Потребительская корзина в 2022 году с 1 января

Автор: | 16.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Потребительская корзина в 2022 году с 1 января». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Во многом такое положение вещей связано с тем, что данный показатель на постсоветском пространстве был привязан к минимальной оплате труда, пенсиям и социальным выплатам социально незащищенных категорий населения:

  • пенсионерам;
  • инвалидам;
  • малоимущим;
  • многодетным семьям;
  • матерям одиночкам.

Когда происходит сравнение состава потребительской корзины европейских стран и Украины, оказывается, что состав потребляемых за месяц украинцами продуктов выглядит очень скромно на фоне европейских показателей. Нынешнее правительство приняло программу, которая должна изменить такое положение вещей. В этой связи украинцам стоит узнать не только стоимость, но и состав потребительской корзины в Украине 2022 на месяц.

Список потребительской корзины на 2022 год в Украине

На сегодняшний день потребительская корзина на Украине определят среднестатистический уровень минимального потребления, ниже которого расходы человека не должны опускаться.

В условиях роста инфляции, безработицы, повышения цен на продукты первой необходимости и тарифы ЖКХ правительство встало перед необходимостью в короткие сроки пересмотреть минимальный потребительский набор для проведения перерасчета минимальной заработной платы и социальных выплат государства. В противном случае Украину может накрыть взрыв социальных протестов обнищавшего населения страны.

На сегодняшний день размер потребительской корзины на Украине остается самым низким в Европе и составляет 171 доллар. По закону власти должны каждые 5 лет пересматривать размер данного показателя, чтобы проводить индексацию минимальной оплаты труда и не давать снижаться минимальному уровню потребления граждан.

Несмотря на то, что минимальный размер оплаты труда на Украине в 2021 году вырос на 27% по сравнению с данными прошлого года, состав потребительской корзины украинца не изменился. На сегодняшний день она составляет 4830 грн. При этом на питание украинцы тратят из нее не менее 35,7%. Остальное идет на уплату тарифов ЖКХ, обслуживание кредитов и др. неотложные нужды.


Трудоспособные лица:

  • Январь-июнь — 2481 грн,
  • Июль-ноябрь — 2600 грн,
  • Декабрь — 2684 грн.

Дети в возрасте до 6 лет:

  • Январь-июнь — 2100 грн,
  • Июль-ноябрь — 2201 грн,
  • Декабрь — 2272 грн.

Дети 6-18 лет:

  • Январь-июнь — 2618 грн,
  • Июль-ноябрь — 2744 грн,
  • Декабрь — 2833 грн.

Лица, утратившие трудоспособность:

  • Январь-июнь — 1934 грн,
  • Июль-ноябрь — 2027 грн,
  • Декабрь — 2893 грн.

Общий показатель:

  • Январь-июнь — 2393 грн,
  • Июль-ноябрь — 2508 грн,
  • Декабрь — 2589 грн.

Прожиточный минимум 2022 в Украине — цифры

Пока существует только проект постановления о введении единой шкалы региональных коэффициентов, который Правительство РФ должно будет утвердить. Чтобы рассчитать для себя стоимость потребительской корзины, нужно умножить федеральный прожиточный минимум, составляющий на 2021 год 11 653 руб., на коэффициент дифференциации своего региона. Предварительные цифровые значения единой шкалы данного показателя представлены ниже в таблице.

Правительство РФ планирует ввести новую схему расчета прожиточного минимума, в которой не учитывается состав потребительской корзины на 2022 год, до 15 сентября текущего года.

Ориентируясь на потребительскую корзину, включавшую в себя оптимальный набор товаров и услуг, различные структуры власти проводили расчет различных социальных выплат на предстоящий календарный период. Это касалось следующих начислений:

  • пенсий;
  • декретных;
  • детских пособий;
  • больничных.

Ежегодный расчет таких выплат будет проводиться по новому прожиточному минимуму, соответствующему 44,2% от медианного среднестатистического дохода на человека за прошедший год. Данное значение отражает показатель, по отношению к которому доходы у 50% россиян выше, а у других 50% ниже. Состав потребительской корзины на 2022 год при таком расчете учитываться не будет.

Исходя из цен на продукты питания и услуги, входящие в потребительскую корзину, производилась индексация всех социальных выплат в РФ. С 2018 года появлялись новости, что минимальный состав товаров массового спроса, и прежде всего продовольственная корзина, будет изменен к 2020-2021 году. Это было связно с тем, что по продовольствию, входящему обычно в потребительскую корзину, рацион обычных россиян, среди которых много лиц пожилого возраста, детей и подростков, существенно отличается от списка продуктов из ежедневного меню, рекомендованного врачами.

Медики указывали, что в рационе обычных россиян разной возрастной категории мало свежих овощей и фруктов, сыров и кисломолочной продукции. В этой связи несколько лет назад представители партии ЛДПР пообещали своим избирателям изменить состав продуктовой корзины в сторону увеличения количества потребляемых ежедневно продуктов в сторону тех, которые являются источниками витаминов и белков. Отмена такого понятия, используемого при расчете минимального прожиточного минимума, не позволила партии ЛДПР выполнить свое обещание.

Эксперты считают, что изменение методики расчет прожиточного минимума с использованием медианного показателя несет больше плюсов обычным гражданам, но при условии, что используемое значение среднедушевого дохода будет выше текущей стоимости потребительской корзины не менее чем на 20%. В условиях постоянного роста цен на продукты и товары массового спроса и отсутствия роста доходов населения такого положения достигнуть будет сложно в рамках действующей либеральной экономической модели. Пока законодатели и исполнительная власть не озвучила механизм контроля размера медиального дохода и его соотношение с текущим уровнем цен на товары массового спроса в РФ.

В нашей стране данный показатель предназначен для оценки уровня жизни населения в каждом регионе. Кроме того, по нему определяется нужна семье государственная поддержка в финансовом плане или нет. Если суммарный доход семьи поделенный на количество ее членов меньше прожиточного минимума региона проживания – семья может претендовать на материальную поддержку от государства в виде различных льгот, дотаций, субсидий и пособий. Для этого нужно обратиться с заявлением в социальную защиту населения.

Согласно закону, под прожиточным минимумом понимают стоимостную оценку потребительской корзины. Его величина определяется правительством каждый квартал.

Прожиточный минимум рассчитывается основываясь на потребительскую корзину и данные федерального органа исполнительных властей об уровне цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходы по обязательным сборам и платежам.

Ка ранее уже было сказано прожиточный минимум устанавливается в каждом регионе отдельно. Это связано с различием в уровне цен.


Так, например, составляет:

  • В Москве: на душу населения он равен 18029 руб., для трудоспособных граждан – 20589 руб., для пенсионеров – 13496 руб., для детей 15582 руб.;
  • В Санкт-Петербурге: на душу населения – 1158 руб., для трудоспособных граждан – 12796 руб, для пенсионеров – 9458 руб., для детей – 1136 руб.

Прожиточный минимум — 2022 (Украина)

В 2022 году прожиточный минимум поднимется на 297 рублей. Премьер-министр уже подписал постановление.

В следующем году прожиточный минимум по стране составит:

  • на душу населения 11 950 руб.,
  • для трудоспособного населения – 13 026 руб.,
  • пенсионеров – 10 277 руб.,
  • детей – 11 592 руб.

Документ вступит в силу с 1 января 2021 года.

Проектом запланировано установить в 2022 году прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц в размере с 1 января – 2393 грн, с 1 июля — 2508 грн, с 1 декабря – 2589 грн. Для основных социальных и демографических групп населения этот показатель будет составлять:

а) для детей в возрасте до 6 лет:

– с 1 января – 2100 грн,

– с 1 июля – 2201 грн,

– с 1 декабря – 2272 грн;

б) для детей в возрасте от 6 до 18 лет:

– с 1 января – 2618 грн,

– с 1 июля – 2744 грн,

– с 1 декабря – 2833 грн;

в) трудоспособных лиц:

– с 1 января – 2481 грн,

– с 1 июля – 2600 грн,

– с 1 декабря – 2684 грн;

г) трудоспособных лиц, который применяется для определения базового размера должностного оклада судьи: с 1 января – 2102 грн;

д) трудоспособных лиц, который применяется для определения должностных окладов работников других государственных органов, оплата труда которых регулируется специальными законами, а также работников налоговых органов: с 1 января – 2102 грн;

е) трудоспособных лиц, который применяется для определения должностного оклада прокурора окружной прокуратуры: с 1 января – 1600 грн;

ж) лиц, утративших трудоспособность:

– с 1 января – 1934 грн,

– с 1 июля – 2027 грн,

– с 1 декабря – 2093 грн.

Об украинской потребкорзине можно было бы еще сказать много нелестных слов, если бы не одно существенное «но»: она уже два года находится вне закона. По крайней мере, такое решение еще в начале 2019-го вынес Верховный суд Украины.

В теории тогдашнее правительство должно было сформировать новую потребительскую корзину – адекватнее, полнее и, соответственно, дороже. Как следствие, вслед з корзиной должны были вырасти прожиточный минимум и привязанные к нему социальные выплаты: пенсии, пособия и прочее.

Но еще два года назад эксперты прогнозировали, что на практике все случится по-другому, поскольку ни в преддверии выборов, ни сразу после них никто заниматься корзиной не станет. Эксперты поясняли, что в преддверии выборов политики хотят быть «хорошими», но в случае с потребительской корзиной хорошим быть не получится: что бы с ней ни сделали, на новаторов обрушится исключительно критика. К тому же, пересмотр корзины должен повлечь за собой повышение соцстандартов, а финансовых возможностей на это нет. Поэтому проще всего оставить все как есть и ничего не делать.

Прошедшие два года показали, что украинская власть сложных путей не ищет. К тому же коронавирус и связанные с ним проблемы не способствовали решению данного вопроса – было много других важных дел.

Федеральный закон о МРОТ (№ФЗ-82 от 19.06.2000г.) в первой же своей статье устанавливает следующее:

  • показатель на следующий год устанавливается в году текущем;
  • с этой целью издается отдельный федеральный закон, он вносит изменения в ФЗ-82;
  • основанием для этого являются данные Росстата о медианной заработной плате;
  • МРОТ составляет 42% от медианного заработка;
  • проект закона о корректировке МРОТ подлежит обсуждению с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;
  • МРОТ на следующий год не может быть ниже соответствующего ПМ и МРОТ текущего года.

Таким образом, МРОТ – это показатель, закрепленный в законе, который не устанавливаться ниже ПМ (эта норма есть и в Трудовом кодексе РФ). Выше ПМ минималка может быть.

Прожиточный минимум с 2021 года на основании последних поправок в ФЗ-134 от 24.10.1997 г. также устанавливается ежегодно. Причем, как федеральный прожиточный минимум, так и региональный. Согласно закона Правительству нужно было утвердить ПМ на следующий год до 1 июля текущего года. 6 июля было опубликовано соответствующее постановление за №1070.

18 ноября Президент РФ Владимир Путин поручил повысить прожиточный минимум в 2022 году на тысячу рублей — до 12 654 рублей.

В соответствии с этим устанавливаются следующие показатели ПМ (деление показателя по социально-демографическим группам осталось в силе):

  • на душу населения – 12 654 рубля;
  • для трудоспособных, взрослых граждан – 13 794 рубля;
  • для граждан, находящихся на пенсии – 10 883 рубля;
  • для детей – 12 275 рублей.

Таким образом, повышение прожиточного минимума на 2022 год в РФ довольно значительное. В соответствии с постановлением Правительства РФ №2406 от 31.12.2020 г. соответствующие показатели на 2021 год составили 11 653 рублей, 12 702 рубля, 10 022 рубля и 11 303 рубля.

ПМ в 2022 году повысится:

  • на душу населения – на 1001 рубль;
  • для трудоспособных – на 1092 рубля;
  • для пенсионеров – на 861 рубль;
  • для детей – на 972 рубля.

Показатель прожиточного минимума активно используется при назначении мер социальной поддержки, при определении пособий на детей, социальной доплаты к пенсии.

Потребительская корзина в 2022 году в России

Еще раз, прожиточный минимум и МРОТ с 1 января 2022 года в России:

  • ПМ для трудоспособного населения (этот показатель ПМ считается основным, хотя активно применяются и другие) – 13 794 рубля.
  • МРОТ – 13 890 рублей. Это значение предложено президентом Путиным 18 ноября для внесения поправок в закон о минималке.

На основании федеральных значений регионы рассчитывают собственные. При этом утверждение ПМ является их обязанностью, а МРОТ – правом.

Для утверждения МРОТ на региональном уровне ТК РФ предусмотрена специальная процедура. Должно быть достигнуто соглашение между тремя сторонами трудовых взаимоотношений – представителями властей, работодателей и работников. У работодателей есть право отказаться от применения местного МРОТ, но только письменно и в течение 30 дней с момента публикации соглашения.

Региональный прожиточный минимум утверждается на основании федерального по специальной методике. Утверждение в регионах ПМ на следующий год должно состояться на позднее 15 сентября текущего года. Публикация соответствующих нормативно-правовых актов обязательна. Региональные показатели также имеют значение для оказания мер соцподдержки.

МРОТ в 2022 году с 1 января увеличится.

Владимир Путин предложил увеличить минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум в России в 2022 году на 8,6 процента. Так, МРОТ вырастет до 13 890 рублей, а прожиточный минимум — до 12 654 рублей. «В проекте федерального бюджета на будущий год сейчас заложена индексация прожиточного минимума на 2,5 процента. Конечно, этого недостаточно, потому что такие параметры значительно отстают от уровня текущей инфляции, которая ускорилась за последние месяцы», — пояснил президент на совещании по социальным вопросам. 24 ноября Госдума на пленарном заседании приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) в 2022 году до 13 890 рублей в месяц.

Как правило, расчет различных пособий и других выплатах выполняется в прожиточных минимумах. Он умножается на определенный коэффициент в зависимости от конкретных льгот и выплат. Соответственно, практически для любых подсчетов вам придется знать, какой прожиточный минимум в Украине.

Недавнее постановление правительства определило, что с 1 января 2021 года прожиточный минимум на одно лицо составляет 2189 гривен. Также законодательно были определены и суммы для детей. Малышам до 6 лет установлен минимум в 1921 гривну, в то время как для подростков 6-18 лет этот показатель составляет 2395 гривен.

От суммы прожиточного минимума уже рассчитываются непосредственно и другие категории социальных выплат, в числе которых:

  • материнский капитал;
  • выплаты матерям-одиночкам;
  • алименты;
  • выплаты малообеспеченным семьям;
  • крайние границы пенсионных выплат;
  • ограничения по больничным, декретным и так далее.

Правительство подсчитало, что указанных сумм прожиточных минимумов должно хватить для поддержания здорового образа жизни и покупки всех необходимых продуктов питания.

Показатель разделен не только на взрослых и детей. Отдельно в законодательстве определен прожиточный минимум для трудоспособных лиц. С января 2021 сумма закреплена на уровне в 2270 гривен. Если сравнивать с периодом из 2020, то прирост составил 73 гривны. Несмотря на незначительное увеличение, это число намного меньше минимальной зарплаты, которая с января установлена на уровне в 6000 гривен.

Прожиточный минимум на трудоспособное лицо используется в разных расчетах. Например, эта сумма участвует в определении предельного размера дохода, объема налоговой социальной выплаты, индексации заработной платы и так далее. Зная сумму прожиточного минимума, вы сможете расчитать все эти категории самостоятельно и убедиться, что бухгалтера или другие служащие не допустили ошибок. Главное при таких подсчетах – всегда брать актуальные данные.

Отдельным пунктом идет установка прожиточного минимума для тех, кто уже не может осуществлять трудовую деятельность. Для них установлен минимум в 1769 гривен – это минимальная из всех сумма. В эту категорию входит несколько групп людей:

Несмотря на прожиточный минимум, даже минимальной зарплаты часто не хватает на все продукты, лекарства и оплату коммунальных услуг. В такой ситуации приходится искать дополнительные заработки или правильно экономить.

Начните вести семейный бюджет. Чтобы определить, где конкретно можно сэкономить, вам следует четко знать о каждой растрате. Если вы покупаете что-то в интернет-магазинах, пользуйтесь программой кэшбэка, которая позволяет вернуть с покупки до 60% суммы. Также можно пересмотреть свой рацион и перейти на здоровое питание с меньшим количеством мяса и жирной еды. Параллельно начните контролировать потребление воды и электричества, особенно, с учетом повышения тарифов на коммуналку.

Некоторые товары выгоднее покупать оптом. Например, лучше запастись картошкой на зиму, купив сразу несколько мешков. Оптом рекомендуется приобретать туалетную бумагу и другие вещи с неограниченным сроком хранения.

В крайних случаях всегда можно взять небольшой кредит. «БыстроЗайм» предлагает до 15 тысяч гривен под низкий процент. Клиентам достаточно предоставить паспорт и ИНН, рассмотрение заявки обычно длится не больше 15 минут. После одобрения средства сразу же поступят на карту.

17616

18663

42248

12929

Фото 17688

Фото 16642

12920

Это набор продуктов питания, услуг и непродовольственных товаров, которые могут (должны) удовлетворить минимальные потребности человека на год.

На основе данных потребительской корзины в Украине формируется показатель прожиточного минимума. А уже от него составляются все социальные выплаты, в первую очередь – пенсии. При этом корзина показывает статистику по расчетному и реальному уровню потребления товаров и услуг населением страны.

Прожиточный минимум и минзарплата в 2022 году

Выше мы уже начали исследовать как формируется потребительская корзина в нашей стране, так что продолжим дальше.

Кабмин Украины советует вместо сливочного масла включить в перечень продуктов маргарин до 2 кг в год, а также:

  • 2 кг сала;
  • 8 кг свинины;
  • 9 кг колбасы.
  • Для мужчин из одежды – брюки, костюм, джемпер, галстук, 6 трусов, носки и 2 майки с плавками.
  • Женщинам – 6 трусов, купальник, 2 майки, капроновые колготки на год, брюки – раз в 4 года, зимние сапоги – одна пара на 3 года и туфли – на 2 года.
  • По лекарствам список следующий – 2 бинта, 100 г ваты, 2 упаковки парацетамола, 7 пластырей, детский крем.
  • Из средств гигиены – 2 зубные щетки, расческа, туалетная бумага в количестве 12 штук, одеколон.

О том, как составить потребительскую корзину для междугородних, международных поездок речи не идет, но включены пригородные направления до 50 км от города.

Согласно информации от Государственной службы статистики Украины, семья из 2-х человек тратит на питание в среднем 4249 гривен в месяц. При этом чистая «минималка» составляет 4830 гривен, а вот средняя номинальная зарплата в Украине в феврале 2021-го составила 12 549 гривен.

Как показали социологические исследования, люди больше всего покупают:

  • Мясо− 25,5%.
  • Хлеб – 16,5%.
  • «Молочку», яйца и сыр – 13,6%.
  • Фрукты с овощами – 6,7%.

Статистику по непродовольственным товарам озвучить сложнее, так как люди стали чаще делать покупки через интернет. Но больше всего денег в потребительской корзине в Украине по непродтоварам уходит на быттехнику – 45%, до 43% на одежду и на косметику отводится 37%.

Украинская потребительская корзина выглядит довольно аскетично. Если разбить все деньги на дни, то получится тотальная экономия. Не лучше ситуация и с товарами первой необходимости. Именно поэтому люди стараются брать кредиты до зарплаты, чтобы как-то обеспечить себе достойный уровень жизни. И такой выбор привел к закредитованности населения. Так как МФО выдают займы почти всем желающим, то многие успели получить по несколько кредитов на семью. В итоге платят долги под высокие проценты.

Чтобы ослабить нагрузку на свой бюджет, свести все кредиты в один, можно воспользоваться услугами МФО «Рекредит», но это не обычная кредитная компания. Они предлагают до 100 000 гривен на любые цели под 0,25% в день. При этом деньги готовы выдать на срок до 12 месяцев. Можно не только закрыть свои кредиты в банке или МФО, полученные под жесткие проценты, но и добрать немного денег на тот же отпуск, ремонт машины и прочие нужды. Очень удобно.

Необходимый минимум на жителя Украины был неизменным с 2000 года, и уже с 2015 года Кабмин решил пересматривать потребительскую корзину каждый год. Но на практике все пошло по-другому. В 2016 году список продуктов и вещей пересмотрели, и больше к этому вопросу не возвращались. Но даже на тот момент, если изучить нормы продуктов питания, становится ясно, что взрослым людям нужно просто голодать, чтобы выжить. Даже есть впечатление, что показатели в потребительской корзине подбирались уже на известную заранее сумму, которая была установлена по уровню прожиточного минимума. Хотя должно быть все наоборот.

Вот прожиточный минимум (общий показатель) за 2016-2021 годах:

  • 2016 год – с 1330 по 1544 гривен.
  • 2017 год – с 1339 по 1700 гривен.
  • 2018 год – с 1700 по 1853 гривен.
  • 2019 год – с 1853 по 2027 гривен.
  • 2020 год – с 2027 по 2189 гривен.
  • 2021 год – с 2189 по 2393 гривен.

В 2018 году Верховный суд признал постановление Кабмина касательно уровня потребительской корзины украинца незаконным. Но с 2019 года решение государственных служащих так и не было пересмотрено. При этом потребительские корзины разных стран выглядят на фоне нашей намного лучше. Самое выгодное соотношение цен на продукты к «минималке» в Австралии, Великобритании и Ирландии. Там тратят на еду всего от 7 до 7,3% от размера зарплаты.

На начало 2021 года стоимость продуктовой корзины составила 1724 грн., что на 7,82% больше, чем год назад. На этот показатель также повлияла минимальная зарплата в Украине, которая составила 6000 гривен. И хотя ее размер существенно вырос, «минималка» все равно остается одной из самых низких в мире. В итоге минимальный набор продуктов забирает почти 30% от 6000 гривен. И в этот список еще не вошла оплата коммунальных платежей, покупка непродовольственных товаров. Недаром экономисты уже не первый год говорят о том, что в Украине есть такое понятие как «трудовая бедность», то есть у нас за чертой бедности находятся не только безработные, пенсионеры, студенты, но и те люди, кто официально трудится и платит налоги.

О потребкорзине украинца можно долго еще говорить нелестных слов, но есть одно существенное «но» − уже 3 года она находится вне закона. Решение Верховного суда было вынесено еще в 2019 году, но никаких подвижек по решению вопроса до сих пор нет. Понятно, что пересмотр корзины повлечет за собой рост социальных выплат, а на это денег из бюджета нет, поэтому государственным служащим проще оставить все как есть и ничего не делать.

Потребительская корзина для народа: что с ней не так

Прожиточный минимум до 2020 года рассчитывался как двойная стоимость потребительской корзины. При этом в корзину входили все продукты, которых, как считалось, достаточно для человека на месяц. Вторая часть – 50% от потребительской корзины – учитывалась на непродовольственные товары, а третья – еще 50% – на оплату услуг.

Однако такой подход вызывал слишком много критики – начиная от состава потребительской корзины (непонятно, почему в нее входили те или иные товары) и заканчивая риском того, что Росстат начнет манипулировать ценами на эти продукты. И с 2021 года вводится новый подход.

Теперь прожиточный минимум составляет 44,2% от медианных доходов в России. А медианные доходы – это такая их сумма, меньше которой и больше которой получает одинаковое количество людей. Как считается, такая схема сделает расчет прожиточного минимума ближе к реальности.

Минимальный размер оплаты труда – это та сумма, меньше которой работодатели в России не имеют права платить тем, кто работает на полную ставку. И до 2020 года МРОТ рассчитывался очень просто – как прожиточный минимум для трудоспособных лиц в целом по России на II квартал предыдущего года. То есть, 12 130 рублей минимальной зарплаты в 2020-м – это прожиточный минимум во II квартале 2019-го.

Регион Код региона Минимальная заработная плата (руб.) Основание
Центральный федеральный округ
Белгородская область 31 13 890 Соглашение Правительства Белгородской области, Союза «Белгородское областное объединение организаций профсоюзов», Союза промышленников и предпринимателей Белгородской области от 17.12.2019 № 43; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Брянская область 32 13 890 Региональное соглашение Правительства Брянской области, Федерации профсоюзов Брянской области, Объединения работодателей Брянской области от 25.12.2020 № б/н; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Владимирская область 33 13 890 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Воронежская область 36 13 890 Соглашение Правительства Воронежской области, Объединений профсоюзов Воронежской области, Регионального объединения работодателей «Совет промышленников и предпринимателей Воронежской области» от 13.12.2019 № б/н; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Ивановская область 37 13 890 Региональное соглашение Правительства Ивановской области, Ивановского областного объединения организаций профсоюзов, Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области от 23.01.2020 № 1-с; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Калужская область 40 Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц, но не ниже 13 890 Соглашение Правительства Калужской области, Территориального союза организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов», Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Калужской области» от 10.09.2019 № б/н, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Костромская область 44 13 890 Соглашение Администрации Костромской области, Федерации организаций профсоюзов Костромской области, Объединения работодателей Костромской области от 08.02.2019 № 7-д; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Курская область 46 13 890 Соглашение Курской области на 2019–2021 годы от 17.12.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Липецкая область 48 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года (13 890) Региональное соглашение Администрации Липецкой области, ФП Липецкой области от 21.12.2020; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Москва 77 20 589 Московское трехстороннее соглашение на 2019–2021 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Московская область 50 15 000 (13 890) Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Союзом «Московское областное объединение организаций профсоюзов» и объединениями работодателей Московской области от 31.10.2019 N 243; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Орловская область 57 13 890 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Рязанская область 62 13 890 Региональное соглашение Правительства Рязанской области, Рязанского областного союза организаций профсоюзов, Рязанской Ассоциации экономического сотрудничества Предприятий от 21.12.2020 № 124-1; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Смоленская область 67 13 890 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Тамбовская область 68 13 890 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Тверская область 69 13 890 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Тульская область 71 14 200 (13 890) Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тульской области от 21.12.2020, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Ярославская область 76 13 890 Региональное соглашение Правительства Ярославской области, Ассоциации «Экономический совет Ярославской области (Объединение работодателей Ярославской области)», Союза «Объединение организаций профсоюзов Ярославской области» от 29.01.2021, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Северо-Западный федеральный округ
Архангельская область 29 13 890

Что касается МРОТ, здесь все достаточно просто – меньше этой суммы работники на полную ставку в России получать не могут (хоть и с учетом минус 13% НДФЛ от этой суммы). К тому же, сейчас действует особая шкала страховых взносов для предприятий малого и среднего бизнеса:

  • зарплата в размере МРОТ (из расчета на месяц) облагается взносами по стандартной ставке в 30%;
  • все, что получают работники сверху этой суммы, облагается по льготной ставке 15%.

Повышение МРОТ означает, что малый бизнес в России будет платить больше страховых взносов (с другой стороны, и пенсии в следующем году будут выше).

Итак, потребительской корзины более не будет. Ранее она определяла прожиточный минимум, теперь же решено считать этот минимум иначе – в процентах от медианного дохода населения. А стало быть, и корзина более не нужна.

Надо отдать должное чиновникам, первая доза реформы у них убедительная. На данный момент предложенные 44,2% от медианного дохода – существенно больше, чем стоимость потребительской корзины, что используется в качестве главного (и, к сожалению, единственного) аргумента в пользу реформы. Поскольку о цифрах и основных недостатках предложенной системы я писал совсем недавно, приведу здесь также лишь один – и, на мой взгляд, убийственный контраргумент.

Вы когда-нибудь самостоятельно высчитывали медианный доход по стране? Это не средний доход, который хоть как-то можно посчитать на основе большой статистики – ВВП, статей бюджета, доходов предприятий. Нет, медианный доход – это сумма, больше и меньше которой получает ровно 50% населения. Никаких открытых проверяемых данных для самостоятельного расчёта попросту не существует.

Потребительскую корзину из 28 пунктов всегда можно было проверить – если тебе выделили на «Услуги культуры» 45 рублей в месяц, ты можешь сказать правительству, что за эти деньги разве что бутерброд около театра можно глотком чая запить. Если будет там свинина по 100 рублей за килограмм, ты можешь предложить местному правительству полакомиться этим чудесным продуктом самостоятельно.

А поймать за руку с процентом от медианного дохода не получится. То есть правительство освобождает себя от остатков общественного контроля, и это плохо даже не социально, а идеологически. У нас, по всем версиям Конституции, так называемое демократическое государство, но механизмы этой демократии поочерёдно уничтожаются, и напрасно в Минтруда думают, что люди этого не замечают.

Не стоит обольщаться разовым ростом прожиточного минимума, к которому привязан минимальный размер оплаты труда. Правительство в любой момент может руками Росстата выдвинуть любую медианную зарплату, отвечающую текущим нуждам бюджета. Проверить соответствие официальных цифр реальности мы, повторюсь, больше не сможем.

Прежняя формула была формулой обороны – она защищала слабых от кризисов, демпфировала их риски. Новая формула – атакующая: она помогает тем же слабым включиться в потребительскую гонку, когда экономика начинает расти.

Поясню эту мысль. Положим, в стране очередной неожиданный кризис (никогда не было, и вот опять), производство сокращается. Медианный доход при этом, естественно, снижается, а цены растут, ведь из-за спада производства становится меньше продукции. При прежней формуле прожиточный минимум (основа исчисления минимальной пенсии!) в этих условиях бы вырос, поскольку подорожала корзина, ныне же он снизится вслед за доходом.

С другой стороны, при бурном росте, подобном тому, что было в 1999–2007 годах, медианный доход растёт быстрее экономики, спрос на рядовых специалистов повышается вместе с их зарплатами, и, следовательно, вслед тянется прожиточный минимум. Это приятная формула для страны, имеющей стабильную, постоянно растущую экономику. А что у нас там заложено в бюджете? Возврат в 2022 году к уровню бедности 2019 года!

Поэтому смена парадигмы, даже при условии честного подсчёта медианного дохода, выглядит несвоевременной.

Ассортимент товаров, заложенный в потребительскую корзину, используется для расчета минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) по стране и субъектам РФ. Для этого подразделения Росстат использует цифры из Федерального закона № 44-ФЗ, регулярно определяет стоимость товаров в действующих ценах.

Потребительская корзина включает в себя не только ассортимент продуктов питания. Согласно ст. 2 закона № 44-ФЗ, совокупная стоимость непродовольственных товаров и услуг, необходимых человеку, равна стоимости продуктов питания. Поэтому рассчитав стоимость продуктов, Росстат закладывает в корзину такую же сумму на непродовольственные товары и услуги.

Кроме учета в показателе прожиточного минимума, потребительская корзина используется:

  1. в информационных и статистических целях;
  2. при обосновании расчета показателя МРОТ;
  3. определения покупательной способности валют.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ устанавливается не реже одного раза в 5 лет. По субъектам РФ потребительская корзина может определяться с иной периодичностью.

Потребительской корзиной принято называть продуктовый набор, перечень непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для человека, его здоровья и удовлетворения минимальных потребностей. Это именно тот минимум, который достаточен, чтобы прожить человеку в течение месяца.

Перечень товаров и услуг устанавливается для каждой из основных социально-демографических групп не реже одного раза в пять лет, что следует из требований законов от 24.10.1997 134-ФЗ, от 03.12.2012 № 227-ФЗ, а также Постановления Правительства от 28.01.2013 № 54. Население в связи с этим разделяется на:

  • трудоспособных граждан;
  • лиц, достигших пенсионного возраста;
  • детей.

Стоимость корзины потребителя рассчитывается Службой статистики ежемесячно.

Прожиточный минимум в Украине 2021

Запланировано, что новый подход к формированию потребительской корзины, должен быть применен уже в 2021 году. Поменяется не только ее состав, но и сам принцип определения потребностей населения. В ряде регионов уже запущен «пилотный» проект, направленный на значительное снижение уровня бедности.

При рассмотрении новой корзины потребителя будут:

  • заслушаны мнения медицинского сообщества и статических органов;
  • рассмотрены предложения по определению доли стоимости непродовольственных товаров и услуг;
  • приняты во внимание предложения по совершенствованию правил установления величины прожиточного минимума для каждой группы населения.

Планируется, что обсуждения должны закончиться в марте 2021 года, как раз к подготовке проекта закона о федеральном бюджете на 2022 год.

Пересмотрят так же социально-демографические группы населения в связи с увеличением пенсионного возраста. Предполагается, что трудоспособным населением будут считаться все граждане, старше 16 лет и не достигшие возраста для установления страховой пенсии по старости. Исключение составят лица, кому установлены I и II группы инвалидности.

Проект федерального бюджета на 2022 г. прошел второе чтение, как оказалось бюджет на 2022 год, в отличие от бюджета прошлого года, сформирован с профицитом, то есть доходная часть бюджета превышает расходную часть.

Как видим из проекта бюджета:

  • планируемые доходы на 2022 г. 25,02 трлн рублей, а расходы 23,69 трлн рублей,
  • в 2023 году: доходы — 25,54 трлн рублей, расходы 25,24 трлн руб.,
  • в 2024 году — 25,83 трлн руб., расходы — 26,35 трлн рублей.

Соответственно у государства появилась возможность направить дополнительные средства на решение приоритетных задач — оказание социальной поддержки своим гражданам, особенно незащищенной категории населения: семей с детьми и пенсионеров.

Получается, что возможность для повышения пенсий в 2022 г у государства имеется. Но, означает ли это, что индексация пенсий в 2022 г. превысит официальную инфляцию?

Одним из ключевых приоритетов бюджета и важным направлением для государства министр финансов Силуанов назвал поддержку неработающих пенсионеров, которые не имеют никаких иных доходов, кроме пенсии.

Приоритет — поддержка неработающих пенсионеров, которые не имеют дохода. С тем, чтобы пенсия позволяла учитывать те инфляционные процессы, которые есть.

О необходимости индексации социальных расходов выше уровня инфляции заявил и Президент России, предложивший в 2022 г. проиндексировать прожиточный минимум и МРОТ опережающими темпами по сравнению с инфляцией — на 8,6 %.

Размеры минимального заработка не могут быть ниже прожиточного минимума, а потому, учитывая темпы инфляции эти показатели должны быть увеличены на более значительную величину, чем это было запланировано ранее.

Что по утверждению Председателя Государственной Думы Володина, должно повлечь повышение размеров социальных пособий, которые напрямую зависят от величины прожиточного минимума и МРОТ.

Вячеслав Володин добавил, что в ближайшее время предстоит принять решение о дополнительной индексации пенсий. Кроме того, по фактической инфляции в следующем году будет проиндексирован материнский капитал.

Таким образом, возможность индексации пенсии в 2022 г. выше фактической инфляции у станы имеются, намерение тоже присутствует.

Дискуссия о том, насколько вырастут пенсионные выплаты после январской индексации продолжаются уже больше месяца. Для всех очевидно, что реальный размер инфляции будет значительно выше запланированной индексации — 5,9%.

При этом, эксперты неоднократно высказывали предположение, что проблема превышения инфляции над индексацией будет решена путем очередных единовременных выплат.

Однако, президент высказался на этот счет однозначно, потребовав более значительно увеличить размер выплат в России, напомнив, что размеры минимального заработка не могут быть ниже прожиточного минимума.

Президент озвучил необходимость реальной индексации пенсионных выплат россиянам и поручил Правительству проработать конкретные предложения, отметив, что:

индексация страховых и иных пенсионных выплат граждан должны быть выше фактической инфляции. Путин отметил, что это многолетняя практика, которая не будет нарушена.

В 2022 году будут проиндексированы социальные выплаты, соответственно вырастут и пенсии. Насколько увеличатся пенсии в 2022 году, рассказала агентству «Прайм» профессор кафедры и цен РЭУ им Г.В. Плеханова Юлия Финогенова:

  • с 1 января 2022 года будут проиндексированы страховые пенсии на 5,9%,
  • с 1 апреля 2022 года — в соответствии с индексом роста прожиточного минимума пенсионера — социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению на 7,7%.

По последним данным с учетом повышения:

  • среднегодовой размер пенсии неработающим пенсионерам составит 18 521 рубль, а социальной — 10 307 рублей.
  • С 1 февраля 2022 года будут также проиндексированы ежемесячные денежные выплаты на 5,8%.
  • Размер индексации будет выше предполагаемой годом ранее индексации в 4,3%, на фоне более высоких фактических показателей прожиточного минимума пенсионера.»

Напомним: прожиточный минимум пенсионера в среднем по стране в 2022 году увеличится до 10 277 рублей, вместо 10 022 рублей в 2021 году.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *