Профессиональный стандарт специалиста по охране труда 2022 год

Автор: | 19.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиональный стандарт специалиста по охране труда 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В новой редакции Х раздела Трудового кодекса профессиональные риски подразделяют на риски травмирования и риски получения профессиональных заболеваний. Специалисты по охране труда должны помнить, что труд не может быть абсолютно безопасным. Это предопределено применением орудий труда и влиянием человеческого фактора. На каждом рабочем месте, будь то офис или производство, существует угроза жизни или здоровью.

Мы не можем отказаться от технологий, достижений научно-технического прогресса, перейти с компьютеров на арифмометры, но можем предотвратить ущерб здоровью работников, применяя наиболее щадящие технологии, заменяя ручной труд на механический или роботизированный, повышая квалификацию исполнителей. Все это – мероприятия по предотвращению вреда. Но для того, чтобы выяснить, что это за мероприятия, и какое из них нужно провести в первую очередь, нужно качественно организовать оценку профессиональных рисков.

Справка

Опасность — это потенциальный источник вреда, представляющий угрозу для жизни и здоровья работника.

Профессиональный риск — количественная мера угрозы, это произведение возможности получения вреда на тяжесть последствий. Опасностью является электрический ток, агрессивные покупатели, конструкции и транспорт, химические вещества.

Оценка рисков — идентификация опасностей, расчет возможности их реализации и тяжести последствий от этого, а также разработка плана мероприятий по ликвидации или снижению уровней риска.

Воздействие опасного производственного фактора может привести к острому профессиональному заболеванию (отравлению), немедленной гибели или травме, а негативное воздействие в течение периода экспозиции (накопления дозы) — к хроническому профессиональному заболеванию.

Чтобы избежать профрисков, нужно их качественно просчитать и принять меры, чтобы вероятность получения травмы или гибели, профзаболевания стремилась к нулю, если это возможно. Если это невозможно, придется проводить мероприятия по исключению травмирующего фактора — закрытию опасного рабочего места. Таким образом мы переходим к следующему изменению в Х разделе ТК РФ.

Изменения в законодательстве по охране труда в 2022 году

Опасные условия труда 4 класса — не редкость на сегодняшних предприятиях. С 1 марта 2022 года рабочие места с этим классом должны быть ликвидированы. Как только СОУТ покажет, что рабочее место отнесено к опасным условиям труда, работа на данном рабочем месте должна приостановлена, работник под подпись ознакомлен с тем, что работает в таких условиях и отстранен от работы на период до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда (статья 214.1 ТК РФ).

Обратите внимание! Работника нужно с его согласия перевести на другое рабочее место, с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Если работник не согласен, он вправе уволиться.

Приступить к работе на своем прежнем месте можно только в том случае, если СОУТ подтвердит, что в результате реализации плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанного совместно с представительным органом работников, условия труда были признаны с улучшением (например, ранее был 4 класс, а стал 3.1-3.4). При этом план мероприятий должен быть направлен в территориальную ГИТ по месту нахождения рабочего места. Если головной офис находится в Москве, а шахта — в Ярославле, то копия плана должна быть направлена в Ярославскую ГИТ.

Запрет на работу в опасных условиях труда не касается МЧС, Росатома, Роскосмоса, отдельных силовых структур. Работа в опасных условиях на предприятиях промышленности, добывающей отрасли, транспорта, гражданской авиации не будет запрещена с 1 марта 2022 года.

➤ С 1 марта 2022 года у работодателей появятся новые права по охране труда. Они смогут контролировать безопасность производства работ дистанционно, то есть с помощью видео- и аудиофиксации. Все это потребует внести в трудовой договор условия, при которых такое видеонаблюдение будет разрешено.

➤ Работодателям разрешили проводить внутренний аудит соблюдения требований трудового законодательства по проверочным листам. Роструд разместит площадку, где работодатели смогут пройти самообследование по проверочным листам. Для этого чек-листы приведут в подходящий для самообследования формат.

Проводить самообследование – это право, а не обязанность работодателя. Если по итогам самопроверки работодатель получит высокую оценку соблюдения обязательных требований, то он сможет подготовить декларацию соблюдения обязательных требований в Роструд, со сроком действия 1-3 года.

В этот период плановые проверки проводиться не будут, а вот внеплановая проверка вполне возможна. И если при внеплановой проверке ГИТ обнаружит, что в организации нарушают требования охраны труда или выявят факты ввода недостоверных сведений при самообследовании, то декларацию отменят.

➤ Электронный документооборот – тоже право, а не обязанность работодателя. Если у организации имеется возможность выдать электронные цифровые подписи работникам и должностным лицам, то можно вести локальные нормативные акты в электронном виде, в том числе и фиксировать выдачу СИЗ.

  1. Нормативное обеспечение безопасных условий и охраны труда.
  2. Организация подготовки работников в области охраны труда.
  3. Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда.
  4. Организация и проведение мероприятий, направленных на снижение уровней профессиональных рисков.
  5. Содействие обеспечению функционирования системы управления охраной труда.
  6. Обеспечение контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.
  7. Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  1. Определение целей и задач системы управления охраной труда и профессиональными рисками.
  2. Подготовка предложений по распределению полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам управления охраной труда, оценки профессиональных рисков и обоснованию ресурсного обеспечения.
  1. Анализ мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение профессиональных рисков, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  2. Консультирование работодателей и работников по вопросам обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах и оценки профессиональных рисков.
  3. Оценка эффективности процедур подготовки работников по охране труда.
  1. Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации.
  2. Координация работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации.
  3. Контроль работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации.
  4. Контроль и мониторинг результативности внедрения системы управления профессиональными рисками в организации.

Все указанные выше трудовые функции специалиста по охране труда имеют дополнительную раскладку, поэтому если вы не понимаете, например, суть функции «Нормативное обеспечение безопасных условий и охраны труда» или «Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации», открывайте профессиональный стандарт и смотрите какие именно действия должен совершать специалист, какие необходимые умения и знания должны быть у него.

Новым профстандартом предусмотрены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особым условиям допуска к работе. Давайте посмотрим эти требования.

/A. Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации/

Требования к образованию и обучению

  1. Высшее образование — бакалавриат или
  2. Высшее образование (непрофильное) — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки в области охраны труда или
  3. Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда

Требования к опыту практической работы

  • Не менее трёх лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования для специалиста по охране труда.
  • Для занятия должности главный (ведущий) специалист по охране труда — не менее трёх лет в области охраны труда при наличии высшего образования или не менее четырёх лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования.

Особые условия допуска к работе

  • Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года (ссылка на Постановление 1/29)

Примечание: Согласно профстандарту трудовые функции «A» свойственны: Младшему специалисту по охране труда; Специалисту по охране труда; Главному (ведущему) специалисту по охране труда.

Профстандарт специалиста по охране труда

/C. Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда/

Требования к образованию и обучению

  1. Высшее образование — магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в сфере оценки профессиональных рисков не реже чем один раз в три года или
  2. Высшее образование (непрофильное) — магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки в области охраны труда, дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в сфере оценки профессиональных рисков не реже чем один раз в три года

Требования к опыту практической работы

  • Не менее пяти лет в области охраны труда

Особые условия допуска к работе

  • Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года (ссылка на Постановление 1/29)

Примечание: Согласно профстандарту трудовые функции «C» свойственны: Эксперту по условиям и охране труда; Консультанту по условиям и охране труда и управлению профессиональными рисками; Инструктору по условиям и охране труда.

Правила по охране труда (далее – Правила) работодатель может разработать в 2-х формах:

  • стандарт организации;
  • иной локальный акт.

Правила действуют в пределах данной организации. Они не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ трудового права.

Правила должны иметь лист согласования, который подписывают следующие лица:

  • разработчик (представители участников разработки);
  • руководитель юридической службы работодателя (при наличии);
  • руководитель службы охраны труда (при его отсутствии – лицо, выполняющее функции специалиста по охране труда);
  • лицо, ответственное за разработку Правил.

Причём работодатель вправе расширить круг лиц, согласующих разработанные Правила.

Если работодатель использует электронный документооборот, лист согласования Правил подписывают с учетом настроек маршрута согласования.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допустима разработка временных инструкций по охране труда для работников. Они обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования.

Временные инструкции вводят на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Инструкции по охране труда утверждает работодатель (руководитель организации) или уполномоченное им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

Инструкции по охране труда пересматривают в том числе в следующих случаях:

  • при изменении условий труда работников;
  • при внедрении новой техники и технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • по требованию представителей органов исполнительной власти региона в области охраны труда или органов федеральной инспекции труда (Роструд).

Требования по охране труда: что изменится с 2022 года?

Профстандарт данного специалиста предполагает выполнение им трудовых функций:

  1. Внедрение и обеспечение корректной работы системы управления безопасностью труда.

Специалист в рамках рассматриваемой группы трудовых функций может заниматься:

  • нормативным обеспечением системы охраны труда;
  • вести работу по снижению уровня профессиональных рисков в компании;
  • работать с информацией, касающейся вопросов охраны труда;
  • осуществлять контроль за соблюдением законодательства и локальных норм в области охраны труда.
  1. Мониторинг работы системы управления безопасностью труда.

В рамках данной группы функций специалист может решать такие задачи, как:

  • контроль за соблюдением норм охраны труда, выполнением требований по условиям труда в фирме;
  • расследование и учет инцидентов на производстве, профилактика профзаболеваний.
  1. Планирование, разработка и модернизация системы управления безопасностью труда.

О том, какой документ может регламентировать созданную работодателем систему управления охраной труда, читайте в материале «Положение о системе управления охраной труда образец».

Сотрудник, чья работа связана с этой группой функций, может:

  • определять цели и задачи предприятия в области управления охраной труда;
  • осуществлять оценку эффективности системы безопасности труда;
  • управлять полномочиями, ответственностью, а также обязанностями сотрудников организации в сфере охраны труда;
  • участвовать в ресурсном обеспечении деятельности компании в сфере охраны труда.

Первая группа трудовых функций предполагает наличие у работника 6-го уровня квалификации, а также соответствия как минимум одному из нижеследующих требований:

  • высшее образование по специальности «Техносферная безопасность» (либо иной схожей с ней);
  • высшее образование по любой профессии, которое дополнено тем, что связано со сферой безопасности труда;
  • среднее образование по любой специальности, дополненное тем, которое связано со сферой безопасности труда.

Что касается опыта работы, то первая трудовая функция:

  • допускает его отсутствие при наличии у сотрудника высшего образования;
  • требует как минимум 3-летнего опыта работы при наличии у специалиста среднего образования.

Вторая группа трудовых функций имеет практически те же характеристики, что и первая в части квалификационных требований к специалисту.

Третья группа трудовых функций требует наличия у специалиста:

  • 7-го уровня квалификации;
  • высшего образования (по профильной специальности или дополненного тем, что связано со сферой охраны труда);
  • как минимум 5-летнего опыта работы в сфере охраны труда.

О том, как профстандарты внедряются в применение, читайте в статье «Внедрение профессиональных стандартов в организации».

Законом № 311-ФЗ изменена структура разд. Х ТК РФ «Охрана труда». В частности, заново переписаны положения нескольких глав, которые регламентируют сферу ОТ. Суть внесенных поправок, обусловленных в том числе правоприменительной практикой, заключается в следующем:

1. Уточнены права и обязанности субъектов трудовых отношений (работодателя и работников), а также структурированы основные процедуры управления охраной труда у работодателя (в частности, определен порядок осуществления деятельности созданных у работодателя служб по ОТ).

2. Установлен запрет на работу в опасных условиях труда. Данный запрет может быть введен по результатам СОУТ (если условия труда на рабочих местах будут отнесены к опасному классу). Возобновить деятельность на таких рабочих местах работодатель сможет только по результатам внеплановой СОУТ, которая подтвердит снижение класса условий труда. Процедура установления и снятия запрета на работу в опасных условиях труда определена положениями новой ст. 214.1 ТК РФ.

3. Регламентирован механизм управления профессиональными рисками. Этому вопросу посвящена новая ст. 218 ТК РФ.

4. Модернизирован подход к реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления СИЗ в зависимости от наименования профессии (должности) работника, занятого на конкретном рабочем месте (так называемого списочного подхода к обеспечению СИЗ), к обеспечению СИЗ в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. Эти правила прописаны в новой редакции ст. 221 ТК РФ.

5. Усовершенствована процедура расследования и учета несчастных случаев на производстве, в том числе с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм) (новая редакция ст. 227 ТК РФ).

При этом базовые принципы в области ОТ, которые заложены в действующей редакции Трудового кодекса, остались неизменными.

Изменено название гл. 34 ТК РФ на «Государственное управление охраной труда и требования охраны труда».

В ней раскрыто понятие «государственное управление охраной труда» (см. ст. 211 ТК РФ), а также разграничены полномочия в этой области между Правительством РФ, федеральными и региональными исполнительными органами власти в сфере охраны труда (см. новые ст. 211.1 – 211.3 ТК РФ).

Кроме того, Законом № 311-ФЗ скорректированы общие принципы установления национальных стандартов безопасности труда, а также государственных нормативных требований охраны труда, утверждаемых уполномоченными органами власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (новая ст. 212 ТК РФ). Также определен порядок проведения государственной экспертизы условий труда (новая ст. 213 ТК РФ).

Заметим: некоторые из перечисленных вопросов частично уже были урегулированы положениями действующих сейчас ст. 211, 216 и 216.1 ТК РФ. Внесенными поправками существующие правила уточнены и дополнены.

Два основных принципа обеспечения безопасности труда сформулированы в новой ст. 209.1 ТК РФ:

1) предупреждение и профилактика опасностей . Работодатель должен систематически осуществлять мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий. Полный перечень данных мероприятий приведен в новой редакции ч. 3 ст. 225 ТК РФ;

2) минимизация повреждения здоровья работников . Работодатель должен принять меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий профессиональных рисков.

На основании ст. 209 ТК РФ рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Законом № 311-ФЗ внесены уточнения, что общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются Минтрудом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Законом № 311-ФЗ введен новый термин «опасность» – это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, Законом № 311-ФЗ конкретизированы следующие понятия:

  • «профессиональный риск» – это вероятность причинения вреда не только здоровью работника, но и его жизни;

  • «управление профессиональными рисками» – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления ОТ и включающих в себя меры не только по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (что было раньше), а в перспективе – по недопущению повышения их уровней (в связи с этим на работодателя налагается обязанность проводить мониторинг и пересматривать выявленные ранее риски);

  • «требования охраны труда» – это совокупность требований, установленных государством и локальными нормативными актами работодателя (в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда) (прежде работодатель был ограничен в части установления правил по ОТ).

Права работодателей в области ОТ установлены положениями новой ст. 214.2 ТК РФ. В ней, в частности, сказано, что работодатели вправе:

  • контролировать безопасность работ с помощью оборудования для дистанционной видео-, аудиозаписи производственных процессов (и обеспечивать хранение полученной при помощи такого оборудования информации);

  • вести электронный документооборот в области ОТ;

  • предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ (а также к базам электронных документов) надзорным органам, которые наделены полномочиями на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства (то есть инспекциям по труду).

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, как и прежде, возлагаются на работодателя. Теперь они будут прописаны в новой ст. 214 ТК РФ (в действующей редакции – ст. 212 ТК РФ). В этой статьей также указано, что работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Перечень обязанностей работодателя в области охраны труда довольно обширный. Как и раньше, он должен обеспечить :

  • создание и функционирование системы управления ОТ (примерное положение о системе управления ОТ будет утверждено дополнительно, что следует из новой редакции ст. 217 ТК РФ);

  • соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям ОТ;

  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;

  • реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

  • разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков вновь организованных рабочих мест;

  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

  • приобретение за счет собственных средств и выдачу СИЗ и смывающих средств (отвечающих требованиям законодательства) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

  • оснащение средствами коллективной защиты;

  • обучение охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ;

  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, за соблюдением работниками требований ОТ, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;

  • проведение СОУТ.

Со следующего года этот перечень в ст. 214 ТК РФ пополнится новыми обязанностями, в их числе:

  • приостановление работы в случае возникновении угрозы жизни и здоровью работников и эксплуатации зданий и оборудования – до устранения этой угрозы;

  • создание подходящих условий труда при приеме на работу инвалида или при признании таковым штатного сотрудника;

  • согласование с другим работодателем мероприятия по предотвращению травматизма при проведении работ на территории, подконтрольной этому работодателю.

Кроме того, новая ст. 216.2 ТК РФ возлагает на работодателя обязанность незамедлительно проинформировать работника об отнесении условий труда на его рабочем месте по результатам СОУТ к опасному классу.

Перечень прав работника в области ОТ приведен в ст. 216 ТК РФ. В частности, работнику предоставляется право:

  • получать информацию об условиях и ОТ от работодателя и соответствующих государственных органов (новая ст. 216.2 ТК РФ);

  • отказываться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований ОТ до устранения такой опасности либо от выполнения не предусмотренных трудовым договором работ с вредными и (или) опасными условиями труда. В новой ст. 216.1 ТК РФ сказано, что такой отказ не влечет за собой дисциплинарную ответственность для работника.

Также в ст. 216 ТК РФ закреплены гарантии обеспечения права работника на санитарно-бытовое обслуживание (как должны обеспечиваться эти гарантии, установлено новой ст. 216.3 ТК РФ), права на внеочередной медосмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за работником места работы (должности) и средней заработной платы (среднего заработка) на время прохождения медосмотра.

Заметим: сами положения ст. 220 ТК РФ, посвященной медосмотрам (сейчас это ст. 213 ТК РФ), существенно изменились. Основная новация заключается в том, что вредные и (или) опасные производственные факторы и виды работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры работников, будут определяться совместно Минтрудом, Минздравом и Роспотребнадзором.

Обратите внимание: новой ст. 216.1 ТК РФ определено, что государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.


192


Регистрационный номер
Общие сведения

Как мы уже сказали, каждое предприятие должно вести свою деятельность в соответствии с профессиональными стандартами и применять их на практике для:

1. Подбора кадров;
2. Руководства и управлением персоналом;
3. Тарификации работ и присвоении разрядов;
4. Установления системы заработной платы с учетом уровня квалификации работника (Эти уровни указаны во втором разделе профстандарта);
5. Разработки должностных инструкций, которые должны полностью соответствовать профстандартам;
6. Аттестации работников, направление их на профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

Руководителю как минимум необходимо сделать следующее:

— переделать и привести в порядок все должностные инструкции работников в соответствии с профессиональными стандартами;
— правильно указывать наименование должностей сотрудников в соответствии с профстандартами;
— провести аттестацию;
— определить уровень квалификации работников и направить часть из них на переподготовку в случае, если характеристика должности не соответствует профстандарту. Считается, что если работник не будет соответствовать квалификационным требованиям, то успешно выполнять свои функции на рабочем месте он не сможет.

При проведении проверок, инспекторы по труду могут проверить любые из этих пунктов. Т.к. наиболее часто проверяют требования охраны труда на предприятии, то необходимо в первую очередь привести в порядок профессиональный стандарт специалиста в области охраны труда в соответствии с приказом 274н Минтруда РФ, а затем стандарты других профессий.

Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда» (приказ 274н) действует с 1 июля 2016 года. Поэтому с этого времени в случае выявления государственным инспектором труда несоблюдения профессиональных стандартов, к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования, в том числе административные штрафы.

Пункт 1 статьи 5.27 Нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб.; на юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

Пункт 4 статьи 5.27 За повторное нарушение наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10000 до 20000 руб.; на юридических лиц — от 50000 до 70000 руб.

Сейчас наиболее часто подвергаются штрафу должностные лица за доступ к работе сотрудника по охране труда, у которого нет профильного образования или без должной переподготовки по охране труда. (Данное требование прописано как профессиональных стандартах, так и в ЕКСД).

Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда», утвержденный в 22.04.2021 году приказом 274н Минтруда России является одним из важнейших документов в работе специалиста по ОТ.

Также советуем почитать:

  • В какие сроки проводится проверка системы пожарной автоматики (пожарной сигнализации)
  • ГОСТ 12.0.003-2015 «Классификация опасных и вредных производственных факторов»
  • Профессиональная переподготовка дистанционно в государственном ВУЗе
  • Как оказать первую помощь пострадавшему
  • Кому подчиняется служба охраны труда в организации?
  • Порядок расследования несчастных случаев на производстве
  • Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
  • Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
  • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
  • «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?
  • Обучение «Техносферная безопасность»
  • «Техносферная безопасность» что это за специальность
  • Центр охраны труда Белгородской области официальный сайт
  • Программы обучения по охране труда по профессиям
  • Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
  • Приказ 559н требования к квалификации
  • ЕТКС «Специалист по охране труда»
  • Постановление 1/29
  • ГОСТ 12 0 0 004-90 — имеет статус «недействительный»
  • Выбираем учебный центр по охране труда
  • БГТУ им Шухова дистанционное обучение
  • Дистанционное обучение по охране труда

В настоящее время много говорится о применении риск-ориентированного подхода при осуществлении надзора в бизнес-сфере различными контрольными органами. Смысл его в снижении давления на бизнесменов, готовых исполнять закон в полном объеме, на фоне усиления контроля деятельности недобросовестных фирм. Утвержденные поправки ТК РФ как раз и направлены на внедрение риск-ориентированного подхода в сферу охраны труда организации.

С одной стороны, это по большей части индивидуальный подход, личная ответственность, с другой – применение современного ПО, автоматических систем управления в сфере ОТ. Они, в частности, позволяют добиться объективной оценки профессиональных показателей безопасности труда, рисков, снизить затраты труда специалистов ОТ.

Традиционно правам работника в сфере охраны труда отведена центральная роль. Обновленная редакция ТК РФ лишь усиливает эту составляющую.

Прежде всего, гарантии безопасного труда работникам установлены на самом высоком уровне – государственном. Гарантируется право работника на санитарно-бытовое обслуживание, раскрывается, каким образом эти гарантии должны быть соблюдены (например, работников горячего цеха положено обеспечивать газированной соленой водой; пострадавших на производстве работников администрация обязана перевозить в больницу или до места жительства за счет фирмы и др.).

Работник имеет право на медосмотр внеочередного характера, если это соответствует нормативным документам или рекомендовано врачом. За ним сохраняется работа, должность, средний заработок.

Сами вредные (опасные) факторы производства, виды деятельности, при которых необходимо проходить предварительные и периодические медосмотры, устанавливаются Роспотребнадзором, Минздравом, Минтрудом совместно. Такой порядок позволит избежать разногласий в требованиях трех ведомств в отношении бизнеса.

Работник может отказаться от работы во вредных, опасных для жизни, здоровья условиях, если:

  • они возникли как следствие нарушения требований ОТ (до устранения опасности);
  • не прописаны в трудовом договоре.

Администрация не имеет права его наказывать.

За информацией, касающейся ОТ и условий труда, работник может обращаться как к руководству фирмы, так и в компетентные госорганы, общественные организации (по тексту ст. 216, ст. 216.1, ст. 216.2, ст. 216.3, ст. 220 новой редакции ТК РФ).

Обязанности работника в основном остались прежними: соблюдение правил ОТ, применение средств индивидуальной и коллективной защиты; обучение по ОТ; прохождение предварительных и периодических медосмотров, информирование администрации об опасных ситуациях на производстве (в новой редакции это ст. 215 ТК РФ).

Помимо этого вменяется в обязанность следить за исправностью оборудования, инструментов, которыми он пользуется на работе, соблюдать технологию производства, правильно использовать сырьевые и другие ресурсы, предоставленные работодателем.

Коротко перечислим другие новшества, содержащиеся в обновленном ТК РФ:

  1. Закреплен законодательно порядок управления профессиональными рисками (новая ст. 218 ТК РФ).
  2. СИЗ теперь будут выдаваться исходя из вредных факторов конкретного рабочего места в первую очередь, а не по наименованию вредной профессии (должности) в первую очередь, как было раньше (новая ст. 221 ТК РФ).
  3. Установлен однозначный прямой запрет на работу в опасных условиях (новая 214.1 ТК РФ).
  4. Установлен запрет на допуск к работе сотрудников, игнорирующих применение СИЗ (новая ст. 76 ТК РФ).
  5. Уделено особое внимание микроповреждениям (микротравмам): дано понятие, что это такое, как вести их учет, рассмотрены другие вопросы, связанные с микротравмами (новые статьи 226, 227 ТК РФ).
  6. Уделено внимание некоторым основополагающим терминам: введен термин «опасность», уточнен термин «рабочее место» (новая ст. 209 ТК РФ).
  7. Сформулированы фундаментальные принципы организации безопасных условий на рабочем месте: предупреждение (как основа системы), профилактика вреда и опасности, минимальный вред здоровью работающих граждан (новая ст. 209.1 ТК РФ).

Основной целью деятельности специалиста по охране труда по новому профстандарту является: профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и/или опасных производственных факторов, управление профессиональными рисками.

Трудовая функция

Тенденция в трудовом законодательстве последних лет — внедрение риск-ориентированного подхода. Изменения в ТК РФ от 02.07.2021 закрепляют обязанность работодателя управлять профессиональными рисками и проводить их регулярную оценку. По результатам процедуры планируют обучение работников в области охраны труда, обеспечение СИЗ, СКЗ; определяют сложность процессов системы управления охраной труда (СУОТ).

Минтруд дополнил новый профстандарт функцией стратегического управления профессиональными рисками в организации. Руководители, которые курируют охрану труда на предприятии, обеспечивают:

  • выбор методики работы с профессиональными рисками;

  • разработку внутренних документов организации в этой сфере;

  • координацию работ по внедрению системы управления профессиональными рисками (СУПР);

  • контроль функционирования СУПР;

  • анализ показателей ее эффективности.

СОТ участвуют в планировании СУПР, анализируют результаты ее мероприятий, дают предложения по снижению профессиональных рисков на рабочих местах.

Другие группы работ:

  • А. Обеспечение функционирования СУОТ;

  • В. Планирование, разработка и совершенствование СУОТ, СУПР;

  • С. Экспертиза эффективности мероприятий СУОТ.

Смотрите в таблице, какие должности и уровни квалификации Минтруд видит в сфере охраны труда.

№ пп

Уровень квалификации;

Возможные наименования должностей

Группа трудовых функций

Квалификационные требования

1

6

Младший СОТ

СОТ

Главный (ведущий) СОТ

А

Высшее образование — бакалавриат и профессиональная переподготовка при непрофильном образовании

Либо

Среднее профессиональное образование, программы переподготовки, стаж не менее трех лет

Опыт работы для главного специалиста:

  • 3 года при ВО;

  • 4 года при СПО.

2

7

Начальник службы (отдела, управления) охраны труда

В

Высшее образование (магистратура, специалитет)

Профессиональная переподготовка при непрофильном образовании

Стаж работы пять лет в области охраны труда

3

7

Эксперт (консультант, инструктор) по условиям и охране труда

С

Как в п. 2

+

Повышение квалификации в сфере оценки профессиональных рисков раз в три года

4

8

Заместитель руководителя организации (руководитель направления, подразделения) по управлению профессиональными рисками

D

Как в п. 3

+

Опыт работы 5 лет в области охраны труда:

из них не менее 2 лет руководителем проектов или начальником службы охраны труда, внутреннего аудита

Руководители и специалисты всех уровней квалификации проходят для допуска к работе обучение и проверку знаний не реже раза в три года.

«ТД ТРАКТ» более 30 лет является экспертом на рынке спецодежды, СИЗ. В нашем ассортименте подобрана только качественная, с проверенными рекомендациями продукция. Мы предлагаем уникальную услугу подбор Спецодежды и СИЗ по вредным факторам или видам производства.

Звоните нам по тел. +7(495)685-95-95 для бесплатных консультаций.

По сравнению с уже устаревшим профстандартом для работников из сферы ОТ, в его новом варианте есть пара существенных изменений. Первое из них — изменилась сама формулировка основной профессиональной цели специалиста по ОТ – теперь к задачам профилактики несчастных случаев и профзаболеваний, устранения вредных факторов или снижения их уровня добавилось управление профессиональными рисками. Эта новая функция требует от руководителей и специалистов, отвечающих за охрану труда на предприятии, правильного выбора методики работы с профрисками, обеспечения внутреннего документооборота по этим вопросам, а также внедрения системы управления профессиональными рисками и контроля её функционирования на предприятии.

Другое важное изменение коснулось требований к уровням образования и квалификации специалистов.

Самыми важными изменениями для определения квалификационных уровней специалистов по охране труда стали:

  • Ужесточение требований к 7 квалификационному уровню, который соответствует должностям руководителей служб, начальников отделов и управлений по охране труда, консультантов по ОТ и управлению профрисками, инструкторов по ОТ. Главное изменение — это запрет на получение упомянутых должностей для специалистов, получивших высшее образование только на уровне бакалавра. То есть, чтобы занять руководящую должность в сфере ОТ, даже при наличии профпереподготовки, необходимо иметь диплом магистра или специалиста.

  • Добавление нового 8 квалификационного уровня – с его присвоением специалист может рассчитывать на должности топ-менеджеров в сфере охраны труда, руководителей отделов по управлению профрисками и их заместителей, специалистов, предлагающих услуги аутсорсинга в сфере оценки профрисков. Для этого квалификационного уровня необходим диплом магистра или специалиста, а также дополнительное профобразование по профрискам с регулярными программами повышения квалификации. Также есть требование к опыту работы – это 5 лет в сфере ОТ, из которых минимум 2 года — в качестве руководителя проектов или подразделений.

  • Все регионы России
  • Дистанционная форма обучения
  • Доступ 24/7
  • Удостоверение или Диплом установленного образца
  • Доставка по Почте России бесплатно
  • Регистрация всех выданных документов в ФИС ФРДО

Документ: Приказ Минтруда РФ от 22.04.2021 № 274н «Об утверждении профессионального стандарта Специалист в области охраны труда»

Вступает в силу: 1 сентября 2021 года

С 01.09.2021 г. и до сентября 2027 г. будет действовать новый, утвержденный Приказом Минтруда № 274н от 22.04.2021, профессиональный стандарт для специалистов сферы охраны труда. Предыдущий профстандарт, утвержденный Приказом Минтруда № 524н от 04.08.2014, утрачивает силу.

По действующему законодательству (ч. 1 ст. 217 ТК) при численности сотрудников свыше 50 человек в компании должна быть предусмотрена должность специалиста по ОТ. На крупных предприятиях эти полномочия могут быть делегированы целому отделу. Определить компетенцию и разграничить обязанности в должностной инструкции специалиста по ОТ помогает соответствующий профессиональный стандарт.

Ключевыми задачами профессиональной деятельности такого специалиста являются:

— профилактика производственных несчастных случаев и профзаболеваний,

— уменьшение степени воздействия (устранение) на персонал опасных и вредных производственных факторов,

— управление профессиональными рисками.

Среди прочего данным профстандартом предусмотрены требования к образованию и обучению, опыту, особым условиям допуска к работе.

В новом профессиональном стандарте пересмотрены трудовые функции, требуемые знания и умения, уровень образования, стаж, особые условия допуска к работе, в частности:

— добавлена кодировка деятельности (1212 — Управление трудовыми ресурсами) по одноименному классификатору;

— возросло число общих трудовых функций за счет добавления экспертизы эффективности мероприятий, обеспечивающих работу системы управления ОТ;

— расширен перечень наименований должностей. Помимо специалиста по ОТ, в этой области появились младший и главный специалисты;

— изменились требования по образованию (надо иметь один из трех вариантов) — высшее образование — бакалавриат по профилю, непрофильное высшее образование с прохождением программы профпереподготовки, среднее профобразование с получением дополнительного обучения в области ОТ;

— повысились требования к опыту. До настоящего времени специалистам со средним профессиональным образованием достаточно было наличие трехлетней практики работы. Обновленные правила предъявляют к ним требования по четырехлетнему стажу работы. Всем остальным специалистам надо иметь опыт соответствующей деятельности не менее трех лет;

— изменились условия допуска к работе специалистов по ОТ. Ранее допуск был возможен при наличии на предприятии опасных производственных объектов. С сентября 2021 г. такой специалист не будет допущен к работе без прохождения обязательного обучения. Также предусмотрена проверка знаний, подтверждение/повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года;

— установлены требования по образованию к руководителю службы, отдела ОТ. Оно должно быть высшем, а если диплом не соответствует профилю, необходимо прохождение курсов профессиональной переподготовки;

— пополнен перечень необходимых навыков по каждой трудовой функции — умение работать с программным обеспечением локальных и внешних сетей, инструментами дистанционной работы (вебинарами и видеоконференциями), вести электронный документооборот и пр.

Документ был опубликован 25.05.2021 г. на официальном портале правовой информации.

Минтруд разработал индикаторы риска для проверок законодательных требований ТК

Минтруд подготовил проект, в котором разработал индикаторы риска нарушения обязательных требований Трудового кодекса. По этим индикаторам инспектор ГИТ будет проверять:

  • выдал ли работодатель работникам СИЗ;
  • провел ли работникам обучение, инструктажи и стажировку по охране труда;
  • провел ли работникам медосмотры и психиатрические освидетельствования;
  • разработал ли систему управления охраной труда;
  • провел ли спецоценку;
  • предоставил ли гарантии и компенсации работнику за работу во вредных условиях;
  • соблюдал ли порядок расследования несчастных случаев;
  • представил ли в срок уведомление об исполнении предостережения.

Чтобы начать проверку работодателя, инспектор ГИТ может использовать информацию из любого достоверного источника. Например, из обращения профсоюзов, СМИ и следственных органов.

Источник: проект Минтруда от 21.04.2021

Источник: законопроект № 1070354–7

Пересмотрят примерный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Паспорт проекта приказа разместили на портале общественного обсуждения.

Сейчас работодатели каждый год разрабатывают план мероприятий по охране труда на основе Типового перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н. Изменения в X раздел ТК передадут полномочия утверждать перечень Минтруду. Поэтому чиновники этого ведомства разрабатывают новый документ.

Ростехнадзор вынес на обсуждение новый Закон о промышленной безопасности. Проект подготовили в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства.

Требования к эксплуатации ОПО и передвижных технических устройств установят отдельно. К передвижным техническим устройствам отнесут грузоподъемные машины, передвижные установки с оборудованием под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля, передвижные машины и оборудование по изготовлению комбикормов, а также передвижные склады взрывчатых компонентов промышленного применения. Проводить плановые проверки предприятий, которые эксплуатируют передвижные технические устройства, не будут.

В сферу промбезопасности внедрят аудит системы ее управления. Аудиторы будут проводить независимую оценку деятельности предприятий, которые эксплуатируют ОПО. Статус аудиторов присвоят аттестованным физлицам. Проводить аудит разрешат на добровольной основе, с его помощью работодатели смогут сократить количество проверок.

Для производственного контроля за соблюдением требований промбезопасности разрешат использовать системы дистанционного контроля. Предприятиям, которые используют такие системы, плановые проверки заменят на мониторинг.

Вместо пяти сигналов по ГО оставили один

МЧС сообщило об изменениях в порядке оповещения по гражданской обороне. Теперь при всех чрезвычайных ситуациях будут подавать только один сигнал — «Внимание всем!». Сопровождать его будет включение сирен, прерывистые гудки с последующей речевой информацией о сложившейся ситуации и порядке действий.

До сих пор для оповещения также использовали сигналы «Воздушная тревога!», «Химическая тревога!», «Радиационная опасность!», «Угроза катастрофического затопления!» и сигналы, которые отменяют их. МЧС признало, что применять такое количество нецелесообразно, поэтому решило ввести единый сигнал для всех случаев. После того как получили его, нужно прослушать информацию об алгоритме действий при угрозе ЧС. Информацию будут транслировать по теле- и радиоканалам и рассылать на телефоны в СМС‑сообщениях. Если все эти способы недоступны, узнать о действиях после сигнала можно по номеру вызова экстренных оперативных служб — 112.

Документ не относится к категории обязательных для выполнения, при этом в нем содержатся подробные разъяснения способов реализации санитарно-эпидемиологических требований.

В методических рекомендациях поясняется, что безопасные условия труда — это условия труда, характеризующиеся отсутствием вредного и опасного воздействия производственных факторов на работников или уровень их влияния не выходит за рамки гигиенических нормативов.

Еще одно понятие, которым оперирует документ — производственный контроль за условиями труда. К нему относится внутренний контроль на производстве, обязательный для всех юрлиц и ИП. Он должен проводиться с целью слежения за выполнением санитарных правил, гигиенических норм и проведением мероприятий профилактического характера.

Разработка программы производственного контроля возложена на работодателей.

Методические рекомендации определяют порядок организации производственного контроля и проведения замеров для разных факторов и видов работ.

Для химических факторов устанавливается периодичность контроля максимально-разовых концентраций в зависимости от класса опасности того или иного вещества. Применимо к физическим факторам контроль осуществляется при условии их несоответствия гигиеническим требованиям или по окончании реконструкции, обновления производства, внедрения новых технологий, проведения капремонта и реализации мероприятий по улучшению условий труда. В периметр контроля входит шум, напряженность электростатического поля, вибрация, световая среда, микроклимат.

Для тяжести и напряженности труда минимальная периодичность замеров не регламентирована. При этом допускается применение результатов оценки тяжести и напряженности производственного процесса, которые были ранее получены во время проведения специальной оценки условий труда.

Контроль биологических факторов проводится в зависимости от классов чистоты помещений, которые определены гигиеническими нормами. Санитарное ведомство разрешает сократить периодичность производственного лабораторного контроля вредных производственных факторов при соблюдении условий, указанных в методических рекомендациях. Оценка обоснованности уменьшения периодичности проведения производственного контроля возложена на федеральный орган исполнительной власти, занимающийся обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.

Документ содержит рекомендации, связанные с разработкой и реализацией профилактических мероприятий, которые направлены на предупреждение вредного влияния производственных факторов и трудового процесса на здоровье сотрудников. В частности, работодатели должны проводить технические, технологические, лечебно-профилактические мероприятия, а также предоставлять сотрудникам средства индивидуальной защиты. Данные мероприятия взаимодополняют друг друга и не могут применяться как единственно возможный способ предупреждения опасного влияния производственных факторов.

В процессе создания плана мероприятий по улучшению условий труда они должны учитывать результаты производственного контроля и СОУТ. Применение этого требования ставит целью создание единообразных форм, которыми пользуются специалисты по охране труда без необходимости вести подготовку иных документов, помимо указанных в п.8 ст.15 №426-ФЗ «О специальной оценке труда».

Роспотребнадзор в методических рекомендациях напоминает работодателям о том, что к вредным производственным факторам относятся неблагоприятные условия труда, способные привести к заболеванию работника. В перечне вредных факторов отсутствует формулировка, связанная с уровнем негативного влияния производственных факторов. Поэтому проведение медосмотра является обязательным для всех работников, у которых идентифицированы вредные и опасные факторы на рабочих местах вне зависимости от установленного класса условий труда.

В приложении к документу содержатся рекомендации к условиям труда в соответствии с видом производственной деятельности и спецификой технологических процессов, в т.ч рекомендации к организации работ с ПЭВМ и копировально-множительной техникой.

Источник: Письмо Минтруда от 05.05.2021 № 15–0/ООГ-1553

Обучать работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте можно как в организации, так и в учебном центре. Такое разъяснение дал Минтруд в официальном письме.

Чтобы проводить обучение в организации, создайте экзаменационную комиссию по допуску к работе на высоте с оформлением наряда-допуска. В комиссию включите работников с III группой по высоте. Членов комиссии предварительно обучите в учебном центре на III группу.

В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.

Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *