Кодекс о земле РБ 2022

Автор: | 02.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кодекс о земле РБ 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • ЭДО для маркировки: с 1 января передавать данные по некоторым товарам через «Честный ЗНАК» нельзя

    518 0

    Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

    Проблема земельных отношений затрагивает все сферы жизнедеятельности как рядового гражданина, так и представителей бизнеса, полагает депутат Палаты представителей Национального собрания от Объединённой гражданской партии (ОГП) Анна Канопацкая.

    — Государство в лице местных властей ведёт себя некорректно, пытаясь заработать на земле. Однако по Конституции вся земля и недра Беларуси принадлежат её народу.

    Государство позиционирует себя как единоличного собственника земли, который диктует условия гражданам Беларуси. Изменения в земельное законодательство вносятся указами президента, и этот процесс не поддаётся ни логике, ни общественному контролю.

    Наш законопроект основан на мировой практике, направлен на приведение действующего законодательства в соответствие с Конституцией и должен активизировать её 13-ю статью. В ней всем формам собственности гарантированы равные права, равные возможности и равная защита.

    Усё больш людзей абураюцца тым, як з імі абыходзіцца ўлада, адзначае старшыня Руху «За свабоду!» Юрась Губарэвіч.

    — Часта людзей выкідваюць на вуліцу з іх дамоў, калі на месцы, скажам, катэджнага мястэчка мясцовыя ўлады вырашылі будаваць гандлёвы цэнтр. Можна зразумець дзяржаўную патрэбу ў пракладцы дарогі. Але калі дамы руйнуюць, а на іх месцы будуюць новыя катэджы для іншых уласнікаў — гэта злачынства.

    Нашая задача — праз гэты заканапраект абараніць грамадзян і малы бізнэс ад падобных выпадкаў. Каб чыноўнікі раптоўна не турбавалі бізнэсоўцаў: маўляў, будынак ваш, але зямля пад вашымі нагамі — дзяржаўная, і яна нам спатрэбілася. У такіх умовах заявы пра развіццё прадпрымальніцтва губляюць актуальнасць.

    Палітык прызнае: заканапраект мае не толькі эканамічную, але і важную палітычную значнасць.

    — Раней апазіцыі ставілі ў віну, што яна толькі крытыкуе. Зараз у нас ёсць канкрэтная прапанова і механізм, каб у рамках заканадаўства рэалізаваць гэтую прапанову.

    У государства нет никаких оснований отбирать у людей землю и дома, пока в Минске остаются обширные незастроенные территории вроде пахотных полей внутри МКАД, считает общественный активист Виктор Барташевич. Уже много лет он сражается с городскими властями за сохранение собственного дома в Сельхозпосёлке, в котором живут уже 4 поколения семьи Виктора.

    — Недалеко от моего дома находится печально известный жилой комплекс «Аркадия», который никак не могут достроить. Уже сейчас он представляет собой каменное гетто с многоэтажными домами и узкими улицами. Пару лет назад в районе сгорела квартира: пожарные не смогли подъехать вплотную к дому.

    Два года назад после избрания Анны Канопацкой депутатом парламента Виктор Барташевич обратился с идеей законопроекта к юристу Ольге Белевцовой. Заручившись поддержкой демократического депутата, юрист в течение полутора лет на общественных началах занималась в свободное время разработкой законопроекта. Как признаётся Ольга Белевцова, обдумывать приходилось каждое слово: уточнять формулировку, вспоминать примеры из личного опыта.

    — Я была аттестованным риэлтером, поэтому в своё время активно занималась продажей земли: я её делила, занималась её слиянием. С 2010 года я как юрист-лицензиат занимаюсь сопровождением строительной деятельности. Поэтому с землёй я имею дело постоянно, и ко мне регулярно приходят люди по поводу сделок с землёй. После того, как в деревне Дроздово Минского района построили химический завод, я стала ещё и общественным активистом.

    Что именно предлагает Ольга Белевцова и её коллеги? Авторы законопроекта определили основные цели предполагаемых изменений и дополнений в Кодекс о земле:

    — сократить основания для изъятия земельных участков для государственных нужд;

    — проводить принудительное изъятие земельных участков исключительно в судебном порядке;

    — снять запреты на совершение сделок с земельными участками;

    — снять ограничения на изменение целевого назначения земельных участков, а также их слияние и раздел;

    — отменить ограничения по ипотеке земельных участков и залогу права аренды;

    — исключить плату за заключение договора аренды и возможность для государства в одностороннем порядке изменять размер арендной платы;

    — установить чёткое целевое назначение платежей за землю: развитие соответствующих территорий.

    Законопроект разработан с определённой задачей: снять надуманные ограничения земельного кодекса, твёрдо говорит Ольга Белевцова. По её словам, все, кто занимается земельным законодательством, прекрасно понимают: собственник земельного участка владеет им лишь номинально.

    — Собственник не может продать свой земельный участок без строения, даже если он приобрёл землю с аукциона. Был период, когда государство разрешало перепродавать земельный участок, купленный на аукционе. Но потом государство решило, что ошиблось, и снова запретило продавать землю.

    Как практик могу вас заверить: сделки, которые сегодня запрещены законом, никуда не делись — просто ушли в подполье. Люди вынуждены заключать сделки, которые потом никогда не пройдут проверку в суде. В результате стороны, которые заключают сделку, оказываются незащищёнными законодательно.

    Номер документа: 425-З
    Дата принятия: 23/07/2008
    Состояние документа: Действует
    Начало действия документа: 01/01/2009
    Органы эмитенты: Парламент

    Текущая редакция принята: 24/10/2016 документом Закон Республики Беларусь Об исполнительном производстве № 439-З от 24/10/2016
    Вступила в силу с: 16/05/2017


    Редакция от 18/07/2016, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле № 403-З от 18/07/2016
    Вступила в силу с: 01/08/2016


    Редакция от 31/12/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь о земле № 230-З от 31/12/2014
    Вступила в силу с: 20/01/2015


    Редакция от 04/01/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам регулирования земельных отношений № 107-З от 04/01/2014
    Вступила в силу с: 12/01/2014


    Редакция от 22/01/2013, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле № 17-З от 22/01/2013
    Вступила в силу с: 26/04/2013


    Редакция от 07/01/2011

    Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»

    Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых мерах по реализации Кодекса Республики Беларусь о земле»

    Закон Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»

    Постановление Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о…»

    Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения…»

    Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2010 год»

    Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации…»

    Решение Конституционного Суда Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2008 году»

    Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год»

    Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О практике рассмотрения судами земельных споров»

    Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2013 год»

    Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле»

    Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О применении судами законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов …»

    Указ Президента Республики Беларусь «Об изъятии и предоставлении земельных участков»

    Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам регулирования земельных отношений»

    Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или…»

    Договор «О Евразийском экономическом союзе»

    Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь о земле»

    Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке совершения…»

    Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий»

    Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах предотвращения деградации земель (включая почвы)»

    Кодекс о Земле Республики Беларусь

    Проектом Налогового кодекса предусмотрен ряд мер, направленных на стимулирование деловой активности. Прежде всего это касается расширения возможностей по применению инвестиционного налогового вычета, а также увеличения его размеров. Предусмотрены меры по упрощению налогового администрирования, прежде всего они связаны с цифровизацией административных процедур. Отдельный блок касается системных изменений по налогообложению предпринимательской деятельности.

    С 2022 года предусмотрены сокращение перечня видов деятельности, облагаемых единым налогом, и запрет на применение УСН при оказании услуг (за исключением индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в сфере туристической деятельности, здравоохранения, сухопутного транспорта, общественного питания, деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и (или) мотоциклов).

    Предлагается исключить применение единого налога при:

    ♦ реализации дополнительных жилищно-коммунальных услуг;

    ♦ осуществлении дистанционной торговли товарами;

    ♦ осуществлении деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта;

    ♦ осуществлении общественного питания.

    С 2023 года для индивидуальных предпринимателей будет установлен единый режим налогообложения с уплатой подоходного налога от разницы между доходами и расходами с возможностью осуществления отдельных видов деятельности и найма до трех работников.

    Для микроорганизаций в рамках применения упрощенной системы налого­обложения с 2022 года отменяется уплата НДС, корректируются критерии применения данного режима (валовая выручка в сумме 2,15 млн рублей в год, численность работников не более 50 человек), единая ставка налога устанавливается в размере 6 процентов.

    Если налоговая уследит, что расходы физлица больше его официальных доходов, то с суммы этого превышения с 1 января 2022 года нужно будет заплатить 20% подоходного налога. Что понимается под этим превышением?

    • Вся зарплата в «конвертах», полученная с 1 января 2022 года.
    • Если после новой камеральной проверки сумма доходов оказалась меньше расходов.
    • Если игорный бизнес зарегистрировал в СККС (специальная компьютерная кассовая система) доход от выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физлицо, которое фактическую выплату не получало.

    К слову, камеральную проверку соответствия доходов и расходов физлица можно будет проводить без обязательного истребования декларации о доходах и имуществе. Если будут сведения, что вы тратите больше, чем зарабатываете, у вас могут спросить, откуда деньги. Не смогли подтвердить доход — принимайте проверку.

    По данным Минфина, на 1 января этого года в стране работало без малого 270 тысяч «ипэшников», из них 84% не имеют наемных работников. Власти решили дать некоторым из них возможность работать в качестве самозанятых.

    «По своей сути такие индивидуальные предприниматели являются самозанятыми. Вместе с тем им требуется вести учет, предусмотренный для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно производить исчисление налогов, взносов в ФСЗН, представлять налоговые декларации, принимать наличные денежные средства с использованием кассового оборудования, — объясняет новшества Минфин. — В рамках выработанной концепции предлагается расширить круг самозанятых и значительно упростить администрирование их деятельности, что позволит работающим сейчас в статусе индивидуальных предпринимателей гражданам перейти в категорию самозанятых граждан».

    Сбор за осуществление ремесленной деятельности останется, но изменится размер. С 2022 года ставку отвяжут от базовой величины и установят конкретную сумму в рублях, которую будут индексировать в зависимости от инфляции. С 2023 года ремесленники смогут выбирать между уплатой сбора и НПД. Сбор для ремесленников с 1 января составит 62 рубля, для агроэкотуризма — 31 рубль за каждую усадьбу в месяц (сейчас это две базовые в год).

    С 1 января 2022 года физлица — собственники жилых помещений в многоквартирном или блокированном жилом доме (доли в праве собственности или в наследстве на указанное имущество) должны будут платить налог на недвижимость. Сейчас такой налог уплачивают лишь собственники двух и более квартир, а с принятием — также владельцы первой и единственной квартиры. Для расчета налога будут использовать расчетную стоимость квартир, которая будет определяться в НК. А затем от этой суммы владелец заплатит ставку в размере 0,1%.

    Изменения 2022. Что нас ждет с 1 января в сфере недвижимости?

    _________________________________________
    Документ утратил силу на основании:
    Закона РБ от 05 января 2004 года N 59-з

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Документ с изменениями, внесенными:
    Законом РБ от 25 февраля 1999 года N 221-з
    Законом РБ от 19 апреля 2001 года №214-з
    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Настоящий Кодекс, учитывая результаты республиканского референдума 17 декабря 1995 года о земле, устанавливает правовые основы государственного регулирования земельных отношений, развития различных организационно-правовых форм хозяйствования на земле, обеспечения воспроизводства и повышения плодородия почв, сохранения и создания благоприятной для жизни и здоровья людей окружающей природной среды, защиты прав на землю исходя из того, что земля имеет важное экологическое, экономическое и социальное значение, используется и охраняется в Республике Башкортостан как основа жизни и деятельности многонационального народа, проживающего на территории республики. Владение, пользование и распоряжение землей в Республике Башкортостан не должны наносить ущерб окружающей природной среде, обороне и безопасности страны, нарушать права и интересы граждан и иных лиц.

    Статья 1. Земельное законодательство Республики Башкортостан

    1. Земельное законодательство Республики Башкортостан основывается на Конституции Республики Башкортостан, федеральных законах в части регулирования вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан», и состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан.

    2. Нормы земельного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

    3. Земельные отношения, возникающие при пользовании водными, лесными и иными природными ресурсами, а также в градостроительстве, регулируются земельным законодательством Республики Башкортостан. Нормы гражданского законодательства применяются к земельным отношениям с учетом положений, установленных настоящим Кодексом.

    Статья 2. Право собственности на землю

    1. Земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

    2. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей республики , являющейся достоянием ее многонационального народа и находящейся в собственности Республики Башкортостан, регулируются законодательством Республики Башкортостан и соглашениями с федеральными органами государственной власти

    Статья 3. Соотношение земельного законодательства Республики Башкортостан и нормативных правовых актов органов местного
    государственного управления и органов местного самоуправления

    Утратила силу согласно Закона РБ от 19 апреля 2001 года №214-з

    Статья 4. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в области регулирования земельных отношений

    К полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в области регулирования земельных отношений относятся:

    определение государственной политики в области управления, владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами Республики Башкортостан;

    разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, регулирующих земельные отношения;

    определение концепции развития земельной реформы в Республике Башкортостан;

    организация выполнения республиканских и межрегиональных программ повышения плодородия почв, использования и охраны земель, ведения землеустройства, государственного земельного кадастра, зонирования земель, природно-сельскохозяйственного районирования земель, мониторинга земель, государственной регистрации прав на землю, лицензирование деятельности по землеустройству, обследования земель;

    организация государственного контроля за использованием и охраной земель;

    установление единых для Республики Башкортостан принципов платы за землю;

    выкуп земель, находящихся в частной или муниципальной собственности для государственных нужд;

    установление особого правового режима для отдельных категорий земель;

    установление предельных размеров земельных участков, передаваемых в собственность, владение и пользование граждан;

    защита прав собственников, владельцев и пользователей (в том числе арендаторов) земельных участков;

    определение порядка установления ставок земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли;

    заключение договора аренды земельных участков с юридическими лицами субъектов Российской Федерации и иностранных государств;

    • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
    • Доступны HTML теги:
        1. Строки и параграфы переносятся автоматически.

      Подробнее о форматировании

      На статьи Земельного кодекса о сдаче сельхоззземель в аренду был наложен пятилетний мораторий, и за истекшие четыре года из памяти могли выветриться основные тезисы. Итак, из-за чего разгорелся скандал в 2016 году?

      Казахстан богат не только нефтью и газом, но и, собственно, землей: мы - девятая страна в мире по общей площади и вторая страна в мире по площади пахотных земель на душу населения (земельный фонд Казахстана составляет 272,5 миллиона гектар земли). При таком раскладе логично предположить, что агропромышленный сектор должен стать нашим главным источником богатства, и при правильном развитии мы могли бы не только полностью кормить свое население, но и развивать экспорт, получая колоссальную прибыль.

      Что, однако, вместо этого происходит в нашем сельском хозяйстве? Оно находится в упадке, и на его поддержание правительство Казахстана тратит сотни миллиардов тенге ежегодно (на 2018-2020 годы была заложена сумма в 787 миллиардов тенге, в 2020 году только на систему оценки эффективности субсидий фермерам выделяли еще 200 миллиардов тенге), однако, по большому счету, ситуация не меняется, потому что сельское хозяйство требует еще больших инвестиций, которые государство себе позволить уже не может.

      Чтобы эти инвестиции привлечь, в 2016 году предложили в числе прочего следующие поправки: разрешить гражданам Казахстана покупать земли сельхозназначения.

      При этом государство оставляло за собой право отбирать земли, если они использовались не по назначению. То есть купить участок под пашню, а вместо этого построить там гостиницу было бы нельзя. С июля 2016 года на аукцион для казахстанских покупателей планировалось выставить для продажи 1,7 миллиона гектар земли. Иностранцам покупать землю при этом было строго запрещено.

      А что хотели разрешить иностранцам? Планировали увеличить срок аренды с 10 до 25 лет, поскольку в сельском хозяйстве брать землю в аренду на 10 лет неинтересно: она только-только начинает окупать инвестиции, дает первый внушительный урожай, как землю сразу же забирают. Из этих соображений Россия, например, предоставляет свои земли в аренду иностранцам на 49 лет, а ОАЭ - на 99 лет.

      Приведем данные на все тот же 2016 год: тогда в обороте у фермеров находилось 100,8 миллиона гектар земли.

      Из них в частной собственности у казахстанцев было лишь 1,3 миллиона гектар, остальные 99,5 миллиона гектар люди арендовали.

      Иностранцам не принадлежал - и не будет принадлежать, согласно поправкам - ни один гектар земли в Казахстане. Однако они арендовали 65 тысяч гектар - 66 500 гектаров из 99 500 000 гектаров - это капля в море.

      «Об изменении Кодекса Республики Беларусь о земле»

      Несмотря на то, что положения поправок в Земельный кодекс достаточно широко освещались, перед их принятием по многим регионам Казахстана в 2016 году прокатилась волна митингов. Большая часть протестующих выступала против продажи казахстанской земли иностранцам - несмотря на то, что в поправках четко говорится, что иностранцы не имеют право покупать сельхозземли в Казахстане. Однако митингующие считали, что поправки в Земельный кодекс оставляют для иностранцев некоторые лазейки, чтобы купить казахстанскую землю.

      Еще часть граждан протестовала против того, чтобы землю в принципе продавали кому бы то ни было, даже другим казахстанцам.

      Поправки должны были вступить в силу 1 июля 2016 года, но 5 мая Нурсултан Назарбаев наложил на них мораторий. В последующем мораторий продлевался, и теперь срок его истечения - 31 декабря 2021 года.

      Какие есть варианты по разрешению ситуации с мораторием? С этим вопросом корреспондент Sputnik Казахстан обратилась к юристу, эксперту прошлой земельной комиссии Бакытжану Базарбеку.

      Базарбек считает, что судьба моратория - это острый вопрос для казахстанцев, так как вопрос земли всегда воспринимается крайне остро.

      "Моя позиция заключается в том, чтобы частично оставить этот мораторий. Так как институционально, в правовом поле мы все еще не готовы дать определенную гарантию того, что события 2016 года не повторятся. Нет законодательной гарантии, что сельхозземли не уйдут в руки иностранцев и мы сможем вернуть обратно государству эти земли. Поэтому считаю, что мораторий должен остаться", – высказался в беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан эксперт.

      Бакытжан Базарбек отметил, что в 24-й статье Земельного кодекса нужно установить четкие понятия, что земли сельскохозяйственного назначения не предоставляются иностранцам. В то же время, закрывая иностранному капиталу доступ к казахстанским землям, правительству необходимо выработать программу по аккумулированию внутренних ресурсов, поддержать население, чтобы казахстанцы вкладывали свои средства в сельское хозяйство.

      "Если мораторий остается в том же виде, то необходимо поднимать сельское хозяйство за счет внутренних ресурсов и инвестиций. А для этого нужны институты по развитию сельского хозяйства. Другой вопрос, что у нас царствует рейдерство, беззаконие, подделка документов земельных отношений, незаконные проверки и постановления на изъятие земель", – рассказал юрист.

      Поэтому юридические лица побаиваются вкладываться в землю, отметил юрист. И поэтому правительство находится в сложном положении.

      "Если они отменяют мораторий, то нужно понимать, что общество тяжело примет это решение. В случае продления моратория - нужна серьезная работа с местными гражданами и юрлицами", - уверен Базарбек.

      В случае же частичного снятия моратория для казахстанцев, в том числе для юридических лиц, потребуется тщательная работа регистрирующих и проверяющих органов, которые будут гарантировать, что иностранный инвестор не войдет в состав ТОО и не начнет покупать уставной капитал, а со временем не станет полноправным владельцем этой земли.

      Также, по мнению эксперта по земельным вопросам, необходимо ужесточить требования возврата сельхозземель в государственную собственность. Для этого важно усилить работу по космическому мониторингу за сельхозземлями, а также прописать четкие требования и обязанности граждан по рациональному использованию сельхозземель по своему прямому назначению.

      В Минсельхозе сообщили, что в конце 2019 года в стране была сформирована законодательная база применения космомониторинга и в начале 2020 года запущен пилотный проект в 4 областях — Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской и Мангистауской.

      В результате выявлены неиспользуемые сельхозземли на площади 8,3 миллиона гектар, из которых 7,6 миллиона гектар - это пастбища и порядка 700 тысяч гектар - другие категории земель.

      С января 2021 года космомониторинг применяется на всей территории республики. Также разработан проект Закона по сокращению сроков изъятия неиспользуемых сельхозземель с 2 лет до 1 года, возврату их в судебном порядке на основании данных космомониторинга, переходу вручения уведомления с бумажного на электронный, путем SMS-оповещения, который в настоящее время отрабатывается с правительством.

      Член земельной комиссии, созданной в 2016 году, и президент международного гуманитарного института Жанузак Аким считает, что казахстанские земли нельзя продавать или сдавать в аренду иностранцам и иностранным компаниям. Однако он считает, что можно рассмотреть возможность сдачи в аренду сельскохозяйственных земель странам, не граничащим с Казахстаном.

      "Например, я не против сдачи земли в аренду Индии, Америке или Европе, которые не граничат с Казахстаном. Однако не на 49 лет, а максимум на 25 лет. Им должно быть разрешено использовать землю только в сельскохозяйственных целях и запретить строительство деревень и городов", - поделился он.

      Бакытжан Базарбек напомнил, что в старом законе о земле от 2001 года срок аренды сельхозземель был на 99 лет, позже его сократили до 49 лет. При этом и этот период, по мнению юриста, слишком затянут и срок аренды земель должен быть сокращен законотворцами.

      Эксперт в области земельного права поделился мнением, что сейчас руководству страны важно обратить внимание на проблемы, волнующие сельчан.

      "Я много ездил по регионам страны и не видел радостных лиц сельчан. Там везде полная разруха. Все сельхозугодия каким-то образом отошли в руки местным латифундистам (крупный землевладелец). С подачи местных властей подделывают постановления, на основании липовых собраний ТОО подделывают протокола и выводят сельхозугодия у пайщиков и оформляют в собственность земли. Сельчане остаются ни с чем. Сейчас в селах сложная ситуация. И именно сельчане очень ждут реформ по Земельному кодексу. Нужно проработать все вопросы, чтобы решить проблему разрухи сел в республике и избежать повторения событий 2016 года", – подчеркнул юрист.

      Член земельной комиссии Жанузак Аким выразил мнение, что гражданам Казахстана нужно дать возможность осваивать земли в приграничной зоне.

      "Земля в приграничной зоне может быть сдана в аренду нашим гражданам на срок от трех до пяти лет. Она не должна быть вакантной. Однако при аренде земли следует учитывать, что она не мешает деятельности пограничников", - сказал он.

      Эксперты уверены, что при правильном подходе в развитии сельскохозяйственных земель Казахстан сумеет вернуть долю сельского хозяйства в ВВП до 40% (сейчас 4,7% от ВВП).

      В качестве одной из мер борьбы с латифундистами Жанузак Аким предложил обложить их прогрессивным налогом, кто получает более 10 тысяч гектаров земель. А рядовых сельчан стимулировать мерами по освоению сельскохозяйственных земель путем развития аграрного сектора, включая пастбища.

      Перечень государственных праздников представлен в Трудовом Кодексе, этот список не изменяется. Увы, однако не все из них попали на будни.

      • 1 января (01.01) — Новый год 2022 празднуем в субботу;
      • 7 января (07.01) — Православное Рождество — это пятница;
      • 8 марта (08.03) — День женщин придется на вторник;
      • 1 мая (01.05) — День Труда отмечаем в воскресенье;
      • 3 мая (03.05) — Радуница попала на будний день — вторник;
      • 9 мая (09.05) — День Победы — это понедельник;
      • 3 июля (03.07) — День Республики (или Независимости) придётся на нерабочее воскресенье, поэтому "сгорает";
      • 7 ноября (07.11) — День Октябрьской революции празднуем в понедельник;
      • 25 декабря (25.12) — Католическое Рождество пришлось на воскресенье — будут стандартные выходные.

      Также в этом списке числятся Католическая и Православная Пасха, празднуемые 17 и 24 апреля соответственно. Поскольку они всегда отмечаются в воскресенье, то и дополнительных нерабочих дней для них по понятным причинам не предусматривается.

      1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

      1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

      2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

      3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

      4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; (в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)

      5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

      6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий; (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

      7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

      8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

      9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

      10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

      11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

      1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

      Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

      Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

      2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

      3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

      4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

      1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

      2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы. (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

      К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

      3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

      Изменения в земельном праве

      1. Объектами земельных отношений являются:

      1) земля как природный объект и природный ресурс;

      2) земельные участки;

      3) части земельных участков.

      2. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

      3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

      1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

      1) земли сельскохозяйственного назначения;

      2) земли населенных пунктов; (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

      3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

      4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

      5) земли лесного фонда;

      6) земли водного фонда;

      7) земли запаса.

      2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

      Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

      Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ)

      3. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий. (в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

      1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 214-ФЗ)

      2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

      3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

      4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

      5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного развития, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

      6. При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах: (в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

      1) в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности; (в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

      2) для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". (в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

      7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

      1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

      Комментируя возможное нововведение в эфире телеканала ОНТ, министр финансов Беларуси Юрий Селиверстов заявил, что оно позволит уравнять условия налогообложения для собственников квартир и частных домов. Особенно тех, кто живет на селе.

      «Надо заинтересовать людей не уезжать из сельской местности, жить в собственном жилье, – отметил Юрий Селиверстов. – Условия, которые сегодня есть для владельцев данной недвижимости, различны. Например, живут на территории районного центра два школьных учителя. Один из них – в многоквартирном доме. Второй живет в частном доме и платит налог за землю пропорционально тому участку, который занимает его домовладение. Может, оно и не очень большое, но соток 10, наверное, занимает. Плюс дом, который там на нем стоит. Он платит налог за землю, платит налог за недвижимость, да еще ему надо его страховать в обязательном порядке. Если же он улучшает жилищные условия и рядом где-то переезжает в многоквартирный дом, то понятно, что налог на землю там будет минимальный, потому что примерно такой же участок, как это домовладение, занимает дом многоэтажный, он растет вверх, а не в ширину. И там не надо платить налог на недвижимость, это льгота. Вот здесь мы обеспечим разумный справедливый подход. Можно, конечно, пойти другим путем. Пусть налог на недвижимость не платят и в индивидуальных домах, но как быть с бюджетом? И в мире основные доходы получает государство с имущества, которым владеют. Дороже имущество – больше платишь. Больше имущества – соответственно так же».

      «Эта налоговая льгота (по налогу на недвижимость в отношении квартир в многоквартирных жилых домах – прим. ред.) пришла еще с тех времен, когда был государственный жилой фонд, – объяснил первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко, его цитирует БЕЛТА. – Сейчас он уже в частной собственности, в основном приватизирован, но, тем не менее, требует бюджетных затрат по обслуживанию. В частности, за счет средств местных бюджетов меняются лифты в жилом секторе, принимаются меры по благоустройству придомовых территорий. Поэтому в целях выравнивания налоговой нагрузки между гражданами и повышения ресурсной базы местных бюджетов предлагается эту льготу отменить».

      Налог на недвижимость будут платить все собственники жилых помещений в многоквартирном или блокированном жилом доме.

      От уплаты освобождаются:

      • пенсионеры,
      • лица, признанные недееспособными,
      • проходящие альтернативную службу,
      • инвалиды I и II группы,
      • несовершеннолетние,
      • члены многодетных семей,
      • военнослужащие-срочники,
      • участники ВОВ и др. лица, имеющие льготы по закону «О ветеранах».

      Возможно, пакет льгот для социально уязвимых категорий будет расширен.

      Изменения по транспортному и земельному налогу в 2022-2023 годах

      Налог на недвижимость будет взиматься по ставке 0,1% от расчетной стоимости квартиры.

      Размеры стоимости 1 кв. м типового капитального строения устанавливаются в приложении к Налоговому кодексу. Так, на 1 января 2022 года расчетная стоимость 1 кв. м в многоквартирном жилом доме для Минска составит 810 руб., для областных городов и Минского района – 680 руб.

      Для городов: Барановичи, Бобруйск, Борисов, Волковыск, Горки, Дзержинск, Жлобин, Жодино, Кобрин, Кричев, Лида, Мозырь, Молодечно, Новогрудок, Новополоцк, Орша, Осиповичи, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слоним, Слуцк, Смолевичи, Сморгонь, Солигорск, Фаниполь – 600 руб.

      Для остальных населенных пунктов – 450 руб.

      Таким образом, каждый уже сегодня может высчитать свою сумму налога. Например, при площади квартиры в 50 кв. м бобруйчанину ежегодно нужно будет платить 30 руб. налога.

      Катерина Борнукова, академический директор BEROC (независимый академический исследовательский центр в области экономических исследований в Беларуси) так прокомментировала Myfin.by планируемое введение налога на недвижимость:

      – Я не вижу здесь большого ресурса для собираемости налога. Если речь идет о примерно 30 рублях в год с квартиры в регионах и 50 рублях – в Минске, то, в итоге, соберут всего несколько миллионов рублей в год. Стоит ли это того? Очевидно, что это решение будет самым непопулярным. Также это вызовет недовольство людей, которые никогда в жизни не сталкивались с необходимостью обращаться в налоговую, вырастет нагрузка на сотрудников ведомства. Из всех предложений по изменению налогов это мне видится с наименее вероятными шансами дожить до финальной редакции принимаемого документа.

      А если еще вычесть пенсионеров и льготников, то становится вовсе непонятным смысл предложения – суммы поступлений в бюджет от этого налога будут совсем незначительными.

      Можно предположить, что эту норму отменят в последний момент, чтобы смягчить восприятие населением непопулярных мер.

      В Instagram «Вечерки» (probobruisk) мы попросили своих подписчиков высказаться по поводу возможного введения налога на первую квартиру. Поступило более 50 комментариев, приводим самые интересные из них.

      zhanna4817158: «Интересно, почему у пенсионеров льгота? Я получаю такую же зарплату, как и они пенсию, а платить должна только я».

      liubovfurs: «Скоро будем за воздух платить».

      olenka.moy: «Кооперативы платят земельный налог, там копейки, так почему остальные не должны, учитывая, что почти все квартиры приватизированы!»

      zenais_dina: «Если платить, то всем, никаких льгот никому».

      natalia232332: «Раз в год плачу налог за дом 100 рэ. И мне это не нравится».

      1844.elena: «Я – за. Почему только владельцы частных домов должны платить, ведь многоэтажки тоже стоят на земле».

      isakovmakcim: «Еlena, вы на частной земле, они... а в многоэтажках сколько людей? И сколько платите вы и сколько желают содрать с квартиры? Плюс налог на землю тоже есть, плюс капремонты, жкх, лифт и пр. Капремонт вообще непонятно, на что идет...».

      В России жилая недвижимость облагается налогом на имущество физлиц по ставке 0,1% от кадастровой стоимости. По ставке 2% взимается налог с имущества, оцененного более чем на 300 млн. руб. (около 3,5 млн. евро).

      В Латвии налог на недвижимость рассчитывается по ставке 0,2-3% от кадастровой стоимости объекта в зависимости от самоуправления.

      В Литве – 0,5-2% от налогооблагаемой стоимости. Не облагается налогом недвижимость стоимостью до 150 тыс. евро.

      В Польше размер ставок определяется каждым воеводством самостоятельно и зависит от типа и площади объекта. Максимальная годовая ставка для жилой недвижимости за 1 кв. м в год – 0,85 злотого (0,18 евро).

      В Украине ставка налога на недвижимость составляет 1,5% минимальной зарплаты. В 2021 году это сумма в 90 гривен (3,4 дол.). При этом предусмотрена льгота на 60 кв. м, т. е., если площадь квартиры 70 кв. м, то налог надо будет платить за «лишние» 10 кв. м.

      Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Кодексе
      Статья 2. Правовое регулирование земельных отношений
      Статья 3. Объекты земельных отношений
      Статья 4. Субъекты земельных отношений
      Статья 5. Основные принципы земельных отношений
      Статья 6. Категории земель
      Статья 7. Виды земель
      Статья 8. Распределение земель, земельных участков по категориям, отнесение земель к видам, перевод их из одних категорий и видов в другие
      Статья 9. Фонд перераспределения земель
      Статья 10. Деление и слияние земельных участков
      Статья 11. Установление (восстановление) и закрепление границы земельного участка
      Статья 12. Собственность на землю, земельные участки
      Статья 13. Земельные участки, не подлежащие предоставлению в частную собственность
      Статья 14. Пожизненное наследуемое владение земельными участками
      Статья 15. Постоянное пользование земельными участками
      Статья 16. Временное пользование земельными участками
      Статья 17. Аренда земельных участков
      Статья 18. Ограничения (обременения) прав на земельные участки
      Статья 19. Земельный сервитут
      Статья 20. Создание, изменение, прекращение существования земельного участка, возникновение, переход, прекращение права, ограничений (обременений) права на земельный участок
      Статья 21. Документы, удостоверяющие создание, изменение, прекращение существования земельного участка, возникновение, переход, прекращение прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок
      Статья 22. Участие граждан в рассмотрении затрагивающих их права и защищаемые законом интересы вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, изменением их целевого назначения, установлением и прекращением ограничений (обременений) прав на земельные участки

      Глава 2. Государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель

      Статья 23. Государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель
      Статья 24. Компетенция Президента Республики Беларусь в области использования и охраны земель
      Статья 25. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь в области использования и охраны земель
      Статья 26. Компетенция Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь в области использования и охраны земель
      Статья 27. Компетенция областных исполнительных комитетов в области использования и охраны земель
      Статья 28. Компетенция Минского городского, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов в области использования и охраны земель
      Статья 29. Компетенция районных исполнительных комитетов в области использования и охраны земель
      Статья 30. Компетенция сельских, поселковых исполнительных комитетов в области использования и охраны земель

      Глава 3. Плата за земельные участки и за право заключения договоров аренды земельных участков

      Статья 31. Плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, а также за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности. Стоимость земельных участков, находящихся в частной собственности, при совершении сделок с ними
      Статья 32. Плата за пользование земельными участками
      Статья 33. Поступление и использование средств за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности

      Глава 4. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности

      Статья 34. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности
      Статья 35. Основания для предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности
      Статья 36. Размеры земельных участков
      Статья 37. Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
      Статья 38. Предоставление земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, не связанных с назначением этих земель
      Статья 39. Предоставление земельных участков для коллективного садоводства, дачного строительства
      Статья 40. Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства
      Статья 41. Предоставление земельных участков для строительства и (или) эксплуатации открытых стоянок или гаражей для хранения транспортных средств
      Статья 42. Предоставление земельных участков гражданам Республики Беларусь для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных
      Статья 43. Предоставление земельных участков для традиционных народных промыслов (ремесел)
      Статья 44. Приобретение права на земельный участок, владение которым осуществляется в течение длительного времени
      Статья 45. Установление земельного сервитута
      Статья 46. Использование земельных участков для изыскательских работ, строительства линейных сооружений, размещения геодезических пунктов

      Глава 5. Переход прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки

      МНС и Минфин разъяснили особенности исчисления земельного налога в 2021 году

      Основание: статья 1 пункт 157 Законопроекта

      157. Статью 329 изложить в следующей редакции:

      «1. Ставки налога при упрощенной системе устанавливаются в следующих размерах:

      • шесть (6) процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, если иное не установлено подпунктом 1.2 настоящего пункта;
      • шестнадцать (16) процентов:

      для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении внереализационных доходов, указанных соответственно в подпункте 3.7 пункта 3 статьи 174 и подпункте 9.10 пункта 9 статьи 205 настоящего Кодекса;

      для индивидуальных предпринимателей в отношении валовой выручки, полученной ими от коммерческих (за исключением акционерных обществ) и (или) некоммерческих организаций, руководителями, участниками, собственниками имущества которых являются эти индивидуальные предприниматели и (или) лица, состоящие с этими индивидуальными предпринимателями в отношениях близкого родства или свойства в соответствии со статьей 195 настоящего Кодекса.

      Отчетность по УСН будет квартальная (статья 1 пункт 158 Законопроекта), т.к. плательщики УСН не будут являться плательщиками НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (плательщиками ввозного НДС и НДС при приобретении объектов у иностранных организаций как обычно, являются все). Основание: статья 1 пункт 154 Законопроекта.

      154. В статье 326:

      подпункт 1.1.2 пункта 1 изложить в следующей редакции:

      «1.1.2. налог на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;»;

      пункты 3 и 4 исключить;

      из пункта 6 слова «пунктов 3 и 4 настоящей статьи,» исключить.

      примечание: подпункт 1.1.2 добавляет НДС по оборотам в перечень налогов, которые заменяет УСН. Т.е. формулировкой, что УСН заменяет уплату НДС по реализации исключается сам по себе НДС по реализации, как налог, применяемый одновременно с УСН (ввозной и по приобретению объектов у иностранных лиц платим!)

      Индивидуальный предприниматель, применяющий общий порядок налогообложения становится плательщиком НДС при превышении выручки 460 000 (было 465 255) белорусских рублей. Основание: статья 1 пункт 49 Законопроекта

      49. В пункте 1 статьи 113:

      в подпункте 1.1:

      в части первой цифры «465 255» заменить цифрами «460 000»

      С 1 января 2023 года вводится новый налог на профессиональный доход (гл. 40 проекта НК-2022).

      Другие изменения опубликуем позже. Законопроект сложный для анализа изменений — из-за наличия разных дат вступления в силу пунктов (абзацев). Определенные пункты (абзацы) вступают в силу после официального опубликования, другие с 01.01.2022, с 01.07.2022, с 01.01.2023 года

      Проект изменений в НК РБ 2022 года, опубликованный на сайте Минфина РБ скачать в формате word (288 Загрузок)

      • Опубликован новый проект изменений в Налоговый кодекс 20.11.2021
      • Имущественный вычет сотруднику за прошлые годы 09.11.2021
      • Плата за сбор отходов товаров и упаковки. Когда включаем в затраты? 17.10.2021
      • О маркировке обуви с 01.11.2021 16.10.2021
      • Должен ли ИП извещать ФСЗН о заключении гражданско-правовых договоров с физлицами? 14.10.2021
      • Минфин разместил на сайте разъяснения по изменениям в Налоговый кодекс 12.10.2021
      • Внимание: минимальная зарплата с 01.09.2021 проиндексирована с 400 до 417,86 руб. 12.10.2021
      • Минский столичный союз предпринимателей по поводу изменений в НК РБ 09.10.2021
      • Сроки применения КСА продлены с условием 07.10.2021
      • Официальный комментарий о проекте изменений в НК РБ и мнения бизнеса 06.10.2021

      С 2022 г планируется увеличение предельных размеров инвестиционного вычета, а именно, по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам размер увеличивается с 15% до 20%, по машинам и оборудованию – с 30% до 40%. Елена Говша напоминает, что инвестиционный вычет позволят включать одномоментно определенный процент от стоимости приобретенных зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств в затраты, учитываемые при налогообложении налогом на прибыль.

      Елена Говша отметила, что проектом НК из состава нормируемых затрат исключены затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных на основные производственные нужды и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды. «Таким образом, данные расходы могут быть включены в 2022 г в состав затрат, учитываемых при налогообложении налогом на прибыль, в полном размере», - сказала эксперт.
      Что касается затрат на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, а также на оплату зарядки электромобилей на зарядных станциях, то они, как и прежде, подлежат нормированию и могут быть учтены при налогообложении в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией.

      С 2022 г областные Советы депутатов (в том числе местные Советы депутатов базового территориального уровня и Минский городской Совет депутатов) наделяются правом увеличивать ставку налога на прибыль (на сегодняшний день - 18%) не более чем на 2% для отдельных категорий плательщиков, которые полностью уплачивают налог на прибыль в местные бюджеты.
      Предполагается, что исчисление налога на прибыль по новой ставке будет осуществляться с 1 января года, следующего за годом, когда решение об увеличении ставки было принято.

      Елена Говша прокомментировала, что текущим проектом НК вводятся критерии, которые необходимо принимать во внимание при определении статуса фактического владельца дохода в целях исчисления налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
      Например, использование для осуществления своей деятельности труда работников (помимо членов органа (органов) управления, секретаря), соразмерность используемых площадей и оборудования при осуществлении предпринимательской деятельности, соотнесение количества и квалификации работников осуществляемому иностранной организацией виду деятельности; и другие критерии.

      Дата обновлений 13 .05.2019

      КОДЕКС О ЗЕМЛЕ РБ

      Статья 70.Обязанности землепользователей

      Землепользователи обязаны: использовать земельные участки, в соответствии с их целевым назначением, своевременно вносить плату за пользование земельными участками; осуществлять благоустройство земельных участков; соблюдать установленные в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами сроки занятия земельных участков, не нарушать права иных землепользователей;

      Статья 60. Прекращение права частной собственности на земельные участки

      Право частной собственности на земельные участки прекращается по решению областного, Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета в соответствии с его компетенцией либо по постановлению суда: если гражданин в течение одного года со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него либо в течение иного срока, установленного решением государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, принятым в соответствии с законодательными актами, не приступил к занятию данного участка; при использовании земельного участка не по целевому назначению; при неиспользовании в течение одного года земельного участка, предоставленного для ведения сельского хозяйства, и двух лет – для несельскохозяйственных целей; при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов.

      Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ.

      п.9. Местным исполнительным комитетам обеспечить постоянное информирование граждан о свободных (незанятых) земельных участках, в том числе с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу, находящихся на территории садоводческих товариществ, путем размещения перечней таких участков на информационных стендах и официальных сайтах местных исполнительных комитетов в глобальной компьютерной сети Интернет, а также иными доступными способами, в том числе через средства массовой информации.

      Согласно ст.10 кодекса Республики Беларусь о земле земельные участки могут быть делимыми и неделимыми. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует новый земельный участок, и это не приведет к нарушению градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил. В иных случаях земельный участок признается неделимым.

      Не допускается раздел земельных участков, предоставленных для строительства и (или) обслуживания одноквартирных жилых домов.

      Слияние земельных участков может быть произведено, если они являются смежными, имеют одинаковое целевое назначение и при этом не превышаются предельные размеры земельных участков, установленные статьей 36 настоящего Кодекса, а также не нарушаются другие требования законодательства об охране и использовании земель.

      В соотвествии со ст.36 Кодекса Республики Беларусь о земле размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование или аренду для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, устанавливается:

      в городах — от 0,05 до 0,15 гектара включительно;

      в сельских населенных пунктах, поселках городского типа — от 0,15 до 0,25 гектара включительно.

      Размер земельного участка, предоставляемого в сельском населенном пункте, поселке городского типа гражданину Республики Беларусь, зарегистрированному по месту жительства в этом населенном пункте, для ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность или пожизненное наследуемое владение, не может превышать 1 гектара с учетом размера земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме в этом населенном пункте. Для ведения личного подсобного хозяйства в таком населенном пункте дополнительно могут предоставляться в аренду земельные участки в размере до3 гектароввключительно.

      Размер земельного участка, предоставляемого в сельском населенном пункте, поселке городского типа иностранному гражданину, лицу без гражданства, зарегистрированному по месту жительства в этом населенном пункте, для ведения личного подсобного хозяйства в аренду, не может превышать4 гектаровс учетом размера земельного участка, предоставленного в этом населенном пункте для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме.

      Размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для коллективного садоводства, дачного строительства, не может превышать 0,15 гектара на одного члена садоводческого товарищества, дачного кооператива.

      Размер земельного участка, предоставляемого гражданину Республики Беларусь для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения, не может превышать100 гектаровсельскохозяйственных земель.

      Размер земельного участка, предоставляемого крестьянс��ому (фермерскому) хозяйству для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве постоянного пользования или аренды, определяется проектом отвода земельного участка.

      • Актуально (9)
      • Информация для населения (13)
      • События (1)


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *