Комиссия по легализации налоговой базы в 2022 году

Автор: | 31.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комиссия по легализации налоговой базы в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Что такое комиссия по легализации налоговой базы? Это способ понудить компанию самостоятельно доплатить налоги.

Как это работает? Инспекция с помощью собственных информационных ресурсов (прежде всего, АСК НДС-2) проверяет цепочки контрагентов компании. Цель проверки: найти разрывы в платежах по НДС. Налоговики ссылаются на ст. 54.1 Налогового кодекса.

Инспекция нашла разрыв в уплате НДС. Что дальше? Далее налоговая вызывает директора компании и настоятельно рекомендует доплатить.

Что именно происходит на комиссии? Формат работы комиссии — беседа. Председатель — заместитель начальника ИФНС или начальник контрольно-аналитического отдела, также в протокол вписываются и другие сотрудники инспекции, которые в силу занятости не присутствуют.

Инспекторы скажут, что ваш контрагент или несколько контрагентов, вероятно, недобросовестные, потому что АСК НДС-2 показывает разрыв в цепочке уплаты НДС. Покажут монитор компьютера с открытой программой, чтобы вы своими глазами увидели тревожные красные кружочки и почувствовали, что все действительно серьёзно.

Однако в последнее время на комиссиях всё чаще приводятся «формальные» недостатки контрагентов (массовый адрес, незначительная сумма налогов к уплате, минимальная штатная численность, отсутствие основных средств, склада и техники, транзитные платежи и т.д.). Также выясняются вопросы оплаты в адрес недобросовестных контрагентов (для тех кто покупал бумажный НДС сообщаем — банковские выписки у инспекторов имеются).

Так что без весомых аргументов о том, что ваши контрагенты реальны и добросовестны, а вы расплатились с контрагентом разговор будет не из приятных. Итоги «задушевной беседы» зафиксируют в протоколе.

На практике беседа в налоговой представляет собой монолог инспектора с наглядным подтверждением нарушений контрагентов компании. После этого директору скажут: доплатите налог по проблемному контрагенту (контрагентам). И будем считать вопрос закрытым. Не хотите? Вам же хуже, ваша несговорчивость может привести к выездной.

Вызов на комиссию по легализации налоговой базы

Это зависит от очень многих факторов. Говорить «в общем», не на примере конкретной ситуации — то же самое, что блуждать в тумане. Но мы попробуем.

Назначение выездной проверки зависит от конкретной ИФНС и её плана. По неофициальным комментариям налоговых инспекторов в Москве, риски назначения выездной возникают если на комиссии вам вменяют доплату более 5 млн руб.

В период пандемии продолжительность проверок сильно увеличилась, потому что налоговики всё согласовывают в управлении службы. В среднем ВНП длится до 12 месяцев, плюс оформление результатов выездной проверки – еще несколько месяцев. Но поступление НДС в бюджет налоговой требуется прямо сейчас, чтобы показать хорошие цифры по результатам года. Что из этого следует?

Отчасти это значит, что инспекция будет рада любым деньгам. С этой позиции имеет смысл согласиться с налоговой и доплатить НДС, если это можно сделать без серьёзных последствий для финансов компании.

Есть мнение, что стоит один раз «повестись» и заплатить по требованию инспекции, то она начнёт «доить» постоянно. С этой позицией мы можем поспорить. По нашему мнению, доплачивать надо по тем контрагентам, претензии по которым обоснованы, например:

  • если директор и учредитель отказались от участия в деятельности компании-контрагента (уже внесены записи о недостоверности сведений в этой части)
  • у вас отсутствуют расчеты в адрес контрагента,
  • по банковской выписке ваш контрагент не закупал тот товар, который по договору поставлял в ваш адрес
  • деньги контрагент обналичивал через ПКО, корпоративные карты или направлял на счета ИП или физических лиц и т.д.

Доплата по контрагентам у которых повышенный риск, позволит точечно уточнить налоговые обязательства. В свою очередь когда «плохие» контрагенты будут исключены из книги покупок, то у инспекции не будет «серьезных» причин включать вас в план выездных.

Лучше не надо, потому что в соответствии с недавними требованиями, руководство требует от районных инспекций продолжать проверку, если в налоговой декларации будет произведена замена контрагента (при сохранении «схемных» операций) без доплаты, либо с минимальными суммами доплаты в бюджет.

А может, можно перейти из одной инспекции в другую?

Это временное решение проблемы. И очень неоднозначное. Не исключено, что новый инспектор получит сведения о компании уже при переходе. В любом случае через какое-то время информация о «вновь прибывшем» дойдет но новой налоговой. И прессинг только увеличится.

Миграцию можно попробовать, чтобы оттянуть время. Если налогоплательщик не пользуется ею с завидным постоянством.

  • 39 оценили материалы

  • 43 в избранном

  • 92

    Упразднены комиссии по легализации налоговой базы

    Контроль компании комиссией является досудебным способом решения налоговых споров. Мероприятие также может быть названо допроверочным действием. Рассмотрим цели деятельности комиссии:

    • Улучшение поступлений налогов.
    • Увеличение взимания подоходного налога, а также страховых взносов.
    • Выявление неверных данных в бухгалтерской и налоговой отчетности.
    • Выявление выдачи сотрудникам неофициальных зарплат.
    • Предупреждение перевода подоходного налога и страховых взносов позже срока.
    • Выявление компаний, выплачивающих зарплату ниже МРОТ.
    • Выявление организаций, не устраивающих сотрудников на работу официально с целью уменьшения налоговой базы.

    К СВЕДЕНИЮ! Предполагается, что работа комиссии стимулирует компании самостоятельно уточнять точную сумму налогов и взносов, полагающихся к уплате, не допускать нарушений в сфере налогового права.

    Комиссия включает в себя, как правило, следующих лиц:

    • Сотрудники налоговых органов.
    • Представители местных органов управления.
    • Представители ПФР, ФСС.
    • Сотрудники трудовой инспекции.
    • Прокурор.
    • Представители правоохранительных органов.

    Информацию о налогоплательщиках комиссия берет из отчетов компаний, имеющихся реестров, Интернета, публикаций СМИ.

    Каждая компания рассматривается на комиссии в индивидуальном порядке. После проведения контрольного мероприятия составляются следующие документы:

    • Протокол заседания, который должен подписать секретарь, а также председатель комиссии. Представитель налогоплательщика знакомится с протоколом под расписку. Лицо может запросить копию протокола.
    • Рекомендации, в которых отражается фактическая сумма налогов, сумма к доплате и прочее. Срок устранения правонарушений составляет 10 дней.

    Компания обязана исполнить все предписания комиссии. Факт устранения правонарушений проверяется инспекцией ФНС. Если компания не предприняла никаких действий, принимается решение о проведении выездной проверки.

    Особенности поведения на комиссии обусловлены тем, какие вопросы будут задавать представители контролирующего органа. Рассмотрим подробнее эти вопросы:

    • На какой деятельности специализируется компания?
    • С какими поставщиками, контрагентами и покупателями сотрудничает предприятие?
    • Есть ли в компании служба безопасности, проверяющая контрагентов на надежность?
    • Соответствие компании юридическому адресу, наличие договора аренды, размер арендных платежей.
    • Число сотрудников в компании и их специализация.
    • Сотрудничество с компаниями-однодневками для создания фиктивного документооборота.

    Если представитель компании не может ответить на эти вопросы, деятельность фирмы ставится под сомнение.

    Перед комиссией нужно выстраивать определенную линию защиты. Она будет зависеть от того, в чем именно обвиняется налогоплательщик. Очень важно подготовить аргументы в свое оправдание. Пояснения можно предоставлять в письменной форме. Каждый аргумент желательно подтверждать документами. Рассмотрим пример линии защиты. Компании предъявляются обвинения в большом размере убытков. В данном случае объяснить подозрительное явление можно следующими фактами:

    • Сектор, в котором работает компания, предполагает большие убытки для всех фирм.
    • Повысилась стоимость сырья.
    • Колебания курсов валюты.
    • Спрос на продукцию компании резко упал.
    • Финансовый кризис.
    • Компания работает в новом для себя секторе.

    Если на комиссии будет рассматриваться низкая зарплата сотрудников, можно предъявить эти аргументы:

    • Часть сотрудников трудится в других регионах, в которых размер зарплат относительно низкий.
    • В компании был введен плавающий график, режим неполной занятости.

    Все аргументы должны быть логичными и обоснованными. Усилить их можно путем предоставления сопутствующих документов (к примеру, статистика).

    Если представитель компании не явился на заседание, проводятся эти действия:

    1. Отправка повторного уведомления.
    2. Отправка уведомления в ФНС.
    3. Исследование информации о компании для решения о целесообразности осуществления проверки.
    4. Подготовка глубокой проверки.

    Представителям компании рекомендуется явиться на комиссию. Это позволит фирме своевременно исправить все нарушения и не допустить наложения санкций.

    Порядок проведения налоговых комиссий разъяснен в открытом письме ФНС «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@.

    Ее единственная цель, как следует из данного документа, — увеличение поступлений налоговых платежей в бюджет. Существует также мнение, что одной из причин появления налоговых комиссий является повышение инвестиционной привлекательности российского бизнеса.

    Комиссия по легализации налоговой базы действует на основании приказа, а ее состав утверждает начальник налогового органа.

    Кто может быть членом комиссии в налоговой инспекции? Это руководители и уполномоченные сотрудники отделов, выполняющие следующие функции:

    • проведение проверок (камерального и выездного характера);
    • осуществление предпроверочного анализа;
    • урегулирование задолженности.

    В составе комиссии могут быть также представители исполнительной власти, сотрудники правоохранительных органов, Пенсионного фонда РФ, Госинспекции по труду и прокуратуры.

    Давайте рассмотрим схему действия налоговой комиссии по легализации налоговой базы. Она состоит из нескольких последовательных этапов:

    1. Производится отбор «подходящих» налогоплательщиков, формируются соответствующие списки по вызову в налоговую на комиссию.
    2. Проводятся аналитические мероприятия в отношении финансово-хозяйственной деятельности выбранных налогоплательщиков, подготавливается информация для предстоящего заседания. Здесь следует понимать, что такой анализ производится комплексно. Поэтому даже если причиной внимания контролеров стал убыток по налогу на прибыль, налоговики будут изучать декларации и документы не только по этому налогу, но также и по остальным — НДС, транспортному, акцизам, НДФЛ и т.д.
    3. Выбранным налогоплательщикам рассылаются информационные письма по установленной форме, содержащие предложение о самостоятельном внесении в отчетность соответствующих изменений. Данный документ должен быть оформлен в соответствии с приложением 11 к письму ФНС № АС-4-2/12722@. В случае, если налогоплательщик не реагирует на послание инспекторов или отказывается внести изменения в отчетность, его вызывают на заседание.

    По словам сотрудников налоговых органов, наибольшая вероятность оказаться в числе приглашенных на комиссию имеется у 2 категорий налогоплательщиков (кстати, заинтересовать налоговиков могут не только налогоплательщики, но и налоговые агенты):

    1. Юридические и физические лица, деятельность которых, по оценке контролеров, имеет налоговые риски. При обнаружении данного факта таким налогоплательщикам дается возможность исправить ситуацию самостоятельно.

    2. Недобросовестные плательщики налогов, имеющие сумму заниженной налоговой базы, недостаточную для назначения выездной проверки. Комиссия также дает им шанс поправить положение, однако если они его не используют, выездной проверки, скорее всего, не избежать.

    Какие же действия налогоплательщиков могут вызвать повышенный интерес контролеров? Это:

    • заявление организацией убытков при ведении финансово-хозяйственной деятельности (в случае, если в строке 100 листа 02 декларации по налогу на прибыль заявлен убыток, так же, как и за предыдущие 2 налоговых периода, или если данная строка не заполнена);
    • низкий показатель налоговой нагрузки по налогу на прибыль, а также по другим налогам.

    Налоговая нагрузка по прибыли определяется с помощью довольно простой формулы:

    Ннп = Нпо / Дрв,

    где:

    Ннп — значение налоговой нагрузки;

    Нпо — сумма налога на прибыль за отчетный период (строка 180 листа 02 декларации);

    Дрв — суммарное значение доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации).

    Низкой прибыльная налоговая нагрузка считается в том случае, если она составляет менее 3% для производственных организаций и менее 1% — для торговых.

    Верно рассчитать налог и налоговую нагрузку можно только на основании грамотно составленных налоговых регистров — о том, как их создать, читайте в статье «Как самостоятельно разработать налоговые регистры по налогу на прибыль?».

    Под громким названием «комиссия» подразумевается обычная беседа налоговиков с руководителем предприятия и главным бухгалтером — иногда формальная, иногда не очень. Причем контролеры чаще всего желают видеть именно этих представителей компании и никого другого. Однако их совершенно законно может заменить уполномоченный представитель.

    Чем мотивировать данную позицию? Обратимся опять к закону. Как мы уже выяснили, согласно подп. 4. п. 2 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызвать налогоплательщика для дачи пояснений в установленных законом случаях. Однако речи о том, что в инспекцию должен прибыть именно руководитель или главный бухгалтер, а тем более они вместе, здесь не идет. Согласно же ст. 29 НК РФ объяснения контролерам могут давать и уполномоченные представители. Поэтому вы вправе сами выбрать, кто именно будет представлять вашу фирму на заседании убыточной комиссии по прибыли.

    Как проходит налоговая комиссия на практике? В ходе разговора с представителями компании инспекторы выясняют причины возникшего у налогоплательщика убытка (здесь как раз могут пригодиться данные «Опросного листа») и просят озвучить мероприятия, которые он планирует осуществить для выхода из убыточного состояния. Цель данного разговора одна — исключение «плохих» показателей из отчетности.

    Далее в зависимости от конкретной ситуации налоговики предлагают те или иные способы решения этой якобы проблемы. Почему «якобы»? Да потому что во многих случаях убыток для самих налогоплательщиков проблемой не является.

    Как правило, налоговики видят немного вариантов. Чаще всего предлагается уменьшить расходы текущего налогового периода. Иными словами, инспекторы пытаются добиться от налогоплательщиков, чтобы они увеличили начисления по налогу на прибыль за «проблемный» налоговый период или сократили убытки, сдав уточненку.

    Одновременно могут задаваться вопросы и по иным налогам, в частности, по НДС. А если на заседании присутствуют представители фондов, то здесь же возможно обсуждение проблем, возникающих у налогоплательщика по уплате страховых взносов.

    Итоги беседы фиксируются в протоколе, в нём же указывается срок устранения нарушений (в общем случае это 10 дней). Если же налогоплательщик откажется придерживаться данных ему рекомендаций, возможны следующие меры воздействия на него:

    • повышенное внимание к «строптивой» фирме и усиленный камеральный контроль представляемой ею отчетности — вполне вероятный вариант;
    • обещание скорой выездной проверки (однако, по признанию самих инспекторов, отказ от подачи уточненки далеко не всегда является поводом для проведения «глобальных» контрольных мероприятий — решение о выездной проверке принимается по совокупности факторов и рисков);
    • обещание банкротства — налоговики считают, что на данную меру у них есть право на основании ст. 20 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и ст. 35 закона «Об акционерных обществах», однако эта позиция основана на неверном истолковании указанных норм и уравнивании таких понятий, как «ликвидация» и «банкротство»; судьи в данном случае на стороне налогоплательщика.

    В принципе это исчерпывающий перечень мер воздействия, однако, как показывает практика, далеко не каждая озвученная мера воплощается в жизнь.

    Кого вызовут на комиссию по легализации налоговой базы

    Убыточная комиссия — мероприятие, проводимое в связи с подачей декларации по налогу на прибыль, в которой налогоплательщик показал убыток. Проигнорировать приглашение налоговиков нельзя — ответственность за неявку на налоговую комиссию может быть применена по ст. 19.4 КоАП РФ. Однако, собираясь на комиссию по убыткам, необходимо знать и свои права, и права налоговиков.

    Трудозатрат комиссии по легализации налоговой базы требуют совсем немного, а результат – потрясающий. Все дело в том, что комиссия по легализации налоговой базы – не налоговая проверка. То есть инспекции осознанно сокращают количество налоговых проверок, при этом увеличивая объем доначислений. Это очень важно для показателей их эффективности. Глава ФНС Михаил Мишустин сообщил, что по результатам 2018 г. 25% всех налогов в бюджет поступило от добровольного уточнения налоговых обязательств (в том числе после комиссий). При этом комиссия может являться подготовкой к выездной налоговой проверке – это шанс выиграть время, провести встречную проверку и надеяться услышать интересующую информацию в ходе заседания комиссии.

    Процедура проведения комиссии по легализации четко регламентирована и прописана в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. Именно в Письме указано, на какие показатели необходимо обратить внимание налоговому органу, чтобы выявить недобросовестного налогоплательщика, какие действия нужно совершить перед вызовом на комиссию, а также как осуществить последующий контроль.

    Итак, комиссия проводится для выявления:

    • недостоверных сведений, указанных в налоговой и бухгалтерской отчетности;

    • выплаты «теневой» заработной платы;

    • нарушения сроков оплаты налога на доходы физических лиц;

    • нарушения сроков оплаты страховых взносов;

    • оплаты труда, выплачиваемой работодателями, ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;

    • не оформленных официально трудовых отношений между работодателем и работником.

    Нужно отметить, что комиссии по легализации могут проводиться:

    • налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете;

    • Управлением ФНС в субъекте РФ;

    • так называемыми межведомственными комиссиями, которые объединяют в себе представителей налогового органа, администрации субъекта и органов местного самоуправления.

    В состав комиссии могут быть включены специалисты отделов камеральных и выездных проверок, отдела предпроверочного анализа, отдела урегулирования задолженности. Помимо работников налогового органа в комиссию могут быть включены работники Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, инспекции по труду, а также представители правоохранительных органов и прокуратуры.

    Любая комиссия состоит из определенных этапов и действий налоговых органов:

    1) выбор налогоплательщиков, чья деятельность будет рассмотрена на комиссии. Источником отбора служит информация, которой располагает налоговый орган, и информационные ресурсы, доступные инспекции;

    2) анализ деятельности и контроль в отношении плательщиков, которых налоговый орган отобрал на первом этапе подготовки к заседанию комиссии;

    3) информирование отобранных налогоплательщиков посредством направления писем. Цель рассылки – уведомить о выявленных нарушениях и предложить самостоятельно устранить их (например, уточнить отчетность или оплатить имеющуюся задолженность по НДФЛ или страховым взносам);

    4) подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;

    5) проведение заседания комиссии;

    6) отслеживание исполнения налогоплательщиками рекомендаций, предложенных инспекцией по результатам комиссии;

    7) выявление плательщиков, не исправивших установленные налоговым органом нарушения, и принятие решения о дальнейших действиях: вызов на повторное заседание комиссии или включение налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

    На каждом из этих этапов налоговый орган осуществляет определенные действия. Понимать и знать то, на какие показатели налоговый орган обращает внимание, важно, чтобы успеть устранить недочеты до вызова на заседание комиссии, а также уметь объяснить и документально подтвердить обстоятельства, в связи с которыми показатели налогоплательщика не соответствуют ожидаемым инспекцией.

    1. ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ (в случае применения общей системы налогообложения).

    2. Налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по налогу или снизившие поступления налога более чем на 10% относительно предыдущего отчетного (налогового) периода. Также налоговый орган вызовет тех налоговых агентов, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

    Особое внимание будут обращать на тех, кто выплачивает зарплату ниже прожиточного минимума.

    1. ИП на общей системе, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы дохода.

    2. ИП, отразившие выручку по НДС от реализации, но при этом заявившие доход по 3-НДФЛ, равный нулю (либо не представившие декларации по НДФЛ).

    3. Физические лица, не задекларировавшие доходы.

    4. Плательщики страховых взносов:

      • имеющие не оплаченную задолженность;

      • уменьшившие поступления страховых взносов по сравнению с предыдущим отчетным периодом (число работников не изменилось);

      • снизившие число работников более чем на 30% (по сравнению с предыдущим отчетным периодом);

      • плательщики, исчисляющие страховые взносы по дополнительным тарифам (в случае, если ставка тарифа изменилась по сравнению с предыдущим периодом).

    1. Налогоплательщики-налоговые резиденты, в отношении которых имеется информация о том, что получены доходы за рубежом, подлежащие налогообложению в РФ.

    2. Плательщики, получившие доходы, информация о которых имеется в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций, иных источниках.

    Это общий перечень тех плательщиков, которые в первую очередь обратят на себя внимание налогового органа. Следующий этап – анализ деятельности этих налогоплательщиков для установления факта нарушения законодательства.

    Основные изменения налогового законодательства в 2022 году

    Налоговый орган обязан сообщить о том, что он выявил в ходе подготовки к заседанию комиссии. То есть в адрес налогоплательщика направляется информационное письмо, в котором инспекция указывает на установленные факты, отклонения, противоречия, а также предлагает самостоятельно исправить выявленные нарушения. Такое информационное письмо должно быть направлено налогоплательщику за 1 месяц до планируемого проведения заседания комиссии. Срок, который налоговый орган дает для уточнения отчетности, погашения недоимки – 10 рабочих дней со дня получения информационного письма. Если прошло 10 дней, а отчетность не уточнена, недоимка не оплачена, то налоговый орган вызывает на комиссию.

    Тут нужно помнить самый важный нюанс – это игнорирование обойдется штрафом. Согласно ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль, должностного лица организации, уполномоченной на осуществление государственного надзора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

    • на граждан – в размере от 500 до 1000 руб.;

    • на должностных лиц – от 2000 до 4000 руб.

    У плательщика есть уважительные причины не явиться на комиссию именно в этот день и в это время. На практике можно часто столкнуться с тем, что директор в отпуске, бухгалтер на больничном, поэтому сходить на заседание комиссии в инспекцию некому. При наличии таких уважительных причин и их обязательном документальном подтверждении необходимо ответить на уведомление с просьбой о переносе даты заседания. В такой ситуации дата комиссии может быть изменена, а у налогоплательщика не возникнет обязанности оплачивать штраф за неявку на комиссию.

    Итак, допустим, что ваша компания получила уведомление о вызове на комиссию по НДС, на которой инспекторы сообщили, что один из ваших контрагентов / ряд контрагентов первого звена обладают признаками фирм-однодневок либо по данным «АСК-НДС-2» ваши контрагенты второго или третьего звена не уплатили НДС в бюджет. По результатам состоявшейся комиссии инспекторы под угрозой назначения выездной налоговой проверки настоятельно требует от вас представить уточненные декларации по НДС и доплатить налог в бюджет в кратчайшие сроки. Как поступить в такой ситуации?

    Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

    Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

    Ситуация из практики

    Общество получило уведомление о вызове руководителя в налоговый орган, в котором было указано — для дачи пояснений по вопросу ведения финансово-хозяйственной деятельности с ООО «Ромашка» за 4 квартал 2019 года.

    В ходе комиссии инспекторами были озвучены претензии к заявленным вычетам по НДС по операциям с ООО «Ромашка». По мнению налогового органа, данная организация является «сомнительным» контрагентом по ряду признаков (отсутствие по адресу местонахождения, неявка генерального директора ООО «Ромашка» на допрос, минимальные платежи в бюджет и т.п.). В итоге инспекторы настойчиво под угрозой проведения выездной налоговой проверки предложили руководителю Общества исключить вычеты НДС по операциям с ООО «Ромашка», представив уточненную налоговую декларацию за 4 кв. 2019 и доплатив в бюджет НДС в сумме 2,5 млн. руб.

    Вместе с тем руководство Общества до визита в инспекцию на комиссию обратилось за консультацией к налоговым юристам компании «Правовест Аудит». Юристы выяснили, что налогоплательщик приобретал у ООО «Ромашка» строительные материалы (причем их перевозку в адрес Общества осуществляло третье лицо).

    В этой связи юристами был подготовлен запрос в адрес указанной организации-перевозчика, которая письменно подтвердила, что в конце 2019 года перевозила строительные материалы, полученные от ООО «Ромашка» на его складе и предоставила соответствующие транспортные накладные.

    Кроме того, Обществом была систематизирована деловая переписка с ООО «Ромашка», из которой следовало, что до заключения договора с указанной организаций были получены от контрагента сведения о налоговой и бухгалтерской отчетности ООО «Ромашка» за 2018-2019 гг., а также информация о наличии у ООО «Ромашка» трудовых и материальных ресурсов, соответствующем опыте по поставкам строительных материалов и т.п.

    В частности, были получены копии штатного расписания ООО «Ромашка», а также информация о том, что материалы будут доставляться силами организации-перевозчика, рекомендательные письма в отношении ООО «Ромашка» от крупных строительных холдингов.

    На комиссии в налоговом органе юристами были изложены все вышеуказанные обстоятельства и представлены документы, подтверждающие статус ООО «Ромашка» как реального участника предпринимательской деятельности в области поставок строительных материалов, так и реальность самих операций Общества по приобретению материалов у ООО «Ромашка».

    Также по итогам комиссии Обществом было направлено в инспекцию письмо вместе с вышеупомянутыми доказательствами с указанием на то, что оснований для уточнения обязательств по НДС по операциям с ООО «Ромашка» Общество не усматривает.

    После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

    • Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
    • Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
    • Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
    • Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
    • НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
    • Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
    • НДС: кто получил льготы с 2022 года
    • Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
    • ККТ и маркировка товаров

    В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.

    В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

    А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.

    Изменение «заработает» с отчетности, которую будем сдавать в 2023 году.

    Приказ ФНС от 5 октября 2021 г. № ЕД-7-3/869@, обновивший форму налоговой декларации по налогу на прибыль, зарегистрирован Минюстом.

    За 2021 год по налогу на прибыль нужно будет отчитываться на бланке в новой редакции.

    Новая редакция учитывает поправки, внесенные в Налоговый кодекс в 2020-2021 гг.

    В декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать:

    • пониженную ставку налога на прибыль, если она введена в регионе для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
    • применение инвестиционного налогового вычета в расходах на НИОКР (раздел Г Приложения № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»);
    • целевые поступлений, целевое финансирование, доходы, не подлежащих налогообложению.

    Кроме того, изменена формула расчета суммы налога, который налоговый агент удерживает из доходов получателя дивидендов (Раздел А листа 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)»).

    С отчетности 2021 год сдаем новые годовые формы: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-турфирма, № 1-Т, № 1-ПР и другие.
    Адреса, сроки и периодичность представления отчетов в 2022 году указаны на бланках самих форм.

    Приказы Росстата от 30.07.2021 № № 457… 461 и 462

    Утрачивает силу ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и Методические указания по бухучету основных средств 2003 г. Вместо них бухгалтерам нужно руководствоваться ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», которые с 2022 года стали обязательными.

    Необходимые для изучения и применения в работе нормы новых ФСБУ касаются оценки, амортизации и раскрытия информации в отчетности. Все это должно быть отражено в учетной политике на 2022 год.

    Согласно письму ФНС от 30.07.2021 № БС-4-21/10776 при расчете налога на имущество по правилам ФСБУ 6/2020, остаточную стоимость определяют путем вычета из первоначальной стоимости сумм амортизации и обесценения, а затем прибавляется величина капвложений на улучшение или восстановление объекта (если таковые были).

    Приказ Минфина от 17 сентября 2020 г. № 204н (Минюст: 15 октября 2020 г.)

    С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.

    Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).

    Информация Минэкономразвития от 17.06.2021

    Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года

    В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.

    С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.

    Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.

    В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.

    Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.

    Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.

    Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:

    • общая численность штата не превышает 5 человек;
    • годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.

    Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.

    Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.

    Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.

    Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.

    В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:

    • расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
    • сохранить освобождение от налога на движимое имущество;
    • рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.

    Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.

    Удивительно (или не очень), но в НК РФ о работе комиссий по легализации налоговой базы нет ни слова. В работе инспекторы руководствуются лишь упомянутым Письмом ФНС России. И как видим, это не мешает им вызывать на комиссии по легализации налоговой базы все больше организаций. Так, в прошлом году данный орган побил рекорды по количеству заседаний и приглашенных юрлиц. Об этом говорит статистика региональных управлений налоговиков.

    Возьмем для примера Пермский край. В 2017 г. зарплатные комиссии там посещало в среднем 290 компаний в месяц 2, в 2018 году – 270 3, а в 2019 – аж 371 4.

    Получить приглашение на комиссию может любая компания. И совсем не обязательно, что на заседании налоговики потребуют доплатить налоги или взносы. Возможно, инспекторы просто предупредят представителей организации о рисках работы с одним из контрагентов (см., например, решение Арбитражного суда Красноярского края от 24.05.2019 по делу № А33-3112/2019).

    • Свежие
    • Посещаемые
    • налоговая оптимизация и безопасность;
    • отношения между бизнес-партнерами;
    • защита активов бизнеса и собственника;
    • скрытое владение и другие темы.

    Комиссии по легализации налоговой базы: что делать, если получили приглашение

    Более пяти лет назад ФНС России издала Письмо от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Деятельность таких комиссий была направлена на контроль уплаты почти всех видов налогов: НДФЛ, НДС, налогов на прибыль и на имущество организаций, земельного, транспортного налогов и др.

    В 2017 г. это письмо было отменено. Его сменило Письмо ФНС России от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам». Этим документом регулировалась деятельность уже «зарплатных» комиссий. В их зону контроля должны попадать только страховые взносы и НДФЛ. Вопросы уплаты других налогов в их компетенцию не входят. Однако налоговые органы продолжают организовывать комиссии для осуществления контроля за уплатой НДС и иных налогов, а потому налогоплательщикам приходится регулярно являться в инспекцию для дачи пояснений.

    Состав комиссии и порядок проведения ее заседания зависят от налога, по вопросам уплаты которого вас вызвали, и от суммы предполагаемой недоимки.

    Представим, что был выявлен небольшой разрыв по НДС у вашего контрагента либо, например, контрагента 2-го или 3-го звена цепочки. Скорее всего, вас пригласят в кабинет, в котором работают рядовые сотрудники инспекции. Они принимают налогоплательщиков, которые, как и вы, «попали на комиссию». Вы сядете рядом с вызвавшим вас сотрудником. Он расскажет, что у вашего поставщика выявлен разрыв по НДС, налог не уплачен в бюджет. Вам предложат самостоятельно сдать уточненную декларацию, исключив НДС-ные вычеты по данному контрагенту, или разобраться с ним, чтобы он сдал уточненную декларацию и уплатил причитающуюся сумму налога.

    Иногда приходить в инспекцию необязательно. Достаточно предоставить проверяющим копии интересующих их документов. Это можно выяснить, позвонив ответственному сотруднику инспекции, который указан в уведомлении.

    Однако, если инспекция в ходе аналитической работы установит крупную сумму налоговой недоимки, будет организовано заседание комиссии. Если речь идет о нескольких миллионах рублей предполагаемых начислений, вас пригласят в кабинет начальника или замначальника инспекции. Там вы окажетесь единственным гостем, и внимание проверяющих будет направлено только на вас. В такую комиссию помимо начальника или замначальника инспекции будут входить начальники профильных отделов инспекции (камеральных проверок, выездных проверок, предпроверочного анализа и др.). В состав комиссии также могут входить сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, инспекции труда, Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. В ходе таких встреч на предпринимателей порой оказывают психологическое давление. Скажем, вам наверняка напомнят о возможной уголовной ответственности.

    Главное – не паниковать и начать заблаговременно готовиться к претензиям налоговой инспекции.

    Вы получите уведомление о вызове в налоговый орган. В нем перечислят вопросы, которые станут обсуждаться на заседании. Если какой-то из них касается НДС, будут указаны контрагенты, к которым у проверяющих есть вопросы.

    Пожалуй, лучшее, что можно сделать в данной ситуации, – это подключить ваших сотрудников и консультантов к выработке правовой позиции по интересующим инспекцию вопросам.

    Попросите бухгалтера найти первичные документы по контрагенту. Менеджеру поставьте задачу поднять деловую переписку с ним. Служба безопасности или юротдел должны выяснить, в каком состоянии контрагент пребывает: не находится ли он в процессе ликвидации или банкротства, есть ли у него задолженности по налогам, не возбуждено ли в отношении него исполнительное производство, нет ли судебных споров и проч. Юристам или адвокатам поручите дать оценку документам, которые касаются взаимоотношений с контрагентом.

    На заседание комиссии может прийти любое уполномоченное лицо, в том числе представитель по доверенности. Это необязательно должен быть руководитель бизнеса, хотя инспекция будет убеждать вас в обратном. В любом случае предпринимателю не стоит приходить на заседание без адвоката или юриста, обладающего специальными знаниями и опытом взаимодействия с налоговыми органами.

    По результатам заседания, скорее всего, будут предъявлены претензии, связанные с неуплатой налогов. Поэтому вам и вашей команде, в которую обязательно должны входить бухгалтер, налоговый юрист и другие ответственные сотрудники, необходимо адекватно оценить перспективы предстоящего спора с налоговой инспекцией.

    Если, например, ваш контрагент оказался фирмой-однодневкой, а из документов у вас есть только договор с общими условиями и несколько товарных накладных, возможно, наиболее эффективным решением будет добровольно удовлетворить требования проверяющих. Просто сдайте уточненную декларацию и уплатите налог в бюджет1.

    Однако если вы уверены в своей правоте, у вас имеются первичные документы и иные доказательства реальности сделки и добросовестности контрагента (показания свидетелей, журналы учета транспортных средств и посещений, сайт контрагента и т.д.), предоставьте налоговой инспекции мотивированный ответ о том, что спорная сделка соответствует требованиям ст. 54.1 НК РФ, а налоги правильно исчислены и своевременно уплачены в бюджет.

    При принятии решения необходимо учитывать актуальную судебную практику. На ее основании ваш адвокат или юрист должен будет оценить перспективы налогового спора.

    Приложение

    УТВЕРЖДЕНО

    распоряжением администрации

    муниципального района

    «Верхневилюйский улус (район)»

    от 08 августа 2011 года № 318-р

    ПОЛОЖЕНИЕ

    о межведомственной комиссии по вопросам легализации налогооблагаемой базы, задолженности передбюджетами бюджетной системы Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами, поставщиками работ и услуг для муниципальных нужд, по выплате заработной платы

    Межведомственная комиссия по вопросам легализации налогооблагаемой базы, задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами, поставщиками работ и услуг для муниципальных нужд (далее — комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органом при главе муниципального района «Верхневилюйский улус (район)», созданным для рассмотрения и подготовки рекомендаций по рассмотрению, в соответствии с действующими законодательными актами и нормативно-правовыми документами вопросов легализации налогооблагаемой базы, погашения задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами, поставщиками работ и услуг для муниципальных нужд, контроля за реализацией основных государственных гарантий в части своевременной выплаты заработной платы, решения вопросов, связанных с наличием у предприятий и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами, поставщиками работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

    Задачи комиссии:

    координация работы территориальных подразделений исполнительных органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов местного самоуправления муниципального района, профсоюзных организаций по погашению сложившейся на предприятиях и в организациях Верхневилюйского улуса, независимо от форм собственности, задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами, поставщиками работ и услуг для муниципальных нужд, по заработной плате перед персоналом, по легализации налогооблагаемой базы;

    рассмотрение в соответствии с действующим законодательством общих вопросов погашения задолженности;

    анализ причин возникновения задолженности;

    разработка Плана действий по погашению задолженности, предложений по устранению причин возникновения задолженности;

    контроль за выполнением ответственными исполнителями мероприятий по погашению задолженности.

    Действующее налоговое законодательство не содержит понятия легализации объекта налогообложения или легализации налоговой базы. По сути это инструмент налогового контроля, который направлен на подтверждение полноты определения объектов налогообложения и исчисления налоговой базы. Легализация в данном случае – своего рода узаконивание, т. е. проверка и подтверждение законности установленных налогоплательщиком объектов налогообложения и налоговой базы.

    Реализуется этот механизм путем создания в налоговых органах специализированных комиссий, так называемых комиссий по легализации объектов налогообложения или комиссий по легализации налоговой базы.

    Цель работы таких комиссий — увеличение поступлений налоговых платежей.

    Если предпринимателя вызвали на заседание комиссии по легализации налоговой базы

    Это зависит от очень многих факторов. Говорить «в общем», не на примере конкретной ситуации — то же самое, что блуждать в тумане. Но мы попробуем.

    Назначение выездной проверки зависит от конкретной ИФНС и её плана. По неофициальным комментариям налоговых инспекторов в Москве, риски назначения выездной возникают если на комиссии вам вменяют доплату более 5 млн руб.

    В период пандемии продолжительность проверок сильно увеличилась, потому что налоговики всё согласовывают в управлении службы. В среднем ВНП длится до 12 месяцев, плюс оформление результатов выездной проверки – еще несколько месяцев. Но поступление НДС в бюджет налоговой требуется прямо сейчас, чтобы показать хорошие цифры по результатам года. Что из этого следует?

    Отчасти это значит, что инспекция будет рада любым деньгам. С этой позиции имеет смысл согласиться с налоговой и доплатить НДС, если это можно сделать без серьёзных последствий для финансов компании.

    Есть мнение, что стоит один раз «повестись» и заплатить по требованию инспекции, то она начнёт «доить» постоянно. С этой позицией мы можем поспорить. По нашему мнению, доплачивать надо по тем контрагентам, претензии по которым обоснованы, например:

    • если директор и учредитель отказались от участия в деятельности компании-контрагента (уже внесены записи о недостоверности сведений в этой части)
    • у вас отсутствуют расчеты в адрес контрагента,
    • по банковской выписке ваш контрагент не закупал тот товар, который по договору поставлял в ваш адрес
    • деньги контрагент обналичивал через ПКО, корпоративные карты или направлял на счета ИП или физических лиц и т.д.

    Доплата по контрагентам у которых повышенный риск, позволит точечно уточнить налоговые обязательства. В свою очередь когда «плохие» контрагенты будут исключены из книги покупок, то у инспекции не будет «серьезных» причин включать вас в план выездных.

    Лучше не надо, потому что в соответствии с недавними требованиями, руководство требует от районных инспекций продолжать проверку, если:

    в налоговой декларации будет произведена замена контрагента (при сохранении «схемных» операций) без доплаты, либо с минимальными суммами доплаты в бюджет.

    Это временное решение проблемы. И очень неоднозначное. Не исключено, что новый инспектор получит сведения о компании уже при переходе. В любом случае через какое-то время информация о «вновь прибывшем» дойдет но новой налоговой. И прессинг только увеличится.

    Миграцию можно попробовать, чтобы оттянуть время. Если налогоплательщик не пользуется ею с завидным постоянством.

    Оценим серьёзность доказательств инспекции (у неё могут быть формальные аргументы вроде адреса массовой регистрации, а могут быть реальные, например, если оплата по договору должна была быть в пользу налогоплательщика давно, а её нет и налогоплательщик не пытается никак её истребовать).

    Оценим, насколько велик риск того, что ситуация перерастёт в выездную проверку (это самый плохой вариант).

    Посоветуем, что лучше делать: платить или бодаться, доказывая реальность контрагента

    Поможем собрать доказательства должной осмотрительности, реальности сделки, правильно это оформить и написать в инспекцию аргументированный ответ на протокол.

    Налоговая база

    Налоговая база торгового сбора

    Расчет базы для начисления страховых взносов

    Новый Расчет по страховым взносам за 1 квартал 2020 года: пример заполнения

    Налоговый и отчетный периоды

    Создание комиссий ФНС по легализации налоговой базы не регламентированы законом, но результаты их работы могут привести к реальным правовым последствиям для налогоплательщиков. Ознакомимся с порядком организации деятельности таких комиссий подробнее.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *