Виды и формы ответственности в международном праве

Автор: | 22.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды и формы ответственности в международном праве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Противоправность в международном праве означает несоответствие между правовой нормой и поведением государства.

Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены статьями 39, 41 и 42 Устава ООН, уставами некоторых региональных политических организаций. Практически все виды санкций, перечисленных выше, были применены к Германии, Италии и Японии после Второй мировой войны.

17. Виды и формы международной правовой ответственности государств

Репарации коренным образом отличаются от контрибуций. Контрибуции налагались государством-победителем в качестве «возмещения военных издержек» независимо от того, являлось оно потерпевшим или государством-агрессором. Репарации же — это всегда правомерное возложение обязанности возместить ущерб на правонарушителя. В настоящее время контрибуции запрещены международным правом.

Это могут быть официальные выражения сожаления и сочувствия, оказание почестей флагу потерпевшего государства, исполнение гимна государства в торжественной обстановке, принесение извинений, официальное признание факта правонарушения и т.д. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осуществляемые в порядке ресторации.

В статье рассматриваются особенности призвания международных организаций к нематериальному виду международно-правовой ответственности. Особое внимание автор уделяет анализу проекта Статей об ответственности международных организаций, разработанного Комиссией международного права ООН.

Во-вторых, проблема ответственности международной организации перед своими членами и не участвующими в членстве государствами. Наиболее ярким примером этого вида ответственности могут служить меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании Второй мировой войны. Германия, в частности, лиши­лась значительной части своей территории, на оставшейся был уста­новлен режим послевоенной оккупации. Была произведена демили­таризация Германии, а ее вооруженные силы были распущены.

Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав.

К реторсиям относятся: отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства.

Также в международном праве выделяют чрезвычайную репарацию, т. е. ограничение государства в правомочиях на пользование своими материальными ресурсами.

Федеральная власть распространяется на всю территорию и население государства, хотя члены федерации обладают определенной самостоятельностью. К федеративным государствам относятся — РФ, США, Канада, ФРГ, Бразилия, Индия и др.

Наиболее ярким примером этого вида ответственности могут служить меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании Второй мировой войны. Германия, в частности, лиши­лась значительной части своей территории, на оставшейся был установлен режим послевоенной оккупации. Была произведена демилитаризация Германии, а ее вооруженные силы были распущены.

Формы ответственности В законодательстве РФ предусмотрены разные формы ответственности за нарушение обязательств: возмещение убытков, неустойка, штраф, пеня.Центральное место среди них занимает возмещение убытков .

Согласно ст. 35, 36 Проекта статей об ответственности государств реституция – это восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Она может выражаться в возвращении неправомерно захваченного имущества.

Нужно отметить, что характер международно-правовых санкций могут носить лишь меры, применяемые только в ответ на правонарушения. Ответные меры, являющиеся реакцией субъекта на недружественный акт, пусть даже и совпадающие по форме с таковыми, санкциями не являются.

4.2 Признаки международно-правовой ответственности

Государства юридически не подчинены друг другу, что является выражением их суверенитета, имеющим внутреннюю и внешнюю стороны: — территориальное верховенство; — независимость в международных отношениях.

В зависимости от характера и степени опасности правонарушения она может осуществляться в форме предоставления удовлетворений потерпевшей стороне (сатисфакция), добровольного восстановления нарушенного состояния (реституция) и применения принудительных мер в виде санкций.

Политическая и материальная ответственность может возникать одновременно в результате совершения одного и того же правонарушения. Политическая ответственность возникает непосредственно из-за факта нарушения нормы международного права, а материальная ответственность – из-за возникшего имущественного ущерба. Возмещению подлежит действительный материальный ущерб.

В зависимости от характера и степени опасности правонарушения она может осуществляться в форме предоставления удовлетворений потерпевшей стороне (сатисфакция), добровольного восстановления нарушенного состояния (реституция) и применения принудительных мер в виде санкций.

Материальная ответственность возникает вслед-ствиенарушения нормы международного права, а также наступления имущественного ущерба. Политическая ответственность возникает вследствие нарушения нормы международного права, охраняющей интересы другого субъекта.

Как известно, правовая норма имеет трехчленную структуру. Она содержит в себе гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотезой называют определенные жизненные обстоятельства. В каждой жизненной ситуации необходимо соблюдать правила поведения, которые устанавливаются в диспозиции. За нарушение таких правил на человека может быть возложена санкция — мера наказания.

Санкции — это применяемые Советом Безопасности ООН, в соответствии со ст. 39, 41, 42 Устава ООН, принудительные действия в отношении государств-нарушителей.

Так, ЕС, по мнению автора, довольно существенно понес потерю в туристической и технологической сферах. Россия, в свою очередь имеет также существенные экономические проблемы. В частности, снизились макроэкономические показатели, поступления в федеральный бюджет страны. Проблемы коснулись военной и космической отрасли, так как электрооборудование поставлялось из США.

Санкции не могут иметь превентивного действия; их цель — защита и восстановление уже нарушенных прав субъектов международного права. Никакие ссылки на национальные интересы государства в качестве оправдания применения санкций не допускаются.

Однако вопрос о самостоятельной способности нести ответственность международной организацией по-прежнему остается открытым. Согласно первой позиции, международная организация не может нести международную ответственность, так как ее деятельность осуществляется за счет взносов государств. Такой позиции придерживаются, как правило, большинство советских и российских ученых, например, Н. А.

Для возникновения и осуществления на практике юридической ответственности требуются определенные, предусмотренные нормами международного права основания и условия.

Международная ответственность: понятие, виды

Они могут быть применимы международными организациями (универсальными и региональными), например ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба.

Цель санкций заключается в том, чтобы страна — объект санкций, ставящая под угрозу международный мир и безопасность, изменила свое поведение, а не в том, чтобы наказать или каким- либо образом покарать ее.

Что касается ответственности за исполнение преступных приказов, то Устав Международного военного трибунала по наказанию главных военных преступников 1945 г. зафиксировал норму — «тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности».

Международная практика выработала следующие формы реторсий: установление ограничений на импорт товаров из государства-нарушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого государства; введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством; предъявление завышенных требований к товарам и компаниям из страны-нарушителя; повышение налоговых платежей и др.

Самостоятельный вид санкций образуют разрыв или приостановление дипломатических и консульских отношений.

С учетом этого международно-правовую ответственность можно определить как обязательства субъекта международного права потерпеть определенные обстоятельства негативного характера вследствие причинения вреда другому субъекту международного права как в результате совершения международного правонарушения, так и в результате правомерной деятельности.

Репрессалии могут выражаться в приостановлении или разрыве дипломатических отношений, введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.

Юридические основания ответственности могут содержаться в любых источниках международного права и других актах, которые фиксируют обязательные для государства правила поведения.

В настоящее время политические санкции применяются против государства, нарушившего нормы международного права (совершившего агрессию, проводящего политику расизма, геноцида, апартеида), осуществляются по решению Совета Безопасности и представляют собой различного рода операции демонстративного и миротворческого характера вооруженных сил государств — членов ООН (ст. 42 Устава ООН).

Сегодня имперские наклонности большинства стран, к счастью, остались в прошлом. На первое место выходят понятия сотрудничества, коллективизма, открытого диалога и прочих демократических ценностей. Это значит, что понятие и виды ответственности в международном праве приобрели совсем другой характер.

Международными договорами РК являются ее международные соглашения, заключенные с иностранными государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В разных государственных образованиях свое развитие получили различные правовые нормы. Чуть позже государства стали контактировать между собой, и появилось понятие международного права. Сформировался и особый институт ответственности, целью которого было поддержание мира и безопасности. Особую роль сыграл протокол Лиги Наций «О мирном разрешении споров», подписанный в 1924 году.

Понятие и основания международно-правовой ответственности

При этом государство рассматривается как единое целое независимо от того, какой орган совершил деяние, которое квалифицируется как правонарушение. Государство отвечает за все свои органы, так же как и за действия должностных и других уполномоченных лиц. Определение системы органов государства является внутренней компетенцией этого государства.
Вместе с тем они также могут посягать на интересы другого государства, которые охраняются международным правом (например, надругательство над государственными символами другого государства). Государство должно предупреждать такие действия, а если они уже совершены — наказывать виновных.

Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.

Санкции как форма принуждения применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления. Применение таких санкций в других случаях нельзя считать правомерным, ибо по существу санкции являются реакцией государств (международного сообщества) на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба.

Поиск по рефератам и авторским статьям

Сафаргалина, Р. Р. Некоторые вопросы о видах и формах международно-правовой ответственности государств / Р. Р.

За всю свою историю человек не раз сталкивался с различными проблемами и трудностями. Разрешались они при помощи грубых, зачастую даже насильственных методов. Однако сила и оружие не могли стать источниками справедливости. Человек все чаще стал обращаться к мирному разрешению споров — путем договоров, соглашений и простых диалогов.

Применение санкций является крайней мерой и допускается лишь после того, как были исчерпаны все мирные средства урегулирования спора или конфликта и поддержания или восстановления международного мира и безопасности, включая временные меры, предусмотренные в ст. 40 Устава ООН.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *