Правила торговли РБ 2022

Автор: | 30.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила торговли РБ 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Во-первых, приобрести кассовое оборудование: кассовые суммирующие аппараты либо программные кассы.

Не все модели разрешены к использованию. Разрешенные можно найти в Госреестре моделей кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем на официальном сайте Государственного комитета по стандартизации.

Во-вторых, заключить с РУП “Информационно-издательский центр по налогам и сборам” гражданско-правовой договор на регистрацию кассового оборудования и информационное обслуживание.

Для тех, кто будет использовать кассовый суммирующий аппарат, необходимо заключить договор с центром технического обслуживания и ремонта кассовых аппаратов на его техническое обслуживание и ремонт.

Для пользователей программной кассы необходимо заключить договор с оператором программной кассовой системы.

Допущенные к использованию на территории Беларуси операторы и ПО указаны на сайте РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».

Предпринимателям, которым нужно будет использовать кассовое оборудование и которые не имеют текущего счета в банке, нужно его открыть в соответствии с требованиями пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 82 “О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь”.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Порядок регистрации кассового оборудования определен Инструкцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь N 44 от 05.09.2011.

Документы на регистрацию/снятие КСА предоставляются в налоговую в день оформления документов:

  • Формуляр на аппарат или технический паспорт.
  • АКТ о снятии показаний контрольных и накапливающих счетчиков для предоставления в инспекцию МНС в 2-х экземплярах (1 экземпляр с контрольным чеком).
  • Список кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечающих машин, таксометров, представленных для регистрации в инспекцию МНС в 2-х экземплярах.
  • Договор на периодическое техническое обслуживание в 3-х экземплярах.
  • Бланк заявления в инспекцию МНС в 2-х экземплярах.
  • Свидетельство на право эксплуатации для кассиров.
  • Анкета (заполняется в ИМНС).

Терминалы нового поколения по отличной цене покупайте у партнеров МТБанка – от 279 рублей за мобильный терминал mPos с возможностью рассрочки до 24 месяцев с подключением на тарифные планы mPOS, mPOS Pro, mPOS Плюс и 849 рублей за zPos-терминал с бесплатной прокачкой терминала до программной кассы и подключением на специальный тарифный план эквайринга – SmartPOS Bonus!

Практически все документы обычно подготавливает компания, в которой вы покупаете кассовое оборудование или с которой заключаете договор на техническое обслуживание.

Регистрация оформляется путем проставления отметки о регистрации на первом листе обложки паспорта (формуляра) на кассовое оборудование. Здесь должна стоять подпись начальника или заместителя ИМНС и гербовая печать с указанием даты заверения.

Если налоговая уследит, что расходы физлица больше его официальных доходов, то с суммы этого превышения с 1 января 2022 года нужно будет заплатить 20% подоходного налога. Что понимается под этим превышением?

  • Вся зарплата в «конвертах», полученная с 1 января 2022 года.
  • Если после новой камеральной проверки сумма доходов оказалась меньше расходов.
  • Если игорный бизнес зарегистрировал в СККС (специальная компьютерная кассовая система) доход от выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физлицо, которое фактическую выплату не получало.

К слову, камеральную проверку соответствия доходов и расходов физлица можно будет проводить без обязательного истребования декларации о доходах и имуществе. Если будут сведения, что вы тратите больше, чем зарабатываете, у вас могут спросить, откуда деньги. Не смогли подтвердить доход — принимайте проверку.

Электронные накладные или как покупать шины с 01.12.2021 года?

С 1 января 2022 года физлица — собственники жилых помещений в многоквартирном или блокированном жилом доме (доли в праве собственности или в наследстве на указанное имущество) должны будут платить налог на недвижимость. Сейчас такой налог уплачивают лишь собственники двух и более квартир, а с принятием — также владельцы первой и единственной квартиры. Для расчета налога будут использовать расчетную стоимость квартир, которая будет определяться в НК. А затем от этой суммы владелец заплатит ставку в размере 0,1%.

  • Прогноз цен на бухгалтерские услуги 23.11.2021
  • Опубликован новый проект изменений в Налоговый кодекс 20.11.2021
  • Имущественный вычет сотруднику за прошлые годы 09.11.2021
  • Плата за сбор отходов товаров и упаковки. Когда включаем в затраты? 17.10.2021
  • О маркировке обуви с 01.11.2021 16.10.2021
  • Должен ли ИП извещать ФСЗН о заключении гражданско-правовых договоров с физлицами? 14.10.2021
  • Минфин разместил на сайте разъяснения по изменениям в Налоговый кодекс 12.10.2021
  • Внимание: минимальная зарплата с 01.09.2021 проиндексирована с 400 до 417,86 руб. 12.10.2021
  • Минский столичный союз предпринимателей по поводу изменений в НК РБ 09.10.2021
  • Сроки применения КСА продлены с условием 07.10.2021

РНПТ — это регистрационный номер партии товара. С его помощью налоговики будут отслеживать движение товаров. Указывать РНПТ нужно будет в счетах-фактурах, УПД, отчёте об операциях с прослеживаемыми товарами и в декларации по НДС.

Порядок получения РНПТ зависит от того, откуда товар попал в Россию:

  • Ввоз из стран ЕАЭС. Налогоплательщик направляет в инспекцию по месту учёта уведомление о ввозе. Налоговая присваивает РНПТ, который затем плательщики НДС указывают в счетах-фактурах, а неплательщики — в отгрузочных документах.
  • Ввоз из стран, не входящих в ЕАЭС. Налогоплательщики сами формируют РНПТ из номера грузовой таможенной декларации (код таможенного органа/дата регистрации декларации/её порядковый номер) и номера партии (32 графа). Если в ГТД несколько партий, РНПТ присваивается каждой. Уведомлять налоговую не надо, это сделает ФТС.
  • Товар был в остатках, когда ввели прослеживаемость. Налогоплательщик подаёт в налоговую уведомление об остатках таких товаров в любой срок, но до их продажи.

Есть четыре случая, в которых прослеживаемость товаров прекратится (Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ):

  • товары выбыли из оборота, в том числе были переданы в производство, утилизированы, конфискованы и пр.
  • товары проданы физлицам для личных нужд, а не для ведения бизнеса;
  • товары вывезены из РФ;
  • товары исключены из списка прослеживаемых.

Но вот если товары будут возвращены, прослеживаемость возобновится (Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ). Такое возможно, если они не были использованы в производстве, покупатель-физлицо вернул товар или их вернули из-за границы.

Подготовка к работе по новой системе включает несколько этапов:

  1. Перейти на электронный документооборот с контрагентами.
  2. Сопоставить список подлежащих прослеживаемости товаров с собственными, используя классификацию ТН ВЭД.
  3. Отправить в ИФНС уведомление об остатках для получения РНПТ, если на 1 июля на складе есть товары, подлежащие прослеживаемости (сделать до момента реализации товаров).
  4. Получить РНПТ и отразить в учётной программе.
  5. Сгруппировать товары в справочнике Номенклатура по ТН ВЭД и заполнить все необходимые реквизиты — прослеживаемый товар, страна происхождения.

Мы подготовили шпаргалки, которые помогут не запутаться в новых правилах работы с документами.

(с изменениями на 22 марта 2021 года)

(в ред. Приказов Госкомитета РБ по торговле от 03.06.2020 N 188, от 19.06.2020 N 210, от 07.09.2020 N 307, от 20.10.2020 N 368, Приказов Министерства торговли и услуг Республики Башкортостан от 29.01.2021 N 61, от 22.03.2021 N 157)

Зарегистрировано в Государственном комитете РБ по делам юстиции 7 мая 2020 г. N 15018

В соответствии с пунктами 9, 24 Указа Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года N УГ-111 «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» приказываю:

(в ред. Приказа Госкомитета РБ по торговле от 03.06.2020 N 188)

1. Утвердить:

Правила поведения, обязательные для исполнения организациями (индивидуальными предпринимателями) розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, пунктами выдачи интернет-заказов (пунктами самовывоза), деятельность которых не приостановлена, при введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан согласно приложению N 1 к настоящему Приказу;

Правила поведения, обязательные для исполнения организациями (индивидуальными предпринимателями), оказывающими услуги ритуальных салонов, химчисток и прачечных, автосервисов, услуги по ремонту и пошиву обуви и одежды, услуги по ремонту техники, услуги по прокату инвентаря, оборудования и инструментов, деятельность которых не приостановлена, при введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан согласно приложению N 2 к настоящему Приказу;

Правила поведения, обязательные для исполнения торговыми, торгово-развлекательными центрами, торговыми и торгово-развлекательными комплексами, торгово-сервисными комплексами, гипермаркетами при введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан согласно приложению N 3 к настоящему Приказу;

Правила поведения, обязательные для исполнения организациями (индивидуальными предпринимателями), оказывающими услуги общественного питания, деятельность которых не приостановлена, при введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан согласно приложению N 4 к настоящему Приказу;

Правила поведения, обязательные для исполнения организациями (индивидуальными предпринимателями), оказывающими парикмахерские и визажные услуги, услуги по маникюру и педикюру, деятельность которых не приостановлена, при введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан согласно приложению N 5 к настоящему Приказу;

Правила поведения, обязательные для исполнения организациями (индивидуальными предпринимателями) оптовой торговли, деятельность которых не приостановлена, при введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан согласно приложению N 6 к настоящему Приказу;

(в ред. Приказа Госкомитета РБ по торговле от 07.09.2020 N 307)

Правила поведения, обязательные для исполнения банями и саунами, деятельность которых не приостановлена, при введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан согласно приложению N 7 к настоящему Приказу.

(абзац введен Приказом Госкомитета РБ по торговле от 07.09.2020 N 307)

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ (ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ) РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ И НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ, ПУНКТАМИ ВЫДАЧИ ИНТЕРНЕТ-ЗАКАЗОВ (ПУНКТАМИ САМОВЫВОЗА), ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ НЕ ПРИОСТАНОВЛЕНА, ПРИ ВВЕДЕНИИ РЕЖИМА «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

(в ред. Приказа Госкомитета РБ по торговле от 19.06.2020 N 210, Приказа Министерства торговли и услуг Республики Башкортостан от 22.03.2021 N 157)

1. Деятельность организаций (индивидуальных предпринимателей) розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, пунктов выдачи интернет-заказов (пунктов самовывоза), работа которых не приостановлена (далее — объект торговли), организуется в соответствии с положениями Указа Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года N УГ-111 «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», положениями настоящих Правил, а также в соответствии с предписаниями и рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов и иных уполномоченных лиц.

Действие настоящих Правил не распространяется на гипермаркеты.

2. Объект торговли не должен допускать превышения предельного количества посетителей, которые могут одновременно находиться в одном помещении:

до 50 кв. м — не более 5 человек;

до 100 кв. м — не более 10 человек;

до 200 кв. м — не более 25 человек;

свыше 200 кв. м — не более 50 человек.

При этом объект торговли обеспечивает соблюдение социального дистанцирования (в том числе на прилегающей территории) между посетителями не менее 1,5 метра, в том числе путем нанесения специальной разметки (в торговом зале и перед кассами) и установления специального режима допуска и нахождения в здании и на прилегающей территории, организовывает работу по минимизации очередей и скоплений посетителей; постоянно предупреждает посетителей о необходимости соблюдения указанного социального дистанцирования.

3. Объект торговли не допускает в помещение, где реализуются товары, покупателей (посетителей) без средств индивидуальной защиты (масок).

(в ред. Приказа Министерства торговли и услуг Республики Башкортостан от 22.03.2021 N 157)

При осуществлении деятельности по реализации товаров не допускается проведение дегустаций пищевых продуктов, демонстрации (тестирования) непродовольственных товаров, предусматривающих непосредственный контакт покупателя с продукцией.

4. Объект торговли осуществляет контроль температуры тела работников при входе и в течение рабочего дня (не менее двух раз) с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным способом с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания.

Объект торговли ведет журнал учета температуры тела работников, в котором указываются:

фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) работника, кому произведено измерение температуры;

дата и время измерения температуры;

Нельзя продавать бывшие в употреблении:

  • медицинские изделия;

  • лекарственные препараты;

  • предметы личной гигиены;

  • косметику и парфюмерию;

  • бытовую химию;

  • белье;

  • одноразовую посуду.

  • При продаже круглых лесоматериалов и пиломатериалов в доступном для покупателя месте нужно размещать информацию о коэффициентах перевода круглых лесоматериалов и пиломатериалов в плотную кубомассу, кубатуре пиломатериалов и методике измерений.

  • По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с порядком измерения строительных материалов и изделий.

  • Продавец также должен обеспечить условия для вывоза лесных и строительных материалов транспортом потребителя.

  • При продаже строительных материалов товарный чек нужно оформлять только по просьбе покупателей.

Основным нормативным документом, который устанавливает общие правила регистрации товаров медицинского назначения в ЕАЭС, становится Решение Совета ЕЭК от 12 февраля 2016 г. N 46. Однако, как это обычно делается и в национальных законодательных базах, отдельные аспекты его применения и процедурные вопросы часто регулируются дополнительными правовыми актами. В этом случае в роли таких документов выступают:

  • распоряжение Коллегии ЕЭК от 12.11.2018 N 176, устанавливающее правила допуска уполномоченных организаций к проведению испытаний медицинских товаров для их регистрации и ведения реестра таких организаций;
  • рекомендация Коллегии ЕЭК от 21.05.2019 N 14, уточняющая правила выполнения обязательной экспертизы качества, безопасности и действенности медицинского товара;
  • решение Коллегии ЕЭК от 21.08.2018 N 135, содержащее классификатор типов документов, предоставляемых в составе регистрационного досье;
  • распоряжение Коллегии ЕЭК от 02.04.2019 N 56 о правилах ведения единого реестра медизделий, прошедших процедуру госрегистрации;
  • другие нормативные документы.

При этом в целях регулирования и уточнения переходных положений процесса госрегистрации товаров медицинского назначения в этой области нередко принимаются новые правовые акты, вносящие некоторые изменения в действующие правила.

Маркировка товаров: новый порядок будет действовать с 08.07.2021

Решение № 46 вступило в силу в 2016 году, и с этого момента в области регистрации медицинских продуктов параллельно действуют два механизма. С одной стороны, чтобы облегчить производителям переход к новым правилам учета, законодатели ЕАЭС временно сохранили национальную процедуру регистрации. С другой стороны, те производители или продавцы, которые уже сегодня знают, что им потребуется выводить свои товары на рынки других стран, входящих в ЕАЭС, могут сразу подать заявление о регистрации по общесоюзным правилам и получить регистрационное удостоверение, которое будет действовать во всех странах-участницах.

Впрочем, переход к новым требованиям – это всегда сложно, поэтому на практике организации, которым нужно получить РУ, пока еще в большинстве ситуации предпочитают пользоваться возможностью зарегистрировать свои продукты по старым, национальным правилам. Действительно, такая возможность у них есть, однако документ, полученный в результате этой процедуры, будет действовать только на территории конкретного государства. Это, впрочем, не особенно смущает заявителей: так, в официальном реестре Росздравнадзора, который занимается регистрацией медизделий в России, за период с 1 января по 20 августа 2020 года появилось более 3,5 тысяч новых записей о регистрации.

А вот смельчаков, который взяли на себя ответственность от начала до конца пройти процесс регистрации по правилам ЕАЭС, пока немного. Собственно, до логической точки этой процедуры, то есть получения действующего регистрационного удостоверения, согласно информации, содержащейся в Едином реестре медизделий, поставленных на учет в Евразийском экономическом союзе, пока дошли только … два заявителя. Кстати, они оба из России. Первый из них – это ООО «НПО «Диагностические системы»», которое получило удостоверение на набор спецреагентов для количественного определения свободного тироксина, второй – АО «ПО «УМЗ»», получившее документ для фототерапевтического неонатального облучателя. Оба продукта относятся к классу риска потенциального применения 2а, то есть характеризуются средней опасностью для здоровья пациента.

Учитывая, что на дворе уже 2020 год, становится ясно, что производителей нужно как-то стимулировать к тому, чтобы переходить к новым правилам регистрации: иначе подавляющее большинство из них так и будет получать РУ по национальным правилам, тем самым тормозя развитие общего рынка медизделий в ЕАЭС. И действительно, такой механизм предусмотрен союзным законодательством в этой сфере – причем его действие мы заметим очень скоро.

Дело в том, что параллельное существование двух вариантов регистрации и возможность выбора между ними по желанию заявителя – это временная мера, введенная в рамках переходного периода. Срок ее действия ограничен, и он заканчивается 31 декабря 2021 года. Таким образом, 2021 год станет последним, когда производители смогут получить первичное регистрационное удостоверение на свои товары по правилам, действующим в России. Они, кстати, определены постановлением Правительства от 27 декабря 2012 года N 1416.

Однако это еще не конец истории. Казалось бы, все просто: с 1 января 2022 года пройти регистрацию можно будет только по правилам ЕАЭС. Но, наблюдая за ходом развития события в течение переходного периода, законодатели Союза убедились в том, что переход к новым правилам для игроков рынка выглядит чрезвычайно сложным, и решили дать им еще одно небольшое послабление. Оно сформулировано в Распоряжение №142 Коллегии ЕЭК от 02.09.2019 г. Идея этой маленькой уступки состоит в том, чтобы в течение еще пяти лет после окончания переходного периода производители, имеющие на руках временные регистрационные удостоверения, выданные по национальным правилам до 31 декабря 2021 года, могли пройти процедуру перерегистрации своих товаров и получить новый регистрационный документ – с ограничением или без ограничения срока действия, смотря что на этот счет говорят национальные правила.

При этом, однако, нужно учитывать, что по законодательству Российской Федерации заявителям в большинстве случаев оформляются бессрочные регистрационные удостоверения. Исключение составляет только один вариант…

Итак, согласно постановлению № 1416 медицинские товары, проходящие регистрацию в рамках стандартной процедуры, получают РУ без ограничения срока действия. Однако в связи с распространением коронавирусной инфекции в России сейчас введен временный упрощенный порядок госрегистрации для некоторых видов самых нужных товаров. Если точнее, сейчас в стране действуют два таких механизма:

  • ускоренная регистрация защитных продуктов низкого класса риска в соответствии с постановлением Правительства от 18 марта 2020 г. N 299. По этой процедуре РУ могут получить только конкретные товары из списка, приведенного в приложении к документу; он включает 36 позиций;
  • упрощенная регистрация востребованных медицинских товаров, необходимых для диагностики и лечения COVID-19, введенная постановлением Правительства от 3 апреля 2020 года N 430. Такая возможность доступна для более чем 360 видов продуктов, перечисленных в приложении к постановлению.

По второй процедуре предусмотрена выдача временных регистрационных удостоверений на партии товаров. Срок действия таких документов ограничен 1 января 2021 года. Поэтому производители, у которых истек срок действия РУ, должны будут получать новое уже в стандартном порядке. А учитывая, что до конца переходного периода по правилам ЕАЭС останется еще целый год, они по-прежнему смогут выбирать, проходить ли им госрегистрацию по национальным правилам или по стандартам ЕАЭС.

А вот с первой процедурой ситуация складывается интереснее. Дело в том, что, в отличие от второго постановления, которое однозначно имеет временный характер и ограниченный срок действия, первое постановление не содержит таких условий. Более того, оно не носит статус отдельного нормативного документа, а вносит изменения в главный правовой акт, регулирующий правила регистрации МИ в России – постановление № 1416.

Предполагаемая им процедура дает возможность получения на защитные товары низкого класса риска временного регистрационного удостоверения со сроком действия 150 дней. Фактически оно выдается «авансом», на основании небольшого пакета документов, представленного заявителем, который даже не включает результаты испытаний. Зато к моменту окончания этого периода заявитель должен провести все требуемые исследования и доказать качество, действенность и безопасность своего продукта: тогда он сможет обменять временное РУ на бессрочное.

Так вот, в принципе такая ситуация может подпасть под действие временного порядка, предусмотренного распоряжением № 142, но только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • продукт заявителя входит в список из 36 позиций, приведенных в приложении к постановлению № 299;
  • заявитель получил временное РУ до 31 декабря 2021 года;
  • срок действия временного РУ истекает после 31 декабря 2021 года;
  • заявитель хочет работать только на российском рынке, поэтому ему достаточно национального регистрационного удостоверения.

В этом случае он сможет воспользоваться предложением законодателей ЕАЭС и пройти перерегистрацию по национальным правилам, получив РУ российского образца, и после 31 декабря 2021 года. А вот в других обстоятельствах такая опция производителям будет уже недоступна – во всяком случае, если российское Правительство до тех пор не введет новые возможности по выдаче временных регистрационных удостоверений.

До 31 декабря 2021 года

с 1 января 2022 года по 31 декабря 2026 года

С 1 января 2027 года

Возможности заявителей

Порядок получения

Возможности заявителей

Порядок получения

Возможности заявителей

Порядок получения

Получение РУ российского образца в соответствии с постановлением Правительства от 27 декабря 2012 г. N 1416

По выбору заявителя

Обмен временных РУ, выданных в соответствии с постановлением Правительства от 18 марта 2020 г. N 299, на бессрочные РУ российского образца

Для заявителей, производящих товары низкого класса риска из приложения к постановлению № 299

Получение РУ по правилам ЕАЭС в соответствии с Решением Совета ЕЭК от 12 февраля 2016 г. N 46

Для всех заявителей

Получение РУ по правилам ЕАЭС в соответствии с Решением Совета ЕЭК от 12 февраля 2016 г. N 46

Получение РУ по правилам ЕАЭС в соответствии с Решением Совета ЕЭК от 12 февраля 2016 г. N 46

Для всех остальных заявителей

Правительство России постановлением от 31.12.2020 № 2463, которое вступило в силу с 1 января 2021 года (и будет действовать до 1 января 2027 года) ввело Правила продажи товаров в розницу, обязательные для применения, так или иначе, всеми хозяйствующими субъектами в сфере розницы — как ИП, так и юридическими лицами. В том числе:

  • интернет-магазинами;
  • продавцами товаров через вендинговые аппараты;
  • продавцами комиссионных товаров, б/у товаров;
  • продавцами отдельных категорий товаров по перечням, отраженным в п. 35 — 72 Правил, утвержденных постановлением № 2463 (к ним относятся продовольственные, технически сложные бытового назначения товары, автомобили, ювелирные изделия, животные, растения, аудиозаписи, программы, стройматериалы и иные).

Правила распространяются и на продуктовую розницу, и на продажу непродовольственных товаров.

Прослеживаемость товаров с 2021 года: за чем будут следить и как с этим жить

Можно говорить о том, что для продавцов товаров дистанционным способом в соответствии с постановлением № 2463 появились как новые преференции, так и новые обязанности.

Интернет-магазины в соответствии с новыми правилами торговли с 2021 года имеют право требовать от покупателя при возврате им ювелирных изделий, технически сложных товаров и средств транспорта (п. 41, 45, 51 Правил):

  • представления возвращаемого изделия в товарном виде, при сохранении его потребительских свойств;
  • предоставления документов или иных доказательств, удостоверяющих факт совершения покупки.

И, соответственно, имеют право на отказ в приемке товаров, возвращаемых без соблюдения приведенных выше условий.

В свою очередь, продавцы при дистанционной торговле в соответствии с постановлением № 2463 обязаны:

  1. В любом случае возвращать товары, представленные транспортными средствами, ювелирным изделиями и технически сложными товарами, даже если они товары возвращаются в надлежащем качестве.
  2. Подтверждать факт заключения договора купли-продажи сразу после получения от потребителя сообщении о намерении совершить покупку (п. 14 Правил).

Если говорить о прочих новшествах Правил по постановлению № 2463, имеющих узкую направленность, то обращают на себя внимание, в частности:

  1. Положения п. 35 Правил, которые не требуют от продавцов, осуществляющих предпродажную расфасовку, обязательного указания на расфасованном товаре номера или фамилии весовщика.

Новые правила торговли по постановлению № 2463 затрагивают практически все ключевые сегменты розницы — продуктовую, непродовольственную, продажи онлайн и с помощью автоматизированных устройств, разносную торговлю. Соответствующий нормативный акт заменил сразу несколько правительственных постановлений, регулировавших правоотношения в каждой из указанных сфер розничной торговли.

В каждом сегменте, регулируемом новым постановлением, для продавца можно пронаблюдать как установление тех или иных новых преференций — не предусмотренных в нормативных актах, утративших силу в связи с изданием рассматриваемого постановления, так и определения ряда новых обязанностей. Аналогично, в отношении потребителей также появился ряд новых преференций — как и ограничений во взаимодействии с продавцом.

В статье 1 Закона о торговле среди основных терминов не было термина «администрация рынка» и «администрация торгового центра». Эти понятия раскрывались в иных статья Закона о торговле. Теперь законодатель решил перенести данные термины в статью 1, где содержатся все основные термины данного закона. И это, по сути, ни на что не влияет, но, если бы сами определения не содержали очень существенные изменения.

Так, если посмотреть на действующие сейчас (т.е. до 08.07.2021г.) понятия «администрация рынка» и «администрация торгового центра», то это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, создавшие рынок или, соответственно, торговый центр. Новые определения данных терминов будут выглядеть с 08.07.2021г. следующим образом:

«1.1. администрация рынка – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, организующие работу рынка»;

«1.2. администрация торгового центра – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, организующие работу торгового центра».

Таким образом, теоретически, я могу сделать предположение, что теперь администрацией рынка и администрацией торгового центра может быть абсолютно стороннее юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые по договору будут организовывать работу рынка или торгового центра, соответственно. То есть, теперь это необязательно должны быть именно те субъекты, которые создали рынок или торговый центр.

На мой взгляд, это очень хорошее нововведение, которое позволит рациональнее и эффективнее построить работу таких объектов.

В статье 1 Закона о торговле есть термин «группа лиц», который перекочевал из законодательства о монополистической деятельности. С 08.07.2021г. данного термина в статье не будет, будет просто ссылка на Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Термин «торговое помещение» практически имел аналогию определения торгового зала. Данный термин исключен и теперь, соответственно, под магазином понимается стационарный торговый объект, имеющий торговый зал (торговый залы), а не торговое помещение.

Исключены такие термины, как «магазин современного формата», «магазин шаговой доступности», «покупатель», «специализированный магазин», «специализированный рынок», «торговая зона», «универсальный рынок», «дискриминационные условия», «интернет-магазин».

Часть указанных терминов содержится в других нормативных актах, поэтому их исключение понятно. Что касается термина «интернет-магазин», то этот термин был перенесен в статью 16 новой редакции Закона о торговле. По аналогии в статьи Закона о торговле были перенесены термины «специализированный рынок», «универсальный рынок», «магазин шаговой доступности» и другие. Но вот куда был перенесен термин «специализированный магазин» пока мне установить не удалось, а ведь такой вид магазина есть в классификации торговых объектов по видам и типам и нужно понимать, что он означает.

Главные изменения по терминам Закона о торговле мы рассмотрели.

О размещении (распространении) рекламы

Исходя из норм Декрета № 7 из Закона о торговле исключена норма, по которой торговые центры и рынки могли создаваться только исходя из схем размещения соответствующих объектов, утверждаемых местными органами исполнительной власти.

Однако несмотря на предоставленные Декретом № 7 права в Законе о торговле все равно остается норма о том, что рынок разрабатывает свою схему размещения на нем различных объектов и обязательно согласовывает эту схему с исполкомом, что нивелирует свободу администрации рынка в своих действиях.

Новая редакция Закона о торговле, которая вступает в силу с 08.07.2021г. имеет, на мой взгляд, ряд революционных изменений. Некоторые из них не понравятся субъектам торговли.

Итак, в статье 19 действующей сейчас (т.е. до 08.07.2021г.) редакции Закона о торговле указано, что субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с через сеть Интернет с использованием доменного имени интернет-магазина, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Такой порядок установлен только в отношении национальной доменной зоны, то есть .by и .бел. Именно на этом основании требовалось, чтобы все интернет-магазины размещались исключительно в этих национальных доменных зонах.

В новой редакции Закона о торговле (с 08.07.2021г.) таких положений нет.

Что это может означать?

В соответствии с п.2 Указа Президента Республики Беларусь № 60 от 01.02.2010г. «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» интернет-магазины должны использовать информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети Интернет.

Этим Указом определено, что понимается под национальным сегментом сети Интернет. Это совокупность информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и (или) использующих доменные имена в национальной доменной зоне, которую образуют доменные зоны «.by» и «.бел».

Благодаря союзу «или» могу предположить, что теперь любой интернет-магазин может размещаться в любой доменной зоне, главное, чтобы он находился на сервере, размещенном в Республике Беларусь. Думаю, что стоит дождаться официальной позиции МАРТ по этому вопросу.

Ну и следующее важное изменение, на которое стоит обратить внимание и изучить при этом другие нормативные акты.

В отличие от старой редакции новая редакция Закона о торговле не содержит нормы о том, что субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю через интернет-магазин, вправе использовать иные информационные ресурсы сети Интернет для размещения информации о продаже товаров при наличии в этой информации адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре интернет-магазин. То есть, сейчас (до 08.07.2021г.) можно в том же самом инстаграм размещать информацию о товарах и ссылку на интернет-магазин. В том случае, если в правила осуществления розничной торговли по образцам или в закон Республики Беларусь о рекламе не будут внесены нормы о возможности размещения на других ресурсах информации о товаре, то, теоретически, это может означать либо запрет на использование других ресурсов, что глупо, либо означать, то, что не запрещено – разрешено.

Я, кстати, посмотрел нормы правил торговли по образцам, а также изменения в закон о рекламе, которые тоже вступают в силу с 08.07.2021г. и подобных положений не увидел.

Думаю, этот вопрос тоже нужно будет уточнять в МАРТ, чтобы понимать их позицию после 08.07.2021г.

Новая редакция Закона о торговле не содержит норму о том, что ассортиментный перечень товаров должен располагаться на видном для покупателей месте. Также я проанализировал на наличие этой нормы Правила розничной торговли по постановлению Совета Министров № 703, но такой дублирующей нормы не нашел. Таким образом, с 08.07.2021г. вы можете размещать ассортиментные перечни в любом месте торгового объекта.

Думаю, этот вопрос тоже нужно будет уточнять в МАРТ, чтобы понимать их позицию после 08.07.2021г.

Как вы знаете, юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями товаров, а также субъекты торговли, получившие право продажи товаров конкретного производителя с использованием его товарного знака либо фирменного наименования, в том числе на условиях договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), вправе создавать фирменные магазины.

Но теперь (с 08.07.2021г.) требования к фирменным магазинам будут определяться Советом Министров Республики. То есть, будет принято отдельное постановление, которое заменит действующий старый приказ Министерства торговли 1998 года, которым утверждено типовое положение о фирменном магазине.

На этом всё.

В статье описаны самые важные, на мой взгляд, изменения.

Если Вам что-то не понятно из статьи, Вы можете задавать вопросы через форму обратной связи на сайте или просто написать на электронную почту.

Спасибо за внимание!

  • Запрещено заключать контракты с иностранцами
  • Памятка для поиска ветеринарного склада
  • Изменения в Закон о рекламе 08.07.2021
  • Нюансы получения разрешения на работу в Беларуси

Субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети интернет только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре, и с использованием доменного имени, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Исключены следующие требования к осуществлению торговли в интернете:

1. Наличие у субъекта торговли права на администрирование доменного имени интернет-магазина, полученное в надлежащем порядке. Такой порядок установлен только для сайтов с доменным именем .бел/.by.

2. Наличие гиперссылки на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре интернет-магазин при размещении таким субъектом торговли информации о продаже товаров в иных информационных ресурсах сети интернет (например, в социальных сетях).

За собственниками (владельцами) информационных ресурсов, которые оказывают субъектам торговли услуги, связанные с розничной торговлей через интернет (например, владельцы маркетплейсов), сохранена только одна обязанность: принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства в области защиты прав потребителей.

Сняты некоторые барьеры, которые усложняли осуществление торговли в интернете: субъекту торговли не нужно быть владельцем доменного имени интернет-магазина. При этом сервер, на котором размещается сайт интернет-магазина, должен всё равно находится в Беларуси, т.е. зарегистрировать страницу в социальных сетях в качестве интернет магазина по-прежнему недопустимо.

Сведения в Торговый реестр вносятся (меняются, исключаются) на основании заявлений субъектов торговли.

Стационарный торговый объект, стационарный объект общественного питания, торговый центр, рынок, нестационарный торговый объект, нестационарный объект общественного питания считаются созданными со дня внесения сведений о них в Торговый реестр.

Осуществлять торговлю в интернете можно только после регистрации интернет—магазина в Торговом реестре.

Сведения в Торговый реестр вносятся (меняются, исключаются) на основании информации, содержащейся в уведомлениях.

Уведомления для включения сведений в Торговый реестр представляются субъектом торговли, субъектом общественного питания, администрацией торгового центра, администрацией рынка не позднее 5 календарных дней с даты начала осуществления:

  1. торговли – в торговом объекте;
  2. общественного питания – в объекте общественного питания;
  3. работы торгового центра / рынка / интернет-магазина;
  4. осуществления торговли без использования торгового объекта.

Минский областной исполнительный комитет

Вводится уведомительный принцип в отношении начала осуществления деятельности субъектами торговли и общественного питания, т.е. начинать осуществление деятельности можно до внесения сведений в Торговый реестр.

Внесение сведений в Торговый реестр является административной процедурой, сроки проведения которой не изменились и составляют 5 рабочих дней.

Форма торговли устанавливается субъектами торговли самостоятельно согласно установленной МАРТ классификации.

С 08.07.2021 будет действовать новая классификация форм торговли, утвержденная Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 09.03.2021 № 14 «О классификации форм торговли».

Например, форма «торговля без (вне) торговых объектов» – исключена, «торговля по образцам» заменена на «дистанционную торговлю» (торговля в интернете), а «разносная торговля без использования специальных приспособлений» заменена на «торговлю через распространителей».

С 08.07.2021 также изменится классификация торговых объектов по видам и типам. Такая классификация будет осуществляться согласно Постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 07.04.2021 № 23 «О классификации торговых объектов по видам и типам».

Дополнительно закреплено право субъектов торговли определять способ торговли, и установлено, что под ним понимается:

  1. торговля с использованием торгового объекта;
  2. торговля без использования торгового объекта.

Перечень государственных праздников представлен в Трудовом Кодексе, этот список не изменяется. Увы, однако не все из них попали на будни.

  • 1 января (01.01) — Новый год 2022 празднуем в субботу;
  • 7 января (07.01) — Православное Рождество — это пятница;
  • 8 марта (08.03) — День женщин придется на вторник;
  • 1 мая (01.05) — День Труда отмечаем в воскресенье;
  • 3 мая (03.05) — Радуница попала на будний день — вторник;
  • 9 мая (09.05) — День Победы — это понедельник;
  • 3 июля (03.07) — День Республики (или Независимости) придётся на нерабочее воскресенье, поэтому «сгорает»;
  • 7 ноября (07.11) — День Октябрьской революции празднуем в понедельник;
  • 25 декабря (25.12) — Католическое Рождество пришлось на воскресенье — будут стандартные выходные.

Также в этом списке числятся Католическая и Православная Пасха, празднуемые 17 и 24 апреля соответственно. Поскольку они всегда отмечаются в воскресенье, то и дополнительных нерабочих дней для них по понятным причинам не предусматривается.

В сборник включены новые правила торговли с учетом последних изменений и дополнений на 2022 год, СанПиНы – санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов, а также постановления Правительства РФ с изменениями и дополнениями, которыми установлен режим «контрсанкций» — ограничений на ввоз отдельных товаров из США, ЕС, Украины и ряда других стран.

Республика Башкортостан: список измененных документов

Законодательство предполагает несколько моментов в правилах торговли непродовольственными товарами, на которые в 2021 году следует обратить внимание в первую очередь:

  • приемка непродовольственных товарных позиций в целях дальнейшей продажи должна осуществляться в местах, в соответствии с действующими в РФ регламентами;
  • хранение продукции до момента ее фактической продажи потребителю должно осуществляться в безопасных условиях (при этом, пока товар находится во владении продавца, именно он должен следить, чтобы он не портился, не загрязнялся);
  • продавец обязуется проверить все бумаги от поставщика и посредством их установить соответствие товара нормам качества.

Таким образом, нормы торговли при реализации непродовольственных товаров закреплены множеством законодательных актов и положений.

Старший научный сотрудник BEROC Лев Львовский говорит, что наполнению бюджета помогли благоприятные условия для внешней торговли.
— По информации, которая у нас была на начало года, всё должно было развиваться так, как планировал Минфин. Возможно, они делали дефицит чуть побольше, чтобы, если что, рапортовать, что он оказался меньше, чем запланированный.
Но произошло два неожиданных события. Одно из них уже отыграло, другое ещё нет.
Первое — рост мировых цен. Нам повезло, цены росли именно на то, что мы производим, в частности наша обрабатывающая промышленность.
Второе событие — выделенные Беларуси SDR от МВФ почти на $1 млрд.
— Эти средства, конечно, в бюджет нельзя будет положить. Но так или иначе они позволят нам либо получить новый кредит под эти SDR, либо какие-то деньги не будут потрачены на выплату госдолга. В итоге миллиард можно будет через несколько звеньев привести в бюджет, — рассказывает Лев Львовский.

Экономист «Кошта Урада» объясняет, что сокращение дефицита именно по итогам июля связано и с выплатой квартальных налогов. Они как раз за счёт хорошей внешней торговли увеличились.
— Республиканский бюджет — это часть консолидированного бюджета. Он делится на республиканский и местные. Похожая картина по исполнению бюджета за январь — июль будет наблюдаться и по консолидированному бюджету. За полугодие мы имели минус 0,9 миллиарда рублей, а по итогам семи месяцев — плюс 1,1 миллиарда. Просто в июле уплачиваются квартальные налоги.
Эксперт отмечает, что в июне, например, в консолидированный бюджет поступило 33 млн рублей в виде налога на прибыль. В июле уже 1 млрд 253 млн. То же самое и с НДС. За июнь по данному виду налога бюджет получил 851 млн рублей, а в июле — почти 2 млрд рублей. Так квартальные доходы перекрыли расходы.
Несмотря на небольшой дефицит по сравнению с запланированным, глобально для бюджета ничего не изменилось.
— На эту картину надо смотреть шире. Увидел ли Минфин какое-то улучшение, можно узнать по уточнённому плану по дефициту за год. По консолидированному бюджету за полугодие он был минус 5,8 миллиарда рублей. За месяц они не изменили свою позицию. Более того, эта цифра немного увеличилась. То есть на самом деле макроэкономически ничего не поменялось, — рассказывает эксперт «Кошта Урада».
В следующие два месяца дефицит будет увеличиваться, пока не придёт время снова платить квартальные налоги.

Минпромторг подготовил проект новых Правил торговли – официально-нормативный документ называется «Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

Предполагается, что соответствующее постановление Правительства РФ должно вступить в силу с 1 января 2021 года и прийти на смену действующему с 1998 года постановлению Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (с изменениями и дополнениями).

Анализ действующего постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 и проекта постановления Правительства РФ не выявил каких-то принципиальных новшеств в проекте.

В проект постановления Правительства РФ внесен раздел III «Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами», чего нет в действующем постановлении.

Однако имеется отдельное постановление Правительства РФ от 06.06.1998 № 569 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами», где все более детально расписано по сравнению с разделом III.

Пожалуй, самым-самым новшеством в новых Правилах торговли является отсутствие нормы об обязанности продавца иметь книгу отзывов и предложений. Эту новость по всем каналам уже успело растиражировать телевидение.

В пункте 8 действующих Правил продажи отдельных видов товаров говорится: Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.

В Минпромторге обязательное наличие у продавца книги отзывов и предложений, которую в народе называют жалобной книгой, посчитали анахронизмом советских времен.

Мол, все, что граждане пишут в жалобных книгах, не имеет для организаций торговли никаких юридических последствий.

В эпоху цифровой экономики должны быть новые способы коммуникации между продавцами и покупателями. Для быстрой коммуникации продавца с потребителем сформировались более эффективные каналы: социальные сети, мессенджеры, отзывы на маркетплейсах и на сайтах магазинов, отзывы в онлайн-геоинформационных системах, блогах. Кроме того, эффективным инструментом остаются и так называемые «горячие линии».

Вот таким образом нас постепенно отучают от жалоб на бумажных носителях.

Требования для розничной продажи отдельных групп товаров в 2021 году

  • Министерство по налогам и сборам разъяснило порядок применения кассового оборудования 1 октября
  • По техническим причинам приостановлена регистрация ИП в Минске
  • Комитет госконтроля проверяет крупные торговые сети: слишком много импорта
  • Скидки в январе в магазинах Минска: где купить подарки дешевле
  • Скидки в декабре в магазинах Минска: где купить дешевле

Со 2 апреля в магазинах будут иначе оформлять ценники на аукционные товары.

На ценнике будет указываться две цены, с учетом и без учета скидок.

В случае, если скидка предоставляется при выполнении определенного условия (например, при покупке двух товаров либо предоставления карточки магазина), то на ценнике будет указаны цены также без учета и с учетом скидки.

Последняя информация указывается шрифтом, размер которого должен быть меньше размера шрифта, используемого для указания цены товара без скидки.

Акции нельзя будет проводить на товары, на которые законодательством установлены фиксированные цены и предельные минимальные цены. Исключение составляют продукты со сроком годности менее 30 дней.

С 1 апреля вырастут тарифы на пересылку мелких пакетов в Австралию, Канаду, Мексику и США, а также на пересылку международных посылок и отправлений международной ускоренной почты ЕМS.

С 5 апреля изменятся тарифы на пересылку заказных писем по Беларуси, а также отправлений «1 класс», посылок, отправлений внутренней ускоренной почты и на некоторые доп.услуги.

Вводятся ограничения на ловлю рыбы, которая начинает нереститься. С 20 марта до 19 мая все виды рыб запрещено ловить в рыболовных угодьях Брестской и Гомельской областей, с 1 апреля до 31 мая – в Минской, Могилевской и Гродненской областях, с 10 апреля до 9 июня – в Витебской области.

В указанные периоды рыбачить можно только одной удочкой с одним крючком или одним спиннингом с искусственной приманкой, с одним одинарным (двойным или тройным) крючком в светлое время суток с берега (без захода в воду) либо со льда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *