Стандарт расчета тепловой энергии в 2022 году

Автор: | 04.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стандарт расчета тепловой энергии в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Для установления тарифов на электроэнергию (мощность) на 2022 г. поставщики — субъекты оптового рынка в неценовых зонах должны предоставить тарифные предложения в ФАС до 15 мая 2021 г. Поставщикам, функционирующим в ценовых зонах оптового рынка, в отношении которых применяется госрегулирование, также необходимо направить тарифные предложения, но до 1 июня 2021 г.

ФАС разъяснила порядок предоставления предложений, а также процедуру направления заявлений о пересмотре тарифов.

Долгосрочные параметры регулирования, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов для теплоснабжающих организаций, на 2020-2022 годы

Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 25.10.2021 N 363-ФЗ

      «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год»

    • Федеральный закон от 25.10.2021 N 362-ФЗ

      «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год»

    • Федеральный закон от 25.10.2021 N 364-ФЗ

      «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год»

    • Указ Президента РФ от 26.03.2008 N 404 (ред. от 12.11.2021)

      «О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»

    • Указ Президента РФ от 12.11.2021 N 650

      «О внесении изменений в состав Совета по общественному телевидению, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 октября 2018 г. N 617»

    • Указ Президента РФ от 11.11.2021 N 641

      «О внесении изменения в Порядок подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 558»

    • Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2021 N 3168-р

      «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 04.03.2021 N 540-р»

    • Распоряжение Правительства РФ от 10.11.2021 N 3151-р

      «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 19.03.2013 N 384-р»

    • Распоряжение Правительства РФ от 10.11.2021 N 3150-р

      «О проведении 8-го заседания Межправительственной Российско-Китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству в режиме видеоконференции»

    Расчет тарифов/Прочие мониторинги

    1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций. (в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

    2. Отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.»; (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ)

    3. К отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие производство, передачу, потребление теплоносителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ)

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) тепловая энергия — энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);

    2) качество теплоснабжения — совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя;

    3) источник тепловой энергии — устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;

    4) теплопотребляющая установка — устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии;

    4.1) теплоноситель — пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения; (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ)

    5) тепловая сеть — совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;

    5.1) объекты теплоснабжения — источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность; (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ)

    6) тепловая мощность (далее — мощность) — количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени;

    7) тепловая нагрузка — количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени;

    8) теплоснабжение — обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;

    9) потребитель тепловой энергии (далее также — потребитель) — лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

    10) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, — программа мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения. В ценовых зонах теплоснабжения инвестиционная программа в отношении деятельности по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения не разрабатывается и не утверждается; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 291-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ)

    11) теплоснабжающая организация — организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

    12) передача тепловой энергии, теплоносителя — совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя; (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 132-ФЗ)

    1. Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются:

    1) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов;

    2) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами;

    3) обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения;

    4) развитие систем централизованного теплоснабжения;

    5) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей;

    6) обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала;

    7) обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения;

    8) обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.

    9) обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения. (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 132-ФЗ)

    2. Государственная политика в сфере теплоснабжения направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, установленных настоящей статьей.

    1. Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются:

    1) метод экономически обоснованных расходов (затрат);

    2) метод индексации установленных тарифов;

    3) метод обеспечения доходности инвестированного капитала;

    4) метод сравнения аналогов.

    2. До 1 января 2016 года осуществляется поэтапный переход к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоноситель на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или метода индексации установленных тарифов, или метода сравнения аналогов). Сроки или этапы указанного перехода в отношении организаций или групп организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяются Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в случаях и в порядке, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, вправе определить перечень субъектов Российской Федерации и (или) виды организаций, в отношении которых применяется метод экономически обоснованных расходов (затрат). Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Порядок учета предложения устанавливается правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Разногласия между органом регулирования и организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования рассматриваются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. В случае выбора метода обеспечения доходности инвестированного капитала соответствующее решение органа регулирования согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. В случае, если решение органа регулирования о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала принимается в отношении организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в административных центрах субъектов Российской Федерации или в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения при согласовании указанного решения также согласовывает долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

    2.1. Предусмотренное частью 2 настоящей статьи согласование с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения не требуется при установлении метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в конкурсной документации в соответствии с частью 12 статьи 28.1 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ)

    2.2. В отношении организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения и эксплуатацию объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по договору аренды данных объектов или по концессионному соглашению, орган регулирования принимает решение о выборе метода регулирования тарифов, соответствующего методу, предусмотренному конкурсной документацией и согласованному в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и настоящим Федеральным законом. При принятии органом регулирования решения о выборе метода регулирования тарифов, соответствующего предусмотренному конкурсной документацией методу, указанное в части 2 настоящей статьи согласование с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения не требуется. (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ)

    1. Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 — 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 404-ФЗ)

    2. Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней, не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

    3. В случае заключения между теплоснабжающей организацией и потребителем долгосрочного договора теплоснабжения (на срок более чем один год) орган регулирования устанавливает долгосрочный тариф на реализуемую потребителю тепловую энергию (мощность), определенный в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

    4. Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул. Дополнительные средства, полученные теплоснабжающей организацией, теплосетевой организацией в результате снижения затрат вследствие повышения эффективности деятельности этих организаций, остаются в их распоряжении в течение пяти лет. Сокращение затрат теплоснабжающей организации, теплосетевой организации не является основанием для досрочного пересмотра цен (тарифов) этих организаций. Перечень указанных затрат определяется в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

    1. Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа.

    2. Тарифы на теплоноситель устанавливаются органом регулирования в виде одноставочного тарифа.

    2.1. В ценовых зонах теплоснабжения тарифы на производимую тепловую энергию (мощность), в том числе в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, формируемые с учетом долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера), включенных в концессионное соглашение или договор аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются органом регулирования в виде двухставочного тарифа. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ)

    3. Тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

    4. Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили:

    1) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок;

    2) долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.

    Положения статьи 11 (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ) применяются с учетом особенностей, установленных главой 5.1 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ) для ценовых зон теплоснабжения (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ).

    1. В случае возможности осуществления в пределах отдельной системы теплоснабжения экономически оправданного перехода из состояния рынка, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного товарного рынка регулирование тарифов в сфере теплоснабжения в такой системе теплоснабжения может быть отменено.

    2. Отмена регулирования тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по предложению органа местного самоуправления по согласованию с организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, или по предложению организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по согласованию с органом местного самоуправления и по согласованию с федеральным антимонопольным органом. (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

    3. В случае принятия решения об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в пределах отдельной системы теплоснабжения должны быть учтены следующие обстоятельства:

    1) наличие на территории поселения или городского округа, на которой находится данная система теплоснабжения, развитой газораспределительной системы или эффективно функционирующего товарного рынка альтернативных видов топлива, применяемых в целях теплоснабжения, при имеющейся технической возможности для подключения (технологического присоединения) к системе или системам теплоснабжения поселения или городского округа источников тепловой энергии, функционирующих на основе использования альтернативных видов топлива; (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)

    2) отсутствие субсидирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе перекрестного субсидирования, оказывающего влияние на выбор потребителем вида топлива, применяемого в целях теплоснабжения;

    3) ценовая доступность обеспечения теплоснабжения с использованием альтернативных видов топлива.

    4. Порядок учета указанных в части 3 настоящей статьи обстоятельств и принятия решения об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

    5. Изменение указанных в части 3 настоящей статьи обстоятельств после отмены регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в пределах отдельной системы теплоснабжения является основанием для принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с федеральным антимонопольным органом решения о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

    6. В случае принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) решения об отказе в отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в отдельной системе теплоснабжения или непринятия такого решения в сроки, установленные правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, органы местного самоуправления либо заинтересованные организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, вправе обжаловать действие или бездействие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в федеральный антимонопольный орган. (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

    7. Предписание об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, выданное федеральным антимонопольным органом по итогам рассмотрения жалобы, является обязательным для исполнения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

    В основной перечень коммунальных услуг входят: отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. Плата за коммунальные услуги складывается из тарифа и объема потребления коммунального ресурса. Тарифы на коммунальные услуги в Татарстане устанавливает Государственный комитет РТ по тарифам.

    С 1 июля ожидается очередное повышение тарифов на ЖКУ. При этом совокупный рост тарифов не должен превышать индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, который устанавливается на федеральном уровне для каждого субъекта РФ. По республике Татарстан предельный индекс должен составить 4,4%.

    Эталонные тарифы на теплоснабжение в пилотных регионах будут запущены с 1 июля 2022 года. Предполагается, что «тарифы определят по среднему уровню расходов компаний на рынке, а не по параметрам конкретной организации, которые могут быть завышены или занижены».

    Сейчас тарифы на теплоснабжение каждый год устанавливают региональные власти. И хотя эти суммы обоснованы реальными затратами компаний, которые они могут доказать, ФАС полагает, что такой принцип формирования тарифов может дать возможность энергокомпаниям завысить расходы. Планируется, что эталонный тариф позволит избежать роста платежей за тепло.

    Внедрить эталоны на услуги ЖКУ поручил президент РФ Владимир Путин еще в 2018 году. Такой метод уже используют при расчете сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков (ГП) электроэнергии. Это позволило сократить разброс в дифференциации надбавок по регионам страны почти в два раза, отметил в интервью «Известиям» заместитель руководителя антимонопольной службы Виталий Королев.

    Руководитель Госкомитета РТ по тарифам также положительно оценил нормирование затрат в области тарифного регулирования.

    — Всем понятно, что когда норматив потребления воды или тепла опубликован и ясен, то он всем доступен: этот норматив можно просто умножить на объем своего потребления и получить свой тариф. Это приветствуется и организациями, и населением, — заявил Александр Груничев.

    Представители ассоциации «Сообщество потребителей энергии» отметили, что методика эталонного тарифа основана на понятном расчете единого алгоритма, учитывающего региональные особенности, а также функционирование сбытовых подразделений. При этом учитывается количество точек поставки тепловой энергии, плотность населения, уровень ставки арендной платы помещений, развитость филиальной сети банков. Методика расчета эталонов ФАС показывает соответствие эталонов фактическим расходам на сбыт компаний.

    Партнерский материал

    Подготовка и прохождение отопительного сезона 2021-2022 годов

    Рассмотреть практические вопросы тарифного регулирования на тепловую энергию, актуальные вопросы подключения к системам теплоснабжения, проблемные аспекты заключения договоров теплоснабжения, а также вопросы регулирования отношений между производителями и потребителями тепловой энергии с учетом последних изменений в нормативно – правовом регулировании.


    Модель рынка теплоэнергии: изменения законодательства. Практика применения.

    Особенности работы единой теплоснабжающей организации. Обзор изменений законодательства. Практика заключения договоров с нежилыми помещениями. Последние изменения в законодательстве в сфере теплоснабжения и практика применения.

    Ценовые зоны теплоснабжения в 2021 году. Практика перехода к ценовым зонам. Полномочия ЕТО и ОМСУ. Требования к качеству теплоснабжения в ценовых зонах (ПП РФ № 637 от 22.05.2019). Тарифное регулирование в ценовых зонах (ПП РФ № 209 от 28.02.2019).

    Переход на эталонные тарифы. Проект методики определения и сравнительного анализа эталонных расходов теплоснабжающих организаций. Методы расчета тарифа по эталонному принципу. Условия невозможности перехода на «эталоны» и методы регулирования тарифов в этих случаях.

    Корректировка долгосрочных тарифов на теплоэнергию. Учет в НВВ плановых и фактических значений параметров регулирования за истекший период. Механизмы включения нормативной и расчетной прибыли в НВВ. Рекомендации по обоснованию расходов и объемов, заявляемых в составе тарифной заявки.

    Новые формулы расчета платы за отопление (ПП РФ № 1708 от 28.12.2018). Расчеты на основе показаний ПУ и при их отсутствии. Порядок корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению в 2021 году. Условия и порядок применения повышающих коэффициентов.

    Расчет платы за подключение к теплосетям. Изменения в порядке расчетов при подключении по индивидуальному проекту, при смежном или групповом подключении. Новый порядок установления платы для льготных потребителей с 2021 года (Постановление Правительства РФ № 519 от 26.04.2019).

    Договорные отношения с потребителями. Условия заключения договоров с разными категориями потребителей: УК ЖКХ, бюджетными и коммерческими организациями. Внесение изменений в заключенные договоры. Бездоговорное потребление: понуждение к заключению договора, штрафы для потребителей.

    Переход на прямые договоры в теплоснабжении. Распределение ответственности за эксплуатацию ПУ и начисление платежей между УО и РСО. Особенности предоставления КРСОИ. Переход на прямые договоры в домах с ИТП. Случаи принудительного заключения договоров. Варианты отказа РСО от договора.

    Свободные договоры теплоснабжения. Практика заключения свободных договоров: с новыми потребителями, на пар, на коллекторах, на объемы увеличения мощности. Порядок согласования цены договора. Условия установления цены соглашением сторон или с тарифными ограничениями. Практика разрешения споров.

    Нерегулируемые цены для малых потребителей с 2021 года. Особенности установления и согласования цен для потребителей с мощностью до 10 Гкал в час или менее 50 000 Гкал в год. Порядок пересмотра действующих договоров и перехода на нерегулируемые цены. Участие территориальных органов ФАС.

    Порядок расчетов за тепло в домах с ИТП. Установление права собственности на ИТП и обязательств по эксплуатации. Порядок расчета объемов теплоэнергии на подогрев воды. Порядок применения ПУ. Расчет расходов на КРСОИ. Перерасчеты при нарушениях. Расчеты с собственниками нежилых помещений.

    Концессии в теплоснабжении. Порядок заключения концессионного соглашения, рекомендации по подготовке документов. Практика согласования параметров инициативной концессии. Порядок передачи объектов с учетом долговых обязательств МУП и ГУП. Особенности тарифного регулирования в концессиях.

    Источники компенсации тепловых потерь. Порядок расчетов за теплоэнергию по нормативам и по фактическому потреблению. Сверхнормативные потери тепла. Источники компенсации тепловых потерь (выпадающих доходов) во внутридомовых сетях. Судебная практика возмещения убытков при потерях.

    Согласование и утверждение инвестиционных программ в сфере теплоснабжения. Определение финансовых потребностей для реализации мероприятий с учетом финансирования расходов на строительство и модернизацию.

    Порядок определения целевых и фактических показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг. Рекомендации по защите инвестпрограмм в органах регулирования. Возмещение недополученных доходов ТСО.

    Взаимодействие теплоснабжающих организаций с органами регулирования. Полномочия ФАС России в сфере регулирования тарифов.

    • Что такое целевой показатель
    • Законодательство про целевые показатели программы энергосбережения
    • Новая методика рассчета целевых показателей для государственных и муниципальных организаций на 2021-23 годы
    • Методика рассчета Целевых показателей для регулируемых организаций
    • Как расcчитать целевые показатели
    • Целевые показатели программы энергосбережения для регулируемых организаций
    • Целевые показатели для Субъектов РФ
    • Целевые показатели для муниципальных образований, органов местного самоуправления
    • Целевые показатели для организаций в сфере ЖКХ
    • Целевые показатели для промышленности, энергетики и систем коммунальной инфраструктуры

    Целевой показатель в энергосбережении это показатель, характеризующий деятельность юридических лиц по реализации мер, направленных на эффективное использование и экономное расходование топливно- энергетических ресурсов на всех стадиях их производства и потребления.

    А теперь определение целевой показатель простым языком: Целевой показатель это цель, которую организация должна достичь после реализации мероприятий программы энерrосбережения.

    Примеры целевых показателей:

    • Потребление воды на одного ученика.
    • Потребление электроэнергии на единицу продукции.
    • Потребление тепла на квадратный метр площади.

    Начиная с конца 2020 года все государственные и муницыпальные учреждения обязаны осуществить разработку или корректировку ранее разработанных программ энергосбережения в соответствии с Приказом Минэкономразвития № 425.

    В приказе №425 описана новая методика расчета целевых показателей для государственных и муниципальных организаций.

    Основная суть методики расчета целевых показателей в Приказе №425 заключается в том, что целевые показатели программы энергосбережения расчитываются для каждой организации и для каждого здания инивидуально.

    При этом учитываются все основные факторы, которые влияют на уровень потребления энергоресурсов тем или инным зданием, а именно:

    • местоположение и климатическая зона,
    • оснащенность приборами учета,
    • год ввода здания эксплуатацию,
    • площадь здания,
    • количество пользователей здания и другие.

    В зависимости от всех этих факторов рассчитывается уровень энергоэффективности здания.

    Если здание энергоэффективно, то требования к такому зданию не устанавливаются.

    Если здание не энергоэффективно, то к такому зданию устанавливаются его индивидуальные целевые показатели программы энергосбережения, которые необходимо выполнить в течение 2021 – 2023 годов.

    Вот пример расчета целевых показателей программы энергосбережения для государственного учреждения:

    СДК Поздняково

    N п/п

    Наименование показателя программы

    Единица измерения

    Базовый год 2019

    Плановые значения целевых показателей программы

    2021 г.

    2022 г.

    2023 г.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    2

    Потребление тепловой энергии на отопление и вентиляцию

    Втч/м2/ГСОП

    требование по снижению потребления не устанавливается

    неприменимо

    неприменимо

    неприменимо

    3

    Потребление горячей воды

    Законы и постановления Вологодской области

    Методика расчета целевых показателей для регулируемых организаций базируется на Приказе Минэнерго №399 и на Приказах региональных комиссий по тарифам.

    Следует учитывать, что региональные комиссии по тарифам могут устанавливать собственные целевые показатели программы энергосбережения для того или иного региона.

    Как правило, региональные комиссии по тарифам издают свои собственны приказы или распоряжения, каким образом должна быть разработана и рассчитана программа энергосбережения.

    В этом случае регулируемая организация должна руководствоваться приказом и методикой расчета целевых показателей региональной комиссии по тарифам.

    Вот несколько примеров, какие целевые показатели могут быть установленны для регулируемых организаций:

    • Увеличение доли отпуска тепловой энергии потребителям по приборам учета %
    • Снижение потерь тепловой энергии в тепловых сетях %
    • Снижение удельного расхода электрической энергии на холодное водоснабжение кВт.ч/куб. м

    Ниже представлен полный перечень целевых показателей для регулируемых организаций по разным видам деятельности.

    А вот пример расчета целевых показателей программы энергосбережения для регулируемой организации:

    Целевые и прочие показатели

    Ед. изм.

    (базовый год)

    Плановые значения целевых показателей по годам

    2020 г.

    2021 г.

    2022 г.

    2023 г.

    2024 г.

    2025 г.

    Экономия электрической энергии

    тыс. кВт.ч

    2

    2

    2

    2

    2

    Сокращение объемов электрической энергии, используемой на накопление, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, по отношению к фактическому объему утилизированных отходов (кВт.ч/куб.м.);

    кВт.ч/куб.м.

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    Исходные данные:

    Потребление воды в год: 5000 куб. м.

    Количество жителей: 100 чел.

    Удельный расход холодной воды в многоквартирном доме в расчете на 1 жителя = 5000 / 100 = 50 куб. м/чел.

    Исходные данные:

    Количество установленных приборов учета тепла: 20

    Необходимо уcтановить приборов учета тепла: 5

    Доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета = 20 / ( 20 + 5 ) = 80%

    Далее приведен перечень основных целевых показателей для регулируемых организаций по видам деятельности:

    № п/п

    Наименование вида деятельности/ целевого показателя

    Единица

    измерения

    3.1.

    Снижение потерь тепловой энергии в тепловых сетях

    Гкал, %

    3.2.

    Снижение расхода тепловой энергии на собственные нужды

    Гкал, %

    3.3.

    Снижение удельного расхода условного топлива на выработку тепловой энергии

    кг.у.т./Гкал, %

    3.4.

    Снижение удельного расхода условного топлива на отпуск тепловой энергии с коллекторов

    кг.у.т./Гкал, %

    3.5.

    Снижение удельного расхода электрической энергии на отпуск тепловой энергии с коллекторов

    кВт.ч/Гкал, %

    3.6.

    Снижение удельного расхода воды на отпуск тепловой энергии с коллекторов

    куб. м/Гкал, %

    3.7.

    Увеличение доли отпуска тепловой энергии потребителям по приборам учета

    %

    3.8.

    Оснащенность зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности компании и/или на другом законном основании, приборами учета используемых энергоресурсов: воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии

    %

    3.9.

    Сокращение удельного расхода электрической энергии в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности компании и/или на другом законном основании

    кВт.ч/кв. м, %

    3.10.

    Сокращение удельного расхода тепловой энергии в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности компании и/или на другом законном основании

    Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ

    Конституционный суд по жалобе гражданки проверил конституционность положений Жилищного кодекса и Правил № 354, регулирующих определение размера платы за отопление в случае, когда МКД подключен к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме — через индивидуальный тепловой пункт (постановление Конституционного суда от 31.05.2021 № 24-П).

    Судьи признали нормы абзаца третьего пункта 40, абзацев первого и четвертого пункта 54 Правил № 354 несоответствующими Конституции в той мере, в какой они не предусматривают возможность учитывать показания ИПУ тепловой энергии в МКД с индивидуальным тепловым пунктом (ИТП), ОДПУ и в котором большая часть помещений оборудована ИПУ тепловой энергии.

    Суд поручил Правительству разработать такой порядок определения платы за отопление в тех МКД, которые подключены к централизованным сетям теплоснабжения через ИТП, оснащены ОДПУ тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии, чтобы учитывались показания этих ИПУ. Минстрой должен подготовить проект изменений в Правила № 354, учитывающий постановление Конституционного суда. А пока плату для потребителей в домах с ИТП следует рассчитывать по формуле 3 (1) и ежегодно делать перерасчет по формуле 3 (4) приложения № 2 к Правилам № 354.

    Введите свои значения (значения десятых отделяются точкой, а не запятой ! ) в поля окрашенных строк и нажмите кнопку Вычислить, под таблицей.
    Для пересчета — измените введенные цифры и нажмите Вычислить.
    Для сброса всех введенных цифр нажмите на клавиатуре одновременно Ctrl и F5.

    Тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий, тарифы на тепло для промышленных предприятий, тарифы на газ для промышленных предприятий, тарифы на водоснабжение промышленных предприятий, тарифы на утилизацию отходов промышленных предприятий — быстрые ссылки на единые сводные таблицы по тарифам для промышленных предприятий 2021 года.

    Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Киев, Астана, Минск — быстрые ссылки на единые сводные таблицы по тарифам для промышленных предприятий 2021 года.

    Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Киев, Астана, Минск — быстрые ссылки на единые сводные таблицы по тарифам для граждан (физических лиц) 2021 года.

    • Россия (РФ)
    • Приволжский федеральный округ (ПФО)
    • Республика Татарстан (Казань)
    • услуги ЖКХ
    • тариф 2022
    • тарифы на тепло
    • Тепло
    • отопление
    • тепловая энергия
    • Татэнерго
    • горячая вода
    • стоимость тепла
    • Тарифы
      • Тарифы по отраслям
      • Тарифы по странам и регионам
      • Тарифы по годам
    • Пошлины — Сборы — Пени
    • Реестр
    • Льготы — Субсидии — Компенсации
    • Все блоги
      • Колонка редактора
      • Блоги пользователей
    • Это полезно знать
    • Видео
    • Жалобная книга
    • Добавить запись в жалобную книгу
    • Тарифы — розничные цены на природный газ для населения Владимирской области, действующие в 2021-2022 году
    • Тарифы на электроэнергию для населения Владимирской области, действующие с 1 января 2022 года
    • Тарифы на электроэнергию для населения Владимирской области, действующие с 1 июля 2021 года
    • Тарифы на электроэнергию для населения Владимирской области, действующие с 1 января 2021 года
    • Тарифы — размер взноса на капитальный ремонт для населения Брянской области, действующие в 2021 году
    • Тарифы — розничные цены на природный газ, реализуемый потребителям Брянской области, действующие в 2021-2022 году

    Нередко появляется необходимость расчета тепловых нагрузок по укрупненным показаниям – не дожидаясь проекта получить ориентировочную величину. Здесь мы прикладываем excel-файл с примерами определения расхода тепла на основе нескольких методик. Обратите внимание, что расчет по СП 50.13330.2012 больше подходит для современных зданий с более высокими теплотехническими характеристиками, поэтому результат может отличаться в 1,7-2 раза по сравнению с другими методами.

    Особое внимание стоит обратить на вариант определения расхода тепла по укрупненным показателям на основе «справочника проектировщика промышленных, жилых и общественных зданий и сооружений» под ред. инженера И.Г. Староверова (смотри файл «Пример расчета нагрузок по справочнику проектировщика И.Г. Староверова») – на сегодняшний день практически забытый способ.

    Все приведенные примеры расчетов являются ориентировочными и имеют погрешность. Для окончательного уточнения нужного количества тепловой энергии необходимо выполнение проектов по внутренним инженерным системам здания («Отопление и Вентиляция» и «Водоснабжение»).

    Также, здесь вы можете скачать файлы — сканы документов с описанием методик. С их помощью вы найдете нужные значения (например, удельная отопительная характеристика или поправочный коэффициент, прочее) и с помощью нашего excel-файла (калькулятора) посчитаете расход.

    Расчет тепловой нагрузки помещения выполняют, чтобы подобрать элементы системы отопления и параметры отопительных приборов либо чтобы уточнить нагрузку на теплосеть со стороны теплоснабжающей организации. Соответственно, поводом для расчета может быть инициатива одной из двух сторон – организации, подающей тепло, или собственника помещения.

    По определению, тепловая нагрузка – это количество тепла, необходимое для прогрева помещения на протяжении 1 часа, то есть тот тепловой максимум, который может потребить система. В расчет обязательно принимается температура воздуха в холодное время года, типичная для региона.

    Об установлении предельных уровней тарифов на тепловую энергию на 2022 год

    Расчет тепловых нагрузок на отопление выполняется для разных показателей. Это могут быть:

    • Сезонные нагрузки, то есть изменение количества потребляемого тепла в зависимости от температуры на улице;
    • Годовые расходы, учитываются климатические особенности региона;
    • Для котельного оборудования или вентиляционной системы.

    На расчеты влияют показатели сухого и скрытого тепла, общие теплопотери здания, а также то, сколько людей находится в помещении одновременно (максимальное количество).

    Расчет тепловой нагрузки на отопление помещения выполняется с учетом проектных показателей, но возможно и использование укрупненной методики. В этом случае используется формула:

    Qот, Гкал/час= α*qо*V*(tв-tн.р)*(1+Kн.р)*0,000001; где:

    • α — поправочный коэффициент, который учитывает климатические условия района, нужен, если температурные показатели отличаются от -30 °С ;
    • qо — удельная отопительная характеристика здания при tн.р = -30 °С, ккал/куб.м*С ;
    • V — объем здания по наружным габаритам, м³;
    • tв — расчетная температура внутри отапливаемого здания, °С ;
    • tн.р — расчетная температура наружного воздуха для климатической зоны, °С ;
    • Kн.р — коэффициент инфильтрации, зависит от уровня теплового и ветрового напора.

    Расчет тепловой нагрузки всегда выполняется с учетом санитарных норм (СанПиН 2.1.2.2645-10 для жилых зданий, с нормативными показателями температуры для каждой из комнат в доме). Так, в жилых комнатах оптимальный температурный показатель – от 18 до 24 градусов, а на кухне и в ванной – до 26 градусов в холодное время года.

    Также при выборе методики расчета понадобится учесть требуемую степень точности. Если важно максимально оптимизировать затраты на энергоносители, то выбирают методику с минимальными погрешностями в расчете. Во всех остальных случаях можно обойтись менее точными расчетами. В любом случае будут учитываться суточные изменения температуры в климатическом регионе, а также технические характеристики здания.

    В наиболее точном расчете дополнительно вычисляются теплопотери здания через вентиляцию. Для этого следует определить общий объем воздуха в здании и его массу (объем умножают на плотность 1,24 кг/м3). По стандартам, в помещении за сутки должно проходить полное пятикратное обновление воздуха. Исходя из этого, определяется, какая часть тепла будет теряться при проветривании, вентилировании.

    Затем полученный показатель нужно суммировать с тем, что получен по предыдущей методике (по окнам и дверям). Это будут общие тепловые потери дома. В результате можно получить самую точную тепловую нагрузку на отопление. Только для этого необходимо еще учесть среднюю температуру воздуха на улице на протяжении отопительного сезона и рассчитать, сколько тепла понадобится на весь отопительный период (150 дней). Также понадобится ввести поправочный увеличивающий коэффициент, учитывающий тепловые потери через кровлю и пол.

    Если речь идет о водяном отоплении, максимальная мощность источника тепловой энергии должна равняться сумме мощностей всех источников тепла в здании.

    Распределение приборов по помещениям дома зависит от следующих обстоятельств:

    1. Площадь помещения, уровень потолка.
    2. Положение комнаты в строении. Помещения в торцевой части по углах отличаются повышенными теплопотерями.
    3. Расстояние до источника тепла.
    4. Оптимальная температура (с точки зрения жильцов). На температуру помещения, помимо прочих факторов, влияет перемещение воздушных потоков внутри жилья.

    Строительные нормы и правила (СНиП) рекомендуют такие температурные параметры:

    1. Жилые помещения в глубине строения — 20 градусов.
    2. Жилые помещения в угловых и торцевых частях здания — 22 градуса.
    3. Кухня — 18 градусов. В кухонном помещении температура выше, так как в ней присутствуют дополнительные источники тепла (электрическая плита, холодильник и т.д.).
    4. Ванная комната и туалет — 25 градусов.

    Повышение тарифов на ЖКУ в 2022 году

    Ноябрь

    • Январь
    • Февраль
    • Март
    • Апрель
    • Май
    • Июнь
    • Июль
    • Август
    • Сентябрь
    • Октябрь
    • Ноябрь
    • Декабрь

    В данной статье мы приводим анализ судебной практики в части подходов к формированию объемов переданной тепловой энергии/теплоносителя потребителям коммунальных услуг теплосетевой организацией.

    Теплосетевые организации, на мой взгляд, имеют менее защищенную позицию в суде в спорах с теплоснабжающими организациями. Особенно если теплоснабжающая организация имеет статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО).

    Фактически, ЕТО является источником информации как сама для себя, так и для теплосетевой организации при определении как объемов переданной тепловой энергии/теплоносителя, так и при определении объемов подлежащих компенсации потерь в тепловых сетях.

    В соответствии с абзацем 3 пункта 54 Правил организации теплоснабжения в РФ (утр. Постановлением Правительства РФ №808) объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется единой теплоснабжающей организацией за расчетный период на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, собранных самостоятельно, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к ее тепловым сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче тепловой энергии, или расчетным способом. На основании указанных данных единая теплоснабжающая организация представляет теплосетевой организации данные о величине потерь тепловой энергии и теплоносителя.

    Также ЕТО определяет количество переданной по договору передачи тепловой энергии на основании данных, которые поступают от потребителей непосредственно ЕТО.

    Напомню, что в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении»:

    теплосетевая организация — организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

    передача тепловой энергии, теплоносителя — совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

    Правовое регулирование условий договора оказания услуг по передаче тепловой энергии в законодательстве РФ содержится в статьях 2, 13, 15, 17, 19, 22,23, 23.3, 23.4, 23.8 Федерального закона №190-фз «О теплоснабжении», главе V Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ №808), Постановлении Правительства РФ №787, в Правилах коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (Постановление Правительства РФ №1034), Методике осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (Приказ Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр).

    При этом, судебная практика продолжает демонстрировать разные подходы по порядку определения объема переданной тепловой энергии для потребителей коммунальных услуг.

    Рассмотрим несколько примеров из судебной практики. Что интересно, в рассматриваемых делах из разных арбитражных округов статус ЕТО имеет один и тот же субъект – ПАО «Т Плюс».

    Первый пример: Решение Арбитражного суда Самарской области от 16.03.2020 по делу № А55-24047/2019 (Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2020 № 11АП-5900/2020 данное решение оставлено без изменения).

    Истец (теплосетевая организация) владеет тепловыми сетями в системе теплоснабжения на территории Автозаводского района г.о. Тольятти, имеет технические возможности для передачи тепловой энергии и теплоносителя Потребителям и является теплосетевой организацией (ТСО), оказывающей ПАО «Т Плюс» услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя.

    В п. 1 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. N 808 (далее — Правила N 808), установлены порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.

    При этом, согласно п. 1 Правил N 354 данные правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

    Правовые основания экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, теплоносителя регулируются нормами Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении).

    Согласно ст. 17 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.

    По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги (п. 56 Правил N 808).

    Согласно п. 1.1. договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя истец обязуется осуществлять организационно и технически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей и тепловых пунктов в состоянии, соответствующем установленным техническим регламентом и требованиям, передачу тепловой энергии, теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точек передачи тепловой энергии, теплоносителя, а ЕТО обязуется оплачивать указанные услуги на условиях, определенных Договором.

    Согласно п. 3.1. указанного договора организация учета, измерение и регистрация показателей качества тепловой энергии, параметров теплоносителя, учет и расчет объемов тепловой энергии и теплоносителя во всех точках приема производятся в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1034 от 18.11.2013 г.

    В пункте 3.2. данного договора стороны также предусмотрели, что количество переданных теплосетевой организацией тепловой энергии и теплоносителя в точках передачи определяется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1034 от 18.11.2013 г.

    Таким образом, суд считает, что отношения между теплосетевыми и теплоснабжающими организациями, вытекающими из договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя регулируются положениями специальных нормативно-правовых актах в сфере теплоснабжения (Правила N 808, Правила N 1034).

    При этом, отношения, вытекающие из договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не регулируются нормами Правил N 354.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *