Аттестация педработников на соответствие занимаемой должности в 2022 году

Автор: | 02.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аттестация педработников на соответствие занимаемой должности в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как и для представителей других социально значимых профессий, для педагогических работников существует обязанность периодически проходить аттестацию. Это требование заложено в статье 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Исходя из норм закона, аттестация проводится по таким принципам:

  • она нужна для того, чтобы педагогические работники подтверждали соответствие занимаемым ими должностям;
  • проводится аттестация раз в 5 лет или по желанию педагога;
  • аттестацию для подтверждения соответствия занимаемой должности проводят аттестационные комиссии, которые формируются в образовательных учреждениях (то есть, аттестацию учитель проходит в той же школе, где работает);
  • аттестацию для установления квалификационной категории педагогов проводят аттестационные комиссии того уровня власти, к которому относится учебное заведение (если школа находится в ведении муниципального образования, то комиссию организуют именно городские власти;
  • порядок проведения аттестации устанавливает Министерство просвещения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

Другими словами, по факту аттестация проводится для двух целей – чтобы проверить, соответствует ли учитель занимаемой должности (и эта аттестация проводится каждые 5 лет на уровне школы), и для получения более высокой квалификационной категории (и эта аттестация проходит по желанию учителя на уровне города или региона).

На существовавшую в России систему аттестации часто жаловались учителя – для ее прохождения приходилось собирать массу документов, формировать портфолио и отвлекаться из-за этого от преподавания. Все это умножалось на отсутствие единых стандартов по России и тот факт, что пользы реальной работе педагога все это не приносило.

Поэтому уже достаточно давно начался постепенный переход на новую систему аттестации. Все это происходит в рамках новой Национальной системы учительского роста (НСУР) – она описывает то, как учитель должен шаг за шагом повышать свой уровень.

В прежней системе учитель проходил ступени от начинающего педагога к учителю первой категории и учителю высшей категории. При этом стать учителем первой категории можно, если учащиеся демонстрируют стабильные положительные результаты, а высшей – если у них есть положительная динамика в успеваемости. Проблема в том, что критерии оценивания не всегда прозрачны, и отличаются в разных регионах.

В новой системе аттестации учителей будут оценивать по Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ), которые включают в себя оценку предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной квалификации. Но самое главное – ЕФОМ будут едиными по всей России. В оценочные материалы будут включаться:

  • письменная работа по предмету, который преподает учитель;
  • анализ образца профессиональной деятельности. Сначала планировалось, что учитель будет сдавать фрагмент видеозаписи урока, но впоследствии от этой идеи отказались;
  • решение педагогического кейса – сложной ситуации из реальной практики учителя.

За каждый блок учитель получит определенные баллы, максимум по результатам оценки согласно ЕФОМ можно получить максимум 60 баллов.

Новую систему аттестации учителей в режиме пилотного проекта уже испытывали в 2018 году на базе 104 школ в 19 регионах России. Но тогда выяснилось, что система все еще «сырая» – учителям не понравилось, что нужно отчитываться фрагментом видеозаписи урока, что все это отвлекает их от учебного процесса и снова направлено на контроль соблюдения ФГОС, а не на реальные достижения.

Поэтому полноценное вступление в силу новой системы было отложено. Сначала все это запланировали на 2020 год – до июня должны планировалось подвести итоги апробации новой модели, потом до ноября провести комплексное исследование квалификации учителей.

Понятно, что всему помешала пандемия – поэтому Минпросвещения не просто отложило запуск новой системы, но и разрешило учителям вообще не проходить аттестацию какое-то время:

  • всем, у кого срок действия квалификационных категорий заканчивался с 1 апреля по 1 сентября 2020 года, их продлили до 31 декабря 2020 года;
  • тем, у кого срок действия категории истекал с 1 сентября 2020 года по 1 октября 2021-го, продлили категории до 31 декабря 2021 года.

А запуск новой системы аттестации как раз был запланирован на 1 сентября 2021 года. Но найти хотя бы какое-то подтверждение этому не удалось – ведь сроки действия квалификационных категорий учителям и так продлили до конца года.

Статья 49 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 говорит, что проведение оценки профессиональных качеств педагога — это обязательное мероприятие. Аттестационная комиссия на соответствие занимаемой должности ждет каждого работника раз в пять лет. Для сравнения, получение категории — это право, а не обязанность учителя. Соответствующую оценку в этом случае он проходит добровольно.

Процедура аттестации на соответствие занимаемой должности регламентируется Приказами Министерства образования:

  • для учителей — Приказ № 276 от 07.04.2014;
  • для вузовских преподавателей — Приказ № 293 от 30.03.2015.

В дошкольном учреждении аттестация на соответствие занимаемой должности воспитателя проходит по тому же принципу, что и для школьного учителя.

В ходе анализа деятельности педагога:

  • выявляют уровень его квалификации;
  • оценивают качество работы сотрудника и ее эффективности;
  • измеряют его потенциал и определение перспектив развития;
  • подтверждают, что он отвечает требованиям ФГОС;
  • для работников высшего образования определяют личный вклад в преподавание дисциплины.

Еще одним вопросом, который решает аттестация на соответствие занимаемой должности учителя, является определение справедливого вознаграждения. Хотя в большей степени она реализуется при присвоении квалификационной категории.

Документы на соответствие занимаемой должности учителя можно разделить на две группы. Первая служит для организации самой процедуры (документацию готовит администрация):

  • распорядительный акт (приказ) о созыве аттестационной комиссии;
  • график проведения мероприятия, с которым работников знакомят под подпись за 30 дней;
  • аттестационный лист;
  • представление сотрудника, вносимое работодателем;
  • акт ознакомления с представлением.

Часть 22 Приказа № 276 освобождает от процедуры ряд лиц:

  • проработавших на одном месте менее двух лет;
  • имеющих квалификационную категорию;
  • беременных и декретниц;
  • отсутствовавших по болезни дольше четырех месяцев.

Все остальные отказаться от прохождения аттестации не имеют права. Это будет нарушением трудовой дисциплины и повлечет последствия в виде дисциплинарного взыскания по статье 192 ТК РФ.


На пресс-конференции 17 декабря 2020 года президент высказал мнение, что ситуация, когда уборщица получает такую же зарплату, что и учитель — недопустима. Многие чиновники и блогеры высказываются о проблеме низких учительских зарплат, ее решить в настоящее время не получается.

В 75 регионах России указ президента от мая 2012 года в части оплаты учительского труда так и не исполнен. В 53 регионах России каждый третий учитель получает меньше 15 тысяч рублей.

Из-за низких зарплат учителя покидают поселки и города, выезжая в мегаполисы, где платят намного больше. Чтобы изменить эту систему, Минпросвещения при участии профильных профсоюзных организаций готовит проект единой модели оплаты труда педагогов. Как поясняют в ведомстве, эта модель позволит уйти от перекосов с заработной платой и усилить контроль за регионами.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности — 2021

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности — 2021 проводится в соответствии с нормами закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ, вступившими в силу с 01.07.2016.

Этими нормами установлена необходимость применения профессиональных стандартов при определении требований к квалификации сотрудников. Это в первую очередь касается медработников, аудиторов, работников контрактной службы, т. е. тех, к чьей деятельности предъявляются определенные квалификационные требования.

Подробнее об этом — в нашей статье.

О профстандартах и квалификации подробно говорится в ст. 195.1 ТК РФ. Именно определение уровня квалификации сотрудника и есть основная цель аттестации. И для установления этого уровня с июля 2016 года следует пользоваться только профстандартами.

Аттестация — это проверка профессиональной квалификации, уровня подготовки сотрудника. По итогам аттестации делается вывод о том, соответствует ли его профессиональный уровень занимаемой им должности (выполняемой работе).

Аттестация некоторых категорий сотрудников проводится регулярно — обычно не реже раза в 5 лет. На ряде частных предприятий, для которых обязанность по проведению аттестации законодательно не установлена, эта процедура применяется с целью проверки уровня квалификации сотрудников, чтобы иметь возможность уволить тех, чьи результаты окажутся неудовлетворительными.

В ТК РФ порядок проведения аттестации четко не прописан, поэтому каждое предприятие разрабатывает собственный. Для этого следует утвердить такой локальный нормативный акт, как положение о проведении аттестации. По итогам аттестации руководитель принимает решение об увольнении или поощрении аттестуемых сотрудников.

Источники:

  • Трудовой кодекс РФ
  • Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ
  • Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ
  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ
  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ
  • 05.11.21 О проведении аттестации педагогических работников в 2021 году

  • 27.10.21 Профессионально-общественное обсуждение «Программы внедрения целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации»

  • 26.10.21 О проведении заседания Проектной группы в рамках реализации Пилотной апробации по установлению новых квалификационных категорий «педагог-методист», «педагог-наставник»

  • 29.09.21 Опубликован проект целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций

  • 23.09.21 О реализации пилотной апробации установления новых квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» в Республике Карелия

  • Основные сведения
  • Структура и органы
  • Документы
  • Образование
  • Образовательные стандарты
  • Руководство. Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода)
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ с образовательной организацией
  • ОБРАЩЕНИЯ граждан
  • Документы
  • Российское движение школьников
    • Документы РДШ
    • Мероприятия РДШ
  • Патриотическое воспитание
    • Летопись Победы
    • Месячник оборонно-массовой работы
    • Уроки Мужества
    • Памятные даты истории Отечества
      • Блокадный хлеб
      • 75 лет Победы
    • Допризывная подготовка
    • Большой этнографический диктант — 2020
  • Школьный музей
  • ОПК и ОРКСЭ
  • Экология и мы
  • Социальная служба
  • Психологическая служба
  • Газета iSchool
  • Студия «ШАНС»
  • Мы — казаки!
    • Всероссийский фестиваль-конкурс ВсКО «Во славу Отечества!»
  • В «Артек»!
  • Безопасность
    • Безопасность зимой
    • Интернет-безопасность
    • Против экстремизма!
    • Осторожно: ДОРОГА!
    • Безопасность на ЖД
    • Электробезопаность
    • Профилактика буллинга
    • Травматизму — нет!
    • Безопасность на воде
    • Пожарам — нет!
    • Безопасность в лесу
  • Здоровый Образ Жизни
    • Антинарко
    • Здоровье
    • Жить здорово!
    • Осторожно: грипп!
      • Коронавирус
  • Юнармия
  • Мы — добровольцы!
  • Жуковцы
  • Проект «Имя героя»
  • Право и мы
  • Шахматы
  • Культурный норматив школьника
  • Каникулы!
  • Лето — 2021
  • Выборы — 2021

Новая система аттестации педагогов заработает в конце 2022 года

  • Основные сведения
  • Достижения школы
  • История школы
  • Порядок приёма учащихся
    • Приём в 1 класс
    • Приём в 10 класс
  • Школьная форма
  • Независимая оценка качества образования
  • Методическая работа
    • Новость дня
    • ПНПО
    • Инновационная работа
      • Успешная школа
        • Наши проекты
      • ГИА — 11 класс
        • Новости ГИА-11
        • Нормативно-правовое регулирование — 11 класс
        • Материалы ГИА-11
        • Подготовка к ГИА-11
        • Итоговое сочинение (изложение)
        • Ссылки на официальные сайты. ЕГЭ
        • Горячая линия ГИА-11
      • ГИА — 9 класс
        • Нормативно-правовое регулирование
        • Новости ГИА-9
        • Материалы ГИА
        • Подготовка к ГИА
        • Итоговое собеседование по русскому языку
        • Горячая линия ГИА-9
        • Ссылки на официальные сайты
      • ГТО
      • Всекубанская спартакиада
      • Школьный спортивный клуб
      • Президентские спортивные игры
      • Президентские состязания
      • Шахматы

      Кроме периодических плановых аттестаций, практикуется аттестация внеплановая. Она проводится, как правило, в отношении отдельных работников. Необходимость проведения может возникать в следующих случаях:

      • решение вопроса о повышении (понижении) в должности;
      • решение вопроса о повышении оклада на той же должности;
      • при возникновении сомнений в профпригодности сотрудника;
      • нарушение сотрудником правил ТБ и охраны труда на рабочем месте.

      Возможность внеплановой аттестации должна следовать из принятых в организации ЛНА, в противном случае принятое по результатам внеплановой аттестации решение можно будет расценивать как предвзятое по отношению к отдельному работнику. Следует также иметь в виду: если работник успешно прошел плановую аттестацию, проведение аналогичной внеплановой процедуры с негативным результатом может быть оспорено.

      Важно! Внеплановую аттестацию не следует путать с внеочередной. Она возможна только в отношении ограниченного числа организаций, подконтрольных Ростехнадзору, и только если в организации произошел несчастный случай либо была аварийная ситуация (Положение №37 от 29/01/07 г. Ростехнадзора п. 15).

      Аттестация, в зависимости от результатов, может иметь ряд последствий. По итогам аттестации сотрудника можно уволить (ст. 81-3 ТК РФ). Часто такая аттестация проводится внепланово, если у администрации есть сомнения в соответствии работника занимаемой им должности.

      Важно! Нельзя уволить по результатам аттестации беременную, одинокую мать, женщину, имеющую ребенка до 3-х лет и некоторых других лиц, согласно ст. 261 ТК РФ.

      По результатам аттестации, как плановой, так и внеплановой, может также приниматься решение:

      • о направлении на обучение, переобучение, курсы повышения квалификации;
      • о начислении премиальных;
      • о присвоении новой, более высоко оплачиваемой, квалификации работникам отдельных профессий (например, медикам, педагогам).

      Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

      1. Аттестация по профессии проводится в обязательном порядке для работников отдельных профессий, государственных чиновников. Коммерческие организации не обязаны проводить аттестацию, но имеют такое право.
      2. Процедура регламентируется внутренним ЛНА, в котором подробно описан аттестационный процесс и его документирование. Кроме плановой, проводимой не реже чем раз в 5 лет, может проходить внеплановая аттестация в отношении отдельного работника, если имеются веские основания и такая возможность прописана в ЛНА.
      3. По итогам аттестации работник может получить разовое поощрение, более высокую квалификацию или ему может быть предложено увольнение, если результаты аттестации говорят о некомпетентности.

      Теперь помимо первой и высшей педагог сможет получить следующие квалификационные категории:

      1. Старший учитель (методист) — занимается внедрением инновационных образовательных технологий, проводит экспертизу конкурсных работ мастерства, курирует проекты, устраивает семинары. Чтобы получить категорию, необходимо 5 лет проработать в учреждении.

      2. Ведущий учитель (наставник) — выстраивает план карьерного роста педагогов, помогает коллегам в вопросам профессионального мастерства. Для такой квалификационной категории нужно 10 лет проработать в образовательном учреждении.

      При получении сразу 2 квалификационных категорий надбавка к зарплате будет идти сразу за обе.

      Теперь педагогических работников будут оценивать по ЕФОМ — единым федеральным оценочным материалам, включающим в себя 4 вида компетенций:

      • предметные;

      • методические;

      • коммуникативные;

      • психолого-педагогические.

      Педагоги будут проходить 3 типа оценки знаний: первичную, на соответствие занимаемой должности и в целях получения категории. Рассмотрим каждую.

      Входной экзамен сдают специалисты, которые только устраиваются на рабочее место в образовательную организацию. Педагога проверяют по 4 компетенциям, указанным выше. Такой экзамен позволяет определить «пробелы» в знаниях и навыках для дальнейшего развития.

      Процедуру проводят также для специалистов, которые:

      • 5 лет не работали по профессии;

      • не имеют опыта работы учителем;

      • выпустились из колледжа или вуза.

      • Педагогические работники, у которых срок действия сертификатов истек в 2020 году, могут не проходить аттестацию до конца 2021 года;

      • с 1 сентября планируют изменить процедуру, введя оценку компетенций педагогов (ЕФОМ);

      • педагоги могут подать документы на присвоение категории электронно и получить решение в течение 60 дней;

      • новая аттестация учителей в 2021 (с сентября) предполагает появление возможности получить еще 2 категории — «учитель-наставник» и «учитель-методист».

      Пока вопрос об изменениях в процедуре остается открытым. Если все-таки аттестация преподавателей в 2021 году будет проводиться по новым правилам, педагогам придется тщательнее готовиться.

      Рекомендуем пройти повышение квалификации, чтобы устранить пробелы в знаниях — вспомнить теорию по детской психологии, педагогике, современным педагогическим технологиям, а также изучить основные положения ФГОС и так далее.

      Первичная аттестация учителей проводится для следующих категорий:

      • выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений;

      • лиц со высшим или средним профессиональным образованием, не имеющих опыта работы учителем;

      • лица, которые не работали учителями в последние 5 лет.

      Аттестация на базе центра оценки педагогических компетенций должна быть проведена в течение трёх лет с момента начала работы учителя, но по истечении первого года педагогического стажа. Выпускники вузов и учреждений СПО по педагогическим специальностям и направлениям подготовки могут сдать экзамен в своем учебном заведении во время итоговой государственной аттестации.

      В исключительных случаях может проводиться первичная аттестация учителя, прошедшего аттестацию на соответствие занимаемой должности и сменившего место работы, но не ранее, чем через два года после начала работы в новом учебном заведении.

      Проверка проводится в форме профессионального экзамена по всем профессиональным компетенциям. Для прохождения аттестации необходимо набрать не менее 50% от максимального числа баллов.

      В случае неудачи претендент получает свидетельство о прохождении профессионального экзамена. Успешно сдавшим экзамен выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет.

      Аттестация на соответствие

      Аттестация на соответствие занимаемой должности предназначена для подтверждения соответствия квалификации учителя профессиональному и образовательным стандартам.

      Она включает профессиональный экзамен по всем профессиональным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя.

      Аттестация проводится каждые 5 лет на основании приказа по образовательной организации. Исключение составляют женщины, находившиеся в отпуске по беременности и родам, лица, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Их аттестация проводится через два года после возвращения на работу. Также не проводится аттестация учителей, имеющих первую или высшую квалификационные категории.

      Аттестационная комиссия формируется самой образовательной организацией в составе не менее 9 человек с привлечением сторонних специалистов – представителей образовательных организаций, педагогических ассоциаций и корпоративных некоммерческих организаций выпускников учебного заведения.

      Минимум баллов по всем аттестационным процедурам устанавливается самой образовательной организацией, а методика перевода в баллы сведений мотивированного представления – её учредителем.

      В случае недостижения необходимого минимума учитель получает свидетельство о прохождении процедуры оценки квалификации. Успешно прошедшим аттестацию выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет. Также выдаются рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства.

      Аттестация в целях установления квалификационных категорий проводится по заявлению самого учителя и назначается распоряжением учредителя образовательной организации.

      Она включает профессиональный экзамен по методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя.

      Аттестационная комиссия формируется учредителем в составе не менее 15 человек с привлечением сторонних специалистов – представителей вузов, педагогических ассоциаций и корпоративных некоммерческих организаций выпускников учебных заведений, находящихся в ведении учредителя.

      Единый федеральный минимум баллов, подтверждающий получение первой или высшей квалификации, устанавливается Минпросвещения России, а минимум баллов по каждой аттестационной процедуре и методика перевода в баллы сведений мотивированного представления – учредителем образовательной организации, в которой работает учитель.

      По итогам рассмотрения дела аттестационная комиссия принимает решение установить учителю квалификационную категорию или отказать в её установлении. В случае успешного прохождения оценки ему выдается аттестационный лист. Срок действия квалификационной категории – 5 лет.

      Аттестация на установление первой квалификационной категории может проводиться не ранее одного года после прохождения учителем последней аттестации на соответствие занимаемой должности, на установление высшей – не ранее двух лет с момента получения первой квалификационной категории.

      Правила аттестации учителей в 2021 2022 учебном году в р. к.

      • На что обратить внимание на итоговом сочинении?23 нояб. 2021
      • Более 66 тысяч выпускников напишут итоговое сочинение в этом году19 нояб. 2021
      • Как успешно написать итоговое сочинение. Правила жанра и критерии оценки16 нояб. 2021

      На __________________________________________________________________________,

      (Ф.И.О. педагогического работника)

      ____________________________________________________________________________

      (должность)

      Дата заключения трудового договора* ________________________________________________

      *по данной должности

      Сведения об аттестуемом:

      Образование _______________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________________.

      (какое образовательное учреждение окончил, полученная специальность и квалификация, год окончания)

      Дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности

      __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Результаты предыдущей аттестации **__________________________________________________

      **в случае проведения

      Оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности, выполнение трудовых обязанностей (в соответствии с трудовым договором): _________________

      _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Является/не является членом первичной профсоюзной организации __________________

      (нужное подчеркнуть)

      ________________________________________________________ с ______г. по настоящее время.

      (наименование первичной профсоюзной организации)

      «______»_______________ 20___ г.

      Подпись работодателя

      должность подпись расшифровка подписи

      (М.П.)

      С представлением ознакомлен(а) _________________________________________________

      (подпись, дата)

      Приказ Минпросвещения России от 28.04.2020 N 193 «Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории в 2020 году»
      Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 (с изм. от 28.04.2020) «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

      Рассмотрим оба ее вида — обязательную и добровольную.

      Первая, как уже упоминалось, обязана состояться один раз в каждые пять лет. Цель ее — подтвердить, что педагог соответствует своей должности. Ее обязаны пройти все работники, у кого нет категорий и нет желания их получать.

      Освобождаются от аттестации занимающие должность не более 2 лет, мамы в декретном отпуске и беременные женщины. Срок прохождения для них наступит не раньше, чем через два года после завершения отпуска, предоставленного по уходу за ребенком.

      Представление воспитателя на аттестацию производится работодателем. Если педагог занимает сразу несколько должностей в одном учреждении, и не аттестован ни по одной из них, то оно возможно сразу по всем.

      Алгоритм аттестации педагогических работников

      Основной задачей аттестации воспитателей является определение квалификационного уровня педагога и его материальное стимулирование за достигнутые успехи в работе (п. 3 гл. 1 ФЗ № 273 от 29.12.2012). Получают награду за знания и умения педагоги, которым по результатам оценки знаний была присвоена соответствующая категория. Регламентируется процедура приказом Минобразования № 276 от 07.04.2014, законом 273-ФЗ от 29.12.2012 и др.
      С 2021 года в нашей стране идет эксперимент в сфере педагогики. Протоколом Президиума Совета при президенте РФ от 24.12.2018 утвержден паспорт нацпроекта «Образование».

      Проект предполагает изменить подход к тому, как проходит аттестация воспитателей. Он устанавливает повышение профессионального мастерства в процессе непрерывного образования и прохождение на добровольных основах независимой оценки профквалификации. Для этого в стране по распоряжению Минпросвещения от 17.12.2019 № Р-140 создают структуру центров двух видов:

      • для непрерывного обучения педагогических работников (ЦНППМ);
      • для оценки профессионализма и уровня квалификации (ЦОК).

      Документ предлагает отказаться от действующей системы и перейти на единый профессиональный экзамен. Общероссийский народный фронт подчеркивают требование о том, чтобы экзамен соответствовал положениям профстандарта педагога и федеральным стандартам общего образования.

      Предполагается, что проверки воспитателей по новым правилам начнут проводить с 2021 года. Периодичность и разделение процедуры на обязательную и добровольную сохранятся.

      Порядок проведения проверки прописан в Приказе Минобразования №276 от 07.04.2014. За все годы, которые действует регламент, в него не вносили ни одного изменения. Документ предполагает два вида контроля — обязательный на соответствие должности и добровольный — для получения квалификационной категории. Разберемся в каждом из них.

      Проверка на профессиональную пригодность воспитателей дошкольных учреждений проводится каждые пять лет. Для прохождения проверки на соответствие занимаемой должности сотрудника направляет руководитель образовательного учреждения.

      Исключения составляют лица, имеющие отвод от прохождения испытания по уважительным причинам. К ним относятся:

      • беременные и молодые матери. Для них испытание проводится не ранее чем через два года после выхода на работу из декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком;
      • сотрудники, имеющие стаж работы менее 2 лет;
      • работники, у которых уже есть определенная категория, поскольку требования к высшей категории воспитателя детского сада гораздо выше, чем к педагогу без квалификации;
      • сотрудники, проведшие более 4 месяцев на непрерывном больничном. Прохождение испытания для них рекомендовано по истечении 12 месяцев после их возвращения на рабочее место.

      В целях профессионального роста и уровня заработной платы, педагог детсада вправе узнать, что нужно для аттестации воспитателя на первую категорию, подготовиться и пройти испытание для повышения профессионального уровня. После того как человек получит первую категорию, он вправе самостоятельно подать заявку на присвоение ему высшей квалификации.

      Этапы добровольной проверки включают в себя:

      1. Проверка поданного заявления.
      2. Назначение срока прохождения испытания. Срок проверки не должен превышать 60 дней с момента начала проведения до момента принятия решения.
      3. Письменное уведомление заявителя о времени и месте проведения проверки. Уведомление направляется в срок до 30 дней.
      4. Оценка испытуемого.
      5. Оформление результатов проверки.

      Срок действия категории составляет 5 лет. Отправлять запрос на проверку профессиональных знаний на высшую категорию разрешается по истечении 2 лет после получения предыдущего уровня. Если кандидату отказали в проведении аттестации, повторный запрос примут не ранее чем через год после отказа.

      Если педагогический работник успешно проходит аттестацию, то комиссия выносит решение о соответствии педагога требованиям, которые предъявляются к первой (высшей) категории. Присвоение квалификации происходит в тот же день, и зарплата по новому тарифу выплачивается со дня присвоения квалификации. Производится запись в трудовой книжке о присвоении соответствующей категории, но в этом случае не упоминается преподаваемый предмет.

      Если педагог не смог пройти аттестацию, комиссия выносит решение о несоответствии требованиям. Те, кто сдавал на первую категорию, остаются без нее и обязаны пройти проверку на соответствие занимаемой должности.

      Если же педагог сдавал на высшую категорию, то в случае неудачи у него остается первая до окончания срока ее действия. После окончания срока необходимо либо подтвердить первую категорию, либо аттестоваться на высшую.

      Решение аттестационной комиссии можно обжаловать согласно порядку аттестации педагогических работников. Заявление об обжаловании подают в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования либо в суд. Но помните: заявление в суд необходимо подавать до истечения 3 месяцев со дня, когда работник узнал о нарушении прав.

      ВАЖНО!

      В случае несвоевременного подтверждения категория аннулируется, однако, в связи с возникновением новой коронавирусной инфекции, Минпросвещения подготовило и издало приказ от 28.04.2020 № 193 — в соответствии с ним квалификационные категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сроки действия которых заканчиваются в период с 1 апреля по 1 сентября 2021 года, продлеваются до 31 декабря 2020 года.

      1.1. Настоящее Положение об аттестации педагогических работников школы разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2 июля 2021 года, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» с изменениями на 23 декабря 2020 года, Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ с изменениями на 6 октября 2021 года (далее – ТК РФ), а также Уставом общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность образовательных организаций.
      1.2. Данное Положение об аттестации педагогических работников (далее — Положение) обозначает основную цель, задачи аттестации, определяет деятельность аттестационной комиссии, а также регламентирует подготовку и проведение аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и с целью установления квалификационной категории в общеобразовательной организации.
      1.3. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.
      1.4. Основными задачами проведения аттестации являются:

      • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
      • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
      • повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
      • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
      • учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава общеобразовательной организации;
      • обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

      Результаты заседаний аттестационных комиссий

      2.1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационной комиссией, самостоятельно формируемой общеобразовательной организацией (далее – аттестационная комиссия школы).
      2.2. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:
      а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
      б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
      в) беременные женщины;
      г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
      д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
      е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.
      2.3. Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами «г» и «д» пункта 2.2., возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
      2.4. Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом «е» пункта 2.2., возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.
      2.5. Аттестационная комиссия школы создается приказом директора общеобразовательной организации в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии и работает согласно Положению об аттестационной комиссии школы.
      2.6. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
      2.7. Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с приказом директора школы.
      2.8. Директор организации, осуществляющей образовательную деятельность, знакомит педагогических работников с приказом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, графиком проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.
      2.9. Для проведения аттестации на каждого педагогического работника вносится в аттестационную комиссию школы представление.
      2.10. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:

      • фамилия, имя, отчество (при наличии);
      • наименование должности на дату проведения аттестации;
      • дата заключения по этой должности трудового договора;
      • уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
      • информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
      • результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
      • мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

      2.11. Директор знакомит педагогического работника с представлением под подпись не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу), а также сведения о прохождении им независимой оценки квалификации (далее вместе — дополнительные сведения).
      2.12. При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается директором и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
      2.13. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии школы с участием педагогического работника.
      2.14. Заседание аттестационной комиссии общеобразовательной организации считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации.
      2.15. В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии школы по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем директор знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.
      2.16. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии школы без уважительной причины аттестационная комиссия общеобразовательной организации проводит аттестацию в его отсутствие.
      2.17. Аттестационная комиссия школы рассматривает представление директора, а также дополнительные сведения (в случае их представления педагогическим работником).
      2.18. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия школы принимает одно из следующих решений:

      • соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);
      • не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).

      3.1. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.
      3.2. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.
      3.3. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
      3.4. Пункты 3.1.-3.3. не применяются в части запрета на продление срока действия квалификационной категории.
      3.5. Аттестация педагогических работников общеобразовательной организации, находящейся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационной комиссией, формируемой федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эта организация находятся, а в отношении педагогических работников общеобразовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальной и частной организации, проведение данной аттестации осуществляется аттестационной комиссией, формируемой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — аттестационная комиссия).
      3.6. При формировании аттестационной комиссии определяется её состав, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.
      3.7. В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза.
      3.8. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».
      3.9. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.
      3.10. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в общеобразовательной организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
      3.11. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.
      3.12. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.
      3.13. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

      • определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;
      • осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.

      3.14. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.
      3.15. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.
      3.16. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.
      3.17. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

      • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
      • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662;
      • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
      • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников школы.

      3.18. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

      • Положения школы
      • Документы по коронавирусу
      • Билеты и инструктажи по ОТ
      • Журналы по охране труда
      • Акты и протоколы по ОТ
      • Нормативные документы ОТ
      • Должностные Профстандарт
      • Должностные по ЕКС
      • Должностные заместителей
      • Должностные администрации
      • Должностные учителей
      • Должностные персонала
      • Должностные лаборантов
      • Перечень должностных
      • Охрана труда администрации
      • Охрана труда учителя
      • Учебно-вспомогательный персонал
      • Обслуживающий персонал
      • Техника безопасности классного руководителя
      • Техника безопасности для учащихся
      • Инструктажи для учащихся
      • Охрана труда психолога
      • Охрана труда в библиотеке
      • Охрана труда в столовой
      • Перечень инструкций по ОТ

      Аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

      • Кабинет начальной школы
      • Кабинет физики
      • Кабинет информатики
      • Кабинет биологии
      • Кабинет химии
      • Кабинет технологии
      • Учебные мастерские
      • Спортивный зал
      • Кабинет ОБЖ
      • Кружки, студии, секции

      Сегодня все педагогические работники относятся к одной из четырёх квалификационных категорий: молодой специалист, учитель, который соответствует занимаемой должности, и педагоги первой и высшей квалификационной категории. Категория «молодой специалист» присваивается выпускникам педвузов, которые после защиты диплома устроились на работу. Этот статус сохраняется за специалистом в течение трёх лет и больше, если учитель ушёл в отпуск по уходу за ребёнком, его призвали на военную службу или он поступил на очное отделение аспирантуры.

      По истечении этого срока учитель обязан пройти профэкзамен на соответствие занимаемой должности. Комиссия принимает решение, достаточно у педагога знаний и умений или нет. Если она придёт к выводу, что специалист не соответствует занимаемой должности, руководство школы вправе его уволить. В случае, если молодой учитель успешно прошёл аттестацию, следующую переаттестацию он проходит только через 5 лет. Переподтверждение категории на «соответствие» — обязательная процедура для всех педагогов. Освобождают от неё беременных женщин и тех, кто находится в отпуске по уходу за ребёнком, а также сотрудников, находящихся на больничном более 4 месяцев.

      Логично, что к педагогам, подавшим заявление на получение первой категории, предъявляются более высокие требования, чем к их коллегам, просто подтвердившим соответствие занимаемой должности. Так, первую категорию присваивают учителям, если их ученики показывают «стабильные положительные результаты по предмету и высокую степень развития интеллектуальных, творческих, физкультурно-спортивных способностей», говорится в Приказе Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года №276. Ещё одно обязательное условие — преподаватель должен внести личный вклад в повышение качества образования, активно участвовать в работе своей школы и делиться опытом с коллективом.

      Через два года после получения первой категории педагог имеет право пройти аттестацию на получение высшей категории. Порядок получения высшей категории аналогичный получению первой. При этом добавляется дополнительное требование. Претендент должен активно участвовать в работе методических объединений школы, в разработке программно-методического сопровождения обучения, а также в профессиональных конкурсах.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *