Закон о воинской обязанности и военной службе в 2022 году

Автор: | 15.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о воинской обязанности и военной службе в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Альтернативная служба, полное наименование которой – альтернативная гражданская служба, регулируется Федеральным законом №113-ФЗ от 2002 года. Она представляет собой работу в структурах, которые подчинены федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов России.

Также можно отработать в качестве гражданского служащего в самой армии или в приравненных к ней военизированных организациях. Эта трудовая деятельность будет зачтена взамен службы по призыву.

Сроки альтернативной службы определены статьей 5 Закона «Об альтернативной гражданской службе» и превышают продолжительность срочной. В разные периоды «альтернативщикам» приходилось отдавать долг Родине в течение 42, 36, 31,5, 27, 21 и 18 месяцев. Это зависело от изменения сроков службы по призыву и от места альтернативного труда.

Сейчас законодательство определяет два срока для тех, кто имеет право и выбирает альтернативную службу взамен срочной:

  • 21 месяц, или превышение в 1,75 раза срока, который служат срочники;
  • 18 месяцев, или превышение срока службы по призыву в 1,5 раза.

Быстрее время альтернативной службы пройдет у тех, кого направят для работы в организации, входящие в систему Российской армии или другие государственные военизированные формирования. Остальным придется трудиться в течение 21 месяца.

Срок службы в армии в 2022 году: сколько служат, изменения, последние новости

От того, какой срок службы определен военнослужащим, в немалой степени зависит возможность научить их обращаться с современным вооружением. Не менее важным и трудоемким является обучение тактике взаимодействия между отдельными бойцами и войсковыми подразделениями.

В статье расскажем, какой срок службы будет в армии в 2022 году. Сразу заметим, что устанавливаться он будет в соответствии со статьей 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 1998 года, в редакции от 30.04.2021 и изменениями, которые планируются к введению в июле и сентябре этого года.

Планируемые корректировки законодательства не коснутся продолжительности «воинской повинности» в 2022 году.

Законодательство предусматривает, что срок военной службы по контракту определяется условиями заключенного контракта.

При этом делаются различия между:

  • теми, кто при заключении контракта, претендует на должности, занимаемые военнослужащими в звании от рядового до старшины и теми, кто поступает на должности прапорщиков и офицеров;
  • иностранными гражданами и гражданами России;
  • обучающимися в военных учебных заведениях и получающих высшее образование и становящихся специалистами среднего звена;
  • теми, кто пойдет в армию в 2022 году после окончания гражданского ВУЗа, где были пройдены специальные курсы по военной подготовке и теми, кто решит заключить контракт, уже будучи на срочной службе.

Подробнее о каждой из перечисленных категорий:

  1. Если человек планирует поступить на службу по контракту впервые и при этом он не планирует занять должность, воинское звание по которой выше старшины или корабельного старшины, то закон позволяет ему подписать контракт сроком на срок 2 или 3 года.
  2. Для претендентов на более высокие должности, начиная от тех, где требуется звание не ниже прапорщика, контракт придется подписывать уже на 5 лет.
  3. Иностранцы в Российской армии, в том числе и в 2022 году, смогут занять только солдатские, сержантские или старшинские должности, заключив при этом контракт сразу на 5 лет.
  4. Те, кто обучаются в военных училищах, получая высшее образование, обязаны заключить контракт на весь срок обучения и на 5 лет после его окончания.
  5. Контрактные обязательства получающих среднее военное образование тоже подразумевают весь срок учебы, но после нее срок обязательной службы в армии составляет не 5, а 3 года. Но это, если занимаемая должность будет либо сержантской, либо старшинской. Прапорщику или мичману придется заключить контракт, как и офицеру, – на 5 лет.
  6. Студенты гражданских ВУЗов, где имеется, так называемая, «военная кафедра», то есть прошедшие профильную военную подготовку, могут заключить армейский контракт, выбрав между сроком в 3 или 5 лет.
  7. Самый большой выбор при заключении первого контракта предоставляется служащим по призыву. Таким гражданам можно подписывать контракты на 2, 3 или 5 лет, с учетом включения в его срок и времени срочной службы.

Срок, на который заключается первый контракт, может отличаться от сроков, на которые подписываются второй и последующие контрактные обязательства.

Есть исключения в продолжительности контрактной службы для некоторых ситуаций и категорий граждан, например:

  • в случае наступления чрезвычайных обстоятельств;
  • при необходимости участия в походе военных кораблей;
  • для ликвидации террористов за территорией России;
  • для поддержания международного мира;
  • для военнослужащих, у которых приближается предельный возраст службы в вооруженных силах России.

Для этих случаев срок службы, прописываемый в контракте может составлять менее 1 года.

Альтернативная служба, полное наименование которой – альтернативная гражданская служба, регулируется Федеральным законом №113-ФЗ от 2002 года. Она представляет собой работу в структурах, которые подчинены федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов России.

Также можно отработать в качестве гражданского служащего в самой армии или в приравненных к ней военизированных организациях. Эта трудовая деятельность будет зачтена взамен службы по призыву.

Сроки альтернативной службы определены статьей 5 Закона «Об альтернативной гражданской службе» и превышают продолжительность срочной. В разные периоды «альтернативщикам» приходилось отдавать долг Родине в течение 42, 36, 31,5, 27, 21 и 18 месяцев. Это зависело от изменения сроков службы по призыву и от места альтернативного труда.

Сейчас законодательство определяет два срока для тех, кто имеет право и выбирает альтернативную службу взамен срочной:

  • 21 месяц, или превышение в 1,75 раза срока, который служат срочники;
  • 18 месяцев, или превышение срока службы по призыву в 1,5 раза.

Быстрее время альтернативной службы пройдет у тех, кого направят для работы в организации, входящие в систему Российской армии или другие государственные военизированные формирования. Остальным придется трудиться в течение 21 месяца.

Почему ходят слухи о возможном продлении сроков службы в армии? Они за прошедшее десятилетие возникали неоднократно, так как несколько раз с предложениями о продлении периода нахождения военнообязанных в армии выступали депутаты Госдумы.

Инициаторы изменений объясняют свои предложения тем, что года не хватает на полноценную подготовку солдат. За этот период срочники не успевают обучаться военному делу. Они лишь осваивают азы: практикуются в обращении с простым оружием, осваивают минимальные боевые навыки. По мнению некоторых политиков, этого недостаточно для формирования оснащённой, сильной и высококвалифицированной армии.

Не все поддерживают инициативу российского президента Владимира Путина и проводимую им военную реформу: глава государства не раз подчёркивал, что намерен брать курс на формирование квалифицированной армии, состоящей из хорошо обученных и имеющих достаточный опыт солдат. И для этого уклон делается на службу по контракту: в таком случае молодые люди делают осознанный выбор, более ответственно относятся к воинским обязанностям и получают за старания материальные вознаграждения. Практика других государств доказала эффективность таких мер.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

Призыв в ряды Вооруженных сил России осуществляется дважды в год: весной и осенью. Даты его проведения закреплены законодательно. Все, подлежащие призыву весной 2022 года, получат повестки с датами явки в военкомат с 1 апреля по 15 июля.

Это не касается:

  • жителей Крайнего Севера, которых призывают на службу с 1 мая до 15 июля;
  • учителей, срок призыва которых по датам совпадает с «северянами».

А парней, проживающих в селах и деревнях, которые работают в сельском хозяйстве, весенний призыв 2022 года не коснется вовсе. Они отправятся отдавать долг армии осенью, после окончания уборочной страды.

Хотя планы по набору в войска на будущий год не озвучиваются, можно предугадать, что весной 2022 года на срочную службу будет призвано от 135 до 140 тысяч человек. Такой вывод напрашивается из анализа предыдущих призывных кампаний.

Так, весной 2020 года в армейские ряды влились 135 000 молодых людей. Примерно такой же плановый показатель предусмотрен для весны этого, 2021 года.

А учитывая, что в эти периоды свои коррективы вносила коронавирусная инфекция, борьба с которой успешно продолжается, думается, что количество солдат-срочников должно возрасти.

Сказать точно, будут какие-то изменения касательно срока службы или нет, невозможно. По крайней мере на сегодняшний день Госдума не приняла ни один посвященный ему законопроект.

Зам. начальника Генерального штаба Вооруженных сил Бурдинский сказал, что в ближайшее время Министерство обороны не будет проводить реформы, поэтому срок военной службы останется неизменным и в 2022 году.

Тот же Бурдинский заявил, что сейчас в приоритете служба по контракту. Сейчас таких военных более чем достаточно, поэтому срочники могут не переживать.

Большинство стран мира перешло на контрактную службу. Но есть и те, где каждый мужчина все еще обязан отдать так называемый долг родине. Рассмотрим подробнее:

  1. Австрия — полгода. По желанию можно заменить альтернативной службой сроком 9 месяцев.
  2. Северная Корея — 10 лет. И это еще не конечные цифры.
  3. Южная Корея — 27 месяцев. Государство всегда в напряжении, поэтому нуждается в квалифицированных военнослужащих.
  4. Ливия — 2 года. Призыву подлежат и женщины.

Интересная ситуация сложилась в Норвегии. Сколько лет служат в армии в этой стране? Согласно закону, срочная служба в армии длится 19 месяцев. Но на самом деле призывники носят форму всего год. И то только после того, как освободится место. Получается, что им придется еще и ждать.

Президент решит, как долго маршалу и генералу армии оставаться в строю

Принят Государственной Думой 16 ноября 2021 года

Одобрен Советом Федерации 19 ноября 2021 года

Статья 1

Внести в пункт 3 статьи 49 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2014, N 14, ст. 1556; N 26, ст. 3365) изменение, изложив его в следующей редакции:

«3. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, может заключаться новый контракт о прохождении военной службы в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы:

имеющими воинское звание Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, — на срок, установленный решением Президента Российской Федерации;

имеющими воинское звание генерал-полковника, адмирала, — до достижения ими возраста 70 лет;

имеющими иное воинское звание, — до достижения ими возраста 65 лет.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Статья 1. Воинская обязанность

1. Гражданин Российской Федерации в соответствии с законом обязан защищать Отечество — Российскую Федерацию.

2. Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

воинский учет;

подготовку к военной службе;

поступление на военную службу;

прохождение военной службы;

пребывание в запасе (резерве);

военное обучение в военное время.

Гражданин Российской Федерации (далее — гражданин) вправе в соответствии с законом вместо прохождения военной службы проходить альтернативную службу.

3. От воинской обязанности освобождаются граждане:

мужского пола моложе 16 лет и старше 60 лет;

женского пола моложе 18 лет и старше 50 лет;

не годные к военной службе по состоянию здоровья.

4. Исполнение воинской обязанности гражданами обеспечивается органами государственной власти и управления, местными Советами народных депутатов, местной администрацией, должностными лицами предприятий, учреждений, организаций в пределах их полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Изменения в Закон «О воинской обязанности и военной службе»

1. Законодательство Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе основывается на Конституции (Основном Законе) Российской Федерации, включает Закон Российской Федерации «Об обороне», настоящий Закон, а также другие законы Российской Федерации и иные правовые акты органов государственной власти и управления, местных Советов народных депутатов, местной администрации, принятые в пределах их полномочий.

2. Орган государственного управления Российской Федерации, которому в соответствии с настоящим Законом делегированы отдельные полномочия, не вправе делегировать эти полномочия или их часть другому органу.

1. Местная администрация, должностные лица предприятий, учреждений, организаций обязаны:

оповещать граждан о вызовах военного комиссариата;

обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам военного комиссариата;

направлять по запросам военного комиссара необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет и состоящих на воинском учете.

Руководители предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых домов, а также домовладельцы обязаны в месячный срок сообщать в органы, осуществляющие воинский учет, сведения об изменениях состава постоянно проживающих граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

2. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:

направлять в семидневный срок по запросам военного комиссара района или города (без районного деления) необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;

производить розыск и при наличии законных оснований задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы, военных сборов, альтернативной службы;

сообщать в семидневный срок в соответствующие военные комиссариаты о случаях выявления граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете.

3. Органы записи актов гражданского состояния обязаны в семидневный срок сообщать в соответствующие военные комиссариаты о внесении изменений в записи актов гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

4. Органы дознания, предварительного следствия обязаны в семидневный срок сообщать в соответствующие военные комиссариаты о возбуждении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

5. Суды обязаны в семидневный срок сообщать в соответствующие военные комиссариаты:

о возбуждении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;

о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

6. Врачебно-трудовые экспертные комиссии обязаны в семидневный срок сообщать в соответствующие военные комиссариаты о признании граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, инвалидами.

1. Органы государственной власти и управления, местные Советы народных депутатов и местная администрация для проведения медицинского освидетельствования и осмотров граждан, поступающих на воинский учет, военную службу, призываемых на военные сборы, а также для призыва граждан на военную службу и военные сборы обязаны обеспечивать предоставление и оборудование необходимых территорий и помещений, обеспечивать предоставление необходимых медикаментов, медицинского оборудования, инструментария, хозяйственного имущества, транспорта, привлекать необходимых врачей — специалистов, средний медицинский персонал и технических работников.

2. Лицу, участвующему в мероприятиях по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, за время участия в указанных мероприятиях выплачивается его средний заработок, возмещаются командировочные расходы, если участие в указанных мероприятиях связано с выездом с постоянного места жительства, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

3. Компенсация убытков, понесенных предприятием, учреждением, организацией и гражданином в связи с исполнением настоящего Закона, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

1. Гражданин на время медицинского освидетельствования, обследования или лечения, связанного с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе и поступлением на военную службу, а также на время выполнения других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе и поступлением на военную службу, освобождается от работы (учебы) с сохранением за ним места работы (учебы) и выплатой среднего заработка (стипендии) по месту работы (учебы), но не более десяти установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров оплаты труда, командировочных расходов за время нахождения в пути за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Гражданин на время прохождения военных сборов освобождается от работы (учебы) с сохранением за ним места работы (учебы), ему выплачивается оклад по воинской должности, воинскому званию, командировочные расходы за время нахождения в пути за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

2. Гражданин, призванный на военную службу или военные сборы, обеспечивается питанием в пути следования к месту службы и обратно по нормам, установленным для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, или соответствующей денежной компенсацией за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

3. Гражданину, не являющемуся военнослужащим, при исполнении им воинской обязанности могут устанавливаться дополнительные льготы.

1. Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением:

освобожденных настоящим Законом от воинской обязанности;

не имеющих военно-учетной специальности граждан женского пола;

проходящих военную службу;

проходящих службу в органах внутренних дел;

отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы;

достигших предельного возраста пребывания в запасе;

убывших на постоянное жительство за границу.

2. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства.

В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляет местная администрация.

Воинский учет граждан, имеющих воинские звания офицеров, пребывающих в запасе федеральных органов государственной безопасности и пограничных войск, осуществляется федеральными органами государственной безопасности в порядке, аналогичном установленному настоящим Законом.

3. Документы воинского учета должны содержать о гражданине следующие сведения:

о постоянном месте жительства;

о семейном положении;

о годности к военной службе по состоянию здоровья;

об основных антропометрических данных;

о прохождении военной или альтернативной службы;

о прохождении военных сборов;

об образовании;

о владении военно-учетными и гражданскими специальностями;

о наличии первого спортивного разряда или спортивного звания;

о возбуждении (прекращении) в отношении его уголовного дела;

о наличии (отсутствии) судимости;

о бронировании (закреплении) его за предприятием, учреждением, организацией на период мобилизации и военного времени.

Документы воинского учета не должны содержать сведений о национальности, вероисповедании, политических взглядах и принадлежности к политическим партиям, другим общественным объединениям и движениям, а также других сведений, которые могут стать причиной дискриминации гражданина, за исключением случаев, если гражданин сам настаивает на включении таких сведений в документы воинского учета.

4. Порядок воинского учета граждан определяется настоящим Законом и Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

5. Местная администрация, должностные лица предприятий, учреждений и организаций исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с Положением о воинском учете.

1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:

воинский учет;

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:

призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

военное обучение в период военного положения и в военное время.

3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации) и их должностные лица.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

1. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой:

гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, — в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также — другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях;

гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 116-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

2. Прохождение военной службы осуществляется:

гражданами — по призыву;

гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, — в добровольном порядке (по контракту);

гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 116-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом (пункт дополнен с 15 ноября 2003 года Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 141-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

4. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 9 ноября 2000 года Федеральным законом от 7 ноября 2000 года N 135-ФЗ; дополнен с 29 апреля 2004 года Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 29-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

____________________________________________________________________

Пункт 4 предыдущей редакции с 9 ноября 2000 года считается пунктом 5 настоящей редакции — Федеральный закон от 7 ноября 2000 года N 135-ФЗ.

____________________________________________________________________

5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

(Статья в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Отсрочка от призыва на военную службу

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Статья 37. Контракт о прохождении воинской службы

1. Контракт о прохождении воинской службы заключается гражданином Республики Казахстан с уполномоченным должностным лицом Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

2. Контракт заключается письменно между двумя сторонами в добровольном порядке в соответствии с законодательством Республики Казахстан и прекращает свое действие:

1) по истечении срока;

2) в связи с досрочным увольнением военнослужащего;

3) со дня заключения военнослужащим другого контракта о прохождении воинской службы;

4) в иных случаях, установленных законодательством Республики Казахстан.

3. В контракте о прохождении воинской службы закрепляются добровольность поступления гражданина на воинскую службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить воинскую службу, и другие условия контракта.

4. Условия контракта о прохождении воинской службы включают в себя обязанность гражданина проходить воинскую службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях в течение установленного контрактом срока. В условиях контракта содержится право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством Республики Казахстан.

5. Военнослужащие, назначенные на должность Президентом Республики Казахстан, проходят воинскую службу в соответствующей должности без заключения контракта о прохождении воинской службы. На данных военнослужащих распространяются требования настоящего Закона в отношении военнослужащих по контракту.

После освобождения указанных военнослужащих от должности они заключают новый контракт о прохождении воинской службы или увольняются с воинской службы в порядке, определяемом Правилами прохождения воинской службы.

6. Военнослужащие срочной воинской службы, имеющие техническое и профессиональное, высшее образование и прослужившие шесть месяцев, вправе поступить на воинскую службу по контракту в порядке, определяемом Правилами прохождения воинской службы.

Улан при переводе на третий курс обучения заключает контракт о прохождении воинской службы.

7. Военнослужащие по призыву офицерского состава после истечения срока воинской службы вправе поступить на воинскую службу по контракту в порядке, определяемом Правилами прохождения воинской службы.

Сноска. Статья 37 с изменениями, внесенными Законом РК от 13.06.2017 № 69-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 38. Требования, предъявляемые к лицам, поступающим на воинскую службу по контракту

1. Лица, поступающие на воинскую службу по контракту, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь гражданство Республики Казахстан;

2) обладать необходимыми личными, моральными и профессиональными качествами, уровнем образования, годные по состоянию здоровья к воинской службе;

3) быть не моложе восемнадцати лет, за исключением курсантов, кадетов, и не позднее достижения ими предельного возраста состояния на воинской службе:

для впервые поступающих на воинскую службу по контракту или назначения на должности состава солдат (матросов) и младшего сержантского состава – пятнадцати лет;

для назначения на должности младшего офицерского и старшего сержантского составов – десяти лет;

на должности старшего офицерского или высшего сержантского состава – пяти лет;

4) отслужить срочную воинскую службу либо пройти обучение на военной кафедре или военную подготовку в специализированных организациях Министерства обороны по подготовке военно-технических специалистов на возмездной основе, за исключением женщин.

Лица, поступающие на воинскую службу по контракту, принимают на себя установленные законами ограничения, связанные с прохождением воинской службы, и антикоррупционные ограничения, установленные Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции», которые фиксируются в письменной форме.

2. На воинскую службу по контракту не принимается лицо:

1) признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

2) имеющее заболевание, препятствующее исполнению обязанностей воинской службы в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

3) лишенное судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;

Статья 41. Зачисление в запас

1. Лицами, зачисленными в запас, считаются:

1) уволенные с воинской службы и из Службы государственной охраны Республики Казахстан с зачислением в запас;

1-1) сотрудники специальных государственных органов, уволенные со службы:

из числа рядового и сержантского составов;

из Службы государственной охраны Республики Казахстан;

по отрицательным мотивам;

в связи с невыполнением условий контракта;

2) не прошедшие воинской службы в связи с освобождением от призыва на воинскую службу;

3) не прошедшие воинской службы в связи с предоставлением отсрочек от призыва по достижении возраста двадцати семи лет;

4) женщины, имеющие военно-учетную специальность;

5) прошедшие подготовку по программам офицеров запаса и сержантов запаса на военных кафедрах высших учебных заведений;

6) прошедшие обучение по военно-техническим и иным специальностям на возмездной основе в специализированных организациях Министерства обороны.

2. Лица, пребывающие в запасе, проходят медицинское освидетельствование для определения годности к воинской службе в соответствии с Правилами военно-врачебной экспертизы.

3. Лица, освобожденные от призыва на срочную воинскую службу и не прошедшие воинскую службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва по достижении возраста двадцати семи лет, а также граждане, прошедшие обучение по военно-техническим и иным специальностям в специализированных организациях Министерства обороны на возмездной основе, зачисляются в запас местными органами военного управления района, города областного значения с присвоением воинского звания запаса «рядовой» («матрос»).

4. Лицам при зачислении в запас военно-учетная специальность определяется местными органами военного управления района (города областного значения).

5. Запас военнообязанных для органов национальной безопасности и уполномоченного органа в сфере внешней разведки создается в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

5-1. Сотрудники, уволенные из Службы государственной охраны Республики Казахстан, направляются на учет в местные органы военного управления с зачислением в запас с присвоением воинского звания запаса, равного имеющемуся у них специальному званию.

6. Пребывание в запасе заключается в прохождении воинских сборов, выполнении правил призыва на воинскую службу и в соблюдении обязанностей по воинскому учету.

7. Пребывание в действующем резерве военнослужащих органов военной разведки Министерства обороны заключается в прохождении воинской службы при выполнении возложенных оперативных задач в рамках разведывательной деятельности. Порядок пребывания в действующем резерве военнослужащих органов военной разведки Министерства обороны определяется Министром обороны Республики Казахстан.

8. При прохождении военнообязанными, зачисленными в запас, воинских сборов или воинской службы по контракту они переводятся в категорию военнообязанных, зачисленных в резерв.

Сноска. Статья 41 с изменениями, внесенными законами РК от 13.06.2017 № 69-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 10.06.2020 № 344-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 42. Предельный возраст пребывания в запасе

1. Предельный возраст пребывания в запасе военнообязанных составляет:

1) состава солдат (матросов), сержантов (старшин) – до пятидесяти лет включительно;

2) для офицерского состава – до шестидесяти лет включительно.

2. Предельный возраст пребывания в запасе военнообязанных-женщин составляет:

1) для составов солдат (матросов), сержантов (старшин) – до тридцати пяти лет включительно;

2) для лиц офицерского состава – до сорока пяти лет включительно.

3. Военнообязанные, достигшие предельного возраста пребывания в запасе, или лица, признанные не годными к воинской службе по состоянию здоровья с исключением с воинского учета, переводятся в отставку.

4. В военное время Президентом Республики Казахстан может быть повышен предельный возраст пребывания в запасе до пяти лет.

Статья 43. Прохождение воинских сборов

1. Военнообязанные призываются на учебные, поверочные и специальные воинские сборы, а также привлекаются на занятия по военной подготовке.

Статья 53. Ответственность военнослужащих

1. За нарушения воинской дисциплины командир (начальник) применяет к военнослужащему следующие виды дисциплинарных взысканий:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) снижение в должности на одну ступень;

6) снижение в воинском звании на одну ступень;

7) увольнение с воинской службы по отрицательным мотивам.

2. В отношении военнослужащих срочной службы и курсантов военных учебных заведений (военных факультетов), кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи, также применяются следующие виды дисциплинарных взысканий:

1) лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

2) лишение нагрудного знака отличия Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

3. В отношении офицеров по призыву снижение в воинском звании производится до воинского звания «младший сержант» («старшина второй статьи»). При этом данный военнослужащий переводится в состав сержантов (старшин) и служит до истечения установленного срока срочной службы.

4. Увольнение с воинской службы по отрицательным мотивам не применяется в отношении военнослужащих, проходящих воинскую службу по призыву.

5. Привлечение военнослужащих к дисциплинарной ответственности производится в порядке, установленном общевоинскими уставами.

Сноска. Статья 53 с изменением, внесенным Законом РК от 13.06.2017 № 69-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 54. Ответственность военнослужащих за преступления, проступки и иные правонарушения

Военнослужащие за преступления, проступки и иные правонарушения несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Действия (бездействие) военнослужащих могут быть обжалованы вышестоящим должностным лицам, в суд в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Статья 55. Переходные положения

1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, за исключением пунктов 2, 4 и 7 статьи 44 и статьи 45, которые вводятся в действие с 1 января 2013 года.

2. Военнослужащим, которым присвоены воинские звания до введения в действие настоящего Закона, сроки выслуги в данных воинских званиях исчисляются в соответствии с законодательством, действовавшим до введения в действие настоящего Закона.

Военнослужащим, а также гражданам, пребывающим в запасе или находящимся в отставке, имеющим воинские звания «старшина», «главный корабельный старшина», «прапорщик», «мичман», «старший прапорщик», «старший мичман», присвоенные им до введения в действие настоящего Закона, сохраняются данные воинские звания.

3. Военнослужащие, которым настоящим Законом изменены предельные возрасты состояния на воинской службе, вправе уволиться или уйти в отставку по достижении следующих предельных возрастов:

1) до подполковника (капитана второго ранга) включительно – сорока пяти лет;

2) полковники (капитаны первого ранга) – пятидесяти трех лет;

3) полковники (капитаны первого ранга), которым воинское звание было присвоено до 21 июля 2005 года, – пятидесяти лет;

4) генерал-майоры (контр-адмиралы) и генерал-лейтенанты (вице-адмиралы), которым воинское звание было присвоено до введения в действие настоящего Закона, – пятидесяти восьми лет;

5) генерал-майоры (контр-адмиралы) и генерал-лейтенанты (вице-адмиралы), которым воинское звание было присвоено до 21 июля 2005 года, – пятидесяти пяти лет;

6) генерал-полковники (адмиралы), которым воинское звание было присвоено до введения в действие настоящего Закона, – шестидесяти лет.

В случае если таким военнослужащим присвоены очередные воинские звания после введения в действие настоящего Закона, то предельные возрасты состояния на воинской службе устанавливаются в соответствии со статьей 25 настоящего Закона.

3-1. Военнослужащие, проходящие воинскую службу в воинских званиях «старшина», «главный корабельный старшина», «прапорщик», «мичман», «старший прапорщик», «старший мичман», проходят воинскую службу в порядке, определяемом Правилами прохождения воинской службы. Для названной категории военнослужащих предельным возрастом нахождения на воинской службе является возраст, установленный подпунктом 2) пункта 1 статьи 25 настоящего Закона.

3-2. Военнослужащие, которым воинское звание «подполковник» присвоено со дня введения в действие настоящего Закона и до 1 января 2018 года, вправе уволиться или уйти в отставку по достижении ими предельного возраста – сорока семи лет.

4. Контракты о прохождении воинской службы, заключенные до введения в действие настоящего Закона, прекращают свое действие по истечении срока в соответствии с законодательством, действовавшим до введения в действие настоящего Закона.

Действие контрактов о прохождении воинской службы, заключенных до введения в действие настоящего Закона на срок до достижения предельного возраста состояния на воинской службе, распространяется до достижения военнослужащими предельных возрастов, установленных пунктом 1 статьи 25 настоящего Закона.

5. Жилищные выплаты производятся военнослужащим по контракту (за исключением военнослужащих Службы государственной охраны Республики Казахстан, курсантов и кадетов военных учебных заведений, военнообязанных, призванных на воинские сборы), нуждающимся в жилище, по их рапорту в соответствии с Правилами обеспечения служебным жилищем военнослужащих, исчисления размера, назначения, перерасчета, осуществления, прекращения, приостановления и возобновления жилищных выплат, утвержденными Правительством Республики Казахстан. Военнослужащим Службы государственной охраны Республики Казахстан (кроме военнослужащих срочной службы) жилищные выплаты производятся в соответствии с Правилами исчисления размера, назначения, перерасчета, осуществления, прекращения, приостановления и возобновления жилищных выплат сотрудникам специальных государственных органов Республики Казахстан, утвержденными Правительством Республики Казахстан.

6. Лица, состоявшие на воинской службе двадцать и более лет в календарном исчислении и проживающие в служебном жилище, которое не подлежит приватизации, в том числе вследствие его нахождения на территории закрытых и обособленных военных городков, пограничных отделений и иных закрытых объектов, и уволенные с воинской службы до 1 января 2018 года по достижении предельного возраста состояния на воинской службе, по состоянию здоровья или в связи с сокращением штатов, имеют право на получение денежной компенсации в соответствии с Правилами осуществления денежной компенсации, утвержденными Правительством Республики Казахстан.

Основанием для получения отсрочки будут:

  • постоянный уход за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать и ухаживать за указанными гражданами;
  • попечительство или опекунство над несовершеннолетним родным братом или несовершеннолетней родной сестрой, если нет других лиц, которые могут содержать указанных родственников;
  • у призывника есть ребенок-инвалид в возрасте до трёх лет;
  • у призывника уже есть ребенок, жена беременна вторым, и срок беременности составляет не менее 26 недель.

Освобождение получат призывники, у которых:

  1. есть двое и более детей;
  2. есть ребенок, который воспитывается в одиночку без матери;
  3. отец и/или брат которых погибли при во время службы в армии или военных сборов либо позднее умерли от ран.

В связи с особыми условиями, сложившимися из-за пандемии, призывники и их родители хотели знать, будут ли особенности в организации призывной кампании 2022 года.

Порядок и сроки призыва новобранцев в 2022 году останутся прежними и будут проводиться в соответствии с ФЗ № 53 «О воинской обязанности и военной службе» в его новой редакции. Сроки призывов и продолжительность службы останутся прежними.

По существующему законодательству призывной возраст в России наступает с 18 лет. Однако для большинства молодых людей военная служба начинается гораздо позже.

Чаще всего это происходит по причине предоставления отсрочки для завершения школьного образования. После получения аттестата о среднем образовании юноша получает право на поступление в среднее специальное учебное заведение или ВУЗ. И если это ему удастся, военкомат получит право призывать его в армию только после окончания учебы.

Допризывное медицинское освидетельствование проводится до совершеннолетия, при наступлении возраста 17 лет. В этот период проводится предварительный медосмотр и выдается приписное свидетельство.

Забрать в армию могут до 26 лет включительно, не подлежат призыву мужчины, которым исполнилось 27 лет. Это значит, что призвать на службу гражданина могут буквально за несколько дней до его 27-го дня рождения. И служить он будет как и другие призывники — 12 месяцев.

Окончание призывного возраста наступает в день рождения молодого человека, попытка забрать его в армию в этот день будет считаться нарушением закона.

Если молодой человек, достигший 27-летнего возраста так и не побывал на военной службе, ему необходимо посетить военный комиссариат, и получить на руки военный билет либо справку уклониста, которую начали выдавать после 2014 года.

Точные планы по призыву на 2022 год пока не озвучиваются, на основании предыдущих призывных кампаний предполагается, что весной будущего года на срочную службу будет призвано от 135 до 140 тысяч новобранцев.

Таким образом, радикальных перемен в призыве 2022 года ждать не приходится. Призывная кампания будет происходить в штатном режиме, согласно заранее разработанному плану.

Почему ходят слухи о возможном продлении сроков службы в армии? Они за прошедшее десятилетие возникали неоднократно, так как несколько раз с предложениями о продлении периода нахождения военнообязанных в армии выступали депутаты Госдумы.

Инициаторы изменений объясняют свои предложения тем, что года не хватает на полноценную подготовку солдат. За этот период срочники не успевают обучаться военному делу. Они лишь осваивают азы: практикуются в обращении с простым оружием, осваивают минимальные боевые навыки. По мнению некоторых политиков, этого недостаточно для формирования оснащённой, сильной и высококвалифицированной армии.

Не все поддерживают инициативу российского президента Владимира Путина и проводимую им военную реформу: глава государства не раз подчёркивал, что намерен брать курс на формирование квалифицированной армии, состоящей из хорошо обученных и имеющих достаточный опыт солдат. И для этого уклон делается на службу по контракту: в таком случае молодые люди делают осознанный выбор, более ответственно относятся к воинским обязанностям и получают за старания материальные вознаграждения. Практика других государств доказала эффективность таких мер.

Полезная информация! В обозримом будущем запланировано добиться соотношения контрактников и срочников, составляющего 80:20 соответственно. А в дальнейшем количество проходящих службу по контакту солдат будет увеличиваться до 90 процентов. Но такая тактика не будет отменять срочную службу.

Правительство во главе с Путиным уверено, что годичного срока вполне достаточно. За этот период невозможно добиться высокой квалификации и получить опытного бойца: это сложно и дорого. Зато за год молодые люди смогут проявить таланты, показать себя и принять обдуманное решение о продолжении несения службы, но уже на контрактной основе.

Так какими всё же будут сроки службы в армии в 2021-2022 году? Никаких нововведений, как вы уже успели понять, не планируется: законодательство останется прежним, соответственно, и длительность периода исполнения воинской обязанности будет неизменной. Ниже рассмотрены точные сроки для разных вариантов службы.

Сроки службы срочной в России составляют двенадцать месяцев, то есть ровно год. Причём неважно, в какие войска направляется рядовой солдат: в Морфлот, в сухопутные или в авиационные. Для всех видов длительность периода единая. И меняться она в ближайшее время не будет.

Служба по контракту длится дольше, нежели срочная, так как требует прохождения полного курса боевой подготовки, освоения сложных видов оружия и техники, а также получения высокой квалификации.
Сроки исполнения воинских обязанностей для контрактников зависят от званий, предусматриваемых штатом войск. Это:

  • 2 года или три – для матросов, солдат, старшин и сержантов, заключающих контракт впервые (если заступающий на службу является иностранным гражданином, то для него период увеличивается до пяти лет).
  • Пять лет – для офицеров, мичманов и прапорщиков при первичном заключении контрактов.
  • Один, три года, пять лет, десять или неограниченный срок (до увольнения по возрасту) – для любых военнослужащих, заключающих контракты повторно.

Альтернативная служба избавляет от необходимости прохождения военной службы, невозможной по религиозным, политическим, морально-этическим, миротворческим или иным принципам и убеждениям. Такая возможность предоставляется молодым людям в России с 1993 года.

С 1 января 2008-го и по сей день сроки прохождения альтернативной службы составляют:

  • 21 месяц – для служащих альтернативно в подведомственных субъектным или федеральным органам исполнительной власти организациях;
  • 18 месяцев – для граждан, проходящих службу альтернативного типа в качестве гражданских сотрудников в организациях российских ВС, а также прочих воинских формирований и структурных подразделений Вооружённых сил.

Срок службы в армии начинает отсчитываться для призванных, не имеющих званий и не находящихся в запасе военнообязанных граждан мужского пола с момента присвоения звания рядового, которое молодой человек получает по прибытии в пункт сбора (не в момент получения повестки, как полагают некоторые). Для поступающих в профильные военно-образовательные учреждения стартом является день зачисления. Если человек имеет звание, то для него период начинает отсчитываться сразу после издания соответствующего приказа о направлении к месту несения службы.

Сколько служат в армии в 2021-2022 году

В некоторых ситуациях срок службы может быть досрочно прерван и прекращён на законных основаниях. Это следующие ситуации:

  • гибель в ходе вооружённых конфликтов военного ближайшего кровного родственника солдата, то есть его отца или брата;
  • необходимость и готовность срочника стать опекуном для несовершеннолетнего кровного родственника – сестры или брата;
  • требующее постоянного ухода заболевание родственника (если ухаживать за ним будет проходящий службу гражданин);
  • появление второго ребёнка;
  • наличие родного ребёнка-инвалида младше трёх лет, уход за которым будет осуществлять служащий в армии гражданин;
  • гибель настоящей или бывшей супруги, в результате которой ребёнок (или дети) остались без надзора (если солдат готов заниматься воспитанием).

Такие основания для сокращения сроков службы предусматриваются 51-ой статьёй закона о воинской обязанности. Эти изменения вступили в силу с начала осени 2019-го года, но они наверняка будут действовать и в 2021-ом.

Ведутся разговоры о полном переводе всей армии на контрактную основу. Министр обороны не так давно прокомментировал все вопросы, касающиеся возможности такой реформы. Он сказал, что полный переход на контракты в ближайшие годы или даже десятилетия невозможен точно, прежде всего, по финансовым причинам.

Еи все военнообязанные станут исключительно контрактниками, то на это потребуются сотни миллиардов рублей. Во-первых, таких огромных денег в российском бюджете нет. Во-вторых, выделяемые средства расходуются на перевооружение войск и их оснащение новой техникой.

Теперь вы знаете все последние новости о сроках службы в 2021-2022 году. Пока изменений не планируется, но всегда есть вероятность нововведений при возникновении чрезвычайных ситуаций, например, при угрозе военных конфликтов.

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Раздел I. Общие положения

  • Статья 1. Воинская обязанность
  • Статья 2. Военная служба. Военнослужащие
  • Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы
  • Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности
  • Статья 5. Мероприятия по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв
  • Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
  • Статья 5.2. Профессиональный психологический отбор
  • Статья 6. Материальное обеспечение граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
  • Статья 7. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона
  • Раздел II. Воинский учет
    • Статья 8. Организация воинского учета
    • Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
    • Статья 10. Обязанности граждан по воинскому учету
  • Раздел III. Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе
    • Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
    • Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обороны
    • Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций
    • Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан
    • Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
    • Статья 16. Утратила силу
    • Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе
    • Статья 18. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта
    • Статья 19. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и военных оркестрах
    • Статья 20. Обучение граждан по программам военной подготовки в военных учебных центрах
    • Статья 20.1. Утратила силу
    • Статья 20.2. Обучение граждан по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса в военных образовательных организациях высшего образования
    • Статья 21. Участие Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе
  • Раздел IV. Призыв граждан на военную службу
    • Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
    • Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности
    • Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
    • Статья 25. Сроки призыва граждан на военную службу
    • Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу
    • Статья 27. Состав призывной комиссии
    • Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии
    • Статья 29. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации
    • Статья 30. Утратила силу
    • Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу
  • Раздел V. Поступление на военную службу по контракту
    • Статья 32. Контракт о прохождении военной службы
    • Статья 33. Требования, предъявляемые к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту
    • Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы
    • Статья 34.1. Испытание при поступлении на военную службу по контракту
    • Статья 35. Поступление граждан в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования. Заключение контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования
    1. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой:
      • гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, — в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также — другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях;гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
    2. Прохождение военной службы осуществляется:
      • гражданами — по призыву;
      • гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, — в добровольном порядке (по контракту);
      • гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
    3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
    4. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» 2021, 2020

    1. Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:
      • оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
      • обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;
      • направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
      • направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете;
      • вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.
        • 1.1. В случае, если руководитель государственных органа либо организации или муниципального органа уведомлен в письменной форме военным комиссариатом о вынесении в отношении гражданина, который замещает должность государственной службы или муниципальной службы в таких органе либо организации, заключения, указанного в пункте 1.1 статьи 28 настоящего Федерального закона, данный руководитель обязан уведомить в письменной форме военный комиссариат об увольнении этого гражданина с государственной службы или муниципальной службы в течение десяти дней со дня его увольнения.
    2. Руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете.
    3. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:
      • направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов и пунктов отбора на военную службу по контракту необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;
      • производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;
      • направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет;
      • вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания при осуществлении их регистрации по месту жительства или месту пребывания.

    3.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ

    1. Органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
    2. Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд.
    3. Федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:
      • о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
      • о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.
    4. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
    1. Граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости — врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
      • 1.1 Медицинское освидетельствование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи и являющихся детьми-инвалидами, инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в связи с исполнением ими воинской обязанности с их согласия или с согласия их законных представителей проводится заочно на основании документов, перечень которых определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    2. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
      А — годен к военной службе;
      Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;
      В — ограниченно годен к военной службе;
      Г — временно не годен к военной службе;
      Д — не годен к военной службе.
    3. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
    4. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
    5. В случае необходимости гражданин при постановке на воинский учет может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
    6. Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    7. Финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
    1. Граждане при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, а также иностранные граждане при поступлении на военную службу по контракту проходят профессиональный психологический отбор.
    2. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, определяются министром обороны Российской Федерации.
    3. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, определяются министром обороны Российской Федерации.
    4. По результатам профессионального психологического отбора в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина (иностранного гражданина):
      • а) рекомендуется в первую очередь — первая категория;
      • б) рекомендуется — вторая категория;
      • в) рекомендуется условно — третья категория;
      • г) не рекомендуется — четвертая категория.
    5. Требования к профессиональной психологической пригодности гражданина (иностранного гражданина), соответствующие указанным в пункте 4 настоящей статьи категориям, устанавливаются министром обороны Российской Федерации либо руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, если иное не установлено настоящей статьей.
    6. Граждане, отнесенные по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории, не могут быть направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, для поступления в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, а также не могут поступить в мобилизационный людской резерв.

      С гражданами, указанными в абзаце первом настоящего пункта, не может быть заключен договор об обучении, предусмотренный пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона. Граждане (иностранные граждане), отнесенные по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории, не могут быть приняты на военную службу по контракту.

    1. Граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
    2. Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы
    3. Гражданам, проходящим военные сборы, и гражданам, пребывающим в мобилизационном людском резерве, предоставляются также иные денежные выплаты, устанавливаемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Срок службы в армии в 2022 году

    Сказать точно, будут какие-то изменения касательно срока службы или нет, невозможно. По крайней мере на сегодняшний день Госдума не приняла ни один посвященный ему законопроект.

    Зам. начальника Генерального штаба Вооруженных сил Бурдинский сказал, что в ближайшее время Министерство обороны не будет проводить реформы, поэтому срок военной службы останется неизменным и в 2022 году.

    Тот же Бурдинский заявил, что сейчас в приоритете служба по контракту. Сейчас таких военных более чем достаточно, поэтому срочники могут не переживать.

    Это один из способов избежать воинского призыва. Применяется теми молодыми людьми, которые не могут служить в армии из религиозных, морально-этических и других принципов. Впервые альтернативная служба появилась в 1993 году.

    С начала 2008 года службу такого типа можно нести 21 или 18 месяцев. В первом случае призывник работает в организациях, подведомственных субъектным или федеральным органам исполнительной власти. Во втором — служит гражданским сотрудником в организациях, относящихся к российским ВС.

    Большинство стран мира перешло на контрактную службу. Но есть и те, где каждый мужчина все еще обязан отдать так называемый долг родине. Рассмотрим подробнее:

    1. Австрия — полгода. По желанию можно заменить альтернативной службой сроком 9 месяцев.
    2. Северная Корея — 10 лет. И это еще не конечные цифры.
    3. Южная Корея — 27 месяцев. Государство всегда в напряжении, поэтому нуждается в квалифицированных военнослужащих.
    4. Ливия — 2 года. Призыву подлежат и женщины.

    Интересная ситуация сложилась в Норвегии. Сколько лет служат в армии в этой стране? Согласно закону, срочная служба в армии длится 19 месяцев. Но на самом деле призывники носят форму всего год. И то только после того, как освободится место. Получается, что им придется еще и ждать.

    Период несения армейской службы для срочников начинается с того момента, когда молодой человек получает свое первое звание — рядовой. Это происходит, когда он приезжает на пункт сбора. Для тех, кто поступает в профильное военно-образовательное учреждение, срок отсчитывается от дня зачисления. Военнослужащие со званием начинают служить после издания приказа о том, что они закреплены за определенным местом.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *