Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экспорт в страны еаэс в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В первую очередь подается статистическая отчетность в таможенный орган по месту регистрации экспортера в электронной форме с помощью ЭЦП.
Куда важнее и сложнее отчитаться перед налоговой. Нужно собрать полный пакет документов по сделке для подтверждения того, что Вы действительно отправили товар на экспорт, товар физически прибыл на территорию другой страны, Ваш покупатель оплатил за него ввозные налоги и Вы имеете право на возврат ранее снятого Вами НДС со стороны государства.
В 2022 году взаимная торговля в ЕАЭС вырастет на 16% — прогноз ЕЭК
Паладьев Олег Николаевич – Международный эксперт по вопросам глобального предпринимательства, и развитию внешнеэкономической деятельности. Рекомендуемый Торгово-промышленной палатой, структурами поддержки бизнеса и центрами содействия развитию экспорта, торговыми отделами Посольств. Имеющий в своем арсенале успешное портфолио реализованных международных проектов, выступления во всех регионах РФ и за рубежом (Германия, Польша, Вьетнам, Египет, и др.) Для СМИ, журналистов, блогеров, организаторов форумов, конференций, круглых столов, тренингов и прочих мероприятий предлагает свои услуги в качестве независимого международного эксперта, спикера, модератора, фасилитатора проектов (стратегические сессии, интервьюирование, общественные слушания). Практика с 1990 года.
Через международную экспертную сеть «Союзконсалт» проходит много клиентов, участников ВЭД, интересных для нашего банка. Эксперты сети не только знакомят нас, но и выстраивают цепочки поставок с нашими продуктами. Очень удобно и выгодно всем.
Приятно работать в международной команде экспертов — рекомендую.
Больше года назад заключили договор с ООО «Союзконсалт» на абонентское обслуживание по поиску иностранных покупателей. Базы новых клиентов постоянно обновляются. Налаживаем бизнес связи, проводим переговоры. Поиск поставщиков. Поиск покупателей. Отгружаем.
Оперативная и качественная работа экспертов. С Благодарностью.
-
Выплату процентов по займу могут признать выводом денег из бизнеса и уходом от налогов
1,2 тыс. 0
Подавляющее большинство российских организаций ведет торговую деятельность с нашими ближайшими соседями. Преимущественно это Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Перечисленные страны вместе с Россией образуют Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Кроме того Таджикистан является кандидатом на вступление в в ЕАЭС, а Молдавия имеет статус наблюдателя в союзе.
Государства — члены этого союза договорились об установлении единых правил налогообложения экспортных операций. Отметим, что речь идет об НДС — остальные налоги при экспорте компании уплачивают точно так же, как и при реализации в России.
Реализация в страны ЕАЭС и экспорт в прочие государства имеют мало отличий. И в том, и в другом случае применяется ставка НДС 0%, для подтверждения которой налогоплательщик представляет в ИФНС определенный пакет документов.
Сразу отметим, что на налогоплательщиков, применяющих УСН, требование о подтверждении ставки НДС при экспорте не распространяется. Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ, «упрощенщики» признаются плательщиками НДС лишь в отношении товара, который они ввозят на территорию России. Что же касается экспорта, то для компаний и предпринимателей на УСН этот тип операций в части налогообложения не имеет никаких отличий от работы с отечественными покупателями.
А вот организациям, применяющим классическую систему налогообложения (ОСНО), необходимо помнить об особенностях экспортных операций в страны ЕАЭС. И прежде всего о том, что подтверждать ставку НДС 0% нужно по любым товарам, даже по тем, которые в соответствии со статьей 149 НК РФ этим налогом не облагаются. Все дело в том, что в части экспортных операций налогообложение регламентируется нормам международных договоров. И согласно статье 7 НК РФ, такие соглашения имеют приоритет над нормами Налогового кодекса России.
ЕАЭС действует на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14. Нормы, регулирующие порядок налогообложения при экспорте, указаны в пункте 1 статьи 72 этого договора, а также в пункте 3 приложения № 18 к нему «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг». Так вот, согласно указанным нормам, для товаров, перечисленных в статье 149 НК РФ, освобождение от обложения НДС по ставке 0% не предусмотрено.
Итак, любой товар, работа или услуга, реализуемая в страны ЕАЭС, для российского плательщика НДС облагается этим налогом по ставке 0%. Это подтверждено письмами Минфина от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40. При этом в счете-фактуре помимо ставки 0% следует указать код вида товара по ТН ВЭД ЕАЭС — этого требует подпункт 15 пункта 5 статьи 169 НК РФ. В соответствии с требованиями подпункта 1.1 пункта 3 статьи 169 НК РФ, составлять счет-фактуру необходимо и в случае реализации на экспорт товаров, поименованных в статье 149 НК РФ.
Что касается вычетов, то больше не нужно отдельно учитывать «входной» НДС по товарам, которые будут реализованы на экспорт, и восстанавливать его при отгрузке. Теперь порядок вычета НДС (коме сырьевых товаров) соответствует обычному. То есть при наличии счета-фактуры «входной» налог по таким товарам принимается к вычету в том периоде, когда они приняты к учету. Такое правило действует с 1 июля 2016 года, когда вступили в силу соответствующие поправки в российский Налоговый кодекс.
Перечень документов, которые должен собрать российский экспортер для подтверждения нулевой ставки НДС, приведен в пункте 4 упомянутого Протокола.
В первую очередь, это договор либо контракт. Причем совершенно необязательно, чтобы в качестве покупателя по этому договору фигурировала организация, зарегистрированная в одной из стран ЕАЭС — достаточно, чтобы на территории союза находился грузополучатель.
При экспорте (вывозе) товаров в страны ЕАЭС (Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению) также применяется нулевая ставка НДС. Но порядок подтверждения нулевой ставки установлен Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее Протокол). Перечень документов, подтверждающих нулевую ставку НДС, приведен в п.4 Протокола (это договор, транспортные и товаросопроводительные документы и др.), а особенности их представления регулируются п.1.3 ст.165 НК РФ.
В отличие от «обычного» экспорта для подтверждения нулевой ставки НДС вместо таможенной декларации необходимо представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором. Такое заявление с отметкой своего налогового органа российскому продавцу должен передать иностранный покупатель.
Но вместо заявления можно представить перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика) (утв. Приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@). При представлении перечня заявлений в электронной форме транспортные документы вместе с декларацией по НДС можно не представлять (п.1.3 ст.165 НК РФ).
Также отметим, что при экспорте в страны ЕАЭС 180-дневный срок для подтверждения нулевой ставки отсчитывается от даты отгрузки товаров, т.е. с даты первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика) или иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства-члена для налогоплательщика НДС (п. 5 Протокола).
Чтобы не применять нулевую ставку НДС необходимо представить соответствующее заявление в налоговую инспекцию, причем сделать это нужно заранее — не позднее 1-го числа квартала с которого налогоплательщик хочет отказаться (п.7 ст.164 НК РФ). Т.е. если у налогоплательщика «случайно» возникла разовая экспортная операция, а он заранее не отказался от применения нулевой ставки НДС, ему придется применять ставку 0 %.
Отказаться от применения нулевой ставки можно не менее чем на 12 месяцев.
Самые существенные налоговые риски возникают у российских покупателей услуг и работ, облагаемых по нулевой ставке НДС. Т.е. если, например, по услугам международной перевозки товаров (в т.ч. по транспортно-экспедиционным услугам) заказчик получит счет-фактуру со ставкой НДС 20%, и примет к вычету эту сумму налога, налоговый орган откажет в вычете НДС. Причем судебная практика в таких ситуациях не на стороне налогоплательщиков (Определение ВС РФ от 03.09.2014 N 307-ЭС14-314, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.03.2019 N Ф05-1400/2019, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2020 N Ф06-57939/2020, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.11.2014 по делу N А33-3050/2013; Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2015 N 302-КГ14-8990). Кроме того, неправомерно предъявленный НДС покупатель не может учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (п.2 ст.170, п.19 ст.270 НК РФ).
У экспортеров-продавцов есть риск, что покупатель взыщет с него незаконно предъявленные 20% НДС как неосновательное обогащение (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16627/11 по делу N А40-127287/10-89-913, Постановления ФАС ВСО от 22.03.2012 по делу N А19-10351/2011, от 20.12.2010 по делу N А33-437/2010, ФАС МО от 08.02.2012 по делу N А40-8404/07-37-86, от 25.01.2012 по делу N А40-7806/11-22-60).
Кроме того, если на экспорт отгружались сырьевые товары или налогоплательщик неправомерно предъявил 20% НДС по работам или услугам, облагаемым по ставке 0%, есть риск «доначисления входного НДС». Т.е. налоговые органы уберут вычеты, произведенные до определения налоговой базы и (или) на дату отгрузки товаров (работ, услуг) восстановят суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким операциям. Это связано с тем, что при применении нулевой ставки НДС по вышеперечисленным операциям действует особый порядок вычетов (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).
Ответ на данный вопрос зависит от того какой товар отгружается на экспорт, а также когда товары (работы, услуги), задействованные в экспортных операциях были приняты к учету.
С 1 июля 2016 года налоговый вычет по НДС при экспорте товаров, не относящихся к сырьевым, производится в обычном порядке после отражения приобретений в учете (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).
Если же на экспорт отгружаются товары, относящиеся к сырьевым или в экспортных операциях задействованы «старые» приобретения (т.е. товары, работы, услуги, принятые к учету до 01.07.2016), то входной НДС по ним подлежит вычету в особом порядке. Такие вычеты производятся на момент определения налоговой базы по НДС, т.е. в квартале, в котором подтверждена нулевая ставка НДС. А если в течение 180 дней собрать пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС не удастся, то вычеты НДС будут произведены на дату отгрузки товаров (в уточненной декларации).
Соответственно вычеты НДС, относящиеся к экспорту сырьевых товаров или по «старым» приобретениям отражаются в книге покупок только при определении налоговой базы по экспорту, а в декларации по НДС суммы таких вычетов отражаются в «экспортных» разделах: в Разделе 4 (если ставка 0% подтверждена) или в Разделе 6 (если в течение 180 дней собрать пакет документов не удалось).
Если на экспорт отгружаются несырьевые товары, принятые к учету с 01.07.2016 г. и позднее, то восстанавливать НДС или каким-либо образом вести раздельный учет входного НДС не нужно. Минфин РФ также разъясняет, что суммы входного НДС по «новым» товарам (работам, услугам), принятым к вычету на момент их приобретения, восстановлению в налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по экспортируемым несырьевым товарам, не подлежат (Письма Минфина России от 12.12.2016 N 03-07-08/73930, от 12.10.2017 N 03-07-08/66748).
При экспорте сырьевых товаров или по «старым» приобретениям, относящимся к экспорту несырьевых товаров, как уже говорилось, налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС, т.е. такие вычеты производятся только на момент определения налоговой базы по НДС. Поэтому в случае, когда налогоплательщик не предполагал использовать такие товары в экспортных операциях и принял к вычету НДС, НДС, ранее принятый к вычету, придется восстановить при отгрузке товаров на экспорт, в том числе после истечения трехлетнего срока, исчисляемого с момента принятия к учету приобретенных товаров (работ, услуг) (Письма Минфина России от 28.05.2020 г. N 03-07-08/44851, от 15.03.2018 N 03-07-08/16129).Принять его к вычету можно будет только при определении налоговой базы (п.3 ст.172 НК РФ).
Пример:
В 4-м квартале 2020 года налогоплательщик отгрузил на экспорт несырьевые товары. Причем часть отгруженных товаров была приобретена им еще в мае 2016 года, а часть в 2019 году. НДС по ним был принят к вычету. В этом случае при отгрузке товаров на экспорт в 4-м квартале 2020 налогоплательщик должен восстановить НДС по части экспортированных товаров, которые были приняты им к учету в мае 2016 года. А по экспортированным товарам, которые были приобретены в 2019 году восстанавливать НДС не нужно. Если, например, продавец соберет пакет документов в 1-м квартале 2021 года, налог, восстановленный в 4-м квартале, продавец заявит к вычету, отразив его сумму в Разделе 4 декларации по НДС.Экспорт из РФ в ЕАЭС. Порядок оформления экспорта
При экспорте товаров в страны ЕАЭС вычеты производятся в порядке, установленном нормами НК РФ (п. 5 Протокола). Поэтому обязанность по ведению раздельного учета входного НДС и соответственно по восстановлению НДС возникает в тех же случаях, что и при экспорте товаров в страны «дальнего зарубежья», т.е. при экспорте сырьевых товаров или по товарам (работам, услугам), относящимся к экспортным операциям, если эти приобретения были отражены в учете до 01.07.2016 г.
В целях главы 21 «НДС» НК РФ к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них (п.10 ст.165 НК РФ). Коды видов таких сырьевых товаров, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) определены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2018 № 466.
Если код ТН ВЭД ЕАЭС экспортируемого товара отсутствует в данном перечне, то в целях раздельного учета НДС товар к сырьевым не относится, поэтому входной НДС может быть принят к вычету в обычном порядке (Письмо Минфина России в письме от 10.07.2018 № 03-07-08/47794).
Особенностям налога на добавленную стоимость при вывозе продукции посвящены п. 2 ст. 151, п. 1 ст. 164, п. 1 ст. 165, п. 9 ст. 167 Налогового кодекса России. Экспортные товары и материалы не продаются российским потребителям, поэтому государство возвращает ранее уплаченный производителем налог. В качестве синонимов используются термины «налог не уплачивается» и «ставка 0%». Все первичные документы, подтверждающие экспорт товаров, которые следует предоставлять в налоговую, указаны в договоре о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (приложение № 18) и в статье 165 Налогового кодекса РФ. Подтверждающие документы налогоплательщики и агенты предоставляют в электронном формате, обоснованность положений закреплена в приказе ФНС от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427.
В налоговом учете операции по вывозу товаров фиксируются отдельно от остальных, используются специальные регистры. Организации обязаны вести раздельный учет НДС при экспорте и внутренней реализации товаров, работ и услуг. Он заключается в использовании субсчетов и отдельных ведомостей и журналов. В налоговой декларации заполняются разделы 4-6:
- если нулевая ставка подтверждена, то оформляется лист 4 декларации;
- если не подтверждена — лист 6 декларации;
- лист 5 используется редко.
В бланке декларации выделено больше видов экспортных операций, чем в НК РФ, — по каждому из них предусмотрен индивидуальный регистр учета.
Налоговая ставка при вывозе товаров из России составляет 0% (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Иначе говоря, экспортеры не освобождены от налога на добавленную стоимость: они являются его плательщиками, должны сдавать декларации, вправе претендовать на вычет входящих сумм. Чтобы воспользоваться преференциями, следует подтвердить экспортные операции. Подтверждать их необходимо документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
Вот основные документы для подтверждения 0 ставки при экспорте в 2021 году:
- оригинал или копия внешнеторгового контракта;
- таможенная декларация;
- копии транспортных и товаросопроводительных справок.
Кроме того, нулевая ставка распространяется на таможенные режимы, перечисленные в п. 2 ст. 151 НК РФ:
- экспорт;
- таможенный склад для вывоза;
- свободная таможенная зона;
- реэкспорт;
- вывоз припасов.
С 2018 года обложение налогом на добавленную стоимость при экспорте по 0% стало не обязанностью, а правом плательщиков. Они получили возможность официально не применять льготу на экспортируемые товары. Отказ возможен по всем экспортным сделкам в комплексе при условии подачи в налоговую службу заявления в срок не позднее 1-го числа квартала, с которого налогоплательщик планирует рассчитываться по НДС по обычным правилам.
В интернете часто встречаются все три термина, означающие уменьшение или освобождение от налоговых платежей, и их легко спутать:
- вычет относится к вычислению суммы налога (ст. 171), определяется самим предприятием при подаче декларации;
- возмещение или возврат НДС при экспорте из России — общее понятие для зачета и возврата (ст. 176), вопрос о нем решает ФНС на основании поданных документов: деклараций и заявлений.
Уплата налогов зачастую приводит к ситуации, кода из-за вычетов сумма налога станет отрицательной. Дальнейшие действия по возмещению налога:
- Предприятие подает декларацию и заявление о зачете или возврате НДС. Зачет по декларации — сумма идет на штрафы, недоимки или будущие платежи; если по документам возврат — сумма перечисляется на банковский счет.
- Налоговая проверяет сведения в отчетных декларациях в течение трех месяцев, как предусматривает 88 статья НК РФ о ставке 0 процентов НДС при экспорте. Налоговики уполномочены запросить дополнительные документы, например, копии счетов-фактур, книгу продаж или уточняющие декларации.
- Затем она в течение семи дней принимает решение о полном, частичном возмещении или отказе в нем. Форма возмещения — зачет или возврат — определяется либо ФНС для покрытия недоимок в бюджет, либо согласно заявлению.
- Федеральная инспекция отправляет платежные документы в Казначейство на следующий день после принятия решения о возврате. Деньги перечисляются Казначейством в течение пяти дней.
При экспорте в Белоруссию, Казахстан, Армению нулевой НДС подтверждается:
- Договором, по которому покупатель из страны ЕАЭС импортирует продукцию.
- Заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя.
- Транспортными или товаросопроводительными документами (рекомендована товарно-транспортная накладная ТТН).
Как подтвердить 0 ставку НДС при экспорте в другие государства — направить в ИФНС:
- Договор или другие документы по сделке, если договора нет (например, оферту и акцепт).
- Копию таможенной декларации или электронный реестр (по каждому виду операций предоставляется отдельный реестр).
- Копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметками таможни или их электронный реестр.
Остальные документы (банковские выписки, счета-фактуры) не обязательно прикладывать к декларации, но стоит хранить на случай, если налоговая инспекция потребует подтвердить информацию, указанную в декларации.
Если налогоплательщик не предоставил документы на подтверждение нулевой ставки налога, то необходимо начислить НДС по общим основаниям, и все расчеты раскрыть в декларации. Например, по ставке 10% или 20%.
Евразийский экономический союз может столкнуться с большей конкуренцией
- Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)
Основная статья: Цифровая повестка ЕАЭС
Евразийский экономический союз активно развивает проекты в сфере интеграции информационных систем и развития цифровой повестки. Подробнее см. ИТ-проекты ЕАЭС.
Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Китаем подписано в мае 2018 года в ходе Астанинского экономического форума, который проходит в четверг в столице Казахстана, передает корреспондент РИА Новости.
По данным пресс-службы ЕЭК, что ЕАЭС и Китай вели переговоры по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве в течение последних двух лет. Достигнуты договоренности по широкоформатному и отраслевому сотрудничеству. Соглашение задаёт высокий стандарт регулирования в различных сферах, включая защиту и охрану прав интеллектуальной собственности.
Ранее министр национальной экономики Казахстана Тимур Сулейменов заявил, что «соглашение носит непреференциальный характер и не предусматривает отмены пошлин или автоматического снижения нетарифных барьеров».
Как отмечал в 2017 году Адамкул Жунусов, сотрудничество стран ЕАЭС с Китайской Народной Республикой открывает огромные возможности для развития экономических связей, торговли, создания новых транспортных маршрутов между Европой и Азией, что позволит существенно нарастить экономический потенциал. От реализации совместного с Китаем проекта по сопряжению ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути ожидается значительный синергетический эффект.
Финансирование части инфраструктурных проектов предполагается за счет средств Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шёлкового пути. В качестве первого шага китайская сторона предложила государствам, расположенным вдоль Шёлкового пути, формирование перечня пилотных проектов с учетом общих интересов. Такой перечень из 39 проектов уже подготовлен специально созданной рабочей группой и одобрен министрами транспорта государств-членов Союза, напомнил Жунусов. Среди наиболее значимых совместных инициатив он отметил строительство новых автодорог в рамках международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай протяженностью 8 445 км, высокоскоростной магистрали Москва – Казань протяженностью 770 км (в рамках ВСМ Москва – Пекин), железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан как южного ответвления континентального моста Евразии, открывающего доступ на рынки Западной Азии и стран Ближнего Востока. Отдельный акцент министр ЕЭК сделал на реализации проекта «Южная железная дорога Армения – Иран», которая соединяет действующую железнодорожную систему Армении с Ираном. Для предметного обсуждения этих проектов решено пригласить министра транспорта Китая Ли Сяопэна на очередное Совещание министров транспорта государств-членов Союза в декабре 2017 года, рассказал Адамкул Жунусов.
В январе 2015 года в Евразийский экономический союз вошли республика Беларусь, республика Казахстан, Российская Федерация и республика Армения. В августе того же года к ним присоединилась Кыргызская Республика.
Вопрос цифровой экономической трансформации в рамках ЕАЭС был поднят уже в первый год существования межгосударственного объединения. Так, 18 июня 2015 года в Санкт-Петербурге на Деловом форуме Шанхайской организации сотрудничества министр ЕЭК Карине Минасян обозначила новое направление для сотрудничества — развитие цифрового пространства государств ЕАЭС и ШОС, так называемой цифровой экономики.
Проблемы экспорта товаров в страны ЕАЭС
29 мая 2014 года в Астане президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали документы о создании с 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор был заключен с целью обеспечения экономического прогресса путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами-членами общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики.[3]
Система управления будет схожа с той, которая действует с 2012 г. после трансформации Таможенного союза в Единое экономическое пространство (ЕЭП). Члены коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и ее председатель Виктор Христенко сохранят должности. Договор завершает пятилетний этап формирования союза, который начался в 2009 г. с созданием Таможенного союза, объясняет министр торговли ЕЭК Андрей Слепнев: союз станет самостоятельным субъектом международного права.
^К началу страницы
С 1 июля 2010 года в составе Белоруссии, Казахстана и России начал работу Таможенный союз.
18 ноября 2011 года президентами Казахстана, России и Белоруссии была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой было заявлено о переходе к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству (ЕЭП). 1 января 2012 года вступило в силу 17 межгосударственных соглашений, создающих правовую основу для формирования ЕЭП. Была сформирована Евразийская экономическая комиссия, заменившая упразднённую Комиссию Таможенного союза.
19 марта 2012 года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС / Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о подписании к 1 января 2015 года всеобъемлющего договора о формировании Евразийского экономического союза.
29 мая 2014 года в Астане Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу 1 января 2015.
Как известно, Российская Федерация является членом ЕАЭС, в котором таможенные правила едины[4]. При ввозе товаров на территорию России или вывозе товаров с территории России в страны (из стран) дальнего зарубежья применяются таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или (при вывозе) экспорта, установленные Таможенным кодексом ЕАЭС.
Ввезённый на территорию России и прошедший таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар получает статус товара Союза[5] и независимо от того, в какой стране ЕАЭС его задекларировали, оборот этого товара в странах ЕАЭС осуществляется без ограничений.
Обращаем ваше внимание, что до вступления в силу международного договора в рамках ЕАЭС, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории ЕАЭС, декларация на товары подаётся таможенному органу государства-члена, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров[6]. Таким образом, товар для российского покупателя можно ввезти на территорию ЕАЭС транзитом через любое государство – члена ЕАЭС, но задекларировать его можно только на российской таможне. В данном случае декларантом может быть только лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, поэтому декларировать товар импортёр (экспортёр) может либо только сам, либо через таможенного представителя[7].
То же самое касается товара, предназначенного для другой страны ЕАЭС. К примеру, товар для казахстанского покупателя можно ввезти на территорию ЕАЭС через границу России, но задекларировать его можно только на казахском таможенном посту.
При экспорте товара действуют такие же правила.
Таможенные процедуры регулируется главой 20 ТК ЕАЭС (выпуск для внутреннего потребления) и главой 21 ТК ЕАЭС (экспорт).
Прибытие товаров на таможенную территорию ЕАЭС и таможенные операции, связанные с таким прибытием, регулируются главой 14 ТК ЕАЭС.
В частности, условия помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления предусмотрены статьями 134, 135 ТК ЕАЭС, среди которых уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и соблюдение запретов и ограничений.
При экспорте условия помещения товаров под указанную таможенную процедуру экспорта предусмотрены статьями 139, 140 ТК ЕАЭС, в которых установлено обязательное условие об уплате вывозных таможенных пошлин и соблюдение запретов и ограничений. Убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС и таможенные операции, связанные с таким убытием, регулируются главой 15 ТК ЕАЭС.
При помещении товаров под указанные таможенные процедуры представляется декларация на товары[8]. При этом декларация подаётся в электронном виде[9]. Но в некоторых случаях допускается письменное декларирование товаров, например, при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, содержащих сведения, необходимые для выпуска декларируемых товаров[10].
Таможенная декларация заполняется в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары[11].
Сведения, подлежащие указанию в декларации на товары, указаны в статье 106 ТК ЕАЭС.
Перечень документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, предусмотрен пунктом 1 статьи 108 ТК ЕАЭС. Указанные документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации[12]. К таким документам в том числе относятся документы, подтверждающие совершение сделки с товарами (контракт), транспортные (перевозочные) документы (CMR, авиа- и железнодорожные накладные), документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, документы о происхождении товаров.
При ввозе товара, для того чтобы соблюсти требования о соблюдении запретов и ограничений[13], необходимо заранее озаботится получением документа, удостоверяющего соответствие товаров обязательным требованиям. К таким документам относятся сертификат соответствия или декларация о соответствии, сведения о которых представляются таможенным органам при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления[14].
В том случае если подлежащая ввозу продукция ранее не сертифицировалась, декларанту надо заранее ввезти образцы товара и отдать их в сертифицирующий орган для получения документов, которые удостоверяют качество товара требованиям Технического регламента ЕАЭС.
Также к документам, подтверждающим соблюдение запретов и ограничений, относятся фитосанитарный сертификат (для сельскохозяйственной продукции) и ветеринарный сертификат (для продукции животноводства).
Перечень товаров, в отношении которых установлены различные запреты и ограничения, а также порядок и условия их перемещения установлены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» и Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного р��гулирования».
Во внешнеэкономических отношениях со всеми указанными странами (независимо от того, являются ли они членами ЕАЭС или нет) существует один общий момент: все участники внешнеэкономических отношений, зарегистрированные в этих странах с точки зрения валютного законодательства являются нерезидентами[41].
Указанное обстоятельство накладывает на российское лицо, осуществляющее внешнеэкономические сделки с нерезидентами, обязанность по соблюдению валютного законодательства.
Резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции[42], обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, вести в установленном порядке учёт и составлять отчётность по проводимым ими валютным операциям. Срок хранения соответствующих документов и материалов составляет не менее трёх лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора[43].
Органом валютного регулирования и валютного контроля является Банк России[44]. Им установлены единые формы учёта и отчётности по валютным операциям, порядок и сроки их представления[45].
С 1 марта 2018 года вступила в силу Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления». Ею с указанной даты отменено требование об оформлении паспорта сделки и справки о валютных операциях. Теперь резидентам вместо оформления паспорта сделки необходимо ставить на учёт договоры (контракты) в уполномоченных банках.
Обязанность поставить на учёт контракт в уполномоченном банке возникает, если сумма контракта с нерезидентом в эквиваленте по курсу, установленному Банком России на дату заключения, равна или превышает:
- 3 млн руб. – для импортных контрактов или кредитных договоров;
- 6 млн руб. – для экспортных контрактов.
Согласно новой Инструкции не надо отправлять в банк документы, связанные с проведением операций, если выполняются следующие условия:
- сумма обязательств по договору – не более 200 000 руб.;
- по договору происходит зачисление иностранной валюты на транзитный счёт резидента или списание средств с его валютного расчётного счёта.
В дополнение к вышеуказанному сообщаем, что каких-либо определённых требований к оформлению внешнеторговых контрактов валютным законодательством не предусмотрено. Однако при заключении контракта лучше учитывать рекомендации Росфиннадзора (упразднённого в настоящее время) участникам внешнеэкономической деятельности по оформлению внешнеторгового контракта[46].
В контрактах должны быть обязательно указаны сроки исполнения сторонами своих обязательств[47], а именно: сроки получения на счета резидента денежных средств за переданные нерезиденту товары, сроки исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым контрактам путём передачи резидентам товаров в счёт осуществленных резидентами авансовых платежей и сроки возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых контрактов.
Также при заключении внешнеторгового контракта важное значение имеют базисные условия поставки, которые влияют на формирование дополнительных расходов организации, а следовательно, и на ожидаемый финансовый результат по экспортной операции.
Если в контракте при определении базисных условий поставки сделана ссылка на Правила толкования международных торговых терминов (International Commercial Terms – INCOTERMS), то положения контракта, имеющие ссылку на «Инкотермс», приобретают юридическую силу и соблюдение включённых в контракт условий становится обязательным. На основании указанных во внешнеторговом контракте базисных условий «Инкотермс» рассчитывают цену товара в целях декларирования, определяют обязанности продавца и покупателя по представлению и оплате коммерческих документов, распределяют между сторонами риск потери или повреждения товара.
Однако «Инкотермс» не содержат положений о моменте перехода права собственности на товар. А это важно при отражении торговых операций в бухгалтерском и налоговом учёте. Поэтому это положение необходимо специально предусматривать во внешнеторговом контракте, в противном случае данный вопрос будет решаться на основе норм применяемого права по «Инкотермс» .
Как видим, при торговле со странами ЕАЭС, СНГ и дальнего зарубежья надо учитывать различные международные соглашения и договора, в которых участвует Российская Федерация, и особенности валютного регулирования.
Надеемся, что настоящая статья поможет вам учесть все нюансы внешнеэкономических торговых отношений при оформлении международных сделок с партнёрами ближнего и дальнего зарубежья и избежать финансовых рисков.
[1] Абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».
[2] П. 4 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
[3] П. п. 4, 7, 10, 28 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
[4] Ст. 1 ТК ЕАЭС.
[5] Пп. 47 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС.
[6] Пп. 1 п. 1 ст. 449 ТК ЕАЭС.
Все перечисленные выше страны наряду с Россией, являются участницами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в рамках которого установлены единые правила налогообложения «трансграничных» операций. При реализации товаров из РФ в Белоруссию, Казахстан, Армению, или Киргизию, такие правила касаются исключительно НДС. Остальные налоги по данной операции уплачиваются в том же порядке, что и при продаже товаров российским контрагентам.
Для документального подтверждения факта экспорта в налоговую инспекцию нужно представить:
- налоговую декларацию по НДС;
- контракт (или его копию) на поставку товара с учетом всех изменений, дополнений и приложений;
- выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет фирмы-экспортера;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученное от покупателя;
- транспортные или товаросопроводительные документы (или их копии).
Можно предъявлять и иные документы, если они подтверждают обоснованность применения нулевой ставки.
Минфин России в письме от 30.01.2019 № 03-07-13/1/5301 отметил, что операции по реализации российской организацией товаров через свое структурное подразделение, находящееся на территории Республики Беларусь, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов. При этом для подтверждения обоснованности применения данной ставки заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное белорусским хозяйствующим субъектом, приобретающим товары на территории Республики Беларусь, является обязательным.
На сбор документов, подтверждающих экспорт, отведено 180 календарных дней (п. 5 Приложения № 18).
Если документы, подтверждающие экспорт в страны ЕАЭС, собраны до истечения 180-дневного срока, экспортная реализация отражается в разделе 4 декларации по НДС за тот квартал, в котором собран полный пакет документов.
Если этот срок будет пропущен, организации придется уплатить НДС по ставке 10 или 20 процентов за тот квартал, на который приходится дата отгрузки.
Такой датой считается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя товаров или первого перевозчика.
Одновременно с пропуском срока у фирмы появляется право принять к вычету НДС по товарам, которые она экспортировала.
Если впоследствии плательщик соберет документы, подтверждающие экспорт, НДС, уплаченный ранее с неподтвержденного экспорта, налоговая инспекция обязана вернуть. Для этого нужно подать в налоговую инспекцию декларацию по НДС за тот период, в котором был собран полный пакет документов.
Специальной декларации по НДС для экспорта товаров, работ (услуг) в страны Евразийского экономического союза нет. Поэтому пользоваться нужно обычной формой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.
Эксперт “НА” Е.В. Натырова
Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРАТо, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.
К сожалению, у многих работников отрасли сложилось негативное отношение к концепции GMP. Внедрение правил надлежащей производственной практики в отрасли интенсивным не назовешь: оно идет «ни шатко, ни валко». Будущее GMP, перспективы развития данной концепции в отрасли практически не обсуждаются.
Таможенный транзит при экспорте алкоголя в ЕАЭС заработает с 1 января
Solopharm преодолевает границы в своем стремлении обеспечить людей качественными и доступными препаратами, на карте экспорта компании появились 2 новые страны — Эквадор и Иордания. На сегодняшний день в Эквадоре зарегистрированы препараты ЛинАква Беби, Софт и Форте; а в Иордании – Олифрин. Уже с осени жителям этих стран станут доступны препараты Solopharm. Процесс выхода на зарубежные рынки набирает обороты. Компания Solopharm продолжит расширять географию присутствия и открывать доступ к необходимым лекарствам людям по всему миру. В конце июля 2021 года компания Solopharm успешно прошла фармацевтическую инспекцию на соответствие требованиям правил надлежащей производственной практики Евразийского Экономического Союза и получила сертификат GMP. Получение Solopharm евразийского сертификата GMP еще раз подтверждает высочайшие стандарты качества производства.
«Фармацевтическая промышленность России за 2016 год в цифрах» — информация предоставлена Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Государственным институтом лекарственных средств и надлежащих практик. По состоянию на конец 2016 года на территории Российской Федерации действовало 527 лицензий на производство, что соответствует 566 производственным площадкам в 71 регионе. В свою очередь, 378 (69%) площадок имеют лицензию на производство и упаковку ГЛФ и субстанций, тогда как 185 (31%) производят только спиртосодержащие растворы, медицинские газы и т.д. Кроме того, 42 площадки, по тем или иным причинам, не участвовали в производстве фармацевтических препаратов в 2016 году. Инфографика «Фармацевтическая промышленность России 2016» опубликована в весеннем номере журнала «Новости GMP».
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, бизнес которых связан с внешнеэкономической деятельностью, следует принимать во внимание изменения в оформлении сопроводительных документов на товар, что приняты в конце 2020 года.
Пилотный проект направлен на оптимизацию работы ответственных лиц таможенных органов, ускорение оформления СНТ (товаросопроводительных документов). Это относится к грузам, которые перемещаются между странами ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз). Основное преимущество новой схемы – информация о грузе находится на электронных носителях информации. Это избавило пользователей от необходимости сканирования документации для предъявления и на таможенных пунктах пропуска.
Проект должен смягчить переход, так как с 1.03.2021 г. внедрение изменений станет обязательным.
Товаросопроводительные документы оформляются до пересечения границы. Для этого нужно следующее:
- получить электронную цифровую подпись. Это можно сделать в ЦОН по месту регистрации или фактического проживания;
- зайти на сайт информационной системы «Электронные счета» и пройти регистрацию;
- используя ЭЦП заключить и подписать соглашение пользователя.
Одновременно действует еще один эксперимент – прослеживание товаров. Его продлили до 30.06.2021 года. Оптимизация программного обеспечения должна быть подготовлена, но это направлено в первую очередь на учет товарооборота, снижение объемов контрафакта, для поддержки добросовестных клиентов.
Компьютеризация и оформление документов в электронном виде вводится постепенно во все сферы жизни. Пилотные проекты в области таможенного оформления товаров позволяют плавно перейти на данный способ документооборота.
Перечень видов грузов достаточно большой. Начало обязательного оформления для разных категорий отличается, оно не вводится сразу на все товары.
С 1.01.2020 года СНТ нужно оформлять на биотопливо. Самый большой перечень вводится с марта 2021:
- алкогольная продукция, этиловый спирт;
- табачные изделия;
- нефтепродукты;
- ввозимые и вывозимые грузы между странами-членами Европейского экономического союза;
- товары, проводимые по кодам ТН ВЭД ЕАЭС.
Товары, подлежащие маркировке в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Казахстан – с 1 июля 2021 года.
Нулевая ставка НДС и вычеты при экспорте товаров в 2020 — 2021 годах
Порядок уплаты НДС при экспорте товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлен в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, который является Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Астане 29.05.2014) (п. 1 ст. 72 Договора).
Согласно пункту 2 статьи 1 Протокола «экспорт товаров» — вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.
Членами ЕАЭС являются: Республика Беларусь; Республика Казахстан; Российская Федерация; Республика Армения (ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014); Кыргызская Республика (ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014).
Под товарами понимаются реализуемые или предназначенные для реализации: любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии.
При экспорте товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС, если организация-экспортер в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров подтвердит обоснованность ее применения путем представления в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола (п. 1, п. 5 Протокола). В общем случае такими документами являются:
- договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов), либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);
- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
Организация ООО «Торговый дом», применяющая общую систему налогообложения, приобрела 20.07.2018 у ООО «Фабрика диванов» (поставщик):
- 10 шт. диванов «Вдохновение» — на сумму 236 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 % — 36 000,00 руб.) для реализации на внутреннем рынке;
- 10 шт. диванов «Ноктюрн» — на сумму 826 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 % — 126 000,00 руб.) для реализации на экспорт.
Согласно заключенному контракту с иностранным партнером ТОО «Astana» (Казахстан) организация ООО «Торговый дом»:
- 31.07.2018 отгрузила на экспорт в Казахстан 5 шт. диванов «Вдохновение» и 5 шт. диванов «Ноктюрн» на сумму 600 000,00 руб.;
- 13.08.2018 получила окончательную оплату за реализованные товары в размере 600 000,00 руб.
Последовательность операций приведена в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п
Дата
Операция
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Документ 1С
Регистр НДС
Пакет документов
1
Настройка учетной политики и параметров учета
2
Приобретение товаров
2.1
20.07.18
Поступление товаров
41.01
60.01
900 000,00
Поступление (акт, накладная)
+ НДС предъявленный
В соответствии с пунктом 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложения № 18 к Договору о евразийском экономическом союзе) при экспорте товаров с территории одного государства — члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС:
- применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола;
- право на налоговые вычеты осуществляется в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства — члена ЕАЭС в отношении товаров, экспортированных за пределы ЕАЭС.
Если на экспорт в государства — члены ЕАЭС отгружаются несырьевые товары:
- вычет предъявленной суммы НДС производится в общеустановленном порядке, т. е. аналогично вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций, облагаемых НДС по ставкам 18 % и 10 % (п. 3 ст. 172 НК РФ);
- у налогоплательщика отсутствует обязанность определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров с применением ставки 0 %, т. е. отсутствует обязанность ведения раздельного учета (абз. 2 п. 10 ст. 165 НК РФ).
Поступление товаров в организацию (операции: 2.1 «Поступление товаров»; 2.2 «Учет входного НДС») регистрируется в программе с помощью документа Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары (накладная) (раздел Покупки — подраздел Покупки — гиперссылка Поступление (акты, накладные)) (рис. 1).
Поступление оплаты за реализованные товары (операция 4.1 «Поступление оплаты от покупателя») в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 отражается с помощью документа Поступление на расчетный счет с видом операции Оплата от покупателя, который формируется следующими способами:
- на основании документа Счет на оплату покупателю (раздел Продажи — подраздел Продажи — журнал документов Счета покупателям);
- путем добавления нового документа в список Банковские выписки (раздел Банк и касса — подраздел Банк — журнал документов Банковские выписки).
В результате проведения документа в регистр бухгалтерии вводится бухгалтерская запись:
- Дебет 51 Кредит 62.01
- — на сумму поступившей оплаты, которая составляет 600 000,00 руб.
Похожие записи: