Обзор и содержание закона о всероссийской реновации в Москве в 2022 году

Автор: | 30.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обзор и содержание закона о всероссийской реновации в Москве в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Я очень хотел бы написать, что «нет, не правда», но, к сожалению, данный закон действительно весьма привольно обходится с правом собственности на помещения в многоквартирных домах, и в особенности с правом собственности на нежилые помещения. Также закон, опять же, весьма своеобразно обходится с правом собственности на индивидуальные жилые дома и садовые домики.

Впрочем, чтобы составить полное впечатление, прочитайте ответы на другие вопросы.

Госдума приняла закон о всероссийской реновации. Что это значит

Закон вводит в Градостроительный кодекс РФ и другие законы такое понятие как комплексное развитие территорий – по закону это совокупность мероприятий направленных на «создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов» (п. 34 ст. 1 ГрК РФ).

Понятие Комплексное развитие территории заменяет собой ранее использовавшиеся понятия: развитие застроенных территорий, комплексное освоение территорий, освоение территории в целях строительства стандартного жилья, и другие понятия, ранее описанные в отмененной теперь главе 5.1 Градостроительного кодекса РФ.

В части 1 статьи 64 Градостроительного кодекса РФ указаны цели комплексного развития территории, и согласно им, комплексное развитие территорий делается, грубо говоря, чтобы сделать территории лучше, благоустроеннее, инфраструктурно развитее, эффективнее, а также чтобы привлечь внебюджетные источники финансирования обновления застроенных территорий.

По сути же все сводится к тому, что в отношении определенной территории в установленном порядке принимается решение о ее комплексном развитии, потом в установленном порядке это все согласуется, в установленном порядке выбирается кто будет комплексно развивать территорию, а потом вся частная недвижимость на территории (с некоторыми исключениями — об этом ниже) в установленном порядке или изымается муниципалитетом (за деньги), или передается лицу, в установленном порядке получившему право комплексно развивать территорию (тоже за деньги).

При этом в части 2 статьи 67 Градостроительного кодекса РФ указано, что решение о комплексном развитии территорий может предусматривать необходимость строительства многоквартирных домов или домов блокированной застройки на комплексно развиваемой территории.

Как видно, в законе активно используется опыт московской реновации — когда на выбранной властями территории сносят всю недвижимость и строят новые жилые дома.

Впрочем, согласно этому закону все равно остается возможность, что в рамках комплексного развития территории на ней, например, снесут ветхую недвижимость и построят замечательный парк. Тут все будет зависеть от органов власти вашего региона и вашего города. И вы уже сейчас можете спрогнозировать, насколько грамотно ваши местные власти воспользуются новыми возможностями и в чьих интересах.

Законодатели придумали четыре вида комплексного развития территории, которые зависят от того, что собственно находится на данной территории.

Это (согласно ч.1 ст. 65 ГрК РФ):

  1. комплексное развитие территорий жилой застройки,
  2. комплексное развитие территорий нежилой застройки,
  3. комплексное развитие незастроенной территории,
  4. комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и объектов недвижимости.

По понятным причинам, далее я буду писать только о комплексном развитии территорий жилой застройки, чтобы не укрупнять и без того большой текст и не вносить в него ненужной путаницы.

Всероссийская реновация: когда вас могут выселить из квартиры, а дом — снести

Если для реализации решения о комплексном развитии территории необходимо внесение изменений в генплан или проекты планировки, в этом случае общественные обсуждения либо публичные слушания могут проводиться в границах территории, в отношении которой и было принято решение о комплексном развитии территории (ч. 3.1 ст. 28 ГрК РФ). При этом допускается одновременное проведение общественных слушаний и по внесениям изменений в генплан, и по проектам планировки территорий (ч. 26 ст. 5.1 ГрК РФ).

Также если для реализации решения о комплексном развитии территории вносятся изменения в правила землепользования и застройки, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в таковые правила проводятся в границах территории, подлежащей комплексному развитию, а срок проведения данных общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц (ч. 14 ст. 31 ГрК РФ).

Такие изменения необходимы, так как в правилах землепользования и застройки на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке должны устанавливаться территории, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории (ч. 5.1 ст. 30 ГрК РФ). Эти территории могут быть как определены заранее, так и уже после принятия решений о комплексном развитии территорий (ч. 5.2 ст. 30 ГрК РФ). В последнем случае принятие решения о комплексном развитии территорий будет основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки (п. 6 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ).

То есть, проведение комплексного развития территории будет всегда сопровождаться проведением общественных обсуждений или публичных слушаний, но только в границах территории, подлежащей комплексному развитию.

Во-первых, если ваш дом не признан аварийным, то вы можете провести собрание собственников и принять решение об исключении вашего дома из проекта комплексного развития территории (п. 4.6 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Подробнее о нюансах проведения данного собрания описано в ответе на вопрос 10.

Во-вторых, если ваш дом все-таки попал в проект комплексного развития, то у вас есть два пути: или вы получите деньги за вашу квартиру (ч. 3 ст. 32.1 ЖК РФ), или же вы получите другое жилье (ч. 4 и ч.7 ст. 32.1 ЖК РФ).

В случае с деньгами все просто. Если вы согласитесь на получение возмещения, то выплачиваемая вам сумма должны быть определена с учетом рыночной стоимости вашей квартиры, рыночной стоимости общего имущества в вашем многоквартирном доме, рыночной стоимости земельного участка под многоквартирным домом, ваших затрат на переезд и оформление нового жилья (ч. 3 ст. 32.1 ЖК РФ).

При этом эта сумма определяется на день, предшествующий дню принятия решения о комплексном развитии территории жилой застройки (ч. 3 ст. 32.1 и ч. 7 ст. 32 ЖК РФ).

Однако, если в изымаемой квартире или комнате проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, предоставление возмещения собственнику такого жилого помещения не допускается, и он может только получить другое жилье (ч. 21 ст. 32.1 ЖК РФ).

Если же вы напишите заявление на предоставление другого жилья, то вы получите другую квартиру с зачетом его стоимости при выплате вам возмещения за старую квартиру (ч. 4 ст. 32.1 ЖК РФ). Или вы можете получить жилье большей площади, доплатив при необходимости (ч. 22 ст. 32.1 ЖК РФ).

Но и это еще не все. Власти вашего региона могут издать свой нормативный акт, согласно которому и собственники, и наниматели изымаемых квартир могут получить право на получение равнозначной квартиры – квартиры имеющей то же количество комнат и такую же или большую площадь, а также соответствующей стандартам, установленным властями региона и расположенной в том же поселении или городе (ч. 7 ст. 32.1 ЖК РФ).

То есть именно за властями региона оставили «последнее слово» решающее, насколько справедливо будут даваться новые квартиры взамен изымаемых.

В-третьих, если ваша квартира у вас не в собственности, а по соцнайму, вы все равно имеете право принять участие в собрании собственников по вопросу исключения вашего дома из проекта комплексного развития (п. 3.2 ст. 45 ЖК РФ). Ну и если дом все равно попадет под комплексное развитие, то взамен освобождаемой вами квартиры вам предоставляется другая квартира, также по соцнайму, площадь и количество комнат в которой не меньше чем в старой квартире, а по письменному заявлению эта новая квартира может быть предоставлена вам в собственность (ч. 6 ст. 32.1 ЖК РФ).

К слову, недвижимость, попавшая в решение о комплексном развитии территории не обязательно должна быть снесена, а она может быть реконструирована. Например, многоквартирный дом может быть надстроен, в нем заменены все инженерные сети и изменены планировки.

Представляющий ту же самую партию спикер Госдумы Вячеслав Володин сказал, что «законопроект нацелен на решение проблем с домами, которые были построены ещё в императорской России и советской России», однако в тексте документа ничего подобного нет.

Более того, изначально присутствовавший в законопроекте пункт о том, что под реновацию можно определять только территории, на которых более половины домов – аварийные, из него исчез. Субъектам Федерации дано полное право самостоятельно решать, кого куда переселять – требуется лишь, чтобы на территории был хотя бы один аварийный, старый или типовой, но построенный в период индустриального домостроения дом – границы этого периода определяются властями региона.

Очевидно, что положения нового закона будут применяться в основном для зачистки старых кварталов в центрах мегаполисов (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск), а не для спасения жителей, например, Уссурийска, где дома́ действительно разваливаются. Выброс на рынок новых квадратных метров приведёт к усилению и без того свирепствующей урбанизации, и угадайте, чем это обернётся при новой эпидемии (а она неизбежна, это вопрос времени).

Сносить аварийные дома надо. Но в интересах России было бы переселение людей из пятиэтажек не в тридцатиэтажки, а совсем наоборот – в частные дома с небольшими участками (не издевательские 6 соток, конечно, – хотя бы 15).

Земли хватит: даже на 10 млн расселённых домохозяйств (а это почти 1/5 от числа семей в России) нужно лишь полтора миллиона гектаров, 15 тысяч квадратных километров. Для сравнения, площадь крохотной по русским меркам Московской области – 46 тысяч квадратных километров, в три раза больше.

Вот такая реновация – с созданием новых хозяйств, с развитием приусадебных участков, с возвращением культуры собственников – нам действительно нужна.

А Госдуме – нет. Потому что она представляет интересы крупного капитала, а не граждан России.

В проект адресной программы по сносу и реконструкции могут быть включены только такие дома, в которых 2/3 собственников и нанимателей поддержали такое решение, в т. ч. на общих собраниях.

Для выхода из программы достаточно более 1/3 голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в этом многоквартирном доме на общем собрании, тогда дом точно исключат из реновации.

Поправки предусматривают подробности принятия этих решений, а также другие положения об учете мнений граждан.

Подчеркнём, что это критерии только после прохождения законопроекта в первом чтении в Госдуме на 17.11.2020.

Собственникам и арендаторам жилья предоставят равнозначные помещения. Как вариант собственник сможет по письменному заявлению получить, например, денежное возмещение. Это будет возможно, если в отношении помещения не зарегистрированы ограничения прав или обременения.

Нежилые помещения, которые не относятся к общему имуществу дома, изымут с предварительным и равноценным возмещением.

Настоящий Закон устанавливает дополнительные гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве, порядок и условия обеспечения указанных гарантий.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) реновация жилищного фонда в городе Москве (далее — реновация) — совокупность мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения устойчивого развития жилых территорий, создания благоприятной среды жизнедеятельности, общественных пространств и благоустройства территории и предусматривающих комплексное обновление среды проживания граждан;

2) программа реновации — нормативный правовой акт Правительства Москвы, определяющий перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация. В такой перечень могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, многоквартирные дома, аналогичные им по своим конструктивным характеристикам, жители которых в соответствии со статьей 3 настоящего Закона поддержали включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации, программу реновации.

2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в каком они определены в федеральном законодательстве и законодательстве города Москвы.

Статья 2. Правовая основа обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации

1. Правовую основу обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.

2. Иные законы города Москвы, регулирующие отношения в сфере обеспечения жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 3. Гарантии учета мнения жителей при формировании и реализации программы реновации

1. В проект программы реновации может быть включен только тот многоквартирный дом, жители которого большинством не менее двух третей поддержали включение такого многоквартирного дома в проект программы реновации. Формы и порядок выявления и учета мнения жителей многоквартирного дома, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Москвы.

2. На любой стадии формирования программы реновации и ее реализации (до дня заключения первого договора, предусматривающего возникновение права собственности на предоставляемое жилое помещение) может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором может быть принято решение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации. В случае принятия такого решения многоквартирный дом исключается из проекта программы реновации, программы реновации.

Статья 4. Предоставление равнозначных жилых помещений при осуществлении реновации

1. Собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, подлежащих реновации, и гражданам, занимающим жилые помещения в многоквартирных домах, подлежащих реновации, по договорам социального найма, освобождающим такие жилые помещения, в целях обеспечения их жилищных прав взамен таких жилых помещений бесплатно предоставляются равнозначные жилые помещения.

2. Под равнозначным жилым помещением в настоящем Законе понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:

1) жилая площадь и количество комнат в таком жилом помещении не меньше соответственно жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

2) такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным Законом города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными правовым актом города Москвы;

3) такое жилое помещение расположено в том же районе города Москвы, в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий реновации, за исключением случая, если такой многоквартирный дом расположен в Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административных округах города Москвы. В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа города Москвы, в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий реновации.

3. Гражданину, занимающему жилое помещение в многоквартирном доме, подлежащем реновации, по договору социального найма, взамен освобождаемого им жилого помещения бесплатно предоставляется равнозначное жилое помещение на праве собственности или на основании письменного заявления указанного лица — по договору социального найма.


Установлено, что в проект программы реновации может быть включен только тот многоквартирный дом, не менее 2/3 жителей которого поддержали включение многоквартирного дома в проект программы реновации. На любой стадии формирования программы реновации и ее реализации может быть проведено общее собрание собственников, на котором может быть принято решение об исключении такого дома из проекта программы реновации.

Собственникам жилья в многоквартирном доме, подлежащем реновации, и гражданам, занимающим жилье по договорам соцнайма, освобождающим жилые помещения, взамен таких жилых помещений бесплатно предоставляются равнозначные жилые помещения. Равнозначными являются жилые помещения, жилая площадь и количество комнат в котором не меньше площади и количества комнат в освобождаемом помещении, а общая площадь жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения; предоставляемое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства и имеет улучшенную отделку; жилое помещение расположено в том же районе, в котором расположен дом, подлежащий реновации, за исключением домов, расположенных в Зеленоградском, Троицком и Новомосковском административных округах. В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа, в котором расположен дом, подлежащий реновации.

Гражданину, занимающему жилье в доме, подлежащем реновации, по договору соцнайма, взамен освобождаемого жилого помещения бесплатно предоставляется равнозначное жилое помещение на праве собственности или по договору соцнайма.

Вместо предоставляемого равнозначного жилого помещения собственники жилья в доме, подлежащем реновации, вправе получить за освобождаемое жилье возмещение в денежной форме или в форме равноценного жилого помещения на праве собственности.

С момента утверждения программы реновации собственники помещений освобождаются от уплаты взносов на капремонт.

Закон вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона о внесении изменений в Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации» и другие законы в части установления особенностей реновации жилищного фонда в г. Москве.

Нормы о выявлении и учете мнения жителей при формировании программы реновации вступают в силу со дня официального опубликования Закона.

Закон о всероссийской реновации

  • Документом предполагается предоставление равноценного или равнозначного жилья либо денежное возмещение. Жилая площадь и количество комнат в помещении, которые предоставят взамен, должны быть не меньше, чем в освобождаемом жилом помещении. А общая площадь — больше. Квартира должна быть расположена в том же поселении, городском округе. Новые дома по программе реновации должны быть построены в соответствии с требованиями к стандартному жилью, принятых Минстроем.Такие же нормы касаются не только собственников, но и проживающих в квартире по социальному найму.
  • Нежилые помещения, принадлежащие частным собственникам, изымут, а их владельцам выплатят компенсацию.
  • Если собственник в течение 45 дней не подписал договор о предоставлении денежного возмещения или новой квартиры, его могут обязать к переселению через суд. Для сравнения: в Москве срок для подписания договора вдвое больше — 90 дней.
  • Как и в московской программе, собственники смогут улучшить жилищные условия — для этого предусмотрена возможность докупить дополнительные площади при переселении.
  • Если в передаваемом жилом помещении проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, предоставление возмещения не допускается.
  • Наличие ограничений или обременений прав на жилое помещение не является препятствием для его передачи в государственную или муниципальную собственность или в собственность лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, а также для принятия судом решений по вопросам реновации.
  • Жители домов, подпавших под реновацию, как и в московской программе, освобождаются от уплаты взносов на капремонт общего имущества начиная с первого месяца года, в котором предполагается начать переселение. Ранее оплаченные средства за капремонт будут потрачены на комплексное освоение территории.

«Мы создали такую систему, чтобы можно было нажатием кнопки определить расходы при увеличении объемов строительства. Также разложили по полочкам возведение каждого дома, инфраструктуру, «социалку», посчитали инфляцию», – сказал Илья Киевский в интервью «Комсомольской правде» в рамках МУФ-2021.

Размер жилых комнат будет не меньше, чем в старых квартирах, при этом площади кухни, санузла, прихожей и балкона станут больше. В каждой квартире предусмотрены изолированные комнаты, просторный коридор, большая кухня и раздельные санузлы.

Улучшенная отделка «под ключ», выполненная по единому стандарту, включает:

  • деревянные межкомнатные двери в спальню, гостиную и кухню, входная дверь – металлическая;
  • деревянные окна (или из ПВХ) с москитной сеткой;
  • стены комнат, кухни, прихожей и коридора оклеены обоями под покраску;
  • потолки покрашены латексными акриловыми красками;
  • полы в жилых комнатах и прихожей – из ламината со звукоизоляционной подложкой, на кухне – керамогранит или ламинат;
  • напольный ПВХ плинтус с кабель-каналом;
  • на кухне – «фартук» во всю длину рабочей зоны, раковина из нержавеющей стали;
  • люстры и розетки в комнатах, кухне, коридоре, санузлах;
  • в санузлах подвесной потолок, керамическая плитка, белая стальная ванна, белая керамическая сантехника (раковина и унитаз), полотенцесушитель, водостойкий светильник;
  • застекленный балкон.

В законе названы несколько вариантов, когда может проводиться комплексное развитие территорий — это касается территорий жилой, нежилой застройки, незастроенных территорий и по инициативе правообладателя.

Из проекта закона убрали положение, по которому в программу могли включить только территории, на которых 50% и более составляют аварийные и подлежащие сносу многоквартирные дома. Данный пункт вызывал критику, поскольку в программу могли быть включены любые дома, в том числе не ветхие и не аварийные.

Помимо ветхого и аварийного жилья, в программу могут включать и неаварийные дома в случае износа крыши или фундамента, а также если капремонт дома дорог и нецелесообразен. В документе отмечается, что здания должны быть построены в период индустриального домостроения, быть в ограниченно работоспособном техническом состоянии.

Под снос могут попасть дома с определенным износом конструктивных элементов или если стоимость капремонта превышает определенную сумму. Порядок признания зданий ограниченно работоспособными, а также степень износа и предельную стоимость капремонта станут определять регионы.

Средний возраст аварийных домов в исследуемых городах — Волгограде, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Воронеже, Казани, Челябинске, Уфе, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Краснодаре и Екатеринбурге — составляет 78 лет. Обычно возраст аварийных домов, которые расположены в окружении ветхой застройки, меньше, чем у таких домов, расположенных точечно. Наиболее старые МКД — в Ростове-на-Дону (возраст 103 года), а наиболее «молодые» — в Казани (62 года).

Обычно в аварийных домах низкая обеспеченность жильем — 14 кв. м на человека. Этот показатель вдвое ниже средней обеспеченности по стране — 25 кв. м на человека.

Наибольшие по площади аварийные дома расположены в Воронеже и Челябинске (более 500 кв. м), наименьшие — в Екатеринбурге и Владивостоке (порядка 200 кв. м). Низкая плотность застройки является фактором инвестиционной привлекательности редевелопмента, в том числе за счет частных инвесторов.

Источник: Институт экономики города

Идея всероссийской программы реновации впервые прозвучала в июне 2021 года. В ходе прямой линии с президентом руководитель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская спросила Владимира Путина о возможности распространить программу реновации на всю страну. Тогда президент допустил ее распространение и на регионы. В сентябре 2021 года лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов и Хованская внесли на рассмотрение в Госдуму соответствующий законопроект.

Предполагалось, что в регионах, в отличие от столицы, дома будут не только сносить, но и реконструировать. Также в законопроекте предлагалось включать дом в программу, если за это проголосуют все собственники, а жителям коммуналок предоставлять отдельные квартиры.

С инициативой о проведении всероссийской реновации осенью 2021 года также выступило законодательное собрание Санкт-Петербурга. Законопроект предлагал создание механизма реновации жилья, приемлемого для всех субъектов РФ.

Подмосковные власти также занимаются разработкой собственной программы реновации, которая предусматривает доработку механизма развития застроенных территорий. Она позволит улучшить жилищные условия 1,3 млн жителей региона. Реализовывать подмосковную реновацию хотят с привлечением инвестиций.

Московская программа была утверждена мэром Москвы Сергеем Собяниным 1 августа 2021 года. Она предусматривает расселение свыше 350 тыс. квартир, в которых проживает более 1 млн человек. В программу реновации вошло более 5 тыс. жилых домов. Программа должна завершиться к 2035 году.

Реновация жилого фонда де-факто шла и при бывшем мэре Москвы Юрии Лужкове. Так называемая программа комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки стартовала в 1999 году и предусматривала снос и расселение ветхого жилого фонда. За все время программы было снесено 12 млн «квадратов» из 20 млн кв. м пятиэтажек.

Снос пятиэтажек в Москве в 2020-2022 годах

Собянин подписал закон о допгарантиях жителям пятиэтажек Городской закон о реновации защитит москвичей

Настоящий Закон устанавливает дополнительные гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве, порядок и условия обеспечения указанных гарантий.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) реновация жилищного фонда в городе Москве (далее — реновация) — совокупность мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения устойчивого развития жилых территорий, создания благоприятной среды жизнедеятельности, общественных пространств и благоустройства территории и предусматривающих комплексное обновление среды проживания граждан;
2) программа реновации — нормативный правовой акт Правительства Москвы, определяющий перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация. В такой перечень могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, многоквартирные дома, аналогичные им по своим конструктивным характеристикам, жители которых в соответствии со статьей 3 настоящего Закона поддержали включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации, программу реновации.

2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в каком они определены в федеральном законодательстве и законодательстве города Москвы.

Статья 2. Правовая основа обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации

1. Правовую основу обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.

2. Иные законы города Москвы, регулирующие отношения в сфере обеспечения жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 3. Гарантии учета мнения жителей при формировании и реализации программы реновации

1. В проект программы реновации может быть включен только тот многоквартирный дом, жители которого большинством не менее двух третей поддержали включение такого многоквартирного дома в проект программы реновации. Формы и порядок выявления и учета мнения жителей многоквартирного дома, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Москвы.

2. На любой стадии формирования программы реновации и ее реализации (до дня заключения первого договора, предусматривающего возникновение права собственности на предоставляемое жилое помещение) может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором может быть принято решение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации. В случае принятия такого решения многоквартирный дом исключается из проекта программы реновации, программы реновации.

Статья 4. Предоставление равнозначных жилых помещений при осуществлении реновации

1. Собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, подлежащих реновации, и гражданам, занимающим жилые помещения в многоквартирных домах, подлежащих реновации, по договорам социального найма, освобождающим такие жилые помещения, в целях обеспечения их жилищных прав взамен таких жилых помещений бесплатно предоставляются равнозначные жилые помещения.

Развитие городских застроенных территорий со сносом недвижимости не новая схема. Во многом ее применение сдерживается сложностями с переселением жильцов. Новый закон о КРТ направлен на максимальное быструю расчистку территорий под застройку. Частично он повторяет принципы столичной реновации. Например, переселенец может выбрать равнозначное жилье (с не меньшим количеством комнат и не меньшей жилой площадью), равноценное по цене, или денежную компенсацию. Однако ряд новелл закона создают принципиально новую и весьма опасную ситуацию. Перечислим лишь основные моменты.

Первое: закон позволяет сносить добротные здания. Если упрощать, то территорией КРТ признан любой городской участок, который на 50% занят аварийным жильем или самостроем. Причем закон не описывает, на каких основаниях определяются границы участка КРТ. «Если в отношении половины территории КРТ есть хоть какие-то критерии, обосновывающие необходимость сноса или реконструкции расположенных на ней объектов, то в отношении “других 50 процентов территории” нет никаких критериев. Например, можно без всякого обоснования включить в территорию КРТ объекты, не нуждающиеся в сносе или реконструкции», — говорится в отзыве на законопроект Института экономики города. Многоквартирные дома хорошего качества, оказавшиеся на территории КРТ, также могут быть снесены. Слабо обоснованные волюнтаристские подходы к формированию территорий КРТ может привести к тому, что в зоне риска сноса окажется значительная доля городских домов.

Второе: вводится инструмент принудительного изъятия недвижимости у собственников в процессе реализации коммерческого девелоперского проекта. Если жилец сносимого многоквартирного дома в течение 90 дней не подписал договор, предусматривающий переход права собственности, то он через суд принуждается к освобождению помещения и подписанию договора. Дискриминированы оказываются владельцы индивидуальных домов, дач и садовых домиков: получать у них согласие на снос не требуется, взамен своего жилья они получают исключительно денежную компенсацию. Введение принудительного изъятия недвижимости в ходе девелоперского проекта частной компании для России новинка, до этого такое изъятие было возможно лишь для муниципальных и государственных нужд и только в исключительных случаях.

Третье: на территориях КРТ фактически вводится мораторий на действие документов территориального планирования — генплана, проекта планировки территории и правил землепользования и застройки. Новый проект планировки утверждается по ускоренной схеме. Введение особого режима застройки на территориях КРТ доламывает систему градостроительного регулирования, официально вводя первенство ручного бесконтрольного управления городом.

Четвертое: закон оставляет существенную лазейку для фальсификации мнения жителей насчет включения в территорию КРТ. Есть требование о необходимости согласия двух третей собственников и нанимателей жилых помещений на включение в программу сноса и реновации, но не установлен кворум для голосования. «Если из собственников и нанимателей пяти квартир в доме две трети проголосовали “за”, а собственники и наниматели еще от 95 квартир не приняли участия в голосовании, то такой дом будет включен в адресную программу по сносу и реконструкции», — отмечается в отзыве Института экономики города.

Режим чрезвычайного градостроительства, несомненно, ускорит реализацию девелоперских проектов: очищать территорию под застройку от жильцов и зданий будет намного проще. Однако минусы новой концепции перевешивают плюсы. Открывается широкое поле для злоупотреблений. Отказ от системы градостроительного планирования грозит перерасходом городских средств при создании инфраструктуры в будущем.

Существующие сегодня жилищная политика и система градостроительного планирования несовершенны, но они выступают хоть каким-то ограничителем для варварской застройки, ведущейся без учета общественного блага, только ради прибыли девелоперов. Переход к застройке в духе экспромта резко диссонирует с мировыми тенденциями, когда разнообразные предпроектные исследования и тщательная проектная работа — это не «потеря времени», а залог высокого качества и эффективности построек.

Есть мнение, что вице-премьер Марат Хуснуллин хочет распространить московскую схему реновации на всю страну. Это категорически неверно. Есть по крайней мере четыре принципиально отличных момента.

Столичная реновация проводится на бюджетные средства. Московский бюджет до текущего года мог себе позволить выделять на эти цели ежегодно по сто миллиардов рублей. Однако даже крупные региональные центры не могут выделять и нескольких процентов от этой суммы — их бюджеты и до ковида в большинстве своем были дотационными.

Сколько денег нужно для всероссийской реновации? Хуснуллин признает, что в стране никто не знает точного количества аварийного жилья: «Регионы скрывают цифры. Потому что, как только жилой фонд признан аварийным, наступают финансовые обязательства, которые нужно исполнять». Сам вице-премьер оценивает, что на комплексное развитие территорий с аварийным жильем потребуется только в первые десять лет два триллиона рублей: «Чтобы эту программу реализовывать, придется собрать всех застройщиков и их средства. А также собрать все средства бюджетов — региональных, муниципальных, федеральных. Придумать новые механизмы долгосрочных финансовых инструментов».

Оценка Хуснуллина весьма оптимистична. Расчеты для Санкт-Петербурга показывают, что замена жилфонда 1950–1969 годов площадью 27 млн квадратных метров потребует как минимум 1,4 трлн рублей — три городских бюджета. Есть и другие оценки. «В середине 2000-х годов управление градостроительных программ правительства Москвы проанализировало, какой процент всего жилого фонда столицы нуждается в реновации. Если экстраполировать эти данные на весь жилой фонд страны, получается, что придется снести около 524 миллионов квадратных метров, — говорит генеральный директор компании S. Holding Алексей Шепель, который в середине 2000-х возглавлял “лужковскую” реновацию. — Если в регионах будут строить по ценам столичной реновации (125 тысяч рублей за квадратный метр), то получается 65 триллионов рублей. Если посчитать по ценам фонда ЖКХ (себестоимость — 35 тысяч рублей за квадратный метр), то минимальная оценка бюджета реновации — 18,3 триллиона рублей». Это астрономические цифры, которых нет не только у девелоперов, но и в бюджетах.

Отличие второе: оператором столичной реновации выступает московское правительство, а региональные проекты, как планируется, будут реализовывать частные девелоперские компании. Пока региональные девелоперы не проявляю оптимизма в отношении грядущей всероссийской реновации. «Как-то анализировать эту программу невозможно из-за полного отсутствия информации. Неясно ничего. Какая будет поддержка со стороны государства? Какие будут правила игры? В любом случае на рынок новостроек в ближайшие годы эта программа никак не подействует. Как минимум, три-четыре года уйдет на строительство стартовых домов и снос», — говорит уральский девелопер.

Третье отличие: экономическая целесообразность. Столичная реновация опирается на большую разницу в себестоимости строительства жилья и продажных цен. Как уверяют столичные чиновники, на горизонте двадцати лет программу можно сделать безубыточной: расходы бюджета на снос и строительство жилья для переселенцев будут компенсированы поступлениями от продажи дополнительной недвижимости. Заметим, что соответствующие расчеты столичное правительство ни разу не обнародовало. В регионах такая схема невозможна из-за низкой дельты между себестоимостью и ценой недвижимости. Даже пяти-шестикратное увеличение плотности застройки не позволяет ни построить квартиры для переселенцев, ни получить достаточно жилья на продажу.

И еще одно отличие: столичная программа реновации при всей своей непроработанности четко описывала предмет сноса — это панельные и кирпичные пятиэтажки. Региональные программы будут верстаться в городах, но уже сейчас понятно, что предмет сноса неслучайно не оговаривается чиновниками. «Пятиэтажки никто не будет расселять в регионах. Там много квартир, их расселять невыгодно. Исключение — буквально нескольких крупнейших мегаполисов. Хотя пока даже в Санкт-Петербурге и богатом Подмосковье реновация пятиэтажек не получается, — говорит региональный девелопер. — В остальных городах будут рентабельными считанное число площадок — например, где можно снести несколько частных домиков и возвести на их месте многоэтажку. Такие проекты, конечно, интересны застройщикам. Но они будут освоены компаниями, близкими к губернаторам и их замам».

Реновационные проекты могут располагаться в достаточно выгодных локациях, но их трудно реализовывать из-за большого инвестиционного цикла: перед строительством коммерческого дома надо возвести стартовый дом для отселения жильцов. Экономика проекта, естественно, страдает от такого длительного цикла. Очевидно, что большинство коммерческих проектов реновации не «полетят» без помощи федерального бюджета. Минстрой уже давно говорит о программе субсидирования проектов, где рентабельность недостаточна для получения банковского проектного финансирования. Возможно, будет запущена программа инфраструктурных облигаций или федеральных дотаций проектам региональной реновации. Такие программы могли бы спасти экономику этих проектов.

Столичная реновация на фоне всероссийской выглядит крайне выигрышно. Огромный бюджет города, высокие цены на недвижимость и устойчивый спрос на нее — все это вроде бы делает мегапроект реновации успешным. Однако три года реализации проекта дают возможность констатировать: реновация пошла совсем не так, как планировалось, и ни одно обещание мэра Сергея Собянина и Марата Хуснуллина, бывшего три года назад главой столичного стройкомплекса, выполнено не было.

Так, мэр города обещал, что дома по программе реновации будут от 6 до 14 этажей: «Небоскребов не будет!» Однако, по данным Москомархитектуры, более трети запроектированных на сегодняшний день зданий в программе реновации выше 14 этажей. Каждое шестое здание выше 21 этажа. Реновационные дома превышают даже предельную высотность — 75 метров.

«Делать высокоплотную застройку мы не будем: 25 тысяч квадратных метров на гектар — это максимум», — в свою очередь уверял Марат Хуснуллин. Коэффициент реновации (отношение площади построенного к снесенному) планировался в районе 2–2,5. В реальности коэффициент реновации в проектах многих районов — около 4, а плотность застройки — выше 35 тыс. квадратных метров на гектар.

В процессе реализации на задний план отошла и архитектура, о которой так много говорили три года назад. В 2017–2018 годах столичные власти провели масштабный и интересный по результатам архитектурный конкурс. Однако он остался лишь пиар-проектом, создающим флер вокруг реновации. Проекты победителей конкурса отправились на свалку истории: они оказались невозможны при радикальном изменении правил игры — резко выросших плотности и высотности застройки. Экономика кардинально изменила проект. Даже идея оригинальных дизайн-кодов для разных кварталов оказалась «утеряна»: она усложняет строителям жизнь.

Но эти жертвы были напрасными: скорость реновации оказалась куда ниже запланированной. В коридорах столичного правительства все чаще говорят, что реновация в какой-то момент будет свернута. Тем более что из-за ковида столичный бюджет из профицитного стал дефицитным. На следующий год бюджет города сверстан с дефицитом 510 млрд рублей, за 2021–2023 годы он превысит триллион. На 2021–2023 годы расходы на реновацию в размере 320 млрд рублей внесены в адресную инвестиционную программу, но очевидно, что поддерживать такие расходы трудно. Тем более что долговая нагрузка города за ближайшие три года вырастет в двадцать раз: с 30 млрд рублей до 600 млрд «Конечно, сразу и целиком реновацию не свернут: столичный мэр все-таки дал обещания президенту и москвичам. Но в нынешних бюджетных условиях реновация как снос неаварийных и не ветхих хрущевок становится для Москвы слишком обременительной. Думаю, ее будут потихоньку спускать на тормозах», — говорит экс-чиновник столичного правительства.

Но если судьба столичной реновации под вопросом, то с всероссийским мегапроектом вообще ничего не понятно. «Все будет зависеть от вложений федерального бюджета, — говорит региональный чиновник. — Самый вероятный вариант: в значительную программу всероссийская реновация не трансформируется. Будет ограниченное число небольших проектов в наиболее прибыльных центральных районах крупных городов. Снесут какой-то частный сектор, может, несколько бараков, эти лакомые кусочки в хороших местах застроят многоэтажками — и всё».

  1. Басманный р-н
  • Бакунинская ул., вл. 60
  • Посланников пер., вл. 18-Старокирочный пер., вл. 5
  • Красносельский кв. 998, д.2/1, стр.1,2
  • Русаковская ул., д.6
  • Таганский ул. Мельникова, д.2
  1. САО
  • Бескудниковский р-н, кв. 8, 9, к.1, 2
  • Войковский р-н, Нарвская ул., вл. 5
  • Головинский р-н, Авангардная ул., вл. 10, Флотская ул., вл. 68, к. 1 и 2, Онежская ул., вл. 35, к. 5, 6 и 7, Кронштадтский бульвар, вл. 55, Смольная ул., вл. 21
  • Западное Дегунино р-н, Ангарская ул., д. 33, Базовская ул., вл.15, ул. Талдомская, вл.1
  • Р-н Коптево, 3-й Новомихайловский пр., вл. 8, к.1
  • Тимирязевский р-н, Астрадамская ул.,вл. 9А, Дмитровское шоссе, вл. 55
  1. СВАО
  • Алексеевский р-н, ул. Староалексеевская, вл. 3
  • Бутырский р-н, мкр. 78, к. 66, ул. Руставели, вл. 3, к. 4
  • Лосиноостровский р-н, ул. Изумрудная, вл. 26А, мкр. 3, к. 53, ул. Тайнинская, вл. 13
  • Р-н Марфино, Гостиничный пр., вл.8, к. 2
  • Р-н Марьина Роща, ул. Октябрьская, вл.1058, Шереметьевская ул., вл. 5, к.1, 13, к.1
  • Р-н Ростокино, ул. Сельскохозяйственная, вл.14
  • Р-н Свиблово, проезд Нансена, вл. 8
  • Р-н Южное Медведково, ул. Молодцова, д. 33, к. 1
  • Р-н Южное Медведково, проезд Дежнева, д. 12, к. 1
  1. ВАО
  • Богородское Миллионная ул., вл. 3
  • Р-н Богородское, мкр. 8Б, к.4
  • Р-н Восточное Измайлово,13-я Парковая ул., вл. 16, 15-я Парковая ул., вл. 27, 16-я Парковая ул., вл. 12
  • Гольяново Щелковское шоссе, д. 71, к. 1 и д.73
  • Р-н Ивановское, мкр. 40-52, к.2 и 5
  • Измайловский пр, вл. 5
  • Косино-Ухтомский р-н, ул. Черное Озеро, вл. 2-8, Оренбургская ул., д. 3, Каскадная ул., вл. 21, участок 1 и 2
  • Р-н Метрогородок, Открытое ш., вл. 30, 26
  • Р-н Перово, Плеханова ул., вл. 18, 22, 2-я Владимирская ул., вл. 30, Зеленый проспект, вл. 27-29
  • Р-н Северное Измайлово, мкр. 80, корп. 7 и 9, Константина Федина ул., вл. 13-19
  1. ЮВАО
  • Р-н Выхино-Жулебино, мкр. 129, Ферганская ул., вл.5
  • Р-н Кузьминки, кв. 115, к. 1710, д. 18; кв. 116, к. 1 и 2 (Шумилова ул., д. 4); мкр. 113, ул. Юных Ленинцев, вл. 42; мкр. 119, Волгоградский пр-т, вл. 163; мкр. 120, ул. Жигулевская, вл. 3; мкр. 120, ул. Зеленодольская, вл. 28, к. 4; мкр. 118, ул. Юных Ленинцев, вл. 117, 99; мкр. 117, ул. Юных Ленинцев, вл. 73
  • Р-н Лефортово, Шепелюгинская ул., вл.16, кв. 3, к. 6
  • Р-н Люблино, мкр. А, Люблинская ул., д. 113; мкр. Ж, Краснодонская ул., д. 46; мкр. А, Люблинская ул., д. 109, к. 1; мкр. А, Люблинская ул., вл. 111, к. 211; мкр. Ж, ул. Верхние поля, д. 19, к. 2
  • Нижегородский р-н, кв. 80,
  • Рязанский р-н, мкр. 128А, ул. Паперника, д.12
  • Р-н Текстильщики, ул. Чистова, вл. 3А, стр. 1
  • Южнопортовый р-н, мкр. Д, ул. Петра Романова, д. 18
  1. ЮАО
  • Р-н Бирюлево Восточное, мкр. Загорье, напротив вл. 2
  • Р-н Бирюлево Западное, Булатниковский пр., д. 16А; Харьковский пр., вблизи вл. 1
  • Даниловский р-н, на пересечении 5-го Рощинского пр. и 2-ой Рощинской ул.; Проектируемый проезд 4062, д. 8
  • Донской р-н, Севастопольский пр-т, напротив д. 7,
  • Р-н Нагатинский Затон, ул. Речников, д. 18-20
  • Р-н Нагатино-Садовники, Варшавское ш., напротив д. 47,к. 2, напротив д. 61А
  • Р-н Нагорный, Симферопольский пр., вл. 712
  • район Царицыно, Ереванская ул., напротив д. 10, к. 1; Кавказский бульвар, вл. 40-42; Кантемировская ул., напротив д. 27; ул. Кантемировская, вл. 37-41; Каспийская ул., д. 28, к. 4; Севанская ул., вл. 54-56; ул. Бехтерева, вл. 3, з/у1 (р-н Царицыно, мкр. 4, к. 402)
  • район Чертаново-Южное, мкр.26, к. 81-82
  1. ЮЗАО
  • Академический р-н, кв.18, ул. Шверника, вл. 6
  • Р-н Зюзино, кв. 35, Б. Юшуньская ул., вл. 7А; кв.14, Болотниковская ул., вл. 31; кв. 36, Болотниковская ул., вл. 48; кв. 37, Болотниковская ул., вл. 43; кв. 14, к.. 3; , кв. 40, Каховка ул., вл. 2313; кв. 37, Керченская ул., вл. 2; кв. 40, Керченская ул., вл. 20; кв. 42, Керченская ул., вл. 30, 26; кв. 38, Севастопольский пр., вл. 71, вл. 79; кв. 26, 31, Черноморский бульвар, д.22 к.2
  • район Коньково, мкр. 6, к. 2 и 3
  • Ломоносовский р-н, ул. Архитектора Власова, вл.2
  • Обручевский р-н, пересечение ул. Гарибальди и ул. Архитектора Власова
  • Р-н Северное Бутово, Феодосийская ул., вл. 7
  • Р-н Черемушки, кв. 20, 21, Гарибальди ул., вл.17
  • Р-н Новые Черемушки, кв.32А, уч. 1, 2
  • Р-н Черемушки, кв. 20, 21, Профсоюзная ул., вл. 32
  • Р-н Южное Бутово, Краснолиманская ул., вл. 27
  1. ЗАО
  • Р-н Кунцево, Молодогвардейская ул., д. 44
  • Р-н Кунцево, Бобруйская ул., д. 15
  • Можайский р-н, кв.71, 72, ул. Кубинка, д.18, к. 2
  • Р-н Очаково-Матвеевское,кв. 5, Б. Очаковская ул.; мкр. 1, Веерная ул
  • Р-н Солнцево, Щорса ул., вл.15, ул. Авиаторов, ул. Родниковая
  • Р-н Филевский парк, Береговой проезд, вл. 2, вл. 2, стр. 18, вл.2, стр.19
  • район Фили-Давыдково, ул. Кастанаевская, вл. 44-48, корп. 1 и 2
  1. СЗАО
  • Р-н Митино, район Новобратцево, Парковая ул., вл. 31 (напротив)
  • Р-н Северное Тушино, кв. 5, Туристская ул., вл. 14, к.1, 2; ул. Вилиса Лациса, вл. 42;
  • Р-н Хорошево-Мневники, кв. 83, Генерала Глаголева ул., вл. 5, к. 1; ул. Демьяна Бедного, вл. 2215; Карамышевская набережная, вл.22, к. 2; ул. Мневники, вл. 10, к. 1
  • Р-н Щукино, мкр. 12, Новощукинская ул., вл. 8
  1. Зеленоград
  • Крюково Зеленоград, район Крюково, мкр. № 19, к. 1935, к. 1934
  • Старое Крюково Зеленоград, мкр.№9, корп. 934 – 936

Список домов под снос на 2020 – 2021 год:

  • Богородское:
    • Миллионная ул., вл. 3;
    • ТПУ “Открытое шоссе”.
  • Восточное Измайлово:
    • 13-я Парковая ул., вл. 16;
    • 15-я Парковая ул., вл. 27.
  • Ивановское:
    • мкр. 40-52, корп. 2;
    • мкр. 40-52, корп. 5.
  • Измайлово: Измайловский пр-д, влд. 5, з/у 1.
  • Косино-Ухтомский район: ул. Черное Озеро, вл. 4.
  • Метрогородок: Открытое шоссе, вл. 30, з/у 1.
  • Перово:
    • ул. Плеханова, вл. 18;
    • ул. Плеханова, вл. 22.
  • Северное Измайлово:
    • ул. 15-я Парковая, влд. 46А;
    • ул. 15-я Парковая, влд. 42А.

Дома, стоящие в очереди на 2020 – 2021 года:

  • Кунцево:
    • ул. Молодогвардейская, д. 44;
    • ул. Бобруйская, вл. 15.
  • Можайский район: кв. 71, 72, ул. Кубинка, вл. 18, корп. 2.
  • Очаково-Матвеевское: ул. Большая Очаковская, вл. 35А.
  • Солнцево: ул. Щорса, вл. 15.
  • Филевский парк: Береговой проезд, вл. 2, вл. 2, стр. 18, вл. 2, стр.19.
  • Фили-Давыдково: ул. Кастанаевская, вл. 44-48.
  • Ново-Переделкино: ул. Скульптора Мухиной, вл. 11/1.

С 2022:

  • Можайский район: ул. Гродненская, вл. 7-9;
  • Проспект Вернадского: проспект Вернадского, влд. 75/3;
  • Солнцево: ул. Родниковая, влд. 4/1.

В плане на 2020 – 2021 года:

  • Бескудниковский район:
    • кв. 8, 9, корп. 1;
    • кв. 8, 9, корп. 20.
  • Войковский район: Нарвская ул., вл. 5.
  • Головинский район:
    • Авангардная ул., вл. 10;
    • Флотская ул., вл. 68, корп. 1.
  • Западное Дегунино: Ангарская ул., д. 33.
  • Коптево: 3-й Новомихалковский проезд, вл. 8.
  • Тимирязевский район: Линейный пр-д, вл. 8А.

2022:

  • Бескудниковский район:
    • Бескудниковский б-p, вл. 52;
    • Дмитровское ш., вл. 89.
  • Головинский район: ул. Лавочкина, з/у 4.
  • Дмитровский район: Дмитровское ш., вл. 127.
  • Коптево: пр-д Черепановых, влд. 56А.

Дома, попадающие под снос в 2020 и 2021 годах:

  • Митино: ул. Парковая, вл. 31.
  • Северное Тушино: мкр. 5, ул. Туристская, вл. 14, корп. 1, 2.
  • Хорошево-Мневники: кв. 83, ул. Генерала Глаголева, вл. 5, корп. 1.
  • Щукино: мкр. 12, ул. Новощукинская, вл. 8/1.
  • Южное Тушино:
    • кв. 11, корп. 1;
    • ул. Лодочная, вл. 11.

С 2022:

  • Хорошево-Мневники:
    • наб. Новикова-Прибоя, вл. 6/3/1;
    • Демьяна Бедного ул., вл. 17, корп. 2;
  • Южное Тушино: Светлогорский пр-д, влд. 7/1/1.

Дома, попадающие под снос в 2020 и 2021 годах:

  • Басманный район:
    • Бакунинская ул., вл. 60;
    • ул. Бауманская, д. 47/1.
  • Красносельский район:
    • кв. 998, д. 2/1, стр. 1, 2;
    • кв. 998, Русаковская ул., д. 6.
  • Таганский район: ул. Мельникова, д. 2

Что это значит: Госдума приняла закон о всероссийской реновации.

Дома, которые планируют снести в период 2020 – 2021 годов:

  • Бирюлево Восточное: ул. Загорьевская, вл. 2/1.
  • Бирюлево Западное:
    • Булатниковский проезд, д. 16а;
    • Харьковский проезд, вл. 1/1.
  • Даниловский район: 5-й Рощинский проезд, з/у 1.
  • Донской район: Севастопольский проспект, вл. 7, к. 6/1.
  • Нагатинский Затон: ул. Речников, д. 18-20.
  • Нагатино-Садовники: Варшавское шоссе, влд. 47, к. 2.
  • Нагорный район: Симферопольский проезд, вл. 7, стр. 1.
  • Царицыно:
    • Ереванская ул., вл. 6;
    • Кавказский бульвар, вл. 40.
  • Чертаново Южное: мкр. 26, корп. 81-82.

В 2022 г.:

  • Бирюлево Восточное: Касимовская ул., вл. 39, корп. 2;
  • Москворечье-Сабурово: Каширское ш., вл. 76А;
  • Нагатинский Затон: Судостроительная ул., вл. 15;
  • Нагорный район: Электролитный пр-д, вл. 7А.

Программа реновации была запущена Правительством Москвы 1 августа 2017 года на срок до 2032 года, с целью обновить жилищный фонд и предотвратить рост массового появления аварийного жилья в столице.

Благодаря ей более 1 миллиона москвичей из ветхих пятиэтажек переедут в качественные современные дома. Участники Программы получают равнозначное жилье в своем районе проживания. Новые квартиры предоставляются с уже готовой улучшенной отделкой.

Москвичам, чьи дома включены в Программу реновации, предоставляются равнозначные квартиры. Жилая площадь и количество комнат в такой квартире не меньше, чем в освобождаемой, а общая площадь больше за счет более просторных помещений кухни, прихожей, коридора и санузлов. Квартира находится в новостройке, расположенной в одном районе с домом-участником программы реновации (в ЗелАО и ТиНАО — в том же административном округе).

Новоселы переезжают в квартиры с уже готовой улучшенной отделкой, которая не требует дополнительного ремонта. В них устанавливается вся необходимая сантехника, электроплита, люстры и светильники, розетки и выключатели. В каждой квартире есть балкон или лоджия с обязательным остеклением.

В Центральном Административном Округе Москвы в 2021, 2022, 2023 и 2024 году под снос запланированы такие аварийные пятиэтажки:

Басманный район

  • Бакунинская ул., д.49 c.4
  • Бакунинская ул., д.77 c.3
  • Балакиревский пер., д.2/26
  • Госпитальный Вал ул., д.3
  • Госпитальный Вал ул., д.3 к.1
  • Госпитальный Вал ул., д.5 к.10
  • Почтовая Б. ул., д.51-53 c.1
  • Почтовая Б. ул., д.61-67 c.1

Красносельский район

  • Гаврикова ул., д.3/1
  • Леснорядская 2-я ул., д.10-12 c.1
  • Леснорядская ул., д.7
  • Пресненский район
  • Литвина-Седого ул. д.13
  • Литвина-Седого ул., д.10
  • Подвойского ул. д.12/15
  • Подвойского ул., д.14
  • Подвойского ул., д.16
  • Подвойского ул., д.18
  • Стрельбищенский пер., д.19А

Таганский район

  • Дубровская 2-я ул., д.1
  • Нижегородская ул., д.18
  • Нижегородская ул., д.20
  • Нижегородская ул., д.24
  • Нижегородская ул., д.26

В Северо-Восточном Административном Округе Москвы запланировали на 2021, 2022, 2023 и 2024 годы снос таких аварийных пятиэтажек:

Бабушкинский район

  • Бабушкина Летчика ул.,д.33 к.3
  • Бабушкина Летчика ул.,д.33 к.4
  • Бабушкина Летчика ул.,д.35 к.1
  • Бабушкина Летчика ул.,д.35 к.2
  • Бабушкина Летчика ул.,д.39 к.1
  • Бабушкина Летчика ул.,д.41 к.1
  • Бабушкина Летчика ул.,д.43
  • Верхоянская ул., д.12
  • Верхоянская ул., д.16
  • Ленская ул.,д.12
  • Ленская ул., д.14
  • Радужная ул.,д.17

Бутырский район

  • Яблочкова ул., д.24 к.1
  • Яблочкова ул., д.26 к.1
  • Яблочкова ул., д.26 к.2
  • Яблочкова ул., д.28 к.1
  • Яблочкова ул., д.24 к.2

Лосиноостровский район

  • Изумрудная ул., д.12
  • Изумрудная ул., д.12
  • Изумрудная ул., д.26
  • Изумрудная ул., д.28 к.2
  • Изумрудная ул., д.28 к.1
  • Изумрудная ул., д.44
  • Минусинская ул.,д.10
  • Минусинская ул.,д.12
  • Минусинская ул.,д.14
  • Осташковская ул.,д.10
  • Осташковская ул.,д.8
  • Тайнинская ул.,д.11
  • Тайнинская ул.,д.13
  • Тайнинская ул.,д.3
  • Тайнинская ул.,д.5

Марфино

  • Ботаническая ул., д.37А
  • Ботаническая ул., д.37 Б.
  • Ботаническая ул.,д.39
  • Комарова Академика ул.,д.8

Марьина Роща

  • Анненская ул.,д.5
  • Анненская ул.,д.7к.1
  • Анненская ул.,д.7к.2
  • Анненская ул.,д.9
  • Шереметьевская ул.,д.13 к.2
  • Шереметьевская ул.,д.17 к.1
  • Шереметьевская ул.,д.17 к.2

Южное Медведково

  • Дежнева пр.,д.20
  • Дежнева пр.,д.24
  • Дежнева пр.,д.6
  • Полярная ул.,д.16 к.1
  • Полярная ул., д.4к.1

В Северо-Западном Административном Округе Москвы в 2021-2024 годах снесут такие объекты:

Митино

  • Парковая ул. (Митино), д.29
  • Парковая ул. (Митино), д.30
  • Парковая ул. (Митино), д.31
  • Парковая ул. (Митино), д.7
  • Фабричная ул., д.4 к.1
  • Центральная ул. (Митино), д.12
  • Покровское-Стрешнево
  • Волоколамское шоссе, д.104
  • Волоколамское шоссе, д.106
  • Стратонавтов пр., д.17

Северное Тушино

  • Героев Панфиловцев ул., д.29 к.1
  • Героев Панфиловцев ул., д.31
  • Героев Панфиловцев ул., д.45 к.1
  • Героев Панфиловцев ул., д.45 к.2
  • Героев Панфиловцев ул., д.47 к.1
  • Героев Панфиловцев ул., д.47 к.2
  • Героев Панфиловцев ул., д.49 к.1
  • Героев Панфиловцев ул., д.49 к.2
  • Свободы ул., д.69

Хорошево-Мневники

  • Глаголева Генерала ул., д.11 к.1
  • Глаголева Генерала ул., д.9 к.1
  • Демьяна Бедного ул., д.16
  • Демьяна Бедного ул., д.18 к.3
  • Демьяна Бедного ул., д.20 к.1
  • Демьяна Бедного ул., д.20 к.2
  • Демьяна Бедного ул., д.20 к.3
  • Демьяна Бедного ул., д.20 к.4
  • Демьяна Бедного ул., д.22 к.1
  • Демьяна Бедного ул., д.22 к.3
  • Народного Ополчения ул., д.14 к.1
  • Народного Ополчения ул., д.16 к.1
  • Новикова-Прибоя наб., д.6 к.2
  • Новикова-Прибоя наб., д.6 к.3

Щукино

  • Авиационная ул., д.61 к.2
  • Волоколамский 1-й пр., д.7 к.1
  • Волоколамский 1-й пр., д.7 к.2
  • Малиновского Маршала ул., д.1
  • Новощукинская ул., д.6

Южное Щукино

  • Лодочная ул., д.13 с.1
  • Окружная ул., д.2А
  • Светлогорская пр., д.1

Жителям этих пятиэтажек Восточного Административного Округа Москвы в 2021-2024 годах также предложат переезд по программе реновации:

Богородское

  • Бойцовая ул., д.18 к.13
  • Ивантеевская ул., д.1 к.3
  • Кузнецовская ул., д.7
  • Миллионная ул., д.10
  • Миллионная ул., д.10 А
  • Миллионная ул., д.8 к.2
  • Миллионная ул., д.8 к.3
  • Открытое шоссе, д.6 к.3
  • Открытое шоссе, д.6 к.4
  • Открытое шоссе, д.6 к.5
  • Открытое шоссе, д.6 к.7
  • Рокоссовского Маршала бульв., д.10

Восточное Измайлово

  • Измайловский бульв., д71\25 к.1
  • Измайловский бульв., д71\25 к.2
  • Измайловский бульв., д71\25 к.3
  • Парковая 16-я ул., д. 16 к.2
  • Парковая 16-я ул., д. 29 к.1
  • Парковая 16-я ул., д. 29 к.2
  • Сиреневый бульв., д.70 к.1

Гольяново

  • Амурская ул., д.26
  • Амурская ул., д.28
  • Амурская ул., д.30
  • Амурская ул., д.32
  • Амурская ул., д.34
  • Амурская ул., д.40
  • Амурская ул., д.42
  • Амурская ул., д.46
  • Амурская ул., д.48
  • Амурская ул., д.52
  • Амурская ул., д.64
  • Амурская ул., д.66
  • Амурская ул., д.68
  • Амурская ул., д.70
  • Амурская ул., д.74
  • Байкальская ул., д. 14 к.1
  • Байкальская ул., д. 16 к.1
  • Байкальская ул., д. 16 к.2
  • Байкальская ул., д. 16 к.3
  • Байкальская ул., д. 16 к.4
  • Щелковское шоссе, д.31
  • Щелковское шоссе, д.35 к.1
  • Щелковское шоссе, д.35 к.2
  • Щелковское шоссе, д.37
  • Щелковское шоссе, д.39
  • Щелковское шоссе, д.41
  • Щелковское шоссе, д.43 к.1
  • Щелковское шоссе, д.43 к.2
  • Щелковское шоссе, д. 47 к.1
  • Щелковское шоссе, д. 47 к.2
  • Щелковское шоссе, д. 49
  • Щелковское шоссе, д. 51
  • Щелковское шоссе, д.53
  • Щелковское шоссе, д.55
  • Щелковское шоссе, д.57 к.2
  • Щелковское шоссе, д.63

Ивановское

  • Зеленый просп., д.101
  • Зеленый просп., д.103
  • Зеленый просп., д.89 к.1
  • Зеленый просп., д.89 к.2
  • Зеленый просп., д. 93
  • Зеленый просп., д. 95
  • Зеленый просп., д. 97

Измайлово

  • Никитинская ул., д.15 к.1
  • Никитинская ул., д.19 к.1
  • Никитинская ул., д.19 к.2
  • Никитинская ул., д.19 к.3
  • Никитинская ул., д.21 к.1
  • Никитинская ул., д. 21 к.3
  • Никитинская ул., д.5
  • Никитинская ул., д.8 к.1
  • Никитинская ул., д.8 к.2
  • Прядильная 1-я ул., д.3
  • Прядильная 2-я ул., д.3 к.2
  • Прядильная 3-я ул., д.10
  • Прядильная 3-я ул., д.11
  • Прядильная 3-я ул., д.13 к.1
  • Прядильная 3-я ул., д.13 к.2
  • Прядильная 3-я ул., д.13 к.4
  • Прядильная 3-я ул., д.14 к.1
  • Прядильная 3-я ул., д.14 к.2

Косино-Ухтомский

  • Камова ул., д.1
  • Камова ул., д.22 к.1
  • Камова ул., д.24 к.1
  • Камова ул., д.24 к.4
  • Камова ул., д.25 к.5
  • Камова ул., д.26
  • Камова ул., д.28
  • Камова ул., д.3
  • Камова ул., д.5
  • Камова ул., д.5А
  • Камова ул., д.7
  • Оренбургская ул., д.1
  • Оренбургская ул., д.24 к.2
  • Оренбургская ул., д.4
  • Оренбургская ул., д.6 к.1
  • Оренбургская ул., д.6 к.2
  • Оренбургская ул., д.6 к.3
  • Черное Озеро ул., д.10
  • Черное Озеро ул., д.7 к.1
  • Черное Озеро ул., д.7 к.2
  • Черное Озеро ул., д.7 к.3
  • Черное Озеро ул., д.8

Метрогородок

  • Николая Химушина ул., д.15 к.1
  • Николая Химушина ул., д. 17 к.2
  • Николая Химушина ул., д. 19 к.1
  • Николая Химушина ул., д. 19 к.2
  • Николая Химушина ул., д. 19 к.3
  • Николая Химушина ул., д. 21 к.1
  • Николая Химушина ул., д. 21 к.2
  • Открытое шоссе, д.25 к.14
  • Открытое шоссе, д. 25 к.15
  • Открытое шоссе, д. 26 к.1
  • Открытое шоссе, д. 26 к.2
  • Открытое шоссе, д. 27 к.5
  • Открытое шоссе, д. 27 к.7
  • Открытое шоссе, д. 27 к.6
  • Открытое шоссе, д. 27 к.4

Перово

  • Владимиркая 2-я ул., д.11Д
  • Владимиркая 2-я ул., д.15 к.2
  • Владимиркая 2-я ул., д.28 к.1
  • Владимиркая 2-я ул., д.30 к.1
  • Зеленый просп. д.39 к.1
  • Зеленый просп. д.39 к.2
  • Зеленый просп. д.39 к.3
  • Зеленый просп. д.39 к.4
  • Металлургов ул., д.30
  • Металлургов., д.32 к.1

Северное Измайлово

  • Парковая 7-я ул.,д. 31 к.2
  • Парковая 7-я ул.,д. 31 к.3
  • Парковая 7-я ул.,д. 31 к.4
  • Парковая 9-я ул.,д. 57
  • Парковая 9-я ул.,д. 70 к.1
  • Парковая 9-я ул.,д. 70 к.2

Соколиная Гора

  • Гаражная ул., д.3
  • Гаражная ул., д.3А
  • Гаражная ул., д.5
  • Соколиной горы 3-я ул., д.12 А
  • Уткина ул.,д.44
  • Уткина ул., д.44А
  • Уткина ул., д.45

Борьба с ветхим жильем носит региональный характер. Основные проекты были сосредоточены в Москве. Здесь в 1999-м стартовала программа борьбы с ветхим жильем. За время ее действия снесли 12 млн кв. м. старых пятиэтажных домов.

Новую программу реновации Сергей Собянин подписал в августе 2017-го. Проект, заканчивающий действие в 2035-м, предусматривает расселение в новые дома 1 млн человек из почти 350 000 старых квартир.

Законопроект о всероссийской реновации уточнят

Москву ждет масштабная программа реновации жилищного фонда первого периода индустриального домостроения. На месте ветхих (в основном пятиэтажных) домов будут возводить современные жилые кварталы. Квартиры в них жители сносимых хрущёвок получат бесплатно. Инициатива вызвала множество споров и домыслов. Госдума 14 июня приняла законопроект о реновации в окончательном чтении, а 9 июня в ходе второго чтения приняла ряд важных поправок в документ. Мы разобрались, кого и куда собираются переселять и как это будет происходить.

ПОДРОБНО

Новости по теме

Площадь объектов составляет 1,4 млн кв. м

  • Недвижимость
  • Автор: Варвара Иванова

Список домов под снос на 2020 – 2021 год:

  • Богородское:
    • Миллионная ул., вл. 3;
    • ТПУ “Открытое шоссе”.
  • Восточное Измайлово:
    • 13-я Парковая ул., вл. 16;
    • 15-я Парковая ул., вл. 27.
  • Ивановское:
    • мкр. 40-52, корп. 2;
    • мкр. 40-52, корп. 5.
  • Измайлово: Измайловский пр-д, влд. 5, з/у 1.
  • Косино-Ухтомский район: ул. Черное Озеро, вл. 4.
  • Метрогородок: Открытое шоссе, вл. 30, з/у 1.
  • Перово:
    • ул. Плеханова, вл. 18;
    • ул. Плеханова, вл. 22.
  • Северное Измайлово:
    • ул. 15-я Парковая, влд. 46А;
    • ул. 15-я Парковая, влд. 42А.

С 2022:

  • Новогиреево: ул. Утренняя, вл. 3.
  • Перово:
    • 1-я Владимирская ул., вл. 47;
    • ул. Металлургов, д. 56.
  • Преображенское: ул. Большая Черкизовская, вл. 22-24.
  • Северное Измайлово: ул. Константина Федина, вл. 3.
  • Соколиная Гора: ул. Вольная, вл. 28/5.

Дома, стоящие в очереди на 2020 – 2021 года:

  • Кунцево:
    • ул. Молодогвардейская, д. 44;
    • ул. Бобруйская, вл. 15.
  • Можайский район: кв. 71, 72, ул. Кубинка, вл. 18, корп. 2.
  • Очаково-Матвеевское: ул. Большая Очаковская, вл. 35А.
  • Солнцево: ул. Щорса, вл. 15.
  • Филевский парк: Береговой проезд, вл. 2, вл. 2, стр. 18, вл. 2, стр.19.
  • Фили-Давыдково: ул. Кастанаевская, вл. 44-48.
  • Ново-Переделкино: ул. Скульптора Мухиной, вл. 11/1.

С 2022:

  • Можайский район: ул. Гродненская, вл. 7-9;
  • Проспект Вернадского: проспект Вернадского, влд. 75/3;
  • Солнцево: ул. Родниковая, влд. 4/1.

В плане на 2020 – 2021 года:

  • Бескудниковский район:
    • кв. 8, 9, корп. 1;
    • кв. 8, 9, корп. 20.
  • Войковский район: Нарвская ул., вл. 5.
  • Головинский район:
    • Авангардная ул., вл. 10;
    • Флотская ул., вл. 68, корп. 1.
  • Западное Дегунино: Ангарская ул., д. 33.
  • Коптево: 3-й Новомихалковский проезд, вл. 8.
  • Тимирязевский район: Линейный пр-д, вл. 8А.

2022:

  • Бескудниковский район:
    • Бескудниковский б-p, вл. 52;
    • Дмитровское ш., вл. 89.
  • Головинский район: ул. Лавочкина, з/у 4.
  • Дмитровский район: Дмитровское ш., вл. 127.
  • Коптево: пр-д Черепановых, влд. 56А.

Так не называемая реновация

На текущий и следующий года:

  • Алексеевский район: ул. Староалексеевская, вл. 3.
  • Бутырский район:
    • мкр. 78, корп. 66;
    • ул. Руставели, вл. 3, корп. 4.
  • Лианозово: Илимская ул., вл. 1-3.
  • Лосиноостровский район: ул. Изумрудная, вл. 26А.
  • Марфино: Гостиничный проезд, вл. 8, корп. 2.
  • Марьина роща: ул. Октябрьская, вл. 105.
  • Ростокино: ул. Сельскохозяйственная, влд. 14 (влд. 14/1, влд. 14/2).
  • Свиблово: проезд Нансена, вл. 8.
  • Северный район:
    • Дмитровское шоссе, вл. 167, корп. 4А;
    • Дмитровское шоссе, вл. 167, корп. 8А.
  • Южное Медведково: ул. Молодцова, д. 33, корп. 1.

2022:

  • Бабушкинский район: Осташковская улица, вл. 9/2;
  • Бибирево: ул. Белозерская, вл. 3-5;
  • Бутырский район: ул. Милашенкова, вл. 7/3;
  • Лосиноостровский район: Тайнинская ул., влд. 9/5;
  • Марьина Роща: ул. Анненская, вл. 6;
  • Отрадное: ул. Олонецкая, вл. 21.

Дома, попадающие под снос в 2020 и 2021 годах:

  • Митино: ул. Парковая, вл. 31.
  • Северное Тушино: мкр. 5, ул. Туристская, вл. 14, корп. 1, 2.
  • Хорошево-Мневники: кв. 83, ул. Генерала Глаголева, вл. 5, корп. 1.
  • Щукино: мкр. 12, ул. Новощукинская, вл. 8/1.
  • Южное Тушино:
    • кв. 11, корп. 1;
    • ул. Лодочная, вл. 11.

С 2022:

  • Хорошево-Мневники:
    • наб. Новикова-Прибоя, вл. 6/3/1;
    • Демьяна Бедного ул., вл. 17, корп. 2;
  • Южное Тушино: Светлогорский пр-д, влд. 7/1/1.

Дома, попадающие под снос в 2020 и 2021 годах:

  • Басманный район:
    • Бакунинская ул., вл. 60;
    • ул. Бауманская, д. 47/1.
  • Красносельский район:
    • кв. 998, д. 2/1, стр. 1, 2;
    • кв. 998, Русаковская ул., д. 6.
  • Таганский район: ул. Мельникова, д. 2

В 2022 году:

  • Басманный район: Большая Почтовая ул., вл. 61-67;
  • Красносельский район: Гаврикова ул., вл. 3.

Дома, которые планируют снести в период 2020 – 2021 годов:

  • Бирюлево Восточное: ул. Загорьевская, вл. 2/1.
  • Бирюлево Западное:
    • Булатниковский проезд, д. 16а;
    • Харьковский проезд, вл. 1/1.
  • Даниловский район: 5-й Рощинский проезд, з/у 1.
  • Донской район: Севастопольский проспект, вл. 7, к. 6/1.
  • Нагатинский Затон: ул. Речников, д. 18-20.
  • Нагатино-Садовники: Варшавское шоссе, влд. 47, к. 2.
  • Нагорный район: Симферопольский проезд, вл. 7, стр. 1.
  • Царицыно:
    • Ереванская ул., вл. 6;
    • Кавказский бульвар, вл. 40.
  • Чертаново Южное: мкр. 26, корп. 81-82.

115810


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *