Банкротство юридических лиц в 2022 году условия

Автор: | 04.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство юридических лиц в 2022 году условия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Когда появилось банкротство физлиц, судебной практики по этому направлению ещё не было. Ни должники, ни кредиторы не понимали, как должно работать банкротство физлиц. Но люди начали банкротиться, «обкатывая» тем самым процедуру банкротства. Многие вопросы, возникающие в процессе, решались в пользу должников.

А что кредиторы? Они практически ничего не делали. Поначалу они пассивно наблюдали за банкротством своего должника и ничем ему не мешали. Например, раньше в банкротстве гражданина часто не учитывалось совместно нажитое имущество супругов, и кредиторы ничего не делали, чтобы выделить из него долю и взыскать эту долю. На торги выставлялось только имущество должника.

Пока шли первые банкротства, кредиторы сидели тихо не потому, что спокойно относились к списанию долгов. А потому, что не знали, как именно искать имущество должника, оспаривать его сделки, доказывать недобросовестность и подводить к тому, чтобы суд не списал долги.

Но постепенно кредиторы научились «вставлять палки в колеса» и освоили механизмы, позволяющие это делать. Теперь кредиторы — уже не отстранённые наблюдатели за процессом банкротства, а активные участники этого процесса.

Что именно делают кредиторы? К чему надо готовиться тем, кто собирается банкротиться?

Планируемая реформа законодательства о банкротстве: обзор основных идей

Должнику очень важно подать заявление о банкротстве самому. Ведь если это сделают кредиторы, то и финансового управляющего они «выберут». И уж он-то точно сделает так, чтобы у вас были проблемы. Будет искать все, что у вас есть и нет, оспаривать сделки и доказывать вашу недобросовестность. Все это запросто может привести вас к несписанию долгов.

Но если вы подали заявление сами, расслабляться рано. Теперь нередки случаи, когда кредиторы добиваются отстранения «вашего» финансового управляющего от дела и добиваются, чтобы суд утвердил лояльного к ним управляющего.

Ваши интересы уж точно не будут у него в приоритете. И хорошо, если в такой ситуации должник остаётся не один, а с юристами, которые ему помогают в банкротстве. А если нет?

Юристы «БОЛЬШОГО ДЕЛА» отлично знают процедуру банкротства, поэтому для нас не имеет значения, с чьей стороны «пришел» финансовый управляющий. Он обязан соблюдать закон о банкротстве, быть объективным и беспристрастным, он не имеет права «тянуть одеяло» на кредиторов. Если лояльный кредитору финансовый управляющий начнёт действовать против вас, трактовать ваши действия предвзято, мы быстро примем меры. Он поймёт, что с вами шутки плохи, и нарушения ваших прав не останутся без реакции. Серьезное нарушение прав должника грозит финансовым управляющим скверными последствиями, вплоть до лишения статуса ФИ (что по сути означает запрет на профессию). Записаться к юристу

За несколько лет кредиторы, кажется, изучили все схемы, которые применяют должники для вывода имущества. Тем более схемы эти — топорные. Все эти продажи квартир маме, папе, брату, переоформление недвижимости на жену или мужа — все это кредиторы отлично знают.

Должнику может казаться, что он все продумал и не «подкопаешься». Некоторые должники возмущаются «я ведь ни в чём не нарушал закон! Разве я не имею права продать свою квартиру своей матери?». Да, это законно. Но это не значит, что такую сделку нельзя отменить в суде. Кредиторы исследуют все сделки, которые должник совершал за 3 года до начала банкротства. И если находят хоть малейшую зацепку, пытаются эти сделки отменить.

Не устаем повторять: ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно прятать имущество до банкротства. Вы можете наделать ошибок, которые потом будет очень трудно или даже невозможно исправить. На кону — ваше имущество и шанс списать долги через банкротство.

У банков есть штат юристов, они умеют искать имущество, знают, какие аргументы убедят суд в вашей недобросовестности, знают, как выставить ваши действия в дурном свете. Тягаться с ними непросто.

Но до борьбы с кредиторами ещё дойти надо. Собрать документы, правильно составить заявление и подать его в суд. А потом ходить на заседания. Вы уверены, что сможете убедительно противостоять в суде юристу банка, который годами занимается делами о банкротстве?

Юристы БОЛЬШОГО ДЕЛА сами ходят во все заседания суда. Хотя мы так хорошо готовим документы, что судьи, бывает, сами говорят нам, что можно даже не приходить — дело и без нашего присутствия пойдёт как по маслу.

Очевидно, что кредиторы сильнее должника — юридически, финансово и т. д. Однако это не значит, что они все делают правильно, не совершают ошибок и не способны схитрить. На то и нужен юрист по банкротству, который владеет ситуацией, предугадывает действия кредиторов и будет готов к любой их «выходке».

Своё банкротство лучше доверить юристам, которые специализируются в этой области. То есть регулярно помогают гражданам банкротиться, владеют актуальной судебной практикой и в курсе всех изменений в законодательстве.

Мы в «БОЛЬШОМ ДЕЛЕ» одни из первых в России стали помогать гражданам списать их долги (с 2015 года). Наши юристы активно практикуются и знают, как помочь клиенту, даже его ситуация — нестандартная.

Не стоит «вестись» на рекламные заголовки «Спишем долги! Гарантия — 100%». Посудите сами, как юрист может дать гарантию, если он вас в глаза не видел, а тем более не знает все обстоятельства вашего дела? Да и решение принимает судья, а не юрист. Добросовестные юристы не дают таких обещаний.

Мы в БОЛЬШОМ ДЕЛЕ работаем совершенно иначе. Сначала мы изучаем ситуацию и понимаем, спишет суд долг или не спишет.

Не спешите радоваться, когда увидите объявление с очень низкими ценами на услуги юристов по банкротству. Обычно выясняется, что эти юристы, например, только документы собирают, а в суд не ходят. Или не выполняют какую-то еще необходимую часть работы.

Банкротство под ключ с грамотными юристами не может стоить дешево. Зато позволит сохранить ваше имущество и списать долги.

Действующая правовая база предусматривает несколько оснований для начала процедуры признания юрлица финансово несостоятельным. В их число входят:

  • общий размер задолженности перед кредиторами на уровне 300 тыс. руб. и выше;
  • наличие трехмесячной просрочки по исполнению финансовых обязательств перед разными категориями кредиторами – контрагентами, банковскими и микрофинансовыми организациями, бюджетом;
  • наличие просрочки по зарплате перед персоналом предприятия или по выплатам компенсаций за нанесение вреда третьим лицам (в этом случае срок неисполнения обязательств, достаточный для запуска процедуры банкротства, определяет суд);
  • наличие просрочек по исполнительным листам, выданным в рамках выполнения судебных решений.

Причинами ухудшения финансового положения должника могут стать ошибки при принятии управленческих решений или воздействие внешних факторов. Важно отметить, что начало процедуры банкротства не означает невозможность исправления ситуации. Нередко удается предпринимать меры финансового оздоровления, позволяющие продолжить нормальную работу предприятия.

Перечень лиц, которые имеют право выступить с обращением в суд о признании предприятия-должника банкротом, определяет ч. 1 статьи 7 №127-ФЗ. В их число входят:

· организация-должник, от имени которой выступает руководитель или один из владельцев;

· сотрудник предприятия, перед которым имеется задолженность по заработной плате;

· кредиторы компании, в качестве которых выступают банки, МФО, контрагенты и другие хозяйствующие субъекты;

· контролирующие органы государственной власти при наличии задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Любой из перечисленных субъектов имеет право обратиться в суд с исковым заявлением о признании предприятия-должника финансово несостоятельным. К заявлению необходимо приложить комплект документов, состав которого требуется рассмотреть подробнее.

Обращение в Арбитражный суд с требованием признать юридическое лицо банкротом предусматривает предоставление следующего набора документов:

  1. Заявление. Составляется в произвольной форме, но в обязательном порядке должно содержать реквизиты и контактные данные судебного органа, истца и ответчика. Кроме того, в документе указываются обстоятельства возникновения задолженности и любые другие сведения, непосредственно связанные с финансовым положением должника. Отдельным пунктом документа становится предложение СРО, членом которого выступает предполагаемый арбитражный управляющий.
  2. Выписка из ЕГРЮЛ, которая содержит сведения о компании-должнике.
  3. Дальнейший перечень документов зависит от статуса заявителя. Если иск подается владелец или руководитель организации-банкрота, необходимо предоставить:
  4. Учредительная и регистрационная документация. Включает устав, решение о создании юридического лица, справки о постановке на учет и другие подобные документы.
  5. Бухгалтерская и финансовая документация. Речь в данном случае идет о бухгалтерском балансе и налоговой отчетности. Цель предоставления этих документов – подтвердить наличие серьезных финансовых проблем и неплатежеспособность предприятия.
  6. Решение владельца или протокол собрания собственников, на котором принято решение об обращении в суд для признания компании банкротом.
  7. При наличии – копия результатом налоговой проверки, если ее данные подтверждают сложное финансовое положение должника и наличие существенных задолженностей перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Когда в арбитражный суд обращается кредитор, он предоставляется следующие виды документации:

  1. Документы, подтверждающие наличие задолженности ответчика перед заявителем. Речь может идти о договоре кредитования, исполнительном листе, акте сверки взаиморасчетов и других документальных доказательств финансовых обязательств должника.
  2. Паспорт (для заявителя в статусе физлица) или доверенность на представление интересов кредитора-юрлица. Если документы предоставляет непосредственно руководитель компании, вместо доверенности нужно приложить к заявлению приказ о назначении или вступлении в должность.
  3. Другие документы, которые непосредственно касаются обстоятельств дела, например, условий возникновения задолженности или подтверждения финансовой неплатежеспособности должника.

Подготовим комплект документов для подачи в суд. Оперативно, грамотно, по доступной цене.

Банкротство юридических лиц: этапы и последствия процедуры

Дальнейшая реализация процедуры банкротства осуществляется в несколько этапов. Решение об их назначении и переходе к следующей стадии принимается исключительно судом. Право ходатайствовать об этом предоставляется арбитражному управляющему.

Порядок проведения этой стадии определяется главой 4 №127-ФЗ. Перед введением этапа суд назначает арбитражного управляющего, который непосредственно контролирует реализацию дальнейших действий в рамках процедуры банкротства. Право выдвинуть кандидатуру специалиста предоставлено всем участникам дела. Первым делает это заявитель, который выступил инициатором судебного разбирательства. Решение о назначении управляющего принимается судом.

Основной задачей наблюдения становится сбор информации о текущем финансовом положении предприятия. После завершения этапа управляющему необходимо ответить на вопрос о возможности исправления ситуации и погашения задолженности перед кредиторами. Еще одной ключевой задачей стадии наблюдения выступает составление двух реестров. В первом указываются кредиторы должника и величина финансовых обязательств перед каждым из них. Во втором – имущество и другие активы предприятия, которое является потенциальным банкротом.

Максимальная продолжительность наблюдения составляет 7 месяцев. По истечении этого времени суд принимает решение о дальнейших действиях. Допускается переход к следующему этапу процедуры банкротства ранее указанного срока.

Правила финансового оздоровления установлены главой 5 №127-ФЗ. Контроль над их соблюдением возлагается на административного управляющего. В подавляющем большинстве случаев таковым назначается специалист, уже привлеченный к делу на стадии наблюдения.

Цель финансового оздоровления – возврат предприятия к нормальной деятельности путем восстановления платежеспособности и постепенного закрытия накопленных ранее долгов перед кредиторами. Порядок выплат определяется графиком, который согласуется всеми заинтересованными сторонами. Максимальная длительность стадии – 2 года. На практике обычно речь идет о годе-полутора.

Несоблюдение утвержденного графика или отсутствие реальных результатов становится основанием для перехода к следующей стадии процедуры. Даже если срок финансового оздоровления, установленный судом изначально, не закончился.

Назначается, если мероприятия финансового оздоровления на дали положительного результата. Выступает последним шансом избежать банкротства предприятия. Срок внешнего управления не может превышать полутора лет. Основная задача – восстановление платежеспособности предприятия.

Ее решением занимается внешний управляющий. Как и для предыдущего этапа процедуры, обычно таковым назначают специалиста, уже участвующего в деле. Порядок реализации этапа регламентируется главой 6 №127-ФЗ. Важной его особенностью выступает мораторий на предъявление кредиторами финансовых требований.

Если и внешнее управление не привело к исправлению финансовой ситуации в компании, вводится завершающая стадия процедуры банкротства – конкурсное производство. Мероприятие регламентируется главой 7 №127-ФЗ и продолжается до полугода. При необходимости срок увеличивается вдвое. Контроль над его осуществлением возлагается на конкурсного управляющего, которого назначает суд. Основными задачами специалиста выступают:

  • формирование конкурсной массы;
  • определение стоимости активов;
  • организация и последующее проведение торгов;
  • распределение полученных средств между кредиторами в соответствии с очередностью, установленное на законодательном уровне.

Проведение процедуры банкротства под ключ – как со стороны должника, так и кредитора. Квалифицированные специалисты, выгодные условия сотрудничества, большой опыт успешного участия в делах о финансовой несостоятельности.

Банкротство юридических лиц предполагает прекращение деятельности и реализацию имущества. Кредитор, инициирующий процесс, получает больший шанс получить свои деньги назад, чем при исполнительном производстве. Здесь появляется вероятность вернуть средства даже в том случае, если по данным текущих отчетов имущества у предприятия нет. Отрицательный момент для кредитора состоит в том, что процесс может привлечь и иных лиц, которые также будут претендовать на часть денег.

Процедура приносит выгоду не только кредиторам, но и должникам. Последние получают возможность избавиться от обязанностей платить по счетам. Инициировать банкротство могут разные стороны спора: должник, ФНС, органы исполнительной власти и самоуправления. Причем если для должника запуск процесса вначале является добровольным, то спустя месяц после появления выше оговоренных трудностей по уплате долгов у него уже возникает обязанность подавать документы.

Как объявить себя банкротом по новому закону. Что важно знать

Этапы банкротства юридических лиц включают ряд процессов.

Этот этап проходят всегда. В ходе его выполнения проводится анализ имущества, определяется сумма долгов и просчитывается возможность наладить платежеспособность. В рамках реализации этой ступени процесса, руководителя компании лишают части полномочий, приостанавливают действующие требования об уплате средств, снимают аресты, ограничения и перестают начислять штрафы. Также, накладывают запрет на вывод средств с баланса компании: выплату доходов и процентов, вывод имущества и пр.

Заканчивается этап тем, что арбитражный суд решает перейти к следующей ступени или завершает процедуру. Порядок процесса предусматривает, что стадия наблюдения может перерасти в любой из нижеприведенных этапов.

Этот этап не считают обязательным. Если же он имеет место быть, то в фирме ведут работу, направленную на погашение имеющейся задолженности. Также стараются достигнуть финансовой стабильности. Все действия ведут в соответствии с установленными планом и графиком. Запреты и ограничения, установленные на предыдущем этапе, сохраняются. Более того, полномочия руководителя сжимаются еще сильнее. Итог этапа — такой же, как и выше: дело либо переходит дальше, либо производство по нему закрывается.

Необязательный этап, к которому прибегают при наличии вероятности наладить состояние фирмы. На этой ступени руководство фирмы отстраняют от работы. Делами компании занимается внешний управляющий, который наделен полномочиями вплоть до изменения направления работы и продажи собственности.

Если действия по оздоровлению прошли удачно, то дело прекращается. В противном случае процесс переходит на следующий этап.

Переход к этому этапу означает признание судом несостоятельности фирмы. Гасить задолженность есть возможность только в ходе реализации имущества. Когда ступень пройдена, организация ликвидируется.

Здесь подразумевают мирное решение вопроса, т.е. альтернативу стандартному разрешению конфликта. Стороны дела заключают письменный мировой договор. Если кто-то из них нарушит взятые на себя обещания, то соглашение расторгается, и решать проблему придется через суд.

Процесс банкротства несет за собой ряд последствий различного характера:

  • переход управления компанией стороннему лицу;

  • запрет на заключение сделок;

  • списание налоговых долгов;

  • публикация в открытых источниках информации о несостоятельности фирмы;

  • исключение фирмы из госреестра.

Указанные последствия наступают на различных этапах банкротства. Здесь указан неполный перечень возможных итогов. Самое тяжелое возможное последствие — привлечение к уголовной ответственности за намеренное банкротство.

Процедура банкротства — процесс длительный и сложный, но необходимый при серьезном ухудшении финансового состояния. Проводить его можно, как собственными силами, так и с привлечением специалистов. Главное, стоит помнить, что банкротство несет для должника последствия.

^К началу страницы

В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО, содержащих указание на возможность представлять во всех субъектах Российской Федерации кандидатуры арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий или должников первой группы, формирует федеральный список СРО по Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий и должников первой группы.

В федеральном списке в отношении каждой СРО отдельно указывается на возможность представления кандидатур арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства должников первой группы, стратегических предприятий и организаций или субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО формирует региональные списки СРО по субъектам Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами финансовых организаций, должников второй и третьей групп, отсутствующих должников в соответствии с указанными СРО субъектами Российской Федерации, в которых они готовы представлять кандидатуры арбитражных управляющих — своих членов.

При формировании региональных списков для подачи заявлений уполномоченного органа о признании банкротами отсутствующих должников уполномоченный орган вправе учитывать эффективность реализации процедур банкротства отсутствующих должников, в том числе в части понесенных расходов на проведение соответствующих процедур и результатов завершения соответствующих процедур, и иные критерии для включения СРО в соответствующий региональный список по соответствующему субъекту Российской Федерации.

СРО включается в соответствующие федеральный и (или) региональные списки с присвоением СРО очередного порядкового (регистрационного) номера в соответствии с датой регистрации заявления СРО в ФНС России.

Изменения в федеральный и региональные списки вносятся ФНС России с первого числа первого месяца каждого квартала на основании уведомлений СРО, поступивших в ФНС России не позднее первого числа последнего месяца предыдущего квартала.

Списки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

^К началу страницы

В соответствии с приказом ФНС России от 13.12.2013 №ММВ-7-8/594@ «Об осуществлении выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа» в целях реализации Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 19.07.2007 N 351 выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в отношении должников всех групп и категорий, при подаче заявления уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом), а также в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 11 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 N 219, осуществляется на уровне центрального аппарата ФНС России.

Выбор саморегулируемых организаций арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом)

^К началу страницы

СРО исключается по решению уполномоченного органа из соответствующих списков в случае исключения СРО из единого государственного реестра СРО АУ, а также на основании заявления СРО о невозможности предоставления кандидатур арбитражных управляющих — своих членов — в субъекте Российской Федерации и (или) в отношении определенной группы или категории должников.

^К началу страницы

Решение о неучете СРО при выборе СРО для указания в заявлении уполномоченного органа (далее — решение о неучете СРО) принимается ФНС России при наличии оснований, указанных в п.11 Порядка выбора, в соответствии с которым основаниями для принятия уполномоченным органом решения о неучете СРО являются:

  • отстранение арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в деле о банкротстве в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;
  • причинение неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего в деле о банкротстве обязанностей имущественного ущерба Российской Федерации как кредитору;
  • привлечение арбитражного управляющего к уголовной ответственности в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве или к административной ответственности в форме дисквалификации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
  • однократное непредставление кандидатур арбитражных управляющих для утверждения арбитражным судом по заявлению уполномоченного органа;
  • непредставление арбитражным управляющим, утвержденным в деле о банкротстве, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства для регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в порядке банкротства.

Решение о неучете СРО принимается уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО.

Решения о неучете СРО, принятые уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО

Для проведения упрощенного банкротства организации судом назначается конкурсный управляющий.

В процессе процедуры управляющий предпринимает следующие действия:

  • взыскивает дебиторскую задолженность;
  • оспаривает сделки должника;
  • формирует реестр требований кредиторов;
  • заявляет возражения по долгам, не подтвержденным исполнительными листами, судебными актами и бухгалтерскими документами;
  • проводит собрание кредиторов;
  • проводит торги по продаже имущества;
  • подает ходатайство о завершении дела о банкротстве.

Управляющий принимает участие во всех судебных заседаниях в арбитражном суде, обращается с запросами в регистрационные органы, формирует бухгалтерскую отчетность.

План реструктуризации долгов, согласно Проекту (п. 72 ст. 1), должно одобрить собрание кредиторов, и утвердить суд. Далее в деле о банкротстве появится антикризисный управляющий.

В течение четырёх месяцев с даты введения процедуры банкротства должник обязан предложить план реструктуризации долгов. В нём нужно обосновать возможность восстановления платёжеспособности юридического лица.

Обосновать платёжеспособность компании можно следующими способами:

  • путём реорганизации должника;
  • продажи предприятия или части имущества;
  • порядка и объёма исполнения обязательств;
  • изменений условий залога.

В плане нужно предусмотреть полное погашение задолженности по текущим платежам и требований кредиторов первой и второй очереди в течение трех месяцев с даты утверждения. Предложить свои планы также смогут учредитель или участник банкрота, конкурсные кредиторы и управляющий (п. 2 ст. 70 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Срок реструктуризации не может превышать четырёх лет со дня утверждения плана. Однако кредиторы могут продлить его ещё на четыре года. Для этого потребуется созвать общее собрание (ст. 83 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

4 правила реструктуризации долгов! После введения процедуры:

  1. Ранее наложенные аресты и другие ограничения на имущество должника снимаются.
  2. Нельзя распределять прибыль между участниками и учредителями, не допускается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.
  3. Учредитель должника не сможет получить действительную стоимость доли.
  4. Не начисляются проценты и неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных и неденежных обязательств и обязательных платежей (ст. 64 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

После введения поправок назначить «своего» управляющего уже не получится. В новом законопроекте предусмотрены меры по борьбе с контролируемыми банкротствами. Управляющего предложено выбирать случайным образом на основе рейтинга (ст. 45 Закона о банкротстве в редакции Проекта). При этом, оплата управляющему будет фиксированной и зависеть от длительности процесса банкротства. Чем дольше длительность процесса, тем меньше получит управляющий (п. 23 ст. 1 Проекта).

Согласно проекту поправок, на продажу можно будет выставлять как весь имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности, так и имущество должника по частям. При этом, реализовать имущество должника следует в максимально короткий срок, с минимальными расходами и по наиболее высокой цене.

В порядке продажи имущества должника появятся два правила:

  • если предприятие должника не удалось продать на первых торгах, то после этого подлежит реализации по частям имущество должника, начиная с новых первых торгов;
  • исчисление сроков, установленных для продажи имущества, начинается заново.

Объявления о продаже имущества банкротов будут публиковаться на специальном сайте за 30 дней до начала торгов. Такая мера поможет привлечь к торгам больше покупателей из числа как юридических, так и физических лиц (п. 1 ст. 92 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Сами торги предлагают проводить путём последовательного поэтапного повышения (или понижения) на один шаг цены. На одном этапе разрешается представить только одно предложение о цене, равной цене данного этапа. Эксперты полагают, что такая мера притормозит резкое удешевление активов в ходе торгов (сейчас в среднем активы при банкротстве продаются в 4-5 раз ниже рыночной стоимости, и в результате кредиторы получают порядка 5% задолженности).

Напомним, что с 6-го апреля 2020 года (в течение шести месяцев) по заявлениям кредиторов суды не возбуждают дела о несостоятельности юридических лиц, даже если на этот момент все условия банкротства организации налицо.

В период действия моратория некоторые должники могут получить судебную рассрочку. Это должники – ИП, в отношении которых введена процедура реструктуризации долгов гражданина; должники – юридические лица, в отношении которых введена процедура наблюдения. Все они могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о предоставлении судебной рассрочки в срок не ранее даты проведения первого собрания кредиторов (п. 3.1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О несостоятельности (банкротстве)).

Для получения рассрочки необходимо соответствовать пяти условиям:

  1. Доходы должника за отчетный период календарного года, в котором возбуждено дело о банкротстве, на 20% ниже доходов за аналогичный период предыдущего календарного года
    В случае, если на момент возбуждения дела о банкротстве должника не истек ни один отчетный период, сравниваются доходы должника за 2 года, предшествующие году возбуждения дела о банкротстве.
  2. Отсутствует задолженность по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также задолженность по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.
  3. Собрание кредиторов приняло решение не заключать мировое соглашение или воздержалось от принятия такого решения.
  4. Отсутствуют заявления кредиторов о признании должника банкротом, поданные до даты введения моратория и возвращенные арбитражным судом в соответствии с п. 2 ст. 9.1.
  5. Заявление Должника о признании его банкротом подано не ранее чем через 1 месяц после даты введения моратория.

Инициировать процедуру банкротства организация может самостоятельно.

Для этого компании следует отказаться от применения в отношении нее моратория, подав соответствующее письменное заявление. Начать же процедуру банкротства юридического лица можно будет после того, как это заявление будет опубликовано.

Минфин предложил изменить процедуру банкротства россиян

После признания в судебном порядке должника банкротом, все исполнительные производства в отношении него приостанавливаются. Останавливается начисление пеней и штрафов, открываются заблокированные счета, снимается арест с имущества. Суд назначает процедуры в рамках дела о банкротстве, которые обязаны учесть баланс интересов кредиторов и при этом защитить права должника.

В большинстве случаев судьи изначально применяют к банкроту процедуру наблюдения. Арбитраж, как правило, ничего не знает о финансовом состоянии должника и не может сразу вынести решение по делу о банкротстве.

Судом назначается временный (арбитражный) управляющий, которого обязуют следить за проведением всех этапов процедуры. Зарплата временного управляющего — 30 000 рублей в месяц. Кроме того, помимо фиксированной суммы вознаграждения арбитражный управляющий может рассчитывать на проценты, определяемые согласно ст. 20.6 ФЗ № 127.

Первым делом управляющий обязан зафиксировать факт начала процедуры. Он включает сведения о банкротстве в реестр ЕФРСБ и публикует их в газете «Коммерсантъ». Оплата публикации ложится на должника. Несмотря на то, что в законе о банкротстве (ФЗ № 127, ст. 28) нет прямого обязательства публиковать сведения в определенной газете, издание «Коммерсантъ» фактически узаконено специальным распоряжением Правительства РФ № 1049-р от 21.07.2008г. Оплата за каждую публикацию обходится банкроту в 7 000-12 000 рублей. Во время исполнения процедур банкротства, должнику зачастую приходится оплачивать несколько публикаций в газете «Коммерсантъ». Для малого бизнеса, ИП и физлиц такие издержки только усугубляют их, и без того сложное, положение.

Далее по своему регламенту управляющий обязан решить следующие задачи:

  • провести анализ финансового состояния банкрота;
  • принять меры по сохранности имущества банкрота;
  • выявить всех кредиторов должника;
  • назначить дату первого собрания кредиторов и уведомить их об этом по почте не позднее 14 дней до начала собрания. (ФЗ № 127, ст. 13);
  • ввести в свой реестр законные требования кредиторов;
  • предъявить суду отчет о своей работе и представить протокол первого собрания кредиторов.

Временный управляющий имеет право получать любую информацию, касающуюся деятельности должника. Все госучреждения, а также юридические и физические лица, располагающие данными о должнике, обязаны предоставить их управляющему не позднее 7 суток после официального запроса. Также временный управляющий может ходатайствовать в суд об отстранении от дел руководителя предприятия-банкрота.

Само же руководство должника (юрлица) ограничено в своих действиях следующим регламентом (ФЗ № 127, ст. 64):

  • предприятие-банкрот не имеет права без разрешения временного управляющего кредитовать и кредитоваться либо передавать имущество в доверительное управление;
  • нельзя без ведома временного управляющего совершать сделки купли-продажи, превышающие 5% балансовой стоимости имущества;
  • запрещено проводить реорганизацию, самоликвидацию, открывать от имени банкрота новые юрлица или входить в состав других юрлиц;
  • нельзя размещать на фондовом рынке свои акции, облигации;
  • банкрот не вправе создавать новые филиалы и представительства;
  • руководству предприятия запрещено из прибыли выплачивать дивиденды акционерам и денежные доли учредителям.

По остальным направлениям хозяйственной деятельности банкрот имеет привычную свободу действий.

Максимальный срок, установленный законом для проведения процедуры — семь месяцев. Однако, часто этот срок существенно продлевается по разным причинам, связанным как работой судов, так и с необходимостью провести тщательную проверку деятельности компании со стороны управляющего. После все результаты процедуры наблюдения должны быть переданы временным управляющим в суд для рассмотрения дела о банкротстве.

Процедура финансового оздоровления может быть запущена по ходатайству собрания кредиторов в суд или по ходатайству третьего лица, которое обязуется предоставить финансовое обеспечение для банкрота. Сам должник не вправе напрямую ходатайствовать в суд о начале этой процедуры, но он может официально обратится с подобной просьбой к первому собранию кредиторов.

При запуске процедуры суд назначает административного (арбитражного) управляющего с гонораром 15 000 рублей в месяц, плюс проценты. Обычно им становится временный управляющий из процедуры наблюдения. Отстранить административного управляющего может только назначивший его арбитражный судья. Все другие участники могут только аргументировано ходатайствовать в суде о его отстранении.

Административный управляющий обладает более расширенными полномочиями, чем временный. Он обязан через суд пресекать все сомнительные сделки должника. В случае нарушения установленного по процедуре плана платежей, управляющий вправе требовать от поручителя должника оплатить задолженность из заявленного обеспечения. При отказе поручителя его ждет наказание в соответствии с гражданским законодательством (ФЗ № 127, ст. 91).

Сам же должник обладает почти теми же ограничениями в деятельности, что и при процедуре наблюдения. Несмотря на относительную свободу действий, собственники и руководство юрлица фактически не могут направлять значительные денежные суммы на развитие бизнеса или на свои нужды.

Максимально допустимый срок прохождения процедуры финансового оздоровления – два года. По окончании процедуры, должник предоставляет своему административному управляющему полный отчет о состоянии дел. На основании отчета управляющий дает свое заключение. В случае, если требования кредиторов не удовлетворены, управляющий созывает собрание кредиторов, где они принимают решение о введении более жестких процедур. Соответствующее ходатайство кредиторов передается в суд.

Процедура внешнего управления запускается в случаях, когда кредиторы смогли убедить суд в отсутствии у руководства юрлица-банкрота добросовестности или организационной компетенции. Зачастую внешнее управление вводят сразу после процедуры финансового оздоровления. Внешнее управление вводится на срок, не превышающий 1,5 года, но по особым обстоятельствам он может быть продлен еще на 6 месяцев.

Суд назначает должнику внешнего (арбитражного) управляющего с фиксированным гонораром в 45 000 рублей в месяц, плюс проценты. Управляющий отстраняет руководителя юрлица-банкрота от ведения дел, и даже вправе уволить его. В течение 3-х дней бывший руководитель обязан передать арбитражному управляющему всю документацию, материальные ценности и печати.

Кроме стандартных управленческих возможностей, суд наделяет внешнего управляющего особыми полномочиями. Он вправе:

  • отказаться в течение первых трех месяцев от исполнения ранее заключенных невыгодных сделок. При этом сделки не должны быть частично или полностью реализованы;
  • расторгнуть в течение первых трех месяцев невыгодные договоры.

Помимо этого, при запуске процедуры устанавливается мораторий на выплату кредиторам по долгам. Задачей внешнего управления является восстановить платежеспособность предприятия без необходимости распродажи прибыльных активов.

Когда предприятие не способно в разумные сроки восстановить необходимую прибыльность, кредиторы ходатайствуют в арбитражный суд о применении к должнику процедуры конкурсного производства. По сути, она направлена на распродажу имущества банкрота с целью погашения долговых обязательств. Установленный срок проведения процедуры — шесть месяцев, но по ходатайству участвующего лица срок может быть продлен еще на полгода, а потом еще. И так неограниченное число раз.

После утверждения процедуры судом, назначается конкурсный (арбитражный) управляющий с гонораром 30 000 рублей в месяц, плюс проценты. Он отстраняет руководство предприятия от ведения дел и традиционно фиксирует факт начала процедуры с помощью ЕФРСБ и публикации в газете «Коммерсантъ». С момента публикаций у кредиторов есть 2 месяца, чтобы попасть в реестр требований кредиторов, по которому будут осуществляться выплаты с проданного имущества.

Как и другие процедуры, конкурсное производство приостанавливает начисление пеней и штрафов по долгам. Срок выплаты считается наступившим и начисление процентов по кредитам также прекращается. Снимается арест с имущества.

Конкурсный управляющий привлекает оценщика для составления так называемой «конкурсной массы» — имущества, подлежащего продаже. Из общей конкурсной массы арбитражный управляющий исключает следующие виды имущества:

  • имущество, которое изъято из оборота, с продаваемого предприятия (ст. 132 ФЗ № 127);
  • социально-значимые объекты и объекты культурного наследия (они продаются отдельно, в порядке, установленном ст. 110 ФЗ № 127);
  • личное имущество и имущественные права третьих лиц;
  • залоговое имущество – оно не исключается, но учитывается отдельно (ст. 131 ФЗ № 127).

Далее управляющий назначает аукционные торги по продаже имущества. От обычного аукциона отличие в том, что ряд участников имеют право приоритетного выкупа имущества. Также управляющий может ограничить доступ к торгам, сделав их закрытыми.

По общему правилу кредиторов принято разделять на следующие категории (п. 4 ст. 134 ФЗ № 127):

  • Кредиторы первой очереди – это лица, требующие законной компенсации, чья жизнь или здоровье пострадали от действий должника.
  • Кредиторы второй очереди – лица, работавшие на должника по трудовому договору.
  • Кредиторы третьей очереди – все иные физлица и юрлица, перед которыми образованы долговые обязательства: банки, партнеры, контрагенты.

Вместе с тем, из выручки от продажи конкурсной массы в приоритетном порядке погашают долги по текущим платежам, преимущественно возникшие до подачи заявления на признание должника банкротом.

Также приоритетно оплачиваются расходы, связанные с предотвращением техногенных катастроф и гибелью людей, которые могли возникнуть от закрытия предприятий (п. 1 ст. 134 ФЗ № 127).

Выплаты по долгам банкрота, относящиеся к текущим платежам, производят в следующей очерёдности:

  • расходы, связанные с процессом судебного разбирательства, в том числе вознаграждение управляющему;
  • зарплаты физлиц, которые были наняты по трудовому договору уже после подачи в суд заявления о банкротстве;
  • гонорары привлечённым лицам: оценщику, аукционному персоналу;
  • коммунальные и другие эксплуатационные платежи;
  • иные платежи.

В случае, если конкурсному управляющему не хватило вырученных средств для погашения всех долгов банкрота, долги все равно считаются погашенными. Даже те, кто не получил от банкрота ничего, не могут повторно требовать в суде возврата долга. Нераспроданное имущество, которое кредиторы не пожелали взять в счет уплаты долга, возвращается банкроту.

В любой момент кредитор и должник могут прийти к мировому соглашению и остановить тем самым банкротство. Соглашение оформляется в письменном виде и передается в арбитраж. После утверждения судом ни одна из сторон не может выйти из мирового соглашения. Все участники обязаны следовать положениям заключенного компромисса. Иначе дело о банкротстве будет восстановлено с преимуществом для добросовестного исполнителя.

Мировое соглашение со стороны должника подписывает уполномоченный представитель, а со стороны кредиторов — лицо, выбранное на общем собрание кредиторов.

В условиях соглашения могут быть прописаны сроки погашения задолженности, взаимозачет требований, передача должником доли в уставном капитале. В качестве отступных банкротом могут быть предложены денежные суммы и ценные бумаги. По мировому соглашению можно изменить сроки платежей и размер выплат. Но при этом стоит учитывать, что судья может не утвердить соглашение, если решит, что оно не соответствует определенным требованиям.

Арбитражный суд вправе отказать в утверждении поданного мирового соглашения, если обнаружил следующее:

  • по факту не погашены долги кредиторам 1,2 очереди;
  • нарушен непосредственно порядок заключения мирового соглашения;
  • не соблюдена форма процедуры;
  • предложенная процедура нарушает права третьих лих;
  • условия заключаемого соглашения противозаконны;
  • сделки, прописанные в условии, ничтожны по своей сути (мизерная оплата, чрезмерно малый объем поставок и т.д.).

Решение судьи об отказе может быть обжаловано, но в судебной практике редко утверждают мировое соглашение, которое уже ранее было отклонено судом.

Положительные моменты официального банкротства очевидны:

  • ООО освобождается от долговых обязательств не только перед банками, контрагентами и сотрудниками, но и перед государством;
  • активы ООО защищены от арестов и рейдерских манипуляций;
  • учредители и руководство компании не подлежат привлечению к ответственности (налоговой либо административной).

Ввиду того, что полное прохождение процедуры весьма растянуто во времени – от подачи заявления до вынесения судебного вердикта может пройти до 1,5-2 лет – к необходимости признания банкротства нужно подходить здраво.

Финансовая и деловая несостоятельность фирмы, признанная в судебном порядке – достаточно безопасный способ избавиться от организации, находящейся в стадии агонии. ООО, претендующее на получение статуса банкрота, должно отвечать следующим критериям:

  • сумма всех долгов по бухгалтерской отчетности составляет 300 тысяч рублей и более;
  • просрочка по обязательным выплатам длится больше трех месяцев;
  • у фирмы нет потенциала, чтобы расплатиться по имеющимся задолженностям.

Наличие трех составляющих, дающих право на признание ООО банкротом, не означает, что всем организациям, имеющим долги, следует прибегать к получению статуса банкрота. Актуально прохождение процедуры для компаний, имеющим не только высокий уровень задолженности, но и значительную финансово-хозяйственную активность с крупными денежными оборотами.

Формальные признаки банкротства, оговоренные в Гражданском кодексе и ФЗ-127 «О банкротстве (несостоятельности)», в большинстве случаев выступают «верхушкой айсберга», скрывая упущения и огрехи в организации и управлении ООО.

Отсутствие профессионального финансового и хозяйственного менеджмента – одна из главных причин, приводящих к ситуации, предшествующей банкротству. Критическое положение предприятия может проявляться следующими признаками:

  • снижение величины оборотных активов;
  • рост просроченной дебиторской задолженности за счет неграмотного расширения рынка сбыта, отгрузки товаров непроверенным контрагентам, выдаче товарных и финансовых займов неплатежеспособным субъектам;
  • несоблюдение рационального распределения доходов и расходов;
  • отсутствие спроса на продукцию/товары компании, обусловленное неконкурентоспособными ценами, несоответствием стоимости товара его качеству;
  • непропорциональное соотношение активов ООО величине заемных средств.

Внешними причинами, ведущими к банкротству ООО, выступают проявления экономического кризиса, когда выживают сильные компании с грамотным менеджментом.

Если проанализировать бухгалтерский баланс ООО, то настораживающими факторами могут быть:

  • «зигзаги» в отображении материальных запасов – резкий рост или обнуление соответствующего показателя баланса;
  • перманентное увеличение долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности;
  • повышение от периода к периоду долгов перед персоналом и учредителями ООО;
  • уменьшение величины ликвидных активов (основных средств, складских запасов).

Проявление перечисленной симптоматики говорит о том, что организация вскоре может оказаться банкротом.

Банкротство юридического лица в 2021 году: пошаговая инструкция

Финансовая санация применяется, когда есть перспектива восстановления нормального функционирования компании. В соответствии с планом оздоровления ООО должно расплачиваться по долгам пропорциональными долями. Для обеспечения погашения применяется период льготного налогообложения или финансовые займы от третьих лиц (в том числе от кредиторов). Длительность санационного этапа составляет до 24 месяцев. За это время ООО должно восстановить свою финансовую благонадежность и урегулировать дальнейшую деятельность.

Внешнее управление нацелено на проведение мероприятий по восстановлению платежеспособности фирмы. Руководители ООО при внешнем управлении лишаются полномочий, а на требования кредиторов накладывается мораторий. Средства, которые должны были пойти на уплату долгов, перераспределяются на осуществление действий, способствующих экономической стабилизации должника.

Введение конкурсного производства характеризуется формированием имущественной (конкурсной) массы для того, чтобы обеспечить удовлетворение требований кредиторов в соответствии с очередностью. По окончании конкурсного производства активы должника распродаются, часть долгов погашается, а те обязательства, на которые не хватило существующей конкурсной массы, считаются аннулированными.

Завершение конкурсного производства фактически означает прекращение деятельности ООО. Управляющий направляет документы в регистрационный орган, где фиксируется исключение компании из ЕГРЮЛ.

Дела о банкротстве разбираются арбитражным судом по месту регистрации ООО. Обратиться в такой суд с соответствующей инициативой вправе:

  • должники (пользуются правом с соблюдением условий ст. 8-9 ФЗ № 127);
  • конкурсные кредиторы;
  • уполномоченные органы (налоговики, таможенники и т. п.);
  • бывшие и действующие работники юридического лица, которым не выплатили выходные пособия либо зарплаты.

Сумма долга для банкротства юридического лица — это налоговые, кредитные, зарплатные и др. задолженности, которые вместе составляют минимум 300 000 рублей и наличествуют более 90 дней с момента даты исполнения обязательств. Иной минимальный размер долга для банкротства юридического лица установлен в ФЗ № 127 для юридических лиц:

  • сельскохозяйственных — полмиллиона рублей (ст. 177);
  • финансовых — 100 000 руб. и 14 дней существования долга (ст. 183.16);
  • кредитных — 1000 МРОТ и 14 дней наличия долга либо после отзыва лицензии (ст. 189.64);
  • стратегических — миллион рублей (ст. 190);
  • естественных монополий — миллион рублей (ст. 197).

В заявлении о банкротстве, которое подают в суд, обязательно отмечают:

  • размер долга;
  • всех кредиторов;
  • все активы фирмы;
  • почему невозможно взыскать долги;
  • сумму вознаграждения управляющего (ст. 20.6 ФЗ № 127).

Заявление снабжается приложениями:

  • выпиской из ЕГРЮЛ;
  • бухбалансом;
  • регистрационным свидетельством ООО;
  • протоколом, учредительским решением о подаче этого заявления и осуществлении банкротства;
  • уставным образцом.

Частичное погашение долгов, если оставшаяся их сумма равна установленным ФЗ № 127 минимумам, не препятствует суду в принятии заявления о банкротстве.

Упрощенное банкротство фирмы, когда ее банкротят учредители, выглядит так:

  1. Составляется промежуточный ликвидационный баланс.
  2. В арбитражный суд направляется заявление (с приобщениями);
  3. Учредители ООО определяют арбитражного управляющего, которому вверяют дефолтный процесс.
  4. Суд назначает это физическое или юридическое лицо.
  5. Управляющий исследует основания для ответственности руководства.
  6. Долги списываются.
  7. Фирма объявляется банкротом и ликвидируется.

Полнообъемное банкротство ООО выглядит так:

  1. Предоставление заявления в суд.
  2. Назначение временного управляющего, который наблюдает за фирмой с анализом финансовой обстановки.
  3. Деятельность юридического лица продолжается, но управляющий участвует в принятии всех решений.
  4. По окончании наблюдения суд определяет дальнейшие действия.
  5. Определение кредиторов, финансовое оздоровление (для подъема платежеспособности ООО) осуществляет управляющий.
  6. Оплата долгов.
  7. Провозглашение банкротом.
  8. Обусловливается проведение конкурсного производства с назначением надлежащего управляющего.
  9. Сведения об этом печатаются в СМИ для защиты интересов тех, кого затрагивает ликвидация.
  10. Претензии кредиторов принимают два месяца.
  11. Формируется регистр требований.
  12. Фиксируется цена собственности юридического лица.
  13. Взимается дебиторская задолженность.
  14. Формируется конкурсная масса.
  15. Долги выплачиваются в очередности ст. 134 ФЗ № 127.

Директор ООО обладает полномочиями, благодаря которым он влияет на деятельность юридического лица. Следовательно, вероятно его привлечение к субсидиарной (дополнительной) ответственности, если полностью погасить требования кредиторов будет невозможно.

Для привлечения директора к субсидиарной ответственности управляющий или кредиторы подают иск в суд. Возможность подачи такого иска существует еще десятилетие после начала процесса банкротства. Необходимо обосновать виновность директора в возникновении задолженностей. Субсидиарная ответственность возможна из-за совершения сделок, которые существенно вредят кредиторам (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53). Директор избежит такой ответственности, если докажет свою невиновность в невозможности ликвидации задолженностей ООО (подробнее — гл. 3.2 ФЗ № 127).

Директора могут привлечь и к административной ответственности за фиктивный или преднамеренный дефолт (по ст. 14.12 КоАП РФ). Фиктивность здесь — это публично объявленное заведомо ложное информирование о несостоятельности конкретного юридического лица. Преднамеренность — это совершение действий, бездействие, которые заведомо вызывают неспособность юридического лица отвечать по своим обязательствам. За неправомерные действия (сокрытие имущества, фальсификация документов и др.) при банкротстве директор ответит по ст. 14.13 КоАП РФ: в качестве должностного лица — заплатит штраф в размере от 50 000 до 100 000 или будет дисквалифицирован на срок от полугода до 3 лет.

Уголовная ответственность для директора при дефолте по УК РФ наступает за:

  • неправомерные действия по ст. 195;
  • преднамеренность по ст. 196;
  • фиктивность по ст. 197.

В качестве наказания используются:

  • штраф до 500 000 рублей или равный зарплате осужденного за период до 3 лет;
  • ограничение свободы;
  • принудительные работы;
  • арест и т. п.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *