Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановка земельный участок на баланс в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.
Учет земельных участков по-новому: что и как нужно поменять в 2020 году
В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.
Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.
Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.
Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.
Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.
Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.
Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.
Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?
1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.
2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.
В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.
3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.
4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
5. Получите документы после осуществления регистрации прав.
Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.
1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.
Особенности бухучета земельных участков таковы:
- земля является объектом ОС;
- договор купли-продажи составляется только в письменном виде с учетом требований ГК РФ;
- право собственности на землю подлежит обязательной регистрации;
- реализация земли не облагается НДС;
- землю нельзя амортизировать;
- траты на покупку земли можно списать только при ее продаже;
- в особом порядке учитываются участки, приобретенные в 2007-2011 годах у государства под строительство ОС.
Подробнее о том, какую отчетность следует сдавать собственнику земли, читайте в статье «Отчетность по земельному налогу».
Земля включена в учет как ОС:
- Дт 08/1 Кт 60 — приобретение ЗУ у контрагента;
- Дт 08/1 Кт 10, 60,76 — расходы по приобретению (риэлторские, консультационные, материального характера);
- Дт 08/1 Кт 76 (68/сч. «Госпошлина») — отражена госпошлина за регистрацию ЗУ;
- Дт 01 Кт 08/1 — ЗУ включен в состав основных средств.
Земля включена в учет как объект последующей перепродажи:
- Дт 41 Кт 60 — приобретение ЗУ у контрагента;
- Дт 41 Кт 10, 60, 76 — расходы по приобретению (риэлторские, консультационные, материального характера);
- Дт 41 Кт 76 (68/сч. «Госпошлина») — отражена госпошлина за регистрацию ЗУ.
На заметку! Несмотря на то, что четких разграничений на использование счетов 76 и 68 при учете госпошлины нет, налоговые органы рекомендуют пошлину за регистрацию участка учитывать на счете 68, поскольку она является федеральным сбором (ст.13 НК РФ).
Земля продана как ОС:
- Дт 62 Кт 91 — зафиксирован доход от продажи ЗУ;
- Дт 91 Кт 01 — ОС списано с учета, по его стоимости;
- Дт 91 Кт 10, 70, 60 и пр. — учтены расходы на продажу ЗУ.
Земля продана как товар:
- Дт 62 Кт 90 — зафиксирован доход от продажи ЗУ;
- Дт 90 Кт 41 — списан ЗУ как товар с учета, по его стоимости;
- Дт 44 Кт 10, 70, 60 и пр.
- Дт 90 Кт 44 — учтены и списаны расходы на продажу ЗУ как товара.
Как правильно учесть продажу части участка, рассмотрим на примере. Пусть ЗУ числился на счете 01 как основное средство, единым объектом. Его стоимость — условно 100000 руб. После завершения кадастровых работ землю разделили на две части. Одна остается в организации (60000 руб.), а другая продается (40000 руб.). От продажи получено 50000 руб.
Разделим участок в учете:
- Дт 01 «к продаже» Кт 01 «начальный» — 40000 руб. — выделена часть к продаже;
- Дт 01 «оставшийся в организации» Кт 01 «начальный» — 60000 руб. – выделена часть, оставшаяся в организации;
- Дебет 91 Кредит 01 «к продаже» — списан с учета ЗУ, подлежащий продаже, по его стоимости 40000 руб.;
- Дебет 62 Кредит 91 — 50000 руб. доход от продажи.
Далее учитываем расходы на продажу, согласно приведенной выше корреспонденции: Дт 91 Кт счета расходов, и отражаем прибыль (убыток) от сделки Дт 91 (99)Кт 99(91).
В данном случае правильным будет именно разделение участков, а не списание ЗУ и постановка на учет двух вновь образованных объектов.
Сделки купли-продажи земли не облагаются НДС (НК РФ ст. 146-2 пп. 6). Это касается как целых участков, так и долей в них. В то же время, согласно ст. 161 НК РФ п. 3 абз. 2, муниципальное имущество при его реализации облагается НДС. Минфин (Письмо №03-07-11/03 от 13-01-10) пояснил, что земельные участки муниципалитетов и находящиеся в государственной собственности, несмотря на вышесказанное, исключены из налогообложения НДС. В то же время строения на нем НДС облагаются.
Аренда земель в госсобственности, муниципальной, а также земель субъектов РФ не облагается НДС (ст. 149 2 пп. НК РФ). В то же время субаренда таких земель НДС облагается (Письмо Минфина №03-07-11/436 от 18-10-12). По договорам аренды частной собственности применяется налогообложение НДС (Письмо №ГД-3-3/2391 ФНС от 18-06-15).
Учет земельного участка в бухгалтерском учете
- Покупка, продажа и аренда земельных участков сроком более года регистрируются в Росреестре.
- Допустимо ставить на учет земельные участки, используя разработанные в организации формы первичных документов.
- При продаже части участка необходимо произвести его разделение, а не списание и постановку на учет новых объектов.
- НДС операции покупки-продажи земли не облагаются.
- Аренда земли частного характера облагается НДС.
- Субаренда любой земли облагается НДС.
- В расходы по налогу на прибыль можно включить затраты на участок только при его продаже.
- В ином случае включаются в расчеты по налогу на прибыль затраты по ЗУ государственного, муниципального характера, если на них имеются строения или предполагается их возведение.
-
Конкурсы и аукционы с дополнительными требованиями: как участвовать в таких закупках
206 0
На кадастровый учет необходимо ставить недвижимое имущество в нескольких случаях:
- если существенно изменили характеристики (например, увеличили площадь) здания или сооружения на земельном участке в собственности;
- если снесли расположенное на таком участке здание, права на которое ранее не были зарегистрированы в ЕГРН.
Чаще всего кадастровый учет объектов недвижимости проводится одновременно с регистрацией прав. Это потребуется, если объект недвижимости:
- был создан (например, построен частный дом) и, соответственно, ранее не числился в ЕГРН либо был образован (например, путем деления участка земли);
- был снесен, при этом раньше права на него были зарегистрированы в ЕГРН.
Если характеристики объекта недвижимости не менялись, но у нее изменился собственник, то необходима только регистрация прав на недвижимость.
— Земельный участок всегда стоит ставить на кадастровый учет, причем с определением границ, так как это гарантия того, что границы не будут нарушены, например соседями. Важно понимать реальные параметры участка, чтобы реагировать на какие-то изменения. Так, если площадь участка стала больше, дополнительные метры нужно будет узаконивать. Дом также стоит поставить на кадастровый учет, так как это исключает претензии со стороны налоговых органов и позволяет оценить параметры объекта. Постановка на кадастровый учет как дома, так и участка понадобится и при продаже, так как покупатели предпочтут полностью оформленные объекты.
А по остальным ОС, включая полностью самортизированные, на дату начала применения ФСБУ 6/2020 (это 1 января 2022 г.) нужно будет пересмотреть их балансовую стоимость.
После пересмотра она должна быть больше нуля. Для таких ОС должен быть пересмотрен (увеличен) оставшийся срок полезного использования, а также определена ликвидационная стоимость.
Ликвидационная стоимость — это расчетная величина, определяющая стоимость, которую фирма получила бы в случае выбытия ОС (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат, которые могут возникнуть в связи с выбытием объекта. Для определения ликвидационной стоимости предполагается, что объект достиг окончания срока полезного использования и находится в состоянии, характерном для конца такого срока.
Ликвидационная стоимость считается равной нулю, если:
- фирма не ожидает поступления от выбытия объекта в конце срока полезного использования;
- ожидаемая сумма не является существенной;
- ожидаемая сумма не может быть определена.
Разницу между амортизацией, определенной по новым правилам, и амортизацией, учтенной ранее, нужно списать на нераспределенную прибыль (п. 50 ФСБУ 6/2020).
Нераспределенная прибыль увеличится на сумму амортизации, которая ранее начислялась (отражалась в расходах) быстрее. Ведь при вводе ОС в эксплуатацию срок полезного использования был установлен более короткий по сравнению с реальным (вновь установленным) сроком эксплуатации ОС. В течение оставшегося нового срока полезного использования будут признаны расходы, равные сумме амортизации, отраженной на счете 84 при переходе на ФСБУ 6/2020.
Поясним на примере.
На 1 января 2020 г. в учете фирмы числится ОС, у которого:
- первоначальная стоимость – 100 000 рублей;
- срок полезного использования – 5 лет;
- истекший срок полезного использования – 5 лет;
- способ амортизации – линейный;
- начисленная амортизация: 100 000 руб.
На 1 января 2022 в отношении этого ОС фирма установила:
- ликвидационную стоимость — 20 000 рублей;
- способ амортизации – линейный;
- срок полезного использования — 6 лет;
- оставшийся срок полезного использования — 1 год (6 — 5).
Рассчитаем накопленную амортизацию по ОС по правилам ФСБУ 6/2020. Она окажется равной 80 000 руб. ((100 000 – 20 000) : 6 х 5). Разницу в сумме 20 000 (100 000 – 80 000) нужно отнести на увеличение нераспределенной прибыли:
Дебет 02 Кредит 84
— 20 000 руб. – скорректирована амортизация по ОС.
Обратите внимание, этот способ корректировки амортизации относится к упрощенному порядку перехода на новый стандарт. Он предусмотрен пунктом 49 ФСБУ 6/2020 и разрешен пунктом 15 1/2008, когда фирма не может с достаточной надежностью пересчитать сравнительные показатели ретроспективным способом. Укажите на это в учетной политике.
Итак, обобщим все сказанное.
Если вы решили применять упрощенный способ перехода на ФСБУ 6/2020, то по состоянию на 1 января 2022 года вам нужно сделать следующее.
- Скорректируйте состав объектов ОС — спишите балансовую стоимость объектов, являющихся несущественными активами. Стоимостной лимит признания имущества в качестве ОС установите в учетной политике.
- Скорректируйте балансовую стоимость ОС. Для этого по каждому объекту установите ликвидационную стоимость.
- Проверьте применяемый срок полезного использования и способ начисления амортизации и измените их, если это необходимо.
- Рассчитайте по правилам ФСБУ 6/2020 сумму накопленной амортизации за истекший срок полезного использования исходя из:
— первоначальной стоимости (с учетом переоценок, если они проводились), сформированной до начала применения стандарта;
— установленной на дату перехода ликвидационной стоимости;
— способа амортизации, установленного ранее;
— срока полезного использования ОС, скорректированного на дату перехода;
— истекшего срока полезного использования на дату перехода.
5. Рассчитайте новую балансовую стоимость ОС путем вычитания из первоначальной стоимости с учетом переоценок суммы амортизации, накопленной за истекший срок полезного использования, рассчитанной по правилам ФСБУ 6/2020.
6. Прежнюю балансовую стоимость скорректируйте на полученную разницу путем корректировки суммы накопленной амортизации через счет 84 (п. 50 ФСБУ 6/2020).
При обращении за оказанием услуги по кадастровому учету можно столкнуться с решениями регистрирующего органа о приостановке или отказе.
Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым возможна приостановка по оказанию госуслуги. Среди них выделяют наиболее распространенные:
- обращение лица, не имеющего полномочий на совершение учета;
- отсутствие полного комплекта документов;
- предоставленные на регистрацию материалы имеют недостоверные или спорные данные;
- заявитель не обладает правами на объект недвижимости.
В случае выявления регистрирующим органом одного из оснований приостановки выносится соответствующее решение и доводится до заявителя. Максимальный срок на устранение недостатков составляет три месяца.
Причиной для отказа может послужить только неисполнение требований, которое явилось основанием для приостановления кадастрового учета. Такое исключительное положение закреплено в ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
«Временные» земельные участки снимут с учета 1 марта 2022 года
Ошибки учета бывают реестровые и технические:
- Технические достаточно легки в устранении, т. к. представляют собой арифметические или грамматические опечатки. Например, сведения о координатах в ЕГРН могут содержать неверное числовое значение. Для устранения такой проблемы необходимо обратиться в МФЦ с заявлением на изменение, предоставив документы, содержащие верные данные. Срок на исправление Росреестром технической ошибки составляет 3 рабочих дня.
- Реестровые ошибки, в отличие от технических, носят более сложный характер. Они связаны с неверным проведением работ по установлению границ. Исправить такую ошибку можно решением суда или путем издания государственным органом соответствующего акта. С момента, когда вы предоставите документы для исправления, государственный орган обязан будет внести изменения в течение 5 рабочих дней
Собственные аналитические коды синтетических счетов и забалансовые счета можно вводить в рабочий план счетов только с учетом требований органа, которому учреждение подает отчетность (субъекта консолидации). В приказе об изменении Инструкции не указано, как поступить с уже установленными дополнительными счетами. Предполагается, что требования должны выполняться в отношении всех счетов, которые отражаются в отчетности после вступления поправок в силу.
Доходы будущих периодов разделяйте по датам признания в финансовом результате. Суммы, которые планируете отнести к доходам текущего года, учитывайте на счете 401.41. Остальные суммы отражайте на счете 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».
На забалансовом счете 27 помимо прочего учитывайте ОС в личном пользовании сотрудников. Это имущество, которое они используют в том числе за пределами учреждения и вне рабочего времени. Ранее в Инструкциях не говорилось о забалансовом учете таких объектов, поэтому вопрос был спорным.
По счету 105.01 помимо медикаментов учитывайте все медицинские изделия, которые учреждение использует в медицинских целях. Назначение счета привели в соответствие с кодом 341 КОСГУ.
В отношении некоторых поправок есть расхождения в датах начала применения. Так, в Единый план счетов и Инструкцию № 157н ввели счета 114.87 и 114.88 для учета резерва под снижение стоимости материальных запасов. По стандарту эти резервы надо отражать с 2020 г., однако новые счета действуют с учета за 2021 г. Согласно поправкам к планам счетов № 162н, № 174н и № 183н данные счета нужно применять с отчетности за 2020 год. Таким образом, новшество надо внедрить с текущего года.
Восстанавливайте объекты на балансе проводкой по счету 0.401.10.172. В инструкциях привели два случая, когда делают такую проводку.
Первая ситуация: на забалансовый счет 02 списали объект, который перестал удовлетворять критериям актива. При этом собственник имущества потребовал начать использовать имущество по иному назначению или передать другому учреждению.
Вторая ситуация: имущество учитывается на забалансовом счете 21 и собственник потребовал безвозмездно передать объект другому правообладателю.
При передаче основных средств работникам в личное пользование отражайте имущество на забалансовом счете 27. Подобные объекты стоимостью более чем 10 тыс. руб. продолжайте учитывать на счете 0.101.00.000, отразив по нему внутреннее перемещение.
Если после разукомплектования инвентарной группы вновь принимается к учету объект ОС, присваивайте ему новый инвентарный номер. Инвентарный номер комплекса объектов и внутренние инвентарные номера объектов в составе группы в дальнейшем не используйте.
Объекты, учитываемые на забалансовых счетах 036fa5;» target=»_blank»>02
, 03 и 07, восстанавливайте на счете 0.105.00.000 проводкой по счету 0.401.10.172. Поступайте так, если собственник потребовал безвозмездно передать запасы другому учреждению.В аналогичном порядке учитывайте возврат материальных запасов, которые находились в личном пользовании сотрудников и числились на забалансовом счете 27.
Стоимость израсходованных материальных запасов относите в том числе на счета 0.401.20.214, 0.401.20.223, 0.401.20.263, 0.401.20.265 и 0.401.20.267.
При изменении назначения матзапаса изменяйте его учетную группу путем внутреннего перемещения по дебету и кредиту счета 0.105.00.000.
Резерв под снижение стоимости товаров, готовой и биологической продукции начисляйте проводкой по дебету счета 0.401.20.274 и кредиту счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440. При выбытии данных запасов или увеличении их плановой цены реализации (распространения) уменьшайте резерв обратной проводкой. В отношении запасов, которые в отчетном периоде реализовали по сниженным ценам, списывайте остатки со счетов 0.105.07.440, 0.105.08.440 на уменьшение резерва по дебету счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440.
Операции с межбюджетными трансфертами, субсидиями бюджетным и автономным учреждениям отражайте проводками, которые Минфин привел в системных Письмах от 15 января и от 4 февраля 2020 г. Эти корреспонденции закрепили в инструкциях к планам счетов.
По субсидиям бюджетным и автономным учреждениям в том числе прописали, что доходы текущего периода такие учреждения отражают на основании информации о выполнении условий предоставления средств. В качестве такой информации может выступать отчет по субсидии, извещение (ф. 0504805) или иной документ, который закреплен в соглашении. В какой ситуации применять каждый из этих документов, Минфин тоже разъяснял. Ранее уточнили и методические указания к форме извещения.
Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменили счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо отражать на счете 0.303.05.000, а не на счете 0.205.00.000. Отметим, аналогичный порядок применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.
Если по одной смете создаете комплекс объектов нефинансовых активов, отражайте разукомплектацию вложений внутренним перемещением по дебету и кредиту счета 0.106.00.000.
При досрочном расторжении договора аренды или безвозмездного пользования остатки по счетам 0.111.40.000, 0.205.20.000, 0.302.20.000, 0.401.40.000, 0.401.50.000 списывайте проводками, обратными тем, которые вы отражали при признании объектов в учете. Метод «красное сторно» не используйте. Аналогичные поправки в текущем году внесли в стандарт «Аренда».
Восстановление убытка от обесценения нефинансовых активов отражайте по дебету счета 0.114.00.000 и кредиту счета 0.401.20.274.
Бюджетные и автономные учреждения отражают уменьшение стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества на счете 0.210.06.000 по кредиту счета 0.401.10.172. Их учредители уменьшают показатель по счету 0.204.33.000 по дебету счета 0.401.10.172. Метод «красное сторно» не применяется.
Показатели счета 205.00 в регистрах аналитического учета разделяйте не только по контрагентам, но и по правовым основаниям возникновения доходов (например, по договорам). Учет можно вести по группам контрагентов, но лишь при условии, что вы ведете персонифицированный учет вне балансовых счетов (управленческий учет). При этом не реже чем на каждую отчетную дату сверяйте данные бухгалтерского и управленческого учета.
На счете 302.00 расчеты по закупкам товаров, работ, услуг отражайте в разрезе правовых оснований (договоров). Расчеты по оплате труда вы по-прежнему можете учитывать по группе контрагентов, если персонифицированный учет ведете вне балансовых счетов и данные сверяете на каждую отчетную дату.
Аналитический учет по счетам 206.00, 208.00 и 302.00 ведите в том числе по учетным номерам денежных обязательств (при их наличии).
Уточнен порядок аналитического учета для забалансовых счетов 08 и 20. Например, по забалансовому счету 20 кредиторскую задолженность учитывайте в разрезе кодов классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, а также контрагентов и КФО.
В номерах счетов 0.304.66.000 и 0.304.76.000 указывайте код КОСГУ, исходя из типа вашего учреждения: казенные приводят коды 731 и 831, бюджетные и автономные – коды 732 и 832 КОСГУ. Отметим, аналогичный порядок действует для счетов 0.304.86.000 и 0.304.96.000.
Уполномоченные органы учитывают вложения в имущество казны по новому счету 0.106.50.000. Для него введены и аналитические коды видов имущества. Отметим, поправки к Единому плану счетов и Инструкции № 157н предусматривают различные даты начала применения этого счета. Учитывая изменения в плане счетов № 162н, внедрить новшество нужно с 2021 г.
Приобретенные права пользования принимайте к учету по дебету счета 0.111.60.000 и кредиту счета 0.302.26.730 (0.106.60.000).
Амортизацию начисляйте по дебету счета 0.401.20.226 (0.109.00.000) и кредиту счета 0.104.60.000. Прекращение прав пользования отражайте по дебету счетов 0.104.60.000, 0.114.60.000 и кредиту счета 0.111.60.000.
Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству на совещании, состоявшемся на днях, поддержал продление «дачной амнистии» до 1 марта 2022 года.
На проведенном комитетом совещании были поддержаны предложения по продлению сроков «дачной амнистии» и по расширению ее действия, а именно:
— предлагается восстановить действие «дачной амнистии» до 1 марта 2022 года в отношении жилых домов, строений и садовых домов, которые построены на земельных участках, предоставленных до 4 августа 2018 года.
Таким образом, оформление прав на них должно осуществляться в упрощенном порядке — при наличии права на земельный участок потребуется технический план, подготовленный в соответствии с декларацией об объекте, составленной владельцем.
По словам председателя комитета Павла Крашенинникова, в отношении строящихся жилых и садовых домов, строительство которых начато до 4 августа прошлого года, предлагается бессрочно установить упрощенный уведомительный порядок, когда в орган стройнадзора направляется не два, а одно уведомление — только об окончании строительства.
Еще одно предложение касается подачи документов в Росреестр на регистрацию прав: сейчас их направляет орган строительного надзора после проведения проверок по завершении строительства.
Для членов садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ (СНТ) предлагается продлить до 1 марта 2022 года (сейчас до 31 декабря 2020 год) правила приобретения земельных участков, находящихся в публичной собственности и предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
Эти правила, облегчают члену СНТ приобрести участок на землях, предоставленных для садоводства и огородничества. Предлагается продлить их до 1 марта 2022 года (сейчас — до 1 марта 2020 года) правила, в соответствии с которыми региональные власти имеют возможность устанавливать предельные максимальные цены кадастровых работ, цены на межевание земельных участков.
Вопрос о продлении «дачной амнистии» был поднят фракцией «Справедливая Россия» в ходе встречи с Дмитрием Медведевым в апреле этого года при подготовке к ежегодному отчету правительства перед Госдумой. В ходе отчета 17 апреля премьер-министр заявил о возможности продления «дачной амнистии». Он заявил, что уже дал поручение по подготовке соответствующего федерального закона.
Дата публикации
Государственным (муниципальным) учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование на основании решения уполномоченного органа власти (пп. 1, 2 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ).
Земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в т.ч. под объектами недвижимости), учитываются на счете 0 103 01 000 по кадастровой стоимости. Основанием для постановки на учет служит документ (свидетельство), подтверждающий право пользования земельным участком (п. 71 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).
Бухгалтерский учет земельных участков до регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ведется на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (письмо Минфина России от 24.04.2015 № 02-05-10/23911).
После получения выписки из ЕГРН земельные участки принимаются к бухгалтерскому учету в составе непроизведенных активов по кадастровой стоимости по дебету счета 0 103 11 330 и кредиту счета 0 401 10 195. Одновременно уменьшается показатель на забалансовом счете 01.
В обновленных практических статьях справочников хозяйственных операций показано, как в программе отразить получение земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование:
- по «1С:БГУ 8» для бюджетных и автономных учреждений;
- по «1С:БГУ 8» для казенных учреждений.
Изменения по транспортному и земельному налогу в 2022-2023 годах
Земельные участки относятся к недвижимому имуществу и передаются в собственность покупателя по договору купли-продажи недвижимого имущества (ст. 130, п. 1 ст. 549 ГК РФ). Оформляется такая передача передаточным актом (п. 1 ст. 556 ГК РФ). Переход права собственности на земельный участок к покупателю подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 223 ГК РФ, п. 1 ст. 551 ГК РФ). За государственную регистрацию прав на недвижимое имущество уплачивается государственная пошлина (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Если земельный участок соответствует критериям, поименованным в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, далее — ПБУ 6/01), то он принимается организацией к учету в качестве основных средств по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01).
Первоначальной стоимостью признается сумма фактических затрат организации на приобретение земельного участка (п. 8 ПБУ 6/01). Государственная пошлина включается в первоначальную стоимость земельного участка, если она уплачена до принятия земельного участка на учет в качестве объекта основных средств (п. 14 ПБУ 6/01). При этом субъекты малого предпринимательства могут включать пошлину и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта ОС, в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены (п. 8.1 ПБУ 6/01).
Дожидаться государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, чтобы принять его к учету в качестве объекта основных средств, совсем не обязательно (п. 4 ПБУ 6/01, п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н). Если пошлина уплачивается уже после принятия земельного участка на учет, то затраты на ее уплату могут учитываться в составе расходов по обычным видам деятельности или в составе прочих расходов, в зависимости от назначения использования земельного участка (п.п. 4, 5, 7, 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» — ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).
В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) затраты по приобретению организацией земельных участков учитываются на субсчете 08.01 «Приобретение земельных участков».
В «1С:Бухгалтерии 8» аналитический учет затрат на приобретение земельных участков и затрат на приобретение объектов основных средств отличается (используются разные субконто). Поэтому до недавнего времени приобретение и принятие к учету земельных участков в программе можно было оформить только документами Поступление (акт, накладная) с видом операции Объекты строительства и Принятие к учету ОС с видом операции Объекты строительства (вид операции Оборудование для земельных участков не годится). Такая особенность иногда смущала пользователей.
Начиная с версии 3.0.65 «1С:Бухгалтерии 8» в учете земельных участков произошли изменения:
1. К счету 08.01 добавлены субсчета третьего порядка:
- 08.01.1 «Приобретение земельных участков с доп. расходами»;
- 08.01.2 «Приобретение земельных участков без доп. расходов».
2. В документе Поступление (акт, накладная) появился новый вид операции Приобретение земельных участков.
Субсчет 08.01.1 «Приобретение земельных участков с доп. расходами» предназначен для учета затрат по приобретению организацией земельных участков, в том числе с учетом возможных дополнительных расходов, включаемых в первоначальную стоимость объектов. Аналитический учет ведется по приобретаемым участкам (субконто Объекты строительства) и видам затрат (субконто Статьи затрат). Каждый приобретаемый земельный участок отражается в справочнике Объекты строительства.
Проводки с использованием субсчета 08.01.1 формируются автоматически при записи документов:
- Поступление (акт накладная) с видом операции Объекты строительства;
- Поступление доп. расходов;
- Принятие к учету ОС с видом операции Объекты строительства.
Таким образом, субсчет 08.01.1 является «преемником» счета 08.01, использующегося в предыдущих версиях программы, и применяется в «традиционных» сценариях работы с земельными участками.
Субсчет 08.01.2 «Приобретение земельных участков без доп. расходов» предназначен для учета затрат по приобретению организацией земельных участков, не требующих отражения дополнительных расходов на их приобретение. Аналитический учет по счету ведется по земельным участкам (субконто Основные средства). Каждый земельный участок — элемент справочника Основные средства. Проводки с использованием этого субсчета формируются в программе автоматически при записи документа Поступление (акт, накладная) с новым видом операции Приобретение земельных участков.
Быстрый доступ к данному виду документа поступления осуществляется из раздела ОС и НМА по гиперссылке Приобретение земельных участков.
Вид операции Приобретение земельных участков предназначен для одновременного отражения поступления и принятия к учету земельных участков, первоначальная стоимость которых формируется без дополнительных расходов на их приобретение (например, без учета уплаченной государственной пошлины).
Форма документа Приобретение земельных участков максимально упрощена, поскольку для земельных участков не требуется указывать способ отражения расходов по амортизации, амортизационную группу, срок службы, ставку НДС и счет-фактуру от поставщика. В табличной части нужно указать лишь наименование приобретенного объекта и его стоимость (рис. 1).
Написать комментарий
Действующий Закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ объединил ведение кадастрового учета и регистрацию прав.
Поэтому со дня его введения земельным участкам больше не присваивают статус «временный». А вот что касается тех объектов, которые уже стояли на тот момент на учете как «временные», для их существования отведен конкретный срок — до 1 марта 2022 года.
После этой даты записи о таких земельных участках будут аннулированы. Тогда их владельцам придется заново выделять свои участки (если это удастся, конечно), ставить их на кадастровый учет и оформлять свои права на них.
А до тех пор они не смогут заявить, что этот земельный участок им принадлежит.
Например, мужчина получил участок от администрации в аренду для строительства жилого дома. Участок был со «временным» статусом. В течение отведенных законом пяти лет мужчина не успел закончить строительство дома, и данные об участке исчезли из ЕГРН.
Ему пришлось в судебном порядке доказывать свое право собственности на дом и восстанавливать сведения об участке в базе кадастрового учета (Гаврилов-Ямский р-й суд Ярославской обл. — решение № 2-147/2020).
Чтобы не доводить свой участок до «полного исчезновения», владельцам настоятельно рекомендуется в срок до 1 марта 2022 г. подать документы в МФЦ для государственной регистрации своих прав на участок.
Например, садовый участок, выделенный до 2001 года, можно сейчас оформить в собственность бесплатно, на основании справки СНТ о его выделении.
Как поставить дом и землю на кадастровый учет. Инструкция
ФЗ№267 действует с августа 2019 г. По закону о дачной амнистии до 2022 года можно бесплатно получить участки в публичной собственности и земли общего пользования в СНТ.
В связи с ситуацией по коронавирусу Госдума рассматривает законопроект о продлении дачной амнистии до 1 марта 2022 года. Ожидается, что упрощённый порядок будет распространяться на жилые и садовые дома, расположенные на участках под садоводство.
А вот на землях без установленного регламента строить жилые дома не получится, так как власти на это разрешения не дают.
Проще всего оформить земельный участок.
С постройками придётся разбираться в нюансах закона. Например, встречается много строений:
- не отвечающих нормам пожарной безопасности
- не соблюдающих отступы от границ
- нарушающих ширину проездов
Как поступать в таких случаях? Кадастровые инженеры ГАИГ разбираются с документами, правилами в каждой ситуации.
Важно понимать, что принятые законы направлены на то, чтобы защитить от аварийного самостроя, легализовать строения для налогов и дать возможность гражданам законно распоряжаться недвижимостью.
Документация для оформления недвижимости включает паспорт владельца и свидетельство о праве.
Владельцу понадобится заплатить пошлину за подачу документов в Росреестр. Услуги кадастрового инженера оплачиваются по договору отдельно, после составления технического задания.
Технический план составляется после обмеров и определения координат строения. Поэтому кадастровые инженеры обязательно выезжают на местность.
Знаем по опыту работы, что разобраться в хитросплетениях дачной амнистии обычным людям бывает очень непросто.
- Поправки, нормы местного законодательства, ограничения вызывают шквал вопросов и желание отложить решение вопроса с недвижимостью в долгий ящик.
- Иногда список документов для регистрации меняется в зависимости от вида собственности, региона и состава объекта владения.
- Сложно разобраться, какие постройки относятся к недвижимости и требуют узаконивания, а какие – нет.
Знания и опыт помогают нам решать самые сложные и запутанные задачи. Мы ответственно заявляем, что проблему можно решить. Приходите к нам, мы поможем решить вопрос, сдвинуть дело с мёртвой точки.
Сочинский предолимпиадный беспредел все помнят, строительство платных трасс – тоже. Модель обкатали на крупных инфраструктурных проектах, а теперь такая земельная экспроприация – норма. Например, во Владимирской области по шести деревням пройдёт платная трасса М-12. Если человек имел неосторожность построить какой-нибудь помпезный трёхэтажный особняк, значит, не повезло. Закон есть закон, перед катком всё имущество одинаковое. То же самое – со строительством железнодорожных путей. В прошлом году Госдума одобрила создание мощной сеть международных транспортных коридоров с севера на юг и с запада на восток к концу 2024 года. Оппозиционные фракции, в том числе депутат Госдумы Алексей Куринный, были против, но закон всё равно приняли:
Это тот законопроект, который позволит фактически отнимать земельные участки, причём решение суда сразу вступает в силу – его нельзя даже будет обжаловать ни в части компенсации, ни в части времени. Данный законопроект ставит под угрозу защиту права на собственность и права на землю.
Конечно, в России частная собственность охраняется законом. Причём главным законом страны – Конституцией. Но если вдруг государству надо – местные власти ответят «Есть!».
29 ноября
Налоговый учет (ПБУ 18/02)
29 ноября
Онлайн-курс «Управление производством и ремонтами в прикладном решении «1С:ERP Управление предприятием 2.4»
29 ноября
Онлайн-курс «Ведение учета и составление отчетности по МСФО в «1С:ERP Управление предприятием 2.4»
29 ноября
Онлайн-курс «1С:Предприятие 8.3. Механизм системы компоновки данных» (для начинающих и профессионалов)
29 ноября
Онлайн-курс «Рассчитываем зарплату в программе «1С:Зарплата и управление персоналом». Редакция 3.1″
25 ноября 2021 VII Банковская юридическая конференция «Новые вызовы и возможности: регуляторные и правовые тенденции в банковской деятельности»
2 декабря 2021 Авторский онлайн-семинар Ирины Иванус «Новые ФСБУ. Практика применения для бухгалтера»
Государственный кадастровый учет земельных участков
Несмотря на то, что изменилась государственная кадастровая оценка земельных участков, типы и категории объектов, подлежащих налогообложению, остались такими же. Для юридических и для физических лиц, равно и для резидентов и нерезидентов РФ, эти категории одинаковые. Согласно НК РФ (статья 389), объектами, подлежащими налогообложению, считаются все типы земельных участков независимо от размера, на территории страны и муниципальных образований. Исключение составляют категории объектов, которые считаются выведенными из оборота, а также входящие в определенные фонды.
Согласно действующему налоговому кодексу РФ, не все земельные участки облагаются налогом. Отдельные категории земельных участков, которые не облагаются налогом:
- официально признанные выведенными из оборота;
- ограниченные в обороте наделы земли, которые были официально включены в перечень всемирного или культурного наследия;
- территории, которые зарегистрированы как принадлежащие к лесному фонду;
- территории, которые были выделены для строительства многоквартирных домов.
Федеральным законом и налоговым кодексом предусмотрены определенные ситуации, в которых лица освобождаются от уплаты суммы налогообложения. Сдача земельного налога не требуется в таких случаях:
- надел находится во владении собственника, частного лица уже более 3 лет;
- земля была передана собственнику как наследственное имущество или же преподнесена в качестве подарка с соответствующим нотариальным оформлением;
- согласно статье 217 НК РФ, не требуется уплата налоговой ставки, если частное лицо получило землю по договору ренты или же приватизировало его;
- наделы, которые были в собственности физического лица не менее 5 лет и были приобретены после 1.01.2016, тоже продаются без налогообложения;
- арендаторы земли также освобождаются от оплаты.
В остальных случаях действуют стандартные ставки, за исключением тех случаев, в которых предусмотрены льготы или освобождение, как для религиозных и уголовно-исполнительных учреждений, для некоторых социально значимых и инфраструктурных организаций.
В РФ, согласно действующему законодательству, положены льготы пенсионерам, инвалидам, участникам боевых действий, сиротам и другим категориям льготников.
Стоимость налога рассчитывается по формуле с учетом ставки. Для разных типов объектов предусмотрены различные ставки:
- объекты, включенные в жилищный фонд – 0,1%;
- наделы под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) и для ведения подсобного хозяйства, находящиеся во владении частных лиц – 0,3%;
- наделы, предназначенные для хозпостроек и гаражей – 0,8%;
- все остальные разновидности наделов, в том числе используемые в коммерческих целях – 1,5%.
Порядок уплаты налога на землю в 2022 году не изменился, все метаморфозы касаются только системы оценивания. Но для физических и юридических лиц алгоритм отличается. Что нужно знать физлицам:
- налоговый орган должен прислать уведомление;
- после этого лицо должно в установленный срок сдачи оплатить необходимую сумму;
- в документах уже будет указана сумма к оплате – она рассчитывается в соответствии с данными из ЕГРН.
Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2021 г.
Председатель правления концерна «Русич» Александр Ванчура рассказал, что с 1 февраля 2022 года повысится кадастровая стоимость жилья. Ее размер в московском регионе составит в среднем 181 тыс. рублей за 1 кв. м. По словам Андрея Большакова, основателя юридической фирмы Bolshakov & Partners, в Москве она повысится на 21,4%. В последний раз это значение корректировали в 2018 году. Ванчура связал изменения с «ощутимым ростом цен» на недвижимость в 2020 году.
С 1 марта следующего года, согласно Федеральному закоу от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, разрешается строить индивидуальные жилые дома (ИЖС) на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства, рассказала медиатор Леонова. По ее словам, регистрация будет проходить по правилам «дачной амнистии» до 1 марта 2026 года. Однако у этого правила есть ограничения: построить можно будет не более одного жилого дома площадью до 500 кв. м. Площадь застройки не должна превышать 0,25% территории сельхозназначения.
Сергей Соловьев, основатель, партнер юридической компании «Бугров и партнеры», отметил, что региональные власти должны будут сами определить территории, где строительство жилых домов запрещено. Ранее такие земельные участки можно было использовать только для возведения строений, предназначенных для хранения и переработки сельхозпродукции, напомнил он.
До 1 марта 2022-го земельные участки, стоящие на учете со статусом «временные», должны быть переведены в статус «учтенные» или аннулированы (ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ), заявила Юлия Леонова.
По ее словам, если участок был получен в аренду или выделен, но права на него не внесены в ЕГРН, после указанной даты сведения о нем удалят из реестра. Это значит, что нужно будет получать новые документы на образование земельного участка и ставить его на кадастровый учет или в судебном порядке доказывать свои права.
Абсолютно любые сделки, касающиеся объекта недвижимости, требуют обязательного условия: существование имущества должно быть признано государством, а значит, зарегистрировано в Едином реестре.
Постановка земельного участка на кадастровый учет дает собственнику следующие преимущества:
- фиксацию прав собственности на объект недвижимости;
- право на продажу, обмен или дарение имущества;
- установление четких границ участка.
Действующее законодательство допускает владение земельным участком, не зарегистрированным в Росреестре, однако строительство и проведение коммуникаций на его территории в этом случае недопустимы.
На государственном уровне кадастровый учет земельных участков необходим для сбора, консолидации, анализа информации и ведения статистики использования земельных ресурсов на территории РФ.
Похожие записи: