Административное право регулирует общественные отношения

Автор: | 25.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административное право регулирует общественные отношения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений.

Учебник. Глава 1. Административное право как отрасль права, как наука и ее место в системе отраслей права (М. Б.

Административное право России как отрасль права – составная часть национальной правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления и иные отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении разных форм государственной деятельности, а также отношения, которые возникают в сфере исполнительной власти.

2.1. Понятие и признаки отрасли административного права

Термин «Административное право» коротко и простыми словами — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных регулировать общественные отношения с органами исполнительной власти, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Ими обозначается явление, которое включает три главных признака:

  1. государственный управленческий (исполнительный, административный) аппарат (совокупность служащих, органов);
  2. выполняемую им деятельность (управленческую, исполнительную, административную) и
  3. используемую им при этом управленческую (исполнительно-распорядительную, административную) власть.

Администрация (от лат. administratio — управление, руководство). Административное право призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые складываются и развиваются в сфере государственного управления, т. е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях национально-государственного и территориального деления.

Предмет правового воздействия (что, какие отношения?) определяет специфику метода регулирования (как, каким образом регулируются общественные отношения?).

В теории права при классификации его отраслей выделяют два критерия: предмет и метод правового регулирования, позволяющие различать самостоятельные отрасли права.

Известно, что отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по тому, какие общественные отношения они регулируют. Особенности этих общественных отношений определяют предмет регулирования. А от него зависят иные признаки отрасли права: метод регулирования, система отрасли и др.

Их реализация обеспечивается экономической, организационной, социально-культурной деятельностью и гарантируется принудительной силой государства.

Без таковых исполнительный орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти, осуществлять управленческие функции.

Предусмотренная в некоторых случаях плата за совершаемые органами публичной власти действия (мероприятия) не является обычно следствием гражданско-правовых сделок, а есть результат односторонних властных решений и выражается в возмещении тех или иных затрат в виде сборов, пошлин (за регистрацию юридических лиц, автотранспортных средств и т.п.).

Система территориальной власти

Также, часто люди интересуются о том какие бывают виды источников административного права, далее подробнее о них поговорим.

Российской Федерации, основным назначением которой является регулирование общественных отношений специфического характера. В них превалируют воля и интересы членов данных объединений, выражаемые не в юридических нормах (а, например, в уставных нормах). Но это не означает, что административное право безразлично к организации и деятельности негосударственных формирований. Его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

Дело в том, что, как уже на это обращалось внимание, отношения управленческого характера могут возникать за пределами государственно-управленческой деятельности. Так, несомненно управленческий характер имеют внутрипартийные или внутрипрофсоюзные отношения, имеющие своей целью организацию «собственных дел» (самоорганизация).

Особый организационный характер управленческих отношений определяется тем, что они возникают в связи с осуществлением функций управления. Он определяет сущность управленческих отношений, являющихся преобладающими в сфере управления.

В настоящее время диспозитивные средства правового регулирования начали применяться все более широко, что обусловлено тенденцией децентрализации государственного управления.

Такого рода общественные отношения принято называть управленческими. Они и составляют предмет административного права.

Предмет административного права отличается динамичностью. Отдельные отношения, например таможенные, частично в сфере местного самоуправления, в настоящее время являются предметом правового регулирования таможенного, муниципального права, что обусловлено формированием новых отраслей российского права.

Такого рода общественные отношения принято называть управленческими. Они и составляют предмет административного права.

Соответственно, не любые взаимодействия можно называть управленческими, хотя они и могут возникать в сфере управления. В этой области стороны могут вступать в трудовые, финансовые, гражданские, земельные и прочие правоотношения.

3.4. Функции науки «административное право»

Административное право – наиболее динамичная, изменчивая отрасль права, поскольку управление направлено вперед. Это сильно затрудняет процесс кодификации; в административном праве невозможно создать единый кодекс.

При классификации отраслей в теории права выделяют метод и предмет регулирования. При этом последний считается главным элементом дифференциации. Его образуют общественные отношения, которые регулируются нормами той или иной отрасли.

Административное право – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать) вплоть до его смерти (снова необходимо зарегистрировать).

Управление – действия распорядительного характера, направленные на функционирование сложно организованных систем, призванные обеспечить их сохранность, поддержать режим деятельности.

4.2. Стадии и способы административно-правового регулирования

В данном случае в качестве объекта управления могут выступать как группы людей (трудовой коллектив, учащиеся и т. д.), так и отдельные люди. Самым сложным по своей структуре является управление государством, которое в широком смысле представляет собой объединение групп людей (трудовых коллективов, общественных объединений, наций и т. д.).

Методы науки «административное право» делятся на общенаучные (используемые во всех науках) и частнонаучные (используемые в конкретной науке).

Казалось бы, все становится ясным, так как уже известно, что границы данной сферы определяются организацией и функционированием системы (механизма) исполнительной власти на всех уровнях Российской Федерации, процессом осуществления государственно-управленческой деятельности.

Именно его деятельность является прямым выражением системы и механизма исполнительной ветви государственной власти, что и закрепляется соответствующими нормами административного права.

Одно лишь наличие органа исполнительной власти (исполнительного органа) далеко не во всех случаях может служить достаточным основанием для того, чтобы данное общественное отношение безоговорочно отнести к управленческим, причем включать его в предмет административного права.

В современной внешнеэкономической деятельности доминирует:1) внешняя торговля;2) совместные научные исследования;3) организация производства товаров и услуг непосредственно на зарубежных рынках;4) подготовка квалифицированной рабочей силы.3.

Результатом научных исследований являются разработка рекомендаций и предложений, направленных на повышение эффективности административно-правового регулирования и совершенствование практики применения норм административного права во всех сферах и отраслях управления. Наука административного права призвана разрабатывать научные понятия и категории, которыми она пользуется.

ЗАДАНИЕ 4. Предпринимательский риск — это: 1)Вероятность того, что предприниматель понесет убытки или потери. 2)Вероятность получения дохода предприятия. 3)Вероятность ухода работницы в декретный отпуск. ЗАДАНИЕ 5.

Предмет административного права

Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ.

Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat. Duis aute irure dolor in reprehenderit in voluptate velit esse cillum dolore eu fugiat nulla pariatur.

Внешние управленческие отношения характеризуются множественностью видов их субъектов. Каждый вид отличается от другого вида по своей природе, назначению, правовому положению. Под этим углом зрения могут быть выделены их подвиды. Например, Правительство РФ и федеральные министерства. Этим определяется множественность вариантов управленческих отношений между их субъектами.

Наиболее показательным примером данного утверждения являются взаимодействия, в которых участвуют судебные приставы. В их задачи входит обеспечение охраны множества объектов, режимных в том числе. При необходимости они вступают во взаимодействие и с другими субъектами.

2.6. Административное право в системе российского права

Отрасль права, регулирующая отношения, связанные с осуществлением исполнительной власти в государстве:1) конституционное2) административное3) гражданское4) уголовное7. Укажите верное высказывание:1) только А2) только Б3) и А и Б4) ни А ни БА) Мораль возникла на основе жизненного опыта людейБ) Мораль сильна тем, что ее нормы охраняются законом8.
Признаком правового государства является1) наличие конституции2) легитимность власти3) правоохранительные органы4) президент.10. К достигаемым статусам не относится:1) шахтер2) негр3) президент4) ученый11.

В законодательстве и юридической литературе как очень близкие по смыслу используются следующие термины:

  • «государственная исполнительная власть»,
  • «государственное управление»,
  • «государственная администрация»,
  • «административная власть».

В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в РФ делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.

4.5. Акты официального толкования административно-правовых норм

Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на одни и те же определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных.

Управленческие отношения – вид организационных взаимодействий. В сфере госуправления возникают отношения, связанные с реализацией гражданской правоспособности юрлиц (при совершении сделок), трудовой деятельностью (при найме работников, заключении коллективных договоров и пр.), самоорганизацией представительных, судебных и иных органов. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *