Порядок получения разрешения на реконструкцию частного жилого дома в 2022 году

Автор: | 03.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок получения разрешения на реконструкцию частного жилого дома в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 4 августа прошлого года введен единый – уведомительный – порядок строительства, реконструкции и оформления права собственности в садоводческих некоммерческих товариществах и населенных пунктах. С этой даты для возведения жилого дома на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенного пункта, получение разрешения на строительство/реконструкцию больше не требуется. Для объектов ИЖС, созданных на вышеуказанных землях и для создания садового дома, жилого дома на садовом земельном участке установлена обязанность для правообладателей земельных участков: уведомить о планируемом строительстве/реконструкции жилого или садового дома, а также об окончании строительства/реконструкции жилого или садового дома. Ввод в эксплуатацию жилых домов, садовых домов также больше не потребуется.

Уведомительный порядок возведения жилых и садовых домов установлен вступившим в силу Федеральным Законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Теперь, соблюдая новый порядок, перед началом строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик (правообладатель земельного участка) должен предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома. Сделать это можно несколькими способами: заказным письмом с уведомлением по почте, через портал госуслуг, через МФЦ.

В уведомлении должны быть указаны ФИО и адрес застройщика, его паспортные и контактные данные, кадастровый номер участка, сведения о правах на землю и видах ее разрешенного использования, а также сведения о планируемых параметрах будущего дома.

С уведомлением о планируемом строительстве по общим правилам следует направить, например, правоустанавливающие документы на земельный участок (если права на него не зарегистрированы в ЕГРН). При этом установлено, что правоустанавливающие документы на земельный участок могут быть запрошены органом местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия.

Важно отметить, что понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» применяется в одном значении. Под объектом индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящее здание (жилые дома, индивидуальные жилые дома), которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Определены предельные размеры для жилых домов – не выше 20 метров и не больше трех этажей.

После подачи уведомления о планируемом строительстве, реконструкции жилого дома, садового дома не стоит сразу начинать строительство, нужно дождаться уведомления от уполномоченного органа местной администрации о соответствии либо несоответствии объекта ИЖС, садового дома установленным параметрам и допустимости (недопустимости) его размещения на земельном участке, виду разрешенного использования земельного участка.

Уполномоченный орган в течении 7 рабочих дней со дня получения уведомления о планируемом строительстве, реконструкции проводит проверку на соответствие будущей постройки всем нормам законодательства и направляет застройщику уведомление о соответствии или о несоответствии планируемого строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке. После этого у застройщика появляется законное право приступать к строительству. Уведомление действует в течение 10 лет.

Если застройщик никакого ответного письма и уведомления от уполномоченных органов в установленный для этого срок не получил, то размещение объекта на земельном участке считается согласованным (согласно указанным им параметрам).

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Раньше под дачную амнистию подпадали садовые дома и хозяйственные постройки на участках, предоставленных для садоводства и дачного хозяйства. На землях для ИЖС или личного подсобного строительства в границах населенных пунктов требовалось разрешение. Теперь же в упрощенном порядке можно оформить права собственности на дом и на землях под ИЖС, и для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.

Дачную амнистию усложнили. В новом законе введен переходный период для граждан, которые начали строительство дома до 4 августа 2018 года без получения разрешения на него. Он будет действовать до 1 марта 2026 года — в течение этого времени можно подать документы, а разрешения на начало строительства и ввод дома в эксплуатацию не требуются. После 1 марта 2026 года оформить права на дом можно будет только в судебном порядке. Это должно стать мотивацией для граждан к возобновлению строительства жилых домов и позволит без лишних сложностей оформить права на строящуюся недвижимость, считают авторы законопроекта.

Как оформить реконструкцию частного дома?


Росреестр подготовил разъяснения:

— о проверке параметров созданных (образованных) объектов капстроительства;

— об оценке соответствия положениям ГрК построенных индивидуальных жилых домов, не имеющих помещений вспомогательного использования и представляющих собой одно помещение;

— о проверке документов об объекте недвижимости, в отношении которого предусмотрен «упрощенный» порядок кадастрового учета и (или) регистрации;

— о необходимости представления уведомления о соответствии построенного объекта при осуществлении учетно-регистрационных действий.

Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство (далее – разрешение) представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, ППТиПМ, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям ППТиПМ при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта[1], а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешённым использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с п. 7 ст. 36 ГрК РФ требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

По общему правилу разрешение выдаётся по заявлению застройщика органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, которым утверждается и форма заявления. В отношении отдельных видов объектов капитального строительства и земельных участков форма заявления о выдаче разрешения утверждается в особом порядке[2].

Особый порядок выдачи разрешения специально уполномоченными органами (организацией) предусмотрен для некоторых объектов, в частности:

  • объектов космической инфраструктуры;
  • гидротехнических сооружений;
  • объектов, связанных с использованием недр;
  • объектов, связанных с атомной энергией, и т. п.

Например, в случае, если при проведении работ по сохранению ОКН затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности такого объекта, разрешение выдаётся исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН (п. 5.1 ст. 51 ГрК РФ).

Также особый порядок выдачи разрешения предусмотрен в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства:

  • на территориях двух и более субъектов РФ (включая осуществляемую на территории одного субъекта РФ реконструкцию объекта, расположенного на территориях двух и более субъектов РФ), в том числе линейного объекта на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ, – выдаётся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района – органом местного самоуправления муниципального района.

При этом в силу прямо установленного ГрК РФ запрета не допускается выдача разрешения на строительство при отсутствии утверждённых ПЗЗ, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального, регионального, местного значения, а также объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, регламенты, в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, в иных предусмотренных законом случаях.

Кроме того, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для КРТ, выдача разрешения на строительство многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утверждёнными ППТиПМ.

С 01.01.2024 перечень устанавливаемых ГрК РФ запретов на выдачу разрешения на строительство дополнится запретом на выдачу разрешения на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения, содержится в п. 7 ст. 51 ГрК РФ. Требуемые документы должны содержать необходимую информацию о земельном участке, в том числе ГПЗУ, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство[3], о планируемом строительстве/реконструкции, сведения о застройщике.

С 04.08.2018 перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения, был скорректирован. Так, в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством РФ подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона подлежит изменению, к заявлению о выдаче разрешения должно быть приложено решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.

Форма разрешения утверждена Приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Данный Приказ также содержит подробную инструкцию по заполнению разрешения.

Нарушение утверждённой формы или порядка её заполнения при выдаче разрешения может повлечь за собой признание такого разрешения не соответствующим закону и недействующим, а также приостановление строительства до получения нового разрешения. Например, разрешение может быть признано недействующим в связи с несоответствием содержащихся в нём сведений проектной документации[15].

По общему правилу строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения, а осуществление указанных действий при отсутствии разрешения является основанием для привлечения к административной ответственности и/или признания строительства самовольным.

При этом п. 17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрен открытый перечень случаев, когда получение разрешения не требуется:

1) строительство, реконструкция гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство, реконструкция на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определённых в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
2) строительство, реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства;
3) строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и иных некапитальных строений, сооружений);
4) строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
5) изменение объектов капитального строительства (их частей), не затрагивающее конструктивные и другие характеристики их надёжности и безопасности и не превышающие предельные параметры, установленные градостроительным регламентом, в т. ч. капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также строительство, реконструкция буровых скважин;
6) строительство, реконструкция посольств, консульств и представительств РФ за рубежом;
7) строительство, реконструкция объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;
8) размещение антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;
9) иные случаи, когда в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения не требуется[16].

Ранее Постановлением Правительства РФ от 17.08.2019 № 1064[17] было также установлено, что в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, получение разрешения на строительство также не требуется. При этом следует учитывать, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.

В соответствии с п. 14.1 ст. 1 закона № 126-ФЗ[18] к особо опасным, технически сложным сооружениям связи относятся сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров.

Поскольку антенные опоры (мачты и башни) могут быть квалифицированы в качестве сооружений связи, то создаётся риск, при котором указанная совокупность норм может быть истолкована уполномоченными органами и/или судебными органами как допускающая возможность строительства без получения разрешения на строительство только сооружений связи, документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота до 50 метров, а также заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 5 метров. В иных случаях для размещения сооружений связи (антенных опор, мачт и башен), выходящих за пределы указанных характеристик (с заглублением ниже 5 метров), требуется получение разрешения на строительство.

На текущий момент в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816[19] вышеуказанное Постановление № 1064 утратило силу. Однако новое постановление, не отменяя норму о возможности строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, без получения разрешения на строительство, дополнило соответствующий перечень новыми 11 случаями. Теперь без получения разрешения допустимо строительство (реконструкция) следующих объектов:

1) линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов;
2) тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно;
3) водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм;
4) линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм;
5) линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населённых пунктов;
6) отдельно стоящих ветроэнергетических установок высотой менее чем 250 метров, а также солнечных батарей;
7) автомобильных дорог IV и V категорий;
8) объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомоб��льных дорог;
9) местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;
10) пешеходных улиц и площадей городов;
11) парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек.

Разрешение на реконструкцию частного дома

Отмена разрешения на строительство – это волевое действие уполномоченного органа по отзыву ранее выданного разрешения на строительство как выданного с нарушениями.

П. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 № 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространён арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т. ч. и на разрешение на строительство.

Достаточным основанием для отзыва уполномоченным органом разрешения на строительство, по мнению судов, было нарушение застройщиком или уполномоченным органом ст. 51 ГрК РФ, регулирующей правила выдачи такого разрешения, вне зависимости от степени их существенности, например:

  • отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок[31], истечение срока действия договора аренды[32];
  • несоответствие проектной документации положению о составе проектной документации[33], в том числе отсутствие некоторых необходимых разделов[34];
  • несоответствие ВРИ земельного участка[35];
  • несоблюдение санитарных правил при проектировании (отсутствие учёта санитарно-защитной зоны проектируемого объекта)[36];
  • отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации[37];
  • несоблюдение специальной процедуры при выдаче разрешения[38] и т. д.

Необходимо отметить, что в 2011 году ст. 51 ГрК РФ была дополнена п. 21.1, который предусматривает несколько случаев, когда действие разрешения на строительство может быть прекращено уполномоченным органом:

1) принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) поступление предписания уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
3) отказ застройщика от права собственности и иных прав на земельные участки;
4) расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

После появления этой нормы возник следующий вопрос: может ли быть прекращено действие разрешения на строительство в иных, помимо указанных в п. 21.1 ст.51 ГрК РФ, случаях?

Анализ актуальной практики арбитражных судов свидетельствует о том, что мнения судов разделились. В судебной практике представлено две позиции:

  • отзыв разрешения на строительство возможен, если застройщиком или уполномоченным органом нарушены положения ст. 51 ГрК РФ вне зависимости от наличия обстоятельств, указанных в п. 21.1 данной статьи. При этом п. 21.1 устанавливает специальные основания для отмены разрешения на строительство в ситуации, когда на этапе его выдачи никаких нарушений не было допущено, но впоследствии появились обстоятельства, препятствующие дальнейшему строительству. Анализ практики Верховного Суда РФ[39] и арбитражных судов ряда округов свидетельствует о том, что они придерживаются этой позиции[40];
  • п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых разрешение на строительство может быть отозвано. При этом в решении уполномоченного органа должна быть ссылка на одно из обстоятельств, указанных в п. 21.1, в противном случае решение об отзыве является незаконным. В частности, такую позицию занимает Арбитражный суд Волго-Вятского округа[41].

Таким образом, судебная практика в подавляющем большинстве случаев полагает, что отмена разрешения на строительство в порядке самоконтроля возможна, если это разрешение было выдано с нарушением требований градостроительного законодательства.

С 04.08.2018[43] введён новый порядок строительства ИЖС путём направления специального уведомления о планируемом строительстве объектов ИЖС вместо получения разрешения на строительство.

Следует отметить, что указанными поправками в ГрК РФ также было закреплено легальное определение «объект ИЖС», под которым понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект ИЖС», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» равнозначны.

Теперь в целях строительства, а также реконструкции объекта ИЖС или садового дома частные застройщики обязаны направить в уполномоченный орган специальное уведомление о планируемом строительстве, согласно утверждённой форме[44], в порядке, определённом новой ст. 51.1 ГрК РФ.

Из указанной нормы следует, что требование о направлении уведомления о планируемом строительстве распространяется не только на строительство жилых домов, но и на строительство садовых домов, к которым ранее законодательство не предъявляло требований о получении разрешений или иного согласования строительства.

Соответствующее уведомление о планируемом строительстве должно содержать в себе определённый перечень сведений, перечисленных в п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ (о застройщике, о земельном участке, о планируемых параметрах постройки и т. д.), а также к нему должны быть приложены документы, перечисленные в п. 3 ст. 51.1 ГрК РФ (правоустанавливающие на земельный участок, описание внешнего облика в определённых случаях), а само уведомление может быть направлено одним из предложенных законом способов: личное обращение, обращение через МФЦ, направление уведомления по почте или через единый портал государственных и муниципальных услуг.

В случае, если в направленном уведомлении о планируемом строительстве отсутствуют необходимые сведения либо к нему не приложены необходимые документы, уполномоченный орган возвращает застройщику уведомление в течение 3 рабочих дней со дня поступления такого уведомления. В этом случае уведомление считается ненаправленным (п. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).

После получения уведомления о планируемом строительстве, соответствующего формальным критериям, уполномоченный орган обязан рассмотреть его в течение 7 рабочих дней, результатом чего должно стать направление частному застройщику уведомления о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения таких объектов на земельном участке либо уведомление о несоответствии.

Срок рассмотрения уведомления составляет 20 рабочих дней в случае, если создание объекта ИЖС или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство такого объекта.

Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке перечислены в п. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, указанный перечень оснований является закрытым.

В случае, если в установленный срок (7 или 20 рабочих дней) уполномоченный орган не направит частному застройщику, подавшему уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома, уведомление о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке, то поданное уведомление считается согласованным и даёт право частному застройщику осуществлять строительство в соответствии с указанными им в уведомлении параметрами в течение 10 лет со дня направления такого уведомления. Данное право сохраняется также при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС или садовый дом, при этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется (п. 13 ст. 51.1 ГрК РФ).

В соответствии с концепцией уведомительного порядка строительства объектов ИЖС в ст. 55 ГрК РФ, регулирующей порядок выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию, были внесены дополнения, устанавливающие уведомительный порядок информирования уполномоченных органов об окончании строительства объекта ИЖС (п.п. 16–21 ст. 55 ГрК РФ).

Теперь частные застройщики не позднее одного месяца со дня окончания строительства объекта ИЖС или садового дома в порядке, аналогичном подаче уведомления о планируемом строительстве, направляют в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомление об окончании строительства такого объекта с указанием необходимых сведений и приложением необходимых документов (п. 16 ст. 51.1 ГрК РФ).

Соответствующее уведомление может быть возвращено застройщику в течение 3 рабочих дней со дня его поступления и считается ненаправленным по следующим основаниям:

  • отсутствие в уведомлении предусмотренных сведений или отсутствие документов, прилагаемых к нему;
  • поступление уведомления об окончании строительства по истечении 10 лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве либо ��сли такое уведомление ранее не направлялось.

В положениях ст. 1 ГрК РФ содержится понятие застройщика, под которым понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Одновременно в законе введено понятие технического заказчика – юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции.

При этом согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться как сам застройщик, так и привлекаемый на основании договора строительного подряда индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Такое лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Таким образом, положения ГрК РФ допускают передачу полномочий как застройщика, так и (технического) заказчика другому лицу. В т. ч. возможна передача полномочий только в рамках одного или нескольких этапов строительства.

Следует помнить, что в законодательстве установлено обязательное требование об участии в СРО лица, планирующего осуществление функций технического заказчика.

На практике случаи передачи полномочий нередки, и оформляется такая передача договорами, чаще всего поименованными как договор на осуществление функций заказчика (застройщика) или договор о распределении функций заказчика (застройщика). Вопрос о правовой природе такого договора является дискуссионным как в теории гражданского права, так и в судебной практике. Единое мнение по данному вопросу не сформировано, в основном такие договоры определяют как договор совместной деятельности, подрядный, инвестиционный или агентский, а также как смешанный договор, содержащий в себе элементы перечисленных договоров в различных комбинациях. По нашему мнению, данный договор представляет собой разновидность агентского договора (гл. 52 ГК РФ). Подтверждением данной позиции является, в частности, то, что выполнение техническим заказчиком своих функций возможно только на основании выданной застройщиком доверенности, т. е. технический заказчик осуществляет некоторые представительские функции для застройщика.

Не следует отождествлять технического заказчика с генеральным подрядчиком. По общему правилу функции, осуществляемые заказчиком, не входят в обязанности генерального подрядчика, и, как видно из приведённых положений ст. 1 ГрК РФ, функции заказчика существенно шире. По общему правилу технический заказчик не осуществляет непосредственно строительные работы, а взаимодействует с генеральным подрядчиком от имени застройщика. В связи с этим, если строительство ведёт генеральный подрядчик, ответственность за качество, срок выполнения работ не может быть возложена на технического заказчика[45].

С 1 июля 2017 года отменено требование о выполнении работ, приведённых в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённом Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, лицами, имеющими допуски СРО. После 1 июля 2017 года выполнение указанного вида работ допустимо лицами, состоящими в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, без необходимости получения ими каких-либо дополнительных допусков. Положениями ст. 9.5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление таких видов работ лицом, не являющимся членом СРО.

При этом ранее на практике дискуссионным являлся вопрос о необходимости соблюдения соответствующих требований застройщиком или техническим заказчиком в том случае, когда указанные работы осуществляет привлечённое застройщиком или (техническим) заказчиком на основании договора юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, т. е. (генеральный) подрядчик. С 1 июля 2017 года указанная неопределённость разрешена в связи с наличием требования об исполнении функций технического заказчика только членом, соответственно, саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 47, п. 4.1 ст. 48, п. 2.2 ст. 52 ГрК РФ[46].

Следует учитывать позицию Минстроя России при взаимодействии с органами государственного строительного надзора. В соответствии с данными разъяснениями истребование от застройщиков продленных разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 7 апреля 2020 г. по 1 января 2021 г., является незаконным.

С 17 марта 2021 г. вступили в силу изменения, согласно которым в заявлении о распоряжении материнским капиталом больше не требуется указывать сведения из акта освидетельствования проведения основных работ по строительству жилого дома.

Ранее для получения такого акта нужно было обратиться в Администрацию с запросом. В настоящий момент для подтверждения того, что дом построен, достаточно предоставить выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на данный объект недвижимости. При этом дом должен быть возведен после 1 января 2007 г. В случае если объект ИЖС построен ранее, граждане вправе направить средства материнского капитала только на его реконструкцию. В такой ситуации акт освидетельствования выполненных работ все же потребуется.

Важные изменения в сфере индивидуального жилищного строительства

Желающие получить компенсацию расходов на строительство или реконструкцию жилого дома в заявлении о распоряжении средствами МСК помимо общей информации должны указать дополнительные сведения.

  • Сведения о зарегистрированном в ЕГРН праве на земельный участок, на котором построен или реконструирован жилой дом.
  • Земельный участок может находиться в собственности граждан, в том числе супруга заявителя, либо использоваться на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды или безвозмездного пользования. При этом участок должен быть предназначен для ИЖС или ведения садоводства.

    Для предоставления данной информации понадобится выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок или свидетельство о государственной регистрации права собственности (по выбору заявителя).

  • Сведения о зарегистрированном в ЕГРН праве на построенный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства.
  • В данном случае имеются в виду данные о доме, содержащиеся в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах. По выбору заявителя могут быть предоставлены свидетельство о государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом или выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

  • Сведения из документа, подтверждающего проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
  • В случае реконструкции дома потребуется акт освидетельствования выполненных работ, выданный органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство. Куда именно за ним обращаться – зависит от того, где расположен дом. Например, если он в Москве, данный документ можно получить в Комитете государственного строительного надзора, если в Троицке или Щербинке – в органе местного самоуправления.

  • Сведения о реквизитах банковского счета лица, получившего сертификат.
  • Паспортные данные супруга владельца сертификата.

Кроме того, если доли в праве собственности на жилой дом еще не выделены, необходимо предоставить письменное обязательство собственника оформить его в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга и детей с определением размера долей по соглашению.

Подробно порядок направления денежных средств на компенсацию затрат на строительство или реконструкцию жилого дома регламентирует Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».

При направлении средств материнского капитала на компенсацию затрат, понесенных при строительстве или реконструкции жилого дома, деньги перечисляет Пенсионный фонд на банковский счет лица, получившего сертификат. Реквизиты счета указываются в заявлении о распоряжении средствами МСК. В случае принятия положительного решения срок перечисления средств маткапитала Пенсионным фондом составляет 15 рабочих дней со дня подачи заявления.

1. Любая недвижимость, приобретенная, возведенная или реконструированная на средства материнского капитала, должна находиться на территории Российской Федерации.

2. Жилой дом, так же как квартира или комната, обязательно должен быть оформлен в общую долевую собственность родителей и детей с определением размера долей по соглашению.

3. Косметический ремонт не является улучшением жилищных условий. Следовательно, затраты на него не могут быть компенсированы за счет средств материнского капитала.


Обозначенные термины достаточно часто путают между собой. Однако это ошибка, ведь перепланировка предполагает изменения внутри строения. При капитальном ремонте происходит замена определенных элементов сооружения или их восстановление.

Внесение изменений, в частности, для помещений требует корректировки технической документации. К таким работам относятся:

  • расположение окон, дверных проемов;
  • манипуляции с перегородками (перенос или демонтаж);
  • устройство мест для санитарных (гигиенических) нужд.

При капитальном ремонте меняются старые части сооружения инженерно-технические сети и отдельные элементы силовых конструкций. Работы не требуют получения специальной документации, так как не предполагают корректировки техплана жилища. Это касается манипуляций с кровлей, системами отопления, водопроводом, а также замены межкомнатных (зональных) перегородок.

Важно! Таким образом, главной отличительной чертой обеих процедур является степень изменения характеристик дома, после проведения строительных мероприятий. Если никаких глобальных изменений не происходит, то речь ведется о перепланировке или капремонте, иначе (изменение площади) – о реконструкции.


Стоит помнить, что внесение существенных изменений в конструкцию дома требует обязательного согласования с местными органами власти. Это связано с тем, что любое неправильное решение, принятое с целью проведения строительных работ на собственном участке, может нарушить устойчивость здания к воздействию неблагоприятных факторов и привести к жертвам.

С 03.08.2018 в законодательство внесены изменения, согласно которым для строительства и реконструкции объектов ИЖС больше не нужно получать разрешение. Однако для проведения работ требуется обозначить свое желание перед администрацией МО посредством направления туда уведомления (ст. 51.1 ГрК РФ).

Согласно поправкам бумага должна содержать следующую информацию:

  • персональные данные заявителя;
  • реквизиты паспорта;
  • сведения о застройщике (для юр. лиц);
  • номер участка, согласно кадастровым документам (при наличии), его описание;
  • информацию о правах на землю. Порядок предусматривает возможность получения обозначенных сведений посредством межведомственного взаимодействия;
  • вид разрешений, касающихся застройки;
  • данные о параметрах планируемого к реконструкции объекта;
  • контактные данные лиц, осуществляющих реконструкцию;
  • способ отправки уведомлений застройщику.

Скачать уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома (образец) Важно! При реконструкции частного дома не потребуется представлять проект. Хотя документация может быть подготовлена в инициативном порядке, стоит помнить о ее высокой стоимости.

Если данные внесены некорректно, то заявка возвращается в течение 3 дней. Стоит заметить, что при этом подача уведомления не засчитывается. Иногда граждане не хотят ждать от администрации ответа и приступают к реализации намеченных мероприятий. Однако так делать не стоит.

Срок направления ответа от муниципалитета составляет 7 дней и содержит оценку представленной собственником жилья информации. Документ рассматривается на предмет соответствия объекта установленным параметрам, а также допустимость его размещения на участке. Если нарушений не найдено, заявителю направляется разрешение на проведение строительных работ.

Важно! После получения бумаги застройщик вправе начинать работы. Реконструкция производится в течение 10 лет. Обозначенное время является сроком действия одобренного уведомления.

В процессе реализации плана проводится контроль за изменением объектов ИЖС. Он осуществляется в форме проверок. Основанием выступают жалобы о нарушении объемов строительства, предусмотренных нормативами. После внесения запланированных изменений необходимо подать повторное уведомление. Оно свидетельствует об окончании реконструкции. К нему обязательно нужно приложить техплан здания и квитанцию, подтверждающую уплату пошлины.

Администрация проверяет поступивший документ в аналогичные первому обращению сроки и направляет заявителю ответ о соответствии произведенных манипуляций требованиям действующих правовых актов в сфере градостроительной деятельности. Если будут замечены расхождения с первоначальными планами, то принимается решение о необходимости переделки или сноса.

Регистрация прав на объект ИЖС происходит посредством межведомственного обмена после формирования уведомления о соответствии. Процедура осуществляется через местную администрацию. Орган самостоятельно передает все бумаги в Росреестр с целью осуществления дальнейших действий.

Важно! Многих интересует вопрос о том, нужно ли получать разрешение на использование здания после окончания строительства. Актами такая обязанность не устанавливается.

Оповестить органы о своем желании можно несколькими способами:

  • лично, сформировав текст на бумажном носителе. Передается через МФЦ;
  • посредством почтового отправления;
  • в электронном формате на портале Госуслуг;
  • посетив ОМС.

Дачная амнистия в 2021 году: как упрощенно зарегистрировать дом


Согласно ст. 10 Федерального закона № 256-ФЗ средства, предусмотренные государственным сертификатом, можно использовать с целью реконструкции жилья. Однако для этого необходимо соблюсти ряд требований:

  • малышу исполнилось 3 года;
  • площадь дома будет больше, чем до проведения строительных манипуляций;
  • дом оформлен на всех членов семьи;
  • площадь на каждого представителя семейства не должна превышать 18 м².

Контроль за использованием средств маткапитала осуществляется ПФР. Держатель сертификата должен обратиться в фонд, представив паспорт, бумаги на дом и землю, разрешение, полученное от администрации, выписку из госреестра.

После завершения проверки, представленных заявителем, ПФР в течение 60 дней переводит половину от субсидии на счет держателя сертификата. Оставшиеся средства предоставляются не раньше полугода после первой транзакции. Для получения второй части денег требуется повторно обратиться в фонд, взяв с собой акт освидетельствования реконструкции. Если мероприятия производились не владельцем, а специализированной организацией (подрядчиком), то сумма будет перечислена на счет фирмы.

В некоторых случаях реконструкция жилья требуется до того, как малышу исполнится 3 года. Несмотря на предусмотренный законодательством порядок, использовать маткапитал также возможно. Для этого необходимо произвести изменения здания, а затем получить средства, которые послужат компенсацией за понесенные затраты. Кроме того, Федеральным законом предусмотрена возможность погашения ссуды, взятой на реконструкцию жилья.


Таким образом, уведомление на реконструкцию жилого дома направляется в местную администрацию. Орган власти проверяет документацию на предмет соответствия действующим правовым актам. Конечно, возможен вариант с отказом об уведомлении заинтересованных ОИГВО о предстоящих манипуляциях. Однако это касается переделки жилья без изменения его размеров, параметров безопасности, а также с соблюдением нормативов разрешенного строительства. Иначе стоит приготовиться к санкциям со стороны властей.

Реконструкцию часто сравнивают с перепланировкой или капитальным ремонтом. Но это ошибочное мнение. Перепланировка влечет изменения только внутренней части дома, капремонт – замена или восстановление каких-то элементов, а реконструкция – изменение площади и фасада помещения.

Для общего понимания различий вкратце рассмотрим перепланировку и капремонт.

При оформлении разрешения на проведение реновации потребуется понести некоторые расходы. На этапе сбора документов – это оплата услуг специалиста для составления проекта реконструкции – стоимость оговаривается индивидуально, т. к. цена складывается из площади дома и сложности проведенных работ. В расходы стоит включить оформление техпаспорта на дом в БТИ, сумму госпошлины, которая устанавливается в каждом субъекте РФ.

Также оплатить придется госпошлину за регистрацию права собственности на реконструированный дом – 350 р. (пп. 27 п. 1 ст. 333.31 Налогового кодекса РФ).

Разрешение на реконструкцию дома получают в администрации города. Перед подачей документов необходимо произвести подготовительные мероприятия. Составление плана перестройки, с указанием причин переделки. Также приложить план здания сооружения, который есть на данный момент. И схему того, что планирует собственник. План реконструкции должен быть выполнен по всем правилам и стандартам поэтому, если у заказчика нет архитектурного образования, то лучше доверить составление документа специалистам.

Услуги такого рода предоставляют частные проектные организации, что достаточно дорого.

Итак, когда план готов, можно приступать к формированию пакета документов, в который входит:

  1. Заявление на реконструкцию частного дома;
  2. План реконструкции, с техническим заданием;
  3. Текущий план здания;
  4. Выписку ЕГРН;
  5. Паспорт гражданина РФ собственника дома;
  6. Документы, подтверждающие собственность земли и дома;
  7. Если дом в паевом владении, то официальное, заверенное согласие всех дольщиков на реконструкцию;
  8. Градостроительный план земельного участка;
  9. Схема планировочной организации земельного участка с обозначениями места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;
  10. Справка из БТИ;
  11. В каждом территориальном округе в архитектурном отделе могут потребовать дополнительные справки, специфические для конкретной местности, об этом администрация уведомит при оформлении документов.

Самовольное строительство без проектной документации в России запрещено, однако таковых строений очень много и правительство пошло на меры легализации самостроя, путем дачной амнистии. Так, если гражданин построил или реконструировал свой частный дом на собственной земле до 1 марта 2018 года, то он может рассчитывать на упрощенную систему легализации строения. Но если работы к этому сроку еще небыли завершены, то придется пройти все этапы получения разрешений.

Согласно КоАП РФ ст.9.5,наказание для физических лиц, штраф от 2000 до 5000 рублей. При непрекращающемся строительстве штраф может накладываться неоднократно. Но это не самое суровое наказание. При незаконном строении, а реконструкция жилого дома без разрешающих документов, таковым является, могут возникнуть более тяжелые последствия, чем штраф. Например: при недоброжелательных соседях, которые могут подать в суд на владельца самостроя, за большую тень на их участке от строения, либо недопустимая близость к забору. В таком случае есть вероятность, что строение, по решению суда, обяжут снести самостоятельно или в последствии принудительно.

После завершения работ, собственнику необходимо вновь обратиться в администрацию, для ввода реконструированного объекта в эксплуатацию. Для этого необходимо:

  1. Подать заявление о вводе дома в эксплуатацию;

  2. Предоставить документы, о проведенных работах в соответствии со СНиП, это могут быть акты приемки работ, от сертифицированной организации, которая выполняла реконструкцию;

  3. Подшить к основным бумагам разрешение на проведение реконструкции частного дома.

Образец заявления

Главе администрации Гурьевского

муниципального района С.С. Подольскому

от_________________________ _________

(Ф.И.О. адрес)

Заявление

Прошу Вас выдать разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома (жилого

многоквартирного дома), (ненужное зачеркнуть), расположенного _______________________

____________________________________________________________площадью ________________

Дата ____________ Подпись________________________

Сведения о Заявителе:

Документ, удостоверяющий личность Заявителя: ____________ серия_____, номер_________,

кем и когда выдан________________________________________________________________________.

Адрес регистрации по месту жительства:________________________________________________ __________________________________________________________________________________________.

Адрес места фактического проживания:_________________________________________________ __________________________________________________________________________________________.

Контактные телефоны:____________________________________________________________________

Перечень предоставленных документов:

  • копия паспорта для (для физических лиц);

  • копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц);

  • копия доверенности (в случае необходимости);

  • правоустанавливающие документы на земельный участок;

  • градостроительный план земельного участка;

  • положительное заключение государственной экспертизы проектной документации;

  • согласие всех правообладателей объекта капитального строительства.

Дата ____________ Подпись________________________

Все документы подаются в администрацию города, и в БТИ.

На основании принятых документов администрация выдает документ о законности постройки. Выдается технический паспорт с внесенными правками, проведенными во время реконструкции. А так же выпускается разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. На этом процедура завершена и объект находится в зоне права, и им можно распоряжаться по усмотрению владельцев.

При выборе исполнителей реконструкции необходимо удостовериться в подлинности лицензии застройщика. При реконструкции с нарушением технологического процесса здание может утратить свои первоначальные параметры по прочности и устойчивости. В ст. 754 ГК РФ предусмотрена ответственность подрядчика за ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств.

При отклонении от технического плана, утвержденного в администрации, подрядчик может быть привлечен к исправлению своей работы и возврату здания, к состоянию бывшему до реконструкции. При незначительных отступлениях от плана и не в ущерб прочности строения, наказания не следует.

Можно ли узаконить самовольную реконструкцию жилого дома?

Капитальный ремонт заключается в работах, нацеленных на общее укрепление обветшалых элементов, не затрагивая конструктивной части здания. И не вносит изменений в технический паспорт здания, когда как реконструкция подразумевает изменение конструктивных особенностей дома и увеличивает его площадь этажность, количество проемов и так далее.

Хоть оформление разрешения на реконструкцию частного дома теперь и ненужно, проверку все равно пройти придется. Причем дважды.

Для первой у администрации есть 7 дней. Она должна выяснить, соответствует ли планируемое строительство требованиям градостроительного и земельного законодательства. В результате принимается решение о согласовании либо отказе в согласовании, уведомление о котором направляется застройщику. Оно действительно в течение 10 лет и сохраняется при переходе права собственности.

Важно: если по истечении 7 дней (+ срок на пересылку) владелец дома так и не получил уведомления об отказе в согласовании, строительство считается одобренным по умолчанию и будет действовать также на протяжении 10 лет (п. 13 ст. 51.1 ГрК).

Реконструкция индивидуального дома путем пристройки этажа или дополнительных комнат без согласования, в силу ст. 222 Гражданского кодекса РФ признается самовольной постройкой. Узаконить и зарегистрировать такую постройку можно будет только в судебном порядке. Это достаточно хлопотная и длительная процедура, поэтому, лучше изначально взять разрешение на реконструкцию.

В суде вам придется доказать, что реконструкция была произведена с соблюдением всех установленных норм и стандартов (СНиПов, СанПиНов, правил пожарной безопасности и т.д.), не нарушает права и законные интересы третьих лиц. Все это потребует проведения экспертиз и получения заключений специалистов

Для того чтобы точно получить разрешение на реконструкцию дома с первого раза, опытные юристы рекомендуют особо внимательно отнестись к сбору необходимых документов. Для этого проверьте пакет, согласно этому списку:

  • топографический анализ территории (в том случае, если он требуется);
  • паспорт собственника земельного участка и дома;
  • кадастровый паспорт из БТИ или технический план;
  • проект архитектурных решений для осуществления реконструкции;
  • документы, устанавливающие права собственника на дом и землю.

Проектные документы:

  • подтверждение законности документации, выдающейся собственнику негосударственными организациями;
  • объекты, которые будут снесены в процессе реставрации;
  • план расположения нежилых и жилых построек;
  • документы, касающиеся инженерных сетей;
  • пояснительную записку.

Вместе с этим пакетом документов также подаётся заявление. Срок рассматривания данных документов составляет календарный месяц. При этом, рассмотрение, принятие и выдача разрешения безвозмездны и не требуют оплаты госпошлины.

В случае возведения дополнительного этажа при осуществлении реконструкции дома статус постройки меняется, так как затрагивается так называемое понятие этажности. При этом, изменения должны отражаться как в кадастровой, так и технической документации на частный дом.

Однако, если дом изначально имел высокую крышу собственник имеет право лишь утеплить изнутри помещение, переоформив, например, в мансарду чердачное помещение. Затем помещение переводится из статуса «нежилое» в «жилое». Но, если возведение дополнительного этажа осуществляется путём надстройки на крыше, то в этом случае требуется более тщательный анализ.

Как получить разрешение на строительство дома

Перестраивать дом можно либо, надстроив еще один этаж, либо, пристроив к жилому зданию дополнительные помещения: веранду, комнату и др.

При увеличении площади дома путем пристройки к нему дополнительных помещений, владелец должен получить в БТИ соответствующее разрешение. Сотрудник БТИ после осмотра и экспертизы устанавливает возможность заявленной реконструкции. Главное при работах не переносить несущие стены и конструкции, так как это может быть опасно для жизни.

Если к дому будет пристроена дополнительная площадь в виде веранды, хозпомещений и т.д., то изменится инвентарная стоимость недвижимости. Если таковые пристройки не будут правильно оформлены, то можно говорить о нарушении налоговой дисциплины. Это связано с тем, что налог на недвижимость высчитывается с инвентарной стоимости постройки.

Оформление перестройки частного дома в случае возведения дополнительного этажа меняет кадастровую и техническую документацию на недвижимость. Однако, если у дома высокая крыша и владелец хочет оборудовать второй этаж, то он может это сделать без реконструкции, переведя чердак в мансарду и указав соответствующие метры их статуса нежилых в жилые.

Если же дополнительный этаж будет строиться, то принимать решение стоит, отталкиваясь от трех причин:

  1. Градостроительный план, разрешающий возведение двухэтажных жилых построек.
  2. Структуры почв на земельном участке.
  3. Качественные и технические характеристики здания и его структуры.

Если почвы на участке прочные, способные выдерживать дополнительные тяжести, то решение будет положительным. Также прочными должны быть и фундамент здания, и его балки с перекрытиями, чтобы выдержать нагрузку.

Переделать одноэтажную постройку в двухэтажную можно лишь после согласования с БТИ и получения разрешения от административного органа.

Когда все запланированные работы по реконструкции или перепланировке будут завершены, собственник снова обращается в БТИ для подтверждения новых технических параметров и получения нового техпаспорта с поэтажным планом.

Когда будет получено разрешение на ввод в эксплуатацию и акт-приемки, то проводится регистрация недвижимого объекта. Для этого в кадастровую палату подается заявление со всеми новыми документами. Эти документы станут основанием для внесения изменений в Свидетельство о собственности.

  • Понравилась публикация?
  • Поставь ей оценку — кликай на звезды!

Разрешение на реконструкцию частного дома является обязательной законодательной процедурой, которая распространяется на всех собственников, владеющих данным типом недвижимости. При его отсутствии любое действие по переустройстве частного дома считается незаконным.При этом, собственник имеет право пользования лишь той частью здания, которая официально зарегистрирована.

Предлагаем Вам узнать сегодня обо всех нюансах оформления разрешения на реконструкцию частного дома на сайте «Юридическая скорая».

Реконструкция собственного дома – ответственный комплекс работ, который требует точной предварительной подготовки. В 2021 году некоторые собственники считают данный процесс их личным делом, не касающимся проверяющих инстанций и государственных органов. Это в корне не верно.

На самом деле, наличие возможностей и денежных средств на приобретение строительных материалов не даёт право на перестройку здания. Вначале собственнику необходимо получить соответствующее разрешение. Иначе, такая реконструкция может иметь серьёзные правовые последствия. Дом может частично или полностью разрушиться, нанеся ущерб соседям и разрушив рядом стоящие постройки.

Ведь, осуществление реконструкции частного дома подразумевает существенное или полное изменение его важных параметров, включая не только проектные изменения, но и технические. При перестройке здания можно не только убрать или достроить несколько этажей, но и изменить месторасположение важных инженерных узлов и коммуникаций.

Необходимость получения официального разрешения на реконструкцию проявляется в том случае, если данная перестройка несёт существенные изменения самого здания. Проверяющие инстанции руководствуются распоряжениями принятыми местными и Федеральными органами власти. При этом, осуществляются процедуры следующего вида:

  1. Соблюдение имущественных, а также иных интересов граждан, которые проживают на соседствующих участках.
  2. Проверка санитарных норм и соблюдение нормативов противопожарной безопасности.
  3. Проверка законности размещения несущих элементов, а также других важных конструкций дома.
  4. Осуществление контроля за безопасностью строительных работ, как для людей, так и для самого дома.

Для проведения работ по изменению общего плана конструкции, следует сначала получить разрешение на реконструкцию частного дома.

В 2021 году это можно сделать, обратившись в местный Архитектурный отдел или же уполномоченному лицу в местной администрации, после чего сотрудник явится по Вашему адресу и проведёт специальную экспертизу проекта.

Если внесённые Вами в проект изменения не повлияют на устойчивость и другие важные характеристики постройки, то Вам будет выдано соответствующее разрешение.

Первое, что стоит сделать – уточнить список необходимых документов, ведь он может существенно отличаться в различных регионах России. Довольно часто, кроме основных бумаг, специалисты запрашивают дополнительные документы.

Напоминаем, что у всех наших читателей есть возможность воспользоваться публичной кадастровой картой в режиме онлайн!

Для получения разрешения следует выполнить такие действия:

  1. Обратитесь с заявлением в БТИ, где Вам выдадут копию кадастрового плана и техническую документацию на дом.
  2. Предоставьте полученные на руки бумаги с заявлением в Архитектурный отдел.
  3. Дождитесь в назначенный день визита архитектора, который должен составить профессиональный проект, а также выполнит эскиз планируемого здания.
  4. После сбора всех необходимых документов их следует предоставить в Архитектурный отдел вместе с письменным заявлением. На полученном разрешении должна обязательно стоять подпись районного главного архитектора.
  5. Заверенное главным архитектором разрешение стоит предоставить в МЧС и СЭС. Кромет того, при затрагивании в результате реконструкции внешних коммуникаций Вам необходимо получить разрешение от коммунальной службы.

Помните, что проект должен быть разработан согласно всем действующим техническим правилам и санитарным нормам. При этом, в обязательном порядке, при его составлении, нужно учитывать рекомендации и требования пожарной инспекции. А в случае изменения инженерных коммуникаций, необходимо подготовить отдельный проект.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ВАМ СТАТЬЯ:

Как купить квартиру без первоначального взноса?

После окончания строительных работ по реконструкции частного дома результат проверяется комиссией, которая проверяет точность постройки по проекту, согласно которому Вам ранее выдавалось разрешение.

После этого необходимо получить обновлённый технический паспорт, а затем зарегистрировать все проведённые изменения в Росреестре, для чего в ближайший отдел следует подать такие бумаги:

  • квитанция об успешной оплате госпошлины;
  • разрешение на проведение реконструкции;
  • выписка из ЕГРН;
  • заявление (можно составить прямо на месте);
  • акт о приёме работ;
  • паспорт собственника;
  • документы на земельный участок и дом.

Уполномоченный специалист обязан принять все перечисленные документы, выдав на руки расписку об их получении. В случае, если всё соответствует заявленным данным, изменения вносятся в Единый государственный реестр. После регистрации все документы возвращаются на руки собственнику вместе с новой выпиской из ЕГРН.

В случае возведения дополнительного этажа при осуществлении реконструкции дома статус постройки меняется, так как затрагивается так называемое понятие этажности. При этом, изменения должны отражаться как в кадастровой, так и технической документации на частный дом.

Однако, если дом изначально имел высокую крышу собственник имеет право лишь утеплить изнутри помещение, переоформив, например, в мансарду чердачное помещение. Затем помещение переводится из статуса «нежилое» в «жилое». Но, если возведение дополнительного этажа осуществляется путём надстройки на крыше, то в этом случае требуется более тщательный анализ.

Получение разрешения определяют три основных момента:

  1. качественными и техническими характеристиками дома, а также совокупностью элементов её структуры;
  2. допустимостью возведения в существующем градостроительном контексте более высокой постройки;
  3. структурой грунта, преобладающего на участке.

Реконструкция или новое строение

Чаще всего, все работы, связанные с реконструкцией и строительством, выполняются собственниками за собственный счёт. Однако, некоторые семьи имеют право осуществления данных работ благодаря льготным средствам. Например, при наличии возможности обналичивания материнского капитала.

Оформление процедуры происходит лишь после того, как в ПФ РФ принимается положительное решение, для чего нужно подать туда соответствующее заявление к которому следует приложить сертификат государственного образца и документы по реставрации дома. Если ПФ одобрит заявление, то средства с материнского капитала будут перечислены на личный счёт в два этапа:

  1. Будет перечислена сумма, размер которой составляет не больше половины неизрасходованных средств. Она будет доступна для снятия на протяжении двух месяцев, после одобрения заявления.
  2. После шести месяцев с начала первой выплаты можно будет снять остаток денег. При этом, Вам нужно будет подтвердить документами факт ведения реконструкции дома.

Ещё больше информации об этом можно найти, посмотрев данный видеоролик:

Время оказывает разрушительное воздействие на любые здания, независимо от того, из какого материала они были возведены и насколько качественно сделаны. С учётом того, что технологии строительства и архитектурное искусство не стоят на месте, строения подвержены не только физическому разрушению, но и моральному устареванию.

В наши дни жилищный фонд страны содержит весьма существенное количество старых и ветхих домов, которые строились более 40 лет назад. В большинстве случаев эти строения уже пребывают далеко не в идеальном состоянии и непригодны для проживания в них людей, поскольку представляют угрозу для их жизни и здоровья.

В процессе реконструкции нередко приходится поднимать вопрос перепланировки жилых комнат. В решении этого вопроса могут обнаружиться некоторые затруднения. Для того чтобы объединять пространства, зачастую требуется убрать ту или иную стену, а она может оказаться несущей.

Если такая проблема возникла, то снести стену сразу и окончательно не представится возможным, придётся вместо стены устанавливать специальную конструкцию для поддержания здания.

Конструкция обычно состоит из связанных между собой опор и балки, положенной на них.

Ремонт перекрытий обычно проводят либо путём замены наката, либо усиливая деревянные балки и конструкцию перекрытий по всей площади жилого помещения.

Для начала необходимо снять пол, утеплительный слой, а также все слои наката и изоляции, после чего можно будет приступить к исследованию и диагностике балок. Перед началом ремонта необходимо усилить балки, это можно осуществить при помощи боковых накладок, которые нужно будет прикрепить к балкам при помощи гвоздей или болтов.

Очень важно четко понимать, что реконструкция частного дома, его перепланировка и капитальная реновация – это абсолютно разные процессы. Капитальный ремонт — это замена состарившихся стройматериалов, которые были использованы при строительстве, на современные новые. По большому счету это — комплекс работ, целью которых является улучшение технических характеристик и жилищных условий данного строения. Перепланировкой считается изменение конфигураций внутри дома. Самыми распространенными в этом случае являются работы по переносу стен, дверных проемов или окон и т. д.

На реконструкцию частного дома нужно получить специальные документы. Причина в том, что этот сложный вид работ требует разрешения от соответствующих органов. Нужно понимать, что если хозяева сносят стену, а затем возводят ее уже на другом месте, то эта работа относится к разряду перепланировки. Но если владелец решил пристроить к своему коттеджу веранду или, например, летнюю кухню, то на это он должен получить одобрение от соответствующих органов.

Специалисты должны посмотреть новый проект, проанализировать все вносимые в него изменения и только после этого выдать специальное разрешение на осуществление такого процесса, как реконструкция частного дома.

Она регулируется нормами, которые указаны в Градостроительном Кодексе РФ. К числу обязательных справок, предъявляемых в соответствующий отдел, относятся также нотариально заверенные копии документов, доказывающих право собственности на дом с приусадебным земельным участком, разрешение от районной администрации района, которой подчинена территория, где находится строение, а также справка из БТИ. Кроме того, владельцу жилья необходимо собрать и дополнительные справки, список которых ему выдадут в администрации данного населенного пункта либо в городском органе самоуправления.

Чтобы получить разрешение и провести реконструкцию, нужно обратиться в БТИ и получить копию кадастрового плана, который нужно представить в отдел по архитектуре и градостроительстве. Здесь нужно написать заявление для вызова архитектора, чтобы тот составил профессиональный проект с эскизом будущей реконструкции. Проект должен быть разработан по всем тех. правилам или санитарным нормам, обязательно с учетом требований от пожарной инспекции и некоторых других ведомств.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *