ФЗ о вынужденных переселенцах в 2022 году

Автор: | 04.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФЗ о вынужденных переселенцах в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 1. Определение понятий «вынужденный переселенец» и «члены семьи вынужденного переселенца»

Статья 2. Лицо, которое не может быть признано вынужденным переселенцем

Статья 3. Порядок регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем

Статья 4. Права и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем

Статья 5. Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем

Статья 6. Права и обязанности вынужденного переселенца

Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении вынужденного переселенца

Статья 8. Гарантии прав лица, ходатайствующего о признании его вынужденным переселенцем, и вынужденного переселенца

Статья 9. Утрата и лишение статуса вынужденного переселенца

Статья 10. Основные направления работы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов с вынужденными переселенцами

Статья 11. Порядок предоставления жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев

Статья 12. Источники финансирования расходов на прием и обустройство вынужденных переселенцев

Статья 13. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями по оказанию помощи вынужденным переселенцам

Статья 14. Международное сотрудничество по проблемам вынужденных переселенцев

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Закона

В Госдуму поступили поправки в закон о вынужденных переселенцах

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Согласно определению, прописанному в законодательстве, вынужденные переселенцы – это граждане РФ, либо в определенных случаях лица без гражданства, по не зависящим от них причинам покинувшие место проживания в другой стране и вернувшиеся в Россию, либо лица, переехавшие по тем же причинам в пределах страны – из одного региона в другой.

Беженцем в России может стать иностранный гражданин или апатрид, у которого имеются опасения по поводу реальных угроз ему самому и членам его семьи в стране его принадлежности, вследствие чего он вынужден искать убежища на территории РФ и не хочет (не может) пользоваться защитой своего государства. Под угрозой может пониматься преследование по причине расовой, этнической, религиозной принадлежности.

Вынужденным переселенцем может быть признан гражданин России, которому пришлось выехать с места постоянного проживания (из российского региона или из-за рубежа – главное, чтобы переезд был осуществлен на территорию РФ) по причине преследований, насильственных действий на расовой, религиозной, языковой, этнической, национальной почве.

Причины, как для бегства, так и для вынужденного переселения, одинаковы – это преследование такого лица либо членов его семьи:

• по национальному или расовому признаку;
• по политическим мотивам;
• по факту принадлежности к той или иной социальной группе;
• по языку;
• по вероисповеданию.

Также причиной вынужденного переселения может стать факт насилия, совершенный по отношению к гражданину и его семье.

Права, обязанности и порядок получения статуса регулирует федеральный закон о вынужденных переселенцах N 202-ФЗ.

Согласно с его нормам, данный статус не могут получить лица, совершившие тяжкое преступление, покинувшие страну проживания по причине сложной экономической ситуации, природных катаклизмов и техногенных катастроф – глобальных аварий, наводнений, землетрясений и тому подобных событий, а также те, кто не обратился в компетентные органы по поводу признания его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев с момента отбытия с постоянного места проживания. Проще говоря, если вынужденный переселенец, приехав в Россию, в течение года не обратился в ГУВМ МВД за оформлением своего статуса, ему будет отказано в оформлении документов. И тогда он будет лицом без гражданства – апатридом.

Существуют 5 отличий беженца от вынужденного переселенца, это:

1. гражданская принадлежность:

• беженцем может быть признан либо иностранных гражданин, либо апатрид, но никак не россиянин или человек, у которого имеются основания для получения РВП, ВНЖ или гражданства РФ;

• вынужденным переселенцем может быть признан исключительно гражданин Российской Федерации, который вынужден был переехать в какой-либо субъект РФ из другого региона России или из-за рубежа также по причине гонений, преследований, насилия со стороны населения;

2. процедура получения статуса (она разная);

В целом, правовой статус вынужденных переселенцев в РФ схож с правовым статусом обычных граждан при условии, что они своевременно подали документы на присвоение статуса «вынужденный переселенец», тогда они уже будут иметь подданство России. Вместе с тем, есть и некоторые отличия от беженца:

• переселенец имеет право на получение временного жилья из местного маневренного фонда либо места в центре временного размещения – независимо от того, имел ли он в собственности жилую недвижимость по месту прежнего жительства;
• при необходимости на время подготовки заявления и прохождения процедуры оформления статуса ему предоставляется бесплатный переводчик;
• таким лицам государство выплачивает денежную компенсацию расходов на проезд и транспортировку багажа к месту временного проживания;
• они получают одноразовое денежное пособие из федерального бюджета на каждого члена семьи;
• при необходимости вынужденным переселенцам предоставляется бесплатная медицинская помощь.
• В обязанности таких лиц, помимо соблюдения Конституции и законов РФ, входит необходимость ежегодной перерегистрации и немедленная постановка на учет в МВД по месту жительства в случае переезда.

И вынужденные переселенцы, и беженцы имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 100 рублей на одного человека или 150 рублей, если семья малоимущая, или в ней имеется пенсионер или ребенок.

(в ред. Федеральных законов от 20.12.95 N 202-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 16.10.2010 N 274-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

1. Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1. Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично, через уполномоченного в установленном законодательством Российской Федерации порядке представителя или с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал) обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее — ходатайство) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту своего нового пребывания. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

1.1. В случае, если ходатайство подается в форме электронного документа с использованием единого портала, оно должно быть подписано простой электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — электронный документ, подписанный простой электронной подписью). К ходатайству прилагаются следующие документы: (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

1) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

2) свидетельство о рождении — для лиц, не достигших возраста четырнадцати лет; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

3) свидетельство о заключении брака — для лиц, состоящих в браке; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

4) две фотографии заявителя и две фотографии каждого из достигших возраста восемнадцати лет членов семьи, указанных в ходатайстве; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

5) документы, подтверждающие родственные отношения; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

6) документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае обращения через уполномоченного представителя). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

1.2. Лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, может обратиться с ходатайством в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

В случае подачи ходатайства с использованием единого портала информирование заявителя о ходе рассмотрения ходатайства осуществляется с использованием единого портала. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

2. Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

1. Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, имеют право на:

1) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, но не ниже 100 рублей; (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)

2) получение в письменной форме или в форме электронного документа направления территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

3) содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту временного поселения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малоимущие лица (семья, одиноко проживающий гражданин), получившие свидетельства о регистрации ходатайства, имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к месту временного поселения на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Отнесение лиц, получивших свидетельства о регистрации ходатайства, к категории малоимущих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

4) проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания по установленным нормам и пользование коммунальными услугами в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, до решения вопроса о признании их вынужденными переселенцами;

5) медицинскую помощь и обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения в медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

2. Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, обязаны:

1) при нахождении в центре временного размещения вынужденных переселенцев соблюдать установленный порядок проживания в нем;

2) проходить обязательный медицинский осмотр в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3) сообщать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в письменной форме или в электронной форме с использованием единого портала достоверные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении им статуса вынужденного переселенца. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Федеральный закон от 20.12.1995 г. № 202-ФЗ

1. Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в соответствии с настоящим Законом.

2. Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление о результатах рассмотрения ходатайства в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей. Удостоверение не может быть выдано в форме электронного документа. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

Форма удостоверения вынужденного переселенца и порядок его выдачи определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Сведения о лице, получившем свидетельство о регистрации ходатайства, и членах его семьи, сведения о лице, признанном вынужденным переселенцем, и членах его семьи предоставляются в письменной форме либо в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по межведомственному запросу территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в связи с предоставлением этим территориальным органом государственных услуг. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Сведения о лице, признанном вынужденным переселенцем, и членах его семьи предоставляются в письменной форме либо в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг лицу, признанному вынужденным переселенцем, и членам его семьи. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

4. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

1. Вынужденный переселенец имеет право:

1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев. Указанное направление выдается вынужденному переселенцу в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единого портала; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малоимущие лица (семья, одиноко проживающий гражданин) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Отнесение лиц, признанных вынужденными переселенцами, к категории малоимущих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

2. Вынужденный переселенец обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

3) при перемене места жительства в пределах территории Российской Федерации встать на учет в течение одного месяца в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по новому месту жительства. Снятие с учета вынужденного переселенца по прежнему месту жительства осуществляется после получения сведений о постановке его на учет в качестве вынужденного переселенца из территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по новому месту жительства; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

4) проходить переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:

1) предоставляют вынужденному переселенцу полный перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, и информацию об условиях проживания и о возможности трудоустройства в этих населенных пунктах;

2) осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

3) оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов в установленном порядке; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

4) предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 16.10.2010 N 274-ФЗ)

5) содействуют вынужденным переселенцам в организации компактных поселений на территории Российской Федерации, в строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений;

6-7) подпункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

8) предоставляют в первоочередном порядке одинокому вынужденному переселенцу (престарелому или инвалиду), нуждающемуся в постоянном уходе, место в организации социального обслуживания; (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

9) оказывают содействие в устройстве детей вынужденного переселенца в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, а также в переводе их в первоочередном порядке в соответствующие профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

10) рассматривают обращения вынужденных переселенцев, поступившие в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая единый портал, и дают на них ответы в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, направляется по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая единый портал, либо в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий:

1) содействуют в реализации прав вынужденного переселенца на занятость, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

  • Старший юрист – Наталья Старинова
  • Юрист-консультант – Ольга Дзисяк
  • Юрист-консультант – Ольга Соколова
  • Телефон: (495) 912-23-01
  • Проекты отдела
  • События отдела
  • Малообеспеченные
  • Законодательство
  • Народные обеды
  • Фандрайзинг
  • Чрезвычайные ситуации
  • ВИЧ-инфицированные
  • Отдать вещи
  • Основы соц.служения
  • Инвалиды
  • день трезвости
  • Теория социальной работы
  • Пастырские вопросы социального служения
  • Патронаж
  • Бездомные
  • Вебинары
  • Добровольцы
  • Благотворительность
  • Работа со случаем (с просителями)
  • Защита материнства
  • Сестры милосердия
  • Гранты и финансирование
  • Помощь людям с инвалидностью
  • Помощь в коронавирус
  • Многодетные
  • Здравоохранение
  • Помощь больным алкоголизмом
  • Духовные основы милосердия
  • Маломобильные люди
  • Профилактика абортов
  • Биоэтика
  • Епархии
  • Пожилые
  • Дети-сироты
  • Наркозависимые
  • Кризисные беременные
  • Дети с инвалидностью
  • Люди с инвалидностью
  • Тяжелобольные
  • Алкоголезависимые
  • Паллиатив
  • Адресная помощь

Закон о вынужденных переселенцах

Номер документа: 4530-I
Дата принятия: 19/02/1993
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 25/03/1993
Органы эмитенты: Парламент

Текущая редакция принята: 08/12/2020 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 429-ФЗ от 08/12/2020
Вступила в силу с: 08/12/2020


Редакция от 27/12/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании… № 528-ФЗ от 27/12/2018
Вступила в силу с: 08/01/2019


Редакция от 30/12/2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Закон Российской Федерации О вынужденных переселенцах № 467-ФЗ от 30/12/2015
Вступила в силу с: 10/01/2016


Редакция от 28/11/2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием… № 358-ФЗ от 28/11/2015
Вступила в силу с: 09/12/2015


Редакция от 25/11/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации… № 317-ФЗ от 25/11/2013
Вступила в силу с: 25/11/2013


Редакция от 02/07/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу… № 185-ФЗ от 02/07/2013
Вступила в силу с: 01/09/2013


Редакция от 01/07/2011, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 169-ФЗ от 01/07/2011
Вступила в силу с: 01/07/2011


Редакция от 16/10/2010

Приказ Федеральной миграционной службы «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной…»

Постановление Правительства Российской Федерации «О размерах единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему…»

Федеральный закон Российской Федерации «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации «О порядке регистрации транспортных средств»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах»

Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства…»

Постановление Правительства Российской Федерации «О предоставлении вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного…»

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании…»

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

На первый взгляд, это — два идентичных понятия. На практике же дело обстоит иначе.

Беженцы и вынужденные переселенцы по ФЗ № 4528-1 и № 4530-1 различаются главным образом по гражданству. Первая статья федерального закона № 4528-1 указывает, что беженцем считается лицо, которое нуждается в убежище из-за того, что в отношении него существует реальная угроза преследования по мотивам национальной, религиозной или расовой нетерпимости.

Вынужденные переселенцы от беженцев в РФ отличаются наличием гражданства России. В этом случае переселение гражданина происходит в пределах территории страны либо лицо возвращается в Российскую Федерацию для укрытия от незаконного преследования за границей.

При переселении право на получение нового места жительства получает само лицо (переселенец) и члены его семьи (супруг/супруга, дети, родители), если они проживают вместе с мигрантом. При этом официальный статус гражданин вправе оформлять только для себя. Родственникам это делать необязательно.

Переселение на территории страны в связи с негативной экономической ситуацией в регионе или совершенным гражданином преступлением не дает ему право на получения официального статуса переселенца. Также это не дает права на получение соответствующих льгот и других привилегий.

Сходство и различия беженцев и вынужденных переселенцев заключаются в следующих критериях:

  1. Порядок получения. Иностранные граждане проходят более сложную процедуру получения статуса, так как, помимо прочего, им необходимо получить российское гражданство для дальнейшего изменения своего статуса. Переселенцы (российские граждане) проходят более легкую процедуру документального закрепления правового статуса.
  2. Гражданство. Родной страной переселенца является Российская Федерация, а для беженца родная страна – иностранное государство.
  3. Срок приобретенного статуса. Срок действия правового положения беженцев и вынужденных переселенцев сильно отличается. Беженцы вправе получить свой статус бессрочно при своевременном прохождении или переучете через каждые восемнадцать месяцев. Переселенцы получают статус на пять лет и продлить его могут путем подачи ходатайства и прохождения всех процедур оформления заново.
  4. Документы. От иностранных граждан чаще всего требуют главным образом предъявления паспорта, а от российских граждан – большого количества дополнительных бумаг и информации.
  5. Социальное обеспечение. В разных регионах по-разному определяется дальнейшая социальная поддержка лиц, находящихся в положении беженцев или вынужденных переселенцев, хотя общий размер и категории помощи для обеих групп сходятся.

Права вынужденных переселенцев и беженцев схожи во многих отношениях. Права у переселенцев следующие:

  • одноразовая выплата лицу-переселенцу в размере ста рублей и больше;
  • направление в места временного поселения;
  • помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
  • обеспечение необходимыми продуктами в период проживания в месте временного поселения;
  • помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи.

Место для жительства вынужденных переселенцев, как и беженцев, определяет Федеральная миграционная служба с учетом пожеланий гражданина, указанных в соответственном ходатайстве.

Для получения статуса вынужденного переселенца или беженца с их правами, в соответствии с Конвенцией, необходимо направить письменное ходатайство в уполномоченный на рассмотрение таких вопросов властный орган. От государства такими вопросами занимается территориальный отдел службы миграции.

Чтобы миграционная служба приняла ходатайство от заявителя, гражданин должен подать следующие документы:

  • заявление (ходатайство);
  • документ, подтверждающий личность (паспорт или иной заменяющий его документ типа справки);
  • свидетельство о рождении;
  • свидетельство о браке (если с гражданином мигрирует жена);
  • свидетельства о рождении или усыновлении детей (при необходимости);
  • фотографии (две штуки).

Если гражданин не может по объективным причинам сам представлять свои интересы, необходимо представить также бумаги, подтверждающие полномочия представителя.

На основании всех поданных документов миграционный орган определяет место будущего проживания мигранта и выдает ему удостоверение.

Вопрос о присвоении статуса вынужденного переселенца и беженца решается не только Федеральной миграционной службой, но и другими органами, в зависимости от обстоятельств.

Если иностранный гражданин-беженец еще не прибыл на российскую территорию, его ходатайство рассматривается в первую очередь представительством дипломатического типа или учреждением консульства России.

Если иностранный гражданин-беженец вынужденно незаконно пересек российскую государственную границу в пропускном пункте или вне пропускного пункта, в двадцатичетырехчасовой период его дело рассматривается органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти в сфере служб на границе или территориальным отделом федерального исполнительного органа власти по делам внутреннего характера.

Федеральная служба по миграции в Российской Федерации вправе отказать в предоставлении убежища и оформлении статуса переселенца или беженца в следующих случаях:

  • в отношении заявителя возбуждено дело об уголовном правонарушении;
  • отсутствие в стране проживания беженца обстоятельств, на которые ссылается гражданин (отсутствие гонений, репрессионных мер, националистических выступлений и т. д.);
  • в отношении заявителя ранее было принято обоснованное решение об отказе предоставить убежище и дать статус беженца любым из государств, являющихся участником Конвенции от 1951 года и Протокола от 1967 года (при этом законодательство данного государства в вопросах предоставления политического убежища беженцам не должно противоречить российскому законодательству);
  • гражданин прибыл из другого иностранного государства, которое могло предоставить ему политическое убежище и статус беженца;
  • заявителем был пропущен установленный законом срок подачи ходатайства;
  • гражданин покинул государство проживания на незаконных обстоятельствах, из-за чего может быть подвергнут наказанию за незаконный выезд;
  • заявитель не сообщил запрашиваемые сведения о себе или обстоятельствах своего прибытия на российскую территорию;
  • гражданин совершил на территории государства проживания уголовное правонарушение;
  • заявитель находится в зарегистрированном браке с российским гражданином, что дает ему право на получение разрешения постоянно проживать в России;
  • гражданин уже имеет разрешение постоянно проживать в России.

Если службой миграции было принято решение об отказе в признании иностранного гражданина, находящегося не на территории России, беженцем, срок уведомления продляется. Служба миграции направляет в пятидневный срок учреждению консульства или дипломатическому представительству письменный мотивированный отказ. Затем в трехдневный срок заявителю вручается соответствующее уведомление с указанием причины отказа. Также разъясняется порядок обжалования и правовое положение заявителя и его близких родственников на российской территории.

Если получивший отказ гражданин находился при подаче ходатайства в пропускном пункте на российской границе, он обязан в трехдневный срок с момента получения отказного уведомления покинуть российскую территорию.

Помимо общегражданских прав всех граждан России, вынужденные переселенца пользуются также дополнительными правами, полученными после присвоения особого статуса – то есть тот факт, что человек признан вынужденным переселенцем не влияет на возможность пользоваться правами обычного россиянина. Среди особых прав можно выделить:

  • гарантия оседлости – никто не вправе принуждать переселенца вернуться на прошлое место жительства или переехать в другой регион России;
  • право на получение места в Центре временного размещения, бесплатное пользование ЖКУ и на питание;
  • содействие властей в осуществлении проезда к новому месту проживания, в перевозке багажа (причем малоимущих отправляют бесплатно).

Статус вынужденного переселенца накладывает и определенные обязанности на его носителей, а именно:

  • не совершать преступлений, не нарушать федеральных и муниципальных законов;
  • следовать распорядку центра временного размещения;
  • каждый год являться в миграционные органы для повторного учета;
  • в течение 30 дней являться в отделение ГУВМ МВД при смене места жительства внутри страны.

Важно! Даже если у гражданина России и имеются основания для признания его вынужденным переселенцем, он не может считать себя таковым и пользоваться соответствующими правами и привилегиями, пока не подаст ходатайство о присвоении ему статуса и не получит положительный ответ, а вместе с ним – свидетельство о присвоении статуса вынужденного переселенца.

Чтобы официально стать вынужденным переселенцем, необходимо пройти следующие этапы процедуры признания гражданина переселенцем:

  1. В установленные законом сроки необходимо обратиться лично в территориальное отделение ГУВМ МВД или в Многофункциональный Центр, чтобы подать ходатайство о признании вынужденным переселенцев. Также прошение можно отправить заказным письмом по почте или в электронном виде через портал Госуслуг.
  2. Дождаться окончания проверки документов и наличия оснований для присвоения статуса (как правило, решение принимается в течение 3 рабочих дней).
  3. Явиться за получением свидетельства о присвоении статуса вынужденного переселенца.
  4. Воспользоваться всевозможными мерами поддержки федеральных и региональных властей в плане жилья, материальной и психологической помощи.
  5. Собрать доказательства того, что имеются основания для продления статуса (если в этом есть необходимость) и подать бумаги в ГУВМ МВД через 5 лет после выдачи свидетельства. В дальнейшем продление осуществляется каждый год, не через 5 лет.

Упомянутый выше нормативный акт урегулировал процедуру присвоения статуса. Берутся во внимание и положения подписанной Российской Федерацией Женевской конвенции 1951 года о статусе беженцев. Документы обязывают власть содействовать лицам, заставленным обстоятельствами переехать в другую местность. Как это происходит на практике, что дает статус переселенца?

Зарегистрировав в управлении по вопросам миграции ходатайство, претендент получает пособие. При необходимости такое лицо имеет право обратиться за бесплатной медпомощью; перевезти багаж; обустроиться (вместе с членами семьи) в центре временного поселения, бесплатно питаться в нем и безвозмездно пользоваться коммунальными услугами.

Когда состояние будет узаконено, эти возможности для человека сохранятся, кроме ежемесячных денежных выплат. Людей со статусом временного переселенца не имеют права вернуть на прежнее место жительства и переместить на ту территорию, куда они не хотят. Права вынужденных переселенцев в РФ гарантируются государством.

Между тем статус переселенца предполагает не только права. Имеющие его лица не должны нарушать правила нахождения в центре, предназначенном для временного размещения. Обязаны информировать о своих переездах. Каждый год отмечаться в региональном отделении ГУ по вопросам миграции МВД России. Само собой, соблюдать Конституцию РФ. Вынужденным переселенцем не может быть лицо, после перемещения не вставшее на учет в качестве претендента на статус ВП; переехавшее из-за экономических, экологических и прочих не угрожающих жизни причин.

Право на получение статуса вынужденного переселенца имеют лица, которые вынуждены были покинуть место своего постоянного проживания по причине применения в отношении их насильственных действий или же в результате преследования, обоснованного следующими признаками:

  • религиозные убеждения;
  • политические преференции;
  • язык;
  • национальная принадлежность;
  • раса.

При наличии хотя бы одного из вышеперечисленных обстоятельств, согласно нормам специального законодательства, оформить и получить статус вынужденного переселенца вправе следующие лица:

  1. Российские подданные, покинувшие иностранное государство;
  2. Российские подданные, которые мигрировали с одного региона России в другой;
  3. Прибывшие лица — апатриды и иностранцы, законно проживающие на территории России, но при этом вынужденные поменять место жительства;
  4. Граждане стран, ранее входящих в состав СССР, которые были наделены статусом беженцев, но в связи с оформлением гражданства РФ утратили его;
  5. Ребенок, рожденный в период не позже десяти месяцев после прибытия его родителей в РФ и после оформления ими статуса вынужденных переселенцев.

Решение о присвоении статуса ВП принимается в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства и не зависит от возможности человека обустроиться на новом месте.

После принятия решения органом ГУВМ МВД в течение 5 дней направляется ответ о результатах рассмотрения этого заявления в письменной форме или в виде электронного документа через единый портал.

В случае отказа отправляется уведомление с объяснением причин и порядком обжалования этого решения. Гражданин, обратившийся с жалобой, на время ее рассмотрения пользуется всеми правами человека с зарегистрированным ходатайством.

Статус вынужденного переселенца является действительным в течение 5 лет, после чего он аннулируется.

Согласно действующему законодательству, вынужденным переселенцем называют гражданина России, который оставил привычное место проживания из-за того, что его самого или его семью преследуют, подвергают насилию, если имеется реальная угроза преследования из-за религиозных убеждений, национальной и расовой принадлежности, языка, политических убеждений, принадлежности к какой-либо социальной группе. Указанные отличия переселенца и членов его семьи должны были стать основанием для организации враждебных кампаний против него или группы лиц, а также нарушения общественного спокойствия.

Вынужденный переселенец должен соответствовать следующим условиям, чтобы получить соответствующий статус и претендовать на какие-либо льготы со стороны федеральный и региональных властей:

  • должен являться гражданином РФ, который не по собственной воле оставил прежнее место жительства, расположенное за пределами России, и переехал в Россию;
  • должен иметь российский паспорт и быть вынужденным оставить привычное место проживания, расположенное в каком-либо регионе России, и перебраться в другой регион России.

Кроме того, вынужденные переселенцы – это еще и граждане бывшего советского союза, которые проживали на постоянной основе на территории одной из республик-участниц СССР, которые приобрели статус беженца в России и затем утратили данный статус из-за вхождения в гражданство РФ, при условии наличия оснований, по которым они не смогли обустроиться во время действия статуса беженца на территории РФ.

Вынужденные переселенцы с приобретением данного статуса приобретают право на получение жилья, оплаченного из средств федерального бюджета – такой порядок оказания помощи предусмотрен подпрограммой государственной программы “Жилище”, рассчитанной на период с 2015 до 2021 года.

Поскольку бюджет программы весьма ограничен в виду финансового кризиса в стране, решено было вместо квартир предоставлять переселенцам субсидии (социальные выплаты) на самостоятельную покупку квартиры. Обладатель статуса вынужденного переселенца оформляет именной жилищный сертификат, который в последствии дает ему право на получение целевых средств.

Данная мера положительно повлияла на ход реализации программы, поскольку решение проблем с жильем было существенно ускорено, переселенцы смогли реализовать свое право на свободный выбор места проживания, жилье было выбрано такое, которое соответствовало бы нормам площади и санитарным и техническим нормам, покупка жилья на рынке недвижимости позволила сразу оформлять ее в собственность.

Жилищная субсидия выплачивается получателю в безналичной форме путем перевода средств на счет в банке из денег государственного бюджета.

Социальная выплата считается совершенной с даты исполнения банковским учреждением распоряжения владельца счета о перечислении средств субсидии в счет оплаты купленной квартиры, оформленной по договору купли-продажи, предъявленному владельцем банковского счета.

Обладателям статуса вынужденного переселенца выплачивается небольшое социальное пособие. Выплата предоставляется разово не только лицу, оформившему свидетельство о проведении регистрации ходатайства о присвоении ему статуса вынужденного переселенца, но и каждому из членов его семьи, включая всех несовершеннолетних. Размер пособия составляет 100 рублей.

Величина пособия увеличивается в случае, если семья переселенца признана малообеспеченной. Тогда на самого обладателя свидетельства о приеме ходатайства на присвоение статуса вынужденного переселенца и на каждого из членов его семьи, включая детей младше 18 лет, выделяется по 150 рублей. Выплата производится только один раз – это не регулярное пособие.

Чтобы оформить данное пособие, необходимо обратиться в региональное отделение ГУВМ МВД (бывшего УФМС) по месту пребывания семьи переселенца и подать письменное заявление, в котором указываются все переехавшие с переселенцем члены семьи. К документы прикладываются ксерокопия паспорта и свидетельство о присвоении статуса вынужденного переселенца.

Специалисты МВД могут потребовать предоставления дополнительных документов, если оформляется пособие в повышенном размере. Оно может быть получено:

  • одиноко проживающими пенсионерами;
  • одиноко проживающими инвалидами;
  • семьями, состоящими только из инвалидов и/или пенсионеров;
  • матерью-одиночкой или отцом-одиночкой с несовершеннолетним ребенком/детьми;
  • многодетными родителями, воспитывающими 3 и более несовершеннолетних детей.

Семье вынужденного переселенца, помимо жилья и социальных выплат, полагается также компенсация стоимости билетов и перевозки личных вещей.

Чтобы получить выплату, необходимо в течение 10 дней после регистрации в региональном отделении ГУВМ МВД по месту пребывания подать здесь же заявление по утвержденному образцу о возмещении затрат на переезд и на перевозку личных вещей.

В заявлении необходимо прописать имена всех переехавших несовершеннолетних членов семьи.

Деньги будут перечислены на банковский счет. Размер компенсации не может превысить величину фактически понесенных расходов. Возмещение затрат предоставляется по правилу – не более 100 кг груза на одного члена семьи заявителя. Будут учитываться тарифы на перевозку грузов выбранным транспортом.

Чтобы претендовать на получение компенсации за переезд и провоз багажа, следует выбирать:

  • автобус общего типа при использовании автомобильного транспорта;
  • салоны эконом-класса при перелете на воздушном транспорте;
  • места 3 категории кают судов транспортных маршрутов, если используются услуги водного транспорта;
  • места 4 категории кают судов транспортных линий при переезде морским транспортом;
  • плацкартные вагоны поездов при следовании железнодорожным транспортом.

статью ⇒ “Компенсация провоза багажа переселенцам-соотечественникам”.

Вынужденные переселенцы в России в 2022 году

  • Ошибка: Гражданин, переехавший из одного региона России в другой по причине отсутствия возможности трудоустроиться, претендует на льготы для переселенцев.
  • Комментарий: Для получения льгот, предназначенных для переселенцев, нужно доказать, что переезд был совершен по причине угроз или преследований переселенца и членов его семьи.
  • Ошибка: Вынужденный переселенец, имевший реальные причины для переезда в другой регион России, претендует на получение льгот без предварительного оформления официального статуса переселенца.
  • Комментарий: Прежде чем обращаться за льготами для переселенцев, необходимо узаконить свой статус, получив свидетельство о регистрации ходатайства на присвоение статуса переселенца.

Вопрос №1: Можно ли считать преследование со стороны властей лица, подозреваемого в совершении преступления, которого он в действительности не совершал, поводом для получения статуса вынужденного переселенца?

Ответ: Нет, а такой ситуации остается только сдаться властям и доказать свою невиновность, после чего продолжать жить прежней жизнью.

Вопрос №2: Супруг фигурировал в уголовном деле как подозреваемый, но был оправдан и отпущен на свободу, однако, соседи с тех пор относятся к семье враждебно. Можно ли считать это поводом к переселению и получению соответствующего статуса?

Ответ: Да, но только в том случае, если семья получает реальные угрозы, а не только упреки или насмешки со стороны соседей.

На странице «Юридический советник для переселенцев» говорится, что указанные изменения будут касаться только тех ВПЛ, которые не будут получать на 1 января 2021 года адресную помощь и/или обращаться за ее назначением впервые.

Лицам, которые получают адресную помощь сейчас и срок выплаты помощи которым завершается в период действия карантина и в течение 30 дней со дня его отмены, помощь в ранее установленном размере будет назначаться автоматически (без обращения лица) на период карантина и на один месяц после его отмены.

  • Единовременное пособие участникам Госпрограммы по добровольному переселению соотечественников в Россию, а также членам их семей на обустройство. Средства могут быть потрачены на обслуживание в медицинских учреждениях, нострификацию, нотариальное заверение и перевод диплома, учебной степени и прочих документов, выданных за рубежом, обслуживание в сфере пенсионного обеспечения, на официальное трудоустройство, на получение услуг в образовательных учреждениях и на любые другие расходы, связанные с оформлением требуемых документов.

    В случае непрохождения физической идентификации в установленные сроки ПАО «Ощадбанк Украины» останавливает операции по текущему счету (блокирует электронное пенсионное удостоверение) и не позднее следующего рабочего дня информирует о таком решении Пенсионный фонд Украины и Министерство финансов.

    Выплаты переселенцам в 2021 году при участии в госпрограмме

    После того, как будет принято ходатайство от претендента на статус ВП, решение будет приниматься в срок до 3 месяцев. Этот период времени не будет зависеть от того, имеет ли человек возможность обустроиться по новому месту. После того, как ГУВМ будет принято решение, о нем сообщается обратившемуся. Ответ направляется либо в письменной форме, либо как электронный документ через портал.

    Важно! Если принято решение отказать в предоставлении статуса, то в уведомлении должны быть изложены причины отказа, а также порядок их обжалования.

    В 2021 году в Германии действует программа “Поздние переселенцы”, суть которой заключается в возвращении на родину немцев, которые ранее вынуждены были покинуть эту страну. Перечень таких обстоятельств указан в немецком законе “О перемещенных гражданах и беженцах”. К ним относят:

    • преследования властями во время II мировой войны;
    • гонения со стороны национал-социалистов в 1933 году.

    В рамках программы статус может получить не только лицо, вынужденно покинувшее когда-то Германию, но и члены его семьи (дети и супруг). Таким образом, при желании, немцы, проживающие в России, при наличии оснований, имеют право претендовать на получение ПМЖ.

    В РФ существуют специальные программы переселения соотечественников. В рамках таких программ есть возможность переехать на территории приоритетного заселения (Камчатка, Амурская, Магаданская область, Сахалин, Якутия, Забайкалье) и т.д. Таким образом правительство улучшает демографическую ситуацию за счет возвращения на родину соотечественников, содействуя им в этом путем предоставления гражданства и некоторых льгот (материальная помощь, трудоустройство).

    Государственная программа, принятая в целях оказания помощи соотечественникам для их добровольного переселения в Российскую Федерацию утверждена Указом N 637. Он был подписан Президентом РФ и вступил в силу 22.06. в 2006-м году.

    Справка! Субъекты российской Федерации, признанные участниками Гос. программы и принимающие лиц, получивших статус переселенца, и членов их семей, называются территориями вселения.

    Все являющиеся участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников субъекты РФ разрабатывают собственные варианты на основе указанной программы. Это позволяет улучшить такие варианты помощи вновь прибывшим лицам, как:

    1. создание и/или поиск рабочих мест (трудоустройство);
    2. предоставление временной жилой площади и пособничество в приобретении собственного жилья;
    3. социальное содействие;
    4. помощь по медицинской линии.

    Конкретный регион участник выбирает добровольно (о том, как выбрать регион по программе переселения соотечественников, можете узнать тут). Для этого подается требуемый пакет документов. Выполнение и реализация Гос. программы проводится под наблюдением Межведомственной комиссии.

    Главным координатором мероприятий для воплощения программы является МВД России. Осуществление Гос. Программы производится общегосударственными и/или субъективными органами исполнительной власти в зависимости от их конкретной компетенции.

    Участником Государственной программы становится лицо, подавшее заявление и необходимый пакет документов в дипломатические органы РФ.

    Участником Программы может быть лицо, имеющее документально подтвержденный правовой статус соотечественника в обязательном порядке (подробнее о том, как встать на очередь и оформить документы на участие в программе, можете узнать тут).

    Поучаствовать в госпрограмме может:

    • иностранный гражданин;
    • лицо, не обладающее гражданством;
    • лица, признанные беженцами;
    • граждане других стран, временно обретшие приют в пределах Российской Федерации.

    Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1

    Имеющийся статус нужно засвидетельствовать путем предъявления документов, удостоверяющих наличие гражданства РФ. Согласно Федерального Закона Российской Федерации от 23.07.2010 года, такими документами являются:

    1. паспорт гражданина;
    2. военный билет;
    3. другой документ, имеющий статус удостоверения личности.

    Важно! Статус соотечественника удостоверяется свидетельством установленного образца. Его оформление производится в соответствующих органах после подачи и одобрения заявления.

    Признанием статуса соотечественника для лиц, упомянутых в пункте № 3 статьи № 1 Федерального закона, считается акт самоотождествления (самоидентификации) гражданина. Данный документ требует подкрепления активными действиями профессионального и/или общественного характера, целью которых является:

    • Сбережение русского языка.
    • Сохранение языковой культуры народностей, населяющих Россию.
    • Развитие и пропагандирование русского (российского) культурного наследия за границей РФ.
    • Установление и/или укрепление дружественных отношений между РФ и страной проживания обладателя статуса соотечественников.
    • Принятие динамичного участие в работе общественных организаций соотечественников.
    • Активная помощь при правовой защите соотечественников.
    • Работа по укреплению и/или распространению культурных и/или интеллектуальных связей с РФ.

    Получение статуса соотечественника даёт право на регистрацию в общественных предприятиях согласно уставам указанных организаций. Для подтверждения членства после регистрирования выдается удостоверяющий документ (например, свидетельство и/или членский билет).

    Лицо, подтвердившее статус соотечественника в надлежащем порядке, получает право воспользоваться государственной поддержкой РФ. Например, в области экономики, духовных ценностей (культуры), социальной помощи и т. п. При наличии статуса значительно упрощается процесс получения гражданства Российской Федерации. Подробнее о том, как написать заявление на гражданство по программе переселения и не допустить ошибок, можете узнать тут, а в этой статье вы найдете полный перечень документов и правила их подачи.

    Гражданин иной страны, имеющий статус соотечественника, может принять участие в Гос. программе переселения после выбора конкретного субъекта РФ. В непредвиденных ситуациях лицо, имеющее статус соотечественника, подтвержденный надлежащим способом, получит право на льготы и/или субсидии, выплачиваемые из средств государственного бюджета. Особенно во время обучения и/или повышения профессиональной квалификации в учебных заведениях РФ.

    Различные неблагоприятные факторы заставляют людей переселяться из одной страны в другую. Распад СССР, образование новых государств, вспыхивающие политические и военные конфликты повлияли на изменение миграционных процессов, их направление, структуру и интенсивность. Появилось большое количество лиц, которые переселяются из других стран в Россию или перемещаются внутри России и имеют статус как беженцев, так и вынужденных переселенцев (ВП).

    Согласно ст. 2 Закона РФ № 4530-1, вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

    • совершившее тяжкое преступление против мира и человечности;
    • не подавшее ходатайство на получение статуса ВП в течение 12 месяцев со дня убытия с территории проживания;
    • изменившее место жительства по причинам экономического или техногенного характера.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *