Изменения в экологическом законодательстве с 2022 года

Автор: | 01.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в экологическом законодательстве с 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Написать комментарий

      «Горячие» документы — Окружающая природная среда и природные ресурсы

      Декларацию НВОС должны подавать инидивидуальные предприниматели и юридические лица, которые занимаются хозяйственной или иной деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Исключение — юрлица и ИП, которые работают на объектах IV категории.

      Критерии, по которым вы можете понять, нужно ли вам сдавать НВОС, утверждены в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 №1029.

      До 10 марта года, следующего за отчетным, то есть до 10.03.2022.

      Если деятельность юрлица или ИП влечет за собой негативное воздействие на окружающую среду, необходимо оплачивать загрязнение окружающей среды. Исключение — образование твердых коммунальных отходов, за них должен платить региональный оператор по обращению с ТКО.

      Нулевую декларацию предоставлять не нужно.

      Форма подачи регулируется приказом Минприроды России от 10.12.2020 №1043 и предлагается в двух вариантах:

      1. Электронный документ через сеть Интернет с электронной подписью.

      2. Бумажный носитель с дублированием на электронном носителе в двух случаях: годовой размер платы меньше или равен 25 000 рублей, у плательщика нет технической возможности подать НВОС через интернет.

      По 2-ТП (отходы) отчитываются юрлица и ИП, чья деятельность связана с обращением с отходами производства и потребления: использование, сбор, транспортировка, размещение отходов, их обезвреживание.

      Не позднее 1 февраля 2022 года.

      Субъекты малого и среднего бизнеса могут не предоставлять 2-ТП (отходы) в Росприроднадзор, если у них заключен договор с региональным оператором или если отходы составляют менее 0,1 тонны. Однако это касается только лиц, деятельность которых не связана с обращением с отходами производства и потребления. Основание — ст. 1, п. 2 ст. 19 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

      Актуальную форму 2-ТП отходы утвердили в 2020 году приказом Росстата от 09.10.2020 № 627.

      Минприроды предложило повысить ставки платы за НВОС на 8,5%

      Изменений в подаче 2-ТП (воздух) нет, последняя форма утверждена в 2018 году приказом Росстата от 08.11.2018 № 661.

      Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля — ПЭК

      ПЭК сдают организации и ИП, которые ведут деятельность на объектах I, II и III и разрабатывают программу экологического контроля.

      Эту отчетность нужно сдать только юрлицам и ИП, ведущим свою деятельность на объектах III категории.

      Не позднее 25 марта 2022 года. Подается в виде отчета о производственном контроле ПЭК.

      За 2021 год нововведений не было, поэтому подавайте в той же форме, как и в прошлом году. Порядок предоставления отчетов регламентируется п. 5 ст. 29 закона № 89-ФЗ в редакции от 27.12.2019 № 450-ФЗ, п. 1 ст. 4.2. закона № 7-ФЗ.

      Отчетность для ИП или юрлиц, которые ведут деятельность на объектах III категории, при этом выбрасывают загрязнения в атмосферу. Ее подача регламентирована законом № 96-ФЗ.

      Форма и сроки сдачи не утверждены. Подается в виде отчета о производственном контроле ПЭК до 25 марта 2022 года, и в форме 2-ТП (воздух) — до 22 января 2022 года.

      Получать еще больше профессиональной информации, быть в курсе последних изменений можно с помощью обновленного сервиса «Обзор журналов». Специалисты часто выписывают себе различные профессиональные издания, альтернативой этому служит данный сервис.

      Сервис содержит:

      1. Две полные статьи из журнала «Справочник эколога» в формате PDF.
      2. Две сокращенные статьи в текстовом виде.
      3. Ссылки на НПА, упоминаемые в данных статьях.
      4. Ссылки на справочные материалы системы «Техэксперт: Экология» по темам статей.
      5. Ссылки на консультации экспертов по аналогичным темам.

      Пункт 2 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2019, N 49, ст. 6986) изложить в следующей редакции:

      «2) информации о состоянии окружающей среды (экологической информации);».

      Президент Российской Федерации В. Путин

      Минприроды нашло способ повысить норму утилизации упаковки с 2022 года

      · Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков;

      · Предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод, а также ликвидацию последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения;

      · Расчистку поверхностных водных объектов от донных отложений;

      · Аэрацию водных объектов;

      · Биологическую рекультивацию водных объектов;

      · Залужение и закрепление кустарниковой растительностью берегов;

      · Оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану поверхностных водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

      · Росводресурсами – в отношении поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с официальным перечнем водоемов.

      · Органами государственной власти субъектов РФ – в отношении поверхностных водных объектов, находящихся в их собственности, и поверхностных водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ.

      · Органами местного самоуправления – в отношении поверхностных водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.

      · Минсельхозом России – в отношении поверхностных водных объектов – водохранилищ и каналов, входящих в состав мелиоративных систем, находящихся в федеральной собственности.

      · Собственником поверхностного водного объекта – в отношении прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу;

      · Лицом, использующим поверхностный водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования поверхностным водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, – в отношении такого поверхностного водного объекта.

      Признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. N 79, которым утверждены аналогичные правила.

      Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

      В ст. 112 ТК указаны все праздники. Однако ежегодно Правительство РФ определяет переносы для того, чтобы выходные и праздничные дни использовались рационально.

      Согласно Постановлению Правительства от 16.09.2021 г. № 1564 определены переносы в 2022 году. Новогодние праздники будут длиться с 31 декабря 2021 года по 9 января 2022 года.

      На основании Постановления Правительства от 07.10.2021 г. № 1706 определена допустимая доля сотрудников-иностранцев на 2022 год.

      В документе указываются такие виды деятельности как выращивание овощей, лесоводство и лесозаготовки, обработка древесины и производство деревянных изделий, строительство, оптовые продажи пиломатериалов, розничная торговля в нестационарных торговых точках и т.д.

      На основании документа установлено, что хозяйствующие субъекты обязаны до конца 2021 года привести численность иностранных сотрудников в соответствие с положениями данного документа.

      Рассматривается законопроект № 1258300-7, согласно которому планируется с 1 января 2022 года повысить МРОТ до 13 617 руб./мес.

      В пояснительной записке к документу сказано, что увеличение МРОТ в 2022 году по отношению к 2021 году (12 792 руб./мес.) составит 825 руб., т.е. будет рост МРОТ на 6,4%.

      Поправки по охране труда

      На основании Федерального закона от 02.07.2021 г. № 311-ФЗ будут введены корректировки в ТК РФ, которые начнут действовать с 1 марта 2022 года.

      В частности, изменения будут следующие:

      • установят порядок управления профрисками на рабочих местах;
      • запретят работать в опасных условиях;
      • разрешат проводить видео-, аудио- и иные виды фиксации рабочих процессов;
      • введут обязательное ведение работодателями учета микротравм;
      • появятся конкретные статьи по несчастным случаям и микротравмам.

      Экологический сбор с 2022 года его нельзя учесть в базе по налогу на прибыль

      Рассматривается законопроект № 1256989-7, согласно которому планируется, что с 1 сентября 2022 года управлять легковыми такси и общественным транспортом смогут только те лица, у которых нет судимости за некоторые виды преступлений.

      Соответствующие корректировки будут внесены в гл. 51 ТК РФ.

      Сотрудники обязаны до 1 марта 2023 года подать работодателю справку об отсутствии (наличии) судимости и (или) факта уголовного преследования. При невыполнении данного требования работодатель обязан отстранить работника от выполнения трудовых обязанностей.

      О таких требованиях должны знать компании и ИП, осуществляющие коммерческие перевозки или перевозки для своих целей автобусами и грузовиками.

      До 1 января 2027 года к таким работникам будет предъявляться больше требований, которые закреплены в Приказах Минтранса от 31.07.2020 г. и от 29.07.2020 г. № 264.

      К примеру, водители легковых автомобилей должны понимать, как оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров, в т.ч. при использовании специальных устройств для инвалидов.

      На основании требований регламентируются новые правила профотбора и обучения работников, чья трудовая деятельность основана на эксплуатации автомобилей.

      В соответствии с Постановлением Правительства от 14.09.2021 г. № 1552 с 25 сентября 2021 года действует обновленный порядок исчисления среднего заработка.

      Установлено, что средний заработок рассчитывается делением доходов человека, на которые начислены страхвзносы на ОПС за расчетный период, на число месяцев в этом же периоде.

      При этом учитываются такие виды выплат для исчисления:

      • зарплата, начисленная по ставкам и тарифам, по сдельным расценкам и т.п.;
      • зарплата в натуральной форме;
      • разница в должностных окладах сотрудников, которые перешли на нижеоплачиваемую работу с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы;
      • надбавки и доплаты;
      • премии и вознаграждения.

      Если у работодателя среднесписочная численность сотрудников от 25 чел. и больше, а также если юрлицо имеет в уставном капитале долю участия РФ, субъектов РФ или муниципального образования, то с 1 января 2022 года для них регламентировано требование — размещать данные о вакансиях на портале «Работа в России».

      Эта информация будет содержать сведения о потребностях в сотрудниках, об условиях их привлечения к работе и наличии свободных мест.

      На данный момент Минтруд подготовил проект приказа, предусматривающего формы, по которым нужно будет направлять информацию о потребностях в кадрах.

      Ставки платы за НВОС на 2022 год

      Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

      Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

      В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

      Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

      Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

      Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.

      Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.

      В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

      • Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем, и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 137.1 КБ

      Копию решения о СЗЗ направляет (в течение двух дней) в Роспотребнадзор уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган. Итог этой процедуры – нанесение границ СЗЗ на кадастровую карту территории. Сведения о ней вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). С этого момента СЗЗ считается установленной.

      Как будет выглядеть вся процедура после отмены данного ограничения? При планировании строительства застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ.

      То есть, разработку проекта СЗЗ и прохождение его экспертизы нужно начинать заранее, задолго до получения разрешения на строительство. В 2019 году, со дня вступления в силу новых требований и до наложения моратория на эти требования, в строительной отрасли поднялась большая шумиха из-за данного требования закона.

      Многие стройки пришлось отложить, так как на разработку и согласование проекта СЗЗ с последующим получением Решения и внесением сведений о СЗЗ в Росреестр требуется много времени. И теперь, когда близится 2022 год, эти требования скоро вновь будут действовать. Поэтому предприятиям нужно успеть подготовиться.

      Бизнес получил разъяснения о РОП на площадке Минприроды

      Федеральный классификатор причисляет к I и II классам опасности 444 вида отходов. Среди них — ​свинецсодержащие (аккумуляторы, электрокабели), ртутьсодержащие отходы (люминесцентные лампы, шламы, шлаки, приборы и катализаторы), отработавшие химические источники тока (батарейки и аккумуляторы), органические горючие отходы химических и нефтехимических производств, водные неорганические отходы (растворы кислот и щелочей, гальваношламы).

      В новой схеме три типа участников. Первый — ​федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности (ФЭО, входит в «Росатом»). В старой схеме федерального оператора не было. Второй тип — ​операторы по переработке отходов I и II классов опасности. Третий — ​предприятия (ИП и юрлица), деятельность которых приводит к возникновению отходов. Назовем их для простоты создателями отходов.

      Создатели отходов могут утилизировать их самостоятельно. Для этого они оформляют в Росприроднадзоре лицензии — ​всего пять видов, но можно оформить и одну общую. Лицензии означают, что у создателя отходов обустроена площадка для переработки, есть соответствующие мощности, персонал, система мониторинга.

      Если нет желания или возможности управлять отходами, предприятие заключает договор с ФЭО. Услуги платные, тарифы утвердит уполномоченный орган — ​ФАС. Накапливать отходы можно в течение 11 месяцев — ​дальше это уже считается размещением. «По закону размещение определяется как хранение для последующей утилизации. Поэтому должна быть программа действий, а в ней — ​конечная цель и способы переработки», — ​объясняет первый заместитель гендиректора ФЭО по реализации экологических проектов Максим Корольков.

      Операторы — ​компании, которые в обязательном порядке заключают договор с ФЭО и оказывают услуги по транспортировке и переработке некоторых видов отходов. «Свинцово-кислотные аккумуляторы и батарейки мы не будем у себя перерабатывать, потому что эти мощности уже в России существуют, — ​уточняет Максим Корольков. — ​Мы будем заниматься отходами, которыми сейчас практически не занимаются: ртутьсодержащими, органическими горючими и неорганическими».

      Отсутствие инфраструктуры для их утилизации приводит к тому, что отходы сваливают где попало, даже в жилых зонах. Так, в Костроме в январе 2020 года завели уголовное дело на компанию, которая собиралась построить дома и детский сад на территории бывшего химзавода. Грунт на площадке не соответствовал санитарно-эпидемиологическим нормам. Но, вместо того чтобы утилизировать, его развезли по нескольким улицам и разровняли, сымитировав благоустройство. Во Владимирской области в первом полугодии прошлого года выявили 125 нарушений при обращении с опасными отходами. В декабре 2020 года обнаружили, что одна из брянских школ не заключила договор об утилизации ртутьсодержащих ламп, не определила место для их размещения. Это лишь несколько примеров нарушений. «До сих пор основная масса отходов I и II классов опасности попадает в природную среду, в результате чего экологический ущерб постоянно увеличивается», — ​говорит ректор РХТУ им. Менделеева Александр Мажуга.

      Закон ужесточает контроль за обращением с отходами, компаниям-операторам запрещено передавать переработку субподрядчикам.

      Перерабатывать отходы I и II классов опасности ФЭО планирует на семи заводах. Четыре комплекса для уничтожения химоружия — ​в Саратовской, Кировской, Курганской областях и Удмуртии — ​перепрофилируются. Это «Михайловский», «Мирный», «Щучье» и «Камбарка» соответственно. Одна из трех новых площадок — ​экотехнопарк на территории «Усольехимпрома» в Усолье-Сибирском Иркутской области. Там будут перерабатывать ртутьсодержащие отходы. Еще две площадки проходят процедуры согласования. Совокупная производственная мощность семи заводов будет составлять около 350 тыс. т в год.

      На предприятиях ФЭО планируют использовать физико-химическую обработку и высокотемпературное обезвреживание. Например, гальванические растворы обработают химреагентами, потом выпарят воду. Итог — ​чистая вода и безопасные твердые соли.

      Поскольку заводы будут специализироваться на определенном виде загрязнителей, перед создателями отходов встанет вопрос, что дешевле: оплата услуг ФЭО по транспортировке и переработке отходов или расходы на самостоятельную утилизацию.

      «Когда вы строите завод условно в Калининграде и понимаете, что отходы оттуда поедут в Иркутскую область, где у ФЭО расположены мощности для переработки вашего вида отходов, вы должны оценивать свои инвестиционные риски. У вас есть предусмотренное законом право самостоятельно утилизировать эти отходы. Если вы видите, что выгоднее построить цех по их переработке у себя на площадке, — ​отлично. Если выгоднее передать на переработку, значит, пользуемся той инфраструктурой, которая существует», — ​объясняет Максим Корольков.

      В соответствии с законом № 225-ФЗ ФЭО также стал оператором государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ГИС ОПВК). Это платформа сбора актуальной информации о создателях отходов и операторах, видах, количестве образованных и переработанных отходов, местах накопления, лимитах на размещение и проч.

      Система позволяет заключать договоры по самому бюджетному варианту, делать аналитику, контролировать движение отходов. Автоматическая оптимизация маршрута от места создания отходов до места переработки снижает затраты на транспортировку.

      В 2020 году большая часть функционала ГИС ОПВК проработана, началось тестирование модулей системы, чтобы переход к новым правилам был для пользователей максимально комфортным. С сентября к тестированию подключились предприятия из 42 регионов. Внесение данных в ГИС ОПВК и заключение договоров в системе станет обязательным с четвертого квартала 2021 года.

      Предприятия, которые своевременно не обратились в Роспотребнадзор с целью установления СЗЗ, получат предписание о несоблюдении санитарного законодательства. Если юрлицо не даст разъяснительный ответ Роспотребнадзору, то в соответствии с КоАП РФ будет произведено наложение административного штрафа. Самое неприятное в этой ситуации, что согласно кодексу, существует большая вероятность приостановки деятельности предприятия до 90 суток. Этот строгий метод административного регулирования часто использует Роспотребнадзор. В случае, если Вы уверены, что осуществляемая деятельность не оказывает негативного влияния на близлежащую территорию, то все равно нужно доказать данный факт. Так как бездействие по данному вопросу тоже влечет за собой административный штраф.

      Присоединяйтесь к нам!

      Экологические споры объединяют сразу несколько категорий дел, рассматриваемых по различным правилам. В числе лидеров — споры, связанные с возмещением ущерба окружающей среде из-за попадания вредных веществ в почву или водные объекты: примерами служат разлив дизельного топлива, случившийся в мае текущего года на площадке одной из «дочек» «Норникеля», или спор между Староцементным заводом и Росприроднадзором из-за загрязнения почвы. Юристы отводят таким спорам особое место из-за фигурирующих в них огромных сумм возмещения.

      Не остается безнаказанным и негативное воздействие на окружающую среду (НВОС): за выбросы в воду и атмосферный воздух, за размещение отходов производства и потребления компаниям также приходится платить — отсюда вытекает еще одна распространенная категория судебных дел. Уверенно множатся и конфликты, возникающие из публичных правоотношений: бизнес судится с органами экологического надзора из-за невыдачи различных разрешений и несогласия с итогами проверок и предписаний.

      В отдельную категорию опрошенные “Ъ” эксперты выделили административные дела по экологическим составам, в том числе формальным, то есть не предполагающим конкретного вреда природе. Если компания не сумеет вовремя отчитаться о результатах производственного экологического контроля или выяснится, что у нее нет плана по снижению выбросов на период плохих метеоусловий, она рискует быть привлеченной к ответственности за административное правонарушение.

      Особняком в общем списке стоят споры водоканалов с абонентами по поводу качества стоков. Так, водоканалы начали взыскивать плату за негативное воздействие на сети с абонентов, которые сбрасывают вредные вещества в канализацию. Обоснованием взыскания платы при этом является отсутствие установленных предельно допустимых концентраций соответствующих веществ для рыбохозяйственных водных объектов. «Хотя абоненты не осуществляют сброс в водные объекты напрямую, а платеж в пользу водоканала не является природоохранным, несовершенство правового регулирования позволяет водоканалам не только предъявлять, но и выигрывать такие иски, создавая негативную практику»,— говорит Елена Крестьянцева, руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства «Пепеляев Групп» в Санкт-Петербурге.

      Предварительно определены ставки платы за НВОС на 2022 год

      Одна из экологических задач, стоящих перед государством,— кардинальное снижение загрязнения воздуха в стране. Федеральный проект «Чистый воздух», созданный для реализации этой цели в рамках нацпроекта «Экология», направлен на снижение вредных выбросов в 12 крупных промышленных центрах, где отмечены наибольшие проблемы с загрязнением атмосферного воздуха (Красноярск, Норильск, Челябинск и др.). Ранее Владимир Путин поручал к концу 2024 года сократить выбросы в атмосферу городов-участников не менее чем на 20%.

      В прошлом году был принят закон, вводящий в России механизм квотирования таких выбросов — эксперимент по его внедрению продлится с 1 января 2020 года по 1 января 2025 года. В 12 городах проведут сводные расчеты, чтобы установить для каждого региона перечень приоритетных загрязняющих веществ. «На основании полученных результатов будут определены объекты с максимальным общим вкладом в концентрацию загрязнения воздуха, для которых затем установят квоты — величины допустимых выбросов объекта»,— поясняет юрист экологического направления юридической фирмы VEGAS LEX Дмитрий Моторин.

      Что касается существующих сегодня методик расчета вреда атмосферному воздуху, юристы относят их к числу назревших в отрасли проблем. Предприятия, обязанные предоставлять показатели по выбросам в атмосферу загрязняющих веществ, чаще всего используют для этих целей расчетный метод, но Росприроднадзор призывает перейти от него к учету фактических данных. «По сути, ведомство указывает, что методика расчета выбросов инструментальным методом является единственно правильной»,— замечает Ольга Чиркова, руководящий юрист Eversheds Sutherland.

      Проблему усугубило недавнее письмо Росприроднадзора от 23 октября: согласно тексту документа, организации, проводящие расчеты по методикам, не включенным в утвержденный Минприроды официальный перечень, будут привлечены к административной ответственности за недостоверность данных.

      «В итоге может сложиться ситуация, при которой ряд отраслей хозяйственной и иной деятельности останется без легитимных методик расчета выбросов загрязняющих веществ,— говорит Ольга Чиркова.— Для предприятий, использующих расчетный метод (а таких большинство), расходы на актуализацию методики составляют десятки, а при наличии многочисленных источников выбросов — сотни миллионов рублей. При этом замена расчетных методов на инструментальный контроль возможна не всегда».

      Знаковым, хоть и в негативном ключе, 2020 год стал для экологической ответственности бизнеса. 9 ноября президент России Владимир Путин отправил в отставку главу Минприроды Дмитрия Кобылкина, его пост занял бывший глава Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов. Смена «экологической власти» — одна из причин, по которой ответственность за нарушения ужесточится, а размер платы за вред, причиненный окружающей среде, увеличится, говорят юристы. «Не исключено, что направление развития ситуации задаст идущий сейчас спор между «Норильским никелем» и Росприроднадзором»,— предполагает советник Bryan Cave Leighton Paisner Инна Фирсова.

      Вторая важная причина усиления ответственности — Постановление №49, принятое 30 ноября 2017 года Пленумом Верховного суда (ВС) РФ. Этот документ по-новому оттенил проблему судебного доказывания: перечень обстоятельств, которые требовалось подтверждать надзорным органам, был заметно сокращен, кроме того, ВС установил презумпцию причинения вреда природе.

      Еще одна характерная тенденция судебной практики последних лет — приоритет денежной компенсации «экологического» вреда. Несмотря на то что законодательство позволяет возместить его в натуральной форме, по итогам судебных процессов предпринимателям чаще приходится платить деньгами. «При этом размер компенсации далеко не всегда является обоснованным»,— добавляет Анастасия Бойцова. Более того, суды могут взыскать деньги даже при условии, что предприниматель возместил причиненный вред в натуре. По мнению юристов, двойное взыскание отбивает у бизнеса охоту добровольно ликвидировать последствия ущерба и негативно сказывается на качестве окружающей среды.

      С тем, что за экологические грехи бизнесу приходится платить дороже, соглашается и старший юрист «Пепеляев Групп» Юлия Юрченко. В подтверждение своих слов она приводит изменения, которые Минприроды России планирует внести, например, в методику исчисления вреда водным объектам. Большую роль в них сыграет Кдл — коэффициент, учитывающий, сколько времени загрязняющее вещество воздействует на воду до начала ликвидационных мер. «Новая редакция предписывает, что Кдл будет определяться как общее время нахождения загрязняющих веществ в водном объекте вне зависимости от начала принятия мер по ликвидации загрязнения, что существенно увеличит показатель Кдл и размер компенсации вреда»,— объясняет госпожа Юрченко.

      Также эксперты отмечают, что проверки со стороны надзорных органов становятся все качественнее, в то время как природопользователи ограничены в сборе доказательств, в том числе посредством судебных экспертиз. Подобное неравенство приводит к тому, что суды при вынесении решений часто руководствуются лишь доводами, представленными государством.

      Каждой категории экологических споров присущи свои сложности, влияющие на тактику их ведения. Главный аспект, который сторонам и суду необходимо учитывать в спорах о возмещении вреда,— это сложность процесса доказывания. Если с момента нарушения прошло много времени, есть вероятность, что природа ассимилирует загрязнения и восстановится самостоятельно. Данное свойство окружающей среды стало причиной того, что любое загрязнение расценивается судами как причинившее вред, и доказать обратное природопользователь зачастую не в силах, предупреждает Дмитрий Моторин.

      Что касается споров в сфере обращения с отходами производства и потребления, то здесь основные проблемы порождает скудость терминологии. «Законодательство элементарно не содержит четкого определения понятия «отход»»,— сетует господин Моторин. Трудности возникают и при разграничении между собой отдельных видов деятельности, связанной с отходами (размещение, утилизация, обезвреживание). К примеру, вывоз мусора на специализированный полигон может приводить к негативному воздействию на окружающую среду, однако в законе нет однозначного ответа на вопрос, что под ним следует понимать. А оно тем временем влечет за собой наложение экологических платежей, напоминает юрист компании «Юков и партнеры» Виктория Большагина.

      Кроме того, для правильного разрешения многих экологических конфликтов нужны специальные познания, но выбор экспертов в этой области часто невелик, и сторона спора «фактически ставится в зависимость от мнения конкретного специалиста», говорит Ольга Чиркова, руководящий юрист Eversheds Sutherland.

      Юлия Юрченко сетует, что ряд критериев, учитываемых при определении размера вреда, слишком размыт либо вовсе отсутствует. «Согласно позиции Конституционного суда РФ, причинение вреда природе может сопровождаться нанесением ей невосполнимых потерь, однако порядок определения их размера неизвестен, что на практике приводит к двойной компенсации вреда за счет взыскания денежной компенсации сверх понесенных затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды»,— говорит она.

      Отсутствуют и критерии восстановления нарушенного состояния компонентов окружающей среды. Для почв ими обычно служат гигиенические нормативы и возможность использовать земельный участок по целевому назначению. Критерии для водного объекта можно определить, зная, в каком состоянии он находился до загрязнения, но из-за слабости государственного экомониторинга точных данных о состоянии и качестве воды, как правило, нет. Также до сих пор не урегулированы порядок и условия учета затрат, которые требуются для восстановления нарушенной природы.

      «Согласно разъяснениям высших судов, учету подлежат добросовестно понесенные обоснованные и разумные затраты. Слишком общие критерии не добавляют определенности, и количество споров по учету затрат не уменьшается»,— подытоживает Юлия Юрченко.

      Анастасия Бойцова считает, что при рассмотрении экологических споров первостепенную важность имеет установление фактических обстоятельств. Определяя их, суды обычно руководствуются результатами проверок, проводимых надзорными органами, а шансы опровергнуть их результаты весьма невелики.

      При этом опрошенные “Ъ” юристы сходятся во мнении, что ход процесса во многом зависит от результатов судебных экологических экспертиз. Вместе с тем суды довольно редко назначают их по инициативе природопользователей, и важно заранее позаботиться о сборе необходимых доказательств. Заключение эксперта важно иметь на руках еще до начала разбирательства, полагает Ольга Чиркова.

      Также юристы рекомендуют фиксировать все нарушения, допущенные в ходе проверок государственными органами. «Представление этих сведений в суд может существенно дискредитировать позицию надзорного ведомства»,— подсказывает Анастасия Бойцова.

      Одна из частых ошибок компаний в экологических спорах — использование исключительно формальной позиции. «Например, представитель указывает, что, согласно определенному положению законодательства, компания ничего не должна платить. Однако этого недостаточно — нужно представлять максимальное количество доказательств (свидетели, специалисты, письма ассоциаций и госорганов, судебные и внесудебные экспертизы, допрос специалистов), нужно объяснять суду, что компания права по сути, а не только формально и действует максимально добросовестно»,— говорит советник Bryan Cave Leighton Paisner Евгений Орешин.

      Как правило, за небольшие правонарушения в области охраны окружающей среды предприятия наказываются штрафом: уполномоченные органы накладывают на них взыскание и предписывают устранить недостатки в определенный срок, говорит Наталья Стенина. Но если вред стал итогом работы, ведущейся с постоянными нарушениями, или размер экологического ущерба слишком велик, соразмерным способом защиты может быть приостановка деятельности компании, и по общему правилу она назначается судом, напоминает Екатерина Сливко, советник судебно-арбитражной практики АБ ЕПАМ.

      Приостановка возможна двумя способами, рассказывает Екатерина Верле: в виде иска о запрещении работы компании, которая создает опасность причинения вреда в будущем, или же в виде санкции за административное правонарушение.

      Для обоих случаев характерны общие особенности: во-первых, деятельность компании «встает на паузу» не целиком, а только в той части, которая непосредственно порождает вред или его угрозу — например, эксплуатация объекта недвижимости, в результате которой был причинен вред окружающей среде, приостанавливается, но владеющая им компания продолжает работать. Во-вторых, на практике приостановка — довольно редкое явление как для административного, так и для гражданского процесса. Так, административная приостановка назначается только в случаях, если менее строгое наказание не достигнет цели. В гражданских исках, как правило, действует такой подход: чтобы добиться прекращения деятельности фирмы, истец должен доказать, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем носит реальный, а не гипотетический характер. Искать такие доказательства придется прокуратуре или органам экологического надзора.

      Прослеживаемость товаров: разбираемся с первыми сложностями

      Формат участия: дистанционный.

      Время проведения: 10:00 — 12:00 (мск).

      Продолжительность: ≈ 2 часа.

      Мы приглашаем принять участие в вебинаре специалистов, занимающихся по роду своей деятельности сдачей экологической отчетности:

      • руководителей предприятий, ИП;
      • главных бухгалтеров, специалистов по охране труда, инженеров-экологов;
      • ответственных за заполнение отчетных форм;
      • сотрудников и руководителей экологической службы.

      Спикеры мероприятия — действующие эксперты по промышленной экологии и природопользованию. Они расскажут об изменениях в составе и формах отчетности за 2021 год, способах и сроках ее сдачи.

      Регистрируйтесь для участия! «Регуляторная гильотина» принесла много изменений в экологическом законодательстве. Вы можете потратить несколько рабочих дней на поиск и изучение всех новинок перед годовой отчетной кампанией. Или выделить два часа в рабочем графике и узнать про важные изменения от экспертов.

      • ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
      • ВНЕДРЕНИЕ АСУ ЭКОЮРС
      • ВОЗМОЖНОСТИ
      • АВТОРСКИЕ ПРАВА
      • РЕКОМЕНДАЦИИ
      • ОБУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
      • ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
      • ОБУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
      • ОБЩИЕ МОДУЛИ
      • СПРАВОЧНЫЙ БЛОК
      • УПРАВЛЕНИЕ ДАННЫМИ
      • УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
      • ПРАВОВОЙ БЛОК
      • МОДУЛИ ISO 14001
      • МОДУЛИ «ПБ И ОТ»
      • ВНУТРЕННИЙ АУДИТ
      • НОВОСТИ ЦЕНТРА
      • НОВОСТИ СИСТЕМЫ
      • НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
      • НОВЫЕ ЮР. ЗАКЛЮЧЕНИЯ
      • КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
      • СЛУЖБА КАЧЕСТВА
      • ВАКАНСИИ
      • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
      • ЗАПИСАТЬСЯ НА ОБУЧЕНИЕ

      Изменения законодательства в сфере экологии на 05.10.2020

      Даже в середине 2021 года можно с уверенностью перечислить, какие законы вступят в силу в России с 1 января 2022 года. Новые нормативные акты проходят через этап насущной необходимости изменений в уже действующие, затем появляется законопроект, который проходит обсуждения, а по их результатам при необходимости вносятся конструктивные изменения. Затем происходит принятие и определяется срок, с которого закон вступает в силу. Иногда он отодвигается, если есть объективные обстоятельства, которые мешают его немедленной реализации. Ограничений в дате принятия нет.

      Какие же законы в России вступят в силу с 1 января 2022 года, надо разобраться более подробно. Некоторые новые законы могли быть приняты в плановом порядке и в декабре 2020 года, и в текущем, 2021, или пролонгированы по причинам, не зависящим от воли правительства.

      В этом перечне есть и изменения в порядке отчетности, и узкоспециальные распоряжения силовым ведомствам, и налогообложение, и применение цифровых технологий в новых сферах. Традиционно в обзоре законодательных новшеств приводятся глобальные изменения, имеющие отношение ко всем гражданам страны или к отдельным многочисленным категориям.

      В 2022 году для облегчения материального и морального положения пенсионеров появится несколько важных изменений, уже внесенных в законодательство:

      произойдет плановое увеличение пенсионного возраста в рамках реформы;

      будет проиндексирована страховая пенсия и гражданская, которую зарабатывают военные пенсионеры;

      у инвалидов появится возможность получать автоматически начисленные выплаты в беззаявительном порядке;

      предпенсионеры смогут уйти на отдых на 2 года раньше, если они уволены по ликвидации и не могут трудоустроиться, но заработали стаж в 25/20 лет (для мужчин и женщин);

      инвалиды-пенсионеры смогут получать страховые пенсии, даже если на территории введен режим ЧС;

      для пожилых людей установлен новый размер прожиточного минимума;

      одобрено решение об индексации пенсии работающих пенсионеров, но пока неизвестно, по какому сценарию пройдет ее разморозка.

      Новая величина ПМ установлена для разных категорий населения – трудоспособных взрослых и детей. С января вступает в действие и новый МРОТ, его увеличивают на 6,4%. Это не только покрывает уровень инфляции, спрогнозированный Центробанком России, но и сохраняет относительно недавно достигнутое равновесие между «минималкой» и ПМ.

      Пенсионный фонд начнет бесплатно информировать граждан зрелого возраста о предполагаемом размере выплат, на которые они могут рассчитывать по достижении возрастного барьера выхода на заслуженный отдых.

      Перечисляя, какие законы в России вступят в силу с 1 января 2022 года, непременно упоминают о введении НДФЛ на вклады свыше миллиона рублей и другие новые законы. В Беларуси уже давно есть такое положение, в России тоже облагается не весь вклад, а только банковские проценты, поскольку они составляют доход со сделанных вложений. ФНС будет рассылать уведомления тем, у кого на счету более 1 млн руб. Им придется озаботиться уплатой налога до 1 декабря текущего года.

      Публикации в СМИ о новом виде НДФЛ не упоминают, что он не коснется ни малоимущих, ни граждан со средним уровнем дохода. Не всегда в них упоминается и то, что вступает в силу новый порядок формирования кредитной истории – должнику-банкроту будут оставлять не менее общефедерального ПМ на жизнеобеспечение и проживание.

      Из этого изменения в законодательстве есть исключения: оно не распространяется на задолженности по алиментам, возмещение ущерба здоровью или урона, нанесенного преступными действиями.

      Есть и другие приятные новшества по налогообложению: упрощен порядок получения вычетов по приобретению жилья, кредитам и инвестиционным счетам: теперь все это можно получить через личный кабинет, без посещения территориального отделения ФНС и не выходя из дома. Если сведения по вычетам не предоставлены в надзорные органы, с нового года за это будет полагаться ответственность.

      Мировая пандемия и опасность инфицирования в общественных и административных зданиях привела к необходимости ускорения инновационных методов документооборота. Эта тенденция распространяется по всему миру, и Россия – не исключение:

      больничный лист будет выдаваться только в электронном виде;

      пособия по временной нетрудоспособности – перечисляться на банковский счет без уплаты комиссии финансовому учреждению, не позднее 10 дней с момента закрытия;

      запускается система контроля за качеством и скоростью оказания медуслуг;

      у СБЛ появятся новые возможности – например, оплата с мобильного приложения товаров и услуг;

      можно будет пройти регистрацию по месту или адресу проживания, получив свидетельство в электронном виде, а сама процедура будет упрощена.

      Предусмотрена не только возможность оформления пенсии через портал Госуслуг, но и сохранение сельской надбавки, если пенсионер переезжает в город. Это только те новшества, которые потребовали закрепления в законодательстве, поскольку предусмотрено их повсеместное введение. Некоторые бонусы новых информационных технологий уже работают – например, обмен сведениями в порядке межведомственного взаимодействия, позволяющий получать документы и пособия без утомительного сбора справок, сидения в очередях и написания заявлений в органах соцзащиты или ПФР.

      В перечне, какие законы вступят в силу с 1 января 2022 года в России, есть новые нормативные акты, которые касаются отдельных категорий населения или представителей некоторых профессий:

      водители транспортных средств будут сдавать анализы на алкоголь и наркотические соединения в крови;

      экскурсоводы – проходить обязательную регистрацию и тестирование на профпригодность;

      фермеры смогут строить дома на сельхозугодиях, при условии, что строение займет не более четверти площади и будет не выше трех этажей;

      направляя на медосмотр или психиатрическую экспертизу, организации будут сохранять зарплату и должность своим сотрудникам.

      Новое в законодательстве коснется правил бухгалтерского учета, порядка лесовосстановления, безопасности перевозки грузов, переработки и обогащения угля, определения технических параметров оборудования и требований к проектной документации в капитальном строительстве. Все это – приказы, нормативные акты, письма и инструкции, разработанные профильными департаментами.

      Федеральным законом № 219 объекты предполагалось разделить на 4 категории в зависимости от степени воздействия их на окружающую среду. Впервые упоминание о категорировании объектов НВОС появилось в Федеральном законе № 7-ФЗ еще в 2011 г. Но тогда оно предполагалось только в отношении экологического надзора и в итоге не было реализовано.

      Постановление от 28 сентября 2015 г. N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» утвердило критерии категорий, и в конце 2021 года большая часть объектов встала на государственный учет, получив свидетельство о постановке на учет.

      Нормы нового законодательства вступают в силу поэтапно, и следующий этап ожидает нас 1 января 2021 г. Согласно ФЗ-219, с этой даты на объектах I категории стационарные источники необходимо будет оснащать автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и их концентрации. А также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ и о их концентрации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

      Несмотря на близость начала действия данного требования, перечень стационарных источников (на которых нужно реализовать это требование) еще не установлен. Требования к системам учета не утверждены, а предложение рынка по подобным автоматическим системам довольно низкое.

      С 1 января 2021 года пополнится перечень объектов государственной экологической экспертизы. Теперь в него войдут, помимо прочих, проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к I категории, а также материалы обоснования комплексного экологического разрешения (о нем подробнее будет рассказано ниже).

      Изменения в трудовом законодательстве в 2022 году

      Начиная со следующего года мы полностью переходим на новую систему государственного экологического контроля и надзора.

      Устанавливается перечень нормативов выбросов вредных веществ и физических воздействий:

      Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”.

      • предельно допустимые выбросы;
      • предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
      • технологические нормативы выбросов (опр.);
      • технические нормативы выбросов (опр.).

      Предельно допустимые выбросы (ПДВ) устанавливаются в отношении веществ, утверждённых Правительством РФ. Данный список веществ уже действует и содержится в Распоряжении Правительства РФ от 8 июля 2015 г. N 1316-р. Это подтверждено изменениями в Постановлении № 183 от 2 марта 2000 г. о порядке утверждения нормативов ПДВ, ВСВ. Теперь порядок утверждения нормативов ПДВ устанавливается Правительством РФ, так же как и утверждение технических нормативов выбросов для передвижных источников выбросов.

      Технологические нормативы будут разрабатываться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории на основе технологических показателей, не превышающих таковые для наилучших доступных технологий (НДТ).

      Технологические нормативы будут устанавливаться в КЭР. НДТ будут содержаться в информационно-технических справочниках. Уже сейчас справочники для многих отраслей промышленности разработаны и опубликованы в свободном доступе. Правила разработки технологических нормативов будут устанавливаться, скорее всего, Росприроднадзором. Особенности установления технологических нормативов для организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения. В отношении двигателей передвижных источников загрязнения, технические нормативы устанавливаются техническими регламентами. Эти регламенты принимаются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.

      Последние поправки в законодательстве № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, были сделаны 31 декабря 2021 года. В ходе редактирования были произведены следующие изменения:

      Изложена в новой редакции статья 7, предусматривающая полномочия органов местного самоуправления в области защиты экологии. В новом варианте устанавливаются следующие положения:

      • местными муниципальными вопросами являются мероприятия по защите и восстановлению окружающей среды;
      • местными задачами городского округа являются природоохранные действия в пределах данного округа;
      • компетенции местных органов в городах федерального значения и субъектах Российской Федерации могут быть переданы государственным организациям, если существует необходимость сохранить единое городское хозяйство, в соответствии с местными законодательными документами;
      • политические субъекты РФ и города федерального значения самостоятельно определяют соответствующими правовыми актами полномочия внутригородских органов самоуправления.

      В статье 51, устанавливающей требования к обращению с производственными и потребительскими отходами, во втором пункте об определении опасных отходов было ограничено отходами I-IV классов опасности.

      Комплексное экологическое разрешение будет выдаваться на основании заявки, в состав которой будет включен обширный перечень сведений. В том числе расчеты технологических нормативов, обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, информация о реализации программы повышения экологической эффективности, планируемые ВРВ, ВРС, информация о ПЭК и т.д. Заявка размещается в сети «Интернет» для ознакомления всех заинтересованных лиц.

      Как получить КЭР и ДВОС в 2019

      Для новых или реконструируемых объектов нужно подать заявку на КЭР за 2 месяца до ввода в эксплуатацию. Заявка в течение месяца проходит государственную экологическую экспертизу. КЭР выдается на объекты I категории. Также может быть выдано и для II категории. При условии наличия НДТ для данной отрасли.

      Для снижения уровня загрязнения атмосферы в отдельных населенных пунктах с 01.01.2020 проводится эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения. В рамках эксперимента будут проводиться мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в соответствии с планом, утвержденным каждой территорией отдельно. Окончание эксперимента намечено на 31.12.2024.

      Регулирует эксперимент закон «О проведении эксперимента по квотированию…» от 26.07.2019 № 195-ФЗ.

      Перечень территорий, попавших под эксперимент: городские округа Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.

      Подробнее об эксперименте — в нашей статье «Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу — что нужно сделать».


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *