Как оформить ИП на техническую инвентаризацию объектов капитального строительства в 2022 году

Автор: | 02.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить ИП на техническую инвентаризацию объектов капитального строительства в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Техническая инвентаризация это определение размеров и параметров строений, помещений. В отличие от учета Росреестра, где на первый план выходит координирование объектов, при техинвентаризации определяются параметры – размеры и площади, высота, материалы конструкций, характеристики оборудования, другие данные. Процедура назначается только по объектам кап. строительства. Техническая инвентаризация земельных участков законом не предусмотрена.

Вот несколько важных моментов, связанных с проведением инвентаризации жилого и нежилого фонда:

  • замеры и обследования назначаются после ввода в эксплуатацию;
  • отдельная инвентаризация помещений не нужна, так как обследуется целое здание со всеми его помещениями;
  • работы по технической инвентаризации завершаются изготовлением техпаспорта, а его приложениями будут поэтажные планы, экспликации;
  • если впоследствии параметры строения или помещений будут изменены, требуется внести корректировки в инвентарное дело, паспорт.

Материалы БТИ не нужны для постановки на учет в кадастре. Однако данные из БТИ можно использовать при проектировании, при изготовлении техпланов. Для купли-продажи или других сделок с недвижимостью результаты техинвентаризации можно применять в справочных целях, для выявления неузаконенных перепланировок.

Мнение эксперта. Техническая инвентаризация жилищного фонда проводится только учреждениями БТИ. Нежилые здания могут обмерять и инвентаризировать иные компании, входящие в СРО. Официальные замеры и координирование для учета в Росреестре проводятся только кадастровыми инженерами.

Проведение тех. инвентаризации жилфонда является обязательным требованием федерального законодательства. Для нежилых строений такое требование могут вводить региональные власти. Например, в столице это правило указано в Постановлении № 106-ПП. Также, техинвентаризация зданий и сооружений нужна в следующих случаях:

  • для определения размеров и параметров строения и его помещения, описания их в документах;
  • для оформления документов на ввод в эксплуатацию, в том числе экспликаций, поэтажных планов, справок ТЭП;
  • для учета основных средств предприятия;
  • для расчета инвентаризационной стоимости строения.

Инвентаризационная оценка БТИ сейчас применяется крайне редко. Предприятия могут ее использовать для собственных целей, расчета показателей износа, ведения бухгалтерии, списания основных средств. Инвентаризационную стоимость можно использовать для расчета пошлины при вступлении в наследство, но с 2022 года это будет запрещено.

Комментарий эксперта. Документы технического учета на недвижимость допускается использовать при совершении сделок. Например, при проверке юридической чистоты сделки покупатель может убедиться, что на объекте не проводились неузаконенные работы. Об этом могут свидетельствовать красные линии на поэтажных планах, несоответствие планировки помещений. Для регистрации договора в Росреестре техплан или другие документы БТИ не нужны.

В Приказе № 37 указано, какие виды инвентаризации вправе проводить БТИ. Все зависит от оснований для обращения в бюро техинвентаризации:

  • первичная техническая инвентаризация – нужна на стадии ввода в эксплуатацию для изготовления техпаспорта и открытия инвентарного дела на строение;
  • плановая техническая инвентаризация – назначается не реже 1 раза в 5 лет, чтобы обновить тех. данные, пересчитать износ и инвентаризационную стоимость;
  • внеплановая техническая инвентаризация – назначается по мере необходимости по обращению правообладателя, после окончания строительных работ.

Технический учет БТИ заключается в присвоении строению инвентарного номера. Он будет указан на техпаспорте наряду с кадастровым номером. В отличие от ЕГРН, сведения из инвентарных дел нельзя узнать через онлайн-ресурсы. Документы и информацию нужно запрашивать по письменному или электронному заявлению.

Комментарий эксперта. Обмеры допускается провести не только в ходе техинвентаризации БТИ. Такие услуги оказывают и другие компании, в штате которых состоят инженеры, техники, иные специалисты. В нашей компании можно заказать обмеры для любых типов строений и помещений, получить техпланы, поэтажные планы, другую документацию на недвижимость.

Переход на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: что нужно учесть

Деятельность по технической инвентаризации недвижимого имущества сопровождается оформлением следующих документов:

  • техпаспорт – содержит описание технических параметров строения, его помещений и оборудования;
  • поэтажный инвентарный план – это обязательное приложение к техпаспорту, которое оформляется на каждый этаж, содержит данные о помещениях, сетях и оборудовании;
  • экспликации (ведомости) – оформляются в табличном виде на основании поэтажных планов, содержат данные о площади и функциональном назначении помещений;
  • справка ТЭП – предназначена для ввода в эксплуатацию, содержит основные технические и экономические показатели объекта.

Также органы БТИ могут выдавать множество разных справок из материалов дела. О доступных видах документов можно узнавать прямо в учреждении, либо на их сайтах.

После того, как выполнены шаги 2 — 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта.

Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации.

На этом шаге продолжаем работать со списком ОС, получившимся после выполнения шагов 2 — 5.

Теперь по каждому объекту нужно принять решение о том, насколько способ начисления амортизации и срок полезного использования, установленные ранее, соответствуют требованиям нового ФСБУ.

Шаг 8. Выделить объекты, по которым необходим пересчет амортизации

На этом шаге у каждого ОС из списка появится условная отметка — пересчитываем или не пересчитываем.

Те объекты, по которым:

  • не нужно пересматривать СПИ;
  • не нужно менять способ расчета амортизации;
  • ликвидационная стоимость признана равной нулю

можно далее оставить, как есть. В отчетности за 2022 год по ним понадобится сделать соответствующее раскрытие (примечание).

А с ОС, по которым нужны изменения для соответствия ФСБУ 6/2020, продолжаем работать дальше.

По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.

Формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ — ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС — ЛС

Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:

СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС — ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ

Техническая инвентаризация объектов капитального строительства

Ноябрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Согласно ПБУ 6/01, основные средства – это имущество, которое предназначено для использования фирмой более одного года в качестве средств труда (например, здания, станки и оборудование, вычислительная техника, транспорт), для управленческих нужд или для сдачи в аренду (лизинг) и способно приносить экономические выгоды (доход).

Аналогичные признаки ОС для целей бухучета приведены в пункте 4 ФСБУ 6/2020 с дополнением того, что объектом основных средств считается актив, который имеет материально-вещественную форму.

Пока объект отвечает этим признакам, он должен учитываться в составе ОС.

А по остальным ОС, включая полностью самортизированные, на дату начала применения ФСБУ 6/2020 (это 1 января 2022 г.) нужно будет пересмотреть их балансовую стоимость.

После пересмотра она должна быть больше нуля. Для таких ОС должен быть пересмотрен (увеличен) оставшийся срок полезного использования, а также определена ликвидационная стоимость.

Ликвидационная стоимость — это расчетная величина, определяющая стоимость, которую фирма получила бы в случае выбытия ОС (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат, которые могут возникнуть в связи с выбытием объекта. Для определения ликвидационной стоимости предполагается, что объект достиг окончания срока полезного использования и находится в состоянии, характерном для конца такого срока.

Ликвидационная стоимость считается равной нулю, если:

  • фирма не ожидает поступления от выбытия объекта в конце срока полезного использования;
  • ожидаемая сумма не является существенной;
  • ожидаемая сумма не может быть определена.

Разницу между амортизацией, определенной по новым правилам, и амортизацией, учтенной ранее, нужно списать на нераспределенную прибыль (п. 50 ФСБУ 6/2020).

Нераспределенная прибыль увеличится на сумму амортизации, которая ранее начислялась (отражалась в расходах) быстрее. Ведь при вводе ОС в эксплуатацию срок полезного использования был установлен более короткий по сравнению с реальным (вновь установленным) сроком эксплуатации ОС. В течение оставшегося нового срока полезного использования будут признаны расходы, равные сумме амортизации, отраженной на счете 84 при переходе на ФСБУ 6/2020.

Поясним на примере.

На 1 января 2020 г. в учете фирмы числится ОС, у которого:

  • первоначальная стоимость – 100 000 рублей;
  • срок полезного использования – 5 лет;
  • истекший срок полезного использования – 5 лет;
  • способ амортизации – линейный;
  • начисленная амортизация: 100 000 руб.

На 1 января 2022 в отношении этого ОС фирма установила:

  • ликвидационную стоимость — 20 000 рублей;
  • способ амортизации – линейный;
  • срок полезного использования — 6 лет;
  • оставшийся срок полезного использования — 1 год (6 — 5).

Рассчитаем накопленную амортизацию по ОС по правилам ФСБУ 6/2020. Она окажется равной 80 000 руб. ((100 000 – 20 000) : 6 х 5). Разницу в сумме 20 000 (100 000 – 80 000) нужно отнести на увеличение нераспределенной прибыли:

Дебет 02 Кредит 84

— 20 000 руб. – скорректирована амортизация по ОС.

Обратите внимание, этот способ корректировки амортизации относится к упрощенному порядку перехода на новый стандарт. Он предусмотрен пунктом 49 ФСБУ 6/2020 и разрешен пунктом 15 1/2008, когда фирма не может с достаточной надежностью пересчитать сравнительные показатели ретроспективным способом. Укажите на это в учетной политике.

ФСБУ «Основные средства» и «Капитальные вложения»: разбираем изменения в учёте

\n\n

Капительные вложения признаются в бухучете при одновременном выполнении двух условий. Первое — в будущем они обеспечат экономические выгоды (или достижение некоммерческих целей, ради которых создана компания) в течение более 12 месяцев, либо обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.

\n\n

Второе условие — определена сумма затрат или приравненная к ней величина.

\n\n\r\n\r\n

ВАЖНО

\r\n\r\n\r\n

\n

Нельзя признать КВ, если организация выполнила работы или оказала услуги по созданию, улучшению или восстановлению средств производства для других лиц. Не относятся к капвложениям и суммы, которые были потрачены при покупке или создании активов, предназначенных для продажи.

\n\r\n\r\n\r\n\n\n

Единицей учета является приобретаемый, создаваемый, улучшаемый или восстанавливаемый объект ОС. Как правило капитальные вложения отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

\n\n

\n\n

Чаще всего КВ завершают после того, как объект будет приведен в состояние и местоположение, где он пригоден к использованию в запланированных целях. Тогда актив переходит в разряд ОС. А величина капвложений списывается со счета 08 на счет 01 «Основные средства».

\n\n

Допустимо перевести в основные средства не все КВ, а только часть объекта, которую стали эксплуатировать раньше остальных частей.

\n\n

Также капвложения списывают в ситуации, когда они не способны приносить экономические выгоды в будущем. Примеры — продажа объекта, его утрата в пожаре и проч.

\n\n\r\n\r\n

СПРАВКА

\r\n\r\n\r\n

\n

Расходы и доходы от списания капвложений признаются в бухучете в том периоде, когда оно произошло. Сначала вычисляют разницу между балансовой стоимостью капвложений и расходами на выбытие. Из найденной цифры вычитают поступления от выбытия. Если в итоге получилась положительная величина, то это расход. Если отрицательная — доход.

\n\r\n\r\n\r\n\n\n

\n\n

По общему правилу последствия изменения учетной политики, связанные с началом применения ФСБУ 26/2020, нужно отражать ретроспективно. То есть таким образом, как будто стандарт использовался с момента возникновения тех или иных капвложений.

\n\n

Но возможен и другой вариант. Организация вправе выбрать перспективное использование нового стандарта. Оно подразумевает, что по новым правилам отражаются только КВ, появившиеся после начала применения ФСБУ 26/2020. Все прочие капвложения следует показывать без учета комментируемого стандарта.

В пункте 5 ФСБУ 26/2020 дано исчерпывающее определение капвложений. Это затраты на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов ОС. К капитальным вложениям относятся, в частности, издержки на:

  • приобретение имущества, предназначенного для использования в качестве ОС или их частей, либо использования в процессе покупки, создания, улучшения и (или) восстановления ОС;
  • строительство, сооружение, изготовление основных средств;
  • коренное улучшение земель;
  • подготовку проектной, рабочей и организационно-технологической документации (архитектурных проектов, разрешений на строительство и проч.);
  • организацию строительной площадки;
  • осуществление авторского надзора;
  • улучшение и (или) восстановление ОС (достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция, замена частей, ремонт, техосмотры, техобслуживание и проч.);
  • доставку и приведение объекта в состояние и местоположение, в которых он пригоден к использованию в запланированных целях (монтаж, установка и др.);
  • проведение пусконаладочных работ, испытаний.

Капительные вложения признаются в бухучете при одновременном выполнении двух условий. Первое — в будущем они обеспечат экономические выгоды (или достижение некоммерческих целей, ради которых создана компания) в течение более 12 месяцев, либо обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.

Второе условие — определена сумма затрат или приравненная к ней величина.

ВАЖНО

Нельзя признать КВ, если организация выполнила работы или оказала услуги по созданию, улучшению или восстановлению средств производства для других лиц. Не относятся к капвложениям и суммы, которые были потрачены при покупке или создании активов, предназначенных для продажи.

Единицей учета является приобретаемый, создаваемый, улучшаемый или восстанавливаемый объект ОС. Как правило капитальные вложения отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Изменения 2022. Что нас ждет с 1 января в сфере недвижимости?

Чаще всего КВ завершают после того, как объект будет приведен в состояние и местоположение, где он пригоден к использованию в запланированных целях. Тогда актив переходит в разряд ОС. А величина капвложений списывается со счета 08 на счет 01 «Основные средства».

Допустимо перевести в основные средства не все КВ, а только часть объекта, которую стали эксплуатировать раньше остальных частей.

Также капвложения списывают в ситуации, когда они не способны приносить экономические выгоды в будущем. Примеры — продажа объекта, его утрата в пожаре и проч.

СПРАВКА

Расходы и доходы от списания капвложений признаются в бухучете в том периоде, когда оно произошло. Сначала вычисляют разницу между балансовой стоимостью капвложений и расходами на выбытие. Из найденной цифры вычитают поступления от выбытия. Если в итоге получилась положительная величина, то это расход. Если отрицательная — доход.

По общему правилу последствия изменения учетной политики, связанные с началом применения ФСБУ 26/2020, нужно отражать ретроспективно. То есть таким образом, как будто стандарт использовался с момента возникновения тех или иных капвложений.

Но возможен и другой вариант. Организация вправе выбрать перспективное использование нового стандарта. Оно подразумевает, что по новым правилам отражаются только КВ, появившиеся после начала применения ФСБУ 26/2020. Все прочие капвложения следует показывать без учета комментируемого стандарта.

Уважаемые клиенты! Во избежание угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 при оформлении заявок на обследование объектов жилищного фонда (независимо от формы собственности) заказчики в обязательном порядке подписывают Заверение об отсутствии угрозы заражения на объекте, подлежащем обследованию. Просим с пониманием отнестись к данной мере безопасности.

По заявлениям заинтересованных лиц ГБУ МосгорБТИ осуществляет полный комплекс услуг по проведению технической инвентаризации.

Техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.

Техническая ошибка исправляется в течение трёх рабочих дней после получения соответствующего заявления. После этого в течение трёх рабочих дней со дня её исправления орган регистрации прав направит правообладателю либо лицам, которые обращались за исправлением ошибки, уведомление.

Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство (далее – разрешение) представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, ППТиПМ, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям ППТиПМ при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта[1], а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешённым использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с п. 7 ст. 36 ГрК РФ требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

По общему правилу разрешение выдаётся по заявлению застройщика органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, которым утверждается и форма заявления. В отношении отдельных видов объектов капитального строительства и земельных участков форма заявления о выдаче разрешения утверждается в особом порядке[2].

Особый порядок выдачи разрешения специально уполномоченными органами (организацией) предусмотрен для некоторых объектов, в частности:

  • объектов космической инфраструктуры;
  • гидротехнических сооружений;
  • объектов, связанных с использованием недр;
  • объектов, связанных с атомной энергией, и т. п.

Например, в случае, если при проведении работ по сохранению ОКН затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности такого объекта, разрешение выдаётся исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН (п. 5.1 ст. 51 ГрК РФ).

Также особый порядок выдачи разрешения предусмотрен в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства:

  • на территориях двух и более субъектов РФ (включая осуществляемую на территории одного субъекта РФ реконструкцию объекта, расположенного на территориях двух и более субъектов РФ), в том числе линейного объекта на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ, – выдаётся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района – органом местного самоуправления муниципального района.

При этом в силу прямо установленного ГрК РФ запрета не допускается выдача разрешения на строительство при отсутствии утверждённых ПЗЗ, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального, регионального, местного значения, а также объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, регламенты, в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, в иных предусмотренных законом случаях.

Кроме того, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для КРТ, выдача разрешения на строительство многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утверждёнными ППТиПМ.

С 01.01.2024 перечень устанавливаемых ГрК РФ запретов на выдачу разрешения на строительство дополнится запретом на выдачу разрешения на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения, содержится в п. 7 ст. 51 ГрК РФ. Требуемые документы должны содержать необходимую информацию о земельном участке, в том числе ГПЗУ, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство[3], о планируемом строительстве/реконструкции, сведения о застройщике.

С 04.08.2018 перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения, был скорректирован. Так, в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством РФ подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона подлежит изменению, к заявлению о выдаче разрешения должно быть приложено решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.

Новый федеральный стандарт о капитальных вложениях: как применять ФСБУ 26/2020

Форма разрешения утверждена Приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Данный Приказ также содержит подробную инструкцию по заполнению разрешения.

Нарушение утверждённой формы или порядка её заполнения при выдаче разрешения может повлечь за собой признание такого разрешения не соответствующим закону и недействующим, а также приостановление строительства до получения нового разрешения. Например, разрешение может быть признано недействующим в связи с несоответствием содержащихся в нём сведений проектной документации[15].

По общему правилу строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения, а осуществление указанных действий при отсутствии разрешения является основанием для привлечения к административной ответственности и/или признания строительства самовольным.

При этом п. 17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрен открытый перечень случаев, когда получение разрешения не требуется:

1) строительство, реконструкция гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство, реконструкция на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определённых в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
2) строительство, реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства;
3) строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и иных некапитальных строений, сооружений);
4) строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
5) изменение объектов капитального строительства (их частей), не затрагивающее конструктивные и другие характеристики их надёжности и безопасности и не превышающие предельные параметры, установленные градостроительным регламентом, в т. ч. капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также строительство, реконструкция буровых скважин;
6) строительство, реконструкция посольств, консульств и представительств РФ за рубежом;
7) строительство, реконструкция объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;
8) размещение антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;
9) иные случаи, когда в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения не требуется[16].

Ранее Постановлением Правительства РФ от 17.08.2019 № 1064[17] было также установлено, что в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, получение разрешения на строительство также не требуется. При этом следует учитывать, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.

В соответствии с п. 14.1 ст. 1 закона № 126-ФЗ[18] к особо опасным, технически сложным сооружениям связи относятся сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров.

Поскольку антенные опоры (мачты и башни) могут быть квалифицированы в качестве сооружений связи, то создаётся риск, при котором указанная совокупность норм может быть истолкована уполномоченными органами и/или судебными органами как допускающая возможность строительства без получения разрешения на строительство только сооружений связи, документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота до 50 метров, а также заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 5 метров. В иных случаях для размещения сооружений связи (антенных опор, мачт и башен), выходящих за пределы указанных характеристик (с заглублением ниже 5 метров), требуется получение разрешения на строительство.

На текущий момент в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816[19] вышеуказанное Постановление № 1064 утратило силу. Однако новое постановление, не отменяя норму о возможности строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, без получения разрешения на строительство, дополнило соответствующий перечень новыми 11 случаями. Теперь без получения разрешения допустимо строительство (реконструкция) следующих объектов:

1) линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов;
2) тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно;
3) водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм;
4) линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм;
5) линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населённых пунктов;
6) отдельно стоящих ветроэнергетических установок высотой менее чем 250 метров, а также солнечных батарей;
7) автомобильных дорог IV и V категорий;
8) объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомоб��льных дорог;
9) местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;
10) пешеходных улиц и площадей городов;
11) парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек.

ГрК РФ допускает поэтапное проектирование и осуществление строительства, реконструкции объектов. Соответственно, возможна и выдача разрешения на отдельные этапы (очереди) строительства (п. 12 ст. 51 ГрК РФ). При этом следует отметить, что в конце 2019 года законом № 472-ФЗ[20] в ГрК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми предусматривается выделение этапов и в отношении линейных объектов (объектов капитального строительства, входящих в их состав). Получаются такие разрешения в общем заявительном порядке.

При этом под этапом строительства понимается строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введён в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т. е. независимо от строительства или реконструкции иных объектов на этом участке, а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т. е. независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства (п. 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий[21]).

По общему правилу разрешение выдаётся на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, а на индивидуальное жилищное строительство – на десять лет. Необходимо отметить, что последними серьёзными изменениями в ЗК РФ законодатель установил предельные сроки аренды государственных земель для целей строительства в виде двойного ориентировочного срока на строительство, устанавливаемого Минстроем РФ. Установление этих сроков, по нашему мнению, не определяет фактический срок действия разрешения на строительство (он по-прежнему определяется разделом «Проект организации строительства»).

Разрешение, выданное при отсутствии законных оснований на иной срок, чем предусмотрен проектом, как показывает анализ судебной практики, может быть признано в судебном порядке не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя[22].

В рамках реализации мер поддержки бизнеса в период чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19[23], Правительство РФ приняло решение[24] об автоматическом продлении на 1 год срока действия разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 06.04.2020 до 01.01.2021.

В случае истечения срока действия разрешения до окончания строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта возможно его продление уполномоченным органом (организацией), выдавшим разрешение, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения[25].

Несоблюдение любого из этих условий является самостоятельным основанием для отказа в продлении разрешения (пп.пп. 7–8 п. 21.15 ст. 51 ГрК РФ).

Необходимо отметить, что ранее установленный законом срок на обращение с заявлением о продлении срока действия разрешения (не позднее чем за шестьдесят дней) зачастую воспринимался уполномоченным органом как пресекательный, несмотря на отсутствие прямого указания на это в законе, и в связи с пропуском застройщиком данного срока уполномоченные органы нередко отказывали в продлении срока действия разрешения. Однако судебная практика по данному вопросу сформировалась таким образом, что суды признают такие отказы не соответствующими закону[26]. В текущей редакции норм, регулирующих порядок внесения изменений в разрешение, данная проблема утратила свою актуальность, так как теперь срок действительно пресекательный, и нет места двоякому толкованию за одним исключением.

Согласно п. 21.5 ст. 51 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком участке в соответствии с разрешением, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

Срок действия выданного разрешения при переходе права на земельный участок и/или объекты капитального строительства сохраняется, за исключением установленных законом случаев, когда действие разрешения прекращается на основании решения уполномоченного органа (организации) – п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ.

О переходе права собственности на участок, а также об изменении характеристик участка (в случае его объединения, перераспределения, раздела, выдела) новый правообладатель (правообладатель изменённого участка) обязан уведомить орган, выдавший разрешение, для внесения в него соответствующих изменений с приложением соответствующих документов, указанных в пп.пп. 1–4 п. 21.10 ст. 51 ГрК РФ. Если необходимые документы не будут представлены заявителем, уполномоченный орган обязан запросить такие документы или сведения, содержащиеся в них, в соответствующих органах государственной власти или органах местного самоуправления.

Продолжение строительства без приведения разрешения в соответствие с произошедшими изменениями может повлечь за собой сложности с прохождением строительного контроля и надзора, введением постро��нного объекта в эксплуатацию, а также может стать основанием для привлечения застройщика к административной ответственности[27].

Отмена разрешения на строительство – это волевое действие уполномоченного органа по отзыву ранее выданного разрешения на строительство как выданного с нарушениями.

П. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 № 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространён арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т. ч. и на разрешение на строительство.

Достаточным основанием для отзыва уполномоченным органом разрешения на строительство, по мнению судов, было нарушение застройщиком или уполномоченным органом ст. 51 ГрК РФ, регулирующей правила выдачи такого разрешения, вне зависимости от степени их существенности, например:

  • отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок[31], истечение срока действия договора аренды[32];
  • несоответствие проектной документации положению о составе проектной документации[33], в том числе отсутствие некоторых необходимых разделов[34];
  • несоответствие ВРИ земельного участка[35];
  • несоблюдение санитарных правил при проектировании (отсутствие учёта санитарно-защитной зоны проектируемого объекта)[36];
  • отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации[37];
  • несоблюдение специальной процедуры при выдаче разрешения[38] и т. д.

Необходимо отметить, что в 2011 году ст. 51 ГрК РФ была дополнена п. 21.1, который предусматривает несколько случаев, когда действие разрешения на строительство может быть прекращено уполномоченным органом:

1) принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) поступление предписания уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
3) отказ застройщика от права собственности и иных прав на земельные участки;
4) расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

После появления этой нормы возник следующий вопрос: может ли быть прекращено действие разрешения на строительство в иных, помимо указанных в п. 21.1 ст.51 ГрК РФ, случаях?

Анализ актуальной практики арбитражных судов свидетельствует о том, что мнения судов разделились. В судебной практике представлено две позиции:

  • отзыв разрешения на строительство возможен, если застройщиком или уполномоченным органом нарушены положения ст. 51 ГрК РФ вне зависимости от наличия обстоятельств, указанных в п. 21.1 данной статьи. При этом п. 21.1 устанавливает специальные основания для отмены разрешения на строительство в ситуации, когда на этапе его выдачи никаких нарушений не было допущено, но впоследствии появились обстоятельства, препятствующие дальнейшему строительству. Анализ практики Верховного Суда РФ[39] и арбитражных судов ряда округов свидетельствует о том, что они придерживаются этой позиции[40];
  • п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых разрешение на строительство может быть отозвано. При этом в решении уполномоченного органа должна быть ссылка на одно из обстоятельств, указанных в п. 21.1, в противном случае решение об отзыве является незаконным. В частности, такую позицию занимает Арбитражный суд Волго-Вятского округа[41].

Таким образом, судебная практика в подавляющем большинстве случаев полагает, что отмена разрешения на строительство в порядке самоконтроля возможна, если это разрешение было выдано с нарушением требований градостроительного законодательства.

Еще раз о подготовке технических планов на основании декларации

В положениях ст. 1 ГрК РФ содержится понятие застройщика, под которым понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Одновременно в законе введено понятие технического заказчика – юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции.

При этом согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться как сам застройщик, так и привлекаемый на основании договора строительного подряда индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Такое лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Таким образом, положения ГрК РФ допускают передачу полномочий как застройщика, так и (технического) заказчика другому лицу. В т. ч. возможна передача полномочий только в рамках одного или нескольких этапов строительства.

Следует помнить, что в законодательстве установлено обязательное требование об участии в СРО лица, планирующего осуществление функций технического заказчика.

На практике случаи передачи полномочий нередки, и оформляется такая передача договорами, чаще всего поименованными как договор на осуществление функций заказчика (застройщика) или договор о распределении функций заказчика (застройщика). Вопрос о правовой природе такого договора является дискуссионным как в теории гражданского права, так и в судебной практике. Единое мнение по данному вопросу не сформировано, в основном такие договоры определяют как договор совместной деятельности, подрядный, инвестиционный или агентский, а также как смешанный договор, содержащий в себе элементы перечисленных договоров в различных комбинациях. По нашему мнению, данный договор представляет собой разновидность агентского договора (гл. 52 ГК РФ). Подтверждением данной позиции является, в частности, то, что выполнение техническим заказчиком своих функций возможно только на основании выданной застройщиком доверенности, т. е. технический заказчик осуществляет некоторые представительские функции для застройщика.

Не следует отождествлять технического заказчика с генеральным подрядчиком. По общему правилу функции, осуществляемые заказчиком, не входят в обязанности генерального подрядчика, и, как видно из приведённых положений ст. 1 ГрК РФ, функции заказчика существенно шире. По общему правилу технический заказчик не осуществляет непосредственно строительные работы, а взаимодействует с генеральным подрядчиком от имени застройщика. В связи с этим, если строительство ведёт генеральный подрядчик, ответственность за качество, срок выполнения работ не может быть возложена на технического заказчика[45].

С 1 июля 2017 года отменено требование о выполнении работ, приведённых в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённом Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, лицами, имеющими допуски СРО. После 1 июля 2017 года выполнение указанного вида работ допустимо лицами, состоящими в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, без необходимости получения ими каких-либо дополнительных допусков. Положениями ст. 9.5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление таких видов работ лицом, не являющимся членом СРО.

При этом ранее на практике дискуссионным являлся вопрос о необходимости соблюдения соответствующих требований застройщиком или техническим заказчиком в том случае, когда указанные работы осуществляет привлечённое застройщиком или (техническим) заказчиком на основании договора юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, т. е. (генеральный) подрядчик. С 1 июля 2017 года указанная неопределённость разрешена в связи с наличием требования об исполнении функций технического заказчика только членом, соответственно, саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 47, п. 4.1 ст. 48, п. 2.2 ст. 52 ГрК РФ[46].

Технический паспорт на недвижимое имущество – это документ, который отображает состояние недвижимого имущества и фиксирует размеры, площадь, этажность, материалы стен, их толщину и т.д., то есть содержит подробную техническую характеристику объекта. Компания «Аналог БТИ» обращает Ваше внимание на то, что технический паспорт – это не правоустанавливающий документ, но он является важной составляющей пакета документов.

Люди привыкли к тому, что технический паспорт оформляется только в государственном бюро технической инвентаризации (БТИ), однако подобной деятельностью занимаются и лицензированные государством частные субъекты.

В каких случаях Вам понадобится технический паспорт?

— введение в эксплуатацию индивидуальных жилых домов;

— оформление права собственности на недвижимое имущество;

— приватизации жилой недвижимости;

— вступление в наследство;

— совершение сделок по отчуждению (продажа, дарение, мена и т.д.);

— выделение в натуре доли имущества, которое находится в совместной собственности.

Для оформления технического паспорта к Вам должен выехать инженер для проведения замеров объекта, после чего в течении определенного времени оформить технический паспорт. Если же на объекте будут обнаружены самовольные строения или незаконная перепланировка, инженер укажет это в техническом паспорте и сообщит государственным органам о нарушении.

Законом не предусмотрен срок действия технического паспорта, однако некоторые нотариусы для подтверждения отсутствия «самоволок» и незаконных перепланировок требуют новый технический паспорт.

В нашей практике довольно часто приходится сталкиваться с пренебрежительным отношением инженеров к выполнению своих задач. В связи с чем, они допускают множество ошибок в замерах площади, которая может привести к негативным последствиям для владельцев имущества.

Компания «Аналог БТИ» рекомендует Вам при выборе инженера быть внимательными и проверять полученные документы.

Технический паспорт на квартиру
Технический паспорт на дом
Технический паспорт на нежилое помещение (до 100 кв.м.)
Технический паспорт на нежилое помещение (от 100 кв.м. — до 300 кв.м.)
Технический паспорт на нежилое помещение (от 300 кв.м. — до 500 кв.м.)
Технический паспорт на нежилое помещение (от 500 кв.м. — до 1000 кв.м.)
Технический паспорт на нежилое помещение (свыше 1000 кв.м.)

Вывод о техническом состоянии недвижимого имущества – это документ, выданный квалифицированным инженером, в котором прописываются основные характеристики объекта недвижимости.

В обязательном порядке в таком выводе указывается площадь помещений, тип объекта, материалы из которых сделаны капитальные конструкции. Если делается вывод на квартиру, или нежилое помещение, расположенное в многоэтажном доме, дополнительно указываются общие характеристики дома (год сдачи в эксплуатацию, этажность, наличие инженерных коммуникаций и т.д). В случае подготовки вывода о техническом состоянии частного дома, кроме характеристик дома, дополнительно указываются хозяйственные строения и сооружения расположенные на земельном участке.

Перед тем, как выдать Вам вывод о техническом состоянии недвижимого имущества, инженер обязан выехать на замеры объекта и провести его техническую инвентаризацию.

Также необходимо помнить, что если на Вашем объекте будет обнаружено наличие незаконных построек или перепланировок, инженер обязан это отобразить в техническом паспорте и в выводе. Но нужно помнить, что не все такие строения и перепланировки относятся к самовольным. По этому, при выборе инженера необходимо быть очень внимательным. Обращаясь в компанию «Аналог БТИ», Вашим делом будут заниматься не только инженеры, но и опытные юристы.

Вывод о техническом состоянии недвижимого имущества
Дополнительные услуги
Технический паспорт
Справка о перерасчете долей между собственниками

В наше время владельцами одного дома могут быть несколько человек. Причины такой ситуации совершенно разные: от раздела имущества супругов – до оформления наследства на несколько человек.

В большинстве случаев сособственники по факту делят между собой дом или квартиру, устанавливают отдельные входы. И, по сути, у каждого получается в пользовании отдельное имущество.

Но ошибка многих граждан в уверенности, что сделав отдельный вход – они единолично являются собственниками своего имущества. Ведь по документам имущество как было в общей собственности, так и остается. Это влечет за собой следующие последствия: владельцы не могут распоряжаться своим имущество самостоятельно. Такое имущество не можно продать без согласия совладельцев. Вы даже не сможете прописать там кого-то из близких без письменного согласия всех собственников.

И для того, что бы избежать подобных ситуаций – необходимо разделиться всем на отдельные объекты и за каждым зарегистрировать право собственности на выделенные объекты.

А для такого раздела Вам понадобится обратиться к квалифицированному специалисту, который подготовит вывод о технической возможности раздела объекта недвижимого имущества.

В таком выводе указываются следующие сведенья:

— информация о владельцах и документы, на основании которых им принадлежит имущество;

— полная техническая характеристика целого объекта;

— какая доля имущества прибывает в пользовании каждого владельца отдельно;

— также, если осуществляется раздел жилого дома, указываются сведенья о земельном участке;

— и в конце инженер указывает состав новообразованных объектов.

Также необходимо знать – это всего лишь часть процедуры по разделу имущества.

Кроме этого, необходимо обращаться в соответствующие органы местного самоуправления для присвоения юридического адреса новым объектам.

А завершающим этапом в разделе имущества на отдельные объекты будет подписания соответствующего договора у нотариуса и проведения государственной регистрации на новообразовавшиеся объекты.

Процедура раздела объекта недвижимого имущества достаточно длительная и трудоёмкая. Сотрудники компании «Аналог БТИ» готовы помочь Вам как сделать вывод о возможности раздела объекта недвижимого имущества, так и полностью заняться всей процедурой раздела.

Вывод о технической возможности раздела объекта недвижимого имущества
Дополнительные услуги
Проект раздела объекта недвижимого имущества
Технический паспорт
Присвоение адреса
Регистрация права собственности

Ситуации, когда владельцами одного дома или квартиры являются несколько человек в наше время очень распространённые. И чем больше таких сособственников, тем тяжелее разделится на отдельные объекты.

Ведь одни желают себе присвоить отдельный адрес, привести документы в порядок, а другие вовсе не хотят принимать в этом участие, поскольку их и так всё устраивает.

В таком случае самым лучшим вариантом будет выделиться в натуре с объекта недвижимого имущества. Для этого необходимо будет заключить договор с квалифицированным инженером на выполнение такого рода работ.

После того, как Вы нашли инженера, он приедет на замеры, проведет полную техническую инвентаризацию объекта, а по итогу выдаст Вам Вывод о технической возможности выдела в натуре с объекта недвижимого имущества.

В таком выводе обязательно указываются: ФИО собственника имущества, который хочет выделиться, также документы, на основании которых ему принадлежит это имущество; после чего подробно расписывается техническая характеристика выделяемой доли (площадь основных помещений, характеристика дополнительных строений и сооружений) с указанием адреса этого объекта. Если владельцу выделяемой доли принадлежит еще и земельный участок – инженер обязан это указать в выводе.

После того, как максимально подробно описана доля имущества – инженер в выводе делает заключение о возможности (или не возможности) её выдела на отдельный объект.

После того как Вы получили такой вывод, Вам необходимо будет присвоить адрес своему, уже отдельному, дому (или другому объекту недвижимости), а также непосредственно сделать этот выдел и провести регистрацию права собственности.

Варианта такого выдела есть всего два – нотариальный или судебный.

В случае если все совладельцы согласны на Ваш выдел в отдельный дом, необходимо обратится к нотариусу и заключить подобный договор. По этому договору выделяемому объекту присваивается новый адрес, а остальным делается перерасчет долей.

Но в случае не достижения согласия между всеми совладельцами, что бывает на много чаще, Вы имеете право обратиться в суд с иском. И уже в судебном порядке выделятся в отдельный объект, с присвоением другого адреса. А уже после получения решения суда необходимо обратится к государственному регистратору за регистрацией права собственности на отдельный объект.

Процедура выдела объекта недвижимого имущества очень длительная и сложная, и справится своими силами – довольно тяжело. Сотрудники компании «Аналог БТИ» готовы помочь Вам, как в оформлении Вывода о возможности выдела в натуре с объекта недвижимого имущества, так и полностью заняться всем «под ключ».

Каждая компания должна периодически проводить инвентаризации принадлежащего ей имущества. Это делается для того, чтобы обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета, что в конечном итоге дает представление о финансовом положении компании, ее активах, обязательствах, расчетах. В связи с этим предусмотрена обязательная инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

В отличие от других объектов инвентаризации состояние основных средств, в том числе недвижимости, проверяется не каждый год, а раз в три года. При этом если инвентаризация проведена после 1 октября отчетного года, то в отношении проверенного имущества перед сдачей годового баланса еще раз ее проводить не требуется.

Порядок инвентаризации при этом во многом такой же, как и в отношении иного имущества компании:

  • инвентаризация проводится на основании приказа (распоряжения, постановления) руководства компании;
  • формируется комиссия, в состав которой не допускается включать ответственных за сохранность проверяемого имущества лиц;
  • материально ответственные лица дают расписки;
  • процедура инвентаризации проводится в присутствии всех членов такой комиссии, а также материально ответственных лиц.

В ходе инвентаризации недвижимости осуществляется проверка правоустанавливающих и технических документов на объект недвижимости. Если осуществлялось проведение технической инвентаризации, то комиссией проверяется наличие технического паспорта и соответствие отраженных там сведений данным бухгалтерского учета.

Результаты проведенной инвентаризации указываются в описи. Для этого можно использовать форму ИНВ-1, утвержденную Госкомстатом, в которой среди прочего нужно указать наименование, назначение, характеристики, инвентарный номер объекта недвижимости.

При выявлении расхождений описи с данными учета составляется сличительная ведомость. Для этих целей можно использовать форму Госкомстата ИНВ-18.

Итоги инвентаризации указывают в инвентаризационной ведомости. Ее форма (ИНВ-26) также утверждена Госкомстатом в постановлении № 26 от 27.03.2000 и, так же как и другие формы, не является обязательной.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Инвентаризация объектов основных средств – это сопоставление фактического наличия объектов с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризация проводится не только в отношении объектов, находящихся в собственности предприятия, но и по имуществу, которое фирма арендовала или взяла на ответственное хранение (ст. 514 ГК РФ).

Для чего нужно проведение инвентаризации основных средств?

В ходе инвентаризации выявляют:

  1. Фактическое наличие/отсутствие объектов.
  2. Корректность присвоенных инвентарных номеров.
  3. Правильность ведения бухгалтерского учета.
  4. Факты излишков/недостачи основных средств.

Воспользуйтесь этими документами для оформления результатов инвентаризации. Наши справочники и образцы спасут от обидных штрафов и защитят от ошибок. Актуальность подтверждена экспертами программы БухСофт. Скачивайте бесплатно:

Порядок проведения инвентаризации основных средств закреплен в следующих официальных документах:

  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждены приказом Минфина от 13.06.1995 № 49.
  • Положение по ведению бухучета и бухотчетности в РФ, утверждено приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н.
  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Проводить процедуру можно только при фактическом присутствии материально-ответственного лица. Именно оно будет отвечать перед руководителем предприятия в случае обнаружения недостачи.

Сроки проведения процедуры устанавливаются Методическими указаниями.

Сверка данных бухучета и фактического наличия проводится не реже чем раз в 3 года.

В некоторых ситуациях проводится обязательная инвентаризация основных средств:

  • объект передается в аренду;
  • предприятие находится в процессе реорганизации;
  • завершается процедура ликвидации юрлица или закрытие ИП;
  • продажа;
  • назначение новых материально-ответственных лиц, смена руководства и собственника предприятия;
  • выявление фактов хищения, пропажи и порчи имущества;
  • составление годового бухгалтерского баланса и отчета по имуществу;
  • иные чрезвычайные ситуации.

В состав комиссии входят:

  • представители администрации (руководитель, заместители, руководители подразделений);
  • работники бухгалтерии;
  • технические работники;
  • экономисты
  • иные работники предприятия.

Представители руководства и бухгалтерии должны обязательно присутствовать в комиссии. Все остальные работники – на усмотрение руководителя предприятия.

Ограничений по максимальному и минимальному числу членов комиссии действующим законодательством не предусмотрено. Но если хотя бы один член комиссии не присутствует во время проведения инвентаризация, то все результаты проверки будут признаны недействительными.

Формально алгоритм проведения инвентаризации нигде не закреплен. Его можно разделить на 4 этапа.

Шаг 1. Подготовка. Включает в себя:

  • издание приказа о начале процедуры;
  • назначение членов инвентаризационной комиссии и ее главы;
  • определение временных границ процедуры;
  • получение расписок от материально ответственных лиц и т. д.
  • подготовка инвентаризационных описей по форме № ИНВ-3. Если в компании несколько материально-ответственных лиц, то опись составляют для каждого из них в соответствии с перечнем закрепленных за ним объектов основных средств.

Шаг 2. Фактическое проведение инвентаризации. Заключается в подсчете основных средств, проверке их фактического наличия, сверке инвентаризационных номеров и характеристик по инвентарным карточкам объекта (форма № ОС-6), формирование описи по форме № ИНВ-1.

Шаг 3. Сверка данных инвентаризации с данными бухгалтерского учета. Для этого в бухгалтерской программе формируют инвентаризационную ведомость на дату начала проведения инвентаризации. Затем данные построчно сверяют между собой.

Шаг 4. Оформление результатов инвентаризации. При необходимости из бухгалтерской программы удаляют неактуальные данные об объектах основных средств. В случае обнаружения недостачи и отсутствии сведений о передаче, продаже, списании ОС проводится проверка в отношении лиц, ответственных за ведение учета и хранение ценностей. В зависимости от степени виновности выносят дисциплинарное взыскание или привлекают к административной ответственности.

  1. Процедура должна быть завершена до утверждения и подачи годовой бухгалтерской отчетности в ИФНС.
  2. Запись об исправлении ошибок вносят либо в соответствии с датой окончания инвентаризации либо 31 декабря текущего года.

Основным документом инвентаризации основных средств является опись по форме № ИНВ-1.

Также заполняют форму № ИНВ-10 «Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств» при наличии таких объектов.

Документальное оформление результатов инвентаризации является обязательным условием проведения всей процедуры. Поскольку в описи расписываются материально-ответственные лица, в дальнейшем на основании этого документа определяется правильность ведения учета и хранения объектов основных средств.

Если в ходе инвентаризации ОС были обнаружены отклонения от учетных данных, то после оформления и подписания формы № ИНВ-1 составляют сличительную ведомость по форме № ИНВ-18.

Выполнение этого вида инвентаризации тщательно регламентируется соответствующими стандартами, а сам процесс состоит из ряда действий, ключевыми среди которых являются:

  • определение присутствия или отсутствия объектов капитального строительства на определенном участке;
  • создание описания недвижимости, включающего в себя основные и отличительные его признаки;
  • вычисление площадей и объемов исследуемых сооружений;
  • расчет стоимости достроенных и недостроенных объектов капитального строительства, размещенных на земельном участке;
  • проверка соответствия фактического состояния объектов по отношению к тому, что было заявлено в сопутствующей документации.

Проведение всех этих процедур осуществляется в четкой последовательности, установленной существующими нормами и стандартами, регламентирующими проведение подобной деятельности. Первичная техническая инвентаризация конкретного сооружения включает в себя инвентаризацию его целиком, а также аналогичную процедуру по отношению к входящим в состав объекта помещениям.

По факту проверки специалистами компании «Аракс» заполняется соответствующая документация. Результатом проведенных работ становится создание технического паспорта постройки, а также сопутствующих нему поэтажных планов.

Этот вид инвентаризации осуществляется на регулярной основе с интервалом не менее пяти лет после предыдущей инвентаризации (первичной либо плановой). Процедура включает в себя изучение объектов капитального строительства, выявление изменений в их техническом состоянии и документирование всей полученной информации согласно положениям действующего законодательства Российской Федерации.

Процесс следует проводить при фактическом изменении параметров объектов капитального строительства. Причем речь идет как о технических, так и о качественных аспектах их состояния. Чаще всего такой вид инвентаризации осуществляется при перепланировке и других изменениях характеристик объектов. То же самое относится и к ситуациям, в которых недвижимость подлежит обмену либо продаже.

Инвентаризация объектов капитального строительства – услуга, требующая от исполнителей высокой квалификации и наличия соответствующих разрешений. Именно поэтому при возникновении необходимости осуществления такого процесса целесообразно обращаться к профессионалам.

Если Вы проживаете на территории Москвы или Московской области, то оптимальным вариантом станет обращение в компанию «Аракс». Если, конечно же, Вас интересует получение качественного результата в минимальные сроки!

Утратили силу решения Правительства по вопросам осуществления технического госучета и технической инвентаризации объектов капитального строительства

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 50, ст. 4901; 2004, N 38, ст. 3803; 2005, N 13, ст. 1169; 2007, N 1, ст. 274) следующие изменения:

а) в пункте 2 слова «Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации» заменить словами «Министерство экономического развития Российской Федерации»;

б) в Положении, утвержденном указанным постановлением:

подпункт «г» пункта 2 дополнить словами «и государственного кадастра недвижимости»;

пункты 6-9 изложить в следующей редакции:

«6. Техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.

Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства.

Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.

7. Первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.

Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.

По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее — Единый государственный реестр).

8. Первичный государственный технический учет многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений осуществляется по выбору заявителя:

по результатам первичной технической инвентаризации;

без проведения первичной технической инвентаризации.

В целях осуществления первичного государственного технического учета такого многоквартирного дома и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию и поэтажный план многоквартирного дома с указанием размеров и экспликации помещений, оформляемый в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой многоквартирный дом.

В результате осуществления первичного государственного технического учета указанного в настоящем пункте многоквартирного дома и расположенных в нем помещений организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации выдаются кадастровые паспорта расположенных в многоквартирном доме помещений.

На территориях субъектов Российской Федерации, в которых введены в действие правила ведения Единого государственного реестра, организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях осуществления без проведения первичной технической инвентаризации первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений оформляются технические паспорта на основании сведений, содержащихся в представленных заинтересованным лицом в соответствии с настоящим пунктом документах.

9. Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *