Субъекты малого и среднего бизнеса в 2022 году

Автор: | 02.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субъекты малого и среднего бизнеса в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5, 6 или 7
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ
ООО с определенными участниками

Условие 7:

Участники — только общероссийские общественные объединения инвалидов, их отделения

Кроме основного условия есть дополнительные: среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам за предшествующий календарный год должна быть равна 50% или более, а доля оплаты труда инвалидов в ФОТ – 25% или более

\n

Идея поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в корпоративных закупках уже не нова. С каждым годом объемы и механизмы такой поддержки только расширяются и дополняются новыми правилами.

\n

Особенности проведения закупок среди субъектов МСП установлены, наряду с положениями федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ПП РФ № 1352).

\n

На текущий момент не все заказчики обязаны при проведении закупок поддерживать субъекты МСП. До конца 2021 года среди заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, сохраняется разделение на тех, кто обязан осуществлять закупки у субъектов МСП, и тех, для кого такая обязанность не установлена. Соответственно, только часть заказчиков, отвечающих условиям ПП РФ № 13521, в своих закупках оказывают поддержку субъектам МСП.

\n

Интересно то, что заказчики, не попадающие под условия применения ПП РФ № 1352, не могут добровольно (по личной инициативе) предоставлять в своих закупках какие-либо преимущества субъектам МСП — подобные действия будут являться нарушением принципов Закона № 223-ФЗ. Такое мнение высказывалось в письмах Министерства финансов Российской Федерации2, а также поддержано правоприменительной практикой3. Получается, что заказчики, не применяющие ПП РФ № 1352, при проведении закупок не учитывают никакие требования Закона № 223-ФЗ и ПП РФ № 1352, касающиеся закупок у субъектов МСП.

\n

Однако с 1 января 2022 года ситуация с закупками у субъектов МСП кардинально изменится. С учетом последних изменений, внесенных в ПП РФ № 13524 летом 2021 года, подавляющее большинство заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, будут обязаны поддерживать субъекты МСП при осуществлении закупок.

\n

В положении о закупке заказчика, применяющего ПП РФ № 1352, должен содержаться соответствующий раздел, посвященный особенностям закупок у субъектов МСП.\n
\nПримерную формулировку для включения в положение о закупке можно посмотреть тут.

\n

В чем заключается поддержка малого и среднего бизнеса в корпоративных закупках?

\n

Во-первых, в установлении норматива по закупкам у субъектов МСП, который заказчики обязаны выполнить в течение отчетного года.

\n

Во-вторых, в отдельных процедурных нормах, которые должны соблюдаться при проведении закупок и исполнении договора, например, в части: размера обеспечения заявки и договора, сроков оплаты по договору контрагенту из числа субъектов МСП.

\n

В первой части мы рассмотрели, что такое норматив по закупкам у субъектов МСП и каких сложностей может избежать заказчик, отдавая предпочтение неконкурентным закупкам у субъектов МСП.

\n

Во второй части поговорим о том, какие процедурные нормы должен соблюдать заказчик при осуществлении закупок у субъектов МСП (как при проведении закупок «на общих основаниях», так и при объявлении «спецторгов»).

Идея поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в корпоративных закупках уже не нова. С каждым годом объемы и механизмы такой поддержки только расширяются и дополняются новыми правилами.

Особенности проведения закупок среди субъектов МСП установлены, наряду с положениями федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ПП РФ № 1352).

На текущий момент не все заказчики обязаны при проведении закупок поддерживать субъекты МСП. До конца 2021 года среди заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, сохраняется разделение на тех, кто обязан осуществлять закупки у субъектов МСП, и тех, для кого такая обязанность не установлена. Соответственно, только часть заказчиков, отвечающих условиям ПП РФ № 13521, в своих закупках оказывают поддержку субъектам МСП.

Интересно то, что заказчики, не попадающие под условия применения ПП РФ № 1352, не могут добровольно (по личной инициативе) предоставлять в своих закупках какие-либо преимущества субъектам МСП — подобные действия будут являться нарушением принципов Закона № 223-ФЗ. Такое мнение высказывалось в письмах Министерства финансов Российской Федерации2, а также поддержано правоприменительной практикой3. Получается, что заказчики, не применяющие ПП РФ № 1352, при проведении закупок не учитывают никакие требования Закона № 223-ФЗ и ПП РФ № 1352, касающиеся закупок у субъектов МСП.

Однако с 1 января 2022 года ситуация с закупками у субъектов МСП кардинально изменится. С учетом последних изменений, внесенных в ПП РФ № 13524 летом 2021 года, подавляющее большинство заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, будут обязаны поддерживать субъекты МСП при осуществлении закупок.

В положении о закупке заказчика, применяющего ПП РФ № 1352, должен содержаться соответствующий раздел, посвященный особенностям закупок у субъектов МСП.
Примерную формулировку для включения в положение о закупке можно посмотреть тут.

В чем заключается поддержка малого и среднего бизнеса в корпоративных закупках?

Во-первых, в установлении норматива по закупкам у субъектов МСП, который заказчики обязаны выполнить в течение отчетного года.

Во-вторых, в отдельных процедурных нормах, которые должны соблюдаться при проведении закупок и исполнении договора, например, в части: размера обеспечения заявки и договора, сроков оплаты по договору контрагенту из числа субъектов МСП.

Таким образом, заказчикам, уже применяющим ПП РФ № 1352 и тем, кто только готовится к применению новых для себя правил, стоит помнить о двух составляющих поддержки субъектов МСП:

  1. требовании выполнения норматива по закупкам у субъектов МСП в отчетном году;
  2. необходимости соблюдения процедурных норм ПП РФ № 1352 и Закона № 223-ФЗ (в части закупок у субъектов МСП).

Особенности закупок у МСП в 2022

К малым предприятиям относят организации и индивидуальные предпринимательства (ИП). Есть ряд условий и ограничений в их характеристиках. То есть, если малое предприятие начнет расширятся и переступит лимит дозволенной численности работников, например, тогда малое предприятие уже перейдет на категорию выше.

Подобные критерии зафиксированы в законодательстве Российской Федерации. Ниже мы подробнее разберем каждый из критериев становления малым и средним предприятием. Все распределительные критерии можно поделить на три группы:

  • юридические,
  • по численности,
  • по доходу.

Например, если хозяйственные общества попадают под один из юридических критериев, тогда такие общества проверяют на соответствие численности, и только в конце организацию проверяют по критерию дохода. А, если говорить о производственных организациях, то для них важны, наоборот, в первую очередь критерии дохода. Остальные критерии на них не распространяются.

Ниже мы подробнее разберем каждый из критериев.

Исходя из формы организации каждой отдельной компании\фирмы, мы более детально расскажем об условиях становления малым или средним предприятием.

  1. ООО – чтобы стать малым предприятием общая сумма доли участия субъектов Российской Федерации, включенной в состав активов инвестиционных фондов не должна превышать 25%, а общая доля присутствия иностранных компаний не должна превышать 49%.
  2. АО – чтобы считать себя малым предприятием доля субъектов РФ и иных организаций, которые владеют акциями АО, не должна превышать 25%. А доля иностранных акционеров, не должна превышать 49%.
  3. Организации «интеллектуалы» – могут стать малым предприятием, если исключительные права на их деятельность принадлежат учредителям.
  4. Организации – «сколковцы» – для того, чтобы им быть малым предприятием, такая компания должна иметь статус «сколковца».
  5. Организация с «особенным» учредителем – в таком случае учредителем должен быть АО «РОСНАНО» или «Фонд инфраструктурных и образовательных программ».
  6. ООО с определенными участниками – в таком случае, чтобы получить статус малого предприятия, участники должны быть общероссийские объединения инвалидов и их филиалы.

В зависимости от статуса и ситуации организация имеет право иметь в своем штате определенное количество штатных сотрудников.

  1. Микро-предприятие: численность предприятия не должна превышать 15 человек
  2. Малое предприятие: численности должна составлять минимум 16 и максимум 100 человек включительно.
  3. Среднее предприятие: в первом случае численность не должна выходить за рамки от 101 до 250 человек. Второй случай, когда численность должна составлять от 251 до 1000 человек включительно, но в этом случае хозяйственные партнеры входят в утвержденный Минпромторгом.

Малое предприятие: критерии отнесения в 2021-2022

Когда организации присваивают статус малого предприятия – она автоматически получает возможность использовать всевозможные льготы и получать материальную поддержку от государства. Все меры поддержки установлены на всех уровнях власти – федеральном, региональном, местном.

Льготы распространяются не только на уплату налогов, список льгот гораздо обширнее, например, к ним относятся упрощенные мероприятия при сдаче отчетности, в том числе и бухгалтерской. Обо всех льготах вы можете прочитать в следующем разделе. Поэтому многие недобросовестные предприниматели пытаются «подстроить» свое предприятие под статус малого. В современном мире это частая практика.

Бухгалтерский учет и отчетность

Это именно та отрасль, в которой можно получить наибольшее количество льгот для малых предприятий. Первое из них – возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета, причем также с присутствием льгот: возможность не планировать резерв для оплаты отпускных, возможность начисления амортизации в своем темпе, возможность одновременно снимать средства на закупку материалов, возможность исправлять ошибки в бухгалтерской отчетности даже после ее утверждения.

Обратите внимание! Упрощенный бухгалтерский учет разрешено вести самостоятельно руководителю организации, но, чтобы получить это разрешение, необходимо издать внутренний приказ. А если малое предприятие носит статус «ИП», тогда ему вообще можно не вести бухгалтерскую отчетность официально, а лишь фиксировать изменения и расходы «для себя».

\n\n

Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.

\n\n

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

\n\n

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

\n\n

Что касается налоговых преференций для СМП, то на сегодняшний день они устанавливаются исключительно на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.

\n\n

Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2021 году

Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

Что касается налоговых преференций для СМП, то на сегодняшний день они устанавливаются исключительно на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.

К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства. В зависимости от числа работников, малый бизнес делят на: микропредприятия, малые и средние предприятия.

Малый бизнес имеет ряд преимуществ:

  • его можно зарегистрировать самостоятельно, удалённо и в упрощённой форме;
  • начинать дело по готовой схеме крупной сети или развивать крупную сеть самостоятельно с помощью франчайзи;
  • стратегия развития малого и среднего бизнеса в РФ предусматривает программы поддержки, разработанные до 2030 года;
  • возможность использования упрощённого документооборота;
  • возможность использовать электронный документооборот;
  • освобождение от некоторых видов плановых проверок до конца 2021 года.

Не более 25 % суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале организации принадлежит:

  • государству, субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным и религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

Не более 49 % принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП.

Размер суммарной доли участия иностранных компаний в уставном капитале ООО не ограничен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.

Важные изменения для малого и среднего бизнеса с 2022 года

Суммарная доля участия в капитале голосующих акций принадлежит:

  • государству, субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным и религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

Составляет для всех не более 25 %.

Не более 49 % голосующих акций принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП.

Размер суммарной доли участия иностранных компаний не органичен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.

Остаётся ли на 2022 г. пониженный процент по страховым взносам для компаний малого и среднего бизнеса?

Ответ:

Субъекты малого и среднего предпринимательства на выплаты работникам сверх МРОТ начисляют взносы по пониженным тарифам (ст. 427 НК РФ). Данные тарифы можно применять и в 2021 г., и в последующих периодах. Они применяются в отношении выплат в пользу физического лица по итогам каждого календарного месяца, которые превышают МРОТ на начало расчётного периода.

Мораторий на плановые проверки на 2022 год введен для малого и среднего бизнеса. Но, не все фирмы смогут вздохнуть с облегчением.

Плановые проверки не отменяются на вредных и опасных производствах с высокими рисками для жизни и здоровья работников.

Проверки без ограничений будут проводится в компаниях, которые в течение трех последних лет нарушали законодательство и получали административное наказание за грубые нарушения, в том числе в виде дисквалификации руководителя либо приостановления деятельности, либо приостановления действия лицензии.

Под мораторий не подпадают:

  • вредные и опасные производства с высокими рисками для жизни и здоровья работников;
  • фирмы МСП, которым в течение последних 3-х лет было вынесено административное наказание за грубые нарушения;
  • компании, у которых в течение последних 3-х лет был дисквалифицирован руководитель;
  • компании, деятельность которых по решению надзорных органов приостанавливалась в течение последних 3-х лет;
  • компании, которые были временно либо полностью лишены лицензии и с момента наказания не прошло 3 года;
  • организации, работающие на основании лицензий;
  • организации, которые обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • предприятия, использующие атомную энергию.

Перечень компаний, которые вывели из-под моратория на проверки 2022 года во многом повторяет перечень тех, на кого не распространялся мораторий 2021 года.

Но, существенная разница все-таки есть. В 2021 году мораторий на проверки не распространялся на компании здравоохранения, образования, социальной сферы, по производству драгоценных металлов и камней. Теперь, перечисленные компании также под мораторием. Их не будут проверять в 2022 году.

Во-первых, это человекоемкая отрасль, в которой НДС ощутимо давит на прибыль.

Во-вторых, это результат эффективной работы лобби общепита. Предприниматели именно этой отрасли решили сами себя спасти и наглядно доказали, что при упорной работе это возможно.Справка

До 2013 года общепит выживал благодаря дроблению. Часто не пробивались чеки, отдельно продавалась еда и алкоголь и т. д. Одним словом, отрасль пыталась выжить и шла на разные ухищрения, но все это перестало работать с приходом программы налогового администрирования, автоматизированного учета НДС и налоговой программы «Белый общепит». Выживать стало трудно. Практически невозможно.

В сложившейся ситуации отрасль решила бороться через Ассоциацию отельеров и рестораторов. Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов активно разъяснял чиновникам в течение трех лет, что обеление бизнеса без отмены НДС невозможно. Долгие старания дали результат идею отмены НДС для общепита весной 2021 года поддержали Минфин и руководитель ФНС Даниил Егоров.

Итак, общепит отстаивал свои нужды. И это не просто сработало, это продемонстрировало, что надо организовывать лобби своих отраслей и работать с чиновниками.

Автор: Диана Смирнова

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • потребительские кооперативы;
  • производственные кооперативы.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Какие компании не будут проверять в 2022 году по мораторию на проверки

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:

  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.

  1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчётности для предпринимателей, меняющих расчётно-кассовую технику.
  2. Обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы РФ в автоматическом режиме, освобождение от обязанности предоставлять отчётность, а также оплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.
  3. Упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объёмов льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
  4. Развитие инструментов фондового рынка для использования субъектов МСП в целях получения доступа к дополнительным источникам финансирования.
  5. Повышение доступности инструментов лизинга для субъектов МСП.
  6. Повышение доступности финансирования микро- и малого бизнеса за счёт микрофинансовых организаций (МФО) и краудфандинга.
  7. Создание цифровой платформы, ориентированной на информационную поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей.
  8. Обеспечение упрощённого доступа для субъектов МСП к мерам поддержки, услугам и сервисам организаций инфраструктуры развития МСП и сбыта товаров и услуг.
  9. Совершенствование нормативно-правового регулирования системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей.
  10. Повышение качества закупочной деятельности крупнейших заказчиков.
  11. Создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая ИП, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-техническая сфера, социальная сфера и экология.
  12. Модернизация системы поддержки экспортёров – субъектов малого и среднего предпринимательства.
  13. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.
  14. Формирование положительного образа предпринимателя.
  15. Выявление предпринимательских способностей и вовлечение в предпринимательскую деятельность лиц, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса.

Ответственные за реализацию национального проекта РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:

  • куратор национального проекта – первый заместитель председателя Правительства РФ – министр финансов РФ Антон Силуанов;
  • руководитель национального проекта – министр экономического развития РФ Максим Орешкин;
  • администратор национального проекта – заместитель министра экономического развития РФ Вадим Живулин.

Что будет в 2022 году с малым и средним бизнесом в России?

Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:

  1. Федеральный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» – 2564,0 млн рублей.
  2. Федеральный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» – 261811,3 млн рублей.
  3. Федеральный проект «Акселерация субъектов МСП» – 167882,2 млн рублей.
  4. Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» – 40761,01 млн рублей.
  5. Федеральный проект «Популяризация предпринимательства» – 8473,8 млн рублей.

Совокупные расходы на национальный проект РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» до 31.12.2024 года составят 481,8 млрд рублей, в том числе:

  • 416,2 млрд рублей – из федерального бюджета;
  • 11,4 млрд рублей – из бюджетов субъектов РФ;
  • 53,9 млрд рублей – из внебюджетных источников.

По сравнению с 2020 годом у большей части предприятий малого и среднего бизнеса показатели улучшились (52%) или остались на прежнем уровне (28%).

Ситуацию с бизнесом производители и дистрибьюторы товаров характеризуют почти одинаково. 9% компаний считают, что в 2021 году она была самой благоприятной за всю историю их бизнеса. 15% признаются, что сложнее им ещё никогда не было. Каждый третий (31%) уверен, что бывало и хуже. Но абсолютное большинство предприятий (45%) — это молодой бизнес, которому пока не с чем сравнивать. Среди производителей товаров таких молодых предприятий 41%, а среди тех, кто занимается перепродажей, — 51%.

Уровень предпринимательского оптимизма довольно высок: 56% ожидают, что к концу года показатели превысят результаты 2020 года, 33% считают, что они будут сопоставимы. И лишь 11% уверены, что год закончится хуже. При этом степень оптимизма не зависит от сферы деятельности — позитивный прогноз продаж до конца 2021 года дают 56% производителей и 58% тех, кто занимается перепродажей товара.

Самая большая доля оптимистов среди самозанятых — 61% от общего числа респондентов с этой формой организации. Среди ИП — 56%, среди юридических лиц — 52%. А вот самые настороженные прогнозы дают именно юрлица — среди них 15% настроены пессимистично относительно результатов 2021 года (у самозанятых этот показатель равен 7%, у ИП — 11%).

Оптимистичный (показатели превысят результаты 2020 года) — 56%

Сдержанный (показатели будут сопоставимы с 2020-м) — 33%

Пессимистичный (показатели не дотянут до 2020-го) — 11%

Планы малого бизнеса на 2022 год

В 2022 год малый бизнес смотрит с осторожностью: 16% респондентов рассчитывают на быстрый рост, 42% уверены, что бизнес будет расти постепенно, 31% считает, что ситуация может ухудшиться, если ничего не предпринять.

Чтобы бизнес продолжал расти, в ближайшие полгода предприниматели планируют активнее работать с маркетплейсами (90% опрошенных), запустить в продажу новый товар (74%), расширить производство или склад (43%), открыть новое направление бизнеса (33%) или увеличить бюджет на продвижение (27%). Для внедрения этих изменений 87% предпринимателей планируют инвестировать в развитие бизнеса дополнительные средства: 70% рассчитывают на себя, 12% — на кредиты, 5% — на партнёров.

Сокращать затраты планируют 19% предпринимателей, закрыть или продать бизнес — 1%. В отношении персонала лишь 3% опрошенных планируют сокращения, остальные будут расширять штат (42%) или планируют сохранить его как есть (55%).

Увеличить продажи на маркетплейсах — 90%

Запустить в продажу новый товар — 74%

Нарастить базу (расширить производство или склад) — 43%

Открыть новое направление бизнеса — 33%

Увеличить бюджет на продвижение — 27%

Сократить затраты — 19%

Закрыть бизнес — 1%

Продать бизнес — 1%

Малое предприятие — критерии отнесения в 2020 — 2021 годах

Предельные суммы для начисления страховых взносов 2022

Страховые взносы в 2021 году: ставки (таблица)

Ставки платы за пользование водными объектами 2020

Расчет пониженных взносов 15% для компенсации за неиспользованный отпуск

Размер фиксированных взносов ИП в 2021-2023 году

Для разных категорий плательщиков (страхователей) применяются разные тарифы страховых взносов. Взносы с выплат своим работникам уплачивают ИП и юрлица, а предприниматели также обязаны платить страхвзносы «за себя». О том, какими в следующем году будут фиксированные страхвзносы ИП, мы рассказывали в предыдущей публикации, а здесь рассмотрим, какие ставки по страховым взносам на 2022 год предусмотрены законодательством для страхователей, производящих выплаты физлицам.

  • Для получения статуса СМП необходимо соответствовать критериям, установленным законом.
  • Статус присваивает ФНС автоматически на основании данных из отчетности организации. Никаких дополнительных документов подавать не нужно. Однако если перестанете представлять отчетность, вас исключат из реестра.
  • Статус малого предприятия будет снят или изменен, если показатели вашей фирмы перестанут соответствовать установленным критериям.

При проведении закупок заказчик может установить обеспечение заявки, обеспечение исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств. В закупках, проводимых для СМП в соответствии с 44-ФЗ, заказчик обязан установить также преимущества для социально ориентированных некоммерческих организаций. Такие процедуры (для СМП и СОНКО) проводятся с начальной максимальной ценой до 20 млн руб. В отношении размера обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе действуют льготные условия для СМП и СОНКО: согласно ст. 44 Закона 44-ФЗ размер составляет от 0,5% до 1% НМЦК.

При проведении закупок для участия СМП, СОНКО в соответствии с Законом № 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не от начальной максимальной цены контракта как в общем случае, а от цены, по которой заключается контракт.

Участвуя в закупках, проводимых для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Законом № 44-ФЗ, участники закупок имеют еще одно существенное преимущество: участник-победитель вправе не предоставлять обеспечение исполнения контракта (в том числе обеспечение гарантийных обязательств), если данное требование установлено в извещении о закупке. Участник может предоставить сведения из реестра контрактов о наличии у него опыта вместо денежных средств или банковской гарантии (с 2022 г. вместо независимой гарантии). Данное обстоятельство является порой определяющим фактором участия в закупках для СМП и СОНКО в соответствии с 44-ФЗ. Распространяется такая возможность и на те закупки (конкурсы, аукционы), по которым применяются антидемпинговые меры (при снижении начальной максимальной цены контракта на 25% и более).

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Обязательные требования к опыту СМСП 99.7 КБ

Мишустин отменил проверки малого и среднего бизнеса в 2022 году

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2021 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода.

Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Укажем эти критерии в таблице.

Говоря о малом и среднем бизнесе и его критериях в 2020 году, следует отдельно упомянуть индивидуальных предпринимателей.

Выше мы отмечали, что ИП, фермерские хозяйства и кооперативы оцениваются исключительно по доходу и численности сотрудников. Но что касается ИП, тут есть нюансы:

  • при отсутствии нанятого персонала учитывается только доход предпринимателя;
  • ИП на патенте относятся к микропредприятиям (численность их работников не может превышать 15 человек, а размер выручки они не учитывают).

До 1 мая 2020 г. приостановлены взыскания штрафов и пеней (см. Федеральный закон от 01.04.2020 №102-ФЗ) — но только по решениям, принятым после 25 марта.

Приостановлена блокировка счетов, которая применяется для обеспечения возврата долгов.

Для компаний, попавших в перечень наиболее пострадавших отраслей бизнеса (туризм, авиаперевозки, культура, спорт, гостиничный бизнес, общепит и др.), взыскание налогов отложено до 1 мая.

С 1 апреля по 31 декабря 2021 г. действуют пониженные тарифы страховых взносов для субъектов МСП: совокупный тариф равен 15% (для выплат, превышающих МРОТ).

Отсрочка по арендным платежам — если арендодателем является государство (см. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 №670-р). Впрочем, если арендодатель не государство, арендатор также вправе обратиться к владельцу недвижимости с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки (см. Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ). Такое обращение собственник обязан рассмотреть в течение 30 дней.

Мы перечислили меры поддержки, принятые на федеральном уровне. Несмотря на то что характеристика малого предприятия не отличается от региона к региону, власти регионов вправе установить собственные льготы для предприятий — следите за обновлением регионального законодательства.

Организацию не надо отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма является субъектом МСП. Статус в дальнейшем тоже сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ №209).

  • Основной причиной является то, что организацией или ИП были нарушены сроки предоставления сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговой отчетности, которая позволяет определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. Поэтому крайне важно правильно оформлять и своевременно подавать соответствующие отчетные документы в рамках налогового учета и отчетности. Кроме того, непредставление отчетности является основанием для исключения сведений об организации и ИП из реестра.
  • Не исключена также и техническая ошибка ФНС, либо непредставление сведений уполномоченными органами.

1. Кадровый учет

Главой 48.1 Трудового Кодекса РФ предусмотрено, что работодатели-микропредприятия вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.).

При этом вопросы, которые должны регулироваться соответствующими локальными нормативными актами, должны быть включены в трудовые договоры с работниками. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, которая в настоящее время утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 №858 (актуальная редакция от 15.11.2019).

Как только микропредприятие переходит в категорию малого бизнеса, оно становится обязанным вести кадровый учет. В этом случае необходимо будет в течение четырех месяцев утвердить все необходимые кадровые документы.

2. Учет и отчетность

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

3. Закупки

3.1. По Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

a. Правила обеспечения контракта для закупок среди субъектов малого предпринимательства.

При закупках у субъектов малого предпринимательства размер обеспечения рассчитывается исходя из цены контракта, а не начальной (максимальной цены контракта). При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 6 ст. 96 Федерального закона №44).

b. Победитель может вовсе не предоставлять обеспечение.

Субъекты малого предпринимательства, в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона №44, могут не предоставлять обеспечение исполнения контракта, если у них есть опыт исполнения госконтрактов, который подразумевает, что:

  • контрактов должно быть не меньше трех в течение последних трех лет до даты подачи заявки,
  • контракты должны быть исполнены без применения к субъекту малого предпринимательства штрафов и неустоек,
  • сумма цен контрактов должна быть не меньше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

c. Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товары/работы не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 Федерального закона №44).

3.2. По Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

a. Правила об обеспечении [2]. Если в документации о закупке, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, установлено требование:

  • к обеспечению заявки на участие, сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота);
  • к обеспечению исполнения договора, сумма обеспечения договора не может превышать 5% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) или должна быть равна сумме аванса (если договором предусмотрена выплата аванса).

b. Максимальный срок оплаты по договору с субъектами малого и среднего предпринимательств составляет 15 рабочих дней со дня подписания акта-приемки [3]. При условии, если

  • закупка была проведена на общих основаниях,
  • участвовать в ней могли только субъекты малого и среднего предпринимательства,
  • субъекты малого и среднего предпринимательства выступали субподрядчиками.

4. Упрощенный порядок ведения кассовых операций [4]

Индивидуальные предприниматели, а также субъекты, отнесенные к малым предприятиям и микропредприятиям, вправе не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе.

5. Имущественная поддержка субъектов МСП

5.1. Предоставление имущества, находящегося в публичной собственности, во владение/пользование.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ, органы исполнительной власти (и федерации, и субъектов), а также органы местного самоуправления утверждают перечни (а также до 1 ноября текущего года дополняют перечни) государственного имущества и муниципального имущества, которое используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам МСП.

5.2. Приобретение арендуемого публичного имущества [5].

По общему правилу, арендатор публичной собственности из числа субъектов МСП может без торгов выкупить это имущество, если:

  • оно находится в аренде не менее двух лет на день подачи заявления;
  • отсутствует задолженность по арендной плате и неустойкам;
  • имущество не включено в перечень имущества для поддержки малого бизнеса.

Более подробно об особенностях выкупа арендуемого публичного имущества читайте в материале Романа Речкина, старшего партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Разрешение споров».

1. Снижены ставки по страховым взносам [7] в период с 01.04.2020 года до 31.12.2020 для плательщиков страховых взносов – организаций и ИП, включенных в реестр субъектов:

  • на обязательное пенсионное страхование – 22% (если выплата меньше МРОТ); в пределах лимита или свыше – 10% вместо 22%;
  • на обязательное медицинское страхование – 5% вместо 5,1%;
  • взносы в ФСС (по нетрудоспособности и материнству) не уплачиваются.

Пониженные ставки коснулись только выплат в пользу физического лица, которые определяются по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ (федеральный МРОТ на начало года –
12 130 руб.).

2. Льготное кредитование [8]:

  • Банк России расширил программу рефинансирования по кредитам субъектам МСП.
  • 27.04.2020 снижена процентная ставка по кредитам Банка России, направленным на поддержку кредитования субъектов МСП с 4% до 3,5% годовых.

3. Снижение надзорной нагрузки [9]: с 01.04.2020 до 31.12.2020 года действует мораторий на проведение проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, внесенных в единый реестр субъектов МСП.

К исключениям относятся проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Также об указанных выше мерах поддержки субъектов МСП, введенных в связи с распространения COVID-19, читайте в материале Юлии Курмамбаевой, партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Коммерческое право», руководителя практики «Налоговое право».

4. Отсрочка внесения арендных платежей за федеральное имущество [10].

Организации и ИП, включенные в единый реестр субъектов МСП, арендующие федеральное имущество, вправе воспользоваться правом на отсрочку уплаты арендных платежей за апрель – июнь 2020 года на срок не позднее 31 декабря 2021 года.

Некоторые категории арендаторов могут быть и вовсе освобождены от внесения арендных платежей за апрель – июнь 2020 года при соблюдении дополнительных условий:

a) осуществление деятельности в сфере:

  • авиаперевозок,
  • аэропортовой деятельности,
  • автоперевозок,
  • культуры,
  • организации досуга и развлечений,
  • физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта,
  • туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма,
  • гостиничного бизнеса,
  • общественного питания,
  • дополнительного образования (в т.ч. негосударственные образовательные учреждения),
  • организации конференций и выставок,
  • оказания бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты).

b) договором аренды предусмотрено предоставление в аренду федерального имущества в целях его использования для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности);

c) наличие документов, подтверждающих использование соответствующего имущества для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности).

Аналогичные меры правительство рекомендовало реализовать по договорам аренды муниципального и регионального имущества.

5. Временные правила обеспечения контракта, обеспечения гарантийных обязательств для закупок по Федеральному закону №44-ФЗ от 05.04.2013 [11].

До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №434 (последняя редакция – от 18.04.2020) был утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в пострадавшей отрасли определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года.

Для бизнеса в этих отраслях предусмотрены дополнительные меры поддержки.

1. Продлены сроки уплаты налогов [12]:

a. На шесть месяцев продлен срок уплаты налога на прибыль организаций, УСН, ЕСХН за 2019 год.

b. Срок уплаты налогов (за исключением НДС, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента) (авансовых платежей) за отчетные периоды, приходящиеся:

  • на 1 квартал 2020 года – продлен на шесть месяцев,
  • на полугодие (2 квартал) 2020 года – продлен на четыре месяца.

c. Срок уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, приходящийся на 2 квартал 2020 года, продлен на четыре месяца.

d. Срок уплаты НДФЛ за 2019 год, уплачиваемый ИП в соответствии с п. 6 ст. 227 НК РФ (срок уплаты до 15 июля 2020 года), продлен на три месяца.

e. Сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу перенесены:

  • за 1 квартал 2020 года – не позднее 30 октября 2020 года,
  • за 2 квартал 2020 года – не позднее 30 декабря 2020 года.

2. Продлены сроки уплаты страховых взносов [13]:

  • исчисленных с выплат за март-май 2020 года – на шесть месяцев,
  • исчисленных с выплат за июнь-июль 2020 года – на четыре месяца,
  • исчисленных индивидуальным предпринимателем за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб., – на четыре месяца.

    Также о продлении сроков уплаты налогов и страховых взносов читайте в материале Юлии Курмамбаевой, партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Коммерческое право», руководителя практики «Налоговое право».

    3. Кредитные каникулы [14].

    3 апреля 2020 года вступил в силу закон о кредитных каникулах, в соответствии с которым субъекты МСП вправе по заявлению получить льготный период по заключенным с ними до 03.04.2020 кредитным договорам. Льготный период подразумевает под собой, что:

    a) на срок до 6 месяцев не допускается:

    • начисление неустойки (штрафа, пени);
    • предъявление требования о досрочном исполнении обязательства по кредитному договору;
    • обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки по соответствующему кредитному договору;
    • обращение с требованием к поручителю (гаранту).

    b) Если на момент обращения с требованием о предоставлении кредитных каникул обязательства по кредитному договору просрочены и кредитором были начислены проценты, неустойка (штраф, пени), то их сумма фиксируется на день установления льготного периода и подлежит погашению по истечении льготного периода.

    По окончании льготного периода проценты, которые не были уплачены в льготный период, будут включены в сумму основного долга.

    В случае если заемщик на время льготного периода требовал не приостановления исполнения обязательств, а уплаты платежей в меньшем размере, то сумма обязательств по процентам, включаемая в сумму обязательств заемщика по основному долгу, уменьшается на размер обязательств по процентам, исполненных за счет платежей, уплаченных заемщиком в течение льготного периода.

    Более подробно о кредитных каникулах для бизнеса читайте в материале Андрея Тишковского, руководителя группы практик «Гражданское судопроизводство и исполнение судебных решений» юридической фирмы INTELLECT, и Анны Скоровой, юриста INTELLECT.

    4. Беспроцентное кредитование на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости [15].

    Суть этого понятия подробно раскрывает Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». СОНКО создаются в форме общественной или религиозной организаций, общины малочисленных народов, казачьего общества, некоммерческого партнерства, социального или благотворительного фонда, ассоциации и союза и прочих. Такие предприятия не имеют основной цели извлечения прибыли от своей основной деятельности и работают для решения социальных проблем и развития гражданского общества.

    В закупках появление аббревиатур СМП и СОНКО имеет смысловую нагрузку законно обоснованного ограничения участия в процедуре.

    В целях развития малого и среднего бизнеса в нашей стране №44-ФЗ обязывает каждого заказчика осуществить не менее 15 % своего годового объема закупок у СМП и СОНКО. №223-ФЗ требует закупить не менее 20 % годового объема у субъектов малого и среднего предпринимательства.

    В условиях общих правил для всех участников закупок такая задача для заказчика могла бы стать невыполнимой, поскольку предприятия-гиганты с большой вероятностью предлагали бы лучшие условия исполнения контрактов, чем микропредприятия. Таким образом, рынок Госзакупок был бы полностью поделён между крупными предприятиями, а малому и среднему бизнесу путь туда был фактически закрыт.

    По этой причине №44-ФЗ позволяет установить ограничения и проводить процедуры, участниками которых могут быть только СМП и СОНКО, а №223-ФЗ, соответственно, разрешает осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Крупные компании просто не смогут принять участие в таких закупках, представители малого бизнеса будут конкурировать между собой в сравнимых условиях.

    Закупки для СМП и СОНКО по №44-ФЗ.

    Такие закупки проводятся во всех возможных формах, предусмотренных законом. Начальная максимальная цена закупки с ограничением для СМП и СОНКО не может превышать 20 млн. руб.

    Если мы имеем дело с заказчиком, у которого все закупки в течение года превышают установленную сумму, законом предусмотрена возможность выполнить требование о 15 % объёма. В этом случае заказчик объявляет процедуры на общих основаниях, без ограничений, но с условием, что победитель привлечёт соисполнителей из числа СМП и СОНКО.

    Доля исполнения контракта такими субподрядчиками заранее устанавливается в документации о закупке и впоследствии учитывается как объём, закупленный у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

    Закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по №223-ФЗ.

    Такие закупки заказчики вправе осуществлять исключительно в виде конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме. Для данных процедур законом установлены чёткие сроки подачи заявок, а также ряд других жёстких требований (к порядку проведения квалификационных отборов, обеспечению заявок, форме заявок, порядку их рассмотрения, порядку заключения договора).

    Обычные конкурентные закупки (без ограничений для малого и среднего бизнеса) №223-ФЗ всё ещё позволяет проводить в бумажной форме. «Потолок» для начальной максимальной цены договора закупки, участниками которой могут быть только СМиСП законом не установлен.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *