Новый закон о скорой помощи с 20 июня в 2022 году

Автор: | 04.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон о скорой помощи с 20 июня в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Досье на проект

Пояснительная записка

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

а) внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:

до 1 июля 2022 г. — доклад о реализации в 2021 году Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;

до 1 октября 2022 г. — проект программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;

б) совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования давать разъяснения по следующим вопросам:

формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, в том числе по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ обязательного медицинского страхования;

финансового обеспечения оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

в) осуществлять мониторинг формирования, экономического обоснования и оценку реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования — территориальных программ обязательного медицинского страхования;

г) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Установить, что в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и до дня их отмены финансовое обеспечение расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, может осуществляться в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере до одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить до 30 декабря 2021 г. территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин

Врачи «скорой» смогут помогать пациенту без его согласия

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее — Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее соответственно — территориальная программа обязательного медицинского страхования, территориальная программа).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при решении вопроса об индексации заработной платы медицинских работников медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, обеспечивают в приоритетном порядке индексацию заработной платы медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и скорую медицинскую помощь.

Индексация заработной платы осуществляется с учетом фактически сложившегося уровня отношения средней заработной платы медицинских работников к среднемесячной начисленной заработной плате работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации.

При формировании территориальной программы учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава населения, уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, а также климатические, географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.

В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.

В рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются:

первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная медицинская помощь;

специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную медицинскую помощь, а также паллиативная специализированная медицинская помощь.

Понятие «медицинская организация» используется в Программе в значении, определенном в федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, согласно приложению № 1 (далее — перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи).

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатно.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в условиях дневного стационара и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.

Медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, осуществляют взаимодействие с родственниками и иными членами семьи пациента или законным представителем пациента, лицами, осуществляющими уход за пациентом, добровольцами (волонтерами), а также организациями социального обслуживания, религиозными организациями и организациями, указанными в части 2 статьи 6 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в том числе в целях предоставления такому пациенту социальных услуг, мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с законодательством Российской Федерации, мер психологической поддержки и духовной помощи.

Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.

За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:

застрахованным лицам, в том числе находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;

осуществляется финансовое обеспечение профилактических мероприятий, включая профилактические медицинские осмотры граждан и их отдельных категорий, указанных в разделе III Программы, в том числе в рамках диспансеризации, диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения), а также мероприятий по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации, дистанционному наблюдению с использованием персональных цифровых медицинских изделий пациентов трудоспособного возраста с артериальной гипертензией высокого риска развития сердечно-сосудистых осложнений (с 2023 года).

За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — Фонд), осуществляется финансовое обеспечение:

оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения);

проведения углубленной диспансеризации;

проведения медицинской реабилитации.

Средние нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Программе определяются в единицах объема в расчете на 1 жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования — в расчете на 1 застрахованное лицо. Средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой.

В средние нормативы объема медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, оказываемой в амбулаторных и стационарных условиях, включаются объемы медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Нормативы объема скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, включая медицинскую эвакуацию, устанавливаются субъектами Российской Федерации.

Субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя и нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов, учитывая приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи.

В части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет соответствующих бюджетов, с учетом более низкого (по сравнению со среднероссийским) уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний на основе реальной потребности населения, установленные в территориальных программах дифференцированные нормативы объема медицинской помощи могут быть обоснованно ниже средних нормативов, предусмотренных настоящим разделом Программы.

В целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам, проживающим в том числе в малонаселенных, отдаленных и (или) труднодоступных населенных пунктах, а также в сельской местности, в составе дифференцированных нормативов объема медицинской помощи территориальными программами могут устанавливаться объемы медицинской помощи с учетом использования санитарной авиации, телемедицинских технологий и передвижных форм оказания медицинской помощи.

При формировании территориальной программы обязательного медицинского страхования субъект Российской Федерации учитывает объем специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневных стационаров, оказываемой федеральными медицинскими организациями, в соответствии с установленными Программой нормативами.

Субъект Российской Федерации вправе корректировать указанный объем с учетом реальной потребности граждан в медицинской помощи, следовательно, территориальные нормативы объема специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневных стационаров, могут быть обоснованно выше или ниже средних нормативов, установленных Программой.

Установленные в территориальной программе нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных территориальной программой.

Субъекты Российской Федерации устанавливают нормативы объема и нормативы финансовых затрат на единицу объема проведения отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала и молекулярно-генетических исследований с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии) и вправе корректировать их размеры с учетом применения в регионе различных видов и методов исследований систем, органов и тканей человека, обусловленного заболеваемостью населения.

Нормативы объема патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала включают отдельные исследования, которые могут быть проведены в иных медицинских организациях и оплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из средних нормативов, предусмотренных разделом VI и настоящим разделом Программы.

Подушевые нормативы финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций из бюджета Фонда устанавливаются с учетом соответствующих коэффициентов дифференциации, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования».

Основополагающим актом, регулирующим порядок оказания скорых медицинских услуг, является ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (см. ниже ссылку для скачивания).

На сегодняшний день до сих пор ведутся споры о том, вступит ли в силу закон о предоставлении российским гражданам права на определенное количество вызовов скорой помощи. Все вызовы сверх установленных будут оплачиваться из кошелька россиян.

Никаких указов Президента Путина по данному вопросу ни в 2020-м ни в 2021-м годах подписано не было. Однако, законопроект об оплате за услуги скорой все таки был утвержден. Учтите, что это только законопроект!

Минздрав развевает данный слух и утверждает, что у населения останется право на получение бесплатных медицинских услуг, дабы не допустить прямого нарушения норм конституции России относительно права на получение бесплатных здравоохранительных услуг.

Законопроект внес в закон о скорой помощи массу различных изменений, куда входят новый порядок оборудования машин, изменение состава бригады врачей и др.

Экстренная служба, предоставляющая платные услуги, имеет отдельный номер телефона, который отличается от привычного «03».

Конкретные номера разнятся в зависимости от региона, в котором действует такая бригада. Так, например, в Москве официальный номер +7 (495) 106-06-66. Разумеется, что это далеко не единственная частная служба, в Москве их действует более пятидесяти.

Узнать номера платных скорых медицинских служб можно обратившись в министерство здравоохранения соответствующего субъекта российской федерации, как лично, так и позвонив по номеру горячей линии.

Федеральным государственным законом установлен порядок оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Закон периодически изменяется и дополняется путем выпуска постановлений, указов президента, правил министерства здравоохранения и др.

Единый номер вызова скорой помощи на всей территории России «03». Однако имеется возможность обращения в конкретное лечебное учреждение по его номеру телефона и вызова бригады.

Также действует единый номер службы спасения «112». Позвонив на него, так же можно вызвать бригаду скорой помощи в место нахождение гражданина.

В соответствие с грядущими нововведениями, каждому отдельно взятому гражданину в год можно вызвать скорую помощь бесплатно ограниченное количество раз. Так, будет разрешено лишь четыре вызова. За все остальные вызовы сверх нормы придется заплатить определенную денежную сумму в соответствие со ставками и тарифами, устанавливаемыми в каждом конкретном регионе.

Данные правила не будут распространяться на вызов бригады в места массовых катастроф, аварий и др.

На сегодняшний же день вызвать на дом бригаду скорой помощи можно неограниченное количество раз, причем, абсолютно бесплатно.

Данным законодательным послаблением злоупотреблять не стоит. Как отмечают многие юристы, значительным упущением российского законодательства является отсутствие в нем норм относительно ответственности лиц за ложный вызов сотрудников скорой медицинской помощи.

Для того чтобы спасти жизнь человеку, бригада скорой помощи должна приезжать вовремя. Конкретное время устанавливается на федеральном законодательном уровне. Установлен общий показатель – 20 минут. Это время исчисляется с момента фиксации вызова диспетчером и до момента фактического прибытия скорой медицинской бригады на место.

Разумеется, что эти нормативы не всегда соблюдаются. Связано это со множеством факторов, куда входят:

  1. Сложная транспортная обстановка в населенном пункте.
  2. Отсутствия дорожной инфраструктуры в месте назначения.
  3. Малое количество специально оборудованных машин, которые могут быть предоставлены пациенту.
  4. Отсутствие необходимого штата медицинских работников и др.

На сегодняшний день ведется большая работа законодателей в данной области. Направлена она на сокращение времени прибытия медицинской бригады и приведение его в рамки законодательно установленных нормативов.

В соответствие с последними законами и приказами, которые подписал президент, а также нормами, вступившими в силу в этом году, существует определенный состав бригады, направленный на оказание тех или иных обязательных услуг.

Выделяются такие типы бригад:

  1. Фельдшерская (состоит, как правило, из двух фельдшеров и водителя и применяется в небольших населенных пунктах; специфика действия – все вызовы, вне зависимости от их сложности).
  2. Врачебная (состоит, как правило, из врача, фельдшера и водителя; применяется в больших городах и выдвигается на простые выезды, не грозящие смертью пациенту).
  3. Акушерская (состоит из акушера и водителя; исходя из названия, направлена на оказание медицинской помощи в случае, когда пациент вступил в стадию начала родовой деятельности).
  4. Специализированная (здесь состав бригады полностью зависит от того, какой именно вызов был зафиксирован и какой недуг у пациента).

Правила составления бригады врачей скорой помощи распространяются и на платные медицинские бригады, которые за свой вызов берут деньги.

Медработники, которые уже почти два года непрерывно находятся на передовой в борьбе с коронавирусом, кроме всеобщего почета и уважения, получают некоторые меры материального стимулирования. И в числе этих мер – специальные выплаты.

Началось все в апреле 2020 года – тогда медикам начали доплачивать за работу с больными, у которых подтвердился коронавирус. В частности, врачи стационаров стали получать дополнительно 80 тысяч рублей в месяц, медсестры стационаров и врачи скорой помощи получали по 50 тысяч рублей в месяц, остальные (включая водителей скорой помощи) – по 25 тысяч рублей в месяц.

Формально эти доплаты считаются социальными выплатами – это позволяет не облагать их налогами и страховыми взносами, но вместе с тем, они не засчитываются в заработок для больничного, оплаты отпуска и не влияют на величину будущей пенсии.

Новое в российском законодательстве (ежедневно)

Нынешние доплаты для медиков, занятых работой с пациентами, у которых подтвердился коронавирус, формально рассчитаны до 31 декабря 2021 года. Вероятно, при принятии постановления в правительстве полагали, что пандемия закончится быстрее – но этого не случилось.

Однако беспокоиться медработникам не стоит – Минтруд уже подготовил проект постановления правительства, которым срок окончания специальных соцвыплат для медработников переносится с 31 декабря 2021 года на 31 декабря 2022 года. Соответственно, выплаты в нынешних размерах медики практически гарантированно будут получать и в 2022 году.

В целом на федеральном уровне система доплат и других мер поддержки для медиков работает достаточно успешно – особенно учитывая средние заработки врачей и суммарные расходы государства на программу. Тем не менее, на местах бывают проблемные ситуации.

Так, многие врачи (а иногда, увы, родственники умерших медиков) сталкиваются с отказами в страховых выплатах – чиновники ссылаются на то, что человек заразился коронавирусом не на рабочем месте, хотя подтвердить или опровергнуть это практически невозможно.

Были проблемы и с доплатами – как правило, они решаются на местах. Сейчас специальные выплаты рассчитываются в зависимости от числа отработанных смен, которые подсчитывают медучреждения. Затем больница заполняет реестр и направляет его в региональный орган ФСС, который и начисляет выплаты. Проблема в том, что даже если медик работал с инфицированным пациентом, официально диагноз устанавливается по результатам ПЦР-теста, которые часто задерживаются или вообще не берутся.

Еще одна проблема из недавних – выяснилось, что еще с октября 2020 года медработники, работающие с «ковидными» пациентами, не получают двойной стаж за отработанное время. Постановление, которое давало право на ускоренное исчисление стажа, действовало только с начала 2020 года до 30 сентября, после чего его не стали продлевать.

Чиновники уверяют, что все дело в этичности – многие другие медики работают в таких же сложных условиях, и не получают двойного стажа. К тому же, с осени прошлого года работа инфекционных отделений была более-менее отлажена, и врачам уже не приходится выполнять роль «кризисных менеджеров». Тем не менее, медработники крайне недовольны тем, что их лишили пенсионной льготы.

Учитывая упомянутый выше факт, указывающий на отсутствие у правительства Российской Федерации планов по взиманию с граждан платы за выезд экстренной помощи, говорить о появлении свежих новостей бессмысленно. Их нет, поскольку:

  • обсуждаемая обществом тема не соответствует реальности;
  • не существует свежих информационных поводов для обсуждения;
  • комментарии официальных лиц из Минздрава повторяют сказанное ранее.

Не появятся новости и в ближайшем будущем, поскольку имеющаяся ситуация никак не изменится. Обсуждать нечего, а единственной темой для разговоров становятся регулярно появляющиеся непроверенные сообщения с постоянным повторением уже описанной идеи о неведомом законе. Они не несут ничего нового и не заслуживают внимания граждан.

Поскольку появления закона о скорой помощи с 20 июня 2021 года не предвидится, обсуждать нововведения бессмысленно. Но следует отметить, что возникшие слухи утверждали следующее:

  • бесплатными окажутся первые 4 выезда врачей за год;
  • каждый следующий вызов бригады потребует оплаты;
  • точная сумма нигде не указывалась.

Однако следует отметить, что внедрение подобной нормы противоречит российским законам и конституционным нормам, которые называют Россию социальным государством и закрепляют за гражданами право на бесплатную медицину. Исключение составляют частные клиники и непрофильные услуги, но, чтобы окончательно успокоить волнующихся людей, следует подчеркнуть, что конституционные нормы не только гарантируют отсутствие платы, но и накладывают на государство обязанность обеспечить доступность медицинских услуг.

Платных вызовов не существует, поэтому говорить о стоимости медицинской помощи нельзя. Отдельного внимания заслуживают частные бригады скорой помощи. Немногим известно, что они получают деньги из фонда медицинского страхования, а потому не могут устанавливать высокую стоимость. Более того, работающие в подобных бригадах медики не могут отказаться от оказания экстренной помощи (в случае возникновения угрозы жизни человека), поскольку подобное бездействие уголовно наказуемо. Но желающим воспользоваться упомянутым фактом людям следует учитывать, что в данном вопросе много важных нюансов, позволяющих рассмотреть сложившуюся ситуацию с разных сторон. То есть, трактовать отказ от помощи однозначно против частных медиков нельзя.

Закон о платной скорой помощи – вымысел, поэтому переживать о возможном ограничении количества вызовов не следует. Главное, не злоупотреблять подобной возможностью, поскольку за ложный вызов предусмотрена административная ответственность. А многочисленные ложные вызовы приведут к тому, что в дело вступит полиция. Определить, кто совершил вызов, несложно, поэтому избежать наказания не получится. И тогда стоит подготовиться к вынесению судебного приговора со штрафом (в лучшем случае). Кроме того, ложные вызовы приводят к тому, что реально нуждающиеся в помощи люди просто не успевают её получить.

Они введены постановлением Правительства РФ №1762 от 30.10.2020 г. В соответствии с этим нормативным документом доплаты врачам и медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение коронавируса, производится доплата:

  • за каждую отработанную смену;
  • в размере, зависящем важности функций и сложности работы (от 600 до 3 880 рублей);
  • смена определяется равной 1/5 установленной нормы недельного рабочего времени для данной категории работников.

Выплаты продлеваются до 31 декабря 2021 года и заменяют собой стимулирующие надбавки, введенные изначально. Также существуют страховые выплаты, которые производятся медикам, заболевшим коронавирусом на рабочем месте.

Уже анонсировано, что выплаты медикам за коронавирус после 1 января 2022 года также будут производиться. Но будет ли изменена их система, пока не ясно.

Такое заявление сделал министр финансов Антон Силуанов на пленарном заседании Государственной Думы еще в октябре. Глава Минфина подтвердил, что государство считает такие выплаты своим безусловным обязательством, средства на выполнение которого уже заложены в бюджете на 2022 года в составе резервного фонда.

Таким образом, продление выплат медикам за коронавирус в 2022 году подтверждается официальными представителями власти. Каким образом будет реализовано на законодательном уровне продление ковидных выплат врачам и медикам на 2022 год (будет ли сохранена действующая система и продлено ее действие или будет разработана новая), пока неизвестно.

Речь идет о проекте, разработанном Минздравом в целях усовершенствования оплаты труда врачей и медицинского персонала. Пока проект предполагается начать реализовывать в некоторых областях, если он покажет свою эффективность, новая система будет распространена на всю Российскую Федерацию.

Подход к формированию оплаты существенно изменится, за основу будет взята расчетная величина в размере 13 617 рублей, который будет увеличен в соответствии с коэффициентом сложности работы (от 3,13) и региональным коэффициентом.

К тому же медикам будут производиться доплаты за особенности труда (в детских домах, за наставничество, за работу в бригадах скорой помощи, за категории и т.д.), доплаты из премиальных фондов (от 10 до 40%), компенсации за работу в особенных условиях (за работу в условиях Крайнего Севера, за совместительство и т.д.).

Биржевой курс
$ 74.99
84.28

Врачебным выплатам меняют процедуру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *