отчетной медицинской документации» за предыдущий год.


    В ФВД учитывается гарантированная медицинская помощь, т.е. помощь, оказываемая в рамках территориальной ПГГ (ОМС и бюджет); платные услуги не включаются.


    Пример расчета ФВД по должности «врач-педиатр участковый».


    1) Продолжительность рабочего времени в неделю — 39 часов.


    2) Определяем годовую норму рабочего времени в минутах для осуществления врачом-педиатром участковым посещений в поликлинике и на дому.


    Годовая норма рабочего времени в соответствии с производственным календарем на 2018 год — 247 рабочих дней; 1920,6 часа, 115 236 минут.


    Данные сложившейся практики в области показывают следующую структуру рабочего времени врача-педиатра участкового: 0,45 рабочего времени врача отводятся посещениям в поликлинике; 0,55 рабочего времени — посещениям на дому.


    Принимая эти данные в расчетах, в год 51856,2 минуты врач работает на рабочем месте в поликлинике, 63379,8 минуты осуществляет посещения на дому.


    3) Определяем средневзвешенную норму времени на одно посещение пациента врачом-специалистом.

    • Продукт номера
    • От редстовета
    • Новости диетологии
    • Слово закона
    • Мнение
    • Вопрос-ответ
    • Стандартизация
    • Геронтодиетология
    • Практикум
    • Тема номера
    • Кабинет психолога
    • Консультация
    • Инновационные технологии
    • Риски в питании
    • В поисках идей
    • Ситуация
    • На вкус пациента
    • Тайны диетологии
    • Вехи истории
    • Календарь
    • Полезные материалы
    • Книжная полка
    • Опрос «Вопросы диетологу»
    • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

    • Бюджетный кодекс РФ

    • Водный кодекс Российской Федерации РФ

    • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

    • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

    • ГК РФ

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

    • Земельный кодекс РФ

    • Кодекс административного судопроизводства РФ

    • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

    • Кодекс об административных правонарушениях РФ

    • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

    • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

    • НК РФ

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

    • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

    • Трудовой кодекс РФ

    • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовный кодекс РФ

    • ФЗ об исполнительном производстве

    • Закон о коллекторах

    • Закон о национальной гвардии

    • О правилах дорожного движения

    • О защите конкуренции

    • О лицензировании

    • О прокуратуре

    • Об ООО

    • О несостоятельности (банкротстве)

    • О персональных данных

    • О контрактной системе

    • О воинской обязанности и военной службе

    • О банках и банковской деятельности

    • О государственном оборонном заказе

      • Указ Президента РФ от 30.01.2021 N 56

        «О внесении изменений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32»

      • Указ Президента РФ от 28.01.2021 N 53

        «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в Федеративной Республике Бразилии»

      • Указ Президента РФ от 28.01.2021 N 52

        «Об Акопове С.П.»

      • Постановление Правительства РФ от 30.01.2021 N 85

        «Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

      • Постановление Правительства РФ от 30.01.2021 N 86

        «Об утверждении Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации»

      • Постановление Правительства РФ от 29.01.2021 N 81

        «О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1060»

      Теперь для оказания пациенту медицинской помощи в амбулаторных условиях врачу-кардиологу выделяется 24 минуты, врачу-эндокринологу — 19 минут, врачу-стоматологу-терапевту — 44 минуты. Минздрав России своим приказом утвердил типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом этих специалистов.

      В настоящей публикации речь пойдет о системе результативных показателей, выступающей в виде норм нагрузки по месту оказания медицинских услуг, а именно для амбулаторно-поликлинических учреждений. В системе здравоохранения Российской Федерации процессы планирования и определения численности персонала медицинских учреждений основываются либо на разработках конца XX в., либо на основе региональных разработок.

      При расчете норм нагрузок для медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений применяются различные коэффициенты использования рабочего времени, что противоречит самой системе нормирования, также вся деятельность, как прочая, так и вспомогательная, рассчитывается в общем объеме.

      Но необходимо отметить, что исходя из современных тенденций развития всей системы здравоохранения в рамках национальных проектов, где основное внимание уделяется внедрению современного оборудования и новейших технологий оказания медицинских услуг на первый план выходят мероприятия, направленные на повышение квалификации медицинского персонала. Следовательно, система регулирования данных мероприятий нуждается в совершенствовании. Результатом приведенных рекомендаций по совершенствованию будут выступать разработанные рациональные нормы нагрузки для медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений.

      Норма нагрузки врача амбулаторно-поликлинического учреждения отражает число лечебно-диагностических посещений в час и функции врачебной должности в год, а норма нагрузки медицинской сестры отражает количество пациентов, которым медицинская сестра оказала медицинские услуги.

      Вы здесь «Кадровик.

      > > ФВД — плановая функция врачебной должности, посещений; Б — годовая норма рабочего времени по производственному календарю на соответствующий год в зависимости от продолжительности рабочей недели, час. Годовая норма времени определяется Порядком, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.08.2009 N 588н

      «Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю»

      и исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями исходя из продолжительности ежедневной работы; 60 — коэффициент, переводящий часы в минуты; Тср.пос.

      ПРИКАЗот 31 декабря 2008 года N 384(в ред. , от 07.02.2012 N 36, , от 17.03.2014 N 129, , , )В целях единства подхода в планировании объемов медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней, и контроля за правильностью установления плановой функции врачебной должности ПРИКАЗЫВАЮ:1.

      Утвердить расчетные нормы обслуживания для врачей амбулаторного приема согласно приложению.2. Считать утратившими силу Приказы управления здравоохранения администрации Калининградской области:- от 30 мая 1997 г. N 182

      «Временные нормативные показатели деятельности врачей амбулаторного приема в поликлинике»

      ;- от 16 февраля 1998 г.

      (в редакции ) В целях совершенствования деятельности амбулаторно-поликлинической службы края приказываю:1.

      В соответствии с пунктом 3 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4583), и пунктом 19 плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 2, ст. 130; 2013, № 45, ст. 5863; 2014, № 19, ст. 2468; 2015, № 36, ст. 5087 ; 2016, № 21, ст. 3087), приказываю:

      Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемые типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача-стоматолога-терапевта.

      Министр В.И. Скворцова

      Утверждены типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом кардиолога, эндокринолога и стоматолога-терапевта.

      [2]

      Нормы применяются при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения) и являются основой для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда врачей.

      Для кардиолога норма на одно посещение пациентом составляет 24 минуты, для эндокринолога — 19 минут, для стоматолога-терапевта — 44 минуты.

      Трудовое законодательство обязывает федеральные органы исполнительной власти разрабатывать типовые нормы труда, как определенные ориентиры по тем или иным видам профессиональной деятельности, отражающие среднюю производительность труда в отрасли.

      Как сообщает медицинский юрист Алексей Панов свою лепту в разработку норм труда для врачей внес и Минздрав России, своим приказом от 02.06.2015 № 290н установивший нормы времени приема пациентов врачами, оказывающими амбулаторную помощь:

      а) врач-педиатр участковый – 15 минут;

      б) врача-терапевт участковый – 15 минут;

      в) врач общей практики (семейный врач) – 18 минут;

      г) врач-невролог – 22 минуты;

      д) врач-оториноларинголог – 16 минут;

      е) врача-офтальмолог – 14 минут;

      [3]

      ж) врач-акушера-гинеколог – 22 минуты.

      В 2016 году Минздрав России обратил некоторое внимание и на стоматологию. На портале размещения текстов проектов нормативных правовых актов опубликован проекта приказа Минздрава России «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом
      врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача-стоматолога-терапевта»

      Этот документ предусматривает 44 минуты на одно посещение пациентом врача-стоматолога терапевта в связи с заболеванием, необходимые для выполнения в амбулаторных условиях трудовых действий по оказанию медицинской помощи (в том числе затраты времени на оформление медицинской документации).

      При повторном посещении врача затраты времени уменьшаются до 70 – 80 % от времени на первичное посещение, т.е. норматив 36 — 31 минута.

      [1]

      На профилактический прием должно использоваться 60-70 % времени от первичного приема, т.е. 26 — 31 минута.

      Во всех трех случаях на оформление медицинской документации при условии оснащения рабочих мест компьютерной и оргтехникой должно тратиться не более 35 % времени приема.

      Учитывая большие различия в возрастно-половом составе пациентов, нормы времени на посещение определяются размахом колебаний показателей (таблица 2) [4].

      Расчетные нормы времени врачей амбулаторного приема на посещение

      Наименование специальности врача Нормы времени, в мин
      на лечебно-диагности­ческое посещение в по­ликлинике на профилактический осмотр, в специально выделенные дни
      терапевт, терапевт участковый, терапевт подростковый, терапевт участковый цехового врачебного участка, педиатр, педиатр участковый, врач общей практики (семейной медицины), уролог, эндокринолог, акушер-гинеколог 15-20 8-10
      аллерголог-иммунолог 15-20
      гастроэнтеролог 15-20
      инфекционист 15-20
      кардиолог, ревматолог, невролог 20-25 8-10
      травматолог-ортопед, хирург, офтальмолог, оториноларинголог 10-15 7-9

      Источник: Фонд «Российское здравоохранение»: «Разработка методических и аналитических материалов по нормированию труда в здравоохранении», 2008.

      Расчетные нормы времени на посещение врачей первичного звена ока­зания медицинской помощи, т.е. врачей-терапевтов, педиатров, врачей общей практики (семейной медицины) составляют 15-20 мин. На участках, обслуживающих население, в составе которого доля лиц пожилого и старческого возраста больше, чем в целом по учреждению, эта цифра приближается к 20 мин. Напротив, на участках, где в составе прикрепленного населения преобладают лица молодого трудоспособного возраста, затраты времени врача-терапевта и врача общей практики на одно посещение составляет около 15 минут.

      Затраты времени врачей кардиологов, ревматологов на одно посещение составляют 20-25 мин., врачей травматологов-ортопедов, хирургов, офтальмологов и оториноларингологов со­ставляют 10-15 мин. Последние из указанных величин зависят, кроме всех прочих причин, от обеспеченности врачей средним медицинским персоналом и от числа видов различных процедур и манипуляций, выполняемых этими специалистами [4].

      • Продукт номера
      • От редстовета
      • Новости диетологии
      • Слово закона
      • Мнение
      • Вопрос-ответ
      • Стандартизация
      • Геронтодиетология
      • Практикум
      • Тема номера
      • Кабинет психолога
      • Консультация
      • Инновационные технологии
      • Риски в питании
      • В поисках идей
      • Ситуация
      • На вкус пациента
      • Тайны диетологии
      • Вехи истории
      • Календарь
      • Полезные материалы
      • Книжная полка
      • Опрос «Вопросы диетологу»

      Под функцией врачебной должности рассматривается число посещений в год на одного врача. В целях нормирования труда в связи с разными значениями затрат рабочего времени при проведении поликлинического приема, посещении на дому, профилактических осмотрах в специально выделенные дни или часы, консультативном приеме, плановая функция врачебной должности выражается в эквивалентных единицах. За одну эквивалентную единицу принимается лечебно-диагностическое посещение в поликлинике. При определении нормы нагрузки в год (функции врачебной должности) определяются нормы затрат времени, которые отводятся специалистам медицинских учреждений на основную и прочую деятельности.

      Предлагается определять коэффициенты использования рабочего времени следующим образом:

      • При расчете сменной нагрузки, значение показателя коэффициента использования рабочего времени необходимо определять исходя из того, что время на прочую и вспомогательную деятельность установлено не в составе одного показателя, а каждый из них имеет свое значение. Время на прочую деятельность определяется исходя из значения показателя фонда рабочего времени в год значение, которого примерно рассчитано 1780,2 час.
      • Для сбора информации проводились наблюдения в учреждениях здравоохранения Воронежской области:
        — ГУЗ «Воронежская областная клиническая больница N 1» (ВОКБ N 1);
        — МУЗГО Воронеж ГКБСМП N 1 (ГКБСМП N 1);
        — «Масловская врачебная амбулатория» (МВА);
        — МУЗ Городского округа г. Воронежа «Городская поликлиника N 7» (ГП N 7);
        — МУЗ «Новоусманская центральная больница» (НЦБ).
      • Республики Чувашия:
        — МУЗ «Первая Чебоксарская городская больница им. П.Н. Осипова» (ЧГБ);
        — ГУЗ «Республиканский кардиологический диспансер» (РКД);
        — МУЗ «Чебоксарская ЦРБ»;
        — Хыркасинское ООВП МУЗ «Чебоксарская ЦРБ» (ЧЦРБ);
        — МУЗ «Городская больница N 4.
      • По обобщенным результатам наблюдений было установлено:
        — на повышение квалификации целесообразно отвести 2,8 дней в год. Значение данного показателя применяется, когда на повышение квалификации специалист направляется через каждые пять лет и продолжительность данных курсов берется равной 14 дням, следовательно, 14 / 5 = 2,8;
        — на составление отчетов — 2 рабочих дня;
        — на проведение совещаний, семинаров, лекций — 1 день.

      На основе значений данных показателей было установлено, что удельный вес времени, которое отводится на прочую деятельность, составляет 2,6% от годового бюджета рабочего времени. Время на вспомогательную деятельность рассчитывается, исходя из значения показателя удельного веса оперативного времени (0,923), и составляет 0,051 (1 — 0,923 — 0,026).

      Таким образом, объем времени на прочую деятельность определяется как 106 812 x 2,6 / 100 = 2777,1 мин. = 5,8 рабочих дней.

      Следовательно, необходимо дифференцировать:

      1 — основную деятельность (медицинские услуги, которые оказываются пациенту в учреждениях здравоохранения, а также при необходимости посещения на дому и с целью профилактики), общий годовой бюджет времени которой приблизительно равен 1780,2 ч или 217,2 рабочих дня;
      2 — прочую деятельность в размере 5,8 рабочих дней в год.
      Исходя из всех вышеуказанных расчетов, окончательная нагрузка в год (функция врачебной должности) рассчитывается по формуле 3:

      Фгод = NnБ,

      где Nn — число посещений на один час приема,
      Б — бюджет рабочего времени на основную деятельность в год.

      Для более тщательного раскрытия сущности данного алгоритма приведем несколько примеров.

      • Указ Президента РФ от 30.01.2021 N 56

        «О внесении изменений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32»

      • Указ Президента РФ от 28.01.2021 N 53

        «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в Федеративной Республике Бразилии»

      • Указ Президента РФ от 28.01.2021 N 52

        «Об Акопове С.П.»

      • Постановление Правительства РФ от 30.01.2021 N 85

        «Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

      • Постановление Правительства РФ от 30.01.2021 N 86

        «Об утверждении Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации»

      • Постановление Правительства РФ от 29.01.2021 N 81

        «О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1060»

      Теперь для оказания пациенту медицинской помощи в амбулаторных условиях врачу-кардиологу выделяется 24 минуты, врачу-эндокринологу — 19 минут, врачу-стоматологу-терапевту — 44 минуты. Минздрав России своим приказом утвердил типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом этих специалистов.

      В настоящей публикации речь пойдет о системе результативных показателей, выступающей в виде норм нагрузки по месту оказания медицинских услуг, а именно для амбулаторно-поликлинических учреждений. В системе здравоохранения Российской Федерации процессы планирования и определения численности персонала медицинских учреждений основываются либо на разработках конца XX в., либо на основе региональных разработок.

      При расчете норм нагрузок для медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений применяются различные коэффициенты использования рабочего времени, что противоречит самой системе нормирования, также вся деятельность, как прочая, так и вспомогательная, рассчитывается в общем объеме.

      Но необходимо отметить, что исходя из современных тенденций развития всей системы здравоохранения в рамках национальных проектов, где основное внимание уделяется внедрению современного оборудования и новейших технологий оказания медицинских услуг на первый план выходят мероприятия, направленные на повышение квалификации медицинского персонала. Следовательно, система регулирования данных мероприятий нуждается в совершенствовании. Результатом приведенных рекомендаций по совершенствованию будут выступать разработанные рациональные нормы нагрузки для медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений.

      Норма нагрузки врача амбулаторно-поликлинического учреждения отражает число лечебно-диагностических посещений в час и функции врачебной должности в год, а норма нагрузки медицинской сестры отражает количество пациентов, которым медицинская сестра оказала медицинские услуги.

      Новая система учета труда для стоматологов была разработана, прежде всего, для повышения качества обслуживания и, конечно же, для стимулирования самих врачей. Предполагалось, что введение условные единицы трудоемкости в стоматологии будет способствовать увеличению производительности труда медицинского персонала. Улучшение качества услуг предполагает и повышенный интерес пациентов стоматологических кабинетов не только к планово-оздоровительным процедурам, но и к проведению различных профилактических мероприятий. Так, в идеале, норматив количества посещений профилактических осмотров составляет 138,5 на каждую 1 000 жителей.

      Все вышеперечисленные цели и задачи, поставленные перед новой системой расчета, в совокупности называются интенсификацией труда. Благодаря интенсификации пациент получает максимально возможную и высококвалифицированную помощь во время всего одного визита к стоматологу, ему не нужно выделять время для повторного посещения. В то же самое время, у врача появляется реальная возможность выполнить работу с превышением установленных нормативов, что конечно же отразится на оплате его труда за счет установленных администрацией клиники стимулирующих выплат.

      Изучение статистических данных по обеспеченности, укомплектованности и функции врачебной должности участкового терапевта в регионах Российской Федерации проводили по данным формы Федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» за 2008—2012 гг. Расчеты выполняли в соответствии с учебно-методическим пособием «Методика расчета и анализа показателей деятельности учреждений здравоохранения» [4], где указано оптимальное число посещений в год — 3996 (что и определяет фактическую функцию врачебной должности) для участкового терапевта.

      Проведен анализ обеспеченности участковыми терапевтами (занятыми врачебными должностями) амбулаторно-поликлинического звена в Российской Федерации и федеральных округах за период 2008—2012 гг., который показал, что за исследуемый период общероссийский показатель не менялся и составлял 4,05 (табл. 1).

      Результаты исследования свидетельствуют, что в большинстве федеральных округов прослеживается снижение обеспеченности участковыми терапевтами, за исключением СКФО и ДФО, это отражается на росте загруженности специалистов. Обращают внимание крайне различные тенденции изменения функции врачебной должности в стране в целом и ее округах.

      Объемы терапевтической амбулаторно-поликлинической помощи в регионах характеризуют общее число посещений, удельный вес посещений участковых терапевтов на дому и в поликлинике (амбулатории).

      Решением проблемы рациональной обеспеченности специалистами является пересмотр норм нагрузки, нормативов численности и потребности в специалистах данного профиля.

      НОАВ не согласна с функцией врачебной должности

      Изучение статистических данных по обеспеченности, укомплектованности и функции врачебной должности участкового терапевта в регионах Российской Федерации проводили по данным формы Федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» за 2008—2012 гг. Расчеты выполняли в соответствии с учебно-методическим пособием «Методика расчета и анализа показателей деятельности учреждений здравоохранения» [4], где указано оптимальное число посещений в год — 3996 (что и определяет фактическую функцию врачебной должности) для участкового терапевта.

      Проведен анализ обеспеченности участковыми терапевтами (занятыми врачебными должностями) амбулаторно-поликлинического звена в Российской Федерации и федеральных округах за период 2008—2012 гг., который показал, что за исследуемый период общероссийский показатель не менялся и составлял 4,05 (табл. 1).

      Результаты исследования свидетельствуют, что в большинстве федеральных округов прослеживается снижение обеспеченности участковыми терапевтами, за исключением СКФО и ДФО, это отражается на росте загруженности специалистов. Обращают внимание крайне различные тенденции изменения функции врачебной должности в стране в целом и ее округах.

      Объемы терапевтической амбулаторно-поликлинической помощи в регионах характеризуют общее число посещений, удельный вес посещений участковых терапевтов на дому и в поликлинике (амбулатории).

      Решением проблемы рациональной обеспеченности специалистами является пересмотр норм нагрузки, нормативов численности и потребности в специалистах данного профиля.

      По данным результатов исследования, во всех федеральных округах, кроме СКФО, за исследуемый период наблюдается снижение обеспеченности участковыми терапевтами, наиболее благополучными по данному показателю выглядит ДФО (4,26). В регионах страны везде отмечается неукомплектованность участковыми терапевтами и данный показатель стабильно снижается.

      Коэффициент совместительства участкового терапевта в стране и федеральных округах равен 1,2, что может способствовать снижению качества оказываемой медицинской помощи в связи с высокой нагрузкой врачей.

      Удельный вес числа посещений по поводу заболеваний повсеместно имеет тенденцию к снижению, при этом лидирует ЦФО (89%), минимальный показатель у СКФО (75,7%) при среднероссийском 84,7%. Число посещений участкового терапевта сельскими жителями в округах увеличилось за исключением ЦФО. Снижение общего числа посещений участковых терапевтов отмечено повсеместно, кроме СКФО (+62,5%) и ДФО (+1,3%). Функция врачебной должности участкового терапевта повсеместно выше рекомендованного значения, начиная с 2009 г.

      Концепция развития противотуберкулезной помощи населению предполагает ее смещение со стационарного на амбулаторно-поликлинический этап. Поэтому планирование объемов оказания амбулаторно-поликлинической помощи имеет важнейшее значение.

      Традиционная схема планирования работы амбулаторно-поликлинического звена выглядела следующим образом [23]:

      • Планирование штатных должностей, исходя из численности населения и штатных нормативов, не дифференцированных ни по территориям, ни по степени заболеваемости или обращаемости.
      • Планирование объемов работ (количества посещений), исходя из числа штатных должностей и функции врачебной должности.
      • Планирование затрат на оказание амбулаторной помощи, исходя из численности посещений и стоимости одного посещения.

      В целях удовлетворения реального спроса населения на амбулаторно-поликлиническую помощь в противотуберкулезных учреждениях предлагается следующий подход к ее планированию:

      • Определение реальных объемов работ (количество посещений), исходя из обращения населения за медицинской помощью в противотуберкулезные учреждения.
      • Планирование штатных должностей, исходя из объемов работ и функции врачебной должности.
      • Планирование затрат, исходя из стоимости одного посещения и общего количества посещений.

      При определении реального количества посещений учитывались следующие данные:

      • Численность лиц, наблюдаемых в группах диспансерного учета больных туберкулезом.
      • Количество посещений по каждой группе диспансерного учета в соответствии с приказом МЗ РФ №324 от 22.11.95 г. “О совершенствовании противотуберкулезной помощи населению Российской Федерации”.
      • Количество профилактических осмотров.
      • Количество консультаций.
      • Средние темпы роста (снижения) количества наблюдаемых лиц в различных группах диспансерного учета.

      Кроме того, учитывалось, что часть больных активным туберкулезом (1А, 1Б, УА гр. ДУ) госпитализируются для проведения химиотерапии. Поэтому численность посещений в поликлинике у данной категории больных уменьшалось пропорционально длительности лечения – средней длительности госпитализации. В этой связи нами учитывались следующие параметры:

      Численность контингентов больных туберкулезом.

      Показатели госпитализации больных туберкулезом из контингентов (560 человек на 1000 больных из контингентов).

      Средняя длительность пребывания больного в стационаре (норматив ежегодно устанавливается органами управления здравоохранением; за 2000 год – 90к/дней).

      В таблице 3.1. представлены данные по Хабаровскому краю, отражающие количество посещений у пациентов, наблюдавшихся в различных группах диспансерного учета в 2000 году.

      Планирование количества консультаций и профилактических осмотров на последующий год осуществляется путем их учета в текущем году с поправкой на изменение средних темпов роста (снижения) их количества в предшествующие годы.

      Функция врачебной должности (ФВД) – это число посещений одного врача, работающего на одну ставку, за год. Различают ФВД фактическую и плановую:

      1) ФВД фактическая получается из суммы посещений за год по дневнику врача (ф.039/у).

      2) ФВД плановая должна быть рассчитана с учетом норматива нагрузки специалиста на 1 ч на приеме и на дому по формуле:

      ФВД = (а х б х в) + (а1 х б1 х в1),

      где (а х б х в) – работа на приеме; (а1 х б1 х в1) – работа на дому; а – нагрузка терапевта на 1 ч на приеме; б – число часов на приеме; в – число рабочих дней в году; а1 – нагрузка на 1 ч на дому (2 человека); б1 – число часов работы на дому; в1 – число рабочих дней в году.

      В соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. Таким образом, при 5-дневной рабочей неделе продолжительность рабочего дня составляет 7,8ч. В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

      Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
      Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
      Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

    Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

    Пример 2. Определение нормы нагрузки медицинской сестры хирургического кабинета амбулаторно-поликлинического учреждения.

    I этап. Для выбранной медицинской сестры формируются исходные данные в таблице N 3.

    Таблица 3

    N
    п/п

    Наименование
    услуг и операций

    Код услуг

    Состав работ

    Средневзвешенная
    норма времени
    на одного
    пациента, мин.

    1

    Медицинские
    и сопутствующие
    услуги
    медицинской
    сестры
    хирургического
    кабинета

    Медицинские услуги

    10,8

    А02.12.002

    Измерение артериального
    давления на
    периферических артериях

    А02.31.001

    Термометрия общая

    Сопутствующие услуги

    Обеспечение оптимальной
    работы врача хирурга
    (подготовка всех
    необходимых препаратов,
    инструментов,
    оборудования
    для работы)

    Занесение информации
    о пациенте в
    электронную базу данных

    Выписывание рецептов
    для пациентов

    При необходимости
    оказание помощи
    врачу-хирургу
    при осмотре пациента

    Итого:

    В таблице N 3 указаны сведения по медицинским и по сопутствующим услугам, которые оказывает медицинская сестра хирургического кабинета. В указанных нормах учтено время на обслуживание рабочего места, отдых и личные потребности в размере 5% от оперативного времени. Для более точного установления нормы нагрузки для медицинской сестры хирургического кабинета необходимо сопоставление исходных данных с данными по нагрузке врача-хирурга, с которым она работает в одном кабинете. Поэтому для медицинской сестры общая норма времени на оказание всех необходимых услуг одному пациенту соотносится с нормами времени на оказание медицинских услуг врачом-хирургом данного кабинета, которая равна 10,8 мин.

    Функция врачебной должности при различных режимах работы врача

    Контингент консультативных поликлиник профпатологических центров составляют лица, работающие или работавшие ранее во вредных и опасных условиях труда и имеющие признаки профессиональных заболеваний, а также лица, направляемые для углубленного специализированного обследования в соответствии с приказом Минздравмедпрома России от 14.03.96 N 90.

    Профессиональная патология — социально обусловленная патология, при постановке диагноза особое внимание должно уделяться достоверности и полноте представляемой информации. Каждый направляемый на консультативный прием больной располагает сопроводительными документами (приложение 3).

    Санитарно-гигиеническая характеристика содержит сведения об условиях труда в данной профессии с указанием вредных факторов, веществ, их концентраций или уровней, с которыми больной имел контакт, время этого контакта на протяжении рабочей смены и всего трудового стажа в данной профессии. В ряде случаев больной ранее работал также во вредных условиях, но по другой профессии, подвергаясь воздействию иных профвредностей. Поэтому профпатолог консультативной поликлиники должен владеть знаниями основ гигиены, в первую очередь гигиены труда, представлять технологический процесс производства, знать механизм действия на организм, а также возможность потенцирования одного вредного фактора другим. Специалист должен знать нормативно-правовую базу в области охраны здоровья граждан, условий труда, а также нормативно-распорядительные документы Минздрава России, Минтруда России, а также множество регламентирующих документов.

    Анализ специфики деятельности врача консультативной поликлиники центра свидетельствует о том, что в компетенцию профпатолога входит не только определение наличия профессионального заболевания, степени его выраженности, но и времени его возникновения (в ряде случаев ретроспективно). Особенно это важно в тех случаях, когда больной работал на нескольких предприятиях, подвергаясь воздействию однотипного вредного фактора, так как за нанесенный ущерб здоровью работника материальная компенсация за утрату трудоспособности (выплаты процентов утраты профессиональной трудоспособности и др.) выплачивается за счет предприятия, во время работы на котором развилось заболевание.

    Компенсация за вред, причиненный здоровью в связи с профессиональным заболеванием, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 N 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» осуществляет третья сторона — Фонд социального страхования РФ.

    Вопрос о долевом участии в выплатах нескольких предприятий решается, как правило, через судебные инстанции. Этим обусловлена значительная занятость высококвалифицированных специалистов центров профпатологии, привлекаемых решением судебных органов к работе в качестве экспертов. Отсюда становится понятной не только необходимость ежедневной работы с литературой медицинского профиля, но и хорошие знания законодательной базы, нормативно-распорядительных документов и т.д.

    Все вышесказанное объясняет специфику структуры трудозатрат врачей всех специальностей, работающих в консультативной поликлинике, в течение рабочего дня.

    Продолжительность рабочей недели врачей, оказывающих амбулаторно-консультативную помощь, в соответствии с КЗоТом составляет 33 часа. Продолжительность рабочего дня при пятидневной неделе составляет 6 час. 36 мин. (396 мин.).

    Время основной медицинской деятельности составляет от 79,5 до 85,1%, дополнительная медицинская деятельность — 9,6-15,2%; личное необходимое время — 5,3% (табл. 2).

    Как видно из приведенных данных, у врачей, работающих на консультативном приеме, значительна доля времени, затрачиваемого на дополнительную медицинскую деятельность: заочные по документам консультации специалистов ЛПУ, ГЦСЭН, ответы на запросы иных организаций, участие в решении экспертных вопросов по определениям судов, работа с архивом, изучение нормативных документов и т.д.

    Таблица 2

    Наименование
    должности врача

    Основная
    мед. дея-
    тельность,
    мин. (%)

    Дополнитель-
    ная мед.
    деятельность,
    мин. (%)

    Личное
    необходимое
    время,
    мин. (%)

    Продолжи-
    тельность
    рабочего
    дня,
    мин. (%)

    Терапевт

    315 (79,5)

    60 (15,2)

    21 (5,3)

    396 (100)

    Невролог

    315 (79,5)

    60 (15,2)

    21 (5,3)

    396 (100)

    Отоларинголог

    336 (84,8)

    39 (9,9)

    21 (5,3)

    396 (100)

    Дерматовенеролог

    337 (85,1)

    38 (9,6)

    21 (5,3)

    396 (100)

    Офтальмолог

    337 (85,1)

    38 (9,6)

    21 (5,3)

    396 (100)

    Одним из показателей для планирования и анализа деятельности врачей амбулаторного приема является плановая функция врачебной должности, рассчитываемого по формуле:

    Ф = N x Б x K, (5)

    где Ф — плановая функция врачебной должности; Б — годовой бюджет рабочего времени должности; К — коэффициент использования рабочего времени должности на лечебно-диагностическую деятельность (здесь К = 1, так как при исчислении расчетного времени на посещение были учтены все составляющие трудозатрат врача).

    Плановая функция врачебной должности зависит от продолжительности отпускного периода. Годовой бюджет рабочего времени должности врача консультативной поликлиники в 1998 г. составит при 24-дневном отпуске 1524,6 часов, при 36-дневном — 1458,6 часа, при 48-дневном — 1392,6 часа.

    Таблица 4

    Наименование
    должности врача

    Расчетное
    время на
    посещение
    t, мин.

    Плановая функция врачебной должности
    Ф

    при 24-дн.
    отпуске

    при З6-дн.
    отпуске

    при 48-дн.
    отпуске

    Терапевт

    36,3

    2592

    2480

    2367

    Невролог

    29,3

    3202

    3063

    2924

    Отоларинголог

    23,4

    3964

    3792

    3621

    Дерматовенеролог

    18,2

    5031

    4813

    4596

    Офтальмолог

    18,4

    5031

    Наименование
    должности врача

    Расчетное
    время на
    посещение
    t, мин.

    Плановая функция врачебной должности
    Ф

    при 24-дн.
    отпуске

    при 36-дн.
    отпуске

    при 48-дн.
    отпуске

    Терапевт

    15,8

    5793

    5543

    5292

    Невролог

    12,7

    7166

    6855

    6545

    Отоларинголог

    10,2

    8965

    8577

    8189

    Дерматовенеролог

    7,9

    11587

    11085

    10584

    Офтальмолог

    12,9

    7166


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *