Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила эксплуатации самоходных машин категории с 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с подпунктом 57 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые требования к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
2. Пункт 2 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. N 796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3759; 2011, N 20, ст. 2828), изложить в следующей редакции:
«2. Под самоходными машинами в настоящих Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории «L», «M», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники).».
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня его официального опубликования и действует до 1 сентября 2027 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 сентября 2020 г. N 1503
Постановление Правительства РФ от 19.09.2020 N 1503
1. Настоящие требования устанавливают перечень требований к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники и применяются в отношении технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технического регламента Таможенного союза «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» (ТР ТС 031/2012), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 60.
В отношении машин и (или) оборудования, установленных на сельскохозяйственные и лесные тракторы и прицепы, применяются требования, установленные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), принятым решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823.
2. Понятия, используемые в настоящих требованиях, означают следующее:
«другие виды техники» — прицепы (полуприцепы) самоходных машин, на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники);
«самоходные машины» — тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории «L», «M», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники).
3. Тормозные системы должны соответствовать показателям эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении:
а) для тракторов и машин самоходных сельскохозяйственных — согласно пункту 3.17 ГОСТ 12.2.019-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Общие требования безопасности» (далее — ГОСТ 12.2.019-2015);
б) для прицепов и полуприцепов тракторных — согласно пунктам 5.5 — 5.8 ГОСТ 10000-2017 «Межгосударственный стандарт. Прицепы и полуприцепы тракторные. Общие технические требования»;
в) для самоходных дорожно-строительных машин — согласно пунктам 4.1 — 4.6 ГОСТ Р ИСО 3450-99 «Государственный стандарт Российской Федерации. Машины землеройные. Тормозные системы колесных машин. Требования к эффективности и методы испытаний»;
г) для снегоходов — согласно пункту 4.1 ГОСТ 34066-2017 «Межгосударственный стандарт. Снегоходы. Технические требования и методы испытаний» (далее — ГОСТ 34066-2017);
д) для снегоболотоходов — согласно пункту 4.1 ГОСТ 34065-2017 «Межгосударственный стандарт. Снегоболотоходы. Технические требования и методы испытаний» (далее — ГОСТ 34065-2017).
4. Рабочая тормозная система тракторных поездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения должна быть в работоспособном состоянии.
5. Утечка сжатого воздуха из соединений и элементов тормозной системы не допускается.
6. Подтекание тормозной жидкости и (или) нарушение герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе не допускаются.
7. Коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением, не допускается.
8. Механическое повреждение тормозных трубопроводов не допускается.
9. Наличие деталей с трещинами или остаточной деформацией в тормозном приводе не допускается.
10. Средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода и устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть в работоспособном состоянии.
11. Набухание тормозных шлангов под давлением и (или) наличие трещин на них и видимых мест перетирания не допускаются.
12. Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода тракторных поездов должны исключать их повреждение при взаимном перемещении трактора и прицепа (полуприцепа).
13. Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота. Неработоспособность усилителя рулевого управления (при его наличии) не допускается.
14. Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе не допускается.
15. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельные значения, установленные изготовителем в эксплуатационной документации, или в случае отсутствия данных, установленных изготовителем, — следующие предельные значения:
для тракторов, включая малогабаритные, и машин самоходных сельскохозяйственных — не более 25 градусов;
для снегоходов и снегоболотоходов — не более 15 градусов.
16. Повреждение и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы), не предусмотренное изготовителем (в эксплуатационной документации), не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть в работоспособном состоянии.
17. Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается.
18. Максимальный угол поворота рулевого колеса (руля) должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией самоходной машины.
19. Свободный ход рукояток рычагов управления муфтами поворота не должен отклоняться от значений, допускаемых изготовителем.
79. Самоходные машины, предназначенные для приема практического экзамена на право управления самоходными машинами и используемые в процессе обучения, должны быть оборудованы опознавательным знаком «Учебное транспортное средство».
80. Самоходные машины должны оборудоваться знаком аварийной остановки.
81. На самоходных машинах сзади должен устанавливаться государственный регистрационный знак.
Государственный регистрационный знак должен устанавливаться на плоской вертикальной поверхности, при этом должно исключаться загораживание государственного регистрационного знака элементами конструкции, а государственный регистрационный знак не должен закрывать внешние световые и светосигнальные приборы и выступать за боковой габарит самоходной машины.
Государственный регистрационный знак должен устанавливаться по оси симметрии самоходной машины или слева от нее по направлению движения самоходной машины.
Государственный регистрационный знак должен устанавливаться таким образом, чтобы в темное время суток обеспечивалось их прочтение с расстояния не менее 20 метров при освещении фонарем освещения государственного регистрационного знака самоходной машины, предусмотренным конструкцией самоходной машины.
82. На колесных тракторах тягового класса 1,4 тонны и выше, работающих с прицепами, должен устанавливаться опознавательный знак «Автопоезд».
83. На прицепах и полуприцепах сзади слева должен быть опознавательный знак «Ограничение максимальной скорости».
84. На самоходных машинах, прицепах и полуприцепах, имеющих максимальную конструктивную скорость не более 30 километров в час, должен устанавливаться опознавательный знак «Тихоходное транспортное средство».
85. На самоходных машинах должны быть установлены следующие опознавательные знаки:
«Автопоезд» — в виде 3 фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 миллиметров, — на колесных тракторах (тягового класса 1,4 тонны и выше) с прицепами;
«Учебное транспортное средство» — в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «У» черного цвета (сторона не менее 200 миллиметров, ширина каймы — 1/10 стороны), — спереди или сзади самоходных машин, предназначенных для приема практического экзамена на право управления самоходными машинами и используемых в процессе обучения (допускается установка двустороннего знака на крыше самоходной машины);
«Тихоходное транспортное средство» — в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 миллиметров, ширина каймы от 45 до 48 миллиметров) — сзади самоходных машин, на прицепах и полуприцепах, имеющих максимальную конструктивную скорость не более 30 километров в час.
86. В каждом хозяйствующем субъекте должно быть назначено ответственное за техническое состояние и безопасную эксплуатацию самоходных машин должностное лицо.
87. В целях соблюдения настоящих требований юридические лица и индивидуальные предприниматели разрабатывают инструкции по соблюдению настоящих требований и требований технической документации.
88. Не допускается эксплуатация:
самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям, предъявляемым к техническому состоянию самоходных машин и прицепов к ним;
самоходных машин, не зарегистрированных в установленном порядке;
самоходных машин, не прошедших в установленном порядке технический осмотр;
самоходных машин лицами, не имеющими при себе документа, подтверждающего наличие у них права на управление самоходными машинами;
самоходных машин водителями, не имеющими при себе регистрационного документа на самоходную машину;
самоходных машин, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
89. Радиаторы двигателей, валы битеров, соломонабивателей, транспортеров и подборщиков, шнеки и другие узлы и детали самоходных сельскохозяйственных машин должны своевременно очищаться от пыли, соломы, зерна и намоток технологического продукта.
90. Во время работы в поле или движения по дорогам самоходных сельскохозяйственных комбайнов запрещается нахождение помощника комбайнера или иных работников на комбайне.
Права на управление трактором необходимы всем, кто работает на следующих видах самоходных машин:
- тракторе;
- безрельсовых транспортных средствах;
- дорожных машинах;
- экскаваторах;
- погрузчиках;
- снегоходах.
Управление ими возможно только при получении удостоверения или временного документа, который выдается после прохождения практики на хозяйственном предприятии.
К данной технике относят самодвижущиеся машины, основной функциональной нагрузкой которых считается:
- выполнение большинства видов сельскохозяйственных работ;
- дорожно-строительные работы;
- транспортировка на предприятиях;
- землеройные работы.
Их отличительная особенность – небольшая скорость по сравнению с обычными машинами с сохранением увеличенной тяги. Отличие есть и в конструкции. Основные узлы самоходной техники:
- кузов;
- двигатель;
- трансмиссия;
- ходовая часть;
- система управления.
В дополнение к отмене временных лицензий, концепция «самообучения» также была отменена. Другими словами, в течение длительного периода времени можно было без одобрения на курсах отдела технического контроля просто сдать теоретические и практические экзамены по вождению и получить права трактора. Сейчас — нет, т.к обязательным условием для поступления на экзамен является свидетельство об окончании курса в Государственном техническом надзоре.
Действующий вариант водительского удостоверения трактора введен в 2011 году. Это ламинированная картонная или пластиковая карточка с информацией о владельце и напечатанной фотографией. Картон или пластик — по усмотрению получателя (пластиковая версия дороже).
Теперь, помимо индивидуального номера, сертификат тракториста содержит уникальный штрих-код. По замыслу создателей нового документа, это упрощает действия инспектора. Нет необходимости направлять данные машиниста-тракториста в Гостехнадзор в целях получения дополнительной информации (неоплаченные штрафы и т.д).
Несколько лет назад в Российской Федерации были введены права нового типа. Это свидетельства, которые имеют несколько категорий и подкатегорий.
Водительское удостоверение на право управления тех категорий ТС, к которым относятся тракторы, необходимо работникам сельскохозяйственных сфер. Специфичность использования обрабатывающих автомобилей предполагает и нюансы в получении подобных прав. Документ называют удостоверением тракториста-машиниста. Подобные права пригодятся и лицам, которые предпочитают экстремальные развлечения, такие как катание на квадроциклах и снегоходах. Необходимый возраст для приобретения водительских прав на самоходные машины зависит от вида используемого транспорта:
- С 16 лет доступно удостоверение на право вождения самоходных машин категории «А 1» ― внедорожников, управление которыми допускается вне территории магистралей и автомобильных дорог. Это квадроциклы, снегоходы, мотосани;
- В 17 лет доступны к получению права категорий «В», «С», «E» и «F» на колесные и гусеничные агрегаты, самоходные машины, использующиеся в сельском хозяйстве;
- С 18 лет разрешено наличие удостоверений категории «D» на колесные агрегаты, мощность двигателей которых составляет свыше 110,4 кВт;
- В 19 лет можно получить права категорий «AII» и «AIII», то есть на внедорожники с пассажирскими местами до 8 мест;
- В 22 года выдается удостоверение категории «AIV», используемое для перевозки более 8 пассажиров.
Сдача соответствующих квалификационных экзаменов ― необходимое условие для получения водительского удостоверения тракториста-машиниста. Курсы обучения проводятся в специализированных учебных заведениях с обязательным наличием государственной лицензии.
Регулировщики внедорожного движения
Основное назначение тракторных прав – это документ, который даёт право управлять самоходной техникой определённых видов. Права не нужны, если транспорт используют только на личной территории, без выезда на площади общего пользования. В остальных случаях наличие документа обязательно.
Управление техникой определённого вида – это главное отличие между тракторными и автомобильными правами. А правила выдачи являются еще одним важным отличием. В случае утери документов должно пройти некоторое время, прежде чем появится право на повторную сдачу экзамена и получение доступа к правам.
Удостоверение машиниста-тракториста – документ, который выдается водителям, получившим разрешение на эксплуатацию самоходных транспортных средств. В нем указаны 6 категорий, на которые можно получить разрешение:
- A – авто- и мототранспортные средства, которые не предназначены для автомобильных дорог;
- B – колесные и гусеничные машины, у которых мощность двигателя не превышает 25,7 киловатт;
- C – колесные транспортные средства, у которых мощность двигателя не превышает 110,3 киловатт;
- D – колесные машины с мощностью двигателя свыше 110,3 киловатт;
- E – гусеничные машины с мощностью двигателя свыше 25,7 киловатт;
- F – сельскохозяйственные самоходные транспортные средства.
Также в удостоверение вносятся особые отметки на все категории самоходных машин. Они показывают уровень квалификации и подготовки водителя.
За счет необычных условий использования, безопасная эксплуатация самоходных машин категории С предусматривает ряд правил. Эти транспортные средства могут быть оснащены навесными и прицепными конструкциями, которые применяются в различных условиях. Поэтому водитель должен в полном объеме пройти курсы подготовки по управлению самоходными машинами.
Начнем с того, что самоходные машины подчиняются тем же правилам, что и другие транспортные средства. Но согласно ПДД, существует ряд пунктов правил, которые необязательны к выполнению. Среди них:
- На дорогах, где лимит скорости свыше 80 км\ч, можно ехать не только по правому краю дороги.
- При скорости менее 40 км\ч, машина не должна ехать лишь по правой полосе.
- Разрешен проезд по рельсовым путям без препятствия рельсовому транспортным средствам.
- Разрешено ехать по разметке не только во время перестроения.
- Можно перемещаться не только по правому крайнему ряду при въезде на реверсивный участок дороги.
- Разрешено движение, разворот и задний ход на любой полосе автомагистрали.
Документ, удостоверяющий право на вождение трактором, дает разрешение управлять самоходным транспортом, исходя из указанной категории. Окончательную классификацию законодательство утвердило в 2011 году и действует по сей день.
Разновидности категорий:
- А1 – для внедорожников, наивысшая скорость которых не превышает 50 км/ч.
- А2 – легковые внедорожные устройства, при условии не превышения массы в 3,5 т, и с числом мест для людей не более 8.
- А3 – транспорт не пригодный для дорог общего плана, масса которого не превышает 3,5 т.
- А4 – машины внедорожного плана с числом пассажирских сидений не выше 8.
- В – для тракторов с гусеничной и колесной основой, работающих на двигателе не более 25,7 кВт.
- С – колесная тракторная техника, с мощностью не более 110,3 кВт.
- Д – колесные устройства, чьи данные мощности ниже 110,3 кВт.
- Е – самоходные гусеничные машинные средства с мощностью от 25,7 кВт.
- F – самоходный тяжеловесный транспорт, применяемый преимущественно на селе.
Удостоверение тракториста-машиниста можно получить в виде карточки, где имеются такие данные:
- Личная информация тракториста;
- Сроки действия прав;
- Данные об учреждении, выдавшем права;
- Отметки разрешительного и особого назначения.
Знание дополнительных навыков после прохождения водительского курса и сдачи экзамена, позволяет получить также определенный разряд:
2-й– возможность управлять транспортом под началом более опытного машиниста. Имеются навыки работ по ремонту погрузочных и самозахватывающих устройств.
3-й – использование погрузчиков на основе аккумуляторов и грузоподъемных устройств.
4-й – эксплуатация технических приспособлений, чья мощность достигает 100 лошадиных сил, а также проведение ремонтных работ.
5-й – управление и работы по обслуживанию такой тяжелой техники, как бульдозеры, экскаваторов и остальные ТС.
6-й – вождение и ремонтные работы технических устройств мощностью в 200 лошадиных сил.
Категории прав на трактор в 2021 году: права нового образца
Весь процесс выдачи водительского удостоверения на трактор можно разделить на три основных этапа:
- Обучающие занятия. Для прохождения курса следует обратиться в Гостехнадзор или Минобром. Далее идет сбор личных документов, которые предоставляются в данное учреждение – мед справку, паспорт, права, если есть. Занятия продолжаются в среднем 1.5 месяца. Они включают в себя как теорию, так и практику.
- Сдача экзамена. Этот этап придется проходить неоднократно. Сначала сдача теории, устно, либо посредством электронного тестирования. На втором этапе ученик показывает свое мастерство на практике. Для этого выбираются ухабистые территории.
- Первая медицинская помощь. Этот экзаменационный этап относительно молодой, в прошлом знания подобных навыков не требовались. Задача будущего машиниста показать действия доврачебной помощи пострадавшим в ДТП, используя манекен.
После этого сотрудники гос. учреждения принимают решение о допустимости управления крупногабаритной техникой экзаменуемым.
Заранее стоит позаботиться о медицинской справке, так как этот этап также считается наиболее ответственным. Человек должен понимать, что от состояния его здоровья будет зависеть судьба не только техники, но и людей, работающих в команде с машинистом.
В Правилах указан лишь один случай, когда движение самодвижущейся техники запрещено безальтернативно.
В частности, аб. 2 п. 16.1. Правил гласит, что на автомагистралях воспрещено движение пешеходов, домашних животных, велосипедистов, мопедистов, тракторов и прочих самодвижущихся машин.
Кроме этого, по автомагистрали, обозначенной знаком 5.1., нельзя осуществлять движение вообще любым ТС, техническая характеристика которых не позволяет развивать скорость свыше 40 км/ч.
Тракторист-машинист, осуществляющий управление самоходной техникой, обязан руководствоваться требованиями всех дорожных знаков, перечисленных в Приложении 1 к Правилам.
Все предупреждающие и знаки приоритета распространяются на водителей механических транспортных средств без каких-либо исключений.
Другими словами, водитель трактора должен так же, как и водители легковых автомобилей, останавливаться на красный сигнал светофора или уступать дорогу ТС, движущимся по главной дороге.
Среди запрещающих знаков есть знаки, которые:
- распространяют свое действие на все механические ТС, в том числе, и самоходные;
- не распространяются на самодвижущуюся технику;
- или распространяют свое действие именно на самоходные машины.
К 1-й группе относятся такие указатели, как, например:
- 1., запрещающий въезд всех ТС;
Скоростные режимы, которые обязаны соблюдать водители на российских дорогах, регламентируются Разделом 10 Правил и зависят от вида ТС и типа дороги.
На основании п. 10.2. Правил, в населенных пунктах действует единое правило для всех – двигаться нужно со скоростью не свыше 60 км/ч. Иное ограничение скорости может быть установлено знаком 3.24.
В инспекции экзаменационные испытания разделены на два этапа — теорию и практику. Теоретическая часть сдается по билетам, в которые включены задания по безопасной эксплуатации самоходных машин, ПДД, ремонтных работах, первой помощи пострадавшим. На каждый вопрос дается по одной минуте, а значит списать проблематично, единственный выход — нужно выучить билеты тракториста машиниста.
Обучение и экзамен ПДД онлайн. Билеты ПДД 2021
Количество билетов и вопросов в них зависит от выбранной категории, но на экзамене выдается лишь один. Ответить правильно нужно на 19 вопросов, чтобы получить допуск к практической части экзамена. Если по какой-либо дисциплине будет неудовлетворительная оценка, экзаменуемый направляется на повторную сдачу, но сделать это можно не ранее, чем через семь дней.
Недостаточно только слушать лекции в центре обучения или самостоятельно изучать правила. Рекомендуется регулярно отвечать на тесты, чтобы во время аттестации не возникло трудностей. Чем чаще их решать, тем лучше будет результат.
Получать категорию В требуется тем, кто планирует работать на специальной технике с мощностью двигателя не более 25,7 киловатт. Билетов для данной категории предусмотрено 45 билетов с 8 вопросами. Дается 2-4 вариантами, для ответа есть по одной минуте на каждое задание. Допустимо сделать не больше одной ошибки, иначе экзамен будет не сдан. Несколько заданий в качестве примера приведены ниже.
Вопрос 1. Разрешается ли выполнять разворот в тоннеле?
- Разрешено.
- Запрещено.
- Разрешено, если нет машин.
Вопрос 2. Допустимо ли обгонять гужевую повозку, если движение осуществляется в конце подъема?
- Да, если по встречной полосе нет транспортных средств.
- Запрещено.
Если вам необходимо сдать экзамены в ГИБДД, Гостехнадзоре (Государственной технической инспекции) или ГИМС и получить права на управление автомобилем, мотоциклом, катером, моторной лодкой, трактором, бульдозером, погрузчиком, экскаватором, грейдером, квадроциклом, снегоходом или другой самоходной техникой; потренироваться в решении экзаменационных билетов ПДД в новой редакции для автомобилей или самоходных машин, то вам поможет в этом бесплатный постоянно обновляемый онлайн-сервис «Спектр ПДД онлайн».
Действующая в настоящее время методика по приёму экзаменов в инспекциях Гостехнадзора соответствует Инструкции «О порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)», утверждённой Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 807.
Экзамены сдаются в следующей последовательности:
- по безопасной эксплуатации самоходных машин — теория;
- по эксплуатации машин и оборудования (для категории «F» и для получающих квалификацию тракториста-машиниста) — теория;
- по правилам дорожного движения — теория;
- комплексный (по практическим навыкаем вождения, безопасной эксплуатации машин и правилам дорожного движения) — практика.
Билеты по эксплуатации содержат от 5 до 15 вопросов в зависимости от категории трактора или машины, билеты по ПДД содержат 20 вопросов. На каждый вопрос приведено от двух до шести ответов, один из которых правильный.
Для ответа на каждый билет предоставляется 20 минут. По истечении указанного времени экзамен прекращается.
Оценка «СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители в отведенное время ответил правильно на вопросы всех билетов.
Оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители не сдал, хотя бы один билет. При этом экзамен прекращается, о чем информируется кандидат в водители.
Билет считается не сданным, если превышено время экзамена или даны неверные ответы на:
- 2 вопроса, если в билете менее 8 вопросов;
- 3 вопроса, если в билете 8 и более вопросов.
Информация о правильности ответов на вопросы билетов будет показана на экране Вашего монитора только по окончании ответа на вопросы билета либо по истечении установленного времени. Одновременно на экран выводится экзаменационный лист с номерами выбранных Вами и правильных ответов, а также затраченное на экзамен время.
В инспекциях Гостехнадзора, повторный экзамен, как теоретический, так и практический, назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего. На нашем же сервисе Вы можете начать повторный экзамен в любое время, как после неудачной, так и после успешной попыток сдачи.
Аппаратно-программный комплекс «Спектр ПДД», разработанный Компанией ”РэйнбовСофт” (RainbowSoft), для автоматизации деятельности учебно-образовательных учреждений, осуществляющих подготовку трактористов-машинистов, а также отделений Гостехнадзора по проведению теоретического экзамена на получение права на управление самоходными машинами, был представлен на прошедшей в Москве выставке «Золотая осень».
По итогам конкурса «За освоение современных методов надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники» комплекс «Спектр ПДД» награжден серебряной медалью.
Безопасная эксплуатация самоходных машин категории С
Количество билетов и вопросов в них зависит от выбранной категории, но на экзамене выдается лишь один. Ответить правильно нужно на 19 вопросов, чтобы получить допуск к практической части экзамена. Если по какой-либо дисциплине будет неудовлетворительная оценка, экзаменуемый направляется на повторную сдачу, но сделать это можно не ранее, чем через семь дней.
Недостаточно только слушать лекции в центре обучения или самостоятельно изучать правила. Рекомендуется регулярно отвечать на тесты, чтобы во время аттестации не возникло трудностей. Чем чаще их решать, тем лучше будет результат.
Получать категорию В требуется тем, кто планирует работать на специальной технике с мощностью двигателя не более 25,7 киловатт. Билетов для данной категории предусмотрено 45 билетов с 8 вопросами. Дается 2-4 вариантами, для ответа есть по одной минуте на каждое задание. Допустимо сделать не больше одной ошибки, иначе экзамен будет не сдан. Несколько заданий в качестве примера приведены ниже.
Вопрос 1. Разрешается ли выполнять разворот в тоннеле?
- Разрешено.
- Запрещено.
- Разрешено, если нет машин.
Вопрос 2. Допустимо ли обгонять гужевую повозку, если движение осуществляется в конце подъема?
- Да, если по встречной полосе нет транспортных средств.
- Запрещено.
Вопрос 3. Можно ли подавать звуковой сигнал, двигаясь по населенному пункту?
- Только для предотвращения ДТП.
- Нельзя.
- Можно.
Разобраться в основных категориях самоходных машинах, а также в удостоверениях, требуемых для управления ими, несложно. За основу в данном случае нужно брать Постановление № 796 от 12.07.1999 г.
В нем вниманию представлена вниманию информация, связанная с управлением машинами и выдачей предназначенных для данного процесса удостоверений.
Документ, который позволяет управлять самоходным автомобилем и выдаваемый водителю, называется в 2021 году, как и раньше, правами тракториста-машиниста.
В полученном удостоверении тракториста-машиниста могут присутствовать записи об определенных категориях современной техники. Каждый пункт классификации самоходных машин по категориям необходимо рассмотреть более подробно.
Категория А – это современные автомоторные средства, которые не предназначены для передвижения по автомобильным трассам общего пользования или имеющие максимальный скоростной уровень, не превышающий 50 км/час.
Сюда можно отнести такие средства передвижения, как:
- I – это мототранспортные внедорожные средства передвижения – снегоходы и квадроциклы.
- II – автомобильные внедорожные средства передвижения с разрешенной массой до 3,5 тысяч кг и количеством сидячих пассажирских мест не более восьми. В данную подкатегорию входят болотоходы, машины категории side-by-side и обычно имеющие кузовом.
- III – это особая категория внедорожных автомобилей с разрешенной массой выше 3,5 тонн. В качестве примера данных средств передвижения можно привести вездеход или самосвал марки «Урал-Полярник».
- IV – внедорожные средства передвижения, которые предназначены для перевозки пассажиров, а также имеющие кроме водительского сиденья еще более восьми сидений. Примером здесь будет перронных аэропортный автобус.
Категория В представляет собой колесные и гусеничные машины, с двигателями, мощность которых не превышает 25,7 кВт.
Данные средства передвижения могут быть совершенно разными – бензиновыми, дизельными, а также электрическими.
К данной категории относится основная масса электропогрузчиков, мини-тракторов и мини-экскаваторов.
Водителям электрических погрузчиков потребуется получить удостоверение машиниста-тракториста, должна быть открыта категория В и особая о.
СФ одобрил закон о требованиях к эксплуатации самоходных машин
В эту категорию входят специальные колесные машины, оснащенные двигателями с мощностью выше 110,3 кВт. Речь идет о таких достаточно мощных фронтальных погрузчиках, как Dresta, Volvo, Caterpillar.
Также сюда можно отнести авто, предназначенные для транспортировки морских контейнеров. В удостоверении могут присутствовать отметки, характерные для категории С.
Чтобы получить все перечисленные выше категории прав, водитель должен соответствовать определенным требованиям.
Для допуска к экзаменам потребуется:
- Пройти специализированное обучение и получить профессиональное основное или дополнительное образование. Изучаются программы, которые напрямую или косвенно связаны с управлением самоходными транспортными средствами перечисленных категорий. После пройденных курсов на руки выдается соответствующий документ о присвоенной квалификации.
- Пройти специальное медицинское освидетельствование для получения медицинской справки. Документ должен подтверждать полное отсутствие медицинских противопоказаний для управления самоходными транспортными средствами.
Для каждой категории прав требуется наличие соответствующего возраста и определенного стажа работы:
- Категория A I — от 16 лет;
- Категория A II — от 19 лет, стаж 12 месяцев по автомобильной категории B;
- Категория A III — от 19 лет, стаж 12 месяцев по категории C;
- Категория A IV — от 22 лет, общий стаж 12 месяцев по правам категории D;
- Категория B, С, Е, F— от 17 лет;
- Категория D — от 18 лет.
Только при полном соответствии всем перечисленным условиям можно проходить специальное обучение и сдавать соответствующие экзамены.
К самоходному транспорту относятся авто, требующие открытия категории: «А», «В», «С», «Д» или «М». Практически каждая из этих категорий имеет подкатегории, которые более полно характеризуют объем двигателя и возможность передвижения на таком средстве. К примеру, Категория «А» позволяет осуществлять управление моторными средствами, не имеющими предназначения передвижения по автотрассам общего назначения или отличающиеся повышенным скоростным режимом. Он не должен превышать 50 км/час.
К такому транспорту можно отнести:
- снегоходы,
- квадрациклы,
- болотоходы,
- мотоциклы,
- внедорожные кары,
- перронные аэропортные автобусы и некоторый другой транспорт.
При этом существуют некоторые подкатегории, которые тоже необходимо учитывать. Так, обозначение «А1» будет свидетельствовать о возможности осуществлять передвижение только на внедорожном транспорте, таком как мопед, квадроцикл или снегоход. Эту подкатегорию в народе называют допуском тракториста-машиниста.
ВНИМАНИЕ !!! Подкатегория «А2» будет говорить о возможности осуществлять передвижение на внедорожном транспорте, имеющем вес до 3,5 тонн. Мест для пассажиров этом случае не должно быть более 8.
Подкатегории «А3» и «А4» позволят передвигаться на внедорожном авто с общей массой, превышающей 3,5 тонн, но при этом автомобили подкатегории «А4» служат для транспортировки пассажиров.
К такой категории авто относят гусеничный или колесный тип транспорта, мощность мотора которого не будет превышать отметки в 25,7 кВт. Обычно ее открывают для передвижения на легковых автомобилях, которые могут перевозить до 8-ми пассажиров. Машины не могут иметь общую массу свыше 3,5 тонн. Под категорию «В» попадает также управление мини-тракторами и мини-экскаваторами. Наиболее распространены при этом отметки в правах «тракторист», «экскаваторщик» или «автопогрузчик». Если транспорт используется с прицепом, то лучше позаботиться об открытии подкатегории «ВЕ».
Осуществлять передвижение при открытии данной категории имеют возможность водители на колесном транспорте, с потенциалом мощности двигателя, не превышающего показатель в 110,3 кВт. К такому виду транспорта можно отнести большинство грузовых автомобилей. При этом подкатегория «С» будет доступна для водителей, транспорт которых не превышает 3,5 тонн. Для вождения автотранспорта с массой до 12 тонн, потребуется открытие подкатегории «С2», а свыше этой массы – «С3». Если автотранспорт используется с прицепом, то имеет смысл открыть подкатегорию «СЕ».
Под эти параметры подходит особый колесный транспорт, оборудованный мотором с потенциалом мощности, превышающей показатель в 110,3 кВт. К разряду данного вида транспорта относят такие массивные типы погрузчиков, как Dresta или Volvo, а также автомобили, предназначенные для осуществления перевозки морских контейнеров. Транспорт может иметь вес до 5 тонн или превышающий эти показатели.
Эта категория позволяет осуществлять вождение гусеничного транспорта, мощность мотора которого превышает 25,7 кВт. Вес такого автотранспорта может составлять до 3,5 тонн или намного превышать эти показатели.
Самоходный хозяйственный транспорт потребует открытия категории «F».
Что означают особые отметки и для чего они нужны
Водитель сельскохозяйственной техники проходят обучение, как и другие автомобилисты. Программа обучения будет значительно отличаться, от обучения вождению обычного транспорта. К примеру, на тракториста-машиниста необходимо пройти обучающий процесс, составляющий 2,5 месяцев. Водителю погрузчика до 4 кВт в этом случае специальные отметки не нужны. Ему вполне достаточно иметь свидетельство автопогрузчика. Стоимость такого документа намного ниже, а срок обучения – короче. Экономия тут, впрочем, относительна. Если обычные права нужно менять каждое 10-тилетие, то для данного документа предусмотрена ежегодное тестирование.
ВНИМАНИЕ !!! Важную роль играет и присвоенный разряд водителю. Его обычно указывают при окончании прохождения курсов. Автомобилисты категории «В» будут иметь 3-й разряд, а категории «С» — 4-й. Отсутствие свидетельства об окончании этих специальных курсов может служить основанием для проверки прав на подлинность.
Восстановление утерянного документа занимает много времени и отнимает порядочно сил. К тому же некоторые автошколы могут со временем закрыться, что значительно усложнит процесс получения дубликата.
Работники склада, занимающиеся управлением погрузчиков, электрических тележек или штабелеров, должны иметь при себе действующие медсправки. В них обязательно должно быть отмечено отсутствие противопоказаний для управления данным видом транспорта.
Проходя обязательную водительскую медкомиссию, водитель должен сообщить комиссии о имеющейся у него соответствующей категории. Это поможет избавить его от многочисленных проверок и неприятностей на рабочем месте.
Для допуска к теоретическому и практическому тестированию, водитель должен пройти определенное количество часов обучения. Ему необходимо будет позаботиться о наличии справки соответствующего образца. В данном документе не должно присутствовать противопоказаний для осуществления управления автотранспортом выбранной категории.
Открытие определенного вида категорий, возможно, с достижением нужного возраста или же потребовать наличие водительского стажа. К примеру, для категории «А1» необходимодостижение автомобилистом 16 лет. Доступ к вождению по категории «А2» может быть выдан только после достижения 19-летнего возраста. Для категорий «В», «С», «Е» и «F» нужно достижение 17 лет.
За выдачу новых прав водитель должен будет уплатить 2 000 рублей. При этом совершенно не имеет значения, получает он их впервые или открывает новую категорию. Желая приобрести права международного образца, водителю предстоит потратить 3 000 рублей. Уплатить госпошлину можно через терминалы самообслуживания, электронные кошельки, картой банка, в почтовом отделении, на сайте Госавтоинспекции или через портал «Госуслуги». Последний вариант для многих водителей будет предпочтителен, ведь таким способом они смогут сэкономить до 30% от платежа. При оплате госпошлины другими способами, водителю необходимо будет уплатить полную сумму.
Для водителя очень важно иметь разрешение на управление соответствующим видом транспорта. Правонарушителей в этом случае ожидает серьезное административное взыскание. Только соблюдение ПДД поможет избежать значительных штрафов и сохранить время и силы. При вождении авто без соответствующей категории, когда правонарушитель будет остановлен представителем Госавтоинспекции, будет составлен протокол. Водителя будет ожидать значительное административное взыскание, а также эвакуация автомобиля на штраф площадку. Неприятность ситуации усугубляется тем, что оплата услуг эвакуатора и хранения на специализированной стоянке транспорта тоже ложится на водителя.
ВАЖНО !!! За управление транспортным средством без соответствующей категории взыскание может достигать 15 000 рублей. Исключением является только учебная езда на специально оборудованном автомобиле с инструктором. Оплата эвакуатора может составлять до 2 000 рублей, а каждый день хранения авто на штраф площадке будет увеличивать сумму, которую придется уплатить довольно значительно. Учитывая эту информацию, намного проще и дешевле получить права соответствующей категории, а не тратить огромные суммы на освобождение своего авто или уплату штрафов.
Избежать необходимости нести значительные финансовые потери довольно просто. Для этого нужно совершать поездки, выполняя все ПДД неукоснительно. Только в этом случае водитель может рассчитывать на безопасную и комфортную езду по городу или трассе.
Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории «D», билеты C 1 ПО 5
Категории | Возраст |
A1 | 16 |
B, C, E, F | 17 |
D | 18 |
A2, A3 | 19 |
A4 | 22 |
Обучением и принятием экзаменов на все категории занимается ГосТехнадзор.
Билетов данного раздела 45, каждый из них содержит 5 вопросов, которые касаются условий и правил эксплуатации внедорожных транспортных средств, таких как снегоходы, мотовездеходы и т.д. Экзамен могут сдать граждане, достигшие 16 летнего возраста.
Количество билетов так же составляет 45 штук, но вот вопросов в них уже по 8. Перед сдачей на данный вид прав необходимо ознакомиться с техническими свойствами транспорта, условиями использования, также необходимо ознакомиться с правилами оказания медицинской помощи. По достижении 17 лет можно претендовать на получение данных прав.
Для сдающего экзамен будет также предложено количество билетов в количестве 45 штук, каждый из которых состоит из восьми вопросов. Содержат правила безопасной эксплуатации самоходных транспортных средств, таких как экскаваторы, погрузчики и т. д. Возраст соискателя не менее 18 лет.
В этом разделе также 45 билетов по восемь вопросов по эксплуатации гусеничных транспортных средств. Возраст желающего получить удостоверение должен достигнуть семнадцати лет.
Необходимо знать, на какие категории делятся самоходные машины и какие нужно получить права. От этого зависит уровень безопасности в компаниях и организациях.
Для управления подобными транспортными средствами требуется получать специальные удостоверения.
Сотрудниками ГИБДД управление самоходными машинами по несоответствующим правам квалифицируется, как вождение без удостоверения. Ответственность за нарушение данного правила может быть не только административной, но даже уголовной.
Экзамены на получение прав, предназначенных для управления самоходными машинами, сдаются в определенной последовательности:
- Проверка теоретических знаний по эксплуатации специальных самоходных машин, их безопасной эксплуатации (кроме категории F).
- Теория по эксплуатации самоходных машин и сельскохозяйственного оборудования. Сдается на получение прав категории F и для тех, кто уже получил квалификацию тракториста-машиниста.
- Сдача теории по ПДД.
- Проверка практических знаний по комплексным практическим навыкам вождения, правилам дорожного движения и максимально безопасной эксплуатации машин.
Практика сдается в два этапа. Первая часть сдается на закрытой от движения площадке, которая характеризуется, как трактородром. Вторая часть проводится на заранее выбранном маршруте, при котором создаются реальные условия функционирования самоходной машины.
При сдаче практической части экзамена сотрудник обучающего центра проведет проверку следующих умений и навыков:
- начало движения на подъеме с места;
- разворот на ограниченной по ширине трассе при одноразовом включении передачи;
- заведение машины в бокс задним ходом;
- постановка самоходного транспорта в агрегате с прицепом в бокс задним ходом;
- агрегатирование самоходного авто с навесной машиной и с прицепом;
- остановка и торможение на разных скоростных режимах, отработка экстренной остановки.
За обучение на вождение транспортными средствами, относящимися к категории самоходных машин потребуется заплатить в среднем от 8500 до 12000 рублей. Все зависит от учебного центра, где проходит обучение.
Водители самоходных машин, успешно сдавшие экзамен, получают на руки специальное свидетельство относительно пройденного обучения в учебном центре. После этого выдается удостоверение профессионального тракториста-машиниста.
Число заданий в задачах связано с выбранным классом удостоверения. На аттестации кандидат получает билеты пдд на трактор. Чтобы приобрести разрешение к практической части испытания, можно сделать одну ошибку. При плохом результате предполагается вторичная сдача, которая организуется через неделю.
Чтобы лучше учить, рекомендуется внутренний контроль не только в центре обучения, но и дома. При самостоятельной подготовке важно правильно выбрать электронные или печатные карточки, в соответствии с открываемой категорией.
Если удобно заниматься по книгам, то для теоретического испытания по безопасной эксплуатации самоходных средств AI можно выбрать соответствующее пособие с подробными пояснениями. В книге 45 экзаменационных карточек с вопросами, которые касаются не только технической, но и правовой стороны. В каждом билете категории AI восемь вопросов с несколькими примерами, но правильный из них один. Если экзаменуемый справился с семью вопросами и более, ставится о. Если правильных тем шесть и менее, будет результат «не сдал».
Решения 2003-2016 устаревшие, новые подготовлены в соответствии с современными требованиями и правилами выдачи удостоверений тракториста-машиниста.
Стоит отметить, что к экзаменам на категорию AI допускаются лица, достигшие 16-летнего возраста.
Животных и сани требуется вести в одной цепочке исключительно по расположенной с правого края полосе. Разрешается передвигаться по обочине в той ситуации, если прохожим это не доставляет неудобств. Цепочки повозок и животных при перемещении по трассе важно разделить на составы, включающие пять саней и десять животных. Чтобы упростить обгон, предусматривается дистанция не менее восьмидесяти метров между колоннами.
Выезжая на дорожное полотно с находящегося поблизости участка либо с второстепенной дороги, лицо, управляющее санями, в точках плохого обзора обязано вести животное под уздцы. Гнать скот по дорогам рекомендуется в дневные часы, до заката солнца. Погонщикам необходимо вести животных в непосредственной близости от правой стороны дорожного полотна. Перегоняя лошадей или коров через железную дорогу, нужно учитывать, чтобы численность групп была оптимальной для создания безопасного прогона, исходя из числа погоняющих.
Более серьезная подготовка предстоит для сдачи теоретического экзамена по эксплуатации машин с электроприводом мощностью более 4 кВт. Билеты соответствуют требованиям и правилам выдачи удостоверений тракториста-машиниста. Например, к экзаменам допускаются лица 17 летнего возраста, прошедшие медицинскую комиссию. Образовательное учреждение, занимающееся обучением, должно иметь лицензию на осуществляемый вид деятельности.
В печатном издании 15 билетов с 8 задачами в каждом вопросе. Варианты ответов включены в разном количестве, но правильный только один. Нормативы сдачи такие же, что и в предыдущем тесте, нужно ответить на семь и более вопросов правильно.
Изучение теории по печатным изданиям удобно, поскольку правильные ответы здесь приведены со ссылками на нормативные положения. Список документов, которые требуется изучить приведен в пособии. Правильные ответы помещены в таблицу.
Эксплуатация самоходных машин с категорией C невозможна без сдачи экзамена на технику мощностью от 25,7 до 110,3 кВт. К аттестации могут быть допущены лица, достигшие 17-летнего возраста. В пособии 45 вопросов с тем же количеством задач, но некоторые из них содержат иллюстрации.