Структура судебной системы РФ 2022 схема

Автор: | 18.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Структура судебной системы РФ 2022 схема». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На вершине нашей системы располагаются два главных суда Конституционный и Верховный. Необходимо запомнить, что федеральные суды создаются и упраздняются только Конституцией РФ или федеральными законами. Теперь давайте разберемся с их полномочиями.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. У него есть еще три важных полномочия.

  1. Верховный суд осуществляет надзор за деятельностью подведомственных судов
  2. Дает разъяснения по вопросам судебной практики.
  3. Изучает и обобщает судебную практику, анализирует статистику и даёт разъяснения.

Конституционный суд РФ занимается всеми аспектами, связанными с Конституцией РФ и спорами между органами государственной власти. Давайте поподробней.

  1. Конституционный суд предоставляет толкование Конституции РФ
  2. Проверяет соответствие Конституции РФ актов всех ветвей государственной власти
  3. Осуществляет проверку конституционности законов — по жалобам граждан, запросам судов и т.д.
  4. Рассматривает споры о компетенции между органами власти РФ и ее субъектов.

Изучив два главных суда, мы уже можем нарисовать часть нашей схемы.

Судебная система в ЕГЭ по обществознанию

Начнём с судов, которые напрямую будут подчиняться Конституционному суду. Здесь всё максимально просто. Если бы в России с её огромной территорией существовал бы только один Конституционный суд, то он не смог бы осилить весь объём запросов, поступающих в него. Поэтому у каждого субъекта есть свой Конституционный суд. Всего в нашей стране 85 субъектов, а значит и столько же Конституционных судов субъектов РФ. К счастью, их полномочия не нужно учить, чтобы решать задания на судебную систему в ЕГЭ.

Последнее, что вам необходимо знать про судебную систему для ЕГЭ — она делится на два уровня. Это федеральные суды и суды субъектов РФ.

Федеральные суды РФ

  • Конституционный суд РФ
  • Верховный суд РФ
  • Верховные суды субъектов РФ
  • Специализированные суды
  • Военные суды
  • Суды общей юрисдикции
  • Районные суды

Суды субъектов РФ

  • Конституционные суды субъектов РФ
  • Мировые суды

Зная, теория сейчас мы с вами с легкости сможем решить два следующее задание и заодно посмотреть, каким образом данная теория может встретиться каждому из вас на экзамене.

  1. Правосудие вершится только судом.

  2. Перед законом и судом все равны.

  3. Судьи могут быть только независимыми.

  4. В суде стороны имеют равные права.

  5. У закона, который устанавливает или отягчает ответственность, либо отменяет или умаляет права и свободы человека, нет обратной силы.

  6. В суде России действует презумпция невиновности.

  7. Сомнения суд толкует в пользу обвиняемого.

  8. Обвиняемый вправе не свидетельствовать против себя.

  9. В РФ сохраняется гласность судебного процесса.

Суды общей юрисдикции — это судебные органы, которые рассматривают гражданские, уголовные и административные процессы. Они разрешают большинство споров в России.

Виды процессов в федеральных судах общей юрисдикции

Гражданский процесс

Уголовный процесс

Административный процесс

порядок, по которому раскрывают, расследуют и рассматривают гражданские, семейные и трудовые споры

порядок, по которому раскрывают, расследуют и рассматривают уголовные дела

порядок, по которому раскрывают, расследуют и рассматривают административные правонарушения

К судам общей юрисдикции относятся:

  • районные суды;

  • суды субъектов РФ;

  • военные суды;

  • мировые судьи.

Районный суд — это суд первой инстанции для большей части уголовных, административных и гражданских дел. Рассмотреть спор в нем нельзя только в том случае, если по закону это нужно делать в другом суде общей юрисдикции.

Районные суды занимаются:

  • уголовными делами;

  • административными делами;

  • гражданскими делами;

  • решениями по вопросам, которые возникли до и после разбирательства;

  • спорами в ходе расследования;

  • проверками законности и обоснований для приговоров;

  • жалобами на решения по административным делам.

Решение районного суда — не последнее слово закона по делу. Его можно обжаловать в суде субъектов РФ.

Мировые судьи — это судьи, которые рассматривают некоторые гражданские, административные и уголовные дела как суд первой инстанции. В структуре судебной системы РФ они занимают самую низкую позицию.

Мировые судья могут выносить решения:

  • по уголовным преступлениям, наказание за которые — лишение свободы на срок не дольше 3 лет;

  • делам о выдаче судебных приказов;

  • разделу имущества между супругами при разводе, если цена иска не выше 50 000 рублей;

  • разводам, если между супругами есть спор о детях;

  • имущественным спорам в сфере защиты прав потребителей, если цена иска не выше 100 000 рублей;

  • другим имущественным спорам, если это не наследство и цена иска не выше 50 000 рублей;

  • спорам об интеллектуальной собственности, если цена иска не выше 50 000 рублей;

  • делам об административных правонарушениях, которые может решить мировой судья по Кодексу РФ об административных правонарушениях и законам субъектов РФ.

Если решение мирового судьи не устраивает одну из сторон, его можно обжаловать во второй инстанции — районном суде.

Военные суды — это судебные органы первой инстанции, которые рассматривают дела в случаях, когда закон нарушают военнослужащие.

Федеральные военные суды решают следующие споры:

  • административные правонарушения военнослужащих или граждан, которые прошли военные сборы;

  • преступления военнослужащих или граждан, которые прошли военные сборы, либо проходят их в момент суда;

  • гражданские и административные дела о защите прав и свобод военнослужащих от действий или бездействия органов военного управления;

  • другие дела, которые могут рассматривать военные суды по УПК РФ.

Все про новую судебную реформу

В России создаётся новая система апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

Президент России подписал Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“ и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Документом внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции.

Переходим к вертикальной структуре правосудия. Рассмотрение спора начинается в суде первой инстанции согласно строгим канонам арбитражного/гражданского/административного или уголовного процессуального кодекса РФ.

Наименования содержат в себе ответы на вопросы, в каком суде и какого процессуального документа придерживаться. В каждом суде – свой Кодекс и, хочется добавить, честь. Но нет, честь – понятие все-таки универсальное.

Отступление от прописанных правил со стороны любого участника судебного процесса может стать причиной засчитать ему техническое поражение.

Апелляционная инстанция, рассматривая спор, уже имеет на руках полностью сформированное дело со всеми мыслями, заложенными сторонами судебного процесса на первоначальном этапе.

Дополнительные доказательства принимаются судом второй инстанции лишь в исключительных случаях, если сторона процесса обоснует, почему не смогла представить указанное доказательство суду первой инстанции.

Отсюда делаем вывод, что самым важным и зачастую предопределяющим исход любого дела является первоначальный этап судопроизводства. Это ключевой момент не по расположению на схеме, а по значению для разрешения дела.

После вынесения апелляционным судом определения по делу, судебные постановления вступают в законную силу немедленно. Уже на этом этапе выигравшая сторона, если есть решение о принудительном исполнении (взыскании или обязании что-либо совершить), может получить исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов для исполнения.

Но если проигравшая сторона все же решит поискать истину… Нет, не в вине, а в третьей инстанции, то в течении двух/трех месяцев с момента вступления решения в законную силу (срок зависит от того, был это арбитражный суд, либо суд общей юрисдикции), он сможет подать жалобу в специальные кассационные суды.

Рассмотрение кассационной жалобы происходит в открытом судебном заседании с участием сторон. К слову, в рамках указанного производства можно приостановить исполнение решения суда до разрешения дела.

Кассационный суд проверяет законность ранее вынесенных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, а также соблюдение норм материального права и арбитражного/гражданского/административного или уголовного процесса.

Ну, и наконец, мы добрались до «царицы полей» в мире юриспруденции, называемой в обиходе «вторая кассация» – до Верховного суда Российской Федерации, который также рассматривает дела в кассационном порядке.

Рассмотрение основного объема споров, исковых и приказных производств ложится на районные суды.

Первое, с чем сталкивается подавляющее количество граждан, которые вынуждены отстаивать свои интересы через исковое или приказное производство, – это районные суды. Под этим общим названием скрываются не только районные, но и городские, межрайонные суды.

Кроме них предусмотрены и другие виды судов общей юрисдикции согласно закону, к которым относятся военные и специализированные. Также систему судов общей юрисдикции составляют:

  • Верховные каждого субъекта РФ;
  • краевые, областные;
  • городов федерального значения;
  • автономной области, округов;
  • мировые.

Суды общей юрисдикции РФ (СОЮ) отличаются между собой компетенциями. В зависимости от их объемов формируются звенья системы СОЮ. Всего их четыре, а именно:

  • мировые;
  • районные;
  • верховные каждого субъекта РФ;
  • Верховный Суд страны (ВС).

Рассмотрение основного объема споров, исковых и приказных производств ложится на районные суды. Вышестоящие инстанции проверяют законность принятия решения нижестоящими.

Поэтому законность действий районных судов проверяется Верховным судом республики, края или области. А законность их решений – ВС РФ.

В свою очередь, решения мировых судей обжалуются в районные суды, которые для первых являются вышестоящей инстанцией.

Для справки! Ежегодно суды общей юрисдикции рассматривают свыше 25 млн дел. Например, в 2017 году ими приняты решения по 915 тысячам уголовных дел, 14,5 млн гражданских споров, 6,5 млн дел об административных проступках, а также 4,3 млн дел в порядке административного судопроизводства.

В подсистеме военных судов, которые осуществляют правосудие среди военнослужащих, отсутствует звено мировых представителей Фемиды. Основная нагрузка приходится на первое звено – суды гарнизонов. Их решения можно обжаловать в вышестоящую инстанцию – военные суды округов/флотов. Высшая инстанция – Судебная коллегия ВС РФ по делам военнослужащих.

Структура судов на 2021 год схема

Третий апелляционный суд общей юрисдикции.

В апелляции рассматривается правомерность принятия решений и действий судами предыдущей инстанции.

Это могут делать даже районные суды, рассматривая жалобы на решения и действия мировых. В этом случае соблюдение принципа коллегиальности не обязателен.

В остальных случаях апелляция рассматривается исключительно коллегиально и по правилам, которые предусмотрены процессуальным законодательством для первой инстанции.

Важно знать! Особенность апелляции – судебное разбирательство полностью или частично повторяет рассмотрение дела. Здесь возможно исследование всех собранных доказательств или некоторой их части.

Фото с заседания Второго кассационного суда общей юрисдикции.

На последние инстанции лежит обязанность проверять законность действий и решений служителей Фемиды предыдущих инстанций, которые вступили в силу.

После апелляционного рассмотрения принятые судом решения набирают законную силу, но заинтересованные стороны имеют право на их обжалование. Оно проводится в рамках следующих процедур:

  1. Кассационное производство;
  2. Производство в надзорной инстанции;
  3. Возобновление рассмотрение дела по причине неизвестных ранее обстоятельств.

Пройдя все эти инстанции, заинтересованное лицо может обращаться за правосудием, например, в ЕСПЧ. При этом после первой инстанции не обязательно подавать апелляцию. Для ускорения процедуры можно сразу инициировать кассационное производство. Заинтересованной стороне предоставляется на это срок в 6 месяцев.

Судебная система Российской Федерации.

Давайте начнём с базового элемента и разберемся с самим понятием «судебная система РФ».

Судебная система — это совокупность всех судов, действующих на территории РФ и осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых принципах.

Судебная система включает в себя большое количество элементов — судов. Но скажу по секрету, что запоминать всю судебную систему для ЕГЭ вам не понадобится. Сейчас мы посмотрим лишь на те суды, которые вам могут встретиться на экзамене. Обязательно дочитайте статью до конца — там вас ждет удобная схема, которая поможет запомнить всю теорию.

Если хотите лучше понять не только юриспруденции, но и остальные темы ЕГЭ по обществознанию, приходите учиться в MAXIMUM! Записывайтесь на консультацию — вы сможете пройти диагностику по выбранным предметам ЕГЭ, поставить цели и составить стратегию подготовки, чтобы получить на экзамене высокие баллы. Все это абсолютно бесплатно!

ЕГЭ по обществознанию 2021: структура и особенности

Суд – это особый государственный орган. На него возложено исполнение специфических функций. Федеральная судебная система РФ формируется в установленном порядке. Она наделяется определенной компетенцией. Система судебной власти в РФ отличается разветвленностью. В ее распоряжении находятся необходимые организационные и материальные средства, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений.

В кадровом составе данного института присутствуют люди, которые находятся на государственной службе. Они реализуют полномочия на профессиональном уровне. Определяя понятие судебной системы РФ, следует сказать, что она являет собой особый институт, осуществляющий рассмотрение административных, гражданских, уголовных и прочих дел в соответствии со специально созданными процедурными правилами. Любое разбирательство заканчивается вынесением решения от имени государства. Постановление (определение, приговор) суда считается общеобязательным. Для его исполнения используется сила государственного принуждения.

Судебная система России. Инфографика

Его основы закреплены в главе 7 Конституции. Эти положения едины для всех подразделений. Судьей может стать гражданин России, достигший 25-ти лет, имеющий высшее образование (юридическое) и стаж работы по своей профессии не меньше пяти лет. Дополнительные требования могут быть установлены ФЗ. Назначение судей Высшего Арбитражного, Верховного и Конституционного судов осуществляется Советом Федераций. Он, в свою очередь, получает представление от Президента. Судьи прочих федеральных судов назначаются Главой государства в соответствии с порядком, определенным ФЗ. Полномочия указанных должностных лиц могут быть прекращены или приостановлены только в установленном порядке.

Законность выступает в качестве универсального принципа. Она относится не только непосредственно к правосудию, но и к функционированию прочих государственных органов. Этот принцип указывает на то, что любое разбирательство в любом подразделении должно осуществляться в соответствии с нормами права. Согласно данному положению, судебная система РФ должна осуществлять свою деятельность с соблюдением иерархии юридических предписаний. Это особенно актуально при возникновении случаев коллизии. При этом система судебных органов РФ обязана сначала руководствоваться нормами Конституции, затем предписаниями ФЗ и в последнюю очередь – прочими актами, если они не противоречат положениям, имеющим большую силу.

Этот принцип считается одним из приоритетных. Судебная система РФ обеспечивает свободу доступа лиц, чьи права, по их мнению, ущемлены, к защите. Данное положение как нельзя лучше отражает демократичность государственной системы страны. Судебная система РФ гарантирует рассмотрение жалоб организаций и граждан по поводу бездействия или неправомерного действия любых лиц (юридических, физических, должностных) по отношению к нему.

Однако здесь также уместно сказать и о принципе презумпции невиновности. Он предусмотрен в ст. 49 Конституции. Суть его заключается в том, что никто не может считаться виновным, пока данное не доказано по существующему порядку и не установлено судебным решением. Данный принцип должен соблюдаться на всех этапах рассмотрения и изучения дела. В ходе предварительного следствия сотрудники могут предъявлять обвинения. Однако данное мнение считается субъективным. Оно не влечет тех последствий, которые вероятны при признании лица виновным в суде. Действие презумпции невиновности продолжается до того момента, пока не будет достаточно доказательств, подтверждающих вину.

Этот принцип указывает на то, что рассмотрение всех дел во всех судах должно быть открытым. Это означает, что при разбирательстве доступ в зал заседания имеют все лица, кроме не достигших 16-ти лет (если они не выступают в качестве участников процесса). Присутствовать при рассмотрении дела могут представители прессы, а само рассмотрение может освещаться в СМИ. Число присутствующих может быть ограничено из-за недостаточной вместительности зала заседания.

Гласность разбирательства предусматривается каждым отраслевым законодательством. Этот принцип считается одним из основных показателей демократичности судопроизводства. Гласность разбирательства выступает как важное условие вынесение обоснованного и справедливого решения, побуждает всех участников процесса выполнять свои обязанности добросовестно. Кроме того, данный принцип препятствует оказанию давления на судью. Это, в свою очередь, гарантирует независимость и подчинение правовым нормам. При этом законодательство предусматривает и случаи, в которых судебное разбирательство проводится в закрытом режиме. Однако решение и приговор зачитываются публично.

В качестве государственного по всей территории России признан русский язык. У республик есть право устанавливать свой. Согласно нормативным актам, судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на государственном, а в республиках, входящих в ее состав, на признанных национальных языках. Если участники процесса не владеют русским, они вправе говорить, подавать заявления, ходатайства, давать показания, выступать на заседании на выбранном или родном для них языке. Суд обязан не только разъяснить сторонам это право, но и предоставить в их распоряжение переводчика.

Судебная система РФ: характеристика и особенности

Суд — орган государственной власти, который осуществляет правосудие в форме рассмотрения и разрешения, уголовных, гражданских, административных и иных категорий дел в установленном законом процессуальном порядке.

Судебная система представляет собой систему специализированных органов государственной власти (иначе, судов), осуществляющих правосудие на территории того или иного государства.

В Российской Федерации судебная система устанавливается следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Федеральный конституционный закон от 21.07.199*4 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»;
  3. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
  4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
  5. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 г. №-1 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;
  6. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011г. №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;
  7. Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»;
  8. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Все законы подкрепляются нормативными актами, постановлениями Правительства и указами Президента.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудность которых относится к судам общей юрисдикции.

Согласно Федеральному конституционному закону от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» систему судов общей юрисдикции составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

  • кассационные суды общей юрисдикции;
  • апелляционные суды общей юрисдикции;
  • верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
  • районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);
  • военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
  • специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Суды общей юрисдикции подразделяются на четыре звена.

Первое (низшее) звено составляют мировые судьи, которые действуют на судебных участках соответствующего судебного района и рассматривают дела только по существу.

Второе (основное) звено составляют районные суды, рассматривающие в пределах своих полномочий дела по существу. Также суды второго звена пересматривают судебные решения мировых судей в апелляционном порядке.

Третье (среднее) звено включает в себя верховные суды республик, краевые, областные суды городов федерального значения, суды автономной области, автономных округов. Суды, составляющие третье звено, пересматривают дела по существу в апелляционном и кассационном порядке в рамках своих полномочий.

Четвертое (высшее) звено составляет Верховный Суд Российской Федерации. Он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делами, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Военные суды представляют собой официальный подвид судов общей юрисдикции. Однако, они имеют отдельную структуру и отличаются особой сферой деятельности. В основном в военных судах разбирают споры, связанные с прохождением военной службы.

Система военных судов состоит из трех звеньев:

  • первое (основное) звено составляют гарнизонные военные суды;
  • второе (среднее) звено — окружные (флотские) военные суды;
  • третье (высшее) звено образует Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

Стоит отметить, что в системе военных судов нет мировых судей, в связи с чем, дела, подсудные мировым судьям, рассматриваются гарнизонными военными судами.

Подчеркнем, что районные и гарнизонные военные суды относятся к звену федеральных судов общей юрисдикции, так как ими рассматривается большинство судебных дел.

Арбитражные суды разрешают споры с участием субъектов хозяйственной деятельности (юридические лица), которые возникают из гражданских, административных правоотношений, а также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дела о банкротстве.

Арбитражные суды РФ подразделяются на четыре звена.

Первое (основное) звено образуют федеральные арбитражные суды в субъектах Российской Федерации. Они рассматривают подсудные им дела в экономической сфере, а также дела, связанные с осуществлением предпринимательской иной экономической деятельности только по существу.

Второе звено составляют арбитражные суды апелляционной инстанции. Они создаются на определенной экономико-географической территории соседних субъектов РФ.

Основное полномочие этих судов заключается в проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов Федерации, которые не вступили в законную силу.

Третье звено представлено арбитражными судами округов (кассационная инстанция). Полномочие данного вида судов состоит в проверке законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов.

Четвертое звено образует Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассмотренных арбитражными судами.

Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Исключительное место среди арбитражных судов занимает Суд по интеллектуальным правам. Данный суд занимается рассмотрением по существу подсудных ему дел, а также проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, принятых им самим, в том числе по делам о защите интеллектуальных прав, рассмотренным судами субъектов РФ и апелляционными судами.

Судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации представляет собой орган судебной системы, создаваемый субъектом федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта Российской Федерации.

Также Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации призван толковать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации.

Помимо вышепредставленной градации судов в судебной системе России, суды разделяются по их процессуальной компетенции на:

  • суды первой инстанции;
  • суды второй инстанции (суд апелляционной инстанции);
  • суды кассационной инстанции;
  • суды надзорной инстанции.

Любой правовой спор сначала попадает в суд первой инстанции. Как правило, это суды нижних звеньев судебной системы. Суд первой инстанции должен рассмотреть дело в рамках судебного заседания и вынести решение.

Затем сторонам-участникам процесса дается время на обжалование вынесенного судом первой инстанции решения. Если решение не было обжаловано в установленный срок, то оно вступает в законную силу и подлежит исполнению.

В случае неудовлетворения одной из сторон решением суда первой инстанции она может подать апелляционную жалобу. В этом случае вступление в законную силу вынесенного ранее решения суда откладывается, и дело переходит в суд второй инстанции или суд апелляционной инстанции.

Задача суда апелляционной инстанции состоит в проверке судебного решения, не вступившего в законную силу, с фактической и правовой позиций. В итоге он может вынести свое решение или оставить без изменения решение суда первой инстанции, которое незамедлительно вступает в законную силу.

Тем не менее, стороны все еще могут обжаловать решение, подав кассационную жалобу в суд кассационной инстанции. Суд кассационной инстанции проверяет вступившее в законную силу судебное решение с правовой точки зрения. Однако следуют отметить, что не все жалобы могут быть рассмотрены судом кассационной инстанции.

Если судья, предварительно изучив жалобу, посчитает ее бесперспективной, он отказывает заявителю в ее рассмотрении.

Также решение можно обжаловать в надзорную инстанцию, которая представляет собой Президиум Верховного Суда РФ. Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Судебная система Российской Федерации довольно обширна и включает в себя:

  • суды общей юрисдикции,
  • военные суды,
  • арбитражные суды,
  • конституционные и уставные суды.

Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, а в некоторых случаях и административного правонарушения, применить к нему меру уголовного наказания или административного воздействия либо разрешить правовой спор между гражданами и юридическими лицами.

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2013 — 2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 — 2024 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 1, ст. 13; 2021, N 2, ст. 402).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. В паспорте:

а) в позиции, касающейся государственного заказчика — координатора Программы, слова «(до 2020 года включительно)» исключить;

б) в позиции, касающейся объема и источников финансирования Программы, цифры «109093,55» и «89731,03» заменить соответственно цифрами «109081,61» и «89719,09».

2. В разделе IV:

а) в абзаце третьем цифры «109093,55» заменить цифрами «109081,61»;

б) в абзаце четвертом цифры «89731,03» заменить цифрами «89719,09».

3. Абзацы первый и второй раздела V изложить в следующей редакции:

«Государственным заказчиком — координатором Программы является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Государственный заказчик — координатор Программы в ходе ее выполнения:»

4. Позицию 12 приложения N 1 к указанной Программе изложить в следующей редакции:

12. Размер общей площади служебных помещений, приходящейся на 1 федерального судью (кв. метров):
в судах общей юрисдикции 145 145,5 146 147 148 149,5 151 153 160 165 166 167 170
в арбитражных судах 111,5 112,5 115,4 115,4 120,3 123,4 123,4 126,8 131,3 134 135 136 139

«.

Суды субъектов Российской Федерации, а также федеральные суды образуют именно орган судебной власти. Это разделение требуется из-за необходимых полномочий, которые предоставляются субъектам Российской Федерации.

Судами Федерального уровня являются:

  • Суд основанный на конституции Российской Федерации.
  • Суд Верховной власти Российской Федерации, суды военного назначения, суды районной области, суды имеющие отношение к субъектам Российской Федерации.
  • Арбитражные суды по делам Высшего уровня Российской Федерации, арбитражные суды федеральных округов, арбитражные суды апелляционного назначения, арбитражные структуры судов РФ относящиеся к субъектам и суды специализированного назначения.
  • Дисциплинарное судебное присутствие.

К судам, которые образованы в субъектах Российской Федерации, относятся:

  • Суды субъектов конституционной направленности Российской Федерации.
  • Судьи мирового уровня.
Замечание 1

В Российской Федерации Конституционный суд является органом Высшей судебной власти в делах уголовной и гражданской направленности, которые подсудны судам общей юрисдикции в соответствии со статьей 126.

Суд занимается процессуальным надзором, который рассматривается федеральными формами закона, и разъясняет вопросы судебной практики.

Определение 1

Суд арбитражной направленности высшего порядка в РФ представляет собой судебный орган высшего порядка, занимающийся решением споров в экономике и других дел, которые входят в компетенцию арбитражного суда, этот суд в свое время осуществляет надзор судебного характера относящийся к вопросам судебной практики, правила этих судов основываются на статье 127 Конституции Российской Федерации.

Органы высшего судебного порядка не имеют прав по отношению к другим судам. Во время разбирательства дел гражданского и уголовного характера, используется другой порядок взаимодействия относящийся к судам других уровней, он обуславливается наличием различных звеньев судебных инстанций, а также судебной системой.

Суд опирающийся на Конституцию Российской Федерации и суд Уставных субъектов Российской Федерации не находятся между собой в отношениях подчинения, а также власти. Они занимаются правосудием в рамках полномочий, которые у них есть и поэтому они не имеют связи между собой.

Суды, которые входят в единую судебную систему при этом имеют отличия в объемах своей компетенции. Здесь все звенья судебной системы обычно выделяются, то есть совокупность судебных органов наделенная специальными полномочими отмечает их среди других судов, совпадающих по отношению друг к другу.

Так как в Российской Федерации Конституционный Суд и субъекты суда Российской Федерации по отношению к друг другу не имеют связи функционального или организационного вида, то они не образуют различных звеньев судебных органов. В судах общей юрисдикции выделяются звенья судебной системы, а также в судах арбитражного направления.

  • Судебные органы в судах общей юрисдикции подразделяются на:
    • основное звено — суды межрайонные; судьи мирового уровня; суды военного назначения;
    • звено среднего класса — это суды субъектов Российской Федерации; военные округа и их суды;
    • звено высшее – это Верховный Суд Российской Федерации.
  • В судах арбитражного характера находятся судебные звенья:
    • к основному звену относятся суды субъектов Российской Федерации арбитражного характера;
    • арбитражные суды инстанций кассационного и апелляционного характера — это среднее звено;
    • Арбитражный Суд Российской Федерации Высшего порядка — это высшее звено.

Каждый суд осуществляет свой вид деятельности разделяясь при этом по инстанционным признакам. Когда рассматриваются уголовные дела, гражданские, а также административные дела, они выделяются в суды разных инстанций.

Структура судебной системы РФ 2021 схема

Судебная инстанция представляет собой суд, выполняющий функции определенного характера, связанные с разрешением и рассмотрением дел. Законодательством процессуального характера выделяются суды первой и второй инстанции по надзору.

Определение 2

Суд первой инстанции – это суд принимающий решение по существу дела в его производстве.

Судья мирового уровня, суд субъекта Российской Федерации, суд районного и суды военного назначения являются судами первой инстанции в зависимости от гражданских или уголовных дел. Суд арбитражной направленности субъекта Российской Федерации является судом первой инстанции в арбитражном процессе. Мировой судья разбирает дела административного правонарушения в выступая в роли первой инстанции.

Суды второй инстанции показываются, как органы структуры судебной власти РФ, которые занимаются проверкой жалоб заинтересованных лиц или жалоб предоставленных прокурору

Замечание 2

Суды имеющие отношение к общей юрисдикции и при этом работающие в качестве суда второй инстанции, относятся к кассационным и апелляционным производствам.

В порядке апелляции разбираются дела уголовного и гражданского характера, в случае, когда решения вынесенные судом первой инстанции, не вступили в законную силу. Суть апелляционного суда заключается в повторном рассмотрении доказательств, и ново-принятом решении, которое вполне может отличаться от первоначального.

В производстве кассационного вида в отличие от апелляционного происходит пересмотр решений касающихся уголовных и гражданских дел вступивших в законную силу. Судебные органы выступают в роли кассационного суда инстанции, который является вышестоящим в отношении суда апелляционной инстанции.

Пример 1

Например, в ситуации когда дело уголовного характера разбирается в инстанции первого порядка районным судом, то апелляционной инстанцией будет выступать Судебная коллегия по делам уголовного характера суда субъекта Российской Федерации, а в качестве кассационного суда инстанции — президиум суда субъекта Российской Федерации.

Если рассматривать арбитражный процесс, то он основывается на ст 33.1 Федерального закона конституции «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Определение 3

Апелляционные суды арбитражного характера являются органами отвечающими за проверку в апелляционной инстанции обоснованности и законности актов судебного процесса арбитражных судов Российской Федерации.

20 Арбитражных апелляционных судов, именно столько их образовалось в России, задача каждого – это проверка судебных актов, которые принимались арбитражными судами нескольких субъектов Российской Федерации.

В 24 статье говорится, что в арбитражном процессе кассационной инстанцией являются суды арбитражного характера федеральных округов. В свою очередь, они представляют собой суды, направленные на проверку в кассационной инстанции законности, которые вступили в законную силу судебных актов арбитражных судов, а также апелляционных судов Российской Федерации.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ – это высшие органы судебной власти, которые и образуют надзорную инстанцию. Что касается президиумов, то их проверяют акты судебного характера всех остальных судов.

Также существуют разные уровни иерархии. Так, мировые судьи работают в районных судах, районные суды подчиняются городским, а те, в свою очередь, областным судам, судам краев и республик и т. д. От того, какой спор находится на рассмотрении, зависит, какой в суд обращаться по первой инстанции, затем в порядке апелляции и кассации.

Отдельной структурой в системе судов является Конституционный суд РФ. В его ведении находится решение вопросов о законности правовых норм. Суд проверяет нормативные акты любого уровня на соответствие Конституции. Также отдельную функцию выполняют конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Их задача – проверять соответствие нормативных актов субъектов РФ их Конституциям (уставам).
Система арбитражных судов в РФ в 2020 году имеет сложную структуру, состоящую из нескольких инстанций, разделенных не только по территориальному признаку, но и по степени принадлежности к определенной экономической группе споров.

Единая совокупность, что составляет систему арбитражных судов в РФ, играет неотъемлемую часть в функционировании юстиции.

В свою очередь, районный суд подчиняется окружному, окружной — суду субъекта федерации (областному, краевому), а последний — Верховному суду РФ. Подобная иерархия есть и в системе арбитражных, и военных судов.

Высшим арбитражным судом, функционировавший с 1992 года по 2014 год, именовался судебный орган, который занимался рассмотрением экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражу, а также осуществлявший в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах надзор деятельностью низших звеньев системы.

Судебная система – это совокупность всех органов, осуществляющих правосудие на территории государства. Судебная система построена с учетом административно-территориального деления страны на субъекты. Также она представляет всю ветвь судебной власти в РФ.

Построение судебной системы РФ, главным образом, регулируется следующими нормативными актами: Конституция РФ, ФКЗ “О судебной системе РФ”, ФКЗ “Об арбитражных судах в РФ”, ФКЗ “О военных судах РФ”, «о мировых судьях», «О судоустройстве РСФСР». Это основные нормативные акты.

Чтобы пройти самостоятельно всю эту процедуру под названием «Судебная система в РФ», вам понадобится не очень многое.

Структура судебной системы РФ является централизованной системой судов, независимых друг от друга, в полномочиях которых находятся дела различной направленности.

Из чего состоит судебная система РФ? Арбитражные суды рассматривают споры экономического характера с участием юридических лиц или ИП.

В 2021 году в системе арбитражных судов действует 85 судов субъектов РФ (с полномочиями первой инстанции), 21 апелляционный суд и 10 окружных.

Помимо Компании, доступ к своим персональным данным имеют сами Субъекты; сотрудники Компании; лица, осуществляющие поддержку служб и сервисов Компании, в необходимом для осуществления такой поддержки объеме; иные лица, права и обязанности которых по доступу к соответствующей информации установлены законодательством РФ.

Судебные инстанции в Российской Федерации представляют собой единую структуру, которая состоит из нескольких направлений. На наглядной схеме мы показали, как в 2021 году строится система судов РФ. В этом году в структуру внесли изменения.

Возможно, также включение в дополнение к мотострелковым войскам: танковых, артиллерийских и прочих подразделений.

Судебные инстанции в Российской Федерации представляют собой единую структуру, которая состоит из нескольких направлений. На наглядной схеме мы показали, как в 2021 году строится система судов РФ. В этом году в структуру внесли изменения.

Возможно, также включение в дополнение к мотострелковым войскам: танковых, артиллерийских и прочих подразделений.

В России, как и во многих других государствах, власть разделена на несколько ветвей: судебную, исполнительную и законодательную. И если говорить о первой из них, то нужно отметить, что она осуществляется посредством четырех ключевых направлений судопроизводства.

Высшей инстанцией является ВС РФ (ст. 3 ФКЗ № 3 05.02.2014). В зависимости от специфики дела его рассматривает коллегия по экономическим спорам, административным, уголовным и т. п. Президиум ВС РФ служит финальной инстанцией для рассмотрения любого спора и ведет дела в порядке кассации либо надзора.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли.

Главной задачей Конституционного суда РФ является проверка соответствия всех принятых нормативно-правовых актов Конституции РФ и исключение противоречий между ними. Также существуют региональные конституционные суды, которые тоже отвечают за соответствие нормативных актов субъектов Конституции РФ.

Это возможность привлечь способную молодежь для работы в судах, обеспечить гражданам страны качественную и эффективную судебную защиту их прав», — заявил Дмитрий Медведев. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

Судебная система России представляет собой совокупность государственных органов — судов, действующих на территории РФ. Все федеральные суды можно сгруппировать в два блока: Конституционный суд РФ, а также Верховный суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор.

В такой ситуации членство сохраняется, что дает возможность привлекать такого судью к работе, но, разумеется, с его предварительного согласия.

Суд – это одна из трех независимых ветвей власти в России (и почти во всех остальных странах).

В суде решается огромное количество вопросов – но не все знают, в какой именно суд нужно обращаться и как устроено в нем делопроизводство.

Юрист Мария Пополитова рассказала для наших читателей, как именно устроена система судопроизводства в России и чем отличаются друг от друга суды разных уровней.

При этом данное социальное явление достаточно новое и поэтому нуждается в постоянной оценке и – в случае необходимости – изменении.

Необходимо запомнить, что федеральные суды создаются и упраздняются только Конституцией РФ или федеральными законами. Теперь давайте разберемся с их полномочиями.

Также суд излагает в нем доводы сторон и мотивы, по которым одним аргументам отданы предпочтения перед другими.

Внутри каждой группы есть суды более высоких и более низких инстанций, то есть существует иерархия: более высокие суды контролируют более низкие, а более низкие подчиняются более высоким.

Судебная система РФ, схема которой относительно проста, имеет горизонтальное и вертикальное разделение власти. Горизонталь данной структуры формируют три ключевые ветви системы: арбитражный, Конституционный суд, а также суды общей юрисдикции.

В основе такого разделения лежит существенное различие специфики каждого из направлений. Конституционный суд РФ занимает особое место: он является судебным органом, призванным контролировать конституционность законов и иных правовых актов.

«Этот закон является важным шагом в реформировании и модернизации судопроизводства, в реализации реформы судоустройства и унификации процессуальных кодексов», — сказал при рассмотрении в Госдуме данного закона глава Комитета палаты по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

  1. Первый апелляционный суд общей юрисдикции (Москва). Займется проверкой судебных актов Белгородского, Брянского, Владимирского, Воронежского, Ивановского, Калининградского, Калужского, Костромского, Курского, Липецкого, Московского, Новгородского, Орловского, Псковского, Рязанского, Смоленского, Тамбовского, Тверского, Тульского, Ярославского областных судов, а также Мосгорсуда.
  2. Второй апелляционный суд общей юрисдикции (Санкт-Петербург). Будет проверять дела Верховных судов Карелии и Коми, судов Архангельской, Вологодской, Курганской, Ленинградской, Мурманской, Свердловской, Тюменского, Челябинской областей, Санкт-Петербургского городского суда, а также судов Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округов.
  3. Третий апелляционный суд общей юрисдикции (Сочи). В этот суд будут подавать апелляционные жалобы на судебные акты ВС Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Крыма, Северной Осетии, Чечни, краевых судов Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханского, Волгоградского, Ростовского областных судов и Севастопольского городского суда.
  4. Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (Нижний Новгород). Туда будут поступать просьбы о пересмотре судебных актов ВС республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Пермского краевого суда, судов Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей.
  5. Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (Новосибирск). Будет рассматривать жалобы по поводу актов ВС республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Якутия, краевых судов Алтайского, Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Амурского, Иркутского, Кемеровского, Магаданского, Новосибирского, Омского, Сахалинского, Томского областных судов, суда Еврейской автономной области и суда Чукотского автономного округа.
  1. Арбитражные суды рассматривают споры экономического характера с участием юридических лиц или ИП. В 2020 году в системе арбитражных судов действует 85 судов субъектов РФ (с полномочиями первой инстанции), 21 апелляционный суд и 10 окружных. Отдельную работу ведет Суд по интеллектуальным правам.
  2. Суды общей юрисдикции занимаются всеми остальными делами. Спектр очень широкий – сюда входят гражданские, административные, уголовные дела.

Отдельной структурой в системе судов является Конституционный суд РФ. В его ведении находится решение вопросов о законности правовых норм.

Суд проверяет нормативные акты любого уровня на соответствие Конституции. Также отдельную функцию выполняют конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Их задача – проверять соответствие нормативных актов субъектов РФ их Конституциям (уставам).

Данные структуры действуют самостоятельно и не подчиняются КС РФ.

это постановление суда первой инстанции, вынесенное в установленных законом процессуальной форме и определенном порядке, которым дело разрешается по существу, направленное на защиту прав и законных интересов участников спорного правоотношения, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.

Понимается основной способ проверки не вступивших в законную силу судебных актов первой инстанции на предмет их законности и обоснованности, заключающийся в повторном рассмотрении дела на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств.

  1. Специализации. Разрешением экономических споров между организациями и ИП занимаются арбитражные суды. Если дело касается военнослужащих, оно находится в ведении военных судов. Остальные категории дел подпадают под компетенцию судов общей юрисдикции.
  2. Уровня.

    Первичные обращения направляют в суд первой инстанции. Если дело уже рассмотрели по существу и вынесли решение, следующий этап – апелляционный. Затем участник спора вправе обратиться в кассационный суд, а на этапе второй кассации или надзора – в соответствующую структуру ВС РФ.

    По ряду гражданских споров ВС РФ выступает как апелляционная инстанция или инстанция первой кассации. В приказном производстве этапа апелляции нет, пересмотр судебного акта возможен только в кассации.

А вот судебная система в сфере общей юрисдикции в России более сложная.

Президент России подписал Федеральный конституционный закон от 29.07.

2020 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“ и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Документом внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции.

При этом за областными и равными им судами останется апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции. То же самое касается рассмотрения дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений судебных коллегий областных и равных им судов.

Арбитражные суды России – это сравнительно новая система судов, существующая около десяти лет и заменившая собой систему органов государственного и ведомственного арбитража страны.

Особенности арбитражного судопроизводства: В силу диспозитивности арбитражного судопроизводства по соглашению сторон экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение иных арбитражных органов (третейский суд, международный коммерческий арбитраж).

Построение эффективной структуры судов общей юрисдикции с разделением инстанций по примеру системы арбитражных судов – позитивное начинание, но это лишь первый шаг Пленум ВС РФ постановил внести в Госдуму проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом на принципах, закрепленных в: Федеральной Конституции (гл. В суде субъекта Российской Федерации действует президиум. Деятельность соответствующих судебных учреждений регулируется АПК и другими источниками права, в частности Федеральным конституционным законом об судах.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом о судебной системе. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее – Закон о судебной системе), не допускается.

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *