Нужно ли переоформлять субсидию на оплату коммунальных услуг в июле в 2022 году

Автор: | 20.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли переоформлять субсидию на оплату коммунальных услуг в июле в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

До сих пор жилищная субсидия предоставлялась:

  1. наличными — так госпомощь получали почти 95% субсидиантов,
  2. в безналичной форме — 160 тыс. или 5% домохозяйств средства возвращались на банковские карты.

С 1 мая все будут получать соцпомощь только наличными. Получатель субсидии самостоятельно должен оплачивать коммунальные услуги, а назначенную компенсацию ему будут возвращать «живыми» деньгами.

Новые правила оформления жилищных субсидий: кто останется без помощи

Еще одним новшеством является отмена комиссий, которые решали вопрос назначения субсидий в отдельных случаях. Отныне этим будут заниматься непосредственно органы социальной защиты населения на основании представленных документов.

В Минсоцполитики уверяют, что это уменьшает бюрократичность процедуры и благодаря этому срок назначения субсидии сокращается. У комиссий это занимало до 30 дней. Теперь процедура будет происходить в 10-дневный срок.

    • Субсидия

    Заместитель министра социальной политики Виталий Музыченко говорит, что подать заявление на назначение субсидии можно несколькими способами:

    • лично обратившись в Центр предоставления административных услуг;
    • обратившись в орган соцзащиты;
    • оформив заявку на сайте Минсоцполитики;
    • отправив пакет документов (заявление и декларацию о доходах) по почте на адрес органа соцзащиты.

    Деякі питання призначення житлових субсидій

    В Министерстве социальной политики на прошлой неделе сообщили, что повторно подать декларации в органы соцзащиты должны будут примерно 15% субсидиантов. В прошлом отопительном сезоне субсидии получало около 6,5 млн домохозяйств, следовательно, новые правила могут затронуть как минимум один миллион семей. Им либо пересчитают суммы субсидий на основании новых данных, либо вообще лишат льгот.

    Виталий Музыченко уверяет, что у министерства нет расчетов относительно того, сколько украинцев останется без субсидий в следующем отопительном сезоне. «На сегодня оперировать какими-то цифрами было бы бессмысленно. Мы не ставили задание сократить расходы и количество субсидиантов. Единственная задача, которую мы перед собой ставили — сделать систему более справедливой, — пояснил изданию чиновник. — Практика показала серьезные недостатки в программе жилищных субсидий по части имущественного состояния. Теперь критерий имущественного состояния наравне с доходами является условием для получения субсидии».

    О том, что программа жилищных субсидий чересчур расточительна, правительству давно указывали в МВФ, рекомендуя провести верификацию – проверку, получателей субсидий. После повышения тарифов на газ субсидии стали одной из самых затратных статей расходов госбюджета. В этом году в госказне на эти цели предусмотрено почти 71 млрд гривен, в прошлом году было потрачено около 70 млрд гривен.

    До последнего времени власти не спешили с верификацией, поскольку, во-первых, это требовало значительных человеческих и денежных ресурсов, а, во-вторых, это явно непопулярная мера для граждан. «Вы считаете, что кто-то пойдет проверять, сколько человек реально получает субсидию?», — говорил в интервью РБК-Украина в ноябре прошлого года министр социальной политики Андрей Рева.

    Внезапно риторика министра стала более жесткой в отношении субсидиантов, которые, по его словам, зачастую являются «достаточно небедными людьми». «Как правило, такие лица проживают в элитном жилье, или после оформления жилищной субсидии осуществляют дорогостоящие покупки на сотни тысяч гривен и при этом декларируют или отсутствие доходов, или их незначительный размер», — заявил министр в пятницу, 4 мая. Он уточнил, что в прошлом отопительном сезоне субсидии получало 23,4 тысяч семей, проживающих в домах площадью более 200 кв. м, а также 28,5 тысяч семей — в квартирах более 120 квадратных метров.

    Большинство таких случаев зафиксировано на Западной Украине, уточнил Андрей Рева. «Если мы говорим о соотношении уровня доходов населения и наличия соответствующей недвижимости, то у нас явно чувствуется серьезный перекос. В тех регионах, где у нас самая высокая заработная плата, элитная недвижимость в меньшей мере попадает под субсидию, а там, где и доходов нет, почему-то на руках огромные элитные дома, за которые мы с вами вместе оплачиваем жилищно-коммунальные услуги», — пояснил министр. В следующем отопительном сезоне семьям, владеющим элитной недвижимостью, придется платить за «коммуналку» в полном объеме. Исключение сделали только для детдомов семейного типа, приемных и многодетных семей.

    Ключевые изменения в правилах назначения субсидий касаются «теневых» доходов граждан. В прошлом отопительном сезоне, по словам Ревы, в 925 тысячах семей, получающих субсидии, проживали граждане, декларировавшие полное отсутствие доходов. В понимании государства эти люди работают «в тени», получая «зарплаты в конвертах». Поэтому теперь нетрудоустроенным гражданам, претендующим на субсидии, придется либо обратиться в центр занятости, став на учет, либо — найти работу. По решению комиссии таким лицам могут назначить субсидию, но при определении суммы по умолчанию посчитают им в доход три прожиточных минимума – 5286 гривен.

    В категорию «безработных» потенциально могут попасть и трудовые мигранты, которые при обращении за субсидией зачастую декларируют «нулевые» доходы. Для них введен новый критерий: в случае нахождения человека за границей более 60 дней подряд по умолчанию считается, что он получает там доходы и потому права на субсидию не имеет.

    Еще одна категория «коммунальных аферистов» – якобы неполные семьи. «Имеется в виду муж, жена и несовершеннолетние дети, которые в принципе должны проживать одной семьей, но по тем или иным причинам они зарегистрированы по разным адресам. Мы проанализировали и выяснили, что, как правило, так делается, чтобы получить жилищную субсидию. Не могу сказать, что таких случаев сотни тысяч, но все-таки подобные вещи стали массовыми «, — пояснил Виталий Музыченко. В таких случаях если, к примеру, муж с женой зарегистрированы по разным адресам, доходы семьи будут учитываться как совместные.

    Но бывают и противоположные ситуации, когда в семье проживает меньше людей, чем по факту зарегистрировано. К примеру, когда в селе у родителей зарегистрированы дети, но на самом деле они работают и снимают жилье в городе. Подобные случаи рассматриваются индивидуально, и по решению комиссии доходы не проживающих по адресу граждан не учитываются при определении суммы субсидии. «Таких случаев было много. И теперь таким домохозяйствам действительно нужно подать новое заявление и декларацию. Для чего? Эти дети могли вернуться, и, возможно, теперь они проживают с родителями. Если будет установлено, что они все-таки проживают вместе, то доход этих граждан будет учитываться в общий доход семьи. Если будет доказано, что они продолжают проживать отдельно, то решением комиссии их исключат из состава семьи и все будет как раньше», — уточнил Музыченко.

    Как будут проверять субсидиантов? В Минсоцполитики уверяют, что у органов соцзащиты на местах есть доступ к информации, позволяющий отслеживать и выявлять большинство случаев нарушений с субсидиями. «Верификация происходит на этапе назначения – человек подает заявление и декларацию, остальную информацию управление соцзащиты собирает самостоятельно. Для этого органы соцзащиты подают запросы в Государственную фискальную службу, Пенсионный фонд, запрашивают информацию у поставщиков услуг, а также у органов исполнительной власти на местах о составе семьи. Когда вся эта информация собирается, на ее основании принимается решение о предоставлении субсидии», — разъяснил РБК-Украина Музыченко.

    Отслеживать тех, кто попадает под новые критерии, чиновники также смогут, даже если граждане сами не станут уточнять информацию о своих доходах и членах семьи. «Есть семьи, которые получали субсидии, и в которых комиссии уже исключили отдельных членов семьи. Их несложно вычислить. Что же касается «нулевых» доходов или доходов меньше прожиточного минимума, то это можно выяснить после того, как мы обменяемся данными с ГФС и Пенсионным фондом. Общей базы у нас нет, но обмен базами данными мы осуществляем», — пояснил чиновник Минсоцполитики, отметив, что семьи, где есть безработные трудоспособные лица, будут идентифицированы уже через месяц.

    «С автомобилями сложнее – мы пока даем возможность гражданам задекларировать, но через полгода мы получим информацию от МВД, и в любом случае будет ясно, кто задекларировал, а кто нет. Тогда будет больнее возвращать существенную сумму использованной субсидии», — добавил чиновник. В дальнейшем, по его словам, когда полноценно заработает единый реестр получателей субсидий, обнаруживать случаи нарушений и несовпадения информации станет проще.

    Важно отметить, что ключевая роль в принятии решения о назначении субсидии или в ее отказе отведена комиссиям на местах. По словам Виталия Музыченко, проблема в том, что выписать четкие критерии для всех 100% случаев, которые могут произойти в конкретной семье, невозможно, как бы власти не пытались это сделать.

    «По новым правилам субсидия не назначается при наличии автомобиля моложе пяти лет. Это может быть Lexus или Mercedes стоимостью два миллиона гривен, а может быть Lanos, купленный в кредит четыре года назад, который семье еще три года предстоит погашать», — говорит чиновник. Музыченко поясняет, что и дорогое авто, и относительно дешевое, формально соответствуют критерию, потому субсидию в таких случаях не должны давать. «Но комиссия на основании акта обследования жилищно-бытовых условий принимает решение, выясняя, что это за авто, когда его купили и так далее, — рассказывает чиновник. — И если это единственный критерий, который не отвечает условиям назначения субсидий, — к примеру, средний доход составляет 5-8 тысяч гривен, из которых еще две тысячи платят по кредиту — то, думаю, в таком случае комиссия примет позитивное решение, и субсидию назначат».

    Ужесточение правил назначения субсидий в правительстве преподносят как переходной этап к монетизации коммунальных льгот на уровне населения. Законом о ЖКХ предусмотрено, что выплаты субсидий напрямую домохозяйствам начнутся с января 2019 года. Суть монетизации в том, что граждане будут получать деньги на руки и самостоятельно оплачивают коммунальные услуги. Сейчас средства из госбюджета перечисляют поставщикам услуг, минуя субсидиантов. В Кабмине уверяют, что с началом монетизации у населения появится стимул к экономии энергоресурсов, поскольку часть субсидии будет оставаться для личных нужд субсидиантов.

    Напомним, еще в прошлом году в экспериментальном порядке власти по результатам отопительного сезона стали возвращать гражданам, потребляющим энергоресурсы меньше соцнормативов, на руки около 700 гривен в виде сэкономленной субсидии. Как этот механизм будет реализован в будущем – в правительстве пока не говорят. «Здесь нужно искать наиболее взвешенные решения, одним из которых может стать целевое использование средств, которые государство будет перечислять гражданам для оплаты коммунальных услуг», — пояснил Виталий Музыченко. Напомним, в конце прошлого года Андрей Рева говорил, что монетизация на уровне населения преждевременна из-за большого количества домохозяйств, получающих субсидии, и низких доходов граждан, у которых возникнет соблазн тратить деньги не на оплату коммунальных квитанций, а на личные нужды.

    Переоформлять документы на субсидию нужно, если они подавались в начале прошлого отопительного сезона, а средства на пособие перечислялись в Ощадбанк, который и оплачивал коммунальные услуги. Эта категория граждан не подпадает под автоматическое переназначение. Повторно подать пакет документов нужно для того, чтобы получатель льготы самостоятельно указал, куда перечислять деньги — на отделение почты или банковскую карту.

    Субсидий лишат в случае:

    • покупки квартиры, земельного участка, транспортного средства (кроме мопеда или прицепа), товаров долгосрочного использования на сумму свыше 50 тыс. грн на протяжении года предшествующему году обращения за субсидией);
    • наличия депозита свыше 56 750 грн;
    • покупки-продажи валюты и банковских металлов на протяжении года до года обращения за субсидией на сумму свыше 50 тыс. грн;
    • непрерывного пребывания за границей свыше 60 дней, кроме пребывания на лечении, в командировке, присмотра за ребенком;
    • наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг свыше трех месяцев и по оплате алиментов свыше трех месяцев;
    • если субсидиант не вернул излишне перечисленную субсидию;
    • наличия автомобиля, которому меньше пяти лет с даты выпуска;
    • если в семье больше одного автомобиля, которому с даты выпуска меньше 15 лет;
    • субсидиант нигде не учился, не работал, не имел статус безработного.

    По словам Марии Яковлевой, всеобщее декларирование позволит оперативно выявлять теневые доходы, а также наличие имущества, оформленного на других людей.

    Необходимо при начислении субсидий учитывать пересечение границы не только на период свыше 60 дней, так как «состоятельных» субсидиантов можно мониторить по количеству выездов в год за рубеж на отдых, говорит эксперт.

    Если в прошлом году помощь продлевали автоматически – в случае отсутствия вопросов к получателю, то в 2021-м переподавать документы придется всем.

    Субсидии назначаются на отопительный сезон с 1 октября по 30 апреля и на неотопительный сезон с 1 мая по 30 сентября.

    «Документы рассматривают в течение 30 дней, поэтому есть смысл подавать документы заранее, за 2-3 месяца, чтобы была возможность вовремя получить субсидию», – посоветовала Мария Яковлева.

    Чтобы получить госпомощь на оплату жилищных услуг, необходимо предоставить такие документы:

    • паспорт или другое удостоверение личности;
    • заявление;
    • декларацию о доходах и расходах;
    • справки о доходах, информация о которых отсутствует в налоговых органах, Пенсионном фонде, фондах социального страхования и т.п.;
    • копию договора о реструктуризации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг (в случае ее наличия);
    • договор аренды жилья (в случае наличия).

    Заявление и декларацию о доходах и расходах можно подать в электронном виде при наличии цифровой электронной подписи.

    Также есть возможность пройти регистрацию и подать документы с помощью идентификации BankID.

    «Эта возможность позволит не стоять в очередях, существенно сэкономить время, силы и здоровье при получении субсидии», – констатировала Мария Яковлева.

    более 30 онлайн-сервисов!

    Ставка — от 0.01%

    Срок — до 180 дней

    Сумма — до 20 000 грн.

    Автоматическое переоформление субсидий заканчивается: кому откажут в выплатах

    • Адвокаты
    • Юристы
    • Нотариусы
    • Суды
    • Прокуратуры
    • Налоговые инспекции
    • Государственные администрации
    • Пенсионные фонды
    • Полиция
    • Центры занятости
    • Винница
    • Днепр
    • Житомир
    • Запорожье
    • Ивано-Франковск
    • Киев
    • Кропивницкий
    • Луцк
    • Львов
    • Николаев
    • Одесса
    • Полтава
    • Ровно
    • Сумы
    • Тернополь
    • Ужгород
    • Харьков
    • Херсон
    • Хмельницкий
    • Черкассы
    • Чернигов
    • Винница
    • Днепр
    • Житомир
    • Запорожье
    • Ивано-Франковск
    • Киев
    • Кропивницкий
    • Луцк
    • Львов
    • Николаев
    • Одесса
    • Полтава
    • Ровно
    • Сумы
    • Тернополь
    • Харьков
    • Херсон
    • Хмельницкий
    • Черкассы
    • Чернигов

    С 1 января 2022 года для получения жилищной субсидии не нужны справки об отсутствии задолженности за коммунальные услуги*, в т.ч. за электроэнергию.

    При этом данные о платежах социальные службы будут запрашивать у поставщиков услуг через систему ГИС ЖКХ.

    Если есть подтверждённая вступившим в законную силу судебным актом непогашенная задолженность по оплате коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года, субсидия не предоставляется.

    Т.е. резюмируем: за справками больше ходить не нужно, но и долги копить не надо.

    Чтобы не попасть в замкнутый круг, когда при наличии долга невозможно получить субсидию, которая помогла бы погасить долг, рекомендуем не запускать ситуацию и решать вопрос с субсидией своевременно.

    Субсидия начисляется тем, у кого:

    · коммунальные платежи составляют более 22% от семейного бюджета

    · нет лишних квадратных метров (норматив рассчитывается из расчета: по 18 кв. м на семью из 3 и более человек, 42 кв.м. — на двоих, 33 кв.м. — для одинокого человека)

    Как рассчитать — положена ли субсидия на оплату услуг ЖКХ?

    Сложите доходы всех домочадцев за последние 6 месяцев и разделите его на количество месяцев — шесть. Это и есть среднемесячный доход, который нужно сравнить с ежемесячным платежом по коммунальным квитанциям и высчитать – сколько процентов дохода вы тратите на оплату услуг.

    В доходы засчитываются:

    · официальные зарплаты

    · государственные выплаты, как единоразовые, так и ежемесячные

    · алименты

    · проценты по банковским вкладам

    · прибыль от продажи недвижимости

    · доходы, которые приносит личное подсобное хозяйство

    · стипендии

    · пенсии

    Где подать заявление на субсидию?

    Заявление на оформление субсидий подается в органы соцзащиты. Но ходить к ним не нужно – документы подаются через МФЦ.

    *Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 №1130 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

    Право на получение жилищных субсидий имеют семьи, у которых плата за жилищно-коммунальные услуги больше определенного для них обязательный платеж.

    Сейчас обязательный процент платежа рассчитывается индивидуально для каждой семьи по установленной формуле и зависит исключительно от доходов семьи:

    1. Исчисляется среднемесячный совокупный доход домохозяйства.
    2. Среднемесячный совокупный доход делится на количество членов домохозяйства, и определяется среднемесячный доход на одного человека.
    3. Доход на одного человека делится на размер прожиточного минимума на одного человека в расчете на месяц, установленного на 1 января года, с которого назначается субсидия (размер прожиточного минимума на 01.01.2021 составляет 2189 грн).
    4. Полученный результат делится на 2, а затем умножается на 20%, и таким образом определяется процент от среднемесячного совокупного дохода.

    Согласно Постановлению правительства, до завершения карантина, установленного с целью предотвращения распространения Covid-19, и в следующем месяце после отмены карантина вместо 20% от базовой нормы платы за жилищно-коммунальные услуги применяется 15%.

    После этого рассчитывается размер обязательной части платежа: обязательный процент платежа умножается на среднемесячный совокупный доход домохозяйства.

    Гражданин должен предоставить:

    • заявление о назначении жилищной субсидии (по установленной форме),
    • декларацию о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением жилищной субсидии (по установленной форме),
    • договор найма (аренды) жилья (при наличии),
    • справки о доходах (в случае указания в декларации доходов, информация о которых отсутствует в ГФС, ПФУ).

    Заявление и декларация могут быть отправлены по почте или в электронном виде с использованием информационных систем.

    Для рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции комиссии, в случаях, предусмотренных Положением, структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения может предложить лицу, которое обращается за назначением жилищной субсидии, подать дополнительные документы, которые не предусмотрены положением, но необходимы для рассмотрения комиссией.

    Кому прекратят выплату жилищных субсидий и зачем их нужно переоформлять

    В Разделе ІІ декларации следует указывать все данные (ФИО на укр.яз. полностью, родственную связь с прописанными, дату рождения, паспорт/свидетельство о рождении, идентификационный налоговый номер) про непрописанных членов семьи (мужья, жены, несовершеннолетние дети, либо родители прописанных несовершеннолетних детей).

    Если все члены одной семьи прописаны по одному адресу, то во второй раздел ничего писать не нужно.

    По Закону 5492-VI (точнее в изменениях № 1474-VIII от 14.07.2016), статья 21. Каждый гражданин Украины обязан иметь паспорт с 14 лет, аналогично с этого возраста обязательно иметь ИНН (хотя его вообще-то можно получить сразу после получения свидетельства о рождении ребёнка). С момента принятия этого закона, доходы для субсидии (а, соответственно-обязательно: паспорт и ИНН) обязательно следует указывать уже с 14 лет.

    Раздел III декларации предназначен для указания видов и источников доходов зарегистрированных лиц. Для расчета субсидии за жилищно-коммунальные услуги берется в расчет среднемесячный доход за два квартала до начала месяца, предшествующего месяцу, с которого назначается субсидия. Субсидия на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного топлива, — исходя из размера дохода за предыдущий календарный год.

    После внесения всех данных заполненные бланки заявления и декларации необходимо подать в соответствующее территориальное подразделение органов социальной защиты. Это можно сделать лично либо отправить по почте заказным письмом. Жители сел могут передать заполненные документы через уполномоченных сотрудников сельских советов, которые затем доставляют их в органы социальной защиты.

    Арендаторам жилья, оформляющим субсидию на свое имя, необходимо с заявлением и декларацией подавать копию договора аренды (либо копию справки ВПЛ).

    Сотрудники социальных служб проверяют всю указанную информацию через фискальную службу, Пенсионный фонд и другие организации, а также связываются с поставщиками коммунальных услуг. В течение 10 дней после получения всей необходимой информации, заявителю дается ответ по номеру телефона, который указан в заявлении, либо письмом на адрес претендента на субсидию. Ответ дается в любом случае, даже если в субсидии будет отказано (при подаче заявлений после 01.01.20 г. должно приходить смс о зачислении субсидийных средств на спец.счёт от АТ «Ощадбанк» на указанный в заявлении мобильный номер заявителя на субсидию).

    Обратиться за помощью государства по оплате услуг ЖКХ могут граждане России любых социальных категорий. Одна семья или человек имеет право на получение только одной субсидии.

    Право на субсидию имеют:

    1. Те, кто снимает жилье у государства по договору социального найма.
    2. Те, кто снимает жилье у других людей.
    3. Члены жилищных кооперативов.
    4. Собственники жилых помещений.

    Кроме россиян, претендовать на субсидию имею право также граждане Белоруссии и Киргизии, если они имеют постоянную регистрацию на территории России. Они также должны быть собственниками или официальными нанимателями жилых помещений либо участниками кооперативов.

    В случае отсутствия доходов (например, для школьников и учащихся очного отделения вузов) нужны справки об обучении, а также (это только для студентов) об отсутствии стипендии. Если человек проходит длительное лечение в стационаре, ухаживает за своим несовершеннолетним ребенком в связи с его лечением, находится в декретном отпуске — нужны справки об этом из медучреждений.

    Также на субсидию на оплату ЖКУ (при выполнении всех прочих требований) можно претендовать, если кто-то из членов семьи служит в армии по призыву, осужден, признан безвестно отсутствующим, находится на принудительном лечении по решению суда, умер или объявлен умершим, вам могут предоставить субсидию на оплату ЖКУ (при выполнении всех прочих требований), если вы и/или другие члены вашей семьи живут там же, где раньше жили с этими членами семьи. Для этого дополнительно нужно представить:

    • документы, подтверждающие причину выбытия этих членов семьи;
    • документы, подтверждающие, что вы постоянно жили вместе с ними до их выбытия в этом жилом помещении.

    Новые правила компенсации ЖКХ вступят в силу с 1 января 2021 года

    Да, если это дети или родители владельца жилья.

    Субсидия может предоставляться в размерах той доли, которая закреплена за гражданином, подающим документы на субсидию. Если все владельцы совершеннолетние и имеют право на помощь, можно просто подать документы одновременно, чтобы получить субсидию.

    Регулярно разрабатываются новые положения на государственном уровне, но местные власти могут составить адресную или общую помощь на своем, местном уровне. Все зависит от руководителей и направления их политики.

    В части регионов можно получать субсидию, если просто доходы не позволяют оплачивать счета на коммуналку. Но придется доказывать, что доходов действительно нет. Главное – чтобы не было долгов по коммунальным платежам, иначе помощь могут и не дать.

    По словам Бориса Кушнирука, не все украинцы смогут оплатить коммунальные услуги, даже имея субсидию, что приведет к накоплению долгов.

    В осенний и зимний периоды объем платежей растет, соответственно растет и задолженность за жилищно-коммунальные услуги. Весной объем падает, а летом эта задолженность, как правило, гасится. Невежество и коррупция всегда приводят к проблемам, — резюмировал Кушнирук.

    Миллионы украинцев рассчитывают на помощь от государства этой осенью и после нее. Однако новая система начисления субсидий не меняет основной проблемы — стоимости коммунальных услуг. Покупательная способность украинцев является самой низкой в Европе, поэтому для многих из них коммунальная платежка — это большие проблемы для семейного бюджета.

    В то же время и состоятельные граждане, которые паразитируют на государственном бюджете, также всегда будут находиться: без сомнения с ними также нужно бороться. Однако пока украинцы не будут иметь возможности зарабатывать достаточно, чтобы покрывать свои расходы, до этого времени они и не смогут слезть с субсидиарной «иглы».

    Ранее скидка отображалась непосредственно в квитанциях на ЖКУ. Ныне помощь предоставляется только в денежной, наличной или безналичной, форме. Цены в платежках указываются полностью.

    На объем помощи влияют два основных фактора:

    1. Количество потребляемых услуг и тарифы на них;
    2. Число членов домохозяйства и их суммарные доходы.

    Механизм расчета устроен таким образом, чтобы наибольшую помощь получили домохозяйства с наименьшими доходами и с наибольшими тратами на ЖКУ.

    Размер поддержки утверждается на 12 месяцев, но пересчитывается отдельно для отопительного и неотопительного периодов: летом компенсация часто вовсе не начисляться из-за отсутствия расходов на отопление.

    Каждому домохозяйству сумма высчитывается в индивидуальном порядке. Однако предварительно ее можно просчитать и самому.

    Для этого, используя нижеприведенную формулу, необходимо узнать уровень оплаты за ЖКУ, который субсидианты будут обязаны заплатить из собственных средств – так называемый обязательный платеж:

    Среднемесячный доход домохозяйства на каждого члена семьи/на прожиточный минимум (2189 грн с 1 декабря 2020 года)/2×15%.

    Премьер поручил разработать механизм субсидий на электрообогрев квартир

    Согласно схеме, в семье из 4 человек с ежемесячным доходом в 20 тыс. грн. на каждого домочадца приходится по 5 тыс. грн.

    5 тыс. грн/2189 = 2,3. Подели эту цифру на коэффициент «2» и умножив на 15%, узнаем процент обязательного платежа от семейного дохода в 20 тыс. грн. – он равняется 17,1%.

    Семья из примера выше будет должна оплатить за коммуналку до 3420 грн. Остальная часть покрывается государством – если итоговая стоимость всех ЖКУ достигла 4 тыс. грн, то субсидия составит 580 грн.

    Главное учесть, что предварительные расчеты могут быть не точными, так как контролирующие органы подсчитывают размер возмещения на каждую из услуг в отдельности.

    В совокупном доходе семьи учитываются средства, полученные за два квартала, которые предшествуют месяцу перед месяцем подачи обращения.

    Можно получить уже за месяц, когда заявление было подано. Она будет назначена до конца отопительного сезона (с октября по апрель), а после последует перерасчет с учетом изменений затрат.

    С момента получения документов от заявителя и после сбора информации, необходимой для проверки указанных данных, органы имеют 10 дней, чтобы принять решение и уведомить кандидата о том, позитивное оно или негативное, или назначить проверку комиссии.

    Кабмин поручил при назначении субсидий:

    • учитывать доходы украинцев от депозитов и дивидентов;
    • проверять субсидиантов, которые ездили за границу, покупали валюту и банковские металлы;
    • лишать субсидий тех, кто совершил единоразовую дорогую покупку на сумму от 50 тысяч гривен.

    Соответственно те, у кого есть сбережения на депозитах или те, кто совершал дорогостоящие покупки, лишатся выплат. Также одно из основных условий назначение субсидии — отсутствие долгов за коммунальные услуги.

    Подавать новые заявление и декларацию о доходах и расходах семьи придется тем, кому жилищная субсидия:

    • предоставлялась в денежной безналичной форме (необходимо предоставить данные для выплаты наличными);
    • была назначена по фактическому месту жительства лиц (арендаторы жилых помещений; внутренне перемещенные лица). Им надо подтвердить место фактического проживания;
    • была назначена без учета отдельных лиц, зарегистрированных на жилплощади, но не проживающих по месту регистрации (следует подать свежие данные о непроживании таких лиц по месту регистрации).

    Дополнения, как и новые правила предоставления субсидий, применяются с 1 мая 2021 года.

    По общему правилу право на получение субсидии есть у тех семей, совокупный доход которых не позволяет полностью покрывать стоимость жилищно-коммунальных услуг. Но, как известно, в каждом правиле есть исключения. Давайте в них разберемся и выясним, какие условия могут помешать украинцам быстрее получать субсидию.

    Следуя новым правилам, в получении субсидии будет отказано:

    • Лицам, владеющим транспортным средством, год выпуска которого не превышает 5 лет (кроме прицепов и мопедов);

    • Лицам, которые владеют несколькими транспортными средствами с годом выпуска не старше 15 лет (кроме прицепов и мопедов);

    • Совершеннолетним лицам, которые находились за пределами Украины в совокупности более 60 дней (кроме рабочей командировки, обучения или лечения);

    • Лицам, которые в течение последнего года совершили покупку на сумму, превышающую 50 тыс. гривен;

    • Лицам, которые в текущем году купили земельный участок, квартиру или дом;

    • Лицам, в собственности которых находится несколько объектов недвижимости (кроме квартир и домов, расположенных на временно оккупированных территориях, в сельской местности или если правом собственности обладают одновременно несколько человек);

    • Лицам, которые имеют на депозитном счету в банке сумму 100 тыс. гривен и больше;

    • Лицам, которые за один раз приобрели валютные средства на сумму, превышающую 50 тыс. гривен.

    Остальные заявители (граждане Украины, иностранцы или лица без гражданства) при соблюдении условий, установленных в законе, имеют право на получении субсидии от государства.

    Текущий год принес некоторые изменения в начислении субсидий, квартирных льгот. Одно из правительственных нововведений заключается в отмене льгот на временной основе. Если украинец получает субсидию на оплату ЖКУ, то на этот период квартирные льготы с него будут сняты. Однако наличие льгот все же будет браться во внимание, в расчете объема субсидии будут браться за основу доходы семьи.

    Украинское законодательство наделило правом получать деньги от государства на оплату бытового обслуживания тех людей, расходы, на оплату счетов которых больше, чем обязательный платежный процент. Нормы этого процента утверждены государством, с учетом льготного положения. Каждому обратившемуся объем субсидии вычисляется персонально, в зависимости от суммарного семейного дохода.

    Причинами отказа могут быть такие ситуации:

    • усредненные доходы заявителя выше установленных минимальных норм;
    • субсидиант не сообщил об изменениях, произошедших в семье в установленный законом срок;
    • долги перед коммунальными службами за газ, свет, воду и т.д.

    Кому не может получать субсидию?

    Поскольку правительством программа выдачи субсидий была модернизирована, 15-20% украинцев лишились права на доплаты от государства на оплату ЖК-услуг. Связано это с тем, что условия субсидирования стали прямо зависеть от имущества семьи человека, претендующего на субсидию.

    Так, согласно новых правил, не подлежат ЖК-субсидированию такие категории населения:

    • неработающие люди в возрасте, позволяющем работать, которые не проходят обучение, не числятся на учете на Трудовой Бирже (таким лицам собес присваивает наличие дохода в размере 3 прожиточных минимумов, а это практически сводит к нулю вероятность получения госпомощи);
    • лица, получившие по наследству или купившие другим законным методом собственность в виде транспортных средств, домов, квартир, земли в течение последнего года (12 мес.) до дня обращения в УНСЗН;
    • владельцы машин, которые не достигли 5-летнего «возраста» с даты выпуска (сюда не относятся автомобили, мопеды, полученные гражданами от социальных органов);
    • арендодатели, умышленно не декларирующие прибыль от сдачи жилья в найм;
    • лица, жилая площадь квартиры/дома которых выше 120/200 м. кв. соответственно (исключение составляют многодетные семьи, дома семейного типа, где воспитываются взятые из приюта дети);
    • люди, имеющие задолженность по оплате за жилищно-бытовые услуги перед коммунальными службами, если совокупный долг составляет больше двадцати НМДГ (сегодня один необлагаемый минимум – это 340 грн.);
    • граждане, которые за предыдущий год до момента обращения в соцорганы купили товар/услугу, цена которых выше 50 000 гривен.

    Субсидия рассчитывается исходя из двух периодов года:

    1. Отопительный: 1 октября — 30 апреля.
    2. Неотапливаемый: 1 мая — 30 сентября.
    3. Отопительный сезон, который берется в расчет для граждан, отапливающих жилье с помощью систем индивидуального отопления (электро-, газовые котлы) – с 16 октября до 15 апреля.

    Компенсация затрат на коммуналку предоставляется до дня завершения отопительного периода с месяца, когда человек обратился в собес. Однако этот период не может превышать 365 дней.

    Украинцы, проживающие в съемных квартирах/домах, получают субсидии немного на других условиях. Для них компенсация предоставляется только в случае существования соглашения аренды. Срок такой субсидии не может выходить за рамки срока действия этого договора, и не может превышать 12 месяцев. Когда срок действия договора найма жилья истекает, прекращает начисляться и субсидия. Собес не имеет права автоматически продлить ее. Квартиросъемщикам нужно будет самостоятельно обращаться в соцорганы для продления субсидиальных выплат.

    Существует ряд ситуаций, когда субсидию можно оформить за временной отрезок, который уже прошел:

    • Человек обратился в первый, второй месяц с даты начала периода отопления жилых зданий.
    • Семья попала в тяжелую жизненную ситуацию.

    Первый случай предполагает назначение дотации с дня начала периода отопления. Второй – со дня вступления законных прав в силу, но не больше полугода до дня обращения за субсидией.

    Назначение субсидии семье, у которой отсутствуют какие-либо изменения в составе, доходах и т.п., осуществляется автоматически, без необходимости лично посещать собес, приносить документы. Если у домовладельца, получающего госдотацию на коммуналку, что-то поменялось, он обязан поставить органы УТиСЗН в известность.

    Обратите внимание! Гражданам, которые не оплачивают коммунальные услуги своевременно, имеют задолженности перед коммунальными службами, субсидия может быть отменена. Положением Кабмина (от 6 февраля 2019 г., №62) установлено, что долг по коммуналке за 1 месяц и больше является законным основанием для аннулирования субсидии. Люди с долгами не смогут оформить/продлить госпомощь на оплату счетов по коммуналке.

    Наступление следующего за отопительным сезона требует нового оформления субсидии. Субсидианты должны снова заполнить декларацию, заявление. Это относится к таким гражданам:

    • семьи, включающие количество прописанных человек, фактически проживающих в квартире/доме, в ситуации, когда их было меньше в прошедшем сезоне, чем прописанных;
    • нуждающиеся в денежной госпомощи на покупку топлива (жидкого, твердого), сжиженного газа;
    • внутренне перемещенным (субсидия ВПЛ оформляется без требования предоставить соглашение аренды жилья, достаточно акта изучения бытового состояния жилья).

    Получить разрешение госорганов на назначение платы за коммунальные услуги только за фактически проживающих родственников, вполне реально в наши дни. Решает такие вопросы Субсидиальная Комиссия.

    Например, в вашем доме/квартире прописаны 5 человек, а реально проживают только 2. Вам нужно подать письменное заявление в собес с просьбой рассмотреть вопрос о назначении субсидии, исходя из расчетов доходов фактически проживающих членов семьи. В декларации обязательно следует указать всех прописанных, но напротив тех, кто реально живет в другом месте, написать «Не проживает».

    Такое заявление служит основанием для того, чтобы Комиссия начала рассматривать вашу ситуацию. Требуется также доложить справку, доказывающую факт того, что указанные лица не проживают с вами. После этого социальным инспектором исследуются бытовые условия проживания семьи, составляется акт. После чего сотрудники собеса отправляют дело на Комиссию. Ее решение обязательно к исполнению ЖК-службами.

    Важный нюанс! Доходы лиц, официально признанных не проживающими по адресу прописки, в расчет суммарного дохода семьи браться не будут. Также на них не будет начисляться коммуналка. Однако на прописку этих граждан принятое УТСЗН решение никак не повлияет.

    Продлен беззаявительный порядок предоставления субсидий на оплату ЖКУ

    Положение о предоставлении украинцам субсидии, частично возмещающих затраты на оплату бытовых счетов (п. 14) регламентирует, что автоматический перерасчет будет проводиться в таких случаях:

    1. Изменились тарифы, цены на ЖК-услуги.
    2. Необходимо сделать перерасчет оплаты за ЖК-услуги, когда последние были оказаны в неполном объеме или вообще не оказаны по разным причинам.
    3. Изменилась дата начала/завершения отопительного/не отопительного сезона.
    4. Установлены государством новые нормы площади жилья.
    5. Изменены лимиты потребления коммунальных услуг (света, газа, воды).
    6. Установлены новые размеры соотношения затрат членов семьи на оплату коммуналки.

    В 2021 году планируется субсидиальная реформа, так как ожидаются большие расходы госбюджета на выплату субсидий. Связано это с тем, что граждане Украины в большом количестве будут обращаться за соцпомощью на оплату коммуналки по причине увеличения тарифов.

    Собственно, в этом отопительном сезоне, несмотря на заверения чиновников министерства, многих субсидиантов ждут сюрпризы. Как рассказала 84-летняя пенсионерка, она получила сообщение, что ей назначена субсидия на отопительный сезон 90 грн, притом что в прошлом году сумма была 1100 грн в месяц.

    «На мой вопрос, не ошибка ли это, мне ответили, что нет. Так как за последние полгода у меня вырос доход, подняли пенсию, поэтому такую сумму субсидий и насчитали. Я понимаю, что если бы дали на оплату коммуналки хотя бы 500–600 грн, но 90 грн — это курам на смех. Это на отопление, которое потянет больше двух тысяч? Притом что полпенсии уходит на лекарства«, — рассказывает пенсионерка.

    Жилищная субсидия-денежная помощь, предоставляемая государством на оплату коммунальных услуг. Она относится к невозвратной помощи и никак не отражается на форме собственности недвижимости.

    После присвоения субсидии, устанавливается размер обязательного платежа, остальная часть покрывается из бюджета. В случае, если фактическая стоимость услуги составила меньше суммы обязательного платежа, то оплачивается только фактическая сумма потребления.

    Пособие назначается на основе осмотра материальных и бытовых условий семьи. Покрытие стоимости присваивается лицу, на чье имя зарегистрированы счета в коммунальных предприятиях, но распространяется на общий счет за коммунальные платежи.

    В некоторых случаях субсидия может быть оформлена на человека, который не является фактическим собственником жилья, но проживает на его территории. Например, если имеет место договор аренды и квартиросъемщик оплачивает коммунальные счета в соответствии с Договором по аренде. Данный вопрос требует отдельного рассмотрения и решается органами местного самоуправления.

    Новые правила получения жилищной субсидии говорят, что если жилье не подключено к центральному отоплению, не отапливается газовыми или электрическими котлами, собственник имеет право получить денежную компенсацию за приобретение твердых и жидких топлив на отопление. Такая помощь выплачивается наличными.

    В первом разделе указывается информация по заявителю, жилью и лицам, проживающим в нем. В первом пункте указывается ФИО заявителя. Далее нужно подставить соответствующие значения характеристик жилья, количество отапливаемой и общей площади, этажность дома. В последнем пункте раздела нужно заполнить таблицу, указав ФИО всех зарегистрированных жильцов, паспортные данные и ИНН, даты рождения и Семейное положение.

    Субсидии на ЖКХ — как получить, документы, условия, порядок

    Второй раздел содержит аналогичную таблицу, в которую нужно вписать те же данные, что и в предыдущий, только о лицах, фактически проживающих на жилплощади, но не являющихся зарегистрированными на ней. К семейному положению следует дописать связь жильца с собственником жилья.

    3 раздел

    Данный раздел предназначен для описания доходов каждого члена семьи, который фактически проживает на территории жилой площади, независимо от регистрации. Указывается ФИО, вид и сумма дохода, а также наименовании организации, которая его выплачивает.

    В последнем разделе указывается информация о покупках, сумма которых превышала 50 000 грн. ФИО человека, которая оплатила товар или услугу, вид покупки, стоимость и дата покупки. Вписывать следует только покупки, совершенные в течение последних 12 месяцев.

    После завершения заполнения основного поля ставится дата написания заявления и подпись.

    На вопрос, какие доходы учитываются при начислении субсидии, управление защиты населения отвечает, что это любые доходы из всех источников, кроме разовых социальных выплат. Не все они учитываются при расчете субсидии. В частности, не учитываются проценты по депозитам и наличие вкладов. При отсутствии дохода ставится соответствующая отметка, вместо указания суммы и источника. Детей до 16 лет в раздел доходов можно не вписывать.

    При заполнении не допускается указание заведомо неверной информации и исправления. Все данные все равно будут проверяться социальной службой, количество фактически проживающих жильцов проверяет инспектор.

    Передать всю необходимую информацию для рассмотрения заявки можно и не выходя из дома. Субсидия онлайн подается через сайт Министерства социальной политики. Для этого следует:

    1. Перейти в раздел регистрации и выбрать пункт «Подача документов в электронном виде».
    2. Указать адрес электронной почты и пройти проверку капчей.
    3. Заполнить Заявление на предоставление субсидии, указав номера коммунальных счетов, виды услуг .
    4. Затем на основе указанного адреса будет предложено выбрать отдел социальной защиты населения и нажать кнопку «Продолжить».
    5. Далее заполняется декларация. В ней нужно указать ту же информацию, что указывается в бумажной декларации, только без указания суммы.
    6. Подтвердить правильность ввода данных и отправить на рассмотрение.

    Согласно статистике Минсоцполитики, более 2,5 миллиона украинских семей имеют жилищные субсидии по состоянию на начало октября 2021 года. Прошлого отопительного сезона субсидии получали почти 3 миллиона семей. То есть в этом году полмиллиона украинцев осталось без субсидий.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *