Общероссийский классификатор специальностей по образованию 2022 года

Автор: | 16.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общероссийский классификатор специальностей по образованию 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

РАЗРАБОТАН Министерством образования и науки Российской Федерации

ПРЕДСТАВЛЕН Министерством образования и науки Российской Федерации

ВНЕСЕН Управлением развития информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 г. N 2007-ст

ВЗАМЕН ОК 009-2003, ОК 023-95

Настоящий классификатор не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

ОКСО — Общероссийский классификатор специальностей по образованию

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является документом по стандартизации Российской Федерации.

ОКСО предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.

ОКСО основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ОКСО вводится взамен ОКСО ОК 009-2003, а также Общероссийского классификатора начального профессионального образования (ОКНПО) ОК 023-95.

ОКСО используется при решении задач, связанных с:

— регламентацией приема, образовательной деятельности и выпуска по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;

— определением прогнозной потребности в кадрах соответствующих квалификаций;

— регламентацией лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в области среднего профессионального и высшего образования;

— регламентацией статистического учета в области среднего профессионального и высшего образования.

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134), подпунктом 4.2.1 пункта 4.2 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 26, ст. 3851), приказываю:

1. Утвердить:

перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования — бакалавриата, специалитета, магистратуры (приложение N 1);

перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования — бакалавриата, специалитета, магистратуры, по которым осуществляется подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (приложение N 2);

перечень специальностей высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры (приложение N 3);

перечень специальностей высшего образования — кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки (приложение N 4);

2. Признать утратившими силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении Перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994), от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355), от 1 декабря 2016 г. N 1508 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2016 г., регистрационный N 44807), от 10 апреля 2017 г. N 320 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 мая 2017 г., регистрационный N 46662), от 11 апреля 2017 г. N 328 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2017 г., регистрационный N 47167), от 23 марта 2018 г. N 210 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2018 г., регистрационный N 50727), приказами Министерства науки и высшего образования от 30 августа 2019 г. N 664 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2019 г., регистрационный N 56026) и от 15 апреля 2021 г. N 296 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2021 г., регистрационный N 63245).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

Министр В.Н. Фальков

РАЗРАБОТАН Министерством образования и науки Российской Федерации

ПРЕДСТАВЛЕН Министерством образования и науки Российской Федерации

ВНЕСЕН Управлением развития информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 г. N 2007-ст

ВЗАМЕН ОК 009-2003, ОК 023-95

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является документом по стандартизации Российской Федерации.

ОКСО предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.

ОКСО основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ОКСО вводится взамен ОКСО ОК 009-2003, а также Общероссийского классификатора начального профессионального образования (ОКНПО) ОК 023-95.

ОКСО используется при решении задач, связанных с:

— регламентацией приема, образовательной деятельности и выпуска по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;

— определением прогнозной потребности в кадрах соответствующих квалификаций;

— регламентацией лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в области среднего профессионального и высшего образования;

— регламентацией статистического учета в области среднего профессионального и высшего образования.

ОКСО включает в себя следующие разделы:

(в ред. Изменений N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием, N 2/2010 ОКСО, утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 48-ст)

1. Разработан Научно-исследовательским институтом высшего образования (НИИВО) Минобразования России, Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству» (ФГУП «ВНИИКИ») Госстандарта России.

Представлен Министерством образования Российской Федерации.

Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта России.

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 N 276-ст.

3. Взамен ОК 009-93.

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) охватывает высшее и среднее профессиональное образование и основывается на утверждаемых Минобразованием России перечнях направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» от 13.01.1996 N 12-ФЗ.

ОКСО предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач:

— определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов;

— регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании;

— интеграция системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство.

Объектами классификации в ОКСО являются специальности высшего и среднего профессионального образования.

Под специальностью понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.

В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и их дополнительных классификационных признаков.

Структурное описание объекта классификации включает:

— блок идентификации;

— блок наименования;

— блок дополнительных классификационных признаков.

Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования.

Три уровня иерархической классификации объектов выделяют:

— укрупненные группы специальностей и направлений подготовки;

— направления подготовки;

— специальности.

Укрупненные группы специальностей и направлений подготовки объединяют совокупности специальностей и направлений подготовки, относящихся к какой-либо широкой предметной области, и соответствуют утвержденному Правительством Российской Федерации государственному заданию на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2003 — 2005 годы.

Направления подготовки выделяют более узкую предметную область в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, к которым они принадлежат.

Специальности выделяют в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область.

Специализации, вводимые учебными заведениями в порядке, установленном Минобразованием России, в ОКСО не рассматриваются.

Структура кодового обозначения включает шесть цифровых десятичных знаков и имеет вид:

XXXXXX,

где:

1, 2-й знаки соответствуют укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;

3, 4-й знаки соответствуют направлениям подготовки;

5, 6-й знаки соответствуют специальностям.

Блок наименования ОКСО содержит наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки; направлений подготовки; специальностей.

В настоящем ОКСО в блоке наименований для удобства пользования наименования направлений подготовки выделены полужирным шрифтом, а наименования специальностей — курсивом, учитывая, что в соответствии со сложившейся практикой эти наименования в отдельных случаях могут совпадать.

Блок дополнительных классификационных признаков содержит информацию о квалификации, присваиваемой по направлению подготовки и/или по специальности.

Квалификация по направлению подготовки и/или специальности высшего и среднего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач.

В первой графе блока дополнительных классификационных признаков указывается код, во второй графе — наименование квалификации.

Для 1-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень образования с учетом принятых в Российской Федерации уровней образования, используются следующие значения:

5 — среднее профессиональное образование;

6 — высшее профессиональное образование.

Для 2-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень квалификации, используются следующие значения:

— для среднего профессионального образования:

1 — базовый уровень подготовки;

2 — повышенный уровень подготовки;

— для высшего профессионального образования:

2 — бакалавр;

5 — дипломированный специалист;

8 — магистр.

Если к одному и тому же коду квалификации относятся наименования нескольких квалификаций, то код записывается только перед первым наименованием, но относится он и ко всем последующим наименованиям.

Наименование квалификации определяется утвержденными Минобразованием России перечнями направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования.

При необходимости кодирования квалификации, получаемой по конкретному направлению подготовки или специальности, должен использоваться 8-разрядный код, образуемый присоединением к 6-разрядному коду направления подготовки или специальности 2-разрядного кода квалификации.

Ниже приведен пример фрагмента классификатора и комментарии к нему.

Классификатор специальностей по образованию был разработан Министерством образования РФ в соответствии с положениями Закона РФ «Об образовании».

Назначение ОКСО состоит в упрощении и унификации обработки информации, так или иначе связанной:

  • с определением степени востребованности тех или иных специальностей на рынке труда;
  • с вопросами, относящимися к приему абитуриентов в учебные заведения и выпуску уже дипломированных специалистов;
  • с лицензированием учебных заведений;
  • с адаптацией Российской образовательной системы к международным нормам.

По сути ОКСО – это сборник кодов, включающих в себя:

  • объект классификации;
  • наименование объекта классификации;
  • иные признаки объекта.

Кодовое обозначение каждого объекта разделяется на ряд кодовых блоков, включающих в себя:

  • идентификационное обозначение;
  • наименование;
  • иные признаки конкретного объекта.

В свою очередь идентификационные блоки делятся на общие группы специальностей и направлений и раздельные группы специальностей и направлений подготовки. Общие группы представляют собой широкую область образования, а специализированные – более узкое направление образования либо конкретную профессиональную отрасль.

Структура кода состоит из шести цифр ряда от 0 до 9, где:

  • первая пара цифр – общая группа специальностей и направлений;
  • вторая пара цифр – направление подготовки;
  • третья пара цифр – специальности.

Блок дополнительных сведений включает в себя информацию, касающуюся квалификации, полученной по результатам обучения.

Графа один блока дополнительной информации включает в себя код, а графа вторая – квалификацию по двум разрядам. Сами разряды, в свою очередь, диверсифицируются по ряду признаков, с присвоением каждому признаку собственного цифрового обозначения квалификации специалиста.

Так, разряд 1 имеет следующие квалификации:

  • 5 – среднее профессиональное образование;
  • 6 – высшее профессиональное образование.

Разряд 2 конкретизирует квалификации разряда 1, то есть указывает уровни каждой квалификации.

Так, для среднего профессионального образования предусмотрены следующие уровни:

  • 1 – базовый уровень подготовки;
  • 2 – повышенный.

Для высшего образования предусмотрены следующие уровни:

  • 2 – бакалавр;
  • 5 – специалист с дипломом;
  • 8 – магистр.

При необходимости дополнительного кодирования используется 8-значный код, который присоединяется к шестизначному коду.

В качестве примера приведены коды, относящиеся к специалистам, получившим высшее образование на факультете геодезии и землеустройства:

  • общая группа – наименование «геодезия и землеустройство», код 120000;
  • раздельная группа – направление подготовки «геодезия», код 120100;
  • квалификация по направлению – «бакалавр техники» код 62, из которых цифра 6 – это высшее образование, а цифра 2 – бакалавр;
  • квалификация по направлению 2 разряд «магистр техники», код 68, где 6 – высшее образование, а 8 – магистр.

Итак, специалист с кодом 12010062 – это бакалавр техники по направлению «Геодезия», а специалист с кодом 12010068 – магистр техники по направлению «геодезия».

Если развить пример с геодезией дальше, то в соответствии с ОКСО код 120101 – это специальность «Прикладная геодезия». Соответственно:

  • специалист с кодом 12010165 – это инженер по специальности «прикладная геодезия», где 6 – это высшее образование, а 5 – специалист с дипломом;
  • специалист с кодом 12010151 – это техник по специальности «прикладная геодезия», где 5 – это среднее профессиональное образование, а 1 – базовый уровень подготовки.

Классификатор специальностей по образованию

  • Конвертер
  • Ежедневные курсы
  • НДС
  • Процентная ставка
  • 28 разделов
  • Числа
  • Конвертеры
  • Справочники
  • Приставки
  • 39 разделов
  • Расстояния
  • Метро
  • Страны
  • Телефонные коды
  • 25 разделов
  • Языки
  • Орфография
  • Спел-чекер
  • Составление слов
  • 4 раздела

ОК 009-2016 (ОКСО). «Общероссийский классификатор специальностей по образованию»

  • Цвета
  • Собаки
  • Этикет
  • Калории
  • 30 разделов
  • ОКПО по ИНН
    Поиск кода ОКПО по ИНН
  • ОКТМО по ИНН
    Поиск кода ОКТМО по ИНН
  • ОКАТО по ИНН
    Поиск кода ОКАТО по ИНН
  • ОКОПФ по ИНН
    Поиск кода ОКОПФ по ИНН
  • ОКОГУ по ИНН
    Поиск кода ОКОГУ по ИНН
  • ОКФС по ИНН
    Поиск кода ОКФС по ИНН
  • ОКВЭД2 по ИНН
    Поиск основного кода ОКВЭД2 по ИНН
  • ОГРН по ИНН
    Поиск ОГРН по ИНН
  • Узнать ИНН
    Поиск ИНН организации по названию, ИНН ИП по ФИО
  • ОКОФ в ОКОФ2
    Перевод кода классификатора ОКОФ в код ОКОФ2
  • ОКДП в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКДП в код ОКПД2
  • ОКП в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКП в код ОКПД2
  • ОКПД в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКПД (ОК 034-2007 (КПЕС 2002)) в код ОКПД2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008))
  • ОКУН в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКУН в код ОКПД2
  • ОКВЭД в ОКВЭД2
    Перевод кода классификатора ОКВЭД2007 в код ОКВЭД2
  • ОКВЭД в ОКВЭД2
    Перевод кода классификатора ОКВЭД2001 в код ОКВЭД2
  • ОКАТО в ОКТМО
    Перевод кода классификатора ОКАТО в код ОКТМО
  • ТН ВЭД в ОКПД2
    Перевод кода ТН ВЭД в код классификатора ОКПД2
  • ОКПД2 в ТН ВЭД
    Перевод кода классификатора ОКПД2 в код ТН ВЭД
  • ОКЗ-93 в ОКЗ-2014
    Перевод кода классификатора ОКЗ-93 в код ОКЗ-2014
  • Классификатор ЕСКД
    Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов ОК 012-93
  • ОКАТО
    Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95
  • ОКВ
    Общероссийский классификатор валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000
  • ОКВГУМ
    Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов ОК 031-2002
  • ОКВЭД 2
    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2)
  • ОКГР
    Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов ОК 030-2002
  • ОКЕИ
    Общероссийский классификатор единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97)
  • ОКЗ
    Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08)
  • ОКИН
    Общероссийский классификатор информации о населении ОК 018-2014
  • ОКИСЗН-2017
    Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения. ОК 003-2017 (действует c 01.12.2017)
  • ОКОГУ
    Общероссийский классификатор органов государственного управления ОК 006 – 2011
  • ОКОК
    Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах. ОК 026-2002
  • ОКОПФ
    Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012
  • ОКОФ 2
    Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (действует с 01.01.2017)
  • ОКП
    Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (действует до 01.01.2017)
  • ОКПД2
    Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)
  • ОКПДТР
    Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94
  • ОКПИиПВ
    Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод. ОК 032-2002
  • ОКПО
    Общероссийский классификатор предприятий и организаций. ОК 007–93
  • ОКС
    Общероссийский классификатор стандартов ОК (МК (ИСО/инфко МКС) 001-96) 001-2000
  • ОКСВНК
    Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации ОК 017-2013
  • ОКСМ
    Общероссийский классификатор стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001
  • ОКСО 2016
    Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2016 (действует с 01.07.2017)
  • ОКТС
    Общероссийский классификатор трансформационных событий ОК 035-2015
  • ОКТМО
    Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований ОК 033-2013
  • ОКУД
    Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93
  • ОКФС
    Общероссийский классификатор форм собственности ОК 027-99
  • ОКЭР
    Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95
  • ОКУН
    Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 002-93
  • ТН ВЭД
    Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС)
  • КУВЭД
    Классификатор услуг во внешнеэкономической деятельности
  • Классификатор ВРИ ЗУ
    Классификатор видов разрешенного использования земельных участков
  • КОСГУ
    Классификатор операций сектора государственного управления
  • ФККО
    Федеральный классификационный каталог отходов (действует с 24.06.2017)
  • КСР
    Классификатор строительных ресурсов
  • Классификатор
    Классификатор правовых актов РФ
  • ББК
    Библиотечно-библиографическая классификация
  • УДК
    Универсальный десятичный классификатор
  • МКБ-10
    Международная классификация болезней
  • АТХ
    Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств (ATC)
  • МКТУ-11
    Международная классификация товаров и услуг 11-я редакция
  • МПК
    Международная патентная классификация
  • МКПО-10
    Международная классификация промышленных образцов (10-я редакция) (LOC)

ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию

  • ЕТКС
    Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих
  • ЕКСД
    Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
  • Профстандарты
    Справочник профессиональных стандартов
  • Должностные инструкции
    Образцы должностных инструкций с учетом профстандартов
  • ФГОС
    Федеральные государственные образовательные стандарты
  • Вакансии
    Общероссийская база вакансий Работа в России
  • Кадастр оружия
    Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему
  • Правила по охране труда
    Действующие правила по охране труда Минтруда РФ

Наименование на русском языке: Общероссийский классификатор специальностей по образованию
Наименование на английском языке: Russian Classification of Professions by Education
Аббревиатура: ОКСО
Обозначение: ОК 009-2016

Код ОКСО Наименование Квалификация
код наименование

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Общероссийский классификатор занятий на 2021 год

ОКСО включают в себя следующие разделы:

  • раздел I. Профессии среднего профессионального образования;
  • раздел II. Специальности среднего профессионального образования;
  • раздел III. Направления подготовки высшего образования — бакалавриата;
  • раздел IV. Направления подготовки высшего образования — магистратуры;
  • раздел V. Специальности высшего образования — специалитета;
  • раздел VI. Направления подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;
  • раздел VII. Направления подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;
  • раздел VIII. Специальности высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
  • раздел IX. Специальности высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Объектами классификации в ОКСО являются профессии и специальности среднего профессионального образования, специальности и направления подготовки высшего образования.

Под профессией, специальностью, направлением подготовки понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
Профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы.

Под укрупненной группой понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки.
Для обобщенной характеристики профессий, специальностей и направлений подготовки укрупненные группы объединяются в области образования.

Под областью образования понимается совокупность укрупненных групп, относящихся к определенной сфере деятельности.

ОКСО содержит коды областей образования, укрупненных групп, профессий, специальностей и направлений подготовки, а также их наименования.

В ОКСО использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

Структура кода классификатора
Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:

X.XX.XX.XX,

где:
1-й цифровой знак соответствует коду области образования;
2-й и 3-й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;
4-й и 5-й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;
6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.

После кода области образования, после кода укрупненной группы и после кода образовательного уровня ставится точка.

Код области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах ОКСО.

Код профессии, специальности или направления подготовки представляет собой последовательный цифровой код в пределах укрупненной группы и образовательного уровня.

При кодировании укрупненной группы как объекта классификации код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) имеют значение «00».

При кодировании области образования как объекта классификации код укрупненной группы, код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) не используются.

В ОКСО использован перечень областей образования, установленный Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1059:

  • математические и естественные науки;
  • инженерное дело, технологии и технические науки;
  • здравоохранение и медицинские науки;
  • сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
  • науки об обществе;
  • образование и педагогические науки;
  • гуманитарные науки;
  • искусство и культура;
  • оборона и безопасность государства. Военные науки.

В ОКСО использован перечень укрупненных групп, установленный приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» и от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»:

  • Математические и естественные науки
    • 01 Математика и механика
    • 02 Компьютерные и информационные науки
    • 03 Физика и астрономия
    • 04 Химия
    • 05 Науки о Земле
    • 06 Биологические науки
  • Инженерное дело, технологии и технические науки
    • 07 Архитектура
    • 08 Техника и технологии строительства
    • 09 Информатика и вычислительная техника
    • 10 Информационная безопасность
    • 11 Электроника, радиотехника и системы связи
    • 12 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
    • 13 Электро- и теплоэнергетика
    • 14 Ядерная энергетика и технологии
    • 15 Машиностроение
    • 16 Физико-технические науки и технологии
    • 17 Оружие и системы вооружения
    • 18 Химические технологии
    • 19 Промышленная экология и биотехнологии
    • 20 Техносферная безопасность и природообустройство
    • 21 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
    • 22 Технологии материалов
    • 23 Техника и технологии наземного транспорта
    • 24 Авиационная и ракетно-космическая техника
    • 25 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
    • 26 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
    • 27 Управление в технических системах
    • 28 Нанотехнологии и наноматериалы
    • 29 Технологии легкой промышленности

    Общероссийский классификатор специальностей по образованию (далее — ОКСО) является составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации и подготовлен в рамках выполнения Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 121 «О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» с учетом изменений, происшедших в системе высшего и среднего профессионального образования России. ОКСО базируется на положениях Закона Российской Федерации «Об образовании» и нормативных документах Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (Госкомвуза России).

    Общероссийский классификатор специальностей по образованию разработан для использования вместо Общесоюзного классификатора специальностей по образованию (1 89 094) на территории Российской Федерации.

    ОКСО создан для регламентации принятых в Российской Федерации специальностей по образованию и предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех уровнях управления народным хозяйством Российской Федерации с охватом как государственной, так и негосударственной систем высшего и среднего профессионального образования при решении следующих задач:

    • — регулирования приема и выпуска специалистов;
    • — статистического учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов;
    • — интеграции системы высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации в международные образовательные структуры;
    • — сопоставимости образовательной статистики России и других стран.

    Объектами классификации в ОКСО являются группы специальностей, области знаний (наук), специальности среднего профессионального и высшего образования, направления подготовки (в высшем образовании), а также специализации.

    Группа специальностей представляет собой совокупность специальностей, относящихся к какой-либо широкой предметной области, указанной в наименовании группы.

    Область знаний (наук) отражает принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные науки (используется для классификации объектов только в высшем образовании).

    Под специальностью или направлением подготовки понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.

    Специализация — это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности.

    В качестве характеристики объектов классификации используют признак уровня подготовки.

    Классификатор состоит из двух разделов:

    • — раздел 1 «Среднее профессиональное образование»;
    • — раздел 2 «Высшее образование».

    Раздел 1 «Среднее профессиональное образование» содержит один подраздел — «Специальности среднего профессионального образования».

    Раздел 2 «Высшее образование» содержит два подраздела:

    • — подраздел 1 «Специальности высшего образования»;
    • — подраздел 2 «Направления подготовки в высшем образовании».

    Каждый подраздел ОКСО содержит 3-уровневую классификацию объектов. В подразделах «Специальности среднего профессионального образования» и «Специальности высшего образования» выделяют следующие уровни классификации:

    • — группа специальностей;
    • — специальность;
    • — специализация.

    В подразделе «Направления подготовки в высшем образовании» выделяют следующие уровни классификации:

    • — область знаний (наук);
    • — направление подготовки;
    • — специализация.

    В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и фасетов классификационных признаков объектов.

    Структурно описание объекта классификации включает:

    • — блок идентификации объекта;
    • — блок наименования объекта;
    • — блок фасетов классификационных признаков объекта.

    Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации, серийно-порядкового, последовательного и параллельного методов кодирования. Длина кодового обозначения составляет семь цифровых десятичных знаков и контрольное число (КЧ).

    Формула структуры кодового обозначения в блоке идентификации ОКСО имеет вид:

    ХХ + ХХ + ХХ + Х + КЧ.

    Признаки идентификационного кода распределяют следующим образом:

    для специальностей среднего профессионального и высшего образования для направлений подготовки в высшем образовании
    1, 2-й знаки — группа специальностей; 1, 2-й знаки — область знаний (наук);
    3, 4-й знаки — специальность; 3, 4-й знаки — направление подготовки;
    5, 6-й знаки — специализация; 5, 6-й знаки — специализация;
    7-й знак — уровень подготовки. 7-й знак — уровень подготовки.

    Для 7-го знака приняты следующие значения:

    • — 1 — специальности среднего профессионального образования;
    • — 2 — направления подготовки в высшем образовании;
    • — 3 — специальности высшего образования.

    Общероссийский классификатор специальностей по образованию 2021

    1. РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом высшего образования (НИИВО) Госкомвуза России и Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России

    РАЗРАБОТЧИКИ Г.И.Байденко; О.А.Веденина; Э.Р.Голубева, канд.эконом. наук; Н.С.Гудилин; В.М.Зуев, д-р эконом. наук; Н.О.Карпенко, канд.техн. наук; Ю.Я.Клехо, канд.техн. наук; А.Л.Коломенская; А.А.Саков, д-р эконом. наук; Н.А.Чхартишвили; В.Е.Яценко, канд.эконом. наук

    ПРЕДСТАВЛЕН Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию

    ВНЕСЕН Главным управлением технической политики в области стандартизации Госстандарта России

    2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 296


    Издательство стандартов, 1995

    ОКСО – это сокращенное название Общероссийского классификатора специальностей. Классификатор создан для того, чтобы обеспечивать обмен данными между государственными ведомствами в области образования. ОКСО призван решать задачи в сфере подготовки нужных специалистов в производственной либо иной области. Другими словами, Общероссийский классификатор специальностей учитывает потребности рынка в различных областях деятельности, что приводит в конечном итоге к снижению уровня безработицы.

    Среди остальных задач ОКСО выделяют такие, как регулирование лицензирования в образовательной области, статистический анализ, учет и обработку информации, регулирование соотношения уровня подготовки российских специалистов в соответствии с международными стандартами.

    ОКСО включает в себя как высшее, так и среднее профессиональное образование. Классификатор опирается на закон «Об образовании», а также на списки направлений в подготовке кадров, составленные в соответствии с данным законом. Ведение классификатора регулируется Министерством образования РФ и ВНИИКИ Госстандарта.

    Объектами Общероссийского классификатора специальностей являются специальности высшего и среднего профессионального образования. Под специальностью в данном случае понимаются навыки, знания, умения, которые были получены в процессе обучения в образовательном учреждении, когда становятся способны решать подготовленные специалисты поставленные профессиональные задачи.

    ОКСО в целом представляет свод кодовых обозначений объектов для классификации, наименований данных объектов и дополнительные классификационные признаки.

    Включает структурное описание объекта:

    • Блок наименования
    • Блок идентификации
    • Блок классификационных дополнительных признаков

    В ОКСО блок идентификации строится с применением иерархического метода классификации, а также при помощи последовательного метода кодирования. Можно выделить три уровня иерархической классификации:

    • Специальности
    • Направления подготовки
    • Укрупненные группы направлений и специальностей

    В структуру кодового обозначения включены шесть десятичных цифровых знака. Она обладает следующим видом: ХХХХХХ, где:

    • Первый и второй знак соответствует укрупненным группам направлений и специальностей подготовки
    • Третий и четвертый знак – это направления подготовки
    • Пятый и шестой знак – специальности

    В ОКСО блок наименования включает в себя наименования специальностей, направлений подготовки, наименования укрупненных групп направлений и специальностей. Для удобства использования классификатора наименования направлений выделены полужирным, специальностей – курсивом. В блоке классификационных дополнительных признаков содержится информация о квалификации, которая присваивается по специальности и направлению подготовки. В 1 графе блока квалификационных дополнительных признаков указывают код, во 2 графе блока – наименование квалификации. Определяется наименование квалификации утвержденными Министерством образования РФ перечням направлений и специальностей среднего профессионального и высшего образования.

    Законодательная база Российской Федерации

    Дополнительные классификационные признаки включают сведения о квалификации, которая определяет уровень подготовки специалиста. На данном этапе коды ОКСО имеют вид ХХ, т. е. представляют собой два разряда, где первый знак указывает на высшее или среднее профессиональное образование, а второй называет уровень подготовки: бакалавр, специалист или магистр для высшего образования и базовый или повышенный для среднего. Таким образом, если нужно закодировать в ОКСО название квалификации целиком, получается код из 8 знаков вида ХХХХХХХХ (первые шесть для направления подготовки или специальности и 2 для самой квалификации).

    Принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ) от 8 декабря 2016 г. N 2007-ст.)

    Из Приказа:

    «Объектами классификации в ОКСО являются профессии и специальности среднего профессионального образования, специальности и направления подготовки высшего образования.

    Под профессией, специальностью, направлением подготовки понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.

    Профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы. Под УКРУПНЕННОЙ ГРУППОЙ понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки.»

    Мы отработали для каждой профессии, специальности, направления подготовки ПЕРЕЧЕНЬ лабораторий, обеспечивающих учебный процесс. Пройдите по ссылкам ниже.

    Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации и подготовлен в рамках выполнения Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 121 «О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» с учетом изменений, происшедших в системе высшего и среднего профессионального образования России. ОКСО базируется на положениях Закона Российской Федерации «Об образовании» и нормативных документах Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (Госкомвуза России).

    Общероссийский классификатор специальностей по образованию разработан для использования вместо Общесоюзного классификатора специальностей по образованию (1 89 94) на территории Российской Федерации.

    ОКСО создан для регламентации принятых в Российской Федерации специальностей по образованию и предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех уровнях управления народным хозяйством Российской Федерации с охватом как государственной, так и негосударственной систем высшего и среднего профессионального образования при решении следующих задач:

    — регулирования приема и выпуска специалистов;

    — статистического учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов;

    — интеграции системы высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации в международные образовательные структуры;

    — сопоставимости образовательной статистики России и других стран.

    Объектами классификации в ОКСО являются группы специальностей, области знаний (наук), специальности среднего профессионального и высшего образования, направления подготовки (в высшем образовании), а также специализации.

    Группа специальностей представляет собой совокупность специальностей, относящихся к какой-либо широкой предметной области, указанной в наименовании группы.

    Область знаний (наук) отражает принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные науки (используется для классификации объектов только в высшем образовании).

    Под специальностью или направлением подготовки понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.

    Специализация — это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности.

    В качестве характеристики объектов классификации используется признак уровня подготовки.

    Классификатор состоит из двух разделов:

    — раздел 1 «Среднее профессиональное образование»;

    — раздел 2 «Высшее образование».

    Раздел 1 «Среднее профессиональное образование» содержит один подраздел — «Специальности среднего профессионального образования».

    Раздел 2 «Высшее образование» содержит два подраздела:

    — подраздел 1 «Специальности высшего образования»;

    — подраздел 2 «Направления подготовки в высшем образовании».

    Каждый подраздел ОКСО содержит 3-уровневую классификацию объектов. В подразделах «Специальности среднего профессионального образования» и «Специальности высшего образования» выделяются следующие уровни классификации:

    — группа специальностей;

    — специальность;

    — специализация.

    В подразделе «Направления подготовки в высшем образовании» выделяются следующие уровни классификации:

    — область знаний (наук);

    — направление подготовки;

    — специализация.

    В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и фасетов классификационных признаков объектов.

    Структурно описание объекта классификации включает:

    — блок идентификации объекта;

    — блок наименования объекта;

    — блок фасетов классификационных признаков объекта.

    Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации, серийно-порядкового, последовательного и параллельного методов кодирования. Длина кодового обозначения составляет семь цифровых десятичных знаков (и контрольное число (КЧ).

    Формула структуры кодового обозначения в блоке идентификации ОКСО имеет вид:

    ХХ + ХХ + ХХ + Х + КЧ

    Признаки идентификационного кода распределяются следующим образом:

    для специальностей среднего
    профессионального и высшего
    образования

    для направлений подготовки в высшем образовании

    1,2-й знаки-группа специальностей;

    1,2-й знаки-область знаний (наук);

    3,4-й знаки-специальность;

    3,4-й знаки-направление подготовки;

    5,6-й знаки-специализация;

    5,6-й знаки-специализация;

    7-й знак -уровень подготовки;

    7-й знак -уровень подготовки.

    Для 7-го знака приняты следующие значения:

    — 1 — специальности среднего профессионального образования;

    — 2 — направления подготовки в высшем образовании;

    • Классификация
    • Классификатор специальностей

    С 1 июля 2017 года вводится в действие Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2016

    Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст взамен ОК 009-2003, ОК 023-95. Классификатор предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.

    «ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию»

    Классификатор занятий (ОК 010-2014) регламентирован Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. № 2020-ст. Он используется при проведении статистических наблюдений и исследований распределения граждан по видам занятий, а также ведения статистического учета в целях совершенствования политики занятости. А с августа 2021 года он применяется и для заполнения формы СЗВ-ТД.

    В классификатора два раздела:

    • Основные группы, подгруппы, малые и начальные группы (таблица с кодами, необходимыми для СЗВ-ТД). Из знаков в этих группах и подгруппах собираются первые четыре цифры кода;
    • Описания основных групп, подгрупп, малых и начальных групп

    Коды выполняемой функции, обозначенные в классификаторе, имеют вид ХХХХ.Х, из которых первые 4 знака — код наименования группы занятий согласно классификатору занятий, а пятый знак — контрольное число.

    В классификаторе нет разделения точкой, но в таблице есть графы с самим кодом (Код) и контрольным числом (КЧ). Для заполнения СЗВ-ТД нужно первые четыре цифры указывать до точки, а последнюю пятую — после нее. Например, для бухгалтера нужно использовать код 2411.6, а для секретаря — 4120.1.

    Возможна ситуация, когда у работника сразу несколько трудовых функций. В этом случае нужно выбирать код той трудовой функции, по которой работник занят больше всего времени. К примеру, бухгалтер выполняет дополнительно обязанности кассира, но больше всего у него именно бухгалтерской работы. Соответственно, в СЗВ-ТД требуется ставить код, который указывается по бухгалтерам — 2411.6.

    Если по простому поиску через наименование должности не удалось найти код, можно поступить другим образом — найти должность через ее описание. Сначала нужно открыть раздел 2 классификатора, а затем выбрать группу, подгруппу, малую и начальную группы.

    После этого изучить трудовые обязанности представленных там должностей и подобрать те, которые соответствуют работе сотрудника. При этом иногда должность из классификатора может не совпадать с используемым наименованием должности, а обязанности будут совпадать.

    Допустим, сотрудницу приняли на работу главным бухгалтером. Такой должности нет в классификаторе, соответственно, необходимо искать по трудовым обязанностям в разделе с описанием.

    В описании для кода 1211 (управляющие финансовой деятельностью) указано, в эту группу включается главный бухгалтер и финансовый директор. Соответственно, именно этот код нужно указать в СЗВ-ТД.

    • При проверке возникает ошибка 30,40, 50
    • Не получается отправить отчет, не формируется отчет
    • Не нужный, уволенный сотрудник попал в отчет
    • Приведем в порядок справочники и документы по сотрудникам, для корректного заполнения электронных трудовых книжек
    • Проверим и синхронизируем записи в документах Прием на работу, Кадровое перемещение, Увольнение и др.
    • Подключим к электронным трудовым книжкам

    В ОКСО использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

    Структура кода классификатора
    Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:

    X.XX.XX.XX,

    где:
    1-й цифровой знак соответствует коду области образования;
    2-й и 3-й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;
    4-й и 5-й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;
    6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.

    После кода области образования, после кода укрупненной группы и после кода образовательного уровня ставится точка.

    Код области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах ОКСО.

    Код профессии, специальности или направления подготовки представляет собой последовательный цифровой код в пределах укрупненной группы и образовательного уровня.

    При кодировании укрупненной группы как объекта классификации код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) имеют значение «00».

    При кодировании области образования как объекта классификации код укрупненной группы, код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) не используются.

    В ОКСО использован перечень областей образования, установленный Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1059:

    • математические и естественные науки;
    • инженерное дело, технологии и технические науки;
    • здравоохранение и медицинские науки;
    • сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
    • науки об обществе;
    • образование и педагогические науки;
    • гуманитарные науки;
    • искусство и культура;
    • оборона и безопасность государства. Военные науки.

    В ОКСО использован перечень укрупненных групп, установленный приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» и от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»:

    • Математические и естественные науки
      • 01 Математика и механика
      • 02 Компьютерные и информационные науки
      • 03 Физика и астрономия
      • 04 Химия
      • 05 Науки о Земле
      • 06 Биологические науки
    • Инженерное дело, технологии и технические науки
      • 07 Архитектура
      • 08 Техника и технологии строительства
      • 09 Информатика и вычислительная техника
      • 10 Информационная безопасность
      • 11 Электроника, радиотехника и системы связи
      • 12 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
      • 13 Электро- и теплоэнергетика
      • 14 Ядерная энергетика и технологии
      • 15 Машиностроение
      • 16 Физико-технические науки и технологии
      • 17 Оружие и системы вооружения
      • 18 Химические технологии
      • 19 Промышленная экология и биотехнологии
      • 20 Техносферная безопасность и природообустройство
      • 21 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
      • 22 Технологии материалов
      • 23 Техника и технологии наземного транспорта
      • 24 Авиационная и ракетно-космическая техника
      • 25 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
      • 26 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
      • 27 Управление в технических системах
      • 28 Нанотехнологии и наноматериалы
      • 29 Технологии легкой промышленности

      Классификатор специальностей по образованию был разработан Министерством образования РФ в соответствии с положениями Закона РФ «Об образовании».

      Назначение ОКСО состоит в упрощении и унификации обработки информации, так или иначе связанной:

      • с определением степени востребованности тех или иных специальностей на рынке труда;
      • с вопросами, относящимися к приему абитуриентов в учебные заведения и выпуску уже дипломированных специалистов;
      • с лицензированием учебных заведений;
      • с адаптацией Российской образовательной системы к международным нормам.

      По сути ОКСО – это сборник кодов, включающих в себя:

      • объект классификации;
      • наименование объекта классификации;
      • иные признаки объекта.

      Кодовое обозначение каждого объекта разделяется на ряд кодовых блоков, включающих в себя:

      • идентификационное обозначение;
      • наименование;
      • иные признаки конкретного объекта.

      В свою очередь идентификационные блоки делятся на общие группы специальностей и направлений и раздельные группы специальностей и направлений подготовки. Общие группы представляют собой широкую область образования, а специализированные – более узкое направление образования либо конкретную профессиональную отрасль.

      Структура кода состоит из шести цифр ряда от 0 до 9, где:

      • первая пара цифр – общая группа специальностей и направлений;
      • вторая пара цифр – направление подготовки;
      • третья пара цифр – специальности.

      Блок дополнительных сведений включает в себя информацию, касающуюся квалификации, полученной по результатам обучения.

      Графа один блока дополнительной информации включает в себя код, а графа вторая – квалификацию по двум разрядам. Сами разряды, в свою очередь, диверсифицируются по ряду признаков, с присвоением каждому признаку собственного цифрового обозначения квалификации специалиста.

      Общероссийский классификатор специальностей – это совокупность кодов, наименований объектов и их дополнительных классификационных признаков, которые сведены в одну таблицу. При этом кодирование (идентификация объекта) имеет трехуровневую систему иерархии, используя для кодировки последовательный метод. Каждый последующий уровень конкретизирует предыдущий, который, в свою очередь, является некоторым обобщением для последующего. Коды ОКСО имеют следующий вид: ХХХХХХ – шесть цифровых значений, где первые два обозначают первый уровень иерархии, 4 и 5 – второй, а последние два – третий. На первом уровне выделяются укрупненные группы специальностей, которым соответствует более обширная предметная область. Она сужается на втором уровне и конкретизируется на третьем, где выделяется сама специальность. При этом в блоке наименования общероссийский классификатор специальностей разделяет названия разных уровней классификации разным шрифтом – полужирным на втором уровне и курсивом на третьем.

      (в ред. Изменений N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием, N 2/2010 ОКСО, утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 48-ст)

      1. Разработан Научно-исследовательским институтом высшего образования (НИИВО) Минобразования России, Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству» (ФГУП «ВНИИКИ») Госстандарта России.

      Представлен Министерством образования Российской Федерации.

      Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта России.

      2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 N 276-ст.

      3. Взамен ОК 009-93.

      Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) охватывает высшее и среднее профессиональное образование и основывается на утверждаемых Минобразованием России перечнях направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» от 13.01.1996 N 12-ФЗ.

      ОКСО предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач:

      — определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов;

      — регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании;

      — интеграция системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство.

      Объектами классификации в ОКСО являются специальности высшего и среднего профессионального образования.

      Под специальностью понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.

      В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и их дополнительных классификационных признаков.

      Структурное описание объекта классификации включает:

      — блок идентификации;

      — блок наименования;

      — блок дополнительных классификационных признаков.

      Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования.

      Три уровня иерархической классификации объектов выделяют:

      — укрупненные группы специальностей и направлений подготовки;

      — направления подготовки;

      — специальности.

      Укрупненные группы специальностей и направлений подготовки объединяют совокупности специальностей и направлений подготовки, относящихся к какой-либо широкой предметной области, и соответствуют утвержденному Правительством Российской Федерации государственному заданию на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2003 — 2005 годы.

      Направления подготовки выделяют более узкую предметную область в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, к которым они принадлежат.

      Специальности выделяют в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область.

      Специализации, вводимые учебными заведениями в порядке, установленном Минобразованием России, в ОКСО не рассматриваются.

      Структура кодового обозначения включает шесть цифровых десятичных знаков и имеет вид:

      XXXXXX,

      где:

      1, 2-й знаки соответствуют укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;

      3, 4-й знаки соответствуют направлениям подготовки;

      5, 6-й знаки соответствуют специальностям.

      Блок наименования ОКСО содержит наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки; направлений подготовки; специальностей.

      В настоящем ОКСО в блоке наименований для удобства пользования наименования направлений подготовки выделены полужирным шрифтом, а наименования специальностей — курсивом, учитывая, что в соответствии со сложившейся практикой эти наименования в отдельных случаях могут совпадать.

      Блок дополнительных классификационных признаков содержит информацию о квалификации, присваиваемой по направлению подготовки и/или по специальности.

      Квалификация по направлению подготовки и/или специальности высшего и среднего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач.

      В первой графе блока дополнительных классификационных признаков указывается код, во второй графе — наименование квалификации.

      Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации и подготовлен в рамках выполнения Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 121 «О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» с учетом изменений, происшедших в системе высшего и среднего профессионального образования России. ОКСО базируется на положениях Закона Российской Федерации «Об образовании» и нормативных документах Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (Госкомвуза России).

      Общероссийский классификатор специальностей по образованию разработан для использования вместо Общесоюзного классификатора специальностей по образованию (1 89 94) на территории Российской Федерации.

      ОКСО создан для регламентации принятых в Российской Федерации специальностей по образованию и предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех уровнях управления народным хозяйством Российской Федерации с охватом как государственной, так и негосударственной систем высшего и среднего профессионального образования при решении следующих задач:

      — регулирования приема и выпуска специалистов;

      — статистического учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов;

      — интеграции системы высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации в международные образовательные структуры;

      — сопоставимости образовательной статистики России и других стран.

      Объектами классификации в ОКСО являются группы специальностей, области знаний (наук), специальности среднего профессионального и высшего образования, направления подготовки (в высшем образовании), а также специализации.

      Группа специальностей представляет собой совокупность специальностей, относящихся к какой-либо широкой предметной области, указанной в наименовании группы.

      Область знаний (наук) отражает принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные науки (используется для классификации объектов только в высшем образовании).

      Под специальностью или направлением подготовки понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.

      Специализация — это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности.

      В качестве характеристики объектов классификации используется признак уровня подготовки.

      Классификатор состоит из двух разделов:

      — раздел 1 «Среднее профессиональное образование»;

      — раздел 2 «Высшее образование».

      Раздел 1 «Среднее профессиональное образование» содержит один подраздел — «Специальности среднего профессионального образования».

      Раздел 2 «Высшее образование» содержит два подраздела:

      — подраздел 1 «Специальности высшего образования»;

      — подраздел 2 «Направления подготовки в высшем образовании».

      Каждый подраздел ОКСО содержит 3-уровневую классификацию объектов. В подразделах «Специальности среднего профессионального образования» и «Специальности высшего образования» выделяются следующие уровни классификации:

      — группа специальностей;

      — специальность;

      — специализация.

      В подразделе «Направления подготовки в высшем образовании» выделяются следующие уровни классификации:

      — область знаний (наук);

      — направление подготовки;

      — специализация.

      В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и фасетов классификационных признаков объектов.

      Структурно описание объекта классификации включает:

      — блок идентификации объекта;

      — блок наименования объекта;

      — блок фасетов классификационных признаков объекта.

      Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации, серийно-порядкового, последовательного и параллельного методов кодирования. Длина кодового обозначения составляет семь цифровых десятичных знаков (и контрольное число (КЧ).

      Формула структуры кодового обозначения в блоке идентификации ОКСО имеет вид:

      ХХ + ХХ + ХХ + Х + КЧ

      Признаки идентификационного кода распределяются следующим образом:

      для специальностей среднего
      профессионального и высшего
      образования

      для направлений подготовки в высшем образовании

      1,2-й знаки-группа специальностей;

      1,2-й знаки-область знаний (наук);

      3,4-й знаки-специальность;

      3,4-й знаки-направление подготовки;

      5,6-й знаки-специализация;

      5,6-й знаки-специализация;

      7-й знак -уровень подготовки;

      7-й знак -уровень подготовки.

      • Календари:
      • — производственный
      • — женский
      • Часовые пояса
      • 10 разделов
      • Цвета
      • Собаки
      • Этикет
      • Калории
      • 30 разделов

      ОКСО – это сокращенное название Общероссийского классификатора специальностей. Классификатор создан для того, чтобы обеспечивать обмен данными между государственными ведомствами в области образования. ОКСО призван решать задачи в сфере подготовки нужных специалистов в производственной либо иной области. Другими словами, Общероссийский классификатор специальностей учитывает потребности рынка в различных областях деятельности, что приводит в конечном итоге к снижению уровня безработицы.

      Среди остальных задач ОКСО выделяют такие, как регулирование лицензирования в образовательной области, статистический анализ, учет и обработку информации, регулирование соотношения уровня подготовки российских специалистов в соответствии с международными стандартами.

      ОКСО включает в себя как высшее, так и среднее профессиональное образование. Классификатор опирается на закон «Об образовании», а также на списки направлений в подготовке кадров, составленные в соответствии с данным законом. Ведение классификатора регулируется Министерством образования РФ и ВНИИКИ Госстандарта.

      Объектами Общероссийского классификатора специальностей являются специальности высшего и среднего профессионального образования. Под специальностью в данном случае понимаются навыки, знания, умения, которые были получены в процессе обучения в образовательном учреждении, когда становятся способны решать подготовленные специалисты поставленные профессиональные задачи.

      ОКСО – это сборник кодовых обозначений предметов классификации, их обозначений и вспомогательных свойств.
      Существует 3 блока структурного изображения предмета:

      • название;
      • аутентификация;
      • вспомогательные классификационные свойства.

      В свою очередь, аутентификационный блок основан на иерархическом способе классификации и градационном способе кодировки.

      Иерархическая классификация является трехуровневой:

      • профессия;
      • профессиональная ориентация;
      • укрупненные классы ориентации и профессий.

      Кодовое определение состоит из 6 цифр:

      • первые 2 цифры – это укрупненные классы;
      • третья и четвертая – профессиональная ориентация;
      • пятая и шестая цифры обозначают профессию.

      Наименование на русском языке: Общероссийский классификатор специальностей по образованию
      Наименование на английском языке: Russian Classification of Professions by Education
      Аббревиатура: ОКСО
      Обозначение: ОК 009-2003

      Дата введения в действие: 01.01.2004
      Основание: Постановление Госстандарта России от 30.09.2003 г. № 276-ст
      Предыдущий классификатор: ОКСО ОК 009-93

      Дата окончания действия: 01.07.2017
      Основание: Приказ Росстандарта от 08.12.2016 г. № 2007-ст
      Последующий классификатор: ОКСО ОК 009-2016

      Ответственный орган: Минобрнауки России
      Официальный сайт: http://минобрнауки.рф

      Код ОКСО Наименование Квалификация
      код наименование

      Список последних обновлений классификатора представлен в таблице ниже.
      Подробный отчёт по изменениям каждой позиции классификатора представлен на странице История изменений позиций классификатора.

      Классификатор ОКСО предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач:

      • — определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов;
      • — регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании;
      • — интеграция системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство.

      Объектами классификации в ОКСО являются специальности высшего и среднего профессионального образования.

      Дата размещения в базе 22.01.2013

      Актуальность классификатора: включая изменения N 2/2010 ОКСО, утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 48-ст

      ОКСО – неполное наименование Общей российской классификационной профессиональной системы. Классификационная система основана для гарантирования обмена сведениями между муниципальными организациями в области просветительского дела.

      ОКСО призвана регулировать вопросы в сфере подготовки требуемых профессионалов в промышленной или другой сфере. По-другому, Российская классификационная система профессий предусматривает нужды рынка в разнообразных сферах работы, что приводит в конечном результате к понижению степени отсутствия работы.

      Среди прочих вопросов ОКСО выделяют такие, как регулировка лицензии в просветительной сфере, обзор статистики, подсчет и обрабатывание материалов, урегулирование баланса степени подготовки русских профессионалов в соответствии с интернациональными эталонами.

      ОКСО содержит в себе как высшее, так и среднее проф. образование. Классификационная система базируется на постановлении «О воспитании», а еще на перечне течений в подготовке работников, наложенные в согласовании со сведениями законодательства. Учет классификационной системы регулируют такие высшие инстанции, как Министерство по образованию России и ВНИИКИ Государственного стандарта.

      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 сентября 2003 г. N 276-ст. О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО КЛАССИФИКАТОРА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ см. текст
      ОК 009-93 ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Дата введения 1994-07-01 Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 296 см. текст

      ОКСО – неполное наименование Общей российской классификационной профессиональной системы. Классификационная система основана для гарантирования обмена сведениями между муниципальными организациями в области просветительского дела.

      ОКСО призвана регулировать вопросы в сфере подготовки требуемых профессионалов в промышленной или другой сфере. По-другому, Российская классификационная система профессий предусматривает нужды рынка в разнообразных сферах работы, что приводит в конечном результате к понижению степени отсутствия работы.

      Среди прочих вопросов ОКСО выделяют такие, как регулировка лицензии в просветительной сфере, обзор статистики, подсчет и обрабатывание материалов, урегулирование баланса степени подготовки русских профессионалов в соответствии с интернациональными эталонами.

      ОКСО содержит в себе как высшее, так и среднее проф. образование. Классификационная система базируется на постановлении «О воспитании», а еще на перечне течений в подготовке работников, наложенные в согласовании со сведениями законодательства. Учет классификационной системы регулируют такие высшие инстанции, как Министерство по образованию России и ВНИИКИ Государственного стандарта.

      ОКСО в полном предполагает сборник кодовых помет предметов ради систематизации, названий сведений предметов и добавочные черты.

      Включает структурное описывание предмета:

      1. Блок названия;
      2. Источник идентификации;
      3. Источник классификационных добавочных признаков.

      В ОКСО источник идентификации основывается с применением иерархического способа систематизации, при поддержке поочередного способа кодировки. Позволительно подчеркнуть 3 степени иерархической систематизации:

      1. Специальности.
      2. Направления подготовки.
      3. Укрупненные категории направлений.

      В текстуру обозначения кодов введены 6 числовых значков. Она владеет последующим типом: ХХХХХХ, где:

      1-й и 2-й символ отвечают укрупненным группам течений и профессий подготовки, 3 и 4 символ – это тенденции подготовки, 5-й и 6-й символ – специальности.

      В ОКСО источник названия охватывает в себя названия профессий, направлений подготовки, названия компаний направлений и профессий.

      Кодировка 0101 00 1 обозначает:

      01 природно-научные профессии — категория специальностей;
      0101 гидрология — профессия;
      0101 00 1 деятельность среднего высококлассного образования — степень подготовки.

      Пример кодировки предметов систематизации подраздела:

      1. “Профессии высшего образования” разделения.
      2. “Высшее образование”.

      Код 0217 01 3 значит:

      02 гуманитарные и социальные профессии — группа профессий;
      0217 филология — специализированная специальность ;
      0217 01 русский язык – специализированная специальность;
      0217 01 3 профессия высшего образования — степень подготовки.

      Пример кодировки предметов систематизации с целью подраздела:

      1: “Тенденции подготовки в высшем образовании” разделения.
      2: “Высшее образование”.

      Код 5101 00 2 значит:

      51 природные уроки и математика — сфера познаний (уроков);
      5101 математика — течение подготовки;
      5101 00 2 течение подготовки в высочайшем воспитании — степень подготовки.

      Среднее профессиональное образование (СПО) – это уровень профобразования, который ориентирован на подготовку профессионалов-практиков и сотрудников посредственного звена для абсолютно всех сфер экономики.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *