Единый счет для уплаты налогов в 2022 году

Автор: | 19.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый счет для уплаты налогов в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Поступившие в счет ЕНП деньги налоговая сама зачтет на нужные направления.

Очередность зачета будет такой: Недоимки → Предстоящие платежи по налогам, взносам и сборам → Долги по пеням → Долги по процентам → Долги по штрафам.

При этом в каждой группе начинать будут с суммы, которая образовалась или должна быть внесена раньше других. Если суммы ЕНП не хватает и даты уплаты налогов, сборов и взносов одинаковы, платеж зачтут пропорционально суммам обязанностей в соответствующей последовательности. Аналогичный подход действует для пеней, процентов и штрафов.

Организации и предприниматели, перешедшие на новый порядок уплаты, должны будут подавать в налоговую уведомления об исчисленных суммах. Сроки следующие:

  • налогоплательщики — за пять дней до установленного срока уплаты налогов и авансовых платежей;
  • плательщики взносов — за пять дней до установленного срока уплаты взносов;
  • налоговые агенты по НДФЛ — не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов.

Что такое единый налоговый счёт. Объясняем простыми словами

Днем исполнения обязанности по уплате будет тот, в который налогоплательщик передал в банк поручение на ЕНП при наличии достаточной суммы на счете. Но есть ограничение — обязанность не может быть исполнена раньше, чем наступит срок уплаты налога, по которому принято решение о зачете.

По заявлению можно вернуть часть ЕНП, по которой еще не принято решение о зачете. Налоговики отдадут деньги в течение месяца, а за просрочку доплатят процент по ставке рефинансирования.

Решение о возврате ИФНС должна принять в течение 10 рабочих дней, а копию решения направить в казначейство.

Чтобы перейти на ЕНП, нужно провести сверку расчетов с бюджетом и добиться отсутствия разногласий.

В течение месяца после сверки следует подать заявление о переходе на особый порядок уплаты в ИФНС по месту нахождения организации или месту жительства ИП. Сделать это можно только в электронной форме по ТКС.

По НК РФ подать заявление нужно будет в период с 1 по 30 апреля 2022 года. Это значит, что сверку следует провести в марте.

Уплачивать ЕНП за организацию или предпринимателя смогут и третьи лица, однако у них не будет возможности потребовать возврат платежа из бюджета.

Низкий уровень доверия к государству не позволяет сразу поверить в искреннее желание ФНС снизить нагрузку на бизнес и начать диалог. Почти каждое нововведение вызывает скепсис. Успех эксперимента будет во многом зависеть от эффективности работы самой цифровой платформы, предложенной налоговиками. Платформа, на которой планируется запуск единого налогового платежа, должна быть удобна и понятна для пользователя, и самое главное — обеспечивать качественную обратную связь с подразделением ФНС.

Конечно, не всем предпринимателям придется по душе предложение фактически доверить распоряжение своими деньгами налоговой службе. Если раньше у налогоплательщика была возможность самостоятельно выстраивать очередность отчислений в бюджет, опираясь на бухгалтерский календарь, то теперь он обязан оплатить всю сумму сразу. Можно смоделировать ситуацию, когда налоговый инспектор, сделав вывод о наличии недоимки по какому-либо налогу, самостоятельно решит погасить ее из средств налогоплательщика, хотя по расчетам последнего деньги предназначались на совершенно иные цели. Как в таких случаях будет выстроен процесс коммуникации налогоплательщика с ФНС и как бизнесу защищать свои интересы в подобных ситуациях — пока непонятно, поскольку механизм еще не работает.

Превентивный удар: затронет ли оперативная блокировка имущества бизнеса добросовестных налогоплательщиков

ФНС рассказала о плюсах единого налогового платежа для бизнеса

Разработчики Основных направлений признают, что реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.

В течение 2019 и начала 2020 годаключевой задачей единой экономической политики было содействие достижению национальных целей развитиястраны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.

В 2020 годуусловия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Меры, направленные на сдерживание ее распространения, привели к беспрецедентному в послевоенной истории сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках. В связи с вышеуказанным экономическая политика в этот период ориентирована прежде всего на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.

В связи с глобальной пандемией в I полугодии 2020 года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:

  • острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;

  • вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.

Принятые антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решение этих задач с акцентом на следующих направлениях:

1. Укрепление системы здравоохранения.

2. Поддержка доходов граждан.

3. Поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса.

4. Поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась.

5. Поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.

По мнению Минфина, в целом антикризисные программы являются действенными и своевременными.

В 2019 году и начале 2020 года был принят ряд изменений в налоговом законодательстве, направленных на стимулирование инвестиционной активности:

1. Принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», в том числе предусматривающий предоставление соответствующим инвесторам «базовой» налоговой стабилизации(по налогу на прибыль и имущественным налогам).

2. В части совершенствования стимулирующих льготпо налогу на прибыль организаций:

  • инвестиционный налоговый вычет распространен на участников КГН, а также применяется в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры в рамках комплексного освоения территорий в целях строительства стандартного жилья;

  • предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на сумму расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность;

  • упрощены условия применения пониженных ставок для участников региональных инвестиционных проектов;

  • усовершенствованы условия деятельности участников СПИК, в том числе в части порядка налогообложения.

3. В рамках третьего этапа «амнистии капитала» (с 1 июня 2019 года по 1 марта 2020 года) предоставлена возможность задекларировать имущество, зарубежные счета и контролируемые иностранные компании с сохранением гарантий, которые предоставлялись на первом и втором этапах декларирования.

4. Совершенствование налогообложения зарубежных геологоразведочных проектовв целях стимулирования деятельности российских нефтяных компаний по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья вне России.

5. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:

  • для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания СЭЗ и продлен период их применения до окончания срока существования СЭЗ;

  • для резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе и резидентов свободного порта Владивосток снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания ТОСЭР;

  • для резидентов ОЭЗ в Калининградской области на определенный период установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 % (при соблюдении ими определенных условий).

Также в рамках национальных проектов в сфере экономики (международная кооперация и экспорт, МСП, производительность труда) были запущены масштабные программы повышения доступности кредитных ресурсов на инвестиционные цели через механизм субсидирования части расходов по обслуживанию таких кредитов.

Кроме того, на создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Из ключевых результатов по данному направлению можно отметить:

  • расширение применения специального налогового режима для самозанятых – в виде уплаты налога на профессиональный доход(НПД) – с 1 июля 2020 года на все субъекты РФ (предоставлена возможность введения в действие налога законами субъектов РФ);

  • формирование единого информационного пространства администрирования доходов – в 2019 году подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС, предусматривающее создание внешнего и внутреннего сегментов прослеживаемости; в рамках задачи создания национального сегмента в 2019 – 2020 годах проводится эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров; разработана нормативно-правовая база национального сегмента, предусматривающая полноценный запуск системы с 2021 года;

  • повышение качества работа с дебиторской задолженностью.В 2019 году была разработана и реализована дорожная карта по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, включая мероприятия по расширению возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога либо сбора), усовершенствования порядка уплаты (возврата) госпошлины, реализации каждым ведомством собственных дорожных карт по сокращению дебиторской задолженности;

  • создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей – введен институт «авансовой» уплаты налогов для физических лиц («единый налоговый платеж физического лица»), сокращено количество предоставляемой отчетности по имущественным налогам организаций.

Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.

Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.

Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.

Среди ключевых изменений в налоговой политике предусмотрена реализация маневра по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет:

  • повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти;

  • повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых;

  • снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения «офшорного» капитала).

По мнению разработчиков Основных направлений, задача диверсификации российской экономики и повышения экономической активности населения тесно связана с целью увеличения числа занятых в сфере МСП.

В части налоговых мер поддержки субъектов МСП предусматриваются:

  • снижение страховых взносов для МСП в рамках структурных изменений налоговой системы;

  • расширение области применения патентной системы налогообложения (ПСНО) на виды предпринимательской деятельности, где сейчас применяется режим в виде уплаты ЕНВД, что должно обеспечить, по мнению Минфина, комфортный переход индивидуальных предпринимателей с уплаты ЕНВД на ПСНО;

  • продление до 2024 года права регионов вводить налоговые каникулы в виде нулевой ставки (УСНО, ПСНО) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (для деятельности в производственной, социальной, научной сферах, в сфере бытовых услуг населению);

  • исключение обязанности представления налоговой декларациидля налогоплательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения в виде доходов и использующих ККТ.

Планируются следующие стимулирующие налоговые и финансовые меры, в том числе:

  • введение налогового вычета по акцизам на сырье (нефтяное сырье, этан и СУГ) для новых производств нефтегазохимической промышленности(введенных с 2022 года), в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки этана;

  • переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающему заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ;

  • уточнение параметров режима в виде уплаты НДД в целях повышения бюджетной эффективности режима и действенности стимулов к эффективным инвестициям в добычу;

  • повышение эффективности деятельности институтов развития;

  • реализация механизма СПИК 2.0 и запуск механизма СЗПК.

Суть ЕНС сводится к тому, что налогоплательщики единовременно вносят обязательный платёж, не уточняя ни вида платежа, ни срока его уплаты, ни принадлежности к тому или иному уровню бюджета. Затем эта сумма поступает на счёт Федерального казначейства, а налоговые органы, основываясь на собственных данных, определяют судьбу этих средств.

В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.

Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.

Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.

Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:

  • общая численность штата не превышает 5 человек;
  • годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.

Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.

ФНС вводит единый счет для всех налогов

Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.

Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.

Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.

В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:

  • расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
  • сохранить освобождение от налога на движимое имущество;
  • рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.

Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.

Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ отменена необходимость некоторых компаний сдавать в ИФНС отчетность по налогу на имущество. К таким субъектам относятся организации, имеющих в собственности недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.

С 2022 года компании не будут включать в декларацию информацию о недвижимости, налоговая база по которой устанавливается как ее кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК).

Если у субъекта в прошедшем налоговом периоде были только эти объекты недвижимого имущества, то декларацию вообще сдавать не нужно будет. Это правило будет применяться к отчетности за 2022 год, а за 2021 год декларацию по недвижимости, облагаемой налогом на основании кадастровой стоимости, сдать придется.

Что касается недвижимости, налогооблагаемая база по которой определяется на основании среднегодовой стоимости, то обязанность компаний предоставлять налоговые декларации сохраняется. Отчетность также нужно будет сдавать не позже 30 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК).

При этом такая декларация, как и в 2021 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ).

Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

  • Неправильное указание НДС в документах;
  • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
  • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
  • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
  • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
  • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
  • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
  • Проверка корректности договоров в проводках.

С 2022 года компании в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, будут сами считать и платить налог на имущество без подачи деклараций. ИФНС будут направлять им сообщения об исчисленных суммах налога. Порядок направления этих сообщений и ответа на них такой же, как по транспортному и земельному налогам (абз. 3 п. 6 ст. 386 НК).

Сообщения передаются налоговиками в компании после окончания налогового периода и срока уплаты налога на имущество. Передача документа производится следующим образом:

  • в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
  • по Почте России заказным письмом;
  • лично руководителю или представителю компании под подпись о получении.

В сообщении обозначается объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, ставка налога и величина рассчитанного налога. Информацию для исчисления ИФНС самостоятельно получает из ЕГРН и госорганов, регистрирующих права на недвижимость.

При получении этого сообщения из ИФНС компания при несогласии с расчетом налога может подать налоговикам возражения и документы, подтверждающие правильность расчета налога. Это можно сделать в течение 10-ти дней с момента получения данного сообщения.

Заявить о налоговых льготах можно будет в любую ИФНС по выбору самой компании. Но данный момент касается только тех объектов недвижимого имущества, налогооблагаемая база по которым устанавливается как кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК).

В заявлении на льготы нужно указать объекты налогообложения и информацию о самих льготах с отсылкой на соответствующие нормы законодательства и сведения о документах, подтверждающих право на льготы.

Срок направления заявлений на льготы не ограничивается. Их можно подавать в любое удобное для компании время. В то же время непредставление заявления не лишает ее права на льготу. Если у ИФНС будет информация о том, что организация вправе получить льготу, то налог на имущество будет рассчитываться с учетом ее применения.

Единый налоговый платёж с 2023 года: что надо про него знать

В настоящий момент налог на имущество и авансы по нему уплачиваются в порядке и сроки, установленные законодательством субъектов РФ. Таким образом, сроки перечисления налога могут значительно различаться в зависимости от региона.

С 2022 года в России будут введены единые сроки уплаты налога на имущество компаний и авансов по нему.

По обновленной редакции п. 1 ст. 383 НК налог на имущество нужно будет платить не позже 1 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом. Авансы по нему нужно будет платить не позже последнего числа месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом.

Одновременно с этим региональные органы власти утратят право определять эти сроки через законодательство субъектов РФ. Однако они все же смогут влиять на сроки уплаты авансов по налогу на имущество. Так, они также смогут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков право не рассчитывать и не платить авансы по налогу на имущество в течение налогового периода (п. 6 ст. 382 НК).

Сейчас сроки уплаты налогов на имущество организаций и авансовых платежей по ним регионы России устанавливают сами. Но с начала 2022 года этот срок станет общим для всех — не позднее 1 марта следующего за налоговым периодом года. Это значит, что налог на имущество за 2021 год нужно заплатить до 1 марта 2022 года.

Авансовые платежи с начала 2022 года нужно вносить в течение месяца, который следует за истекшим периодом. Но не позже его последнего дня.

Владислав Мильченко, юрист:С 01 января 2022 года субъекты РФ больше не будут назначать свои сроки для уплаты налогов, отныне будут действовать единые сроки на всей территории страны. Авансовые платежи должны вноситься не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим периодом. А налог будет подлежать выплате не позднее 1 марта года, следующего за истекшим.

С 1 января 2023 года в налоговую декларацию не нужно включать сведения о налогах на имущество, для которого налог рассчитывается по его кадастровой стоимости. То есть, в декларации за 2022 год такие объекты упоминать не нужно. Только те, для которых налоги считаются по среднерыночной стоимости.

А если компания владеет только так называемой «кадастровой» недвижимостью, то декларацию за 2022 и последующие годы сдавать не нужно совсем. Если, конечно, в следующие годы компания не обзаведется имуществом, налоги на которое рассчитываются по среднерыночной стоимости.

Это изменение продолжает политику налоговой по отмене деклараций — с 1 января 2021 года их стало не нужно сдавать для транспортного и земельного налога организаций.

Так как с начала 2023 года сдавать декларации на недвижимость, налог для которой определяется по ее кадастровой стоимости, не нужно, то сумму налога будет рассчитывать ФНС. С 2023 года налоговая служба начнет направлять компаниям сообщения с указанием суммы такого налога.

Если сумма налога, которую рассчитает ФНС, будет неверной, то придется запрашивать в налоговой выписку из ЕГРН. Эта услуга бесплатная. Если выписка подтвердит расхождение в суммах, то нужно обратиться в налоговую, чтобы налог пересчитали.

Владислав Мильченко, юрист:С 1 января 2022 года, если «кадастровым» имуществом владеет несколько участников, то налог станет исчисляться пропорционально их долям в праве общей собственности.

  • Налог на имущество во всех регионах России платится по единому сроку — до 1 марта. А авансовые платежи — до конца следующего после налогового периода месяца.

  • Изменится порядок подачи заявления на налоговую льготу для недвижимости, налог на которую рассчитывается по её кадастровой стоимости — теперь это делают компании.

  • Если недвижимость компании уничтожена, то не нужно платить налог за месяц, в котором это произошло.

  • Декларации на имущество, налог для которого считается по его кадастровой стоимости, отменят. Если другого имущества у организации нет, то декларацию подавать не нужно.

  • Налоговая сама рассчитает сумму налога для «кадастровой» недвижимости и пришлет сообщение. Если сумма окажется неверной, то придется сверить данные с ФНС.

Мария Воронова

Для плательщиков он представляет собой единый способ исполнения своих обязанностей по уплате обязательных платежей в бюджет путём объединения их в единой точке одним платежным поручением без уточнения:

  • вида платежа;
  • срока его уплаты;
  • принадлежности к конкретному бюджету бюджетной системы РФ.

Важно, что применение ЕНП носит строго добровольный характер. То есть, можно платить налоги и по общим правилам.

ЕНП можно делать только в российских рублях.

Организации (ИП) нужно:

  1. Сделать с налоговым органом совместную сверку расчетов с бюджетом, которая покажет, что разногласий нет.
  2. Подать заявление о применении особого порядка уплаты (перечисления).

Такое заявление подают в налоговый орган по месту нахождения организации, месту жительства ИП в электронной форме по ТКС. Его форму и электронный формат утверждает ФНС России.

Срок подачи заявления – с 1 по 30 апреля 2022 года включительно, но не позднее 1 месяца после совместной сверки.

Обязанность по уплате налогов через единый налоговый платеж признаётся исполненной в 2-х случаях:

  • со дня предъявления в банк поручения на перечисление на счет Федерального казначейства денежных средств в качестве ЕНП (при наличии на нем достаточного остатка на день платежа);
  • со дня внесения физлицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи или в МФЦ наличных денежных средств для их перечисления в качестве ЕНП.

Госдума приняла закон об эксперименте по единому налоговому платежу для бизнеса

Это:

  • более комфортные условия для исполнения обязанности по уплате обязательных платежей;
  • сокращение издержек участников расчетно-кассовых операций;
  • меньше время оформления расчетных документов;
  • понятное и простое состояние расчетов плательщика с бюджетом.

Само собой, единый налоговый платёж также улучшит и упростит налоговикам контроль за уплатой налогов компаниями и ИП.

Закон принят и опубликован 29 ноября 2021 года, а единый налоговый платеж будет запущен для всех желающих ИП и юрлиц с 1 июля 2022 года.

Подчеркну, что переходить на единый налоговый платеж можно по желанию. Если привыкли делать платежи по текущим правилам, можно продолжать это делать и после 1 июля 2022 года.

  • Правильно рассчитать налоги, без пеней и штрафов.
  • Без ошибок заполнить документы и отчеты.
  • Оптимизировать свой бухучет и сэкономить на налогах.
  • Сократить время работы с бухгалтерской рутиной.
  • Уверенно действовать при проверках и в судах.

Принят Государственной Думой 16 ноября 2021 года

Одобрен Советом Федерации 19 ноября 2021 года

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. До утверждения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форм и форматов заявления о применении особого порядка уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в соответствии со статьей 45.2 Налогового кодекса Российской Федерации и уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов такие заявление и уведомление представляются по формам, которые рекомендованы федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Единый налоговый платеж для бизнеса: что это такое и как будет работать

Со следующего года таким способом смогут уплачивать обязательные платежи организации и индивидуальных предпринимателей. Воспользоваться новым порядком уплаты (перечисления) с помощью единого налогового платежа смогут организации и ИП, которые:

  • провели совместную сверку с налоговой инспекцией расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, по результатам которой не имеется разногласий;
  • подали заявление о применении особого порядка уплаты (перечисления) обязательных платежей.

Больше о едином налоговом платеже физического лица, читайте здесь: Уплата налога – дело добровольное?

Заявление о применении особого порядка уплаты (перечисления) необходимо подать в налоговую инспекцию по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. Такое заявление подается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с 1 по 30 апреля 2022 года, но не позднее месяца после осуществления совместной сверки расчетов. Форму заявления должна утвердить Федеральная налоговая служба.

Организации и индивидуальные предприниматели могут перечислять единый налоговый платеж в счет исполнения обязанности по уплате (перечислению) налогов (за исключением самостоятельно уплачиваемых физическими лицами налогов), авансовых платежей, сборов (за исключением государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ), страховых взносов, пеней, штрафов и процентов.

Больше о новом специальном налоговом режиме, читайте здесь: Автоматизированная УСН – кто окажется в выигрыше?

Перешедшие на единый налоговый платеж организации и ИП обязаны представлять в налоговую инспекцию уведомление об исчисленных суммах налогов, авансов и страховых взносов. Срок представления таких уведомлений – не позднее чем за 5 дней до срока уплаты соответствующего платежа. При этом уведомление в отношении НДФЛ необходимо представлять не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты дохода.

Единый налоговый платеж организации, индивидуального предпринимателя может быть произведен за налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) иным лицом. При этом указанный плательщик не вправе требовать возврата единого налогового платежа, перечисленного за налогоплательщика-организацию или ИП (плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, налогового агента).

В случае если денежных средств, уплаченных в качестве единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя, недостаточно, то для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, будет применяться зачет. Зачет осуществляется с соблюдением последовательности, пропорционально суммам обязательных платежей.

Если вам нужен квалифицированный и опытный юрист по налогообложению, обращайтесь в центр Кирпиков и партнеры.

Как и в предыдущие 2 года, в 2022 году увеличение минимальной заработной платы (а соответственно, и суммы налогов, подлежащих уплате) в течение года произойдет дважды. Сначала, 1 января 2022 минимальная зарплата увеличится до 6500 грн, а прожиточный минимум (для трудоспособных лиц) – до 2481 грн, а потом 1 октября 2022 года произойдет повторное увеличение минимальной зарплаты уже до 6700 грн, что снова приведет к увеличению налогов, подлежащих уплате в бюджет.

Предельные сроки уплаты единого налога для плательщиков:
1) первой и второй групп – ежемесячно авансом не позже 20 числа текущего месяца;
2) третьей группы единого налога за:
I квартал – 20 мая 2022 года;
II квартал – 19 августа 2022 года;
III квартал – 21 ноября 2022 года;
IV квартал – 20 февраля 2023 года.

Важно!
Обратите внимание, что для плательщиков единого налога первой и второй групп сроки уплаты единого налога НЕ переносятся. Таким образом, если срок уплаты (20-е число) попадает на выходной (нерабочий) день, единый налог необходимо уплатить в последний рабочий день перед 20 числом.

При этом имейте в виду: если вы оплачиваете налоги в вечернее время (после 16:00 – 17:00), то они будут зачислены в бюджет только на следующий день. Таким образом, чтобы избежать лишних споров с фискальными органами, старайтесь не дотягивать с уплатой единого налога до последнего дня, а если так случилось, то уплачивайте его хотя бы до обеда.

Единый налоговый платеж для организаций и ИП: закон принят

Единый счет – это счет, который может использоваться для уплаты денежных обязательств и/или налогового долга по налогам и сборам, ЕСВ и другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы (п. 351.1 НК).

Единый счет – это один счет для уплаты налогов и сборов всеми налогоплательщиками (как юридическими, так и физическими лицами).

Единый счет открывается в Казначействе на имя налоговой службы, однако деньги, которые учитываются на этом счете, налоговой не принадлежат (п. 4, 5 Порядка № 321).

На единый счет можно перечислять все налоги и сборы, кроме (п. 351.1 НК):

  • денежных обязательств и/или налогового долга по НДС;
  • акцизного налога с реализации горючего и спирта этилового;
  • части чистой прибыли (дохода), перечисляемой в бюджет государственными и коммунальными унитарными предприятиями и их объединениями.

Сразу отмечу, что использование единого счета не является обязательным для налогоплательщиков. Если вы не хотите использовать единый счет, никто вас не заставит это делать: вы можете уплачивать налоги и сборы на разные счета (как раньше).

Если же вы посчитаете удобным такое нововведение, тогда вам нужно подать уведомление об использовании единого счета через электронный кабинет. Скорее всего, в ближайшее время будет утвержден идентификатор формы такого уведомления или же об использовании единого счета можно будет сообщить в произвольной форме через меню «Листування з ДПС». Ждем в ближайшее время разъяснение налоговой по этому поводу.

Аналогичным образом, то есть направив уведомление через электронный кабинет, налогоплательщик может отказаться от использования единого счета.

На заметку! Если у налогоплательщика-юрлица есть обособленные подразделения, то уведомления об использовании единого счета или же об отказе от его использования подаются таким юрлицом по каждому обособленному подразделению (п. 6 Порядка № 321).

Важно помнить, что налогоплательщик имеет право уведомить налоговую об использовании единого счета или же об отказе от его использования только один раз на протяжении календарного года (п. 6 Порядка № 321).

Использование единого счета начинается с рабочего дня, следующего за днем подачи уведомления. Например, если налогоплательщик подал уведомление об использовании единого счета 21.01.21 г., то он может начать его использовать уже с 22.01.21 г.

А вот если подано уведомление об отказе, то прекратить использование единого счета налогоплательщик сможет лишь с 1 января следующего года. Например, налогоплательщик подал уведомление о прекращении использования единого счета 10.02.21 г. Значит, прекратить его использовать он сможет только с 01.01.22 г.

Имейте в виду! Вы решили попробовать работать с единым счетом в 2021 году и уже готовы отправить уведомление? Тогда вам следует знать: если вы потом передумаете, вам придется использовать единый счет для уплаты налогов и сборов до конца 2021 года.

Также следует помнить, что если налогоплательщик, который использует единый счет, по привычке перечислит деньги для уплаты налога (сбора) на бюджетный счет такого налога (сбора) (кроме НДС, акциза и госдивидендов), такие средства будут считаться ошибочно уплаченными (они будут возвращены на текущий счет налогоплательщика в банке).

Для уплаты денежных обязательств и/или налогового долга (задолженности) по налогам и сборам, ЕСВ и другим платежам на единый счет зачисляются средства (п. 10 Порядка № 321):

  • уплаченные с текущего счета налогоплательщика в банке;
  • взимаемые налоговой с текущего счета налогоплательщика в банке;
  • взимаемые в рамках исполнительного производства по налогам и сборам, ЕСВ и другим платежам, поступившим с депозитных счетов органов государственной исполнительной службы;
  • ошибочно и/или излишне уплаченные суммы денежного обязательства и пени – в порядке, определенном ст. 43 НК;
  • ошибочно уплаченные суммы ЕСВ.

С единого счета средства перечисляются:

  • на бюджетные счета – для зачисления поступлений и/или на небюджетные счета органов ГНС, открытые в Казначействе – для зачисления ЕСВ;
  • на текущий счет налогоплательщика в банке – если они являются ошибочными и/или излишне уплаченными.

Обязательство перечислить деньги на единый счет для уплаты налогов и сборов считается исполненным с момента инициирования перевода (п. 35.2 НК). То есть в момент подачи платежного поручения на уплату налогов (сборов).

Перечисленные налогоплательщиком суммы налоговая сама распределяет на основании реестров, которые направляет ежедневно (за исключением выходных и праздничных дней) в Казначейство в разрезе каждого налогоплательщика. На основании такого реестра Казначейство перечисляет деньги в соответствующий бюджет (п. 351.4 НК).

При формировании реестра налоговая руководствуется, в частности, информацией, которая содержится (п. 351.5 НК):

  • в расчетных документах на зачисление средств на единый счет (платежных поручений);
  • в поданных налогоплательщиком налоговых декларациях (расчетах), отчетах по ЕСВ, по которым наступил срок уплаты налоговых обязательств с учетом поданных уточняющих расчетов.

Иными словами, если деньги на единый счет перечисляются для уплаты обязательств по декларации, налоговая при формировании реестра будет руководствоваться данными деклараций. А если деньги перечисляются, например, для уплаты НДФЛ, военного сбора и ЕСВ при выплате зарплаты – тогда будет использоваться информация из платежного поручения.

Важный нюанс! Информация о движении средств на едином счете будет доступна плательщику в электронном кабинете в актуальном состоянии (п. 8 Порядка № 321).

Погашение обязательств по налогам (сборам) за счет сумм, поступивших на единый счет, будет осуществляться в порядке очередности, установленной п. 351.6 НК, а именно:

  • в первую очередь – будет погашаться недоимка по ЕСВ;
  • во вторую очередь – налоговый долг по налогу или сбору, задолженность по другим платежам согласно очередности их возникновения, с учетом положений п. 131.2 НК;
  • в третью очередь – денежные обязательства, определенные на основании налоговых уведомлений-решений (далее – НУР), в хронологическом порядке поступления расчетных документов на зачисление средств на единый счет, если такие расчетные документы содержат дату и номер соответствующего НУР;
  • в четвертую очередь – определенные налогоплательщиком (налоговым агентом) денежные обязательства по общегосударственным налогам и сборам, местным налогам, ЕСВ – в хронологическом порядке поступления расчетных документов на зачисление средств на единый счет, если такие расчетные документы содержат информацию о назначении соответствующего платежа и его получателе;
  • в пятую очередь – денежные обязательства по общегосударственным налогам и сборам в хронологическом порядке поступления налоговых деклараций (расчетов), в сумме налоговых обязательств соответствующего налогового периода, с учетом сроков уплаты;
  • в шестую очередь – денежные обязательства по местным налогам в хронологическом порядке поступления налоговых деклараций (расчетов), в сумме налоговых обязательств соответствующего налогового периода, с учетом сроков уплаты;
  • в седьмую очередь – другие платежи в хронологическом порядке поступления расчетных документов на зачисление средств на единый счет, если такие расчетные документы содержат информацию о назначении соответствующего платежа и его получателя.

Внимание! Получается, что если налогоплательщик перечисляет на единый счет сумму для уплаты, например, налога на прибыль, но при этом у него есть недоимка по ЕСВ, то поступившие деньги будут направлены на погашение недоимки по ЕСВ. А денежное обязательство по налогу на прибыль останется неуплаченным.

Как видите, с одной стороны, использование единого счета может быть удобным, особенно потому что бюджетные счета довольно часто меняются. Но, с другой стороны, есть явный минус: вы не сможете отказаться от использования единого счета до конца года. И существует очередность погашения обязательств, которая вас может не устроить. Кроме того, в ходе использования единого счета на практике, несомненно, появятся и другие вопросы и проблемы.

Источник: «Баланс» № 1-2, который выходит из печати 11.01.21 г.

С 01.01.2021 по 30.04.2021 будет удействовать переходный период параллельного функционирования двух счетов:

  • закрывающихся банковских счетов № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети ЦБ РФ;
  • вновь открываемых казначейских счетов для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытых органам Федерального казначейства.

Завершить переход на вновь открываемые казначейские счета планируется 1 мая 2021 года.

В связи с этим налоговым органам дано поручение по:

  • актуализации справочника ССБ «Счета органов Федерального казначейства» (SSB1) в соответствии с Приказом ФНС от 27.12.2013 № ММВ-7-6/650@;
  • информированию налогоплательщиков о корректном заполнении реквизитов казначейских счетов в платежках.
  • Начиная с 2021 года в платежных поручениях на уплату налогов и взносов плательщики будут указывать новые счета Федерального казначейства, а также новый дополнительный реквизит — номер счета, входящего в состав ЕКС.
  • Для перехода на новые реквизиты планируется переходный период, действующий с 1 по 30 апреля 2021 года, когда допускается указывать как новый, так и старый казначейский счет. С 1 мая 2021 года можно указывать только новый счет.
  • Плательщикам бюджетных платежей необходимо проконтролировать в 2021 году, чтобы платежные реквизиты в учетных программах были обновлены.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *