Порядок расчета процента накладных расходов

Автор: | 09.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок расчета процента накладных расходов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Откорректированные нормативы передаются в Управление ценообразования, которое после окончательной экспертизы представляет их на утверждение в установленном порядке.

Особенность начисления накладных расходов и сметной прибыли – один из самых распространенных вопросов среди тех, что возникают у специалистов по ценообразованию в процессе работы.

Сметная прибыль, как и накладные расходы, является нормированной частью стоимости строительной продукции и также подразделяется на следующие группы нормативов:

  • общеотраслевые нормативы, устанавливаемые для всех исполнителей работ (65% для строительно-монтажных работ, 50% для ремонтно-строительных работ), используются для разработки инвесторских смет, технико-экономического обоснования проекта, определения стартовой конкурсной цены;
  • нормативы по видам строительных и монтажных работ(перечислены в Приложение 3 МДС 81-25.2001), используются на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы;
  • индивидуальные нормы, разрабатываемые для конкретной подрядной организации.

4. Экспертная оценка накладных расходов

Из указывают при планировании и составлении смет как фирмы в целом, так и отдельных структурных подразделений.

Учреждение на основании представленной учредителем информации об объеме финансирования составляет план финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год (планирует расходы по тем или иным статьям). Всему этому предшествует проведение анализа и соответствующих расчетов по затратам учреждения на выполнение задания учредителя.

Согласно п. 135 Инструкции № 157н общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике также распределяются на себестоимость продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов – на увеличение расходов текущего финансового года. К ним относятся расходы непроизводственного характера.

Указанный коэффициент учитывает увеличение размера страховых взносов с 1 января 2011 г. в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования до 34 процентов от оплаты труда работников по сравнению с 26 процентами, действующими в 2010 году.

В большинстве этих документов определение процента накладных расходов рекомендуется осуществлять от фонда оплаты труда, входящего в состав прямых затрат. При этом он может устанавливаться разным для разных видов и условий осуществления работ.

Дело в том, что результаты многочисленных наблюдений и анализ сметных затрат свидетельствуют, что в настоящее время структура прямых затрат в сметной стоимости строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ с увеличением доли затрат по оплате труда рабочих по сравнению с базисным уровнем, учтенным в сметно-нормативной базе 2001 г., значительно изменилась.

Начисление НР при составлении отдельной сметы производится в конце расчета по итогам прямых издержек. В основе метода определения их величины лежит суммарный ФОТ строителей и механизаторов. Перед тем, как рассчитать накладные расходы, определяется величина суммарной оплаты рабочих этих категорий.

При определении цены реализации и для дальнейшего планирования важно определить величину, позволяющую увидеть соотношение прямых и накладных расходов, то есть вычислить процент накладных расходов от прямых затрат.

Самая очевидная цель – планирование будущей прибыли, на которую влияют все понесенные предпринимателем издержки. Но в отношении накладных расходов это связано с определенными трудностями.

К таким бизнес-процессам относятся управление, организация производства, командировки и обучение сотрудников (см. подробнее про положение о командировках).
Определение нормативных значений накладных затрат по отдельным сметам изложено в Методических указаниях в строительстве (МДС). Все сметные показатели образуют систему формирования цены и нормирования. В методических указаниях отражаются положения по тому, как считать стоимость строительства, порядок составления смет, определения величины нормативных издержек.

Обратите внимание! На законодательном уровне точный перечень учитываемых накладных расходов закреплен только в медицине и строительной сфере. Компаниям, ведущим деятельность в иных отраслях, следует самостоятельно очертить круг рабочих НР и закрепить их состав в применяемой учетной политике для обоснования расходов и методики расчета себестоимости продукции или услуг (работ).

Структура накладных расходов в строительстве

Для предприятия такие затраты важны не меньше, чем прямые расходы, поскольку позволяют обеспечить работу всего предприятия.

Накладные расходы не входят непосредственно в продукт, товар или услугу, но жизненно необходимы для производства, продажи, управления организацией и выхода на рынок.

Накладные расходы относят к косвенным затратам. Их можно рассматривать как дополнительную часть прямых издержек. К НР относят затраты, не связанные напрямую с себестоимостью производства продукции или оказания услуг предприятием. Рассматривается экономическая связь: движение денежного потока на покрытие производимых операций.

Особенностью накладных расходов является то, что они как таковые не поименованы в НК РФ, а их структура в налоговом законодательстве не определена. В бухгалтерском учете также отсутствует дифференциация накладных расходов.

Прямые и накладные затраты не могут существовать отдельно. В одном случае издержки могут быть косвенными. В другом они же становятся прямыми. К примеру, сумма оплаты потребленного электричества конкретным участком будет косвенной издержкой в отношении всей линии производства. Но прямые издержки понесет именно этот цех.

Основным документом, в котором приводится формула с примером расчета накладных расходов в смете, являются методические указания МДС 81-33.2004.

Таким образом, распределению подлежат накладные расходы, связанные с производством продукции, оказанием услуг, выполнением работ, и общехозяйственные распределяемые расходы.

ВНИМАНИЕ! Нужно принимать во внимание законодательные лимиты для накладных затрат по конкретным статьям и нормы, определенные внутренними нормативными актами компании.

Согласно п. 138 Инструкции № 157 в состав затрат учреждения помимо прямых и накладных затрат также входят общехозяйственные расходы и издержки обращения. Для того чтобы разобраться, какие расходы из них подлежат распределению, построим детальную схему (приведена далее).

Процент накладных расходов от прямых затрат — величина, позволяющая определить расчетным путем размер накладных расходов в сметном расчете (калькуляции) и необходимая для оценки уровня конечной (продажной) стоимости продукции (работ, услуг).

Порядок расчета процента накладных расходов

Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам.
В приказе Минздравмедпрома России № 60 утверждаются нормативы накладных расходов. Там же дается пример расчета коэффициента накладных расходов, который может быть принят за основу. Приведем выдержку из документа (табл. 2).

Определение накладных расходов используется в целях подсчета величины всех дополнительных затрат организации. То есть издержек, не задействованных в производстве, но обеспечивающих успешную деятельность предприятия, включая технологические процессы.

Общепроизводственные и общехозяйственные накладные расходы при калькулировании подлежать пропорциональному отнесению на себестоимость ГП. Как правильно произвести распределение накладных расходов? Особенности вычислений в следующем подразделе.

Накладные расходы и сметная прибыль

Чтобы знать, как считать накладные расходы, необходимо в первую очередь определиться с базой для распределения сумм. Оптимальный параметр каждое предприятие выбирает самостоятельно.

Методические указания имеют в своем составе общие положения по определению величины накладных расходов в строительстве, расчету индивидуальных норм и применению нормативов накладных расходов.

Результаты наблюдений и анализ сметных затрат свидетельствует о значительном изменении структуры сметной стоимости строительно-монтажных работ с увеличением доли затрат по оплате труда рабочих по сравнению с базисным уровнем, учтенном в сметио-нормативной базе 2001 года.

С учетом результатов рассмотрения на МВК организации-разработчики вносят в проекты нормативов соответствующие коррективы.

Часть из них регламентируется законодательно (в отрасли строительства, медицины), часть — устанавливается в компании самостоятельно.

Также возможно вычисление, какой процент накладных расходов в строительстве необходим для покрытия затрат на установку программного обеспечения на рабочих местах всех специалистов, а также на ремонт вышедшего из строя оборудования.

Общая сумма накладных расходов на предприятии за 2016 год составила 25500 тыс. руб., а зарплата основных рабочих за тот же период – 23100 тыс. руб.
Текущие цены — это цены на данный момент, то есть на момент составления сметной формы. А базисные цены — это уровень цен 2001 года. Таким образом, размер накладных расходов в строительстве, как было указано выше, считается по формулам, приведенным в МДС 81-33.2004.

Накладные расходы в смете включают в себя

Сметная нормативная величина накладных расходов отражает среднеотраслевые общественно необходимые затраты, входящие в состав цены на строительную продукцию.

Общее методическое руководство разработкой нормативов накладных расходов осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования Госстроя России (далее — Управление ценообразования).

Разберемся с понятием «накладные расходы», уточним, какие затраты можно к ним отнести и как их признавать в финансовом учете.

Первый такой расчет делается по плановой калькуляции (смете). В дальнейшем его результаты уточняются по мере накопления фактических данных. Для определения устойчивой величины соотношения прямых затрат и накладных расходов, обеспечивающих высокий уровень достоверности прогнозных расчетов, необходимо обработать фактические данные за достаточно продолжительный период.

Определять способ распределения накладных расходов организации следует с учетом своей специфики и масштабов производства. Для ряда отраслей существуют определенные нормативы и рекомендации, которые организации учитывают при оценке своих затрат. Например,

  • накладные расходы в строительстве нормируются постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1, разъясняются письмами ведомства, а также специальными методическими указаниями Госстроя (МДС);
  • накладные расходы в химической промышленности – приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № 2;
  • при добыче угля или сланца по нормированию накладных расходов ориентируются на положения инструкции Минтопэнерго РФ от 25.12.1996.

Таким образом, становится понятно, что накладные расходы в смете — это процент, и от чего именно этот процент вычисляется.
При определении норматива должен применяться коэффициент 0,85. Однако к таким видам строительно-монтажных работ, как автомобильные дороги и монтаж оборудования, он не применяется. Разъяснения даются в письме Минрегиона России от 06.12.2010 № 41099-кк/08 и от 21.02.2011 № 3757-КК/08.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *