Трудовой кодекс республики Узбекистан 2022 года

Автор: | 04.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовой кодекс республики Узбекистан 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно законопроекту, текущая ставка налога на добавленную стоимость сохраняется на уровне 15%. Для обеспечения непрерывности цепочки НДС и предотвращения уклонения от его исчисления и уплаты вне зависимости от размера выручки расширяется категория плательщиков НДС:

  • фермерские хозяйства с площадью орошаемой земли более 25 га;
  • налоговые консультанты и аудиторские организации;
  • некоммерческие организации, в том числе бюджетные.

В Налоговом кодексе планируется отменить льготы по НДС на услуги в сфере физической культуры и спорта (кроме финансируемых из бюджета), а также на доходы от оказания услуг по проведению занятий физкультуры в спортивных сооружениях, культурно-массовых мероприятий и банковские услуги с фиксированными суммами.

Ставка налога на прибыль сохраняется на уровне 15%, а ставка налога на прибыль в виде дивидендов — на уровне 5%.

Согласно поправкам, предлагается повысить годовую предельную норму амортизации следующим образом:

  • здания — с 3% до 5%;
  • сооружения (нефтяные и газовые скважины, мосты, плотины и т. д.) — с 5% до 10%;
  • передаточные устройства (магистральные трубопроводы, устройства линии электропередачи и др.), силовые машины и оборудование (теплотехническое, турбинное оборудование и др.) — с 8% до 15%;
  • Рабочие машины и оборудование по видам деятельности (кроме мобильного транспорта) — с 15% до 20%;
  • Компьютерные, периферийные устройства, оборудование по обработке данных — с 20% до 40%.

Предлагается увеличить размер инвестиционного вычета с 10% до 20% на сумму средств, выделяемых на новое технологическое оборудование, и с 5% до 10% на расширение производства в форме нового строительства.

Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль для ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и ОАО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» более чем на 15% от выручки от реализации товаров (работ, услуг) будет снижена с 75% до 70%.

Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль по оставшейся части налогооблагаемой базы ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» будет уменьшена с 75% до 70%.

Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. При этом отменяется требование о том, чтобы совокупная сумма переносимого убытка не превышала 60% налоговой базы текущего налогового периода.

Исходя из задач, поставленных указом президента от 6 октября 2021 года (УП-6319), в налог за пользование недрами вносятся следующие изменения.

В частности, вводится налог на рентный доход для недропользователей, осуществляющих добычу (извлечение) нефти, природного газа, газового конденсата, драгоценных, цветных, редких и радиоактивных металлов на новых месторождениях, с учетом капитальных расходов недропользователей. Он уплачивается через три года после инвестирования за вычетом дохода от продажи металлов или углеводородов и затрат, непосредственно связанных с их добычей (извлечением).

Кроме того, планируется освободить от налога на имущество новых нефтяных и газовых скважин в первые два года, начиная с месяца ввода их в эксплуатацию, в последующие три года — применение ставки налога на имущество юридических лиц, сниженной на 50% от установленной налоговой ставки.

Проектом предлагается снижение ставок налога за пользование недрами по нефти и природному газу до 10% (сейчас — 20% и 30% соответственно), золоту и меди — до 7% (10%), вольфраму — до 2,7% (10,4%), урану — до 8% (10%). При этом для предприятий с государственной долей, осуществляющих добычу углеводородов, драгоценных, цветных, редких и радиоактивных металлов (НГМК, АГМК и «Узбекнефтегаз») действующие ставки могут сохранить.

Также с 1 января 2022 года ставка налога за 1 тонну известняка для производства цемента планируется снизить в два раза — с 45 тысяч до 22,5 тысяч сумов за тонну.

Ставку налога на имущество юридических лиц планируется снизить с 2% до 1,5%. Законопроект увеличивает с 0,4% до 0,5% пониженную ставку налога на имущество юрлиц.

Предлагается ввести требование о том, что налоговая база для зданий не может быть ниже минимального значения, установленного в абсолютной величине на 1 квадратный метр в следующих размерах:

  • в Ташкенте — 2,5 млн сумов;
  • в Нукусе и облатных центрах — 1,5 млн сумов;
  • в оставшихся регионах — 1 млн сумов.

Ставки налога на имущество физических лиц индексируются на уровне 10%.

Что нам готовит новый Трудовой кодекс

Базовые ставки налога на земли несельскохозяйственного назначения для юридических лиц индексируются в среднем в 1,07 раза (7%).

Продолжится поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой, путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,25 до 0,3.

Ставки земельного налога для физических лиц индексируются в среднем в 1,07 раза (7%).

В законопроекте сохраняется налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Вводится в действие с 1.04.96 г.

В Трудовой кодекс внесены изменения в соответствии с Законами РУ от 27.12.96 г., 1.05.98 г., 29.08.98 г., 25.12.98 г., 14.04.99 г. главой XII Закона РУ N 772-I от 15.04.99 г. главой XIV Закона Республики Узбекистан от 20.08.99 г. , разделом VIII Закона РУз N 220-II от 12.05.2001 г., разделом IV Закона РУз N 271-II от 30.08.2001 г., разделом VII Закона РУз N 320-II от 07.12.2001 г., разделом VI Закона РУз N 405-II от 30.08.2002 г.

Общая часть (Главы I — IV)
Особенная часть (Главы V — XVI)

Общая часть
Глава I. Основные положения (Статьи 1 -13)
Глава II. Субъекты трудовых отношений (Статьи 14 — 20)
Глава III. Представительство работников и работодателей (Статьи 21 — 28)
Глава IV. Коллективные договоры и соглашения (Статьи 29 — 56)

Особенная часть
Глава V. Трудоустройство (Статьи 57 — 71)
Глава YI. Трудовой договор (Статьи 72 — 113)
Глава VII. Рабочее время (Статьи 114 — 125)
Глава VIII. Время отдыха (Статьи 126 — 152)
Глава IX. Оплата труда (Статьи 153 — 164)
Глава X. Гарантийные и компенсационные выплаты (Статьи 165 -173)
Глава XI. Дисциплина труда (Статьи 174 — 184)
Глава XII. Материальная ответственность сторон трудового договора
(Статьи 185 — 210)
Глава XIII. Охрана труда (Статьи 211 — 223)
Глава XIV. Дополнительные гарантии и льготы отдельным категориям
работников (Статьи 224 — 258)
Глава XV. Трудовые споры (Статьи 259 — 281)
Глава XVI. Государственное социальное страхование (Статьи 282 — 294)

Глава I. Основные положения

Статья 1. Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения

Трудовые отношения в Республике Узбекистан регулируются законодатель-ством о труде, коллективными соглашениями, а также коллективными договорами и иными локальными нормативными актами./* Законодательство о труде состоит из настоящего Кодекса, законов Республики Узбекистан и постановлений Олий Мажлиса, указов Президента Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан и постановлений Жокаргы Кенеса, постановлений Правительства Республики Узбекистан и Правительства Республики Каракалпакстан, решений других представительных и исполнительных органов государственной власти, принимаемых в пределах их компетенции.
Законодательными и иными нормативными актами о труде регулируются трудовые отношения физических лиц, работающих по трудовому договору (контракту)/** на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности/***, а также у отдельных граждан.

__________________________________

/* — В дальнейшем «законодательные и иные нормативные акты о труде»
/** — В дальнейшем «трудовой договор»
/*** — В дальнейшем «предприятия»

Статья 2. Задачи законодательства о труде

Законодательство о труде, учитывая интересы работников, работодателей, государства, обеспечивает эффективное функционирование рынка труда, справедливые и безопасные условия труда, охрану трудовых прав и здоровья работников, способствует росту производительности труда, улучшению качества работы, подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни всего населения.

Статья 3. Сфера действия Трудового кодекса

Действие Трудового кодекса распространяется на всю территорию Республики Узбекистан.

Статья 4. Соотношение законодательного и договорного регулирования трудовых отношений

Минимальный уровень трудовых прав и гарантий для работников устанавливается законодательными актами.
Дополнительные по сравнению с законодательными актами трудовые права и гарантии могут быть установлены иными нормативными актами, в том числе и договорного характера (коллективные соглашения, коллективные договоры, другие локальные акты), а также трудовыми договорами, заключенными между работником и работодателем.
Условия соглашений и договоров о труде не могут быть изменены в одностороннем порядке, если иное не предусмотрено законом. Вопросы, не урегулированные законодательными и иными нормативными актами о труде, решаются по соглашению сторон договоров о труде, а при недостижении соглашения между ними — в порядке, установленном для разрешения трудовых споров.

Статья 5. Недействительность условий соглашений и договоров о труде

Условия соглашений и договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательными и иными нормативными актами, недействительны.

Трудоустройство гражданина Узбекистана в России может быть следующим:

  • С временным разрешением на проживание.
  • По патенту.
  • По виду на жительство.
  • По привилегиям отдельных категорий граждан.

Работодатели обязаны оформить документ о приеме иностранных граждан на работу, а также в соответствующем случае — об увольнении.

Уведомления необходимо направлять в территориальные органы ГУ МВД по вопросам миграции (раньше в ФМС). Документ о трудоустройстве должен заполняться строго по шаблону и представляться в ближайшее к месту работы подразделение уполномоченного органа в течение трех календарных дней с момента оформления иностранного сотрудника. Вот что необходимо прописать:

  1. Информацию о предприятии, куда устроился приезжий. Как правило, вписывается юридический адрес, данные о роде деятельности и учредителях, ИНН.
  2. Должность и обязанности мигранта. Данные проверяются на соответствие с указанными в патенте. Если информация не совпадает, то обосновывается причина.
  3. Данные узбекского гражданина, представленные в организацию.

Прием на работу граждан Узбекистана чаще всего происходит по патенту.

Другими словами, гражданин Узбекистана должен обзавестись патентом, если в России у него имеется действующая временная регистрация. В бумаге должны быть прописаны намерения иностранца работать в регионах страны.

Нарушение иностранным гражданином срока обращения за выдачей патента карается в рамках ст. 18.20 КоАП и предусматривает наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 15 000 рублей.

При зачислении работодатель должен придерживаться следующей схемы в 2021 году:

Проверить у иностранца наличие следующих документов:

  • Гражданского паспорта.
  • Патента (с прописанной должностью и регионом для работы).
  • Миграционной карты (узнайте о правилах въезда в РФ граждан Узбекистана) .
  • Подтвержденного медицинского обеспечения.
  • Диплома или аттестата (проверяется на усмотрение работодателя).
  • Справки о состоянии здоровья.

Оформить трудовой договор. Правила приема на работу гражданина Узбекистана аналогичны действующим при приеме российского специалиста. Договор может быть срочным и долгосрочным, а работа — дистанционной, с любой продолжительностью рабочего дня. Нормы трудового кодекса касаются и иностранцев. Единственное отличие — прописанный пункт о заключении договора по патенту.

В случае наличия патента с небольшим сроком действия работодатель не имеет права отказать в заключении долгосрочного трудового договора. Он оформляется полноценным, даже если патент уже на исходе.

Этот важный для трудоустройства документ оформляется в территориальном органе ГУВМ МВД РФ того региона РФ, где планирует работать мигрант.

Иностранец в течение 30 дней после пересечения российской границы должен обратиться в уполномоченный орган и представить следующие документы:

  • Заполненное, согласно требованиям, заявление на получение патента. Поэтому бланк следует заполнять непосредственно на месте или на портале госуслуг.
  • Узбекский паспорт.
  • Миграционную карту с пометкой о рабочих целях приезда в Россию. Дата выдачи — не позднее 30 дней.
  • Полис ДМС или договор о медицинском обслуживании. Это важно для всех соискателей.
  • Медсправку с подтверждением отсутствия ВИЧ и других опасных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
  • Отрывную часть бланка уведомления о прибытии (временную регистрацию).
  • Информацию о сдаче в специальном учреждении экзамена по русскому языку, истории и законодательным основам.

Как могут измениться налоги в 2022 году

Если у иностранца есть вид на жительство либо разрешение на проживание, оформить с ним трудовые отношения можно быстрее и проще, нежели по патенту. Гражданину получать последний не требуется.

РВП и ВНЖ — это полный пакет документов, который подтверждает законность его нахождения в России и возможность официального трудоустройства с некоторыми бонусами. К примеру, нет необходимости представлять медицинскую страховку, поскольку ее наличие признается автоматически.

  • Вид на жительство уравнивает в правах иностранца и россиянина (читайте подробнее о правах граждан, получивших ВНЖ в РФ). Единственная разница — в отсутствии военного билета и невозможности трудиться на выборных и госпостах.
  • ВНЖ позволяет искать работу в разных регионах России. Исключение — военные городки и аналогичные зоны. РПВ разрешает работать только в том регионе, где был выдан такой документ (больше информации о том, что дает РВП на территории России). На других территориях можно трудиться максимум 90 дней, если необходимость выезда предусмотрена характером деятельности. При наличии соответствующей записи в договоре с гражданином возможны командировки по России максимум 40 дней в течение года.

Уроженец Узбекистана вправе трудиться и без патента. Однако специфика работы должна быть связана со следующими обстоятельствами:

  • Персонал по обслуживанию оборудования, которое отправлено в Россию и создано в Узбекистане.
  • Нет необходимости получать патент дипломатам и работникам посольств и консульств.
  • Высококвалифицированные специалисты, в которых нуждаются предприятия России.
  • При приеме на работу у граждан Узбекистана с педагогическими или медицинскими специальностями не спросят дополнительных разрешений, если их пригласили на работу учреждения с аккредитацией.
  • Гастролирующие музыканты, артисты и другие представители сферы искусств. У них есть возможность один месяц свободного передвижения по России и работы по своей основной специальности.
  • Узбекские студенты. Однако они могут трудиться только в свободное от учебы время.

Платить налоги и социальные взносы работодатель обязан на иностранных сотрудников, которые трудятся официально:

  • Подоходный налог. Он обязателен для всех, кто работает в границах России. Отличаться может ставка, которая зависит от вида дохода и статуса работника. Для нерезидента она составляет 13 %. Иностранцы, работающие по патенту, должны своевременно вносить авансовые выплаты самостоятельно. Работодатель лишь проверяет своевременность и объем платежей.
  • Пенсионные отчисления. Для иностранных граждан, работающих по патенту, ставка составит 22 %.

Взносы социального страхования (отчисления по ставке 2,9 %) и страхования от несчастных случаев (0,2 %).

Оформление и прием на работу гражданина Узбекистана в 2022 году

Период Дней
Календарных Рабочих Выходных и праздничных
Январь 31 21 10
Февраль 28 20 8
Март 31 21 10
Апрель 30 21 9
Май 31 20 11
Июнь 30 22 8
Июль 31 21 10
Август 31 23 8
Сентябрь 30 21 9
Октябрь 31 21 10
Ноябрь 30 22 8
Декабрь 31 21 10
Всего: 365 254 111
Период Рабочих часов
40-час.неделя 36-час. 24-час.
Январь 168 151.2 100.8
Февраль 160 144 96
Март 168 151.2 100.8
Апрель 168 151.2 100.8
Май 160 144 96
Июнь 176 158.4 105.6
Июль 168 151.2 100.8
Август 184 165.6 110.4
Сентябрь 168 151.2 100.8
Октябрь 168 151.2 100.8
Ноябрь 176 158.4 105.6
Декабрь 168 151.2 100.8
Всего: 2032 1828.8 1219.2
Дата принятия: 21/12/1995
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 01/04/1996
Органы эмитенты: Парламент

Текущая редакция принята: 29/10/2021 документом Закон Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан № ЗРУ-726 от 29/10/2021
Вступила в силу с: 30/10/2021


Редакция от 02/08/2021, принята документом Закон Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных… № ЗРУ-705 от 02/08/2021
Вступила в силу с: 03/08/2021


Редакция от 20/10/2020, принята документом Закон Республики Узбекистан О занятости населения № ЗРУ-642 от 20/10/2020
Вступила в силу с: 21/01/2021


Редакция от 03/12/2020, принята документом Закон Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан № ЗРУ-653 от 03/12/2020
Вступила в силу с: 04/12/2020


Редакция от 05/10/2020, принята документом Закон Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан № ЗРУ-640 от 05/10/2020
Вступила в силу с: 05/10/2020


Редакция от 28/09/2020, принята документом Закон Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекиста в связи с дальнейшим… № ЗРУ-638 от 28/09/2020
Вступила в силу с: 28/09/2020


Редакция от 03/12/2019, принята документом Закон Республики Узбекистан О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи… № ЗРУ-586 от 03/12/2019
Вступила в силу с: 04/12/2019


Редакция от 23/05/2019, принята документом Закон Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан… № ЗРУ-542 от 23/05/2019
Вступила в силу с: 24/05/2019


Редакция от 10/05/2019, принята документом Закон Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан… № ЗРУ-536 от 10/05/2019
Вступила в силу с: 11/05/2019


Редакция от 18/02/2019, принята документом Закон Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики… № ЗРУ-522 от 18/02/2019
Вступила в силу с: 19/02/2019


Редакция от 09/01/2019, принята документом Закон Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан… № ЗРУ-514 от 09/01/2019
Вступила в силу с: 10/01/2019


Редакция от 16/10/2018, принята документом Закон Республики Узбекистан О частных агентствах занятости № ЗРУ-501 от 16/10/2018
Вступила в силу с: 17/10/2018


Редакция от 23/07/2018, принята документом Закон Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан… № ЗРУ-486 от 23/07/2018
Вступила в силу с: 24/07/2018


Редакция от 09/01/2018, принята документом Закон Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан № ЗРУ-459 от 09/01/2018
Вступила в силу с: 10/07/2018


Редакция от 18/04/2018, принята документом Закон Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан № ЗРУ-476 от 18/04/2018
Вступила в силу с: 19/04/2018


Редакция от 03/01/2018, принята документом Закон Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан… № ЗРУ-456 от 03/01/2018
Вступила в силу с: 05/01/2018

По законодательству Республики Узбекистан ежегодный отпуск или отпуск за свой счет предоставляется по заявлению или запросу сотрудника.

В условиях ситуации с распространением коронавируса, с которой мы столкнулись сейчас, работодатель может предложить сотрудникам написать подобное заявление, но отправлять сотрудника в отпуск без письменного заявления он не может.

Законодательно обоснованными обязательствами по отправке сотрудников в отпуск являются режим простоя.

Что изменится в новой редакции Трудового кодекса

В зависимости от специфики и сферы деятельности предприятий есть следующие дополнительные варианты действий для работодателей:

  • Перевод части сотрудников на удаленную работу.
  • Перевод сотрудников на неполный рабочий день с обязательным письменным согласием сотрудников.
  • В случае невозможности сохранения производственной деятельности на предприятии вводится режим простоя, что подразумевает сохранение выплаты заработной платы не менее 2/3 части. Размер заработной платы, как и введение режима простоя, в обязательном порядке оформляется внутренним положением предприятия либо устанавливается в коллективном договоре.
  • В случаях, когда предприятие не может продолжать работать по объективным экономическим причинам, работодатель вправе ввести режим простоя. В таком случае сотрудники получают выплату пособия, которое не может быть меньше, чем 50% от оклада. Режим простоя в обязательном порядке оформляется внутренним положением предприятия либо устанавливается в коллективном договоре.

Основные правила, которым должен следовать работодатель в случае необходимости посещения сотрудниками рабочих мест:

— Измерение температуры тела сотрудников. При этом специальное согласие сотрудника на замер не требуется.

— Обеспечение персонала соответствующими дезинфицирующими средствами: маски, антибактериальные средства для рук, антибактериальные салфетки. Также необходимо размещение антибактериальных средств в туалетных комнатах и на проходных.

— Обеспечение клинингового персонала дезинфицирующими средствами для уборки помещений.

— Увеличение количества проводимых дезинфекций помещений.

— Введение новых правил для сотрудников офисов. Сотрудники обязаны информировать руководство о контактах с заболевшими и людьми, прибывшими из стран с подтвержденными случаями заражения. Сотрудники обязаны находится дома в течение 2 недель с момента контакта.

— Перевод обсуждения рабочих вопросов, встреч и переговоров с партнерами, поставщиками и заказчиками в дистанционный формат.

— Ограничение посещения офиса посторонними людьми, введение полного запрета на пропуск лиц, не работающих в компании, на территорию офиса.

Согласно законодательству Республики Узбекистан, основанием для прекращения трудового договора может служить исключительно нарушение трудового договора, ПВТР, а также сокращение штата либо ликвидация предприятия.

При сокращении работодатель обязан предупредить сотрудника в сроки, обозначенные в законодательстве, и выплатить выходное пособие и компенсацию.

Если работодатель прерывает трудовые отношения с сотрудником в период карантина по коронавирусу, на то должны быть веские основания и обстоятельства.

Если сотрудник отказывается выходить на работу, ссылаясь на всеобщие карантинные меры, то работодатель не имеет права прекращать трудовой договор. В таком случае необходимо решить вопрос о дальнейшем режиме работы сотрудника.

Заработная плата может снижаться во время карантина, но только по соглашению с работником при сокращении рабочего времени, переводе на сдельную либо почасовую оплату труда. Так же и в случае объявления режима простоя предприятия.

Выплата заработной платы осуществляется за фактически проработанное время или выполненную работу. По соглашению с работником предприятие может сократить заработную плату, укоротив рабочее время (согласно ст. 119 ТК РУз).

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с карантином по коронавирусу выплачивается в размере от 60 до 100 процентов заработка в зависимости от общего стажа работы, числа несовершеннолетних детей и других обстоятельств. Минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности не может быть меньше 35.2% минимального размера оплаты труда и не должен превышать заработка, из которого исчисляется пособие.

Согласно пункту 16 Указа Президента РУз №5969 от 19 марта 2020 года родителям (лицам, их заменяющим, опекунам, попечителям), помещенным в карантин в связи с заражением коронавирусной инфекцией или подозрением на заражение, а также лицам, осуществляющим уход за их ребенком в возрасте до 14 лет, выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% от средней заработной платы.

Тем, кто попал на принудительный карантин или проходит лечение от коронавирусной инфекции оплачивается больничный в размере 100% от заработной платы.

Производственный календарь на 2022 год

Приказом Министра занятости и трудовых отношений РУз рег. №3228 МЮ от 28 марта 2020 года принято Положение «О временном порядке перевода работников на дистанционный метод работы, гибкий рабочий график или работу на дому в период действия карантинных мер».

Данное Положение является основным нормативным источником для применения новых форм занятости. Нужно отметить, что Положение определяет условие об использовании новых форм занятости только в период действия карантинных мер. То есть, после окончания карантина необходимо будет возвратиться к прежнему порядку регулирования труда и предложенный порядок без согласия работника и работодателя использоваться в дальнейшем не должен.

Еще одной общей особенностью новых форм занятости является обязательное согласие на это двух сторон трудового договора: и работника, и работодателя. Положение определяет дистанционный метод работы, гибкий рабочий график или работу на дому как перевод. В соответствии с требованиями статьи 96 Трудового кодекса РУз, перевод на другую постоянную работу оформляется приказом работодателя. Основанием для издания приказа о переводе на другую постоянную работу являются изменения, внесенные в трудовой договор, заключенный с работником. Согласно статье 88 ТК РУз, изменения условий труда производятся в том порядке, в каком они были установлены.

Таким образом, для установления на период карантина дистанционного метода работы, гибкого рабочего графика или на работы на дому требуется дополнительное соглашение к трудовому договору, а также приказ, изданный на основании внесенных изменений.

При всех видах занятости за работником сохраняется право на трудовой отпуск в соответствии с графиком отпусков, на получение пособия по временной нетрудоспособности, а также иные права, предусмотренные законодательством и коллективным договором.

С 1 января 2021 года всем новорождённым гражданам Узбекистана, лицам без гражданства и иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории Узбекистана, вместо биометрического паспорта выдаются ID-карты в качестве документа, удостоверяющего личность и гражданство владельца, сроком действия 10 лет.

Устанавливается следующий порядок:

  • до 1 января 2022 года доходы субъектов малого предпринимательства в сфере общественного питания, полученные от физических лиц с применением банковских карт и бесконтактных платежей, не включаются в совокупный доход в целях обязательного перехода на уплату общеустановленных налогов;
  • ставка налога с оборота для лиц, занимающихся риэлторской деятельностью, снижается с 25% до 13%;
  • строительным организациям разрешается в срочном порядке нанимать работников без заключения договора с выплатой заработных плат наличными, объем которых не должен превышать 10% общего объёма фонда оплаты труда за отчётный период (без учёта суммы социального налога).

В следующих предприятиях с государственным участием внедряется система антимонопольного комплаенса в качестве эксперимента:

  • Uzbekistan airways;
  • «Кварц»;
  • банк «Асака»;
  • UzAuto Motors;
  • «Узтрансгаз»;
  • «Навоиазот»;
  • «Тепловые электрические станции»;
  • «Национальные электрические сети Узбекистана»;
  • «Кизилкумцемент».

Во всех судах фиксация судебных заседаний может осуществляться посредством аудиозаписи на основе ходатайства сторон по делу и с согласия председательствующего, а также протоколы судебных заседаний будут формироваться с использованием данной системы (дистанционное обращение в суды, участие в судебных заседаниях с использованием системы видеоконференцсвязи, автоматическое распределение дел между судьями, опубликование судебных решений в сети Интернет, направление исполнительных документов на принудительное исполнение в электронной форме).

Для обеспечения общественного здоровья путём дальнейшего повышения эффективности работ по медицинской профилактике на системной основе будут проводиться скрининговые обследования для определения риска сердечно-сосудистых заболеваний (гипертонии, инфаркта, инсульта, сахарного диабета и других факторов риска) у граждан в возрасте от 40 лет и старше.

Кроме того, создаются общества волонтёров (в том числе в составе врачей-пенсионеров, учителей, представителей интеллигенции и других), содействующих формированию здорового образа жизни в махаллях, дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных школах, а также в высших и средних специальных образовательных учреждениях.

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Вводится в действие с 1.04.96 г.

В Трудовой кодекс внесены изменения в соответствии с Законами РУ от 27.12.96 г., 1.05.98 г., 29.08.98 г., 25.12.98 г., 14.04.99 г. главой XII Закона РУ N 772-I от 15.04.99 г. главой XIV Закона Республики Узбекистан от 20.08.99 г. , разделом VIII Закона РУз N 220-II от 12.05.2001 г., разделом IV Закона РУз N 271-II от 30.08.2001 г., разделом VII Закона РУз N 320-II от 07.12.2001 г., разделом VI Закона РУз N 405-II от 30.08.2002 г.

Общая часть (Главы I — IV)
Особенная часть (Главы V — XVI)

Общая часть
Глава I. Основные положения (Статьи 1 -13)
Глава II. Субъекты трудовых отношений (Статьи 14 — 20)
Глава III. Представительство работников и работодателей (Статьи 21 — 28)
Глава IV. Коллективные договоры и соглашения (Статьи 29 — 56)

Особенная часть
Глава V. Трудоустройство (Статьи 57 — 71)
Глава YI. Трудовой договор (Статьи 72 — 113)
Глава VII. Рабочее время (Статьи 114 — 125)
Глава VIII. Время отдыха (Статьи 126 — 152)
Глава IX. Оплата труда (Статьи 153 — 164)
Глава X. Гарантийные и компенсационные выплаты (Статьи 165 -173)
Глава XI. Дисциплина труда (Статьи 174 — 184)
Глава XII. Материальная ответственность сторон трудового договора
(Статьи 185 — 210)
Глава XIII. Охрана труда (Статьи 211 — 223)
Глава XIV. Дополнительные гарантии и льготы отдельным категориям
работников (Статьи 224 — 258)
Глава XV. Трудовые споры (Статьи 259 — 281)
Глава XVI. Государственное социальное страхование (Статьи 282 — 294)

Глава I. Основные положения

Статья 1. Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения

Трудовые отношения в Республике Узбекистан регулируются законодатель-ством о труде, коллективными соглашениями, а также коллективными договорами и иными локальными нормативными актами./* Законодательство о труде состоит из настоящего Кодекса, законов Республики Узбекистан и постановлений Олий Мажлиса, указов Президента Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан и постановлений Жокаргы Кенеса, постановлений Правительства Республики Узбекистан и Правительства Республики Каракалпакстан, решений других представительных и исполнительных органов государственной власти, принимаемых в пределах их компетенции.
Законодательными и иными нормативными актами о труде регулируются трудовые отношения физических лиц, работающих по трудовому договору (контракту)/** на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности/***, а также у отдельных граждан.

__________________________________

/* — В дальнейшем «законодательные и иные нормативные акты о труде»
/** — В дальнейшем «трудовой договор»
/*** — В дальнейшем «предприятия»

Статья 2. Задачи законодательства о труде

Законодательство о труде, учитывая интересы работников, работодателей, государства, обеспечивает эффективное функционирование рынка труда, справедливые и безопасные условия труда, охрану трудовых прав и здоровья работников, способствует росту производительности труда, улучшению качества работы, подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни всего населения.

Статья 3. Сфера действия Трудового кодекса

Действие Трудового кодекса распространяется на всю территорию Республики Узбекистан.

Статья 4. Соотношение законодательного и договорного регулирования трудовых отношений

Минимальный уровень трудовых прав и гарантий для работников устанавливается законодательными актами.
Дополнительные по сравнению с законодательными актами трудовые права и гарантии могут быть установлены иными нормативными актами, в том числе и договорного характера (коллективные соглашения, коллективные договоры, другие локальные акты), а также трудовыми договорами, заключенными между работником и работодателем.
Условия соглашений и договоров о труде не могут быть изменены в одностороннем порядке, если иное не предусмотрено законом. Вопросы, не урегулированные законодательными и иными нормативными актами о труде, решаются по соглашению сторон договоров о труде, а при недостижении соглашения между ними — в порядке, установленном для разрешения трудовых споров.

Статья 5. Недействительность условий соглашений и договоров о труде

Условия соглашений и договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательными и иными нормативными актами, недействительны.

Памятка охватывает вопросы выхода в неплановы�� и неоплачиваемый отпуск, которые интересуют многих, раскрывает положения и нормы национального законодательства в этой области.

Заработная плата может снижаться во время карантина, но только по соглашению с работником при сокращении рабочего времени, переводе на сдельную либо почасовую оплату труда. Так же и в случае объявления режима простоя предприятия.

Выплата заработной платы осуществляется за фактически проработанное время или выполненную работу. По соглашению с работником предприятие может сократить заработную плату, укоротив рабочее время (согласно ст. 119 ТК РУз).

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с карантином по коронавирусу выплачивается в размере от 60 до 100 процентов заработка в зависимости от общего стажа работы, числа несовершеннолетних детей и других обстоятельств. Минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности не может быть меньше 35.2% минимального размера оплаты труда и не должен превышать заработка, из которого исчисляется пособие.

Согласно пункту 16 Указа Президента РУз №5969 от 19 марта 2020 года родителям (лицам, их заменяющим, опекунам, попечителям), помещенным в карантин в связи с заражением коронавирусной инфекцией или подозрением на заражение, а также лицам, осуществляющим уход за их ребенком в возрасте до 14 лет, выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% от средней заработной платы.

Тем, кто попал на принудительный карантин или проходит лечение от коронавирусной инфекции оплачивается больничный в размере 100% от заработной платы.

Приказом Министра занятости и трудовых отношений РУз рег. №3228 МЮ от 28 марта 2020 года принято Положение «О временном порядке перевода работников на дистанционный метод работы, гибкий рабочий график или работу на дому в период действия карантинных мер».

Данное Положение является основным нормативным источником для применения новых форм занятости. Нужно отметить, что Положение определяет условие об использовании новых форм занятости только в период действия карантинных мер. То есть, после окончания карантина необходимо будет возвратиться к прежнему порядку регулирования труда и предложенный порядок без согласия работника и работодателя использоваться в дальнейшем не должен.

Еще одной общей особенностью новых форм занятости является обязательное согласие на это двух сторон трудового договора: и работника, и работодателя. Положение определяет дистанционный метод работы, гибкий рабочий график или работу на дому как перевод. В соответствии с требованиями статьи 96 Трудового кодекса РУз, перевод на другую постоянную работу оформляется приказом работодателя. Основанием для издания приказа о переводе на другую постоянную работу являются изменения, внесенные в трудовой договор, заключенный с работником. Согласно статье 88 ТК РУз, изменения условий труда производятся в том порядке, в каком они были установлены.

Таким образом, для установления на период карантина дистанционного метода работы, гибкого рабочего графика или на работы на дому требуется дополнительное соглашение к трудовому договору, а также приказ, изданный на основании внесенных изменений.

При всех видах занятости за работником сохраняется право на трудовой отпуск в соответствии с графиком отпусков, на получение пособия по временной нетрудоспособности, а также иные права, предусмотренные законодательством и коллективным договором.

Период Дней
Календарных Рабочих Выходных и праздничных
Январь 31 20 11
Февраль 28 20 8
Март 31 22 9
Апрель 30 22 8
Май 31 20 11
Июнь 30 22 8
Июль 31 21 10
Август 31 22 9
Сентябрь 30 19 11
Октябрь 31 20 11
Ноябрь 30 22 8
Декабрь 31 22 9
Всего: 365 252 113
Период Рабочих часов
40-час.неделя 36-час. 24-час.
Январь 160 144 96
Февраль 160 144 96
Март 176 158.4 105.6
Апрель 176 158.4 105.6
Май 160 144 96
Июнь 176 158.4 105.6
Июль 168 151.2 100.8
Август 176 158.4 105.6
Сентябрь 152 136.8 91.2
Октябрь 160 144 96
Ноябрь 176 158.4 105.6
Декабрь 176 158.4 105.6
Всего: 2016 1814.4 1209.6

Закон «О Постбищах»

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование земельного законодательства»

  • Казахстан
  • Кыргызстан
  • Таджикистан
  • Туркменистан
  • Узбекистан
  • Международные

4.4 115 Общее Количество 5 79 4 16 3 11 2 2 1 7

10.03.2020

1) Что подразумевается под сверхурочной работой? Каким образом должна производиться оплата за сверхурочную работу?

Согласно статье 124 Трудового кодекса (далее – ТК) Республики Узбекистан «сверхурочной считается работа сверх установленной для работника продолжительности ежедневной работы (смены)». Исходя из данного определения, с учётом правила части второй статьи 115 ТК, работа сверх 8 (7) часового рабочего дня является сверхурочной. В случае, если работнику установлено сокращённое рабочее время согласно статей 116-117 ТК сверхурочной работой будет считаться ежедневная работа сверх установленного сокращённого времени.
При этом, обращаем Ваше внимание, что работа в выходные и праздничные дни к сверхурочной работе не относится.
Учёт сверхурочной работы осуществляется в табеле учёта рабочего времени, путём проставления в нём соответствующего количества фактически отработанных сверхурочных часов и минут.
Исходя из контекста статьи 124 ТК, для привлечения к сверхурочной работе требуется распорядительный акт работодателя (как правило – приказ) с указанием даты и времени осуществления сверхурочной работы, а также однозначным указанием на согласие привлекаемого к сверхурочной работе работника (достаточно собственноручно написанных фамилии и инициалов работника, а также личной подписи, подтверждающей его согласие, под соответствующей графой данного акта).

При привлечении работника к сверхурочной работе необходимо руководствоваться общими ограничениями, предусмотренными частью первой статьи 125 ТК, а также специальными (для отдельных категорий работников) в соответствии с частью третьей и четвёртой статьи 124 ТК.

Согласно статье 157 ТК оплата сверхурочного рабочего времени работы осуществляется не ниже чем в двойном размере. Иными словами, каждый час сверхурочной работы оплачивается в размере часовой тарифной ставки, умноженной на «2». При этом в системе бухгалтерского учёта оплата сверхурочной работы отражается в расчёте и начисляется как отдельный вид оплаты. Часовая тарифная ставка, принимаемая для расчёта заработной платы, определяется исходя из установленной месячной нормы рабочего времени за месяц, в котором осуществляется сверхурочная работа, определённой по календарю рабочего времени, утверждаемому Министерством занятости и трудовых отношений на каждый календарный год. В состав часовой тарифной ставки включается тарифная ставка, определённая по ЕТС или иной установленной законодательством системе должностных окладов, а также надбавка (коэффициент стимулирования), установленная постановлением Президента Республики Узбекистан от 3 июля 1997 года № 339.
По просьбе работника сверхурочная работа может быть компенсирована предоставлением отгула в размере, соизмеримом с количеством отработанных сверхурочных часов. При компенсации сверхурочной работы отгулом оплата труда за такую работу производится не менее чем в одинарном размере. Здесь следует обратить внимание на то, что предоставление «компенсирующего отгула» по просьбе работника является обязанностью работодателя, однако конкретное время (день) предоставления отгула должно устанавливаться по соглашению с работником и отражается в соответствующем распорядительном акте (абзац 4 пункта 1).

При планировании рабочего времени в графиках работ сверхурочные работы не учитываются.

2) Что подразумевается под продолжительностью работы в ночное время? В каких локальных актах это должно отражаться?

Согласно статье 122 ТК ночным временем считается время с 22-00 до
6-00 часов.

Привлечение работников к работе в ночное время допускается в соответствии в соответствии с графиком сменности с ограничениями, предусмотренными статьями 220, 228 и 245 ТК.
В соответствии со статьёй 158 ТК оплата каждого часа ночного времени производится не менее чем в полуторном размере.
Для определения размера оплаты в ночное время тарифная ставка работника умножается на коэффициент 0,5 и полученный результат суммируется с тарифной ставкой работника. В тарифную ставку, как и в вышеописанном случае (пункт 1), включается коэффициент стимулирования.

Учёт работы в ночное время осуществляется в табеле учёта рабочего времени, путём проставления в нём соответствующего количества фактически отработанных ночных часов. В системе бухгалтерского учёта повышенная оплата работы в ночное время отражается в расчёте и начисляется как отдельный вид оплаты.

3) Какие ограничения к труду существуют для женщин на ночных, сверхурочных работах, работающих в выходные дни?

Сообщается, что необходимые документы для выполнения вышеоговорённой цели были подписаны Эркином Мухитдиновым, который является первым замминистра занятости и трудовых отношений республики, а также Петром Карповцом, который занимает должность заместителя начальника ФГУП «ПВС», и Сергеем Балдиным, являющимся директором ГБУ «Миграционный центр».

Согласно подписанному соглашению в Узбекистане будут открыты так называемые фронт-офисы миграционных центров.

Благодаря такому нововведению граждане смогут существенно уменьшить затрачиваемое время и собственные расходы. Также отмечалось ранее, что Российская Федерация будет выплачивать пенсии гражданам, которые являются трудовыми мигрантами, из стран Евразийского экономического союза за стаж, который был наработан ими в РФ.

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Начиная с 2021/2022 учебного года внедряется:

  • грант Президента для 200 молодых людей, набравших максимальные баллы на вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения.
  • практика предоставления образовательного кредита семьям с двумя и более детьми, обучающимися в высших образовательных учреждениях на контрактной основе.

Будет увеличено количество государственных грантов для высшего образования на 25 процентов и количество государственных грантов для девушек из нуждающихся семей в 2 раза.

С 1 апреля 2021 года в 5 раз увеличат число молодежи, направляемой на учебу в магистратуру и докторантуру престижных зарубежных вузов по линии Фонда «Эл-юрт умиди».

Внедряется:

система обучения по образовательным программам бакалавриата за рубежом за счет Фонда «Эл-юрт умиди» и обеспечить в 2021 году направление 100 молодых людей за рубеж для получения образования.

практика проведения на регулярной основе отбора кандидатов для всех граждан, независимо от их места работы и жительства в республике, по образовательным программам Фонда «Эл-юрт умиди» на основе открытого конкурса стипендий.

До конца 2021 года 900 круглых сирот –выпускников домов «Мехрибонлик», нуждающихся в жилье будут обеспечены жильем.

Для получения образования и обретения профессии детьми, нуждающимися в социальной поддержке, лечении, страдающих тяжелыми болезнями, создается Фонд поддержки детей для которого будет выделено из Государственного бюджета 100 миллиардов сумов на финансирование этих целей.

При назначении пенсий и пособий установлен порядок, в соответствии с которым с 1 июня 2021 года:

при назначении пенсии трудовой стаж за период до 2005 года, когда не велась электронная база данных о заработной плате и трудовом стаже, рассчитывается на основе имеющихся в трудовой книжке записей без истребования подтверждающих документов;

отменяется проверка и взыскание излишних выплат по назначенным, пересчитанным пенсиям и пособиям за период трех и более лет;

работающим гражданам предоставляется право осуществлять на добровольной основе ежемесячную уплату из собственных доходов социального налога для получения в будущем пенсионного обеспечения их неработающими супругами;

пенсии и пособия назначаются и выплачиваются по желанию гражданина по месту постоянной регистрации или месту временного пребывания;

заявления на получение пенсий и пособий в безналичной форме оформляются гражданами в процессе открытия банковских пластиковых карт в филиалах коммерческих банков или в электронной форме посредством мобильных приложений без обращения в соответствующее отделение внебюджетного Пенсионного фонда.

  • Бизнес
  • Экономический рост
  • Бедность
  • Государственная программа
  • Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения
  • Новости
  • Экономика
  • Политика
  • Центральная Азия
  • Общество
  • Технологии
  • Культура
  • Аналитика
  • Тренды
  • Рынки
  • Интервью
  • Бизнес
  • Журнал
  • Мнения
  • Мультимедиа
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • COVID-19

Написать комментарий

      Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 3 декабря 2020 года подписал указ «Об установлении дополнительных нерабочих дней в период празднования официальных дат и переносе выходных дней в 2021 году». (УП-6122 от 3 декабря 2020 г.)

      Документом установлены следующие дополнительные нерабочие дни:

      • 2 сентября — четверг;
      • 3 сентября — пятница.

      Выходной день с субботы 27 марта 2021 года переносится на понедельник 22 марта.

      Указом определено, что 2 января (суббота), 20 марта (суббота), 22 марта (понедельник) и 4 сентября (суббота) 2021 года являются нерабочими днями для всех работников вне зависимости от вида рабочей недели.

      В результате установления дополнительного нерабочего дня и переноса отдельных выходных дней продолжительность непрерывного отдыха в праздничные дни в 2021 году составит:

      • на Новый год — 3 календарных дня: 1 января — праздничный нерабочий день, 2 января (суббота), 3 января (воскресенье)
      • на праздник Навруз — 3 календарных дня: 20 марта 2021 года (суббота), 21 марта 2021 года — праздничный нерабочий день, 22 марта — нерабочий день (понедельник) за счет переноса субботы 27 марта
      • на День независимости — 5 календарных дней: 1 сентября 2020 года — праздничный нерабочий день, 2 сентября (четверг) — дополнительный выходной, 3 сентября (пятница) — дополнительный выходной, 4 сентября (суббота) и 5 сентября (воскресенье).

      Работникам бюджетных организаций дополнительные выходные компенсируются путем сокращения продолжительности ежегодного отпуска на два рабочих дня.

      Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 14 ноября подписал указ «Об установлении дополнительных нерабочих дней в период празднования официальных дат и переносе выходных дней в 2020 году».

      В 2020 году законодательно устанавливаются дополнительные нерабочие дни, приуроченный к государственному празднику Навруз, а также осуществляется перенос отдельных выходных дней на ближайшие к этим праздничным датам рабочие дни.

      В результате установления дополнительного нерабочего дня и переноса отдельных выходных дней продолжительность непрерывного отдыха в праздничные дни в 2020 году составит:

      • на праздник Навруз — 3 календарных дня: 21 марта 2020 года — праздничный нерабочий день, 22 марта — нерабочий день (воскресение), 23 дополнительный выходной день т.е. выходные дни на Навруз 2020 г: 21-23 марта
      • на День независимости — 2 календарных дня (31 августа 2020 года — за счет переноса субботы 29 августа для работающих 5 дней в неделю, 1 сентября 2020 года — праздничный нерабочий день). т.е. выходные дни на день независимости: 31 августа, 1 сентября. Для работающих 6 дней в неделю, 31 августа поставлен как дополнительный не рабочий день.

        Таким образом образуются 3 подряд не рабочих дня для празднования дня независимости:
        30 августа — воскресение,
        31 августа — понедельник (за счет субботы, 29 августа или дополнительного не рабочего дня)
        1 сентября — вторник.

      Установление дополнительных нерабочих дней, приуроченного к празднику Навруз предусматривается за счет сокращения продолжительности трудового отпуска на три дня. При этом будет обеспечиваться:

      • установленная статьей 134 Трудового кодекса Республики Узбекистан минимальная продолжительность трудового отпуска (15 рабочих дней);
      • сохранение размера выплат, полагающихся к ежегодному трудовому отпуску работника, путем суммирования к установленной продолжительности трудового отпуска дополнительных нерабочих дней, приуроченных к государственным праздникам.

      В 2020 году в связи с пандемией коронавируса во всех регионах Узбекистана, cпециальная республиканская комиссия по борьбе с коронавирусом опубликовала заявление, касающееся празднования Нового года в Узбекистане. Согласно этому заявлению министерствам, ведомствам, предприятиям с государственной долей и другим организациям запрещено проводить корпоративные праздничные мероприятия. Сэкономленные за этот счёт средства рекомендовано направить на поддержку сфер образования, здравоохранения, домам милосердия и в другие социальные сферы. Также запрещено проведение в закрытых помещениях в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных школах и вузах праздничных мероприятий и вечеров с участием воспитанников, учащихся и студентов. Указанный запрет не распространяется на праздничные мероприятия, проводимые в ресторанах, кафе и других объектах общественного питания с участием не более 30 человек и со строгим соблюдением санитарно-гигиенических и карантинных требований.

      Жителям страны рекомендовано встретить 2021 год в кругу семьи, говорится в заявлении.

      Обновлено: 14.01.2021

      31/12/2019 19:04

      Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Министерство финансов и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан сообщают, что с 1 января 2020 года вводится в действие Налоговый кодекс Республики Узбекистан (в новой редакции).

      В связи с этим Налоговый комитет Узбекистана сообщает об основных изменениях, произошедших в порядке налогообложения юридических и физических лиц.

      Электронная версия Налогового кодекса Республики Узбекистан размещена на сайтах Министерства финансов (www.mf.uz) и Государственного налогового комитета (www.soliq.uz).

      В связи с принятием Налогового кодекса (в новой редакции) будут разработаны новые формы налоговой отчетности. После проведения правовой экспертизы и государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан формы налоговой отчетности будут доведены до всех налогоплательщиков.

      Ставки акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами, минимальные ставки арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду, фиксированные суммы налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей, предельные ставки местных сборов, ставки сборов за приобретение и (или) временный ввоз на территорию Республики Узбекистан автотранспортных средств, уплачиваемых владельцами (пользователями) автотранспортных средств при их регистрации в органах внутренних дел, и сборов за въезд на территорию и транзит по территории Республики Узбекистан автотранспортных средств иностранных государств утверждены Законом Республики Узбекистан

      от 9 декабря 2019 года № ЗРУ-589 «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».

      Налоговая отчетность по земельному налогу, в части земель несельскохозяйственного назначения за 2020 год, представляется в налоговые органы по месту нахождения земельного участка по формам, действовавшим в 2019 году.

      Справка о предполагаемой сумме налога на имущество и налога за пользование водными ресурсами за 2020 год представляется по форме, действовавшей в 2019 году.

      За 2019 год расчеты по налогам представляются в соответствии с порядком и по формам, действовавшим в 2019 году в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Республики Узбекистан в новой редакции.

      ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      1. Взамен единого социального платежа вводится социальный налог, единого налогового платежа ─ налог с оборота, фиксированного налога – налог на доходы физических лиц в фиксированном размере, с распространением на их плательщиков ранее предоставленных законодательством льгот и особенностей исчисления.
      2. Льготы по налогам и другим обязательным платежам,

      а также пониженные ставки по налогам, предоставленные:

      Налоговым кодексом Республики Узбекистан, утвержденным Законом Республики Узбекистан от 25 декабря 2007 года № ЗРУ-136, действуют

      до 1 апреля 2020 года;

      решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, действуют до истечения срока их действия.

      1. Выведены из состава Налогового кодекса разделы государственная пошлина, сборы за право продажи отдельных видов товаров (алкогольная продукция), которые будут предусмотрены в отдельном Законе Республики Узбекистан «О государственной пошлине».
      2. Бонусы для недропользователей (подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения), которые являются специальными платежами разового характера, переносятся из Налогового кодекса в Закон Республики Узбекистан «О недрах».
      3. До 1 апреля 2020 года налогоплательщики обязаны разработать учетную политику в целях налогообложения на 2020 год. Учетная политика в целях налогообложения определяется налогоплательщиком самостоятельно в произвольной форме и утверждается приказом руководителя.
      4. Отменены специальные налоговые режимы для:

      а) рынков с переводом их на уплату общеустановленных налогов. С 1 января 2020 года рынки взамен ранее действовавшего порядка налогообложения (50 процентов от доходов), будут уплачивать:

      общегосударственные налоги (при превышении объема реализации в 2019 году более 1 млрд. сум) – земельный налог с юридических лиц, налог на имущество юридических лиц, налог за пользование водными ресурсами, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль по повышенной ставке в размере 20 процентов;

      налог с оборота (при объеме реализации в 2019 году менее 1 млрд. сум), а также земельный налог с юридических лиц, налог на имущество юридических лиц и налог за пользование водными ресурсами;

      б) физических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность с введением для них уплаты налога на доходы физических лиц.

      Для юридических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность, вводятся налог с оборота (при объеме реализации в 2019 году менее 1 млрд. сум) или налоги, уплачиваемые в общеустановленном порядке (при превышении объема реализации в 2019 году более 1 млрд. сум).

      При этом размер государственной пошлины, взимаемой за право осуществления данной деятельности, снижается почти в 4 раза;

      в) сельскохозяйственных товаропроизводителей с переводом их на уплату общеустановленных налогов или налога с оборота. При этом, для данной категории налогоплательщиков устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль, предоставляется льгота по налогу на имущество в части имущества, используемого для хранения сельхозпродукции, и по земельному налогу в части земель, на которых внедрена система капельного орошения.

      • 1 января — Новый год
      • 8 марта — Международный женский день
      • 21 марта — Праздник Навруз
      • 9 мая — День Памяти и Почестей
      • 1 сентября День Независимости
      • 1 октября — День учителя и наставника
      • 8 декабря — День Конституции

      В ст. 112 ТК указаны все праздники. Однако ежегодно Правительство РФ определяет переносы для того, чтобы выходные и праздничные дни использовались рационально.

      Согласно Постановлению Правительства от 16.09.2021 г. № 1564 определены переносы в 2022 году. Новогодние праздники будут длиться с 31 декабря 2021 года по 9 января 2022 года.

      На основании Постановления Правительства от 07.10.2021 г. № 1706 определена допустимая доля сотрудников-иностранцев на 2022 год.

      В документе указываются такие виды деятельности как выращивание овощей, лесоводство и лесозаготовки, обработка древесины и производство деревянных изделий, строительство, оптовые продажи пиломатериалов, розничная торговля в нестационарных торговых точках и т.д.

      На основании документа установлено, что хозяйствующие субъекты обязаны до конца 2021 года привести численность иностранных сотрудников в соответствие с положениями данного документа.

      Рассматривается законопроект № 1258300-7, согласно которому планируется с 1 января 2022 года повысить МРОТ до 13 617 руб./мес.

      В пояснительной записке к документу сказано, что увеличение МРОТ в 2022 году по отношению к 2021 году (12 792 руб./мес.) составит 825 руб., т.е. будет рост МРОТ на 6,4%.

      Поправки по охране труда

      На основании Федерального закона от 02.07.2021 г. № 311-ФЗ будут введены корректировки в ТК РФ, которые начнут действовать с 1 марта 2022 года.

      В частности, изменения будут следующие:

      • установят порядок управления профрисками на рабочих местах;
      • запретят работать в опасных условиях;
      • разрешат проводить видео-, аудио- и иные виды фиксации рабочих процессов;
      • введут обязательное ведение работодателями учета микротравм;
      • появятся конкретные статьи по несчастным случаям и микротравмам.

      Рассматривается законопроект № 1256989-7, согласно которому планируется, что с 1 сентября 2022 года управлять легковыми такси и общественным транспортом смогут только те лица, у которых нет судимости за некоторые виды преступлений.

      Соответствующие корректировки будут внесены в гл. 51 ТК РФ.

      Сотрудники обязаны до 1 марта 2023 года подать работодателю справку об отсутствии (наличии) судимости и (или) факта уголовного преследования. При невыполнении данного требования работодатель обязан отстранить работника от выполнения трудовых обязанностей.

      В соответствии с Постановлением Правительства от 14.09.2021 г. № 1552 с 25 сентября 2021 года действует обновленный порядок исчисления среднего заработка.

      Установлено, что средний заработок рассчитывается делением доходов человека, на которые начислены страхвзносы на ОПС за расчетный период, на число месяцев в этом же периоде.

      При этом учитываются такие виды выплат для исчисления:

      • зарплата, начисленная по ставкам и тарифам, по сдельным расценкам и т.п.;
      • зарплата в натуральной форме;
      • разница в должностных окладах сотрудников, которые перешли на нижеоплачиваемую работу с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы;
      • надбавки и доплаты;
      • премии и вознаграждения.

      Если у работодателя среднесписочная численность сотрудников от 25 чел. и больше, а также если юрлицо имеет в уставном капитале долю участия РФ, субъектов РФ или муниципального образования, то с 1 января 2022 года для них регламентировано требование — размещать данные о вакансиях на портале «Работа в России».

      Эта информация будет содержать сведения о потребностях в сотрудниках, об условиях их привлечения к работе и наличии свободных мест.

      На данный момент Минтруд подготовил проект приказа, предусматривающего формы, по которым нужно будет направлять информацию о потребностях в кадрах.

      У организаций и ИП появятся дополнительные полномочия в области охраны труда. На основании новой статьи 214.2 ТК РФ все работодатели смогут:

      • проводить дистанционную аудио- и видеосъемку, а также иными способами фиксировать процесс производства. Записи можно хранить. Если сотрудник захочет знать, каким устройством его снимают, то согласно новой статье 216.2 ТК РФ работодатель обязан дать такую информацию;
      • вести электронный документооборот в области охраны труда;

      Работникам, которые будут временно отстранены от работы не по своей вине, нужно выплачивать средний заработок. Их нельзя уволить, объявить простой или принудительно отправить в отпуск.

      За ними сохраняются все гарантии по оплате труда на период остановки работы:

      • рабочие места,
      • средний заработок.

      По договоренности с работником, его можно временно перевести на другое рабочее место с сохранением уровня заработной платы.

      Директор компании обязан отстранить от работы сотрудников, которые отказываются использовать выданные им СИЗ.

      С 2022 года в ТК РФ появляется новая редакция статьи 221 ТК РФ, в которой приведен список изделий, относящихся к СИЗ. В него организации вправе добавить свои СИЗ, необходимые для безопасности работников в определенных условиях.

      По статье 221 ТК РФ в перечень СИЗ теперь входит:

      • специальная одежда и специальная обувь,
      • дерматологические средства защиты,
      • средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз,
      • средства защиты от падения с высоты,
      • и другие средства индивидуальной защиты.

      Правительство постановлением от 07.10.2022 № 1706 установило на 2022 год допустимую долю иностранных работников для следующих видов деятельности:

      • выращивание овощей (код 01.13.1) – 50% общей численности работников;
      • лесоводство и лесозаготовки (код 02) – 50% общей численности работников;
      • обработка древесины и производство из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки (код 16) – 50% общей численности работников;
      • строительство (раздел F) – 80% общей численности работников;
      • торговля лесоматериалами (код 46.73.1) – 50% общей численности работников;
      • торговля оптовая пиломатериалами (код 46.73.2) – 50% общей численности работников;
      • торговля алкоголем (код 47.25.1) – 15% общей численности работников;
      • торговля табачными изделиями (код 47.26) – 15% общей численности работников;
      • торговля лекарственными средствами (код 47.73) – 0% общей численности работников;
      • торговля на рынках, в палатках (коды 47.8, 47.99) – 0% общей численности работников;
      • сухопутнный пассажирский транспорт и грузовой транспорт (код 49.3, 49.41) – 24% общей численности работников;
      • управление недвижимым имуществом (код 68.32) – 70% общей численности работников;
      • обслуживание зданий и территорий (код 81) – 70% общей численности работников;
      • деятельность в области спорта прочая (код 93.19) – 25 % общей численности работников.

      Строительство в Дагестане – 50% общей численности работников;

      Строительство в Краснодарском крае – 60% общей численности работников;

      Величина прожиточного минимума на 2022 год утверждена постановлением Правительства от 30.06.2021 № 1070.

      Прожиточный минимум по России на душу населения составит в 2022 году:

      • в целом — 11 950 рублей,
      • для трудоспособного населения — 13 026,
      • для пенсионеров — 10 277,
      • для детей — 11 592 рубля.

      По поправкам, которые внесены федеральным законом от 29.06.2021 г. № 234-ФЗ, в Закон об исполнительном производстве, с 1 февраля 2022 года размер ежемесячного дохода гражданина не должен быть ниже прожиточного минимума.

      На 2022 год — это 13 026 рублей. С этой суммы никаких взысканий производить нельзя.

      Прожиточный минимум теперь является неприкосновенным минимальным доходом на нужды должника и лиц, находящихся на его иждивении.

      Это не распространяется на взыскание алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, ущерба, причиненного преступлением.

      Указывать сведения о свободных должностях на платформе Работа в России с 1 января 2022 года должны:

      • организации со среднесписочной численностью за предшествующий год более 25 человек;
      • вновь созданные, в том числе реорганизованные, юрлица с таким количеством работников;
      • органы госвласти и местного самоуправления.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *