Закон о кассовом аппарате 2022 год

Автор: | 19.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о кассовом аппарате 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С помощью маркировки государство контролирует оборот товаров. Уже действует маркировка табака, одежды и текстиля, легкой промышленности, шин, парфюмерии, фототехники, обуви. К 2024 году планируют промаркировать все основные потребительские товары, которые производят в России или импортируют в страну.

Отсканировав код на упаковке товара, покупатель сможет удостовериться, что не купил подделку. Чтобы эта информация дошла до конечного потребителя, передавать ее друг другу и в Честный ЗНАК должны все участники оборота: производители, дистрибьюторы, торговые точки.

Вот как это работает.

С 1 января 2022 года отключат возможность передавать в Честный ЗНАК прямые сообщения о переходе права собственности между участниками оборота (производителями, импортерами, оптовиками, розницей). Это значит, что передавать УПД и УКД с кодами маркировки можно будет только через оператора ЭДО.

Передавать прямые сообщения можно будет, только если маркированный товар выводится из оборота. Покупатели маркированных товаров не обязаны работать с ЭДО и регистрироваться в Честном ЗНАКе. Поэтому при продаже конечному потребителю продавец сможет по-прежнему подавать прямое сообщение об отгрузке с выводом из оборота.

Отправитель товара должен сформировать УПД и наполнить его кодами маркировки, то есть вставить в специально отведенное место последовательность из чисел, букв и символов (формат по приказу ФНС 820@). Затем он подписывает его своей усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) и направляет получателю по ЭДО. Срок — три дня с даты отгрузки, но не позднее дня передачи конечному потребителю.

Получатель сканирует товар и сверяет коды. Если все в порядке, он подписывает УПД, чтобы оператор ЭДО сообщил в ГИС МТ о переходе права собственности. Если обнаружены ошибки, например неверные коды, суммы, количество товара, получатель направляет отправителю запрос на уточнение. В ответ может прийти УКД или дополнительный УПД.

Убедитесь, что все покупатели могут принимать документы по ЭДО. Если такой возможности у них не будет, вы не сможете оформить передачу права собственности. Отправьте контрагентам приглашение к ЭДО и примите приглашения, которые они вам направили.

Бывает, что у контрагентов разные операторы ЭДО. Обмениваться электронными документами это не помешает, но нужно настроить роуминг. Для этого хотя бы один из контрагентов должен подать заявку своему оператору.

Обязательный ЭДО в маркировке с 2022 года

Таким образом государство борется с контрафактной продукцией. Недобросовестные производители выводят на рынок нелегальный продукт, изготовленный с нарушением ГОСтов и ТУ. Например, под видом цельного молока реализуют раствор из сухого порошка низкого качества, добавляют пальмовое масло для нужного процента жирности, не указывают точный состав на этикетке и т.д.

Закон о маркировке защищает не только интересы конечного потребителя, но и представителей малого бизнеса. Небольшие магазины, рестораны или кафе не всегда могут закупаться у крупных и проверенных поставщиков. Поэтому есть риск приобрести партию некачественного продукта и получить жалобу от клиента. Маркировка даёт уверенность в том, что состав и срок годности действительно соответствуют указанному на упаковке.

Схема реализации молочной продукции будет следующей:

  • при продаже кассир считывает штрихкод и марку на упаковке;
  • фискальный накопитель передаёт запрос о подлинности кода маркировки и проверке информации о продаваемом товаре оператору фискальных данных (ОФД);
  • ОФД перенаправляет его в «Честный ЗНАК», получает ответ и передаёт его в систему онлайн-кассы;
  • кассир видит на экране уведомление о результате проверки и закрывает продажу;
  • данные о продаже вновь поступают ОФД. Тот, в свою очередь, передаёт их в «Честный ЗНАК».

Код маркировки выбывает из оборота и больше нигде не числится. Пробить через кассу ещё раз один и тот же товар не получится.

Правила и сроки выведения кодов из оборота зависят от того, использует ли общепит молочную продукцию как сырьё или в первозданном виде продаёт клиенту.

Кафе, рестораны и столовые, которые покупают молочку исключительно для кухни, обязаны передавать информацию о выбытии кода только с 1 сентября 2022 года.

При этом выводить коды нужно не через кассу, а в личном кабинете на сайте «Честный ЗНАК» с признаком «Для собственных нужд предприятия». Сделать это нужно в течение трёх дней после вскрытия тары. Отражать маркировку в чеке при продаже готовых блюд не нужно.

А если в общепите продают, например, фасованный сыр или сливки в индивидуальных пакетиках, то их нужно выводить из оборота через кассу как в магазине с 31 марта 2022 года.

При продаже маркированной молочки могут возникнуть проблемы:

  • повреждённый нечитаемый код. Зафиксировать его выбытие через кассу не получится, но вы можете списать код в личном кабинете «Честный ЗНАК»;
  • истечение срока годности молочки. Также нужно вывести из оборота с помощью системы «Честный ЗНАК»;
  • на остатках нет маркировки. Если товар купили ещё до наступления обязанности выводить коды из оборота, его можно продавать как обычно, потому что у розничных продавцов нет обязанности маркировать остатки;
  • покупатель вернул молочный продукт с маркировкой. Выбывший код вернуть в оборот уже не получится, и вы не сможете повторно продать этот товар. Но оформить возврат на кассе и отдать деньги покупателю можно.

  • Автоматизированная упрощенная система налогообложения: обзор нового налогового режима

    6,1 тыс. 4

    В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

    • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
    • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
    • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
    • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
    • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

    Теперь, покупая кассу, надо не только проверять ее через официальный реестр ККТ — только кассы, включенные в него, можно будет использовать для работы, но еще и озаботиться установкой нового фискального накопителя образца — ФН-М (ст. 4.1. Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003).

    Это требование актуально для всех — неважно, какие товары или услуги продает предприниматель.

    Онлайн-кассы с фискальным накопителем старого образца с 6 августа 2021 года просто не пройдут регистрацию в ФНС.

    Однако, если у вашего текущего ФН еще не закончился срок действия, не нужно его срочно менять. Спокойно пользуйтесь им до конца срока, без дополнительных настроек. Потом купите и зарегистрируете уже новый ФН с литерой “М”.

    Чем хорош ФН-1.1 М? Он работает с каждым действующим форматом фискальных документов (ФФД), сейчас их три: 1.05., 1.1. и 1.2.

    Перемены затрагивают в первую очередь продавцов розницы, в номенклатуре которых есть товары, подлежащие обязательной маркировке. Им нужно будет перейти на новый формат ФФД 1.2. Проверьте, продаете ли вы следующие товары:

    • одежда;
    • постельное белье и полотенца;
    • лекарства;
    • обувь
    • духи, парфюмерия;
    • фототехника, включая фотовспышки;
    • шины и покрышки;
    • табак;
    • молочную продукцию (пока она не вся попала под маркировку, полностью переход состоится с 2022 года.

    Сделать это должны розничные точки при регистрации или перерегистрации кассы после 06.08.2021. Если срок действия фискального накопителя пока не истек к указанной дате, то переход на ФФД 1.2. будет осуществлен позже (как только срок окончится).

    Ваша текущая ситуация Какие действия предпринимать
    Срок работы вашего ФН истекает после 06.08.2021.
    Среди ваших товаров нет тех, которые попадают под маркировку.
    1. Можете работать с этим фискальным накопителем, пока не закончится срок его работы
    2. Когда придет срок приобрести новый — купите и зарегистрируйте ФН-1.1.М
    3. Применяйте ФФД версии 1.05. или 1.1.
    Срок действия ФН закончится до 06 августа 2021 года (или вы покупаете новый ФН, например для установки в онлайн-кассе на новой торговой точке).
    Маркированные товары не продаете.
    Вам нужно купить и установить новый фискальный накопитель, и если сделаете это после 6 августа – нужен ФН-1.1 М
    У ФН срок закончится после 06.08.2021 и вы продаете маркированные товары. 1. Можете работать с этим фискальным накопителем, пока не закончится срок его работы. Используйте пока ФН с поддержкой ФФД версии 1.05. или 1.1.
    2. Когда срок действия закончится — перейдите на ФН-1.1 М, с поддержкой формата ФФД 1.2.
    Срок действия ФН закончится до 06 августа 2021 года (или опять же вы покупаете новый ФН для новой точки).
    Вы продаете маркированные товары.
    1. Проверьте вашу онлайн-кассу в реестре ККТ и возможность поддержания этой моделью ФФД 1.2.
    2. Установите ФН-1.1 М, зарегистрируйте изменения (пройдите перерегистрацию ККТ) и перейдите на ФФД 1.2.

    Как перейти на ФФД 1.2, проверить готовность вашего кассового оборудования к новым правилам и законно продавать маркированный товар после 06.08.2021 — подробнее на сайте Платформы ОФД.

    «ФОПы» через месяц будут обязаны выдавать чеки: что даст и когда начнут проверки

    У интернет-магазинов есть два способа передавать чеки покупателям: самостоятельно или через платежных агентов.

    Чеки должны быть выданы от имени магазинов в следующих случаях:

    • Выдача заказов и прием оплаты в пункте самовывоза, в помещении которого установлена онлайн-касса. Чек нужно распечатать после получения оплаты.

    • Оплата картой на сайте продавца. В этой ситуации контакт между продавцом и покупателем считается дистанционным, поэтому достаточно отправить чек по электронной почте или на телефон сразу после получения денег за товар (п.5 ст.1.2. 54-ФЗ). Бумажный вариант чека печатать не обязательно.

    • Перечисление оплаты через оператора банка или платежные системы: Яндекс.Деньги, Вестерн-Юнион, Единая касса, Деньги.мэйл.ру и другие. Такие случаи не относятся ни к прямым, ни к дистанционным отношениям продавца и покупателя. Поэтому, на основании п.5.3 и п. 5.4 ст.1.2 54-ФЗ, продавец должен передать электронный или бумажный чек не позднее следующего за днем расчета рабочего дня, но до момента передачи товара.

      При этом для курьеров, которые привозят уже оплаченный на сайте товар, касса не нужна.

    • Передача товаров и получение оплаты через курьеров. У них с собой должна быть онлайн-касса для выдачи чека. Для курьеров касса должна быть мобильной и компактной.

    Во всех вышеперечисленных случаях у интернет-магазинов должна быть касса. Закон разрешает выдавать покупателю не только бумажные, но и электронные чеки. Если чеки отправляются покупателям только в электронном виде, можно подключить облачную кассу. Но и для нее фискальный накопитель и регистрация в ФНС обязательны.

    Облачная касса будет интересна тем, у кого офлайн продаж и пунктов выдачи нет. Если у вас есть хотя бы одна точка с офлайн платежами, то мы рекомендуем за основную кассу взять кассовый аппарат МТС. Его можно установить в оффлайновой точке продаж и подключить к ней сайт. Таким образом вы сможете обойтись одной онлайн кассой для продаж в интернет-магазине, офлайн-точке продаж и даже через курьеров.

    Для магазинов со своей курьерской доставкой МТС разработало решение, с которым организовать работу курьеров можно без покупки дополнительных кассовых аппаратов.

    1. с 01.02.2017 ─ ФНС перестала регистрировать кассы старого образца;

    2. с 31.03.2017 ─ перешли организации и ИП, торгующие крепким алкоголем, если до этого они не использовали кассу;

    3. с 01.07.2017 ─ налогоплательщики на ОСН, УСН, ЕСХН, кроме тех, кто оказывает услуги населению. Начиная с этой даты ФНС штрафует за старые кассы;

    4. с 01.07.2018 ─ общепит и розница на патенте, владельцы вендинговых аппаратов на любом налоговом режиме с наемными работниками;

    5. с 01.07.2019 ─ организации и ИП, которые оказывают услуги населению, общепит, розница, вендинг без сотрудников, организации, выдающие займы;

    6. с 01.01.2021 ─ ИП без сотрудников, которые оказывают услуги, выполняют работы и продают товары собственного производства.

    С помощью чеков коррекции кассир должен провести выручку, которая была получена при техническом сбое кассы, или исправить ошибочные операции.

    Согласно письму ФНС России от 06.08.2018 № ЕД-4-20/15240@, формирование чека коррекции для исправления ошибок в отдельных операциях зависит от формата фискальных документов (ФФД), настроенного в онлайн-кассе.

    При использовании ФФД 1.05, чек коррекции не пробивают, а в случае ошибки, например, ввода неправильной цены, количества, ставки НДС, для изменения данных чека с признаком расчета «Приход» надо:

    • сформировать новый кассовый чек с признаком расчета «Возврат прихода» и с фискальными данными чека с ошибкой;

    • пробить новый корректный кассовый чек с признаком расчета «Приход».

    По такому же алгоритму нужно исправить ошибочный чек с признаком расчета «Расход».

    Для исправления ошибок при использовании ФФД 1.1. нужно использовать чек коррекции.

    Если касса не работала, и не было возможности выдавать чеки покупателям, выручку за время сбоя после восстановления контрольно-кассовой техники, независимо от ФФД, надо провести через чек коррекции.

    Помимо корректировки выручки и исправления ошибок, в налоговую нужно отправить сведения и документы, которые позволят понять, какие расчеты были исправлены, и что за суммы проведены дополнительно. Это напоминание есть в Письме ФНС № ЕД-4-20/15240@.

    Дата публикации: 23.12.2019

    Большой выбор оборудования по 54 ФЗ. Все кассы по ценам производителя с официальной гарантией. Приобрести кассу в нашем магазине стало еще выгоднее — действуют специальные предложения.

    подробнее о предложении

    В прошлом году Минфином РФ был размещен законопроект, согласно которому ФЗ-54 с 01.01.2021 перестает существовать. Забегая наперед, скажем, что до сих пор закон о применении ККТ не упразднен и продолжает действовать. А пока рассмотрим основные изменения, внесенные в законопроект Минфином:

    • 1. ФЗ-54 упраздняется, а правила использования онлайн-ККТ переносятся в НК РФ. Для этого добавляется раздел «Оперативный контроль». Там будут размещаться не только требования законодательства, но и меры наказаний за их несоблюдение (ныне они указаны в ст. 14.5 КоАП РФ).
    • 2. Понятие «применение ККТ» становится действительным. Вместо него используется «фиксация расчетов». Предполагается, что расчеты фиксируются ИП и организациями при помощи кассовых чеков.
    • 3. Вводятся термины «мнимых» и «притворных» расчетов, а также штрафы за их осуществление. Мнимый расчет ― чек пробит, а сама сделка не проведена, притворный ― проведение одного расчета вместо другого (к примеру, продажа товара вместо предоставления услуги).
    • 4. Отменяется понятие БСО.
    • 5. Новый вид проверок налоговиков ― оперативные. В их рамках планируется ужесточить контроль над соблюдением требований по применению ККТ.
    • 6. К отдельным видам проверок налоговая служба будет привлекать ФСБ. Периодичность процедуры составит до трех лет.

    В частности, запланировано использование расчетных чеков, наряду с кассовыми. Они будут формироваться при фиксации расчетов через кабинет ККТ, а не самой онлайн-кассы. На создание фискального документа планируется отвести 5 рабочих дней, начиная с момента расчета.

    Законопроект находится на этапе рассмотрения. Если его примут, нововведения вступят в законную силу. А пока ознакомимся с изменениями, «судьба» которых уже предрешена.

    Основные изменения налогового законодательства в 2022 году

    Еще одно изменение в онлайн-кассах, которое уже вступило в силу с 1 февраля 2021 г., касается отображения номенклатуры в кассовых чеках. Ранее ее указывали только организации и все, чья деятельность связана с маркированными товарами и алкоголем. С 2021 г. номенклатура в онлайн-кассах обязательна даже для ИП на спецрежимах.

    Понятие «номенклатура» включает в себя наименование товара (работы, услуги), цену за единицу и количество. Реквизит отображается таким образом, чтобы быть понятным покупателю. Конкретный классификатор товаров для предоставления номенклатуры не установлен, поэтому бизнесмены могут самостоятельно вносить названия.

    Работа с онлайн-кассами с 2021 г. предусматривает обновление прошивки, которая поддерживает формирование чеков в новом формате. Возможно, потребуется обновить и товароучетное ПО или вовсе заменить кассу, если модель не позволяет работать по предъявленным требованиям.

    Согласно Приказу ФНС РФ ЕД-7-20/662@, вступившему в силу 21.12.2020, с 6 августа разрешена регистрация только ФН-1.1М. В этом приказе указан новый ФФД для маркировки 1.2.

    ФФД 1.2 предусмотрен только в отношении маркированных товаров. Операции с продукцией без маркировочных кодов допустимы с ФФД 1.05 и 1.1.

    И еще одна важная новость по онлайн-кассам в 2021 году. Если до 6 августа зарегистрирован ФН старого формата, его можно использовать до истечения срока действия. Поэтому переход на новый накопитель будет плавным. И, что самое главное, такое послабление предусмотрено даже для участников оборота маркированной продукции.

    Чтобы онлайн-касса поддерживала изменения с 2021, требуется новое кассовое ПО и соответствующий фискальный накопитель. Отметим, что ФН-1.1М поддерживает все виды ФФД.

    ЕНВД изжил себя, поэтому с первого дня нового года его отменили. Предприниматели, работающие на этом режиме налогообложения, перешли на другие спецрежимы. Снятие с «вмененки» произошло автоматически.

    Для перехода ИП на УСН или ПСН с ЕНВД в 2021 пришлось изменить настройки онлайн-касс. Это необходимо для того, чтобы правильно указывать НДС в чеках. Смена настроек должны осуществиться до формирования первого фискального документа. В противном случае ― штраф.

    Переход с ЕНВД на ОСНО также требует соответствующих настроек на онлайн-кассе в 2021 г. Но сама процедура окажется для бизнесменов проще, поскольку им не придется подавать заявление в налоговую службу. Как известно, тем, кто не изъявил желание работать на определенном спецрежиме, автоматически присваивается общая система налогообложения.

    В ФЗ-54 представлен перечень видов деятельности и условий работы, которые в бессрочном порядке освобождают бизнесменов от необходимости использования онлайн-касс. В 2021 г. ничего не изменилось. Список бессрочно освобожденных по-прежнему актуален.

    Так, работа ИП на УСН и патенте без онлайн-кассы в 2021 году возможна, если они ведут деятельность, согласно перечню в законе о применении ККТ. Послабление предусмотрено и для предпринимателей из «глубинки», независимо от вида работ.

    Хотелось бы еще сказать пару слов о самозанятых, которые также не проводят расчеты через кассовые аппараты. Налогоплательщики на НПД освобождены от применения онлайн-касс до тех пор, пока имеют соответствующий статус. Самозанятые регистрируются в приложении «Мой налог», где фиксируются денежные операции.

    Согласно п. 2 Постановления РФ № 438 от 03.04.2020 и п.5 Приказа ФНС № ЕД-7-2/181@ от 20.03.2020, проверки со стороны налоговой службы приостановлены до 31.12.2020, что связано с пандемией. А это значит, что действие моратория закончилось уже 1 января и контроля не избежать. Соблюдайте требования, предусмотренные в отношении работы с онлайн-кассами в 2021 году, и вам не будут начислены штрафы.

    Известен еще один способ, который позволит избежать штрафных санкций ― исправьте ошибки еще до того, как налоговая обнаружит правонарушение. В крайнем случае, оповестите о них ФНС раньше, чем специалист выявит недочет при очередной проверке. Честное признание смягчает наказание ― в данном случае это также действует.

    Итак, за несоблюдение требований к онлайн-кассам в 2021 году предусмотрены штрафы в следующих размерах:

    • ИП за неиспользование касс заплатят 25―50% от суммы проведенных расчетов с правонарушениями (от 10 000 рублей);
    • для юридических лиц сумма штрафных санкций выше: если организация проводит расчеты без пробития кассового чека на онлайн-кассе, с 2021 г. она заплатит 75―100% (минимум 30 000 рублей);
    • если очередная проверка выявит повторное нарушение, а сумма расчетов без ККТ превысит 1 млн., деятельность компании приостанавливается на срок не менее 90 суток;
    • если расчет проводится через кассу, но с нарушениями, ИП грозит штраф 3 000 руб, в то время как юрлицу придется уплатить 10 000 рублей;
    • бизнесмены обязаны предоставить документы по запросу налоговой службы, а если они этого не сделают, их накажут суммой 3 000 и 10 000 руб. для ИП и ООО соответственно;
    • непредоставление фискальных данных ФНС в установленные сроки влечет наказание в виде штрафов 100 000 и 200 000 для ИП и юрлиц соответственно;
    • если в кассовом чеке не будет указано наименование маркированного товара или оно искажено, ИП придется заплатить 50 000, организации ― 100 000 руб.

    Налоговые органы не будут проводить плановые проверки ККТ

    БСО – бланки строгой отчетности, применяются при оказании услуг. БСО могут быть изготовлены:

    • на кассовом аппарате — должны содержать те же реквизиты, что и кассовый чек;
    • типографским способом – могут использоваться только в определенных случаях.

    Товарный чек – документ, который подтверждает факт оплаты и отгрузки товара.

    Его выдают:

    • вместо чека ККТ – в отдельных случаях,
    • наряду с кассовым чеком при продаже некоторых товаров.

    БСО, изготовленное типографским способом, а также товарные чеки могут заменить кассовые чеки в следующих случаях:

    • До 1 июля 2021 года – ИП без найма на любом налоговом режиме, включая УСН, при оказании услуг или выполнении работ, а также торговле товарами собственного производства.
    • После 1 июля 2021 года – ИП на патенте (кроме розницы, общепита и перевозок), а также ИП и юрлица при расчетах в удаленных и труднодоступных местностях.

    Поправки ко второму чтению затрагивают, в частности, сферу транспорта — ими предусматривается, что на билете, который будет выдаваться клиенту, возможна печать уникальной ссылки или кода, по которому можно будет идентифицировать эту операцию. «В транспортных средствах может не быть возможности немедленного выхода в «облако» и так далее. Больше этой проблемы не будет, потому что фиксация происходит, а переброска этого в «облако» будет происходить, когда водитель вернется к себе на базу. Это может быть применено в конце дня, и тут никаких проблем не возникает», — пояснил ранее Макаров.

    Кроме того, поправки коснутся организаций, работающих в социальной сфере — для них ККТ потребуются только в случае операций с наличными деньгами. Этот подход предлагается применять к услугам населения в сфере образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта. Аналогичным образом ККТ смогут не применять ТСЖ, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы при оказании своим членам услуг в рамках уставной деятельности, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

    От ККТ решено отказаться также при реализации входных билетов в государственные или муниципальные театры, если речь идет о продаже таких билетов с рук или лотка. Это правило не будет распространяться на реализацию билетов в интернете.

    Как пояснила первый зампредседателя комитета Госдумы по культуре, координатор партпроекта «Единой России» «Культура малой Родины» Ольга Казакова, в случае обязательного использования контрольно-кассовой техники театры могут потерять часть дохода от реализованных билетов. «Это касается распространителей, которые работают вне театра: такие индивидуальные предприниматели зачастую едут в отдаленные поселки, конечно, обязательное применение ими ККТ затруднило бы их работу и лишило бы театр части прибыли», — уточнила она, констатировав, что принятый закон освободил их от такой необходимости.

    По словам депутата, запрос на законодательные изменения поступил в партию от представителей театров со всей России. «К примеру, Свердловский театр комедии реализует порядка 30% билетов «с рук», калининградские театры — 40%, челябинские театры — до 50%. Мы проанализировали ситуацию, сформулировали и внесли соответствующую поправку», — сообщила парламентарий.

    Она добавила, что особое значение принятые поправки имеют и для гастрольной деятельности, поскольку использование ККТ также повлекло бы к дополнительным расходам театра во время гастролей.

    Также от ККТ будет освобождена розничная продажа бахил. «Представители вендинговой отрасли просили нас распространить действие закона не только на товары, как это было раньше, но и на услуги. Мы согласились с этим предложением, такая поправка также в закон вошла», — отметил Макаров.

    ККТ также может не применяться при сдаче индивидуальными предпринимателями в аренду принадлежащих им на праве собственности жилых помещений совместно с машиноместами, расположенными в многоквартирных домах.

    Редакция первого чтения расширяла перечень услуг, при осуществлении которых может быть сформирован единый кассовый чек на зачет авансов, а также увеличен срок для его формирования от одного до пяти дней. По просьбе представителей бизнес-сообщества была поддержана поправка об увеличении этого срока до 10 дней, рассказал Макаров.

    По его словам, принятые изменения призваны поставить под контроль движение денежных средств. «С одной стороны, получить контроль за выручкой, которая проходит, а с другой стороны, обеспечить защиту прав потребителей», — пояснил глава комитета по бюджету и налогам.

    В новость были внесены изменения (20:57 мск)добавлена информация по тексту.

    • Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
    • Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
    • Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
    • Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
    • НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
    • Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
    • НДС: кто получил льготы с 2022 года
    • Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
    • ККТ и маркировка товаров

    В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.

    В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

    А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.

    Изменение «заработает» с отчетности, которую будем сдавать в 2023 году.

    Маркировка молочной продукции: как подготовиться рознице и общепиту

    Приказ ФНС от 5 октября 2021 г. № ЕД-7-3/869@, обновивший форму налоговой декларации по налогу на прибыль, зарегистрирован Минюстом.

    За 2021 год по налогу на прибыль нужно будет отчитываться на бланке в новой редакции.

    Новая редакция учитывает поправки, внесенные в Налоговый кодекс в 2020-2021 гг.

    В декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать:

    • пониженную ставку налога на прибыль, если она введена в регионе для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
    • применение инвестиционного налогового вычета в расходах на НИОКР (раздел Г Приложения № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»);
    • целевые поступлений, целевое финансирование, доходы, не подлежащих налогообложению.

    Кроме того, изменена формула расчета суммы налога, который налоговый агент удерживает из доходов получателя дивидендов (Раздел А листа 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)»).

    С отчетности 2021 год сдаем новые годовые формы: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-турфирма, № 1-Т, № 1-ПР и другие.
    Адреса, сроки и периодичность представления отчетов в 2022 году указаны на бланках самих форм.

    Приказы Росстата от 30.07.2021 № № 457… 461 и 462

    С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.

    Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).

    Информация Минэкономразвития от 17.06.2021

    В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.

    С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.

    Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.

    Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой ЦБ РФ (наличными деньгами) на территории РФ юридическими лицами (за исключением ЦБ РФ и кредитных организаций) регламентирован Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Указание № 3210-У). Напомним, под кассовыми операциями понимаются операции по приему наличных денег, включая их пересчет, и по выдаче наличных денег.

    Указанием ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У внесен ряд изменений в Указание № 3210-У. Эти новшества применяются с 30.11.2020.

    К тому же помимо Указания № 3210-У учреждениям необходимо соблюдать Указание ЦБ РФ от 09.12.2019 № 5348-У. Согласно этому документу организации вправе расходовать наличные денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги), исключительно на выплату:

    • зарплаты сотрудникам;

    • страховых возмещений по договорам страхования;

    • вознаграждений за работы (услуги), а также на оплату товаров (не более 100 000 руб. по одному договору) (п. 4 Указания ЦБ РФ № 5348-У));

    • подотчетных средств;

    • денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.

    В каком случае обособленным подразделениям можно не вести кассовую книгу?

    Поступающие в кассу и выдаваемые из нее наличные деньги учреждение учитывает в кассовой книге (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У).

    Если у казенного учреждения имелось хотя бы одно обособленное подразделение, осуществляющее кассовые операции (то есть принимающее и выдающее наличные деньги), то такое подразделение ранее было обязано вести отдельную от головной организации кассовую книгу[1]. Записи в нее вносились на основании кассовых документов – приходных и расходных кассовых ордеров. Кроме того, обособленным подразделениям прежде была вменена обязанность передавать в головную организацию копии листов своих кассовых книг в порядке и сроки, которые устанавливались учреждением самостоятельно исходя из срока составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У). Например, учреждение могло закрепить в локальном акте, что обособленное подразделение передает копии листов кассовой книги в головной офис ежемесячно не позднее одного рабочего дня по окончании месяца.

    Теперь пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У дополнен новым правилом: если обособленное подразделение не хранит наличные денежные средства и по окончании проведения кассовых операций сдает их в кассу головной организации, то оно вправе не вести кассовую книгу.

    Полагаем, данное обстоятельство позволит казенным учреждениям в дальнейшем избежать административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (подробнее об этом поговорим ниже).

    Если проверяющие выявят факты отсутствия у обособленного подразделения кассовой книги или несвоевременного внесения в нее записей, то они могут наложить на учреждение штраф за неоприходование наличных денежных средств на основании ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (см., например, постановления АС МО от 07.12.2020 № Ф05-18337 / 2020 по делу № А40-18500 / 20-154-132, от 17.11.2020 № Ф05-18278 / 2020 по делу № А40-18519 / 20-149-129, АС УО от 16.03.2020 № Ф09-1163 / 20 по делу № А60-49148 / 2019).

    Согласно новой редакции пп. 5.1 п. 5 Указания № 3210-У кассир при приеме денежных банкнот теперь обязан удостовериться в их платежеспособности.

    Напомним, признаки платежеспособности банкнот (монет) приведены в Указании ЦБ РФ от 26.12.2006 № 1778-У. Согласно данному документу платежеспособными признаются банкноты и монета ЦБ РФ, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории РФ (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или с повреждениями следующего характера:

    • банкноты загрязнены, изношены, надорваны, имеют потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов, утратили углы, края;

    • монета имеет мелкие механические повреждения.

    Другими словами, кассир в настоящее время может принимать лишь банкноты, имеющие незначительные повреждения. К примеру, он не вправе отказать в приеме надорванной купюры, так как она в силу вышеперечисленных признаков не признается поврежденной.

    Кроме того, Указанием ЦБ РФ № 5587-У введен запрет на выдачу кассиром банкнот, которые имеют одно и более повреждений, указанных в п. 2.9 Положения ЦБ РФ от 29.01.2018 № 630-П (далее – Положение № 630-П). В связи с этим пп. 6.2 п. 6 Указания № 3210-У дополнен соответствующим положением.

    Согласно п. 2.9 Положения № 630-П кассир не должен выдавать из кассы платежеспособные монеты, имеющие повреждения механического, химического или термического характера (они признаются дефектными), и платежеспособные банкноты, имеющие одно и более из следующих повреждений (они признаются ветхими):

    • загрязнение поверхности лицевой или оборотной стороны, приводящее к снижению яркости изображения на 8 % и более;

    • посторонняя надпись, состоящая из двух и более знаков;

    • посторонний рисунок, оттиск штампа;

    • контрастное пятно диаметром 5 мм и более;

    • разрыв (разрывы) края банкноты длиной 7 мм и более;

    • сквозное отверстие, прокол диаметром 4 мм и более;

    • нарушение целостности банкноты, заклеенное клеящей лентой.

    Банкноты (монеты), имеющие одно и более из перечисленных повреждений, подлежат сдаче в банк.

    И еще: ранее (то есть до 30.11.2020) кассир при выдаче наличных денег из кассы в силу пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У обязан был провести идентификацию получателя по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему его личность в соответствии с требованиями законодательства РФ, либо по предъявленным получателем доверенности и документу, удостоверяющему его личность.

    В настоящее время у кассира отсутствует обязанность по проверке документов, удостоверяющих личность получателя наличных денег, поскольку абз. 3 и 4 пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У утратили силу. Сейчас при выдаче денег из кассы кассир должен лишь удостовериться в том, что они выдаются лицу, указанному в расходном кассовом ордере (новая редакция пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У).

    Согласно пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У выдача денег подотчетному лицу на расходы, связанные с осуществлением деятельности учреждения, должна оформляться на основании приказа или иного распорядительного документа руководства учреждения либо письменного заявления работника[2]. При этом и заявление, и распорядительный документ должны содержать сведения о сумме и сроке, на который она выдается, а также подпись руководителя учреждения и дату. Кроме того, в вышеупомянутых документах должна быть описана цель выдачи подотчетных средств (например, на командировки, хозяйственные нужды, закупку материалов), чтобы было понятно, что потребность в них вызвана производственной необходимостью и связана с деятельностью учреждения.

    Сроки (минимальный и максимальный), на которые могут быть выданы подотчетные суммы, в настоящее время не установлены ни одним правовым актом. Следовательно, формально учреждение вправе определить их самостоятельно. Также ему следует учесть, что закон не обязывает составлять такие распорядительные документы. Иными словами, срок для выдачи подотчетной суммы может быть установлен в каждом конкретном случае индивидуально. К примеру, учреждение вправе указать различные сроки в зависимости от целей расходования средств (на командировки, хозяйственные нужды, закупку канцтоваров и т. д.).

    В Письме ЦБ РФ от 06.09.2017 № 29-1-1-ОЭ / 20642 сказано, что распорядительный документ должен оформляться на каждую выдачу наличных денег с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) подотчетного лица, суммы наличных денег и срока, на который они выдаются, и должен содержать подпись руководителя, дату и регистрационный номер (см. также Письмо ФНС РФ от 18.08.2020 № СД-4-3 / 13276@). При этом представители ЦБ РФ не возражал против указания нескольких работников в распорядительном документе. Так, в Письме от 13.10.2017 № 29-1-1-ОЭ / 24158 было отмечено, что если в течение дня суммы выдаются разным сотрудникам, то достаточно оформить один приказ руководящего лица с указанием Ф. И. О. и должностей всех подотчетных лиц, суммы, целей и срока ее выдачи.

    В настоящее время такая возможность закреплена нормативно. Согласно новой редакции абз. 1 пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У учреждение на законных основаниях вправе указать нескольких работников в одном распорядительном документе, на основании которого им выдаются наличные деньги под отчет.

    Кроме того, прежняя редакция пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У возлагала на подотчетное лицо обязанность по представлению авансового отчета об израсходованных подотчетных средствах в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, на который выдавались эти суммы. Если данный срок истекал в период, когда работник отсутствовал на рабочем месте (например, болел или был направлен в другую командировку), сдать авансовый отчет нужно было не позднее трех рабочих дней со дня выхода на работу.

    В настоящее время руководитель учреждения вправе самостоятельно установить сроки представления авансовых отчетов работниками, получившими подотчетные суммы (за исключением авансовых отчетов по командировкам). Это закреплено в новой редакции абз. 2 пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У.

    Если подотчетное лицо не представит в установленный срок авансовый отчет и не возвратит средства, полученные под отчет, руководитель учреждения в течение месяца после наступления последнего дня для сдачи авансового отчета (ст. 137 ТК РФ) может принять решение об удержании этих средств из зарплаты работника. В таком случае необходимо будет не только ознакомить работника с приказом об удержании средств из его зарплаты, но и получить его подпись на данном приказе.

    Кроме того, возможен вариант прощения долга в виде невозвращенных подотчетных сумм (для этого также необходимо оформить соответствующий приказ). Правда, в данной ситуации с суммы прощенного долга работодателю придется исчислить и уплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы. Датой возникновения дохода у работника будет считаться дата подписания документа, в котором он оповещается о том, что долг прощен (п. 2 ст. 415 ГК РФ). Удержать НДФЛ можно при первой выплате в адрес работника, последовавшей после принятия решения и оповещения работника (п. 6 ст. 226 НК РФ).

    Работник должен представить работодателю авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой подотчетных суммах в течение трех рабочих дней по возвращении из командировки. Данное требование закреплено в п. 26 Положения о служебных командировках, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749. Поэтому формально учреждение не вправе самостоятельно устанавливать срок для представления работниками авансовых отчетов об израсходованных в связи с командировками подотчетных суммах.

    Заработная плата, которая не была выплачена работнику, должна быть депонирована. В связи с этим в последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплаты заработной платы, кассир в расчетно-платежной ведомости должен был сделать запись «Депонировано» напротив фамилий и инициалов работников, которым не выданы наличные деньги. Еще он должен был рассчитать и записать в итоговой строке сумму фактически выданных наличных средств и сумму, подлежащую депонированию. Эти требования были установлены пп. 6.5 п. 6 Указания № 3210-У.

    Депонированные суммы, как правило, сдавались в банк, хотя положения Указания № 3210-У и не запрещали хранить их в кассе учреждения. Поэтому учреждение могло не сдавать в банк депонированные денежные средства (конечно, при условии, что лимит остатка наличных денег в кассе не был превышен).

    Теперь депонировать невыплаченную зарплату учреждению больше не нужно, поскольку абз. 3 пп. 6.5 п. 6 Указания № 3210-У утратил силу.

    Новые правила для ККТ и ФН: изменения с 6 августа 2021 г.

    За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

    • для должностных лиц – от 4 000 до 5 000 руб.;

    • для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

    Нарушениями в данном случае считаются:

    1) осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных лимитов;

    2) неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;

    3) несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;

    4) накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

    При этом выручка, полученная в кассу без надлежащего документального оформления или оформленная не в срок (не в тот же день), признается неоприходованной. Отражение в кассовой книге не всех оформленных в течение дня кассовых документов является неполным оприходованием наличных денег, в том числе выручки. Такой вывод следует из Указания № 3210-У.

    При выявлении административных правонарушений, связанных с несоблюдением порядка ведения кассовых операций, совершенных несколькими обособленными подразделениями организации, в каждом случае составляются протоколы об административных правонарушениях, при этом административное наказание также назначается за каждое совершенное нарушение (см. Письмо ФНС РФ от 17.08.2017 № СА-4-20 / 16322).

    Административное правонарушение, связанное с неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности, относится к правонарушениям в сфере финансов, в отношении которых КоАП РФ не установлены специальные сроки давности.

    По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При длящемся административном правонарушении этот срок начинают исчислять со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

    Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого обязанность, предусмотренная правовым актом, не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления такого срока (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

    В названном случае моментом начала и окончания административного правонарушения является день получения выручки и неоприходования ее в кассу. Следовательно, это правонарушение является разовым и не относится к категории длящихся.

    Таким образом, в отношении правонарушения, которое заключается в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, подлежит применению общий срок давности (два месяца), исчисляемый со дня, на который установлен факт неоприходования денег в кассу. Подтверждением сказанному является, например, Постановление АС СЗО от 15.05.2020 № Ф07-3675/2020 по делу № А56-150168/2018. В нем указано, что постановление о назначении административного наказания в отношении эпизодов за 29.08.2018 и 30.08.2018 было вынесено 31.10.2018, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. В итоге данное постановление было отменено.


    [1] Как указано в Письме ЦБ РФ от 04.05.2012 № 29-1-1-6 / 3255, данное требование должно соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций таким подразделением (см. также постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 № 09АП-65335 / 2017 по делу № А40-166498 / 17, от 28.11.2018 № 09АП-53986 / 2018 по делу № А40-85393 / 18).

    [2] Такое заявление составляется в произвольной форме.

    Закон о новых кассовых аппаратах 2020 не применяют банки и иные кредитные организации в собственных банкоматах.

    ККТ не применяется в устройствах, предназначенных для передачи распоряжений о денежных переводах с использованием электронных средств платежа (п. 1 ст. 2 Закон № 54-ФЗ).

    Вправе не применять кассы амбулатории, являющиеся обособленными подразделениями медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (Письмо Минфина РФ от 05.05.2017 № 03-01-15/28075).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *