Федеральный закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней 2022 ст.5

Автор: | 01.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней 2022 ст.5». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Разъясняет помощник прокурора г.Полевского А.А. Мусихина.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок.

Статьей 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно п. 5.7 СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» дети, направленные на консультацию в противотуберкулезный диспансер или законные представители которых не представят в течение месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, не допускаются в детские организации. Дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом.

Министерством здравоохранения Российской Федерации разработаны клинические рекомендации «Выявление и диагностика туберкулеза у детей, поступающих и обучающихся в образовательных организациях» (письмо Минздрава РФ от 07.04.2017 № 15-2/10/2-2343). В письме указано, что отсутствие обследования на туберкулезную инфекцию предполагает зачисление ребенка в образовательную организацию с последующим выбором форм и методов образовательного процесса, исключающих посещение необследованным ребенком здорового детского коллектива. Выбор форм и методов образовательного процесса является компетенцией образовательной организации, ответственность возлагается на руководителя образовательной организации.

При отказе родителя (законного представителя) от иммунодиагностики своего ребенка (любого иного метода, позволяющего исключить заболевание туберкулезом) врач фтизиатр определяет возможность выдачи справки или медицинского заключения об отсутствии активной формы туберкулеза. При этом, основаниями для оформления врачом фтизиатром справки или медицинского заключения являются: результаты скринингового обследования на туберкулез, результаты альтернативных методов обследования, результаты флюорографического обследования окружения ребенка давностью не более 6 месяцев, данные лучевых методов исследования органов грудной клетки, данные о контакте с больными туберкулезом, отсутствие или наличие у ребенка жалоб или симптомов, подозрительных на заболевание туберкулезом.

Таким образом, родители (законные представители) вправе отказаться от иммунопрофилактики против туберкулеза, но для посещения ребенком образовательной организации необходимо представить справку или медицинское заключение врача фтизиатра об отсутствии у несовершеннолетнего заболевания туберкулезом.

  • Письмо Россельхознадзора от 11.11.2021 N ФС-КС-7/32254 (ред. от 17.11.2021)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 N 31 (ред. от 15.11.2021)
  • Регламент по организации и проведению официальных физкультурных и спортивных мероприятий на территории Российской Федерации в условиях сохранения рисков распространения COVID-19
  • Приказ АНО НАРК от 01.02.2019 N 05/19-ПР (ред. от 12.11.2021)
  • Приказ ФАУ Главгосэкспертиза России от 22.03.2018 N 57 (ред. от 10.11.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по легкой атлетике на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0020001611Я
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по спортивному ориентированию на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0830005511Я
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 (ред. от 09.11.2021)
  • Информация Минфина России
  • Письмо Россельхознадзора от 03.11.2021 N ФС-КС-7/31755 (ред. от 08.11.2021)
  • Статья 1. Основные понятия

    В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    • иммунопрофилактика инфекционных болезней (далее — иммунопрофилактика) — система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок;
    • профилактические прививки — введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням;
    • медицинские иммунобиологические препараты — вакцины, анатоксины, иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням;
    • национальный календарь профилактических прививок — нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок;
    • поствакцинальные осложнения, вызванные профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям (далее — поствакцинальные осложнения), — тяжелые и (или) стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок;
    • сертификат профилактических прививок — документ, в котором регистрируются профилактические прививки гражданина.

    Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области иммунопрофилактики

    1. Законодательство Российской Федерации в области иммунопрофилактики состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
    2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

    Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

    1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан и юридических лиц.
    2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, пользуются правами и несут обязанности, которые установлены настоящим Федеральным законом.

    1. Законодательство Российской Федерации в области иммунопрофилактики состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

    3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

    (Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ)

    Законна ли обязательная прививка от коронавируса

    1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан и юридических лиц.

    2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, пользуются правами и несут обязанности, которые установлены настоящим Федеральным законом.

    (наименование главы в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)

    1. Осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

    • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

    • Бюджетный кодекс РФ

    • Водный кодекс Российской Федерации РФ

    • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

    • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

    • ГК РФ

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

    • Земельный кодекс РФ

    • Кодекс административного судопроизводства РФ

    • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

    • Кодекс об административных правонарушениях РФ

    • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

    • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

    • НК РФ

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

    • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

    • Трудовой кодекс РФ

    • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовный кодекс РФ

    • Указ Президента РФ от 19.05.2012 N 635 (ред. от 19.11.2021)

      «Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства»

    • Указ Президента РФ от 18.11.2021 N 661

      «О внесении изменений в Положение о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 562»

    • Указ Президента РФ от 18.11.2021 N 659

      «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

    • Постановление Правительства РФ от 30.03.2018 N 365

      «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

    • Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2014 N 2745-р (ред. от 25.08.2015)

      «Об утверждении перечня межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в 2015 году осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты»

    • Распоряжение Правительства РФ от 12.12.2014 N 2526-р

    • Информация Минфина России

      «Сопоставительная таблица целевых статей расходов и кодов видов доходов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов»

    • Приказ Минздрава России от 12.11.2021 N 1053н

      «Об утверждении формы медицинской документации «Справка о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или наличии медицинских противопоказаний к вакцинации» и порядка ее выдачи, формы медицинской документации «Медицинский сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)» и порядка

    • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.11.2021 N 29

      «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2021 N 65801)

    Многие родители непривитых детей возмущаются по поводу отстранения их детей от занятий и оспаривают решение руководителей образовательных учреждений принимать ребенка при отсутствии профилактических прививок или заключений врачей. Пока судебные органы не выработали единства в подходе, творят свое право и при разрешении дел по-разному отвечают на этот вопрос:

    • Неисполнение родителями требований не должно ставить под угрозу здоровье и благоприятную среду обитания для иных детей — воспитанников образовательного учреждения, которые проходят необходимую вакцинацию (апелляционное определение Самарского областного суда от 07.04.2016 по делу № 33–3778/2016, апелляционное определение Курганского областного суда от 24.08.2017 по делу № 33-2808/2017, апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 05.04.2016 по делу № 33-597/2016).

      По профилактическим прививкам есть позиция Верховного суда, что недопуск детей в образовательные учреждения законен, если это предусмотрено в санитарных нормах и правилах (решение от 17.02.2015 № АКПИ14-1454).

      Так, например, рассматривая спор по делу № 33-3778/2016, Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска об оспаривании действий об отказе в приеме ребенка в детский сад, поскольку в силу действующего законодательства осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, и соответственно, применительно к рассматриваемому спору, не исполнение истцами необходимых требований не должно ставить под угрозу здоровье и благоприятную среду обитания для иных детей — воспитанников дошкольного образовательного учреждения, которые в полной мере выполняют требования Правил.

      Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013 г. № 60 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила (СП 3.1.2.3114-13) «Профилактика туберкулеза». Пунктом 5.7 Санитарных правил установлено, что дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.

      Данные Правила противоречащими законодательству не признаны и устанавливают обязательные требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения (пункты 1.1 и 1.2).

      Статьей 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлены обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно п. 3 ст. 39 данного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

      При таких обстоятельствах, учитывая, что справка от врача-фтизиатра законными представителями в детское дошкольное образовательное учреждение не представлена, от посещения врача-фтизиатра и проведения туберкулинодиагностики ребенку родители отказались, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

      Оснований полагать, что п. 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» противоречит Конституции РФ, Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», как и иным нормативно-правовым актам не имеется, поскольку в силу действующего законодательства осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

      Таким образом, ограничений права на образование в Российской Федерации, гарантированного Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, указанные выше Правила не устанавливают и не предусматривают медицинского вмешательства без информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя, в связи с чем оснований полагать, что права и законные интересы несовершеннолетней нарушены, не имеется.

      Решением Исакогорского районного суда г. Архангельска от 27 апреля 2017 года было отказано в удовлетворении исковых требований родителей к дошкольному образовательному учреждению о понуждении допустить ребенка к посещению группы раннего развития.

      В соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 125н, и по индивидуальному плану в октябре 2016 года ДОУ проводилась плановая иммунизация детей от полиомиелита. Истцы от вакцинации против полиомиелита в отношении своего сына отказались.

      Руководством ДОУ было принято решение о временном разобщении данного ребенка путем перевода в ряд групп детей, где не проводилась плановая вакцинация против полиомиелита. Однако родители несовершеннолетнего согласия на перевод не дали, в следствие чего ребенок был отстранен от занятий.

      Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий руководства детского сада по отстранению от посещения группы раннего развития в связи с проведением плановой иммунизации других воспитанников группы против полиомиелита.

      С указанным выводом согласилась и судебная коллегия апелляционной инстанции Архангельского областного суда в определении от 27.07.2017 г. по делу № 33-4082/2017.

      В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» н�� территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

      Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 316-ФЗ

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

      ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

      Принят
      Государственной Думой
      17 июля 1998 года

      Одобрен
      Советом Федерации
      4 сентября 1998 года

      Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.

      В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

      иммунопрофилактика инфекционных болезней (далее — иммунопрофилактика) — система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок;

      профилактические прививки — введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням;

      иммунобиологические лекарственные препараты для иммунопрофилактики — вакцины, анатоксины, иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням;

      национальный календарь профилактических прививок — нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок;

      поствакцинальные осложнения, вызванные профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (далее — поствакцинальные осложнения), — тяжелые и (или) стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок;

      сертификат профилактических прививок — документ, в котором регистрируются профилактические прививки гражданина;

      календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям — нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

      1. Законодательство Российской Федерации в области иммунопрофилактики состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

      2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

      1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан и юридических лиц.

      2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, пользуются правами и несут обязанности, которые установлены настоящим Федеральным законом.

      Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области

      1. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:

      получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;

      выбор медицинской организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность;

      бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения;

      медицинский осмотр и при необходимости медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение медицинской помощи в медицинских организациях при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

      абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

      социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений;

      отказ от профилактических прививок.

      2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

      запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

      временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

      отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

      Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

      3. При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:

      выполнять предписания медицинских работников;

      в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.

      1. Финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации.

      2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают расходные обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий.

      3. Утратил силу. — Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ.

      В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

      иммунопрофилактика инфекционных болезней (далее — иммунопрофилактика) — система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок;

      профилактические прививки — введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням;

      иммунобиологические лекарственные препараты для иммунопрофилактики — вакцины, анатоксины, иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням;

      национальный календарь профилактических прививок — нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок;

      поствакцинальные осложнения, вызванные профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (далее — поствакцинальные осложнения), — тяжелые и (или) стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок;

      сертификат профилактических прививок — документ, в котором регистрируются профилактические прививки гражданина;

      календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям — нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

      1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан и юридических лиц.

      2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, пользуются правами и несут обязанности, которые установлены настоящим Федеральным законом.

      Глава II. Государственная политика в области иммунопрофилактики. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

      Федеральный закон №157-ФЗ от 17 сентября 1998 г.

      1. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:

      получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;

      выбор медицинской организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность;

      бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения;

      медицинский осмотр и при необходимости медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение медицинской помощи в медицинских организациях при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

      абзац 6 статьи 5 утратил силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ;

      социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений;

      отказ от профилактических прививок.

      2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

      запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

      временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

      отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

      Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

      3. При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:

      выполнять предписания медицинских работников;

      в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.

      1. Финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации.

      2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают расходные обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий.

      3. Пункт 3 статьи 6 утратил силу согласно Федеральному закону от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ.

      Статья 7 утратила силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

      Глава IV. Организационные основы деятельности в области иммунопрофилактики

      Статья 8. Организационные основы деятельности в области иммунопрофилактики

      1. Осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

      2. Осуществление иммунопрофилактики в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, обеспечивают военно-медицинские организации или медицинские организации соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

      1. Национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.

      2. Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

      Юридические последствия отказа от вакцинации

      1. Законодательство Российской Федерации в области иммунопрофилактики состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
      2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
      1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан и юридических лиц.
      2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, пользуются правами и несут обязанности, которые установлены настоящим Федеральным законом.

      Глава II. Государственная политика в области иммунопрофилактики. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

      1. Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.
      2. В области иммунопрофилактики государство гарантирует:
        • доступность для граждан профилактических прививок;
        • бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок, и профилактических прививок по эпидемическим показаниям в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения;
        • социальную защиту граждан при возникновении поствакцинальных осложнений;
        • разработку и реализацию федеральных целевых программ и региональных программ;
        • использование для осуществления иммунопрофилактики эффективных медицинских иммунобиологических препаратов;
        • государственный контроль качества, эффективности и безопасности медицинских иммунобиологических препаратов;
        • поддержку научных исследований в области разработки новых медицинских иммунобиологических препаратов;
        • обеспечение современного уровня производства медицинских иммунобиологических препаратов;
        • государственную поддержку отечественных производителей медицинских иммунобиологических препаратов;
        • включение в государственные образовательные стандарты подготовки медицинских работников вопросов иммунопрофилактики;
        • совершенствование системы статистического наблюдения;
        • обеспечение единой государственной информационной политики;
        • развитие международного сотрудничества.
      3. Реализацию государственной политики в области иммунопрофилактики обеспечивают Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      Финансирование иммунопрофилактики осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств фондов обязательного медицинского страхования и других источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

      1. Поставки медицинских иммунобиологических препаратов для профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок, осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и бюджетным законодательством Российской Федерации.
      2. Поставки медицинских иммунобиологических препаратов для профилактических прививок по эпидемическим показаниям осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования, привлекаемых для указанных целей в соответствии с Федеральным законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и законодательством субъектов Российской Федерации.

      Глава IV. Организационные основы деятельности в области иммунопрофилактики

      Для каких категорий работников вакцинация обязательна

      1. Осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти в области здравоохранения субъектов Российской Федерации, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.
      2. Осуществление иммунопрофилактики в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, обеспечивают военно-медицинские учреждения.

      профилактические прививки — введение в организм
      человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в
      целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням;

      иммунобиологические лекарственные препараты для
      иммунопрофилактики — вакцины, анатоксины, иммуноглобулины и прочие
      лекарственные средства, предназначенные для создания специфической
      невосприимчивости к инфекционным болезням;

      национальный календарь профилактических прививок —
      нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам
      профилактических прививок;

      поствакцинальные осложнения, вызванные профилактическими
      прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок и
      календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (далее —
      поствакцинальные осложнения), — тяжелые и (или) стойкие нарушения состояния
      здоровья вследствие профилактических прививок;

      сертификат профилактических прививок — документ, в
      котором регистрируются профилактические прививки гражданина;

      1. Данное медицинское вмешательство должно проводиться исключительно в учреждениях медицинского профиля. Обязательным условием является наличие лицензии на проведение вакцинации.
      2. Проводить иммунизацию имеют право только медицинские работники, которые прошли соответствующее обучение в данной сфере. Они должны владеть правилами и техникой проведения подобных процедур. Помимо этого, медицинский персонал должен владеть знаниями в области оказания неотложной помощи при возникновении экстренной ситуации.
      3. Календарь прививок 2021 регламентирует проведение вакцинации и ревакцинации с использованием иммунобиологических лекарственных препаратов, которые активируют иммунные силы организма для борьбы с инфекционными заболеваниями. Вакцина должна пройти регистрацию и отвечать соответствующим нормам законодательства РФ. Разрешается проведение вакцинации и ревакцинации с использованием комбинированных вакцин.
      4. Накануне процедуры самому пациенту или его законному представителю должны быть разъяснены следующие моменты:
      • необходимость данного медицинского вмешательства,
      • возможные побочные эффекты после прививки,
      • последствия отказа от вакцинации.
      1. Затруднения с оформлением ребенка в образовательные учреждения, детский сад, вплоть до временного отказа в случае неблагоприятной эпидемиологической обстановки;
      2. Взрослые могут получить отказ в трудоустройстве на должности, связанные с работой с людьми, а также высокой вероятностью заболеваний инфекционного характера;
      3. Может не состояться поездка в санаторий из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Для отдыха в некоторых зарубежных странах также необходимо вакцинирование от некоторых инфекционных заболеваний.

      Как правило, в поликлиниках и роддомах есть готовые бланки отказа. Оно выдаются по требованию лица, не желающего прививать себя или своего ребенка в установленном порядке. Если же такой бланк отсутствует, можно написать заявление самостоятельно.

      В заявлении нужно указать:

      1. Свои данные: Ф. И. О., место проживания;
      2. Данные ребенка;
      3. Сведения об отказе от конкретных прививок, повод отказа;
      4. Упоминание о том, что лицо осознает возможные последствия отказа, а также что ответственность за данное решение берет на себя и не имеет претензий к медицинскому учреждению;
      5. Дата и подпись.

      Важно! При составлении заявления об отказе от прививок, лицо должно быть осведомлено о возможных негативных последствиях, осознавать ответственность данного решения. Об этом делается отметка в заявлении.

      Законодательно установлено право граждан на добровольный отказ от вакцинации. Прививочная процедура может быть произведена только с его согласия. При этом, факт согласия на процедуру подтверждается письменно. Для этого пациенту дают заполнить бланк информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.

      • выполнении медицинских вмешательств при отсутствии разрешительных документов, лицензии;
      • несоблюдении санитарных правил, что привело к негативным последствиям;
      • сокрытии сведений, повлекших вред здоровью;
      • умышленном причинении вреда.

      Данный комплекс правонарушений указывается в статьях УК РФ:

      • —;
      • ;
      • ;
      • ;
      • ;
      • .

      1. Действие настоящего Федерального закона распространяется
      на граждан и юридических лиц.

      2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно
      или временно проживающие на территории Российской Федерации, пользуются правами
      и несут обязанности, которые установлены настоящим Федеральным законом.

      1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
      официального опубликования.

      1. Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение
        распространения и ликвидацию инфекционных болезней.
      2. В области иммунопрофилактики государство гарантирует:
        • доступность для граждан профилактических прививок;
        • бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь
          профилактических прививок, и профилактических прививок по эпидемическим показаниям в организациях
          государственной и муниципальной систем здравоохранения;
        • социальную защиту граждан при возникновении поствакцинальных осложнений;
        • разработку и реализацию федеральных целевых программ и региональных программ;
        • использование для осуществления иммунопрофилактики эффективных медицинских иммунобиологических
          препаратов;
        • государственный контроль качества, эффективности и безопасности
          медицинских иммунобиологических препаратов;
        • поддержку научных исследований в области разработки новых медицинских иммунобиологических
          препаратов;
        • обеспечение современного уровня производства медицинских иммунобиологических препаратов;
        • государственную поддержку отечественных производителей медицинских иммунобиологических
          препаратов;
        • включение в государственные образовательные стандарты подготовки медицинских работников
          вопросов иммунопрофилактики;
        • совершенствование системы статистического наблюдения;
        • обеспечение единой государственной информационной политики;
        • развитие международного сотрудничества.
      3. Реализацию государственной политики в области иммунопрофилактики обеспечивают Правительство
        Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      Отстранение от работы – временное недопущение работника к выполнению им своих трудовых обязанностей (ст. 76 Трудового кодекса).

      Для начала нужно под роспись уведомить всех работников о необходимости вакцинироваться и ознакомить с Указами властей (в Москве это Указ мэра от 12.06.2021 № 32-УМ) и постановлением санитарного врача.

      Отстранение сотрудника от работы оформляют приказом за подписью директора компании. До того, как составить приказ получите от работника объяснительную, почему от отказывается от прививки, она будет служить основанием для приказа.

      • Семейные права
      • Наследственные права
      • Жилищные права
      • Трудовые права
      • Пенсионные права
      • Медицинские права
        • Решаем ситуацию
        • Формы документов
        • Куда обратиться

      Сегодня достаточно много вопросов о том, является ли вакцинация от коронавируса обязательной? Есть ли закон об обязательной вакцинации от коронавируса?

      Сообщаем, что в России по состоянию на сентябрь 2021 года закон об обязательной вакцинации от коронавируса не принят! В настоящее время любая вакцинация, в том числе и от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) может быть только добровольной. Принуждение к прививке в любой форме недопустимо и противоречит прежде всего Конституции РФ и действующему правовому регулированию указанной сферы.

      Вместе с тем, часть граждан России считают, что вакцинация от коронавируса в РФ является обязательной и нарушает их права. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

      В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.

      Таким образом, в целях защиты здоровья населения государство просто обязано принимать исчерпывающие меры для пресечения распространения опасных инфекционных заболеваний, к которым относится и COVID-19. В том, что этот вирус представляет опасность для здоровья и даже жизни сомнений в 2021 году уже почти ни у кого не осталось.

      В целях предупреждения распространения опасных инфекционных заболеваний в России разработаны Национальный календарь профилактических прививок и Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

      В календарь прививок по эпидемическим показаниям включена и инфекция, которую вызывает вирус SARS-CoV-2.

      В этом же календаре указаны отдельные категории граждан, которые подлежат обязательной вакцинации в случае возникновения неблагоприятной эпидемиологической обстановки.

      В случае с коронавирусом это люди 60 лет и старше, медики, учителя, работники организаций социального обслуживания, сотрудники МФЦ, жители городов-миллионников, люди с хроническими заболеваниями, работники компаний транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов и КПП на границе, вахтовики, волонтеры, военнослужащие, государственные гражданские и муниципальные служащие, студенты старше 18 лет и призывники.

      Прививки проводятся гражданам исключительно по эпидемиологическим показаниям, когда появляется реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания.

      Решение о проведении профилактических прививок принимают главный санитарный врач РФ и главные санитарные врачи регионов.

      Любой человек вправе отказаться от прививки (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней») — насильно делать ему укол против воли никто и ни при каких обстоятельствах не имеет права.

      Правда в таком случае на совершенно законных основаниях может быть отказано в приеме на работу или отстранения от нее на период эпиднеблагополучия в случае, если она связана с высоким риском заражения COVID-19. Заработная плата при этом выплачиваться не будет. Это также соответствует закону, а именно ст. 76 ТК РФ. Это же правило может быть применено и в случаях работы на «удаленке».

      Перечень работ, которые связаны с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требуют обязательного проведения профилактических прививок, установлен Правительством РФ.

      Отказаться от обязательной вакцинации можно только по медицинским показаниям, которые утверждает главный санитарный врач. При этом само по себе наличие медотвода означает, что человека все равно не должны допускать к работе, связанной с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

      Подводя итог, отметим — делать прививку от коронавируса или нет — это личное дело каждого. Однако, в случае отказа необходимо быть готовым к определенным трудностям и отстаиванию своих прав и законных интересов.

      Со своей стороны сообщаем, что готовы оказать юридическую помощь в подготовке заявления об отказе от вакцинации от коронавируса, а при необходимости и другие юридические услуги, включая представление интересов в суде.

      Номер документа: 157-ФЗ
      Дата принятия: 17/09/1998
      Состояние документа: Действует
      Начало действия документа: 21/09/1998
      Органы эмитенты: Парламент

      Текущая редакция принята: 02/07/2021 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон Об иммунопрофилактике инфекционных болезней № 316-ФЗ от 02/07/2021
      Вступила в силу с: 01/10/2021


      Редакция от 11/06/2021, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием… № 170-ФЗ от 11/06/2021
      Вступила в силу с: 01/07/2021


      Редакция от 26/05/2021, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 152-ФЗ от 26/05/2021
      Вступила в силу с: 06/06/2021


      Редакция от 08/12/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 429-ФЗ от 08/12/2020
      Вступила в силу с: 08/12/2020


      Редакция от 28/11/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ввода в гражданский… № 449-ФЗ от 28/11/2018
      Вступила в силу с: 29/11/2019


      Редакция от 07/03/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием… № 56-ФЗ от 07/03/2018
      Вступила в силу с: 07/03/2018


      Редакция от 31/12/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 495-ФЗ от 31/12/2014
      Вступила в силу с: 01/01/2015


      Редакция от 21/12/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 9 Федерального закона Об иммунопрофилактике инфекционных… № 368-ФЗ от 21/12/2013
      Вступила в силу с: 01/01/2014


      Редакция от 25/11/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации… № 317-ФЗ от 25/11/2013
      Вступила в силу с: 25/11/2013


      Редакция от 02/07/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу… № 185-ФЗ от 02/07/2013
      Вступила в силу с: 01/09/2013


      Редакция от 07/05/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской… № 104-ФЗ от 07/05/2013
      Вступила в силу с: 08/05/2013


      Редакция от 25/12/2012, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 20 Федерального закона Об иммунопрофилактике инфекционных болезней № 264-ФЗ от 25/12/2012
      Вступила в силу с: 26/12/2012


      Редакция от 18/07/2011, принята документом Федеральный Закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления… № 242-ФЗ от 18/07/2011
      Вступила в силу с: 01/08/2011


      Редакция от 08/12/2010

      Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения…»

      Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента Федерального…»

      Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления…»

      Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *