Понятие и порядок проведения публичных слушаний

Автор: | 09.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и порядок проведения публичных слушаний». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Преобразования в системе местной власти обуславливают практический и теоретический интерес к образованию новых институтов по учету общественного мнения в ходе принятия уполномоченными органами административных актов. В качестве одной из важнейших форм волеизъявления населения выступают публичные слушания. Развитие этого института имеет сегодня особый смысл.

Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных. Комментарий к Ст. 28 ГрК РФ. Градостроительный кодекс в действующей редакции.

Сущность и правовая основа публичных слушаний.

Это новая форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. Ранее она применялась в некоторых муниципальных образованиях «в инициативном порядке», теперь же становится обязательной, открывая новый канал влияния территориального сообщества на функционирование муниципальной власти.

Во-первых, публичные слушания являются публично-право-вым институтом, призванным обеспечить независимое и свободное обсуждение общественностью вопросов, имеющих существенное значение для населения.

В английском языке для его обозначения используется словосочетание public hearing. Слово public в буквальном переводе с английского языка означает общественный, общенародный, публичный, общедоступный, открытый, гласный. В связи с широким спектром значений данного понятия, возникает проблема с его определением. Глава муниципального образования может назначить публичные (общественные) слушания по вопросам, отнесенным уставом муниципального образования к компетенции главы муниципального образования, собственным решением или внести инициативу о проведении таких слушаний в представительный орган муниципального образования.

Статья 28 №131-ФЗ указывает в качестве главной цели проведения публичных слушаний обсуждение разработанных на уровне органов МСУ местных правовых актов, в котором в качестве обязательных участников должны присутствовать граждане, живущие на территории муниципального образования. Другими словами, основными функциями подобных мероприятий следует считать такие:

  • информирование граждан, проживающих на территории МО о ключевых решениях и проектах нормативных документов, планируемых к принятию на местном уровне;
  • определение мнения жителей МО по отношению к рассматриваемым на публичных слушаниях вопросам и качеству представленных на них проектов документов;
  • реализация прав граждан на осуществление МСУ путем привлечения их к решению вопросов муниципального уровня.

Обязательность проведения публичных слушаний установлена в градостроительном законодательстве впервые. Ранее граждане Российской Федерации и их объединения до утверждения градостроительной документации имели право участвовать в общественных слушаниях, но проведение таких слушаний не являлось необходимым условием при утверждении градостроительной документации.

Инициирование. На этом этапе определяются субъекты, заявляющие о необходимости провести мероприятие, устанавливается место, дата, время.

Обращение инициаторов проведения публичных слушаний в представительный орган муниципального образования должно рассматриваться в присутствии его инициаторов на открытом заседании представительного органа. Для разрешения разногласий может быть предусмотрено создание согласительной комиссии из представителей инициаторов обращения и представителей органов местного самоуправления.

Во всех этих случаях вопрос об инициаторах проведения слушаний не возникает — они организуются в силу предписаний закона органами местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие решений по соответствующим вопросам. Без проведения слушаний по ним принимать соответствующие решения запрещено.

Исходя из сказанного, необходимо внести изменения в ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дополнив данную норму понятием публичных слушаний. Публичные слушания проводятся открыто. Их целью выступает предоставление населению возможности участвовать в разработке мер по устранению проблем, касающихся их непосредственного жизнеобеспечения и развития территории.

Публичные слушания по инициативе населения и Совета депутатов муниципального образования назначаются решением Совета депутатов муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования – решением главы муниципального образования, которое оформляется в форме постановления.

Публичные слушания: организация, порядок проведения, результаты

Иногда к публичным слушаниям ошибочно относят депутатские слушания, которые традиционно проводятся на местном уровне. Несмотря на сходство между депутатскими слушаниями и публичными слушаниями, между ними есть определенные различия.

На публичных слушаниях секретарем ведется протокол, который подписывается председательствующим и секретарем. В протоколе проведения публичных слушаний должны быть отражены замечания и предложения участников слушаний по обсуждаемым проектам нормативных правовых актов.

Указанная норма носит императивный характер. Это означает, что публичные слушания муниципального образования выступают не только юридическим, но и реально действующим, фактическим инструментом непосредственной демократии.

Данный сайт построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает Internet Explorer устаревших версий.

ФЗ от 6 октября 2003 г. в ст. 23 устанавливает перечень обязательных вопросов, выносимых на всеобщее обсуждение.

Для реализации инициативы населения по проведению публичных слушаний каждый избиратель или группа избирателей города вправе образовать инициативную группу в количестве не менее пяти человек, которая имеет право обратиться в Думу с заявлением о проведении публичных слушаний, подписанным всеми членами инициативной группы.

Как было сказано выше, из-за широкого спектра значений понятия «публичные слушания» возникает проблема с его определением, в том числе законодательным.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должны, согласно Закону, предусматривать меры, обеспечивающие участие в слушаниях жителей муниципального образования и опубликование (обнародование) результатов слушаний.

Автор рассматривает юридическую природу института публичных слушании и его основные признаки. В статье представлена его типологи-зация и проанализированы возможности, которые дает реализация публичных слушании как института делиберативной демократии.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.

В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, публичные слушания и общественные обсуждения могут не проводиться по проектам муниципальных правовых актов и вопросам, решения по которым принимаются сходом граждан. Инициатива населения о проведении публичных слушаний (далее – инициатива населения) может исходить от инициативной группы жителей численностью не менее 10 человек (далее – инициативная группа).

N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях обеспечения реализации права населения муниципального образования Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области (далее по тексту — муниципальное образование) на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления.

В случае назначения публичных слушаний решением Совета депутатов муниципального образования организация проведения публичных слушаний возлагается на соответствующую постоянную комиссию Совета депутатов муниципального образования; в случае назначения главой муниципального образования — на структурное подразделение (специалиста) администрации муниципального образования.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по ГрК РФ

Организатор публичных слушаний определяет секретаря, основного докладчика публичных слушаний и утверждает регламент проведения публичных слушаний.

Полагаем, что приведенное определение может быть взято за основу при разработке нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения публичных слушаний, с целью единообразного понимания и закрепления понятия этого правового института в законодательстве.

Публичные (общественные) слушания проводятся по вопросам местного значения, и их решения носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления.

К ним относят, в частности, проблемы непосредственной жизнедеятельности населения, обеспечение общественного правопорядка, соблюдение интересов жителей. Реализация задач требует постоянного контакта уполномоченных органов местной власти с гражданами, широкого информирования их о деятельности муниципальной власти.

Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер. Результаты публичных слушаний учитываются в процессе последующей работы над проектами правовых актов.

Из приведенных определений публичных слушаний следует, что они проводятся только для обсуждения вопросов местного значения. В силу этого их результаты носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер.

В муниципальной практике впервые встречается форма непосредственной демократии рекомендательного характера, которая тем не менее обязательно должна проводиться по некоторым вопросам местного значения.

Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься: 1) проект устава…

Законы Российской Федерации по ст. 28 ГрК РФ

Для обсуждения проектов муниципально-правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования – главой муниципального образования.

В качестве инициатора организации публичных слушаний могут выступать следующие субъекты МСУ:

  • граждане, которые проживают в границах МО;
  • представительный орган МСУ или группа избранных в него депутатов;
  • глава администрации МО.

Ст. 28 указанного законодательного акта определяет значение этого термина как заседание органов МСУ, которое проводится с обязательным участием жителей муниципального образования (МО) для общественного обсуждения различных вопросов местного значения, проектов муниципальных нормативных документов и других тем, отнесенных к полномочиям местного самоуправления.

Когда проводятся публичные слушания?

Следует отметить, что вопросы изменения границ муниципального образования и преобразования муниципального образования решаются путем голосования граждан (см. комментарий ст. 24).

К заявлению прилагается подтверждающий образование инициативной группы протокол собрания инициативной группы. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или муниципального Собрания, назначаются решением муниципального Собрания, по инициативе Руководителя муниципального образования – распоряжением Руководителя муниципального образования, Руководителя муниципалитета – распоряжением муниципалитета муниципального образования (далее – распоряжение муниципалитета).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *