Уголок по охране труда в 2022 году

Автор: | 04.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголок по охране труда в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Конкретной рекомендации, где должны располагаться стенды по охране труда у Минтруд нет, это может быть место с максимальной проходимостью персонала, так и отдельное помещение, если численность работников свыше 1000 человек. Но это уже кабинет по охране труда.

Обычно уголок по охране труда крепят на стену КПП, фойе, в производственных цехах, кабинетах, лабораториях, коридорах офисных зданий.

Это место должно быть постоянно “на глазах” для того, чтобы привлекать внимание, а чтобы еще заставить подойти и узнать, что же там написано, необходимо привлекать взгляд.

Это не лишняя “вода” в статье, а существенная информация, потому как стенд вы делаете для безопасности персонала, и иногда они не проявляют должного интереса к бумажкам, висящим на стене. Нужно это внимание зацепить и заставить вникнуть.

И если сотрудник проходя мимо остановится на 5 – 10 секунд, считайте вы не зря работали над уголком по охране труда. Какие можно использовать методы для привлечения внимания? Это могут быть яркие элементы или неординарная подача информации: необычные информационные плакаты, которые время от времени меняете.

Все про уголок по охране труда: что должно быть и как оформить

Если вы хотите привести в должный вид или только-только обустраиваете уголок по охране труда, то нужно разобраться, что в нем должно быть.

Если информацию правильно преподнести, то она достигнет таких целей, как:

  1. Информирование о правах и обязанностях в области охраны труда.
  2. Пропагандирование безопасности труда.
  3. Призыв соблюдать требования закона.

В небольших организациях лишковать не стоит, достаточно и одного стенда для того, чтобы разместить всю необходимую информацию, а в более крупных – уже придется “раскошелиться” на несколько штук.

По количеству уголков по охране труда требований Минтруд не предъявляет, к внешнему виду тоже, поэтому если хотите изготовить и позволяют возможности, можно сделать силами работников.

В качестве основы можно использовать деревянные материалы, пластиковые или металлические листы с магнитами для крепления информации, и может не так эффектны, но удобны и более долговечны, доски с мягким покрытием.

Для документов на стенде располагают карманы А5, А4 или А3 для размещения вложений, перекидные системы (удобно для хранения инструкций, положений, локальных актов) и рамки для плакатов.

Размер стенда выбирается индивидуально, исходя из возможности размещения и габаритов помещений, “ходовой размер” – это 1000 х 600 мм. Хотите большие – ваше право.

Если стендов несколько штук, то логично их распределить с обязательным указанием заголовков, например “Важно” или “Новости охраны труда”, “Информация”, “Лучшие работники и злостные нарушители”, по тематикам:

  • с нормативной документацией;
  • с правилами оказаниями первой помощи и инструкциями;
  • приказами, распоряжениями, объявлениями и так далее.

На крупных предприятиях нужно для каждого подразделения размещать информацию, относящуюся только к специфике их работы.

Для обратной связи работников и работодателя или специалиста по охране труда, рядом со стендом размещают ящик “жалоб и предложений”.

Стенды по охране труда служат для передачи информации работникам, помогая снизить или предотвратить травматизм на предприятии, побудить сотрудников соблюдать правила охраны труда.

И содержать уголок может не только локальные акты, инструкции по охране труда, но и важные происшествия или достижения. Это хорошо мотивирует. Поэтому не нужно останавливаться на шаблонах и делать, как у всех, мыслите креативно 🙂

При оформлении стенда постарайтесь не использовать канцелярские выражения, а изъясняйтесь четко и понятно, чтобы смысл был понятен всем, и директору, и рабочему.

Желаю вам эффективной и безопасной работы!

Хотите рассказать о ваших креативных идеях при оформлении стенда по охране труда, пишите в комментариях, это важно и для автора, и для читателей.

Опасные условия труда 4 класса — не редкость на сегодняшних предприятиях. С 1 марта 2022 года рабочие места с этим классом должны быть ликвидированы. Как только СОУТ покажет, что рабочее место отнесено к опасным условиям труда, работа на данном рабочем месте должна приостановлена, работник под подпись ознакомлен с тем, что работает в таких условиях и отстранен от работы на период до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда (статья 214.1 ТК РФ).

Обратите внимание! Работника нужно с его согласия перевести на другое рабочее место, с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Если работник не согласен, он вправе уволиться.

Приступить к работе на своем прежнем месте можно только в том случае, если СОУТ подтвердит, что в результате реализации плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанного совместно с представительным органом работников, условия труда были признаны с улучшением (например, ранее был 4 класс, а стал 3.1-3.4). При этом план мероприятий должен быть направлен в территориальную ГИТ по месту нахождения рабочего места. Если головной офис находится в Москве, а шахта — в Ярославле, то копия плана должна быть направлена в Ярославскую ГИТ.

Запрет на работу в опасных условиях труда не касается МЧС, Росатома, Роскосмоса, отдельных силовых структур. Работа в опасных условиях на предприятиях промышленности, добывающей отрасли, транспорта, гражданской авиации не будет запрещена с 1 марта 2022 года.

➤ С 1 марта 2022 года у работодателей появятся новые права по охране труда. Они смогут контролировать безопасность производства работ дистанционно, то есть с помощью видео- и аудиофиксации. Все это потребует внести в трудовой договор условия, при которых такое видеонаблюдение будет разрешено.

➤ Работодателям разрешили проводить внутренний аудит соблюдения требований трудового законодательства по проверочным листам. Роструд разместит площадку, где работодатели смогут пройти самообследование по проверочным листам. Для этого чек-листы приведут в подходящий для самообследования формат.

Проводить самообследование – это право, а не обязанность работодателя. Если по итогам самопроверки работодатель получит высокую оценку соблюдения обязательных требований, то он сможет подготовить декларацию соблюдения обязательных требований в Роструд, со сроком действия 1-3 года.

В этот период плановые проверки проводиться не будут, а вот внеплановая проверка вполне возможна. И если при внеплановой проверке ГИТ обнаружит, что в организации нарушают требования охраны труда или выявят факты ввода недостоверных сведений при самообследовании, то декларацию отменят.

➤ Электронный документооборот – тоже право, а не обязанность работодателя. Если у организации имеется возможность выдать электронные цифровые подписи работникам и должностным лицам, то можно вести локальные нормативные акты в электронном виде, в том числе и фиксировать выдачу СИЗ.

Законом № 311-ФЗ изменена структура разд. Х ТК РФ «Охрана труда». В частности, заново переписаны положения нескольких глав, которые регламентируют сферу ОТ. Суть внесенных поправок, обусловленных в том числе правоприменительной практикой, заключается в следующем:

1. Уточнены права и обязанности субъектов трудовых отношений (работодателя и работников), а также структурированы основные процедуры управления охраной труда у работодателя (в частности, определен порядок осуществления деятельности созданных у работодателя служб по ОТ).

2. Установлен запрет на работу в опасных условиях труда. Данный запрет может быть введен по результатам СОУТ (если условия труда на рабочих местах будут отнесены к опасному классу). Возобновить деятельность на таких рабочих местах работодатель сможет только по результатам внеплановой СОУТ, которая подтвердит снижение класса условий труда. Процедура установления и снятия запрета на работу в опасных условиях труда определена положениями новой ст. 214.1 ТК РФ.

3. Регламентирован механизм управления профессиональными рисками. Этому вопросу посвящена новая ст. 218 ТК РФ.

4. Модернизирован подход к реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления СИЗ в зависимости от наименования профессии (должности) работника, занятого на конкретном рабочем месте (так называемого списочного подхода к обеспечению СИЗ), к обеспечению СИЗ в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. Эти правила прописаны в новой редакции ст. 221 ТК РФ.

5. Усовершенствована процедура расследования и учета несчастных случаев на производстве, в том числе с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм) (новая редакция ст. 227 ТК РФ).

При этом базовые принципы в области ОТ, которые заложены в действующей редакции Трудового кодекса, остались неизменными.

Изменено название гл. 34 ТК РФ на «Государственное управление охраной труда и требования охраны труда».

В ней раскрыто понятие «государственное управление охраной труда» (см. ст. 211 ТК РФ), а также разграничены полномочия в этой области между Правительством РФ, федеральными и региональными исполнительными органами власти в сфере охраны труда (см. новые ст. 211.1 – 211.3 ТК РФ).

Кроме того, Законом № 311-ФЗ скорректированы общие принципы установления национальных стандартов безопасности труда, а также государственных нормативных требований охраны труда, утверждаемых уполномоченными органами власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (новая ст. 212 ТК РФ). Также определен порядок проведения государственной экспертизы условий труда (новая ст. 213 ТК РФ).

Заметим: некоторые из перечисленных вопросов частично уже были урегулированы положениями действующих сейчас ст. 211, 216 и 216.1 ТК РФ. Внесенными поправками существующие правила уточнены и дополнены.

На основании ст. 209 ТК РФ рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Законом № 311-ФЗ внесены уточнения, что общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются Минтрудом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Законом № 311-ФЗ введен новый термин «опасность» – это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, Законом № 311-ФЗ конкретизированы следующие понятия:

  • «профессиональный риск» – это вероятность причинения вреда не только здоровью работника, но и его жизни;

  • «управление профессиональными рисками» – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления ОТ и включающих в себя меры не только по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (что было раньше), а в перспективе – по недопущению повышения их уровней (в связи с этим на работодателя налагается обязанность проводить мониторинг и пересматривать выявленные ранее риски);

  • «требования охраны труда» – это совокупность требований, установленных государством и локальными нормативными актами работодателя (в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда) (прежде работодатель был ограничен в части установления правил по ОТ).

Права работодателей в области ОТ установлены положениями новой ст. 214.2 ТК РФ. В ней, в частности, сказано, что работодатели вправе:

  • контролировать безопасность работ с помощью оборудования для дистанционной видео-, аудиозаписи производственных процессов (и обеспечивать хранение полученной при помощи такого оборудования информации);

  • вести электронный документооборот в области ОТ;

  • предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ (а также к базам электронных документов) надзорным органам, которые наделены полномочиями на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства (то есть инспекциям по труду).

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, как и прежде, возлагаются на работодателя. Теперь они будут прописаны в новой ст. 214 ТК РФ (в действующей редакции – ст. 212 ТК РФ). В этой статьей также указано, что работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Перечень обязанностей работодателя в области охраны труда довольно обширный. Как и раньше, он должен обеспечить :

  • создание и функционирование системы управления ОТ (примерное положение о системе управления ОТ будет утверждено дополнительно, что следует из новой редакции ст. 217 ТК РФ);

  • соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям ОТ;

  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;

  • реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

  • разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков вновь организованных рабочих мест;

  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

  • приобретение за счет собственных средств и выдачу СИЗ и смывающих средств (отвечающих требованиям законодательства) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

  • оснащение средствами коллективной защиты;

  • обучение охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ;

  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, за соблюдением работниками требований ОТ, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;

  • проведение СОУТ.

Со следующего года этот перечень в ст. 214 ТК РФ пополнится новыми обязанностями, в их числе:

  • приостановление работы в случае возникновении угрозы жизни и здоровью работников и эксплуатации зданий и оборудования – до устранения этой угрозы;

  • создание подходящих условий труда при приеме на работу инвалида или при признании таковым штатного сотрудника;

  • согласование с другим работодателем мероприятия по предотвращению травматизма при проведении работ на территории, подконтрольной этому работодателю.

Кроме того, новая ст. 216.2 ТК РФ возлагает на работодателя обязанность незамедлительно проинформировать работника об отнесении условий труда на его рабочем месте по результатам СОУТ к опасному классу.

Перечень прав работника в области ОТ приведен в ст. 216 ТК РФ. В частности, работнику предоставляется право:

  • получать информацию об условиях и ОТ от работодателя и соответствующих государственных органов (новая ст. 216.2 ТК РФ);

  • отказываться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований ОТ до устранения такой опасности либо от выполнения не предусмотренных трудовым договором работ с вредными и (или) опасными условиями труда. В новой ст. 216.1 ТК РФ сказано, что такой отказ не влечет за собой дисциплинарную ответственность для работника.

Также в ст. 216 ТК РФ закреплены гарантии обеспечения права работника на санитарно-бытовое обслуживание (как должны обеспечиваться эти гарантии, установлено новой ст. 216.3 ТК РФ), права на внеочередной медосмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за работником места работы (должности) и средней заработной платы (среднего заработка) на время прохождения медосмотра.

Заметим: сами положения ст. 220 ТК РФ, посвященной медосмотрам (сейчас это ст. 213 ТК РФ), существенно изменились. Основная новация заключается в том, что вредные и (или) опасные производственные факторы и виды работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры работников, будут определяться совместно Минтрудом, Минздравом и Роспотребнадзором.

Обратите внимание: новой ст. 216.1 ТК РФ определено, что государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Цель изменений в разделе Х ТК РФ — персонализация системы управления охраной труда с учетом проведенной оценки профессиональных рисков и специфики производственной деятельности. Это постепенный отказ от формального, списочного подхода в пользу адресной политики.

Поправки в раздел Х Трудового кодекса влекут за собой существенные изменения в системе управлении охраной труда у каждого ИП или юридического лица. Законодатели ставят перед работодателями задачу максимально полно учитывать в положении о СУОТ и политике по охране труда индивидуальные особенности конкретных рабочих мест.

И сейчас у нас есть время изучить новые требования законодательства, разработать необходимые документы и процессы.

Разберем основные поправки:

  • выявление профессиональных рисков,
  • принципы обеспечения безопасности труда,
  • расследование микротравм,
  • единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ,
  • обучение по охране труда,
  • запрет на работу в опасных условиях труда,
  • самообследование,
  • дистанционное видеонаблюдение,
  • электронный документооборот.

Сегодня этому направлению уделяется минимум времени. В основном работодатели реагируют на уже случившееся ЧП. Теперь концепция безопасного производства сдвигается в сторону превентивных мер.

Проанализировав основные и сопутствующие причины производственного травматизма и профзаболеваний, характерные для экономического вида деятельности вашего предприятия, вы сможете понять, какие меры помогут улучшить ситуацию.

Росстат провел анализ видов несчастных случаев (НС) с тяжелым исходом за I полугодие 2020 года в России. Оказалось, что наибольшее число погибших при НС наблюдается при выполнении работ на высоте, но еще больше людей гибнет из-за воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин. Это говорит о том, что оценка рисков не проводилась или была проведена формально, работодатели не сделали выводы о ликвидации опасных процессов, не провели мероприятия по снижению рисков.

Вид несчастного случая с тяжелыми последствиями групповых тяжелых со смертельным исходом
1 Падение с высоты 8 316 63
2 Падение на ровной поверхности одного уровня 0 172 8
3 Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. 9 146 57
4 Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и пр. 6 316 77
5 Попадание инородного предмета в тело человека 0 29 3
6 Воздействие электрического тока 0 15 13
7 Воздействие дыма, огня и пламени 10 23 11
8 Воздействие вредных веществ 2 11 5
9 Повреждения в результате противоправных действий других лиц 2 55 6

Работодатель обязан постоянно улучшать условия труда, для чего нужно ликвидировать опасные технологические процессы или снижать уровень опасности на рабочих местах. При этом нужно правильно расставлять приоритеты при реализации этих мероприятий. Это и есть принцип предупреждения и профилактики.

Новая редакция ТК РФ запретит работу в опасных условиях труда 4-го класса. Если СОУТ выявит такое, работодатель обязан немедленно известить работника, приостановить работу, объявить простой по вине работодателя. За сотрудниками на это время сохраняется место (должность) и средний заработок.

Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторно проведенной СОУТ, которая подтвердит снижение уровня опасности.

  • Напоминаем, класс условий труда может установить исключительно эксперт СОУТ.

Большой прогресс в сфере охраны труда — предложение выдавать средства индивидуальной защиты адресно, с учетом оцененных рисков. Единые типовые нормы бесплатной выдачи станут основой, но конкретный подбор необходимой спецодежды и обуви останется за работодателем.

Поправки в ТК РФ предлагают обеспечивать сотрудников СИЗ с учетом идентифицированных на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, выявленных опасностей, а не в зависимости от профессии.

Поправки в раздел Х ТК РФ вводят механизм самообследования работодателя на соблюдение требований охраны труда. По сути, он уже реализован на портале Онлайнинспекция. Однако функций у самообследования будет больше.

Работодатель сможет проверить себя по уже знакомым чек-листам Роструда и затем задекларировать результаты в ведомстве. Срок действия декларации — от 1 до 3 лет. Если же работодатель не был искренним вовремя самообследования и проверяющие Роструда выявили нарушения по охране труда, декларацию отменят.

Проект поправок предусматривает создание комитетов по охране труда, куда смогут войти как руководители, так и сотрудники. Комитеты будут организовывать мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, проверять условия труда, информировать работников об их правах, обязанностях и значимых изменениях. Результатом работы комиссии станет эффективная система управления охраной труда. Поэтому работодатель должен решить для себя, как создать действительно работающий орган, а не формальную структуру.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Проект порядка обучения и проверки знаний по охране труда 882.2 КБ

Основные «новшества» в десятой главе Трудового кодекса Российской Федерации произошли в оценке профессиональных рисков, правил использования средств индивидуальной защиты, учета и ведения расследования микротравм на производстве, порядка обучения по охране труда, проведения аудита внутри организации, появлении новых прав и обязанностей у работодателя. Рассмотрим изменения по отдельности.

Внимание!

«Обновленный» раздел X Трудового кодекса Российской Федерации вступит в законную силу 1 марта 2022 года.

Теперь эта обязанность закрепилась глобально в обновленном разделе 10 ТК РФ. Работодатель на системном уровне обязан внедрить оценку профрисков, а также проводить их оценку при появлении нового оборудования (объектов) и вновь образованных рабочих мест.

Сами риски теперь разделены на риск возможного травмирования и риск возникновения профессионального заболевания. Поэтому перед работодателем стоит задача – обнаружить опасности, проанализировать их, а затем через возможные мероприятия снизить уровень риска.

Основное изменение в Трудовом кодексе по СИЗ произошло в утверждении единых типовых норм выдачи СИЗ, определенных в зависимости от воздействия вредных факторов. Новые единые нормы придут на смену отраслевым нормам выдачи СИЗ. На текущий момент единые нормы пока не опубликованы, но известно, что отраслевые нормы можно будет использовать в работе до 31.12.2024.

Единые нормы выдачи СИЗ станут «базой» для определения норм выдачи СИЗ внутри организации, опирающихся на результаты проведенной специальной оценки условий труда, профессиональных рисков, а также мнения профсоюзной организации (если таковая существует в организации) (ч.4 ст.221 раздела Х).

Помимо новых норм выдачи СИЗ появилась обязанность обучения работников использованию СИЗ. Без проведенного обучения работника по правилам использования СИЗ нельзя допускать к работе. В данном случае работодатель вправе отстранить работника от работы без сохранения заработной платы (ч.1 ст.75 главы 10).

По новым требованиям Трудового кодекса (ч.6 ст.216.1 раздела 10) работник вправе отказаться от выполнения работы, если работодатель не обеспечил его средствами индивидуальной защиты.

Если проведенная СОУТ выявит 4 класс условий труда на рабочих местах, то на них подлежит приостановка работы.

Перед работодателем в дальнейшем встанет задача по устранению факторов, определяющих 4 класс, проведению внеплановой спецоценки условий труда (оценки профрисков).

Отстраненные от выполнения трудовых функций работники будут получать средний заработок и сохранение места работы. Также работников на основании ст.216.1 раздела Х можно перевести на другие должности с оплатой труда не ниже среднего заработка по прежней работе.

Работы, которые автоматически не будут находиться под запретом, это работы, выполняемые в рамках аварийно-спасательных работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организации получают право отчасти уйти от бумажной работы в сторону ведения электронного документооборота с обязательным хранением всей базы данных.

Также появляется возможность внедрения дистанционного видеонаблюдения за производственными процессами и выполнением работ. Но работники должны быть предварительно уведомлены об этом (абзац 4 ст.214.2 раздела 10).

Для того, чтобы сделать условия рабочих мест «прозрачными» для Роструда, у работодателя есть возможность предоставить им удаленный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, к электронным базам документов в области охраны труда.

Также на законодательном уровне работодателю добавляют обязанности:

  • по улучшению условий охраны труда;
  • оборудовать рабочие места коллективными средствами защиты;
  • приостанавливать выполнение работ (оказание услуг) до устранения причин возникновения угрозы жизни и здоровью работников;
  • на основании индивидуальной программы реабилитации (абилитации) создавать условия труда для работающих инвалидов;
  • перед проведением работ согласовать с подрядчиками мероприятия, направленные на предотвращение угрозы здоровья работников.

Предусмотрено несколько видов практической реализации СанПиН по охране труда в 2022 году на производстве:

  • Изучение требований СанПиН ответственным лицом, разработка и утверждение инструкций по их соблюдению на конкретном предприятии.
  • Ознакомление работников с требованиями СанПиН и локальными нормативами, которые должны соблюдаться в процессе их трудовой деятельности.
  • Обеспечение беспрепятственного доступа к правовым нормативам всех сотрудников.
  • Проведение вводных, повторных и внеплановых инструктажей по вопросам соблюдения СанПиН в ходе осуществления трудовой деятельности.
  • Обучение сотрудников санитарным нормам и правилам, обязательным к соблюдению в ходе производственной деятельности.

СанПиН охраны труда на 2022 год

Сведения о состоянии условий труда и компенсациях работающим с вредными условиями труда необходимо подать в территориальный орган Росстата до 21 января 2022 года.

Форма отчета приведена в приложении к приказу Росстата от 24.07.2020 № 412 (в ред. Приказов Росстата от 29.04.2021 N 243, от 13.07.2021 № 412).


Внимание: форму могут изменить, поэтому следите за информацией на сайте Росстата. Сведения в данной статье представлены на 5 октября 2021 года.


Прошлогодней формой не пользуйтесь, она изменилась в июле 2021 года. Учтите, что отчет не сдают субъекты малого предпринимательства, а только юридические лица, основной вид деятельности по ОКВЭД которых относится к:

  • сельскому, лесному хозяйству, охоте, рыболовству и рыбоводству;
  • добыче полезных ископаемых;
  • обрабатывающим производствам;
  • обеспечению электрической энергией, газом и паром;
  • кондиционированию воздуха;
  • водоснабжению;
  • водоотведению,
  • организации сбора и утилизации отходов,
  • деятельности по ликвидации загрязнений;
  • строительству;
  • транспортировке и хранению;
  • деятельности в области информации и связи.

Запросите в департаменте персонала сведения по списочной численности работников (без находящихся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком) на конец отчетного года, в том числе женщин и лиц до 18 лет для раздела 1, без учета класса условий труда. Также запросите эти же сведения для раздела 2 отчета в отношении работников с вредными условиями труда.

Показатели раздела 1 «Состояние условий труда» заполняют на персонал организации в целом, и отдельно — на женщин и лиц моложе 18 лет. Основой для заполнения показателей о состоянии условий труда является отчет о специальной оценке условий труда.

Показатели раздела 2 «Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» должны соответствовать картам СОУТ, а также условиям трудовых договоров, коллективных договоров и отраслевых соглашений. Например, в трудовом кодексе доплата указана не менее 4%, а в отраслевом соглашении эта цифра может достигать 60%. Указывайте по факту для вашего предприятия.

Пустые строки не нужно заполнять нулями или прочерками, оставьте как есть.

Этот отчет предоставляют юридические лица (кроме микропредприятий), осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме:

  • финансовой и страховой деятельности
  • деятельности по операциям с недвижимым имуществом
  • государственного управления и обеспечения военной безопасности
  • социального обеспечения
  • образования
  • деятельности домашних хозяйств как работодателей
  • недифференцированной деятельности частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления
  • деятельности экстерриториальных организаций и органов

Отчет о травматизме на производстве передают в территориальный орган Росстата до 25 января ежегодно, вне зависимости от наличия или отсутствия несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

В 2022 году сведения за 2021 год подавайте по форме, утвержденной Приказом Росстата от 22.06.2020 № 326 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями» (в ред. Приказа Росстата от 18.12.2020 815).

Внимание! Форму могут изменить, поэтому следите за информацией на сайте Росстата. Сведения в данной статье представлены на 5 октября 2021 года.

Если в 2021 году произошел НС или профзаболевание, и акт уже утвержден также в 2021 году, сведения об этом должны найти отражение в отчете, подаваемом до 25 января 2022 года.

Если же расследование на 1 января 2022 года продолжается, подавать об этом сведения за 2021 год нельзя – произойдет задвоение показателей, что приведет к двум внеплановым проверкам инспекции Роструда.

Среднесписочная численность работников (работники списочного состава и внешние совместители) за отчетный год – показатель переменный, эту цифру вам должен дать отдел кадров или главный бухгалтер, потому что эта численность указывается в статотчетах № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» и т.д.

В январе 2022 года этот отчет не сдают! Ближайшая дата – январь 2023 года!

Приложение к форме № 7-травматизм сдается только при наличии наблюдаемого события. Поэтому, когда будете сдавать отчет в 2023 году за 2022 отчетный год, в пустых строках ничего не указывайте, ни нули, ни прочерки.

Сведения по Приложению к форме № 7-травматизм «Сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев», утвержденному приказом Росстата от 10.08.2018 № 493 предоставляются с периодичностью 1 раз в 3 года (за 2007 г., 2010 г., 2013 г., 2016 г., 2019 г., 2022 г., 2025 г. и т.д.).

Приложение к форме № 7-травматизм сдают юридические лица, кроме микропредприятий, всех форм собственности, осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме: финансовой и страховой деятельности, государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального обеспечения, образования, деятельности домашних хозяйств как работодателей, недифференцированной деятельности частных домашних хозяйств по производству товаров; деятельности экстерриториальных организаций.

Отчет по Приложению к форме № 7-травматизм должен быть предоставлен организациями в территориальные органы государственной статистики Росстата до 25 января 2023 года.

Нарушение порядка предоставления отчетов по охране труда, или передача недостоверных сведений влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ в виде наложения административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 10000 до 20000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20000 до 70000 рублей.

Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 30000 до 50000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100000 до 150000 рублей.

Охрана труда — подотрасль трудового права, характеризующаяся большой емкостью и регулируемая огромным количеством нормативных актов. Администрации образовательных учреждений, школ и ДОУ должны в обязательном порядке следовать положениям следующих НПА по охране труда:

  • ТК РФ;
  • закона «Об образовании» от 29.12.2012 № 273;
  • приказа Минобразования РФ от 01.06.1998 № 1408;
  • постановления Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14;
  • постановления Минтруда РФ от 24.10.2002 № 73;
  • ГОСТ 12.0.004-2015 (с 01.03.2017);
  • постановления Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.

Перечень НПА, положения которых обязательны для исполнения администрациями школ и ДОУ, может расширяться и дополняться:

  • иными федеральными НПА (в том числе содержащими рекомендации);
  • региональными и муниципальными НПА.

Перечень дополнительных НПА, юрисдикция которых может распространяться на школу или ДОУ, зависит от профиля образовательного учреждения, а также специфики используемой в учебном процессе инфраструктуры.

Так, в большинстве школ и ДОУ есть хотя бы самое элементарное электрооборудование (например, лампы и розетки), поэтому в состав кадровых документов должны входить те, которые предусмотрены приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6.

В соответствии с рассмотренным перечнем НПА в образовательном учреждении предполагается составление таких документов, как:

  • инструкции;
  • программы;
  • журналы;
  • положения;
  • планы;
  • договоры и соглашения;
  • приказы.

Руководством школы должны быть утверждены программы:

  • проведения вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого, противопожарного инструктажа по охране труда;
  • обучения сотрудников охране труда.

В соответствии с п. 3.3 Порядка обучения по охране труда, утвержденного постановлением Минтруда, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, работодатели обязаны организовывать обучение и проверку знаний в области новых требований по охране труда в случае, если законодатель изменил соответствующие требования. Как известно, с 1 января вступили в силу порядка 40 нормативных актов Минтруда, которыми такие изменения утверждены. Следует отметить, что напрямую ни один из них не затрагивает виды деятельности, основные для образовательных организаций (в том числе средних школ). Вместе с тем в школе могут производиться нижеследующие работы, по которым установлены новые ПОТ:

  • погрузочно-разгрузочные, связанные с размещением грузов (они должны соответствовать требованиям приказа Минтруда от 28.10.2020 № 753н);
  • с инструментом и приспособлениями (приказ от 27.11.2020 № 835н);
  • с полиграфическими работами (приказ от 27.11.2020 № 832н);
  • с охраной объектов или имущества (приказ от 19.11.2020 № 815н);
  • с эксплуатацией объектов теплоснабжения (приказ от 17.12.2020 № 924н);
  • с выполнение окрасочных работ (приказ от 02.12.2020 № 849н);
  • со строительством, реконструкцией и ремонтом (приказ № 11.12.2020 № 883н).

Указанными работами могут заниматься те или иные структурные подразделения школы (столовые, мастерские, осуществляющие хозяйственное обслуживание). Руководство школы должно, таким образом, провести в отношении работников таких подразделений внеплановые инструктажи и проверку. Решение данной задачи потребует:

  • издания новой (обновления действующей) программы инструктажа по охране труда;
  • утверждения новых (обновления действующих) инструкций по охране труда.

Проверка знаний по охране труда может быть осуществлена внутренней комиссией (должна быть утверждена отдельным приказом директора школы), которые сами прошли обучение в специализированных учебных центрах (письмо Минтруда от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167).

В состав кадрового документооборота школы должны входить журналы:

  • учета инструкций по охране труда, а также выдачи соответствующих инструкций;
  • регистрации инструктажей по охране труда;
  • регистрации несчастных случаев.

Результаты проверки знаний сотрудников школы в области охраны труда фиксируются в протоколе заседания комиссии по проверке знаний, по правовой природе идентичном журналам регистрации инструктажей. В ГОСТ 12.0.004-2015 приведены рекомендуемые формы фиксации результатов обучения (формы А.1-А.6). Например, протокол заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда рекомендуется заполнять по форме А.1.

Скачать журнал учета инструкций по охране труда, по выдаче инструкций можно в статье «Журнал учета инструкций по охране труда — форма и образец».

Руководство школы, а также компетентные сотрудники образовательного учреждения должны будут оформить положения:

  • о службе охраны труда;
  • спецоценке условий труда;
  • комиссии по проверке знаний в области охраны труда;
  • расследовании и учете несчастных случаев;
  • разработке, учете и использовании инструкций по охране труда;
  • проведении инструктажей в области охраны труда.

См. дополнительно:

  • «Положение об аттестации работников — образец»;
  • «Положение о системе управления охраной труда – образец».

Кадровой службе школы потребуется составить ряд планов:

  • мероприятий по охране труда;
  • противопожарных мероприятий.

Документы в школе: договоры и соглашения

Школа может:

  • иметь коллективный договор (соглашение) по охране труда в школе с профсоюзом;
  • быть участником соглашения по охране труда, разработанного при участии органов власти.

Как в 2022 году изменится охрана труда: узнайте на бесплатной онлайн‑конференции

Выполнение требований законодательства РФ в области охраны труда для школ и ДОУ предполагает составление ряда важнейших документов. Они могут быть представлены в виде инструкций, программ, журналов, положений, планов, договоров, а также приказов руководства учреждений.

Подробнее об иных задачах, решаемых работодателями в сфере охраны труда, вы узнаете из статей:

  • «Как проводится целевой инструктаж по охране труда?»;
  • «Что относится к вредным условиям труда (нюансы)?»;
  • «Инструктаж по антитеррористической безопасности на рабочем месте»;
  • «Несчастный случай на производстве — действия работодателя».

В статье 209 ТК РФ появится новый термин «опасность». Это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, законодатель разделил понятие «средства индивидуальной и коллективной защиты работников» на две отдельные подгруппы, расширил трактовку термина «рабочее место». Также дополнил Трудовой кодекс статьей 209.1., в которой отражены основные принципы обеспечения безопасности труда, а именно: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников»

В статье 214.1 ТК РФ устанавливается прямой запрет на работу в опасных условиях.

Если по результатам СОУТ работу сотрудников отнесут к опасным, то работодатель обязан ее приостановить. Основания отнесения к такому классу необходимо устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичного профсоюза (при наличии), а копию плана — направить в ГИТ.

На время приостановки работ сотрудникам, занятым на такого рода рабочих местах, предоставляется другая работа либо за ними сохраняется должность и зарплата на время простоя.

Возобновление деятельности работодателя на таких рабочих местах допускается только по результатам внеплановой специальной оценки условий труда, которая подтверждает снижение класса условий труда.

При этом данный запрет не распространяется на работы, которые связаны с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций.

Работодатель, в целях предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, самостоятельно осуществляет учет и рассмотрение обстоятельств и причин, которые привели к возникновению микроповреждений (микротравм) работников.

Под микроповреждениями (микротравмами) понимаются ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, которые участвуют в производственной деятельности работодателя.

Такое нововведение появится в Трудовом кодексе в виде главы 36.1 «Расследование, оформление, (рассмотрение), учет микроповреждений (микротравм), несчастных случаев».

Поводом послужит обращение пострадавшего к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю (его представителю).

В целях реализации Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3702), проведения работы по охране труда, профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний Министерство труда и социального развития Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда.

2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать методическую помощь организациям в проведении работы по созданию кабинетов охраны труда и уголков охраны труда. *2)

3. Установить, что постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 8 июня 1978 года N 197/16-17 «Об утверждении Типового положения о кабинете охраны труда» на территории Российской Федерации не применяется.

Министр труда и социального
развития Российской Федерации
А.Починок

Изменения в сфере охраны труда в 2022 году

8. Основными направлениями деятельности кабинета охраны труда и уголка охраны труда являются:

а) оказание действенной помощи в решении проблем безопасности труда;

б) создание системы информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах, о принятых нормативных правовых актах по безопасности и охране труда;

в) пропаганда вопросов труда.

9. Кабинет охраны труда обеспечивает выполнение мероприятий по охране труда, в том числе организуемых совместными действиями руководителя и иных должностных лиц организации, комитета (комиссии) по охране труда, службы охраны труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов:

— проведение семинаров, лекций, бесед и консультаций по вопросам охраны труда;

— обучение по охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, применению средств коллективной и индивидуальной защиты, вопросам оказания первой медицинской помощи;

— проведение инструктажа по охране труда, тематических занятий с работниками, к которым предъявляются требования специальных знаний охраны труда и санитарных норм, и проверки знаний требований охраны труда работников;

— организацию выставок, экспозиций, стендов, макетов и других форм наглядной агитации и пропаганды передового опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда;

— проведение аналитических исследований состояния условий труда в организации (на рабочих местах) и оценки их влияния на безопасность трудовой деятельности.

10. Уголок охраны труда организации обеспечивает выполнение тех же мероприятий, что и кабинет охраны труда.

11. Уголок охраны труда структурного подразделения (участка) организации обеспечивает работников информацией о: планах работы кабинета охраны труда (если он создан в организации); графиках проведения инструктажа и расписаниях учебных занятий по охране труда; приказах и распоряжениях, касающихся вопросов охраны труда организации, планах по улучшению условий и охраны труда; вредных и опасных производственных факторах и средствах защиты на рабочих местах структурного подразделения (участка); нарушениях требований законодательства об охране труда; случаях производственного травматизма и профзаболеваний в организации и принятых мерах по устранению их причин; новых поступлениях в кабинет охраны труда документов, учебно-методической литературы, учебных видеофильмов по охране труда и т.д.

15.06.2018


Трудинспектору достаточно одного взгляда на стенд по охране труда, чтобы заподозрить в организации формальный подход к охране труда. Устаревшая шаблонная информация говорит сама за себя. В статье расскажем, как сделать, чтобы уголок по охране труда вместо функции пылесборника действительно помогал работникам усваивать требования охраны труда. Разобраться в том, какую информацию разместить в уголке по охране труда, вам помогут иллюстрированный образец оформления и шаблоны документов.


Помощь работодателю в организации работ по охране труда:

«Как оборудовать уголок по охране труда: пример оформления и готовые шаблоны документов»

Трудинспектору достаточно одного взгляда на стенд по охране труда, чтобы заподозрить в организации формальный подход к охране труда. Устаревшая шаблонная информация говорит сама за себя. В статье расскажем, как сделать, чтобы уголок по охране труда вместо функции пылесборника действительно помогал работникам усваивать требования охраны труда. Разобраться в том, какую информацию разместить в уголке по охране труда, вам помогут иллюстрированный образец оформления и шаблоны документов.

раскрыть » / « свернуть

Цели государственного учреждения образования «Гимназия № 38 г.Минска»

в области охраны труда на 2021 год

Цели

Показатели целей

Единицы измерений

1

Недопущение появления неприемлемых рисков

Уровень выявленных рисков

Не более

12

2

Улучшить санитарно-гигиенические условия работающих

Обеспечение работающих бытовыми помещениями современного уровня

Не менее 10 чел.

3

Улучшение условий труда работающих за счет проведения косметических ремонтов

Количество работающих

Не менее 5 рабо­чих мест

раскрыть » / « свернуть

ПОЛИТИКА

государственного учреждения образования

«Гимназия № 38 г. Минска»

в области охраны труда

Девиз: Безопасность труда и сохранение здоровья учащихся, воспитанников и работников управления – залог высокого качества оказания образовательных услуг

Цель политики в области охраны труда:

Создание безопасных условий и охраны труда, соответствующих стандартам СУОТ в соответствии с законодательными актами, проведения планомерной работы по обеспечению высокого качества обучения и обеспечение здоровых и безопасных условий труда.

Основные задачи в области охраны труда:

1. Соблюдение требований действующего законодательства в области охраны труда.

2. Постоянное улучшение условий и охраны труда.

3. Непрерывная идентификация опасностей, оценки рисков и управление ими.

4. Проведение предупреждающих и корректирующих действий, направленных на снижение риска возникновения травм и профессиональных заболеваний.

5. Регулярный анализ целей и задач в области охраны труда.

6. Реализация идеи о том, что безопасность труда коллектива – дело всех и каждого.

Пути достижения поставленных задач:

1. Организация эффективного контроля соблюдения требований охраны труда.

2. Внедрение передовых методов обучения, нового современного оборудования, проведение его своевременного обслуживания и ремонта.

3. Обеспечение финансовой и материально-технической поддержки запланированных мероприятий по охране труда, выполнение требований, вышестоящих и контролирующих организаций.

4. Взаимодействие и тесное сотрудничество с профессиональным союзом и другими организациями в реализации государственной политики в области охраны труда, содействие общественному контролю соблюдения прав и интересов работающих.

5. Обучение, систематическое повышение квалификации и компетентности работников по вопросам охраны труда.

6. Изучение и внедрение передового отечественного и зарубежного опыта в области охраны труда.

7. Проведение внутренних аудитов для выявления несоответствий и их устранения.

Гимназия № 38 г.Минска обязуется регулярно проводить работу по совершенствованию охраны труда, обеспечить коллективную ответственность за безопасность учащихся, воспитанников и работников, доводить Политику в области охраны труда до каждого работника и требовать от всех ее неукоснительного выполнения.

раскрыть » / « свернуть

ИНСТРУКЦИЯ

о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда

в государственном учреждении образования

«Гимназия № 38 г. Минска»

1. Настоящей инструкцией определены цель, задачи, основные виды и объекты контроля законодательства об охране труда в ГУО «Гимназия № 38 г. Минска».

2. Целью контроля является создание здоровых и безопасных условий труда работников, учащихся, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обеспечение безопасного образовательного процесса в школьном учреждении.

Контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмотров, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений, требований охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению.

3. Основными задачами контроля являются:

• выявление и предупреждение нарушений законодательных и нормативных правовых актов, требований охраны труда;

• оценка состояния условий организации обучения учащихся, безопасности учебного оборудования;

• оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, эффективности применения средств индивидуальной защиты работниками;

• выполнение работниками должностных инструкций, инструкций по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда;

• принятие мер по устранению выявленных недостатков.

4. Основными видами контроля являются:

• контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителем и специалистами ГУО «Гимназия № 38 г. Минска» в соответствии с их должностными обязанностями;

• периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя (директора школы) с участием общественного инспектора профсоюзной организации по охране труда;

• общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 года № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»

5. Полномочия и ответственность руководителя и специалистов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда определяются их должностными инструкциями.

При разработке должностных инструкций обязанности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда распределяются между руководителями и специалистами с учетом их трудовых функций, роли и места в системе управления охраной труда ГУО «Гимназия № 38 г. Минска».

6. Руководитель и специалисты осуществляют контроль за:

6.1. соблюдением в ГУО «Гимназия № 38 г. Минска» актов законодательства о труде и охране труда, локальных нормативных правовых актов по охране труда;


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *