Какой штраф за отсутствие страховки в 2022 ОСАГО

Автор: | 01.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за отсутствие страховки в 2022 ОСАГО». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Правила обязательного страхования допускают оформление полиса на использование автомобиля в определенный период года. В этом случае удается снизить стоимость страховки, чем пользуются многие автовладельцы.

Но если выехать на дорогу в не предусмотренное полисом ОСАГО время, это становится административным правонарушением. Оно наказывается в соответствии с уже упомянутой выше статьей 12.37 (часть 1) штрафом на сумму 500 рублей.

Новые штрафы-2022. Что ждет водителей (суммы и нюансы)

Актуальная версия отечественного законодательства освобождает от необходимости страховать по ОСАГО следующие виды транспортных средств:

  • запрещенные для передвижения по территории РФ;

  • перемещающиеся со скоростью в пределах 20 км/ч;

  • находящиеся в собственности ВС РФ;

  • прицепы к легковым автомобилям;

  • гусеничные, полугусеничные и санные (то есть не имеющие так называемых колесных движителей).

Поможем разобраться с необходимостью оформления полиса ОСАГО для Вашего транспортного средства. Юридические услуги – быстро, дешево, профессионально.

Один из самых частых вопросов, связанных с передвижением на транспортном средстве без страховки, касается ситуации с повторным нарушением. Какого-либо ужесточения за рецидив правонарушения действующее законодательство в данной ситуации не предусматривает.

Но это не означает, что штрафа не будет. Просто в этом случае фиксируется еще одно нарушение с соответствующим наказанием.

Даже если полис зарегистрирован — это не гарантия защиты от штрафа. Документ обязательно должен быть на руках, и в случае проверки его необходимо продемонстрировать. Если ОСАГО оформлено в электронном виде, его нужно показать сотруднику ГИБДД на телефоне или другом носителе (планшете, ноутбуке). Если этого не сделать, можно получить штраф в размере 500 рублей.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Пилотный проект по проверке при помощи автоматических систем фото- и видеофиксации наличия или отсутствия у автомобилиста оформленного полиса “автогражданки” планировали запустить в Москве и Республике Татарстан с 1 сентября 2018 года.

Однако система в назначенную дату так и не заработала. Запуск отложили до 1 ноября 2018 года, но и в этот день ничего не случилось.

Новой информации относительно того, когда же все-таки камеры будут проверять полисы ОСАГО в 2021 году, а постановления – доставляться по почте нарушителям, пока что нет.

До 15-го ноября 2014-го года применялась такая мера административного воздействия, как запрещение эксплуатации автомототранспортного средства за отсутствие ОСАГО.

Оно заключалось в снятии ГРЗ (государственных номерных знаков) должностным работником ГИБДД (п. 144 Приказа МВД РФ № 185 от 2-го марта 2009-го года, ныне утратил свою законную силу). Изъятые знаки хранились в территориальном подразделении ГИБДД.

В течение 1 суток на машине без номеров можно было доехать до места устранения причины запрета эксплуатации (например, до офиса страховщика с целью оформления полиса ОСАГО). По истечении 1 суток движение машины без ГРЗ возможно было только при помощи другого ТС (например, эвакуатора).

В 2021-м году за отсутствие страховки, а также за иные нарушения в области автодорожного движения, снятие номеров не производится.

Штраф за отсутствие страховки ОСАГО

Если за рулем находился водитель, которому не был предоставлен доступ к управлению транспортным средством, штраф составит 500 руб.

Бывают и другие ситуации, которые влекут наложение штрафов, прямо или косвенно связанные с ОСАГО, например, обнаружение поддельного полиса, отсутствие диагностической карты, использование транспортного средства не в период действия полиса.

Если при проверке был обнаружен поддельный полис, тут может быть применена как административная, так и уголовная ответственность.

Какие меры могут быть предприняты:

  • Штраф в размере зарплаты нарушителя за 6 месяцев;
  • Штраф в сумме до 80 тыс. руб.;
  • Арест сроком до 6 месяцев или исправительные работы до 480 часов.

С 1 марта 2022 года за управление авто без диагностической карты будет выноситься штраф 2 тысячи рублей.

При управлении автомобилем не во время действия полиса, штраф составит 500 руб. Это касается сезонного использования транспортных средств.

Для пострадавшего изменится только прядок обращения за компенсацией в страховую компанию. Поскольку своего страховщика у него нет, он будет писать заявление в страховую компанию виновника происшествия или в РСА. И конечно ему выпишут штраф.

Изменения в законах и прогноз дальнейших изменений

Правила ОСАГО в течение 2021 года изменялись уже неоднократно. По состоянию на август изменений по начислению штрафов нет.

По прогнозам до конца года можно ждать увеличение суммы штрафа за отсутствие обязательной страховки. Специалисты говорят об увеличении размера штрафа до 5000 руб. или применение такой санкции, как лишение прав сроком до 6 месяцев.

Также прогнозируется увеличение штрафа за езду без полиса и при отсутствии водителя в страховке до 1500 руб.

Несмотря на то, что планировалось выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО по камерам фотофиксации уже в 2021 году, пока такая схема не применяется. Ее использовали экспериментально в Москве и Казани еще в 2019 году, но повсеместного распространения она не получила.

Официальной информации о том, когда эта схема заработает по всей стране и какие будут применяться штрафы за отсутствие полиса ОСАГО, нет.

Как сэкономить на оплате штрафа

Заплатите штраф в первые 20 дней со дня вынесения постановления и сумма будет уменьшена на 50%.

Вправе ли инспектор ГИБДД требовать страховку?

Автоинспектор вправе требовать, а водитель обязан предъявить ему полис ОСАГО.

В какой срок должен быть уплачен штраф?

В течение 2 месяцев с даты вынесения постановления об административном правонарушении.

Есть ли повторный штраф за езду без ОСАГО

Нет, независимо от количества проверок сумма штрафа остается стандартной.

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2021 году

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Ни один автомобилист, даже самый опытный, не застрахован от попадания в ДТП. Именно для этих целей законодатели создали полис ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности). Он нужен, чтобы защитить водителей от материальных затрат в случае ДТП.

Имеющий страховку ОСАГО виновник ДТП будет сам ремонтировать свой автомобиль, однако ему не придется тратить деньги на возмещение ущерба пострадавшему – это сделает страховая компания. Пострадавшая в ДТП сторона гарантировано получит страховое возмещение, и не придется взыскивать убытки с виновника аварии через суд (это в теории, а на практике иногда водители вынуждены судиться). Однако у страховки ОСАГО есть и ограничения. Максимально по ОСАГО можно получить на восстановление автомобиля до 400 тысяч рублей. Если ремонт обошелся дороже, то далее взыскивать средства надо уже с виновника аварии.

ОСАГО можно будет купить без техосмотра

Для договоров ОСАГО максимальный срок – 1 год. Но есть ситуации, когда водитель не пользуется машиной круглогодично, и покупает страховку ОСАГО на меньший период – например, на полгода. Если срок действия полиса истек, то управлять автомобилем нельзя. Санкции последуют по ч. 1 ст. 12.37 КоАП – штраф в размере 500 рублей.

Если машиной управляют несколько водителей, все они должны быть указаны в полисе. Но случается, что ситуация вынуждает сесть за руль чужой машины, а полис ОСАГО переоформлять нет времени или возможности. Например, отдыхая на природе, водитель автомобиля получил травму, и не может управлять им. Друг, не вписанный в страховку ОСАГО, вынужден сесть за руль, чтобы доставить пострадавшего в больницу. И если вас на дороге остановит сотрудник ГИБДД, то он выпишет штраф 500 рублей за езду без страховки ОСАГО.

Данный вид страховки считается обязательным, и, кроме того, водитель обязан предъявить его наравне с другими документами, если его останавливают во время использования транспортного средства. Даже если ОСАГО было оформлено, водителю будет грозить штраф, если он не сможет показать соответствующие документы.

Существует распространенная практика, в ходе которой водитель оформляет ОСАГО лишь на определенный период. Это более удобно и выгодно, если речь идет о транспортном средстве, которое используется только в определенный сезон. На деле страховка оформляется на 12 месяцев, однако ее действие распространится только на указанный срок.

  • Все вклады
  • Накопительные счета
  • Вклады онлайн
  • Дебетовые карты
  • Страхование вкладов
  • Полезные статьи

Какой штраф за езду без страховки в 2022 году?

Стоит отметить, что «перехитрить» систему штрафов «пойманным» без ОСАГО автолюбителям вряд ли удастся. Многие считают, что при выявлении сотрудником ГИБДД отсутствия страховки можно сослаться на её случайное оставление дома (или в гараже). После чего обратиться в ближайшую страховую компанию и оформить «автогражданку» с текущего дня для предъявления инспектору. Однако в подобных ситуациях, как правило, в полисе указывается время оформления, что легко выдаст попытку обмана.

Следует помнить и об «обнулении» страховой истории при более чем годовом «перерыве» после окончания последнего договора ОСАГО. Конечно, последствия здесь могут оцениваться по-разному:

  • положительно, если последний полис был убыточным и предполагал применение повышающего коэффициента при пролонгации (который, таким образом, «сгорает»);
  • отрицательно, если убытков не было, поскольку при этом теряется годами накопленная скидка.

Но всё же последняя ситуация потенциально выглядит более актуальной. Обладателей скидок по ОСАГО, к счастью, сегодня значительно больше, чем оплачивающих повышенную стоимость из-за аварий.

Наиболее же весомым аргументом против экономии на обязательной автостраховке выступает, собственно, сама эта автостраховка.

Необходимо понимать, что оплаченная премия не является налогом или иным сбором, «растворяющимся» без видимой отдачи. С учётом последних законодательных изменений страховщики несут формально неограниченный объём ответственности по каждому оформленному полису. При этом известны случаи, когда счёт ущерба потерпевшим при дорожном происшествии шёл на миллионы рублей. Вряд ли такие риски оправдываются экономией нескольких тысяч.

Вообще, ситуация со штрафами за отсутствие ОСАГО в чём-то исключительна. Потому что это, наверное, один из очень немногих примеров, когда санкции обходятся нарушителю дешевле устранения нарушения. При этом рост стоимости страхования в целом объясним с экономической точки зрения. Что же касается штрафов, то здесь, пожалуй, можно предположить две возможные причины их относительной «лояльности»:

  1. Профильные структуры не успевают реагировать увеличением штрафов на рост цен в «автогражданке».
  2. Ужесточение санкций не осуществляется по экономическим и политическим причинам, поскольку это может вызвать массовое недовольство автолюбителей.

Безусловно, могут быть и иные предпосылки. Но в любом случае не исключено, что данная ситуация изменится в обозримом будущем. Повышение штрафов за езду без ОСАГО при самой негативной реакции автомобилистов объективно выглядит закономерным продолжением. По крайней мере до уровня, исключающего выгоду «осознанного нарушения».

Поэтому многие «штрафники» рискуют после неоднократных «санкционных издержек» всё же оказаться вынужденными приобрести страховку. Но, возможно, уже без скидки за безаварийность. Несложно догадаться, что финансовый результат таких манипуляций окажется совсем не радужным. Увы, покупка ОСАГО пока является единственным способом не остаться «у разбитого корыта».

Полис покрывает ущерб, нанесенный виновником ДТП. В перечень ситуаций, за которые положено возмещение, входят:

  • Вред имуществу (повреждение транспорта, домов, заборов, объектов инфраструктуры и даже личных вещей, а также вред сельскохозяйственным, домашним или диким животным).
  • Вред здоровью или жизни людей.
  • Дополнительные расходы потерпевших, связанные с причиненным вредом.

Страховщик может выплатить до 400 000 рублей за имущественный ущерб и до 500 000 рублей – за вред жизни и здоровью. Однако если фактические расходы окажутся больше, то виновнику все равно придется доплачивать пострадавшим. Впрочем, можно защитить свой кошелек более надежно. Для этого достаточно оформить ДСАГО (то есть полис добровольного страхования ответственности) – по нему возмещение может быть в десятки раз выше.

В соответствии с п. 2 статьи 6 Закона об ОСАГО исключениями из страхового риска является:

  • причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
  • причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
  • причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
  • загрязнения окружающей среды;
  • причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
  • причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
  • обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
  • причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
  • причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
  • повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
  • причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Без автогражданки ездить запрещено согласно законодательству. Любой водитель, который выедет на незастрахованном автомобиле на дорогу – нарушитель, которому полагается штраф. Даже если просрочить его уплату всего на один день, наказания не избежать.

Дело в том, что ездить без ОСАГО нельзя совсем.

Закон об ОСАГО №40-ФЗ в статье 3 устанавливает принцип недопустимости использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

Статьей 4 Закона об ОСАГО №40-ФЗ установлена обязанность владельцев ТС страховать ответственность. При этом пункт 2 ст. 4 устанавливает обязанность застраховать ответственность до совершения регистрационных действий, но не позднее 10 дней со дня возникновения права владения. Указанная норма не содержит разрешения в эти десять дней использовать ТС без полиса ОСАГО.

Статья 12.37 КОАП и Пункт 2.1.1 (1) ПДД так же не содержат исключений по срокам в применении административного наказания.

Для следования автомобиля в регион регистрации стоит оформить временную автогражданку на 20 дней. В таком случае следование к месту регистрации может быть неспешным и безопасным. Но временная страховка стоит денег – в некоторых ситуациях она может достигать 20% от стоимости обычного страхования.

Не только штраф: автоюрист раскрыл последствия езды без ОСАГО

Наказание полагается за любой выезд без страховки независимо от дальности, причины и т.д. Но он может отличаться в зависимости от причины отсутствия страхования. Помните, что сотрудники ГИБДД имеют право выписать постановление ровно столько раз, сколько остановят незастрахованное ТС. Так что итоговая сумма может значительно вырасти.

Если вы просто забыли нужный документ дома, но он у вас действительно есть, то наказание будет не слишком жестким. Таким рассеянным водителям полагается предупреждение или штраф за езду в размере 500 рублей, согласно 12.3 КоАП.

На этом попадаются владельцы, которые допустили за руль не указанных в полисе людей.

Например, если вы выпили и попросили «трезвого шофера» подвезти на вашей машине, не имея на руках неограниченного ОСАГО, то совершили нарушение. Даже с учетом того, что в салоне находитесь и вы тоже – главное, что за рулем посторонний человек.

Если водитель не указан в страховке, то владельцу придется заплатить 500 рублей согласно части 1 ст. 12.37 КоАП.

При оформлении страхования можно добровольно уменьшить срок действия полиса. Это значительно его удешевляет, но и ездить с таким документом всегда нельзя. Это допустимо лишь в тот промежуток времени, который указан в документе.

Такой продукт подходит тем, кто пользуется личным автомобилем в определенное время года. Например, если человек летом и весной предпочитает ездить на работу на общественном транспорте, а зимой и осенью – на своем авто. Или если машина нужна только для поездок на дачу.

Если вы будете пользоваться машиной в «неположенное» время, на которое не распространяется страхование, то вам полагается взыскание в размере 500 рублей, согласно ч.1 ст. 12.37 КоАП.

В некоторых случаях страховая компания имеет право потребовать от клиента возмещение страховой выплаты. Это значит, что виновник ДТП обязан возместить страховой компании средства, которые она потратила на выплату потерпевшим. Регрессное требование регулируется статьей 1081 ГК РФ и распространяется, в том числе, и на страховщиков.

Применяться оно может, если виновник:

  • причинил вред жизни или здоровью потерпевшего вследствие умысла;
  • вел машину в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) или не выполнил требование о прохождении медицинского освидетельствования для проверки на это состояние или употребил алкоголь, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен;
  • не имел права на управление машиной, за рулем которой находился в момент ДТП;
  • скрылся с места ДТП;
  • не включен в договор ОСАГО как водитель, допущенный к управлению машиной, за рулем которой находился в момент ДТП;
  • использовал ТС в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (если договор заключен с условием использования ТС в период, предусмотренный договором обязательного страхования);
  • до истечения 15 календарных дней (за исключением праздников) со дня аварии оформил документы о ДТП в упрощенном порядке, начал ремонт или утилизировал машину, и (или) не представил ее по требованию страховщика для осмотра и (или) независимой технической экспертизы;
  • при покупке полиса ОСАГО предоставил страховой компании недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии;
  • ездил с диагностической картой, срок действия которой на момент ДТП истек. (Этот пункт относится только к определенным типам ТС: легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов);
  • причинил вред, управляя машиной с прицепом, но не упомянул о нем при заключении договора ОСАГО (действует для водителей всех автомобилей, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям).

Эта ситуация чревата не только штрафом, но также уголовной ответственностью. Если Вы ездите по заведомо подложным документам, то Вас может ждать:

  1. Штраф до 80 тысяч рублей.
  2. Штраф в размере Вашей зарплаты за полгода.
  3. 480 часов исправительных работ.
  4. Арест на период до 6 месяцев.

ОСАГО оформляется на 1 год, но страхователь может уменьшить этот период и сэкономить. Этим решением активно пользуются дачники, которые эксплуатируют авто только с конца весны до середины осени.

Минус такой программы один: если Вы отправитесь в поездку зимой, когда полис не действует, то Вам грозит штраф 500 рублей.

Езда без страховки в России в 2021 году станет более «прозрачной»: за нарушителями будут следить видеокамеры. Оборудование будет фиксировать автомобили, а затем проверять, застрахованы ли они. Водители, которые решили сэкономить на ОСАГО, получат письма – им придется заплатить штраф.

Также Госдума рассматривает законопроект, который предусматривает значительное увеличение санкций для тех, кто не оформляет страховой договор вовсе. Планируется, что штраф составит 5 тысяч рублей (что приблизительно равно стоимости страховки). По статистике ГИБДД, около 10% автолюбителей передвигаются без страхового сертификата. Если законопроект будет одобрен, то ездить без страховки станет вовсе не выгодно.

Штраф за езду без страховки – пустяк по сравнению с возможностью попасть в ДТП. Если по Вашей вине пострадает другой автомобиль, будет нанесен вред здоровью или жизни человека, то придется все оплачивать самостоятельно. Если авто застраховано, то выплатами займется страховая компания: максимальная компенсация за нанесение вреда имуществу – 400 тысяч рублей, а здоровью, жизни – 500 тысяч рублей. Таким образом, наличие ОСАГО является гарантом Вашего спокойствия и сохранности бюджета.

Сегодня оформить страховку можно даже без посещения офиса. Компании предлагают покупку онлайн. Вам нужно указать личные данные и информацию об авто, выбрать подходящую программу страхования и ожидать документ по электронной почте.

Водители нередко отказываются от покупки страховки по финансовым причинам. Однако есть несколько способов сэкономить:

  • Выбрать страховую компанию с самым низким базовым тарифом.
  • Купить сертификат на меньший срок, если Вы используете авто временно.
  • Аккуратно водить машину: если в течение года Вы ни разу не попали в аварию, то коэффициент «Бонус-малус» позволит получить скидку 5%.
  • Воспользоваться программами комплексного страхования. Иногда страховщики предлагают скидку, если клиент оформляет несколько полисов сразу и страхует не только авто, но также квартиру, жизнь, здоровье.
  • Выбрать авто со средней мощностью мотора. Чем мощнее двигатель, тем дороже полис. Рекомендация актуальна для тех, кто еще не приобрел авто.
  • Указать в полисе конкретный перечень лиц, которые имеют право управлять машиной. Если Вы выбираете графу «Без ограничений», то стоимость полиса увеличивается почти в 2 раза.

Обязательное страхование автогражданской ответственности – мера, предпринятая российским законодательством для разрешения имущественных споров между автовладельцами, попавшими в ДТП. Все расходы по ремонту автомобиля потерпевшей стороны берет на себя не сам виновник аварии, а его страховая компания. Максимальный размер выплаты по полису ОСАГО составляет 300 000 рублей, чего в большинстве случаев хватает для покрытия финансовых затрат. При этом страховщик не оплачивает ремонт автомобиля-виновника ДТП.

Полис ОСАГО является обязательным для автовладельца – таким же, как ПТС, свидетельство о регистрации и водительские права. После покупки и постановки автомобиля на учет в ГИБДД его хозяин должен обратиться в страховую компанию и купить этот документ. Стоимость полиса рассчитывается по базовым тарифам и индивидуальным коэффициентам, зависящим от возраста водителя, стажа вождения, характеристик автомобиля и т. д.

В этом году однозначно вводятся следующие изменения в порядок страхования автогражданской ответственности и наказания для водителей без ОСАГО:

  1. Учет грубых нарушений ПДД при расчете стоимости страховки. Если ранее на цену полиса ОСАГО влияло наличие ДТП с участием страхуемого автомобиля, то теперь в калькулятор включена надбавка за такие грубые нарушения правил дорожного движения, как проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, превышение установленного скоростного ограничения (даже если они не закончились аварией). Эта мера направлена прежде всего на злостных нарушителей. Учитываться будут только нарушения, зафиксированные непосредственно инспектором ГИБДД, информация с камер в расчет пока не берется.
  2. Удорожание ОСАГО для водителей из групп риска. Согласно нововведениям, страховщики теперь будут повышать стоимость страховки водителям, которые часто попадают в ДТП и наносят больший ущерб. Это сделано для покрытия затрат самих страховых компаний, связанных с обслуживанием таких клиентов. В «группы риска», помимо лихачей, входят также юрлица, управляющие автомобилями с прицепом, а также владельцы грузовиков, для управления которыми достаточно прав категории В.
  3. Страховые выплаты в режиме онлайн. Ранее для получения компенсации по страховому случаю автовладельцу нужно было посещать офис страховой компании лично или высылать документы почтой. После введения поправок это можно будет сделать по Сети, воспользовавшись соответствующей функцией на портале «Госуслуги» или сервисом «Помощник ОСАГО». Для получения выплаты достаточно будет заполнить электронное заявление, приложить фотографии повреждений и отправить страховщику. Российским союзом автостраховщиков (РСА) внесены на рассмотрение доработки, по которым данную норму планируется не распространять на ДТП с пострадавшими людьми, а также ввести право для страховой компании провести очное обследование авто для проверки на скрытые повреждения, незаметные на фото.
  4. Невозможность оформления ОСАГО без техосмотра. В 2021 году ужесточилась процедура прохождения техосмотра – просто купить диагностическую карту уже не получится. Теперь ТО проводится в сертифицированных ГИБДД и РСА центрах с фиксацией процесса на видеокамеру и внесением данных в электронную базу. Без техосмотра невозможно будет получить диагностическую карту, а без нее – полис ОСАГО. Соответственно, при аварии страховщик имеет полное право отказать незастрахованному автовладельцу в выплате компенсации.

Рассмотренные в статье нововведения направлены прежде всего на недобросовестных водителей. Автовладельцам, которые вовремя оформляют страховку и соблюдают правила дорожного движения, ничего не угрожает. Средняя стоимость ОСАГО после внесения поправок в закон выросла незначительно – с 5410 до 5440 рублей (по данным РСА).

У вас есть действующая страховка и вы в нее вписаны, но просто не взяли ее с собой в автомобиль? Или при тех же условиях по каким-то причинам не распечатали бумажный вариант документа? Тогда в отношении вас могут применить:

  • устное предупреждение, если это произошло впервые;
  • штраф в размере 500 рублей.

Что касается электронной версии, то она, безусловно, имеет такую же юридическую силу. По закону сотрудник должен проверить ваши данные самостоятельно в базе РСА. Но, к сожалению, не у всех инспекторов есть такая возможность, поэтому всегда имейте при себе все водительские документы.

Вождение автомобиля, который вам не принадлежит, также карается законом. Если вы не вписаны в ОСАГО, штраф составит 500 рублей. Даже при наличии водительских прав ваши личные данные должны быть обязательно внесены этот документ.

Если вы пользуетесь автомобилем в те сроки, которые противоречат указанным в страховке

Выше мы уже упоминали о том, что у некоторых водителей есть право оформить свидетельство на удобное для них время. Это касается, например, дачников, которые выезжают только сезонно — летом и весной. Данная категория граждан может купить страховку на 6 месяцев. Помните, что вождение ТС в иное время недопустимо! Штрафа не избежать, если сотрудники остановят вас зимой или осенью. Следовательно, стоимость документа будет меньше, но и управление не сможет стать круглогодичным.

Последствия такого нарушения будут более серьезными. Ответственность — административная и уголовная. В отношении водителя могут принять меры:

  • штраф в размере з/п нарушителя за полугодовой период работы;
  • штраф до 80 тыс. руб.;
  • арест на 6 месяцев / исправительные работы до 480 часов.

Оштрафовать водителя могут в следующих случаях:

  • У водителя вообще нет полиса, то есть он не заключал договор со страховой компанией;
  • Езда с полисом, у которого закончился срок действия, или вождение вне времени использования;
  • Автовладелец не может на месте проверки предъявить полис.

Рассмотрим каждый случай более подробно.

Многие водители недоумевают, когда получают штраф за то, что они не значатся в ОСАГО. Мол, машина же застрахована, какой штраф? Дело все в том, что сейчас в Российской Федерации страхуется не сам машина, а ответственность водителя перед другими водителями. Таким же образом обстоит дело, когда за рулем находится человек, не вписанный в полис. То есть, если вы дали кому-то просто прокатиться, и внезапно остановил инспектор, то он имеет право наказать на 500 рублей.

Cтатья 12.37. ч.1. «Управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями».

Многие автолюбители, которые ездят без полиса, любят ссылаться на пункт 5 статьи 4.1, который гласит, что ни одного водителя нельзя наказывать два раза за одно и то же правонарушение. То есть, водителя остановили, составили протокол. Все, это законченное нарушение, он уже получил наказание. Но если водитель продолжил движение, и его через 50 километров опять остановили и опять выписывают штраф за отсутствие ОСАГО, то это уже новое нарушение, совершенное в другом месте и в другое время!

Таким образом, водителя могут многократно наказывать в течение дня. Это может происходить до тех пор, пока правонарушение не будет устранено.

Не все водители доверяют инспекторам ГАИ, считая, что они иногда превышают свои полномочия и могут незаконно оштрафовать. Поэтому нужно четко определиться с правами водителей, при отсутствии ОСАГО:

  • нельзя эвакуировать автомобиль (часть 1 статьи 27.13 КоАП РФ);
  • не могут снять номера (действует с 15 ноября 2014 года);
  • если он является пострадавшим в аварии, то страховая компания, с которой связан виновник, возместит ему ущерб.

Особое внимание следует обратить на то, что отсутствие полиса повлечет не только денежные, но и временные издержки. Автолюбителю придется потратить время на оформление полиса, оплату штрафа и прочие расходы. Поэтому проще всего оформить страховку и всегда возить ее в машине. Не стоит создавать себе лишние проблемы.

Также в случае аварии наличие полиса обеспечит покрытие расходов страховой компанией. В противном случае водителю придется платить собственными средствами.

Кстати, многие страховые компании предусматривают продление страхового полиса, но не более чем за тридцать календарных дней до завершения срока действия предыдущего договора. Сейчас это можно сделать не выходя из дома онлайн, без обязательного посещения офиса лично. Этим можно сэкономить время на оформление страховки.

Сегодня абсолютно все страховые обязаны продавать полисы ОСАГО через сайт. Чтобы купить и оформить документ таким способом, не нужно ехать в страховую компанию, достаточно зайти на сайт любой страховой компании и произвести расчет стоимости страховки. Для этого вводят:

  • марку и модель машины;
  • категорию и тип автомобиля;
  • год выпуска;
  • мощность двигателя;
  • способ использования транспортного средства;
  • государственный номер;
  • номер кузова.

Следующий этап — введение данных о водителях для расчета индивидуальных скидок. Тут указываются:

  • дата начала действия договора;
  • адрес регистрации владельца машины;
  • фамилия, имя и отчество;
  • серия, номер и дата получения водительского удостоверения.

Необходимо ввести информацию по всем людям, планирующим ездить на машине. Надо учесть, что в Кодекс об административных нарушениях изменения штрафов за отсутствие страховки в 2020 внесены не были, по-прежнему за отсутствие полиса ОСАГО возьмут 500 рублей.

Система посчитает цену и после оплаты на электронную почту поступит договор ОСАГО, который является официальным документом. С ним разрешается ездить на машине, регистрировать ее в ГАИ и не опасаться подделки, но до 29 октября обязательно распечатать его самостоятельно или подъехать в любой ближайший офис и распечатать его там.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *