Функциональные обязанности классного руководителя в 2022 году

Автор: | 31.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Функциональные обязанности классного руководителя в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Общие условия таковы:

  1. Назначить классного руководителя может только директор школы, но с обязательного согласия самого преподавателя.
  2. Контроль за работой будет проводить завуч по воспитательной работе.
  3. При исполнении своих обязанностей классрук обязан руководствоваться Конституцией, Конвенцией о правах ребенка, всеми решениями органов образования и Правительства РФ.

Должностная инструкция классного руководителя

В обязанности руководителя класса входит :

  1. Составление учебных планов и системы работы в классе для каждой новой четверти и года. За выполнением этого пункта следит все тот же завуч по УВР; за 5 дней до начала учебного периода он должен одобрить или отклонить предоставленные преподавателем планы.
  2. Ответственность за безопасность в классе, оказание первой помощи (для этого преподаватели проходят специальные курсы).
  3. Проведение обязательных инструктажей по поведению в различных экстремальных и бытовых ситуациях: на дороге, воде, при пожаре и т.д.; ведение отчетности по этим инструктажам.
  4. Мотивация учеников к учебной деятельности и повышенной активности на занятиях.
  5. Индивидуальная помощь обучающимся на занятиях, выявление и ликвидация причин низкой успеваемости.
  6. Обязательное соблюдение прав и свобод обучающихся.
  7. Помощь в организации и обеспечении посещаемости кружков, различного рода секций и иных форм дополнительного образования, вовлечение учеников в этот процесс.
  8. Создание в классе доброжелательной и комфортной для ребенка атмосферы, в которой он сможет разносторонне развиваться.
  9. Ведение пропаганды здорового образа жизни, помощь в проведении и организации мероприятий спортивного и физкультурно-оздоровительного комплекса.
  10. Обеспечение социальной защиты детей; ведение активной работы с родителями и семьей.
  11. Создание психологически комфортной среды в классе.
  12. Развитие коммуникативных навыков обучающихся, помощь в решении проблем, связанных с общением в классе.
  13. Выявление особенностей личности каждого ученика; помощь в развитии индивидуальных качеств, саморазвитии.
  14. Проведения мероприятий по определению актуального состояния классного коллектива, создание стратегии по его дальнейшему развитию.
  15. Контроль за ведением дневников ученика; своевременное проставление отметок, ведение необходимой документации и отчетности.
  16. Предоставление завучу в конце каждой четверти письменных отчетов о проделанной работе.
  17. Присутствие на педсоветах.
  18. Посещение вместе со своим классом мероприятий общешкольного уровня.
  19. Ежегодное повышение квалификации, участие в методических объединениях.
  20. Работа по утвержденному главной школы графику.
  21. Организация систематических дежурств силами учеников класса.
  22. Обязательное соблюдение норм морали и этики, соответствующих положению учителя, не только в стенах школы, но и вне их.

В работе с детьми очень легко перейти личные границы, поэтому преподавателю на посту классрука очень важно знать о своих правах:

  1. Запрашивать данные о здоровье обучающихся.
  2. Напрямую следить за успеваемостью и посещением занятий учениками.
  3. Заниматься координацией работы учителей-предметников, ведущих данный класс.
  4. Проводить воспитательную работу через различные классные мероприятия.
  5. Выносить от класса предложения на рассмотрение администрацией.
  6. Вызывать в школу родителей или законных представителей ребенка.
  7. Обращаться в комиссии и советы по делам несовершеннолетних, но только после согласования с администрацией учебного заведения.
  8. Составлять график индивидуальной работы с детьми, исходя из потребностей семьи и ребенка.
  9. Проводить работу научно-экспериментального характера.
  10. Подавать документы для надбавок и иных форм материального поощрения.
  11. Принимать участие в различного рода и уровня мероприятиях и конкурсах как совместной с учениками, так и самостоятельно.
  12. Требовать от администрации школы определенной материально-технической базы для проведения воспитательного процесса.
  13. Повышать квалификацию любыми доступными путями; просить у администрации помощь, необходимую для успешного повышения квалификации.

Функциональные обязанности классного руководителя

Если говорить конкретно, то на практике, как правило, под мероприятиями будут пониматься поездки в театры и тюзы, посещение музеев и ближайших библиотек. Как правило, руководители класса хорошо знают родителей своих учеников, поэтому часто приглашают их рассказать детям о своей профессии (этому можно посвятить даже целый классный час, что явно будет одобрено администрацией). Для помощи детям из слабозащищенных слоев населения классный руководитель должен узнать о присутствии учащихся из многодетных семей, чтобы обеспечить их бесплатным питанием в школе.

Кроме того, при согласовании с администрацией классрук должен уведомить органы по работе с несовершеннолетними, если какие-то обучающиеся неоднократно серьезно нарушают дисциплину, угрожают безопасности класса и мешают нормальному проведению учебного процесса. Но нужно понимать, что это самая крайняя мера, которая в будущем может испортить ребенку жизнь, поэтому перед таким решением необходимо провести ни одну беседу как с самим ребенком, так и с его семьей. И если нет результата, только тогда обращаться за помощью выше.

Физкультурно-оздоровительные кружки и секции преподаватели не организовывают. На практике представители этих кружков выступают перед обучающимися, раздают им визитки или буклеты, а задача классного руководителя сводится к мотивации детей на посещение данных занятий.

Особенно важно! Зачастую классные руководители запрещают детям во время урока выходить из класса и просят предметников делать так же, мотивируя это соображениями безопасности и ответственности за детей. Так делать ни в коем случае нельзя, и из должностной инструкции это становится понятно. Это прямое нарушение прав и свобод учащихся, что наказывается администрацией учебного заведения.

Руководителю важно понимать, что на нем лежит ответственность не только за детей, но и за оборудование в классе. Если администрация сможет доказать, что оно стало повреждено по вине учителя, то и возмещать ущерб придется ему.

Надеемся, теперь задачи, функции и обязанности классного руководителя стали вам понятны. Как выяснилось, это крайне ответственная должность, надбавка за которую, к сожалению, далеко не покрывает всех усилий преподавателя, приложенных для выполнения своих обязанностей на этом посту

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Организация деятельности классного коллектива обучающихся.

2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных обучающихся.

2.3. Организация внеучебных занятий класса.

2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании обучающихся.

2.5. Социальная помощь и защита обучающихся.

2.6. Взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными работниками.

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.

3.2. Ведет «личные дела» обучающихся и следит за их оформлением.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.

3.5. Организует порядок питания обучающихся.

3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.

3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.

3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).

3.10. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их.

3.11. Оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению.

3.12. Проводит тематические классные часы периодичностью [значение] раз в месяц, собрания, беседы с обучающимися.

3.13. Обеспечивает защиту и охрану прав обучающихся, особенно уделяя внимание «трудным» детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальным педагогом.

3.14. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей.

3.15. Осуществляет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.

3.16. Организует и проводит родительские собрания периодичностью [значение] раз в четверть.

3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

3.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

3.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

3.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

3.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

3.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

3.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

3.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

3.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

3.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

3.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

3.28. [Другие должностные обязанности].

Классный руководитель имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на сокращенную продолжительность рабочего времени;

— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

4.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

4.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

4.7. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе.

4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.9. Поощрять обучающихся в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.10. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских организаций, инспекций по делам несовершеннолетних.

4.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

Классное руководство в 2020-2021 учебном году

  • Аттестация педагогических кадров
  • Наставничество
  • Функциональная грамотность
  • Школьный уполномоченный по правам ребёнка
  • Школьные методические объединения
    • МО естественно-математического цикла
    • МО гуманитарного цикла
    • МО классных руководителей
    • МО учителей начального образования
    • МО учителей иностранного языка
    • МО учителей ОБЖ, физической культуры, технологии
  • Библиотека
    • Документы
    • О библиотеке

    27.08.2019

    Уважаемые коллеги!

    В соответствии с указом Президента Российской Федерации № 327 от 8 июля 2019 года 2020 год в Российской Федерации объявлен Годом памяти и славы. В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов Министерство просвещения России рекомендует провести в общеобразовательных организациях Урок Победы в День знаний 1 сентября 2019 года.

    Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации по организации и проведению такого урока.

    Есть обязанности классного руководителя, которые исполняются ежедневно, еженедельно или по определённому графику. Ежедневно он следит за посещаемостью учеников и соблюдением школьных правил. Классрук решает конфликты и спорные вопросы, которые возникают между учениками или между учениками и педагогами.

    По графику, утверждённому директором, специалист проводит классный час. Это собрание учеников, на котором решаются организационные вопросы и обсуждается практически всё, что может быть важно для школьников: от поведения конкретного ребёнка до техники безопасности на дороге.

    Обычно не реже двух раз в год классный руководитель проводит родительские собрания, график которых также утверждает директор.

    Выяснив, что делает классный руководитель в школе, определим, чего педагог не должен делать ни в коем случае.

    Во-первых, те самые пресловутые «шторы». В соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» классный руководитель не имеет права собирать с учеников и родителей деньги. Как по собственной инициативе, так и по распоряжению администрации школы.

    Во-вторых, классрук не может раскрывать личную информацию об ученике, его семье и учителях посторонним лицам.

    В-третьих, педагог не может выводить класс за пределы школы в одиночку и без приказа директора.

    Должностные обязанности классного руководителя

    Задачами деятельности классного руководителя являются (разд. 4 Методических рекомендаций):

    • создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;

    • формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;

    • формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности к деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека;

    • формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны;

    • формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.

    Классный руководитель выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством (разд. 4 Методических рекомендаций).

    В рамках реализации задач деятельности по классному руководству педагогический работник самостоятельно выбирает формы и технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе (разд. 4 Методических рекомендаций):

    • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

    • групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.);

    • коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный туризм, слеты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.).

    В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и вариативная части обязанностей (разд. 4 Методических рекомендаций).

    Инвариантная часть обязанностей классного руководителя охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых — традиционных и актуальных — задач воспитания и социализации обучающихся, независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации (разд. 4 Методических рекомендаций).

    Инвариантная часть содержит следующие блоки:

    1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе (например, содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости, профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ, поддержка талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей).

    2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая, например, регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде; профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.

    3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (например, привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся, регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса).

    4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом (например, взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом; взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования).

    5. Участие в воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами (например, участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся; участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса).

    6. Ведение и составление следующей документации:

    1) классного журнала (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся (если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется);

    2) плана работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

    Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации (разд. 4 Методических рекомендаций).

    Так, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях субъекта РФ, связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка.

    Вариативная часть может отражаться не только в локальном акте общеобразовательной организации, но и в соглашении о выполнении дополнительной работы конкретным педагогическим работником в связи с классным руководством, если предполагается работа в классе с особыми условиями, например с присутствием детей с ограниченными возможностями здоровья, либо в разновозрастном классе-комплекте и т.д. (разд. 4 Методических рекомендаций).

    Какие обязанности есть у классного руководителя

    Поскольку классный руководитель является педагогическим работником, он должен в числе прочего выполнять следующие обязанности (ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):

    1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

    2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

    3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

    4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

    5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

    6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

    7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

    8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

    9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

    10) проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

    11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

    По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

    Что представляют собой права и обязанности классного руководителя? Эта должность впервые появилась в 30-е годы прошлого века. Ранее воспитательная работа в группах осуществлялась учителями. Утверждена первая должностная инструкция классного руководителя была в 1931 году Приказом Наркомпроса РСФСР.

    В середине двадцатого века происходит модернизация процесса воспитания. В 1961 году принимается обновленная должностная инструкция классного руководителя образовательной школы.

    Он направлен на всестороннее развитие подрастающего поколения. Основной задачей классного руководителя является организация, стимулирование, координация всех воспитательных воздействий в своем классе. В рамках своих должностных обязанностей, наставник выполняет комплексный подход к внеучебной работе с детьми. Его педагогическим долгом является забота о сохранении и укреплении психологического и физического здоровья школьников.

    Педагог повышает педагогическую культуру родителей своего класса, добивается взаимосвязи между семейным и школьным воспитанием. Классный руководитель в начальной школе является не только наставником, но и идейным вдохновителем, а также организатором мероприятий во внеурочное время. Педагог, который занимается воспитанием подрастающего поколения, должен стать духовным посредником между ребенком и обществом в освоении опыта, накопленного человечеством. Посредством разнообразных видов деятельности, учитель создает оптимальные условия для саморазвития и самовоспитания каждого школьника, полного раскрытия его творческого потенциала.

    Что представляет собой план работы классного руководителя? Начнем с того, что его основной задачей является организация и направление воспитательного процесса в классе. Этот человек проявляет заботу о всестороннем и гармоничном развитии каждого ребенка.

    Должностная инструкция классного руководителя предполагает проведение педагогом мероприятий, направленных на развитие трудолюбия, позитивного отношения к учебной деятельности в подрастающем поколении россиян.

    Классный руководитель формирует положительную мотивацию каждого школьника. В его обязанности входит изучение индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, развитие и стимулирование познавательного интереса. С помощью различных форм и педагогических методов, классным руководителем формируется база для развития мировоззренческой культуры, гражданственности, творческой уникальности. Именно классный руководитель помогает ребенку адаптироваться в социальной среде.

    Среди основных функций, которые он должен выполнять, выделяют:

    • развитие способностей школьников;
    • профессиональная ориентация;
    • забота о сохранении здоровья подрастающего поколения.

    Классный руководитель должен своевременно организовывать помощь отстающим школьникам, вовлекать детей в общественно полезный труд, привлекать ребят к школьным и районным (городским) мероприятиям.

    Должностная инструкция классного руководителя предъявляет определенные требования к качествам личности учителя.

    Стандарты второго поколения содержат перечень требований, которые предъявляются к классному руководителю. Он должен быть настоящим профессионалом, честным и порядочным человеком, который уважительно относится к своим воспитанникам.

    1. Инструкция создана на базе тарифно-квалификационной характеристики по должностям работников образовательной организации. При ее составлении учитывались рекомендации Минобразования, Минтруда.
    2. Назначается классный руководитель из числа педагогов, которые работают в образовательном учреждении, приказом директора школы (с согласия самого работника).
    3. Контроль его деятельности осуществляет завуч по воспитательной работе.
    4. В своей профессиональной деятельности классный руководитель руководствуется законодательной базой РФ, Конституцией страны, нормами и правилами охраны труда, техники безопасности, Уставом образовательного учреждения, локальными актами школы, Конвенции о правах ребенка.

    Среди основных функций, которые выполняет классный руководитель, выделяют:

    • организационно-координирующую;
    • коммуникативную;
    • аналитико-прогностическую.

    Первая функция предполагает:

    • установление взаимосвязи между семьей и образовательной организацией;
    • взаимодействие с учителями, преподающими разные предметы в классе, иными сотрудниками образовательной организации;
    • учет и поощрение различной деятельности школьников, включая и систему дополнительного образования школьников;
    • индивидуальная работа с каждым членом классного коллектива;
    • ведение дневников школьников, классного журнала, личных дел, плана воспитательной деятельности.

    2.1. Цель деятельности классного руководителя – формирование и развитие гармонично развитой и социально ответственной личности на основе семейных, социокультурных и духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
    2.2. Задачи деятельности классного руководителя:

    • создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
    • создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
    • формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
    • формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;
    • формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны;
    • формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений и объединений, ученического самоуправления, творческих и научных сообществ;
    • формирование здорового образа жизни;
    • обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка;
    • организация внеурочной работы с обучающимися в классе;
    • содействие развитию инклюзивных форм образования, в том числе в интересах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    2.3. Основными функциями классного руководителя являются:

    • личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе;
    • деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемой с классом как социальной группой;
    • воспитательная деятельность во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
    • воспитательная деятельность во взаимодействии с педагогическим коллективом;
    • участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами.
    • ведение и составление документации классного руководителя.

    Инвариантная часть деятельности классного руководителя
    3.1. В рамках личностно ориентированной деятельности по воспитанию и социализации обучающихся в классе:

    • содействует повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путём осуществления контроля посещаемости и успеваемости;
    • обеспечивает соблюдение обучающимися класса расписания учебных занятий, организационных требований в период начала и окончания учебного периода, выявляет факты перегрузки обучающихся, содействует организации деятельности класса на каникулах;
    • обеспечивает включённость всех обучающихся в воспитательные мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
    • содействует успешной социализации обучающихся путём организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;
    • оказывает индивидуальную поддержку каждому обучающемуся класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в семье;
    • выявляет и осуществляет поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказывает помощь в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
    • выявляет и осуществляет педагогическую поддержку обучающимся, нуждающихся в психологической помощи;
    • проводит профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;
    • формирует навыки информационной безопасности;
    • организует изучение школьниками правил охраны труда, дорожного движения, поведения в школе и быту, на каникулах, во время экскурсий, на воде, в лесу и т.д., проводит инструктажи с обучающимися;
    • содействует формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
    • способствует созданию оптимальных условий организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся класса по предметам;
    • оказывает поддержку талантливым обучающимся, в том числе содействие развитию их способностей;
    • обеспечивает защиту прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.

    3.2. В рамках деятельности по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемой с классом как социальной группой:

    О статусе классного руководителя – рекомендации Минпросвещения России

    Инвариантная часть обязанностей классного руководителя охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых — традиционных и актуальных — задач воспитания и социализации обучающихся, независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации (разд. 4 Методических рекомендаций).

    Инвариантная часть содержит следующие блоки:

    1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе (например, содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости, профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ, поддержка талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей).

    2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая, например, регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде; профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.

    3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (например, привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся, регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса).

    4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом (например, взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом; взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования).

    5. Участие в воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами (например, участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся; участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса).

    6. Ведение и составление следующей документации:

    1) классного журнала (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся (если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется);

    2) плана работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

    Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации (разд. 4 Методических рекомендаций).

    Так, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях субъекта РФ, связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка.

    Вариативная часть может отражаться не только в локальном акте общеобразовательной организации, но и в соглашении о выполнении дополнительной работы конкретным педагогическим работником в связи с классным руководством, если предполагается работа в классе с особыми условиями, например с присутствием детей с ограниченными возможностями здоровья, либо в разновозрастном классе-комплекте и т.д. (разд. 4 Методических рекомендаций).

    Поскольку классный руководитель является педагогическим работником, он должен в числе прочего выполнять следующие обязанности (ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):

    1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

    2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

    3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

    4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

    5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

    6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

    7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

    8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

    9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

    1.1. Исполнение обязанностей классного руководителя осуществляется-на основании приказа директора школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на других педагогических сотрудников. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

    1.2. Классный руководитель должен иметь среднее или высшее профессиональное образование, соответствующий опыт работы.

    1.3. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора (воспитательная работа).

    1.4. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», семейным кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Классный руководитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

    Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

    2.1. Организация воспитательного процесса в классе, руководство им и контроль развития этого процесса.

    2.2. Содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся в классе.

    Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:

    3.1. Анализирует проблемы, ход, развитие и результаты воспитательного процесса в классе.

    3.2. Прогнозирует:

    ■ тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для корректировки плана воспитательной работы в классе;

    ■ последствия запланированной воспитательной работы в классе.

    3.3. Планирует и организует:

    ■ воспитательный процесс во время проведения мероприятий с обучающимися класса;

    ■ разработку необходимой методической документации по воспитательной работе в классе;

    ■ осуществление систематического контроля уровня воспитанности обучающихся;

    Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

    4.1. Выбирать формы и методы воспитания учащихся.

    4.2. Давать обязательные распоряжения учащимся во время проведения воспитательных мероприятий.

    4.3. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.

    4.4. Принимать участие:

    ■ в разработке воспитательной программы школы;

    ■ в работе педагогического совета.

    4.5. Вносить предложения:

    ■ о начале, прекращении или приостановлении конкретных воспитательных проектов;

    ■ по совершенствованию воспитательной работы.

    4.6. Запрашивать у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей.

    4.7. Приглашать от имени школы родителей (законных представителей) для информирования об успехах и нарушениях их детей.

    4.8. Требовать от учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы.

    4.9. Повышать свою квалификацию.

    5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и заместителя директора по воспитательной работе и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

    5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

    5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

    5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

    Классный руководитель:

    6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из расчета не менее 5 часов в неделю и утвержденному директором школы.

    6.2. Свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль планирует под руководством заместителя директора (воспитательная работа). План работы представляется на утверждение директору школы не позднее 5 дней с начала планируемого периода.

    6.3. Представляет заместителю директора (воспитательная работа) письменный отчет о своей деятельности объемом не более двух машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого учебного модуля.

    6.4. Получает от директора школы и непосредственного руководителя информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

    6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.

    6.6. Передает своему непосредственному руководителю информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

    Для всех должностей, которые есть в штатном расписании школы, разрабатываются должностные инструкции. При этом структура у всех должностных инструкций унифицированная. За основу можно взять следующий вариант, когда инструкция состоит из разделов, посвященных:

    • общим положениям,
    • должностным обязанностям,
    • правам,
    • ответственности.

    При разработке должностной инструкции классного руководителя такая структура документа вполне допустима. Далее в статье расскажем, какую информацию стоит помещать в каждый раздел.

    Этот раздел должностной инструкции может содержать в себе следующие должностные обязанности, возлагаемые на классного руководителя:

    • вести журнал успеваемости;
    • оформлять личные дела учеников;
    • организовывать классный коллектив, что проявляется в выдаче поручений, работе с активом класса, формировании обязанностей дежурных, организации творческих мероприятий;
    • организовывать дежурства;
    • организовывать порядок питания учеников;
    • формировать денежный фонд для обеспечения классных нужд и распоряжаться средствами из него;
    • контролировать посещаемость, выяснять причины пропусков;
    • работать с дневниками учеников;
    • создавать условия для расширения кругозора учеников, круга их интересов;
    • способствовать формированию благоприятного климата в коллективе, укреплению дружественных отношений;
    • помогать адаптироваться ученикам в начале учебного процесса;
    • проводить классные часы;
    • обеспечивать защиту прав учеников, их интересов;
    • проводить профориентационную работу с учениками старших классов;
    • проводить классные собрания с родителями.

    Уставом школы или другими документами на классного руководителя могут возлагаться и другие обязанности, тогда этот раздел инструкции корректируется.

    Раздел, где вкратце перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен классный руководитель, и основания для этого. Стандартно здесь прописывают, что классного руководителя могут:

    • за несоблюдение должностной инструкции, нарушение школьных правил, невыполнение распоряжения директора школы и другие нарушения – привлечь к дисциплинарной ответственности;
    • за применение физического или морального насилия к ученикам – освободить от должности, что не считается мерой дисциплинарной ответственности;
    • за причинение ущерба имуществу школы – привлечь к материальной ответственности по правилам гражданского или трудового законодательства.
    • Аттестация педагогических кадров
    • Документы, приложения, рекомендации
    • Курсовая подготовка
    • Экспериментальная деятельность
    • Наставничество
    • Школьный уполномоченный по правам ребёнка
    • Школьные методические объединения
      • МО естественно-математического цикла
      • МО гуманитарного цикла
      • МО классных руководителей
      • МО учителей начального образования
      • МО учителей иностранного языка
      • МО учителей ОБЖ, физической культуры, технологии
    • Библиотека
      • Документы
      • О библиотеке
      • Рекомендуем прочитать
    • Начальная школа

      Классный руководитель: что входит в его функции?

      Должностная инструкция классного руководителя

      [организационно-правовая форма,
      наименование организации, предприятия]

      [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
      должностного лица, уполномоченного утверждать
      должностную инструкцию]

      [число, месяц, год]

      Должностная инструкция классного руководителя [наименование общеобразовательной организации]

      Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

      Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

      3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.

      3.2. Ведет «личные дела» обучающихся и следит за их оформлением.

      3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.

      3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.

      3.5. Организует порядок питания обучающихся.

      3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

      3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.

      3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.

      1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность классного руководителя.

      1.2. Классный руководитель относится к категории специалистов.

      1.3. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное педагогическое образование и высокую мотивацию к воспитательной деятельности.

      1.4. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.

      1.5. На период отпуска или временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены (на основании приказа директора школы) на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в данном классе.

      1.6. Классный руководитель непосредственно подчиняется заместителю директора школы по воспитательной работе и, если он реализует программу организации внеурочной деятельности класса, заместителю директора по УВР, а далее — директору школы.

      1.7. Классный руководитель должен знать:

      • нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов;
      • Конвенцию о правах ребенка;
      • правила внутреннего трудового распорядка;
      • этику делового и межличностного общения;
      • педагогику, в том числе теорию и методику воспитания;
      • общую, возрастную и социальную психологию;
      • возрастную физиологию;
      • методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников: игровой, познавательной, трудовой (производственной), социально значимой волонтерской, досугово-развлекательной, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, проблемно-ценностного общения, художественного творчества;
      • программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки;
      • правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

      2.1. Самостоятельно определять цели своей работы, исходя из актуальных проблем развития учащихся вверенного ему класса.

      2.2. Самостоятельно разрабатывать план своей работы и, если классный руководитель становится организатором внеурочной деятельности учащихся своего класса, программу (или ее модуль) организации внеурочной деятельности учащихся класса.

      В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением «Об общеобразовательном учреждении», указами Президент.

      Этот материал напомнит учителям начальных классов их права и обязанности в рамках ФГОС.

      Должностная инструкция начальника лагеря.

      Учителя должны четко представлять круг своих обязанностей.

      Общие положенияВоспитатель группы продленного дня по интересам назначается и освобождается от должности директором Школы.Воспитатель должен иметь высшее, незаконченное высшее или .

      Что входит в обязанности классного руководителя?

      Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы.

      Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы.

      Классный руководитель должен знать:

      • законодательные документы РФ по вопросам образования, в том числе Конвенцию о правах ребенка;
      • нормативные документы органов управления образованием по вопросам воспитания;
      • педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
      • методику воспитательной работы;
      • основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
      • основы права, научной организации труда;
      • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

      Классный руководитель имеет право на:

      • посещение уроков учителей по взаимной договоренности и по рекомендации руководства школы;
      • выбор МО по совершенствованию методического мастерства, форм и методов работы, повышения квалификации образовательного уровня;
      • досрочную аттестацию и переаттестацию;
      • проведение экспериментальной работы по плану, установленному экспертным советом и руководством школы;
      • участие в работе комиссий органа управления образованием по проверке других образовательных учреждений (инспектирование, аттестация и др.);
      • участие в самоуправлении школы;
      • защиту законных прав обучающихся, коллег по работе и своих личных;
      • индивидуальную трудовую деятельность при соответствующей регистрации;
      • социальную защиту.

      Классный руководитель несет ответственность:

      • за невыполнение функциональных обязанностей, правил внутреннего трудового распорядка, Устава школы, приказов и распоряжений администрации школы;
      • за нарушение правил техники безопасности обучающимися во время внеурочных и внеклассных мероприятий, за нарушение охраны труда и здоровье обучающихся;
      • за непринятие своевременных необходимых мер к предотвращению уничтожения или порчи материальных ценностей школы.

      8.1. Ознакомление педагогического работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при возложении функций классного руководителя (до ознакомления с приказом под подпись).
      8.2. Один экземпляр инструкции находится у директора образовательной организации, второй – у сотрудника.
      8.3. Факт ознакомления педагога с настоящей должностной инструкцией классного руководителя, разработанной с учетом профстандарта, подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора общеобразовательной организации, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

      • Положения школы
      • Документы по коронавирусу
      • Билеты и инструктажи по ОТ
      • Журналы по охране труда
      • Акты и протоколы по ОТ
      • Нормативные документы ОТ

      Общие условия таковы:

      1. Назначить классного руководителя может только директор школы, но с обязательного согласия самого преподавателя.
      2. Контроль за работой будет проводить завуч по воспитательной работе.
      3. При исполнении своих обязанностей классрук обязан руководствоваться Конституцией, Конвенцией о правах ребенка, всеми решениями органов образования и Правительства РФ.

      В обязанности руководителя класса входит :

      1. Составление учебных планов и системы работы в классе для каждой новой четверти и года. За выполнением этого пункта следит все тот же завуч по УВР; за 5 дней до начала учебного периода он должен одобрить или отклонить предоставленные преподавателем планы.
      2. Ответственность за безопасность в классе, оказание первой помощи (для этого преподаватели проходят специальные курсы).
      3. Проведение обязательных инструктажей по поведению в различных экстремальных и бытовых ситуациях: на дороге, воде, при пожаре и т.д.; ведение отчетности по этим инструктажам.
      4. Мотивация учеников к учебной деятельности и повышенной активности на занятиях.
      5. Индивидуальная помощь обучающимся на занятиях, выявление и ликвидация причин низкой успеваемости.
      6. Обязательное соблюдение прав и свобод обучающихся.
      7. Помощь в организации и обеспечении посещаемости кружков, различного рода секций и иных форм дополнительного образования, вовлечение учеников в этот процесс.
      8. Создание в классе доброжелательной и комфортной для ребенка атмосферы, в которой он сможет разносторонне развиваться.
      9. Ведение пропаганды здорового образа жизни, помощь в проведении и организации мероприятий спортивного и физкультурно-оздоровительного комплекса.
      10. Обеспечение социальной защиты детей; ведение активной работы с родителями и семьей.
      11. Создание психологически комфортной среды в классе.
      12. Развитие коммуникативных навыков обучающихся, помощь в решении проблем, связанных с общением в классе.
      13. Выявление особенностей личности каждого ученика; помощь в развитии индивидуальных качеств, саморазвитии.
      14. Проведения мероприятий по определению актуального состояния классного коллектива, создание стратегии по его дальнейшему развитию.
      15. Контроль за ведением дневников ученика; своевременное проставление отметок, ведение необходимой документации и отчетности.
      16. Предоставление завучу в конце каждой четверти письменных отчетов о проделанной работе.
      17. Присутствие на педсоветах.
      18. Посещение вместе со своим классом мероприятий общешкольного уровня.
      19. Ежегодное повышение квалификации, участие в методических объединениях.
      20. Работа по утвержденному главной школы графику.
      21. Организация систематических дежурств силами учеников класса.
      22. Обязательное соблюдение норм морали и этики, соответствующих положению учителя, не только в стенах школы, но и вне их.

      В работе с детьми очень легко перейти личные границы, поэтому преподавателю на посту классрука очень важно знать о своих правах:

      1. Запрашивать данные о здоровье обучающихся.
      2. Напрямую следить за успеваемостью и посещением занятий учениками.
      3. Заниматься координацией работы учителей-предметников, ведущих данный класс.
      4. Проводить воспитательную работу через различные классные мероприятия.
      5. Выносить от класса предложения на рассмотрение администрацией.
      6. Вызывать в школу родителей или законных представителей ребенка.
      7. Обращаться в комиссии и советы по делам несовершеннолетних, но только после согласования с администрацией учебного заведения.
      8. Составлять график индивидуальной работы с детьми, исходя из потребностей семьи и ребенка.
      9. Проводить работу научно-экспериментального характера.
      10. Подавать документы для надбавок и иных форм материального поощрения.
      11. Принимать участие в различного рода и уровня мероприятиях и конкурсах как совместной с учениками, так и самостоятельно.
      12. Требовать от администрации школы определенной материально-технической базы для проведения воспитательного процесса.
      13. Повышать квалификацию любыми доступными путями; просить у администрации помощь, необходимую для успешного повышения квалификации.

      Во время процесса обучения классный руководитель несет ответственность за:

      1. Соблюдение норм безопасности учебного процесса; сохранение жизни и здоровья его участников, а также за соблюдение прав обучающихся.
      2. За непрофессиональное исполнение или неисполнение вовсе своих обязанностей, возложенных должностью, и требований трудового договора, распорядка и устава школы, локальных распоряжений администрации.
      3. За ненадлежащее выполнение норм безопасности и противодействия угрозам террористической направленности.
      4. За нормы воспитания, которые так или иначе связаны с ��сихологическим или физическим воздействием на ребенка.
      5. За доказанное причинение вреда как школе, так и обучающимся, которое связано либо с неисполнением, либо c непрофессиональным исполнением своих обязанностей.

      Классный руководитель несет ответственность:

      5.1. За нарушение Устава общеобразовательной организации.

      5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

      5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

      5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

      5.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

      Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

      Руководитель кадровой службы

      [инициалы, фамилия]

      [подпись]

      [число, месяц, год]

      Согласовано:

      [должность]

      [инициалы, фамилия]

      [подпись]

      [число, месяц, год]

      С инструкцией ознакомлен:

      [инициалы, фамилия]

      [подпись]

      [число, месяц, год]

      Несмотря на то, что разработкой профессиональных стандартов министерство занимается с 2013 года, больших изменений пока не наблюдается. До сих пор принят только документ в отношении:

      • педагогов;
      • воспитателей;
      • вожатых.

      Внимание. Для классных руководителей профстандарт по состоянию на январь 2020 года не утвержден. Хотя распоряжение о разработке локальных документов образовательные организации получили и с 01.01.2020 в каждой школе профстандарты быть должны.

      Реализация требований министерства остается под вопросом, пока нет утвержденных на высшем уровне регламентов и требований к:

      • образованию;
      • квалификации;
      • стажу работы.

      Если опираться на ФГОС, то от классного руководителя требуется:

      • индивидуальный подход к обучающимся, исходя из умственных и физических способностей ребенка;
      • понимание психологических особенностей разных возрастных групп;
      • умение организовывать деятельность и коммуникацию для детей с особыми образовательными потребностями;
      • эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся;
      • участие во внешкольной жизни подопечных, вовлечение их в организации дополнительного образования;
      • соблюдение педагогической этики.

      По замыслу инициаторов введения профессиональных стандартов, школы должны стать бесконфликтной средой для всех участников образовательного процесса, а ключевую роль в ее формировании отводят именно классным руководителям.

      Цель работы классного руководителя – формирование благоприятной среды для самореализации и саморазвития личности подопечного, его дальнейшей успешной социализации.

      В соответствии с целью формулируют задачи деятельности классного руководителя:

      • формирование и развитие коллектива учащихся в классе;
      • пропаганда и личный пример здорового образа жизни;
      • помощь каждому ребенку в классе в сохранении индивидуальности и развитии потенциала личности;
      • воспитание нравственных и духовных качеств учащихся;
      • организация творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей и интересов детей;
      • вовлечение в коллективный труд каждого ребенка;
      • гуманизация отношений между участниками детского коллектива.

      Вся работа с детским коллективом должна иметь системный, а не эпизодический характер, что достигается в результате регулярного качественного анализа и составления планов воспитательной работы.

      Важно! Деятельность классного руководителя основана на личностно-ориентированном подходе с учетом задач педагогического коллектива, ситуации в классном коллективе, межнациональных и межконфессиональных отношений.

      Обязанности классного руководителя можно поделить на:

      1. Организационно-координирующие:
        • обеспечение коммуникации между школой и семьей;
        • оказание помощи родителям в воспитании детей;
        • организация образовательного процесса класса в пределах своих полномочий;
        • проведение воспитательных мероприятий;
        • ведение документации (журнал, дневники обучающихся, личные дела, план воспитательной работы).
      2. Коммуникативные:
        • установление эффективного взаимодействия между учащимися и педагогами;
        • регулирование межличностных отношений в детском коллективе;
        • создание благоприятной психологической атмосферы в классе;
        • помощь детям с проблемами в общении.
      3. Аналитико-прогностические:
        • изучение личностных особенностей детей;
        • анализ состояния и перспективы развития детского коллектива.
      4. Контрольные:
        • учет успеваемости каждого обучающегося, принятие мер по устранению задолженностей по предметам;
        • учет посещаемости, принятие мер в случае отсутствия ребенка в школе без уважительной причины.

      К основным правам классного руководителя относятся:

      • получение достоверной информации о психофизиологическом развитии детей и семейной ситуации;
      • контроль успеваемости;
      • работа с родителями (законными представителями);
      • методическая поддержка педагогического коллектива и администрации школы;
      • поощрение обучающихся за успехи и привлечение к дисциплинарной ответственности за проступки;
      • защита чести и достоинства.

      Назначенный учитель ведет воспитательную работу с детьми и подростками по системе, принятой в образовательном учреждении, и использует индивидуальный подход к каждому ученику, ориентированный на особенности личности.

      Эта должность предполагает, что он имеет ряд навыков:

      • умеет общаться с детьми, является для них образцом поведения и вызывает уважение;
      • способен организовать воспитательное мероприятие: родительское собрание, час общения, беседу, поход в театр и т.д.;
      • умеет работать с документацией: бумажными и электронным журналами, анкетами, тестами и прочими;
      • активно выстраивает отношения с другими педагогами и управляющим персоналом школы в интересах своего класса.

      Наиболее важны следующие обязанности классного руководителя по закону об образовании Российской Федерации:

      1. Получать информацию о физическом и психическом здоровье детей.
      2. Контролировать учебные успехи каждого ученика по предметам и сообщать о них родителям.
      3. Использовать актуальные воспитательные методы и приемы.
      4. Периодически повышать свою профессиональную квалификацию и участвовать в конкурсах мастерства.

      В методических рекомендациях Министерства образования и науки Российской Федерации закреплены права классного руководителя в начальной школе и среднем звене. Они позволяют учителю поощрять учащихся за успехи и привлекать к дисциплинарной ответственности в случае необходимости, получать поддержку администрации учреждения в решении сложных проблем, вызывать родителей в школу, защищать свою честь и достоинство.

      Следует выяснить, каким документом определены основные обязанности классного руководителя, потому что должностная инструкция не является обязательным нормативным документом. Образовательное учреждение вправе разрабатывать его самостоятельно. Необходимые сведения о руководстве классом записывают в трудовой договор учителя.

      Информация, которую включает в себя должностная инструкция классного руководителя в соответствии с ФГОС в 2021 году, делится на разделы:

      • общие положения;
      • должностные права и обязанности;
      • ответственность.

      В документе описываются цели и задачи, законы и нормативные акты, которые учитель обязан знать, порядок принятия на работу и место в педагогическом коллективе.

      ВАЖНО!
      Одной из ключевых трудностей при выполнении обязанности классного руководителя в школе по ФГОС является то, что в должностной инструкции часто указывают формы отчетности, виды работы, но не регламентируют временные затраты на эту деятельность. В результате учителя получают ненормированный рабочий график и прибавку за ведение классного руководства, которая не оправдывает фактическую нагрузку. Любые новые обязанности классного руководителя, которые не закреплены в трудовом договоре, увеличивают загруженность. В этом случае учитель вправе требовать от руководства составить дополнительное соглашение к трудовому договору и получить дополнительную оплату.

      Педагог обязан защищать права и интересы воспитанников, он отвечает за их жизнь, здоровье и развитие в стенах школы. Ситуации, когда нарушаются требования должностной инструкции, предполагают ответственность работника:

      • за нарушение школьных правил, требований должностной инструкции; невыполнение законных распоряжений директора и устава школы — дисциплинарная ответственность;
      • за грубость, унижение достоинства, психическое и физическое насилие в отношении учащихся — освобождение от должности;
      • за неаккуратное ведение и обращение с документацией — взыскание в соответствии с уставными документами организации;
      • за нанесение ущерба школе из-за ненадлежащего исполнения обязанностей — материальная ответственность по трудовому и гражданскому кодексу.

      Задачами деятельности классного руководителя являются (разд. 4 Методических рекомендаций):

      • создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;

      • формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;

      • формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности к деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека;

      • формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны;

      • формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.

      Инвариантная часть обязанностей классного руководителя охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых — традиционных и актуальных — задач воспитания и социализации о��учающихся, независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации (разд. 4 Методических рекомендаций).

      Инвариантная часть содержит следующие блоки:

      Обязанности классного руководителя

      Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

      2.1. Организация воспитательного процесса в классе, руководство им и контроль развития этого процесса.

      2.2. Содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся в классе.

      Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:

      3.1. Анализирует проблемы, ход, развитие и результаты воспитательного процесса в классе.

      3.2. Прогнозирует:

      ■ тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для корректировки плана воспитательной работы в классе;

      ■ последствия запланированной воспитательной работы в классе.

      3.3. Планирует и организует:

      ■ воспитательный процесс во время проведения мероприятий с обучающимися класса;

      ■ разработку необходимой методической документации по воспитательной работе в классе;

      ■ осуществление систематического контроля уровня воспитанности обучающихся;

      Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

      4.1. Выбирать формы и методы воспитания учащихся.

      4.2. Давать обязательные распоряжения учащимся во время проведения воспитательных мероприятий.

      4.3. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.

      4.4. Принимать участие:

      ■ в разработке воспитательной программы школы;

      ■ в работе педагогического совета.

      4.5. Вносить предложения:

      ■ о начале, прекращении или приостановлении конкретных воспитательных проектов;

      ■ по совершенствованию воспитательной работы.

      4.6. Запрашивать у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей.

      4.7. Приглашать от имени школы родителей (законных представителей) для информирования об успехах и нарушениях их детей.

      4.8. Требовать от учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы.

      4.9. Повышать свою квалификацию.

      5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и заместителя директора по воспитательной работе и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

      5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

      5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

      5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

      Министерство просвещения Российской Федерации направляет разработанные совместно с Общероссийским Профсоюзом образования и рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, для использования в работе.

      Приложение: на 20 л. в 1 экз.

      B.C. Басюк

      Ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы воспитания современного ребенка находятся в центре государственной политики в сфере образования, а также являются объектом внимания педагогической общественности, родительских сообществ, представителей сферы культуры, науки, различных социально-профессиональных групп.

      В настоящее время оформился общественно-государственный запрос на организацию комплексной поддержки деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, импульсом к формированию которой является поручение Президента Российской Федерации по «созданию системы мотивации классных руководителей в целях повышения эффективности воспитательной работы и социализации обучающихся в общеобразовательных организациях».*(1)

      В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. отмечено, что «ближе всего к ученикам — их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, — это огромная ответственность, и она, конечно, требует … особой поддержки».*(2) Президентом Российской Федерации подчеркнуто, что воспитатель — это «федеральная функция».

      Настоящие методические рекомендации адресованы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, с целью оказания методической помощи в организации деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, с учетом приоритетов государственной политики в сфере образования, обновления концептуальных подходов к организации педагогической деятельности в области воспитания и социализации подрастающего поколения, а также в целях реализации и защиты академических прав и свобод педагогических работников, осуществляющих классное руководство, и устранения избыточной отчётности в их деятельности.

      Методические рекомендации направлены на уточнение и конкретизацию нормативного правового поля реализации воспитательной деятельности, выработку единых подходов к пониманию целей и задач классного руководства, принципов и видов деятельности по осуществлению педагогическими работниками классного руководства, критериев оценки эффективности этой деятельности. При этом предусматриваются вариативные компоненты, обусловленные региональными социально-экономическими, экологическими, этнокультурными, демографическими и иными особенностями субъектов Российской Федерации, территориальным расположением общеобразовательной организации, спецификой контингента обучающихся и реализуемых образовательных программ.

      Организация деятельности, связанной с классным руководством, осуществляется с учётом комплекса вопросов, относящихся к базовым правам граждан Российской Федерации, к основным принципам и приоритетам государственной политики в сфере образования, правовым, организационным и экономическим основам образования в Российской Федерации, общим правилам организации образовательной деятельности, а также к области трудового права.

      Перечень документов по вопросам организации деятельности, связанной с классным руководством, является многоуровневым, содержит нормативные акты, регламентирующие процессы воспитания в образовательных организациях в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования, включает совокупность норм и правил, принятых в соответствии с разграничением полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

      Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
      Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
      Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

      Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

      Классный руководитель участвует в формировании психолого-педагогических условий для развития личности учащегося в интеллектуальной, физической и духовной сферах. Для этого он должен знать особенности личности каждого ребенка, условия его жизни в семье. В функционал классного руководителя входит:

      • Посещение семьи ребенка и установление контактов с родителями.
      • Анализ успеваемости учащегося.
      • Оформление личных дел учащихся.
      • Контроль посещения занятий и предупреждение девиантных форм поведения.

      На основании знаний об учениках и с учетом их личных возможностей педагог помогает раскрытию потенциала учащегося в коллективе в полной мере.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *