Новые правила учета тепловой энергии в 2022 году

Автор: | 20.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила учета тепловой энергии в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Расчет платы за отопление теперь зависит от наличия в МКД отопительных приборов в местах общего пользования, ИТП, ОДПУ и ИПУ тепла.

Для УО, ТСЖ, ЖК и ЖСК, в МКД которых отсутствуют радиаторы и отопительные приборы в местах общего пользования, предусмотрели четыре новые формулы. При этом расчет будет зависеть от того, есть ли в доме ОДПУ, а также от способа оплаты жителями коммунальной услуги «отопление» — в течение года или только в отопительный период.

Рассчитывать плату за отопление по-новому придется и управленцам, которые производят КУ «отопление» с помощью специального оборудования — индивидуального теплового пункта (далее — ИТП). Законодатель определил новый порядок расчета для домов, в которых установлен ИТП, есть ОДПУ и индивидуальные приборы учета.

Для многоквартирных домов, в местах общего пользования которых нет радиаторов либо иных теплопотребляющих элементов внутридомовой системы отопления, законодатель ввел в Правила № 354 (постановлением Правительства от 06.05.2011) четыре формулы: 2(3–1), 2(4–1), 3(1–1), 3(2–1). Изменения Правительство внесло постановлением от 25.06.2021 № 1018.

Порядок расчета платы за отопление в новых формулах зависит не только от наличия отопительных приборов в местах общего пользования, но и от того, есть ли в МКД ОДПУ тепла и как жители платят за услугу.

Рассмотрим на примерах, как применять новые формулы.

Ситуация 1. Отсутствуют радиаторы в местах общего пользования и ОДПУ. Начисление платы в отопительный период. Счета за отопление выставляют жителям в течение отопительного периода.

Площадь помещения — 40 кв. м.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению — 0,016 Гкал/кв. м.
Тариф — 2546,83 руб./Гкал.
В данной ситуации используйте формулу 2(3–1).
Расчет платы будет выглядеть так:

После того, как выполнены шаги 2 — 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта.

Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации.

По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.

Формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ — ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС — ЛС

Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:

СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС — ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ

  • Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.06.2021 N 79 (ред. от 23.11.2021)
  • Приказ Минфина России от 17.04.2014 N 115 (ред. от 23.11.2021)
  • Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по капоэйра на 2021 год. Номер-код вида спорта: 1230001411Я
  • Приказ Минцифры России от 04.02.2021 N 55 (ред. от 18.11.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по спортивному туризму на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0840005411Я
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по фигурному катанию на коньках на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0500003611Я
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по спорту лиц с поражением ОДА на 2021 год. Номер-код вида спорта: 1160007711Я
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по сквошу на 2021 год. Номер-код вида спорта: 1390002511Я
  • Приказ Росрыболовства от 03.12.2020 N 648 (ред. от 18.11.2021)
  • 1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций. (в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

    2. Отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.»; (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ)

    3. К отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие производство, передачу, потребление теплоносителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ)

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) тепловая энергия — энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);

    2) качество теплоснабжения — совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя;

    3) источник тепловой энергии — устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;

    4) теплопотребляющая установка — устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии;

    4.1) теплоноситель — пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения; (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ)

    5) тепловая сеть — совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;

    5.1) объекты теплоснабжения — источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность; (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ)

    6) тепловая мощность (далее — мощность) — количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени;

    7) тепловая нагрузка — количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени;

    8) теплоснабжение — обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;

    9) потребитель тепловой энергии (далее также — потребитель) — лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

    10) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, — программа мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения. В ценовых зонах теплоснабжения инвестиционная программа в отношении деятельности по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения не разрабатывается и не утверждается; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 291-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ)

    11) теплоснабжающая организация — организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

    12) передача тепловой энергии, теплоносителя — совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя; (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 132-ФЗ)

    1. Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются:

    1) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов;

    2) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами;

    3) обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения;

    4) развитие систем централизованного теплоснабжения;

    5) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей;

    6) обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала;

    7) обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения;

    8) обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.

    9) обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения. (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 132-ФЗ)

    2. Государственная политика в сфере теплоснабжения направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, установленных настоящей статьей.

    1. Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 — 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 404-ФЗ)

    2. Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней, не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

    3. В случае заключения между теплоснабжающей организацией и потребителем долгосрочного договора теплоснабжения (на срок более чем один год) орган регулирования устанавливает долгосрочный тариф на реализуемую потребителю тепловую энергию (мощность), определенный в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

    4. Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул. Дополнительные средства, полученные теплоснабжающей организацией, теплосетевой организацией в результате снижения затрат вследствие повышения эффективности деятельности этих организаций, остаются в их распоряжении в течение пяти лет. Сокращение затрат теплоснабжающей организации, теплосетевой организации не является основанием для досрочного пересмотра цен (тарифов) этих организаций. Перечень указанных затрат определяется в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

    1. Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа.

    2. Тарифы на теплоноситель устанавливаются органом регулирования в виде одноставочного тарифа.

    2.1. В ценовых зонах теплоснабжения тарифы на производимую тепловую энергию (мощность), в том числе в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, формируемые с учетом долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера), включенных в концессионное соглашение или договор аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются органом регулирования в виде двухставочного тарифа. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ)

    3. Тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

    4. Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили:

    1) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок;

    2) долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.

    Положения статьи 11 (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ) применяются с учетом особенностей, установленных главой 5.1 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ) для ценовых зон теплоснабжения (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ).

    1. В случае возможности осуществления в пределах отдельной системы теплоснабжения экономически оправданного перехода из состояния рынка, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного товарного рынка регулирование тарифов в сфере теплоснабжения в такой системе теплоснабжения может быть отменено.

    2. Отмена регулирования тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по предложению органа местного самоуправления по согласованию с организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, или по предложению организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по согласованию с органом местного самоуправления и по согласованию с федеральным антимонопольным органом. (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

    3. В случае принятия решения об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в пределах отдельной системы теплоснабжения должны быть учтены следующие обстоятельства:

    1) наличие на территории поселения или городского округа, на которой находится данная система теплоснабжения, развитой газораспределительной системы или эффективно функционирующего товарного рынка альтернативных видов топлива, применяемых в целях теплоснабжения, при имеющейся технической возможности для подключения (технологического присоединения) к системе или системам теплоснабжения поселения или городского округа источников тепловой энергии, функционирующих на основе использования альтернативных видов топлива; (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)

    2) отсутствие субсидирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе перекрестного субсидирования, оказывающего влияние на выбор потребителем вида топлива, применяемого в целях теплоснабжения;

    3) ценовая доступность обеспечения теплоснабжения с использованием альтернативных видов топлива.

    4. Порядок учета указанных в части 3 настоящей статьи обстоятельств и принятия решения об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

    5. Изменение указанных в части 3 настоящей статьи обстоятельств после отмены регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в пределах отдельной системы теплоснабжения является основанием для принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с федеральным антимонопольным органом решения о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

    6. В случае принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) решения об отказе в отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в отдельной системе теплоснабжения или непринятия такого решения в сроки, установленные правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, органы местного самоуправления либо заинтересованные организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, вправе обжаловать действие или бездействие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в федеральный антимонопольный орган. (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

    7. Предписание об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, выданное федеральным антимонопольным органом по итогам рассмотрения жалобы, является обязательным для исполнения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

    1. Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
    2. В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:
    • на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
    • по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость может отличаться от исторической стоимости.

    О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».

    3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.

    Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):

    • наименование регистра;
    • период (дату) его составления;
    • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
    • наименование хозяйственных операций;
    • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.

    Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и /или объектов можно:

    • по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года);
    • при изменении законодательства. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.

    Коммерческий учёт теплоэнергии

    В этом деле речь идет об экспериментальном доме, который согласно проекту состоит из двух частей (десятиэтажной и четырехэтажной). Проектом дома предусмотрены и введены в эксплуатацию два тепловых пункта с автономными закольцованными системами отопления. Потребленная тепловая энергия при нагреве учитывается в каждом тепловом пункте отдельным счетчиком. Два коллективных (общедомовых) прибора учета тепловой энергии учитывают потребление двух независимых систем теплопотребления, которые самостоятельно подключаются (отключаются) к системе (от системы) теплоснабжения, имеют разную тепловую нагрузку, различные температурные режимы и режимы потребления энергоресурса. Единый коллективный (общедомовый) прибор учета тепловой энергии в доме не установлен.

    Таким образом, МКД в силу специфики конфигурации имеет два тепловых пункта (ИТП) и два обособленных прибора учета тепловой энергии. Управляющая компания осуществляла расчеты с РСО и жителями дома на основании показаний различных общедомовых приборов учета (применительно к различным частям дома), а не суммарно – по дому в целом.

    Вместе с тем, как указали судьи, обозначенный МКД (десятиэтажная и четырехэтажная части дома) представляет собой единый объект капитального строительства. При раздельном расчете размера платы нужно использовать данные об объеме коммунального ресурса, потребленного секцией дома, что не предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг. Наличие у дома каких-либо конструктивных особенностей не изменяет установленный указанными правилами порядок определения размера платы за коммунальные услуги.

    В итоге требование ГЖН о начислении платы за коммунальную услугу по отоплению суммарно показаниям всех общедомовых приборов учета тепловой энергии без разделения признано законным и исполнимым (Постановление АС ВВО от 13.06.2018 № Ф01-2260/2018).

    Похожая ситуация рассмотрена и в этом деле, но результат совсем другой.

    Спорный многоквартирный дом вводился в эксплуатацию двумя очередями (в 2004 и 2006 годах соответственно), выполненными в разной этажности, из различных материалов. Исходя из этого, дом оснащен двумя допущенными в разное время узлами учета тепловой энергии, системы отопления дома являются независимыми (каждая из них имеет свой ОПУ) и представляют собой разные объекты теплоснабжения.

    Общество считало, что МКД является единым домом и показания двух узлов приборов учета должны суммироваться в расчетах как единая величина. ГЖИ решила иначе: плата за коммунальную услугу по отоплению должна определяться исходя из раздельных объемов потребленной тепловой энергии, определенных по показаниям каждого из ОПУ тепловой энергии, имеющихся в указанном доме по первой и второй очередям.

    Судьи и здесь поддержали ГЖИ. При оборудовании дома ОПУ тепловой энергии размер платы за отопление в помещении определяется исходя из показаний счетчика (при наличии нескольких приборов учета – исходя из суммарных данных этих счетчиков). Однако такая методика возможна лишь для единого многоквартирного жилого дома. В рассматриваемой ситуации представлены допустимые и относимые доказательства того, что первая и вторая очереди МКД представляют собой разные объекты гражданских правоотношений. Из заключения строительно-технической экспертизы следует, что:

    • объекты капитального строительства первой и второй очередей, входящие в состав спорного МКД, являются отдельно стоящими многоквартирными жилыми домами, не имеют признаков встроенно-пристроенных зданий, входящих в состав единого жилого комплекса дома с общим адресом;

    • каждый из объектов оборудован индивидуальными инженерными системами – тепловым узлом управления, водомерной рамкой подачи холодной воды, узлами подачи горячей воды с индивидуальными схемами разводки коммуникаций, вводами магистральных трубопроводов, температурными графиками и режимами регулировки оборудования, что свидетельствует об автономности системы теплоснабжения.

    Итак, первая и вторая очереди дома являются самостоятельными объектами теплоснабжения, поэтому размер платы за тепловую энергию, потребляемую собственниками помещений в этих объектах, должен был быть рассчитан исходя из объема коммунального ресурса, потребляемого каждым из названных объектов (см. Постановление АС ЗСО от 14.05.2018 № Ф04-998/2018).

    * * *

    Действующее законодательство не содержит норм, прямо разъясняющих, каким образом определять размер платы за коммунальную услугу по отоплению при наличии в доме нескольких ОПУ тепловой энергии. Судебная практика дает такие ответы. Если МКД представляет собой единый объект капитального строительства, плата должна рассчитываться суммарно по дому, а не на основании показаний различных коллективных (общедомовых) приборов учета (применительно к разным частям дома) даже несмотря на то, что два ОПУ тепловой энергии учитывают потребление различных независимых систем теплопотребления. Если же дом представляет собой разные объекты гражданских правоотношений, в каждом из которых система теплоснабжения функционирует автономно, ГЖИ может настоять на необходимости проведения расчета платы исходя из показаний ОПУ тепловой энергии каждой инженерной системы отдельно.

    В целях соблюдения требований законодательства, регламентирующего порядок и форму предоставления предложений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Департамент тарифного регулирования Томской области (далее – Департамент) сообщает следующее.

    Согласно пункту 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075, (далее – Правила) организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее — регулирующий орган) предложения (заявление об установлении тарифов) с приложением обосновывающих материалов.

    Департамент просит Вас документы (обосновывающие материалы), предусмотренные п. 16 Правил, а также иные необходимые обосновывающие материалы, представить в электронном виде на цифровом носителе информации (CD-диск, usb flash):

    — в формате PDF (скан версия документов);

    — документы в формате Word и электронных таблиц Excel (с сохранением формул в ячейках) с гиперссылками на обосновывающие документы.

    К документам, представленным в электронном виде, необходимо сформировать и представить как в бумажном, так и в электронном виде, опись прилагаемых в электронном виде документов и материалов с гиперссылками на соответствующие документы.

    Все электронные документы должны быть заверены квалифицированной электронной подписью заявителя (каждый файл, либо архив документов).

    При этом, на бумажных носителях в обязательном порядке необходимо представить следующие документы:

    — заявление об установлении (корректировке) тарифов, подписанное руководителем или иным уполномоченным лицом регулируемой организации, скрепленное печатью регулируемой организации, с описью прилагаемых в электронном виде документов и материалов;

    — смету расходов (НВВ), планируемую к утверждению (корректировке) на регулируемый период;

    — расчет цен (тарифов), планируемых к утверждению (корректировке) на регулируемый период.

    Кроме того, просим Вас в обязательном порядке представить:

    1. Подробную пояснительную записку по расчету и обоснованию каждой составляющей сметы затрат (НВВ), планируемой к утверждению (корректировке) на регулируемый период, с гиперссылками на расчет и обосновывающие материалы.

    Пояснительная записка должна содержать следующую информацию (с гиперссылками на расчет и обосновывающие материалы в каждом разделе):

    — анализ объема активов организации (условные единицы);

    — определение нормативной численности;

    — баланс тепловой энергии;

    — баланс тепловой и электрической энергии (для комбинированной выработки);

    — определение технологических потерь тепловой энергии;

    — определение фактических и плановых показателей надежности и энергетической эффективности;

    — определение базы распределения общехозяйственных, общепроизводственных и вспомогательных затрат;

    — определение расходов по каждой статье сметы затрат (НВВ), планируемой к утверждению (корректировке) на регулируемый период;

    — сравнительный анализ плановых и фактических затрат (в том числе операционных расходов) за период 2018-2020 гг. для организаций выходящих на новый долгосрочный период регулирования, а для прочих организаций за 2020 г., с пояснением отклонений по каждой статье затрат с гиперссылками на обосновывающие материалы;

    — определение выпадающих доходов (расходов) по результатам деятельности организации за 2020 год;

    — анализ исполнения инвестиционной программы за 2020 год с предоставлением подробных пояснений в части отклонений фактических расходов по исполнению мероприятий инвестиционной программы от плановых значений, утвержденных инвестиционной программой на 2020 год с указанием причин отклонений по каждому инвестиционному мероприятию с гиперссылками на подтверждающие данные бухгалтерского учета;

    — выпадающие доходы от технологического присоединения за 2020 год;

    — схему договорных отношений в части оказания услуг в сфере теплоснабжения;

    — расчет тарифов на тепловую энергию;

    — и прочее (данный список не является исчерпывающим).

    В обязательном порядке пояснительная записка должна содержать:

    — описание алгоритма какого-либо расчета со ссылкой на нормативно-правовые акты и обосновывающие документы (с гиперссылками на расчет и обосновывающие материалы);

    — обоснование необходимости включения каждой составляющей статьи затрат со ссылкой на нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми данные затраты должны быть включены.

    Бизнес предупредил о банкротстве и ликвидации ряда территориальных сетевых организаций (ТСО), а также о росте цен на электроэнергию для потребителей в случае преждевременного внедрения эталонных тарифов в электроэнергетике. Об этом заявили в ассоциации «Территориальные сетевые организации». ФАС ранее предложила внести в правительство законопроект о внедрении таких тарифов уже в 2022 году. Чем опасно введение эталонных тарифов?

    Комментирует Наталья Чернышева: «На самом деле, разработка и внедрение так называемых эталонных тарифов была призвана уменьшить стоимость жилижно-коммунальных услуг. Представители ФАС сами признавались, что тарифы ЖКХ завышены в несколько раз. Проблема в том, что расчет эталонных тарифов — это очень трудоёмкий процесс. Однако это может послужить хотя бы началом полномасштабного аудита тарифов ЖКХ, без которого мы никогда не поймем, насколько оправданы те тарифы, которые нам установлены, и которые повышаются каждый год. Если расчеты провести должным образом, то эталонные тарифы никак не могут привести к росту цен. Многие эксперты, наоборот, говорят о том, что конечные тарифы для потребителей завышены в 3-4 раза. И снижению их мог бы также, помимо аудита, способствовать пересмотр и уменьшение цепочки посредников, которые только увеличивают цены».

    Алексей Кричевский, эксперт рынка недвижимости Академии управления финансами и инвестициями: «На данный момент главной проблемой в эталонных тарифах видится отсутствие объективности расчетов. Как именно они будут исчисляться, и какие данные должны будут предоставить для их расчета ТСО, пока не совсем ясно. Все может быть максимально просто — данные по затратам могут быть некорректными, и стоимость электроэнергии где-то может чуть снизиться, а где-то возрасти чуть ли не вдвое. Поэтому нужно четко понимать алгоритм установления эталонов».

    П.40 дополнили:

    «Потребитель коммунальной услуги по отоплению, произведенной и предоставленной с использованием тепловой энергии, поданной по централизованным системам теплоснабжения, и с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с использованием индивидуальных тепловых пунктов, вносит плату за отопление, рассчитанную в соответствии с пунктом 421 Правил».



    Абзац 2 п. 43 Правил исключили:

    «При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в МКД, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии указанный объем определяется исходя из применяемого в таком доме норматива потребления коммунальной услуги по отоплению».



    Абзац 11 пункта 42

    При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (ГВС), а также при производстве и предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (при отсутствии централизованного ГВС и наличии централизованного теплоснабжения), в случае, если узел учета тепловой энергии МКД оснащен ОДПУ тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и ГВС, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев 3 – 6 настоящего пункта объем энергии, потребленной за расчетный период определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний ОДПУ тепловой энергии, которым оборудован МКД, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях МКД и на общедомовые нужды.


    Абзац 1 пункта 54

    В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) ГВС) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее – использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

    В основной перечень коммунальных услуг входят: отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. Плата за коммунальные услуги складывается из тарифа и объема потребления коммунального ресурса. Тарифы на коммунальные услуги в Татарстане устанавливает Государственный комитет РТ по тарифам.

    С 1 июля ожидается очередное повышение тарифов на ЖКУ. При этом совокупный рост тарифов не должен превышать индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, который устанавливается на федеральном уровне для каждого субъекта РФ. По республике Татарстан предельный индекс должен составить 4,4%.

    Эталонные тарифы на теплоснабжение в пилотных регионах будут запущены с 1 июля 2022 года. Предполагается, что «тарифы определят по среднему уровню расходов компаний на рынке, а не по параметрам конкретной организации, которые могут быть завышены или занижены».

    Сейчас тарифы на теплоснабжение каждый год устанавливают региональные власти. И хотя эти суммы обоснованы реальными затратами компаний, которые они могут доказать, ФАС полагает, что такой принцип формирования тарифов может дать возможность энергокомпаниям завысить расходы. Планируется, что эталонный тариф позволит избежать роста платежей за тепло.

    Внедрить эталоны на услуги ЖКУ поручил президент РФ Владимир Путин еще в 2018 году. Такой метод уже используют при расчете сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков (ГП) электроэнергии. Это позволило сократить разброс в дифференциации надбавок по регионам страны почти в два раза, отметил в интервью «Известиям» заместитель руководителя антимонопольной службы Виталий Королев.

    Руководитель Госкомитета РТ по тарифам также положительно оценил нормирование затрат в области тарифного регулирования.

    — Всем понятно, что когда норматив потребления воды или тепла опубликован и ясен, то он всем доступен: этот норматив можно просто умножить на объем своего потребления и получить свой тариф. Это приветствуется и организациями, и населением, — заявил Александр Груничев.

    Представители ассоциации «Сообщество потребителей энергии» отметили, что методика эталонного тарифа основана на понятном расчете единого алгоритма, учитывающего региональные особенности, а также функционирование сбытовых подразделений. При этом учитывается количество точек поставки тепловой энергии, плотность населения, уровень ставки арендной платы помещений, развитость филиальной сети банков. Методика расчета эталонов ФАС показывает соответствие эталонов фактическим расходам на сбыт компаний.

    Партнерский материал

    Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии проводится на всех участках подачи и приема ресурса, а именно в:

    • границах балансовой принадлежности между генератором и коммуникациями либо потребителем, подсоединенного к источнику;
    • рамках собственности между смежными магистралями;
    • зонах принадлежности между котельной и получателями энергии;
    • рубежах балансовой недвижимости между центральным энергетическим пунктом и потребителем.

    Правила учета ресурса теплоносителя рекомендуют использовать несколько методов анализа.

    Документ выражается следующими методиками:

    • приборная, когда исследуемые величины всех индексов, получаются путем измерения учетными аппаратами самого теплоносителя и источника генерации ресурса;
    • расчетная, когда анализируемые величины всех индексов, принимаются по базовым стандартам либо средним коэффициентам предыдущего периода;
    • приборно-расчетная – если недостаток измеренных показателей восполняется символами методики.

    Расчетная величина используется при отсутствии измерительных аппаратов либо во время их выхода из рабочего положения.

    Наименование метода исчисления теплового ресурса закрепляется контрагентами в соглашении о поставке и обслуживании по перемещению энергии по теплокоммуникациям. При использовании первой и последней методы в соглашении или его дополнении указываются исходники, из которых берутся данные, необходимые для коммерческого измерения сторонами договора.

    Не оборудованный учетным приспособлением дом, потребует расчета с использованием трех критериев:

    • принятого в конкретном районе норматива теплопотребления – количество калорий на обогрев квадратного метра площади на один месяц;
    • действующей тарификации определенного поставщика горячего снабжения – цена 1 Гкал;
    • суммарной метражности каждой конкретной квартиры, без учета лоджии либо балкона.

    Определение подходит для зданий, которые не оборудованы какими-либо измерительными приспособлениями.

    Начертание формулы такое:

    Pi=Si×Nt×Tt,

    где:

    • Si – суммарная площадь жилых и нежилых комнат;
    • Nt – стандарт использования коммунальной отопительной услуги, норматив потребленной тепловой энергии на отопление в 2020 году принят в количестве 0,016 Гкал на кв. м.;
    • Tt – тарификация горячего ресурса, установленная законодательством страны.

    Упрощая подсчет выражения, можно сказать, суммарная площадь каждой отдельной квартиры умножается на количество гигакалорий, необходимых для ее отопления, а затем «х» на приведенный в конкретном районе тариф.

    Существуют открытые и закрытые системы отопления. Расчет получаемого объема тепла рассчитывается как отдельно, так и вместе для каждой.

    Первый вид обусловлен тем, что теплоноситель не разрешается брать для хозяйственных нужд из общих коммуникаций. Второй же позволяет это делать в оговоренном соглашением количестве.

    Приведенная формула дает возможность посчитать число полученных Гкал для первой и второй системы:

    Q=([(G1×(t1-tхв) )-(G2×(t2-tхв) )])/(1 000)= Гкал,

    где:

    • Q – объем ресурса, Гкал;
    • G1 – расход подаваемого теплоносителя, м. куб;
    • t1 – температура обогрева, подающего трубопровода, °C;
    • tхв – t°C холодной подачи;
    • G2 – использование носителя в обратной магистрали, м. куб;
    • t2 – нагрев «обратки», °C.

    Выражение считает полученные Гкал открытой системы, погрешность учетных средств, аварийные утечки. Из этого метода нужно убрать количество тепла, идущего на горячее водоснабжение. Тогда гигакалории высчитываются по следующему принципу:

    Q=(G1×(t1-t2))/(1 000)=Гкал,

    где:

    • Q – использованная энергия, Гкал;
    • G1 – расход подающего носителя, м. куб;
    • t1 – температура в нем, °C;
    • t2 – нагрев «обратки», °C.

    Проведя анализ показаний, следует сказать, что при утечке ресурса, это выражение не фиксирует потерянные единицы теплоты, что не устраивает коммунальные предприятия.

    Можно посчитать приходящее тепло другими способами. Выражения расчета Гкал имеют две иных методики:

    Q=(((V1×(T1-T2)+(V1-V2)×(T2-T)))/1000

    или

    Q=(((V2×(T1-T2)+(V1-V2)×(T1-T)))/1000.

    Практически все значения в этих формулах те же, что и вышеприведенные. Поэтому можно самостоятельно посчитать удельный расход тепловой энергии на отопление здания. При переводе калорий в гигакалории нужно придерживаться международной системы – 1 Гкал = 1 млн. кал.

    Для ведения учета теплоносителя потребуются следующие данные:

    1. Температура в магистрали при входе и выходе узла учета тепловой энергии.
    2. Потребление рабочего вещества, проходящего через аппарат фиксирования.

    Последний показатель обозначается измерительными устройствами. Счетчики регистрации ресурса бывают двух категорий.

    • Стратегия социально-экономического развития
    • Паспорт региона
    • Районы и города
    • Знаменитые вятчане
      • Знаменитые вятчане
      • Почетные граждане
      • Награды и премии Кировской области
    • Герои Отечества
    • О награждении государственными наградами
    • История и символика
      • История
      • Символика
    • Культурное наследие
    • Великорецкий крестный ход
    • Народные промыслы
      • Народные промыслы Вятского края
      • Дымковская игрушка
    • Средства массовой информации
    • Общественная палата
    • Военные комиссариаты

    Об этом сообщило министерство промышленности и энергетики Кировской области.

    Напомним, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. В целях поддержки развития централизованного теплоснабжения Федеральным законом от 29.07.2017 № 279-ФЗ внесены изменения в данную статью.

    В частности, отменено исключение по установке приборов учёта тепловой энергии в зданиях, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (0,2 Гкал/ч), при котором ранее допускалось не устанавливать приборы учёта. Под данные изменения попадают здания, средняя площадь которых составляет менее 2500 м2 (с учётом характеристик здания).

    В связи с этим в срок до 1 января 2019 года собственники:

    · зданий, строений, сооружений, используемых для размещения органов государственной власти (местного самоуправления) и находящихся в государственной (муниципальной) собственности;

    · зданий, строений, сооружений и иных объектов, при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов);

    · многоквартирных домов;

    · жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключёнными к системам централизованного снабжения тепловой энергией и максимальный объём потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 Гкал/ч, обязаны обеспечить оснащение приборами учёта тепловой энергии при наличии технической возможности их установки, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию.

    При этом ресурсоснабжающие организации в свою очередь обязаны предоставить предложения собственникам объектов об оснащении зданий приборами учёта используемой тепловой энергии не позднее 1 июля 2018 года и до 1 января 2021 года обязаны совершить действия по оснащению приборами учёта тепловой энергии, снабжение которыми и передачу которых осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые не были оснащены приборами учёта тепловой энергии.

    Собственники зданий, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учёта тепловой энергии, должны обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учёта тепловой энергии и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учёта. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учёта используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесённые указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

    Проблемы учета и расчетов.

    Рассмотрим, какие могут возникнуть нюансы при учете горячей воды водосчетчиками-вертушками.

    1) Некоторые теплоснабжающие компании просят разбить м.куб. горячей воды на сетевую воду и Гкал или сами это делают. В этом случае заплатить нужно будет за Гкал по тарифу Гкал и за сетевую воду по тарифу сетевой воды.

    Чем отличается сетевая вода от горячей смотрите в статье «Гкал, теплоноситель, горячая и сетевая вода. За что платим?»

    Правомерно это или нет не важно, на мой взгляд, ПРИ УСЛОВИИ, что в результате такой разбивки сумма оплаты за горячую воду была такой же, как если бы Вы платили по тарифу горячей воды. Конфликты возникают, когда в результате такой разбивки сумма оплаты увеличивается, иногда значительно (смотрите пункт 2).

    Сама разбивка доставляет небольшие неудобства при сдаче показаний в теплоснабжающую компанию, но все не так страшно.

    Метры кубические умножаете на расчетную температуру, которую вам скажут в теплоснабжающей компании, делите на 1000 (переводите в Гкал) и получаете количество Гкал в горячей воде. Оформляете надлежащим образом и сдаете в теловикам. Формулу расчета тоже скажут в энергоснабжающей компании.

    м.куб. * t / 1000 = Гкал

    * упрощенный вариант расчета, правильнее умножать надо не на температуру, а на энтальпию. Значение энтальпии близко к значению температуры.

    2) Некоторые теплоснабжающие компании могут предъявить за потребленную горячую воду следующим хитрым образом:

    Вы сдаете показания по горячей воде с водосчетчика-вертушки в теплоснабжающую компанию в м.куб., на Гкал и сетевую воду не разбиваете.

    Тепловики рассуждают так: раз водосчетчик не считает Гкал, а только воду, то, за все, что накрутил водосчетчик-вертушка на трубопроводе горячей воде начисляется по тарифу сетевой воды, а за потребленные с горячей водой Гкал предъявляется по договорной нагрузке, то есть по нормативу!!!

    Хитрый ход!

    Тариф сетевой воды незначительный, меньше тарифа на холодную воду. А вот тариф на Гкал самый большой из всех коммунальных услуг.

    В счет-фактурах будет две строчки — сетевая вода и Гкал. Неопытный потребитель может сравнить количество сетевой воды с показаниями счетчика, а вот прикинуть количество Гкал не всегда. А кому-то это вообще не нужно, что выставили, то и оплатили.

    Счет за горячую воду получается такой, что если разделить сумму по счету на количество м.куб. по счетчику, стоимость 1 м.куб. будет на порядок больше утвержденного тарифа. А если пересчитать на Гкал, то получается, что горячая вода была больше 100 градусов.

    Причем преподносят, что водосчетчик, установленный на трубопроводе горячего водоснабжения, считает не горячую воду, а сетевую, поэтому тариф на горячую воду не применяется.

    Теплоснабжающие компании приведут кучу причин, технических и расчетных, чтобы обосновать такое начисление, но истинная причина — увеличить сбор денег. Подумайте, есть ли смысл идти и что-то доказывать тепловикам. Даже если Вы технически подкованы и загоните специалиста теплоснабжающей компании в угол, думаю, это ничего не изменит без суда или писем во все инстанции.

    3) Предполагается, что потребители получают горячую воду определенной температуры, точнее в определенном диапазоне, от одной котельной 55-60 градусов, от другой 65-70 градусов. Чем горячее вода, тем больше в ней Гкал и тем она дороже, и наоборот.

    Тариф на горячую воду рассчитывается и утверждается для конкретного населенного пункта исходя из средней расчетной температуры горячей воды. Тариф на горячую воду учитывает как стоимость сетевой воды, так и стоимость количества Гкал в этой сетевой воде исходя из расчетной температуры.

    Если 1 м. куб. горячей воды разбить на сетевую воду и Гкал, потом посчитать стоимость Гкал по утвержденному тарифу прибавить стоимость 1 м.куб. сетевой воды по утвержденному тарифу, то сумма должна равняться тарифу 1 м. куб. горячей воды. Зная тариф на сетевую воду и тариф на Гкал, можно вычислить расчетную температуру.

    По факту температура горячей воды может быть ниже, соответственно и Гкал в ней будет меньше, но водосчетчик, в отличии от полноценного узла учета, не считает Гкал, поэтому потребители оплачивают по полному тарифу.

    4) в нашей стране теплоноситель (горячая вода) не идеально чистый. Даже проходя через грязевики установленные в подвале и через магнитные фильтры он имеет взвеси ржавчины, песка и грязи. Поэтому со временем водосчетчики-вертушки могут подзабиваться и начинают показывать некорректно, т.е. меньше, чем по факту.

    Это может, например, увеличить разницу между суммой показаний квартирных счетчиков и общедомового, или привести к некорректному техническому учету внутри какого-нибудь предприятия.

    У каждого типа водосчетчиков есть свой поверочный интервал, как правило, для водосчетчиков на горячую воду он составляет 4-5 лет. То есть, через каждые 4-5 лет счетчик необходимо снимать и делать ему поверку.

    Поверка. Поверка средств измерений, определение погрешностей средств измерений и установление их пригодности к применению производится органами метрологической службы при помощи эталонов и образцовых средств измерений…

    Если поверочный интервал просрочен, то теплоснабжающая компания не допустит такой счетчик в коммерческий учет. А вот квартирные водосчетчики мало кто поверяет. Но управляющие компании уже более настойчиво требуют, чтобы все квартирные водосчетчики, у которых истек поверочный интервал, прошли гос. поверку. И процесс уже пошел. Но так как иногда поверка стоит дороже самих счетчиков, то негодовать начинают жильцы.

    Здесь я буду собирать наиболее часто востребованные нормативы по температуре горячей воды, температуре в жилом помещении, системам отопления и прочие со ссылками на нормативные документы. Что-то вроде шпаргалки.

    ГОРЯЧАЯ ВОДА.

    ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕПЛОВЫХ ЭНЕРГОУСТАНОВОК

    (утв. приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. № 115)

    9.5.8. При эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо:

    — поддерживать температуру горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного горячего водоснабжения:

    не ниже 60°С — в открытых системах теплоснабжения,

    не ниже 50°С — в закрытых системах теплоснабжения,

    и не выше 75°С — для обеих систем;

    * * * * *

    ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ

    (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354)

    Приложение № 1

    5. Обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09)

    допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании:

    в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) — не более чем на 5°C;

    в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) — не более чем на 3°C

    за каждые 3°C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложение № 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил.

    За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

    Перед определением температуры горячей воды в точке водоразбора производится слив воды в течение не более 3 минут.

    * * * * *

    ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ

    (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354)

    Приложение № 1

    5. Обеспечение нормативной температуры воздуха:

    в жилых помещениях — не ниже +18°C (в угловых комнатах — +20°C),

    в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°C и ниже — в жилых помещениях — не ниже +20°C (в угловых комнатах — +22°C);

    в других помещениях — в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000)

    допустимое превышение нормативной температуры — не более 4°C;

    допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) — не более 3°C;

    снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

    за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил

    Измерение температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется в комнате (при наличии нескольких комнат — в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м. При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям стандартов (ГОСТ 30494-96).

    * * * * *

    СНиП 41-01-2003 ОТОПЛЕНИЕ, ВЕНТИЛЯЦИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ

    6.5.5. Длину отопительного прибора следует определять расчетом и принимать, как правило, не менее 75 % длины светового проема (окна) в больницах, детских дошкольных учреждениях, школах, домах для престарелых и инвалидов, и 50 % — в жилых и общественных зданиях.

    При анализе температуры, первое, на что смотрят в теплоснабжающей организации — это перепад температур. Т.е. на разницу между температурой в прямом трубопроводе и обратном. Обычно смотрят на СРЕДНИЕ значения по распечатке за период (за месяц, например).

    Температура в прямом и обратном трубопроводах зависит от температуры наружного воздуха и должна соответствовать температурному графику, который рассчитывается в теплоснабжающей организации и должен прикладываться к договору.

    Температуру на входе (на границе балансовой принадлежности) должна выдержать теплоснабжающая организация, на выходе — Потребитель.

    Не факт, что в теплоснабжающей компании будут смотреть точное соответствие температурному графику, могут посмотреть примерно. Разница температур в 5-8 градусов явно маловата, и тогда достанут график. Скорее всего у теплоснабжающей организации возникнут претензии, могут выдать предписание на установку дроссельной шайбы или даже сделать перерасчет на температурный график.

    В зависимости от температурного графика и температуры наружного воздуха, перепад в 5-8°С возможен. У нас в городе, при просмотре распечаток с узлов учета тепловой энергии, инспектора ориентируются на перепад температур примерно 18-20 градусов.

    Допускается Отклонения от температурного графика по прямому трубопроводу ±3% , по обратному +5%, ниже нормы не лимитируется. (п. 9.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.)

    Температура теплоносителя должна изменяться в соответствии с температурой наружного воздуха. Чем холоднее на улице, тем холоднее в отапливаемом помещении, тем сильнее будут охлаждаться отопительные приборы (батареи), и тем горячее должен быть теплоноситель на входе.

    Теплоснабжающие компании могут заключить договор с метеостанцией, чтобы иметь официальные данные по температуре. Где взять потребителю официальные данные по температуре я не знаю.

    Проведем практический анализ по температуре.

    Возьмем распечатку с узла учета тепловой энергии жилого дома за 27 дней. Здесь для наглядности я взял другие реальные показания для анализа. Далее при анализе вернемся к показаниям из 1 части.

    Средние температуры за рассматриваемый период:
    по подающему трубопроводу +78,53°С
    по обратному трубопроводу +72,56°С

    перепад температуры за период = 78,53 — 72,56 = 5,97°С

    Средняя температура наружного воздуха с 01.01.2008 по 27.01.2008 по данным метеостанции составляет -15,76°С, округляем до целого числа получаем -16°С

    В соответствии с температурным графиком, при температуре наружного воздуха -16°С, температура в подающем трубопроводе должна быть 79,5°С.

    Допустимое отклонение ±3%, то есть температура в подающем трубопроводе должна быть в пределах 77,1 — 81,8°С.

    Как мы видим в нашем примере, теплоснабжающая организация выдержала температуру теплоносителя на входе.

    Теперь посмотрим температуру в обратном трубопроводе, которую должен выдержать Потребитель.

    В соответствии с температурным графиком, при температуре наружного воздуха -16°С, температура в обратном трубопроводе должна быть 56,6°С.

    Допустимое отклонение +5%, ниже не лимитируется, то есть температура в обратном трубопроводе должна быть в пределах 56,6°С и ниже.

    Как мы видим в нашем примере, Потребитель не выдержал температуру теплоносителя на выходе. Это называется перегрев (или перетоп) теплоносителя. Теплоснабжающая организация имеет право применить соответствующие санкции. Этот момент должен быть оговорен в договоре.

    Начнем с того, что проверим, по какой формуле считает теплосчетчик и сравним с формулой в проекте на узел учета тепловой энергии.

    Такая проверка обычно делается разово, после монтажа узла учета теплоэнергии, а также после поверки теплосчетчика. В нашем ТСЖ я дополнительно проверяю в начале отопительного сезона после запуска отопления, на всякий случай.

    В теплоснабжающих компаниях такую проверку должны делать инспектора ежегодно при допуске (повторном допуске) узла учета в коммерческий учет, а также специалисты, которые принимают показания для начисления за потребленные Гкал. Но, как правило, проверяют либо выборочно какое-то количество Потребителей, либо вообще не проверяют до тех пор, пока узел учета не начнет давать сбои.

    Для учебного анализа показаний по Гкал я взял те же показания котельной, что и в первой части. Для удобства выгрузил показания в программу MS Excel (программное обеспечение разработчика теплосчетчика позволяет это сделать), добавил столбики и забил в них проверочные формулы, которые Вы можете увидеть в шапке таблицы. Можете выборочно просчитать какие-нибудь дни или итоговые значения на калькуляторе.

    Если теплопотребляющие установки потребителя подключаются к закрытым водяным системам теплоснабжения по независимой схеме, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час — допускается отсутствие в составе узла учета расходомера теплоносителя в обратном трубопроводе при наличии расходомера (водосчетчика) на подпиточном трубопроводе (дополнен пункт 34 Правил)

    Проект узла учета, кроме точек учета на источнике тепловой энергии, разрабатывается на основании: а) технических условий; б) требований настоящих Правил и методики; в) технической документации на применяемые средства измерений что дает данное изменение — смотри пункт 39(1), которым дополнены Правила.

    Расчет платы за отопление при наличии в МКД двух ОПУ тепловой энергии

    25501

    Фото Видео 42942

    45606

    20104

    Фото 16598

    Фото 14575

    • Новости
    • Новости и объявления СРО
    • О партнерстве
    • Документы СРО
    • Условия вступления и членства в СРО
    • Контроль СРО
    • Реестр действующих членов СРО
    • Реестр исключенных членов СРО
    • Обучение и повышение квалификации
    • Личный кабинет
    • Образцы документов
    • Бланк энергопаспорта, XLS
    • Бланк энергопаспорта здания, XLS
    • Бланк энергопаспорта проекта здания, XLS
    • Бланк отчета, DOC
    • Программа энергосбережения
    • Энергодекларация
    • Методические материалы
    • Вопрос-ответ
    • Калькуляторы
    • Федеральные законы
    • Постановления Правительства
    • Распоряжения Правительства
    • Приказы министерств и ведомств
    • ГОСТы и стандарты
    • Прочие документы


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *