Особенности судебно психиатрической экспертизы несовершеннолетних

Автор: | 11.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности судебно психиатрической экспертизы несовершеннолетних». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Поскольку экспертное заключение относительно меры способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими основывается на совместных выводах и психиатров, и психологов, судебно-следственными органами должны формулироваться вопросы, относящиеся и к компетенции экспертов-психиатров, и к компетенции экспертов-психологов.

Эксперты-психологи рекомендуют проводить судебно-психологическую экспертизу несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на ранних этапах следствия, т.к. экспертное исследование имеет важное значение, не только для установления истины, но и для оптимизации самого судебно-следственного процесса. Перед психологом стоит задача помочь следователю установить психологический контакт с подростком.

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ И КРИМИНАЛИСТИКИ

При экспертизе несовершеннолетних необходимо учитывать, что незрелость психики подростка предрасполагает, с одной стороны, к его конформности, а с другой – к психическому индуцированию с возможностью внушенных форм мотивации и поведения или психопатологических переживаний.

Показателями глубины психической незрелости (критерии невменяемости) являются: задержка созревания всех сфер психики, выраженная внушаемость и подражательность, слабость интеллектуального и волевого контроля, инфантильность мотивации, отсутствие борьбы мотивов при принятии решения, нарушение способности к прогнозированию, критике, неуправляемость поведения.

Подростки 14-16 лет привлекаются к уголовной ответственности лишь за тяжкие преступления; лицам 16-18 лет могут быть инкриминированы все статьи УК, но при небольшой общественной опасности криминальных поступков к ним применяются принудительно-воспитательные меры в специальных воспитательно-трудовых учреждениях.

Только в последнее время стали назначаться экспертизы при расследовании и судебном разбирательстве дел по фактам совершения преступлений против здоровья населения и общественной нравственности (ст.ст. 230, 240, 242.1 УК РФ).

При групповых правонарушениях, в случаях, когда подросток играл подчиненную роль, следует определять внушаемость несовершеннолетнего при помощи специальных проб.

Установление этих важных обстоятельств, предусмотренных главой 50 УПК РФ без обязательного участия специалиста-психолога в области психологии личности невозможно.

Не случайно 30 июля 2014 г. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция развития до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации.

На практике следователь часто сталкивается с тем, что несовершеннолетние искажают или изменяют показания, что приводит к определенным трудностям в процессе расследования преступлений.

Об этом же свидетельствует неуклонный рост удельного веса комплексных экспертиз, проводимых несовершеннолетним (с 39,5% от общего числа СПЭ в 1999 г. до 65,1% в 2009 г.) [Мохонько, Муганцева, 2010].

СПЭ несовершеннолетних проводится практически во всех территориях РФ (не проводилась СПЭ несовершеннолетних только в Дагестане). Однако размах показателей по субъектам РФ значительный.
The paper reviews data on forensic-psychiatric evaluation of minors over the past 20 years. Current major challenges facing the forensic mental health services of the country are outlined with special emphasis on dealing with adolescents with mental disorders who have committed socially dangerous acts.

В пересчете на 10 тыс. детского и подросткового населения в 1994 г. число СПЭ несовершеннолетних составляло 4,1, увеличилось до 12,6 к 2005 г. (самое высокое значение показателя); с 2006 г. уменьшилось до 10,4 в 2010 г.; последние 3 года (2011-2013 гг.) значение этого показателя стабильно (11,0-11,2).

Для экспертной оценки способности несовершеннолетних подозреваемых полностью сознавать значение своих действий и руководить ими, необходимо исследовать состояния их интеллектуального (умственного) развития.

Последняя применяется к несовершеннолетним обвиняемым, если они не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную значимость своих действий либо руководить ими в силу отставания в психическом развитии, связанного с психическими расстройствами, обусловленными не социальными, а биологическими причинами.

Также для данной возрастной группы свойственны пубертатные кризы, психолого-характерологические особенности с различной степенью выраженности и отклонениями.

Наряду с общими для «стандартной» судебно-психиатрической экспертизы вопросами при проведении судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетним обвиняемым целесообразно установить степень умственной отсталости несовершеннолетнего, полноту его способности сознавать свои действия и меру возможности руководить ими. Для этого ставятся следующие вопросы.

Также для данной возрастной группы свойственны пубертатные кризы, психолого-характерологические особенности с различной степенью выраженности и отклонениями.

В уголовно-процессуальном законе РФ указан список условий, которые необходимо выполнить при ведение дела о преступлении несовершеннолетнего. В первую очередь нужно установить все особенности личности и уровень психологического, интеллектуального развития ребенка.

Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.

Среди форм инфантилизма, обусловленного социопсихологическими факторами, известны описания «инфантилизированного характера» и «синдрома единственного ребенка», в основе которых лежат неправильное воспитание по типу «кумира семьи» и гиперопека. Знание клинических форм инфантилизма необходимо при решении вопроса о соответствии уровня психического развития паспортному возрасту.

Особо процессуальным законодательством выделяется проблема допроса в судебном заседании несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, включая ситуации, когда у них обнаруживаются психические недостатки.

Особенности психических расстройств в подростковом возрасте. Факторы, определяющие правовое положение несовершеннолетних. Сущность синдрома психического инфантилизма. Закономерности становления психопатий. Клиническая картина психогенных реакций.

Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних связаны, во-первых, правовыми положениями, касающимися применения к ним уголовного наказания и других мер пресечения, во-вторых, они зависят от характера психических нарушений, которые наблюдаются у несовершеннолетних, направленных на судебно-медицинскую экспертизу.

Не определены также особенности проведения экспертиз, в частности психиатрических, в отношении них. Не попадая под действие статей УПК, они не могут быть освидетельствованы комиссией судебных психиатров, направлены на принудительное лечение.

Таким образом, выяснение того, насколько несовершеннолетние потерпевшие понимали характер и значение действий обвиняемых, должно включать в себя определение как осведомленности, так и способности к смысловой оценке противоправных действий.

В табл. 2 представлена динамика СПЭ несовершеннолетних за последние 20 лет. Абсолютное число СПЭ с 1994 по 2005 г. увеличилось в 2,3 раза (средний ежегодный прирост за этот период +7,8%), составив в 2005 г. 35 978 судебно-психиатрических освидетельствований (самое высокое значение показателя); к 2010 г. число СПЭ уменьшилось на 23,3% (среднегодовой темп прироста отрицательный (-5,2%).

К обстоятельствам, вызывающим сомнение относительно психического состояния лица, могут быть отнесены сведения: об оказании лицу в прошлом психиатрической помощи, о нахождении его на обучении в учреждении для лиц с задержкой развития или отставанием в психическом развитии, о получении в прошлом черепно-мозговых травм.

Следует учитывать, что многие психические заболевания, считающиеся неизлечимыми, отнюдь не свидетельствуют о «постоянной невменяемости» лиц, совершивших преступление, например посягательство на половую неприкосновенность. Вопрос о вменяемости может быть поставлен только в отношении конкретного инкриминируемого преступного события.

Очевидно, что приведенная формулировка изначально была ориентирована только на проведение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетнего, поскольку упомянуты только те формы умственной отсталости, которые не связаны с психическими расстройствами. Фактически имелась в виду задержка психического развития, обусловленная социальной или педагогической запущенностью.

Предметом такой экспертизы являются факторы (индивидуально-психологические, социально-психологические), свидетельствующие о случайности или закономерности совершенного правонарушения или обусловливающие вероятность рецидива; «защитные» факторы, способствующие успешной ресоциализации.

В УК РФ совершенно четко разводятся две формы отставания и отклонения в психическом развитии — связанные и не связанные с психическим расстройством.

Психопатоподобные состояния с очерченными интеллектуальными нарушениями следует рассматривать как болезненные в рамках органического поражения головного мозга. У таких больных в условиях судебно-психиатрической экспертизы встречаются так называемые реакции протеста.

Во-первых, несовершеннолетние имеют особый правовой статус от чего их защита в процессуальных подходах имеет свои особенности.

Таким образом, судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетнего подозреваемого представляет собой один из наиболее сложных видов экспертного исследования, для стандартизации и выработки единых общепринятых критериев которого необходима серьезная работа.
Во втором случае экспертиза является особенно важной и востребованной, если у ребенка наблюдаются проявления психологической или физической травмы, после совершенных с ним действий. Как правило экспертиза назначается по делам о половой неприкосновенности детей, так как действия сексуального характера могут оставить серьезные след на психике ребенка.

Однако на практике таких случаев оказалось очень мало, поскольку подавляющее большинство выявляемых форм недостаточности интеллектуального и личностного развития у подростков связано с теми или иными видами психической патологии: психическим и психофизическим инфантилизмом, органическими поражениями головного мозга, олигофренией и др.

Наиболее часто пубертатный криз протекает аномально у лиц с теми или иными психическими отклонениями и расстройствами. При этом основными особенностями психических заболеваний в пубертатном возрасте являются стертость, неразвернутость, фрагментарность симптоматики и превалирование в клинической картине характерологических, невротических и поведенческих нарушений.

Несовершеннолетние в силу их возрастных особенностей проявляют меньшую способность сопоставлять, связывать факты, предвидеть ход событий, управлять своим поведением. Все эти особенности учитываются законодателем при установлении возраста, по достижении которого возможна уголовная ответственность.

И. А. Уварова; под общ. ред. П. П. Сергуна; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Российская правовая акад. М-ва юстиции Российской Федерации», Поволжский (г. Саратов) юридический ин-т (фил.). Москва, 2011.

Судебно-психологическую экспертизу несовершеннолетних рекомендуется поводить на первых этапах дела, потому что от ее результата во многом зависит последующий ход судебно-следственных действий. Основной задачей психолога является установление психологического контакта у следователя с подростком, которое нередко затрудняется страхами перед наказанием, психологическими особенностями ребенка. Экспертиза таких лиц приобретает особое значение, поскольку установленный законом возраст наступления уголовной ответственности (14 лет) уменьшается. Так, например, подросток в 14 лет может по своему психическому и физическому развитию соответствовать десятилетнему при отсутствии выраженной дисгармонии в психическом развитии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *