Закон об образовании РФ последняя редакция 2022 инклюзия

Автор: | 01.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об образовании РФ последняя редакция 2022 инклюзия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Как дети с особенностями развития учатся в обычных школах

Особенно остро в России стоит проблема школ-интернатов и психоневрологических диспансеров, куда обычно попадают дети со сложными нарушениями.

— По закону они также имеют право на образование. Многие из них не могут самостоятельно посещать школу. К ним должны приходить педагоги, но практика, к сожалению, печальная. В интернатах содержится по 400 человек, на них — две нянечки, которые успевают памперсы поменять да бутылочку дать. Ни о каком обучении и воспитании речи вообще не идет. И это самая страшная судьба, — уверена Елена Ворошилова.

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде; (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ)

3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

7) образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию (бакалавриату, специалитету, магистратуре, подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки) по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

8) федеральные государственные требования — обязательные требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и дополнительным предпрофессиональным программам, устанавливаемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом; (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

8.1) требования, устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, — обязательные требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации (далее — самостоятельно устанавливаемые требования); (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории «Сириус», содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее — законодательство об образовании). (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

6.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;

2) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;

3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;

4) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;

5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;

6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;

7) лицензирование образовательной деятельности: (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

а) российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации по образовательным программам высшего образования; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

б) российских федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих на территории Российской Федерации образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

в) российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

г) иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в пункте 7 настоящей части, а также иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

9) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в пункте 7 настоящей части, а также государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере образования; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

10) формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

1. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также — переданные полномочия), относятся следующие полномочия: (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

1) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

2) государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

3) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

4) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

5) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

2. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

3. Общий размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:

1) количества муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов на территории субъекта Российской Федерации, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; (в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 84-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ)

2) количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их филиалов, в отношении которых полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Средства на осуществление переданных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности; (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Указ Президента РФ от 21.12.2013 N 940 (ред. от 01.10.2021)

      «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 05.07.2021 N 405 (ред. от 01.09.2021)

      «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по образовательным программам высшего образования»

    • Указ Президента РФ от 20.05.2021 N 301

      «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам о целевом обучении» (вместе с «Положением о порядке заключения договора о целевом обучении между федеральным государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы»)

    • Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 N 941-р (ред. от 21.03.2019)

      «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»

    • Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 N 2593-р

      «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года»

    • Распоряжение Правительства РФ от 22.01.2020 N 56-р (ред. от 19.11.2021)

      «Об утверждении структуры Аппарата Правительства Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

    • Приказ Росстата от 15.11.2021 N 803

      «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению N 85-К «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми»

    • Приказ Росстата от 15.11.2021 N 804

      «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере общего образования»

    • Приказ Росстата от 10.11.2021 N 786

      «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством науки и высшего образования Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере дополнительного профессионального образования»

    Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.

    Минпросвещения России обеспечивает деятельность по защите прав учащихся с особыми образовательными потребностями на доступное качественное образование, комплексной поддержке коррекционных школ, созданию в школах и детских садах инклюзивной образовательной среды.

    В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в более чем 50% коррекционных школ (около 900 образовательных организаций) пройдет модернизация инфраструктуры. В частности, будут оснащены трудовые мастерские, кабинеты специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение учеников с особыми образовательными потребностями, учебные кабинеты и помещения для организации качественного доступного образования (компьютерные классы, спортивные залы/залы лечебной физкультуры, учебные кабинеты химии, физики, географии, иностранных языков, музыки и другие кабинеты). Модернизация затронет и инфраструктуру дополнительного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями.

    Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предусматривает создание условий, позволяющих детям с особыми образовательными потребностями получать качественное доступное дополнительное образование. К 2024 году программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий, будет охвачено до 70% детей с ОВЗ.

    Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» предусматривает оказание методической, психолого-педагогической и консультационной помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью.

    Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России разработал и опубликовал методические рекомендации по проведению в организациях отдыха и оздоровления детей инклюзивных смен для ребят с ОВЗ и инвалидностью.

    Более 300 человек из различных регионов России приняли участие в III Всероссийской конференции «Итоги реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ в 2021 году». Мероприятие прошло на базе Института коррекционной педагогики Российской академии образования (РАО). В конференции приняла участие директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Фальковская.

    В октябре во многих странах мира проходят мероприятия Международной недели осведомлённости о дислексии (впервые была проведена в 1951 году), основные события которой, а именно: «Всемирный день осведомлённости о дислексии», приходятся на пятое число этого месяца.

    Несколько ключевых решений по актуальным вопросам организации образования и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) было принято на встрече Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова с президентом Благотворительного фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» Авдотьей Смирновой. Во встрече также приняли участие специалисты благотворительных фондов, некоммерческих ассоциаций, научных организаций и педвузов.

    Но не для всех родителей, а только для родителей первоклассников. Такую инициативу выдвинула руководитель Института прогрессивного образования Анна Маркс. Она направила открытое письмо вице-премьеру Татьяне Голиковой, в котором указала, что:

    В целях сохранения традиции празднования Дня знаний, а также скорейшей адаптации к новой учебной среде детей, впервые идущих в школу, просим вас рассмотреть возможность введения в трудовое законодательство нормы о предоставлении дополнительного оплачиваемого выходного дня для родителей первоклассников 1 сентября.

    Предложение основано на результатах опроса, проведенного среди родителей первоклассников, в ходе которого выяснилось, что 56% хотят присутствовать в школе вместе с ребенком во время торжественных мероприятий, но 37% не получат такой возможности, так как им не дадут отгул или отпуск на работе.

    Если эта идея найдет поддержку, изменения внесут в Трудовой кодекс, но к Дню знаний-2020 вступить в силу они не успеют. В связи с чем выходной 1 сентября получат только родители первоклассников следующего учебного года, и то не точно.

    01.09.2020 вступают в силу изменения в статье 37 закона об образовании, введенные ФЗ от 01.03.2020 №47-ФЗ, об обеспечении учеников начальной школы (с 1 по 4 класс) бесплатным горячим питанием не менее одного раза в день. Финансировать бесплатное горячее питание младшеклассников предполагается за счет бюджетов федерального, регионального и местного уровней и из других источников. Тем субъектам РФ, которые не смогут самостоятельно нести новые расходы, выделят субсидии из федерального бюджета на софинансирование организации и обеспечения бесплатным горячим питанием младших школьников.

    В бесплатное меню каждого ученика 1—4 классов с 1 сентября должно входить:

    • минимум одно горячее блюдо;
    • один горячий напиток.

    Для организации бесплатного горячего питания остальных школьников в государственных и муниципальных образовательных организациях предусмотрен переходный период с 01.09.2020 по 01.09.2023 год. На эти изменения выделили 21 млрд рублей.

    • Поиск по библиотеке
    • Аппликация, лепка
    • Воспитательная работа
    • Здоровый образ жизни
    • Информатика
    • Конструирование, ручной труд
    • Коррекционная педагогика
    • Логопедия
    • Математика
    • Материалы для родителей
    • Музыкально-ритмическое занятие
    • Обучение грамоте
    • Окружающий мир
    • Развитие речи
    • Региональный компонент
    • Рисование
    • Сценарии праздников
    • Управление ДОУ
    • Физкультура
    • Разное
    • Аудиозаписи
    • Видеозаписи

    Нормативный акт состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей. Основные определения традиционно содержатся в главе «Общие положения», в дальнейшем каждая глава сфокусирована на конкретной области, детально регламентируя отношения в ней и давая дополнительные определения. Глава вторая детализирует структуру системы образования, главы с третьей по пятую определяют участников правоотношений, шестая глава устанавливает особенности начала или окончаний таких правоотношений.

    Далее, закон устанавливает нормы для общего и профессионального образования, получения профессионального обучения и дополнительного образования. Отдельное внимание уделяется специальным программам обучения. Вопросы государственного регулирования в образовательной сфере находят отражение в 12 главе закона, а в последующих главах основной темой являются финансирование и международное сотрудничество.

    Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям. Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона. Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора.

    Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры. Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы.

    Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.

    Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой.

    Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.

    • Глава 1. Общие положения
      • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
      • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
      • Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
      • Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования
      • Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
      • Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
      • Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
      • Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
      • Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования
    • Глава 2. Система образования
      • Статья 10. Структура системы образования
      • Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
      • Статья 12. Образовательные программы
      • Статья 12.1. Общие требования к организации воспитания обучающихся
      • Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
      • Статья 14. Язык образования
      • Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
      • Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
      • Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
      • Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
      • Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
      • Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
    • Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
      • Статья 21. Образовательная деятельность
      • Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
      • Статья 23. Типы образовательных организаций
      • Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования
      • Статья 25. Устав образовательной организации
      • Статья 26. Управление образовательной организацией
      • Статья 27. Структура образовательной организации
      • Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
      • Статья 29. Информационная открытость образовательной организации
      • Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
      • Статья 31. Организации, осуществляющие обучение
      • Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность

      Каждый ребенок в России, независимо от наличия у него инвалидности и особенностей развития, имеет право на образование. Это право – гарантия общедоступности и бесплатности образования – заключено в 43 статье Конституции, в федеральных законах и международных договорах. Дискриминация по признаку инвалидности не допускается.

      Дети с ОВЗ могут обучаться в любой школе, в которую родители пожелают их отправить.

      Некоторые семьи предпочитают отдавать детей с ОВЗ не в специальные школы, а в общеобразовательные по разным причинам. Например, спецшкола может быть неудобно расположена. В таком случае родители должны возить ребёнка туда либо на машине, либо на общественном транспорте. Машины в семье может не быть, родители могут начинать работать рано утром и не располагать временем на долгую дорогу, либо ребёнок не может долго ездить в автобусах — например, боится.

      В таком случае единственным и самым удобным выходом для родителей будет отправить ребёнка в ближайшую школу. Важно помнить, что дети с ОВЗ, как и любые дети, могут учиться в классе вместе с другими учениками.

      Cтандартные условия обучения в школе для многих детей с ОВЗ не подходят, для них нужно создавать специальные.

      Если в вашем классе оказался ученик с ОВЗ, не нужно этого бояться. Все специальные условия, которые нужны ему для обучения, прописаны в документах.

      Дети с особенностями здоровья и развития предварительно проходят психо-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая решает, какие условия должны быть созданы в школе для их эффективного обучения. В заключении комиссии указывается, нужна ли им адаптированная программа, ассистент или тьютор, специальные учебники. Кроме того, необходимые условия для обучения прописаны и в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ или интеллектуальными нарушениями.

      Если в школе отсутствуют специальные условия для обучения ребёнка с ОВЗ, это не должно становиться основанием для отказа ему в зачислении, потому что единственная законная причина для отказа — отсутствие в школе свободных мест.

      В первую очередь ответственность за создание особых условий лежит на руководстве школы. Если школа принимает ребенка, которому, по заключению ПМПК, нужна адаптированная программа, помощь тьютора или специальные учебники, у школы возникает обязанность создать все условия, которые в этом заключении прописаны. Для этого родители должны передать в школу такое заключение.

      В Законе об образовании в РФ говорится, что под специальными условиями для получения образования учениками с ОВЗ понимаются условия, включающие в себя использование: специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

      Специальные образовательные программы для каждого типа ОВЗ прописаны во ФГОС, каждая со своими особенностями. Во ФГОС также отмечается, что если у конкретного ребёнка есть тяжёлые множественные нарушения развития, уже адаптированная программа должна быть индивидуализирована для него. В таком случае ежегодно пишется Специальная индивидуальная программа развития (СИПР).

      СИПР разрабатывается для каждого ученика отдельно после обследования его группой педагогов, которые в дальнейшем с ним будут работать. В такой программе определяются зоны ближайшего развития ребёнка, ставятся учебные задачи, и два раза в год должен проводиться мониторинг освоения программы ребёнком.

      Некоторым ученикам для обучения в школе нужна помощь специалиста — тьютора, ассистента или медработника. Если в штате школы нет таких специалистов, их нужно нанять.

      Если в заключении ПМПК помощь тьютора или ассистента не прописана, но вы как учитель видите, что ребёнку такая помощь нужна, школа может по собственной инициативе предоставить её ему. Учитель может обратиться к администрации школы и попросить, чтобы этот вопрос решился.

      Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2021

      Если в вашем классе появляется ученик с ОВЗ, нужно учитывать, что количество детей в классе при этом законодательно ограничивается. Наполняемость предусмотрена санитарными нормами. Ими же предусмотрено, может ли ребенок, учитывая рекомендованный ему вариант программы, учиться в условиях инклюзии.

      Наполняемость классов важно соблюдать, чтобы учитель мог максимально учесть потребности всех детей.

      Например, если в классе учится слабовидящий ученик по варианту программы 4.1 ФГОС ОВЗ, то количество учеников не может быть больше 25, а если таких ученика два — 20. Если в классе есть глухой ученик, обучающийся по программе 1.1 ФГОС ОВЗ, — количество учащихся не может превышать 20, если таких учеников два — то 15. Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (варианты 4 по ФГОС ОВЗ) численность учеников в классе не может превышать пяти человек. Это означает, что школа, принимая ребёнка на очное обучение, не может оформить его в класс с 30 учениками. Нужно открывать малочисленный класс, в который могут прийти дети с аналогичными или похожими программами обучения.

      Сейчас из-за отсутствия таких малочисленных классов детей с ОВЗ иногда зачисляют в обычный общеобразовательный класс и отправляют на обучение на дому. Недавно мы в РООИ «Перспектива» проводили опрос среди родителей о том, по какой причине их дети обучаются на дому. Только 27,7 процентов родителей указали, что реальным основанием для перехода на надомное обучение стало наличие тяжёлого или длительного заболевания ребёнка, которое препятствует посещению школы.

      Более половины родителей отметили, что причиной стала неспособность школы обеспечить специальные условия для очного обучения ребёнка. Опасность надомного обучения в том, что у ребёнка остается меньше возможностей для получения социального опыта, есть проблемы с качеством такого обучения, а родители, как правило, вынуждены помогать ребенку с многими учебными задачами. Родителям и учителям важно помнить, что никакие причины, кроме объективных медицинских факторов и желания родителей, не могут стать поводом для перевода ученика на обучение на дому. Наличие инвалидности не должно становиться причиной изоляции ребенка от сверстников. А именно это и происходит, если школа вместо создания специальных условий рекомендует родителям обучать ребенка на дому.

      Специальные условия — не простая формальность. От наличия всех необходимых условий зависит — сможет ребенок учиться и успешно осваивать программу или нет. Бывают случаи, что при отсутствии специальных условий ребенок не может справиться с программой, которая рекомендована ему ПМПК, и её меняют на более простую. Часто это происходит не потому, что ученик не справляется с программой из-за своих особенностей развития, а потому, что в школе вовремя не создаются специальные условия — например, ученику не дают тьютора или логопеда. Некоторые варианты адаптированных программ по ФГОС сопоставимы с общеобразовательной и они дают возможность после школы продолжать учиться. Поэтому создать все необходимые условия для ребёнка, чтобы он осваивал доступный для него вариант программы, крайне важно.

      Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Такое образование предполагает совместное обучение (воспитание), в том числе совместные учебные занятия, досуг, различные виды дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16).

      Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией и препятствуют получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

      Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут также иметь статус инвалида. Такой статус устанавливается федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. При этом определяется наличие у лица нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

      Законодатель определяет, что школьное образование, в соответствии с конституционными нормами, остается бесплатным, и предоставляется все желающим по месту жительства. То есть, ребенка вы можете отправить на обучение в школу, рядом с домом. Также прописаны определенные нормы для тех школьников, которые проживают в том или же ином городе на основании временной регистрации;
      Определен четкий возраст приема в школу. В принципе, данный возраст основан на многочисленных исследований специалистов, которые уверены, что именно с данным аспектом связано восприятие ребенка обучающей информации

      Также устанавливаются нормативы, которые определяют важность и значимость дошкольного и дополнительного образования. Таким образом, законодатель ставит акцент на всестороннее развитие ребенка

      В школе он получает определенные знания и навыки стандартного плана. Дополнительные учебные заведения позволяют развивать профессиональные и творческие наклонности ребенка. А дошкольное образование позволяет правильно подготовить ребенка к школе;
      Кроме всего прочего, законодатель определил необходимость проведения мониторинга, эффективности работы вузов. Так, каждый год, производится специализированный процесс оценки качества и эффективности образования. Причем, под проверку попадают не только государственные, но частные заведения;
      Законодатель установил определенные изменения по поводу результатов едино государственного экзамена. Теперь данные результаты будут действительными в течение пяти лет. Таким образом, человек в течение данного времени сможет выбрать профессиональное направление для дальнейшего обучения.

      Благодаря Федеральному Закону 273 Российская Федерация может на государственном уровне финансировать общее образование для каждого гражданина. Согласно седьмой статье описанного Закона, Федеральные органы вправе организовывать и предоставлять образовательные учреждения, доступные и бесплатные для граждан. В статье 8 описана информация о полномочиях органов, среди которых гарантии на предоставление, организацию и сохранение дошкольных общеобразовательных бесплатных учреждений, таких же учреждений общих, начальных и средних классов. Обеспечивается и дополнительное обучение в муниципальных организациях, которым предоставляется часть бюджета. Такие организации считаются наполовину частными, полугосударственными.

      Органы власти РФ оплачивают труд преподавателей, покупку учебников и любых других учебных пособий, игрушек, развивающих игр, средств для обучения и т. д. Организации пересылают информацию о нормативах в органы для получения бюджета. По первому пункту 9 статьи все образовательные организации, зависящие от государства, работают по условиям и требованиям, установленным Правительством и контролируются государственными органами.

      1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
      2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
      3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
      4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
      5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
      6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
      7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
      8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
      9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
      10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
      11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

      Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

      Нормативный акт состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей. Основные определения традиционно содержатся в главе «Общие положения», в дальнейшем каждая глава сфокусирована на конкретной области, детально регламентируя отношения в ней и давая дополнительные определения. Глава вторая детализирует структуру системы образования, главы с третьей по пятую определяют участников правоотношений, шестая глава устанавливает особенности начала или окончаний таких правоотношений.

      Далее, закон устанавливает нормы для общего и профессионального образования, получения профессионального обучения и дополнительного образования

      Отдельное внимание уделяется специальным программам обучения. Вопросы государственного регулирования в образовательной сфере находят отражение в 12 главе закона, а в последующих главах основной темой являются финансирование и международное сотрудничество

      Вводится дифференциация оценки результатов вступительных испытаний по программам среднего профобразования в области искусств. В приоритете при приеме на обучение по таким программам будут наиболее одаренные поступающие. Форму и систему их оценки будет устанавливать Минпросвещения.

      Для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в указанной области будут открываться детские школы искусств. Они могут создаваться по видам искусств и иметь специальные наименования «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа» и т.д. Такие школы будут вправе обучать по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств.

      Устанавливать контрольные цифры приема граждан для обучения за счет бюджетных средств по программам высшего образования в области искусств будет Минкультуры.

      Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

      Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации»

      Введено понятие просветительской деятельности. Закреплено полномочие Правительства РФ определять порядок и условия ее ведения.

      Запрещено использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в т. ч. посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов.

      Установлены дополнительные требования к договорам по вопросам международного сотрудничества в сфере образования (за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам). Такие договоры могут подписываться при наличии заключения Минобрнауки или Минпросвещения. Порядок получения заключения установит Правительство РФ.

      До 1 сентября 2022 г. заключения нужно получить на договоры, которые заключены до вступления в силу закона. Это требование не распространяется на договоры, срок действия которых истекает до этой даты.

      Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2021 г.

      Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

      Стоит отметить, что на каждого ученика действуют запреты, установленные Уставом школы. Школьнику запрещается:

      1. Приносить с собой в общеобразовательное учреждение опасные предметы: оружие, колющие предметы и так далее.
      2. Становиться зачинщиком ситуаций, которые могут привести к дракам, а также участвовать в разборках других обучающихся.
      3. Пропускать уроки без уважительной причины.
      4. Приносить с собой спиртосодержащую продукцию и употреблять ее в стенах и на территории школы, а также являться на занятия в состоянии алкогольного опьянения.
      5. Курить на территории школы.
      6. Играть в азартные игры.
      7. Красть или брать без разрешения чужие вещи.
      8. Неуважительно и грубо общаться с учителями и администрацией школы.
      9. Игнорировать замечания преподавателей, администрации или сотрудников школы.
      1. Как оформить ребенка-инвалида со сниженным интеллектом в общеобразовательную школу по месту жительства в первый класс? Можно ли пойти в школу после исполнения 8 лет?
      2. Имеет ли право директор образовательной организации общего типа отказать в приеме ребенка с ограниченными возможностями здоровья или ребенка- инвалида на основании документов, подтверждающих состояние здоровья ребенка, ссылаясь на отсутствие в организации условий для обучения детей с нарушениями развития?
      3. Обязана ли администрация образовательной организации предоставлять ребенку с ограниченными возможностями здоровья услуги тьютора? Может ли один родителей выступать в роли тьютора для своего ребенка?
      4. Может ли ребенок с ограниченными возможностями здоровья быть отчислен из дошкольной образовательной организации в связи с тем, что ему исполнилось 7 лет до 1-го сентября текущего года?
      5. Для чего создана ПМПК, какие функции она выполняет?
      6. Каким образом следует действовать родителям (законным представителям) ребенка с инвалидностью чтобы получить оптимальный результат в процессе обследования ребенка в ПМПК?
      7. Каковы права и обязанности родителей при прохождении ребенком обследования в ПМПК?
      8. Какие сведения должны содержаться в заключении ПМПК?
      9. Каково правовое значение заключения ПМПК?
      10. Должен ли вход в школу быть оборудован пандусом или иным приспособлением, обеспечивающим беспрепятственный вход лицам с ограниченными возможностями здоровья?
      11. Ребенок-инвалид передвигается в школе исключительно на кресле-коляске. Родители обратились к директору с просьбой в следующем учебном году (в связи с переходом в 5-м классе на кабинетно-урочную систему) установить в школе лифт или другой подъёмный механизм в соответствии с программой «Доступная среда». Правомерен ли отказ директора общеобразовательной организации?
      12. Есть ли определенный алгоритм или порядок, которого следует придерживаться для приема ребенка с инвалидностью в дошкольное образовательное учреждение?
      13. Есть ли определенный алгоритм или порядок, которого следует придерживаться для приема ребенка с инвалидностью в образовательное учреждение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования?
      14. Каков порядок поступления для людей с инвалидностью в средне-профессиональные и высшие учебные заведения?
      15. Какие действия нужно предпринять родителю (законному представителю) в случае получения отказов из образовательного учреждения?
      16. Правда ли, что на приём-сдачу экзаменов в высшем учебном заведении для людей с инвалидностью даётся больше времени на подготовку?

      Как оформить ребенка-инвалида со сниженным интеллектом в общеобразовательную школу по месту жительства в первый класс? Можно ли пойти в школу после исполнения 8 лет?

      Общедоступное бесплатное школьное образование в России гарантируется государственными стандартами.

      Поступить в первый класс ребенок может в любом возрасте от шести лет шести месяцев до достижения им восьми лет. Однако по заявлению родителя (законного представителя) ребенка учредитель образовательной организации вправе разрешить прием ребенка в школу и в позднем возрасте.

      Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе при наличии двух условий:

      — согласия их родителей (законных представителей);

      — на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК). Т.е. до подачи заявления о приеме в школу, необходимо пройти ПМПК.

      ПМПК должна оценить состояние здоровья ребенка и либо признать его обучающимся с ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ, либо нет. Статус «обучающимся с ОВЗ» подтверждает, что у ребенка есть особенности развития и для его обучения необходимы специальные условия. Комиссия должна описать — какие это должны быть условия — образовательная программа, психолого-педагогическая помощь, методы и способы обучения и др.

      ПМПК также может предоставить рекомендации по типам и видам образовательных организаций, в которой ребенку лучше обучаться. Выбор школы делают родители. Помогают им в этом органы образования, которые должны предоставить информацию о том, в каких учреждениях уже есть или могут быть созданы необходимые условия (согласно решению ПМПК) для обучения ребенка. Заключение ПМПК и ИПРА – официальные основания для органа образования, согласно которому создание рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей обязательно к исполнению.

      После того, как школа выбрана, родителям или законному представителю ребенка необходимо подать в учебное заведение заявление и следующий пакет документов:

      – документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя);

      – оригинал свидетельства о рождении ребенка;

      – документ о регистрации ребенка по месту жительства;

      – индивидуальную программу реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

      – заключение ПМПК.

      Срок приема заявлений в первый класс начинается с 1 февраля и завершается 30 июня текущего года.

      В случае, если документы приняты, распорядительным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется зачисление ребенка в школу. Зачисление должно произойти в течение семи рабочих дней с момента приема документов. Официальная информация о приеме детей на обучение размещается на информационном стенде школы в день их издания.

      Обязана ли администрация образовательной организации предоставлять ребенку с ограниченными возможностями здоровья услуги тьютора? Может ли один родителей выступать в роли тьютора для своего ребенка?

      «Общее образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях для них создаются специальные условия для получения образования», — об этом говорится в статье 79 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. №273-ФЗ.

      Федеральный закон допускает предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь учащемуся с ОВЗ, когда освоение образовательных программ невозможно или затруднено. Услуги ассистента прописаны в законе наряду с перечнем специальных условий, а это: специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций, и других условий.

      Необходимость предоставления услуг ассистента (помощника)/тьютора определяет комиссия. Об этом должно быть написано в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или в ИПРА, в перечне мероприятий психолого-педагогической реабилитации при составлении индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПР), как составляющая часть специального режима учебного процесса.

      ВАЖНО! Следует различать понятия «тьютор» и «ассистент» (помощник).

      Должность тьютора отнесена к педагогическим работникам в соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н). Чтобы соискатель соответствовал квалификационным требованиям к должности «тьютор», ему обязательно иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет. Решение вводить в штатное расписание должность тьютора или нет принимает образовательная организация.

      К ассистентам (помощникам), оказывающим детям в основном необходимую техническую помощь, таких требований не предъявляется. Т.е., родители (законные представители) детей с ОВЗ в целях скорейшей адаптации ребенка к образовательной среде, оказания ему необходимой помощи (передвижение, обслуживание и т.д.), могут быть допущены в образовательные организации в качестве добровольных помощников при соблюдении определённых условий (медицинское заключение и др.).

      Может ли ребенок с ограниченными возможностями здоровья быть отчислен из дошкольной образовательной организации в связи с тем, что ему исполнилось 7 лет до 1-го сентября текущего года?

      Нет, не может. Прием детей в образовательные учреждения может начинаться с двухмесячного возраста. Максимальный возраст для пребывания в дошкольных организациях не установлен (в соответствии со статьей 67 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. №273-ФЗ).

      Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений («Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (утверждено приказом Министерства

      образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014). Достижение ребенком 7-летнего возраста не означает прекращение образовательных отношений между воспитанниками и образовательной организацией. Действующее законодательство об этом прямо говорит. А отсылка к уставу дошкольной организации, где в качестве максимально возможного возраста нахождения ребенка в детском саду указан семилетний возраст (усредненное значение) не имеет никакой связи с действующим законодательством. Очевидно, что этот возраст здесь традиционно указывает на момент перехода ребенка из детского сада в школу.

      Часть 1 статьи 67 Федерального закона РФ № 273-ФЗ гласит: получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

      Однако Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) точно определяет дошкольный возраст — от 3-х до 8 лет (пункт 2.7.).

      Следовательно, срок окончания образовательных отношений в дошкольной организации должен определяться не датой исполнения ребенку возраста 7 лет, а готовностью его к получению начального общего образования. Для детей с ОВЗ это особенно актуально, поскольку их уровень физического, психо-эмоционального развития, возможность социализации и способность к адаптации в коллективе, отличается от уровня детей с без ОВЗ.

      Для чего создана ПМПК, какие функции она выполняет?

      Психолого-медико-педагогическая комиссия создается для своевременного выявления у детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии отклонений здоровья. Комиссия проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. По результатам готовит рекомендации по оказанию ему психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания ребенка, а также подтверждения, уточнения, либо изменения ранее данных рекомендаций (согласно Положению о психолого-медико-педагогической комиссии (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. №1082).

      Основные направления деятельности комиссии:

      а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

      б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций; в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

      г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

      д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

      е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

      Каким образом следует действовать родителям (законным представителям) ребенка с инвалидностью чтобы получить оптимальный результат в процессе обследования ребенка в ПМПК?

      Для того чтобы достичь оптимальных результатов в процессе прохождения ребенком обследования в ПМПК и получить по итогам заключение, отвечающее интересам ребенка, мы рекомендуем заранее готовиться к прохождению обследования. Следует придерживаться следующих рекомендаций:

      1. Обязательно ознакомиться с нормативно-правовыми документами: законами, положениями и пр., которые регламентируют вопросы реализации права на образование ребенка с ОВЗ и саму процедуру прохождения ПМПК (Конституция РФ; Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании»; Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Закон РФ от 02 июля 1992 г. №3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. №1082).

      Знание этих документов или их отдельных положений, все то, что касается права ребёнка на образование, а также умение родителей или законных представителей ориентироваться в них, поможет правильно сформулировать свою позицию по любому вопросу. Желательно проконсультироваться у юриста, специализирующегося на вопросах защиты и реализации прав детей с инвалидностью на образование. Юрист подскажет правильный алгоритм поведения в конкретной ситуации, подготовит к возможным сложностям и подскажет практические пути их решения

      2. В конфликтной ситуации следует сохранять спокойствие. Эмоции могут только обострить ситуацию. Важно быть готовым к заявлениям специалистов вроде: «вашему ребенку не место в детском саду или школе», «он необучаем и его нужно сдать в интернат», «в детском саду нет условий для пребывания вашего ребенка» и т.п. В подобных ситуациях важны спокойствие и настойчивость. Как законный представитель ребенка вы можете требовать соблюдения законодательства и добиваться реализации его прав. У специалистов комиссии не должно возникнуть иллюзии, что им удастся легко отделаться от вас.

      3. Подготовить ребенка к обследованию и взять с собой материалы о самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (учебные тетради, рисунки, поделки и т.п.), а также -характеристики и рекомендации специалистов, регулярно занимающихся с ребенком и знающих его образовательный потенциал и потребности. Хорошим подтверждением слов станут видеоматериалы о занятиях с ребенком в образовательных учреждениях, реабилитационных и развивающих центрах, в домашних условиях, с частными педагогами и т.д.). Это важно. Специалисты ПМПК – такие же люди, они часто принимают решения, ориентируясь на ложные представления стереотипы и устаревшие знания. Не всегда специалисты имеют достаточное представление о возможностях детей, имеющих те или иные нарушения в развитии, о современных достижениях медицины и пр. Все это может помешать разработать рекомендации, отвечающие индивидуальным образовательным потребностям ребенка.

      Кроме того, важно не забывать об эмоциональной атмосфере. Не всегда специалист ПМПК, проводящий обследование, может установить эмоциональный контакт с ребенком. Это происходит, например, с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, либо другие нарушения. Как правило, у таких детей выработаны конкретные стереотипы поведения, которые могут помешать им выполнить предлагаемые задания в незнакомой обстановке. В этом случае важно мягко подсказать специалисту как сделать лучше. В данном случае будут полезны видеоматериалы показывающие, как ребенок выполняет

      аналогичные задания со специалистом, который регулярно занимается с ним в привычной обстановке, и с которым у ребенка налажен эмоциональный контакт.

      ВАЖНО! Если специалисты ПМПК отказываются рассматривать документы и видеоматериалы об интеллектуальной и самостоятельной продуктивной деятельности ребенка, рекомендуем обратиться с письменным заявлением на имя председателя комиссии. В заявлении должна содержаться просьба о приобщении документов и видеоматериалов к материалам обследования.

      4. Если имеется возможность, необходимо привлечь к проведению обследования независимого специалиста. Это может быть специалист, работающий в учреждении, где ребенок получает образовательные или реабилитационные услуги, либо юрист, который знаком с проблемой и сможет при необходимости оказать семье необходимую правовую поддержку. В этом случае лучше оформить доверенность на данного специалиста, чтобы у комиссии не было оснований отказать вам в его привлечении к обследованию.

      • Высшее образование
      • Госуправление и регламентация
      • Допобразование
      • Дополнительное профобразование
      • Международное сотрудничество
      • Обучающиеся и родители/представители
      • Общее образование
      • Общие положения
      • Прием, перевод, отчисление
      • Профобразование
      • Система образования
      • Сотрудники организации
      • Спецкатегории программ и учащихся
      • Среднее профобразование
      • Статус организации
      • Экономика и финансы


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *