Плюсы и минусы автономного учреждения

Автор: | 05.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плюсы и минусы автономного учреждения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Кроме новых кроватей, в санузле добавили две раковины и два унитаза, на всех ребятишек поставили дополнительные шкафчики для одежды. С проветриванием помещений, говорят воспитатели, тоже нет проблем: окна раскрывают, когда дети уходят на занятия музыкой или физкультурой.

Согласно отечественному законодательству, в Российской Федерации в зависимости от типа собственника выделяют три вида учреждений: государственные, частные и муниципальные. В свою очередь как государственные, так и муниципальные организации могут подразделяться на казенные, автономные и бюджетные. Разделение на типы учреждений закреплено в Федеральном законе № 83-ФЗ от 08 мая 2010 года.

Финансовое обеспечение бюджетной организации осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Отличия бюджетных и автономных учреждений

Программой развития ТПУ на 2009–2018 годы предусмотрено изменение типа образовательного учреждения: вместо федерального государственного бюджетного образовательного учреждения (ФГБОУ) университет должен стать федеральным государственным автономным учреждением (ФГАОУ).
В Российской Федерации накоплен определенный опыт функционирования автономных бюджетных образовательных учреждений (речь идет прежде всего о федеральных университетах). Этот опыт позволяет получить представление о том, что ожидает Томский политехнический университет при переходе в новый статус.

Государство намерено дать школам больше экономической самостоятельности. Учителя и родители против и говорят, что речь идет о введении платного образования.

С них еще берут подоходный налог.Для примера возьмем учителя, который, например, готовит детей к ЕГЭ.Тут есть определенные условия для групп. В группе не должно быть более 5 человек. У них проводится 1 астрономический час в неделю. Оплата — 500 рублей с человека в месяц. В России проведут эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды (ЦОС). Помимо оснащения школ современным оборудованием и высокоскоростным интернетом, он предполагает и организацию обучения с использованием дистанционных технологий. Новость об очередном эксперименте вызвала бурю эмоций среди интернет-пользователей, главные из которых – гнев, волнение и страх.

Преимущества и риски при переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение

Во-вторых, попечительский совет сменил название на наблюда­тельный и стал одним из органов управления АУ, а не высшим органом, как было предусмотрено ранее, уточнены его полномочия.

Согласно российскому законодательству, в автономном учреждении должен обязательно присутствовать такой коллегиальный орган, как наблюдательный совет, который является надзорным органом в отношении руководителя и деятельности организации. У автономной организации не может быть больше одного учредителя.

Несомненно, что для деятельности автономных учреждений потребуются новые правовые акты разного уровня, которые и появятся в ближайшее время. Можно также прогнозировать уменьшение количества государственных и муниципальных учреждений «старого образца», многие из которых будут преобразованы в автономные.

Это глобальное изменение. Учреждение получает деньги не по смете, а общим пакетом по нормативу на каждого ребенка. План финансово-хозяйственной деятельности, конечно, остается, но когда удается сэкономить, можно эти средства потратить и на стимулирование педагогов, и на ремонт, что посчитаем нужным в данный момент.

При этом количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета, а из этой трети представители Минобрнауки России должны составлять не менее половины. Количество представителей работников вуза не может превышать одну треть от общего числа членов НС.

Видимо, большая часть доходов автономных учреждений, действующих в данной области, будет поступать от выполнения лечебных услуг.

Появление этого нового вида организаций повлекло необходимость принятия Закона от 03.11.2006 № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений».

По словам заместителя министра общего и профессионального образования Свердловской области Павла Крекова, новый статус — вовсе не синоним платного образования. Это прежде всего возможность более эффективно использовать бюджетные средства и повысить уровень управленческой культуры.

Статус автономного учреждения: плюсы и минусы

Известный телеведущий, писатель, философ Андрей Максимов убежден, что в России остро стоит проблема взаимодействия родителей и детей. И минувший период самоизоляции показал: зачастую взрослые не знают, что делать и о чем говорить со своими детьми. Каковы причины этой ситуации и что может сделать каждый, чтобы изменить положение дел?

Сначала проводится маркетинговый анализ пожеланий родителей. И уже на этой основе организуются дополнительные занятия. Оплата — только по факту, — рассказывает заведующая дошкольным учреждением Нина Шлыкова.

Депутаты поддержали такую точку зрения и заверили, что будут следить, чтобы вопрос рассматривался отдельно в каждом конкретном случае.

Сначала проводится маркетинговый анализ пожеланий родителей. И уже на этой основе организуются дополнительные занятия. Оплата — только по факту, — рассказывает заведующая дошкольным учреждением Нина Шлыкова.

Депутаты поддержали такую точку зрения и заверили, что будут следить, чтобы вопрос рассматривался отдельно в каждом конкретном случае.

Размер оплаты труда ректора определяется учредителем при оформлении с ним трудового договора. При этом в трудовой договор включаются все условия оплаты (надбавки, доплаты, условия премирования).

Т.е. с подоходными где то 21 рубль мне на карту с каждого ребенка. Мне, как учителю информатики этот заработок выгоден. ЕГЭ сдает мало людей, а корочек хочет получить — много. Примерно я получал с 2-х групп 4500 рублей в месяц к зарплате. Но это информатика. Компьютеры любят почти все. А как быть, например с учителем рисования или физкультуры?

Платные услуги не смогут компенсировать денежный вакуум, который будет образован после отказа государства финансировать школы.

Кроме того, наблюдательный совет рассматривает проекты планов финансово-хозяйственной деятельности вуза, отчеты о деятельности вуза, годовую бухгалтерскую отчетность. По отдельным вопросам наблюдательный совет дает рекомендации, по другим – принимает решения, обязательные для ректора.

Как я уже писал на форуме Учительского портала, у нас в школе ввели автономию. То есть не полностью, а частично. Не скажу, что школу не финансируют вообще, но что то очень скудно. Поэтому администрацией школы было принято решение о введении дополнительных платных образовательных услуг.

Автономное бюджетное учреждение — это некоммерческая организация, которая должна предоставлять услуги по государственным или муниципальным обязательствам органов власти в научной и образовательной сферах, области охраны здоровья, соцзащиты населения и других. Создателем (учредителем) некоммерческой автономии может стать Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование.

Финансовое обеспечение учреждений

Тогда как другие бюджетные структуры руководствуются законом No44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В законе No223 нет таких строгих регламентов по закупочным процедурам, как в сорок четвертом. К сожалению, сама формулировка расплыв­чата. Слова «гарантированное бюджетное финансирование» фактически содержатся не в законопроекте, а лишь в пояснительной записке к нему.

Областное министерство общего и профессионального образования сформировало реестр из 250 школ и детских садов, которые переведут в статус автономных (МАДОУ и МАОУ). Напомним, задача по увеличению доли автономных учреждений была поставлена в бюджетном послании губернатора.

Как нет и прямой зависимости между юридическим статусом и качеством образования, — говорит директор лицея Ирина Виноградова. — Хорошо учить обязаны и бюджетные, и казенные, и автономные учреждения. Но у последних есть возможность много и активно заниматься повышением квалификации педагогов, значит, те лучше преподают свои предметы детям.

Мы, к примеру, подумываем о собственной школе танцев — очень востребованная на сегодня услуга. У казенных учреждений такой свободы нет, там финансирование расписано строго — по статьям и по кварталам. Бюджетным чуть полегче.

Имеет место опасение, что автономному учреждению не будут давать задания и финансировать их выполнение по окончании переходного периода, в течение которого финансирование не может быть уменьшено. Однако гарантией здесь является то, что риск снижения размеров государственного задания, следовательно, его финансирования, от типа учреждения не зависит.

Что касается финансирования, то бюджетные учреждения получают бюджетные средства от учредителя посредством сметы расходов и доходов, а автономные – за счет субсидий и субвенций. Кроме того, все доходы, полученные бюджетным учреждением, перечисляются на счета учредителя.

При этом логопедические занятия, хореографические тренировки есть и бесплатные. Плата с родителей взимается только за дополнительные часы, и сравнительно невысокая – в среднем 40 рублей в час за обучающие курсы и 47 – за оздоровительные.

К рискам, прежде всего, следует отнести отсутствие субсидиарной ответственности собственника по обязательствам АУ, что может при­вести к банкротству. Однако, справедливости ради, необходимо отме­тить, что уже в рамках действующего законодательства, без всяких пре­образований, БУ может быть ликвидировано собственником.

Однако большая свобода действий сопряжена с большей ответственностью и рисками. Автономные учреждения неизбежно сталкиваются с проблемами, которые им приходится решать самостоятельно.

Большим плюсом я считаю то, что мы уходим от пресловутого 94-го закона, от предписанной им процедуры тендеров, которая усложняет жизнь организации. Теперь только крупные сделки должны проходить конкурс, остальные руководитель имеет право осуществлять самостоятельно. Величина сделки, которую нужно проводить через конкурс, федеральным законом установлена как 10% от суммы активов предприятия.

Автономные учреждения вправе привлекать заемные средства, открывать счета в кредитных организациях, самостоятельно распоряжаться отдельными видами имущества, что невозможно в отношении бюджетных учреждений.

Преимущества автономного учреждения

Плюсов в приобретении нового статуса директор учреждения Максим Савенков видит множество. Один из основных – возможность самим решать, куда потратить заработанные средства из внебюджетных источников. Кроме того, и кризис это показал, автономные учреждения гораздо более устойчивы, ведь в отличие от других не рассчитывают только на городской бюджет.

Каждый государственный или муниципальный театр самостоя­тельно устанавливает показатели численности артистического и худо­жественного персонала, показатели творческо-производственной дея­тельности с учетом особенностей театра и экономических возможно­стей коллектива.

Автономная форма некоммерческой организации допускает определенную независимость в распоряжении бюджетными деньгами, в хозяйственной деятельности, вправе повышать доходность из внебюджетных источников. Однако при этом работа организации должна быть открытой, публичной и контролируется не только учредителем и надзорными органами, но и общественностью.

В следующем году, насколько мне известно, начнется массовый переход школ в автономию. Работы членам наблюдательного совета, конечно, прибавится, хотя в основном все делают сами школы, обозначают проблемы, продумывают пути их решения, готовят документы, а члены совета лишь рассматривают, обсуждают и утверждают.

Автономное учреждение отличается от бюджетного большей степенью экономической свободы, возможностью осуществления действий, которые для бюджетных учреждений законодательно ограничены или запрещены.
Как известно, деятели культуры активно пытались повлиять на со­держание разрабатываемых законопроектов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *