Разрешение на строительство бани на собственном участке 2022 в первую очередь

Автор: | 04.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешение на строительство бани на собственном участке 2022 в первую очередь». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство (далее – разрешение) представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, ППТиПМ, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям ППТиПМ при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта[1], а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешённым использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с п. 7 ст. 36 ГрК РФ требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

По общему правилу разрешение выдаётся по заявлению застройщика органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, которым утверждается и форма заявления. В отношении отдельных видов объектов капитального строительства и земельных участков форма заявления о выдаче разрешения утверждается в особом порядке[2].

Особый порядок выдачи разрешения специально уполномоченными органами (организацией) предусмотрен для некоторых объектов, в частности:

  • объектов космической инфраструктуры;
  • гидротехнических сооружений;
  • объектов, связанных с использованием недр;
  • объектов, связанных с атомной энергией, и т. п.

Например, в случае, если при проведении работ по сохранению ОКН затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности такого объекта, разрешение выдаётся исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН (п. 5.1 ст. 51 ГрК РФ).

Также особый порядок выдачи разрешения предусмотрен в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства:

  • на территориях двух и более субъектов РФ (включая осуществляемую на территории одного субъекта РФ реконструкцию объекта, расположенного на территориях двух и более субъектов РФ), в том числе линейного объекта на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ, – выдаётся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района – органом местного самоуправления муниципального района.

При этом в силу прямо установленного ГрК РФ запрета не допускается выдача разрешения на строительство при отсутствии утверждённых ПЗЗ, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального, регионального, местного значения, а также объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, регламенты, в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, в иных предусмотренных законом случаях.

Кроме того, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для КРТ, выдача разрешения на строительство многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утверждёнными ППТиПМ.

С 01.01.2024 перечень устанавливаемых ГрК РФ запретов на выдачу разрешения на строительство дополнится запретом на выдачу разрешения на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения, содержится в п. 7 ст. 51 ГрК РФ. Требуемые документы должны содержать необходимую информацию о земельном участке, в том числе ГПЗУ, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство[3], о планируемом строительстве/реконструкции, сведения о застройщике.

С 04.08.2018 перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения, был скорректирован. Так, в случае строительства, ��еконструкции объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством РФ подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона подлежит изменению, к заявлению о выдаче разрешения должно быть приложено решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.

1.6. Разрешение на строительство

Форма разрешения утверждена Приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Данный Приказ также содержит подробную инструкцию по заполнению разрешения.

Нарушение утверждённой формы или порядка её заполнения при выдаче разрешения может повлечь за собой признание такого разрешения не соответствующим закону и недействующим, а также приостановление строительства до получения нового разрешения. Например, разрешение может быть признано недействующим в связи с несоответствием содержащихся в нём сведений проектной документации[15].

По общему правилу строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения, а осуществление указанных действий при отсутствии разрешения является основанием для привлечения к административной ответственности и/или признания строительства самовольным.

При этом п. 17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрен открытый перечень случаев, когда получение разрешения не требуется:

1) строительство, реконструкция гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство, реконструкция на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определённых в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
2) строительство, реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства;
3) строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и иных некапитальных строений, сооружений);
4) строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
5) изменение объектов капитального строительства (их частей), не затрагивающее конструктивные и другие характеристики их надёжности и безопасности и не превышающие предельные параметры, установленные градостроительным регламентом, в т. ч. капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также строительство, реконструкция буровых скважин;
6) строительство, реконструкция посольств, консульств и представительств РФ за рубежом;
7) строительство, реконструкция объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;
8) размещение антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;
9) иные случаи, когда в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения не требуется[16].

Ранее Постановлением Правительства РФ от 17.08.2019 № 1064[17] было также установлено, что в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, получение разрешения на строительство также не требуется. При этом следует учитывать, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.

В соответствии с п. 14.1 ст. 1 закона № 126-ФЗ[18] к особо опасным, технически сложным сооружениям связи относятся сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров.

Поскольку антенные опоры (мачты и башни) могут быть квалифицированы в качестве сооружений связи, то создаётся риск, при котором указанная совокупность норм может быть истолкована уполномоченными органами и/или судебными органами как допускающая возможность строительства без получения разрешения на строительство только сооружений связи, документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота до 50 метров, а также заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 5 метров. В иных случаях для размещения сооружений связи (антенных опор, мачт и башен), выходящих за пределы указанных характеристик (с заглублением ниже 5 метров), требуется получение разрешения на строительство.

На текущий момент в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816[19] вышеуказанное Постановление № 1064 утратило силу. Однако новое постановление, не отменяя норму о возможности строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, без получения разрешения на строительство, дополнило соответствующий перечень новыми 11 случаями. Теперь без получения разрешения допустимо строительство (реконструкция) следующих объектов:

1) линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов;
2) тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно;
3) водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм;
4) линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм;
5) линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населённых пунктов;
6) отдельно стоящих ветроэнергетических установок высотой менее чем 250 метров, а также солнечных батарей;
7) автомобильных дорог IV и V категорий;
8) объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомобильных дорог;
9) местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;
10) пешеходных улиц и площадей городов;
11) парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек.

Отмена разрешения на строительство – это волевое действие уполномоченного органа по отзыву ранее выданного разрешения на строительство как выданного с нарушениями.

П. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 № 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространён арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т. ч. и на разрешение на строительство.

Достаточным основанием для отзыва уполномоченным органом разрешения на строительство, по мнению судов, было нарушение застройщиком или уполномоченным органом ст. 51 ГрК РФ, регулирующей правила выдачи такого разрешения, вне зависимости от степени их существенности, например:

  • отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок[31], истечение срока действия договора аренды[32];
  • несоответствие проектной документации положению о составе проектной документации[33], в том числе отсутствие некоторых необходимых разделов[34];
  • несоответствие ВРИ земельного участка[35];
  • несоблюдение санитарных правил при проектировании (отсутствие учёта санитарно-защитной зоны проектируемого объекта)[36];
  • отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации[37];
  • несоблюдение специальной процедуры при выдаче разрешения[38] и т. д.

Необходимо отметить, что в 2011 году ст. 51 ГрК РФ была дополнена п. 21.1, который предусматривает несколько случаев, когда действие разрешения на строительство может быть прекращено уполномоченным органом:

1) принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) поступление предписания уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
3) отказ застройщика от права собственности и иных прав на земельные участки;
4) расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

После появления этой нормы возник следующий вопрос: может ли быть прекращено действие разрешения на строительство в иных, помимо указанных в п. 21.1 ст.51 ГрК РФ, случаях?

Анализ актуальной практики арбитражных судов свидетельствует о том, что мнения судов разделились. В судебной практике представлено две позиции:

  • отзыв разрешения на строительство возможен, если застройщиком или уполномоченным органом нарушены положения ст. 51 ГрК РФ вне зависимости от наличия обстоятельств, указанных в п. 21.1 данной статьи. При этом п. 21.1 устанавливает специальные основания для отмены разрешения на строительство в ситуации, когда на этапе его выдачи никаких нарушений не было допущено, но впоследствии появились обстоятельства, препятствующие дальнейшему строительству. Анализ практики Верховного Суда РФ[39] и арбитражных судов ряда округов свидетельствует о том, что они придерживаются этой позиции[40];
  • п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых разрешение на строительство может быть отозвано. При этом в решении уполномоченного органа должна быть ссылка на одно из обстоятельств, указанных в п. 21.1, в противном случае решение об отзыве является незаконным. В частности, такую позицию занимает Арбитражный суд Волго-Вятского округа[41].

Таким образом, судебная практика в подавляющем большинстве случаев полагает, что отмена разрешения на строительство в порядке самоконтроля возможна, если это разрешение было выдано с нарушением требований градостроительного законодательства.

Разрешение на строительство бани — нужно ли оно вам и для чего?

С 04.08.2018[43] введён новый порядок строительства ИЖС путём направления специального уведомления о планируемом строительстве объектов ИЖС вместо получения разрешения на строительство.

Следует отметить, что указанными поправками в ГрК РФ также было закреплено легальное определение «объект ИЖС», под которым понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект ИЖС», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» равнозначны.

Теперь в целях строительства, а также реконструкции объекта ИЖС или садового дома частные застройщики обязаны направить в уполномоченный орган специальное уведомление о планируемом строительстве, согласно утверждённой форме[44], в порядке, определённом новой ст. 51.1 ГрК РФ.

Из указанной нормы следует, что требование о направлении уведомления о планируемом строительстве распространяется не только на строительство жилых домов, но и на строительство садовых домов, к которым ранее законодательство не предъявляло требований о получении разрешений или иного согласования строительства.

Соответствующее уведомление о планируемом строительстве должно содержать в себе определённый перечень сведений, перечисленных в п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ (о застройщике, о земельном участке, о планируемых параметрах постройки и т. д.), а также к нему должны быть приложены документы, перечисленные в п. 3 ст. 51.1 ГрК РФ (правоустанавливающие на земельный участок, описание внешнего облика в определённых случаях), а само уведомление может быть направлено одним из предложенных законом способов: личное обращение, обращение через МФЦ, направление уведомления по почте или через единый портал государственных и муниципальных услуг.

В случае, если в направленном уведомлении о планируемом строительстве отсутствуют необходимые сведения либо к нему не приложены необходимые документы, уполномоченный орган возвращает застройщику уведомление в течение 3 рабочих дней со дня поступления такого уведомления. В этом случае уведомление считается ненаправленным (п. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).

После получения уведомления о планируемом строительстве, соответствующего формальным критериям, уполномоченный орган обязан рассмотреть его в течение 7 рабочих дней, результатом чего должно стать направление частному застройщику уведомления о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения таких объектов на земельном участке либо уведомление о несоответствии.

Срок рассмотрения уведомления составляет 20 рабочих дней в случае, если создание объекта ИЖС или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство такого объекта.

Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке перечислены в п. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, указанный перечень оснований является закрытым.

В случае, если в установленный срок (7 или 20 рабочих дней) уполномоченный орган не направит частному застройщику, подавшему уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома, уведомление о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке, то поданное уведомление считается согласованным и даёт право частному застройщику осуществлять строительство в соответствии с указанными им в уведомлении параметрами в течение 10 лет со дня направления такого уведомления. Данное право сохраняется также при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС или садовый дом, при этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется (п. 13 ст. 51.1 ГрК РФ).

В соответствии с концепцией уведомительного порядка строительства объектов ИЖС в ст. 55 ГрК РФ, регулирующей порядок выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию, были внесены дополнения, устанавливающие уведомительный порядок информирования уполномоченных органов об окончании строительства объекта ИЖС (п.п. 16–21 ст. 55 ГрК РФ).

Теперь частные застройщики не позднее одного месяца со дня окончания строительства объекта ИЖС или садового дома в порядке, аналогичном подаче уведомления о планируемом строительстве, направляют в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомление об окончании строительства такого объекта с указанием необходимых сведений и приложением необходимых документов (п. 16 ст. 51.1 ГрК РФ).

Соответствующее уведомление может быть возвращено застройщику в течение 3 рабочих дней со дня его поступления и считается ненаправленным по следующим основаниям:

  • отсутствие в уведомлении предусмотренных сведений или отсутствие документов, прилагаемых к нему;
  • поступление уведомления об окончании строительства по истечении 10 лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве либо если такое уведомление ранее не направлялось.

В положениях ст. 1 ГрК РФ содержится понятие застройщика, под которым понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Одновременно в законе введено понятие технического заказчика – юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции.

При этом согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться как сам застройщик, так и привлекаемый на основании договора строительного подряда индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Такое лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Таким образом, положения ГрК РФ допускают передачу полномочий как застройщика, так и (технического) заказчика другому лицу. В т. ч. возможна передача полномочий только в рамках одного или нескольких этапов строительства.

Следует помнить, что в законодательстве установлено обязательное требование об участии в СРО лица, планирующего осуществление функций технического заказчика.

На практике случаи передачи полномочий нередки, и оформляется такая передача договорами, чаще всего поименованными как договор на осуществление функций заказчика (застройщика) или договор о распределении функций заказчика (застройщика). Вопрос о правовой природе такого договора является дискуссионным как в теории гражданского права, так и в судебной практике. Единое мнение по данному вопросу не сформировано, в основном такие договоры определяют как договор совместной деятельности, подрядный, инвестиционный или агентский, а также как смешанный договор, содержащий в себе элементы перечисленных договоров в различных комбинациях. По нашему мнению, данный договор представляет собой разновидность агентского договора (гл. 52 ГК РФ). Подтверждением данной позиции является, в частности, то, что выполнение техническим заказчиком своих функций возможно только на основании выданной застройщиком доверенности, т. е. технический заказчик осуществляет некоторые представительские функции для застройщика.

Не следует отождествлять технического заказчика с генеральным подрядчиком. По общему правилу функции, осуществляемые заказчиком, не входят в обязанности генерального подрядчика, и, как видно из приведённых положений ст. 1 ГрК РФ, функции заказчика существенно шире. По общему правилу технический заказчик не осуществляет непосредственно строительные работы, а взаимодействует с генеральным подрядчиком от имени застройщика. В связи с этим, если строительство ведёт генеральный подрядчик, ответственность за качество, срок выполнения работ не может быть возложена на технического заказчика[45].

С 1 июля 2017 года отменено требование о выполнении работ, приведённых в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённом Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, лицами, имеющими допуски СРО. После 1 июля 2017 года выполнение указанного вида работ допустимо лицами, состоящими в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, без необходимости получения ими каких-либо дополнительных допусков. Положениями ст. 9.5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление таких видов работ лицом, не являющимся членом СРО.

При этом ранее на практике дискуссионным являлся вопрос о необходимости соблюдения соответствующих требований застройщиком или техническим заказчиком в том случае, когда указанные работы осуществляет привлечённое застройщиком или (техническим) заказчиком на основании договора юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, т. е. (генеральный) подрядчик. С 1 июля 2017 года указанная неопределённость разрешена в связи с наличием требования об исполнении функций технического заказчика только членом, соответственно, саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 47, п. 4.1 ст. 48, п. 2.2 ст. 52 ГрК РФ[46].

Если дом был построен ранее, потребуется разрешение. Необходимо подать на рассмотрение в администрацию новый проект здания.

В данном случае учитываются следующие параметры:

  • увеличение площади;
  • соответствие противопожарным и санитарным требованиям;
  • сохранение запаса прочности стен и фундамента.

Данное требование в равной степени относится и к личному использованию, и к коммерческой бане. В последнем случае необходимы заключения СЭС и пожарного инспектора.

Если планируется строительство стандартной бани без прочного фундамента на собственном участке, действует упрощенный порядок. В этом случае нужно свериться с ГПЗУ и можно строить баню.

После этого собственник приглашает геодезистов, кадастровый инженер готовит новый технический план. Готовые документы можно передать на регистрацию в Росреестр напрямую или через МФЦ.

Если же предстоит строительство капитальной бани, предстоит следующее последовательность действий:

Прежде необходимо определиться с постройкой и выяснить у законников, нужно ли разрешение на строительство бани. Если сауна запланирована, как капитальный объект или будет пристраиваться к жилому дому, то согласие органов местного самоуправления безусловно необходимо. Но лучше обратиться к градостроительному кодексу и просмотреть полный список строений, на которые не нужно одобрение муниципалитета.

Ведь в современном мире действие законов очень быстротечно и изменения происходят достаточно регулярно. Будущая баня может быть приравнена либо к мобильным постройкам, либо некоммерческим временным. И в этом случае хозяин участка может возводить ее без всяких ограничений со стороны властей.

Нужно ли регистрировать баню: буква закона

Для тех, кто сомневается в необходимости постановки объекта на учет, есть простой способ проверки. Если муниципалитет выдает письменное разрешение на строительство бани, то это значит, что и регистрация требуется тоже. Но есть еще признаки, которые также укажут на нужду в официальном оформлении.

И в первую очередь это наличие фундамента. В этом случае здание автоматически становится капитальным. И сразу же приравнивается к недвижимому имуществу. А все, что относится к последнему, подробно оговаривается в Гражданском Кодексе. И вопросу регистрации посвящена целая его статья за номером 131.

Избежать возможных проблем можно, если:

  • Расположить баню не ближе трех метров от соседского забора.
  • Не приближать строение к жилым домам (и к своему, и к соседскому) ближе, чем на 5 метров.
  • Увеличить дистанцию до 15 метров, когда постройки выполнены из дерева.
  • Размещать сауну дальше 20 метров от любого водоема (пруд, колодец, скважина).
  • Учитывать преобладающую розу ветров, чтобы не задымливать соседский участок.
  • Организовать действующий водосток и расположить его не ближе 1,5 метров от соседского участка.
  • Возводить постройку на возвышении или обеспечить ее надежным фундаментом, чтобы избежать затопления.

Действующие санитарные нормы разработаны для того, чтобы избежать отравлений испорченной водой и угарным газом. А также они помогают сохранить добрые соседские отношения.

Чтобы пожарная инспекция выписала разрешающие документы, необходимо:

  • Использовать для строительства негорючие материалы. Даже если возводят баню из древесины, последняя должна быть пропитана специальными составами (антипиренами).
  • Все поверхности, которые примыкают к печи, должны дополнительно защищаться экранами, в виде облицовки негорючими материалами. Например, плиткой.
  • Потолок в районе дымоотводной трубы должен состоять из жаростойких элементов. А с чердака желательно засыпать это место песком.
  • В роли самой трубы запрещено использовать асбестовые материалы. Потому что они долго сохраняют тепло и это опасно.
  • Перед самой топкой (рекомендуется) уложить металлический лист.
  • Устанавливать печь на пьедестал, высота которого не меньше 12 см.
  • Обеспечить парилку действующей вентиляцией.
  • На стену в предбаннике повесить рабочий огнетушитель (наличие пломб).
  • Все электрические приборы, вплоть до осветительных, обеспечить надежным заземлением.

Выполнение всех требований предотвратит возникновение ситуаций, которые чреваты пожарами. А безопасность при эксплуатации парной будет надежной гарантией не только сохранения жизней, но отсутствия травм (ожогов).

В вопросе, нужно ли регистрировать баню, важным фактором является наличие фундамента. Если здание надежно привязано к земле, то оно автоматически становится недвижимым имуществом и подвергается налогообложению. Чтобы не выплачивать государству регулярную пошлину, не стоит возводить капитальное здание или делать пристройку к дому. Лучше остановиться на современных мобильных вариантах парных или установить на участке времянку, которая протапливается по-черному.

Бывают ситуации, когда органы отказывают в постройке. Это может произойти, если:

  • было обнаружено значительное расхождение в документах;
  • наличие опечаток либо ошибок при подаче уведомления;
  • поданные сведения не соответствуют техническому плану;
  • был предоставлен не полный пакет документов;
  • наличие нарушений при проектировании;
  • не соблюдались санитарно-гигиентческие, противопожарные или строительные требования.

Разрешение на строительство бани в 2021 году

Для регистрации недвижимого имущества потребуются следующие сведения:

  • заявление с указанием адреса, на котором планируется возведение бани. Получить его образец можно либо на месте, либо скачать из интернета;
  • документ, подтверждающий право собственности на участок. Им может быть выписка из единого государственного реестра прав, договор купли-продажи или свидетельство о праве;
  • документ, удостоверяющий личность. В качестве его предъявляют внутренний паспорт гражданина России;
  • план межевания земельного участка;
  • разрешение на возведение бани;

Раньше, чтобы построить на земле дом или садовый домик, требовалось разрешение на строительство. Этот документ был установлен ст. 51 Градостроительного кодекса. Теперь в ст. 17 кодекса прописали, что для строительства и реконструкции объектов ИЖС такое разрешение получать не нужно — его заменили уведомления. Аналогично с хозяйственными постройками на участке: теплицы, погреба, бани, сараи, колодцы.

Чтобы получить разрешение, приходилось собирать большой пакет документов, включая градостроительный план, схему земельного участка, проектную документацию. Разрешение действовало 10 лет, то есть строить на участке можно было в течение всего этого периода. При продаже участка, по которому уже получено разрешение на строительство, его передавали новому владельцу, занося соответствующую запись в реестр через администрацию.

Без разрешения было невозможно подключить к дому воду, канализацию, электричество и отопление, оформить на него право собственности и получить прописку. Кроме того, была опасность штрафов и сноса за незаконное строительство.

Чтобы построить жилой, садовый или дачный дом на участке в 2021 году нужно подать в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве и приложить к нему документы:

  • Подтверждающие права на участок.
  • Выписка из ЕГРН на земельный участок
  • Описывающие планируемую постройку – это важно, если он будет находиться в исторически значимом населенном пункте.
  • Доверенность на представителя при необходимости.

После рассмотрения уведомления о планировании, регистрирующий орган может либо одобрить строительство, прислав уведомление о соответствии, либо отказать в нем, прислав уведомление о несоответствии. Стандартный срок в семь рабочих дней может быть продлен до двадцати, если дом строится в историческом поселении, и в уведомлении не указано типовое архитектурное решение.

После получения положительного ответа можно начинать строительство. Оно, как и разрешение на строительство, будет действительно в течение десяти лет. Если вы пересмотрите какие-то существенные характеристики постройки, нужно будет подать уведомление об изменении параметров планируемого строительства.

Последнее уведомление об окончании строительства подать следует в течение месяца после того, как дом закончен. Оно содержит практически те же сведения, что уведомление о планировании, но уже фактические. К уведомлению прикладывается техплан, который делают приглашенные вами кадастровые инженеры. Их же можно попросить заполнить уведомление, чтобы избежать ошибок. Дополнительно может понадобиться соглашение о разделении участка на доли между правообладателями, если собственников несколько.

Это уведомление тоже рассмотрят в течение семи рабочих дней. Если во время строительства вы не отклонялись от плана, то одобрение практически гарантировано. В ответ снова будет составлено уведомление о соответствии. Оно понадобится для оформления права собственности на дом.

Уполномоченный орган самостоятельно направит в регистрирующий орган заявление о постановке на кадастровый учет и регистрации за вами прав. Если это не будет сделано своевременно, вы можете направить заявление самостоятельно.

Разрешение на строительство дома: требуется ли оно в 2021 году

До 1 марта 2026 года уведомления можно не подавать по «дачной амнистии». Кадастровый учет и регистрацию прав на жилой дом проведут и без перечисленных уведомлений. Право выбирать порядок оформления такой недвижимости остается за правообладателем.

При этом должно выполняться условие, что жилой дом строится на участке (письмо Росреестра от 05.03.2021 № 14-1578-ГЕ):

  • Садовом;
  • Предназначенном для индивидуального жилищного строительства;
  • Предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.

Учитывая, что баня является объектом потенциальной пожароопасности, требования к данному объекту очень строгие, без их соблюдения получить разрешение на строительство бани на участке ИСЖ не получится.

Норм пожарной безопасности очень много. Основными из них являются требования к используемым материалам для строительства помещения. К примеру, если будет применяться древесина, желательно выбирать лиственные породы, которые не сильно подвержены смолоотделению. Подобные материалы являются менее пожароопасными. Какое бы дерево не было использовано для строительства бани, оно должно быть пропитано специальным составом, предотвращающим возгорание.

Существуют отдельные требования к внутренней отделке бани. Особое внимание нужно уделить потолку, который во время использования помещения с высокими температурами и влажностью будет очень сильно нагреваться. Эту часть помещения нужно дополнительно защитить специальными противопожарными материалами. Это может быть клинкер либо керамзит.

Если баня будет являться неотъемлемой частью дома, то нужно получать разрешение на реконструкцию дома, и регистрация данных изменений в Росреестре обязательна.

Банные комплексы под коммерческое использование

Коммерческий банный комплекс или платная баня не являются вспомогательными строениями, их возведение следует согласовывать с уполномоченными структурами, и назначение участка должно быть соответствующим. Такую баню следует оформить в установленном законом порядке.

Если возведение постройки подобного типа не требовало разрешения, нужно ли регистрировать баню? Ответ однозначный – да, поскольку подобная процедура является обязательной согласно действующему законодательству. К тому же это необходимо, чтобы подключить готовое строение к основным коммуникациям – системам водоснабжения, канализации, газоснабжения и электричеству.

Нужно ли разрешение на строительство бани?

Чтобы не было лишних вопросов, отметим, что действующие нормативы созданы с учетом опыта эксплуатации сооружений и разработаны специально для обеспечения безопасности здоровья и жизни. То есть выполнять нормы нужно не потому, что их кто-то просто придумал, это реальная необходимость, которая может сберечь вам много нервов, сил и здоровья.

Все нормы расположение дома и других сооружений на участке, о которых мы будем говорить, носят обязательный или рекомендательный характер. Первые исполнять обязательно, вторые — по желанию собственника. К последним относят, к примеру, требования, которые действовали ранее, но были отменены.

Нормы расположения дома на земельном участке в 2021 году необходимо знать и выполнять правильно. Здесь все достаточно просто: все расстояния измеряются от крайней точки цоколя фундамента строения. Если таковой отсутствует, то измерения производятся от стены сооружения.

Когда элементы сооружения выступают за пределы цоколя фундамента или стены на 50 см или больше, то измерения осуществляются от точки их проекции на землю.

Нормы расположения жилого дома на участке регламентируются сразу несколькими документами, а именно:

  • СП 42.13330.2016;
  • СП 53.13330.2011;
  • СП 30-102-99;
  • ПЗЗ местного самоуправления.

В соответствии с этими документами, дом должен быть расположен согласно следующим требованиям:

  • не меньше 3 метров от забора соседей;
  • не меньше 5 метров от красной линии улицы;
  • не меньше 3 метров от красной линии проездов.

Крыша здания должна быть выстроена таким образом, чтобы полностью исключить слив воды или сход снега на территорию соседей.

При размещении строения также обязательно нужно соблюдать существующие противопожарные расстояния.

Нормы регламентируют не только расположение жилых объектов, но также размещение строений иного назначения на участке.

Это сооружение хозяйственного назначения, к размещению которого предъявляются следующие требования:

  • не меньше 5 метров до красной линии дороги;
  • не меньше 1 метра от территории соседей;
  • не меньше 6 метров до окон жилых сооружений соседей.

Рекомендуемое расстояние от бани до жилого строения на том же участке составляет 8 метров.

Действующее законодательство предусматривает наказание для собственников, которые не соблюдают указанные нормы и требования. Если они будут проигнорированы, то в отношении человека могут применяться штрафные санкции:

  • административная ответственность;
  • штрафы;
  • обязательный снос сооружений, не соответствующих нормам.

Соблюдение правил — это не просто обязанность, это возможность застроить участок комфортно и безопасно. Нормативы созданы, чтобы защищать людей от многих проблем. Игнорируя правила, вы подвергаете опасности себя и своих близких.

Компания Render House занимается строительством коттеджей под ключ с соблюдение всех норм и требований. Чтобы получить консультацию и выбрать проект, звоните по телефону в шапке сайта.

Многие приведенные требования к строительству банного помещения напрямую касаются санитарных норм. Что еще следует учесть для санбезопасности бани?

В отношении общественных бань действуют специальные санитарные нормы. Для частных бань предусмотрены лишь общие положения СНиП 30-02-97.

Кроме указанных требований, особое внимание следует обратить на систему слива сточных вод: можно использовать подключение к центральным коммуникациям или соорудить сборник сточных вод с фильтрацией.

Нужно обдумать и использование строительных материалов, ведь при высокой температуре они нагреваются и могут выделять вредные химические вещества. Например, для теплоизоляции запрещено использовать стекловату и пенопласт, не рекомендуется обшивать стены плитами из ДСП и пластика. Необходимо позаботиться о хорошей вентиляционной системе.

Для регистрации хозяйственной постройки на земельном участке необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление или декларацию в случае амнистии;
  • паспорт собственника (паспорт представителя и доверенность);
  • правоустанавливающие документы на земельный участок: свидетельство о праве, договор, выписка из ЕГРН;
  • межевой план участка;
  • разрешение на строительство (не требуется при амнистии и в случае некапитальных строений);
  • технический план;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины: 350 рублей для дачной амнистии, 2000 — для бани, построенной с разрешением.

Сотрудники уполномоченных органов оформят хозяйственную постройку за 7-10 дней. По итогам процедуры собственнику на руки выдадут выписку из ЕГРН с внесенной записью.

Обычно собственники слышат положительный ответ на вопрос о том, нужно ли регистрировать баню на участке ИЖС. Дело обстоит так же и с участками личного подсобного хозяйства, дачами. Отсутствие регистрации права может иметь неприятные последствия в виде:

  • штрафа в размере 20 % от неоплаченной налоговой суммы. Одновременно нужно будет уплатить всю сумму налога за 3 года (правило только для бань площадью от 50 м);
  • снова незарегистрированных и признанных самовольно построенными объектов по решению суда. Как правило, такому решению сопутствует множество нарушений строительных норм со стороны собственника.

Кроме того, незарегистрированный объект нельзя отчуждать, вводить в эксплуатацию, а также подключать к инженерным сетям.

Выводы

Только на возведение бани, планируемой как капитальное строение, требуется получение разрешения в местном органе самоуправления. Однако регистрировать в Росреестре следует все подобные хозяйственные постройки. Чтобы избежать проблем с эксплуатацией и разрешительной документацией, необходимо учитывать нормы противопожарной и санитарной безопасности, а также получить технический план помещения. Заметим, что с регистрацией самовольно построенных бань нужно поторопиться, так как правила дачной амнистии постепенно усложняются.

Владелец должен соблюдать следующие строительные и санитарные нормы, обозначенные в СНиП:

  • расстояние между баней и соседними участками должно составлять не менее 2, 5 м и не мене 5 м от жилых строений;
  • расстояние до проезжей части – не менее 6 м.;
  • удалённость от гидротехнических водоемов (колодцев или скважин) не должна превышать 22 м.;
  • постройка не должна возводиться на затапливаемых участках;
  • при строительстве необходимо принимать в расчет розу ветров, для предотвращения задымления соседних участков;
  • необходимо устанавливать водосток в виде герметичного септика или полноценной системы очистки, которая должна быть расположена на расстоянии не менее 1,5 м. от соседних участков.

Бани являются объектами, создающими повышенную пожарную опасность, поскольку в них используется оборудование отопления, имеющее открытый тип топки, хранится большой запас топлива и применяются легковозгораемые отделочные материалы.

В связи с этим необходимо соблюдение следующих правил:

  • использование древесины с небольшим смолоотделением и обработка деревянных поверхностей антипиренами;
  • изоляция дымоотводной трубы и потолка с помощью жаростойких материалов;
  • облицовка пола и стен защитными экранами из жаростойких материалов;
  • расположение тепловыделяющих элементов на уровне 12 см. над полом;
  • обязательная установка вентиляционной системы и огнетушителя;
  • заземление эксплуатируемых электроприборов.

Даже в тех случаях, когда возведение бани можно осуществлять без оформления разрешения, законодательство предписывает её обязательную регистрацию. Это позволяет подключить её к коммуникационным системам – водо- газо и электроснабжению и канализации.

Объекты, возведённые на купленных или унаследованных участках, должны быть обязательно оформлены в собственность. Это касается в том числе и бань.

Каждый земельный участок имеет целевое назначение, в соответствии с которым его разрешено использовать. Построить баню на землях, например, водного фонда нельзя. Она может быть возведена лишь:

  • на землях для индивидуального жилищного строительства, предназначенных для застройки и находящихся в населенных пунктах;
  • на землях для личного подсобного хозяйства, используемых в личных сельскохозяйственных целях, с правом возведения на них зданий и строений;
  • на дачных земельных участках. Этот вид участка сохранялся только до 1 января 2019-го года. Затем вступает в силу ФЗ от 29.07.17 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Согласно этому закону, дачные участки упразднятся, а бани будут признаваться хозяйственными постройками, которые можно возводить на садовых и огородных земельных участках, если ссоружение не капитальное.

Не каждая баня требует получения разрешения на строительство и последующей регистрации. Чтобы выяснить, есть ли в этом необходимость, следует взглянуть на ее проект. Именно конструктивные особенности определяют требования к регистрационным действиям.

В положениях Градостроительного кодекса содержится перечень строений, которые не требуют получения разрешения. К ним относятся сооружения, строительство которых не связано с коммерческими интересами и получением прибыли.

Следовательно, если планируется возведение небольшой бани, не отягощенной лишними конструкциями, коммуникациями и фундаментом, можно обойтись и без разрешительной документации.

Получить разрешение и затем зарегистрировать объект нужно в том случае, если баня возводится как капитальное строение с одним или несколькими признаками:

  • 2- или 3-этажная конструкция;
  • наличие коммуникаций;
  • обустройство жилых помещений, например, спального места в комнате отдыха.

Кроме того, за разрешительными документами придется обратиться в случае, если владелец планирует совместить баню с жилым домом. И, уж конечно, обязательно должна быть зарегистрирована коммерческая баня на участке, поскольку цель ее строительства — получение прибыли.

Банное помещение должно соответствовать требованиям, предъявляемым не только к строениям, предполагающим наличие разрешения. Следует руководствоваться строительными, санитарными и противопожарными правилами.

  1. Баня должна находиться на расстоянии не менее 1 м от соседнего участка. Если у соседей есть деревянные строения, расстояние до них должно составлять не менее 15 м.
  2. Банное помещение располагается не ближе, чем в 8 м от жилого дома.
  3. От бани до леса должно оставаться не менее 15 м, до высоких деревьев — 4 м, до кустарников — 1 м.
  4. Желательно поставить сооружение в 12 м от колодцев с питьевой водой.
  5. Строение должно находиться на небольшой возвышенности, это предотвратит его подтопление.

Эти и другие правила обусловлены функциональностью постройки и безопасностью ее использования.

Разрешение на строительство бани на участке — в каких случаях его нужно получать

Многие приведенные требования к строительству банного помещения напрямую касаются санитарных норм. Что еще следует учесть для санбезопасности бани?

Кроме указанных требований, особое внимание следует обратить на систему слива сточных вод: можно использовать подключение к центральным коммуникациям или соорудить сборник сточных вод с фильтрацией.

Нужно обдумать и использование строительных материалов, ведь при высокой температуре они нагреваются и могут выделять вредные химические вещества. Например, для теплоизоляции запрещено использовать стекловату и пенопласт, не рекомендуется обшивать стены плитами из ДСП и пластика. Необходимо позаботиться о хорошей вентиляционной системе.

Существуют законные основания, по которым можно не оформлять документацию и разрешение на начало строительства:

  1. Автогаражи, небольшие сараи и прочие постройки на частных участках, построенные в некоммерческих целях и не будут приносить прибыль.
  2. Любые не капитальные постройки, которые не противоречат остальным вышеперечисленным нормам. В том числе коммерческие ларьки и киоски, навесы если они не имеют статуса капитального сооружения.

Нужно ли брать разрешение на строительство бани на своем земельном участке, если оно не предусмотрено для коммерции и получения прибыли? Скорее всего, разрешение на строительство такого объекта (если он одноэтажный) не потребуется. Если баня – часть жилого дома, а не отдельная постройка, то регистрация обязательна.

Список тех документов, которые необходимо подать для регистрации бани, в государственные службы:

  1. План всей территории участка.
  2. Документы, подтверждающие собственность владения участком.
  3. Схему планировки будущего строения. Здесь необходимо обозначить уже существующие постройки на участке, а также планируемые.

При получении разрешения, документ вступает в юридическую силу и действует в течение 10 лет. Обычно документы рассматривают в течение 10 дней со дня подачи, и выносят либо утвердительный ответ на строительство, либо запрет.

Установлены правила, которые необходимо соблюсти при строительстве, для избежания проблем в эксплуатации:

  1. Частная баня должна располагаться минимально в 3 метрах от других жилых участков. Также – минимум 5 метров от домов.
  2. Баня должна быть построена в удаленности минимум десяти метров от проезжей части.
  3. Минимальное расстояние к гидротехническим источникам – колодцам, скважинам – должно составлять до 22 метров минимум.
  4. Строительство запрещено на участках, подверженных затоплению.
  5. Стоит учитывать ветреность и направление ветра при строительстве на конкретном месте. В противном случае соседние жилые участки могут подвергаться задымлению каждый раз при растопке бани.
  6. Требуется ли разрешение на строительство бани, если отсутствует полноценная стоковая система для сливаемой воды? Безусловно, для получения разрешения можно и нужно самостоятельно организовать водосток. Причем сточная система должна находиться по отношению к соседнему участку в минимум полутора метрах.

Немаловажную роль играют санитарные и противопожарные техники по безопасности. Баня – объект с повышенным уровнем пожарной опасности. Особенно сама парная. Поскольку там используется оборудование для отопления открытого типа и при строительстве применяется в основном древесина – легко воспламеняемый материал.

Во-первых, при постройке бани не стоит покупать древесину с большим количеством выделяемой смолы. Деревянные поверхности требуют предварительной обработки. Требуется ли разрешение на строительство бани на собственном участке при выполнении всех санитарных норм самостоятельно – однозначно, да, госслужбы обязаны зафиксировать все соответствия и только в таком случае выдать утвердительный документ.

Это обязательная процедура, установленная законодательством, вне зависимости от типа бани и количества этажей. Это необходимо для подключения строения ко всем основным инфраструктурам: водоснабжение, канализация, электричество.

Для одобрения регистрации бани на государственном уровне нужно иметь при себе пакет следующих документов:

  • Паспортные данные того гражданина, которому принадлежит баня и весь участок.
  • Документ, подтверждающий право собственника на данную недвижимость.
  • Декларация, указывающая на фактический адрес постройки.
  • Схема организации всех необходимых систем обеспечения бани: водоотводную и т.д.
  • Проект объекта со всеми будущими характеристиками, площадью, количеством помещений.

В официальном порядке, регистрация бани может занять до 30 дней через нотариуса. Решение об одобрении регистрации принимается с учетом всех норм и санитарных стандартов.

Прежде чем приступить к возведению бани, важно убедиться в законности ее застройки на данной земле.

Возводить жилые дома и другие постройки разрешается

Где именно Учитывая расположение и права
на земельных наделах ИЖС; ИЖС – индивидуальное жилищное строительство; эти наделы могут располагаться в городской черте или за ее пределами (в деревнях, поселках и т. д.);
на территории ЛПХ; ЛПХ – личное подсобное хозяйство;
на дачных участках; права для которых аналогичны ИЖС.

Иные категории земель нельзя использоваться для строительства. Далее следует подготовить проект будущей бани, который наряду с функциональным назначением строения поможет определиться с вопросом необходимости получения разрешительного документа на возведение объекта. При этом нужно учесть, что обязательно требуют разрешения капитальные постройки с мансардным или вторым этажом, с жилыми комнатами и проведенными коммуникациями.

Прохождение процедуры регистрации бани на собственном участке необходимо, когда та является объектом капитальной застройки, который к тому же в дальнейшем планируется реализовать. Но если возводится легкая и компактная банька без проведения инженерных коммуникаций, тогда нет надобности в оформлении разрешения, поскольку такое сооружение считается вспомогательным.

При возведении комфортабельной парной со всеми удобствами разрешительный документ оформляется в обязательном порядке. Это касается и пристройки бани к жилому дому, т. к. данный процесс сопровождается изменением плана здания и его утверждением в уполномоченных органах. Соответственно, разрешение на строительство требуется только в случае капитальной застройки – для просторных бань с основательным фундаментом и парных, пристроенных к жилью.

Чтобы все было чисто: строительство и регистрация бани на участке

Вы спросите, надо ли обращаться за получением разрешения в случае строительства бани на участке, предназначенном для ведения ЛПХ? Вот мы и добрались до этого случая. В отношении полевого участка здесь все проще некуда. В статье Что разрешается строить на землях ЛПХ? мы уже выяснили, что строить капитальные объекты на таких участках нельзя. На полевом участке баня не может быть коммерческим объектом и не может выступать в роли пристроя к жилому дому, следовательно, разрешение не требуется.

Согласно Градостроительному Кодексу, разрешительная бумага узаконивает проектную документацию и утверждает ее соответствие требованиям плана земельного надела. Если на возведение парной требуется разрешение, необходимо подготовить и подать декларацию в ближайший МФЦ или орган местного самоуправления по месту расположения участка земли.

Для оформления разрешительной бумаги нужно подать следующие документы:

  • свидетельство об имущественном праве;
  • план участка земли;
  • заявление на получение разрешения;
  • паспорт заявителя;
  • схему планировки и прочую проектную документацию;
  • доверенность – при обращении представителя в муниципальный орган.

Декларация заполняется застройщиком (хозяином сооружения) в 2 экземплярах, на специальном бланке и в соответствии с установленным законом образцом. После этого оформляется техпаспорт и составляется акт ввода объекта в эксплуатацию. Заявление о выдаче разрешения на возведение бани рассматривается в течение десяти дней.

При вынесении положительного решения документ выдается на 10 лет.

Если на строительство бани требуется разрешение, необходимо собрать и подать требуемые документы в орган местного самоуправления, где расположен данный земельный участок, либо в ближайший МФЦ. Для получения разрешения нужны следующие документы:

  • Заявление на разрешение строительства на земельном участке (образец и бланк можно найти в интернете);
  • Документ, который подтверждает право на владение земельным участком;
  • План земельного участка;
  • Паспорт заявителя или представителя;
  • Проектная документация, которая включает пояснительную записку, сведения об инженерных сетях, схему расположения строений на участке и т.д.;
  • Положительное заключение на проектную документацию, если требуется экспертиза.

Если вы подаете документы через представителя, обязательно составляется доверенность. Муниципальный орган рассматривает заявление десять дней и затем выносит решение. Разрешение действует в течение десяти лет со дня получения и выдается бесплатно без госпошлины.

Чтобы зарегистрировать баню на земельном участке, нужно сделать замеры, заказать техпаспорт и привязать сооружение к наделу. Процесс госрегистрации может проходить по кадастровому паспорту или на основании декларации в упрощенном виде. Для получения имущественных прав на парную требуется предоставить в МФЦ или в управление Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии следующие бумаги:

  • паспорт заявителя;
  • заявление о госрегистрации права собственности (рассматривается в течение 1 месяца);
  • кадастровый паспорт и план земли;
  • свидетельство об имущественном праве;
  • квитанцию об оплате госпошлины, размер которой для физлиц при регистрации недвижимого имущества составляет 2000 рублей и при регистрации земельного надела – 350 рублей.

По упрощенному оформлению строений на землях садовых и дачных товариществ, называемому «дачной амнистией» и действующему до марта 2018 года, для получения права собственности на уже построенную баню не нужно предоставлять разрешительную бумагу на возведение. Однако для новостроек и при планировании строительства капитального объекта разрешение требуется.

Когда баня построена самовольно в пределах домовладения и при этом не является капитальным строением, ее никто не заставит сносить. В таком случае сооружение находится на фактически используемом участке земли, и госрегистрация прав не требуется, как и на прочие надворные постройки типа сараев. Однако при нахождении помещений банного комплекса на чужом дачном участке или обнаружении нарушений норм с правилами строительства владельца могут в судебном порядке обязать перенести здание вглубь земельного надела или вовсе снести объект.

Если собственник участка построит баню вплотную к границе, это нарушит права жителей соседнего земельного надела. В такой ситуации соседи вправе подать иск о сносе самовольной хозяйственной постройки. Чтобы избежать судебных разбирательств и не лишиться парной, нужно в процессе ее строительства строго соблюдать правила размещения объекта и технические требования к строению. Что касается просторных банных комплексов со всеми удобствами, то они относятся к постройкам капитального типа и на их возведение обязательно требуется разрешение. Следовательно, прежде чем приступить к строительству баньки нужно убедиться в законности ее застройки на частном участке.

При разработке проекта парной важно определиться, к какому типу строения будет относиться объект. Связано это с тем, что комфортабельная баня с подведенными инженерными коммуникациями является капитальной постройкой, на возведение которой требуется разрешение муниципального органа.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *