Закон о защите авторских прав в 2022 году

Автор: | 16.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о защите авторских прав в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

К РИДам, которые могут создаваться для обеспечения обороны и безопасности, Закон прямо относит: программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)[1].

В части объектов авторских прав Закон ограничивается только упоминанием программ для ЭВМ и баз данных, из чего следует, что иной объект авторских прав (например, произведение литературы или архитектуры), создаваемый по государственному контракту, не может рассматриваться как непосредственно связанный с обеспечением обороны и безопасности, и исключительное право на которое по умолчанию принадлежит Российской Федерации.

Такие РИДы должны создаваться в рамках государственных программ или при выполнении государственного оборонного заказа, осуществление которых обеспечивают Минобороны России, ФСБ России, СВР России, ФСО России, МВД России, Росгвардия, либо являться их или подведомственных им государственных учреждений собственными разработками.

Исключительное право на такие РИДы по общему правилу возникает у Российской Федерации, но могут быть исключения, которые должны быть прямо предусмотрены ГК РФ. Закон устанавливает, что подобные исключения должны определяться Президентом РФ:

  • в случаях и в порядке, определенном Президентом РФ, исключительное право на РИД может возникать у исполнителя. Закон не устанавливает, в какой форме такие случаи и порядок должны определяться Президентом РФ.
  • на основании представления[2] уполномоченного органа по решению Президента РФ, принадлежащее Российской Федерации исключительное право может передаваться возмездно или безвозмездно исполнителю или иному российскому юридическому лицу, заинтересованному и обладающему возможностями для внедрения РИДа.

Российская Федерация, которой принадлежит исключительное право на РИД, может по требованию исполнителя предоставить ему право использования РИДа на условиях безвозмездной неисключительной лицензии. Важно, что в указанном случае государство может отказать в предоставлении такой лицензии исполнителю.

Документы, вступающие в силу 01 января 2022 г.

Исключительное право на созданный при выполнении государственного контракта РИД будет принадлежать Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию при наступлении одного из прямо перечисленных в Законе условий (см. выше). Принадлежность исключительного права конкретному публичному образованию определяется в зависимости от того, от имени кого выступает государственный заказчик и за счет средств какого бюджета государственный контракт заключен.

Условие о принадлежности исключительного права публичному образованию, когда создается РИД, необходимый для предоставления государственных услуг либо для осуществления государственных функций, представляется достаточно широким и размытым, что может позволить обосновать необходимость использования почти любого РИДа по указанному основанию и, соответственно, принадлежность исключительного права именно государству. Установленный Законом перечень не является исчерпывающим и иными законами также могут устанавливаться условия, при которых исключительное право на РИД будет принадлежать публичному образованию.

Исполнитель вправе использовать такой РИД, исключительное право на которое принадлежит публичному образованию, на условиях безвозмездной неисключительной лицензии. Из Закона следует, что такое право у исполнителя должно быть даже без прямого на это указания в государственном контракте.

Если исключительное право принадлежит не публичному образованию, правообладатель обязан по требованию государственного заказчика предоставить указанному им лицу возможность использования созданного РИД безвозмездно на условиях неисключительной лицензии. Если правообладатель произвел отчуждение исключительного права другому лицу, такое лицо тоже обязано продолжить предоставлять лицензию на указанных условиях и оно, не будучи связанным условиями государственного контракта, в любом случае не сможет отказать государству в выдаче лицензии. Следует отметить, что существует риск распространения данного правила также и на правообладателей, не являющихся стороной государственного контракта, а, например, привлеченных в качестве субподрядчиков.

Принцип de minimis — это юридический термин, который описывает проблемы, которые могут показаться большими для человека, но не обязательно в соответствии с законом.

По сути, это означает, что некоторые вещи слишком малы, чтобы их беспокоило. «Этот принцип применяется ко многим областям права, включая авторские права. Независимо от того, связано ли какое-либо конкретное толкование с минимальным, оно полностью соответствует суду, поэтому важно поговорить с адвокатом, прежде чем отправиться в суд.

Усилена защита авторских прав в «Интернете»

Мелодии, созданные с компакт-дисков или других опубликованных источников музыки, не являются нарушением авторских прав, если лицо, создающее их, использует их только для своих собственный телефон и никоим образом не публикует, не поощряет или не приносит финансовую выгоду из созданного мелодии звонка.

Однако, если вы хотите каким-либо образом поделиться, рекламировать или получать прибыль от мелодии звонка, которую вы создали без разрешения, это акт Нарушение авторских прав.

В то время как законы могут меняться, на данный момент создание мелодии звонка из песни для личного использования ничем не отличается по юридическому значению, чем цитирование предложения из опубликованного источника и допускается в соответствии с «Законом о добросовестном использовании».

  • Как долго длится авторское право? Что защищают законы об авторском праве?
  • Почему и когда я должен регистрировать авторское право?
  • Как подать заявку на получение авторских прав?
  • Что такое автоматическая защита авторских прав?
  • Авторское право Бедняка

Сегодня для регистрации собственных прав как автора, обязательно должны присутствовать два фактора:

  1. создатель объекта интеллектуальной собственности;
  2. и, собственно, сам объект.

Законодательство Российской Федерации не ограничивает ценности, которые могут подлежать защите. К примеру, к таковым могут быть отнесены:

  • сценарии;
  • фильмы;
  • литературные произведения;
  • наброски, чертежи, а также готовые картины;
  • песни;
  • музыкальные произведения;
  • копирайтинг (написание статей на веб-ресурсы);
  • скульптуры;
  • карты;
  • компьютерные программы;
  • фильмы и пр.

При этом, закон оставляет право оформления авторских прав не только на произведение целиком, но и на его определённую часть. Например, главного героя фильма или романа.

Кроме того, существует группа объектов, которые не могут быть защищены авторским правом (согласно статье 1259 ГК РФ). К таковым можно отнести:

  • общеизвестные сведения;
  • тексты официальных документов;
  • произведения народного творчества;
  • звуковой и графический контентент, который относится к государственной символике и пр.

Таким образом, право автора не может быть оформлено на произведение, долгое время находящееся в свободном пользовании широкого круга лиц. К примеру, принцип или сама идея использования меди и олова являются общедоступными, так как и сегодня они повсеместно применяются во всём мире.

  1. подписывать данную собственность своим именем;
  2. имеет возможность обнародования произведения по своему усмотрению;
  3. наделён правом неприкосновенности результатов его творческой деятельности.

Также, исходя из текса статьи 1257 ГК РФ, автором такой собственности считается гражданин, чьим именем она подписана. При этом, данное утверждение можно оспорить в судебном порядке.

В 2022 году авторство может быть зарегистрировано как на необнародованные, так и на уже обнародованные произведения интеллектуального труда, которые существуют в любой из существующих объективных форм (изобразительной, звуковой, объёмной, устной или письменной).

Одной из главных особенностей 4 главы Гражданского кодекса является то, что российским законодательством не установлен какой-либо универсальный порядок получения авторства. Например, в данном нормативном акте заявлено, что автору достаточно заявить о себе как о гражданине, создавшем данное произведение.

Однако, такой подход на практике влечёт за собой многочисленные нарушения:

  • кража интеллектуальной собственности;
  • плагиат;
  • распространение или же создание пиратских копий и пр.

Кроме того, для регистрации авторских прав можно воспользоваться услугами, предоставляемыми в любой нотариальной конторе, посетив её с паспортом, а также двум копиями регистрируемого произведения. В случае, если произведение достаточно объёмное и состоит из десятков страниц – все листы должны быть пронумерованы и прошнурованы.

Специалист заверяет документ прямо в Вашем присутствии, а затем Вы получаете один из экземпляров обратно с возможностью использования его для подтверждения собственных прав на него в любой инстанции, включая судебные органы.

Есть ситуации, когда конкурент использует ваш продукт, но это не считается нарушением авторских прав. Чтобы зря не воевать, о таких случаях надо знать.

Заимствование. Заимствование — это когда человек берет чужую идею и делает что-то свое.

Зайти на сайт Эпла, вдохновиться и сделать еще один лаконичный сайт, но для хендмейд украшений.

Прочитать комикс о человеке-Пауке, вдохновиться и нарисовать свой, но о человеке-Логике. В левой руке у него бритва Хэнлона, в правой — скальпель Оккама, на голове — чайник Рассела.

В законе ничего нет о заимствовании, юристы использует термин для удобства. С помощью этого подхода можно показать, что компания не воровала чужое, а вдохновилась и сделала свое.

Сапожник Альберт увидел фотографию лабутенов:

  • Спроник на фабрику, которая выпускает настоящие лабутены, украл лекала и чертежи и на их основе сделал точно такие же туфли, только в сто раз дешевле и под своим именем. Это — нарушение.
  • Выпил сто грамм для храбрости, покрасил валенки красной краской, прибил каблук подлиннее и стал продавать в сувенирном ларьке «Из России с любовью». Это — заимствование, Альберт не нарушает права.

Цитирование. По закону каждый вправе цитировать что угодно, к примеру, макет, роман, фильм, лекции. Главное — соблюдать правила: указать автора, сослаться на источник, цитировать не слишком много и соблюдать цели цитирования.

Цитировать можно в личных, информационных, научных, полемических, учебных и культурных целях. Если перевести на русский, цитирование законно, когда передаешь знания и не присваиваешь их.

Если кто-то нарушает права автора, автор теряет деньги и репутацию. Вы сделали гениальный макет, а все думают, что это конкурент, и идут к нему.

Плохая новость — нет способов защитить себя от нарушений на сто процентов. Хорошая — вы можете подготовиться к спору за авторские права. Вам предстоит собрать доказательства, что автор — это вы, вы первый что-то придумали и первый сделали.

Главный подход к защите такой: запаковать доказательства авторства и поставить на них дату и подпись. К примеру, записываете рукопись на компакт-диск, отправляете себе через Почту России, визируете у нотариуса или отдаете на хранение в авторское общество. При споре вы докажете, что сделали что-то раньше конкурента.

Еще надо объяснить окружающим права на ваш труд. Допустим, вы публикуете на сайте программный код и разрешаете использовать его: можно скопировать и использовать целиком или скопировать, изменить пару строк и тоже использовать. При этом нельзя переделать часть кода, а потом присвоить авторство. Для объяснения придется готовить специальные документы.

Если на вас работают штатные сотрудники или предприниматели, с нарушениями авторских прав тоже не просто.

Штатный дизайнер сделал макет буклета. Если в трудовом договоре, служебном задании и других документах нет условий по передаче авторских прав, права на макет принадлежат дизайнеру.

Формально вы не вправе просто так передать макет другому дизайнеру для переделки или взять как пример для другого макета в другую компанию. Штатный дизайнер может засудить и выбить компенсацию.

Как подтвердить права, какие стоит передавать и как их получить, расскажем в следующих статьях.

Как защитить авторские права в интернете

Даже законодательное закрепление дополнительных ограничений породит немало споров относительно их законности и правомерности, считает Михаил Герман. Такие споры, вероятно, дойдут и до Конституционного суда. Делать прогнозы относительно соответствия таких изменений Конституции — неблагодарное занятие, поскольку только жесткие ограничительные меры могут переломить ситуацию с антипрививочными настроениями в обществе, полагает адвокат. Поскольку сам Основной закон указывает на обеспечение безопасности здоровья граждан как на одну из основных обязанностей государства, «в какой-то мере» новые законопроекты ему соответствуют.

Законодательство Российской Федерации в области охраны авторских прав предусматривает защиту прав создателей и правообладателей на произведения. Произведением признается результат творческой деятельности одного или нескольких лиц. Обязательным условием для охраны произведения является наличие у него признака оригинальности.

Объектами авторских прав (произведениями) являются :

  • Программы для ЭВМ
  • Сборники, базы данных и иные составные произведения
  • Литературные произведения
  • Сценарные произведения
  • Хореографические произведения и пантомимы
  • Музыкальные произведения с текстом и без текста
  • Аудиовизуальные произведения
  • Произведения изобразительного искусства, включая картины, скульптуры, объекты дизайна, графика, комиксы и т. д.
  • Произведения декоративно-прикладного им сценографического искусства
  • Произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства
  • Фотографические произведения
  • Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам
  • Переводы, переработки и иные производные произведения

Обратите внимание, что авторское право не охраняет: идеи (без конкретной формы выражения), концепции, открытия, факты, принципы, методы, языки программирования, сюжеты произведений, процессы, правила игр, системы, способы, решения технических и организационных задач.

Также объектами авторского права не являются: официальные документы государственных органов, в том числе законы, судебные решения, официальные документы международных организаций и их переводы; государственные символы и знаки, включая флаги, гербы, ордена; произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер. Законодательство охраняет не только произведения в целом, но и его отдельные части. Например, если рассматривать литературное произведение, то правовую защиту также будут иметь его название, персонажи, если они явились результатом творческого труда автора.

При создании произведения автор или заказчик приобретает на него исключительное право автоматически. Именно поэтому законодательство Российской Федерации не обязывает дополнительно фиксировать принадлежность произведения за собой.

Для усиления правовой защиты произведения специалисты нашего Патентного Бюро рекомендуют пройти регистрацию объекта в Российском Авторском Обществе. В случае возникновения правонарушения данная регистрация позволит обеспечить доказательство законности обладания исключительными правами.

Программы для ЭВМ и базы данных (БД) относятся к объектам авторского права. Программам для ЭВМ предоставляется охрана как произведениям литературы, а базам данных — как сборникам.

Для признания права на программу для ЭВМ или базу данных не требуется государственная регистрации. Однако для усиления правовой защищенности специалисты рекомендуют зарегистрировать объект в Патентном ведомстве РФ.

Узнать подробнее о регистрации программ ЭВМ и Баз данных

20 ключевых пунктов об авторском праве из обзора ВС РФ

Нарушение авторских прав можно разделить на два вида:

  • Плагиат. Нарушение неимущественных прав автора, в том числе права на имя.
  • Пиратство (контрафакция). Нарушение имущественных прав автора, которое осуществляется с целью получения коммерческой выгоды без получения на это согласия правообладателя. В отличие от плагиата, при производстве и распространении контрафакта имя автора чаще всего не изменяется. Больше всего пиратству подвержены произведения, получившие известность и являющиеся популярными.

Так, пиратством (контрафакцией) будет считаться ввоз, продажа или сдача в прокат, а также любое другое незаконное использование произведений, которые еще не перешли в народное достояние. Плагиатом же будет считаться «присвоение» авторства на чужие произведения.

Существует несколько способов защиты прав на произведение. В зависимости от специфики нарушения, а также размера ущерба, нарушитель может быть привлечен к административной, гражданской или уголовной ответственности.

Гражданско-правовая защита авторских прав предусматривает возможность требовать от нарушителей:

  • восстановления прежнего положения, характерного для периода до нарушения
  • признания прав автора или иного правообладателя
  • прекращения действий лиц, которые нарушают права автора или создают угрозу такого нарушения
  • публикации решения суда о допущенном нарушении

Привлечение к гражданско-правовой ответственности проходит в судебном порядке Конфискации оборудования, материалов, используемых или предназначенных для производства контрафакта.

Административная защита авторских прав распространяется на защиту произведения при ввозе, продаже, сдаче в прокат или при любом другом незаконном использовании. При нарушении авторских прав на нарушителя — организацию может быть наложен штраф до 40 000 рублей. Хотя сумма штрафа достаточно невелика, факт привлечения к административной ответственности поможет эффективно бороться с правонарушителем, в том числе привлечь его к гражданско-правовой ответственности.

Обязательным условием, которому должно соответствовать нарушение, для привлечения к административной ответственности является то, что нарушение права автора или правообладателя должно быть совершено с целью извлечения дохода.

Защита авторских прав в административном порядке — действенная мера, ведь с помощью данного рычага можно пресечь нарушение. Однако, помните, что привлечение нарушителя к административной ответственности не исключает привлечение его к гражданско-правовой ответственности!

2. К объектам авторских прав относятся:1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Ч.3 статьи 1259 ГК РФ

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

6. Не являются объектами авторских прав:1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

Авторские права: что под защитой?

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

Уголовное преследование за клевету в интернете теперь проводится в публичном, а не частном, как это было ранее, порядке. Правом на подачу заявления о преступлении фактически обладает любое лицо, которое оценивает публикацию как клеветническую и посчитает себя заинтересованным.

Если предыдущая редакция статьи предполагала, что потерпевший самостоятельно подает заявление в мировой суд, где оно рассматривается в порядке, близком к гражданскому процессу, то по новому закону преследование будет осуществляться правоохранительными органами, а не заявителем.

В том числе поэтому стоит ожидать увеличения количества заявлений и дел о клевете, хотя ранее количество осужденных за клевету было не так уж и велико — 33 человека за первое полугодие 2020 годаСводные статистические сведения о состоянии судимости в России за первое полугодие 2020 года Судебного департамента при Верховном суде РФ № 10-а «Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации» Разд. 3 Гл. 17.

Теперь законодателем определено, что сеть «Интернет» сама по себе является площадкой для распространения заведомо ложных сведений. Но в ходе дознания может возникнуть проблема в доказывании субъекта преступления — лица, распространившего сведения.

Значительное число сайтов в сети «Интернет» принадлежат юридическим лицам, а установить автора публикации возможно не во всех случаях. В России уголовная ответственность юридических лиц не предусмотрена.

В связи с чем, в случае распространение заведомо ложной информации на корпоративном сайте, риск уголовного преследование за данное деяние может возникать для руководства компании.

При этом маловероятно, что закон сам по себе скажется на деятельности анонимных сайтов.

1 февраля 2021 года, спустя три года после своего инициирования, вступает в силу закон о регулировании деятельности социальных сетей.

  • Закон устанавливает обязанности для всех владельцев социальных сетей, ориентированных на российскую аудиторию. Критерии таких соцсетей: возможность публикации материалов пользователями на языках народов России, возможность публикации рекламы для российских потребителей и посещаемость ресурса не менее 500 тыс. пользователей из России в сутки.
  • Для учета социальных сетей Роскомнадзором будет создан реестр социальных сетей. Включение сведений в него будет осуществляться по инициативе Роскомнадзора на основе данных, представленных владельцами соцсетей.
  • Владельцы социальных сетей обязаны самостоятельно проводить мониторинг в отношении 12 видов информации, относимой законодателем к запрещенной, рассматривать касающиеся ее обращения пользователей, самостоятельно блокировать ее или обращаться в Роскомнадзор при наличии сомнений в ее противоправности.
  • Правила пользования социальной сетью должны быть опубликованы и доведены до российской аудитории, а также не противоречить отечественному законодательству.

Закон связывает возникновение статуса социальной сети с количеством ее российских пользователей — их должно быть не менее 500 тыс.

Такой же критерий раньше использовался при регулировании деятельности блогеров, новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов — это значит, что сам закон фактически заработает тогда, когда Роскомнадзор примет все нормативные акты, необходимые для определения посещаемости.

Ранее схожие по своему характеру санкции устанавливались лишь в отношении интернет-провайдеров, контроль за которыми осуществляется в автоматизированном режиме. По данным Роскомнадзора в 2019 году в отношении операторов связи было возбуждено 468 дел об административных правонарушениях, 327 из которых завершились в пользу государстваПубличный доклад Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций за 2019 г., с. 55.

Их деятельность лицензируема, и регулятор мог однозначно установить нарушителя. С новым составом правонарушения не все так очевидно: привлекаемое к ответственности лицо не всегда может иметь хоть какое-то отношение к контенту.

В качестве «иных лиц, обеспечивающих размещение в сети “Интернет” информационного ресурса» Роскомнадзор часто определяет владельцев сетевых адресов (IP), используя при этом общедоступные сервисы типа WHOIS (с августа 2019 года — LookUp). Именно им Роскомнадзор зачастую направляет свои требования.

Но чаще всего владельцами сетевых адресов являются компании по защите от Ddos-атак или информационной безопасности. Если блокировка самого виновного ресурса сказывается на их деятельности незначительно, то угроза административного штрафа создает существенные риски, которые могут сказаться на стоимости конечных услуг.

В свою очередь, установление штрафов вряд ли скажется на деятельности анонимных ресурсов, а именно такие сайты наряду с социальными сетями становятся основным источником тиражирования незаконного контента.

10 января 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, права и свобод граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», нормативные акты дополнены новыми положениями, предусматривающими ответные меры на цензуру со стороны владельцев веб-сайтов и ответную блокировку их ресурсов в России.

  • Владелец информационного ресурса может быть признан причастным к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации.
  • Присвоение такого статуса отнесено к полномочиям Генерального прокурора РФ и его заместителей по согласованию с МИД России.
  • Роскомнадзор будет вести перечень нарушителей законодательства и принимать меры по блокировке ресурсов нарушителей.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют следующее значение:

автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

аудиовизуальное произведение — произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;

база данных — объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и так далее), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ);

воспроизведение произведения — изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях — одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением;

воспроизведение фонограммы — изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе;

запись — фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

изготовитель аудиовизуального произведения — физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения; при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом;

изготовитель фонограммы — физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом;

исполнение — представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком);

исполнитель — актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;

обнародование произведения — осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом;

опубликование (выпуск в свет) — выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения, фонограммы;

передача в эфир — сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой;

передача организации эфирного или кабельного вещания — передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

показ произведения — демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности;

последующая передача в эфир — последующая передача в эфир ранее переданных в эфир произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;

Интеллектуальная собственность. Правовое обеспечение

1. Авторское право:

1) распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

2) распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

3) распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона РФ от 20.07.2004 N 72-ФЗ)

2. Произведение также считается впервые опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона РФ от 20.07.2004 N 72-ФЗ)

3. При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

4. Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия авторского права и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Законом срока действия авторского права.

При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия авторского права на территории Российской Федерации не может превышать срок действия авторского права, установленный в стране происхождения произведения. (в ред. Федерального закона РФ от 20.07.2004 N 72-ФЗ)

1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

2. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

в других формах.

3. Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям пункта 1 настоящей статьи и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права.

4. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

5. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.

1. Объектами авторского права являются:

литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения.

2. Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

3. К объектам авторского права также относятся:

производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права:

официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

произведения народного творчества;

сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:

латинской буквы «С» в окружности: С;

имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

года первого опубликования произведения.

2. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

3. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Во время цифровых технологий, когда социальные сети стали альтернативой бумажным изданиям, защита авторских прав также актуальна. В России действует закон «об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 года. Последние редакции законопроекта были в 2020 и 2021 году.

Закон о защите авторских прав в интернете имеет ряд нюансов. Доказать воровство или отстоять свою честь, как автор контента, порой сложно. Определенные проблемы возникают, если автор требует материальную компенсацию, в частности, сумму за моральный ущерб, который сложно оценить.

Закон регулирует отношения, которые возникают из-за факта создания и воспроизведения научных работ, литературы или искусства. В перечень также входят фонограммы, постановки и передачи. Смежные права, которые также прописаны в законе, связаны со средствами телекоммуникации. Исходя из основных статей, смежные и авторские права очень схожи по способу урегулирования проблемы.

Основанием для законодательного акта является Конституция, а также отдельные положения Гражданского Кодекса. Сложность определения прав автора заключается и в том, что наряду с государственными действуют международные договоры.

Что касается авторского права, то оно имеет ряд ограничений. Произведение должно быть опубликовано на территории России. Если гражданин России опубликовал произведение за границей, ему также предоставляется защита, но уже с поправкой на законодательство другой страны.

Иностранным гражданам могут помочь международные соглашения, если произведение было опубликовано за границей и сам автор не имеет российского гражданства.

Объектом авторского права могут быть любые авторские произведения, которые создатель считает уникальными. Любые результаты творческой деятельности подпадают под действие законодательного акта.

Произведение может быть обнародовано:

  • в письменной форме;
  • в устной форме – публичное исполнение;
  • в виде аудио или видеоматериала;
  • в виде изображения;
  • в виде скульптуры, макета или сооружения.

Под действие законодательного акта подпадает отдельная часть произведения.

Что касается идей или размышлений, то они не могу считаться аутентичными. Право собственности на материальный объект никак не пересекается с положениями про авторские права.

Объект Авторское право Другие права, согласно законодательству России
Хореографическая постановка Да Нет
Музыка с текстом или без него Да Нет
Музыкальный инструмент знаменитого музыканта Нет Право собственности на материальную вещь
Идея, план Нет Можно взыскать материальный ущерб, если удастся доказать, что после воровства идеи у человека случились негативные перемены (задокументированная идея)
Фотография Да Нет

Каждое нарушение следует рассматривать, как некую совокупность правонарушений. Обычно в судебной практике рассматривается не только сам факт присвоения объекта, но и последствия, включая моральный ущерб.

Обычно речь заходит о смежных правах, когда кто-то исполняет объект, использует его, но не становится равноценным правообладателем. С проблемой часто сталкиваются на телевидение или в заведениях, где проигрывается музыка или повторяется определенный хореографический номер.

Субъектами в этом случае являются все, кто причастны к организации выступления или проигрывании определенного контента. Даже организация эфирного вещания не должна нарушать законные права автора музыки или другого произведения.

В Разделе III Закона США «Об авторском праве в цифровую эпоху» внесены изменения в раздел 117 названия авторских прав, чтобы те, кто ремонтировал компьютеры, могли делать определенные временные ограниченные копии во время работы на компьютере. Он изменил прецедент, установленный в деле MAI Systems Corp. против Peak Computer, Inc. , 991 F.2d 511 (9-е Кор. 1993).

В DMCA Title V добавлены разделы с 1301 по 1332, чтобы добавить особую защиту для конструкций корпуса лодки. Дизайн корпуса лодки не считался охваченным законом об авторском праве, потому что лодки являются полезными предметами, форма которых не может быть отделена от их функции, как это определено в деле Bonito Boats, Inc. против Thunder Craft Boats, Inc. в Верховном суде .

Защита прав авторов произведений

Положения о запрете обхода в Разделе 1201 Закона США «Об авторском праве в цифровую эпоху» были оспорены в судах, но в целом остались в силе. Первоначально задачи были сосредоточены на четких приложениях к программным продуктам контроля доступа, но в некоторых случаях рассматривалось, как DMCA также распространяется на аппаратные средства контроля доступа.

В настоящее время закон не принят в отношении веб-сайтов, содержащих ссылки на материалы, нарушающие авторские права; тем не менее, было несколько решений нижестоящих судов, которые запретили установление связи при некоторых строго установленных обстоятельствах. Во-первых, владелец веб-сайта уже получил судебный запрет на размещение материалов, нарушающих авторские права, и затем ссылается на тот же материал в попытке обойти запрет. Другая область включает ссылки на программное обеспечение или устройства, которые предназначены для обхода устройств ( управление цифровыми правами ), или ссылки с веб-сайтов, единственной целью которых является обход защиты авторских прав путем ссылки на материалы, защищенные авторским правом.

Google заявил о неправомерном использовании Закона США «Об авторском праве в цифровую эпоху» (DMCA) в документации, касающейся закона Новой Зеландии об авторском праве, цитируя результаты исследования 2005 года, проведенного калифорнийскими академиками Лаурой Квилтер и Дженнифер Урбан на основе данных из центра обмена информацией Chilling Effects . По заявлению компании, более половины (57%) уведомлений, полученных Google, и более одной трети (37%) «не являлись действительными жалобами на нарушение авторских прав».

В настоящее время существует три основных нарушения Закона США «Об авторском праве в цифровую эпоху». Во-первых, добросовестное использование было правовой серой зоной и подвергалось противоположным толкованиям. Это вызвало несправедливое отношение к отдельным случаям. Во-вторых, на DMCA часто ссылаются властно, отдавая предпочтение более крупным правообладателям, а не более мелким. Это привело к случайному удалению законного контента, например, к тому, что звукозаписывающая компания случайно удалила музыкальное видео у своего исполнителя. В-третьих, отсутствие последствий за лжесвидетельство в претензиях поощряет цензуру. Это привело к временному удалению законного контента, что может нанести финансовый ущерб законному правообладателю, у которого нет возможности получить компенсацию. Это использовалось предприятиями для цензуры конкуренции.

Использование уведомлений об удалении с поддержкой DMCA было увеличено для ряда служб, которые позволяют пользователям предоставлять контент. Вначале проблемы были сосредоточены на одноранговых службах обмена файлами, таких как BitTorrent . Такие услуги выросли после того , как несколько групп музыкальной индустрии подали на Napster в суд в A&M Records, Inc. против Napster, Inc. (2001), которые постановили, что Napster несет ответственность за нарушение авторских прав в соответствии с DMCA, поскольку они поддерживают центральные серверы, которые отслеживают совместное использование файлов; переключившись на одноранговую модель, эти новые услуги позволили избежать этой возможной легальности. Тем не менее, некоторые из них все еще сталкивались с юридическими проблемами, например MGM Studios, Inc. против Grokster, Ltd. (2005), на основании того факта, что они работали на коммерческой основе и способствовали распространению работ, защищенных авторским правом. Некоммерческие одноранговые службы с открытым исходным кодом смогли выжить благодаря этим прецедентным законам, ведущие развлекательные группы к развертыванию программного обеспечения в службах для отслеживания загрузок, а затем пытались подавать уведомления об удалении и подавать в суд на пользователей служб за нарушение авторских прав. нарушения Закона США «Об авторском праве в цифровую эпоху» (DMCA) примерно с 2003 года. Однако многие из этих методов были неточными, что привело к ряду ложных обвинений в адрес пользователей.

В 2015 году Volkswagen злоупотребил DMCA, чтобы скрыть мошенничество с выбросами своих автомобилей . Было высказано предположение, что, если бы DMCA не запретил доступ к программному обеспечению, «… исследователь, имеющий законный доступ к программному обеспечению Volkswagen, мог бы обнаружить код, который изменил поведение автомобилей во время испытаний …»

Статья 1259 ГК РФ. Объекты авторских прав

С даты вступления в силу поправок ПФР будут информировать мужчин с 45 лет и женщин с 40 лет о предполагаемом размере страховой пенсии по старости. Информировать будут раз в три года при условии, что россиянин не получает какую-либо пенсию.

На 2022 год установлена величина прожиточного минимума. По России на душу населения она составит 11 950 рублей, для трудоспособного населения — 13 026, для пенсионеров — 10 277 и для детей — 11 592 рубля.

С 1 января также вступает в силу новый порядок формирования кредитной истории. Минимальный доход россиян с долгами защитили от взысканий: с 1 февраля будет действовать норма о сохранении ежемесячного дохода должника не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России.

Правило не распространяется на взыскание алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью или вызванного смертью кормильца, и нанесенного преступлением ущерба.

Обязательную сдачу анализов на наркоманию и алкоголизм при получении и замене водительских прав отложили до 2022 года. Тестирование введут тоже с 1 января 2022-го. На анализы придется сдавать кровь и мочу.

С этого же числа начнут действовать новые правила перевозки грузов на автомобилях: перевозочные документы можно будет оформлять не только в бумажном, но и в электронном виде.

Упрощен порядок получения налоговых вычетов по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по кредитам, а также инвестиционных вычетов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.

Все эти виды вычетов с 1 января можно оформить документы через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Одновременно вводится ответственность за непредставление в налоговый орган указанных сведений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *