Ограничения по начислению процентов МФО в 2022 году

Автор: | 03.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ограничения по начислению процентов МФО в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Причиной ужесточения правил деятельности компаний микрофинансового рынка стали существенный спад в экономике и невыгодное, а порой бедственное положение потребителей микрозаймов.

Нужно отметить, по последней причине законодателями неоднократно предпринимались попытки запретить деятельность МФО. Последняя такая попытка была предпринята уже в январе 2021 года: депутаты, внесшие законопроект на рассмотрение, указывают на то, что к микрофинансированию чаще всего обращаются наименее социально защищенные слои населения.

ЦБ поддержал идею запрета ставок в 365% годовых для микрозаймов

Со 2 июля 2021 года ипотечные каникулы распространены на получающих доходы с применением специальных налоговых режимов. Это позволяет воспользоваться такими каникулами всем заемщикам-физлицам, а не только получающим доходы по трудовым или гражданско-правовым договорам. Теперь банки не будут отказывать гражданам, получающим доход от предпринимательской или иной деятельности, в предоставлении ипотечных каникул.

С 30.12.2021 банкам и иным кредиторам сложнее навязать платные услуги: отметки об автоматическом согласии на них при подписании заявления на кредит теперь вне закона.

Написать комментарий

      Ограничение процентов микрофинансовых организаций

      С 2017 года действует правило, согласно которому начисление процентов по договору с физическим лицом должно производиться до того, как сумма займа достигнет трехкратного размера суммы тела займа. В расчет не берутся штрафы и пени за неисполнение обязательств, а также плата за дополнительные услуги (к примеру, за пролонгацию договора). Ограничения распространяются на договоры, срок действия которых составляет менее года.

      В одностороннем порядке компании не имеют права пересматривать процентную ставку ни в сторону уменьшения, ни в сторону увеличения. Помимо этого, МФК не могут изменять правила начисления процентной ставки — к примеру, изменить дневную ставку на недельную / месячную.

      Рынок микрофинансирования и деятельность его участников регламентируется двумя базовыми законодательными актами. Первый – это №151-ФЗ (принят 02.07.2010). Он определяет правила работы и требования к МФО в России. Актуальная редакция документа принята 31.07.2020 года. Существенные изменения в очередной раз были внесены дважды в 2019 году (№271-ФЗ, №394-ФЗ) и аналогичное количество раз в 2020-м (№196-ФЗ, №306-ФЗ).

      Второй — №353-ФЗ (принят 21.12.2013). Федеральный закон определяет порядок и условия предоставления займов и потребительских кредитов. Он изменяется еще чаще: трижды в 2019 году (№76-ФЗ, №271-ФЗ, №483-ФЗ) и по разу в 2020-м (№106-ФЗ) и 2021-м (№149-ФЗ).

      Кроме того, не следует забывать о многочисленных документах, разработанных специалистами профильных федеральных ведомств и Центробанка. К числу первых относятся, главным образом, Минфин и ФНС.

      Федеральный закон о микрозаймах 2020 года корректировался даже в течение года. Ключевыми нововведениями, некоторые из которых стартовали еще в 2019-м, стали такие:

      • ограничение предельной ставки по микрокредитам на уровне сначала 1,5%, а затем – 1,0% в день;
      • выделение специального вида займов – без обеспечения – для которого установлены особые правила выдачи;
      • ограничение предельной переплаты суммой, равной сначала 250%, а затем 200% от основного долга.

      Как было отмечено выше, общая тенденция государственной политики по отношению к МФО не изменилась. Тренд на ужесточение требований к участникам рынка и на ограничение возможностей их заработка на клиентах сохранился и даже стал еще более четко выраженным.

      Изменения, которые вступили в силу или были приняты в 2021 году, не сильно отличаются от описанных выше. Два главных нововведения продолжили дальнейшее снижение как дневной процентной ставки (до 1,0%), так и общей суммы переплаты (до 100% от размера основного долга).

      Важно отметить, что некоторые виды займов выведены из-под этих ограничений, что несколько расширяет возможности микрофинансовых организаций и компенсирует часть потенциальных убытков. Отсюда следует вполне логичный вывод: актуальный закон об МФО 2021 года по-прежнему позволяет выдаче займов оставаться в числе самых выгодных видов бизнеса в России.

      Анализируя уже принятые и вступившие в силу корректировки в законодательство о микрофинансировании, можно с высокой долей уверенности предсказать дальнейшие действия государства. Первое и основное – активная деятельность Центробанка по проверке участников рынка на предмет соответствия ранее введенным требованиям. Результатом работы регулятора становится постепенное снижения количества легально действующих на территории России МФО. На сегодня эта цифра равняется 1 299.

      Второе весьма вероятное нововведение – очередное сокращение как дневной процентной ставки, так и суммы переплаты по отношению к основному телу микрокредита. Определить пороговые значения этих параметров достаточно сложно. Тем более – многое будет зависит от дальнейшего изменения ключевой ставки Центробанка, которая недавно впервые за несколько последних лет стала расти.

      Третьим ожидаемым изменением станет увеличение требований в части уставного капитала микрофинансовых организаций. Для МФК минимальное значение этого показателя установлено на уровне 70 млн. руб., для МКК – не отличается от обычного для ООО и равняется 10 тыс. руб. Вполне реально, что оба параметра будут скорректированы в сторону роста.

      Учитывая сказанное, еще одним последствием принятых решений наверняка станет дальнейшее сокращение количества участников микрофинансового рынка. На этом фоне важно отметить еще один существенный факт. Он заключается в том, что снижение рентабельности бизнеса привело к сокращению числа вновь открываемых МФО.

      В результате даже снижение количества исключенных Центробанком из реестра организаций не ведет к стабилизации общей численность микрофинансовых и микрокредитных компаний – она продолжает достаточно быстро уменьшаться. На данный момент нет никаких логичных оснований считать, что указанная тенденция измениться в ближайшие два-три года.

      Быстрые займы стали безопаснее. Государство снова ограничило ставки для МФО

      Практически все нововведения, которые принимаются законодателями в течение нескольких лет в этой области, направлены на ужесточение требований к участникам рынка. Главные из них – снижение суммы переплаты по займу и процентной ставки за пользование заемными средствами.

      По состоянию на середину июня 2021 года в стране законно функционирует 1 299 микрофинансовых организаций. Цифра учитывает МФО обоих типов – и микрофинансовые, и микрокредитные компании.

      Любое нарушение, а тем более – систематическое, допущенное МФО, оборачивается жесткими санкциями со стороны регулятора. Самым серьезным наказанием становится исключение из реестра, что означает запрет на дальнейшее ведение микрофинансовой деятельности.

      • Развитие рынка МФО в 2020 году
      • Пандемия и стоимость привлечения клиентов
      • Качество активов
      • Новые вызовы рынка
      • Прогноз развития рынка: восстановление
      • Методология
      • Приложение. Интервью участников исследования и партнеров
      • Приложение. Рэнкинг микрофинансовых компаний России по итогам 2020 года

      В 2020 году помимо «черного лебедя» в виде пандемии COVID-19 на рынок оказали влияние несколько новых тенденций. После краткосрочного эффекта сжатия выдачи (особенно в офлайне) многие из анкетируемых МФО стали наблюдать изменение модели потребительского поведения, а также рост спроса на микрозаймы из-за стагнации реальных располагаемых доходов и одновременного инфляционного скачка. Увеличение количества входящих заявок позволило в 2-м полугодии 2020 года показать адекватную восстановительную динамику, причем рейтингуемые агентством «Эксперт РА» микрофинансовые компании выросли не только быстрее рынка, но и без ущерба для качества активов. Совокупный портфель микрозаймов всех МФО вырос до 249 млрд рублей (+18 против +30 % за 2019-й, см. график 1).

      Наряду с указанными выше тенденциями, которые в основном носят позитивный характер для будущей динамики рынка, нельзя не отметить актуальные риски в долгосрочной перспективе, связанные уже не с пандемией, а с возможным ужесточением регулирования. Как и ранее, большинство анкетируемых компаний рассматривают новый виток регулирования рынка МФО в качестве ключевого долгосрочного вызова микрофинансовому бизнесу. «Эксперт РА» предполагает, что одним из таких вызовов может стать законопроект1, который предусматривает наделение Банка России правом ограничивать долю кредитов и займов с определенными характеристиками (например, с высоким ПСК и ПДН).

      Краткосрочные микрозаймы (на сумму до 30 тыс. рублей сроком до 30 дней) традиционно привлекали внимание регулятора как наиболее социально чувствительный сегмент. Рынок к 2021 году в полной мере адаптировался к регуляторным ограничениям «1 % в день» и «1,5Х», коснувшимся в основном PDL-микрозаймов с середины 2019-го, что привело к снижению процентных ставок по займам и диверсификации бизнеса у многих компаний, которая в значительной мере оказалась скорее косметической. Маржинальность клиента удалось удержать благодаря росту средней суммы и срока микрозайма: вместо традиционного PDL-продукта «30–30» компании почти везде внедрили продукты с той же ставкой 1 % в день, но на сумму до 100 тыс. рублей и на более длительный срок, до 180 дней. В результате ПСК по «промежуточному продукту» (удлиненный PDL) подтянулся также к 365 % годовых, поскольку доля этого продукта на рынке стала существенной. Формально такие микрозаймы не попадают в регуляторную отчетность как краткосрочные микрозаймы «до зарплаты». Такой удлиненный заем по ставке 365 % годовых с единовременным погашением долга в конце на срок 3–4 месяца и более высоким чеком до 100 тыс. рублей негативно влияет на ключевые индикаторы закредитованности заемщиков, а потому может представлять собой даже больший макропруденциальный риск, чем стремительный рост PDL-сегмента в прошлом. В данных условиях одним из сценариев, сдерживающих рост этого сегмента, может выступить решение об ограничении доли таких микрозаймов через ПСК. По оценке агентства «Эксперт РА», ограничение доли выдаваемых микрозаймов с ПСК выше 200 % окажет серьезное давление на компании, которые не имеют в структуре выдачи значимой доли микрозаймов на срок более 2 месяцев с аннуитетным погашением и остаются, по сути, монопродуктовыми. Подобное ограничение объема выдачи микрозаймов с ПСК, близким к точке безубыточности, не дополненное комплексом регуляторных послаблений, затронет порядка половины МФО и существенно замедлит динамику рынка. В таком сценарии окупятся только микрозаймы отдельным категориям платежеспособных клиентов, уже получавших микрозаймы ранее, а бизнес-модель монопродуктовой PDL-компании при ограничении доли микрозаймов с ПСК > 200 % окажется под существенным давлением.

      Помимо перспективы регулирования доли высокомаржинальных микрозаймов существует риск ограничения долгов сильно закредитованных заемщиков. Согласно «Дорожной карте регулирования долговой нагрузки на 2021–2022 годы»2 Банк России может усилить контроль ключевых показателей закредитованности населения. По данным Банка России, в ипотеке доля банковских кредитов с ПДН > 80 % составляет около 20 %, а в сегменте потребительских кредитов около 32 % по итогам 2020 года. В то же время среди рейтингуемых агентством «Эксперт РА» МФК в среднем доля микрозаймов с ПДН > 80 % составляла 70 % на 01.01.2021 в совокупном портфеле без учета микрозаймов на сумму менее 10 тыс. рублей (по которым расчет ПДН необязателен, но их доля в портфеле достаточно значима). В структуре выдачи микрозаймов за 2020 год в среднем доля микрозаймов с ПДН > 80 % составила порядка 65 % без учета предоставленных микрозаймов на сумму менее 10 тыс. рублей. Перечисленные показатели находятся на относительно высоком уровне, тем не менее, по мнению компаний, названные уровни не коррелируют с показателями просроченной задолженности (слабой платежной дисциплиной заемщиков). Во многих случаях это может объясняться большим объемом незадекларированных доходов у таких заемщиков и, соответственно, непоказательной расчетной величиной ПДН. Как следствие, у всех рейтингуемых МФК доля микрозаймов с ПДН > 80 % была существенной, при этом компании в большинстве своем результативно управляют качеством портфеля микрозаймов и демонстрируют высокую операционную эффективность бизнеса.

      Необходимо отметить, что меры по ограничению микрозаймов с высоким ПДН требуют предварительного совершенствования и унификации его расчета как внутри микрофинансового сектора, так и в сопоставлении с банковскими кредитами. Текущая нормативно-правовая база, помимо отсутствующей достоверной информации о доходах заемщика, оставляет разночтения как при определении числителя ПДН (например, возможность включения/невключения неистребованных лимитов по кредитным картам), так и знаменателя (возможность учета заявленного дохода, либо верифицированного, либо среднедушевого по региону проживания заемщика). При этом участники рынка отмечают отсутствие возможности достоверно оп��еделить доход заемщика, что на фоне слабой корреляции ПДН и дефолтности по микрозаймам потенциально увеличивает вероятные разногласия с оценками регулятора.

      Выводы аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА» основаны на публичных данных и результатах анкетирования микрофинансовых организаций. В рамках настоящего исследования под микрофинансовыми организациями понимаются юридические лица, отвечающие совокупности двух признаков: осуществляют микрофинансовую деятельность и зарегистрированы в государственном реестре микрофинансовых организаций.

      В данном исследовании в расчетах мы не учитываем портфеля займов кредитных потребительских кооперативов (КПК), сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов и ломбардов.

      В рамках исследования микрофинансового рынка, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА», под размером портфеля имеется в виду совокупный объем микрозаймов, находящийся на балансе МФО на определенную дату (включая резервы и микрозаймы с просроченными платежами). Под объемом рынка подразумевается валовой портфель микрозаймов на балансах МФО. Также агентство публикует данные анкетируемых компаний по рабочему портфелю (без учета просроченной задолженности более 90 дней, или Non-Performing Loans, NPL).

      Под микрозаймами «до зарплаты» (PDL, или Payday Loans) в настоящем исследовании мы понимаем микрозаймы, выданные физическим лицам в размере не более 30 тыс. рублей на срок до 1 месяца.

      Под потребительскими микрозаймами (IL, или Installment Loans) мы понимаем микрозаймы, выданные физическим лицам в размере более 30 тыс. рублей на срок свыше 1 месяца. В портфеле микрозаймов ЮЛ и ИП (SME, или Small & Medium Enterprise) мы учитываем микрозаймы, предоставленные на предпринимательские цели.

      Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок регулирования деятельности и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России). (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 29.12.2015 N 407-ФЗ)

      1. Правовые основы микрофинансовой деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

      2. Микрофинансовые организации осуществляют микрофинансовую деятельность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

      2.1. Микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)». (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 363-ФЗ)

      3. Кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды и другие юридические лица осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких юридических лиц. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 407-ФЗ)

      1. Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, отказ во внесении сведений о юридическом лице в указанный реестр и исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

      2. Банк России устанавливает порядок ведения государственного реестра микрофинансовых организаций. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

      3. В государственный реестр микрофинансовых организаций вносятся сведения о микрофинансовых компаниях и микрокредитных компаниях. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 407-ФЗ)

      4. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 407-ФЗ)

      5. Банк России устанавливает перечень сведений, содержащихся в государственном реестре микрофинансовых организаций, в том числе сведений, подлежащих размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сроки размещения указанных сведений. (в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)

      5.1. Банк России в установленные им порядке и сроки представляет любому лицу выписку из государственного реестра микрофинансовых организаций или информацию об отсутствии сведений о юридическом лице в указанном реестре посредством информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», единого портала государственных и муниципальных услуг (функций). Форма выписки из государственного реестра микрофинансовых организаций и требования к указанной выписке устанавливаются Банком России. (в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)

      6. За внесение сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

      1. Микрозаймы предоставляются микрофинансовыми организациями в валюте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора микрозайма.

      2. Порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются микрофинансовой организацией в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых органом управления микрофинансовой организации.

      3. Правила предоставления микрозаймов должны быть доступны всем лицам для ознакомления и содержать основные условия предоставления микрозаймов, в том числе в обязательном порядке должны содержать следующие сведения:

      1) порядок подачи заявления на предоставление микрозайма и порядок его рассмотрения; (в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)

      2) порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей;

      3) иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.

      4. Договором микрозайма может быть предусмотрена возможность предоставления микрофинансовой организацией целевого микрозайма с одновременным предоставлением микрофинансовой организации права осуществления контроля за целевым использованием микрозайма и возложением на заемщика обязанности обеспечить возможность осуществления такого контроля.

      5. Правилами предоставления микрозаймов не могут устанавливаться условия, определяющие права и обязанности сторон по договору микрозайма. В случае установления в правилах предоставления микрозаймов условий, противоречащих условиям договора микрозайма, заключенного с заемщиком, применяются положения договора микрозайма.

      1. Заемщик вправе распоряжаться денежными средствами, полученными по договору микрозайма, в порядке и на условиях, которые установлены договором микрозайма.

      2. Заемщик обязан представлять документы и сведения, запрашиваемые микрофинансовой организацией в соответствии с частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

      3. Заемщик имеет иные права и может нести иные обязанности в соответствии с федеральными законами и условиями заключенного договора микрозайма.

      1. Микрофинансовая организация вправе страховать возникающие в ее деятельности риски, в том числе риск ответственности за нарушение договора, у страховщика, за исключением страховых организаций, в которых микрофинансовая организация является учредителем (участником, акционером). Выбор страховщика осуществляется решением органа управления микрофинансовой организации. (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

      2. Микрофинансовая организация может формировать целевые фонды, порядок формирования и использования которых определяется внутренними нормативными документами микрофинансовой организации.

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

      Президент
      Российской Федерации
      Д.МЕДВЕДЕВ

      Москва, Кремль

      К примеру, гражданин имеет непогашенные микрозаймы 2019 года, и хотел бы пересмотреть их условия, исходя из новых правил игры – снизить проценты или ограничить переплату. Может ли он снизить сумму до требований минимумов 2021 года?

      К сожалению, нет. Нововведения не имеют обратной силы и распространяются только на договоры, которые заключены после даты вступления в силу изменений.

      С 1 июля 2019 года предполагается изменение некоторых стандартов, установленных Законом № 554. Нововведений ожидать не стоит. Закон ужесточает следующие правила:

      • максимальная суточная ставка по займу приравнивается к 1%;
      • максимальная сумма долговых обязательств уменьшается с 2,5 до 2-х кратного объема к первоначальному займу.

      Например, клиент просрочил заем в 12 000 руб. МФО сможет истребовать не более 24 000 руб., независимо от ставки и периода кредитования.

      С 1 января 2020 года будет уменьшаться коэффициент общей переплаты по итогу займа. МФО сможет истребовать с заемщика в 1,5 раза больше первоначальной суммы заемных средств, но не более. В сумму максимальной переплаты включаются дополнительные платежи, начисленные проценты, пени и штрафы.

      Например, заемщик оформил кредит в размере 20 000 руб. МФО начислила проценты за пользование деньгами — 5000 руб., комиссию — 1000 руб. и после просрочки платежа штраф — 2000 руб. Компания требует с должника 28 000 руб. Это законно, так как максимальный лимит по переплате — 30 000 руб. (20 000×1,5 = 30 000 руб.).

      В законодательстве о микрофинансировании не были внесены изменения по максимально возможному размеру займа. Следовательно, МФО могут выдавать и по 1 миллиону руб. под 2% в день. Но фактически этого не происходит. Существует разграничение между микрозаймами и простыми займами. Размер микрозайма планируют ограничить суммой в 50 000 руб.

      Выдача микрозаймов и кредитов подпадает под разные законодательные регуляторы. Основное различие — это размер процентов. По кредитам ограничение ставки — это 50% годовых. Максимальная ставка устанавливается Центробанком РФ. В процессе расчетов ЦБ РФ учитывает ряд показателей. Ставка ЦБ публикуется ежедневно. Максимальная ставка за день пользования микрозаймом пока ограничена до 1,5% в сутки, это 547% в год. С 1 июля 2019 года ставка в сфере МФО составит 1% в день или 365% в год. Кроме того, микрофинансовые компании не смогут применять при начислении правило «проценты на проценты». За счет данной методики расчетов многие МФО добиваются роста задолженности в геометрической прогрессии. Теперь это запрещено.

      Эксперты в сфере МФО считают, что введенные законом меры к уменьшению количества микрофинансовых организаций. Многие из них не смогут подстроиться под новые требования. На рынке останутся только крупные игроки.

      Нововведения существенно облегчат жизнь заемщиков. Теперь они могут спокойно брать займы с уверенностью, что ставка не повысится до 1000% в год, а общая сумма долга не выйдет за разумные пределы. Закон № 554 можно найти на официальных сайтах справочно-правых систем.

      ВС формирует практику по микрозаймам

      С начала 2020 года при выдаче займов нельзя требовать от заёмщика выплаты суммы по процентам, превышающей 150% от величины денег, взятых в долг.

      Иными словами, если вы взяли займ или кредит размером 10 тысяч рублей, то кредитор не вправе требовать от вас выплаты более 25 тысяч рублей (10 + 15 = 25, где 10 — сумма займа или кредита, 25 — сумма займа, увеличенная на 150 процентов). Берёте 20 тысяч рублей — возвращаете не больше 50 тысяч ( 20 + 30 = 50) и так далее.

      Этот механизм действует как ограничение предельной задолженности: когда долг заёмщика достигает величины «Сумма займа + 150%», все начисления прекращаются, сумма фиксируется и больше не будет увеличиваться.

      В октябре 2019 года начал действовать ещё один набор правил для микрофинансовых организаций: обязательный расчёт коэффициента предельной долговой нагрузки (ПДН) для каждого заёмщика. Центробанк (регулятор отрасли) ввёл единую формулу для оценки финансового положения граждан, которые хотят получить в заём более десяти тысяч рублей.

      Её суть довольно проста:

      перед выдачей займа, микрофинансовая или кредитная организация должна оценить все доходы потенциального заёмщика и все его долги, включив в последние будущий заём. Соотношение доходов и расходов — тот самый ПДН. Итоговое число должно повлиять на решение о выдачи денег.

      Центробанк не обязывает МФО отказывать заёмщику если его коэффициент предельной долговой нагрузки имеет какое-либо критическое значение (считается, что ПДН больше 0,5 — норма, а меньше — довольно высок). Одобрение или неодобрение заявки зависит ещё и от суммы оставшихся у клиента средств.

      Пример. При расчёте ПДН будущего клиента, микрофинансовая организация получила значение 0,3. Это означает, что человек тратит 70 процентов дохода на выплаты по долгам. Получается, что коэффициент очень высок и займ попадает в группу риска. Однако, если оставшиеся 30 процентов дохода составляют сумму многократно превышающую прожиточный минимум, МФО может посчитать, что заёмщик вполне платежеспособен и у него достаточно стабильное финансовое положение.

      При обращении в разные МФО и банки, скорее всего, человек получит разные значения коэффициента ПДН. Это связано с тем, что несмотря на единую формулу расчёта, организации могут не учитывать доходы или долги отдельных видов, принимая или не принимая в расчёт их источники.

      Другая особенность применения ПДН: даже в случае, если коэффициент предельной долговой нагрузки очень высок, а оставшиеся доходы заёмщика близки к величине прожиточного минимума, то микрофинансовая организация всё равно может одобрить выдачу займа. Если её политика позволяет работать с такими клиентами, деньги выдадут, а организация понесёт повышенные риски невозврата и обязана будет заморозить дополнительные средства для оплаты возмещения рискованного займа.

      С июля 2019 года действует норма, запрещающая микрофинансовым организациям устанавливать ежедневную ставку по займам в размере более одного процента в день.

      Здесь тоже всё довольно просто: при выдаче займа, например, размером в 10 тысяч рублей, ежедневная ставка не может быть выше 100 рублей (10 000 / 100 = 100). Если заём выдан на один месяц, то в итоге клиент не должен платить больше чем 13100 рублей (10000 + (100 * 31) = 13100).

      МФО не смирились с потерей доходов. Закон не запрещает микрофинансовым организациям предлагать клиентам другие услуги, кроме, собственно, выдачи денег в заём. Снижение выручки в результате законодательных ограничений, некоторые МФО компенсируют введением дополнительных услуг для своих клиентов.

      Комиссии разных видов; страхование здоровья или например, от потери работы; дистанционные медицинские услуги; юридические сертификаты — многие заёмщики столкнулись с этими и подобными предложениями при заключении договоров займа. Навязывание допуслуг незаконно и принуждение клиентов к их оплате для получения положительного решения по заявке вызывает жалобы и обращения к регулирующим органам.

      Для сотен микрофинансовых организаций выходом из текущего положения становится просто прекращение работы.

      Правительство и Центробанк борются с образованием кредитного пузыря, снижая долю необеспеченных кредитов, «охлаждая» рынок. Регулятор вынужден реагировать и на перегибы, которые возникали при работе микрофинансовых организаций, когда ставки по займам достигали астрономических сумм, а закредитованность граждан росла высокими темпами.

      Директор саморегулируемой организации «МиР» Елена Стратьева считает, что меры регулятора пока неэффективны и не приводят к снижению закредитованности населения, а ограничение на максимальный размер долга (150 процентов от размера займа) приведёт к высокому риску невозвратов — заёмщики теперь имеют право не платить «сколь угодно долго практически без последствий».

      Анатолий Асаков, глава комитета по финансовому рынку Госдумы говорит о том, что уже вступившие в силу ограничения для МФО — это только начало активных действий со стороны государства, которое в дальнейшем будет регулировать рынок ещё более жёстко.

      Рейтинговое агентство «Эксперт РА» прогнозирует уход около 400 микрофинансовых организаций с рынка в 2020 году. Есть и более мрачные прогнозы: закроются от 600 до 700 МФО.

      Несмотря на то, что в 2019 году МФО выбывали из игры сотнями, количество заёмщиков росло (+25%) и увеличивался портфель микрозаймов (+23%) — об этом сообщил зампред Банка России Владимир Чистюхин.

      Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми

      Что говорят представители МФО?

      Владислав Кончаков из LIME Credit Group считает, что последние меры регулятора могут привести к уходу с рынка лишь МФО, которые и так балансируют на грани доходности. Для остальных же ограничение предельной суммы долга заёмщика не критичная величина.

      Роман Макаров из МФК «Займер» согласен с тем, что большого влияния на рынок январские нововведения не окажут: для краткосрочных займов полуторократная величина долга недостижима, а при выдаче более крупных сумм на большие сроки, микрофинансовые организации и так более тщательно проверяют заёмщиков, снижая риски невозвратов.

      Оправдана ли ставка на комиссионные и дополнительные услуги для компенсации уменьшающихся доходов? Представители МФО подтверждают это:

      • Ирина Хорошко из MoneyMan говорит, что прибыли компании от допуслуг продолжают увеличиваться: страховка приносит десятую часть всех доходов.
      • В МФК «МигКредит» комиссионные доходы в 2019 году увеличились на 31 процент по сравнению с предыдущим годом.

      По данным реестра микрофинансовых организаций ЦБ РФ на 01.11.2021 г. исключены:

      • ООО МКК «Быстрая Денежка»
      • МКК «ФОРМАП+»
      • ООО Микрокредитная компания «Алтынъ»
      • ООО МКК «ФЕОДОРО»
      • ООО МКК «МАНИВОЛЛ КРЕДИТ»
      • ООО МКК «Даниста»
      • ООО МКК «Быстрый займ 14»
      • ООО МКК «Л ФИНАНС»
      • ООО МКК «Финрегион»
      • ООО МКК «Акинчев»
      • ООО МКК «Квинс-капитал»
      • ООО МКК «Поволжский пенсионер»
      • ООО МКК «Сумма»
      • ООО МКК «1-я Народная Касса»
      • ООО МКК «ФРЭОС»
      • ООО МКК «Рассрочка+»
      • ООО МКК «Восторг капитал»
      • ООО МКК «Финансовая свобода»
      • ООО МКК «Финкред»
      • ООО МКК «СтандартФинанс СТВ»
      • ООО МКК «Денежная истина»
      • ООО МКК «Точка Займа»
      • ООО МКК «Финанби»

      Подобный законопроект обсуждают уже достаточно давно, поэтому появилось множество слухов. И с каждым годом появляется всё больше информации, которая только путает, а не вносит ясность. Инициатива властей часто трактуется совершенно неправильно. Одни граждане вообще не ждут, что подобные поправки в законодательство улучшат текущую финансовую ситуацию.

      1. Сначала клиент допускает одну просрочку. Например, на неделю или пару дней. Неустойка постепенно увеличивается из-за начисления штрафа и пени.
      2. Спустя некоторое время необходимая сумма платежа вносится.
      3. Но деньги направляют только на то, чтобы расплатиться со штрафами, остаток идёт на процент. На тело долга ничего не остаётся, поэтому показатель и не уменьшается. То есть, размер задолженности — такой же, что и до перечисления указанной суммы.
      4. Минимально необходимая сумма снова не набрана, что приводит к появлению просрочек. Применяются новые санкции. Увеличивается и общий срок долговых обязательств.
      5. Сумма для физических лиц становится значительно больше из-за постоянных надбавок и открытых просрочек. Все платежи уходит только на штрафы и тариф.
      1. Принадлежность к определённой социальной группе, возраст. Например, для пенсионеров планируется вводить более лояльные условия.
      2. Начисление серьёзных сумм по штрафным санкциям.
      3. Отсутствие залогового имущества, за счёт которого изначально обеспечивалась сделка.
      4. Нет финансовых возможностей для погашения.
      5. По текущим займам долг достиг крупных, средних размеров.

      Ограничения деятельности МФО (микрофинансовых организаций)

      1. Организует залоговую сделку. Например, ипотеки и автокредиты. Тогда кредитору вообще не выгодно предоставлять серьёзные скидки. Положение таких клиентов нельзя назвать безнадёжным, у них остаются некоторые возможности для погашения долгов. От залога всегда можно просто отказаться.
      2. Если доказано, что возможность для погашения долгов была. И если сейчас есть свободные финансы, которые не используются по тем или иным причинам.
      3. Если обнаружится, что сотрудников банка намеренно ввели в заблуждение.
      4. Поддельные документы или ложные данные, предоставленные для заключения первичного договора. В этом случае кредитно-правовая амнистия недоступна.

      В список льготников включат граждан, у которых причины задержек действительно серьёзные. Например, если появились такие обстоятельства:

      1. Женщины, ушедшие в декретный отпуск и лишившиеся части дохода.
      2. Если неприятности случились с родственниками, в результате чего общий доход снижается.
      3. Временная потеря трудоспособности, операция и другие виды лечения.
      4. Исчез единственный источник дохода, либо общие цифры сильно снижаются.

      Дополнительные условия предоставляют пенсионерам. Для них доступно снижение процентов, нельзя применять требования по немедленной оплате всех долгов. Штрафы планируют списать, а начисление новых — приостановить, даже если есть очередные просрочки. Так и действует амнистия по кредитным долгам.

      Предполагается, что процедуры проходятся во внесудебном порядке, либо при обращении в соответствующую инстанцию. Там же можно задать вопрос «амнистия вступила в силу»?

      О банкротстве

      Граждане получили доступ к этой процедуре, начиная с 2015 года. В процессе участвует арбитражный суд, а инициируют его кредиторы, либо сам должник.

      1. Обязательным требованием становится участие управляющего. Он контролирует расходы и доходы должника, распоряжается его имуществом, проводит оценку и реализует через торги при необходимости.
      2. Начисление процентов и штрафов прекращается ровно с момента, когда принято решение о возбуждении дела. Взыскание через коллекторов, приставов в этот момент тоже становится невозможным.
      3. Если имущества недостаточно для расчётов или оно отсутствует — долги могут списать.
      4. Судебное банкротство — длительная и затратная процедура, любые дополнительные расходы возлагаются на плечи должников.

      При подтверждении неплатёжеспособности заявление принимают без проблем. Если инициатором выступает кредитор — он должен доказать не только сам размер долга, но и наличие просрочек по времени.

      Часто такие дела завершаются реструктуризацией долгов или мировым соглашением. Либо суд вообще отказывается освобождать должника от обязательств.

      Разбираем законы об МФО и новые изменения

      Период

      Значение, %

      С 01.07.2019 по настоящее время 1
      С 28.01.2019 по 30.06.2019 1,5
      С 29.03.2016 по 27.01.2019 2
      С 01.01.2010 по 28.03.2016 2 и более

      Далее для МФО были предусмотрены изменения ограничений с 1 января 2021 года. Максимальный размер процентов в МФО по закону составляет 1%, а общий размер переплаты не может превышать 1,5-кратного размера первоначально одобренной суммы. В переплату включены ежедневные процентные начисления, пени, штрафы и неустойки.

      Заемщики должны информироваться о том, какой максимальный процент в микрофинансовых организациях устанавливается – компании указывают лимиты в договоре, а также не официальном сайте. Клиентам могут быть предложены несколько вариантов:

      • краткосрочный или долгосрочный займ по ставке 1% на весь срок;
      • ставка 0% для новых заемщиков на весь льготный период (до 5–10 дней) в рамках акций;
      • программы лояльности для постоянных клиентов – снижение ставки со второго займа до 0,8–0,9%;
      • специальные программы для студентов и пенсионеров – ставка уменьшается до 0,8–0,9% при условии предоставления документов, которые подтвердят получение пенсии или учебу в вузе.

      Актуальная годовая ставка в МФО достигает 365%. Она гораздо выше, чем предлагают банки, но микрофинансовые организации берут более высокую плату за счет лояльности к клиентам, минимальных требований, высокой скорости рассмотрения заявок и мгновенного перевода денег на карту.

      Мы уже выяснили, что максимальный процент по микрозайму по закону ограничен до 1% в сутки. Какие еще полномочия остались у МФО?

      • можно кредитовать физических лиц в возрасте от 18 лет в размере до миллиона рублей; компаниям выдадут заем суммой до 3 млн. рублей;
      • создание фондов для покрытия ущерба;
      • запрос данных заемщика, чтобы оценить уровень его платежеспособности.

      При этом МФО обязана:

      1. Размещать на своем сайте положения о выдаче микрозаймов, о начислении процентов, о кредитной политике.
      2. По запросу предоставлять клиентам копию свидетельства о включении в реестр МФО.
      3. Информировать о рисках и последствиях при оформлении займа; предупреждать, во сколько может вырасти долг, и давать другие честные сведения.
      4. Сохранять банковскую тайну в отношении транзакций клиентов.

      ВНИМАНИЕ! Разъяснения касаются договоров микрозайма, заключенных в период с 01.01.2017 по 27.01.2019 включительно.

      Когда применяется трехкратное ограничение по начислению процентов по договорам потребительского микрозайма и когда применяется двукратное ограничение по начислению процентов и иных платежей при просрочке исполнения обязательств по микрозайму?

      Микрофинансовые организации (МФО) не вправе начислять заемщику — физическому лицу проценты по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, в случае, если сумма начисленных по договору процентов достигнет трехкратного размера суммы займа — за исключением неустойки (штрафа, пени) и платежей за услуги, оказываемые заемщику за отдельную плату. Данная норма установлена в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.07.2010 No 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (Закон No 151-ФЗ).

      Условие, содержащее данный запрет, должно быть указано МФО на первой странице договора потребительского займа, срок возврата по которому не превышает одного года, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского займа.

      Из указанной нормы следует, что МФО не вправе начислять заемщику по договору потребительского займа (заключенному на срок до 1 года) проценты, превышающие трехкратный размер выданного потребительского займа.

      Следовательно, выдавая заем в сумме 5000 рублей, задолженность заемщика ни в какой момент времени не может превысить 20000 рублей, которые включают сумму займа в размере 5000 рублей и начисленные проценты в размере 15000 рублей (5000 рублей * 3).

      Данное ограничение не распространяется на неустойку (штраф, пени) и платные услуги, определенные договором потребительского займа.

      Согласно статье 12.1 Закона No 151-ФЗ, после возникновения просрочки исполнения обязательства заемщика — физического лица по возврату суммы займа и (или) уплате причитающихся процентов по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, МФО вправе продолжать начислять заемщику — физическому лицу проценты только на не погашенную им часть суммы основного долга. Проценты на не погашенную заемщиком часть суммы основного долга продолжают начисляться только до достижения ими двукратной суммы непогашенной части займа. МФО сможет вновь начать начисление процентов лишь после частичного погашения заемщиком займа и (или) уплаты причитающихся процентов.

      Данные условия должны быть указаны МФО на первой странице договора потребительского займа, срок возврата по которому не превышает один год, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского займа.

      Из указанной нормы следует, что при наступлении просрочки исполнения обязательств по договору потребительского займа МФО может начислять должнику проценты на оставшуюся (непогашенную) часть суммы основного долга. При этом начисленные проценты не могут превышать двукратный размер непогашенной части суммы основного долга.

      Следовательно, в тот момент времени, когда сумма просроченной задолженности по основному долгу равна 5000 рублей, сумма, взимаемая с заемщика при просрочке исполнения обязательства, будет равна 15000 рублей, которые включают сумму просроченной задолженности по основному долгу в размере 5000 рублей и начисленные проценты в размере 10000 рублей (5000 рублей * 2).

      Однако принят закон №554-ФЗ от 27.12.2018 г., которым ограничен размер процентов по потребительским кредитам и исключено право кредитора продолжать начислять проценты при просроченной задолженности.

      Указанное закон применяется с 28.01.2019 г., однако на практике это делается займодателями неохотно или недобросовестно, в связи с чем более настойчивые в достижении своих целей граждане с помощью юриста, а кто сам юридически подкован, обращаются для защиты своих прав в суд.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *