НДС с 1 января 2022 года иностранный софт

Автор: | 04.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС с 1 января 2022 года иностранный софт». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.

Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.

Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.

Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:

  • общая численность штата не превышает 5 человек;
  • годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.

Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.

Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.

Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.

Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

Правила освобождения от НДС для IT-компаний изменились с 2021 года

Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

С 2021 года данной преференцией пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Федеральная налоговая служба в связи с обращением по вопросам, касающимся изменения системы налогообложения IT-компаний в связи с принятием Федерального закона N 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предоставляет информацию по вопросам, указанным в обращении.

Приложение: на 8 л. в 1 экз.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Приложение

1. «Освобождаются ли от уплаты НДС, согласно новому закону № 265-ФЗ от 31.07.2020 — компании, которые будут реализовывать программы для ЭВМ и базы данных, согласно п. 1.15. Иными словами, в цепочке кооперации — льгота по НДС распространяется на все компании по цепочке? (Вендор-диструбутор-интегратор)».

Комментарий: Как и до 2021 года норма подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса об освобождении по НДС, применяемая с 1 января 2021 года, не устанавливает ограничений по субъектному составу лиц, имеющих право использовать освобождение от налога. Таким образом, воспользоваться освобождением по НДС вправе не только правообладатели, но и прочие участники цепочки поставки программного обеспечения.

Общее условие для применения льготы — программы ЭВМ должны быть включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее — Реестр российских программ) и не использоваться клиентом для размещения рекламы и поиска продавцов / покупателей.

2. «Будет ли действовать льгота по НДС на программно-аппаратные комплексы? Когда разработанные программы (софт) заливается в железо?»

Комментарий: Согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса в редакции, действующей с 1 января 2021 года, реализация прав на программы ЭВМ (базы данных) освобождается от НДС, если указанные программы (базы данных) включены в Реестр российских программ. Таким образом, освобождение распространяется и на программы ЭВМ, входящие в состав программно-аппаратных комплексов, в случае если предусмотрено, что программа приобретается отдельно от «железа».

3. «Покупка лицензий у иностранных вендоров. Как в данном случае рассматривать сделку? В рамках ст. 174.2, когда иностранец должен встать на налоговый учет в РФ и заплатить НДС, либо мы, покупая лицензии, должны выступать в качестве налогового агента».

Комментарий: В соответствии с действующими правилами при приобретении электронных услуг у иностранной организации обязанность налогового агента не возникает.

Таким образом, по общему правилу иностранные организации самостоятельно исчисляют и уплачивают сумму НДС в случае, если предоставляют права на использование программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности (абзац 2 пункта 1 и пункт 2 статьи 174.2 Кодекса).

4.1. «Правильно ли мы понимаем, что зачитывается в оборот только выручка за установку, тестирование, сопровождение программ для ЭВМ, баз данных, которые компания ранее разрабатывала, модернизировала или адаптировала?»

Комментарий: При расчете необходимой доли доходов российская организация вправе учитывать доходы от услуг по установке, тестированию и сопровождению только тех программ ЭВМ (баз данных), которые она ранее разрабатывала, или модернизировала, или адаптировала (пункт 1.15 статьи 284 и пункт 5 статьи 427 Кодекса). Аналогичного подхода придерживается Минфин (письмо Минфина России от 06.11.2020 N 03-15-06/96706).

4.2. «Что понимать под термином адаптация? Конфигурирование ПО в момент установки — это адаптация?»

Комментарий: Кодекс не содержит определения термина «адаптация». В этом случае допускается использовать термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской федерации (пункт 1 статьи 11 Кодекса). Таким образом, при определении перечня услуг (работ), входящих в термин «адаптация», по мнению ФНС России, допустимо руководствовать положениями подпункта 9 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса, то есть под адаптацией понимается внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

4.3. «Если ПО не российского происхождения, и компания ранее занималась его адаптацией, установкой и сопровождением — данная выручка будет зачитываться в оборот, позволяющий пользоваться льготой по налогу на прибыль и социальным взносам?»

Комментарий: Пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса в качестве необходимого условия для применения ставки в 3 процента по налогу на прибыль для российских организаций, занимающихся адаптацией программ для ЭВМ их установкой и сопровождением, не установлена необходимость его разработки именно российской компанией. Кроме этого при расчете необходимой доли доходов российская организация вправе учитывать доходы от услуг по установке, тестированию и сопровождению только тех программ ЭВМ (баз данных), которые она ранее разрабатывала, или модернизировала, или адаптировала.

Таким образом, российские организации, получающие доходы от оказания услуг (выполнения работ) по адаптации программы ЭВМ иностранного происхождения, его установке и сопровождению, вправе учитывать такие доходы при расчете доли, необходимой для применения льготной ставки. Аналогичное правило действует в отношении страховых взносов.

С 2022 года в обязательном порядке начинают применяться новые ФСБУ:

  • по основным средствам (ФСБУ 06/2020);
  • капвложениям (ФСБУ 26/2020);
  • документообороту (ФСБУ 27/2021);
  • аренде (ФСБУ 25/2018).

Если вы не перешли на них досрочно, теперь придется сделать это принудительно.

Прежде всего нужно иметь в виду, что уже с отчетности по итогам 2021 года изменилась форма «прибыльной» декларации.

Второй момент: работодатели, которые оплачивают отдых и санкурлечение своих работников, смогут учесть больше расходов.

Кроме этого, будет уточнен порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации ОС и пр.:

  • первоначальная стоимость ОС будет изменяться независимо от размера его остаточной стоимости;
  • если в ходе модернизации срок полезного использования ОС не меняется, нужно использовать старую норму амортизации.

И по традиции снова продлили действие 50%-ного ограничения на перенос убытков прошлых лет — сразу до конца 2024 года.

Станут едиными по всей стране сроки уплаты налога на имущество:

  • для налога за год — не позднее 1 марта следующего года;
  • для авансов — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Их больше не будут устанавливать регионы.

Декларацию по НнИ за 2021 год нужно подавать по новой форме. А с 2022 года больше не потребуется отчитываться по «кадастровому» имуществу.

Также с 1 января 2022 года действует ряд новых форм:

  • заявление на льготу по налогу на имущество;
  • заявление об уничтожении имущества, чтобы перестать платить по нему налог;
  • заявление о льготе по транспортному и земельному налогам;
  • сообщения о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и/или земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам.
  • Новые налоговые декларации и документы
    • О новой форме декларации по налогу на имущество
    • О новой форме РСВ
    • Об утверждении формы заявления для применения льгот по налогу на имущество
    • О порядке применения заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество
    • Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта
    • Об утверждении сообщения об исчисленных налоговым органом налогах
    • О подаче сообщений по транспорту и земельным участкам
    • О применении заявления о прекращении исчисления транспортного налога при изъятии транспорта
  • Новые федеральные стандарты и бухотчетность
    • О ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
    • О новом ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
    • Об применении ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
  • Налоговые изменения для бизнеса
    • Об освобождении от НДС общепита с выручкой до 2 млрд руб.
    • О НДС при перепродаже бытовой техники, купленной у граждан
    • О новых правилах начисления и уплаты транспортного налога
    • О едином сроке уплаты налога на имущество и отмене отчетности
    • Об изменении порядка налогового учета безвозмездной помощи НКО
    • О новом порядке признания расходов в НУ на санаторно-курортное лечение работников
    • О невозможности учета в НУ платежей в бюджет в счет возмещения ущерба
    • О новых правилах начисления амортизации при модернизации и реконструкции ОС
    • О продлении ограничения 50% на учет убытков прошлых лет
    • Об утверждении перечня КБК на 2022 год
  • Вычеты и пособия
    • О порядке получения физкультурного вычета
    • О новых правилах подсчета страхового стажа для расчета больничных
  • Новшества отчетности
    • Об уточнении сроков представления аудиторского заключения в ГИРБО
    • О новых правилах предоставления бухгалтерской отчетности
    • О новых поводах сдачи СЗВ-СТАЖ
  • Электронный документооборот и электронные подписи
    • О запуске ГИС ЭПД в постоянную работу
    • О новых правилах работы с электронными подписями
    • О новых требованиях к операторам ЭДО
  • Новое в маркировке товаров
    • Об ужесточении наказаний для продавцов маркированных товаров
    • Об обновлении правил маркировки обувных товаров
    • О переносе сроков обязательной маркировки велосипедов
  • Другие изменения
    • О продлении моратория на проверки малого бизнеса
    • Об электронной регистрации ККТ
    • О новой инструкции ЦБ РФ об открытии, ведении и закрытии банковских счетов
    • Об утверждении формы акта утилизации отходов для производителей и импортеров
    • О передаче сообщений в Роскомнадзор о рекламе в интернете
    • О новых обязанностях работодателей на портале «Работа в России»
    • О новом размере взносов, уплачиваемых ИП за себя

С нового года вступают в силу поправки, фактически отменяющие льготу по НДС на реализацию софтверных лицензий в отношении большинства наименований ПО. В первую очередь это затронет зарубежный софт, далее идут программы для ЭВМ и базы данных российского происхождения, не попавшие в Реестр отечественного ПО.

Независимо от попадания в Реестр, льготы по НДС на ПО лишатся рекламные сервисы и приложения, агрегаторы (маркетплейсы) и поисковые программы. Есть мнение, что изменения затронут любые программы, в которых имеется реклама даже собственных продуктов или услуг. Предложение купить лицензию на платный доступ к сервису или расширенную версию условно бесплатной программы, также можно рассматривать в качестве рекламы.

Как это произошло и что предпринять читайте под катом

Поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) внесены Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ. Изменения вводят дополнительные требования для освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных. Поправки в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-отрасли» вступают в силу с 01 января 2021 года.

В чем суть нового требования? В новой редакции пп.26 п.2 ст.149 НК РФ право на «льготу» по НДС сохранено исключительно в отношении реализации прав на ПО, включенное в реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Реестр отечественного ПО), который ведет Минкомсвязи.

В результате налогового маневра в ИТ-отрасли отчуждение и предоставление прав на зарубежное программное обеспечение независимо от вида договора будет облагаться НДС. Такой софт по определению нельзя включить в Реестр отечественного ПО.

Аналогично без льготы останется ПО большинства российских правообладателей, поскольку попасть в Реестр не так-то просто.

В качестве экономической причины фактической отмены льготы по НДС на ПО называют необходимость компенсации выпадающих доходов бюджета в результате одновременного снижения налога на прибыль и ставок страховых взносов для ИТ-компаний. Подробнее об этом смотрите информацию на нашем сайте.

Основные изменения налогового законодательства в 2022 году

В соответствии с законопроектом № 1038289-7, одобренным Советом Федерации РФ 18 ноября 2020 года, продлевается срок освобождения от уплаты НДС при импорте на территорию РФ племенной продукции. При этом целью импорта может выступать как дальнейшая реализация, так и собственное потребление. Данная норма будет действовать вплоть до конца 2022 года.

На фоне сложившейся эпидемиологической обстановки в обязанности работодателей вменили обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников и клиентов: наличие в помещениях массового скопления людей антисептиков и дезинфицирующих средств, выдача средств индивидуальной защиты и прочей аналогичной продукции.

Подобное обеспечение предусмотрено Трудовым кодексом РФ, рекомендациями Минздрава РФ и Роспотребнадзора и не рассматривается как безвозмездная передача, следовательно, облагать его налогом на добавленную стоимость не нужно.

Если налогоплательщик, осуществляющий экспортную деятельность, не может обосновать применение нулевой ставки НДС, то в соответствии с 7 ст. 164 НК РФ, он имеет право отказаться от её использования. Для этого до 1 числа налогового периода необходимо направить в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением должен составлять не менее 12 месяцев.

В Госдуме РФ 11 ноября текущего года одобрили законопроект № 1025470-7, дающий право компаниям, находящимся на налоговом мониторинге, использовать заявительный порядок возмещения без банковской гарантии, поручительства и лимита на сумму ранее перечисленных налоговых сумм.

Данная мера позволит большему количеству плательщиков перейти на налоговый мониторинг.

Начиная с 2021 года, в гл. 21 НК РФ (налог на добавленную стоимость), была внесена целая система изменений. Часть из них вступили в силу сразу с начала нового года, другие же изменения в НДС с июля 2021 года начнут действовать.

Итак, что изменилось в НДС:

1. Освобождение от НДС банкротов — согласно ранее действовавшему порядку при продаже имущества, составляющего конкурсную массу обанкротившейся компании, полученный доход не облагался НДС. При этом, если организация продолжала вести хозяйственную деятельность (будучи банкротом), то обязанность по уплате налога сохранялась (с доходов, полученных от реализации товаров, работ, услуг).

Законом РФ от 7 октября 2020 года № 320-ФЗ это условие было отменено. Начиная с 1 января 2021 года, компания не должна платить НДС даже, если продолжает реализовывать товары (работы, услуги) после получения статуса банкрота. В этом случае она обязана восстановить НДС (по пока еще не проданным товарам), который был принят к вычету при осуществлении обычной деятельности.

2. Изменение порядка налогообложения IT-компаний — в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ с 1 января 2021 года от уплаты налога на добавленную стоимость освобождается реализация исключительных прав только на программы для ЭВМ и базы данных, которые входят в единый реестр российского ПО (формируется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1236).

Данная норма не распространяется на реализацию исключительных прав, в рамках которых предусмотрена возможность размещения рекламы в интернете или получения к ней доступа, распространение предложений о покупке того или иного товара, поиска сведений о покупателях и заключения сделок.

Кроме того, п. 2 ст. 149 НК РФ был дополнен пп. 26.1, согласно которому от НДС также освобождается реализация исключительных прав на ноу-хау, изобретения, промышленные образцы и т. д., в том числе полученных по лицензионному договору.

Таким образом, данное нововведение привело к ограничению круга лиц, имеющих право на использование льготы по НДС, предусмотренной в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Теперь она не доступна организациям, реализующим права на иностранные ПО и БД (так как они не включены в российский реестр).

3. Ужесточение требований к декларации по НДС — в случае, если при проверке декларации налоговый орган обнаружит несоответствие контрольным соотношениям, то такой документ будет считаться непредставленным (аннулируется). При этом налогоплательщик обязан устранить все недочеты в течение 5 дней с момента получения соответствующего уведомления. Вводится такое изменение по НДС с 1 июля 2021 года Законом РФ от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ.

Кроме того, если при запросе пояснений к декларации по НДС, организация представит их не по установленному формату, они будут аннулированы налоговым органом (Закон РФ от 9 ноября 2020 года № 371-ФЗ).

4. Продлен период для представления декларации по НДС (после просрочки) — согласно пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ в случае непредставления декларации, в том числе по налогу на добавленную стоимость, в течение 10 дней (с момента наступления установленного законом срока) налоговые органы вправе заблокировать банковский счет организации.

Законом РФ № 368-ФЗ этот период был увеличен до 20 дней. Начнут действовать такие изменения в НДС с июля 2021 года.

5. Изменен порядок возмещения НДС — до начала нового года оформить возмещение можно было при условии отсутствия недоимок только по налогам федерального уровня.

С 1 января 2021 года требования ужесточились. Теперь недоимки должны отсутствовать не только по федеральным, но также по региональным и местным налогам.

6. Изменение порядка оформления документов по НДС — в связи с введением системы прослеживаемости товаров Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2021 года № 534 были утверждены новые формы счета-фактуры, а также иных документов для расчета НДС. Что изменилось:

  • в форму счета-фактуры добавлена новая строка 5а и графы 12, 12а, 13,
  • в корректировочном счете-фактуре помимо перечисленных выше новшеств также появились отдельные графы для: названия страны, на территории которой произведен товар, номера декларации/партии,
  • в журнале учета счетов-фактур, книге покупок/продаж и в дополнительных листах к ним, появилась отдельная строка для отражения стоимости товара, попадающего в категорию «прослеживаемых».

В соответствии с положениями ст. 164 НК РФ ставки по налогу на добавленную стоимость делятся на несколько категорий.

Так, хозяйствующие субъекты, не имеющие права на льготы и послабления по НДС, должны применять общую ставку в размере 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

При этом налогоплательщики, занимающиеся реализацией отдельных видов продовольственных товаров (скот, птица, яйца, молоко и т.д.), детской продукции (обувь, кроватки, трикотажные изделия для младенцев и т.д.), периодических изданий (кроме рекламных и эротических журналов) и прочих видов изделий, установленных законом, вправе уплачивать НДС по сниженной ставке в размере 10%. Полный перечень хозяйственных операций, которые попадают под эту льготу, приведен в п. 2 ст. 164 НК РФ.

По НДС также предусмотрено и полное освобождение от налога (в этом случае применяется ставка в размере 0%). Такое налоговое послабление распространяется на следующие категории товаров/услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ):

  • экспортируемые,
  • находящиеся в свободной таможенной зоне,
  • международная перевозка продукции,
  • транспортировка нефти и нефтепродуктов,
  • транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Также Закон № 305-ФЗ уточняет случаи, когда НДС исчисляется налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций:

  1. если иностранное лицо состоит на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории РФ недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке;
  2. если иностранное лицо состоит на учете в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений на территории РФ, но это обособленное подразделение не осуществляет реализацию указанных товаров (работ, услуг).

Вновь созданные организации и индивидуальные предприниматели, имеют право на применение освобождения от уплаты НДС начиная с налогового периода, в котором они созданы (зарегистрированы).

Если регистрация осуществлена в течение 2022 или 2023 года, то льгота применяется без ограничений. Начиная с 2024 года право на освобождение применяется, если за предшествующий налоговый период выполняется условие о среднемесячном размере выплат работникам.

1.1. Обзор изменений с 1 июля 2021 года. Актуальные вопросы заполнения счетов-фактур

1.2. Изменения с 1 октября 2021 года у налоговых агентов

1.3. Предстоящие поправки-2022:

  • освобождение от НДС организаций общепита;
  • НДС при перепродаже товаров физлиц;
  • проект поправок для экспортеров и др.

2.1. «Летние» поправки в гл.25 НК РФ и другие изменения в 2021 году

2.2. Изменения с 2022 года:

  • расходы на отдых работников в санатории;
  • учет расходов на модернизацию основных средств;
  • изменение международных соглашений и др.

2.3. Актуальные вопросы и последние разъяснения Минфина РФ и ФНС

3.1. Трансформация подходов к пополнению бюджета: секрет роста «добровольных» уточнений и особенности налоговых комиссий

3.2. Контроль-2021 в кейсах: доначисления по НДС и налогу на прибыль из-за проблемного контрагента и способы защиты от них, новый взгляд на налоговую оговорку. Анализ «горячих» налоговых споров с практическими рекомендациями

3.3. Инструменты снижения налоговых и финансовых рисков: делимся опытом

Российская организация ООО «ТФ-Мега», приобретающая у иностранной организации электронную услугу стоимостью 120,00 EUR на условиях частичной предварительной оплаты:

  • 25.01.2019 — перечислила частичную предварительную оплату в размере 60,00 EUR (курс EUR к рублю, установленный ЦБ РФ, — 75,0306);
  • 28.02.2019 — отразила оказанную электронную услугу (курс EUR к рублю, установленный ЦБ РФ, — 74,8249);
  • 05.03.2019 — перечислила окончательную оплату в размере 60,00 (курс EUR к рублю, установленный ЦБ РФ, — 74,7438).

Последовательность операций приведена в таблице 1.

Налогоплательщику, приобретающему с 01.01.2019 у иностранных лиц, состоящих на учете в налоговом органе РФ в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ, электронные услуги, поименованные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, необходимо выполнить соответствующие настройки программы.

На закладке Расчеты формы Функциональность программы (раздел Главное — подраздел Настройки) необходимо установить флаг для значения Услуги иностранных интернет-компаний (рис. 1).

Налоговые и бухгалтерские изменения-2022

Перечисление денежных средств иностранной организации, оказывающей электронные услуги (операции 2.1 «Регистрация предварительной оплаты», 2.2 «Переоценка валютных остатков на счете»), в программе регистрируется документом Списание с расчетного счета (раздел Банк и касса — подраздел Банк — журнал документов Банковские выписки), который может быть создан вручную или сформирован на основании выгрузки из других внешних программ (например, «Клиент-банк»).

В результате проведения документа Списание с расчетного счета в регистр бухгалтерии вносятся записи:

Дебет 91.02 Кредит 52
— на сумму переоценки валютных остатков на счете;
Дебет 60.22 Кредит 52
— на сумму перечисленной предоплаты в размере 60,00 EUR, которая в пересчете на рубли составляет 4 501,84 руб. (60,00 EUR х 75,0306, где 75,0306 — курс ЦБ РФ на дату предварительной оплаты (25.01.2019)).

Перечисление денежных средств исполнителю (операции 4.1 «Регистрация оплаты», 4.2 «Переоценка валютных остатков на счете», 4.3 «Переоценка валютных обязательств») в программе регистрируется документом Списание с расчетного счета (раздел Банк и касса — подраздел Банк — журнал документов Банковские выписки), который может быть создан вручную или сформирован на основании выгрузки из других внешних программ (например, «Клиент-банк»).

В результате проведения документа Списание с расчетного счета в регистр бухгалтерии вносятся записи:

Дебет 91.02 Кредит 52
— на сумму переоценки валютных остатков на счете;
Дебет 60.21 Кредит 91.01
— на курсовую разницу в размере 4,86 руб., возникающую в связи с изменением курса иностранной валюты (60,00 EUR х (74,8249 – 74,7438), где 74,8249 — курс ЦБ РФ на дату оказания услуги (28.02.2019), а 74,7438 — курс ЦБ РФ на дату оплаты услуги (05.03.2019)).
Дебет 60.21 Кредит 52
— на сумму перечисленной оплаты в размере 60,00 EUR, которая в пересчете на рубли составляет 4 484,63 руб. (60,00 EUR х 74,7438, где 74,7438 — курс ЦБ РФ на дату оплаты услуги (05.03.2019)).

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении электронных услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, у иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ, принимаются к налоговому вычету при наличии документов на перечисление иностранной организации оплаты, включающей сумму налога, т. е. только после оплаты электронной услуги иностранному партнеру.

Для реализации права на налоговый вычет (операция 5.1 «Отражение вычета НДС») в программе необходимо создать документ Формирование записи книги покупок (раздел Операции — подраздел Закрытие периода — гиперссылка Регламентные операции НДС), рис. 5.

Российская организация ООО «ТФ-Мега», приобретающая у иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ, консультационную услугу стоимостью 240,00 EUR (в том числе НДС 20 % — 40,00 EUR):

  • 20.03.2019 — перечислила предварительную оплату в размере 240,00 EUR (курс EUR к рублю, установленный ЦБ РФ, — 72,9995);
  • 25.03.2019 — получила оказанную консультационную услугу (курс EUR к рублю, установленный ЦБ РФ, — 72,5900).

Последовательность операций приведена в таблице 2.

Налогоплательщику, приобретающему с 01.01.2019 у иностранных лиц, состоящих на учете в налоговых органах РФ в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ, услуги, местом реализации которых признается территория РФ, необходимо проверить корректность указания сведений об иностранном лице, у которого осуществляется приобретение таких услуг.

Следует обратить особое внимание на заполнение полей с указанием страны регистрации такого иностранного лица, а также его ИНН и КПП, присвоенных налоговым органом РФ в связи с постановкой на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ (см. рис. 2).

Согласно письму Минфина России от 15.03.2019 № 03-07-08/17231, иностранная организация, оказывающая российской организации не только услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, но и иные услуги (например, консультационные), местом реализации которых на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ признается территория РФ, самостоятельно исполняет обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Поскольку российская организация приобретает на территории РФ услуги (например, консультационные) у иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ, и при этом не исполняет обязанности налогового агента по НДС, то необходимо для данного договора проверить отсутствие флага для значений Организация приобретает электронные услуги у иностранного контрагента и Организация выступает в качестве налогового агента по уплате НДС.

Покупка программы у иностранной компании с 01 января 2021: как быть с НДС?

Написать комментарий

      • сегодня
      • неделя
      • месяц
      1. Законодательная база по НДС: обзор основных изменений, изменения в исчислении налога, перспективы обновления. Новые разъяснения Минфина России и ФНС России по вопросам исчисления и уплаты НДС
      2. Внедрение национальной системы прослеживаемости импортных товаров
        • Кто участвует, перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, получение РНПТ
        • Отражение новых реквизитов в НДС-документах
        • Основания для прекращения и возобновления прослеживаемости
        • Электронный документооборот
        • Налоговый контроль: последствия ошибок и нарушений
        • Новые формы отчётности: особенности формирования, представления и корректировок
      3. Требования к оформлению авансовых и отгрузочных счетов-фактур
        • Новые реквизиты счета-фактуры, в т.ч. корректировочного и УПД, книг продаж и покупок, журналов и порядок их ведения с 1 июля 2021 года
        • Типичные претензии налоговых органов
        • Ошибки в оформлении счетов-фактур, не препятствующие вычету
        • Исправление счетов-фактур и оформление доплистов к книгам покупок и продаж
        • Особенности применения корректировочных счетов-фактур
        • Когда плательщик может не составлять счета-фактуры, не вести журналы учета счетов-фактур, книги покупок и продаж
      4. Налоговая база и ставка НДС
        • Определение налоговой базы
        • Особенности формирования налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), в т.ч. при изменении цены договора и при выплате премий покупателям; при безвозмездной передаче товаров (включая рекламную); при расчетах в иностранной валюте и условных единицах; при получении компенсации на возмещение расходов и пр.
        • Условия применения пониженной ставки и освобождений
      5. Налоговые вычеты
        • Условия и период возникновения права на вычет
        • Применение вычетов в отдельных ситуациях (при осуществлении отдельных необлагаемых операций; приобретение ОС, возврат товаров, авансовые платежи, арендные отношения, командировочные, компенсации расходов продавцу и пр.)
        • Период применения разных видов вычетов. Частичные вычеты
        • Ведение раздельного учёта и распределение входного НДС при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций
      6. Сложные ситуации в связи с исчислением НДС
        • При предоставлении бонусов, премий, скидок
        • При возврате товаров
        • При получении штрафных санкций по хоздоговорам и пр.
        • Восстановление входного НДС: перечень оснований и особенности, в т.ч. по объектам недвижимости
        • Исчисление НДС при списании имущества с баланса (недостачи, хищения, брак и т.п.)
      7. Исполнение обязанности налогового агента
        • Что нужно знать при исполнении обязанностей налогового агента по НДС и как правильно определить место реализации работ и услуг
        • Изменения в исчислении налога налоговыми агентами при приобретении товаров, работ и услуг у иностранных поставщиков с 1 января 2022 года
        • Особенности исчисления НДС при приобретении электронных услуг
        • Особый порядок уплаты налога при реализации макулатуры, металлолома и сырых шкур, формирование счетов-фактур и декларации (новые обязанности налогового агента)
      8. НДС при экспорте-импорте, в т.ч. в рамках ЕАЭС. Практика и перспективы изменения законодательства в исчислении НДС при осуществлении внешнеэкономической деятельности
      9. Декларация по НДС-2021: какие изменения внесены в декларацию, нюансы заполнения отдельных разделов
        • Особенности формирования отдельных разделов декларации
        • Изменения в порядке подтверждения льгот и что является льготой по НДС
        • Основания считать декларацию непредставленной, последствия нарушения контрольных соотношений
        • Рекомендации по представлению уточненных деклараций, обзор ошибок, не приводящих к уточнению налоговых обязательств
        • Корректировка в декларации налоговых вычетов и базы
        • Предоставление пояснений на требования налоговых органов
      10. Проблемные вопросы исчисления НДС с учетом сложившейся арбитражной практики и разъяснений Минфина России
      11. Ответы на вопросы, практические рекомендации

      Все слушатели образовательных мероприятий ИРСОТ дополнительно обеспечиваются учебно-методическими материалами в электронном виде.

      Материалы размещаются в электронном виде на учебном портале АНО ДПО ИРСОТ. Перечень материалов определяется экспертами ИРСОТ и лекторско-преподавательским составом и может включать в себя:

      • презентации к выступлениям;
      • нормативно-правовые документы;
      • материалы судебной практики;
      • статьи экспертов по теме;
      • дополнительные материалы базового уровня для самостоятельного изучения (для слушателей программ продолжительностью 72 часа и более).

      Для просмотра материалов вам необходимо указать пароль, выданный сразу после оплаты и подтверждения регистрации на мероприятии.

      Перейти на страницу материалов

      Надо четко попадать под понятие общественного питания, то есть оказывать услуги по общественному питанию через объекты общественного питания или через выездное обслуживание.

      Следовательно, от НДС не освобождаются те предприятия, которые продают продукцию общественного питания через отделы кулинарии в рознице. Также не освобождаются от НДС те, кто заготавливает эту продукцию для предприятий и ИП.

      Во-вторых, не весь общепит освобождается, а лишь тот, кто соответствует одновременно трем критериям:

      ●доход за предыдущий год не должен превышать 2 млрд рублей;

      ●удельный вес дохода от общепита за прошлый год должен быть не менее 70 %;

      ●среднемесячная зарплата сотрудников должна быть не ниже среднемесячной зарплаты в субъекте РФ по классу 56 (это правило вступит в силу с 2024 года).

      Если организация или ИП лишь только образовались и не имеют историю за предыдущий год, то их эти ограничения не затрагивают, а право не платить НДС сохраняется. Это касается новичков за 2022 и 2023 года, а вот новые организации или ИП, созданные в 2024 году, будут иметь право на освобождение от НДС лишь со следующего квартала после того, когда произошла регистрация.

      Критерию по размеру выплачиваемой зарплаты необходимо соответствовать сразу.

      Спецрежим АУСН первоначально вводится только в 4-х пилотных субъектах РФ. Это:

      • Москва;
      • Московская область;
      • Калужская область;
      • Татарстан.

      Если судить по аналогии с налогом на проф. доход для самозанятых, не исключено, что в ходе эксперимента с АУСН к нему подключат и другие регионы при условии положительной практики его применения. Предположительно, на всю Россию АУСН могут распространить с 1 января 2024 года.

      Автоматизированную УСН можно применять с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года. То есть – 5,5 лет.

      Кто может применять АУСН

      Специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощённая система налогообложения» предназначен для организаций и ИП. При этом они не освобождены от исполнения обязанностей налоговых агентов (по НДФЛ, НДС).

      Переход на применение АУСН или возврат к иным режимам налогообложения носит полностью добровольный характер.

      Основные преимущества АУСН

      Применение автоматизированной системы налогообложения подразумевает:

      КОМПАНИИ

      ИП

      Не платят:
      • налог на прибыль;
      • налог на имущество организаций.

      Есть исключения, см. ниже.

      Не платят:
      • НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности;
      • налог на имущество физлиц – с имущества, используемого для предпринимательской деятельности.

      Есть исключения, см. ниже.

      Не признаются плательщиками НДС (есть исключения, см. ниже)

      Это организации и ИП, перешедшие на этот специальный налоговый режим и применяющие его в порядке, установленном Федеральным законом о нём.

      После перехода на АУСН плательщик обязан уполномочить кредитную организацию (банк), осуществляющую информационный обмен с налоговыми органами (уполномоченная кредитная организация), на передачу в ИФНС сведений об операциях по счетам, открытым по договору банковского счета. Уведомить об этом налоговый орган можно 2 способами:

      • через личный кабинет налогоплательщика;
      • через указанную кредитную организацию.

      Отметим, что сам банк должен соответствовать техническим требованиям (критериям) и соблюдать порядок информационного обмена, установленный в протоколах ФНС России. Иначе у него нет статуса «уполномоченный». Соответственно, он не может иметь дел с применяющими АУСН.

      Перечень уполномоченных кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с налоговыми органами, утверждает ФНС России. Он размещён на её официальном сайте.

      Важно! НДС на программное обеспечение с 2021 года

      Закон содержит исчерпывающий перечень из 31 позиции, кто не вправе применять спецрежим «Автоматизированная упрощённая система налогообложения». Они же – требования. Вот полный список:

      • организации, имеющие филиалы и/или обособленные подразделения;
      • банки и небанковские кредитные организации;
      • страховщики;
      • негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
      • инвестиционные фонды;
      • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
      • ломбарды;
      • организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров (кроме подакцизного винограда, вина, игристого вина (шампанского), виноматериалов, виноградного сусла из винограда собственного производства), а также добычей и реализацией полезных ископаемых (кроме общераспространенных);
      • организации, занимающиеся азартными играми;
      • частные нотариусы, адвокаты, медиаторы;
      • арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные специалисты частной практики;
      • организации-участники соглашений о разделе продукции (СРП);
      • организации, в которых доля участия других компаний – более 25%;

      При желании перейти на специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощённая система налогообложения» со следующего календарного года компании и ИП уведомляют об этом налоговую через личный кабинет налогоплательщика. Срок – не позднее 31 декабря текущего года.

      Что касается только созданных и зарегистрированных фирм и ИП, о переходе на АУСН они могут уведомить через личный кабинет не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае они признаются перешедшими на АУСН с даты постановки на учет, указанной в свидетельстве от налогового органа.

      При этом в уведомлении нужно указать выбранный объект налогообложения (об этом см. далее).

      Кроме того, можно уполномочить банк, осуществляющий информационный обмен с налоговыми органами, представить уведомление о переходе на АУСН.

      Это происходит, если он не вправе по закону применять автоматизированную упрощённую систему налогообложения (см. обширный перечень выше), и с начала календарного месяца, в котором допущено несоответствие указанным требованиям.

      В этом случае плательщик обязан уведомить в электронной форме налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика или уполномоченный банк. Срок – не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло несоблюдение требований.

      Налоговики могут и по своим каналам получить информацию о несоблюдении плательщиком требований. Тогда налоговый орган уведомляет об утрате права на применение АУСН через личный кабинет налогоплательщика. Срок – в течение 10 дней с даты выявления несоответствия требованиям (при отсутствии уведомления от налогоплательщика об утрате такого права).

      Организации и ИП, утратившие право на применение АУСН, переходят на иной режим налогообложения с начала календарного месяца, в котором допущено несоответствие требованиям.

      Утратившие право на АУСН вправе уведомить налоговый орган о переходе на УСН или ЕСХН с начала того месяца, в котором было утрачено право. В таком случае нужно уведомить через личный кабинет об этом переходе и:

      • одновременно направить от себя уведомление об утрате права на АУСН;
      • либо не позднее 30 дней со дня получения уведомления от ФНС об утрате права на АУСН.

      Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ внесены поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) в части оснований освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных. Поправки в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-отрасли» вступают в силу с 01 января 2021 года.

      С нового года без НДС будет проводиться реализация прав только на программное обеспечение российских правообладателей, которое включено в так называемый Реестр отечественного ПО.

      В результате изменений налогового законодательства импорт зарубежного программного обеспечения независимо от вида договора будет облагаться российским НДС.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *