Правила совершения нотариальных действий в 2022 году

Автор: | 21.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила совершения нотариальных действий в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сноска. Заголовок главы 1 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Настоящие Правила устанавливают порядок совершения нотариальных действий государственными нотариусами и нотариусами, занимающимися частной практикой (далее — нотариус) при:

1) удостоверении сделок;

2) удостоверении договоров об отчуждении имущества;

3) удостоверении согласий;

4) удостоверении договоров о порядке пользования имуществом;

5) удостоверении брачных договоров;

6) удостоверении соглашения об уплате алиментов;

7) удостоверении завещаний;

8) вскрытии конверта и оглашения текста секретного завещания;

9) удостоверении доверенностей;

10) удостоверении учредительных документов хозяйственных товариществ;

11) назначении доверительного управляющего наследством;

12) выдаче свидетельства о праве на наследство;

13) выдаче свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов и иных лиц, имеющих имущество на праве общей совместной собственности;

14) свидетельствовании верности копий документов и выписок из них;

15) свидетельствовании подлинности подписи на документах;

16) свидетельствовании верности перевода документов с одного языка на другой;

17) удостоверении фактов;

18) передаче заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

19) принятии в депозит денег;

20) совершении протеста векселей;

21) принятии на хранение документов и ценных бумаг;

22) совершении морских протестов;

23) обеспечении доказательств;

24) совершении исполнительных надписей;

25) удостоверении равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом, документу на бумажном носителе;

26) удостоверении равнозначности документа, изготовленного нотариусом на бумажном носителе, электронному документу.

Законодательными актами Республики Казахстан могут быть предусмотрены иные нотариальные действия, совершаемые нотариусом.

Сноска. Пункт 1 — в редакции приказа Министра юстиции РК от 30.04.2021 № 359 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. Нотариальные действия совершаются как в помещении, так и вне помещения государственной нотариальной конторы или помещения частного нотариуса. Если нотариальное действие совершается вне помещения государственной нотариальной конторы и помещения нотариуса, то в удостоверительной надписи на документе и в реестре регистрации нотариальных действий, в электронном реестре Единой нотариальной информационной системы (далее — электронном реестре ЕНИС) записывается место совершения нотариального действия с указанием его адреса и времени.

Нотариальные действия с выездом совершаются на основании заявления заинтересованного лица и не носят постоянный характер.

3. В соответствии со статьей 40 Закона Республики Казахстан «О нотариате» (далее — Закон) нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых для этого документов и уплаты государственной пошлины при совершении нотариальных действий государственным нотариусом либо оплаты нотариальных действий частного нотариуса.

Совершение нотариального действия может быть отложено или приостановлено по основаниям, установленным статьей 41 Закона.

4. Законными представителями ребенка, являются родители (родитель), усыновители (удочерители), опекун или попечитель, патронатный воспитатель и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка (далее — законные представители ребенка).

5. В соответствии со статьей 42 Закона нотариус при совершении нотариального действия устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия.

Сноска. Заголовок главы 3 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

43. Отчуждение собственником имущества, находящегося в совместной либо долевой собственности, производится с согласия всех участников.

При совершении сделок, требующих нотариального удостоверения или государственной регистрации, нотариус истребует согласие остальных участников совместной собственности на совершение сделки, которое подлежит нотариальному засвидетельствованию.

Сноска. Пункт 43 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

44. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается согласие другого супруга, если брачным договором не установлен иной режим имущества.

Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению (приобретению) или расторжению сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законодательством порядке, необходимо истребовать нотариально удостоверенное согласие другого супруга, либо заявление о том, что собственник отчуждаемого имущества в браке не состоит, за исключением сделки по отчуждению имущества, приобретенного супругом на основании безвозмездных сделок, до регистрации брака или в порядке наследования, а также за исключением сделки по отчуждению имущества, которое принадлежит супругу в режиме раздельной собственности на основании брачного договора. В последнем случае нотариусу предъявляется брачный договор.

При этом в тексте договора указывается, что имущество приобретается с согласия супруга (и) с указанием полностью его (ее) фамилии, имени и отчества (при его наличии), индивидуального идентификационного номера, даты и места рождения либо, что приобретатель на момент заключения договора в браке ни с кем не состоит, а в случаях наличия брачного договора указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) нотариуса, удостоверившего брачный договор, дату и место удостоверения, реестровый номер и правовой режим имущества.

Брачные отношения супругов нотариус проверяет по свидетельству о браке или через Единую нотариальную информационную систему (далее — ЕНИС) в государственной базе данных «Физические лица», информационной системе «регистрационный пункт ЗАГС», о чем также производит запись на согласии и указывает номер, дату выдачи свидетельства и наименование органа, выдавшего документ.

При удостоверении сделки по отчуждению имущества на основании выданной доверенности правообладателя имущества, заявление об отсутствии брачных отношений отбирается от поверенного, в случае если оно уполномочено на совершение данного вида нотариального действия.

Если брачным договором между супругами не установлен режим раздельной собственности, не подлежат нотариальному удостоверению:

договоры по приобретению жилищ, в случае если один из супругов является временно пребывающим в Республике Казахстан иностранцем (статья 9 Закона Республики Казахстан «О правовом положении иностранцев»);

договоры по приобретению земельных участков, в случае если один из супругов является лицом, не имеющим право на приобретение такого земельного участка (статьи 23 и 24 Земельного кодекса Республики Казахстан).

Сноска. Пункт 44 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным приказом Министра юстиции РК от 27.08.2021 № 752 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

45. В случае, если в согласии на отчуждение имущества указано кому отчуждается имущество, его цена и другие условия, нотариус при удостоверении сделки по отчуждению имущества проверяет соблюдение этих условий.

Сноска. Пункт 45 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

46. При отчуждении доли в праве долевой собственности нотариус руководствуется нормами статей 216 и 501 ГК РК.

Сноска. Заголовок главы 4 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

69. Нотариус удостоверяет договоры о порядке пользования имуществом, находящимся в общей (совместной или долевой) собственности физических и (или) юридических лиц.

Нотариус удостоверяет договор о порядке пользования общим имуществом, установленном соглашением сторон. При наличии спора нотариус разъясняет порядок обращения в суд.

Сноска. Пункт 69 в редакции приказа Министра юстиции РК от 13.12.2012 № 406 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

70. В договоре о порядке пользования в отношении каждого участника общей собственности указываются части недвижимого имущества, которыми он вправе пользоваться согласно технической документации, их порядковый номер и размер.

При удостоверении договора о порядке пользования имуществом стороны устанавливают порядок пользования находящимся на земельном участке жилым домом как с определением порядка пользования земельным участком, так и без такого определения.

Договор о порядке пользования имуществом имеет обязательную силу для лиц, приобретающих долю в общем имуществе, в отношении которого установлен порядок пользования.

71. Договор о порядке пользования недвижимым имуществом не является самостоятельным правоустанавливающим документом, действует дополнительно к правоустанавливающему документу.

72. Если участники общей (долевой или совместной) собственности желают прекратить режим общей собственности, нотариус разъясняет им различия в правовых последствиях заключения договора о порядке пользования и договора раздела имущества, а также условия и порядок заключения последнего.

Сноска. Правила дополнены главой 6-1 приказом и.о. Министра юстиции РК от 20.08.2019 № 441 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

85-1. Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Несоблюдение установленной законом формы соглашения об уплате алиментов влечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 3 статьи 157 Гражданского Кодекса Республики Казахстан.

Соглашение об уплате алиментов может быть удостоверено любым нотариусом.

85-2. Соглашение об уплате алиментов заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты (плательщик алиментов), и лицом, имеющим право получать алименты (получатель алиментов).

Круг лиц, обязанных уплачивать алименты, и лиц, имеющих право требовать их уплаты, закреплен статьями 138, 143, 145, 147, 148, 151-155 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье».

85-3. Нотариус проверяет родственные и брачные отношения между плательщиком и получателем алиментов.

Родственные отношения родителя, обязанного уплачивать алименты, и ребенка (детей) нотариус проверяет по свидетельству о рождении, о чем делается отметка на экземпляре соглашения об уплате алиментов, в которой указываются номер, дата составления и номер актовой записи, наименование регистрирующего органа.

Брачные отношения супругов нотариус проверяет по свидетельству о браке или через ЕНИС в государственной базе данных «Физические лица», информационной системе «регистрационный пункт ЗАГС», о чем производит запись на согласии соглашении об уплате алиментов и указывает номер, дату выдачи свидетельства и наименование органа, выдавшего документ.

85-4. В соглашении об уплате алиментов устанавливается размер, а также определяются условия и порядок выплаты алиментов.

Размер алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, определяется сторонами в этом соглашении.

При этом, размер алиментов, устанавливаемый по соглашению об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке.

85-5. В соглашении об уплате алиментов может предусматриваться, что алименты выплачиваются:

1) в долях к заработку и (или) иному доходу лица, обязанного уплачивать алименты;

2) в твердой денежной сумме, выплачиваемой периодически;

3) в твердой денежной сумме, уплачиваемой единовременно;

4) путем предоставления имущества;

5) иными способами, относительно которых достигнуто соглашение (выполнение работ, оказание услуг и т.д.).

В соглашении об уплате алиментов может быть предусмотрено сочетание различных способов уплаты алиментов.

Сноска. Заголовок главы 8 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

101. Нотариус и должностные лица, совершающие нотариальные действия, удостоверяют доверенность от имени одного лица (доверителя) на имя другого лица (поверенного).

Представитель не совершает действия по доверенности ни в отношении себя лично, ни в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является.

Сноска. Пункт 101 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

102. В тексте доверенности указываются место и дата удостоверения, фамилия, имя и отчество (при его наличии), дата и место рождения, ИИН, место жительства (для юридических лиц — наименование, БИН и место нахождения юридического лица) доверителя и фамилия, имя, отчество и место жительства поверенного.

В электронный реестр ЕНИС вносятся ИИН и данные документа, удостоверяющего личность доверителя, а также БИН юридического лица.

Сноска. Пункт 102 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.02.2016 № 103 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

103. Срок действия доверенности обозначается прописью и не может превышать трех лет.

Если срок доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения.

В доверенности на совершение дарения указывается одаряемый и предмет дарения.

Сноска. Пункт 103 в редакции приказа Министра юстиции РК от 13.12.2012 № 406 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

104. Доверенности на управление имуществом, на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения и доверенности, выдаваемые в порядке передоверия (кроме доверенностей, указанных в пункте 4, 6 статьи 167 Кодекса) подлежат нотариальному удостоверению.

105. Доверенность на право управления и распоряжения транспортным средством удостоверяется при наличии свидетельства о государственной регистрации транспортного средства (технического паспорта).

Сноска. Пункт 105 в редакции приказа Министра юстиции РК от 04.06.2015 № 315 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

106. Доверенность, выдаваемая юридическим лицом, может быть нотариально удостоверена. В этом случае нотариус проверяет полномочия должностного лица, подписавшего доверенность и правоспособность юридического лица.

Доверенность от имени государственного органа, коммерческой и некоммерческой организации на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.

107. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, подлежит удостоверению только при представлении основной доверенности, в которой оговорено право передоверия.

При удостоверении доверенности от поверенного не требуется представление доказательств, подтверждающих его права на доверяемое имущество (кроме доверенностей на автомототранспорт).

Дальнейшее передоверие на основании доверенности, выданной в порядке передоверия, не допускается.

108. В доверенности, выданной в порядке передоверия, указывается фамилия, имя, отчество нотариуса, удостоверившего основную доверенность, дату и место удостоверения, реестровый номер, фамилия, имя и отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства лица, которому выдана основная доверенность либо наименование и место нахождение юридического лица, выдавшего основную доверенность, а также лица, которому передаются полномочия, а в надлежащих случаях их должность. На основной доверенности делается отметка о передоверии. Копия основной доверенности приобщается к экземпляру доверенности, оставляемому у нотариуса.

В случаях, когда поверенный передает полномочия по основной доверенности в полном объеме, первоначальная доверенность с отметкой о передоверии, приобщается к доверенности, выданной в порядке передоверия и передается третьему лицу.

При передоверии отдельных полномочий, указанных в основной доверенности либо нескольким лицам, первоначальная доверенность с отметкой о передоверии возвращается поверенному, а нотариально засвидетельствованная копия первоначальной доверенности и доверенность, выданная в порядке передоверия, передается третьему лицу.

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен (далее — реестр нотариусов), ведет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (далее — федеральный орган юстиции) в порядке, им установленном. Сведения, содержащиеся в реестре нотариусов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, носят открытый характер и размещаются на официальном сайте федерального органа юстиции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В течение двух рабочих дней после дня обращения лица, внесенного в реестр нотариусов, по просьбе этого лица территориальный орган федерального органа юстиции (далее — территориальный орган юстиции) выдает ему выписку из реестра нотариусов, содержащую сведения о сдаче им квалификационного экзамена и (или) о назначении его на должность нотариуса. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

Право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют следующие должностные лица местного самоуправления: (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

1) в поселении, в котором нет нотариуса, — глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

2) в расположенном на межселенной территории населенном пункте, в котором нет нотариуса, — глава местной администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального района; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

3) во входящем в состав территории муниципального округа, городского округа населенном пункте, не являющемся его административным центром, в котором нет нотариуса, — уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального округа, городского округа в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

Сведения о должностных лицах местного самоуправления, указанных в части четвертой настоящей статьи, направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Для организации квалификационного экзамена при территориальном органе юстиции образуется квалификационная комиссия. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

В состав квалификационной комиссии входят представители территориального органа юстиции, представители научного сообщества, кандидатуры которых представлены Федеральной нотариальной палатой, и нотариусы, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее чем десять лет. Представители федерального органа юстиции вправе принимать участие в работе квалификационной комиссии. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию.

Апелляционная комиссия образуется при федеральном органе юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

Апелляционная комиссия при рассмотрении жалоб истребует из квалификационной комиссии все необходимые материалы. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения.

Положения о квалификационной и апелляционной комиссиях утверждаются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.

Законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате

Нотариус не вправе:

заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, — в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.

Общие положения правовой деятельности нотариата в Российской Федерации

С 2021 года направить в любой конец России, например, срочно понадобившуюся доверенность, свидетельство о рождении или согласие на сделку, можно буквально за минуты. Ведь документ в электронной форме можно направить по электронной почте, а благодаря тому, что он удостоверен УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) нотариуса, он имеет ту же юридическую силу, что и его бумажный оригинал.

Хранить такую электронную версию документа можно на любом носителе или устройстве – флешке, планшете, телефоне. Если же адресату нужен документ в бумажном формате, то любой ближайший нотариус переведет документ обратно в бумажную форму, удостоверит и отдаст на руки.

По сути, это позволяет сократить дни ожидания до нескольких минут, а также в разы сократить финансовые расходы («конвертация» из бумаги в цифру или обратно стоит в зависимости от региона примерно 150-180 руб. за одну страницу). Такой электронный документ невозможно подделать. Если злоумышленник попробует внести в него изменения, документ:

  • либо не откроется впоследствии;
  • либо УКЭП нотариуса открепится от него.

Нотариусы сегодня могут сразу изготовить удостоверяемый ими документ в цифровой форме – без «бумажной стадии». Главное, чтобы принимающая этот документ сторона имела технические и нормативные возможности его проверить и использовать.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
юстиции Российской Федерации
от 30 августа 2017 года N 156

Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования

(с изменениями на 30 сентября 2020 года)

1. Нотариус получает и фиксирует информацию о наличии или отсутствии определенных обстоятельств, в том числе фактов, имеющих юридическое значение, необходимых для совершения нотариального действия (далее — обстоятельства).

Наличие или отсутствие обстоятельств подлежит установлению нотариусом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в объеме, предусмотренном Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающим объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования (далее — Регламент).

2. Источниками информации, необходимой для совершения нотариальных действий, являются:

1) документы органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе судебные акты, органов местного самоуправления, компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, нотариусов, в том числе в электронной форме;

2) государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры, в том числе находящиеся в открытом доступе;

3) единая информационная система нотариата (далее — ЕИС);

4) заявления лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий (далее — заявитель), и иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия;

5) документы и сведения, исходящие от физических и юридических лиц, в том числе информационные ресурсы.

3. Если представленный нотариусу документ составлен на языке, которым нотариус не владеет, нотариусу должен быть представлен перевод документа на русский язык, выполненный переводчиком, подлинность подписи которого засвидетельствована нотариусом, или перевод указанного документа, выполненный нотариусом, знающим иностранный язык, с которого осуществляется перевод.

4. Нотариус не вправе требовать от заявителя представления информации, которую он может получить самостоятельно в электронной форме, в том числе из государственных реестров.

Нотариусы будут работать по единому регламенту

10. Информацию о личности заявителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место рождения) и иных лицах, участвующих в совершении нотариального действия (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место рождения), нотариус получает из документов, удостоверяющих личность. Для установления личности могут использоваться документы, исключающие любые сомнения относительно личности, в том числе:

1) паспорт гражданина Российской Федерации;

2) временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации (в период оформления паспорта гражданина Российской Федерации);

3) удостоверение личности или военный билет военнослужащего;

4) паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

5) дипломатический или служебный паспорт;

6) удостоверение личности моряка;

7) паспорт гражданина СССР образца 1974 г. с указанием гражданства Российской Федерации или с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, выданным по достижении гражданином 45-летнего возраста;

8) удостоверение беженца;

9) свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу;

10) свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;

11) документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации;

12) паспорт иностранного гражданина или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

13) копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции об установлении личности иностранного гражданина, заверенная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (для иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность);

14) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, разрешение на временное проживание, вид на жительство или иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства;

15) иной документ, предусмотренный законодательством Российской Федерации или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность.

10.1. При отсутствии документа, удостоверяющего личность гражданина, или при наличии сомнений относительно личности гражданина, предъявившего документ, удостоверяющий его личность, а также при совершении нотариального действия удаленно информацию о личности заявителя нотариус получает из единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации и единой системы идентификации и аутентификации в порядке, предусмотренном приказом Минюста России от 30.09.2020 N 228 «Об утверждении Порядка установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации (зарегистрирован Минюстом России 05.10.2020, регистрационный N 60216).

(Пункт дополнительно включен с 29 декабря 2020 года приказом Минюста России от 30 сентября 2020 года N 230)

Предусмотрена возможность совершения нотариусами новых нотариальных действий:

  • исполнительной надписи для взыскания задолженности в бесспорном порядке в виде электронного документа;
  • принятие на хранение электронных документов;
  • удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу[1].

Предусмотрена возможность совершения некоторых нотариальных действий с помощью сети Интернет удаленно, то есть без личной явки обратившегося лица к нотариусу.
На текущий момент Законом установлен следующий перечень нотариальных действий, которые могут быть совершены удаленно:

  • свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой;
  • передача электронных документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
  • принятие в депозит и на депонирование безналичных денежных средств;
  • совершение исполнительной надписи в виде электронного документа;
  • принятие на хранение электронных документов;
  • обеспечение доказательств в виде осмотра информации в сети Интернет;
  • получение выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;
  • удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу.

Новеллой станет размещение на ряде нотариальных документов, изготовленных на бумажных носителях специальной машиночитаемой маркировки (QR-кода), с помощью которой можно будет осуществлять проверку информации о нотариальном документе.
QR-код будет содержать дату, регистрационный номер и вид нотариального действия, ФИО и нотариальный округ нотариуса, данные о заявителях, их представителях.
Предполагается, что любое лицо сможет просканировать QR-код на нотариальном документе с помощью смартфона и проверить, действительно ли выдавался этот документ.
Перечень документов, предусматривающих проставление QR-кода, является исчерпывающим и включает в себя удостоверяемую сделку (в том числе, доверенность), свидетельство, протест векселя, исполнительную надпись, документ, обеспечивающий доказательства, документ, время предъявления которого удостоверено нотариусом.

Многие нотариальные действия совершаются непосредственно сразу же при обращении заинтересованного лица к нотариусу. Однако не всегда нотариальное действие может быть совершено незамедлительно. В екоторых случаях при возникновении определенных обстоятельств допускается отложение или приостановление совершения нотариального действия. Комментируемая статья регламентирует процедуры отложения и приостановления совершения нотариального действия. Как при отложении, так и при приостановлении совершения нотариального действия срок его совершения либо отказа в его совершении переносится на более позднюю дату. Разница между этими двумя процедурами видится в следующих двух моментах:

  • при отложении совершения нотариального действия нотариус предпринимает определенные меры, необходимые для его совершения либо для установления основания для отказа в его совершении, при приостановлении же нотариального действия нотариус подобных мер не предпринимает и лишь ожидает вынесения соответствующего судебного акта;
  • срок отложения совершения нотариального действия определяет сам нотариус и указывает его в постановлении об отложении совершения нотариального действия, для приостановления же нотариального действия заранее срок определен быть не может — он зависит от того, в какой срок судом будет разрешено соответствующее дело.

С 1 июля 2015 г. вступили в силу отдельные статьи Федерального закона от 30 марта 2015 года № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым в новой редакции изложена статья 45 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, определяющая требования к документам, представляемым для совершения нотариальных действий. Положения прежней редакции статьи 45 Основ о требованиях к нотариально оформляемому документу конкретизированы и изложены во вновь введенной статье 45-1. Новая редакция статьи 45 Основ о нотариате вносит существенные изменения в давно сложившийся стереотип взглядов и поведения нотариуса в отношении документов, представляемых для совершения нотариальных действий.

Условно можно разделить все случаи предъявления документов нотариусу на три варианта:

  • в целях совершения нотариального действия, при котором представляемые документы не претерпевают каких-либо изменений в результате совершенного нотариального действия или не являются прообразом для вновь создаваемого документа. Так, предъявляются различные документы по наследственному делу и приобщаются к нему для удостоверения доверенности сделки представляются устав, протокол общего собрания, и т.д., эти документы могут также оставаться в делах нотариуса. К данной группе относятся также и документы, удостоверяющие личность граждан;
  • документ представляется для совершения нотариального действия, в результате совершения которого он приобретает статус нотариально оформленного документа, например, заявления, сообщения, уведомления в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 года) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • документ представляется для свидетельствования верности копии или выписки из него.

В пункте 1 статьи 45 Основ о нотариате предусмотрено, что документы, представляемые нотариусу в подтверждение фактов, которые нотариус обязан проверить при совершении нотариального действия, должны соответствовать требованиям настоящей статьи.

Порядок совершения нотариальных действий устанавливается настоящим Законом, другими законодательными актами и Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий нотариусами, утверждаемой Министерством юстиции Республики Казахстан.

Статья 40. Сроки совершения нотариальных действий

Нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых для этого документов и уплаты государственной пошлины при совершении нотариальных действий государственным нотариусом или лицами, уполномоченными настоящим Законом на совершение нотариальных действий, либо оплаты нотариальных действий частного нотариуса.

1. Совершение нотариального действия может быть отложено по следующим основаниям:

1) необходимости истребования дополнительных сведений от физических и юридических лиц;

2) направления документов на экспертизу.

2. Срок отложения совершения нотариального действия не может превышать месяца со дня вынесения постановления об отложении совершения нотариального действия.

3. По заявлению заинтересованного лица, оспаривающего в суде право или факт, за удостоверением которого обратилось другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия может быть отложено на срок не более десяти дней. Если в течение этого срока от суда не будет получено сообщение о поступлении заявления, нотариальное должно быть совершено.

4. В случае получения от суда сообщения о поступлении заявления заинтересованного лица, оспаривающего право или факт, об удостоверении которого просит другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия приостанавливается до разрешения дела судом.

1. Нотариус или должностное лицо при совершении нотариального действия устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица.

2. Установление личности должно производится на основании удостоверения личности или паспорта гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.

Приказ Минюста России от 31.03.2020 N 79

1. В случае утраты документа, экземпляр которого хранится в делах нотариальной конторы или у нотариуса, по письменным заявлениям граждан, представителей юридических лиц, от имени или по поручению которых совершались нотариальные действия, выдается дубликат утраченного документа.

2. Выдача дубликата документа производится с соблюдением требований статьи 3 настоящего Закона.

Статья 1. Нотариат в Республике Казахстан

1. Нотариат в Республике Казахстан — это правовой институт по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц путем совершения нотариальных действий.

2. Правом совершать нотариальные действия в случаях и пределах, установленных настоящим Законом, обладают:

1) нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах (государственные нотариусы), и нотариусы, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы);

2) должностные лица аппаратов акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, уполномоченные на совершение нотариальных действий;

3) лица, исполняющие консульские функции от имени Республики Казахстан;

3-1) (исключен)

4) иные лица, уполномоченные настоящим Законом на совершение нотариальных действий.

Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными законами РК от 24.12.2001 № 276; от 05.05.2003 № 408; от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 26.12.2011 № 516-IV (вводится в действие по истечении 10 календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 2. Законодательство о нотариате

Законодательство о нотариате состоит из норм Гражданского кодекса, настоящего Закона и иного законодательства Республики Казахстан, регулирующего нотариальную деятельность.

Статья 3. Нотариальная деятельность и ее гарантии

1. Нотариальная деятельность — это совершение нотариусом нотариальных действий, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

В случаях и пределах, установленных настоящим Законом, отдельные нотариальные действия могут совершать специально уполномоченные должностные лица.

Нотариальная деятельность в Республике Казахстан основывается на принципах законности, независимости, беспристрастности, тайны нотариальных действий.

Нотариальная деятельность не является предпринимательской деятельностью.

2. В осуществлении нотариальной деятельности нотариусы и другие уполномоченные на совершение нотариальных действий лица независимы и подчиняются только закону. При этом они руководствуются настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, регулирующими такую деятельность.

3. Физическим и юридическим лицам гарантируется тайна совершенных ими нотариальных действий.

3-1. Нотариальной тайной являются сведения, полученные при совершении нотариального действия или обращении к нотариусу, уполномоченному должностному лицу, в том числе о личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях.

4. Обеспечение тайны нотариальных действий обязательно для лиц, прекративших работу в качестве нотариуса.

4-1. Обязанность соблюдения нотариальной тайны распространяется на стажеров, помощников нотариусов, свидетеля, переводчика, лицо, подписавшее вместо гражданина нотариальный документ вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности последнего, а также работников нотариальных палат и лиц, осуществляющих сопровождение и системно-техническое обслуживание единой нотариальной информационной системы.

5. Сведения о нотариальных действиях, копии или дубликаты выданных нотариусом документов выдаются только юридическим и физическим лицам, по поручению которых совершались нотариальные действия, либо их уполномоченным лицам.

6. Сведения о нотариальных действиях и документы выдаются по письменному требованию суда, органов следствия и дознания, по находящимся в их производстве делам, судебных исполнителей по находящимся в их производстве делам исполнительного производства органам прокуратуры, также органам юстиции и нотариальным палатам, уполномоченным настоящим Законом осуществлять проверку деятельности нотариусов.

Сведения о нотариальных действиях, необходимые для осуществления адвокатской деятельности, выдаются также по письменному запросу адвоката, выступающего в качестве защитника или представителя доверителя, обратившегося к нему за юридической помощью.

Получение из единой нотариальной информационной системы сведений о нотариальных действиях, необходимых для оказания юридической помощи, осуществляется адвокатами путем направления адвокатского запроса в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи, через единую информационную систему юридической помощи.

Сведения о наследниках умершего лица, имевшего налоговую задолженность, выдаются по письменному запросу органов государственных доходов.

7. Лица, разглашающие нотариальную тайну, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

8. Юридические лица и должностные лица обязаны представлять нотариусу сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий, в срок не позднее десяти календарных дней с момента истребования их нотариусом.

Статья 30. Оплата нотариальных действий

1. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, и должностное лицо аппарата акима города районного значения, поселка, села, сельского округа за совершение нотариальных действий взимают государственную пошлину по ставкам, установленным Налоговым кодексом Республики Казахстан.

2. Оплата нотариальных действий, совершаемых частным нотариусом, осуществляется по ставкам, соответствующим размерам государственной пошлины, установленной налоговым законодательством Республики Казахстан.

3. (исключен)
Примечание РЦПИ!
Пункт 4 вводится в действие с 01.01.2010.

4. Должностное лицо консульского учреждения Республики Казахстан за совершение нотариальных действий взимает консульский сбор в порядке и размерах, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.

5. Льготы по оплате нотариальных действий для физических и юридических лиц, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан, распространяются на этих лиц и при совершении нотариальных действий нотариусом, занимающимся частной практикой.

6. При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места его работы заинтересованные лица возмещают ему фактические транспортные расходы.

7. (исключен)
Сноска. Статья 30 с изменениями, внесенными законами РК от 24.12.2001 № 276; от 05.05.2003 № 408; от 20.12.2004 № 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 16.11.2009 № 200-IV (вводятся в действие с 01.01.2010).

Статья 30-1. Оплата услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий частным нотариусом

Статья 81. Удостоверение факта нахождения гражданина в живых

1. Нотариус удостоверяет факт нахождения гражданина в живых.

2. Удостоверение факта нахождения в живых несовершеннолетнего производится по просьбе его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей), а также учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний. В подтверждение указанного факта заинтересованным лицам выдается свидетельство.

Статья 82. Удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте

1. Нотариус по просьбе гражданина удостоверяет факт нахождения его в определенном месте.

2. Удостоверение факта нахождения в определенном месте несовершеннолетнего производится по просьбе его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей), а также учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний. В подтверждение указанного факта заинтересованным лицам выдается свидетельство.

Статья 83. Удостоверение времени предъявления документов

Нотариус удостоверяет время предъявления ему документа. Удостоверительная надпись об этом делается на документе с указанием фамилии, имени, отчества предъявившего его лица.

Сноска. В заголовок внесены изменения, исключены статьи 87-91 — Законом РК от 29 марта 2000 г. № 42.

Статья 92. Протест векселя

Протест векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта производится нотариусом в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан о переводном и простом векселе.

Статья 95. Заявление о морском протесте

1. Нотариус принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

2. Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

3. В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна в соответствии с законодательством, регулирующим торговое мореплавание, одновременно с заявлением либо в срок не позднее семи календарных дней с момента захода в порт или момента происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу на обозрение судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала.

Сноска. Статья 95 с изменением, внесенным Конституционным законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 96. Сроки заявления о морском протесте

1. Заявление о морском протесте в соответствии с законодательством, регулирующим торговое мореплавание, подается в течение двадцати четырех часов с момента прихода судна в порт.

Если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение двадцати четырех часов с момента происшествия.

2. В случае невозможности заявления протеста в установленный срок причины этого должны быть указаны в заявлении о морском протесте.

Статья 97. Составление акта о морском протесте

Нотариус на основании заявления капитана, данных судового журнала, а также опроса самого капитана и по возможности не менее двух свидетелей из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и печатью. Экземпляр акта о морском протесте выдается капитану или уполномоченному лицу.

С 2021 года партнеры могут одновременно заверить договор в разных регионах. Каждый участник сделки вправе обратиться к нотариусу по месту нахождения. Раньше реализация такой схемы была невозможна. Контрагентам не удавалось избежать совместного визита в контору.

Сейчас разрабатывать проект сделки могут сразу два нотариуса. Взаимодействие выстраивается с применением удаленных средств связи. Стороны подписывают такой договор после окончательного согласования. Делается это в присутствии выбранного специалиста с применением квалифицированной цифровой подписи. Минусом механизма становится повышенная стоимость. Затраты на удостоверение сделки удваиваются. Тариф удерживается обоими нотариусами. Ответственность за причинение вреда они несут солидарно. Исключение сделано лишь для случаев недействительности сделки из-за пренебрежения правилами установления личности. Персонально нотариусы отвечают за проверку дееспособности, добровольности волеизъявления и полномочий представителей.

Полной свободы выбора у контрагентов нет. Если законом установлено ограничение по месту оформления договора, его придется соблюсти. Примером служит отчуждение недвижимости. Хотя бы один участник соглашения обязан обратиться в контору по адресу нахождения имущества.

  • Республиканская нотариальная палата
  • Как стать нотариусом
  • История нотариата
  • О профессии
  • Международный Союз нотариата
  • Центр повышения квалификации нотариусов
  • Бюллетень нотариуса
  • Послания Президента народу Казахстана
  • Основополагающие нормы
  • Правоприменительная практика
  • Концепция развития нотариата в Республике Казахстан на период с 2015 до 2020 года
  • Статьи и публикации
  • Положения
  • Законопроекты
  • Законодательство РК о нотариате

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

В соответствии со ст. 40 Основ о нотариате нотариальные действия совершаются любым нотариусом, за исключением отдельных случаев, которые предусмотрены либо самими Основами о нотариате, либо могут устанавливаться законодательством РФ и субъектов РФ, в соответствии с которым нотариальное действие должно быть совершено определенным нотариусом.

Основы о нотариате предусматривают следующие исключения из общего правила.

  • • Оформление наследственных прав Правила оформления наследственных дел относительно места совершения нотариальных действий расшифровываются в ст. 62-64, 69, 70.
  • • Нотариус не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников — родителей, детей, внуков (ст. 47).
  • • Удостоверение договоров о возведении жилого дома на предоставленном земельном участке удостоверяется нотариусом по месту предоставления земельного участка, а удостоверение договоров об отчуждении жилого дома, квартиры, дачи, садового дома, гаража, а также земельного участка производится по месту нахождения указанного имущества (ст. 56).
  • • Выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе производится по заявлению супругов, когда предметом отношений являются жилой дом, квартира, дача, садовый дом, гараж, земельный участок осуществляется по месту нахождения этого имущества (ст. 74).

УТВЕРЖДЕНА
решением Правления
Федеральной нотариальной палаты
от 12 ноября 2012 года


УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 19 декабря 2013 года N 229

1. Примерная номенклатура дел государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой (далее — Примерная номенклатура дел), представляет собой систематизированный перечень заголовков дел, образующихся в процессе деятельности государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой. Примерная номенклатура дел определяет порядок формирования документов в дела, систематизации, идентификации, индексации и сроки хранения дел и является методическим документом для составления индивидуальной номенклатуры дел государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой (далее — индивидуальная номенклатура дел).

2. Разделы Примерной номенклатуры дел объединяют наименования дел по функциональному признаку в соответствии с деятельностью государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой.

3. При составлении Примерной номенклатуры дел учтены следующие нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам документационного обеспечения:

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1;

Федеральный закон от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст.4169; 2006, N 50, ст.5280; 2007, N 49, ст.6079; 2008, N 20, ст.2253; 2010, N 19, ст.2291, N 31, ст.4196; 2013, N 7, ст.611);

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 года N 558 (зарегистрирован Минюстом России 08.09.2010, регистрационный N 18380) (далее — Перечень);

Правила нотариального делопроизводства, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19 ноября 2009 года N 403 (зарегистрирован Минюстом России 17.12.2009, регистрационный N 15675), с изменениями, внесенными приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 8 апреля 2010 года N 81 (зарегистрирован Минюстом России 22.04.2010, регистрационный N 16977), от 23 ноября 2010 года N 360 (зарегистрирован Минюстом России 01.12.2010, регистрационный N 19090).

4. Примерная номенклатура дел состоит из двух разделов: «Организация нотариальной деятельности» и «Совершение нотариальных действий». Внутри разделов заголовки дел сгруппированы с учетом их функциональной взаимосвязи.

В раздел «Организация нотариальной деятельности» включены дела: организационно-распорядительные, отчетности, финансирования и бухгалтерии, по работе с персоналом, регистрационно-контрольные и учетные.

В раздел «Совершение нотариальных действий» включены дела, связанные с совершением нотариальных действий.

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

  • Свежие
  • Посещаемые

В соответствии со статьей 9 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 10) приказываю:

1. Внести изменения в Правила нотариального делопроизводства, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.04.2014 N 78 (зарегистрирован Минюстом России 23.04.2014, регистрационный N 32095), с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 21.12.2016 N 297 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2016, регистрационный N 44883), от 17.04.2018 N 69 (зарегистрирован Минюстом России 20.04.2018, регистрационный N 50841) и от 05.07.2019 N 133 (зарегистрирован Минюстом России 12.07.2019, регистрационный N 55246), согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 29.12.2020.

Министр
К.А. ЧУЙЧЕНКО

Некоторые упомянутые нами документы являются нормативными, то есть обязательными для всех, а некоторые являются методическими, носят рекомендательный характер. В статье мы не будем акцентировать особое внимание на том, что положения одного документа соблюдать нужно обязательно, а другого – нет. Ограничимся лишь основными соответствующими пометками. В делопроизводстве все взаимосвязано, и в конечном итоге выполнять только обязательные предписания не получится. Приведем пример: для обычной коммерческой организации обязательно выполнять только положения документов по архивному делу. ГОСТы, Примерная инструкция по делопроизводству и весь остальной пул документов носят рекомендательный или вовсе справочный характер. Однако невозможно правильно архивировать документы, игнорируя процессы документирования и документооборота. Для хранения нам нужно знать вид и разновидность документа (это документирование), а также вовремя получить его в архив (это документооборот). Вот и получается, что разделение на обязательные и необязательные регламентирующие документы в делопроизводстве – условное. Знать и выполнять приходится все.

Все документы и важные бумаги предприятия раскладываются в отдельные папки, в зависимости от темы или структурного подразделения к которому они относятся. Каждая такая папка называется «Дело». Как правило, оно имеет свой номер и наименование. Номенклатура ��ел фиксирует их, распределяя определенным образом. Параллельно документ отражает сроки хранения тех или иных бумаг и количество томов в деле.

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

УТВЕРЖДЕН
решением
Правления Федеральной
нотариальной палаты
от 28 августа 2017 года N 10/17



УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
юстиции Российской Федерации
от 30 августа 2017 года N 156



Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования

(с изменениями на 30 сентября 2020 года)

1. Нотариус получает и фиксирует информацию о наличии или отсутствии определенных обстоятельств, в том числе фактов, имеющих юридическое значение, необходимых для совершения нотариального действия (далее — обстоятельства).

Наличие или отсутствие обстоятельств подлежит установлению нотариусом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в объеме, предусмотренном Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающим объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования (далее — Регламент).

2. Источниками информации, необходимой для совершения нотариальных действий, являются:

1) документы органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе судебные акты, органов местного самоуправления, компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, нотариусов, в том числе в электронной форме;

2) государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры, в том числе находящиеся в открытом доступе;

3) единая информационная система нотариата (далее — ЕИС);

4) заявления лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий (далее — заявитель), и иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия;

5) документы и сведения, исходящие от физических и юридических лиц, в том числе информационные ресурсы.

3. Если представленный нотариусу документ составлен на языке, которым нотариус не владеет, нотариусу должен быть представлен перевод документа на русский язык, выполненный переводчиком, подлинность подписи которого засвидетельствована нотариусом, или перевод указанного документа, выполненный нотариусом, знающим иностранный язык, с которого осуществляется перевод.

4. Нотариус не вправе требовать от заявителя представления информации, которую он может получить самостоятельно в электронной форме, в том числе из государственных реестров.

5. Фиксирование информации, необходимой для совершения нотариального действия, осуществляется следующими способами:

1) внесение информации в:

а) реестры регистрации нотариальных действий, ведущиеся на бумажном носителе: реестр регистрации нотариальных действий или реестр регистрации нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, либо реестр регистрации уведомлений о залоге движимого имущества, представленных нотариусу на бумажном носителе (далее — бумажные реестры);

б) реестры нотариальных действий, ведущиеся в ЕИС: реестр нотариальных действий или реестр нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами (далее — РУДС), либо реестр уведомлений о залоге движимого имущества (далее -также РУЗДИ), (далее — реестры ЕИС);
(Подпункт 1 в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2020 года приказом Минюста России от 30 сентября 2020 года N 230.

2) внесение информации в текст нотариально оформленного документа, в том числе в удостоверительную надпись, свидетельство, если указание такой информации в удостоверительной надписи, свидетельстве предусмотрено формой удостоверительной надписи, свидетельства соответственно;

3) помещение в дела нотариуса документа или его копии;

4) помещение в дела нотариуса образа электронного документа на бумажном носителе без удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 26 июля 2019 года приказом Минюста России от 5 июля 2019 года N 134.

5) составление протокола фиксирования информации;

6) помещение электронных документов в ЕИС.
(Подпункт дополнительно включен с 29 декабря 2020 года приказом Минюста России от 30 сентября 2020 года N 230)

Нотариус самостоятельно определяет способ фиксирования информации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и Регламентом. При совершении нотариального действия может быть использовано несколько способов фиксирования информации.

6. Информация, полученная из государственных реестров, федеральных информационных ресурсов, государственных регистров, находящаяся в открытом доступе, фиксируется нотариусом в тексте нотариального документа (документа удостоверенного, засвидетельствованного, совершенного, выданного нотариусом) или в виде отображения на бумажном носителе полученной информации, либо в протоколе фиксирования информации с указанием источника информации, даты и времени ее получения.

7. Информация, полученная нотариусом со слов заявителя или иных лиц, участвовавших в совершении нотариального действия, фиксируется нотариусом в тексте нотариального документа, или протоколе фиксирования информации, или в заявлении.

15. Правоспособность юридического лица, зарегистрированного на территории Российской Федерации, нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в:

Едином государственном реестре юридических лиц;

учредительном документе юридического лица.

16. Правоспособность иностранного юридического лица нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в выписке из реестра юридических лиц соответствующей страны, где учреждено иностранное юридическое лицо, и (или) иных равных по юридической силе доказательств юридического статуса иностранного юридического лица.

17. Специальная правоспособность юридического лица при удостоверении сделок, предмет которых связан с лицензируемыми видами деятельности, деятельностью, в связи с которой обязательно членство в саморегулируемой организации, устанавливается нотариусом в объеме, определяемом соответствующей лицензией или свидетельством саморегулируемой организации о допуске юридического лица к определенным видам деятельности.

18. Адрес российского юридического лица нотариус устанавливает по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, сведения о месте нахождения российского юридического лица — по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц либо учредительного документа, а для иных юридических лиц — по сведениям выписки из реестра юридических лиц соответствующей страны, где учреждено иностранное юридическое лицо, и (или) иных равных по юридической силе доказательств юридического статуса иностранного юридического лица.

19. Информацию о наименовании органа юридического лица, действующего без доверенности от имени юридического лица, и порядке его формирования нотариус устанавливает на основании:

сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, за исключением случаев подтверждения полномочий органа юридического лица для внесения сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц, либо в выписке из реестра юридических лиц соответствующей страны, где учреждено иностранное юридическое лицо, и (или) иных равных по юридической силе доказательств юридического статуса иностранного юридического лица;

учредительного документа юридического лица, договора с управляющей организацией или управляющим, документа (протокола, решения) о назначении лица на соответствующую должность, судебного акта о назначении арбитражного управляющего, иного документа о наделении лица полномочиями представителя, либо документов, предусмотренных личным законом иностранного юридического лица.

20. Информация о юридическом лице и его органе, действующем без доверенности, фиксируется в реестрах ЕИС и (или) бумажных реестрах в порядке, установленном Требованиями и Порядком.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2020 года приказом Минюста России от 30 сентября 2020 года N 230.

23. Гражданскую дееспособность гражданина Российской Федерации, достигшего совершеннолетия, нотариус устанавливает в соответствии со статьями 21, 26-30 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 2012, N 53, ст.7627) на основании документа, удостоверяющего личность, подтверждающего его возраст (пункт 10 Регламента).

Гражданскую дееспособность иностранного гражданина и лица без гражданства нотариус устанавливает в соответствии со статьями 1195, 1197 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст.4552) на основании документа, удостоверяющего личность.

Полная гражданская дееспособность несовершеннолетнего гражданина устанавливается нотариусом на основании:

1) документа, удостоверяющего личность и подтверждающего возраст несовершеннолетнего;

2) решения органа опеки и попечительства об объявлении несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным;

3) судебного акта об объявлении несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным;

4) документов органов записи актов гражданского состояния или сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния о заключении брака несовершеннолетним.

Дееспособность несовершеннолетних граждан Российской Федерации в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нотариус устанавливает на основании документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его возраст.

24. Наличие или отсутствие производства по делу о банкротстве в отношении заявителя нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

25. Наличие зарегистрированного брака у заявителя нотариус устанавливает из документа органов записи актов гражданского состояния и (или) сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, или из установленного документа иностранного государства, подтверждающего регистрацию брака.

26. Информацию о наличии согласия на совершение сделки, выданного физическим или юридическим лицом, органом юридического лица, органом опеки и попечительства, финансовым управляющим, нотариус устанавливает по сведениям из представленных нотариусу документов (например, согласий, решений, распоряжений). В установленных законодательством Российской Федерации случаях указанная информация может быть получена только из документов, удостоверенных нотариусом, или иным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

32. При удостоверении договора нотариус посредством ЕИС запрашивает из Единого государственного реестра недвижимости информацию о наличии (отсутствии) судебного акта о признании заявителя недееспособным или ограниченно дееспособным.

Новации в действиях нотариусов коснулись не только цифровых и прочих гарантий для граждан, но и наделили их новыми обязанностями. Среди особо значимых можно выделить две. Первая: теперь нотариусы в течение пяти дней обязаны уведомлять Федеральную налоговую службу (ФНС) о выданных свидетельствах о праве на наследство в части унаследованной гражданами недвижимости и любых транспортных средств. Согласно новым поправкам нотариусы должны передавать эту информацию в электронном виде через ЕИС нотариата, такое положение призвано ускорить оперативность получения данных структурами ФНС.

При этом, хотя согласно Налоговому кодексу наследники при получении причитающегося им наследства и освобождены от уплаты подоходного налога, со дня открытия наследства у них возникает обязанность по уплате ежегодного налога на унаследованное недвижимое имущество и транспортные средства, так как они становятся их собственниками. Вторая особенность заключается в том, что теперь Росреестр может представлять нотариусу сведения о правах на недвижимость не только наследодателя, но и его пережившего супруга. Это особенно важно в делах о разделе наследства и возможных спорах по этому поводу. Для наследников остаётся только не забыть заявить нотариусу о необходимости сделать соответствующий запрос.

При этом надо иметь в виду, что нотариус обязан отправить в Росреестр документы на регистрацию права собственности наследника или пережившего супруга и соблюсти ряд непреложных условий. Во-первых, документы отправляются после оформления, в тот же день. Предпочтительный способ отправления для отражения в ЕИС нотариата — электронное сообщение с усиленной электронной подписью. Если каналы связи не работают, нотариус должен организовать отправку на бумаге, на это у него есть не более двух дней. Во-вторых, если наследник не заявил отказа от данного действия, то нотариус обязан его выполнить в любом случае и отдельная плата за это не берётся (даже за технические или правовые услуги), так как само действие — это часть сделки вступления в наследство.

  • Нотариусам утвердили пять административных регламентов
  • Изменен порядок регистрации обращений к нотариусам
  • Для нотариусов введут административные регламенты
  • Приостанавливать действие лицензии нотариуса будут квалификационные комиссии
  • Во сколько обойдутся дополнительные услуги нотариуса
  • Равнозначность электронного и бумажного документов подтвердит нотариус

В Мажилисе Парламента РК рассматривается проект нового Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», разработанный Министерством юстиции РК, одновременно с ним в качестве сопровождающего законопроекта, в Мажилисе проходит обсуждение проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» (далее – проект, законопроект). Если о первом законопроекте известно фактически все, он активно обсуждается в экспертном, адвокатском сообществах, его основные положения очень подробно освещены в СМИ, то о втором законопроекте фактически ничего не известно, специальные дискуссии по нему не ведутся, научные обсуждения не проводятся. Это не заслуженное положение, поскольку проектом предусматривается крупнейшее за последние шесть лет реформирование института нотариата.

Повышение качества оказания нотариальных услуг предполагает совершенствование института нотариата в нескольких ключевых направлениях: пересмотр порядка и условий доступа в профессию нотариуса; повышение квалификации и методическое сопровождение деятельности нотариусов; ужесточение ответственности нотариусов за недобросовестное выполнение функций. Законопроектом предполагается решение части выделенных вопросов в области организации нотариата. Рассмотрим важнейшие аспекты проекта.

Цель работы состоит в том, чтобы представить для обсуждения современные актуальные проблемы нотариата. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд следующих задач: изучить теоретические аспекты правового регулирования нотариата, получившие приоритетное развитие в Республике Казахстан; осуществить анализ норм действующего законодательства Республики Казахстан, определяющих реализацию функций и организацию нотариата; исследовать современные направления законотворческого процесса в области нотариата; предложить новые направления совершенствования правового обеспечения института нотариата.

Методологическую основу исследования составили диалектический, логикоправовой, социально-правовой, системноструктурный методы. Значительное внимание в работе уделено применению специально-юридических методов исследования – сравнительно-правовому и историко-правовому.

Теоретические основы существования развития института нотариата в казахстанской правовой системе можно сформулировать следующим образом:

1. Институт нотариата Казахстана имманентен всем странам, правовая система которых построена на принципах континентальной системы права и определяется как «латинский»

2. Нотариат рассматривается как институт «предупредительного» правосудия по гражданским делам, в пределах бесспорной гражданской юрисдикции, придающий нотариальному акту особую доказательственную силу.

3. Нотариат является одним из эффективнейших способов осуществления со стороны государства необходимого контроля, и адекватного реагирования на реальное развитие гражданско-правовых отношений.

Нотариальные действия совершаются (п. 2 гл. 1 разд. I Порядка):

частными нотариусами — в помещении, которое является рабочим местом нотариуса;

государственными нотариусами — в помещении государственной нотариальной конторы;

государственными нотариусами госархивов — в помещении госархивов;

уполномоченными лицами органов местного самоуправления (исполнительных комитетов сель-, посел-, гор- советов) — в помещении таких органов.

Если по каким-то причинам физическое лицо не может явиться в помещение нотариуса (нотариальную контору) для совершения нотариального действия или когда того требуют особенности удостоверяемой сделки, то такое нотариальное действие может совершаться вне указанных помещений, но в пределах нотариального округа.

  • О государственной пошлине
  • О нотариате
  • Об упорядочении взыскания платы за совершение нотариальных действий
  • Об утверждении Порядка совершения нотариальных действий нотариусами Украины
  • В каких случаях нотариус может отказать в совершении нотариальных действий?
  • Как оплачиваются нотариальные действия в государственных нотариальных конторах?
  • Как оплачиваются нотариальные действия частного нотариуса?
  • Как осуществляются нотариальные действия по обращению слепых, глухих, немых или глухонемых граждан?
  • Какие документы нотариус вправе не принимать для совершения нотариальных действий?
  • Какие документы предъявляются для установления личности при совершении нотариальных действий?
  • Какие нотариальные действия могут совершать консульские учреждения?
  • Какие нотариальные действия могут совершать нотариусы?
  • Какие сроки совершения нотариальных действий?
  • Какие существуют ограничения в совершении нотариальных действий (относительно родственников)?
  • Какик дополнительные услуги могут предоставлять нотариусы?
  • Какой график приема граждан государственными нотариусами?
  • Какой график приема граждан частным нотариусом?
  • Какой порядок совершения нотариальных действий вне рабочего места нотариуса?
  • Какую информацию содержит нотариальная тайна и кто обязан ее хранить?
  • Кем могут подписываться нотариально удостоверяемые документы, если лицо не может собственноручно подписать документ?
  • Кто имеет право совершать нотариальные действия, если в населенном пункте нет нотариуса?
  • Может ли нотариус заверить подлинность подписи на документах?
  • Несет ли частный нотариус ответственность за причинение ущерба в результате совершенного нотариального действия?
  • Принимают ли нотариусы документы, составленные за границей?
  • Нотариальное удостоверение верности копий документов и извлечений из них
  • Нотариальное удостоверение верности перевода
  • Нотариальное удостоверение времени предъявления документа
  • Нотариальное удостоверение подлинности подписи на документах
  • Нотариальное удостоверение фактов нахождения гражданина в живых или пребывания его в определенном месте
  • Обжалование действий нотариуса

Раздел 3 — Правила совершения нотариальных действий

Глава 4. Общие правила совершения нотариальных действий

Нотариальные действия могут совершаться любым нотариусом или должностным лицом органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9, 55, 60, 65, 66, 71-73, 85 и 103 настоящего Закона, и других случаев, предусмотренных законодательством Украины.

Нотариальные действия совершаются в помещении нотариальной конторы, в государственном нотариальном архиве, в помещении, которое является рабочим местом частного нотариуса, в помещении органа местного самоуправления, в помещении дипломатического представительства или консульского учреждения. В отдельных случаях, если лицо не может явиться в указанное помещение, а также когда того требуют особенности совершенного нотариального действия, нотариальные действия могут быть совершены вне указанных помещений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *