ФЗ о государственной социальной помощи в 2022 году

Автор: | 01.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФЗ о государственной социальной помощи в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с пунктом 5 приложения N 8.6 к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Министр А.О. Котяков

Приняты во втором чтении законопроекты о бюджетах соцфондов на 2022–2024 годы

1. Настоящие Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее — Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания методологической помощи при разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 приложения N 86 к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (далее — Правила предоставления субсидий):

органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка назначения государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта и формы социального контракта;

органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения (далее — органы занятости населения);

органам местного самоуправления, осуществляющим полномочия по содействию в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта;

органам государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере сельского хозяйства;

органам государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства;

органам социальной защиты населения, уполномоченным принимать решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее — Федеральный закон N 178-ФЗ);

иным организациям, принимающим участие в оказании гражданину государственной социальной помощи на основании социального контракта.

2. В Методических рекомендациях используются следующие понятия:

социальный контракт — соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — исполнить положения социального контракта в полном объеме, включая программу социальной адаптации;

программа социальной адаптации — разработанный ответственным представителем органа социальной защиты населения совместно с гражданином и иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также иными организациями перечень обязательных для получателей государственной социальной помощи мероприятий, направленных на повышение среднедушевых доходов гражданина (семьи гражданина) и на выход гражданина (семьи гражданина) из трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем, сроки и порядок реализации этих мероприятий;

проверка (комиссионное обследование) сведений, указанных гражданином в заявлении об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта — посещение места проживания гражданина, подавшего заявление на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее — заявитель) и его семьи с целью определения соответствия представленных заявителем сведений о доходах его семьи (одиноко проживающего гражданина), а также об имуществе, принадлежащем заявителю (семье заявителя) на праве собственности, жилищно-бытовым условиях.

3. Целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является повышение качества жизни малоимущих граждан за счет собственных активных действий по получению постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение заявителя (семьи заявителя).

4. Основными принципами реализации государственной социальной помощи на основании социального контракта являются:

добровольность участия;

обязательность исполнения условий социального контракта;

индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации;

обеспечение персонального подхода при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с ориентацией на оказание такой помощи тем гражданам, которые имеют мотивацию к трудовой деятельности и улучшению своего материального положения.

12. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется на основании поданного гражданином заявления согласно форме, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

13. Заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с указанием сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, подается в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации:

а) лично;

б) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

в) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

14. В заявлении указываются следующие сведения:

а) сведения о заявителе, включая фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, СНИЛС, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) и (или) адрес фактического проживания;

б) сведения о членах семьи заявителя, совместно проживающих с ним, включая фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, СНИЛС, степень родства;

в) реквизиты счета заявителя для перечисления средств в рамках социального контракта.

г) согласие на обработку, хранение и передачу персональных данных.

К заявлению также прикладываются копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи, сведения об имуществе, сведения о доходах заявителя (одиноко проживающего гражданина) и членов его семьи за три месяца, предшествующих дате подачи заявления.

Рекомендуемая форма заявления на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта приведена в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

15. Орган социальной защиты населения рассматривает заявление граждан об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в порядке очередности исходя из даты регистрации заявления, в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления в орган социальной защиты населения. Заявления граждан, проживающих в семьях с детьми, рассматриваются в приоритетном порядке.

В случае наличия у органа социальной защиты населения обоснованного сомнения в достоверности представленных гражданином сведений проводится дополнительная проверка (комиссионное обследование) материально-бытового положения заявителя и его семьи, в результате которой составляется акт материально-бытового обследования условий проживания семьи гражданина согласно форме, утверждаемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом акт материально-бытового обследования может являться основанием для отказа в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта при условии несоответствия представленных заявителем сведений о доходах его семьи (одиноко проживающего гражданина), а также об имуществе, принадлежащему ему (им) на праве собственности, его (их) жилищно-бытовым условиям.

При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) орган социальной защиты населения должен в срок, установленный первым абзацем настоящего пункта, уведомить гражданина о проведении такой проверки. Указанное решение должно быть принято не позднее чем через 30 календарных дней после подачи заявления с учетом проведенной проверки (комиссионного обследования) материально-бытового положения.

16. Состав семьи гражданина, обратившегося с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, с целью расчета среднедушевого дохода гражданин (семьи гражданина) определяется (учитывается) в соответствии со статьями 13 и 14 Федерального закона N 44-ФЗ. При этом факт совместного проживания является приоритетным для учета состава членов семьи.

Факт совместного проживания может быть установлен сотрудниками органов социальной защиты населения в следующих случаях:

наличие регистрации по одному месту жительства. Указанные сведения запрашиваются органом социальной защиты населения в МВД России посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

В случае если совместно с заявителем по одному адресу места жительства (пребывания) в жилом помещении зарегистрированы лица, связанные родством, свойством, фактически не проживающие совместно и (или) не ведущие совместного хозяйства, сведения о таких фактах подтверждаются актом обследования условий проживания семьи, составленным органом социальной защиты в рамках проведения проверки (комиссионного обследования), в том числе на основании свидетельских показаний (соседей, родственников и т.д.);

установление факта оплаты жилищно-коммунальных услуг разными членами семьи заявителя. Указанные сведения запрашиваются органом социальной защиты населения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. В случае отсутствия таких сведений органам социальной защиты населения рекомендуется обращаться в коммунальные службы по месту жительства (фактического пребывания) таких граждан.

При наличии расхождения полученных от МВД России путем межведомственного запроса данных о составе семьи заявителя с данными, полученными по результатам фактической проверки места жительства (места пребывания), следует руководствоваться сведениями, полученными в результате фактической проверки.

28. Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо его территориальными органами, наделенными соответствующими полномочиями, создается межведомственная комиссия, рассматривающая составленные программы социальной адаптации.

29. В состав межведомственной комиссии могут входить уполномоченные представители органов занятости населения, органов социальной защиты населения, органов местного самоуправления, органов опеки и попечительства, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства и уполномоченных в сфере сельского хозяйства.

В работе межведомственной комиссии также могут принимать участие уполномоченные представители органов и организаций городских округов, муниципальных районов и поселений, медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, иных заинтересованных органов и организаций в зависимости от основных мероприятий социального контракта.

30. Программа социальной адаптации утверждается на заседании межведомственной комиссии, на которой также определяются ответственные органы исполнительной власти, местного самоуправления, организации по каждому мероприятию, входящему в нее.

Программа социальной адаптации рассматривается на заседании межведомственной комиссии в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления на рассмотрение.

В случае наличия замечаний по составу мероприятий программа социальной адаптации дорабатывается органом социальной защиты населения.

При утверждении программы социальной адаптации орган социальной защиты населения не позднее чем через 2 рабочих дня после ее утверждения уведомляет заявителя об этом и о необходимости явиться в орган социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней для заключения социального контракта.

31. В социальном контракте отражаются следующие сведения:

предмет социального контракта;

срок действия социального контракта;

права и обязанности гражданина и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта;

виды и размер государственной социальной помощи, предоставляемой на основании социального контракта;

контрольные мероприятия в целях мониторинга исполнения социального контракта и мероприятий социальной адаптации;

порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

Социальный контракт с прилагаемой программой социальной адаптации оформляется в двух экземплярах. После подписания социального контракта руководителем органа социальной защиты населения и гражданином один экземпляр рекомендуется в течение 1 рабочего дня передать гражданину для его реализации. Второй экземпляр социального контракта рекомендуется хранить в учетном деле гражданина.

32. В зависимости от выбранного основного мероприятия социальный контракт может содержать обязанности сторон, определенные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий, а также настоящими Методическими рекомендациями.

33. Социальный контракт со студентами учебных заведений очной формы обучения в возрасте от 18 до 23 лет, проживающими отдельно от родителей и имеющими одновременно регистрацию по месту пребывания (по адресу общежития учебного заведения) и по месту жительства на территории иного субъекта Российской Федерации либо на другой территории того же субъекта Российской Федерации, может быть заключен органом социальной защиты населения в случае если такая возможность предусмотрена нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

34. В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона N 178-ФЗ социальный контракт не может быть заключен с гражданином, если у него или членов его семьи уже есть действующий социальный контракт.

35. Социальный контракт между гражданином и органом социальной зашиты населения может заключаться неоднократно. Необходимость заключения с гражданином следующего социального контракта, в том числе по иному направлению, определяется органом социальной защиты населения самостоятельно и зависит от достижения (недостижения) предусмотренного пунктом 7 настоящих Методических рекомендаций конечного результата предыдущего социального контракта.

Федеральный закон от 17.07.99 N 178-ФЗ

36. Размер денежных выплат, предоставляемых гражданину на основании социального контракта, их периодичность и срок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Правилами предоставления субсидий.

37. В соответствии с Правилами предоставления субсидий денежные выплаты в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта органом социальной защиты населения осуществляются:

а) по основному мероприятию «поиск работы» — в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации на год заключения социального контракта, в течение месяца с даты заключения социального контракта и трех месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства гражданином (в том числе на срочной основе). При этом трудоустройством рекомендуется также считать заключение гражданско-правового договора о выполнении работ или услуг.

В случае, если в течение срока действия социального контракта гражданин трудоустраивается несколько раз, денежные выплаты рекомендуется осуществлять единожды, после первого трудоустройства;

б) по основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» — не более 250 000 рублей в зависимости от сметы расходов, указанной в утвержденном межведомственной комиссией бизнес-плане гражданина или по мере наступления расходных обязательств.

При этом до 5% суммы, выплаченной гражданину, может быть направлено на компенсацию расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (в том числе на оплату государственных пошлин, получение лицензий), до 15% — на аренду или приобретение помещения (включая коммунальные платежи), необходимого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, оставшаяся часть выплаты (или вся ее сумма, в случае отсутствия ранее указанных расходов) может быть направлена на приобретение основных средств и материально-производственных запасов.

К основным средствам рекомендуется относить товары в соответствии с положениями приказа Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства».

К материально-производственным запасам рекомендуется относить товары в соответствии с положениями приказа Минфина России от 15 ноября 2019 г. N 180н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы».

При этом денежные средства, полученные по указанному основному мероприятию несколькими гражданами в рамках нескольких заключенных социальных контрактов, могут быть направлены на реализацию одного бизнес-плана при соблюдении Правил предоставления субсидий, а также при закреплении указанной нормы в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации;

в) по основному мероприятию «ведение личного подсобного хозяйства» — не более 100 000 рублей в зависимости от сметы расходов, утвержденной межведомственной комиссией, на товары, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, по мере наступления расходных обязательств.

Перечень товаров, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства, определяется субъектом Российской Федерации с учетом статьи 6 Федерального закона N 112-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства».

При этом денежные средства, полученные по указанному основному мероприятию несколькими гражданами в рамках нескольких заключенных социальных контрактов, могут быть направлены на реализацию одного бизнес-плана по развитию личного подсобного хозяйства при соблюдении Правил предоставления субсидий, а также при закреплении указанной нормы в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации;

г) по основному мероприятию «осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации» — в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации на год заключения социального контракта (но не более 6 месяцев).

При этом данная выплата может осуществляться как ежемесячно, так и единовременно за весь срок действия социального контракта, например, с целью приобретения дорогостоящих товаров первой необходимости (холодильник, кухонная плита и др.).

38. С целью реализации мероприятий по поиску работы, по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности и по ведению личного подсобного хозяйства орган социальной защиты населения оказывает содействие гражданину в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования. При этом направления обучения рекомендуется выбирать с учетом той специальности, по которой в дальнейшем гражданин планирует трудоустроиться, или отрасли, в которой гражданин планирует осуществлять предпринимательскую деятельность или ведение личного подсобного хозяйства.

Орган социальной защиты населения при осуществлении основного мероприятия «поиск работы» направляет гражданина в орган занятости населения с целью прохождения гражданином профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в случае наличия у ��ргана занятости населения возможности обеспечить такое прохождение.

49. Оценка эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта состоит из двух этапов:

1) первичная оценка выполнения гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом;

2) оценка эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта с точки зрения повышения доходов гражданина и преодоления им бедности.

50. В рамках первого этапа в течение последнего месяца действия социального контракта орган социальной защиты населения подготавливает заключение об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или о целесообразности продления срока действия социального контракта не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта.

Форму и порядок подготовки, рассмотрения и утверждения соответствующего заключения рекомендуется устанавливать нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

51. В рамках второго этапа в течение 4-го месяца после месяца окончания срока действия социального контракта орган социальной защиты населения подготавливает отчет об оценке эффективности реализации социального контракта, включающий в себя сведения, указанные в пункте 15 Правил предоставления субсидий, также отражающиеся по мере завершения срока действия социальных контрактов в ПУВ ЕГИССО уполномоченным сотрудником органа социальной защиты населения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, реализующий полномочия по нормативно-правовому регулированию оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

52. Социальный контракт рекомендуется считать успешно пройденным в одном или нескольких следующих случаях:

выполнены все мероприятия программы социальной адаптации;

отсутствует нарушения условий социального контракта;

среднедушевой доход гражданина (семьи) после завершения срока действия социального контракта превысил величину прожиточного минимума, рассчитанную для семьи в соответствии с пунктом 19 настоящих Методических рекомендаций с учетом установленных величин прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации;

среднедушевой доход гражданина (семьи) после завершения срока действия социального контракта превысил величину среднедушевого дохода гражданина (семьи) до заключения социального контракта;

выполнены требования к конечному результату, установленные пунктом 7 Правил предоставления субсидий.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004), от 25.11.2006 N 195-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 25.12.2009 N 341-ФЗ, от 08.12.2010 N 345-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 25.12.2012 N 258-ФЗ, от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.12.2015 N 388-ФЗ, от 19.12.2016 N 453-ФЗ, от 19.12.2016 N 454-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 20.12.2017 N 407-ФЗ, от 28.12.2017 N 420-ФЗ, от 28.12.2017 N 421-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.04.2019 N 49-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 02.12.2019 N 412-ФЗ, от 27.12.2019 N 461-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ, от 24.04.2020 N 147-ФЗ, от 13.07.2020 N 206-ФЗ, от 22.12.2020 N 431-ФЗ, от 29.12.2020 N 473-ФЗ, от 30.04.2021 N 134-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
25 июня 1999 года

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004), от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии. (в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 29.12.2020 N 473-ФЗ)

социальный контракт — соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 258-ФЗ

программа социальной адаптации — разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий; (в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 258-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

трудная жизненная ситуация — обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

Как изменит жизнь автономных учреждений новый закон о соцзаказе

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного использования бюджетных средств; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

снижения уровня социального неравенства; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

повышения доходов населения. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

1. Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее — информационная система) является федеральной государственной информационной системой, создаваемой в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, информацией о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, об иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых гражданам в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также в целях автоматизации процессов назначения и предоставления указанных мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, иных социальных гарантий и выплат путем использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 134-ФЗ)

2. В информационную систему могут направляться сведения, содержащиеся в федеральных, региональных, муниципальных регистрах, иных государственных и региональных информационных системах в сфере социальной защиты (поддержки) и информационных системах организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 134-ФЗ)

3. Информационная система обеспечивает решение следующих задач: (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 134-ФЗ)

1) формирование и ведение классификатора мер социальной защиты (поддержки) и перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;

2) предоставление пользователям информационной системы информации об основаниях, условиях, способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также сведений об организациях, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты;

3) контроль соблюдения гарантированного объема предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат; (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 134-ФЗ)

4) осуществление процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 134-ФЗ)

4. Информационная система содержит в себе следующую основную информацию:

1) сведения о лице, имеющем право на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии), а также фамилия, которая была у лица при рождении;

б) пол;

в) дата рождения;

г) место рождения;

д) сведения о гражданстве;

1. Участниками отношений, возникающих в связи с созданием, функционированием и развитием информационной системы, являются операторы информационной системы, оператор инфраструктуры, поставщики информации и пользователи информационной системы. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 134-ФЗ)

1.1. Органы и организации, в распоряжении которых находятся сведения, необходимые для назначения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, представляют посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия данные сведения по межведомственным запросам поставщиков информации в целях предоставления указанных мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, иных социальных гарантий и выплат. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 134-ФЗ)

2. К поставщикам информации относятся органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы опеки и попечительства, организации, находящиеся в ведении органов государственной власти, предоставляющие меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. (в ред. Федеральных законов от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

3. Поставщики информации осуществляют следующие функции:

1) в соответствии со статьей 6.9 настоящего Федерального закона осуществляют использование информационной системы, а также обеспечивают информационное взаимодействие с ней собственных информационных систем в случае их использования при назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат; (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 134-ФЗ)

2) предоставляют оператору информационной системы, к полномочиям которого относятся формирование и актуализация классификатора, перечень мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, перечень участников информационного взаимодействия и другую информацию для формирования и актуализации классификатора; (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 134-ФЗ)

3) предоставляют уполномоченному оператору информационной системы отчеты об использовании информационной системы при работе по предоставлению мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат; (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 134-ФЗ)

4) публикуют информацию о наделенных полномочиями на размещение информации в информационной системе должностных лицах, уполномоченных на предоставление мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;

5) предоставляют иную необходимую информацию по запросам операторов информационной системы в рамках своей компетенции; (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 134-ФЗ)

6) обеспечивают взаимодействие государственных и муниципальных информационных ресурсов и информационных систем, содержащих информацию, подлежащую обязательному размещению в информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом, с информационной системой.

Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ

Законопроект о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов внесён на рассмотрение в Госдуму. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

При формировании документа Правительство исходило из необходимости безусловного исполнения социальных обязательств перед гражданами, поручений Президента и решений, озвученных им в ходе посланий Федеральному Собранию. Это, в частности, адресная поддержка семей с детьми, выплата пособий беременным женщинам, испытывающим материальные трудности, проведение углублённой диспансеризации, реализация программ медицинской реабилитации.

Документ предполагает полное финансовое обеспечение реализации национальных проектов и достижения национальных целей развития.

Проект бюджета свёрстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития с ежегодным ростом экономики в 3% в течение ближайших трёх лет. Прогнозный объём ВВП в 2022 году определён на уровне 133,3 трлн рублей, в 2023 году – 141,9 трлн рублей, в 2024 году – 151,5 трлн рублей.

Согласно проекту, в следующие два года бюджет будет профицитным. Доходы в 2022 году составят 25,02 трлн рублей, в 2023 году – 25,54 трлн рублей, в 2024 году – 25,83 трлн рублей.

Расходы в 2022 году запланированы на уровне 23,69 трлн рублей, в 2023 году – 25,24 трлн рублей, в 2024 году – 26,35 трлн рублей. Из них на реализацию национальных проектов в 2022 году предусмотрено 2,74 трлн рублей, в 2023 году – 2,88 трлн рублей, в 2024 году – 2,98 трлн рублей.

В нижнюю палату парламента также направлены проекты бюджетов внебюджетных фондов, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогноз социально-экономического развития и ряд других документов, имеющих определяющее значение для государственных финансов. Документы к бюджетному пакету внесены в Госдуму в электронном виде.

Работа Правительства:

  • Федеральный бюджет

Законопроектная деятельность:

  • Внесение законопроектов в Государственную Думу

Ноябрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Рекомендации парламентских слушаний на тему

«О параметрах проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

5 октября 2021 года город Москва

Рассмотрев и обсудив параметры проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Законопроект) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года (далее – Послание).

Участники парламентских слушаний отмечают, что Правительство Российской Федерации в 2021 году продолжает реализацию мер, направленных на борьбу с пандемией и ее последствиями, на повышение устойчивости всей социально-экономической системы и восстановление деловой активности. Поддерживаемая Правительством Российской Федерации макроэкономическая стабильность, сбалансированность бюджетной системы, а также проводимая Банком России контрциклическая денежно-кредитная политика обеспечили сохранение ценовой и финансовой стабильности, доступность кредитных ресурсов и поддержание деловой активности хозяйствующих субъектов на приемлемом для экономики уровне. Это позволило к текущему моменту времени сформировать условия для выхода экономики на траекторию роста.

В 2021 году ожидается рост валового внутреннего продукта России (далее — ВВП) на 4,2%, а на период 2022–2024 годов прогнозируется его ежегодный рост на 3%. При этом восстановление российской экономики ожидается более низкими темпами по сравнению со среднемировым уровнем.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Прогноз) основой экономического роста в среднесрочной перспективе станет расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса за счет соответственно устойчивого роста реальных располагаемых доходов населения в среднем на 2,5% в 2022–2024 годах и роста инвестиций в основной капитал на уровне 4,8% в 2022 году и свыше 5% в 2023–2024 годах.

Предполагается, что по итогам 2021 года уровень инфляции составит 5,8%, при этом в бюджетных проектировках в 2022–2024 годах учтены показатели инфляции на уровне 4% (с учетом заложенной в базовом варианте Прогноза предпосылки о стабилизации цен на мировых рынках неэнергетических товаров, а также перехода Банка России к смягчению денежно-кредитной политики).

В 2022–2023 годах прогнозируется профицит федерального бюджета в объеме 1 327,7 млрд рублей (1,0% ВВП) и 299,1 млрд рублей (0,2% ВВП) соответственно, а в 2024 году — его дефицит в объеме 522,7 млрд рублей (0,3% ВВП).

Предполагается рост объема государственного долга с 22 104,1 млрд рублей (по оценке 2021 года) до 25 925,7 млрд рублей в 2022 году, 28 765,1 млрд рублей в 2023 году и 31 939,7 млрд рублей в 2024 году, что составит в 2022–2024 годах соответственно 19,4%, 20,3% и 21,1% ВВП. Участники парламентских слушаний отмечают, что планируемый уровень государственного долга не несет рисков для устойчивости бюджетной системы.

Законопроект, сформированный на основе «базового» варианта Прогноза, направлен на решение задач роста благополучия граждан и повышения потенциала развития экономики в условиях нормализации бюджетной политики и возврата к стандартным параметрам бюджетных правил.

Возврат к проведению с 2022 года бюджетной политики в строгом соответствии с положениями бюджетных правил, устанавливающих предельный объем расходов федерального бюджета с учетом базовой цены на нефть, позволит повысить устойчивость бюджетной системы к внешней конъюнктуре.

Кроме того, важным элементом сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, а также страховкой от внешнеэкономического давления на российскую экономику, остается Фонд национального благосостояния (далее – ФНБ).

В этой связи следует поддерживать на достаточном уровне высоколиквидную часть ФНБ, сохраняя при этом сдержанность в использовании его средств на инвестиционные проекты, исключая трансформации инвестиций в скрытые расходы федерального бюджета. Учитывая планируемое увеличение средств ФНБ к концу 2024 года до 23 267,4 млрд рублей (15,4% ВВП), особую актуальность приобретает осуществление парламентского контроля за их использованием.

При инвестировании средств ФНБ безусловным приоритетом должно быть обеспечение их возвратности и достижение максимального экономического эффекта для развития территорий. При этом инвестиционные проекты должны быть привлекательны для частных инвесторов.

На фоне продолжения восстановления экономической активности в 2022–2024 годах прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в номинальном выражении на 5,2% в 2022 году по отношению к оценке предыдущего года, на 2,1% — в 2023 году по отношению к 2022 году и на 1,1% — в 2024 году по сравнению с 2023 годом. При этом следует отметить, что на 2022 год доходы планируются с превышением ранее законодательно утвержденного показателя на 4 384,4 млрд рублей (на 21,2%).

Кроме ежемесячных пособий некоторым категориям граждан положены единовременные выплаты в различных ситуациях. В каких обстоятельствах россияне могут рассчитывать на единовременную помощь, куда обращаться за назначением выплат, расскажем в нашем материале.

Какие социальные выплаты положены семьям с детьми

  • Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет на ранних сроках беременности (до 12 недель). С 1 июля 2021 года власти отменили единовременное пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности. Вместо нее беременные женщины в 2022 году в трудной финансовой ситуации получают новое ежемесячное пособие (п. 1 ст. 1 Закона от 26.05.2021 № 151-ФЗ). Размер выплаты составляет 50 процентов прожиточного минимума для трудоспособного населения в регионе. Минимум определяют по субъекту РФ по местожительству или месту фактического проживания женщины.
  • Единовременное пособие супруге военнослужащего по призыву. Срок беременности должен составлять не менее 180 дней. Размер пособия в 2022 году составит 31642 рубля. Обратиться за выплатой необходимо в МФЦ.
  • Единовременное пособие при рождении ребенка. Выплата положена всем женщинам независимо от их дохода и количества детей в семье. Форма трудовой занятости или статус безработного на размер выплаты не влияют. С первого февраля 2022 года размер выплаты составит составит 19981 руб. Трудоустроенная женщина может обратиться за выплатой к своему работодателю, ИП – в Фонд социального страхования, а безработная – в органы социальной защиты населения.

Приказ Минтруда России № 228 от 9 апреля 2021 г.

Малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане могут получить единовременную выплату в рамках социального контракта с социальной защитой населения. Средства по нему выдаются для преодоления семьей черты бедности и только на те сферы, которые помогут гражданам в дальнейшем получить доход. В среднем малоимущие семьи могут получить от 20 до 100 тысяч рублей. Участвовать в программе могут граждане, чей доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума трудящегося населения в регионе проживания. Заключить социальный контракт можно в Управлении социальной защиты вашего населенного пункта.

  • Единовременная выплата при профзаболевании или несчастном случае на производстве. Выплату устанавливает 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» . Размер матпомощи определяют исходя из степени утраты застрахованным лицом профессиональной трудоспособности, а также максимально возможной в таких случаях суммы – 94 018 рублей. Подать заявление на материальную помощь необходимо в территориальное отделение Фонда социального страхования
  • Единовременная страховая выплата из-за смерти от профессионального заболевания. 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает обязательную единовременную выплату родным застрахованного лица, умершего от профессиональной болезни. Размер выплаты составляет один млн рублей. Подать заявление на такую материальную помощь можно в территориальное отделение Фонда социального страхования.

Единовременная выплата пенсионных накоплений. Получить выплату могут граждане:

  • от 1967 года рождения;
  • которые имеют менее пяти процентов от размера страховой пенсии по старости;
  • которые получают страховую пенсию по инвалидности или по потере кормильца;
  • участвовали в софинансировании пенсионных накоплений.

Обратиться за выплатой необходимо в ПФР или НПФ (негосударственный пенсионный фонд), если пенсионные накопления перечислялись туда, а также в МФЦ.

  • Единовременная выплата на погребение умершего, который являлся индивидуальным предпринимателем. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусматривает гарантированную материальную помощь родным умершего для организации его похорон. Обратиться за выплатой необходимо в Фонд социального страхования. Размер пособия равен стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» без учета районного коэффициента.
  • Единовременная выплата на погребение умершего, который являлся пенсионером. Обратиться за выплатой необходимо в территориальное отделение Пенсионного фонда со свидетельством о смерти пенсионера. Размер пособия равен стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» без учета районного коэффициента.

В силу новой редакции ст. 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, когда выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств страхователя, напомним, что первые три дня пособие начисляет и выплачивает страхователь), по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком.

В случае если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, назначение пособий страховщиком осуществляется в следующем порядке (п. 2, 3, 4 ст. 13 Закона № 255-ФЗ в новой редакции):

Занятость на момент наступления страхового случая

Порядок назначения пособия

Застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются по каждому из страхователей, у которых застрахованное лицо занято на момент наступления страхового случая.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком – по одному из страхователей, у которого застрахованное лицо занято на момент наступления страхового случая, по его выбору

Застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются страховщиком по одному из страхователей, у которого застрахованное лицо занято на момент наступления страхового случая, по его выбору

Застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя)

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются:

– либо по каждому из страхователей, у которых застрахованное лицо занято на момент наступления страхового случая;
– либо по одному из страхователей, у которого застрахованное лицо занято на момент наступления страхового случая, по выбору застрахованного лица

В случае, если застрахованное лицо утратило трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страховщиком по страхователю, у которого осуществлялись такие работа или деятельность (п. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ в новой редакции).

Основанием для назначения пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.

Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством РФ.

Страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности передают в информационную систему страховщика сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий.

Основанием для назначения единовременного пособия при рождении ребенка являются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.

Основанием для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком является заявление застрахованного лица, которое подается страхователю одновременно с заявлением о предоставлении ему отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Страхователи представляют сведения, необходимые для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в территориальный орган ФСС по месту их регистрации в срок не позднее трех рабочих дней со дня подачи застрахованным лицом заявления о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Новый механизм выплат страхового обеспечения с 2022 года

В силу п. 21 ст. 13 Закона № 255-ФЗ (в новой редакции) выплата пособия на погребение лицам, имеющим право на его получение в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ, осуществляется страхователем по отношению к умершему лицу на день его смерти либо по отношению к одному из родителей или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.

В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая было занято у нескольких страхователей, социальное пособие на погребение назначается и выплачивается одним из страхователей по выбору лица, обратившегося за таким пособием.

Возмещение расходов страхователю на выплату социального пособия на погребение лицам, имеющим право на его получение, а также возмещение стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, специализированной службе по вопросам похоронного дела производятся территориальным органом страховщика по месту регистрации страхователя.

Обратите внимание: в соответствии с новой редакцией ст. 15.1 Закона № 255-ФЗ юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения.

В случае, если представление недостоверных сведений повлекло выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

В Закон № 255-ФЗ введена ст. 14.1, в которой описан порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности за счет средств страхователя.

Установлено, что назначение и выплата застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица. Выплата пособия производится в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, то указанное пособие за первые три дня нетрудоспособности назначается и выплачивается ему каждым из страхователей в случае, обозначенном в ч. 2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ, когда данное пособие назначается и выплачивается ему страховщиком также по каждому страхователю.

Застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной, иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию, данное пособие за первые три дня назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы.

Исчисление пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности осуществляется в порядке, установленном ст. 14 Закона № 255-ФЗ.

Установлено, что страховщик назначает и выплачивает (ст. 15 Закона № 255-ФЗ):

  • пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня представления страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий;

  • единовременное пособие при рождении ребенка в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления сведений о государственной регистрации рождения, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.

К сведению: назначенные, но не полученные своевременно застрахованным лицом пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачиваются за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующие обращению за ними. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине страхователя или территориального органа страховщика, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Выплата социального пособия на погребение лицам, имеющим право на его получение, осуществляется страхователем в день обращения за выплатой пособия через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению застрахованного лица.

Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена семьи застрахованного лица.

Закон № 255-ФЗ дополнен ст. 15.2 «Ответственность за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Согласно данной статье:

  1. Отказ в представлении или непредставление в установленный срок страховщику документов (их копий, заверенных в установленном порядке), необходимых для осуществления контроля за полнотой и достоверностью сведений и документов, представляемых для назначения и выплаты страхового обеспечения, влечет штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

  2. Представление страхового обеспечения или его сокрытие, повлекшие излишне понесенные расходы на выплату страхового обеспечения, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы излишне понесенных расходов, но не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб.

  3. Нарушение срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.

Привлечение страхователей к ответственности, предусмотренной данной статьей, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

С 2022 года выплата застрахованным лицам пособий, связанных с временной нетрудоспособностью и материнством, осуществляется страховщиком. Данные пособия выплачиваются через почту либо кредитную организацию, по выбору застрахованного лица.

Социальное пособие на погребение выплачивается страхователем с последующим возмещением страховщиком потраченных им средств, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смертизастрахованного лица или несовершеннолетнего члена семьи застрахованного лица.

В случае, если представление недостоверных сведений повлекло выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

В Госдуме определились, как будут платить пенсии и пособия

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — предыдущую редакцию).

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного использования бюджетных средств (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);

создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);

снижения уровня социального неравенства (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);

повышения доходов населения (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

абзац утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ — см. предыдущую редакцию;

установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац дополнен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

Депутат отметила, что ЕГИССО внедрялась во всех регионах России еще с 2018 году и сейчас просто расширяется функционал этой системы.

— Это цифровая платформа, которая полностью совместима со всеми информационными ресурсами, имеющимися в регионах, — сказала она. — Она и сегодня информирует, когда вы обращаетесь к ней, в каких случаях вы имеете право на получение помощи. К сожалению, граждане не всегда этим пользуются — ко мне, например, часто обращаются люди, которые просто не знают о том, что уже имеют право на получение мер социальной поддержки.

Создание ЕГИССО было предусмотрено ФЗ № 388 от 29 декабря 2015 года. В действие ее ввели с 1 января 2018 года. Система объединена с порталом Госуслуг, основная задача — аккумулирование в одном источнике информации о мерах соцподдержки, социальных услугах и гарантиях, которые предоставляются гражданам за счет бюджетов любого уровня. Стержень системы — реестр мер соцподдержки с фиксацией их видов, условий, категорий лиц, которые имеют право на их получение. ЕГИССО должна в том числе снизить административные расходы по сбору, актуализации данных и подготовке регулярных докладов по социальной поддержке.

Светлана Бессараб отмечает, что в законопроекте речь действительно идет о переходе к выявительному характеру оказания помощи.

— До этого мы знали, что на федеральном, региональном и местном уровнях гражданин имеет право на разного рода меры государственной социальной поддержки, но при этом не знали, какие именно он получает, — говорит она. — Более того, и сам гражданин не знал, что он имеет право претендовать на какие-либо меры поддержки. При включении в систему ЕГИССО в том числе данных Росреестра и ФНС мы узнаем о том, подпадает ли он под критерии нуждаемости.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года
Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации.

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

Материальная помощь от соцзащиты в 2022 году: как получить

  • Указ Президента РФ от 26.03.2008 N 404 (ред. от 12.11.2021)

    «О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»

  • Указ Президента РФ от 12.11.2021 N 650

    «О внесении изменений в состав Совета по общественному телевидению, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 октября 2018 г. N 617»

  • Указ Президента РФ от 11.11.2021 N 641

    «О внесении изменения в Порядок подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 558»

  • Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2013 N 2563-р

    «Об утверждении перечня межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в 2014 году осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты»

  • Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2021 N 3168-р

    «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 04.03.2021 N 540-р»

  • Распоряжение Правительства РФ от 10.11.2021 N 3151-р

    «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 19.03.2013 N 384-р»

  • Приказ Росстата от 16.02.2021 N 91 (ред. от 30.08.2021)

    «Об утверждении Плана научно-исследовательских работ Федеральной службы государственной статистики на 2021 — 2023 годы и Плана разработки и утверждения Федеральной службой государственной статистики официальной статистической методологии и указаний по заполнению форм федеральных статистических наблюдений на 2021 год»

  • Приказ Росстата от 30.07.2021 N 460 (ред. от 27.08.2021)

    «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами»

  • Приказ Минтруда России от 05.08.2021 N 551

    «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг»

  • 22.11.2021 г. В Минтруде рассказали, чем соцконтракт отличается от пособий

    Социальный контракт — это по сути дорожная карта мероприятий, направленных на создание собственного постоянного источника дохода у граждан, пояснили «Российской газете» в Минтруде. Поэтому выплаты по соцконтратку, как правило, целевые: они могут предоставляться в течение определенного периода…

  • 22.11.2021 г. С 1 января 2022 года в России скорректируют порядок выплаты пенсий

    С 1 января 2022 года изменится порядок выплаты пенсий в России. Нововведения ранее утвердил Минтруд, напоминает «Парламентская газета».

  • 22.11.2021 г. Расширен перечень работников с правом на дополнительный отпуск в году

    Право на двухнедельный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы получили работники, которые ухаживают за родственниками с I группой инвалидности. Закон об этом подписал президент РФ Владимир Путин.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Принят
Государственной Думой
25 июня 1999 года

Одобрен
Советом Федерации
2 июля 1999 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Абзац утратил силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 388-ФЗ.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;

социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом;

социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии;

социальный контракт — соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;

программа социальной адаптации — разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий;

трудная жизненная ситуация — обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного использования бюджетных средств;

усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

снижения уровня социального неравенства;

повышения доходов населения.

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

2. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *