Вопросы местного значения муниципального района

Автор: | 06.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопросы местного значения муниципального района». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Законодатель обозначил различия между муниципальным районом и городским округом. Для района это организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений; для городского округа — организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В настоящее время согласно положениям НК РФ местные налоги и сборы зачисляются в бюджеты поселений. Об установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов муниципального района также см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 14.

Вопросы местного значения городского поселения и муниципального района

Полезно вспомнить, что ст. 6 ФЗ-154 определила подробный перечень вопросов местного значения. Эти вопросы можно было разбить на две большие группы: вопросы, связанные с исполнением властных, регулирующих и контролирующих функций и вопросы хозяйственного плана, связанные с жизнеобеспечением поселений и оказанием муниципальных услуг населению9.

Законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением и принятыми в соответствии с ними уставом внутригородского района за внутригородскими районами могут закрепляться также иные вопросы из числа установленных вопросов местного значения городских округов.

Вместе с тем органы местного самоуправления муниципального района могут направлять на цели развития физической культуры и спорта более значительные средства, чем сельские поселения с тем, чтобы обеспечивать удовлетворение потребностей всех жителей муниципального района, а также обеспечить удовлетворение отдельных потребностей на качественно более высоком уровне.

Положение, касающееся реализации прав национальных меньшинств, не включено в компетенцию поселений. Отметим, что защита прав национальных меньшинств согласно п. “в” ст. 71 Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации.

Еще по теме Вопросы местного значения муниципального района и городского округа:

В. Падерин, кроме того, характеризует вопросы местного значения как основной элемент, «определяющий возможность граждан Российской Федерации самостоятельно участвовать в решении проблеем, возникающих в муниципальном образовании, возможность самостоятельно осуществлять принадлежащую им власть»4, В. С.

К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Действующий Федеральный закон об организации местного самоуправления каждому виду муниципального образования устанавливает отдельный перечень вопросов местного значения, т.е. вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа.

В отличие от Закона об охране окружающей природной среды 1991 г., новый Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г.) не устанавливает конкретных полномочий органов местного самоуправления в этой сфере.

Активное участие в решении вопросов местного значения поселений принимает муниципальный район. В исключительных случаях вопросы местного значения вправе решать органы государственной власти.

При решении вопросов местного значения субъекты, их реализующие, наделены правом принимать правовые акты как нормативного, так и правоприменительного (индивидуального) характера.

Роль последних в сфере народного образования весьма скромна. Законодательство концентрирует вопросы народного образования для уровня муниципального района, городского округа, для осуществления единой политики в сфере просвещения.

К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 — 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

На сайте вы получите бесплатные юридические консультации по любым вопросам, в том числе разъяснения по федеральным законам, кодексам РФ. Профессиональные юристы и адвокаты окажут вам юридические услуги.

Отметим, что в период после принятия Закона № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения по типам муниципальных образований постоянно корректировался: одни вопросы добавлялись, другие исключались. До 1 января 2012 г. в сравнении с первоначальной редакцией Закона количество вопросов местного значения поселения увеличилось с 22 до 38.

Соответственно в ведении муниципального района находится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; городской округ делает то же самое в своих границах.

В Конституции РФ перечень вопросов местного значения определен в укрупненном плане. Часть 1 ст. 132 указывает, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Для муниципальных районов и городских округов Федеральный закон также закрепляет в качестве вопросов местного значения заботу о сервисном обслуживании населения. При этом учитывается уровень муниципального образования. Для городского округа записано то же самое, что и для поселения, — создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Органы государственной власти со своей стороны обязаны следить за исполнением переданных государственных полномочий, использованием органами местного самоуправления предоставленных материальных и финансовых средств.

Если на территории района только на территории одного поселения имеются акватории водоемов общего пользования, при пользовании которой может возникнуть угроза безопасности людей на водных объектах, очевидно можно считать, что в масштабе территории района, спрос на такую услугу не велик и может удовлетворяться органами местного самоуправления поселения.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа вопросов местного значения городских поселений.

На исполнение государственных полномочий муниципалитет должен получать субвенции из бюджета субъекта Федерации или федерального бюджета, в зависимости от уровня переданных ему государственных полномочий.

При этом вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из уровня спроса населения на общественные услуги по таким вопросам местного значения, а также финансовых и экономических возможностей.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.

ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» переименован в ФЗ «О кадастровой деятельности».
Однако на практике реализация данной нормы сталкивается со значительными трудностями. Закон требует, чтобы каждое такое соглашение содержало положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривало финансовые санкции за неисполнение полномочий.

Бабичев И.В. Местное самоуправление в современной России: некоторые итоги и перспективы // Муниципальная власть. 2004. Январь — февраль.

Законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением и принятыми в соответствии с ними уставом внутригородского района за внутригородскими районами могут закрепляться также иные вопросы из числа установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом вопросов местного значения городских округов.

Вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа

Источники доходов местных бюджетов внутригородских районов определяются законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами городских округов с внутригородским делением и уставами внутригородских районов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Например, применительно к организации библиотечного обслуживания в качестве такого критерия в комментируемом Законе указан вид библиотек — библиотеки поселения или межпоселенческие библиотеки соответственно (п. 11 ч. 1 ст. 14 и п. 19 ч. 1 ст. 15).

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Выше отмечалось, что одним из «квалификационных» признаков муниципального образования является обладание муниципальной собственностью. Вопросами местного значения являются: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, городского округа.

Глава 3. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

На уровень муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных затрат на ее поддержание, т.е. за муниципальными районами закрепляются вопросы межпоселенческого характера, которые должны решаться на более высоком территориальном уровне, чем поселение.

Еще более четко уяснить компетенцию каждого типа муниципальных образований позволяет обращение к нормам ГсК РФ.

Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет вопросы местного значения муниципального района в ст. 15, городского округа — в ст. 16. То есть юридически регулирование их вопросов местного значения разделено. Но фактически муниципальный район и городской округ обладают практически сходными вопросами местного значения.

Необходимо отметить, что ни появившийся позже закон СССР «06 общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» ; от9 апреля 1990 г № 1417-17, ни последовавший за ним закон РСФСР «0 местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 г. № 1551-1 перечней вопросов местного значения не содержали.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

41. Вопросы местного значения

Определения многих вопросов местного значения поселений и муниципального района имеют тождественное или очень близкое значение. Можно ли разграничить решение вопросов местного значения в указанных случаях между муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав, законом субъекта РФ или уставом муниципального образования?

Важным вопросом для муниципального образования является и то, какой из органов местного самоуправления должен принимать тот или иной нормативный правовой акт глава муниципального образования или представительный орган местного самоуправления. Указанное разграничение должно устанавливаться уставом муниципального образования, хотя часть функций уже распределена существующим законом.

По-прежнему остается неурегулированным вопрос об охране общественного порядка как вопрос местного значения. Нуждаются в уточнении и другие вопросы местного значения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *