Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что будет с внебюджетными фондами в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
ГД приняла законы о бюджетах соцфондов на 2022–2024 годы
-
Почему не следует в описании вакансии указывать ограничение возраста?
223 1
В соответствии со статьей 420 Налогового кодека РФ для организаций и ИП, которые выплачивают вознаграждения в пользу физлиц, объектом обложения страховыми взносами признаются все работникам, подлежащим обязательному соцстрахованию.
Страховые взносы платятся с выплат работникам:
- По трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
- По договорам авторского заказа.
- По договорам об отчуждении исключительного права на произведений и по лицензионным договорам.
Началось. В ПФР сделали важное заявление
Опрошенные «Известиями» эксперты согласны, что кандидатура Андрея Кигима была неслучайна и связана именно с реформой внебюджетных фондов. Так, президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс считает, что выбор Андрея Кигима оправдан, поскольку он энергичный и прогрессивный руководитель, нацеленный на цифровизацию и реализовавший масштабнейший IT-проект в ФСС. Также у нового руководителя ПФР есть опыт как в коммерческом, так и социальном страховании, подчеркнул эксперт.
Он отметил и еще один аспект этого назначения — личность руководителя, важная, если ему будет отведена роль реализации обсуждающейся идеи объединения всех внебюджетных фондов.
— Эти виды страхования являются основной защитой прав людей, работающих по найму во всем мире. Пропорции разные, где-то коммерции больше, где-то социального страхования. Чтобы найти правильный баланс, он правильный человек, — полагает Игорь Юргенс.
Остаётся ли на 2022 г. пониженный процент по страховым взносам для компаний малого и среднего бизнеса?
Ответ:
Субъекты малого и среднего предпринимательства на выплаты работникам сверх МРОТ начисляют взносы по пониженным тарифам (ст. 427 НК РФ). Данные тарифы можно применять и в 2021 г., и в последующих периодах. Они применяются в отношении выплат в пользу физического лица по итогам каждого календарного месяца, которые превышают МРОТ на начало расчётного периода.
Суммы регулярных взносов в ПФР зависят от того, какой суммарный доход получил работник с начала года нарастающим итогом. Если доход ниже предельной базы, то пенсионные взносы начисляют по основному тарифу 22%. А если доход с начала года перевалил за лимит в 1 565 000 рублей, то для расчета пенсионных взносов применяют тариф 10%. Сумму доходов рассчитывают по каждому сотруднику отдельно.
Пример. Зарплата ведущего программиста — 150 000 рублей. С начала года он упорно писал код, не был в отпуске и не уходил на больничный. В начале ноября бухгалтер рассчитывает сумму доходов с начала года:
150 000 * 10 месяцев = 1 500 000 рублей — пенсионные взносы рассчитываем по ставке 22%.
В начале декабря бухгалтер снова рассчитывает сумму доходов с начала года:
150 000 * 11 = 1 650 000 рублей — сумма доходов выше предельной базы в 1 565 000 рублей, значит взносы за ноябрь и декабрь рассчитываем по ставке 10%.
Суммы взносов в Фонд социального страхования точно так же зависят от доходов работника с начала года. Если доход ниже предельной базы, бухгалтер применяет ставку 2,9%. С момента, когда доход становится выше предельной базы в 1 032 000 рубля, взносы в ФСС не платятся вообще. Сумму доходов тоже рассчитывайте отдельно по каждому сотруднику.
Пример. Зарплата программиста — 150 000 рублей. В начале июля бухгалтер считает сумму доходов с начала года нарастающим итогом:
150 000 * 6 = 900 000 рублей — доходы ниже предельной базы, значит за июнь бухгалтер все еще рассчитает и перечислит взносы в Соцстрах.
В начале августа бухгалтер снова рассчитывает доходы с начала года:
150 000 * 7 = 1 050 000 рублей — теперь доходы превысили предельную базу в 1 032 рубля, значит с июльской зарплаты и всех последующих до конца календарного года взносы в Соцстрах начислять не нужно.
Поправки вносятся в законы 125-ФЗ о «несчастном» соцстраховании, 255-ФЗ о «больничном» и «материнском» соцстраховании. Касаться все это будет не только собственно пособий, но и, например, оплаты отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого) на период санаторно-курортного лечения и проезда туда и обратно.
Документы в ФСС будет передавать страхователь, а работник в этом вопросе будет контактировать, как и прежде, со своим работодателем (он же – страхователь). Но деньги будут поступать работнику непосредственно от ФСС, а не от работодателя (соответственно, не будет последующей компенсации или зачета со стороны ФСС).
Реквизиты счета или надо будет указать в заявлении, или ФСС возьмет те, что гражданин вписал в своем «кабинете» на портале госуслуг. Возможен также почтовый перевод. О перечислении пособий только на карты «Мир» ничего не говорится. Если средства не перечислены вовремя, то ФСС будет платить пеню по 0,5% от суммы пособия за каждый день просрочки (сейчас такую пеню должен платить работодатель, если пособие перечисляет он, или ФСС, если пособие, соответственно, «на его совести»).
Изменения в прямых выплатах пособий ФСС в 2022 году
Вводятся отдельные нормы для случаев, когда пособие было получено неправомерно. Фонд сможет выставить требование о возврате пособия, и получить такую бумагу может как работодатель, так и сам гражданин (в зависимости от того, кто, по мнению ФСС, виновен в убытках фонда). Пособие в этом случае придется вернуть в фонд в течение 10 календарных дней. Причем, требование может быть направлено по почте и будет считаться полученным на шестой день (в том числе – если направлено физлицу).
Если требование не исполнено, и сумма «лишнего» пособия превышает 3 тысячи рублей, ФСС обратится в суд. Если сумма меньше, то ждут либо пока накопится, либо пока истекут три года – и после этого в течение полугода ФСС идет в суд. Кстати, право обжаловать акты ФСС по-прежнему будет закреплено в законах о соцстраховании только за страхователями, но не за застрахованными лицами.
На то, чтобы пособие посчитал и выплатил ФСС, отводится 10 рабочих дней с момента, когда фонд получил все нужные бумаги. Кстати, предыдущий проект поправок предусматривал, что 10 дней будут (как и сейчас в рамках «пилотного проекта» по прямым выплатам) календарными. В общем, на будущее Минтруд решил сроки выплат немножко подзатянуть.
После закрытия больничного работодателю отводится три рабочих дня (сейчас и по предыдущему проекту – 5 календарных) на то, чтобы разместить сведения, необходимые для выплаты пособия, в электронной системе ФСС. Кстати, согласно законопроекту больничные с 2022 года будут только электронными. Пособие за первые три дня болезни будет по-прежнему назначаться и выплачиваться самим работодателем (а не из ФСС).
На пособия по беременности и родам, а также на ежемесячное по уходу за младенцем, подать заявление смогут застрахованные непосредственно на портале госуслуг. Но смогут – и через работодателя, и тогда у последнего будет также три рабочих дня на передачу заявления в ФСС.
Основанием для назначения пособий будет служить ЭЛН, размещённый медицинской организацией в информационной системе «Соцстрах». Затем Фонд соцстрахования направит запросы в госорганы и работодателю, чтобы получить необходимые сведения о застрахованном лице. Работодатели обязаны передать данные в территориальное отделение ФСС по месту регистрации в три рабочих дня.
Важно. Фонд соцстрахования может выслать извещение о предоставлении недостающих данных. У работодателя есть пять дней, чтобы дополнить документы.
С течение десяти рабочих дней со дня получения всей информации фонд перечислит деньги сотруднику на указанный им счёт. За каждый день просрочки выплат ФСС будет платить пеню в 0,5% от невыплаченной суммы.
После получения информации об открытом больничном ФСС направляет в Пенсионный фонд запрос по поводу трудоустройства застрахованного сотрудника. За один календарный день ПФР выдаёт информацию о факте трудоустройства в конкретной компании, а также ИНН и КПП страхователя. Затем ФСС уведомляет работодателя о том, что его сотрудник на больничном.
Когда больничный закрыт, ФСС обращается к работодателю за сведениями, необходимыми для расчёта пособия, например информацией о:
-
стаже;
-
зарплате;
-
районном коэффициенте;
-
ставке, если сотрудник работает неполное рабочее время;
-
периодах отстранения от работы без сохранения зарплаты;
-
периодах отсутствия на работе.
Данные бухгалтер должен передать в три рабочих дня. О факте выплаты пособия ФСС информирует сотрудника через личный кабинет на Госуслугах и работодателя.
Первые три дня временной нетрудоспособности по прежнему оплачивает работодатель.
О факте рождения ребёнка ФСС узнает из единого госреестра ЗАГСа. Ни работник, ни работодатель не обязаны об этом сообщать.
Далее фонд проверит два вида информации:
-
Через Пенсионный фонд о трудоустройстве родителя (родителей).
-
Через единую государственную информационную систему соцобеспечения о назначении или неназначении пособия.
Если пособие уже назначено, процедура на этом завершится. Если не назначено, ФСС продолжит запрашивать необходимую информацию. У работодателя он может потребовать уточнить районный коэффициент. Эту информацию бухгалтер должен передать в два рабочих дня с даты получения запроса.
По этому виду пособия сохранится заявительный порядок. Работник должен будет одновременно подать работодателю заявление о назначении пособия и о предоставлении отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет. В три рабочих дня бухгалтер обязан отправить в территориальный орган ФСС форму «Сведения для назначения пособия».
Важно. Если работник утратит право на ежемесячное пособие, работодатель обязан в три рабочих дня известить об этом ФСС.
Когда новый порядок вступит в силу, у ФСС появится ещё несколько поводов, чтобы наказать компании и ИП:
-
Работодатель не предоставит документы или предоставит с опозданием — штраф в 200 руб. за каждый документ.
-
Работодатель отправит недостоверные данные и документы или скроет верную информацию, вследствие чего ФСС выплатит больше денег, чем нужно — штраф в 20% от суммы излишних расходов фонда, но не больше 5 000 руб. и не меньше 1 000 руб.
-
Работодатель передаст необходимые сведения позже срока — штраф в 5 000 руб.
Суммы излишне начисленных пособий Фонд соцстрахования сможет взыскать либо с работодателя, либо с работника, — в зависимости от того, кто виноват в передаче неверной информации.
-
С 1 января 2022 года ФСС будет выплачивать пособия проактивно — в беззаявительном порядке. Это правило относится к пособиям по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по рождению ребёнка и по уходу за ребёнком.
-
Взаимодействие работодателей и ФСС перейдёт в электронный формат. Компаниям придётся через своих операторов присоединиться к СЭДО — социальному электронному документообороту.
-
Основную информацию фонд будет получать из электронных листков нетрудоспособности, размещённых в информационной системе.
-
Недостающую информацию ФСС сможет запросить у госорганов и работодателей. Бухгалтера обязаны передавать реестры данных по застрахованным лицам в три дня с момента запроса. Для некоторых пособий установлены иные сроки передачи информации.
1. Утвердить перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
2. Утвердить перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
3. Установить, что в случае изменения в 2021 году состава и (или) функций главных администраторов доходов бюджета Фонда или главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда, а также изменения принципов назначения и присвоения структуры кодов классификации доходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов соответствующие изменения отражаются в отчете об исполнении бюджета Фонда за 2021 год на основании нормативного правового акта Министерства финансов Российской Федерации.
Утвердить источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.
1. Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов:
1) на 2021 год согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону;
2) на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону.
2. Утвердить общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2021 год в сумме 9450434103,1 тыс. рублей, на 2022 год в сумме 9964847977,6 тыс. рублей и на 2023 год в сумме 10363321966,8 тыс. рублей.
1. Фонд вправе в 2021 году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов «Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений» в рамках обеспечения выполнения функций аппаратами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации подраздела «Другие общегосударственные вопросы» раздела «Общегосударственные вопросы» классификации расходов бюджетов, осуществлять:
1) финансовое обеспечение оплаты услуг органов (организаций), с которыми Фондом заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, по приему и передаче в электронной форме в Фонд заявлений граждан об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении его предоставления исходя из стоимости обработки одного заявления в размере 4 рублей без учета налога на добавленную стоимость;
2) в целях выполнения функций оператора информационной системы «Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами» оплату услуг связи для обеспечения процесса информирования граждан о мерах социальной поддержки в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5_2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» — по решению Правительства Российской Федерации.
2. Фонд вправе в 2021 году в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вносить изменения в сводную бюджетную роспись бюджета Фонда без внесения изменений в федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий финансовый год и на плановый период с превышением общего объема расходов, утвержденных указанным федеральным законом, в целях увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих в соответствии с условиями указанных государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных контрактов.
Установлен предельный размер базы для исчисления страховых взносов в 2022 году
Рекомендации парламентских слушаний на тему
«О параметрах проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»
5 октября 2021 года город Москва
Рассмотрев и обсудив параметры проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Законопроект) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года (далее – Послание).
Участники парламентских слушаний отмечают, что Правительство Российской Федерации в 2021 году продолжает реализацию мер, направленных на борьбу с пандемией и ее последствиями, на повышение устойчивости всей социально-экономической системы и восстановление деловой активности. Поддерживаемая Правительством Российской Федерации макроэкономическая стабильность, сбалансированность бюджетной системы, а также проводимая Банком России контрциклическая денежно-кредитная политика обеспечили сохранение ценовой и финансовой стабильности, доступность кредитных ресурсов и поддержание деловой активности хозяйствующих субъектов на приемлемом для экономики уровне. Это позволило к текущему моменту времени сформировать условия для выхода экономики на траекторию роста.
В 2021 году ожидается рост валового внутреннего продукта России (далее — ВВП) на 4,2%, а на период 2022–2024 годов прогнозируется его ежегодный рост на 3%. При этом восстановление российской экономики ожидается более низкими темпами по сравнению со среднемировым уровнем.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Прогноз) основой экономического роста в среднесрочной перспективе станет расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса за счет соответственно устойчивого роста реальных располагаемых доходов населения в среднем на 2,5% в 2022–2024 годах и роста инвестиций в основной капитал на уровне 4,8% в 2022 году и свыше 5% в 2023–2024 годах.
Предполагается, что по итогам 2021 года уровень инфляции составит 5,8%, при этом в бюджетных проектировках в 2022–2024 годах учтены показатели инфляции на уровне 4% (с учетом заложенной в базовом варианте Прогноза предпосылки о стабилизации цен на мировых рынках неэнергетических товаров, а также перехода Банка России к смягчению денежно-кредитной политики).
В 2022–2023 годах прогнозируется профицит федерального бюджета в объеме 1 327,7 млрд рублей (1,0% ВВП) и 299,1 млрд рублей (0,2% ВВП) соответственно, а в 2024 году — его дефицит в объеме 522,7 млрд рублей (0,3% ВВП).
Предполагается рост объема государственного долга с 22 104,1 млрд рублей (по оценке 2021 года) до 25 925,7 млрд рублей в 2022 году, 28 765,1 млрд рублей в 2023 году и 31 939,7 млрд рублей в 2024 году, что составит в 2022–2024 годах соответственно 19,4%, 20,3% и 21,1% ВВП. Участники парламентских слушаний отмечают, что планируемый уровень государственного долга не несет рисков для устойчивости бюджетной системы.
Законопроект, сформированный на основе «базового» варианта Прогноза, направлен на решение задач роста благополучия граждан и повышения потенциала развития экономики в условиях нормализации бюджетной политики и возврата к стандартным параметрам бюджетных правил.
Возврат к проведению с 2022 года бюджетной политики в строгом соответствии с положениями бюджетных правил, устанавливающих предельный объем расходов федерального бюджета с учетом базовой цены на нефть, позволит повысить устойчивость бюджетной системы к внешней конъюнктуре.
Кроме того, важным элементом сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, а также страховкой от внешнеэкономического давления на российскую экономику, остается Фонд национального благосостояния (далее – ФНБ).
В этой связи следует поддерживать на достаточном уровне высоколиквидную часть ФНБ, сохраняя при этом сдержанность в использовании его средств на инвестиционные проекты, исключая трансформации инвестиций в скрытые расходы федерального бюджета. Учитывая планируемое увеличение средств ФНБ к концу 2024 года до 23 267,4 млрд рублей (15,4% ВВП), особую актуальность приобретает осуществление парламентского контроля за их использованием.
При инвестировании средств ФНБ безусловным приоритетом должно быть обеспечение их возвратности и достижение максимального экономического эффекта для развития территорий. При этом инвестиционные проекты должны быть привлекательны для частных инвесторов.
На фоне продолжения восстановления экономической активности в 2022–2024 годах прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в номинальном выражении на 5,2% в 2022 году по отношению к оценке предыдущего года, на 2,1% — в 2023 году по отношению к 2022 году и на 1,1% — в 2024 году по сравнению с 2023 годом. При этом следует отметить, что на 2022 год доходы планируются с превышением ранее законодательно утвержденного показателя на 4 384,4 млрд рублей (на 21,2%).
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета ФСС в 2022 году составит 988,156 млрд руб., общий объем расходов — 944,117 млрд руб., профицит — 44,038 млрд руб. В 2023 году доходы ФСС составят 1,054 трлн руб., расходы — 1,011 трлн руб., профицит — 42,709 млрд руб. В 2024 году уровень прогнозируемых доходов составит 1,125 трлн руб., уровень расходов — 1,076 трлн руб., профицит — 49,265 млрд руб. Принятым законом установлены объемы межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению в бюджет ФСС из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В 2022 году они составят 5 млрд 882,5 млн руб., в 2023 году — 6 млрд 176,6 млн руб., в 2024 году — 6 млрд 485,4 млн руб.
В части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством бюджет ФСС в 2022 году формируется с профицитом в сумме 1,850 млрд руб., в 2023 году — с дефицитом в размере 7,133 млрд руб., в 2024 году — с дефицитом в сумме 8,661 млрд руб. При этом планируется, что в 2023 году бюджет ФСС будет сбалансирован за счет использования остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В бюджете ФСС в 2022 году предусматривается поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 668,626 млрд руб., в 2023 году — 715,164 млрд руб., в 2024 году — 764,324 млрд руб.
Общий объем доходов бюджета ФОМС на 2022 год предусмотрен в сумме 2,779 трлн руб., на 2023 год — 2,925 трлн руб., на 2024 год — 3,086 трлн руб. Объем расходов на 2022 год ожидается в размере 2,801 трлн руб., на 2023 год — 2,951 трлн руб., на 2024 год — 3,12 трлн руб.
В части доходов бюджета ФОМС отмечается положительная динамика по страховым взносам на ОМС и налоговым доходам. В 2022 году их размер увеличится по сравнению с предыдущим годом на 212,5 млрд руб. (на 9,5%), в 2023 году — на 145,8 млрд руб. (на 5,9%), в 2024 году — на 152,2 млрд руб. (на 5,9%).
Основным источником доходов бюджета ФОМС являются страховые взносы на ОМС, на долю которых приходится в 2022 году 88%, в 2023 году — 88,6%, в 2024 году — 89%. Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2022 год в сумме 2,447 трлн руб., на 2023 год — 2,593 трлн руб., на 2024 год — 2,745 трлн руб. Соответствующий объем формируется из страховых взносов на ОМС работающего и неработающего населения.
В бюджете ФОМС предусматриваются межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2022 году в размере 326 млрд руб., в 2023 году — 326,8 млрд руб., в 2024 году — 335,1 млрд руб. В бюджет ФОМС предоставляются традиционные виды межбюджетных трансфертов: на компенсацию выпадающих доходов в связи с пониженными тарифами страховых взносов, на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи по профилю «Онкология», на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, на оплату родового сертификата.
По сравнению с предыдущим годом прирост расходов на финансовое обеспечение базовой программы ОМС в 2022 году составит 159,4 млрд руб. (6,9%), в 2023 году — 134,8 млрд руб. (5,5%), в 2024 году — 153,6 млрд руб. (5,9%). В структуре расходов бюджета ФОМС на долю субвенций приходится около 88%.
Общий объем расходов ПФР в 2022 году составит 10,155 трлн руб., что на 5,98% больше, чем в 2021 году. Из них, например:
- 8,792 трлн руб. направят на пенсионное обеспечение граждан;
- 435,6 млрд руб. — на выплату ЕДВ;
- 77 млрд — на федеральные социальные доплаты к пенсии;
- 443,6 млрд руб. — на материнский капитал и так далее.
На отдельных статьях расходов Пенсионного фонда стоит остановиться подробнее.
КБК – 2022: системные разъяснения Минфина России
На предоставление материнского (семейного) капитала в бюджет ПФР на 2022 год закладывают 443,62 млрд руб. Это всего на 0,1% больше, чем годом ранее. Финансирование будет произведено за счет трансферта из федерального бюджета, а также остатков средств фонда на конец 2021 года.
Расчет произведен исходя из количества запланированных обращений за распоряжением средств МСК. Предполагается, что в 2022 году распорядиться маткапиталом решат 1,19 млн человек, из которых 133,6 тыс. — это семьи, получившие МСК в связи с рождением первого ребенка.
С 2022 года Пенсионному фонду РФ будут переданы новые полномочия по отдельным социальным обязательствам. В частности, по выплате:
- компенсаций инвалидам расходов на покупку договора ОСАГО;
- компенсаций чернобыльцам, реабилитированным лицам, членам семей погибших военнослужащих;
- пособий по беременности и родам женщинам, уволенным из-за ликвидации организации;
- пособий по уходу за ребенком неработающим лицам и так далее.
Расходы по этим направлениям тоже учтены в бюджете ПФР.
Предельные суммы для начисления страховых взносов 2022
Страховые взносы в 2021 году: ставки (таблица)
Сроки уплаты страховых взносов в 2017 году
Облагаются ли дивиденды страховыми взносами в 2020 году
Питание сотрудников за счет предприятия: налогообложение и страховые взносы
Для разных категорий плательщиков (страхователей) применяются разные тарифы страховых взносов. Взносы с выплат своим работникам уплачивают ИП и юрлица, а предприниматели также обязаны платить страхвзносы «за себя». О том, какими в следующем году будут фиксированные страхвзносы ИП, мы рассказывали в предыдущей публикации, а здесь рассмотрим, какие ставки по страховым взносам на 2022 год предусмотрены законодательством для страхователей, производящих выплаты физлицам.
Правительство России предприняло ряд мер, нацеленных на изменение социальной политики. Это повлияло на размеры фиксированных страховых взносов в 2022 году. Президент РФ подписал законопроект, которым были утверждены ставки для индивидуальных предпринимателей. Закон № 322-ФЗ был опубликован на официальном портале правительства и вступил в силу с 2021 года.
Как специалисты, занимающиеся частной практикой, так и индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных сотрудников, также должны вносить средства в счет обязательного страхования. Вот категории налогоплательщиков, которые обязаны уплачивать страховые взносы за себя:
- ИП, работающие без наемных работников;
- адвокаты, нотариусы, юристы (частники);
- оценщики, аудиторы, медиаторы;
- арбитражные управляющие, работающие частно;
- фермерские хозяйства (будут обязаны выплачивать обязательные взносы по фиксированным тарифам с 2022 года);
- другие лица, ведущие частную практику или занимающиеся предпринимательством, без привлечения сотрудников в свое дело.
Такие категории регулярно (ежегодно) уплачивают фиксированные суммы в рамках обязательного пенсионного и медицинского страхования. Величины платежей установлены законодательно и определены заранее на расчетные периоды. Так, на данный момент в НК имеются данные о суммах за 2018-2021 годы. Но уже разработан законопроект, корректирующий 430-ую статью второй части кодекса и фиксирующий показатели взносов на период с 2022-го по 2024-ый год.
В 2022 году будут установлены такие фиксированные взносы:
- на пенсионное страхование – 36455;
- на медицинское страхование – 8763.
В 2021 году ставка ОПС составляет 32448 рубля в год, а выплаты за ОМС составляют 8426. Эти ставки актуальны лишь для тех ИП и частников, которые зарабатывают официально не более 300 тысяч рублей в год. Для тех же, чьи доходы превышают этот предел, действует фиксированная ставка плюс 1% от той суммы дохода, которая была получена свыше 300 000 рублей.
Свежие новости предупреждают о том, что в 2022 году ожидаются некоторые перемены – изменится процент страховых взносов, но процедура останется практически неизменной. Оплата в 2022 году будет производиться в стандартном порядке. Сумма всех видов взносов будет переводиться в ФНС России. В тех случаях, если требуется перечисление по ОСС, это оплачивается отдельно – средства поступают в Фонд социального страхования.
Ежемесячная уплата страховых взносов должна переводиться не позднее 15 числа. Исключение составляют случаи, когда 15 число выпадает на выходной день, в такой ситуации крайний срок оплаты переносится на следующий рабочий день. Также важно составлять отчетность строго в указанные сроки. Отчеты подаются ежеквартально, их необходимо предоставить в течение месяца после завершения отчетного периода. При большом количестве кадров – от 10 человек, отчеты разрешено подавать в электронном формате.
Важно учитывать и нюансы оплаты. Для оплаты ОПС формируется платежное поручение с использованием кода бюджетной классификации. Также существуют отдельные коды для социальных и медицинских страховых взносов. Уточнить КБК для каждого типа перечислений можно в региональном налоговом органе. Также можно воспользоваться онлайн-справочником.
Как можно увидеть, ставки страховых взносов в 2022 году будут расти. Изменения коснутся всех индивидуальных предпринимателей и лиц, ведущих частную практику. Сроки уплаты останутся прежними, а также категории лиц, освобожденных от взносов, останутся теми же.
На пленарном заседании Государственной Думы РФ во вторник, 23 ноября, приняты во втором чтении законопроекты о бюджетах соцфондов на 2022–2024 годы. Согласно законопроекту, доходы бюджета Пенсионного фонда в 2022 году составят 10,032 трлн рублей, в 2023 году — 10,591 трлн рублей, в 2024 году — 11,074 трлн рублей. Расходы ПФР в 2022 году составят 10,154 трлн рублей, в 2023 году — 10,574 трлн рублей, в 2024 году — 11,167 трлн рублей.
О большой управленческой реорганизации ПФР стало известно в 2020 году. В отделение ПФР пришла информация, что в 2021 году необходимо начать централизацию, завершить ее предполагалось к июлю-августу, объяснил Борис Трофимов.
Сейчас в Алтайском крае работает 18 управлений ПФР в городах и районах края, региональный центр по выплате пенсий и 64 клиентские службы. В том или ином формате фонд представлен во всех муниципалитетах.
Возможные результаты реорганизации Борис Трофимов прокомментировал очень сдержанно. Так, он предположил, что качество услуг после реорганизации может «не отвечать требованиям наших клиентов по срокам и достоверности».
Судя по словам Трофимова, задачи и подходы преобразования регионам не до конца были разъяснены, ответов на многие вопросы получить не удалось.
Разработчики, например, предполагали вводить вместо прежних структур ПФР «точки присутствия» и «центры компетенции». Но четкого понимания их функционала и будущей структуры фонда на местах так и не сложилось.
Кто сможет платить взносы по пониженным тарифам в 2022 году
- Открытие единого контакт-центра взаимодействия с гражданами. Заработает к 1 июля.
- Перевод в ПФР части функций от органов соцзащиты — речь шла о выплате регионального маткапитала через ПФР и, возможно, выплаты на детей от 3 до 7 лет.
- Беззаявительный (автоматический) порядок назначения пенсий. В алтайском ПФР утверждают, что готовы к этому.
- Автоматическое, без участия гражданина, информирование его (или его родственников) в ряде случаев о льготах, мерах соцподдержки и т.п. «Родился ребенок — родителю в личный кабинет приходит информация о его СНИЛСе, а праве на маткапитал и др. «Это тоже вполне реально, это мы уже делали в прошлом году», — сказа Трофимов.
- Надежда Скалон
Вид страхования Сумма дохода ИП Ставка Срок уплаты ОПС Не более 300 000 руб. 32 448 руб. 10.01.2022 Свыше 300 000 руб. 32 448 руб. + 1% с дохода свыше 300 000 руб. 01.07.2022 ОМС Не зависит 8426 руб. 10.01.2022 Обратите внимание: срок уплаты страховых взносов перенесен с 31.12.2021 на 10.01.2022, поскольку 31 декабря 2021 года – это выходной день.
Вид страхования Сумма дохода ИП Ставка Срок уплаты ОПС Не более 300 000 руб. 34 445 руб. 31.12.2022 Свыше 300 000 руб. 34 445 руб. + 1% с дохода свыше 300 000 руб. 03.07.2023 ОМС Не зависит 8766 руб. 31.12.2022 Точный срок уплаты фиксированных взносов ИП за 2022 год пока однозначно определить нельзя. Поскольку 31.12.2022 выпадает на субботу, а значит – крайний срок уплаты вновь будет перенесен на январь 2023 года. Однако пока постановления о переносе выходных дней в 2023 году еще нет.
Если доход ИП за 2021 год превысит 300 тыс. руб., то ИП, помимо фиксированных взносов, нужно будет уплатить дополнительный пенсионный взнос (то есть, на ОПС) в размере 1% со сверх дохода. При этом законодательством установлен предельный размер взноса на ОПС, уплачиваемого ИП за себя, — он не может превышать 8-кратного размера фиксированного взноса на ОПС. Следовательно, в 2021 году общая сумма взноса на ОПС (фиксированный взнос + 1%-ый взнос) не может превышать 259 584 руб. (32448 руб. х 8).
В 2022 году максимальная сумма взноса на ОПС составляет 275560 руб. (34445 руб. х 8).
Максимальная суммы страховых взносов ИП
2021 год
2022 год 259584 руб. 275560 руб.
Итак, сроки уплаты:
- дополнительный 1%-ныйвзнос за 2021 год предпринимателям необходимо перечислить в бюджет не позднее 01.07.2022;
- 1%-ный взнос по итогам 2022 года нужно будет уплатить не позднее 03.07.2023, т.к. 1 июля в 2023 году – это суббота.
Пенсионный фонд урезает аппетиты
Год Сумма фиксированных взносов, руб. на пенсионное страхование на медицинское страхование всего на обязательное страхование 2020 32 448 руб. 8426 руб. 40 874 руб. 2021 32 448 руб. 8426 руб. 40 874 руб. 2022 34 445 руб. 8766 руб. 43 211 руб. Страховые взносы на 2022 год и ставки указаны в таблице. Величина отчислений напрямую зависит от системы налогообложения, поэтому не может быть одинаковой для всех.
Освобождение от взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование за себя (в случае ИП) и сотрудников произойдет при одновременном увеличении налоговой нагрузки. В частности, для компаний с режимом УСН «доходы» ставка увеличится на 2% (с 6 до 8% от выручки), с режимом «доходы минус расходы» — на 5% (с 15 до 20% от прибыли). Сумма налога к уплате уменьшится на величину торгового сбора, который действует в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.
Законопроект также предлагает поднять минимальный уровень налога для предприятий с режимом «доходы минус расходы» на 2% (с 1 до 3% от годовой выручки). Сейчас, если сумма налога предприятия на данном режиме УСН составила меньше 1% от годовой выручки, оно обязано перечислить в бюджет 1% доходов.
Новый налоговый режим предназначен для организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП) на упрощенной системе налогообложения (УСН). Переход на него будет добровольным: для этого достаточно будет подать заявку через личный кабинет налогоплательщика.
Как известно, с выплат работникам работодатели должны уплачивать страховые взносы на ОПС, на ОМС, на ВНиМ и на травматизм. Сумма взносов зависит не только от величины выплат работнику, но и от ставки страховых взносов.
Помимо общих ставок страховых взносов, есть еще, например, пониженные ставки и дополнительные тарифы страховых взносов.
Дополнительные взносы устанавливаются в отношении выплат работникам, которые заняты на вредных/опасных работах. Подробнее об этих тарифах можно прочитать в ст. 428 НК РФ.
Полный перечень тех, кто может претендовать на пониженные взносы, а также ставки таких взносов приведены в ст. 427 НК РФ. Мы же хотим более подробно остановиться на ставке страховых взносов 15%.
Субъекты СМП познакомились с этим тарифом еще в 2020 г., как с одной из антикоронавирусных мер поддержки. Теперь же пониженные страховые взносы 15% прописаны в Налоговом кодексе (пп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ).
Итак, тариф 15% бьется по видам взносов, уплачиваемых в ИФНС, следующим образом (п. 2.1 ст. 427 НК РФ).
Такие ставки могут применять только работодатели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Причем тариф 15% действует при начислении взносов в отношении части выплат работнику, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной федерального МРОТ (с 01.01.2021 МРОТ составляет 12792 руб. (ст. 3 Федерального закона от 29.12.2020 N 473-ФЗ)). То есть, например, если вы выплачиваете работнику 30000 руб. в месяц, 12792 руб. будут облагаться по общим ставкам страховым взносов, а 17208 руб. (30000 руб. – 12792 руб.) – по тарифу 15%.
Тарифы взносов на травматизм на 2021 год установлены в том же размере, что и на 2020 г. (Федеральный закон от 22.12.2020 N 434-ФЗ, Федеральный закон № 179-ФЗ).
Напомним, что тариф взносов на страхование от несчастных случаев зависит от класса профессионального риска, к которому относится организация. Для установления этого класса и, соответственно, для установления ставки страховых взносов на травматизм на 2021 г. работодателю не позднее 15.04.2021 необходимо подтвердить свой основной вид деятельности.
Немного из истории Пенсионного фонда России с официального сайта1: «…12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения.
20 ноября 1990 был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот закон положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР, который прекратил свое существование в конце 1991 года. Новый пенсионный закон России признавался довольно радикальным для своего времени, с учетом острого политического и социально-экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России.
В соответствии со статьей 1 закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Соответственно, вместо прежней разветвленной и многоуровневой системы пенсионного обеспечения были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ.
“Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России.“
На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан России продолжала функционировать на основе распределительной схемы советского периода. Пенсионный бюджет пополнялся за счет отчислений от общего фонда заработной платы предприятий. Но в условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 90-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной. Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов, отвечающих новым экономическим реалиям.
Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию — Пенсионный фонд России (ПФР), который был основан 22 декабря 1990 г. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов. В течение 1991-1992 г. отделения Пенсионного фонда России были созданы во всех субъектах Федерации.
Средства ПФР были формально отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации. Данная структура управления пенсионными средствами была не характерна для зарубежных пенсионных моделей, но именно она сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России. В том числе обеспечивая определенную степень защиты пенсионных капиталов в периоды финансовой и экономической дестабилизации.
Первый бюджет ПФР формировался в условиях острого кризиса неплатежей. Поэтому одним из первых практических шагов вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках в размере 6,6 млрд. рублей. Таким образом Пенсионный фонд решил проблему погашения задолженности союзного и республиканского бюджетов по выплате пенсий и социальных пособий за 1991 год.
Уже на первом этапе работы ПФР (в 1991-1994 гг.), несмотря на многочисленные трудности, работу пенсионной системы удалось стабилизировать. Численность российских пенсионеров возросла за счет распространения новых условий пенсионного обеспечения на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.
Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции в первой половине 1990-х гг. привели к резкому снижению реальной покупательной способности пенсионных выплат. Чтобы не допустить обнищания пенсионеров, правительство РФ приняло решение о регулярной индексации пенсии, отдавая приоритет поддержке наименее обеспеченных граждан. В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости. Это позволило увеличить доходы пенсионеров в реальном выражении…».
«…Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни наиболее уязвимой части населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России. В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 25 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования и многие другие функции.
Похожие записи: